Крейсера проекта 69

Крейсера проекта 69

Крейсера проекта 69

Проект

Страна

  • СССР

В строю

Не достроены, не эксплуатировались

Основные характеристики

Водоизмещение

35 250/41 540 тонн

Длина

250,5/240 м

Ширина

31,6 м

Осадка

8,88/9,45 м

Бронирование

Пояс — 230 мм,
башни главного калибра — 330 мм,
палуба — 90 + 30 мм

Двигатели

12 паровых котлов 7у-бис,
3 ТЗА Brown, Boveri & Cie

Мощность

210 000 л. с. (154,5 МВт)

Движитель

Скорость хода

33 узла (61,1 км/ч)

Дальность плавания

8200 миль на скорости 14,5 узлов

Автономность плавания

30 суток

Экипаж

1037 человек

Вооружение

Артиллерия

3 × 3 — 305-мм Б-50
4 × 2 — 152-мм

Зенитная артиллерия

4 × 2 — 100мм
7 × 4 — 37-мм орудий 46-К
4 × 2 — 12,7 мм ДШК

Авиационная группа

2 гидросамолёта КОР-2

Крейсера проекта 69 (тип «Кронштадт») — тип линейных крейсеров советского ВМФ, по официальной советской классификации обозначался тяжёлым крейсером .

Разработка проекта

Разработка проекта началась в середине 1930-х гг. Согласно требованиям командования Морских Сил РККА корабль предназначался для борьбы с крейсерами противника, поддержки лёгких сил и действий на коммуникациях. Эскизный проект был закончен в июне 1938 г. Предусматривалось водоизмещение 24450 тонн, скорость 33,3 узла, бронирование: 140 мм — пояс, 210 — башни главного калибра, 80 мм — палуба. Вооружение включало в себя 9 — 305 мм орудий, 8 — 152 мм, 8 — 100 мм, 24 — 37 мм, а также 2 трёхтрубных торпедных аппарата (533 мм).

Окончательный вариант

После получени данных об основных тактико-технических элементах германских линейных крейсеров типа «Шарнхорст» было принято решение переработать проект. В окончательном варианте были приняты следующие характеристики:

Водоизмещение — 35 250/41 540 тонн

Мощность силовой установки — 201 000 л. с.

Скорость — 33 узла

Дальность плавания — 8300 миль

Бронирование: пояс — 230 мм, башни главного калибра — 330 мм, палуба — 90 + 30 мм

Вооружение: 9- 305-мм, 8- 152-мм, 8 — 100-мм, 28 — 37-мм орудий 46-К.

Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоустановки до мощности 230 000 л.с. и достижения скорости до 34 узлов.

Главный калибр

Немецкая фирма «Крупп» предложила советскому правительству приобрести шесть двухорудийных 380-мм башен для двух тяжёлых крейсеров проекта 69 «Кронштадт». В ноябре 1940 года договор был подписан. Платежи были осуществлены, однако орудий советская сторона так и не получила.

В качестве главного калибра планировались 305-мм пушки Б-50, разрабатывавшиеся заводом «Большевик». Длина ствола должна была составить 55 калибров, масса снаряда 470 кг, начальная скорость снаряда — 900 м/с, максимальная дальность стрельбы — 47,58 км. Орудия предполагалось разместить в трёхорудийных башнях МК-15.

Строительство

Проект был утверждён 13 июня 1939 г. Первые два крейсера были заложены в декабре 1939 г. — «Кронштадт» в Ленинграде, «Севастополь» в Николаеве. Предполагалось сдать корабли флоту в 1943 г., а всего планировалось построить 15 крейсеров данного типа. Однако строительство шло с большими затруднениями ввиду неготовности многих планируемых к установке на крейсера систем, прежде всего артиллерии главного калибра.

Строительство «Кронштадта» прекратили 10 августа 1941 г. при готовности 13 %. Во время обороны Ленинграда частично разобран на металл для строительства укреплений, к концу войны готовность составила около 7%. «Севастополь» был захвачен немецкими войсками 16 августа 1941 г. при готовности 12 % и частично разобран на металл оккупантами. К моменту освобождения Николаева готовность составила около 4 %. Кроме того, оставшиеся конструкции имели большую деформацию вследствие подрыва стапеля немцами. В послевоенный период достройку крейсеров признали нецелесообразной.

Проект 69И

Строительство крейсеров проекта 69, начатое без достаточного технического задела вскоре столкнулось с большими проблемами. Двухорудийные башни для артиллерии калибра 152-мм и 100-мм не существовали даже в виде опытных образцов, 37-мм счетверённые автоматы поступили на испытания лишь в июне 1941 г. Особое беспокойство вызывало отставание в разработке артиллерии главного калибра.

После заключения советско-германского пакта о ненападении 1939 г. появилась возможность закупить артиллерию в Германии. В частности, немецкая фирма «Крупп» предложила СССР шесть двухорудийных башен оснащённых 380-мм орудиями SKC/34, ставшими ненужными после прекращения строительства линейных крейсеров типа «O». Предлагавшиеся орудия стреляли 800-кг снарядом на дальность 35,6 км, с начальной скоростью 820 м/с. Также предлагались и соответствующие приборы управления огнём.

