Линкоры 21 века

Артустановка АК-130Мировой рекордсмен по мощности залпаЭскадренный миноносец «Современный», вооруженный двумя установками АК-130Эсминец «Халл». Единственный экземпляр: в 1971 году на носу эсминца DD 945 Hull взамен 127-миллиметровой Mk 42 была установлена 203-миллиметровая пушка Mk 71Универсальная 130-мм пушка АК-130 предназначена для защиты от низколетящих противокорабельных крылатых ракет морского базирования, позволяет обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десантные операцииВ пушке применяются унитарные патроны нескольких типов……осколочно-фугасные с ударным взрывателем, осколочно-фугасные с радиовзрывателем и осколочно-фугасные с дистанционным взрывателемНачальная скорость снаряда 850 метров в секунду. Масса патрона 53 кг, снаряда — 32 кг. Боезапас 180 патронов. Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 километров «Монстр» и «Неваляшка»: слева — универсальная «пушка-неваляшка» 406 калибра. Справа — двуствольная корабельная пушка с дульным тормозом — перспективная разработка нижегородского ФГУП ЦНИИ «Буревестник»

С XVII века по 1941 год главной ударной силой на море считались линейные корабли, а основным оружием — пушки большого калибра. Однако самая грандиозная морская война в истории человечества — кампания на Тихом океане 1941−1945 годов — прошла без поединков линкоров. Ее исход решила авианосная и базовая авиация, а линейные корабли использовались исключительно для поддержки десантов. С 1945 года началась эра принципиально новых систем вооружения — управляемых ракет, реактивной авиации и атомных бомб.

Зачем кораблю пушка

Главной ударной силой ведущих морских держав стали авианосцы, а крупным надводным кораблям других классов осталась противовоздушная и противолодочная оборона. Однако полностью вытеснить из флота артиллерию ракетам не удалось. Артиллерийские установки крупного калибра хороши тем, что могут стрелять как обычными, так и управляемыми снарядами, которые по своим возможностям приближаются к управляемым ракетам. Обычные артиллерийские снаряды не подвержены пассивным и активным помехам, менее зависимы от метеорологических условий. У морских пушек существенно выше скорострельность, больший боекомплект на борту, гораздо меньшая стоимость. Перехватить артиллерийский снаряд средствами ПВО намного труднее, чем крылатую ракету. Хорошо спроектированная перспективная артустановка крупного калибра значительно более универсальна, чем любой тип ракет. Наверное, поэтому работы над тяжелыми корабельными установками идут в обстановке глубокой секретности, даже большей, чем при создании противокорабельных ракет.

На носу корабля

Тем не менее артиллерийское орудие на современном корабле — оружие вспомогательное, и ему оставлено всего одно место на носу корабля. Многоорудийные башни главного калибра канули в прошлое вместе с последними линкорами. Сегодня самая мощная западная корабельная установка — универсальная 127-мм одноорудийная башенная Mk 45, разработанная американской фирмой FMC и предназначенная для поражения надводных, наземных и воздушных целей.

Мировой действующий рекорд по мощности залпа принадлежит советской артустановке АК-130: 3000 кг/мин. Вес залпа эскадренного миноносца «Современный «, вооруженного двумя такими установками, составляет 6012 кг/мин. Это больше, чем, например, у линейного крейсера Первой мировой войны «Фон дер Танн» (5920 кг/мин) или современного перуанского крейсера «Альмиранте Грау» (5520 кг/мин).

Оружие

Калибром побольше

Казалось бы, столь мощная и в то же время легкая установка полностью удовлетворяет потребность моряков в универсальной пушке для стрельбы по надводным, наземным и воздушным целям. Однако калибр 127 мм оказался мал для стрельбы по береговым целям и для атомных боеприпасов. Для потопления даже небольшого торгового корабля водоизмещением около 10 000 т требуется как минимум два десятка попаданий 127-мм фугасных снарядов. Возникали определенные сложности при создании кассетных боеприпасов, активно-реактивных и управляемых снарядов. Наконец, рассеивание снарядов малого калибра при большой дальности стрельбы существенно выше, чем более тяжелых снарядов большого калибра.

Поэтому в самом конце 1960-х в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Она была создана американской фирмой FMC Corporation Northern Ordnance Division. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстр./мин и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего были готовы к стрельбе 75 выстрелов шести разных типов. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания.

Испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до конца 1970-х находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 не поступила — из-за «нецелесообразности введения новых орудий 203-мм калибра». Настоящая причина хранится в тайне.

Морская гаубица

В 2002 году немцы разместили на фрегате типа «Гамбург» башенную установку от лучшей в мире 155-мм самоходной гаубицы PzH 2000. Естественно, эта установка не могла быть штатным оружием ВМФ и использовалась для исследовательских целей при создании корабельных установок большого калибра. Для превращения PzH 2000 в корабельное оружие требовалось разработать принципиально новую систему подачи боеприпасов и систему управления огнем, изменить приводы наведения и т. д. Работы до сих пор не вышли из исследовательской стадии.

Наш ответ Чемберлену

В конце 1957 года в СССР начались заводские испытания спаренной 100-мм башенной артустановки СМ-52, созданной в ЦКБ-34. Темп стрельбы одного автомата составлял 40 выстрелов в минуту при начальной скорости 1000 м/с и дальности стрельбы в 24 км, оснащенной радиолокационной системой управления стрельбой. Согласно корабельной программе на 1956−1965 годы, СМ-52 предполагалось устанавливать на крейсеры проекта 67, 70 и 71, корабли ПВО проекта 81 и сторожевые корабли проектов 47 и 49.

Увы, жертвой Хрущева пали как перечисленные корабли, так и все морские орудия калибра свыше 76 мм. Работы по ним были прекращены почти на 10 лет и возобновились только после отставки генсека.

29 июня 1967 года вышло Постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).

Опытный образец прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом, но получить заданную скорострельность 60 выстрелов в минуту не удалось. К тому же вес установки превысил расчетный почти на 10 т, что не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, и в результате работы над ЗИФ-92 были прекращены. Баллистика ствола, боеприпасы и бóльшая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (ЗИФ-94).

Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), в которую входила двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, тепловизор, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Стрельба велась унитарными патронами. Боекомплект размещался в трех барабанах, что позволяло иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса. В 1985 году установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164 и БПК «Адмирал Чабаненко».

