Немецкая пропаганда во время ВОВ

Содержание

Пропаганда во время Второй мировой войны

Лицевая сторона немецкой пропагандистской листовки «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!»

Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.

Уровень обработки целевых групп подчас оказывался очень высок. Например, по свидетельствам очевидцев, значительная часть населения Германии ещё в начале весны 1945 года была уверена в грядущей победе, тогда как на самом деле исход войны уже был предопределён.

Учитывая специфику условий, в которых создавались агитационные материалы, нет ничего удивительного в том, что многие из них современному человеку кажутся излишне жестокими, некоторые — слишком натуралистичными или, напротив, карикатурными.

Советская пропаганда

Основные статьи: Пропаганда в СССР и Цензура в СССР

С 1933 по 1941 гг. образ нацистской Германии испытал трансформации несколько раз: 1933 — август 1939 гг. — образ Германии как врага при разделении нацистского государства и немецкого народа; август 1939 — май-июнь 1941 — снятие антинацистских акцентов; май 1941 — 22 июня 1941 г. — возвращение в пропаганду образа нацистской Германии как врага в предвоенных условиях.

Этой деятельностью занималось Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделение по работе с войсками противника Главного политического управления РККА.

была ведущей формой советской пропаганды, отражавшей как точку зрения официальных властей, так и массовые настроения. Сформированный советской пропагандой образ врага в лице Германии, нацистской верхушки и нацизма — но не немецкого народа — явился важным фактором моральнополитической подготовки СССР к войне. Существеннейшей составляющей советской пропаганды стало резкое неприятие расизма, нацизма, антисемитизма и шовинизма как проявление общечеловеческой составляющей ценностных акцентов.

Направленная на собственное население и армию

Пропаганда была оборотной стороной силового воздействия воюющего государства, занятого одновременно вооружённым противоборством на фронте и обеспечением эффективной работы тыла. С началом войны жители втянутых в неё стран столкнулись с опасностью потери здоровья и жизни, резким снижением уровня потребления, разрушением привычной социальной среды. Пропагандистская работа была призвана снизить уровень социального стресса, способствовать повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу. Почти все материалы подобного рода можно условно разделить на две категории — изображающие «своих» и врагов.

«Свои» в пропагандистских материалах предстают сильными, уверенными в себе людьми. Как правило, широко используются изображения государственных символов, политических лидеров, популярных исторических персонажей (чаще связанных с военной историей). Сама война в таких материалах предстаёт справедливой, обусловленной необходимостью решения важной общенациональной задачи (например, «спасения европейской цивилизации от большевизма» или «защиты социалистической Родины от немецко-фашистских захватчиков»). Народ предстаёт в качестве единой и несокрушимой силы. Пребывание на фронте не связывается в пропагандистских материалах с опасностью.

В пропагандистских целях широко использовались военные успехи. В сообщениях Совинформбюро ежедневно подробно рассказывалось об удачных действиях советских подразделений, перечислялись едва ли не все населённые пункты, отбитые у врага. Большое внимание уделялось описанию потерь противника, практиковался пересказ показаний пленных-«очевидцев» о низком боевом духе неприятеля.

Издавался «Блокнот агитатора» — массовый журнал Главного политического управления Советской Армии и ВМФ в помощь армейским и флотским агитаторам. Публиковал материалы о подвигах советских людей на фронте и в тылу. Выходил с августа 1942, два раза в месяц. В годы Великой Отечественной войны «Блокнот агитатора» издавался на русском, азербайджанском, армянском, грузинском, казахском, узбекском, татарском языках. Основные задачи: разъяснение политики КПСС и Советского правительства по вопросам строительства Вооруженных Сил, пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций советского народа и его Вооруженных Сил, разъяснение требований военной присяги и уставов, обобщение опыта армейских и флотских агитаторов.

В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое наследие добольшевистской России, прежде всего военное. В армии была воссоздана гвардия, в изменённом виде вернулись георгиевские награды и символы, кадетские корпуса. Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова. В большом количестве стали издаваться брошюры о героическом прошлом русского народа.

Предпринимались попытки использовать в пропагандистских целях Церковь. В 1943 году после большого перерыва было разрешено избрание нового Московского патриарха. О патриотической позиции Церкви широко сообщалось в печати. В частности, широкую известность получил факт создания на средства верующих танковой колонны «Дмитрий Донской».

Враги в пропагандистских материалах

Марка «Разгром немецких войск под Москвой». Немец-мародёр от мороза закутан в женскую одежду и платокКукрыниксы на фронте, 1942 год

Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность и деперсонифицировать образ противника — сделать так, чтобы он не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. Как правило, в таких материалах сильны мотивы защиты своей страны, своего дома, а также мотив мести.

Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства. В пропагандистской кинопродукции боевые и личные качества вражеских солдат описываются чаще всего как очень низкие. Зачастую, находясь в безопасности, они выглядят наглыми и глупыми, но проявляют трусость в бою. Врага в таком кинофильме оказывается очень легко убить. Так, например, в заключительном эпизоде советского фильма «Два бойца» (1943) главные герои вдвоём беспрепятственно расстреливают наступающие колонны немцев.

Кардинальный поворот в освещении образа Германии происходит сразу после подписания Пакта о ненападении. На первый план выдвигаются материалы, призванные продемонстрировать военные, экономические и промышленные достижения Третьего рейха. Сообщения, содержащие данные о положении дел в Германии, а также публикации на темы, связанные со Второй мировой войной (составляющие подавляющее большинство от общего числа «германских» материалов), подчеркнуто лаконичны и лишены негативной коннотации. Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 — июнь 1941 г.)

Контрпропаганда

Служит для отражения пропагандистских атак и действий противника, дезавуирует слухи и домыслы, распускаемые противником в пропагандистских целях, утверждает слабость, ложность и ошибочность позиции противника. В Великую Отечественную войну частым объектом контрпропаганды служил образ министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса (тогда же возникло идеологическое клише «геббельсовская пропаганда»).

Со времён библейской давности народы мира, не надеясь только на грубую военную силу или разум своих правителей, всегда дополняли их важным фактором психологического давления на общественное мнение противников. К сожалению, наша страна оказалась совершенно неподготовленной к тому, чтобы бороться с Геббельсом и его компанией, уже имевшей большой опыт в демагогии, признаюсь, я не раз удивлялся, как искусно в Берлине отмывали чёрного кобеля добела. С тотальным государством вообще труднее бороться.

— Пикуль В. С. «Честь имею»

Пропаганда в нейтральных государствах

Основная статья: Соболевская акция

По указанию Сталина, в конце 1940 года Коминтерн и БРП(к) развернули в Болгарии одну из самых масштабных и самых успешных пропагандистских кампаний во всей Второй мировой войне — Соболевскую акцию (болг. Соболева акция). Она имела своей целью оказать нажим на мнения премьер-министра Болгарии Богдана Филова и болгарского царя Бориса III, чтобы они приняли предложение СССР о заключении пакта о взаимопомощи с Болгарией. В ходе Соболевской акции активисты БРП(к), при поддержке своих союзников из политического круга «Звено», БЗНС и БРСДП (ш.с.) добились отправления сотен обращений, телеграмм и воззваний. В них представители всей болгарской общественности − рабочие, крестьяне, интеллигенция, старшеклассники, студенты и пр., призывали Народное собрание, правительство Болгарии и царя Бориса III принять предложение СССР. Оценки количества собранных подписей варьируются в пределах от 340 000 до полутора миллионов.

Пропаганда «в стане врага»

Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен и деморализовать противника. С этой целью стороны вели при помощи громкоговорящей аппаратуры трансляции через линию фронта пропагандистских программ, иногда чередуя их с музыкой. В расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы (листовки, которые также служили и «пропуском» в плен). Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.

Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как «пропуска в плен» — предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени коллаборационистских организаций — таких как «Русская освободительная армия» или «Свободная Германия».

