Корвет

Содержание

Когда экономия опасна для корабля: правда о фрегатах «Оливер Х. Перри»


Саван из морской пены — вот всё, что ожидало этот фрегат при встрече с противником.
На прошлой неделе мой уважаемый коллега перечислил преимущества «Оливера Перри» и возвел его в эталон морского оружия. По всему выходило, что многие идеи, реализованные при создании «Перри», необходимо использовать при постройке отечественных боевых кораблей.
Но настолько ли полезными были те идеи?

И будет ли польза от корабля, спроектированного с оглядкой на зарубежный фрегат из прошлой эпохи?

Нужно перестать видеть в «Перри» простой, дешевый и поэтому массовый корабль.
Он стал массовым не потому, что был дешевым. И был дешевым не оттого, что планировался стать массовым. Логика, основанная на отечественных примерах, в случае «Перри» не работает.
Серийное строительство фрегатов (51 для ВМС США) велось в период 1977-1989 гг. За аналогичное время флот пополнился… 53 боевыми кораблями классов «крейсер» и «эсминец»!
31 «Спрюэнс» и 14 «Тикондерог» — до 1989 г. включительно. Плюс «белые слоны», волею случая оказавшиеся под полосатым флагом эсминцы «Кидд», сильнейшие в своем классе. И hi-end «экзотика» — четыре атомных крейсера «Вирджиния».

Отличить «Кидд» от «Спрюэнса» под силу лишь моделистам. Третий представитель семейства, крейсер УРО «Тикондерога», был унифицирован с эсминцами по большинству систем
Вот и вся правда о простых и дешевых «рабочих лошадках». Если бы основная часть ВМС действительно состояла из 4200-тонных кораблей упрощенной конструкции, спроектированных по методам «Оливера Перри», такой флот оказался бы ни на что не годен.
Помимо 53 крейсеров и эсминцев новых проектов, в составе ВМС США находились свыше 20 ракетных крейсеров, ракетных эсминцев «Кунц»/»Фэрэгат» и другой серьезной техники прошлых десятилетий. По состоянию на середину — конец 80-х число крупных боевых кораблей по факту превышало число «дешевых и массовых» фрегатов.
Подобно тому, как в наше время число построенных «Берков» вчетверо превышает число меньших по размерам LCS.
Фрегаты «Перри» выходили дешевыми оттого, что собирались выполнять ограниченный круг задач, за спинами своих коллег, старших по рангу. А было их построено 51, потому что янки посчитали нужным именно такое количество вспомогательных кораблей.
За численными рекордами и массовостью никто не гнался.

Выбор «Перри» на роль эталона при проектировании будущих российских кораблей не может вызвать ничего, кроме улыбки

С учетом роли и назначения проекта дальнейшие вопросы к технической стороне корабля отпадают. Вынужденные компромиссы в его конструкции не стали неожиданностью для заказчика.
При заданном водоизмещении на технологическом заделе 70-х годов фрегат был обязан уступать по боевым возможностям крейсерам и эсминцам.
Облик «Перри» выбирался никаким не компьютером, а живыми людьми. В своих представлениях о фрегате как об одновальном корабле с острым клиперским носом, простыми рублеными формами надстройки и транцевой кормой при водоизмещении ок. 4000 тонн создатели «Перри» ориентировались на его предшественников — противолодочные фрегаты типа «Нокс». Учитывая эти предпочтения, компьютер рассчитал точные размерения и помог выбрать оптимальную схему расположения отсеков и механизмов. Но тренды задавали сами люди с оглядкой на существующие проекты похожих размеров.