По личному указанию И. В. Сталина проект был переработан под германскую артиллерию и получил название 69И (иностранный). В результате проект пришлось значительно переделать, стандартное водоизмещение возросло до 36240 т., скорость снизилась до 31 узла. Сокращение числа орудий главного калибра с 9 до 6 имевших также меньшую скорострельность, компенсировалось существенно большим поражающим действием 380-мм снаряда и увеличением зоны выгодных боевых дистанций.

Единственное орудие SKC/34 было поставлено в СССР осенью 1940 г. для испытаний. Поставки серийных орудий и башен планировались с октября 1941 г.

Одновременно советская сторона запрашивала Германию о возможности поставок 150-мм и 105-мм орудий в башенном и щитовом вариантах, но до закупок не дошло в связи с началом Великой Отечественной Войны.

Оценка проекта

К несомненному достоинству проекта следует отнести артиллерию главного калибра. Предлагаемая для крейсеров пушка Б-50 отличалась высокими баллистическими характеристиками. К сожалению, к 22 июня 1941 г. это орудие существовало только на бумаге, а башня МК-15 была представлена лишь деревянным макетом, что привело к появлению проекта 69И. Cистема управления огнём фактически не позволяла реализовать большую дальнобойность Б-50 при стрельбе по морским целям.

К числу недостатков проекта следует отнести:

  • Наличие двух калибров вспомогательной артиллерии — противоминного и зенитного вместо одного универсального;
  • Общую слабость средств ПВО;
  • Недостаточную скорость хода, не позволявшую гарантированно догнать тяжёлые крейсера, борьба с которыми считалась одной из главных задач крейсеров проекта 69.

> См. также

  • Линейные корабли типа «Советский Союз»
  • Тяжёлые крейсера типа «Сталинград»
  • Большой флот

Примечания

  1. Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — С. 39 и др.. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3.

Литература

  • Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 112 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3.
  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005. — ISBN 5-699-14176-6.
  • Широкорад А. Б. Флот, который уничтожил Хрущёв. М.: АСТ, 2004.
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей 1941-1945. С.-П.: Полигон, 2002.

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать статью.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

История создания тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)


Проектирование
Проектирование тяжелых крейсеров в СССР началось в середине 1930-х гг., одновременно с разработкой проектов больших (типа «А») и малых (типа «Б») линкоров. В 1934–1936 гг. было рассмотрено несколько предэскизных и эскизных проектов кораблей с 240-мм и 280-мм орудиями главного калибра, однако дальнейшего развития они не получили.

Тяжелый крейсер проекта 69
1 ноября 1937 г. были подготовлены новые тактико-технические требования к тяжелому крейсеру, утвержденные начальником Морских Сил РККА. Состав вооружения: 9 254-мм орудий в трех трехорудийных башнях, 8 130-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, 8 100-мм зенитных орудий в четырех двухорудийных башенных установках, 4 счетверенных 37-мм зенитных автомата (уже после начала проектирования количество их было увеличено до шести), 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 80 – 100 мин (в перегруз), 2 самолета КОР-2. Стандартное водоизмещение 22.000 – 23.000 тонн. Скорость хода – не менее 34 узлов.
Проектирование тяжелого (фактически линейного) крейсера, которому был присвоен индекс «проект 69», выполнял коллектив ЦКБ-17 (до января 1937 г. – ЦКБС-1). В ходе работ выяснилось, что уложиться в заданное водоизмещение невозможно – пришлось исключить торпедное вооружение, понизить дальность хода и сократить боезапас.
Эскизный проект 69 закончили в июне 1938 году. Стандартное водоизмещение по сравнению с ТТЗ возросло до 24.450 тонн, расчетная скорость несколько снизилась – до 33,3 узлов. Бронирование приносилось в жертву высокой скорости и составляло: главный пояс – 140 мм, траверзы – 210 мм, барбеты башен – 210 мм, средняя палуба – 80 мм и нижняя – 20 мм.

После того, как советским конструкторам стали известны элементы строившихся в Германии линейных крейсеров типа «Scharnhorst», Комитетет Обороны при СНК СССР в конце июня 1938 г. принял решение включить в круг задач, ставящихся перед новыми тяжелыми крейсерами, борьбу с этими кораблями. 10 июля были утверждены «Основные тактико-технические задания на проектирование тяжелого крейсера проекта 69». Главный калибр увеличивался до 305 мм, стандартное водоизмещение ограничивалось 31.000 т, скорость хода – 32 уз.
Новый вариант эскизного проекта представили на рассмотрение 20 октября 1938 года. По заключению Управления кораблестроения РККФ, он имел ряд существенных недостатков, для исправления которых была создана специальная комиссия. Итогом ее работы стали следующие рекомендации: заменить 130-мм орудия на 152-мм, усилить бронирование и противоминную защиту за счет снижения дальности плавания и оставить без изменения скорость.

