Отто веддиген

Содержание

Веддиген, Отто

Отто Эдуард Веддиген
Otto Eduard Weddigen
Дата рождения 15 сентября 1882
Место рождения Херфорд, Германская империя
Дата смерти 18 марта 1915 (32 года)
Место смерти Северное море
Принадлежность Императорские военно-морские силы Германии
Род войск подводный флот
Годы службы 1901—1915
Звание капитан-лейтенант
Командовал U-9, U-29
Сражения/войны Первая мировая война, Битва за Атлантику
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

О́тто Эдуард Веддиген (15 сентября 1882 — 18 марта 1915) — немецкий подводник времён Первой мировой войны. Веддиген был одним из самых известных немецких подводников. Славу ему принесла атака 22 сентября 1914 года, в ходе которой U-9 под командованием Веддигена в течение часа потопила три британских крейсера: «Хог», «Абукир» и «Кресси».

Биография

Экипаж U-9. Отто Веддиген стоит в центре.

Отто Веддиген родился 15 сентября 1882 года в Херфорде. В 1901 году он поступил на военную службу в Императорские военно-морские силы Германии. 1 августа 1914 года Веддиген стал командиром одной из первых немецких подводных лодок — U-9.

Бой 22 сентября 1914 года

Основная статья: Бой 22 сентября 1914 года Схема атаки

22 сентября 1914 года U-9 в ходе патрулирования обнаружила три четырёхтрубных британских крейсера — броненосные крейсера «Хог», «Абукир» и «Кресси» из 7-й эскадры крейсеров. После торпедирования первого корабля британцы посчитали, что он подорвался на мине, остановились и начали работы по эвакуации экипажа. Таким образом, два неподвижных крейсера стали лёгкой добычей продолжившего атаку Веддигена. 1 459 человек погибли, 837 спаслись. Веддиген был награждён Железными крестами 2-го и 1-го класса.

Награждение

15 октября 1914 года U-9 под командованием Веддигена потопила британский крейсер HMS Hawke, после чего Веддиген был награждён за потопление четырёх крейсеров прусским орденом «Pour le Mérite», баварским Военным орденом Макса-Йозефа, рыцарским крестом саксонского ордена Святого Генриха и рыцарским крестом вюртембергского ордена Боевой славы.

Гибель

18 марта 1915 года Веддиген вывел U-29 в атаку на большую группу британских кораблей. В условиях плохой видимости он, занятый выбором цели, не заметил, как с правого борта на лодку надвигался линкор «Дредноут», получивший сообщение о лодке с линкора «Мальборо». После таранного удара U-29 со всем экипажем ушла на дно.

Британский адмирал Джеллико в своей книге «Гранд-Флит в войне 1914–1918 гг.» описал гибель германской подводной лодки. По предположению английского адмирала, Веддиген решил возвращаться обратно не через Канал, а обогнув Англию с севера, и 18 марта между мысом Питер-Хэд и Норвегией встретил английский флот. Вот что пишет Джеллико об атаке U-29: «Сначала последовала атака со стороны Веддигена на 1-ю эскадру английских линейных кораблей, шедшую зигзагообразными курсами со скоростью 15 узлов. Торпеда прошла в непосредственной близости за кормой линкора «Нептун». Командующий английским флотом приказал немедленно изменить курс на 12° вправо и увеличить ход до 17 узлов, чтобы выйти из района действия подводной лодки. Несколько южнее в это время проходила 4-я эскадра линейных кораблей курсом на Ферт-оф-Морей; она не последовала движению флагмана и тем самым приблизилась к позиции лодки. Линкор «Дредноут» увидел перископ лодки слева по носу и, дав полный ход, повернул на неё. Таранный удар удался, U-29 на несколько мгновений показалась над поверхностью, имея большой дифферент на корму, так что удалось прочесть надпись на носу, и затем быстро погрузилась».

Награды

  • Железный крест 2-го класса — 24 сентября 1914
  • Железный крест 1-го класса — 24 сентября 1914
  • Военный орден Макса-Йозефа (Бавария) — 11 октября 1914
  • Высший прусский орден «Pour le Mérite» — 24 октября 1914

> Память

Первое подразделение подводных лодок кригсмарине, впоследствии известное как 1-я флотилия, изначально было названо в честь Отто Веддигена флотилией Weddigen.

> Примечания

  1. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — С. 306. — ISBN 5-17-030194-4.

