Мираж французский истребитель

Dassault Mirage 2000

Mirage 2000


Mirage 2000 ВВС Франции, 2008 год

Тип

истребитель

Разработчик

Dassault Aviation

Производитель

Dassault Aviation

Первый полёт

10 марта 1978 года

Начало эксплуатации

2 июля 1984 года

Статус

эксплуатируется

Эксплуатанты

ВВС Франции

ВВС Индии
ВВС ОАЭ
ВВС Тайваня
ВВС Греции
ВВС Египта
ВВС Катара
ВВС Бразилии

Годы производства

1983 — 2007

Единиц произведено

Варианты

Dassault Mirage 4000

Медиафайлы на Викискладе

Дассо «Мираж» 2000 (Dassault Mirage 2000) — французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в 1970-х годах фирмой Дассо. На вооружении с 1984 года. Основной боевой самолёт ВВС Франции в конце XX — начале XXI века. Состоит на вооружении нескольких стран Азии, Европы и Латинской Америки.

Сборочная линия Mirage 2000 была остановлена в 2007 году после поставки последнего самолета (последний Mirage 2000 был поставлен ВВС Греции 23 ноября 2007). ВВС Франции производят замену самолета Mirage 2000 многоцелевым истребителем Dassault Rafale, принятым на вооружение в 2006 г.

История создания

Разработка самолёта началась в 1972 году по низкоприоритетной программе «Delta 1000». Официальное тактико-техническое задание на новый самолет было выдано в марте 1976 года.

На третьем поколении «Миражей» конструкторы компании «Дассо» сохранили треугольное крыло, но с целью устранения имеющихся недостатков сделали самолет неустойчивым по каналу тангажа и установили электродистанционную систему управления. От своих предшественников Mirage 2000 унаследовал крыло большой площади (Mirage 2000-5 41,00 м2) и планер со значительными внутренними объемами (для топлива и бортового оборудования).

Поставки в войска одноместных перехватчиков Mirage 2000С начались в апреле 1983 года, состояния первичной боеготовности самолеты достигли в июле 1984 года.

Конструкция

Мираж 2000 ВВС Франции на учениях Red Flag, база ВВС США «Неллис», август 2006 года

Самолет спроектирован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов, с одним килем. Крыло многолонжеронное цельнометаллической конструкции с низкой удельной нагрузкой; обшивка элеронов выполнена из углепластика, заполнитель — сотовой конструкции из алюминиевого сплава AG5. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.

Конструктивными особенностями самолета являются мощная и развитая механизация крыла (автоматически управляемые предкрылки по всей передней кромке и двухсекционные элевоны по всему размаху), а также широкое применение композиционных материалов. Практически вся обшивка киля и вся обшивка руля направления выполнена из эпоксидных боро- и углепластиков. Заполнитель руля направления сотовый из алюминиевого сплава. Панели отсека радиоэлектронного оборудования также слоистой конструкции с обшивкой из углепластика и сотовым заполнителем.

Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 имеют традиционную для «Миражей» конструкцию с подвижным полуконусом и установленными на внешних поверхностях небольшими генераторами вихрей.

Шасси трехстоечное, с носовой опорой.

Бортовые системы

Система управления самолетом электродистанционная, с четырёхкратным дублированием. Кроме того, имеется аварийный канал, питание которого осуществляется от отдельной аккумуляторной батареи. Она обеспечивает достаточную устойчивость и управляемость во всем диапазоне высот и скоростей, включая полеты на предельно малых высотах и на высоких скоростях, а также в экстремальных условиях на малых скоростях при больших углах атаки.

Две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 280 атм обеспечивают работу приводов поверхностей управления, выпуск и уборку шасси и воздушных тормозов. Источниками электроэнергии являются два генератора переменного тока по 20 кВА и аккумуляторная батарея емкостью 40 амперчасов.

Варианты

  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик, базовая модификация
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия
  • Mirage 2000-5F — модернизированная версия для французских ВВС, может нести управляемые ракеты MICA-EM с активной радиолокационной головкой самонаведения реализующие принцип выстрелил-забыл.

Mirage 2000D

Первый полет модификации Mirage 2000D состоялся 19 февраля 1991 года, первый полет серийной машины — 31 марта 1993 года. Введен в боевой состав французских ВВС в марте 1994 года. Машина является первым французским истребителем, предназначенным для преодоления системы ПВО на малых высотах и нанесения ударов по наземным целям в любых погодных условиях и ночью с использованием как ядерного, так и обычного высокоточного управляемого авиационного оружия с лазерными системами наведения. К числу других особенностей самолета, отличающих его от предыдущей модификации («Мираж-2000N»), относятся наличие усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования, включающего системы управления полетом и прицельно-навигационную, средства РЭБ, а также возможность применения перспективных УР класса воздух-земля «Апаш». Всего построено 86 машин.