Тяжелый крейсер проекта 69И

Тяжелый крейсер проекта 69И. Боковая проекция

Тяжелый крейсер проекта 69И, вид с носа и с кормы

Компоновка тяжелого крейсера проекта 69И. Копия подлинного чертежа
При подготовке корректированного эскизного проекта вышеназванные замечания учли, при этом усилили бронирование боевой рубки, башен главного и противоминного калибров. Незначительно увеличилась длина, ширина и высота борта и, как следствие, водоизмещение.
Корректированный эскизный проект был рассмотрен ГКО и утвержден 13 июля 1939 г. Наряды на постройку выдали в марте 1939 г., срок сдачи установили в 1943 году. 12 апреля 1940 г., через пять месяцев после закладки, постановлением Комитета Обороны, технический проект корабля, наконец, утвердили.
Из-за отставания в создании орудий главного калибра в 1940 г. было решено принять предложение германской фирмы «Крупп» о поставке башен главного калибра с 380-мм артиллерией. На состоявшихся вскоре переговорах германская сторона выразила готовность поставить шесть комплектов двухорудийных 380-мм башен (на два корабля проекта 69) и приборы управления стрельбой к ним.
Политическое решение о приобретении в Германии 380-мм башен и ПУС принималось без учета мнения ВМФ. 10 июля 1940 г. было утверждено «ТТЗ на перевооружение корабля проекта 69 германскими 380-мм башнями взамен 305-мм башен МК-15 и ПУС главного калибра». 16 октября того же года проект 69-И (И – иностранный) был готов.
Размещение новых артустановок потребовало значительных изменений общего расположения примерно на 40% длины корабля. Противоминная защита удлинялась на 9 м. Для размещения новых приборов управления стрельбой требовалось увеличить габариты боевой рубки, изменить верхние ярусы башенноподобной фок-мачты, надстройку под кормовым командно-дальномерным постом. В комплект приборов управления стрельбой входили два КДП с одним 10-м дальномером в каждом (устанавливались на местах КДП-8). Все эти изменения привели к тому, что стандартное водоизмещение корабля возросло с 35.250 до 36.240 тонн, уменьшилась скорость.
В октябре 1940 г. срок сдачи крейсеров сдвинули на 1944 год.
В ноябре 1940 г. договор на поставку 380-мм башен и приборов управления подписали, однако в СССР их так и не отправили.
Строительство головного «Кронштадта» приостановили через три месяца после нападения фашистской Германии на СССР – 10 сентября 1941 года – при готовности всего 12%. Во время войны заготовленная для корабля броня частично использовалась для строительства оборонительных сооружений под Ленинградом. По окончании же войны достройку корабля по техническому состоянию признали нецелесообразной, и его разобрали на металл. К тому времени готовность крейсера составляла всего 7%.
Второй крейсер – «Севастополь» – 15 августа 1941 г. при готовности около 13% был захвачен германскими войсками. Во время оккупации немцы его частично разобрали на металл. После освобождения Николаева советскими войсками готовность корабля оценили в 4% (к тому же при отступлении фашисты подорвали стапель) и от достройки отказались.
Программа постройки тяжелых крейсеров типа «Кронштадт»

Название

Место постройки

дата закладки

примечание

«Кронштадт»

Завод №194, Ленинград

30.11.1939 г.

Не достроен

«Севастополь»

Завод №200, Николаев

5.11.1939 г.

Не достроен

Конструкция
Главный 230-мм броневой пояс высотой 5 м устанавливался с наклоном 6° наружу и закрывал среднюю часть корпуса на протяжении между барбетами концевых башен (76,8% от длины корпуса по ватерлинии) и замыкался траверзами: 330-мм носовым и 260-мм кормовым.

Схема бронирования тяжелого крейсера проекта 69
К верхней кромке пояса примыкала 90-мм средняя броневая палуба. Ниже располагалась 30-мм противоосколочная палуба, толщина которой вне цитадели уменьшалась до 15 мм.
Бронирование рубки составляло: стенок 330 – 260 мм, крыши – 125 мм; барбеты башен ГК – 330 мм выше средней палубы, и 30 мм – ниже; барбеты башен 152-мм орудий – 75 – 50 мм.
Противоминная защита в пределах цитадели имела глубину 6 м и относилась к «американскому» типу, она состояла из пяти продольных переборок и булей. Толщина переборок – от 14 до 20 мм.
Энергетическая установка включала 3 турбозубчатых агрегата Харьковского электромеханического и турбогенераторного завода (производились по лицензии швейцарской фирмы «Brown-Bovery») суммарной мощностью 201.000 л.с.; пар вырабатывали 12 паровых котлов 7у-бис (давление 37 атм, температура 380°С). Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоустановки до мощности 230.000 л.с. и достижения полной скорости 33 узлов. ЭУ размещалась эшелонно в шести котельных и трех машинных отделениях.
По проекту главный калибр должен был состоять из трех трехорудийных 305-мм башенных установок МК-15, расположенных в диаметральной плоскости. 305-мм/54 орудия Б-50 имели угол возвышения 45°, что обеспечивало дальность стрельбы 470-кг снарядом 260 кбт.
Управление огнем артиллерии ГК осуществлялось двумя КДП-8 с двумя 8-м дальномерами в каждом: на башенноподобной фок-мачте и на кормовой надстройке. Кроме того, в каждой башне имелся свой 12-м дальномер.
Противоминный калибр насчитывал 8 152-мм орудий в четырех двухорудийных башнях МК-17 в средней части корпуса. Их огнем управляли два КДП-4. Для обеспечения огня зенитных 100-мм установок МЗ-16 имелись два стабилизированных поста наводки с 4-м дальномерами.

Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из семи счетверенных 37-мм автоматов 46-К в бронированных гнездах. Кроме того, предусматривалась установка четырех спаренных 12,7-мм пулеметов ДШК.
Тактико-технические характеристики советских тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)

Водоизмещение, т

• стандартное

• полное

Размеры, м

• длина

• ширина

• осадка

250,5

31,6

9,45

Энергетическая установка

3 ТЗА

12 ПК

201.000 л.с.

5450 т нефти

Скорость, уз

Дальность плавания, миль

8300 при 14,5 уз

Бронирование, мм

• главный пояс

• траверзы

• средняя палуба

• нижняя палуба

• башни ГК

• барбеты ГК

• рубка

330…260

Вооружение

305-мм – 3 х 3

152-мм – 4 х 2

100-мм – 4 х 2

37-мм – 7 х 4

12,7-мм – 4 х 2

1 катапульта

2 гидросамолета

Экипаж, чел.

По материалам книги «Линкоры Второй Мировой» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005 г.>Тяжёлые крейсера типа «Кронштадт»

Тяжёлые крейсера типа «Кронштадт»

Тип тяжёлого крейсера советского ВМФ (проект 69).

В качестве главного калибра планировались 305-мм пушки Б-50, разрабатывавшиеся заводом «Большевик». Длина ствола должна была составить 55 калибров, масса снаряда 470 кг, начальная скорость снаряда — 900 м/с, максимальная дальность стрельбы — 47,58 км. Орудия предполагалось разместить в трёхорудийных башнях МК-15.

Проект был утверждён 13 июня 1939 г. Первые два крейсера были заложены в декабре 1939 г. — «Кронштадт» в Ленинграде, «Севастополь» в Николаеве. Предполагалось сдать корабли флоту в 1943 г., а всего планировалось построить 15 крейсеров данного типа. Однако строительство шло с большими затруднениями ввиду неготовности многих планируемых к установке на крейсера систем, прежде всего артиллерии главного калибра.

Строительство «Кронштадта» прекратили 10 августа 1941 г. при готовности 7 %. «Севастополь» был захвачен немецкими войсками 15 июля 1941 г. при готовности 12 %. В послевоенный период достройку крейсеров признали нецелесообразной.

  • Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 112 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-28259-3
  • Линкоры Второй Мировой. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2005.
  • Широкорад А. Б. Флот, который уничтожил Хрущёв. М.: АСТ, 2004.

> См. также

  • Линейные корабли типа «Советский Союз»
  • Тяжёлые крейсера типа «Сталинград»

Великобритания: тип «Нельсон» (1927) • тип «Кинг Джордж V» (1940) • тип «Лайон»* • «Вэнгард» (1946) | Германия: тип «Шарнхорст» (1938) • тип «Бисмарк» (1940) • тип «H»* • тип «P»* | Италия: тип «Литторио» (1940) | Нидерланды: пр. 1047* | СССР: тип «Советский Союз»* • тип «Кронштадт»* • тип «Сталинград»* | США: тип «Северная Каролина» (1941) • тип «Южная Дакота» (1942) • тип «Айова» (1943) • тип «Аляска» (1944) • тип «Монтана»* | Франция: тип «Дюнкерк» (1937) • тип «Ришельё» (1940) | Япония: тип «Ямато» (1941)

* — недостроенные корабли и проекты

Крейсер проекта 69

Тяжелый крейсер Кронштадт

Разработка проекта
Проектирование тяжелых крейсеров для советского флота началось в середине 30-х годов, одновременно с разработкой проектов больших (типа “А”) и малых (типа “Б”) линейных кораблей. В 1934—1935 годах конструкторские бюро судостроительной промышленности, Научно-исследовательский институт военного кораблестроения Управления морских Сил (УМС) РККА и итальянская фирма “Ансальдо”, осуществлявшая техническую помощь в создании легкого крейсера “Киров”, по заданиям УМС выполнили несколько предэскизных проектов тяжелых крейсеров водоизмещением от 15 500 до 19 500 т и с артиллерией главного калибра от 240 до 280 мм.

В 1936—1937 годах отечественными конструкторами были разработаны эскизные проекты линкора типа “А” (проект 23) с 406-мм орудиями, линкора типа “Б” (проекты 25 и 64, с 305-мм и 356-мм орудиями соответственно) и тяжелого крейсера (проект 22) в нескольких вариантах, с 254-мм и 280-мм орудиями главного калибра (ГК). Из них получили непосредственное продолжение только работы по проекту 23, по которому в конце концов заложили четыре корабля типа “Советский Союз”, остальные же по ряду причин прекратили.