Ссылки

  • Отто Веддиген на UBoat.net

Это заготовка статьи о военном деятеле. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена С железным крестом на рубке: зыбкая удача Отто Веддигена — bSQljqKC41E.jpg (50.31 КБ) 876 просмотров «Эмблема с немецкой подводной лодки, входившей в состав «крестоносного» дивизиона. Лодка потоплена лётчиками черноморского флота в порту Констанца в августе 1944 года», – такое описание можно прочесть на табличке, лежащей под стеклом рядом с экспонатом музея Черноморского флота в Севастополе. Речь идёт о большом Железном кресте с буквой «W» и датой «1914», который является увеличенной копией немецкого ордена времён кайзеровской Германии. Лишь очень немногие посетители музея знают, что перед ними не просто символ победы над нацизмом, но и одна из святынь немецкого флота, впитавшая в себя соль трёх морей. Началась же эта история ещё в Первую мировую, когда командир маленькой субмарины Отто Веддиген один за одним отправил на дно три британских крейсера, наглядно продемонстрировав возможности подводных лодок.
В немецком флоте было две субмарины с номером U 9, воевавших в Первую и Вторую мировые войны соответственно. Обе они достигли выдающихся успехов, обе заслужили право носить на рубке знак Железного креста как особое отличие. На фото, сделанном в военно-историческом музее Черноморского флота в Севастополе, запечатлена эмблема U 9, воевавшей во Вторую мировую и потопленной советской авиацией в августе 1944 года
Первая эмблема, которая украсила рубку немецкой лодки, появилась благодаря кайзеру Вильгельму II, который 24 октября 1914 года пожаловал командиру подлодки U 9 капитан-лейтенанту Отто Веддигену (Otto Eduard Weddigen) высшую награду Королевства Пруссия и, соответственно, одну из высших всей германской империи – орден «Pour le Mérite». Кроме того, кайзер позволил подводной лодке U 9 в качестве персональной эмблемы нести на рубке «Железный крест» в знак особых заслуг этого корабля: 24 сентября 1914 года Веддиген был награждён Железным крестом сразу обеих степеней за потопление трёх британских крейсеров 22 сентября 1914 года. Такое награждение было большой редкостью и являлось очень почётным – до Веддингена за время существования империи Гогенцоллернов только два моряка получили обе степени сразу – в 1900 году корветтен-капитан Вильгельм фон Ланс (Wilhelm von Lans) и в 1902 году капитан цур зее Гвидо фон Узедом (Guido von Usedom).
Предвоенные годы — подводник на хорошем счету
U 9 была построена на «Кайзеровской Верфи» (Kaiserliche Werft) в Данциге и вступила в строй германского флота 18 апреля 1910 года. Лодка относилась к типу «U 9» из серии субмарин, оснащённых двигателями Кертинга, и обладала следующими характеристиками:
— водоизмещение (надводное/подводное), тонн – 493/611
— силовая установка – двигатели Кертинга 2×300 и 2×250 л.с., электродвигатели 2×580 л.с.
— скорость (надводная/подводная), узлов – 14,2/8,1
— длина корпуса 57,90 м
— ширина корпуса 6,00 м
— осадка 3,10 м
— четыре торпедных аппарата (два носовых, два кормовых), шесть 450-мм торпед
— экипаж 29 человек
С 1 октября 1911 года лодкой командовал Отто Веддиген, которому 25 апреля 1912 года было присвоено звание капитан-лейтенанта. Он служил на подлодках с 1908 года, командовал ранее подводными лодками U 4, U 3, U 5 и был одним из лучших офицеров молодого подплава Германии. Под командованием Веддигена U 9 отрабатывала тактические упражнения и маневрирование в Балтийском море. 14 октября 1912 года на ней произошёл взрыв, за которым последовал пожар в двигательном отсеке, вследствие чего лодка находилась в ремонте до 17 февраля 1913 года. К этому моменту U 9 была включена в первую полуфлотилию подводных лодок, базировавшуюся на Гельголанде.
Легендарный подводник капитан-лейтенант Отто Эдуард Веддиген, 1882–1915
Спустя несколько месяцев Веддигену удалось отличиться на манёврах. Вот как об этом вспоминал его вахтенный офицер Йоханнес Шписс (Johannes Spieß):
«U 9 особенно отличилась в тогдашних учебных манёврах. Например, 21 мая 1913 года нам удалось выпустить четыре торпеды (две с носа и две с кормы) и одним залпом выбить из строя три линейных корабля – «Фридрих дер Гроссе» , «Остфрисланд» и «Тюринген» , но эта учебная атака, обратившая на себя внимание высшего начальства, чуть было не обошлась нам очень дорого. Дело в том, что перед самым началом атаки наша эскадра изменила курс, о чём мы не знали, и ближайшая к нам лодка, находившаяся на поверхности, чуть не протаранила нас».
Во второй половине 1913 года лодка Веддигена проводила много времени в море вместе со своей флотилией. Субмарины занимались учебными манёврами в проливе Каттегат и вблизи острова Гельголанд. В декабре U 9 в первый раз попала в шторм и развеяла ранее бытовавшие сомнения в том, сможет ли подводная лодка выдержать штормовую погоду.
Открытка с изображением U 9
Подлодка Веддигена была на хорошем счету, поэтому она чаще всего посылалась на манёвры и учебные плавания. 30 января 1914 года на ней совершил первое подводное плавание командующий флотилией корветтен-капитан Герман Бауэр (Hermann Bauer) – в скором будущем командующий подводными силами Германии в Первой мировой войне.
Капитан-лейтенант Веддиген был специалистом торпедного дела, поэтому неудивительно, что на манёврах 16 июля 1914 года командующий флотилией выбрал именно его лодку для особого задания. В тот день Веддигену было поручено совершить учебную торпедную атаку малого крейсера «Гамбург». U 9 справилась с поставленной задачей, став первой в мире лодкой, которая провела стрельбу с перезарядкой торпедных аппаратов под водой. Стоит отметить, что именно эта практика с лихвой окупилась буквально два месяца спустя, принеся U 9 и её командиру мировую славу и место в морской истории.
Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево накалило политическую обстановку в Европе, поставив её страны на грань войны. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, и в тот же день подводники на U 9 впервые установили боевые взрыватели на торпеды и сняли со всех торпед учебные предохранители. К августу 1914 года у Германии было приблизительно два десятка боевых субмарин, часть из которых базировалась на Гельголанде, бывшем форпостом немецкого флота.
Легендарная подлодка U 9 в Киле. На фото хороши видны крышки кормовых торпедных аппаратов, из которых был потоплен крейсер «Кресси»
Как только начались боевые действия с Россией, командующий подводными силами Бауэр развернул свои лодки в Северном море на случай, если Англия всё-таки поддержит Антанту и станет противником Германии. В тот вечер на мостике U 9 Веддиген сказал Шписсу: «Шписс, смотрите, какое красное небо. Как будто весь мир купается в крови. Попомните мои слова – Англия объявит нам войну». Слова командира U 9 оказались пророческими – после невозможности разрешить ситуацию политическим путём Великобритания объявила войну Германии и направила войска на помощь Франции.
Звёздный час Отто Веддигена
6 августа энергичный Бауэр послал свои подлодки для нападения на британский флот у Скапа-Флоу. Это был смелый план, согласно которому 10 субмарин, включая U 9, должны были широким строем фронта следовать к линии Норвегия – Оркнейские острова для поиска неприятеля. До этого момента подводные лодки никогда не предпринимали таких дальних походов, и первое боевое крейсерство закончилось неудачей. 8 августа лодка Веддигена была вынуждена повернуть обратно из-за неисправностей двигательной установки. Оставшиеся девять лодок продолжили поход, но ничего не добились. 12 августа на Гельголанд вернулись лишь семь из них: U 13 пропала без вести, а U 15 разрубил надвое форштевень британского крейсера «Бирмингем» (HMS Birmingham).
Английский броненосный крейсер «Абукир» — первая жертва Отто Веддигена утром 22 сентября 1914 года
Первая кровь в подводной войне пролилась, и она была немецкой, но ответ не заставил себя ждать. 5 сентября в 16:45 подлодка U 21 обер-лейтенанта цур зее Отто Херзинга (Otto Hersing) торпедировала и потопила британский крейсер «Патфайндер» (HMS Pathfinder) у берегов залива Ферт-оф-Форт. Спустя же две недели Великобритания испытала настоящий шок от потери сразу трёх броненосных крейсеров, виной чему вновь была немецкая подлодка. Вот как описывают случившееся британские историки Р. Гибсон и М. Преднергаст в своём труде о подводной войне:
«Следующий удар был нанесён в южных водах с ошеломляющей силой. Со времени переброски в августе во Францию Экспедиционного корпуса в районе, известном под названием «Броуд-Фортинз» (Brood Fourteens), к югу от Доггер-банки (Dogger Bank), находился дозор, состоявший из старых броненосных крейсеров (7-я эскадра), имевший задачу прикрывать Дуврский патруль и оказывать поддержку флотилиям Гарвичского отряда (Harwich Force flotillas). Эта эскадра, прозванная в шутку «эскадрой живой приманки» («Live Bait Squadron»), слишком быстро оправдала своё зловещее прозвище. Как будто сама природа была в заговоре с атакующими, так как погода вечером 17 сентября заставила эскадренные миноносцы искать убежища в порту. Только после полуночи на 22 сентября коммодор Тируитт оказался в состоянии выйти в море из Гарвича (Harwich), чтобы образовать противолодочную завесу. В периоды свежей погоды эти большие крейсера несли дозор без какой бы то ни было охраны из эскадренных миноносцев. Опасностью от подводных лодок считали возможным пренебречь ввиду короткой крутой волны, разведённой штормом; кроме того, предполагали, что германские лодки находятся значительно севернее, у норвежского побережья. Согласно существовавшим распоряжениям, три крейсера – «Абукир» (HMS Aboukir), «Кресси» (HMS Cressy) и «Хог» (HMS Hogue) – шли в линии фронта на двухмильных интервалах друг от друга, курсом N, ходом около 10 узлов. На рассвете 22 сентября стихло и было ясно; у Шевенингских банок (Scheveningen) была большая зыбь. Около 7 часов 30 минут совершенно неожиданно мощный взрыв потряс «Абукир». Корабль сразу накренился и через 25 минут перевернулся, оставив большую часть своей команды барахтающейся в воде.