Mirage 2000E

Общее наименование экспортной модификации самолета Mirage 2000. Машина оснащалась двигателем M53-P2, усовершенствованной РЛС RDM+ фирмы Thomson-CSF и станцией лазерной подсветки наземных целей ATLIS II, размещаемой в подвесном контейнере.

Mirage 2000N

В 1979 году «Дассо» заключила контракт на постройку двух прототипов ударного истребителя, получивших обозначение Mirage 2000Р, которое вскоре изменили на Mirage 2000N. Ударный вариант отличался усиленным планером, оптимизированным для полетов с высокой скоростью на малых высотах. Существенные отличия имелись и в БРЭО, самое значительное – установка РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, способной работать в режимах картографирования, навигации, режиме следования рельефу местности, а также наведения на цель УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». РЛС обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте около 90 м со скоростью до 1112 км/ч.

На вооружении

Dassault Mirage 2000, ОАЭ

  • Бразилия — в 2006-2008 годах закуплены 10 Mirage 2000C и 2 Mirage 2000B. Сняты с вооружения в 2013 году.
  • Греция — по состоянию на 2017 год 44 самолёта: 17 Mirage 2000EG, 2 Mirage 2000BG, 20 Mirage 2000-5EG, 5 Mirage 2000-5BG. Состоят на вооружении с 1988 года.
  • Египет — по состоянию на 2017 год 18 самолётов: 15 Mirage 2000C и 3 Mirage 2000B. Состоят на вооружении с 1986 года, всего было получено 16 Mirage 2000C и 4 Mirage 2000B.
  • Индия — по состоянию на 2017 год 50 самолётов: 40 Mirage 2000E/I и 10 Mirage 2000ED/IT. На вооружении с 1985 года.
  • Катар — по состоянию на 2017 год 12 самолётов: 9 Mirage 2000-5ED и 3 Mirage 2000-5D. На вооружении с 1997 года.
  • ОАЭ — по состоянию на 2017 год 66 самолётов: 15 Mirage 2000-9DAD, 44 Mirage 2000-9EAD, 7 Mirage 2000RAD (самолёт-разведчик). На вооружении с 1989 года.
  • Перу — по состоянию на 2017 год 12 самолётов: 2 Mirage 2000ED, 10 Mirage 2000E. На вооружении с 1986 года.
  • Китайская Республика — по состоянию на 2017 год 56 самолётов: 9 Mirage 2000-5D, 47 Mirage 2000-5E. На вооружении с 1997 года.
  • Франция — по состоянию на 2017 год 154 самолёта: 46 Mirage 2000N, 35 Mirage 2000C/-5, 6 Mirage 2000B, 67 Mirage 2000D. На вооружении с 1984 года.

Боевое применение

Обломки французского «Мираж 2000», потерянного в Афганистане

30 августа 1995 года французский истребитель Mirage 2000 был сбит из ПЗРК «Игла» ПВО Сербии.Видео

8 октября 1996 года греческий Mirage 2000 сбил в воздушном бою над Эгейским морем турецкий истребитель F-16 Fighting Falcon.Видео

Индийские Mirage 2000 участвовали в Каргильском конфликте 1999 года. «Миражи» совершили более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1-й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 — самолеты 7-й эскадрильи, под прикрытием истребителей МиГ-29 наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб. Среди вылетов 7-й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 17 июня ударом самолетов 7-й эскадрильи, использовавших неуправляемые бомбы, был уничтожен главный пункт снабжения противника: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24 июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника — это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. 4 июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство.