Порой, с пропагандистскими целями, использовался труд интеллигенции, к примеру, известная коллаборационистка Лидия Осипова описывала случай, когда ее мужу немцы поручили специальное исследование по «истории бани»:

«Работа, которая потребовалась от Коли, состоит в исследовании по „истории бани“ и тому подобной чепухи. Кажется, эта история нужна для того, чтобы доказать, что у славян бани не было и ее им принесли просвещенные немцы. Боже, до какой глупости могут доходить цивилизованные европейцы! Война, кровь, ужасы, и тут — история бани! Но хорошо, что хоть суп за нее платят. Коля говорит, что он напишет работу и докажет, что славяне принесли немцам и европейцам баню. Так, мол, говорят исторические летописи, а что говорит по этому поводу Заратустра — неинтересно. Боюсь, что придется скоро расстаться с супом!»

— Лидия Осипова, «Дневник коллаборантки».

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Пропаганда, посвящённая союзникам

В силу сложившихся обстоятельств, Вторая мировая война оставила особый пласт пропагандистских материалов — посвящённый союзникам. На время войны с общим врагом разногласия между странами Запада и Советским Союзом были забыты. Союзники, как и собственные воины, изображаются сильными, уверенными в себе. На первый план часто выходят тезисы о народах-братьях, общей борьбе за мир и свободу. Весьма примечательно, что пропагандистские штампы о «коммунистической угрозе» и «мировом империализме», которые вытеснялись «союзнической» пропагандой, после войны молниеносно оказались вновь востребованными, а плакат, на котором русский лётчик пожимает руку британскому в небе над Германией, стал восприниматься скорее как странный.

  • «Джеймс Кеннеди» — советская песня о британских союзниках

Известные произведения

  • песня В. Лебедева-Кумача «Священная война» (опубликована 24 июня 1941 в газете «Известия»)
  • стихотворние К. Симонова «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом…»)
  • брошюра «Мы Ненавидим — Мы Мстим» Л. ОГИЗ — Госполитиздат. 1942 г. 48 с., мягкий переплёт

Пропаганда союзников

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 декабря 2015 года.
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (27 декабря 2015)

Вторая мировая война является одним из самых ярких примеров репрезентации образа врага в пропагандистских компаниях. От того как политики и их пропагандисты могли изобразить своих главных военных, политических и идеологических противников, намеренно исказить их образ, подчеркнуть негативные черты этого образа, мотивировать обычного человека на защиту не только интересов своей страны, но и определённой идеологии, зависели судьбы государств и народов, а также будущее всего человечества. Не являются исключением в этом плане и пропагандистские кампании союзников по антигитлеровской коалиции, в которых плакаты активно использовались в качестве основного инструмента визуализации вражеского образа.

При анализе визуального отображения образа врага в пропаганде союзников, выделяются следующие черты:

  • Зооморфный образ врага, в особенности правящей верхушки нацистов. Эта особенность присуща большому числу советских плакатов времен Великой Отечественной войны и направлена на создание у гражданина СССР и бойца Красной Армии чувства отвращения к Гитлеру и нацистам. Эти приемы должны было привести к широкому восприятию оккупантов как зверей, неспособных на человечность. Тем самым оправдывалось отношение к захватчикам как к нелюдям, пресекалось всякое сочувствие к врагу.
  • Масштаб объекта в кадре — преувеличение и преуменьшение тех или иных элементов. Данная особенность характерна для практически любой визуальной пропаганды. Художники-пропагандисты показывали ту или иную сторону в конфликте преувеличенно сильной либо слишком ослабленной. Преувеличивались и преуменьшались личности (изображение сгорбленного карлика-Гитлера и огромного бойца рядом с ним), объекты (техника, вооружение) и географические величины (размер страны мог быть скорректирован, чтобы вселить в солдата ощущение скорой победы).
  • Особый акцент на больших потерях врага. Враг на пропагандистских плакатах часто изображался либо уже поверженным, либо близким к поражению.
  • Использование цветового контраста. Помимо масштаба, в визуальном отображении элементов образа врага учитывалась и цветовая палитра. Так, в контрасте с яркими (красными, белыми) союзными войсками, вражеские силы и персоналии чаще всего были затемнены и исполнены в темных тонах.
  • Присутствие исторических аллегорий и обращение к прошлому историческому опыту. Одним из ключевых приемов, используемых пропагандистами союзников для уничижения образа главного противника, являлось приравнивание его к уже поверженным врагам из прошлого страны. Проводя параллели между современными захватчиками и потерпевшими поражение историческими соперниками, пропагандисты стремились вызвать у человека мощный подъём патриотических чувств, возродить в его сознании миф об исторически обусловленной невозможности осуществления вражеских планов.
  • В пропаганде США и Великобритании активно использовался образ христианства как религии, противостоящей фашизму. В данном случае «добро», представленное западными союзниками, стояло на защите христианского гуманизма от посягательств «сил зла» (германского нацизма). В основе данной плакатной тематики лежит утверждение о том, что нацисты, совершившие столько преступлений против народов мира и замышлявшие еще большие злодеяния, никак не могут быть признаны христианами. Можно заметить, что образ битвы добра и зла в христианстве переносится на схватку западных демократий и нацизма. Так, на британском плакате времен войны изображен христианский крест, противопоставленный нацистской свастике. При этом, крест свастику (которая изображена меньшей по размеру) заслоняет, донося до зрителя мысль о том, что христианство обязательно победит в этом глобальном противостоянии с нацизмом. Плакат должен был оказать воздействие на верующих в Бога солдат, показав им, что нацизм приравнивается к антихристу, несет миру лишь зло, и поэтому должен быть побежден во имя христианской веры. Американский плакат 1943 г., созданный Томасом Хартом Бентоном, также апеллирует к схватке христианства с «мировым злом». Плакатом «Снова!» автор хотел показать, что ценности христианской религии находятся в опасности из-за распространения «нацистской чумы». Изображенные на плакате германские солдаты, пронизывающие копьем тело распятого Христа и немецкий военный самолет, расстреливающий его с воздуха, олицетворяют попрание нацистами всяких норм морали и христианской этики. Своими действиями по уничтожению целых народов нацистская Германия бросает вызов самому Христу, христианской религии, что по мнению автора плаката должно быть остановлено. Как и британский плакат, американский нацелен на верующих солдат, но использует более яркую аллегорию, нежели противопоставление символов. Этот плакат эксплуатирует целый библейский сюжет. Советский Союз, по идеологическим причинам, не мог использовать образ христианства как гуманистической религии, противопоставленной «нацистскому варварству». Советские пропагандисты в основном прибегали к использованию коммунистических символов и образов, а также обращались к истории России, не затрагивая при этом православную тематику.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

  • Плакат союзников «Русский. Этот человек — твой друг. Он сражается за свободу»

  • Плакат союзников с изображением А. Гитлера «Поймаем его со спущенными штанами» (использована игра слов pants-panzers)

19 февраля 1942 года было проведёно мероприятие If Day («Если однажды») — имитация вторжения войск нацистской Германии и оккупации ими города Виннипег (Канада) и прилегающих к нему районов. «If Day» включал постановочное сражение между канадскими войсками и добровольцами, одетыми в форму германских солдат, интернирование «нацистами» известных городских политиков, установление в городе «нацистского режима» и военный парад. Мероприятие было посвящено сбору средств для войны.

Капитан Америка — созданный (в комиксах) патриотический персонаж, его часто изображали сражающиеся с гитлеровской коалицией государства.

Нацистская пропаганда

Основные статьи: Имперское министерство народного просвещения и пропаганды и Роты пропаганды вермахта Германский плакат «Победа любой ценой»

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Основой разработанной Геббельсом концепции было информирование и воздействие на население Рейха через радио — соответственно, практически в каждой немецкой семье имелся радиоприёмник.

