Макушев Игорь Юрьевич

Макушев, Игорь Юрьевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Макушев.

Игорь Юрьевич Макушев
Дата рождения 6 августа 1964 (55 лет)
Место рождения Петропавловск-Камчатский, РСФСР, СССР
Принадлежность СССР
Россия
Род войск ВВС
Годы службы 1981 — н. в.
Звание
Командовал Военно-научный комитет,
Главный штаб ВВС,
1-е командование ВВС и ПВО
Сражения/войны Война в Южной Осетии (2008)
Награды и премии

Игорь Юрьевич Макушев (6 августа 1964, Петропавловск-Камчатский, РСФСР, СССР) — российский военачальник, председатель Военно-научного комитета — заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ с 2015 года, генерал-лейтенант (2014). Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2012).

Биография

Родился 6 августа 1964 года в г. Петропавловск-Камчатский. Вырос в Калининграде.

В 1985 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского комсомола.

В 1995 году окончил Военную командную академию противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

В 2006 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил.

Служил на всех лётных должностях от лётчика до заместителя командующего 16-й воздушной армией (2006-2008), начальника штаба 4-го командования ВВС и ПВО (2009-2011). Служил в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах. В августе 2008 года служил заместителем командующего 16-й воздушной армией, в состав которой входила 105-я смешанная авиационная дивизия, с лётчиками которой успешно вел боевые действия на Кавказе.

В мае 2011 года — октябре 2013 года — командующий 1-м командованием ВВС и ПВО,

в октябре 2013 года — июле 2015 года — начальник Главного штаба ВВС — первый заместитель Главнокомандующего ВВС.

С июля 2015 года — председатель Военно-научного комитета — заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.

Имеет квалификационную категорию «Лётчик-снайпер».

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2012).

Женат, есть сын.

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Генерал-майор Игорь Макушев: Нам есть чем гордиться


Во время недавнего визита в Санкт-Петербург в плотном рабочем графике командующего 1-м командованием ВВС и ПВО генерал-майора Игоря Макушева нашлось время для встречи с журналистами. В их числе был и корреспондент «Красной звезды». Публикуем его беседу с командующим.

– Игорь Юрьевич, границы ответственности 1-го командования ВВС и ПВО весьма обширны. Это требует и соответствующего состава вашего объединения. Что сегодня в него входит?
– По боевому составу и численности наше командование самое крупное в ВВС и ПВО. У нас самое большое количество авиации. В прошлом году в состав командования была принята авиация Балтийского флота, 12-го Главного управления Министерства обороны РФ, РВСН и Космических войск.
Кроме того, имеются две бригады Воздушно-космической обороны. Это бывшие корпуса ПВО, которые значительных изменений не претерпели, за исключением того, что из их состава вывели истребительную авиацию. Но она перешла в состав нашей 7000-й базы и выполняет задачи противовоздушной обороны Северо-Западной зоны.
Структура нашего объединения достаточно сложная, но сама система управления не претерпела кардинальных изменений. Не сказался на ней и переезд штаба 1-го командования ВВС и ПВО из Санкт-Петербурга в Воронеж. То есть воздушное пространство в зоне нашей ответственности от Новой Земли до Ростовской области и от Калининградской области до центральных регионов России контролируется в полном объёме.
– Сегодня много говорится о необходимости обновления парка авиационной техники. Как продвигается эта работа?
– В объединении идёт серьёзное обновление авиатехники. В частности, в прессе широко освещалось получение нами эскадрильи истребителей-бомбардировщиков Су-34 поколения 4+. Она пока единственная в стране и дислоцируется на аэродроме Балтимор. В этом году запланировано получение второй такой же эскадрильи, и в итоге мы уйдём от такого типа самолётов, как Су-24.
Параллельно обновляется и парк армейской авиации. Да, большей частью она ныне поступает в Южный военный округ, но осуществляются поставки и нам. В частности, уже получена эскадрилья новейших вертолётов Ми-8мтв5. Это принципиально новая многоцелевая машина. До конца года надеемся получить ещё 12 вертолётов.
В целом та техника, которая поступает как в авиацию, так и в ПВО позволяет с уверенностью смотреть в будущее и успешно решать самые сложные задачи.
– Ввод в строй новой авиационной техники предъявляет повышенные требования к лётному составу. В особенности к молодым пилотам. Как проходит их становление? Молодёжь в состоянии освоить всё более усложняющуюся авиационную технику?
– У нас сегодня такая молодёжь, что она способна освоить любую технику. Когда сам окончил военное училище, то был первым лейтенантом в Советском Союзе, который переучился на истребитель четвёртого поколения Су-27. Хотя когда мне, ещё курсанту, преподаватели рассказывали об этом самолёте, то думал, что никогда в жизни эту технику, оснащённую компьютерами, не освою. Ничего – освоил, как потом и многие мои сослуживцы. Бывает, более опытному лётчику сложнее перестроиться при переучивании на новый самолёт, так как срабатывают определённые стереотипы. Молодёжь же справляется, а поступление новых самолётов и вертолётов только повышает их интерес к избранной профессии. К примеру, Су-34 – многофункциональный самолёт, воплощающий в себе лучшие качества и истребителя, и бомбардировщика. Его появление – серьёзный шаг вперёд.