Авиационные происшествия и катастрофы

По состоянию на 2018 год известно о потере в лётных происшествиях 58 самолётов.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
09.05.1984 2 н.д./н.д. Mirage 2000C разбился.
21.05.1986 26 Люксёй-ле-Бен 0/1 Mirage 2000C разбился.
08.10.1989 KF-102 Дели 1/1 + 2 Разбился во время авиашоу. Кроме пилота погибло 2 зрителя.
17.05.1990 321 Фонтьес-д’Од 0/2 Mirage 2000N столкнулся со стаей птиц и разбился.
09.04.1991 328 Пюи-де-Дом 2/2 + 8 Mirage 2000N столкнулся с вертолётом Westland Lynx HAS4 805-й эскадрильи авиации ВМС Франции.
03.09.1992 246 Танагра 0/1 Mirage 2000EG разбился после взлёта.
07.10.1992 229 Танагра 0/1 Mirage 2000EG столкнулся с птицами и разбился.
26.11.1992 238 Скирос 0/1 + 1 Mirage 2000EG столкнулся с F-16C во время тренировочного полёта и упал в море возле острова Скирос.
30.08.1995 346 Сербия 0/2 Mirage 2000N сбит ПВО Сербии.
19.01.1996 324 Истр 0/2 Mirage 2000N столкнулся с птицами и разбился.
10.10.1996 225 Андрос 1/1 Mirage 2000EG упал в море.
30.01.1997 608 Коломбе-ле-Бель 0/2 Mirage 2000D упал в лес.
07.04.1997 302 Средиземное море 0/2 Mirage 2000N столкнулся с другим Mirage 2000.
07.04.1997 308 Средиземное море 0/2 Mirage 2000N столкнулся с другим Mirage 2000.
28.07.1997 244 Скирос 1/1 Mirage 2000EG упал в море.
30.09.1997 210 Скирос 1/1 Mirage 2000EG упал в море.
04.11.1998 223 Оропос 1/1 Mirage 2000EG разбился из-за отказа гидравлики.
12.10.1999 84 Край Высочина 0/1 Mirage 2000C разбился.
14.11.2001 2058 2/2 Mirage 2000-5D разбился из-за отказа двигателя.
12.02.2002 511 Оранж 0/2 Mirage 2000B разбился.
25.06.2003 656 2/2 Mirage 2000D разбился во время ночного тренировочного вылета.
27.11.2003 203 Хиос 0/2 Mirage 2000BG упал в море из-за отказа двигателя.
08.01.2004 621 Ма-Сен-Шели 0/1 Mirage 2000D разбился во время тренировочного полёта.
09.01.2004 318 Нарбон 0/2 Mirage 2000N разбился из-за повреждений двигателя, полученных во время дозаправки в воздухе.
26.08.2004 663 Кольмар 0/2 Mirage 2000D разбился.
01.09.2004 224 Скирос 0/1 Mirage 2000EG упал в море, после столкновения с другим Mirage. Второй самолёт приземлился на авиабазу.
23.09.2004 Бхопал 0/1 Mirage 2000E разбился, потеряв в полёте переднюю стойку шасси.
12.10.2004 Гвалиор 0/2 Mirage 2000ED разбился после взлёта.
09.11.2004 Гвалиор н.д/н.д Mirage 2000E разбился после взлёта.
27.02.2006 72 Нанси 0/1 Mirage 2000C разбился, столкнувшись с другим самолётом во время имитации воздушного боя. Второй Mirage благополучно вернулся на авиабазу.
31.03.2006 684 Вентизери 0/2 Mirage 2000D разбился, столкнувшись с птицами при взлёте.
14.04.2006 241 Танагра 1/1 Mirage 2000EG разбился, врезавшись в склон горы.
29.05.2006 69 Лонвик 0/1 Mirage 2000C разбился из-за отказа двигателя.
19.02.2007 116 Бонифачо 1/1 Mirage 2000C упал в море.
27.02.2007 222 Эвбея 0/1 Mirage 2000EG врезался в гору при взлёте.
12.02.2008 315 Бискайя 0/2 Mirage 2000N упал в море.
11.06.2008 363 Мердриньяк 0/2 Mirage 2000N разбился.
11.05.2010 76 Мон-де-Марсан 0/1 Mirage 2000C разбился.
01.03.2011 309 Сент-Ораду-пре-Крок 2/2 Mirage 2000N разбился во время ночного тренировочного полёта.
24.05.2011 612 0/2 Mirage 2000D разбился во время сопровождения конвоя.
09.06.2011 204 Самос 0/2 Mirage 2000BG упал в море из-за отказа двигателя.
19.07.2011 1/1 Mirage 2000-9EAD разбился.
14.01.2012 619 Табук 0/2 Mirage 2000D столкнулся в воздухе с саудовским F-15C во время имитации воздушного боя. Оба самолета разбились.
24.02.2012 KT202 Мадхья-Прадеш 0/2 Mirage 2000ED разбился после взлёта.
05.03.2012 KT203 Савай-Мадхопур 0/2 Mirage 2000ED разбился.
03.10.2012 116-ER Фруадконш 1/1 Mirage 2000C разбился. Самолет пилотировал лётчик ВВС Тайваня.
20.05.2013 2052 0/2 Mirage 2000-5 упал в море.
05.06.2013 73 Монкур 0/1 Mirage 2000C разбился из-за столкновения с птицами.
12.05.2014 116-AD Ле-Барош 0/1 Mirage 2000C разбился.
09.06.2014 133-AE Ниамей 0/2 Mirage 2000D разбился.
04.08.2014 526 Альпы Верхнего Прованса 0/2 Mirage 2000B разбился.
26.01.2015 651 Альбасете 0 + 11 Mirage 2000D cгорел на стоянке авиабазы после падения на неё взлетающего греческого F-16D. Всего было повреждено 5 самолетов, погибло 11 человек.
26.01.2015 669 Альбасете 0 + 11 Mirage 2000D cгорел на стоянке авиабазы после падения на неё взлетающего греческого F-16D. Всего было повреждено 5 самолетов, погибло 11 человек.
14.03.2016 2/2 Mirage 2000-9D потерян во время проведения боевой акции против йеменских повстанцев.
29.05.2017 239 Северные Спорады 0/1 Mirage 2000EG спланировал на поверхность моря, после катапультирования лётчика, и придрейфовал к побережью.
28.09.2017 374 Нджамена 0/2 Mirage 2000N врезался в ограждение аэропорта при взлете и сгорел, штурман получил лёгкое ранение ноги.
07.11.2017 2040 1/1 Mirage 2000-5E упал в море.
12.04.2018 546 Скирос 1/1 Mirage 2000-5 разбился.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Mirage 2000C.