Считая, что причиной катастрофы являются мины заграждения, «Хог» приблизился для оказания помощи погибавшему кораблю и в свою очередь был подорван двумя торпедами. Через 5 минут его палуба покрылась водой, а ещё через 5 минут крейсер совершенно погрузился. Точно так же подошёл «Кресси» для спасения оставшихся в живых людей, тоже получил попадание двумя торпедами и через 1/4 часа затонул.
В последнем случае потери в людях были особенно велики, так как шлюпки «Кресси» были спущены на воду и всецело заняты подбиранием людей, оставшихся в воде после гибели двух других крейсеров. Только благодаря самоотверженной помощи двух голландских пароходов и нескольких лоустофтских траулеров, пренебрегших опасностью от предполагаемых мин заграждения, около 837 офицеров и матросов было спасено.
Несмотря на все старания спасти всех людей, эта трагедия стоила стране жизней 62 офицеров и 1073 матросов, многие из которых были призванными из запаса и гардемаринами. Таким ужасным образом обнаружилась подводная опасность в водах метрополии, причём потопление трёх кораблей было делом всего одной малой лодки U-9 под командой Отто Веддигена».
Стоит посмотреть на гибель трёх крейсеров с немецкой стороны – так сказать, в перископ U 9, с помощью воспоминаний очевидца этих событий Йоханнеса Шписса. Веддиген вышел в море 20 сентября, имея приказ прорваться через Дуврский пролив и осуществлять нападения на военные корабли и транспорты для препятствования перевозке английских войск в Бельгию. Рано утром 22 сентября он встретил упомянутые три крейсера у плавучего маяка Маас в крайне выгодном положении для их атаки. Корабли были обнаружены первым вахтофицером Шписсом, который немедленно вызвал командира на мостик. Поднявшись наверх, Веддиген приказал погружаться, чтобы атаковать под перископом. Лодка начала сближение с целями, которые были опознаны как четырёхтрубные британские крейсера. Экипаж U 9 горел желанием отомстить за гибель U 15.
Английские броненосные крейсера «Кресси» (вверху) и «Хог» (внизу). Из шести построенных в 1898–1904 гг. кораблей типа «Кресси» (головной корабль серии) ровно половина была потеряна в течение буквально одного часа!
Веддиген избрал первой жертвой своих торпед крейсер «Абукир», идущий в середине строя. В 07:20 торпедный аппарат №1 был подготовлен к стрельбе, и спустя короткое время из него была выпущена торпеда с расстояния 500 метров. Через 31 секунду на лодке услышали глухой взрыв. Веддиген поднял перископ, чтобы рассмотреть, что происходит на поверхности. Как пишет Шписс: «Мне только один раз удалось взглянуть на него в перископ: его корма ушла глубоко под воду, из четырёх труб валил густой пар, таран же ещё выглядывал из воды. Спускали спасательные шлюпки». Это был крейсер «Абукир».
Торпедный аппарат перезарядили, и в 07:55 Веддиген произвёл залп двумя торпедами по второму крейсеру, а затем, убрав перископ, приказал дать задний ход, так как расстояние до противника сократилось до 300 метров. Обе торпеды поразили крейсер «Хог», который также затонул. Теперь на очереди был третий крейсер, но в это время инженер-механик доложил, что батарея почти разряжена, и вскоре станет необходимо немедленно всплывать. Однако, несмотря ни на что, Веддиген продолжил атаку. В 08:20 кормовые аппараты U 9 разрядились двумя торпедами, одна из которых поразила цель. Но третий крейсер, «Кресси», получив торпедное попадание, тонуть не собирался, так как на нём были закрыты все люки и водонепроницаемые переборки, поэтому Веддигену пришлось потратить на него и последнюю торпеду, которая добила «подранка». По словам Шписса, это было ужасное зрелище:
«В 8 час. 35 мин. торпеда была выпущена и разорвалась у носовой части крейсера «Кресси»: чёрная туча взвилась кверху, а на её месте забил гигантский белый фонтан. Попадание было удачное. На наших глазах жизнь сотен людей превратилась в трагедию. Гигант медленно, всеми своими четырьмя трубами стал ложиться на левый борт, и люди, как муравьи, рассыпались по нему; сначала сгрудились на правом борту, а потом переползли на плоский киль, пока волна не смыла их. Тяжёлая картина для моряка!..»
В 08:50 U 9 всплыла на поверхность и взяла курс на базу, куда благополучно прибыла на следующий день. На Гельголанде экипаж лодки ждала торжественная встреча и награды – как уже говорилось, Веддиген получил Железный крест сразу II и I класса, остальной экипаж – кресты II класса.
Моряки экипажа U 9 после возвращения из сделавшего их знаменитыми похода. Все моряки с Железным крестом II класса, а командир лодки капитан-лейтенант Отто Веддиген получил сразу две степени этого ордена
По приходу на базу лодка была отправлена на верфь для ремонта. После его окончания произошёл знаковый эпизод в судьбе U 9, который вписал её в историю немецкого флота как подлодку №1 на все времена. Вот что писал Йоханнес Шписс: «Тем временем ремонт U 9 на верфи приближался к концу. По обеим сторонам нашей рубки появились изображения железного креста, которые впоследствии были сделаны из листового железа и привинчены к башне U 9. Один из них я сохранил у себя на память. Итак, мы были вполне готовы к выходу в море». С тех пор железный крест на рубке всегда будет присутствовать на подлодках с тактическим №9 как напоминание о событиях 22 сентября 1914 года.
13 октября Веддиген вновь вышел в море, заряженный на новые свершения. В этот раз лодка получила задание провести разведку между Оркнейскими островами и Норвегией и, по возможности, атаковать Гранд Флит на его якорной стоянке. Спустя двое суток, 15 сентября, U 9 обнаружила 10-ю бригаду бронепалубных крейсеров – однотипные «Хоук» (HMS Hawke), «Тизиус» (HMS Theseus), «Эндимион» (HMS Endymion), и каждый матрос на подлодке Веддигена ждал повторения прежнего успеха. Однако не тут-то было:
«Теперь англичане использовали полученный урок. Крейсеры типа «Эдгар» держались вдалеке друг от друга, постоянно изменяли курс, меняли скорость, иногда следуя 7-узловым ходом, иногда увеличивая его до 14 узлов. Атака таких целей была неизмеримо более трудной, так как условия сближения и атаки менялись каждую минуту. Такова была тактика уклонения от атак подводных лодок, предпринятая англичанами после гибели трёх крейсеров. Поэтому у U-9 ничего не вышло. Часами она выслеживала крейсеры, стараясь выйти на нужную дистанцию. Наконец, Веддиген и Шписс потеряли терпение и ушли на глубину».
Но всё же фортуна в тот день благоволила Веддигену. Ему удалось торпедировать и потопить крейсер «Хоук», который перед этим застопорил ход для приёма почты с «Эндимиона», а затем пошёл своим курсом, имея на момент попадания торпеды скорость 12–13 узлов. «Хоук» сразу получил крен, перевернулся и затонул в течение 8 минут, унеся с собой 526 человек экипажа. Но на U 9 этого не увидели. Как вспоминает Шписс, торпеда была выпущена в 11:53 с расстояния в 400 метров, и лодка, потеряв от взрыва управление, ушла с перископной глубины. Когда спустя 8 минут перископ вновь был поднят, то крейсер уже был под водой. Остальные корабли скрылись из виду. Впрочем, спустя час они снова были атакованы, но «Тезеусу» удалось уклониться от торпеды, выпущенной c U 17.
Британский бронепалубный крейсер «Хаук» до своей гибели успел прославиться столкновением в 1911 году с систершипом знаменитого «Титаника» — океанским лайнером «Олимпик»
После этого успеха Веддиген продолжил выполнение задания и совершил неудачную попытку проникнуть в Скапа-Флоу. У входа на стоянку он атаковал английские миноносцы, но так увлекся, что сам был обнаружен и чуть было не протаранен одним из них. 23 октября U 9 вернулась на базу под громкие крики «Ура!». Два похода Веддигена стоили англичанам потери трёх броненосных крейсеров в 12 000 тонн каждый, одного бронепалубного крейсера в 7350 тонн водоизмещения и 1990 погибших моряков. Это был потрясающий успех, и 24 октября 1914 года кайзер Вильгельм II наградил командира U 9 орденом «Pour le Mérite» – Веддиген стал первым подводником, удостоенным столь высокой награды.
Быстрый восход, быстрый закат…
Больше на U 9 Веддиген в море не выходил. В качестве командира на мостике его сменил Йоханнес Шписс, так как подводный ас был вынужден пройти лечение травмированной ноги (растяжение связок на ступне). В феврале 1915 года Отто Веддиген получил под свою руку новую лодку U 29, на которой в первых числах марта вышел в Дуврский пролив для действий против вражеского торгового судоходства на западных подходах к Англии, между Ирландией и Бретанью. Установлено, что за короткий период своего похода, с 11 по 14 марта, Веддиген потопил там четыре судна общим тоннажем 12 934 тонн и повредил ещё два. Однако на базу U 29 так и не вернулась.
Немецкий историк А. Гайер, ссылаясь на адмирала Джеллико, пишет по этому поводу в своей работе следующее:
«Об участи, постигшей U-29, строились всевозможные догадки: между прочим, предполагали злоупотребление неприятелем нейтральным флагом. Затем появилось известие, гласившее, что U-29 погибла при атаке английского флота. Наконец, адмирал Джеллико в своей книге «Гранд-Флит в войне 1914–1918 гг.» приподнял завесу над судьбой лодки. По предположению английского адмирала, Веддиген решил возвращаться обратно не через Канал, а обогнув Англию с севера, и 18 марта между мысом Питер-Хэд и Норвегией встретил английский флот. Вот что пишет Джеллико об атаке U-29: «Сначала последовала атака со стороны Веддигена на 1-ю эскадру английских линейных кораблей, шедшую зигзагообразными курсами со скоростью 15 узлов. Торпеда прошла в непосредственной близости за кормой линкора «Нептун». Командующий английским флотом приказал немедленно изменить курс на 12° вправо и увеличить ход до 17 узлов, чтобы выйти из района действия подводной лодки. Несколько южнее в это время проходила 4-я эскадра линейных кораблей курсом на Ферт-оф-Морей; она не последовала движению флагмана и тем самым приблизилась к позиции лодки. Линкор «Дредноут» увидел перископ лодки слева по носу и, дав полный ход, повернул на неё. Таранный удар удался, U-29 на несколько мгновений показалась над поверхностью, имея большой дифферент на корму, так что удалось прочесть надпись на носу, и затем быстро погрузилась».