За годы войны было выпущено 150—180 пропагандистских фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau» — в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце — уже полчаса.

В пропагандистских фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке, проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов, еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (направленной на поглощение третьих стран), а президент Рузвельт объявлялся евреем. США рисовалась как страна низкой морали, а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже.

В 1940-е годы нацисты сняли ряд псевдодокументальных фильмов в попытке изобразить в отрицательных красках евреев и тем самым оправдать «окончательное решение». В частности, в Варшавском гетто было отснято большое количество постановочных киноматериалов (позднее они были обнаружены в архивах, смонтированы и сопровождены комментариями в картине «Неоконченный фильм»). В Терезинском гетто был снят фильм «Фюрер дарит евреям город», несколько раз демонстрировавшийся представителям Красного креста (режиссёр фильма Курт Геррон позднее погиб в лагере смерти).

Направленная на армию противника

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

На передовой широко применялись громкоговорящие рупорные установки, для распространения листовок — агитацонные бомбы, снаряды и реактивные мины. Листовки Третьего рейха для СССР большей частью распространялись самолетами люфтваффе.

Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника (немецкие листовки с Яковом Джугашвили, сыном Сталина, сына Хрущёва Леонида, крупных военачальников), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и т. п..

Пропаганда на оккупированных территориях

Немецкий плакат на украинском языке «Гитлер — освободитель» Немецкий агитационный плакат «Воины Гитлера — друзья народа» Немецкая антисоветская листовка, где присутствует ложная информация о побеге Сталина в Самару

Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона — Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами», полноценными гражданами Рейха, которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал перед фотокамерами вместе со звёздами французской культуры.

Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой, то в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание. В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные — например, БЦР, Украинский национальный совет, УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона, Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода), издавалась националистическая и антисемитская литература, выпускались газеты соответствующего содержания, например, газета «За родину» (Рига) или журнал «Бич» (Минск). Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается — работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи, на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде. Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения. В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию. Немцы создавали и показывали специальные фильмы, в которых угоняемым обещали райскую жизнь вдалеке от фронта.

  • Одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!».

См. также

  • Совинформбюро
  • Наше дело правое
  • Советские плакаты времён Великой Отечественной войны
    • Убей немца!
    • Родина-мать
  • Фрицы
  • Агитационная литература
  • Агитационные боеприпасы
  • Военно-пропагандистская филателия
  • Кукрыниксы

Литература

  • Крысько В. Г. — Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999. Глава 10. Психологические операции в годы второй мировой войны
  • Фатеев А. В. — Образ врага в советской пропаганде 1945—1954. — М.,1999
  • Григорьева О. И. — Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933—1941 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 2008
  • Директива СНК и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей и мобилизации всех средств на разгром фашистских захватчиков// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. т. 7. 1938—1945. — М., 1985
  • Зульцман Р. — Пропаганда как оружие в войне. В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. Ст. 516—545
  • Полякова А. А. — Пропаганда войны в кинематографе Третьего Рейха. — М., 2013, 2-ое изд.
  • Жуков Д. А., Ковтун И. И. Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР. — М.: РЕК, НПЦ «Холокост», 2015. — 351 с. — (Российская библиотека Холокоста). — ISBN 978-5-222-25580-3.

Ссылки

  • Оружие третьего фронта Великой Отечественной войны
  • Аруева Л. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
  • Агитационные листовки, плакаты Третьего Рейха на территории России и Украины (подборка материалов)
  • Красная Армия и Вторая Мировая война, Листовки (аспект псхиологической войны) // Анатомия Армии
  • «Голливуд доктора Геббельса» — передача Эхо Москвы из цикла Победы» (3 сентября 2011)
  • Немецкая карикатура на Сталина и союзников
  • Миф второй. Немецкая пропаганда была эффективнее нашей из статьи «Семь мифов о Сталинграде и немецкой армии»
  • д/ф «Битва за умы» (из цикла «Алтарь Победы», НТВ)
  • д/ф «Кукрыниксы против Геббельса» (РТР, 2005)

Примечания

  1. Материалы о пропаганде, найденные в Центральном архиве Министерства обороны («Черные дыры. Белые пятна», РТР, эфир от 21 февраля)
  2. «Блокнот агитатора», также, — периодические издания обкомов КПСС, выпускаемые на местных национальных и русском языках обычно 2 раза в месяц. В 1968 в СССР было издано 76 «Блокнотов агитатора» общим тиражом 45,4 млн экз.
  3. Цанев, Стефан. Болгарские хроники = Български хроники. — первое. — София: Книгоиздателска къща «Труд». — Т. 3. — 276 с. — ISBN 978-954-528-862-3.
  4. Антифашистская борьба в Болгарии: Документы и материалы.. — София, 1984. — Т. 2.
  5. «Пропуска в плен» для немцев заработали после битвы под Сталинградом // Российская Газетаё, 11.06.2016
  6. В брошюре опубликованы передовая статья газеты Правда от 11 июля 1942 года `Ненависть к врагу`, а также публицистические заметки следующих авторов: Михаил Шолохов `Наука ненависти`, Алексей Толстой `Убей зверя!`, Илья Эренбург `Июнь`, Всеволод Вишневский `Они проклянут этот день`, Николай Тихонов `Мы ненавидим !`, Илья Эренбург `Крепость России`, Николай Тихонов `Ленинград сражается.
  7. SovMusic.ru — Советские плакаты: Геббельс врет как сивый мерин. sovmusic.ru. Дата обращения 18 октября 2015.
  8. Военное время — Война: 1942 — Смерть немецким оккупантам! // krasnoyeznamya.ru, 2015-10-19
  9. Советские плакаты: Гитлеризм погибнет под тяжестью своих преступлений. sovmusic.ru. Дата обращения 19 октября 2015.
  10. Buy WW2 propaganda posters in superb quality!. worldwarera.com. Дата обращения 19 октября 2015.
  11. A British World War II poster depicts a cross over a swastika with… (англ.). Getty Images. Дата обращения 19 октября 2015.
  12. DP Vintage Posters — Again, Original Thomas Hart Benton WWII Poster. www.dpvintageposters.com. Дата обращения 19 октября 2015.
  13. «Еврейский синдром» советской пропаганды из книги Каждая В. Почему не любят евреев — М., 2007, тираж 1000, с. 480, ISBN 978-5-8125-0862-3
  14. Шнеер А. И. Часть 3. Глава 2. Антисемитизм в годы войны в тылу и на фронте // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8.
  15. Фашистский «Бич»: о чем писал сатирический журнал в оккупированном Минске // Русская семерка, апр 2019

Пропаганда на оккупированных землях

В период войны немцами и их союзниками были оккупированы большие и разнородные густонаселенные пространства. В этом деле Третий Рейх получил огромный опыт управления захваченными землями при помощи пропаганды. Из книги «Антисемитская пропаганда на оккупированных территориях РСФСР» можно узнать, что к различным оккупированным странам и народам у пособников Гитлера было свое особое отношение, отсюда разница в использованных пропагандистских приемах. К примеру, захваченная Скандинавия считалась «арийской» страной, поэтому к ее населению относились как к полноценным гражданам тысячелетнего рейха, которые имели право принимать активное участие в его жизни. Французов немцы считали цивилизованными, но чужими. Им прививали лояльное отношение к гитлеровскому правительству и его армии.

Существуют фотографии, на которых французские звезды времен Второй Мировой войны позируют рядом с Йозефом Геббельсом. Таким образом, немецкий политик пытался воспитать среди французов положительное отношение к оккупантам.

Что касаемо поведения Германии на восточном фронте, на землях Польши и на захваченных территориях СССР, стоит отметить иное отношение немцев к местному населению, чем к скандинавам и французам. Славян считали людьми второсортными – их уничтожали или онемечивали.