1 ноября 1937 года промышленности были выданы новые тактико-технические требования (ТТТ) к тяжелому крейсеру, утвержденные начальником Морских Сил РККА флагманом флота 1 ранга М.В.Викторовым. В них ставились следующие задачи: в эскадренном бою — борьба с крейсерами противника (в особенности тяжелыми); поддержка легких сил в отдаленных районах; самостоятельные действия на коммуникациях противника. Состав вооружения: 9 254-мм орудий в трех трехорудийных башнях, 8 130-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, 8 100-мм зенитных орудий в четырех двухорудийных башенных установках, 4 счетверенных 37-мм зенитных автомата (уже после начала проектирования количество их было увеличено до шести), 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 80 — 100 мин (в перегрузку), 2 самолета КОР-2. Стандартное водоизмещение — 22000—23000 т. Скорость хода — не менее 34 узлов, дальность плавания экономическим ходом — до 8000 миль, автономность по провизии — 50 суток. В ТТТ указывались также дистанции боя и калибр артиллерии кораблей вероятного противника для определения толщин вертикального и горизонтального бронирования.

Проектирование тяжелого крейсера, которому был присвоен индекс “проект 69”, выполнял коллектив ЦКБ-17 {до января 1937 года — ЦКБС-1). Руководил работой главный инженер бюро В.А.Никитин.

Уже первые прикидки показали, что при заданном составе вооружения невозможно выдержать ограничения по водоизмещению. Пришлось пойти на вынужденные меры — уменьшить количество боезапаса главного калибра до 125 выстрелов на ствол (вместо 150), снять торпедное вооружение, установить дальность плавания крейсерским (20 уз.) ходом — 4500 миль (вместо 6000). Военный совет Морских Сил РККА согласился с этими предложениями.

К июню 1938 года эскизный проект 69 был закончен. При указанном в ТТТ вооружении корабль имел стандартное водоизмещение 24 450 т и скорость 33,3 узла. Элементы бронирования: борт — главный пояс 140 мм, в оконечностях 20 мм, траверзы 210 мм, барбеты башен 210 мм, средняя палуба 80 мм и нижняя палуба 20 мм. В июле В.А.Никитину “за качественное выполнение эскизного проекта” начальником Главморпрома Наркомата оборонной промышленности объявили благодарность и вручили премию — 1000 рублей.

Однако к этому времени стало известно, что в Германии заканчивается строительство двух кораблей типа “Шарнхорст”. По своим тактико-техническим элементам (ТТЭ) они занимали промежуточное положение между линейными кораблями и тяжелыми крейсерами. Они были быстроходнее линкоров, а их главный калибр (280 мм)*, уступая линкоровскому, значительно превосходил артиллерию “вашингтонских” крейсеров (203 мм). Подобные же корабли (типа “Дюнкерк”), но с более мощной артиллерией (330 мм) строились во Франции. Эта информация обсуждалась в Комитете Обороны при СНК СССР в конце июня 1938 года. Перед тяжелыми крейсерами Морских Сил РККА была поставлена новая задача — борьба с кораблями типа “Шарнхорст”.

В соответствии с принятым Комитетом решением о необходимости корректировки задания по проекту 69, заместитель наркома ВМФ флагман 1 ранга И.С.Исаков 10 июля того же года утвердил “Основные тактико-технические задания (ТТЗ) на проектирование тяжелого крейсера проекта 69”. Теперь главный калибр артиллерии увеличивался до 305 мм (с боезапасом 100 выстр. на ствол), количество 130-мм боезапаса сокращалось до 150 выстр. на ствол (вместо 200), 37-мм боезапаса — до 800 выстр. на ствол (вместо 1800). Стандартное водоизмещение ограничивалось 31 000 т. Скорость хода устанавливалась 32 узла.

Новый вариант эскизного проекта был представлен на рассмотрение в наркоматы Военно-Морского Флота и оборонной промышленности 20 октября 1938 года. По заключению Управления кораблестроения (УК) РККФ, он имел ряд существенных недостатков. Поэтому для оценки результатов эскизного проекта и принятия решения о дальнейшей его судьбе была создана специальная комиссия под председательством флагмана 2 ранга, начальника кафедры тактики Военно-морской академии профессора С.П.Ставицкого, которая и рассмотрела возможных противников тяжелого крейсера проекта 69 — немецкий “Шарнхорст”, французский “Дюнкерк”, английские “Худ” и “Рипалс”, турецкий “Явуз” (бывший германский “Гебен”), итальянский “Чезаре”, японский “Конго”, имевшие скорость 26—30 узлов. Задачи проектируемого корабля были существенно уточнены.