ДЕЙСТВИЯ ФРАНЦУЗСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ФЛОТОВ В 1800 — 1802 гг.

В июне 1801 г. противостояние Англии и стран северного союза завершилось, но в Ла-Манше и Средиземном море продолжались боевые действия с Францией.

В северо-западной части Франции — в Вандее, Бретани и Нормандии — в конце 1799 г. вновь начались волнения против Директории. 4 июня 1800 г. английская эскадра из пяти линейных кораблей, четырех фрегатов и пяти транспортов подошла к бухте Марбиан (между Сен-Назером и Лорианом), чтобы оказать помощь роялистам. 6 июня 300 солдат высадились на берег, сожгли французский фрегат, уничтожили два брига, два тендера, взяли 100 пленных.

В начале 1800 г. английский флот Канала из 38 линейных кораблей крейсировал у Бреста, блокируя франко-испанский флот из 45 линейных кораблей.

Целая цепь мелких судов, находившаяся вдоль северного побережья Франции и берегов Бискайского залива, следила за подвозом к Бресту, который нуждался в огромном количестве материалов и припасов для союзного флота. Результатом этого явилась скудость снабжения союзных кораблей, что делало их неспособными к продолжительному плаванию и возможность им выходить только в исключительно штормовые погоды, которые отгоняли англичан, что обыкновенно приводило к серьезным повреждениям союзных кораблей.

Вследствие этих причин Ф. де Брюи не мог выполнить приказания Бонапарта в феврале 1800 г. выйти из Бреста с 30 союзными кораблями, чтобы перейти в Тулон, освободить Мальту и быть готовым для плавания в Египет.

В Средиземном море эскадра А Кейта блокировала Мальту, а также Геную, помогала австрийцам изгнать французов из Пьемонта и Тосканы.

Наполеон, став 1-м консулом, решил оказать помощь египетской армии генерала Мену. Он заключил союз с Павлом I, и русский флот не препятствовал французам в Средиземном море, объявил войну Португалии, что задержало отправку в Египет с острова Минорка английского корпуса генерала Р. Аберкромби; двинул корпус Сульта в Неаполитанское королевство для занятия портов Бриндизи, Отранто и Тарента, чтобы ими не воспользовались англичане, как наиболее удобными для отправки войск в Египет.

Наполеон также приказал перевезти в Египет 5000 войск. Ввиду отсутствия снабжения для большого флота, Бонапарт приказал контр-адмиралу О. Гантому в октябре 1800 г. выйти из Бреста с семью лучшими линейными кораблями Брестского флота, на которые посадить 5000 солдат и погрузить значительное количество боевых и продовольственных запасов, собранных со всего флота, которые он должен был доставить в Египет.

О. Гантому удалось выйти только ночью 23 января во время жестокого шторма, отогнавшего английскую эскадру от Бреста. 9 февраля он вошел в Средиземное море. Взяв по пути несколько английских судов в плен, французы 19 февраля прибыли в Тулон. Дважды французы выходили из Тулона, чтобы следовать к Египту, но каждый раз, встретив английские корабли, возвращались.

Наполеон приказал О. Гантому сделать еще одну попытку доставить помощь египетской армии. 27 апреля, уже после подписания капитуляции французских войск в Египте, О. Гантом вышел в море и, зайдя в Ливорно и Бриндизи, 7 июня подошел к берегам Египта. Он решил высадить войска к западу от Александрии. Но в тот момент, когда все было готово к высадке, на востоке показались суда лорда Д. Кейта. На судах О. Гантома обрубили якорные канаты, спешно пошли в море и 22 июля вернулись в Тулон.

Французская армия в Египте, даже не получая подкреплений, продолжала боевые действия. В марте 1800 г. генерал Ж.Б. Клебер разгромил пришедшую из Сирии турецкую армию.

Тогда английским правительством был разработан план высадки 20 000 английских войск западнее устья Нила для совместных действий с сирийской армией турок. В конце 1800 г. в Гибралтаре сосредоточился флот и сухопутные войска адмирала Д. Кейта и генерал-лейтенанта сэра Р. Аберкромби для действий против французской армии в Египте. 31 января 1801 г. флот подошел к берегам Малой Азии (Анатолии) в бухту Мормарис Туда же пришли турецкие суда.

Английский корпус генерала Р. Аберкромби (17 тысяч) с эскадрой Д. Кейта (135 судов) 22 февраля 1801 г. отправился к Египту и прибыл 1 марта 1801 г. на Абукирский рейд. 8 марта англичане начали высадку. Благодаря значительному количеству плавсредств они высадили на берег сразу 6 тысяч. Начавшаяся этой высадкой кампания привела к капитуляции французских войск в Египте. 31 марта 1801 г. генерал Ж. Мену подписал конвенцию об очищении Александрии и возвращении французских войск во Францию. В сентябре 1801 г. остатки французских войск покинули Египет. Так закончилась Египетская экспедиция Наполеона

Одновременно с посылкой О. Гантома в Египет, Бонапарт решил сосредоточить значительные морские силы в Кадиксе, чтобы действовать на сообщениях английского флота со Средиземным морем. Адмирал Ф. де Брюи получил приказ идти в Кадикс, где находилось около 10 испанских кораблей. Туда же были направлены из Тулона под командованием контр-адмирала Д Линуа три корабля. Однако Ф. де Брюи так и не удалось выйти из Бреста.

Английская эскадра Д. Сомареца (семь линейных кораблей, фрегат и бриг) находилась у Кадикса. Это был передовой отряд эскадры, блокировавшей Брест, который пошел за О. Гантомом.

1 июля 1801 г. у Гибралтара появилась французская эскадра контр-адмирала Д. Линуа, а спустя три дня французы стали на рейде Алжезираса. 6 июля к рейду подошла английская эскадра, которая на следующее утро атаковала французов. Французы отчаянно сопротивлялись, один английский корабль сел на мель и был взят французами. После боя Д. Сомарец отошел к Гибралтару и приступил к исправлению повреждений.

Утром 9 июля пять испанских линейных кораблей, три фрегата и люгер под командованием генерала Д. Ж. де-Моренго направились из Кадикса к проливу и к 15 часам подошли к Алжезирасу с целью сопровождать корабли Д. Линуа.

12 июля французские и испанские суда снялись с якоря и направились к Кадиксу. Из Габралтара вышла английская эскадра Д. Сомареца и погналась за союзниками. В 20 часов англичане обнаружили противника и начали преследование. Силы противника: испанцы — пять линейных кораблей и фрегат, французы — четыре линейных корабля, два фрегата, люггер, англичане — шесть линейных кораблей, фрегат, бриг и поляка.

Ночью английский адмирал принудил арьергард противника вступить с ним в бой. Д. Линуа, прекрасно командовавший в бою 6 июля у Алжезираса, во время ночного боя растерялся и потерял управление эскадрой. Союзники, потеряв три корабля, в том числе два 112-пушечных, укрылись в Кадиксе.

Таким образом, все попытки Бонапарта перехватить инициативу на море разбились об английский флот, и как Мальта, так и египетская армия вынуждены были капитулировать.