В первую очередь технология дезинформации заключалась в проведении политики разрушения традиционной культуры и разобщения людей. Пропаганда заигрывала с местными националистами и те, недовольные советской властью, охотно шли навстречу. Было создано большое число протоправительственных групп, например, Белорусская центральная рада, и воинских формирований, здесь можно вспомнить Белорусскую краевую оборону или Киевскую курень. В различных пропагандистских музеях, созданных на оккупированных Гитлером территориях СССР, издавали литературу антисемитской направленности, а также выпускали газеты такого же смысла, в пример можно привести сделанную по приказу немецкой стороны газету «За Родину».

Геббельс проводил на восточных землях хитрую политику: он пытался создать у местного населения ощущение спокойной жизни – люди могли смотреть фильмы в кинотеатрах, читать газеты или проводить время на культурных мероприятиях. Народу внушали, что власть большевиков подошла к концу, поэтому им показывали фотографии, на которых солдаты Германии были изображены на фоне московских и ленинградских улиц и достопримечательностей. Людям говорили, что остатки Красной армии погибают в районе Урала.

Все эти фото были смонтированы, и к правде не имели никакого отношения. Оккупанты проводили серьезную работу в плане навязывания негативного отношения к партизанским движениям. Пропагандистские материалы изображали противников Гитлера, как воров и убийц. За помощь подобным группам людям грозила смертная казнь.


Ниже — небольшая подборка плакатов разных стран во Второй мировой войне. Советские — самые злобные. Лейтмотив: немцы — звери, убей немца, отомсти и т.д. Сами немцы изображались периодически в виде натуральных обезьян со шмайсерами. Учитавая накал боев на Вост. фронте — вполне объяснимо. У американцев — много расистских плакатов, против японцев. Узкоглазые крысы лезут на Америку, мерзкие азиатские рожи тащат куда-то белых женщин и т.д. Есть шикарные лирические плакаты, особенно «Будь с ним в каждом письме» (обращение к женам и подругам солдат).
Немецкие плакаты — довольно примитивные. Либо «арийцы» с каменными рожами, либо евреи. Последние предстают в разных обличьях, в т.ч. в виде Сталина, банкиров Уолл-Стрит, чекистов НКВД и т.д. Ну и плюс (ближе к концу войны) тема «воздушного террора», орд злобных красноармейцев с востока и т.п.
Также ниже запостил несколько английских плакатов. Отношение к немцам — насмешливо-ироничное, били раньше (в Первую мировою) — разобьем и теперь. Никаких «Убей немца!». Понравились плакаты против шпионов для офицеров английского ВМФ и еще насчет эвакуации детей (типа увези ребенка на дачу, пока Лондон бомбят).
1.CША.
Вот — враг!
Мерзкий азиат тащит куда-то белую женщину. Его соплеменники кого-то жгут и вешают на заднем плане.

Спаси свой дом от этого ужаса. Вложи 10% в военные облигации.

Аляска — смертельная ловушка для япошек.
Японец, покушающийся на Аляску, изображен в виде крысы, которая лезет в мышеловку. Кстати, слово Japs, которое здесь употреблено, по-русски обычно переводится как «япошка». Однако на самом деле Japs имеет более грубый, оскорбительный смысл, ближе к русскому «чурка».

Мочи япошек. Иди добровольцем в подводный флот.

Как ты будешь жить с этим? 5200 американских пленных зверски убиты японцами на Филиппинах во время «Марша смерти».
Выполняй свой долг до тех пор, пока последний японский убийца не будет стерт с лица земли.
При этом японец на плакате изображен в виде обезьяны с пятиконечной звездой (??).

Поздравляем Китайскую Республику с днем рождения 10 октября. Китайцы — наши главные союзники в борьбе с Японией. Несмотря на войну китайцы борются задемократию, как мы 150 лет назад.
На союзников-китайцев из армии Чан-Кай-Ши американцы свои предрассудки на распространяли. Чан Кай Ши (вождь китайских националистов) создал огромную, но плохо оснащенную армию, которая все годы войны сковывала значительные японские силы. «Как мы 150 лет назад» — это имеется в виду война за независимость США в 18 в.

В декабре 1941 после Перл-Харбора Гитлер объявил войну США. Пропаганда отреагировала соотвественно.
Вот враг.
В первом варианте там был варвар-азиат с белой женщиной, тут отвратный тевтон с пенсне и виселицей.

Сегодня нам принадлежит Германия, завтра весь мир! — Да, ну?!

Строчка из одного из нацистских маршей, удачно обыгранная в американской пропаганде. Типа а не жирно ли будет 🙂
Будь с ним в каждом письме.
Один из лучших военных плакатов.
Американцы всегда сражались за свободу.
Не всегда, но во Второй Мировой войне — точно. Именно американцы вернули демократию и мир в Западную Европу.
2. CCCP
«Мсти немецким псам» и краткая история некой Насти Галкиной (мелким шрифтом внизу), которую немцы вытолкали из хаты с детьми и расстреляли.
«Мочить в сортире!» , версия 1942 г. в исполнении художника Валериана Щеглова.
Знаменитый лозунг, придуманный Эренбургом в 1942 г.
Сынок Витя пишет папе…
Шикарный плакат, на котором — вылитый полковник Буданов.
Немца со «шмайсером» художник Голованов изобразил в виде натурального животного, смеси бульдога с обезьяной.
Кукрыниксы туда же — австралопитек со шмайсером. Снизу — фрагмент знаменитого стихотворения К.Симонова «Убей!».
Все понятно без слов. Внизу плаката — «письмо братьям-фронтовикам Ивана Воронина» про зверства немцев в некой русской деревне.
3.Германия.
Танковые войска — твои войска.
Пока мы сражаемся — вы работайте на победу.
Еще один вариант того же плаката
Евреи — поджигатели войны.
Еврей изображен в виде Сталина.
За вражескими державами стоят евреи.
Еврей-капиталист со звездой Давида тайно рулит СССР, США и Англией.
Винница.
В период оккупации там были обнаружены могилы с тясячами жертв 1937 г. Это использовалось в пропаганде, рассчитанной на украинцев. Впрочем, немецкий террор в Виннице не уступал НКВД, после себя они тоже оставили горы трупов.
«Освободители».
Анти-американский нацистский плакат 1944 г.
«Мама, забери меня отсюда!». Воздушный террор продолжается.
Но воздушный террор англо-саксов — это еще ничего.
Это угрожает нам, если мы перестанем действовать. Поэтому сражайся до победы.
4.Италия
Надпись внизу: «Лондон»
Они типа радуются бомбежкам Лондона, с ним покончено.
Радость недолгая была. Плакат на тему англо-американских бомбежек Италии.
Черчилль с Рузвельтом — натурально пираты со страниц «Острова сокровищ» 🙂
И шикарный плакат не тему сухопутного вторжения американцев в Италию: «римлян» зовут на защиту европейских ценностей.
5. Англия
«Можно быть либо немцем, либо христианином, но никак ни тем и другим» (А.Гитлер).
Хороший пример использования вражеских цитат в пропаганде.
Мы били их раньше, побьем и теперь.
Намек на Первую мировую войну, где немцы уже пытались сокрушить Британскую империю, но были разгромлены.
Вместе!
Да уж. Британская империя занимала 22% суши. Было кого мобилизовать.
Вместе — к победе!
Британец и австралиец заловили японскую обезьяну
Гитлер нашептывает мамаше идею вернуть детей из-за города в Лондон.
Не делай этого, мама.Оставь детей, где они сейчас.
Сынок, мы справимся тут без тебя. Сейчас тебе надо быть за пределами Лондона.
Длинный язык топит корабли.
Антишпионский плакат.
Держи язык за зубами. Она не так тупа, как кажется.
К чему ведет неострожный разговор…
Поддержи их!
Английские солдаты героически сражаются где-то в пустыне Северной Африки.
Все вместе вперед!
Черчилль на фоне армады союзной авиации и бронетехники.