Источник данных: Jane’s, 2004.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 14,36 м
  • Размах крыла: 9,13 м
  • Высота: 5,14 м
  • Площадь крыла: 41,0 м²
  • Удлинение крыла: 2,0
  • Стреловидность по передней кромке: 58°
  • База шасси: 5,0 м
  • Колея шасси: 3,5 м
  • Масса пустого: 7500 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 17 000 кг
  • Максимальная посадочная масса: 16 700 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 4000 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН
    • Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: M=1,2 (1380 км/ч)
    • на высоте: M=2,2 (2534 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 885 км/ч
  • Посадочная скорость: 144 км/ч
  • Скорость сваливания: 185 км/ч
  • Практическая дальность: 1852 км
  • Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 16 460 м
  • Скороподъёмность: 284 м/с
  • Нагрузка на крыло: 414,6 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,57 (при максимальной взлётной массе)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 снарядов на пушку
  • Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом)
  • Боевая нагрузка: 6200 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-земля»:
      • 1 × ASMP (у Мираж 2000N)
      • 2 × AS.30L или АМ.39 или Armat
      • APACHE или SCALP (у Мираж 2000D)
    • ракеты «воздух-воздух»:
      • 2 × Super 530 и/или
      • 2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5)
  • Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами
  • Бомбы: различные, среди них:
    • корректируемые:
      • 1-2 × 990 кг MBDA BGL
      • GBU-24 или GBU-12
    • свободнопадающие:
      • 16 × 219 кг MBDA Durandal
      • 5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400
      • Mk20 и/или Mk82
  • Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.
  • Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом

> Близкие по назначению и характеристикам машины

  • МиГ-29
  • Panavia Tornado
  • F-16 Fighting Falcon
  • F/A-18 Hornet
  • JAS 39 Gripen

В массовой культуре

Самолет присутствует во французском фильме «Рыцари неба», также на Мираже 2000 можно «полетать» в авиасимуляторах Jane`s Combat Simulations Fighters Anthology, DCS: World и Fighter Wing 1995 года

Примечания

  1. 1 2 3 Jane’s, 2004.
  2. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. Французский тактический истребитель «Мираж-2000D». Зарубежное военное обозрение 1994, № 8, с. 40-44
  4. The Military Balance 2017,p.122
  5. The Military Balance 2017,p.374
  6. The Military Balance 2017,p.293
  7. The Military Balance 2017,p.400
  8. The Military Balance 2017,p.411
  9. The Military Balance 2017,p.469
  10. The Military Balance 2017,p.333
  11. The Military Balance 2017,p.114
  12. Валецкий О. Югославия в войне. Белград, 2004.
  13. Greek & Turkish Air-to-Air Victories
  14. Philip Camp. The Mirage-2000 at Kargil

> Литература

Ссылки

  • Передача «Военное дело». Серия о Mirage 2000 на YouTube
  • Mirage 2000 в авиасимуляторе DCS: World

Dassault Mirage 2000 – многоцелевой истребитель из Франции

Самолет Mirage 2000 – продолжение успешной серии истребителей-перехватчиков 60-х годов XX века Мираж III-001, которые за некоторые удачные решения признавались главной ударной силой Франции в небе.

Свою службу самолет «Дассо» Mirage 2000 продолжал с момента первых испытаний в 1978 году до 2007 года, когда состоялась последняя поставка. За столь долгий срок было создано множество модификаций, но главное качество, которым обзавелся истребитель – это бесценный боевой опыт, которым после крупных сражений Второй Мировой войны обладали далеко не все модели самолетов. Это помогло Франции создать на основе двухтысячной модели еще более успешные варианты самолетов следующих поколений, которые сегодня пришли на смену легендарному «Миражу».

История возникновения

Началом работ по созданию Dassault Mirage 2000 считается 1972 год, когда были получены первые указания для проектирования принципиально нового истребителя для Французской республики.

Главные качества, которые ставились перед разработчиками – это возможность преодолевать скоростной рубеж в 1400 км/ч, подниматься до потолка в 15 километров и иметь возможность нести разные типы вооружения («воздух-воздух» и «воздух-земля»). Требовалась возможность вести прицельный огонь по самолетам противника в пределах визуального контакта.

Прототипом для Dassault Mirage 2000 послужила модель «Дассо-1000».

Поначалу проект считался малоперспективным, но в ходе многочисленных доработок получился качественный и, главное, практичный самолет, который позже стал основной боевой единицей ВВС Франции и многих ее союзников. Как это часто бывает, военное руководство отдало предпочтение серии 2000 по той причине, что ее было несложно производить, она дешевле стоила в случае массовых закупок и считалась очень универсальной базой для разных боевых задач.