Основным его назначением теперь являлось придание устойчивости действиям легких сил во всех тех случаях, когда нет необходимости применять линкоры или когда последние не отвечают задаче по своей скорости. Частными задачами стали: поддержка своего дозора и нарушение дозора противника; поддержка разведки легких сил и противодействие разведке противника; обеспечение легких сил в активных заградительных операциях; обеспечение выхода и возвращения своих подводных лодок; действия на коммуникациях парализация деятельности крейсеров противника на наших коммуникациях; нейтрализация действий крейсеров противника в эскадренном бою.

Специально были отмечены особые задачи по отдельным театрам. По Тихоокеанскому — набеговые операции на побережье Японских островов и действия на морских коммуникациях Японии с целью пресечения ее морской торговли и отвлечения ее сил из Охотского и Японского морей в Тихий океан. По Северному — набеговые операции в северную часть Немецкого (Северного) моря и в Атлантический океан. По Черноморскому — создание равновесия в соотношении наших и турецких сил (компенсация за превосходство “Явуза” в скорости над “Парижской коммуной” и в артиллерии над нашими крейсерами). При появлении на театре превосходящих линейных сил противника — набеговые операции для поддержания его в постоянном напряжении.

Для исследования вопроса о тактических возможностях корабля проекта 69 было проведено 8 тактических игр в различных условиях. Противниками нашего крейсера стали “Шарнхорст”, “Дюнкерк” и “Конго”. Итоги игр показали, что корабль проекта 69 превосходит “Шарнхорст”, имеет преимущества над “Конго” на дистанциях боя менее 90 кабельтовых и уступает “Дюнкерку”, а также значительно превосходит по артиллерии “вашингтонские” крейсера, правда, уступая им в скорости.

В заключении комиссии указывалось, что корабль проекта 69 основным поставленным перед ним задачам отвечает, но для успешного преследования легких крейсеров ему явно не хватает скорости. Главный калибр (305 мм) по количеству орудий, скорострельности и дальнобойности соответствует задачам, но желательно увеличить боезапас, доведя его до 120 выстрелов на ствол. Противоминная же артиллерия (130 мм) недостаточна по количеству стволов для отражения атак эсминцев и мала по калибру для действия против крейсеров. Зенитное вооружение по количеству 100-мм орудий имеет ограниченные возможности, по 37-мм автоматам вполне достаточно. Дальность плавания 8000 миль (при скорости 17 узлов) даже излишняя. Комиссия также отметила, что действия тяжелого крейсера на удаленных коммуникациях, где его не смогут сопровождать эсминцы и прикрывать самолеты базовой авиации, будут сильно затруднены.

Предлагалось заменить 130-мм орудия на 152-мм, усилить бронирование и противоминную защиту за счет снижения дальности плавания и оставить без изменения скорость.

Поскольку В.А.Никитин как главный инженер ЦКБ отвечал за всю техническую политику конструкторского бюро и за все разрабатываемые проекты, в феврале 1939 года главным конструктором проекта 69 назначили Ф.Е.Бесполова, до того участвовавшего в проектировании сторожевых кораблей типа “Ураган”, лидеров типа “Ленинград” и “Минск”, эсминцев типа “Гневный”, линкоров типа “Б”, тяжелого крейсера проекта 22. Заместителями главного конструктора стали молодые инженеры Н.К.Горбатенко и Т.Л.Джеломанов.

При подготовке корректированного эскизного проекта 130-мм орудия заменили на 152-мм, усилили бронирование боевой рубки, башен главного и противоминного калибров, возросла и мощность генераторов электростанций. Незначительно увеличилась длина, ширина и высота борта и, как следствие, водоизмещение. Одновременно ЦКБ-17 выдало заказы предприятиям-смежникам на разработку технических проектов башен главного, противоминного и зенитного калибров, приборов управления стрельбой, оборудования артиллерийских погребов, механизмов подачи боеприпасов и других систем и механизмов.

Корректированный эскизный проект был рассмотрен Государственным Комитетом Обороны и утвержден его постановлением от 13 июля 1939 года. Однако в постановлении одновременно содержалось требование об усилении зенитного вооружения крейсера за счет увеличения числа 37-мм установок до семи.

Закладка
Пока конструкторы напряженно работали над документацией, на заводах-строителях ускоренными темпами развернулась подготовка к закладке кораблей. Строить тяжелые крейсера поручалось заводам № 194 имени А.Марти в Ленинграде (до ноября 1922 года — “Адмиралтейский завод”, ныне государственное предприятие “Адмиралтейские верфи”) и № 200 имени 61 Коммунара (до февраля 1930 года — “Руссуд”) в Николаеве.

Строительство тяжелых кораблей после двадцатилетнего перерыва было связано со многими проблемами. На заводе № 194 экстренно ремонтировали самый большой южный стапель, а на заводе № 200 специально для тяжелых крейсеров пришлось строить новый (стапель № 3). В Ленинграде, где создавался головной корабль, изготовили натурные макеты основных боевых постов, турбинного и котельного отделений, на стенде отрабатывался опытный котел.

Наряды на два тяжелых крейсера по чертежам проекта 69 были выданы заводам в марте 1939 года, а 30 ноября на заводе № 194 состоялась официальная закладка головного крейсера “Кронштадт”, получившего заводской номер “550”. Строительство возглавил С.М. Турунов. Несколько раньше, 5 ноября, на заводе № 200 заложили “Севастополь” (заводской № 1089, главный строитель Г.В.Бабенко). Срок сдачи кораблей установили в 1943 году.