Немецкая пропаганда на территории СССР

Наглядная агитация немецкого министерства пропаганды, направленная на жителей СССР. Плакаты и фотографии времен Великой Отечественной войны. Явно, что диссидентствующие либероиды многое почерпнули из ведомства рейхсминистра пропаганды Германии, Йозефа Геббельса.





Немецкая агитация на улице оккупированного советского города.
Немецкая социальная реклама
Прощание с братом, добровольцем 14-й дивизии СС. Западная Украина, май 1944 года.
Подборка пропусков от Верховного Командования германских вооруженных сил, для перебежчиков
Тут и обещания хорошего обращения, немедленного оказания медицинской помощи, предоставления еды и питья, устройства на работу по специальности или вступления в РОА (Русская Освободительная Армия) на выбор. Увещевания, что родственникам ничего за это не будет. Сдаваться предлагается как в одиночку, так и группами. Срок действия пропуска не ограничен. Да чего там, можете сдаваться и без пропусков – дозволяем! Скажи пароль – “Штык в землю” и проходи. И ведь многие повелись…
Правила поведения для перебежчиков…
Правила поведения летчика-перебежчика.

Авторы листовки не заморачиваются – сдавайтесь без пропусков. Обращение хорошее.
Листовки, адресованные красноармейцам, с лицевой стороны имеют пропагандистский текст, фотографию, карикатуру, призванные убедить переходить на немецкую сторону. Обещаются хорошее обращение, питание, медицинская помощь, работа, и самое главное – жизнь. Политруки все лгут, война проиграна, так зачем же бессмысленно погибать? – примерно таков смысл. На обороте листовок для красноармейцев, как правило, напечатан пропуск, чтобы еще сильнее мотивировать сдаваться в плен.
Какое счастье, наконец-то оказаться в плену!
Агитируют уезжать в Германию работать, по-сути в рабство.
Обращение к украинским матерям, с призывом не отпускать детей в партизаны.
Призыв не помогать “бандитам-партизанам”.
Фига от Красной армии для партизан. Естественно, учитывая, что партизанское движение развивало НКВД.
Ш.ВЗ. – аббревиатура “штык в землю”

Предлагаем вашему вниманию статью «Пропаганда разложения — грязное дело» доктора политических наук Сергея Мошкина, первоначально опубликованную в №5 журнала «Урал» за 2005 год.

Статья посвящена немецкой пропаганде на оккупированных советских территориях. Иллюстративный материал к этой статье подобрал ЖЖ-юзер kazagrandy.

Почти все крупномасштабные войны XX века сопровождались пропагандистскими усилиями воюющих сторон с целью деморализовать и разложить изнутри вражескую армию, склонить солдат неприятеля бросить оружие и сдаться в плен.
В годы Второй мировой войны в нацистской Германии для этой цели был создан специальный аппарат, “ибо пропаганда, — считал А. Гитлер, — является тем же орудием борьбы, а в руках знатока этого дела — самым страшным из орудий”. Общее руководство пропагандистской работой в рейхе осуществляло министерство пропаганды И. Геббельса. Параллельно действовала система пропаганды в ведомстве А. Розенберга, имперского министра восточных территорий. При генеральном штабе германской армии работало специальное управление по ведению пропаганды среди войск противника и населения оккупированных территорий.

К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках, предназначенных к войне на Восточном фронте, было сформировано 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов СС. В их состав входили военные журналисты, переводчики, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей, сотрудники полевых типографий, специалисты по изданию и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок.
“Искусство” нацистской пропаганды строилось на принципах, изложенных Гитлером:
— “пропаганда должна обращаться только к массе”;
— “пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум”;
— “излагать идеи кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов”;
— “чтобы лжи поверили, необходимо ее пропагандировать самым односторонним, грубым, настойчивым образом”.
Отличительной чертой нацистской пропаганды было ее особое стремление к примитивизации в расчете на малообразованные и политически неопытные массы. “Всякая пропаганда, — писал Гитлер, — должна быть доступной для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственный самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать… А раз дело идет о пропаганде во время войны… то ясно, что пропаганда должна быть максимально проста”.
Самым простым и эффективным средством морально-психологического разложения советских войск в условиях войны стали немецкие пропагандистские листовки.
В “Предложениях по составлению листовок для войск противника” Геббельс напоминал свои подчиненным, что для пропагандиста в его работе все средства хороши, если они способствуют достижению цели: “Пропаганда разложения — грязное дело, не имеющее ничего общего с верой или мировоззрением. В этом деле решающим является только сам результат. Если нам удастся завоевать доверие противника… и если нам удастся проникнуть в души солдат противника, заронить в них разлагающие их лозунги, — совершенно безразлично, будут ли это марксистские, еврейские или интеллигентские лозунги, лишь бы они были действенны!”
Листовки изготавливали в огромном количестве и ассортименте. Все они, как правило, были отпечатаны на простой газетной бумаге, в черно-белом исполнении, с текстом на одной стороне и рисунком (или фотографией) на другой. Изредка встречались листовки с дополнительным оттиском красного цвета, подчеркивающим важность того или иного элемента листовки, будь то рисунок или политический лозунг. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своем дневнике в июне 1941 г.: “Около 50 млн листовок для Красной Армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией…”
Первоначально листовки изготавливались централизованно в Германии, однако по мере продвижения германских войск в глубь советской территории, их производство было налажено непосредственно в войсках, а также на трофейных советских типографиях. Судя по лексике, конструкциям фраз, используемым художественным приемам, тексты листовок писались людьми, для которых русский язык был родным.
В отличие от пропагандистских плакатов, адресованных населению оккупированных территорий, “окопные” листовки, предназначенные для распространения в зоне боевых действий советских войск, отличались небольшим форматом — размером с почтовую открытку. Такие листовки было удобнее разбрасывать с самолетов над позициями противника, а диверсантам — переносить на себе за линию фронта для распространения в тылу Красной Армии. Наконец, такую листовку любому красноармейцу было проще поднять с земли и незаметно от глаз политкомиссаров положить в карман.
Характерная особенность “окопных” листовок: практически все они служили одновременно пропуском для добровольного перехода бойцов и командиров РККА на сторону германских войск. Текст пропуска на русском и немецком языках особо очерчивали в листовке. В начальный период войны он выглядел обычно так: “ПРОПУСК. Предъявитель сего, не желая бессмысленного кровопролития за интересы жидов и комиссаров, оставляет побежденную Красную Армию и переходит на сторону Германских Вооруженных Сил. Немецкие офицеры и солдаты окажут перешедшему хороший прием, накормят его и устроят на работу. Пропуск действителен для неограниченного количества переходящих на сторону германских войск командиров и бойцов РККА”.
Рядом печатался аналогичный текст на немецком языке, вероятно, для того, чтобы сдававшийся в плен красноармеец был уверен, что его намерения будут правильно понятны немецкими солдатами.
Весной 1943 г., когда в составе германской армии появились коллаборационистские военные формирования из числа граждан СССР, органы пропаганды III Рейха начали адресовать листовки-пропуски бойцам многонациональной Красной Армии следующего содержания: “Пропуск действителен для неограниченного числа командиров, бойцов и политработников РККА, переходящих на сторону Германских Вооруженных Сил, их союзников, Русской Освободительной Армии и украинских, кавказских, казачьих, туркестанских и татарских освободительных отрядов”.
Основные тезисы “листовочной” пропаганды были разработаны Геббельсом еще до начала военных действий против Советского Союза: “…никакого антисоциализма, никакого возвращения царизма; не говорить о расчленении русского государства (иначе озлобим настроенную великорусски армию); против Сталина и его еврейских приспешников; земля — крестьянам… Резко обвинять большевизм, разоблачать его неудачи во всех областях. В остальном ориентироваться на ход событий…”
Следуя этим установкам, советская власть, большевистская партия и ее руководство подвергались со стороны немецких пропагандистов уничижающей критике. Начавшаяся война подавалась ими как освободительная миссия германской народной армии, борющейся против варварства большевиков. Успехи вермахта неизбежны не только потому, что большевистское руководство показало свою полную несостоятельность, но и потому, что Красная Армия не хочет и не может воевать за интересы ВКП(б): “Командиры и бойцы Красной Армии! Ваше положение безнадежно. Все теснее сжимается кольцо германских войск вокруг вас. Вам не хватает боеприпасов, снабжения и продовольствия, ваши правители и вожди ни к чему не способны, бегут и оставляют вас на произвол судьбы. Многих из вас комвласть до сих пор угнетала и лишала всех прав, теперь же она пользуется вами для защиты своего режима. Ваша борьба бесполезна! Разве это допустимо, чтобы ваше начальство из упрямства все еще беспощадно гнало вас на неизбежную смерть? Нет — вам ваша жизнь дорога! Сохраните же ее для лучшего будущего и для ваших семей. Переходите к немцам — там вас ждет хорошее обращение и пропитание, а также скорое возвращение на родину”.
“Враги Сталина — наши друзья!”
Особые усилия немецкой пропаганды были сосредоточены на фигуре И. Сталина. В одной из листовок привычная аббревиатура СССР расшифровывалась как “Смерть Сталина Спасет Россию”. Тут же карикатура: пролетарский молот ударяет Сталина по голове, а крестьянский серп приставлен к его шее.