Изначально компания создала два проекта:

  • Dassault Mirage 2000 – легкая модель с ориентированностью на бюджетное исполнение специально для поставок в страны Третьего мира, не позволявших себе больших трат;
  • Dassault Mirage 4000 – более дорогая модель с улучшенным вооружением.

Первый полет на модели 2000 был совершен уже в 1978 году (всего через три года после подготовки проекта и чертежей). Столь быстрая работа конструкторов обусловлена тем, что технически самолет вобрал в себя множество опробованных решений предшественника – МиражаIII. Он получил такую же форму крыла, похожий фюзеляж. Изменения коснулись управления истребителем, было усилено крыло и установлен новый двигатель.

В 1983 году начались серийные поставки машины на вооружение Франции, и почти сразу они начали регулярную службу в частях. Начало 90-х годов ознаменовалось крупными закупками Миражей из-за рубежа. Первые контракты подразумевали сборку и поставку 440 истребителей в разные концы света.

Конструкция

Истребитель имеет классическую обтекаемую форму, когда крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Но большая площадь треугольного крыла – это достаточно редкий выбор в военной сфере. С другой стороны, такая форма консолей вместе с развитой механикой крыла позволяет машине оставаться одной из самых маневренных на планете.

В начале испытаний Mirage 2000 был способен сохранять управляемость на низких скоростях (200 км/ч) и высоком угле атаке (26 градусов).

При ручном управлении в таком режиме риск потерпеть катастрофу высок. Поэтому разработчики в новой машине отдали предпочтение электронно-дистанционной системе управления, которая имеет 4-кратное резервирование. А использование дополнительного аккумулятора позволяло управлять самолетом даже при отказе всей основной электроники на борту.

Важнейшая часть самолета – его крыло. Оно в Mirage 2000 имеет стреловидность в 580. На истребителе нет хвостового оперения. Этот подход принят конструкторами по той причине, чтобы истребитель мог эффективно маневрировать. Действительно, модель 2000 получила отличную возможность менять направление движение даже на высоких скоростях.

Кроме этого, большая площадь крыла повышала максимальный потолок истребителя, а также его подъемную нагрузку. Также Мираж остался экономичным самолетом с низкими показателями сваливания на сверхмалых скоростях.

Воздухозаборники на самолете расположили традиционно – по бокам фюзеляжа. Киль увеличили в сравнении с предшественником, и этот выбор тоже позволил сделать маневренность еще лучше.

Высокая прочность самолета достигнута за счет использования металлических сплавов (крыло почти полностью исполнено из алюминия AG5).

Композитные материалы применялись незначительно (элевоны и некоторые другие элементы механизации крыла сделаны из углепластика). На истребители ставили трёхопорное шасси: одна стойка в носовой части, две – в задней части крыла.

Сначала проект не предусматривал установку собственной РЛС на борту, чтобы снизить расходы. Но позже французские военные предпочли сделать истребитель автономным и независимым от указаний с земли, поставив БРЛС.

В отличие от многих конкурентов, Dassault Mirage 2000 обладает качественными системами живучести. Все электронное управление неоднократно дублируется и резервируется, а установленный автопилот способен провести полет на стандартных режимах без участия человека.

Разработчики выбрали двигатель SNECMA M53-P2, который выдавал тягу на 10000 кгс. Его расположили в задней части фюзеляжа.

Благодаря бортовой РЛС Мираж получил возможность «вести» до 8 целей одновременно и открывать огонь по двум из них на удалении до 85 километров.

Огневая мощь истребителя представлена управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» «MICA», «R550 Magic» или управляемыми «воздух-земля» «SCALP», «APACHE». Возможно вооружение бомбами с наведением лазером BRL-1000 «Arcole» или свободнопадающими MBDADurandal или MBDABeluga.

Имеется стрелковое оружие с калибром 30 мм. Допустимая оружейная нагрузка – 6,2 тонны. Вооружение размещается на подвесах крыла (4) или под фюзеляжем (5). Там же возможно размещение дополнительных баков (на 1700 л. или 2000 л. каждый справа и слева от фюзеляжа, под крылом, и на 1300 л под фюзеляжем).

Летно-технические характеристики

Во время своей боевой службы, Миражи 2000 нередко сталкивались со своими основными конкурентами в небе. Так, в арабо-израильском конфликте за господство в воздухе Mirage 2000 боролись с Миг-29, воевавших на стороне Египта. Греко-турецкий конфликт за остров Крит обернулся открытым противостоянием с F-16 Figting Falcon.