Видя крушение всех своих планов в Средиземном море, Бонапарт для одоления своего главного противника задумал грандиозную высадку в Англию и с 1800 г. начал собирать и строить в портах Ла-Манша значительное количество мелких судов для перевозки армии. После заключения Люневильского мира 1-й консул Наполеон думал о перенесении военных действий на территорию Англии. 12 июля 1801 г. он издал указ о соединении в Булони 9 отделений канонерских лодок, 9 батальонов войск и артиллерии.

Приготовления эти встревожили англичан. Началось укрепление берегов. Командующим оборонительной эскадрой, состоящей из фрегатов, бригов, бомбардирских судов и более малых судов, был назначен вице-адмирал Г. Нельсон. Под напором общественного мнения в августе он два раза атаковал французскую флотилию. Но французы отбили атаки, англичане понесли ощутимые потери. На этот раз Г. Нельсон потерпел неудачу.

На самом деле французская десантная операция была далеко не готова и, собственно, не угрожала еще серьезно английским берегам, а вскоре (октябрь 1801 г.) были подписаны условия предварительного мирного договора

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>ВМС Великобритании (Англии)

Военно Морские Силы Великобритании (Англии)

Великобритания, страна вписавшая свое имя в историю, благодаря своему Королевскому Флоту. Для того чтобы объяснить их структуру, историю и общие характеристики лучше разделить эту статью на пункты.

Официальной датой образование Королевского военно-морских сил считается 1717-ый год, год образование парламентского королевства (после гражданской войны Великобритании 1642-1651 гг.), строй правление, которым Великобритания пользуется по сей день. Однако первые военно-морские силы были созданы еще в конце девятого века, между 871-899 годами. Король Вессекса Альфред впервые использовал флот для защиты королевства. До тринадцатого века боевые судна использовались для защиты прибережных территорий. Первое морское сражение Британского флота произошло в морском сражение «Слуиз» 1340-го года. В шестнадцатом веке, во время правления королевы Елизаветы Первой, военно-морские силы стали основным родом войск Великобритании.

Несмотря на то, что Великобритания морская страна, флот Англии еще долгое время не мог получить статус сильнейшего в мире. Сильные флотилии Франции, Испании, Португалии, Османской Империи тормозили развитие Королевского флота. Так продолжалось до восемнадцатого века. Гражданская Война построила новый строй в стране, после чего Великобритания стала развиваться быстрыми темпами во всех направлениях. Впервые название «Королевский Флот» было использовано как раз после гражданской войны, во время правления Короля Чарльза III-го.

Впоследствии поисков новых торговых путей, человечество узнало о существование Америки. Началась активная борьба за колонии всеми державами того времени. Благодаря своевременному развитию морского флота, Великобритания смогла провести успешную колониальную компанию. В итоге чего, оппоненты Великобритании в лице Испании и Франции создали коалицию против нее. Решающее сражение произошло 21-го октября 1805-го года при морском сражение «Трафалгар», где Флот Англии во главе с Адмиралом Нельсаном нанесли позорное поражение силам коалиции. В составе Королевского флота было 21 боевой корабль, в то время как коалиция 39 кораблей. Особенность этого сражение в том, что после него Великобритания стала сильнейшей морской державой в мире и разрушила идею Наполеона по захвату Великобритании. Более того морское сражение «Трафалгар» считается одним из трех великих морских сражений в истории. После этого ничего не могло остановить Великобританию в их колониальной компании и получение статуса «Империи, над которой не садится солнце». Такое положение дел продлилось вплоть до Первой Мировой Войны.

История морского флота Англии

Первыми военными кораблями Англии были гребные. На их место со временем пришли парусные корабли, которыми Великобритания пользовалась долгое время. С появлением технологии паровых машин, Адмиралтейство обратили на это свое внимание и в начале девятнадцатого века начали постройку боевых кораблей на паровых двигателях. Первым боевым судном с паровым двигателем является «Комет». Со временем параходофрегаты перешли с колесной системы хода на винтовую систему. Для этого они провели тест на мощность, где винтовые корабли показали свое превосходство. Первым большим винтовым боевым судном является фрегат «Агамемн», на борту которого было 91 корабельного орудие. Первый броненосец «Вариор» появился в 1860-ом году. В 1870-х годах с появлением торпед и морских мин, появились первые миноносцы и эсминцы. Благодаря своей развитой отрасли кораблестроение в отличие от других стран, Великобритания не имела особых проблем с постройкой кораблей и их содержанием. Однако после экономического роста других стран, Адмиралтейство ввело Двухдержавный стандарт, в следствие чего Королевский Флот должен был быть сильнее двух любых флотов мира вместе взятых. Это привело к замедлению развития мощи Великобританского Флота. 1890-х годах началась эпоха линкоров, в которой Великобритания имела весомое преимущество над остальными державами благодаря своим линкорам с 12-и дюймовыми корабельными орудиями. Однако появление подводных лодок в начале двадцатого века развеяли все мысли о преимуществе линкоров. Первая подводная лодка «Холланд I» была построена и спущена в 1901-ом году. Длина этого типа подводных лодок «7» была 19,3 метра.

Королевский Флот во время Первой Мировой Войны

Во время Первой Мировой Войны Королевский Флот еще был самым сильным в мире. Благодаря успешным военным действиям неоднократно одерживал победу в таких сражениях как в Гельголандской Бухте, при Коронеле, Фолкленский, у Доггер-Банки и конечно же в Ютландском. В последнем из перечисленных сражений Великобритания лишила всех надежд Германии на успех в море. В 1914-ом году Королевский Флот уничтожил Восточно-Азиатскую флотилию Германии. Более того военно-морской флот являлся основным защитником торговых судов своих союзников.

Другой важной стороной времен Первой Мировой Войны является использование авиации и строительство гидроавианосцев. Первый гидроавианосец «Аргус» был построен в 1918-ом году.

Королевский Флот во время Второй Мировой Войны

После Первой Мировой Войны настало время проповедей Вилсона о всемирном мире, впоследствии чего были подписаны «Вашингтонское» соглашение и «Лондонские» соглашения, ограничивающие страны в наличие флота. В связи с этим Великобритания встретила реальные проблемы, вследствие чего ей пришлось уменьшить размер своего флота.

Несмотря на ограничивающие соглашения, Великобритания вошла во Вторую Мирою Войну одним из лидеров в военно-морском показателе. Королевский Флот сыграл огромную роль в остановке фашисткой Германии, не дав последней захватить Великобританский остров. Более того военно-морские силы Британии снабжали провизиями Мальту, Северную Африку, Италию (после смерти Муссолини); проводили артиллерийскую поддержку и перекрывали стратегически важные места.

Королевские морские силы понесли реальные потери во время Второй Мировой. Успешные действия немецкого флота, в частности субмарин, потопили авианосец «Арк Роял», около 10 крейсеров, 20 эсминцев, 25 фрегатов и многие другие второстепенные военные корабли.

Королевский Флот Англии во время «Холодной» Войны

После серьезных потерь во Второй Мировой, Королевский Флот потерял статус морской державы. Безопасность Северо-Атлантического региона перешли на плечи Соединенных Штатов. Однако политика Черчилля, а затем и последователей старались восстановить былую мощь боевых кораблей. Таким образом в 1950-х и 1960-х годах Великобритания начала масштабную постройку боевых кораблей: 2 авианосца типа «Одейшес», 4 авианосца типа «Центавр», фрегаты типа «Линдэр» и эсминцы типа «Коунти». Впоследствии чего Великобритания перегнала морскую военную мощь Советского Союза. Однако Реформы 1964-го года уменьшили значимость флота, включили Адмиралтейство в состав Министерство Обороны и вывели флот с Суэцкого канала.

Во время Холодной Войны Королевский Флот был задействован во многих региональных кризисах: Ирано-Иракская Война 1962-го года, кризис в Таньганьики в 1964-ом году, кризис в Индонезии 1964-66 гг, Тресковые Войны 1965-го года и Фолелендская Война. Последняя показала мощь ВМС Великобритании.