В другой листовке карикатурный Сталин с хищническим оскалом строгает гробы, на гробах — номера погибших дивизий и армий. Подпись под рисунком: “Батюшка Сталин заботится о своих дивизиях…”

В июле 1941 года под Витебском командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка 14-й бронетанковой дивизии Яков Джугашвили попал в плен. Для немецких пропагандистов это стало настоящей удачей. Еще бы! Сын самого Сталина, живой и невредимый, оказался в немецком плену. На этом была развернута целая пропагандистская кампания. В срочном порядке изготовили листовку “А вы знаете, кто это?”, где были помещены фотографии Якова в окружении немецких офицеров. На обратной стороне следовал текст: “Это Яков Джугашвили, старший сын Сталина… Он сдался в плен, потому что всякое сопротивление Германской Армии отныне бесполезно! Следуйте примеру сына Сталина — он жив, здоров и чувствует себя прекрасно. Зачем вам приносить бесполезные жертвы, идти на верную смерть, когда даже сын вашего верховного заправилы уже сдался в плен. Переходите и вы!”

Такие листовки тысячами были разбросаны с немецких самолетов. Одну из них в специальном, опечатанном сургучом, конверте доставили с фронта по поручению Жданова лично Сталину. А через несколько дней появилась новая листовка. В нее был включен текст письма, написанного как будто рукой Якова: “Дорогой отец, я вполне здоров, буду отправлен в один из офицерских лагерей в Германии. Обращение хорошее. Желаю здоровья, привет всем. Яша”.
Сталин, похоже, поверил тогда в измену сына, и можно только догадываться, какой эффект произвела эта листовка на отступающие советские войска.
Однако это было еще не все. Немцы, используя факт пленения Якова, пустились на откровенную фальсификацию. Была изготовлена листовка “Вслед за сыном Сталина сдался в плен и сын Ворошилова”. Там же размещалась карикатура, на которой И. Сталин и К. Ворошилов трусливо выглядывают из-за кремлевской стены. У стены — немецкий солдат с табличкой в руках “Здесь сдаются в плен”. Плененный Яков Джугашвили с распростертыми объятиями приветствует Сергея Ворошилова. За спиной Сергея — целая колонна детей кремлевских сановников, идущих к немцам. Ниже карикатуры была напечатана небольшая пропагандистская “поэма”:
Сталин-сын:
Вот и ты в плену, Сережа.
Здравствуй, друг души моей.
Ворошилов-сын:
А за мной идет в плен тоже
Хвост из красных сыновей.
Вот, гляди, разоруженный,
В плен идет и сын Буденный.
А за ним, отбыв свой срок,
Тимошенковский сынок,
А за ними и другие
Для спасения России,
Бодро к немцам в плен идут,
На папаш своих плюют…
Уничижая Сталина, немцы прибегали и к более изощренным способам пропаганды. Они изготавливали, например, провокационные листовки, написанные якобы командирами и комиссарами РККА для тех своих бойцов, которые, искренне сражаясь за социализм, не могли не видеть порочные черты сталинского режима. В них говорилось:
“Сам Ленин не желал, чтобы Сталин стал его преемником. Ленин не доверял Сталину и чувствовал, что при нем Советский Союз погибнет… В наших руках оружие, и мы сбросим проклятое сталинское иго!”
Для большей достоверности некоторые из таких листовок были построены на подлинных цитатах Ленина из знаменитого “Письма к съезду” и снабжались лозунгами “За дело Ленина! Долой Сталина! За ленинский социализм!”. Там можно было встретить и переделанные слова известной песни А. Александрова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С трусливой кликой Сталина,
С презренною ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Открой глаза, свободная
Советская страна.
Даже союзнические отношения СССР с Великобританией и США нацистская пропаганда вменяла в вину Сталину, пытаясь доказать, что эта война для советских солдат является войной за чужие интересы. Трудящиеся России, убеждали немцы, — не враги Германии. Враги Германии — Сталин и его приспешники, вступившие в сговор с англо-американскими капиталистами. Поэтому защищать сталинский режим на деле означает оказывать поддержку мировой буржуазии.
Красноармейцев целенаправленно подводили к мысли, что дружба с англо-американскими капиталистами окончательно обнаружила антинародную сущность политики Сталина, для которого его личные интересы и интересы его капиталистических союзников неизмеримо важнее интересов и нужд народов России. А потому:
“Война будет окончена только после уничтожения большевизма. Никакие компромиссы невозможны. Не гибни напрасно, не поддерживай зря обреченный на гибель режим Сталина! Помоги его свергнуть! Откажись его защищать. Смерть Сталина спасет Россию! Враги Сталина — наши друзья!”
Пропагандисты рейха внушали обороняющейся Красной Армии, что только победа Германии, которая предрешена — это только вопрос времени, и, соответственно, смерть Сталина сделают Россию свободной и благополучной страной.
“Жиды — вечные враги вашего народа!”
Не меньше усилий нацистские пропагандисты приложили к разжиганию в красноармейской среде самого примитивного, буквально-таки животного антисемитизма. Фашисты, чья ненависть к евреям носила патологический характер, видели в евреях особый класс, который фактически господствует в СССР. Нацистская пропаганда утверждала, что большевистская партия и ее карательные органы — ГПУ—НКВД — на самом деле являются марионетками в руках всемирного еврейского заговора, цель которого — порабощение народов мира. Евреев обвиняли в том, что начавшаяся война была развязана по их инициативе; что они являются нацией-паразитом, живущей за счет других; что евреи, захватив власть в России, создали советскую тюрьму народов.
Вывод из всего этого делался следующий: большевизм и еврейство есть одно целое. И то, и другое является врагом народов России и подлежит уничтожению.
Вот некоторые цитаты из нацистских листовок, которыми засыпали окопы советских солдат:“Жиды самые подлые, самые опасные грызуны, подтачивающие основы нашего мира. Ты борешься за них, в бесчисленном количестве жертвуешь добром, здоровьем, жизнью, для того чтобы они и дальше могли объедаться в тылу и набивать себе карманы”.
“Только когда последний жид будет изгнан из твоего отечества, настанет мир. Бей жидовское отродье! Уничтожай этот бич человечества и ты этим закончишь войну!”