Сравнение характеристик орудия показывает, но наши конструкторы ориентировались все на ту же 127-мм американскую артустановку Mk 45. При той же дальности стрельбы обычным снарядом темп у АК-130 в 2,5 раза выше. Правда, и вес в 4,5 раза больше.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Установками А-192М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли. Однако с распадом СССР все работы были приостановлены.

В настоящее время работы по А-192 М продолжены, так как именно ей будут вооружены новые фрегаты пр. 22350 для Российского флота, головной из которых — «Адмирал Горшков» — заложен в 2006 году на ПО «Северная верфь».

Пушка-неваляшка

В конце 1983 года в СССР был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра, почти как дымовая труба на пароходах XIX-ХХ веков. Но вдруг труба наклоняется и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой с ядерной БЧ. Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-кг снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т на дальность до 10 км.

Установка имела скорострельность 10 выстрелов в минуту управляемыми ракетами и 15−20 выстрелов в минуту — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухъярусном — 60 т. Расчет установки 4−5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2−3 тысячи тонн. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.

В чем же «изюминка» этой пушки? Главная ее особенность — ограничение угла снижения +300, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.

Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Заряжание производится при угле возвышения +900 непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.

Выстрел состоит из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещается метательный заряд. Поддон для всех типов боеприпасов одинаков. Он движется вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделяется после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производятся автоматически.

Проект суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален, однако командование ВМФ придерживалось другого мнения: калибр 406 мм не был предусмотрен стандартами отечественного флота.

Пушки-цветы

В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» на базе качающейся части 203-мм пушки 2А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако по скорострельности «Пион» превосходил Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130. Сравнительно с калибром 130 мм 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды обладали несравненно большими возможностями. Например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км. Наконец, и СССР и США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х по сей день остается 152 мм. В 1976—1979 годах руководству ВМФ было отправлено несколько аргументированных «обоснований» преимуществ 203-мм пушки. Тем не менее «Пион-М» на вооружение не поступил.

Русский морской монстр

Но вот в интернете появился рисунок 152-мм двухствольной корабельной пушки с дульным тормозом под названием 152 mm Russian Naval Monster. Двухствольная схема позволила существенно уменьшить весогабаритные характеристики установки и увеличить темп стрельбы.

Данная артустановка спроектирована на базе разрабатываемой в настоящее время нижегородским ФГУП ЦНИИ «Буревестник» новой САУ «Коалиция СВ». Двухствольная система имеет единую для обоих стволов автоматику. Заряжаются стволы одновременно, а стреляют последовательно. Это сделано для повышения скорострельности при снижении массы.

Замечу, что еще в 1960-х конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов спроектировали корабельную установку с двумя двухствольными 57-мм автоматами с темпом стрельбы по 1000 выстр./мин. А 152-мм двухстволка могла бы стать эффективным корабельным оружием первой половины XXI века.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2007).

Ракетно-артиллерийский линкор XXI века


Боевые действия вблизи побережья требуют поддержки огнем корабельной артиллерии. Обеспечить огневую поддержку крылатыми ракетами «Томагавк» не представляется возможным. Мы имеем самые серьезные намерения насчет морской артиллерии.
— Генерал-лейтенант Эмиль Р. Бедард, Корпус морской пехоты США
Для начала — немного фактов и статистики.
Треть населения Земли проживает в приморской полосе шириной 50 км. На побережье сосредоточено более половины мегаполисов всего мира: Лондон, Стамбул, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Шанхай, Токио…
Средняя дальность выстрелов морской артиллерии в ходе операции «Буря в пустыне» составляла 35 400 метров (пушки линкоров «Миссури» и «Висконсин»).
Взрыв 862-кг фугасного снаряда Mk.13 создавал 15-метровый кратер глубиной 6 метров. Ветераны Вьетнама вспоминают, как взрывная волна расчищала в джунглях «пятно» радиусом 180 метров, пригодное для посадки вертолета.
На дистанции 20 километров 1225-кг бронебойный «чемодан» Mk.8 APС мог пробить полметра стальной брони или свыше шести метров железобетона — никакое фортификационное сооружение не могло выстоять перед мощью 406 мм орудий.
Путем анализа видеозаписей установлено: линкоры типа «Айова» могли сделать за час до 1000 выстрелов главным калибром. Аналогичную плотность огня могли бы создать авиакрылья двух авианосцев.
По данным ВМС США, операционные расходы линкора «Айова» были в 7 раз ниже, чем у авианосца «Нимиц».
«Поставьте Иджис-крейсер в кильватер линкора — и вы пройдете везде, куда захотите. Добавьте авианосец на удалении в пару сотен миль — и вы получите непобедимую боевую систему»
— Главком ВМС США адмирал Карлайл Трост на церемонии реактивации линкора «Висконсин», октябрь 1988 г.
«Когда мы проходили Ормузским проливом, на побережье Ирана воцарялась тишина. Война на море полностью прекращалась»
— Кэптен Ларри Сиквист, командир линкора «Айова» о событиях Танкерной войны (середина 80-х).

Линкор «Висконсин»
Мнения сторонних экспертов.
«Из всего вашего флота только линкор выглядит, как настоящее оружие».
— султан Кабус бен Саид.
«Мы готовы оплатить расходы на содержание двух линкоров класса «Айова», чтобы обеспечить ими непрерывное боевое патрулирование в Персидском заливе в течение девяти месяцев в году».
— Обращение султана Омана к министру обороны США Ричарду Чейни, осень 1991 г.
«Огонь линкора стал причиной жертв среди гражданского населения и пасущегося в долине рогатого скота».
— Информационный источник в сирийской армии о событиях в долине Бекаа (1983 г.)
Американская разведка утверждает обратное: 300 снарядов с линкора «Нью-Джерси» заставили замолчать восемь артиллерийских батарей, обстреливавших христианские кварталы на западе Бейрута. Были подавлены позиции ЗРК в долине Бекаа. Один из снарядов попал в КП, где в этот момент находился командующий сирийским контингентом в Ливане.
И снова — сухая статистика.
С момента получения запроса до первого выстрела корабельной артиллерии должно пройти не более 2,5 минуты — таков норматив Корпуса морской пехоты США, 1999 год (Emergency Fire Support).
В ходе агрессии НАТО против Югославии (1999 г.) сложные погодные условия и плохая видимость стали причиной частичной или полной отмены 50% боевых вылетов.
«До конца не решена проблема с прицеливанием сквозь облачность; отсутствует гарантия нанесения авиаударов в сложных погодных условиях».
— Генерал-лейтенант Э. Бедард о критических недостатках авиации при выполнении задач, связанных с непосредственной поддержкой войск.
Немного истории.
В период с мая 1951 г. по март 1952 г. корабли ВМС США расстреляли по целям на Корейском полуострове 414 000 артиллерийских боеприпасов (90% — пятидюймовые снаряды; остальные — калибра шесть, восемь и шестнадцать дюймов). Современный конфликт между Южной Кореей и КНДР потребует не менее интенсивной огневой поддержки со стороны моря.
В период с 1965 по 1968 гг. американские корабли выпустили по побережью Вьетнама свыше 1,1 млн. снарядов. Это уже серьезно.