Сама подготовка молодых лётчиков существенно изменилась. Отмечу, что и Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова стало работать гораздо продуктивнее: лейтенанты приходят в части, владея большим объёмом практических навыков и хорошим налётом. Это изначально сокращает период их становления. По прибытии к месту службы требования достаточно жёсткие. Так, выпустившийся из училища лейтенант с учётом переучивания на боевую технику за первый год службы обязан налетать не менее 100 часов.
Целеустремлённая работа по вводу в строй молодых лётчиков позволила в течение последних лет подготовить достойную смену старшему поколению. Показательно и то, что сейчас средний возраст лётчика – 27 лет. А несколько лет назад было 37.
– Налёт – тема всегда злободневная. Ещё не так давно пилоты сетовали на то, что мало времени проводят в воздухе. В частности, сказывались дефицит топлива, проблемы с ремонтом авиатехники. Какова ситуация сегодня?
– Наши лётчики должны иметь такой же налёт, каков он у коллег на Западе. То есть 150–200 часов. Пока этого показателя мы не достигли, но постепенно к этому приближаемся. К примеру, в прошлом году средний налёт по 1-му командованию составил 115 часов. Это весьма приличный показатель. В советский период он был примерно таким же. Подчеркну: это средний показатель, некоторые лётчики имеют налёт и по 200 часов. В этом году на новых самолётах, которые не имеют ограничения по ресурсным показателям (Су-34, МиГ-29смт), налёт составит порядка 200 часов. Думаю, что по итогам нынешнего года выйдем на средний показатель от 110 до 130 часов.
Сейчас для нас серьёзная тема – освоение Арктики. Уже этим летом начинаем осваивать аэродромы на Крайнем Севере. В советское время они использовались, а потом на долгое время были заброшены. Сегодня этой важной и перспективной темой занимаемся вплотную. Думаю, что при успешном продвижении вперёд уже в следующем году эта работа завершится посадкой на аэродроме Грэм-Белл на Земле Франца-Иосифа. Как известно, в советский период такое практиковалось постоянно. По выполнению этих планов можно будет судить и об уровне подготовки лётного состава.
– Встречаясь с лётчиками и инженерно-техническими специалистами, почувствовал, что сегодня и моральное самочувствие в коллективах совсем иное, чем было даже год-два назад. Эта составляющая ведь тоже немаловажна при решении повседневных задач боевой подготовки?
– Конечно. Люди ощущают реальное внимание и заботу к себе и своим нуждам со стороны государства. Значительное повышение денежного довольствия позволяет снять многие материальные проблемы и бытовые вопросы. Сегодня лейтенант, только-только окончивший военное училище, получает вполне достойное довольствие. Есть и стимул совершенствоваться, так как размер этого довольствия зависит от многих факторов. Сегодня оно составляет в среднем от 60 до 80 тысяч рублей. Понятно, что у лётного состава денежное довольствие выше, так как предусмотрены дополнительные надбавки. Сегодня достаточно жёсткие требования по классной квалификации, но её повышение также стимулируется.