Ассортимент антисемитских листовок был, пожалуй, самым обильным в арсенале пропагандистов рейха. Здесь использовались различные приемы и средства идеологического разложения советских солдат — от примитивных лозунгов типа “Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!” до пламенных воззваний начать новую, на этот раз — антибольшевистскую-антиеврейскую революцию: “Бойцы, командиры и политработники! Ваш святой долг начать вторую революцию за счастье Родины, Ваших семей. Знайте, что победа за Вами, так как оружие в Ваших руках. Спасайте Отечество от жидовского хама! Долой предателей России — жидовских пособников! Смерть жидовскому большевизму! Вперед, за свободу, за счастье и жизнь!”
Не гнушались немецкие пропагандисты и так называемыми “легкими” жанрами: карикатурой, незамысловатыми юмористическими стишками. Они легко запоминались и при случае пересказывались другим. Надо полагать, что со своими пропагандистскими задачами сатирические жанры, в силу их нарочитой примитивности и образности, справлялись не хуже рационально выверенных пропагандистских материалов. Их сила заключалась в особом эмоциональном воздействии на читателя.
К примеру, в одной из листовок был помещен карикатурный рисунок еврея-кузнеца. Тут же подпись: “Разве такое бывает? Нет! Жид никогда сам не работает!”

Далее следовало саркастическое обращение к красноармейцу:
“Работай и сражайся и дальше за жида, чтобы он в тылу мог спокойно продолжать загонять товары и набивать себе карманы”.
Немецкими военными пропагандистами был даже придуман некий поэтический герой — русский бывалый солдат Фома Смыслов, который дает житейские советы и наставления молодым красноармейцам. В своем заветном слове дед Фома — этакий народный сказитель — вспоминает, какой могучей и богатой была Русь, пока “в Кремле не завелся жид”. Он-де, жид, и развязал эту войну, поссорив русских с немцами, сам спрятался в тылу и гонит оттуда ребят на бойню. Заканчивается “Завещание” Фомы словами:
Нам с немцем спорить не о чем, мы много славных лет
Живали с ним соседями, видали вместе бед.
Мы били дружно с немцами не раз наших врагов,
Но не было в правительстве тогда у нас жидов!
Послушайте, ребята, что завещал мне дед:
“Земля наша богата, жиду ж в ней места нет!”
“Новая жизнь без каторжных колхозов!”

Деятельность сталинского руководства в 1920—1930-х годах давала нацистам богатую пищу для критики советских порядков. Раскулачивание, массовые репрессии и голод, насильственная коллективизация, гонения на церковь, стахановщина и соцсоревнования — все эти темы так или иначе обыгрывались немецкой пропагандой, адресованной бойцам и командирам Красной Армии.
“Запомните! — писалось в одной из пропагандистских листовок. — Германия ведет борьбу не против русского народа, а против вашего жидо-коммунистического правительства, которое принесло вам много горя и несчастья”.
На листовке рисунок: пролетарий с крестьянином, закованные в кандалы, сгорбившись под тяжестью ярма, идут под конвоем чекиста-еврея. Подпись: “Такой была советская свобода”.
Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян — самого обездоленного и обиженного Советской властью сословия, немецкие пропагандисты сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства. Пропагандисты третьего рейха твердили о том, что германский солдат несет в Россию землю и волю.
Надо признать, пропагандистский натиск приносил свои результаты: нередко в советских деревнях немцев встречали хлебом-солью, как освободителей от колхозов, налогов и репрессий.
Однако суть “нового аграрного порядка” крестьяне оккупированных территорий поняли довольно быстро: колхозы так и не были ликвидированы, немецкие власти их просто переименовали в общинные хозяйства. Крестьяне не получили индивидуальных земельных наделов и обязаны были обрабатывать общинные земли под строгим надзором управляющего, назначаемого оккупационными властями. Уклонистов от общих работ ожидало суровое наказание военного суда. Весь урожай поступал в распоряжение немецких властей, а крестьяне за свою работу получали плату. Размеры и формы оплаты устанавливались по усмотрению местных начальников.
В общем, ничего нового по сравнению с большевистской властью немецкий “новый порядок” крестьянам не дал: те же принудительные общественные работы, изъятие излишков, репрессии, голод и нищета. Вековая мечта земледельца о владении личным куском земли так и не осуществилась.
Между тем немецкие фронтовые листовки откровенно лгали, поторапливая красноармейцев сдаваться в плен: “Торопитесь! Немцы в занятых ими областях уже приступают к разрешению земельного вопроса. Красноармейцы, не опоздайте, иначе вы останетесь без земли!”
Тут же рисунок в стиле “пропаганды разложения”. На одной половине рисунка — идиллическая картина сытой крестьянской жизни, полной благополучия и семейного счастья: улыбающийся крестьянин в обнимку с красавицей женой сидят в палисаднике у собственного дома, рядом в траве маленький ребенок играет с козленком. На другой половине — израненный боец, обливаясь кровью, корчится в предсмертных судорогах. Подпись: “Красноармеец, выбирай! Смерть или жизнь”.
“Вы будете у нас встречены, как товарищи”