Современное состояние флота

После сокращение финансов, Королевский Флот вновь потерял темп своего развитие. В наши дни Великобритания имеет на счету 33 боевых корабля с суммарным водоизмещением 260 000 тонн и средним возрастом 16 лет (27% кораблей моложе 10 лет). Боевые корабли:

  1. 2 авианосца типа «Квин Элизаббет» («Квин Элизаббет» и «Принц оф Уэлс»)
  2. Десантный вертолетоносец «Оушен» («Оушен» – персонал 450 человек, макс. скорость 16 узлов, проходимость 8000 морских миль).
  3. 2 Универсальных десантных корабля типа «Альбион» («Альбион» и «Булварк» – макс. скорость 17.8 узлов, длина 176 м, проходимость 8000 морских миль)
  4. 6 дестроеров типа «Даринг» («Даринг», «Даунтлесс», «Даямонд», «Дефендер», «Драгон» и «Дункан» – длина 152м, ширина 21.2, проходимость 8000 морских миль)
  5. 13 фрегатов типа «23» («Эргил», «Ярон Дьюк», «Кент», «Ланканстер», «Монмоут», «Норламберлэнд», «Монтрос», «Ричмэнд», «Портлэнд», «Сомерсэт», «Албанс», «Вестиминстер» и «Соудернлэнд»)
  6. 1 фрегат типа «26» («Глэзгоу»)
  7. 8 минных тральщика типа «Сандаун»
  8. 8 минных тральщика типа «Хант»
  9. 4 сторожевого корабля типа «Ривер»
  10. 16 патрульных катеров типа «Р2000»
  11. 4 баллистической субмарины типа «Вангуард»
  12. 6 субмарины типа «Астьют»
  13. 4 субмарины типа «Трафалгар»

Королевский Флот также имеет множество вспомогательных кораблей, авиацию и морскую пехоту.

Более того Великобритания имеет план на строительство подводных лодок типа «Дреднаут» и фрегатов типа «26».

Военно-морские силы Великобритании в какой-то период времени был самым сильным флотом в мире. Сейчас он является 4-ым флотом в мире по своей мощи и силе.

Империя Северного Моря

Историческое государство

Империя Северного Моря

Nordsøveldet
Nordsjøveldet

владения Кнуда Великого (Норвежские земли Емтланд, Херьедален, Идре, Сарна не включены в эту карту)



← →

→ 1028 — 1035

Столица

Рибе, Дания

Язык(и)

Древнескандинавский язык, Древнеанглийский язык

Религия

Христианство, Германское язычество

Форма правления

Личная уния, Монархия

Король

• 1028–1035

Кнуд Великий

История

• 1016

Битва за Ассандун и Кнуд Великий становится Королем Англии

• 1018

Кнуд Великий становится Королем Дании

• 1026

Битва на реке Хельге

• 1028

Кнуд Великий стал Королем Норвегии

• 1035

Распад Империи Северного Моря

Датская Империя Северного моря, также известная как Англо-саксонская империя, существовала между 1016 и 1035 и была государством с талассократической формой правления, управляемым Кнудом Великим который был Королём Англии, Дании, Норвегии и некоторых частей современной Швеции.

Краткая история

В 1016 году, победив в битве при Ассандуне, Кнуд стал королем Англии. В 1018 году он унаследовал Данию у своего брата Харальда. Король Кнуд жил в ней до 1020 года, а потом с 1022 по 1023. В 1026 в Швеции году он победил в битве на реке Хельге. В 1028 году он, использовав английский флот из 50 кораблей захватил Норвегию. Однако попытка отдать её под власть его неофициальной супруги Эльфгифу Нортгемптонской и их общего сына Свена Кнутссона поначалу оказалась неудачной. В 1030 году ему пытался противостоять Олаф II, однако в сражении при Стикластадире, Олаф был убит. В 1033 году в центральной части страны вспыхнули мятежи, Эльфгифу и Свен бежали в южную Норвегию, а в 1035 года страну возглавил сын Олафа II Магнус Благородный.

Возникновение империи

Англия

Кнуд Великий был младшим сыном датского короля Свена Вилобородого. Когда его отец умер 3 февраля 1014 года во время вторжения в Англию, Кнуд, оставшийся командовать флотом на реке Трент, был признан датчанами. Однако вторжение провалилось: жители Королевства Линдси, которые обещали снабжать лошадей для тактического рейда, не были готовы, поэтому англичане успели вернуть короля Этельреда, которого они ранее отправили в изгнание, после того, как он согласился управлять страной менее жёстко.

Брат Кнута Харальд стал королём Дании, но с помощью Эрика из Норвегии Кнуд собрал новый флот для вторжения и летом 1015 года вернулся в Англию. Англичане в это время были ослаблены интригами среди короля, его сыновей и других дворян. В течение четырёх месяцев один из сыновей Этельреда, контролировавший Уэссекс, историческое сердце королевства, пообещал быть преданным Кнуду. Ещё до начала решающей битвы за Лондон, Этельред умер 23 апреля 1016 года. Лондонцы выбрали его сына Эдмунда своим королём, в то время как большинство дворян собрались в Саутгемптоне и поклялись в верности Кнуду. Кнуд осадил Лондон, но был вынужден уйти, чтобы пополнить свои запасы; однако преследуя датчан, совершивших набег на Уэссекс, Эдмунд сам потерпел поражение в битве при Ассандуне. Он и Кнуд заключили соглашение, согласно которому Эдмунд сохранил Уэссекс и признавал за Кнудом право управлять всей Англией к северу от Темзы. Но 30 ноября 1016 года Эдмунд в свою очередь умер, оставив Кнуда королём Англии.

Летом 1017 года Кнуд укрепил свою власть, женившись на вдове Этельреда, Эмме, хотя он ранее женился на английской дворянке, Эльфгифу Нортгемптонской. В 1018 году он расплатился со своим флотом (особенно деньгами из Лондона) и был полностью признан королём Англии.

>Корабли ВМФ Англии

Военный Флот Англии

Военно-морские силы Великобритании берут свое начало еще с 1660 года. За 450 лет существования они успели пройти разные этапы, в том числе в свое время являлись сильнейшим флотом в мире. Английские корабли принимали активное участие в I и II мировых войнах, а на данный момент Королевский ВМФ входит в пятерку мощнейших флотов мира.

Структура и дислокация Королевских ВМС

Современный флот и морская авиация имеют следующие базы:

  1. Девонпорт – самая крупная база в Западной Европе, единственная в Англии, которая имеет возможность ремонта атомных судов. Расположена в юго-западной части страны.
  2. Клайд – базируется в Шотландии, здесь закреплены все британские субмарины.
  3. Портсмут – главная база Великобритании, находится в проливе Те-Солент. Порт имеет возможность принимать все классы кораблей, однако на вооружении находятся только надводные судна.
  4. Морская авиабаза Калдроуз – крупнейшая вертолетная база в Европе
  5. Морская авиабаза Йовилтон – второй аэродром ВМФ Британии, находится в графстве Сомерсет.
  6. Собственная база в Бахрейне – расположена в Персидском заливе.

По состоянию на март 2016 года флот насчитывает 77 боевых кораблей, введенных в эксплуатацию. Рассмотрим подробнее их виды и вооружение.

Авианосцы

Авианосец типа «Королева Елизавета» должен быть сдан в эксплуатацию в декабре 2017 года. Он будет выполнять, в том числе, функции десантного корабля с возможностью размещения 250 морских пехотинцев и до 40 единиц авиации. В качестве вооружения планируется:

  • Многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II
  • Ударные вертолеты Merlin
  • Транспортный вертолет Chinook и др.

В составе флота находится также вертолетоносец Ocean, включающий 18 вертолетов AW159 Wildcat, Merlin и Chinook.

Подлодки

Субмарины представлены следующими типами:

  • Быстроходные атомоходы типов «Трафальгар» и «Астьют» – 6 единиц. Включают крылатые ракеты «Томагавк» и «Гарпун», торпеды, в том числе супер тяжелые 533 мм.
  • Стратегические атомные подлодки типа «Вэнгард» – 4 единицы. На вооружении находятся баллистические ракеты Трайдент II D5 (UGM-133A), а также управляемые торпеды.
  • LR-5 – глубоководный спасательный аппарат, оказывает помощь затонувшим субмаринам.

Эсминцы

Ракетные эскадренные миноносцы типа 45 «Дэринг» вошли в строй ВМФ в нынешнем веке в количестве 6 кораблей. Они включают установку вертикального пуска ракет «Астер», противолодочный сонар MFS-7000, а также 1 вертолет Мэрлин.