Батальоны просят огня
К концу XX века флот полностью лишился артиллерии калибром свыше 5 дюймов. Подавляющее большинство современных крейсеров и эсминцев имеют не более одной универсальной артиллерийской установки калибра 76 — 130 мм. Пушка используется в качестве вспомогательного средства для предупредительных выстрелов, обстрела незащищенных объектов и добивания «подранков».
Исчезновение крупнокалиберной артиллерии не означало исчезновение задач, традиционно решаемых пушками кораблей. Да, в борьбе на море артиллерия уступила место ракетному оружию. Но остался широкий «пробел» при решении задач в формате «флот против берега». Подавление вражеской обороны, непосредственная огневая поддержка морских десантов и армейских подразделений, ведущих боевые действия вблизи побережья. Традиционные области применения «больших пушек».
Сперва на это никто не обращал внимания — все были увлечены ракетным оружием и идеей всемирного ядерного «холокоста». Достаточно вспомнить средство, которым янки готовились расчищать вражеское побережье в 60-е годы — ракета с ядерной боевой частью RIM-8B, входившая в состав морского ЗРК «Талос» (мощность БЧ — 2 кт). Наконец, сама геополитическая обстановка не способствовала развитию идеи морских десантов — сверхдержавы имели союзников в любом регионе планеты, через территорию которых вламывались «в гости» к противнику (Вьетнам, Ирак — всё по единой схеме).
Но бывали исключения — долина Бекаа или Фолклендская война 1982 года, когда у моряков не оставалось иного выбора, как расчехлить орудия и дать сотню залпов в сторону берега. И если в Ливане янки повезло — в наличии был реактивированный линкор времен Второй мировой, то британцам пришлось туго. Из морской артиллерии остались лишь 114 мм «пукалки», слабо годящиеся для обстрелов побережья. Ситуацию спасла лишь бездарная подготовка противника. Окажись на берегу несколько вкопанных в землю танков, результаты «дуэлей» могли быть плачевными для эсминцев Её Величества.


Эсминец «Кардифф» после утреннего обстрела побережья
Первыми тревогу забили морпехи США. У этих ребят было все необходимое для высадки с моря: эскадры универсальных десантных кораблей и вертолетоносцев, морские перегрузочные терминалы MLP, быстроходные транспорты и десантные катера на воздушной подушке. Амфибийные бронемашины, специальное снаряжение и оружие. Все необходимое — кроме огневой поддержки. Пентагон предлагал своим бойцам «идти грудью» на пулеметы неподавленной вражеской обороны.
Но чем подавить оборону? Как оказать огневую поддержку силам десанта?
Пятидюймовыми пушками эсминцев?
Могущества 30-кг снарядов достаточно лишь для борьбы с незащищенной живой силой. Пытаться разрушить с их помощью долговременные укрепления, подготовленные позиции и инфраструктуру на побережье противника — пустая трата ресурсов и времени. Дальность стрельбы (20-25 км) также не способствует эффективному применению пятидюймовок: сближению с берегом препятствует минная угроза, а сам корабль становится уязвим для огня противника.
Применение орудий малого калибра оправдано при массированных обстрелах и «зачистке» вражеского побережья. Но современные корабли не способны даже на это: всего по одной пушке на эсминец с боекомплектом 600 снарядов. Ни о какой интенсивности огня говорить не приходится.
Создание управляемых боеприпасов также ничего не решит: пятидюймовый снаряд не способен пробить даже метр железобетона, а его высокая точность мало что значит в сравнении с боеприпасами крупного калибра. Радиус поражения 406-мм снарядами в любом случае больше, чем круговое вероятного отклонение высокоточных боеприпасов ERGM.
Выстрел из пятидюймовки Mk.45
По этой причине в США в 2008 году были свернуты работы по созданию дальнобойных снарядов для морских «пятидюймовок». Программа Extended Range Guided Munition (ERGM) предполагала создание управляемого снаряда с расчетной дальностью стрельбы 110 км, но выбранный калибр оказался слишком мал.
Наконец, не стоит пренебрегать психологическим фактором — разрывы снарядов крупного калибра способны посеять панику и привести к массовому исходу вражеских солдат с занимаемой территории. Что уже не раз было доказано на практике.
Непосредственная поддержка с воздуха?
«Всепогодная авиация в плохую погоду не летает» (закон Мёрфи). В снежный буран, туман или песчаную бурю десант гарантированно останется без огневой поддержки. Второй важный фактор — время реакции: здесь конкуренцию пушкам может составить только боевой воздушный патруль, непрерывно висящий над передним краем.
Песчаная буря
Американские летчики чувствовали себя хозяевами неба в Югославии и Афганистане. Но что произойдет в случае войны с КНДР или десантной высадки на территории Ирана?
У иранцев возможно появление современных ЗРК. У северокорейцев громадное количество стволов зенитной артиллерии. Это исключает полеты на высотах ниже 2 тыс. метров, что в свою очередь затрудняет применение неуправляемых вооружений, делает невозможным полеты ударных вертолетов и подставляет авиацию на средних высотах под огонь зенитных ракет.
Что такое развитая система ПВО, янки знают не понаслышке. Грозным предупреждением из прошлого стал Вьетнам: по официальным данным, потери в той войне составили 8612 самолетов и вертолетов.
Американская «аэрократия» бессильна против скверной погоды и зенитных систем С-300. «Томагавки» слишком дороги и малочисленны. Пятидюймовые пушки не имеют достаточной убойной силы.
Помочь десанту могут только большие пушки
К нашему неудовольствию, американские флотоводцы и инженеры быстро среагировали на ситуацию и предложили сразу несколько вариантов решения проблемы. Среди прозвучавших предложений были следующие.
Корабль огневой поддержки на базе десантного транспорта «Сан-Антонио» (LPD-17), вооруженный парой 155 мм орудий AGS. Относительно дешевый и сердитый вариант.
Десантный транспорт-док типа «Сан-Антонио»
Второе предложение — ракетно-артиллерийский эсминец «Замволт». Именно этот вариант впоследствии получил путевку в жизнь. Планировалось, что «Замволты» станут основным типом эсминцев ВМС США (не менее 30 единиц), но непомерная жадность менеджеров верфей и изощренная конструкция корабля заставили изменить планы в сторону уменьшения заказа. Всего будет построено не более трех «Замволтов». Специфическое ударное средство для локальных войн будущего.
Также среди предложений был консервативный вариант с постройкой дополнительного авианосца (что было совершенно не в тему — флоту необходимы пушки). И, наконец, провокационная инициатива о постройке ракетно-артиллерийского… линкора.
Немецкий фрегат «Гамбург»с башней от САУ Pz.2000 (калибр 155 мм)
Капитальный боевой корабль (Capital Surface Warship, CSW). А почему бы и нет?
Предположительный облик корабля выглядит следующим образом.
360 пусковых ячеек для ракет (подпалубные УВП Mk.41).
Несколько артиллерийских башен с орудиями калибра свыше двенадцати дюймов (305 и более мм). Современные снаряды с увеличенной дальностью полета и лазерным/GPS наведением (технологии, разработанные по программе ERGM).
Орудия калибра пять дюймов (127 мм) с погребами увеличенной ёмкости — для проведения массированных обстрелов побережья и уничтожения незащищенных целей.
Современные радары и средства управления огнем (подобные «Иджису»), комплексная автоматизация корабля.
Все представленное великолепие заковано в дециметровую броню и заключено в корпусе полным водоизмещением 57 000 тонн.
Концепт неолинкора был предложен отделом реформирования вооруженных сил (Office of Force Transformation, OFT) Министерства обороны США в 2007 году.
Несмотря на кажущуюся неправдоподобность такого корабля, идея CSW нашла широкую поддержку среди военных моряков. Неолинкор есть простое и очевидное решение для ряда важных задач: огневой поддержки (дешево, надежно и эффективно), демонстрации силы в мирное время (легко представить какой свирепый облик будет у CSW). Благодаря своему вооружению и высочайшей боевой устойчивости, линкор будет важнейшей фигурой на театре боевых действий. Неуязвимый и бессмертный воин, одним своим присутствием наводящий трепет на противника и отвлекающий значительные ресурсы на попытки уничтожить такой корабль.