За ходом работ следил лично И.В. Сталин, чем и объясняется такая спешка с их закладкой, важно было отрапортовать об этом генсеку.

Финал
После начала Великой Отечественной войны постановлением Государственного Комитета Обороны от 10 июля 1941 года строительство тяжелых крейсеров было приостановлено при технической готовности их около 12%. Все силы заводов были брошены на постройку легких кораблей, подводных лодок и катеров.

Летом и осенью первого года войны броневые конструкции крейсера “Кронштадт” использовались для строительства дотов. Корпус “Севастополя”, захваченный немецко-фашистскими войсками в августе 1941-го на стапеле, был во время оккупации частично разобран, а металл и броня вывезены в Германию. После окончания войны достройка крейсеров проекта 69 так и не возобновлялась. Отсутствовали башни главного калибра и главные механизмы. Да и опыт прошедшей войны показал, что достраивать тяжелые крейсера с морально устаревшим вооружением не имеет смысла. К тому же полным ходом, по-прежнему под пристальным наблюдением самого Сталина, шло проектирование его новых любимцев — тяжелых крейсеров проекта 82, которые должны были быть более совершенными по сравнению с проектом 69. Вносились различные предложения по достройке кораблей и в качестве тяжелых авианосцев на 76 самолетов, и в качестве баз китобойных флотилий, но все они по разным причинам были отклонены. В марте 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о разборке кораблей проекта 69 на металл. Опыт, накопленный при проектировании и постройке этих тяжелых крейсеров, использовался при создании новых, более современных кораблей.

Общая оценка проекта
В течение многих десятилетий в нашей военно-морской и технической литературе тяжелые крейсера типа “Кронштадт” (как и линкоры типа “Советский Союз”) представлялись не иначе как “сильнейшие в мире”. Это не полностью соответствовало действительности.

По мощности артиллерии главного калибра, бронированию и противоминной защите корабли проектов 69 и 69И действительно превосходили аналогичные корабли иностранных флотов. Однако они имели существенные недостатки.

“Кронштадт”, превосходя своего потенциального противника “Шарнхорста” по главному калибру, уступал ему в количестве стволов противоминной и зенитной артиллерии (8 152-мм и 8 100-мм против 12 150-мм и 14 105-мм). Да и само наличие на наших крупных кораблях, заложенных в конце 30-х годов, двух “средних” калибров — 152-мм противоминного и 100-мм зенитного можно считать серьезнейшим недостатком. Не имея достаточного опыта, советские конструкторы обращались за помощью к иностранным фирмам. Наибольшее содействие нам оказали итальянцы. “Итальянская школа” отразилась при выборе состава вооружения. Наши тяжелые корабли — как итальянские и немецкие — несли противоминную артиллерию и зенитную дальнего действия. Английские и американские линкоры, строившиеся со второй половины 30-х годов, имели по 16—20 универсальных орудий (127-мм у американцев и 133-мм у англичан) в спаренных установках. Французский “Дюнкерк”, который рассматривался как один из потенциальных противников “Кронштадта”, также вооружался 16 130-мм универсальными пушками. Об установке универсальной артиллерии на американских и английских кораблях знали и наши конструкторы и моряки. Более того, в 1937—1939 годах американская фирма “Гибс и Кокс” по заказу советской стороны выполнила несколько проработок линкоров. Они различались водоизмещением, размерениями, калибром главной артиллерии, но все имели 127-мм универсальные двухорудийные установки. Дебатировался вопрос об оснащении тяжелых кораблей универсальной артиллерией и в военно-морской академии. Как видим, победили в этих спорах сторонники итальянского и немецкого пути развития корабельной артиллерии. Это вело к увеличению номенклатуры приборов управления огнем и боевых постов.

В России накануне первой мировой войны на вооружении флота была принята превосходная скорострельная 130-мм пушка с длиной ствола в 55 калибров системы Обуховского завода. По своим баллистическим и массогабаритным характеристикам она считалась оптимальным средством борьбы с миноносцами и легкими крейсерами того времени и применялась на черноморских линкорах типа “Императрица Мария”, линейных крейсерах типа “Измаил” и легких крейсерах типа “Светлана”. К сожалению, Морские Силы РККА и по их заказу промышленность продолжали совершенствовать орудия этого калибра в 30-х годах лишь для стрельбы по морским и береговым целям. Только в конце 30-х начались работы над универсальной двухорудийной установкой Б-2-У, но к началу войны не был изготовлен даже опытный образец. Реально же универсальные 130-мм установки впервые появились на эсминцах “Неустрашимый” (проект 41} и “Спокойный” (проект 56) в начале 50-х годов, опоздав как минимум на 10 лет.