Нам выделяют жильё. Могу сказать, что еженедельно мы сейчас заселяем порядка 50 квартир. По расчётам, в 2012 году полностью решить жилищную проблему не удастся, но в будущем году этот вопрос закроем.
В целом престиж Вооружённых Сил растёт. Об этом можно судить даже по количеству зрителей, пришедших 2 июня на военный аэродром в Пушкине на праздник по случаю 70-летия нашего объединения. Поэтому и проводим праздничные мероприятия не только ради того, чтобы отметить круглую дату или иное событие в календаре, но и чтобы дать ориентиры тем, кто придёт нам на смену.
Думаю, хорошим импульсом к дальнейшему развитию и активизации военно-патриотического воспитания послужит вековой юбилей Военно-воздушных сил. О значимости этого события свидетельствует указ Президента Российской Федерации «О праздновании 100-летия создания Военно-воздушных сил». Созданная 12 августа 1912 года, военная авиация прошла славный путь и положила начало становлению России как великой авиационной державы. Именно военная авиация стала базой ряда современных видов и родов войск, колыбелью отечественной космонавтики и ракетостроения. Примечательно, что глава государства в подготовке и проведении празднования рекомендует принять активное участие органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. Составлены соответствующие планы работы, поэтому уверен, что юбилей ВВС отметим достойно. И прежде всего дальнейшим повышением воздушной выучки, уровня боеготовности частей и подразделений.

Наука

Начался прием заявок на соискание Государственной премии
им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова

Предпосылки к зарождению военно-научных органов в России появляются с образованием в русской армии Генерального штаба 30 января 1763 г. Фактически императрицей Екатериной II был создан военный орган, способный осуществлять единое, централизованное управление вооруженными силами государства.

При нем появились первые военные библиотеки и архивы. В них хранились исторические документы — описания хода сражений, планы и карты с диспозицией войск. На основе этих материалов разрабатывались инструкции и артикулы по обучению войск для действий на поле боя.
В дальнейшем большое значение для создания военно-научных органов оказало образование 8 сентября 1802 г. Военного министерства России. Всего через 10 лет, 27 января 1812 г., впервые в военной истории нашей страны при этом ведомстве был создан Военный ученый комитет (ВУК). В его состав вошли шесть непременных членов (двое — по части квартирмейстерской, двое — по части артиллерийской и еще двое – по части инженерной), а также почетные члены и члены-корреспонденты из России и других стран.
Согласно Уставу первый ВУК выполнял следующие задачи:

—собирал «все новые издаваемые лучшие сочинения о воинском искусстве и разных частях, к нему принадлежащих», назначал «лучшие и полезнейшие из них к переводу на Российский язык»;
—рассматривал «проекты и предложения по ученой воинской части и представлял о них мнения свои Военному Министру»;
—издавал Военный журнал, производил экзамены всем чиновникам, «вступающим в ученые корпусы Военного Департамента»;
—участвовал в надзоре за всеми «учеными заведениями по Квартирмейстерской, Инженерной и Артиллерийской части…».
Цель учреждения ВУК заключалась в «усовершенствовании ученой части военного искусства и в распространении военно-научных сведений в войсках». Можно сказать, что она актуальна и в настоящее время. В своей истории Комитет неоднократно менял имя и структуру, но направление деятельности — научное — оставалось неизменным.
Во второй половине XIX века созданный еще Екатериной ВУК прекратил существование. На смену ему пришел Совещательный комитет, который позже был переименован в Военный ученый комитет Главного штаба. В зону ответственности этого органа входила ученая деятельность Генштаба, корпус военных топографов, а также образование в армии и военные архивы.
Кроме того, Комитет занимался распределением денежных субсидий на издание военно-исторических работ. К примеру, Военным ученым комитетом были изданы такие крупные военно-теоретические работы, как «Северная война. Документы 1705-1708 гг.», «Письма и бумаги А.В. Суворова, Г.А. Потемкина и П.А. Румянцева 1787-1789 гг.». Глубоко изучались петровское военное наследие, шведские войны, война 1812 г. В 1878 г. при Военном ученом комитете была создана военно-историческая комиссия для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
В 1900 г. ВУК был расформирован. В начале XX века его функции исполняли Комитет Главного штаба, Комитет по образованию войск, Комитет Генерального штаба. Эти органы имели широкие полномочия и были способны руководить разработкой фундаментальных трудов по военной стратегии, тактике и военной истории. В них трудились видные российские военные ученые, которые создали многочисленные военно-теоретические и военно-исторические труды, актуальные до настоящего времени.
Позже, в годы Великой Отечественной войны, на базе отделения оперативной подготовки Генштаба создается Отдел по использованию опыта войны. В его задачи входило изучение и обобщение боевого опыта; разработка общевойсковых наставлений и инструкций по ведению боя; подготовка приказов, директивных указаний НКО и ГШ по использованию опыта войны; описание операций Великой Отечественной войны для «Сборника материалов по изучению опыта войны».
После Победы исследованием исторического опыта и разработкой военно-теоретических проблем при Генштабе занимались Управление по использованию опыта войны, Военно-исторический отдел, Архив Генерального штаба и Архив Красной Армии.
Именно эти органы составили основу для образования в 1953 г. Военно-научного управления Генерального штаба. Оно просуществовало четверть века, было расформировано и вновь создано уже в 1985 г. За 70 лет своей истории (1925-1995 гг.) военно-научные органы претерпели около 40 изменений.
25 октября 1999 г. был сформирован Военно-научный комитет Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Ровно через 10 лет директивой Министра обороны Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. на его основе был создан Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящий момент ВНК ВС РФ – это орган управления военной наукой, который непосредственно подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.
Военно-научный комитет (ВНК) Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для решения задач научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в реальных и прогнозируемых условиях военно-политической, экономической и демографической обстановки.

Основные задачи:

  • опережающее развитие теории строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, исследование условий и выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры, совершенствованию форм и способов боевого применения группировок войск, развитию вооружения и военной техники, исследованию других наиболее актуальных вопросов;
  • совершенствование системы планирования научных исследований и координации деятельности научно-исследовательских организаций и вузов Министерства обороны Российской Федерации, научных организаций РАН, других министерств и ведомств, ведущих исследования по оборонной тематике;
  • совершенствование военно-научного комплекса Вооруженных Сил, его состава, структуры и штатной численности, с учетом существующих потребностей, укрепление нормативной правовой базы, определяющей условия и порядок функционирования комплекса;
  • развитие моделирующей и лабораторно-экспериментальной базы, дальнейшая автоматизация процессов проведения исследований, в том числе системы информационного обеспечения;
  • руководство военно-исторической работой, научно-информационной и издательской деятельностью в Вооруженных Силах;
  • организация и координация военно-научного сотрудничества с иностранными государствами.

Игорь Макушев — человек неба

Министерство обороны РФ и Военный интернет voenternet.ru осуществляют беспрецедентный проект «Генералы России». Каждый месяц они будут готовить интервью с одним из наиболее видных военачальников Российской армии, который говорит о войне, мире, трусости, отваге, человеческих отношениях и других существенных для каждого из нас понятиях. Присоединившись к этому проекту, мы предлагаем вашему вниманию первое интервью генерала.