«Перри» и «Нокс»
Предшественники, «Ноксы», создавались для сопровождения конвоев в третьей мировой войне. Где единственным противником на трансатлантических маршрутах могли стать только советские подлодки.
При водоизмещении 4000 тонн фрегат «Нокс» вполне соответствовал своему назначению С учетом объемов и сложности предстоящей работы это был весьма дорогостоящий корабль, несущий самые изощренные средства ПЛО того времени.
Ничего другого «Нокс» делать не умел, и до конца своих дней ничему так и не научился.
Что касается «Перри», то его создатели использовали корпус, аналогичный по размерам «Ноксу», для создания корабля для несения повседневной службы в условиях холодной войны, которому предстояло заходить в зоны локальных конфликтов, где каждый обнаруженный катер и самолет мог оказаться носителем противокорабельной ракеты. Где могли выстрелить с берега. Где в любой момент мог вспыхнуть бой с «москитными силами» непредсказуемого противника (который еще утром считался союзником). Где от корабля могло требоваться оказание артиллерийской поддержки силам на берегу. Или молниеносный удар в палубу вражеского корвета, с помощью ЗУР с отключенным бесконтактным взрывателем.
Янки посчитали приемлемым для этих целей фрегат с примитивным двухкоординатным радаром и одноканальным ЗРК. При отсутствии полноценных средств противодействия и РЭБ.
Ко всему прочему, фрегат был оснащен единственным «Фаланксом», прикрывающем кормовые углы, т. е., на языке специалистов, имел незамкнутый контур ПВО.
С учетом «однорукой» пусковой установки и принятого расхода двух ракет на одну цель фрегат имел все шансы не пережить встречу даже с парой самолетов противника. Впрочем, как и любой другой корабль его размеров, построенный по технологиям 1960-1970-х гг.
Заказчик получил именно такой фрегат, какой требовался ВМС: вспомогательная единица второго или даже третьего ранга, на которую было жаль потратить лишний цент.
Безопасность «Перри» гарантировалась отнюдь не силой его оружия или выучкой экипажа. Перефразируем советского командира, гордо ответившего на провокационные призывы натовских кораблей:
— Вы идете опасным крусом.
— Наша безопасность обеспечивается флагом Советского Союза!
Раздолбать «Перри» было делом нетрудным. Трудно потом выживать под санкциями. Впрочем, однажды эта логика себя не оправдала.

Последствия атаки на «Старк» не содержат сенсационного подтекста

Такой корабль не мог утонуть от попаданий пары «Экзосетов», все повреждения пришлись выше ватерлинии. С пожаром, возникшим от двигателя застрявшей в надстройке ПКР, эффективно справился взрыв второго «Экзосета». Что, как ни парадоксально это звучит, даже облегчило положение фрегата.
В отличие от «Шеффилда», получившего повреждения на краю земли, «Старк» находился вблизи американской базы в Бахрейне, куда и был приведен на следующий день.
Что касается общей оценки живучести, то фрегаты «Перри» получили традиционную для того времени надстройку из пожароопасных алюминиево-магниевых сплавов. Впоследствии это решение было признано неприемлемым, и таких кораблей уже давно не строят.
Одновальная конструкция ГЭУ — очередной компромисс. Создатели «Перри» посчитали такое решение оправданным для второсортной 2-ранговой единицы.

Утверждение моего коллеги об отсутствии влияния на живучесть при применении одно- или двухвальной схемы ГЭУ противоречит здравому смыслу. Интересно, каким образом был проанализирован опыт применения одновальных кораблей в годы ВМВ, если боевых кораблей основных классов с одновальной ГЭУ просто не существовало.
Даже самые маленькие эсминцы того времени при водоизмещении ок. 2000 тонн оснащались двухвальной силовой установкой.
Разумеется, двухвальная ГЭУ радикально повышала живучесть. Случаев боевых повреждений гребного винта на одном валу или разрушения машинных отделений одного борта великое множество. При этом корабли сохраняли возможность дать ход. Пример — второй поход в Феодосию крейсера «Красный Кавказ».

Стоит ли искать смысл там, где его нет?

Фрегат типа «Оливер Перри» был запрограммирован на поражение. Вопрос заключался лишь в готовности дать ему бой. Как показало время, никто из его противников не имел решимости (или необходимости) атаковать маленькие корабли. Уникальный инцидент со «Старком» так и остался загадкой истории. Кто и с какой целью отдал безумный приказ?
Помимо компромиссов, конструкция «Перри» содержала и положительные элементы. Среди них комплекс технических средств под аббревиатурой LAMPS, позволивший связать воедино все противолодочные средства фрегата, включая поисковые и прицельные системы на борту вертолетов. Критикуя «Перри», нельзя забывать о научно-техническом уровне страны, в которой был создан тот корабль.