Dassault Mirage 2000 F-16 Fighting Falcon Миг-29
Размеры (длина/размах крыла/высота), м 14,36 / 9,13 / 5,14 15,03/ 9,45/ 5,09 17,32/11,36/4,73
Площадь поверхности крыла, кв. м. 41 27,87 38
Вес, т 7,5 (пустой), максимальный взлетный вес – 17, максимальный посадочный вес – 16,7 8,9(пустой), максимальный вес на взлете – 21,7 10,9(пустой), максимальный вес на взлете – 18,5
Топливные баки 4000 л. или 3,16 т. 3986 л. 4300 л.
Потолок, км 16,46 15,24 18
Практическая дальность, км 1852 1,315 1430
Максимальная скорость, км/ч У земли – 1380 на высоте – 2534, крейсерская скорость – 885, посадочная скорость 144, сваливание на 185 У земли – около 1100, на высоте – 2120. У земли – 1500, на высоте – 2450, крейсерская скорость – 850.

Настоящий военный истребитель проверяется в бою, а не на испытаниях. А востребованность французских, русских и американским основных истребителей в мире позволила им неоднократно встречаться в небе. Так, соотношение потерь с Мигами было примерно равным.

С F-16 конфликтов было меньше. Известно, что над Средиземным морем Mirage сбил турецкий F-16. Но в том противостоянии не было серьезных боев в небе.

Модификации

Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:

  • Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
  • Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
  • Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
  • Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
  • Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
  • Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
  • Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
  • Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.

Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

В конце 90-х годов Миражи участвовали в греко-турецком конфликте, где доказали, что по многим параметрам превосходят F-16C.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

Dassault «Mirage F.1», Истребитель

“Мираж-F.1” разработан во второй половине 60-х годов, в серийном производстве находится с 1973 года. Имеется несколько его вариантов: “Мираж-F.1C” – всепогодный тактический истребитель, “Мираж-F.1B” – двухместный учебно-боевой самолет (начал поставляться в части ВВС Франции в 1980 году), “Мираж-F.1E” – тактический истребитель, предназначенный для экспорта в другие страны, “Мираж-F.1CR” – самолет-разведчик. Тактический истребитель “Мираж-F.1C” имеет трапециевидное высокорасположенное крыло. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Воздушные тормоза размещены снизу. Хвостовое оперение состоит из вертикального киля с рулем направления и горизонтального стабилизатора с полностью отклоняемыми поверхностями. Путевая устойчивость самолета повышается благодаря двум дополнительным вертикальным гребням под хвостовой частью фюзеляжа.. В основании киля находится тормозной парашют.

Силовая установка состоит из одного ТРДФ “Атар-9K50” максимальной тягой на форсаже 7300 кг. Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках общей емкостью 4260 л. Для увеличения дальности полета на истребитель можно подвешивать до трех дополнительных топливных баков емкостью по 1200 л. На правой стороне носовой части самолета возможна установка неубирающегося топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Основной элемент радиоэлектронного оборудования – РЛС управления оружием “Сирано-4”, размещенная в носовой части фюзеляжа. Эта станция позволяет решать задачи ПВО во всем диапазоне высот полета самолета. Кроме того, на истребителе “Мираж-F.1E” она обеспечивает определение дальности до наземных целей и прорыв системы ПВО на малых высотах в сложных метеоусловиях. “Мираж-F.1C” оснащен также двумя УКВ радиостанциями, аппаратурой посадки по приборам и радионавигационной системы ТАКАН, системой радиолокационного опознавания. В состав оборудования, используемого для атаки наземных целей, входят доплеровская РЛС, вычислитель бомбометания, индикатор местоположения самолета и лазерный дальномер-целеуказатель.

Встроенное вооружение истребителя состоит из двух 30-мм пушек “Дефа”. Подвесное вооружение размещается на четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах. Кроме того, на концах консолей крыла имеется по одному узлу, предназначенному для установки только УР класса “воздух – воздух”. Максимальный вес наружных подвесок составляет 4000 кг. Для решения задач ВО
самолет может нести одну или две УР “Матра” R.530 или “Супер Матра” R.530 с радиолокационной или инфракрасной головкой самонаведения). Они подвешиваются под фюзеляжем или под консолями крыла, а УР “Сайдвиндер” или “Мажик” R.550 – на концах крыла. Типовые варианты нагрузки для атаки наземных целей: одна УР “Мартель” AS-37 или AS-30, 14 220-кг бомбы, 4 пусковые установки каждая с 18 неуправляемыми ракетами калибра 68 мм. Другие варианты наружных подвесок: три дополнительных топливных бака емкостью по 1200 л; один 2000л подфюзеляжный бак; контейнер с лазерным дальномером-целеуказателем, УР AS-30L класса “воздух-земля” или управляемая авиационная бомба с лазерной ГСП; контейнеры с аппаратурой РЭП или разведывательной аппаратурой, включающей аэрофотоаппараты и инфракрасную станцию с линейным сканированием.

Самолет-разведчик “Мираж-F.1CR”. В начале 1979 года командование ВВС Франции решило закупить самолеты этого типа для замены “Мираж-3R и -RD”. “Мираж-F.1CR” оснащаются двумя аэрофотоаппаратами типов 35 и 40 фирмы “Омера” и ИМ станцией, установленными в передней части фюзеляжа. Дополнительные радиоэлектронные и оптические средства размещаются в подвесном контейнере. Опытные образцы самолета совершили первый полет в ноябре 1981 года, в 1982-м для ВВС Франции были заказаны 62 машины, в боевой состав их намечалось ввести в 1983 году.