Генерал-майор Макушев Игорь Юрьевич — командующий 1-м командованием ВВС и ПВО Западного военного округа. Прежде всего Игорь Макушев — ас военной авиации. Он удостоен звания «Заслуженный военный летчик РФ», его квалификационная категория — летчик-снайпер. Будучи крупным военачальником, на котором лежит ответственность за небо над Россией, генерал до сих пор находит время для полетов на истребителе.

Игорь Юрьевич Макушев родился в 1964 году в Петропавловске-Камчатском. В 1985 году закончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 2006-м — с отличием Военную академию Генерального штаба. Проходил службу на различных авиационных должностях, от летчика до заместителя командующего воздушной армией — начальника штаба командования ВВС и ПВО в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах.

В его кабинете в штабе командования в Воронеже стоит огромный трофейный немецкий стол из набора замковой мебели, который используется для совещаний. Во главе стола — кресло, но генерал никогда в него не садится, он предпочитает вести беседу, сидя напротив и глядя в глаза.

Об авиации

Можно сказать, что в авиации я человек случайный, хотя и потомственный военный. Прадед служил унтер-офицером еще в царской, потом в Красной Армии. Оба деда прошли Великую Отечественную войну. Отец — военно-морской офицер.

Я поначалу думал о море: с детства вокруг одни тельняшки да ленточки. Но как-то в десятом классе нас собрали в военкомате, и там какой-то полковник рассказывал о летчиках. Из них, сказал, набирают в отряд космонавтов. И еще такая фраза запомнилась: «Со знаниями разберемся, лишь бы здоровье было». И я подумал: это мое. Знания есть, и здоровья у меня было хоть отбавляй. Долго не раздумывал: решил идти в летчики-истребители. Тогда их готовили два училища — Харьковское и Черниговское. Я взял карту СССР, приложил к ней линейку, Черниговское оказалось ближе на пару сантиметров. Так и решилась моя судьба.

Теперь я летчик-снайпер. Это следующая ступень после летчика первого класса — высшей категории мастерства. Летчик первого класса должен уметь в небе все, это подразумевает его квалификация. Летчик-снайпер должен иметь не просто большой налет часов на различных типах самолетов, но и выполнять все сложнейшие элементы на оценку не ниже «отлично».

В транспортной авиации это, например, умение поднять и посадить самолет при самом жестком минимуме погоды. А в истребительной и бомбардировочной авиации это элементы боевого применения — точное попадание при бомбометании, при пуске управляемых ракет. Летчик-снайпер не может не попасть в цель.

О летчиках

В армии много талантливых людей, но все-таки военные летчики — особая каста. Как у нас говорят? Лейтенант на танке и лейтенант на самолете — это разные лейтенанты. Летчик подготовлен таким образом, что разобраться с управлением танком ему не составит большого труда. Но чтобы танкист или артиллерист подняли самолет в небо, сомневаюсь.

Чтобы стать летчиком, училища мало, придется трудиться всю жизнь, в нашей профессии нет предела совершенству, это уж точно. Мы проходим изощренную систему подготовки. Жесткие требования по здоровью. Профессиональный психологический отбор. Психологи работают с каждым абитуриентом, выводят кривую его характера. Например, за короткое время нужно ответить на 300 вопросов теста.

Или есть такое упражнение: ты садишься в авиационное кресло, тебя пристегивают, ты весь в электродах, в руках — джойстик, а напротив — экран. По экрану идут синусоиды, ты ведешь курсор по синусоиде, вроде несложно. Но в какой-то момент тебя неожиданно бьют током, а камера наблюдает, как ты будешь действовать: дернешься, испугаешься? В воздухе, а тем более в воздушном бою, в любой нештатной ситуации ты должен сохранять самоконтроль.

В авиации все командиры — действующие летчики, командиры полков и дивизий — это «летающие» должности. Коллеги по армии меня часто спрашивают: а зачем у вас командир полка-то летает, людей не хватает? Потому что это самые подготовленные летчики. Ведь если поставленную задачу не может выполнить лично командир полка, то полк с ней тем более не справится.