Неустранимым врожденным недостатком «Оливера Перри» была посредственная мореходность. В свежую погоду при продольной качке носовая часть фрегата показывалась из воды, после чего следовал страшный удар (днищевой слеминг). Помимо потери работоспособности гидролокационных средств, постоянные удары разрушали и без того не прочную конструкцию, вызывая многометровые трещины в надстройке.
Это никак не было связано с размерами «Перри»; он, как и любой корабль, был мал только на бумаге. Причиной слеминга было слишком большое удлинение корпуса (9,7), позволявшее обойтись меньшей мощностью ГЭУ на полном ходу. И, вероятно, ошибки при проектировании обводов.
Видимо, компьютер при расчетах чего-то не учел.

Размеры корабля водоизмещением ок. 4000 тонн в сравнении с человеком. На иллюстрации: моряки смывают карабкающихся по якорной цепи активистов-пацифистов. Дело происходит в Дании, на американской базе их бы пристрелили
В начале нового века «Перри» подвергнулись обширной модернизации: с их палуб демонтировался «однорукий бандит», а на его месте приваривалась заплата. Оставшись без ракетного оружия, они начали постепенно выводиться из состава флота.
Если двадцать лет назад списанные «Перри» были желанным подарком для стран-союзников США, то в наши дни они не вызывают интереса даже у них. Современные корабли уже давно имеют другой облик и строятся по другим стандартам.

Фрегат типа «Оливер Перри» и эсминец типа «Спрюэнс»

Корвет

У этого термина существуют и другие значения, см. Корвет (значения). Аверс монеты в 2 евроцента (Греция) с изображением корвета времён войны за независимость Греции

Корве́т — класс боевых надводных военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз (ВМБ).

Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (ВМБ, порта и т. п.). Слово «корвет» предположительно происходит от термина лат. corbita — разновидность римского торгового корабля, который в свою очередь образован от лат. corbis — «корзина».

История

Название класса: «корвет», происходит из системы классификации французского флота. В Королевском военно-морском флоте Великобритании до 1830-х гг., класс «корвет» не вводился, а подобные лёгкие корабли относились к классу: «шлюп» (англ. sloop-of-war).

В эпоху парусного флота корветом называли трёхмачтовый военный корабль XVII—XIX вв. с прямым парусным вооружением, имевший на вооружении 18—30 орудий малого и среднего калибра, размещенных только на верхней палубе (открыто), и используемый для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 т и больше.

Корвет (парусный) — в XVIII—XIX вв. трёхмачтовый боевой корабль водоизмещением 400—600 т., несущий полное прямое парусное вооружение, и до 32 орудий. Предназначался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий.

В составе Российского императорского флота суда класса «корвет» состояли в конце XVIII — начале XIX вв. Парусные корветы строились до середины XIX в.

Парусный корвет, в системах классификации боевых кораблей всех флотов, по водоизмещению (размерениям и себестоимости постройки), боевому потенциалу (составу артиллерийского вооружения и району плавания) — занимал промежуточное положение между парусным фрегатом и бригом.

В 1840-х гг. для ВМФ Франции и Англии начали строить парусно-паровые колёсные корветы с полным парусным вооружением и колёсным движителем приводимым в действие паровым двигателем.

В апреле 1853 года, накануне Крымской войны(1853—1856 гг.) состоялось Высочайшее Повеление Русского Императора: «о том, что ввиду применения винтовых кораблей во флотах Англии и Франции, других, как с винтовым двигателем, в России не закладывать».

После окончания Крымской войны(1853—1856 гг.) на смену парусным корветам повсеместно пришли парусно паровые корветы.

В конце 1860-х гг., повсеместно, на смену парусно-колёсным корветам пришли парусно-винтовые корветы.