Линкоры

Английские линейные корабли состояли на вооружении флота в начале 20 века, однако в период Первой и Второй мировых войн практически все из них были затоплены, так как несмотря на бронирование они очень уязвимы. Ввиду этого было принято решение отказаться от строительства подобных судов.

Фрегаты

Фрегаты представлены 13 кораблями класса «Дюк», тип 23. Они включают в себя следующее вооружение:

  • Вертолеты Lynx HMA8, Sea Skua и Мэрлин HM-1;
  • Вертикальный зенитный ракетный комплекс «Sea Wolf» GWS.26 VLS;
  • Противокорабельные крылатые ракеты «Harpoon»;
  • Легкие торпеды «Sting Ray».

Катера

Патрульные и учебные быстроходные катера класса P2000 (или «Арчер») и «Scimitar» расположены вдоль всего побережья Великобритании. В качестве вооружения имеют 20-мм пушки и универсальные пулеметы.

Тральщики

13 минно-тральных судов класса «Хант» и 7 класса «Сэндаун» были введены в строй в конце 80-х годов 20 века, включают систему уничтожения мин SeaFox, противоминные аппараты MS 14. Данные корабли выполняют патрульные задачи.

Корвет

Эскортные корветы в Англии производились в первой половине 20 века. Они состояли на вооружении у Великобритании и США. Однако, в современных условиях использование данных кораблей нецелесообразно, поэтому они не числятся в составе Королевского ВМФ.

Звания ВМС Великобритании

Система формирования званий королевского военно-морского флота Великобритании имеет богатую историю и оказала значительное влияние на формирование аналогичных систем других флотов мира. Лидирующая роль британского флота и повышенное внимание к поэтапной подготовке личного состава позволили занять британской модели табели о рангах одно из ведущих мест в мире.

Исторические сведения

Формирование системы званий

В королевском военно-морском флоте Великобритании на протяжении длительного времени существовала смешанная шкала званий и должностей. В ней присутствовали официальные ранги, позиционные и неофициальные титулы, а так же специализации. Экипаж кораблей разделялся на офицеров, уоррент-офицеров (англ. warrant officers) и матросов.

Эполеты, головной убор и пояс офицера королевского флота 18 века.

К офицерам, которые получали лицензию на право занятия должности от Адмиралтейства, относились капитан (англ. captain), лейтенант (англ. lieutenant) и мастер (англ. master). К старшим офицерам относились коммодоры (англ. commodore) — командующие соединением кораблей, и флаг-офицеры (англ. Flag officer), имевшие право на собственный флаг: контр-адмиралы, вице-адмиралы, адмиралы и адмиралы Флота (англ. fleet admiral). Адмиральское звание впервые появилось в Королевском флоте в 1297 году, а с конца XVI века были введены звания вице-адмирала и контр-адмирала. Помимо обычных адмиральских званий, существуют почетные звания контр-адмирала Объединенного королевства (англ. Rear-Admiral of the United Kingdom), вице-адмирала Объединенного королевства (англ. Vice-Admiral of the United Kingdom), Лорда Высшего Адмирала (англ. Lord High Admiral), а так же Первого Лорда Адмиралтейства (англ. First Lord of the Admiralty), выполняющего функции командования всем военно-морскими силами.

Уоррент-офицеры имели патенты (англ. warrant) флотской коллегии (англ. Navy Board) или других государственных учреждений, и, как правило, руководили отдельными службами на корабле. Уоррент-офицеры подразделялись на:

  • зауряд-офицеров (англ. wardroom warrant officers): штурман, судовой хирург, капеллан, казначей. Зауряд-офицеры относились к джентльменам и питались в офицерской кают-компании (англ. wardroom). Позднее были отнесены к офицерам.
  • кондукторов (англ. standing warrant officers): боцман, судовой плотник, канонир, подштурман, помощник хирурга.
  • унтер-офицеров (англ. lower grade warrant officers): кок, парусный, оружейный и канатный мастера, профосы, помощники плотника, наставники.

Формированию единой системы званий и знаков отличия способствовало появление Флотских списков (англ. Navy List)). В них содержались данные об именах, званиях, старшинстве, активности и занимаемом посте всех офицеров флота, в том числе находящихся в резерве.

Звания, ранги и знаки отличия в XVIII — начале XIX века

Таблица званий и должностей Королевского военно-морского флота
Должность Патент Размещение Форма и знаки различия Годы действия Примечание
Рядовой состав
Boy Нанимается по усмотрению капитана корабля По распоряжению капитана Форма экипажа корабля юнга, низшая должность на корабле, как правило занималась подростками от 12 лет.
Landsman до 1853 года рекрут первого года службы
Ordinary seaman матрос, отслуживший более года
Able seaman матрос, отслуживший более трех лет
Carpenter’s crew специалист, плотник
Quarter gunner специалист, артиллерист
Gunsmith специалист, оружейный мастер
Старшины
Quartermaster’s mate Нанимается по усмотрению капитана корабля По распоряжению капитана Форма экипажа корабля помощник квартермейстера
Sailmaker’s mate помощник парусного мастера
Carpenter’s mate помощник плотника
Caulker’s mate помощник конопатчика
Boatswain’s mate помощник боцмана
Gunner’s mate помощник канонира
Armourer’s mate помощник оружейника
Watch captains начальник вахты
Ship’s corporal судовой капрал, помощник каптенармуса
Cooper судовой бондарь, подчиненный судового снабженца
Quartermaster судовой квартермейстер, штурвальный
Coxswain старшина шлюпки
Yeoman судовой писарь, учетчик
Sailmaker парусный мастер
Master-at-arms каптенармус
Caulker конопатчик
Ropemaker канатчик
Armourer оружейник
Главные старшины
Carpenter Нанимается по усмотрению капитана корабля По распоряжению капитана синий камзол с флотскими пуговицами, рыбацкая шляпа судовой плотник
Boatswain боцман
Gunner бомбардир
Гражданские специалисты
Cook Как правило, нанимается капитаном корабля По распоряжению капитана гражданская одежда кок
Steward стюарт
School teacher учитель
Captain’s Clerk клерк
Помощники специалистов
Surgeon’s mate Королевская медицинская комиссия кубрик синий сюртук с белой отделкой помощник судового хирурга
Master’s mate Единые требования не установлены помощник рулевого
Midshipman’s mate синий сюртук с белой отделкой и флотскими пуговицами на манжетах и воротнике, рыбацкая шляпа младший гардемарин
Уоррент-офицеры
Chaplain Церковь Англии офицерская кают-компания синий сюртук с золотыми флотскими пуговицами, рыбацкая шляпа капелан, только на крупных кораблях
Surgeon Медицинская комиссия судовой хирург
Purser Комиссия по снабжению судовой бухгалтер, снабженец
Master Флотская коллегия старший рулевой
Acting lieutenant капитан корабля Не регламентировались исполняющий обязанности лейтенанта
Курсанты
Naval Cadet Морское учебное заведение, капитан корабля офицерская кают-компания униформа не устанавливалась кадет, ученик морской школы
Midshipman синий сюртук с белыми отворотами и флотскими пуговицами на манжетах и воротнике, рыбацкая шляпа гардемарин
Midshipman ordinary до 1816 гардемарин-стажер
Midshipman extraordinary 1816 — 1842 гардемарин, кандидат в офицеры
Офицеры
Lieutenant Адмиралтейство офицерская каюта синий сюртук с белыми отворотами и флотскими пуговицами, белым шитьём, позднее — эполеты, треуголка лейтенант, командир подразделения
Commander синий сюртук с белым шитьём, золотыми пуговицами, позднее — эполеты, треуголка командер, капитан безрангового корабля
Post-captain капитан, не имеющий под своим командованием корабля
Captain капитан корабля
Flag captain капитан флагманского корабля
Commodore синий сюртук и треуголка с золотым шитьём, позднее — эполеты командир соединения кораблей
Адмиралы
Rear admiral королевский указ адмиралтейская каюта синий сюртук и треуголка с золотым шитьём, золотые пуговицы, позднее — эполеты командир арьергарда эскадры
Vice admiral командир авангарда эскадры
Admiral командир кордебаталии эскадры
Admiral of the fleet командир флота

В военно-морском флоте Великобритании с XVI века было введено разделение всего флота на три эскадры: Синюю (младшую), Белую (среднюю) и Красную (старшую), с соответствующими адмиральскими флагами. Таким образом всего на флоте было предусмотрено 9 адмиральских должностей:

  • Адмирал флота Красной эскадры
  • Адмирал Белой эскадры
  • Адмирал Синей эскадры
  • Вице-адмирал Красной эскадры
  • Вице-адмирал Белой эскадры
  • Вице-адмирал Синей эскадры
  • Контр-адмирал Красной эскадры
  • Контр-адмирал Белой эскадры
  • Контр-адмирал Синей эскадры

Верховное командование осуществлял адмирал Флота Красной эскадры. Для адмиралов флота, не имевших в подчинении главных эскадр, было введено звание адмирал флота Желтой эскадры, а для командиров портов — звание порт-адмирала (англ. port admiral). Оба дополнительных адмиральских звания не давали права на собственный флаг. Градации эскадр были формально отменены в 1815 году. На время командования соединением кораблей коммодорам выдали право на подъем брейд-вымпела.