По долгу службы мне приходилось столкнуться со множеством программ по повышению живучести кораблей. По моему личному убеждению, нет более живучего корабля, чем линкор.
— Джеймс О’Брайен, руководитель Центра огневых испытаний и оценки боевых повреждений, Минобороны США.

Боевая рубка линкора «Массачусетс»
Но возможно ли совмещение традиционных элементов эры дредноутов с технологиями нашего времени? С технической стороны, ответ является всецело положительным. Массогабаритные характеристики современного оружия и механизмов уменьшились радикальным образом: на CSW каждая электрическая лампочка, генератор или распределительный щиток будут в несколько раз легче, чем аналогичные устройства на линкоре «Айова» (1943 г.) Освободившийся резерв нагрузки не будет потрачен впустую. Современный линкор будет обладать еще более впечатляющей защищенностью и усиленным вооружением.
Какова же главная проблема на пути реализации идеи CSW?
Конечно же, денежные средства, необходимые на покрытие затрат на проектирование и строительство столь неординарного корабля. Но насколько оправданы страхи и сомнения скептиков?
Разумеется, CSW получится недешевым. Как и его предки — линкоры и линейные крейсеры — капитальный корабль станет атрибутом флотов ведущих держав. Остальные будут тихо завидовать в сторонке, избегая ситуаций, когда эта силища может повернуться против них.
Неолинкор значительно меньше суперавианосца (57 тыс. против 100 тыс. тонн) и, следовательно, не может быть дороже атомного гиганта с суперрадаром, электромагнитными катапультами и плазменной системой утилизации мусора. Стоимость авианосца «Джеральд Форд», без учета стоимости его авиакрыла, превышает 13 млрд. долл. Однако, колоссальная цифра ничуть не смущает военных — «Форды» планируется строить серией из 10-11 единиц с темпом один корабль в 4-5 лет.

Авианосец «Карл Винсон» проходит стоянку линкора «Миссури», Перл-Харбор
Сторонники проекта CSW подсчитали, что разработка и строительство неолинкора обошлось бы в сумму, близкую к 10 млрд. долл. В то же время:
Затраты на эксплуатацию неолинкора гораздо более близки к стоимости эксплуатации ракетного крейсера «Тикондерога», чем к затратам на содержание авианосца и его авиакрыла.
При том не стоит забывать, что линкор будет нести столько оружия, как десять «Тикондерог» и «Орли Берков», вместе взятых. Кроме того, будет обладать высочайшей боевой устойчивостью и зловещей репутацией.
Одной из предпосылок к популярности проекта CSW стали проблемы, связанные с постройкой эсминца «Замволт».
Две шестидюймовые пушки, стреляющие на дальность 160 км. 80 вертикальных установок для ракетного оружия.
Увы, замечательная концепция ракетно-артиллерийского корабля оказалась загублена чудовищным уровнем технического исполнения. Попытка сделать невидимым 14 500 тонный эсминец, сопряженная с многочисленными инновациями (радар DBR с шестью АФАР, водометный движитель, периферийные УВП особой конструкции) — все это привело к закономерному результату. Стоимость «Замволта» с учетом всех НИОКР и постройки прототипа суперэсминца в масштабе 1:4, превысила 7 млрд. долларов.
USS Zumwalt (DDG-1000)
Высшее руководство ВМС США обеспокоено запредельной сложностью и ненормально высокой стоимостью эсминца. Все громче звучат сомнения в боевой ценности этого корабля, которому по долгу его службы придется сближаться с побережьем противника менее чем на 100 миль. Тем не менее, огромный дорогой корабль практически лишен конструктивной защиты (периферийные бронированные УВП — не больше «ракушки» у тайского боксёра). Хуже того, «Замволт» в значительной мере лишен средств активной обороны: в боекомплекте отсутствуют зенитные ракеты большой дальности, корабль не несет никаких «Фаланксов» и RIM-116.
«Замволт» спроектирован так, чтобы оставаться малозаметным для противника. Но бывают ситуации, когда бой неизбежен.
Несложно догадаться, что в этом случае произойдет с 7-миллиардным «Замволтом». Не ясно, хватит ли сил у 150 моряков (таковы результаты тотальной автоматизации эсминца) потушить пожары и оперативно заделать пробоины в 180-метровом корпусе.
Исключительно высокая стоимость, сомнительная боевая устойчивость, малый боекомплект (всего 80 УВП и 920 снарядов в обеих укладках).
Сами янки задаются очевидным вопросом: может быть, стоило прекратить работы по заведомо бесперспективному проекту невидимого эсминца. И вместо «белых слонов» построить пару действительно боеспособных кораблей, способных без опаски действовать вблизи вражеского побережья и сносить из своих огромных пушек все на своем пути.
Капитальные боевые корабли CSW, максимально соответствующие вызовам нового тысячелетия.
«Линкоры созданы, чтобы проецировать свою силу и выживать в бою. Они способны противостоять любым формам агрессии — как никакой другой корабль в составе наших ВМС. Они прекрасно вооружены и доминируют на море».
— Заявление адмирала Трейна в связи с началом программы по реактивации старых линкоров
Китайский «линкор»
130-мм артиллерийская установка АК-130