Французский паровой корвет Dupleix (1856—1887)

В 1876 г. в Англии были заложены серийные парусно-винтовые корветы (англ. «steam corvettes») типа «Comus», которые впервые в мире, в своём классе несли бронепалубную систему защиты и явились первыми британскими кораблями водоизмещением менее 3000 тонн, с металлическим корпусом и полным парусным вооружением; в начале 1880-х гг., в системе ВМФ Англии, были отнесены к классу: «крейсер», в подклассе: «крейсера 2-го класса», а с 1888 г. отнесены к подклассу: «крейсер 3 класса» (англ. «third-class cruisers»).

В частности, парусно-винтовые корветы, наряду с парусно-винтовыми клиперами, составили основу крейсерских сил Русского флота и с 1892 года, в соответствии с утверждением новой классификации кораблей — были отнесены к классу: «крейсер», в подклассе: «крейсер II ранга, или крейсер 3-го класса» .

Вплоть до 1907 г. (до утверждения очередной новой классификации боевых кораблей в системе ВМФ Российской Империи), очевидным наследием ушедшей парусной эпохи являлось традиционное разделение крейсеров по водоизмещению на две ветви — «фрегатского» и «корветского» рангов.

Современные корветы

HMS Bugloss — корвет типа «Флауэр» времен Второй мировой войныHMS Helsingborg — корвет типа «Висбю», построенный с применением стелс-технологий«Стерегущий» — головной корвет проекта 20380

Корветы как класс появились в результате расширения возможностей наиболее крупных представителей класса боевых катеров, которые стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 1970-х гг. подразделялись на ракетные и противолодочные, то катера конца 1980-х гг. получили кроме ракет опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В середине 1990-х гг. их вооружение дополнили лёгким вертолётом (в настоящее время беспилотными) для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120—150 км. В результате водоизмещение таких катеров доросло до 1200—1500 т, и эти корабли в некоторых флотах стали называть корветами.

В настоящее время корветами считаются эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. Водоизмещение — 500—1600 т, скорость — 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение — артиллерийские установки калибра 76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками. Самые массовые корветы Второй мировой войны — корветы типа «Флауэр».

В ВМФ СССР класс корветов не выделялся: с позиции советской классификации корветы соответствуют подклассу противолодочных кораблей – сторожевым кораблям (ближней зоны, в отличие от фрегата — сторожевого корабля дальней зоны). Российские боевые корабли проекта 20380 (тип «Стерегущий») с позиции новейшей российской классификации уже официально отнесены к классу многоцелевых кораблей и подклассу корветов. В классификации НАТО к классу корветов отнесены советские (российские) малые противолодочные корабли и малые ракетные корабли (противолодочный и ракетный корветы соответственно). Также к ракетным корветам относят большие ракетные катера (например ракетные катера проекта 1241/1241.1).

Во флотах других государств также применяется термин корвета для классификации военных кораблей: итал. сorvetta в Италии, исп. сorbeta в Аргентине, Испании и Доминиканской республике, порт. corveta в Бразилии.

См. также

  • Эскадренный миноносец
  • Противолодочный корабль
  • Охотник за подводными лодками
  • Littoral combat ship
  • Корветтен-капитан, de:Korvettenkapitän — аналог капитана 3 ранга в немецкоязычных странах

Примечания

  1. Снисаренко А. Б. Стасим пятый. Нептун // Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей. — Л.: Судостроение, 1990. — 416 с. — 104 000 экз. — ISBN 5-7355-0308-1.
  2. Корвет // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Г. А. Аммон. Морские памятные даты. Москва. Военное издательство. 1987 г. стр.375
  4. Р. М. Мельников. Крейсер «Очаков». Ленинград. судостроение. 1986 г. стр.11
  5. Р. М. Мельников. Крейсер «Очаков». Ленинград. судостроение. 1986 г. стр.9
  6. Журнал: «Гангут» 1993 г., выпуск № 5, стр. 14
  7. Чернышёв, 2002, с. 31—43.
  8. Корветы. «Военная Россия». Дата обращения 21 апреля 2015.
  9. А. Б. Широкорад, 2007, с. 133—140, 325—329, 397.
  10. Р. М. Мельников. Крейсер «Очаков». Ленинград. судостроение. 1986 г. стр.18
  11. navy_korabel. Классификация кораблей ВМФ РФ: ключ к пониманию. Флот открытого океана: третья попытка (28 сентября 2013). Дата обращения 7 июля 2019.

Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Вече, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.

Ссылки

  • Сергей Сокут. Корветы вместо крейсеров. Независимое военное обозрение, 28 декабря 2001. (Проверено 2 августа 2016) — Новые российские корветы проекта 20380.
Типы парусных судов
Древний Восток
Древняя Греция Гексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера
Древний Рим
Средиземное море
Северная Европа Гукор • Драккар • Кнорр • Когг • Струг • Ладья • Фламандская каракка • Ушкуй • Шнека
Ближний Восток Багала • Бум • Гей-бао • Зарука • Доу
Новый Свет Каяк • Пирога
Дальний Восток
Линия баталии
Вспомогательные Бомбардирский корабль • Бомбардирский катер • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот • Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта
Парусно-гребные Акат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Кирлангич • Кочерма • Лансон • Пинас • Пинк • Скампавея • Турума • Шебека • Шкут
Торговые и грузовые суда Аак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Барка Женевского озера • Баркентина • Байдак • Бригантина • Билландер • Габара • Галеон • Йект • Карбас • Коф • Коч • Краер • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Требака • Тьялк • Фелука • Флейт • Чектырме • Шаланда • Шмак • Шхуна
Промысловые Гукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Куренас •Рыбница • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна
Парусные Бостонский китобоец • Винджаммер • Клипер • Лорча (Бедар • Пинас)
Парусно-паровые
Промысловые
Яхты и прочие

Разница между фрегатом и корветом

На вооружении морского флота есть много разновидностей военных кораблей. Они различаются своим назначением, конструкционными особенностями, мореходными качествами. Рассмотрим подробней два образца военно-морской техники, а точнее, поговорим о том, чем отличается фрегат от корвета.

Определение

Фрегат – военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой (двумя орудийными палубами) судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.

Фрегат

Корвет также относится к военным кораблям. Он имеет свои технические характеристики, оборудование и назначение. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.

Корвет к содержанию

Сравнение

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Реклама

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.

Таблица

Фрегат Корвет
Большие размеры Меньшие размеры
Водоизмещение больше Водоизмещение меньше
Мощное оборудование и военное обеспечение Оборудование и боеприпасы меньшей мощности
Действует в дальней морской зоне, в океане Действует в территориальных водах
Назначение – эскортирование, разведка, патрулирование Назначение – патрулирование, связь, разведка

Все об оружии

Фрегат и эсминец — два очень близких по размерам и характеристикам типа кораблей, однако существенная разница заключается в их возможностях и предназначении.

С уходом эры парусных кораблей, фрегаты, как класс был забыт на долгое время. Тогда же возник класс эсминцев

Эсминец проекта 956. Источник: goodfon.

ru ЭТО ИНТЕРЕСНО: эсминец или эскадренный миноносец называется так лишь потому, что в дореволюционной России торпеды назывались «самодвижущимися минами», а именно торпедное вооружение было основным для этого типа кораблей. На западе нашим эсминцам соответствует класс «destroyer» или «torpedo destroyer» — торпедный разрушитель.

В разное время габариты эсминцев сильно менялись. Так, к примеру, в годы Первой Мировой войны, эсминцами считались суда водоизмещением до 2000 тонн, а в наши дни от 5000 до 6500 тонн.

Хотя, в разных странах классификация может различаться. Так, к примеру, японцы считают эсминцами корабли водоизмещением до 10000 тонн.

Фрегат проекта 22350. Источник: wrk.ru

Эсминцы — не самостоятельные суда. Они всегда действуют в составе эскадры, а их вооружение включает: системы ПВО, пусковые установки ракет, торпедные аппараты, иногда автоматические пушки.

Фрегаты же вернулись в составы флотов лишь с началом развития ракетного вооружения. Ведущим странам потребовался класс кораблей, с схожими с эсминцами габаритами, но более легким вооружением. Такая необходимость была вызвана высокой стоимостью эсминцев.