Отсюда следовал и другой важнейший недостаток тяжелых крейсеров — слабое зенитное вооружение. Новейший корабль, если бы он вступил в строй в 1944 году, имел бы столько же 100-мм пушек, сколько легкие крейсера типа “Чапаев” и даже устаревший “Красный Кавказ”. В итоге при отражении воздушных атак на курсовом угле 90° у наших крейсеров стреляли бы 4 100-мм пушки, а у американцев 8—10 127-мм. А как показал опыт войны, одно зенитное орудие, стреляющее снарядами с дистанционным взрывателем, эффективней батареи малокалиберных автоматов, имевших лишь снаряды с контактными взрывателями. Выходить в океан с таким зенитным вооружением без надежного авиационного прикрытия (по авианосцам у нас только еще начинались проектные проработки) было бы авантюрой, граничащей с самоубийством. Об этом указывалось в выводах комиссии С.П.Ставицкого по эскизному проекту в 1938 году.

Уступал “Кронштадт” своим потенциальным противникам и в бронировании. Броневой пояс у “Шарнхорста” имел толщину 350 мм, а у “Дюнкерка” — 241 мм (с углом наклона 12°). И это при том, что водоизмещение немецкого м французского кораблей было меньше. Об эффективности броневой защиты и ПМЗ крейсеров проекта 69 можно судить только по теоретическим расчетам. Эффективность защиты “Шарнхорста” была проверена в бою с превосходящими силами английского флота 26 декабря 1943 года. Он не потерял боеспособности после попадания около 30 152— 356-мм снарядов и 4 торпед. И только после расстрела с дистанции 9500 м 14-дюймовками линкора “Дьюк оф Йорк” и попадания еще около 10 торпед немецкий корабль затонул.

Серьезным недостатком было наличие одной боевой рубки и ограниченный обзор с ходового мостика. Желая получить наибольшие секторы обстрела орудий, конструкторы сильно заузили надстройку в носовой части. Командир, находясь на мостике, не мог наблюдать не только корму своего корабля, но и широкий сектор в кормовой части, что затрудняло управление кораблем в узостях и в гавани. С подобной же проблемой моряки столкнулись при вступлении в строй линкоров типа “Севастополь” в 1914 году. Тогда пришлось срочно пристраивать крылья к ходовому мостику.

И, наконец, скорость. В результате перегрузки (особенно в проекте 69И) она снизилась до 31 узла, а возможно, и ниже. По ТТЗ корабль должен был догонять “Шарнхорст” и уходить от линкоров. Если бы “Кронштадт” вступил в строй, он не мог бы догнать “Шарнхорст”, не говоря о уже тяжелых крейсерах, а новые американские линкоры вообще развивали 33 узла.

Следует упомянуть о серьезном факторе, долгие годы влиявшем на развитие нашего кораблестроения. Это “руководящая и направляющая роль” ЦК ВКП(б), а затем КПСС. И.В.Сталин считал себя знатоком во многих вопросах, в том числе и в строительстве военного флота. Зачастую он единолично, вопреки мнению моряков, определял, какие корабли и в каком количестве строить. Причем его слово было окончательным и не подлежало критике. Поэтому предвоенная и первые послевоенные программы военного судостроения были несбалансированными, недооценивалась роль авианосцев и авиации в морском бою. По прихоти “отца народов” СССР был единственной в мире страной, продолжавшей и после окончания второй мировой войны работы по созданию линкоров и тяжелых крейсеров. Сталин считал итальянские корабли достойными подражания, и итальянские фирмы оказывали нам техническую помощь в проектировании эсминцев, корпуса которых в условиях Северного флота ломались, и крейсеров, которые, обладая большой скоростью хода, имели слабое зенитное вооружение. Часто вождь единолично принимал решения даже по отдельным элементам кораблей. Именно он решил, что для тяжелых кораблей вполне достаточно 100-мм зенитной пушки (моряки предлагали 130-мм). Н.Г.Кузнецов вспоминал, как на просьбу усилить ПВО кораблей Сталин заявил, что “воевать будем не у берегов Америки”. Иногда он требовал от конструкторов и моряков невыполнимого, например, 35-узловую скорость для крейсеров проекта 82. Возразивший или поспоривший мог поплатиться головой, примеров тому множество. В таких условиях трудно обвинять конструкторов и моряков в том, что наши корабли имели серьезные недостатки.

Тактико-технические характеристики советских тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69)
Водоизмещение, т
• стандартное – 35.250
• полное – 41.540
Размеры, м
250,5 х 31,6 х 9,45
Энергетическая установка
3 ТЗА, 12 ПК, 201.000 л.с., 5450 т нефти
Скорость, уз – 33
Дальность плавания, миль – 8300 при 14,5 уз
Бронирование, мм
• главный пояс – 230
• траверзы – 330…260
• средняя палуба – 90
• нижняя палуба – 30
• башни ГК – 330
• барбеты ГК – 330
• рубка – 330
Вооружение
305-мм – 3 х 3, 152-мм – 4 х 2, 100-мм – 4 х 2, 37-мм – 7 х 4, 12,7-мм – 4 х 2, 1 катапульта, 2 гидросамолета
Экипаж, чел. – 1037