Когда-то сражения на море выигрывали корабли, вооруженные более мощной артиллерией. Пиком развития артиллерийских кораблей стали линкоры периода Второй мировой войны. При этом уже морские сражения 1940-х годов показали, что время артиллерийских монстров уходит. Линейные корабли уступили место сначала авианосцам, а потом и кораблям с наступательным ракетным вооружением.

Сегодня даже на самых крупных боевых кораблях трудно встретить артиллерийские системы калибра более 127 или 130 мм, но сохранится ли такое положение дел в ближайшие годы?

Закат артиллерии главного калибра

В годы Второй мировой войны немцы использовали линкоры с орудиями калибра 380 мм, американцы большинство кораблей данного класса вооружили артиллерийскими системами калибра 406 мм, но дальше всех в этой гонке зашли японцы. Именно в Стране восходящего солнца создали два самых крупных линкора в истории – корабли типа «Ямато». Это были самые крупные и мощные линейные корабли на планете водоизмещением 74 тысячи тонн, вооруженные девятью 460-мм орудиями.

Реализовать потенциал своей артиллерии они так и не смогли. К 1943 году американцы окончательно добились значительного превосходства в воздухе на Тихом океане, что привело практически к полному прекращению дуэлей крупных артиллерийских кораблей.

Линкор «Мусаси», являющийся систершипом «Ямато», погиб в первом же серьезном морском походе. В рамках сражения в заливе Лейте с 23 октября по 26 октября 1944 года японский флот в ряде отдельных боев потерпел сокрушительное поражение, лишившись среди прочего трех линкоров, одним из которых был новейший линкор «Мусаси». Американцы, обладавшие подавляющим количественным и качественным преимуществом в авиации (1500 самолетов против 200 японских), добились сокрушительной победы. А японские адмиралы окончательно поняли, что флот не в состоянии проводить операции без прикрытия с воздуха.

После этого сражения императорский флот больше не планировал крупных операций на море. Гордость японского флота – линкор «Мусаси» – затонул после многочисленных атак американской авиации, которые продолжались на протяжении дня 24 октября 1944 года. Всего линкор атаковали 259 самолетов, из которых сбито было 18. Американские летчики добились 11-19 попаданий торпед и до 10-17 попаданий авиабомб в линкор, после чего корабль затонул. Вместе с линкором погибла почти 1000 человек его команды и командир корабля контр-адмирал Иногути, который предпочел погибнуть вместе с линкором.

24 октября 1944 года, попадание авиабомбы в линкор «Ямато»

Похожая судьба постигла и «Ямато». Линкор был потоплен американской авиацией 7 апреля 1945 года. Американская палубная авиация провела массированные атаки на линкор, в налетах участвовало 227 самолетов. Американские летчики добились 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, после чего линкор вышел из строя. А в 14:23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов в результате крена произошел чудовищной силы взрыв в носовом погребе артиллерии главного калибра, после этого линкор ушел на дно, став могилой для 3063 членов экипажа.

За эту победу американцы заплатили потерей 10 самолетов и 12 летчиков. Потопление линкора «Ямато» стало последним гвоздем в крышку гроба артиллерийских надводных кораблей. Линкор, который являлся гордостью японского флота, на создание которого были потрачены огромные денежные, промышленные и человеческие ресурсы погиб почти со всем экипажем, не имея возможности отомстить противнику за свою гибель.

После завершения Второй мировой войны артиллерия главного калибра практически не использовалась в боевых действиях. Использовать артиллерийские корабли в сражениях с равным по силе или хотя бы сопоставимым противником было бы самоубийством. Исключением были ситуации, когда противник явно уступал по своему военно-техническому потенциалу и не мог ничего противопоставить в ответ.

Американцы обращались к своим линкорам, вооруженным 406-мм артиллерией, во время локальных конфликтов. Сначала во время войны в Корее, когда на 18 месяцев в строй экстренно вернули линкоры типа «Айова» (израсходовано 21,4 тысячи снарядов главного калибра), затем во время войны во Вьетнаме, в которой принял участие линкор «Нью-Джерси», выпустивший 6,2 тысячи снарядов главного калибра.

Последним военным конфликтом с участием американских линкоров стала первая война в Персидском заливе. Последний раз 406-мм залпы артиллерии линкора «Миссури» (тип «Айова») звучали во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

Залп главного калибра линкора «Айова», 1984 год

Главный калибр современного флота

Подавляющее количество современных крупных надводных боевых кораблей вооружено чаще всего одной артиллерийской установкой калибра 127-мм (ВМС большинства стран Запада) или 130-мм, если речь идет о российском военно-морском флоте.

К примеру, основной американской артиллерийской установкой стала 127-мм Mk 45 – универсальная артиллерийская установка, которая устанавливается на кораблях американского флота с 1971 года по сегодняшний день. За это время установка неоднократно модернизировалась. Помимо ВМС США пятидюймовая артиллерийская установка находится на вооружении флотов многих стран, в том числе Австралии, Новой Зеландии, Греции, Испании, Таиланда и многих других.

За всё время производства и эксплуатации было создано пять модернизаций установки, последней из которых является модернизация Mk 45 Mod. 4. Данная установка получила обновленный ствол, длина которого составляет 62 калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и баллистические характеристики орудия.

Максимальная скорострельность установки составляет 16-20 выстрелов в минуту, при использовании управляемых боеприпасов – до 10 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы установки Mk 45 Mod. 4 достигла 36-38 км. Специально для этой установки в рамках амбициозной программы ERGM (Extended Range Guided Munition) разрабатывались 127-мм снаряды с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, однако к 2008 году программу, на которую потратили более 600 миллионов долларов, закрыли.