Водоизмещение фрегатов варьируется от 5 до 6 тысяч тонн. Из вооружения у них имеются лишь ПВО и средства борьбы с подводными лодками противника. Возможностей для атаки надводных кораблей или поддержки сил на суше у них нет. Также у обоих классов судов чаще всего имеется вертолетная площадка.

Если подытожить все вышесказанное то: фрегат и эсминец близки по размерам. Эсминец обладает более широким спектром вооружения и, как следствие, универсален, когда как фрегат «заточен» под уничтожение авиации и подводных лодок.

Корветы вместо крейсеров


Корвет — класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах. Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.
Перед вами — короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр. 20385 (Россия)
В строю — 4. Строятся — 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План — 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания — 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
— три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
— восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
— малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
— универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
— посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
— противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.
«Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).
Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) — лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.
Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» — предвестники нового облика ВМФ России.
Корвет «Бойкий», на месте ЗРАК «Кортик» видны пусковые ячейки ЗРК «Редут». На заднем плане — его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124

Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)
В строю — 5 единиц.

Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.
Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания — 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника. Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.
«Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).
Корветы «Тип 056» (Китай)
Построено — 23 единицы. Строятся — 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. — 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.
Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить — их очень много.

Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)
Построено 5 единиц.
Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.
Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.
В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь — комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).
Литторальный боевой корабль LCS (США)
В строю — 4 единицы. Строятся — 7. В планах — 20 кораблей LCS.
Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар. Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров — от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).
USS Freedom (LCS-1)
LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам — каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.
Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем — от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).
Передача топлива с авианосца «Карл Винсон» на литторальный боевой корабль «Фридом»

Проект 20386: российский корвет современного образца

Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль — корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на торжественность обстановки, это событие в среде военных экспертов было встречено неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Корвет «Дерзкий»

Причина такого положения дел коренится глубоко в недрах Министерства Обороны и Главного Морского Штаба ВМФ РФ. Ни в первом, ни во втором ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли и нужны ли новые проекты кораблей, реализация которых под вопросом?

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

Проект 20386. Схема

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

К примеру, в ВМС США знаменитые эсминцы класса «Оливер Перри» были построены в количестве 71 единиц. Не отстают от американцев и китайцы, которые сумели за 10 лет построить почти два десятка корветов типа 056. Всего китайцы планируют построить для нужд собственного военного флота 60-80 кораблей подобного класса.

Несмотря на все перипетии вокруг нового российского корвета, Министерство обороны РФ еще в апреле 2014 года подписало контракт с Центральным МПКБ «Алмаз» на выполнение опытно-конструкторских работ.

Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.

Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО — систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400. Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах. Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

Строительство

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Макет корвета «Дерзкий»

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий», у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Вооружение проекта 20386

Новые российские корветы будут значительно усилены стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета 20386, уже можно сейчас говорить о том, что корабль стал на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части корвета 20386 стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка, причем ее башня также выполнена по технологии «Стелс».

Корвет проекта 20386 в разрезе

В основной надстройке спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля — ПРК «Уран». На верхней части надстройки по обоим бортам установлены две артустановки АК-306, обеспечивающие ближнее прикрытие корабля. Во внутренних ангарах корпуса размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С таким набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разнообразные боевые задачи. Он может действовать как самостоятельно в качестве патрульного, так и в составе соединения кораблей.

Корвет оснащен также разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого, на судне предполагается наличие беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы значительно усилят боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства подавления навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британскими кораблями типа «Zumwalt» и «Daring».

Однако такое сравнение не в полной мере выглядит некорректным. Несоизмерима стоимость строительства одного американского или британского эсминца с ценой постройки российского корабля, поскольку зарубежные проекты требуют поистине колоссального ассигнования. Да и тактико-технические характеристики иностранных судов разительно отличаются от параметров, которыми обладают отечественные корветы проекта 20386.

Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. В частности, нельзя сбрасывать со счетов идею оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

Корветы проекта 22380

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Планы Высшего военно-морского руководства, озвученные во время закладки головного корабля проекта 20386, звучат оптимистично. Первый корабль планируется сдать флоту в 2021 году. Серийное строительство пока ориентировано на постройку 10 кораблей этого проекта. Общая стоимость контракта оценивается в 20 млрд. рублей. Сумеет ли корвет «Дерзкий» занять достойное место в боевых порядках отечественного флота — покажет время!

Автор статьи: Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Французский паровой корвет кораблей предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз.

В эпоху парусного флота:

  1. Трёхмачтовый военный корабль XVII—XIX вв. с прямым парусным вооружением, имел на вооружении 18 — 30 орудий малого и среднего калибра размещенных только на верхней палубе, использовался для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 тонн и больше. В 40-х гг. XIX в. появились колёсные, а в конце 60-х гг. — парусно-винтовые корветы.

В период Второй мировой войны и по настоящее время:

  1. Эскортный корабль специальной постройки, появившийся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. Водоизмещение 500—1600 тонн, скорость 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра 76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками. Самые массовые корветы Второй мировой войны — корветы типа «Флауэр».

Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.). Корветы как класс, появились в результате расширения возможностей боевых катеров, которые явились многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 70-х подразделялись на ракетные и противолодочные, то катера конца 80-х получили кроме ракет, опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В середине 90-х вооружение дополнили лёгким вертолётом для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120—150 километров. В результате водоизмещение таких «катеров» доросло до 1200—1500 тонн и эти корабли в некоторых флотах, стали называть «корветами».

В советском ВМФ класс «корвет» не выделялся. Однако, с позиции Советской и Российской классификации, класс «корвет» соответствует классу «сторожевой корабль».

Во флотах ряда государств, класс «Корвет» официально определяется следующими классификационными терминами: Италия (Corvette); Аргентина, Испания, Доминиканская республика (Corbetas); Бразилия (Corvetas); Гана, Индонезия, Иран, Исландия, Ливия, ОАР (Corvettes);

С позиции классификации НАТО к классу «корвет» отнесены: Советские (Российские) «малые противолодочные корабли (МПК)» и «малые ракетные корабли (МРК)».

Российские боевые корабли проекта 20380 (тип «Стерегущий») с позиции новейшей Российской классификации, вероятно уже официально отнесены к классу «корвет».

  • Корветы вместо крейсеров. Новые российские корветы проекта 20380.
  • — На ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялся сбор руководящего состава флотов ВМФ РФ, на котором был рассмотрен ход строительства и испытаний головного корвета «Стерегущий» проекта 20380.
  • Фрегат
  • Шлюп (парусный боевой корабль)
  • Малый противолодочный корабль
  • Эскадренный миноносец
  • Противолодочный корабль
  • Охотник за подводными лодками
  • Корветы проекта 20380

Корвет на Викискладе

Типы парусных судов

Древний Восток

Египетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская бирема

Древняя Греция

Гексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера

Древний Рим

Актуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • Унирема

Средиземное море

Барбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Неф • Чайка

Северная Европа

Гукор • Драккар • Кнорр • Когг • Ладья • Фламандская каракка • Шнека

Ближний Восток

Бум • Гей-бао • Зарука • Доу

Новый Свет

Каяк • Пирога

Дальний Восток

Гуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • Проа

Линия баталии

Линейный корабль • Фрегат

Вспомогательные

Бомбардирский корабль • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот• Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта

Парусно-гребные

Акат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Пинас • Пинк • Скампавея • Шебека • Шхоут

Торговые и грузовые суда

Аак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Бригантина • Билландер • Габара • Йект • Карбас • Коф • Коч • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Трабакколо • Тьялк • Фелука • Флейт • Шаланда • Шмак • Шхуна

Промысловые

Гукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна

Век пара

Парусные

Бостонский китобоец • Винджаммер • Клипер •

Парусно-паровые

Броненосец • Клипер • Пароходофрегат

Промысловые

Китобойное судно

Яхты и прочие

Крейсерская яхта • Катамаран • Тримаран • Пентамаран • Динариг

«Громкие» дебюты: какие корветы получит ВМФ России в ближайшие годы

В Японском море начались заводские испытания сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Громкий». Как сообщает Минобороны РФ, моряки должны проверить «надёжность и работоспособность в различных условиях систем и оборудования корвета». Планируется, что до конца этого года корабль войдёт в состав Тихоокеанского флота (ТОФ).