О самолетах

Летать на военном самолете — это не то, что на пассажирском, там ты как на трамвае едешь. У нас все по-другому. Вот ты садишься в кабину, закрываешь стеклянный фонарь — все, земные заботы остались на земле. А когда отрываешься от земли, когда машина реагирует на малейшие движения твоего тела, просто сливаешься с этой стихией.

Самолету все равно, кто ты, лейтенант или генерал. Самолет на погоны не смотрит, да их и нет на наших комбинезонах. Вы с ним в небе — одно целое. Ты чувствуешь его всем своим телом, а он — тебя. Самолет в разрезе похож на живое существо: сосуды, сердце, мышцы. Не дай бог какая-то трубочка сломалась — весь организм начинает болеть. И летчик в такие минуты тянет до последнего и чувствует себя спасателем: любой ценой довести, вернуть самолет на землю, а там техники разберутся.

Конечно, с одной стороны, это нарушение. У нас ведь четкие инструкции, в какой ситуации как действовать, когда аварийно покидать самолет. Но психологически с этим сложно справиться. Спрашиваешь иной раз у летчика: «Почему не прыгал?» «А как с ним расстаться?» — отвечает.

О суевериях

Летчиков считают людьми суеверными. Я бы сказал так: в каждой части есть свои ритуалы, или, как говорится, традиции. Перед вылетом, например, положено обойти самолет только с левой стороны. Считается, что так ты поступаешь к самолету уважительно, ну и осмотреть его получается лучше. А у техников другое поверье: когда самолет трогается с места, нужно подпрыгнуть и коснуться его крыла.

На земле я человек не особенно суеверный, но если бы я катился на взлет, а перед самолетом пробежала бы черная кошка… В мирной ситуации я бы сильно подумал, взлетать ли.

О трудностях

Моя жизнь известна мне по крайней мере на год вперед. Все изгибы судьбы, как говорится, прописаны инструкциями и планами работы. Встаю в 6 утра, в 7.30 — уже на работе. Это привычка, в таком режиме живут все военные. И хотя будильник всегда заведен, обхожусь без него, даже в понедельник, когда совещания начинаются раньше, чем обычно. Чтобы уточнить обстановку после выходных и подготовиться, на службе надо быть пораньше.

Я настолько уже втянулся в работу, что понятия «трудный день» для меня, наверное, не существует. Критические ситуации, серьезные происшествия — без этого, к сожалению, не обходится летная практика, такова специфика службы. И именно эти дни потом помнятся больше других…

О творчестве

В нашей службе две составляющие — авиационная и противовоздушная оборона. ПВО — более жесткая, фундаментальная система. Она в меньшей степени подвержена колебаниям влево-вправо. А вот авиация — это всегда творчество. Вот сейчас меня ждут командиры соединений, будут утверждать у меня планы учений. И я ожидаю такой творческий процесс, что кое-кому, как говорится, придется переделывать документы.

О романтике

Я летаю с 1982 года — уже 30 лет. И никакой особенной романтики не замечал. Полет — колоссальный труд: выходишь из самолета весь мокрый. Знаете, когда я получаю наибольшее удовлетворение? Когда уже на земле, в конце взлетно-посадочной полосы. Когда освобождаешь ее — вот здесь самый пик удовольствия! Ты все сделал честно, хорошо, качественно. А в небе нет никакой романтики, только работа.

О генералитете

Я никогда не мечтал стать генералом. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает об этом. Но врать не буду — я об этом вообще не задумывался. Когда был курсантом, только одного генерала и видел — начальника училища, да и то издалека. И старался ему лишний раз на глаза не попадаться от греха подальше. Так что у меня простой рецепт военной карьеры: надо работать. Будешь работать хорошо — тебя оценят.