Разрабатываемые снаряды с максимальной дальностью стрельбы до 115 км оказались слишком дорогими в серийном производстве даже для самой богатой страны в мире.

Артиллерийская установка Mk 45 Mod. 4

В нашей стране мощнейшей корабельной установкой долгие годы является АК-130, основным преимуществом которой перед иностранными конкурентами, является высокий темп стрельбы, который в частности достигается тем, что она двуствольная. Как и многие современные пятидюймовые орудия – это универсальная артиллерийская установка, которая может вести огонь и по воздушным целям. В арсенале АК-130 есть зенитные снаряды с радиусом поражения 8 или 15 метров в зависимости от модели.

Установка, разработанная в СССР еще в 1970 годы, отличается очень высокой скорострельностью на два ствола, которая доходить до 86-90 выстрелов в минуту (по различным источникам). Максимальная дальность стрельбы фугасными унитарными боеприпасами 23 километра, длина ствола – 54 калибра. В настоящее время одна такая установка размещена на борту самого большого отечественного надводного корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Подобной установкой вооружен и флагман Черноморского флота России ракетный крейсер «Москва», а также ряд крупных надводных кораблей ВМФ России еще советской постройки.

В то же время на современных корветах проекта 20380 установлена 100-мм одноствольная артиллерийская установка А190. Данная модель отличается уменьшенной массой с сохранением высокой скорострельности – до 80 выстрелов в минуту. В исполнении А190-01 она получила башню, выполненную с использованием технологии «стелс». Максимальная дальность стрельбы – 21 км, досягаемость по высоте при стрельбе по воздушным целям – 15 км.

Помимо корветов установка является стандартным вооружением малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» водоизмещением всего 949 тонн.

В то же время для вооружения современных российских фрегатов проекта 22350 была разработана новая 130-мм артиллерийская установка А-192 «Армат». Установка была создана на базе упоминавшейся выше системы АК-130 путем ее облегчения (осталось одно орудие) и установки современной системы управления огнем. Скорострельность установки составляет до 30 выстрелов в минуту. Облегчение установки позволяет легко размещать её на современных российских кораблях даже небольшого водоизмещения – от 2000 тонн.

Артиллерийская установка А190-01

Перспективы морской артиллерии главного калибра

Казалось бы, артиллерия главного калибра во флотах практически всех стран мира достигла своего оптимального состояния. Однако это не значит, что работы в направлении повышения её могущества подошли к концу.

Во многих странах мира изучаются варианты установки на корабли 155-мм артиллерийских установок, работают над созданием новых 155-мм снарядов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, позволяющими повысить дальность стрельбы и рассматривают варианты оружия на новых физических принципах. К последнему варианту относится хорошо распиаренная сегодня рельсовая пушка или рельсотрон.

Сам термин «рельсотрон» был предложен еще в конце 50-х годов XX века советским академиком Львом Арцимовичем. Одной из причин создания подобных систем, представляющих собой электромагнитный ускоритель масс, стало достижение предела скорости и дальности полета снаряда при использовании порохов. Преодолеть это значение пытались при помощи рельсотрона, который обеспечивал бы снаряду гиперзвуковую скорость.

Наибольших успехов в разработке подобного оружия добились в США, где на протяжении начала XXI века проводились многочисленные испытания рельсовых орудий, которые планировалось использовать в первую очередь на флоте. В частности, именно рельсотрон рассматривался как вариант вооружения для самых современных кораблей американского флота – эсминцев «Замволт».

Однако в итоге от этих планов отказались, вооружив эсминцы тоже своего рода уникальным оружием 155-мм артиллерийской установкой активно-реактивной схемы. При этом успехи в разработке рельсотронов неочевидны, испытываемые образцы пока очень сырые и не удовлетворяют требованиям военных. В обозримом будущем данное оружие вряд ли достигнет стадии боеготовности.

Наземные испытания 155-мм установки AGS

Наибольший интерес представляют именно артиллерийские установки калибра 155 мм или 152 мм в России, которые могут появиться на кораблях новой постройки. К примеру, в Германии проводились эксперименты с установкой на боевые корабли орудийной башни отличной САУ Pz 2000. Данные эксперименты начались в Германии в 2002 году. При этом дальше экспериментов подобные исследования пока что не пошли.

В России рассматривается похожий вариант, который предполагает размещение на кораблях 152-мм артиллерийской установки, являющейся флотской адаптацией современной российской САУ «Коалиция-СВ», известной под обозначением «Коалиция-Ф». Правда, пока что подобная система не востребована российским флотом.

Здесь стоит отметить, что под подобную артиллерию на флоте нет новых кораблей. В перспективе такие 152-мм установки могли бы получить эсминцы проекта 23560 «Лидер» водоизмещением от 13 до 19 тысяч тонн. Но пока что в качестве артиллерийского вооружения для этих кораблей указывается 130-мм установка А192 «Армат», которая уже ставится на новые российские фрегаты проекта 22350.

Пока что единственной страной, которая все-таки разместила на современных боевых кораблях 155-мм установки, являются США. На трех эсминцах «Замволт» установлены 155-мм артиллерийские установки AGS (Advanced Gun System). Специально для них был разработан уникальный боеприпас – управляемый снаряд LRLAP, который орудие с длиной ствола 62 калибра отправляет на расстояние до 148 – 185 км (в разных источниках).

При этом американские военные не в восторге от этих боеприпасов, которые стоят практически по 0,8-1 миллион долларов за штуку. Такие «снаряды» практически сравнялись по цене со стоимостью крылатых ракет «Томагавк», обладающих большей дальность полета и большей мощностью доставляемой к цели боеголовки. Для американских военных подобная стоимость оказалась неприемлемой. Поэтому в настоящее время рассматриваются различные варианты выхода из положения, в частности разработка более традиционных боеприпасов.

Перспективный 155-мм снаряд компании Nammo с прямоточным воздушно-реактивным двигателем

В этом аспекте интерес представляют новые артиллерийские боеприпасы калибра 155-мм с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, которые активно разрабатываются во многих странах мира. Подобные боеприпасы разрабатывает и активно показывает на выставках норвежская компания Nammo, которая уже завершила первый этап испытаний данной продукции.