«Громкий» был заложен 20 апреля 2012 года на ОАО «Амурский судостроительный завод». На воду он был спущен в июле 2017-го. В конце прошлого года экипаж корвета завершил обучение в Объединённом центре ВМФ в Санкт-Петербурге и прошёл стажировку на однотипном корабле ТОФ «Совершенный». В июне этого года моряки приступили к освоению систем корабля.

«Корвет «Громкий» предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе десантных операций на море. Корпус корабля выполнен с использованием технологии «стелс», — уточняет Минобороны РФ.

  • Корвет «Громкий» на причале
  • © Wikimedia

Разработчикам «Громкого» удалось значительно снизить радиолокационную заметность судна, превратив его в корабль-«невидимку». Подобный эффект был достигнут за счёт применения трудногорючих стеклопластиков и особой геометрии корпуса и надстройки.

Полное водоизмещение корабля составляет 2,2 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, скорость полного хода — до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3,5 тыс. миль (6,4 тыс. км), автономность — 15 суток.

От «Стерегущего» до «Проворного»

В настоящее время в состав ВМФ входит пять кораблей проекта 20380. «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» несут вахту на Балтийском флоте, а «Совершенный» в 2017 году был передан ТОФ.

В процессе строительства находится ещё четыре корабля. «Ретивый» и «Строгий» создаются для Балтийского флота, «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий» — для Тихоокеанского. Корабли проекта 20380 — детище Центрального морского конструкторским бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).

Также по теме От «стратегов» до корветов: какие корабли получит ВМФ России в ближайшие годы 29 июля в России отмечается День Военно-морского флота. На отечественных предприятиях строится целый ряд новых кораблей, которые…

В арсенал корабля проекта 20380 входят противокорабельные ракеты Х-35 «Уран» дальностью до 260 км, торпедный комплекс «Пакет-НК», зенитный комплекс «Редут», 30-миллиметровые артиллерийские установки АК-630М-06, 100-миллиметровая пушка А-190, противодиверсионные гранатомёты ДП-64 «Непрядва».

Конструкция корветов предусматривает возможность посадки и размещения противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. Площадка и ангар для винтокрылой машины расположены на корме.

Корабли проекта 20380 оснащены современным бортовым оборудованием — радиолокационными станциями («Пал-Н», «Фуркэ-2», «Монумент-А»), гидроакустическими комплексами («Заря-2», «Минотавр-М»), средствами радиоэлектронной борьбы (станция постановки помех ТК-25, снаряды радиоэлектронного подавления ПК-10) и системами управления артиллерийским огнём (5П-10-02 «Пума»).

Как заявил в беседе с RT заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике, доктор военных наук Константин Сивков, корветы ЦМКБ «Алмаз» предназначены для выполнения задач на «закрытых морских театрах».

«Может возникнуть вопрос: почему эти корабли не вооружены знаменитыми «Калибрами» разработки ОКБ «Новатор»? На самом деле это нормальная ситуация. Во-первых, они строятся по проекту, который изначально не предполагал размещение подобного оружия. Во-вторых, для выполнения своих задач им достаточно «Урана», современного торпедного и артиллерийского вооружения, хотя в будущем корветы всё равно будут оснащаться «Калибрами», — пояснил Сивков.

  • Корвет «Совершенный»
  • РИА Новости

В марте в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный», которые будут вооружены как «Уранами», так и «Калибрами».

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал Авакянц.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Также по теме «Большой задел»: почему разработки 1980-х годов снова актуальны для российской авиации и флота Россия продлит срок службы старых «Русланов» и начнёт разработку собственного супертяжёлого транспортного самолёта в качестве замены…

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

  • Макет перспективного корвета 20386
  • © Модель корвета 20386

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.