На третьем году войны тональность нацистских пропагандистских листовок существенно изменилась. В них постепенно исчезли, особенно после Сталинградской битвы, тезисы о непобедимости германской армии, о бесперспективности и бессмысленности сопротивления ее боевой мощи. Теперь все чаще, агитируя красноармейцев сложить оружие, военные пропагандисты рейха играли на самых уязвимых человеческих чувствах, апеллируя к инстинкту самосохранения солдат. Тяготы армейского быта, холод, недоедание, жестокость командиров, страх быть убитым, усталость и недосыпание — это становилось темами пропагандистских мероприятий по разложению советских войск.
Зачем страдать? Все ужасы фронта можно прекратить в один момент: “Достаточно поднять обе руки и крикнуть: “Сталин капут!” или “Штыки в землю!”. И тебе гарантировано “хорошее обращение, питание и возможность устроиться на работу по специальности”.
Эксплуатируя чувство тоски по родному дому, пропагандисты германской армии обращались к красноармейцам: “Почему Вам, бойцам и командирам, пробывшим на фронте уже три года, не предоставляют короткого отпуска домой к семье? Да только потому, чтобы Вы не знали и не видели, что творится в тылу и Вашем доме. Три года Ваши жены и дети не знают сытого дня, а города и села переполнены жидами-спекулянтами, которые живут за счет труда Ваших семей”.
Не забывали специалисты по “пропаганде разложения” и эротические темы, дабы вызвать у красноармейцев чувство ревности и боли за оставшихся в тылу жен и дочерей. В той же листовке читаем: “Эти жиды-спекулянты принуждают русских и украинских женщин и девушек, жен командиров и красноармейцев за кусок хлеба продавать им свое тело”.
Для деморализации красноармейцев сотрудники Геббельса публиковали в листовках информацию о командирах РККА, безнаказанно занимавшихся в тылу пьянством и развратом, в то время как на передовой любой солдат за малейший проступок мог быть приговорен к смертной казни. Для большей убедительности в листовках указывались имена казненных военнослужащих, названия и номера воинских частей. Советские солдаты рисовались здесь невинными и молчаливыми жертвами бесчеловечных поступков своих офицеров.
Так, в одной из листовок с характерным названием “Быль” рассказывалось, как молоденький красноармеец нечаянно поранил два пальца при прыжке в окоп. Его товарищи видели, что это был несчастный случай. Однако бедолагу приговорили к смертной казни, как самострела. Сразу же вырыли яму, и на глазах у всего полка автоматчик пустил ему пулю в затылок. Текст листовки заканчивался словами: “Бойцы! Ни в чем не повинного вашего товарища расстреляли, как собаку. Вот вам благодарность, оказанная солдату на передовой позиции. А вот наш совет: спасайте вашу жизнь, переходите к нам”.
Призывая красноармейцев сдаваться в плен, немецкие пропагандисты обещали солдатам то, в чем они больше всего нуждались: тепло, горячую пищу и главное — сохранить жизнь. Однако немцы не были немцами, если бы даже в пропагандистских листовках не публиковали инструкции для “будущих советских пленных” о поведении в немецком плену. Вот лишь некоторые пункты такой инструкции: “…Ты должен соблюдать идеальную чистоту в отношении твоих и доверенных тебе немцами вещей. Твое тело должно быть всегда чистым.
…Твое поведение должно быть дисциплинированным и по-военному.
…В работе соблюдать чистоту и исполнительность. Мы требуем точность.
…За хорошее поведение и работу ты получишь особую награду”.
“Разлагающие” листовки обильно снабжались фотографиями со сценами якобы беспечной жизни бывших красноармейцев у немцев. К примеру, в листовке, озаглавленной “Так живется твоим товарищам в немецком плену”, на фотографии был запечатлен мужчина в военной форме без погон, мирно читающий книгу, лежа на кровати. Расслабленная поза человека, интерьер комнаты, заправленная бельем постель — все говорит об обстановке покоя, тепла и уюта. Под фотографией подпись, ради которой, собственно, и изготавливалась листовка: “После конца работы — ты сам хозяин своего времени. Хочешь, читай книгу, хочешь, спи, хочешь, гуляй! Ни на собрание, ни на субботник тебя не потащат”.
Не стеснялись помощники Геббельса публиковать даже такие постановочные снимки: бывшие красноармейцы, переодетые в новые суконные бушлаты, играют на музыкальных инструментах и поют. У одного в руках гитара, у другого — мандолина, у третьего — баян. Остальные, приобнявшись, весело подпевают музыкантам.
Подобными листовками пропагандисты рейха всеми силами старались внушить красноармейцам, что пребывание в немецком плену не связано ни с какими рисками. Напротив, добровольно сдавшихся ожидает сытная жизнь, мирная работа и отдых, а особо отличившихся в труде — награда от германского командования.
***
А что же советская контрпропаганда? Надо признать, что в первые месяцы войны командование Красной Армии оказалось не готовым к активной работе против пропаганды нацистов. Более того, некоторые советские политработники вообще не считали нужным этого делать, полагая, что “в провокационном и авантюристическом характере, в лживости вражеской пропаганды — ее главная слабость… Поэтому-то в нашей пропаганде нет необходимости даже опровергать содержание вражеских листовок, ибо их опровергают сами фашисты своими делами: убийствами, грабежами, насилием”.
Явная недооценка опасности немецкой “пропаганды разложения” позволила сотрудникам Геббельса на начальном этапе войны захватить инициативу. Первые ошеломляющие успехи вермахта подорвали у многих бойцов и командиров Красной Армии веру в возможность победы над Германией.
Однако уже с зимы 1942 г., после разгрома фашистов под Москвой, советская контрпропаганда приняла активный наступательный характер.

Командование РККА выпустило ряд директив, предписывающих командирам и политработникам всех уровней всеми способами разоблачать немецкую пропаганду. По мере того, как среди красноармейцев стала распространяться информация об истинном положении советских военнопленных в немецком плену, действенность нацистской “пропаганды разложения” значительно поубавилась, а после 1943 г., с завершением коренного перелома в войне и массовым отступлением частей германской армии по всему фронту, и вовсе стала ничтожной.

Советские плакаты времён Великой Отечественной войны

Советская почтовая марка 1965 года по плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!»

Советские плакаты времён Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса, например, отношения советской власти к текущим событиям на фронте. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды во время войны, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой деятельности.

Характеристика

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны. Также, как и в годы Гражданской войны, он пережил расцвет; кроме того, традиции периода 1917-21 гг. использовались художниками в период новой войны, причём многие из них поработали в оба периода.

Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.

Известные авторы

Старые мастера, внёсшие лепту в плакаты периода Гражданской, работали и в этот период:

  • Дмитрий Моор
  • Виктор Дени
  • Михаил Черемных

Однако важнее был вклад мастеров следующего поколения:

  • Тоидзе, Ираклий Моисеевич — его знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!» прямо перекликался с плакатом Моора «Ты записался добровольцем?», который вновь начали использовать.
  • Кокорекин, Алексей Алексеевич — его самый значительный плакат, «За Родину! (недоступная ссылка)» (1942), с фигурой раненого матроса, бросающего гранату, близок к станковому живописному произведению, хотя и обобщён и условен.
  • Иванов, Виктор Семёнович — плакат «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943) проникнут оптимистическим чувством, уверенностью в победе. Фигура молодого человека, пьющего воду из каски, рисуется на пожарном небе чётким силуэтом.
  • Корецкий, Виктор Борисович пользовался в своих плакатах приёмами фотомонтажа, которые восходили к 1920-м годам. Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) — одно из самых впечатляющих произведений плаката этого периода.
  • Кукрыниксы (КУприянов—КРЫлов—НИКолай Соколов)

Во время войны плакаты выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и др. городах. Плакаты создавались в республиках, особенно Армении и Грузии. В 1944 году в залах ГТГ в Москве прошла выставка армянского плаката, где выделилось имя художницы-станковистки Мариам Асламазян («Кровь за кровь!»), гравёра Акопа Коджояна, плакаты Василия Сурьянинова, Гахиряна. Грузины выпускали большую серию плакатов «Штыком и пером» (Р. Самерджиев, Ш. Бериташвили), в ней участвовали и москвичи — Кукрыниксы, Борис Ефимов, Юлий Ганф. Выпускались плакаты в Казахстане, Туркмении, Узбекистане.

Окна ТАСС

Основная статья: Окна ТАСС

Часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС», которые стали реинкарнацией Окон РОСТа периода Гражданской. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие.

Популярные мотивы

Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах, поэтому полный обзор этой темы не входит в рамки одной статьи. Однако некоторые мотивы были особенно популярны:

  • До последнего патрона! На заднем плане виден известный плакат: «Боец красной армии СПАСИ!»
  • В атаку! Очень популярный мотив. Использовался в огромном количестве плакатов. В таких плакатах часто изображается разнообразная техника. На плакате с мотивом: «За Родину, за Сталина!», — виден популярный у художников Т-35, на втором плакате виден Пе-2. Иногда вместо самолётов на заднем плане были изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина. В начале войны встречались плакаты типа «За спиной Москва», отражавшие тяжесть сложившейся ситуации. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад».
  • Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою. В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Hеприятель часто был карикатурен.
  • Карикатура. Здесь Гитлер нередко изображён в виде обезьяны в головном уборе времён наполеоновских войн. Сравнение Гитлера с Наполеоном встречалось неоднократно.
  • Смерть детоубийцам.
  • Не болтай! Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не только в СССР, но и на Западе (авт. Нина Ватолина).
  • Коллаж: до и после. Плакаты такого типа часто призывали население к конкретным действиям, например, к сбору металлолома.
  • Под знамёна! В отличие от СССР, тема «Под знамёна» была гораздо более популярна в странах «оси».
  • Динамичный портрет. В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Под знамёна» и «До последнего патрона», персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух. Как и тема «Под знамёна», была гораздо более популярна в странах «оси».
  • Родина-мать зовёт!

> См. также

  • Советские плакаты
  • Пропаганда во время Второй мировой войны
  1. 1 2 История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 336.
  2. Масленников В. А. Редакция-мастерская по выпуску ручным-трафаретным способом военно-оборонного плаката «Окно ТАСС». — М., ППО «Известия», 1997. 113 с.
  • Трамвай искусств. Частная коллекция. Советский плакат
  • Советские плакаты разбитые на эпохи
  • Военные плакаты разных стран
  • SovMusic.ru — Советские плакаты
  • Плакаты Великой Отечественной войны в высоком разрешении

Нормативный контроль

LCCN: sh2017003550