Звания во второй половине XIX века

Реформа системы званий была проведена 11 апреля 1856 года. В качестве отличительных знаков были официально утверждены эполеты и нарукавные нашивки. Система званий 1856 года не внесла принципиальных изменений в табели о рангах, но они были систематизированы и флот получил единую систему, значительно упрощавшую управление. Были внесены отличия, касавшиеся срока службы, а специализации вынесены за пределы рангов и званий.

Звания английского флота XIX века
Звания Знаки различия Годы действия Примечания
Оригинальное название Русский вариант Эполет Нашивки Петлица
Boy Юнга
Ordinary Seaman Матрос синяя В 1854—1892 годах разделялся на 2 класса.
Able Seaman Старший матрос синяя
Leading Seaman Ведущий матрос якорь синяя 1853 — н.в. Может иметь в подчинении несколько матросов.
Second Class Petty Officers Старшины II класса якорь синяя с шитьём 1807 — 1907
First Class Petty Officers Старшины I класса якорь с короной синяя с шитьём 1807 — 1913
Petty Officers Старшины якорь с короной синяя с шитьём с 1913
Chief Petty Officer Главный старшина якорь с короной и дубовыми ветвями синяя с шитьём с 1913
Naval Cadet Кадет золотая петлица с 1854 года
Midshipmen Мичман три пуговицы на отворотах золотая петлица на белом фоне
Mate Помощник черная до 1861 года
Sub Lieutenant Лейтенант один просвет с петлей черная с пуговицей с 1861 года
Lieutenant Лейтенант золотой два просвета черная с пуговицей
Lieutenant Commander Лейтенант -коммандер золотой с якорем три просвета, средний узкий синяя с золотым кантом
Commander Коммандер золотой с якорем три просвета синяя с золотым кантом
Captain Капитан менее 3 лет службы золотой с короной 4 просвета синяя с золотым кантом
Captain Капитан более 3 лет службы золотой с якорем и короной 4 просвета синяя с золотым кантом
Captain of the Fleet Капитан Флота золотой с якорем и короной синяя с золотым кантом
Commodore 2nd class Коммодор 2 класса золотой со звездой широкий просвет с петлей синяя с золотым шитьём
Commodore 1st class Коммодор 1 класса золотой со звездой широкий и узкий просветы синяя с золотым шитьём
Rear admiral Контр-адмирал золотой со звездой широкий и узкий просветы синяя с золотым шитьём
Vice admiral Вице-адмирал золотой с двумя звездами широкий и два узких просвета синяя с золотым шитьём
Admiral Адмирал золотой с тремя звездами широкий и три узких просвета синяя с золотым шитьём
Admiral of the fleet Адмирал Флота золотой с тремя звездами, якорем и короной широкий и 4 узких просвета синяя с золотым шитьём

Юнгами с 1856 года в состав экипажей принимались юноши не младше 14 лет, прошедшие специальную подготовку в специальных учебных заведениях в течении 6-10 месяцев. Как правило, юнги младше 16 лет имели 2 класс, старше 16 — 1 класс, а в 18-летнем возрасте им присваивалось звание матроса. С 1956 года вместо звания юнги стало присваиваться звание младший матрос (англ. Junior Seaman).

Звания периода Мировых войн

Появление сложных механизмов на кораблях потребовало наличия в экипажах более узких квалифицированных специалистов. Это вызвало усиление роли уоррент-офицеров, в число которых были переведены боцманы, коки, клерки, плотники, капеланы и другие узкие специалисты, имевшие в своем подчинении предопределенный штат. Занятие должности уоррент-офицера требовало серьезной подготовки, так как вновь устанавливаемое корабельное оборудование требовало значительного багажа знаний.

В 1913 году были разработаны специальные «Королевские инструкции и распоряжения Адмиралтейства», которые регламентировали подготовку специалистов и области их специализации.

По мере появления новых технологий состав основных служб изменялся, но принцип обслуживания технически сложных устройств уоррент-офицерами оставался неизменным.

Звания английского флота после 1913 года
Звания Знаки различия Примечания
Оригинальное название Русский вариант Эполет (Погон) Нашивки Петлица
Boy Юнга шевроны на рукаве означают класс, звезды — квалификацию
Ordinary Seaman Матрос
Able Seaman Старший матрос
Leading Seaman Ведущий матрос
Petty Officer Старшина
Chief Petty Officer Главный старшина три золотых пуговицы на манжетах
Naval Cadet Кадет
Midshipmen Мичман
Warrant Officer Уоррент-офицер
Acting Sub Lieutenant Действительный младший лейтенант
Sub Lieutenant Младший лейтенант
Lieutenant Лейтенант
Lieutenant Commander Лейтенант-коммандер
Commander Коммандер
Captain Капитан
Commodore 2nd Class Коммодор 2 класса
Commodore 1st Class Коммодор 1 класса
Rear admiral Контр-адмирал
Vice admiral Вице-адмирал
Admiral Адмирал
Admiral of the fleet Адмирал Флота

Эполеты были официально отменены в 1939 года.

Для офицеров женского пола существовала собственная шкала званий:

  • Director, эквивалент контр-адмирал
  • Deputy Director эквивалент коммодор 2 класса
  • Superintendent эквивалент капитан
  • Chief Officer эквивалент коммандер
  • First Officer эквивалент лейтенант-коммандер
  • Second Officer эквивалент лейтенант
  • Third Officer эквивалент суб-лейтенант

На женских знаках различия вместо золотого использовался голубой цвет.

Звания и чины Королевского военно-морского флота Великобритании

В настоящее время звания британского флота унифицированы со стандартами НАТО.

Общее управление Королевским флотом осуществляется Адмиралтейством.

Подготовка персонала для флота ведется в специальных учебных заведениях, которые финансируются и управляются Адмиралтейством.

Младший состав
Able Seaman Leading Rate Petty Officer Chief Petty Officer Warrant Officer
Погон
Аббревиатура AB Cpl PO CPO WO1
Код НАТО OR-2 OR-4 OR-6 OR-7 OR-9

> Униформа и знаки различия ВМС Великобритании Основная статья: Униформа и знаки различия ВМС Великобритании

См. также

  • Королевские военно-морские силы Великобритании
  • Звания ВМС Японии
  • Звания ВМС США
  • Звания ВМС России/СССР
  • Звания ВМС Германии

> Ссылки

  • Pbenyon
  • Wikipedia
  • Naval History
  • Kipling society
  • WARRANT OFFICERS AT DARTMOUTH.html Royal Navy 1953 to 1983

> Примечания

  1. Позднее коммодоры также получили право на использование собственного флага.
  2. 2,0 2,1 Петлица.

Галерея

  • Адмиральские эполеты

  • Офицерские эполеты

  • Флаг Красной Эскадры

  • Флаг Белой Эскадры

  • Флаг Синей Эскадры

  • Флаг адмирала Флота

  • Флаг адмирала

  • Флаг вице-адмирала

  • Флаг контр-адмирала

  • Флаг коммодора