Что такое генералы в России? Прежде всего очень хорошо профессионально подготовленные, трудоспособные и в большинстве своем порядочные люди. Когда в очередной раз слышу про «толстых генералов», думаю: откуда этот бред? Среди генералов немного располневших. В основном все работают над собой, и в плане физической подготовки тоже.

Да, Вооруженные силы — большое ведомство. Иерархия. Сколько начальников — столько и мнений. И порой надо семь раз отмерить, прежде чем что-то сказать. Но это не означает, что нужно идти на компромисс с совестью или лебезить перед кем-то. Я считаю, если ты подготовлен, если отвечаешь за свои слова и поступки, ты будешь спокойно отстаивать свою точку зрения и защищать свой коллектив на самом высоком уровне.

Меняются ли генералы в России? Сложно сказать. Личный опыт наблюдений у меня пока небольшой. Я думаю, в Российской армии меняются доктрины и оружие, а люди остаются людьми.

О жизненном опыте

Я бы не сказал, что у меня были ситуации, которые полностью загоняли в тупик. Конечно, за годы службы всякое случалось: и неудачи, и ошибки, и поражения. Но чтобы я не находил выхода из той или иной ситуации, такого, наверное, не было никогда. Я всегда старался делать правильные выводы. А если чего-то недопонимал, мне везло: рядом всегда оказывались люди, которые могли подсказать, как правильно поступить.

И еще: нужно бояться только одного — потерять самого себя. Для меня это основное кредо: всегда оставаться самим собой. Этому качеству — постоянству — я стараюсь не изменять.

О хоккее

В 48 лет я впервые в жизни встал на коньки. Решил попробовать поиграть в хоккей. Привезли меня на площадку, привязали коньки. Вышел на лед и почувствовал себя беспомощным. Как же так? Я, взрослый мужчина, неужели не смогу? Стал тайно заниматься один, по ночам. И когда через месяц я преодолел этот барьер, то получил неимоверное удовольствие. Сейчас без хоккея уже не могу.

О мужчине

Мужчиной ты можешь считаться, когда уже прочно стоишь на ногах. Отвечаешь за свои слова. Способен защитить семью, родных. Иногда говорят, что мужчина — это поступки. Но только ли поступки? Вот ты курсант, сел в самолет, полетел. Поступок? Да. Но ты еще ребенок, еще не мужчина. Ответственность за тебя несут другие люди. Мужчина в первую очередь — это ответственность.

О женщине

Любимые женщины — мать, жена, сестра — для меня самые близкие, самые святые люди. Они лучше всех нас знают, больше всех за нас страдают. Нам, мужчинам, только кажется, что мы сами становимся крутыми — нет, такими нас делают любимые женщины. Ради них мы готовы на любые жертвы. Больно смотреть, когда их предают и оставляют.

О Родине

Когда я слышу слова «малая родина», начинаю думать: я родился в Петропавловске-Камчатском, вырос в Калининграде. Где моя родина? Это вся моя страна. Какой бы она ни была, как бы к ней ни относились, что бы ни говорили — мне неважно. Я смотрю на Родину сквозь призму своей профессии. Родина — это то, что я защищаю. То, чему я присягнул. Она моя, а я принадлежу ей, это и есть моя жизнь.

Об армии

Вооруженные силы — гордость любой страны. Если вы ее не испытываете, то, значит, по тем или иным причинам не гордитесь своей страной. Попробуйте тогда пойти в армию. В этом институте — серьезном, силовом — много можно почерпнуть для жизни, многому научиться, сформировать свой характер, изменить взгляды на мир. Если вы нормальный, честный человек, армия сделает для вас много доброго и хорошего. Я считаю, что вам повезет.

О задачах

Главная моя задача — добиваться максимально качественного результата с наименьшими потерями личного состава. Как говорится, великий полководец не тот, кто добивается успеха в сражении, а тот, кто добивается его с наименьшими потерями. В этом и состоит смысл работы любого командира.

Записали Михаил Кожухов и Сергей Мостовщиков