Учебно-боевой самолет “Мираж-F.1B” отличается от истребителя наличием двухместной кабины, отсутствием встроенных пушек и уменьшенной на 450 л емкостью внутренних топливных баков. Ранее выпускался также тактический истребитель “Мираж-F.1A” с упрощенным составом бортового оборудования и увеличенным запасом топлива. В настоящее время, судя по сообщениям иностранной прессы, производство этого самолета, предназначенного в основном для нанесения ударов по наземным объектам, прекращено.

К началу 1983 года было заказано 678 самолетов “Мираж-F.1”, из них 252 для ВВС Франции и 426 на экспорт в другие страны, в том числе в Эквадор, Грецию, Иорданию, Кувейт, Марокко, Катар, ЮАР и Испанию.

Размах крыльев 8.2 м
Длина 15.3 м
Высота 4.5 м
Масса 7.9 – 15.2 т
Двигатели 1 ТРДФ “Атар-9К50”
Тяга 1 х 7300 кгc
Потолок высоты 16.5 км
Максимальная скорость 2350 км/ч
Дальность полета 3300 км
Экипаж 1 человек
Вооружение: 2 30-мм пушки “Дефа”, 2 УР “воздух-воздух”, “Матра” R.530 или 2 УР R.550 “Мажик” или 2 УР “Сайдвиндер”, 1 УР “воздух-земля” “Мартель” RS-30/37, 14 бомб, 4 блока НУР
Год принятия на вооружение 1973

Dassault Mirage F1

Mirage F1
Самолет эквадорских ВВС
Тип истребитель
Разработчик Dassault Aviation
Первый полёт 23 декабря 1966 года
Начало эксплуатации 1973 год
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС Франции
ВВС Ирака (сняты )
Единиц произведено > 720
Изображения на Викискладе

Дассо «Мираж» F1 (Dassault Mirage F1) — лёгкий многоцелевой истребитель, разработанный французской авиастроительной фирмой Дассо в 1960-х годах. В 1970-х годах был основным истребителем ВВС Франции, пока на вооружение не поступил многоцелевой истребитель «Мираж 2000». Всего выпущено более 720 самолётов, из них 251 для ВВС Франции.

Поставлялся на экспорт в 12 стран мира, применялся в ряде военных конфликтов (в частности обеими сторонами в ирано-иракской войне и войне в Чаде.

> Особенности конструкции

Единственный из серийных самолетов семейства «Мираж», имеющий нормальную аэродинамическую схему с высокоразвитым стреловидным крылом.

Оборудование

БРЛС Томпсон-CSF «Сирано» IV или IVM. На самолетах F.1CR или F.1E — РЛС «Сирано» IV MR, способная осуществлять картографирование и обнаруживать наземные цели. Автопилот SFENA 505, инерциональная навигационная система, приемник навигационной системы TACAN, система опознавания «свой-чужой».

Модернизация

В 1991 г. начались работы по переоборудованию самолета «Мираж» F1.C ВВС Франции в вариант «Мираж» F.1CT (на самолеты устанавливается новая прицельно-навигационная система). ЮАР совместно с Россией осуществляют программу переоснащения самолетов «Мираж» F.1 российским ТРДДФ SMR-95 (вариант двигателя РД-33). Первый модернизированный самолет был представлен на летные испытания в октябре 1994 г.

Модификации

F1.C тактический истребитель для ВВС Франции F.1C-200 вариант самолета «Мираж» F.1C, оборудованный фиксированной штангой для дозаправки в воздухе F.1CT модернизированный вариант истребителя с усовершенствованным БРЭО F.1A экспортный многоцелевой истребитель F.1E экспортный многоцелевой истребитель F.1EQ многоцелевой истребитель для ВВС Ирака F.1B учебно-боевой самолет F.1D учебно-боевой самолет F.1R (F.1CR) самолет-разведчик

Самолеты «Мираж» F.1 широко использовались в многочисленных локальных конфликтах. Во время конфликта в Чаде в 1983—1984 гг. самолеты F.1C ВВС Франции участвовали в боевых действиях, осуществляя прикрытие истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», наносивших удары по позициям ливийских войск (один F.1C получил серьёзные повреждения).

В Анголе истребители F.1 ВВС ЮАР неоднократно вступали в воздушные бои с ангольскими и кубинскими истребителями, сбив в 1981 г. один МиГ-21 при помощи пушек и ещё один самолет этого типа — в 1982 г. УР «Мажик». В то же время, по данным российского исследователя В. Ильина, в воздушных боях с МиГ-23 один F.1 был сбит и ещё один самолет получил повреждения от взрыва БЧ УР Р-60.