Норвежские специалисты оценивают перспективную дальность стрельбы подобными снарядами из установок с длиной ствола 52-62 калибра примерно на уровне 100-150 км. Если испытания подобных боеприпасов закончатся успешно, а цены на них не будут соперничать с ракетным вооружением, подобные боеприпасы смогут подстегнуть флотский интерес к 155-мм артиллерийским установкам, которые для линкоров прошлого был лишь орудиями среднего калибра.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

Желание получить автоматическую пушку большого калибра у Советов возникло в годы Второй мировой войны. Советские артиллеристы считали, что низкая скорострельность пушек калибра 100 — 130 миллиметров того времени ограничивает их эффективность при стрельбе по воздушным целям. Поэтому после войны в период с 1952 по 1955 годы была разработана целая серия опытных образцов автоматических пушек, использующих энергию отката для автоматической подачи следующего снаряда. Подача осуществлялась из магазина барабанного типа. Дальнейшие образцы таких пушек предполагалось разрабатывать и принимать на вооружение в рамках программы кораблестроения с 1956 по 1965 годы. Однако Никита Хрущев в 1957 году запретил проводить работы по созданию корабельных пушек калибром более 76 миллиметров. Пушки большого калибра на советских кораблях обладали низкой скорострельностью и были неэффективны все следующее десятилетие, отставая от британских, американских, шведских и итальянских образцов. Наконец, в 1967 году был отдан приказ снова начать работы по созданию автоматических пушек большого калибра. В 1969 году появился первый технический проект под заводским индексом ЗИФ-92. Это была одноствольная 130-миллиметровая пушка. Многие ее характеристики будут позднее воплощены в АК-130. Ствол пушки охлаждался циркулирующей забортной водой через термический кожух. Для подачи нового снаряда использовалась энергия отката. Пушка имела клиновидный вертикальный затвор. Несмотря на все эти новшества, она оказалась слишком тяжелой для установки на кораблях проекта 1135, в связи с чем проект пришлось положить на полку.

>Корабельные пушки – история развития

Корабельная артиллерия

Все военные корабли имеют на вооружении различные виды боевых орудий. Огромное значение для развития ВМФ любой страны имели пушки. Первые корабельные пушки появились еще в 14 веке, однако в течение следующих 200 лет артиллерию практически не использовали. И только в конце 16 века они стали важным элементом морских сражений. Родоначальницей такого оружия на борту судна считается Англия.

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы :

  • История возникновения морской артиллерии.
  • Какие виды пушек оставили значительный след в истории мировых сражений?
  • Как корабельная пушка менялась с течением времени?

Вооружение первых кораблей

  • История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Изображения

Предпосылки создания корабельной артиллерии

Тактика корабельных сражений до 16 века неизменно включало в себя ближний бой и абордаж (вооружение древних кораблей). Основной способ уничтожить вражеский корабль – уничтожить команду. Перебраться на вражеский корабль в атаке можно было 2 основными способами:

  1. Когда корабль таранил противника носовым тараном, для нанесения большего время кораблю и команде;
  2. Когда хотели нанести меньше, вредя кораблю, использовали специальные сходни (корвус) и тросы, когда корабли ровнялись бортами.

В первом случае, когда необходимо именно вывести из строя боевую единицу противника. На носу корабля устанавливали небольшие орудия. Которые в момент тарана выстреливали ядрами или картечью. Разрывая борта корабля пушечное ядро создавало множество опасных «заноз» до нескольких метров в длину. Картечь в свою очередь была выгода против групп моряков. Во втором случае, целью было захват груза и самого корабля с меньшими повреждениями. В таких случаях чаще использовали стрелков и снайперов.

Носовые пушки использовались при таране

Из орудий 14-15 века сложно было сделать прицельный и мощный выстрел. Каменные ядра были плохо сбалансированы, да и порох не имел достаточной взрывной силы.

Гладкоствольные орудия

Постоянные войны за новые территории вынуждали производить все более мощное вооружение для боевых кораблей. Сначала использовали каменные снаряды. Со временем появились чугунные, значительно более тяжелые, ядра для пушек. Для наибольшего поражения их запускали даже в раскаленном виде. В этом случае появлялось больше шансов на возгорание вражеской цели. Можно было за более короткое время уничтожить больше судов противника и уберечь свою команду.

Для использования подобных снарядов необходимо было создавать новые виды артиллерии. Так появлялись различные виды гладкоствольных пушек, обеспечивающие возможность дальней стрельбы и использования разнообразного заряда. При этом точность попадания оставляла желать лучшего. Более того, потопить деревянный корабль было практически невозможно. Постоянные из дерева они могли оставаться на плаву даже с сильными повреждениями.

Бомбарда

Предшественниками корабельных пушек выступали бомбарды. Их применяли в 14-16 веках. В этот период еще невозможно было работать с литым железом, градус плавления которого в 1,5 раза больше, чем у бронзы или меди. Поэтому данное оружие изготавливали из кованых железных пластин, их крепили к деревянной цилиндрической форме. Снаружи конструкция была зафиксирована металлическими обручами. Размеры такого оружия в первое время были небольшими – вес ядра не превышал 2,5 кг. В те годы не существовало какой-либо стандартизации вооружения, поэтому все последующие, более крупные, орудия также называли бомбардами. Так, некоторые из них достигали вес в 15 тонн. Общая длина крупного образца могла составлять 4 метра. Камора – задняя часть оружия, в которую закладывали порох, у первых экземпляров бомбард была съемной.

Бомбарда Орудия со сменой казенной частью

Развитие металлургии позволило изготавливать литые бомбарды из чугуна. Они были более надежными при эксплуатации, проще в обслуживании. Самой известной бомбардой, хоть и не корабельной, является знаменитая Царь-пушка.

Стоит отметить, что наряду с бомбардами до 16 века на суднах присутствовали катапульты и баллисты – устройства для метания каменных ядер.

Кулеврина

Одним из самых известных сражений средневековья считается морской бой между Испанией и Англией в конце 16 века. Испанская армада в те годы считалась самой мощной военной силой в мире. В 1588 году к проливу Ла-Манш подошло 75 военных кораблей и 57 транспортных судов Испании. На борту размещалось 19 000 солдат. Король Филипп II хотел захватить британский остров. На тот момент королева Елизавета не имела сильной армии, но она отправила им навстречу немногочисленный флот, который имел на борту корабельные пушки.