В ходе ирако-иранской войны 1980—1988 гг. самолеты «Мираж» F.1EQ ВВС Ирака с 1984 г. использовались для ведения борьбы за завоевание господства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным и морским целям. По данным В. Ильина, самолеты этого типа одержали 35 воздушных побед над самолетами ВВС Ирана F-4, F-5E и F-14A, выпустив в общей сложности около 100 УР «Супер» 530. По его же информации, потери в этих боях составили 14 или по меньшей мере 15 самолётов.

Во время обострения отношений с Турцией в 1987 и 1992 гг. греческие «Миражи» F.1 над Эгейским морем имели боевые столкновения с турецкими истребителями F-4E и F-16, закончившиеся безрезультатно.

Ливийские самолеты «Мираж» F.1 использовались в боевых действиях в Чаде в 1980-х годах.

Марокканские самолеты применялись для нанесения ударов по силам повстанцев фронта «Полисарио», при этом в российском источнике сообщается, что два самолета в 1981 г. и один самолет в 1985 г. были сбиты ЗРК советского производства с территории Алжира.

В ходе войны в Персидском заливе в 1991 г., согласно российскому источнику, в воздушных боях было уничтожено девять «Миражей» F.1EQ (семь — американскими и два — саудовскими истребителями F-15); таким образом, «Мираж» F.1 оказался иракским самолетом, понесшим наибольшие потери). Однако согласно западному исследованию, написанному по заказу ВВС США, было уничтожено лишь восемь «Миражей» (аналогичные потери понесли самолеты МиГ-23).

Несколько разведывательных самолетов «Мираж» F.1CR ВВС Франции также использовались во время операции «Буря в пыстыне». Данные на 1997 г.

В 2011 г. во время Гражданской войны в Ливии использовались войсками, верными Муаммару Каддафи.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Mirage F1C.

Источник данных: М.А. Левин, В.Е. Ильин, 1994; Jane’s, 1975.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,23 м
  • Размах крыла: 8,4 м
    • с ракетами на концах крыла: 9,32 м
  • Высота: 4,5 м
  • Площадь крыла: 25,0 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 47° 30′
  • База шасси: 5,0 м
  • Колея шасси: 2,5 м
  • Масса пустого: 7400 кг
  • Нормальная взлётная масса: 10 900 кг (без подвесок)
  • Максимальная взлётная масса: 16 200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3350 кг (+ 3580 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 4300 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДФ SNECMA Atar 9K-50
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 49,03 кН (5000 кгс)
    • Форсажная тяга: 1 × 70,61 кН (7200 кгс)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1470 км/ч (1,2М)
    • на высоте: 2335 км/ч (2,2М)
  • Крейсерская скорость: 885 км/ч
  • Посадочная скорость: 230 км/ч
  • Боевой радиус:
    • с 14 × 250 кг бомбами по профилю «большая-малая-большая» высота: 425 км
    • с 1 × АМ.39 и 2 × 1200 л ПТБ по профилю «малая-малая» высота: 700 км
  • Перегоночная дальность: 3300 км
  • Продолжительность полёта: 3 ч 45 мин
  • Продолжительность патрулирования: 2 ч 15 мин (с 2 × Matra R530 и 1 × 1200 л ПТБ)
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Скороподъёмность:
    • у земли: 213 м/с
    • на высоте: 243 м/с
  • Нагрузка на крыло: 596 кг/м²
  • Длина разбега: 640 м
  • Длина пробега: 610 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 × 30 мм пушки DEFA 553 с 125 патронов на орудие
  • Точки подвески: 7
    • 1 под фюзеляжем с нагрузкой 2100 кг
    • 2 внутренние под крылом с нагрузкой по 1300 кг
    • 2 внешние под крылом с нагрузкой по 550 кг
    • 2 на концах крыла для ракет «В-В») с нагрузкой по 150 кг
  • Боевая нагрузка: 4000 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или АМ.39 или AS.30L у экспортных самолётов)
    • ракеты «воздух-воздух»:
      • 2 × Super R 530 и
      • 2 × R550 Magic или AIM-9
  • Неуправляемые ракеты: 4 блока Matra с 18 × 68 мм ракетами
  • Бомбы: свободнопадающие
    • 8 × 454 кг фугасных бомб
    • 14 × 250 кг фугасных бомб
    • 6 × 600 л баков с напалмом
  • Подвесные топливные баки: 3 × 1200 л
  1. 1 2 3 4 5 6 7 Ильин, 1997, стр. 70-71.
  2. В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — С. 236.
  3. Gulf War Air Power Survey, Volume V.

Литература

  • Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 58-60. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9
  • М. А. Левин, В. Е. Ильин. Современные истребители. — М.: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 231-237. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4
  • Ильин В. Е. Зарубежные боевые самолёта (краткий справочник) // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра.. — Москва: Издательский отдел ЦАГИ, 1997. — В. 27. — № 5-6. — С. 70-71.