Длинноствольная бронзовая пушка – кулеврина, которую также называют змея, могла поразить цель на расстоянии до 1000 метров. Скорость полета снаряда для средневековья была запредельно высокой – около 400 метров в секунду. Англичане считали, что длинный ствол поможет оптимизировать траекторию полета. Кулеврины застали испанцев врасплох, после чего они повернули свои корабли в обратную сторону. Однако трагедия случилась позже. В результате Гольфстрима – сильнейшем течении, о котором на тот момент не было известно испанцам, аркада потеряла более 40 кораблей.

Корабельные орудия 17 века появление «Классической пушки».

Первоначально все артиллерийские орудия называли бомбардами, а потом пушками. Однако в 16 веке, после появления возможности литья чугуна и, как следствие, развития корабельного вооружения, необходимо было каким-то образом классифицировать все установки. Так, было принято считать пушками артиллерийское устройство, длинна ствола которого была 10 футов. Такой размер был выбран не случайно, в Англии 17 века, бытовало мнение что длинна ствола орудия имеет прямое отношение к дальности полета снаряда. Однако это оказалось верно, только в теории. Черный порох, который использовали в то время, имел небольшую скорость возгорания, это значило, что снаряд получал ускорение только в небольшой части ствола орудия. Вычислив оптимальную длину ствола, создали орудие, которое было не слишком большим и тяжелым и имело оптимальный показатель использования порохового заряда.

При этом появлялась возможность осуществить прицельную стрельбу – заряд получал четкую траекторию полета. Вооружение, имеющее меньшую длину ствола назывались мортирой, гаубицей и прочие. Их траектория полета не была строго определенной, запуск ядра осуществлялся вверх – навесная стрельба.

До 17 века артиллерийские установки для морских и сухопутных сражений ничем не отличались. Но с увеличением морских сражений на кораблях появлялись дополнительные элементы для работы с артиллерией. На боевых суднах пушки привязывались мощным тросом, служащим для удержания корабельного орудия при откате, а также устанавливались на колеса. При помощи их устройство возвращали на исходную позицию. Для сокращения откатов устанавливался винград – выступающая часть задней части пушки.

Моряки начинают изучать баллистику – анализ движения снаряда, от чего зависит скорость и траектория полета. Боеприпасы представляли собой чугунные ядра, картечь и разрывные или зажигательные снаряды.

Все чаще при оценке орудия уделялось внимание скорость прицеливании, простота и удобство зарядки, надежность. Во время морских боев корабеле выпускали друг в друга десятки тонн ядер.

Корабельные пушки 18 века – Коронада

Боевые корабли в 18 веке уже имели большое количество пушек. Их вес и размер не отличались от установок 17 века. Однако было создано несколько усовершенствований:

  • Поджог пороха осуществлялся уже не с помощью фитиля – вместо него был установлен кремниевый замок;
  • Пушки располагались не только на палубе, их устанавливали по всему судну: нижние и верхние палубы, нос, корма. Самые тяжелые установки находились в нижней части корабля.
  • Для больших орудий, как и раньше, использовалась лафета с колесами. Но теперь для них сделаны специальные направляющие, по которым колеса откатывались при выстреле из пушки и возвращались обратно.
  • В 17 веке ядра летели не более 200 метров. Теперь снаряд преодолевал 1000 метров.
  • Улучшилось качество пороха. Кроме того, оно уже было расфасовано в виде картузов или патронов.
  • Появляются новые виды снарядов – книппели, разрывные бомбы, гранаты.

Также в конце 18 века появляется новый вид артиллерийского оружия – каронада. Которые хоть и имели слабый заряд и низкую скорость ядра, но могли быстро перезаряжаться, что имело ключевое значение в ближнем бою. Коронадная пушка использовали против экипажа и такелажа корабля противника. Вообще скорость перезарядки пушка достигала 90 секунд, при среднем показателе 3-5 минут.

Коронада

Ярким представителем боевого корабля 18 века выступает линкор «Виктория», который был спущен на воду в 1765 году, в настоящий момент он является музейным экспонатом и стоит в морском доке в Портсмуте.

Корабль “Виктория”

Корабельные пушки 19 века – бомбические орудия

Улучшение технологий и изобретение гранулированного пороха. Давало возможность строить пушки более точные и мощные. Но это была уже необходимость, а не просто следствие технического прогресса. Появление первых кораблей, чей корпус обшит металлическими пластинами ниже ватерлинии, начал менять прежние представление о войне в море.

Улучшая непотопляемость параллельно с огневой мощью, корабли были хорошо защищены в ближнем бою. Век абордажных сражений уже прошёл и целью сражений были уже сами корабли. Простые ядра уже не могли нанести серьёзный вред кораблю. Это привело к созданию орудий, которые стреляли фугасными снарядами и бомбами. Их называли – бомбические пушки.

Сама конструкция гладкоствольной пушки была изменена, загрузка снаряда теперь осуществлялась с казенной части ствола. Теперь уже не надо было откатывать ствол для закладки картуза (пороха) и снаряда. При весе орудия в несколько тонн это сильно выматывало команду. Такие орудия могли отсылать снаряды на 4км.

В конце века на флоте появились суда чей корпус был изготовлен только из металла. Для повреждения подводной части судна начали применять торпеды.

Гонка вооружений привела к тому что моряки попросту не могли справиться с новыми орудиями. Увеличение дальности полёта снаряда сильно затрудняло прицеливание. Были проведены боевые испытания крупных калибров до 15 дюймов (381 мм) – такая артиллерия была очень дорогая в производстве и имела очень короткий срок службы.

Корабельные пушки 20 века

В 20 веке корабельные пушки претерпели значительных изменений. Развитие вооружения в целом отразилось и на изменении артиллерии. Гладкоствольные пушки сменились нарезными артустановками. Они обладают повышенной точностью траектории и увеличенной дальностью полета. Боеприпасы несут в себе большое количество взрывчатых веществ. Появляются системы гидростабилизации.

Mark 45 Mod 4

Вторая мировая война требовала новых видов вооружения при морских сражениях. Единичные пушки уже не актуальны. Устанавливаются крупные артиллерийские установки. Такие установки различают по калибру, способу стрельбы и виду.

Выделяют следующие виды назначения стрельбы из пушек 20 века:

  • Основной или главный — используется при определении надводной цели: другой корабль или береговые объекты;
  • Противоминная артиллерия;
  • Зенитная артиллерия — применяется по воздушным целям;
  • Универсальная артиллерия — применяется по морским, береговым и воздушным целям.

Технологический прогресс послевоенных лет дал толчок новым типам вооружения, радиоуправляемым и реактивным. И всё больше военных экспертов списывали корабельную артиллерию как уже устаревший вид морского оружия.