Комсомольск на амуре дземги

1201-й объект 12-го Главного управления Министерства обороны (в/ч 52015)

Войсковая часть 52015 относится к РВСН Селихинского гарнизона и дислоцируется в закрытом военном городке Парин (Комсомольск-на-Амуре) Хабаровского края. Подразделение было создано в 1961 году, в настоящее время подчиняется 12 ГУМО Российской Федерации.

Впечатления очевидцев

Нагрудный знак войсковой части 52015

Закрытый военный городок «Парин» больше известен как Комсомольск-на-Амуре-31. Особенности данного военного объекта в том, что он обособлен от остального населенного пункта, имеет систему пропусков, а роль органов местного самоуправления выполняет начальник гарнизона либо командир части.
Из особенностей службы в в/ч 52015 отмечают сложность маршрута для визитеров, разницу во времени с Москвой и сильные морозы Хабаровского края. В связи с последним моментом большое количество военнослужащих болеют. Госпиталь находится на территории части, при осложнениях бойцов могут отправить в 320-й военный госпиталь.
Проживают военнослужащие в благоустроенных кубриковых казармах, с общей (на два блока) душевой и санузлом. Кубрики рассчитаны на 4-6 человек. Также в казарме находится комната отдыха и библиотека. На территории гарнизона расположены солдатская и офицерская столовые, чайная-чипок, банно-прачечный комбинат, кабинет психолога, военный госпиталь, спортзал в одном помещении с классами для учебных занятий и плац. Организацией питания военнослужащих занимается компания «Славянка», а приготовлением пищи – гражданские лица.
Несмотря на то, что в наряды по кухне и уборке территории служащие части не заступают, но в субботу проводится традиционный ПХД (парко-хозяйственный день), включающий облагораживание территории части и генеральную уборку кубриков.

Нарукавная эмблема 12-го Главного управления МО РФ

Как и на территории других подразделений РВСН, в в/ч 52015 имеются действующие ракетные установки «Тополь-М», несколько установок РЭБ и командный пункт, на котором ракетчики посменно несут боевое дежурство. Тренинг, моделирующий поведение солдата в боевой ситуации на тренажере (полностью воспроизведенная обстановка пункта запуска ракет) проводится еженедельно для личного и офицерского состава.
Боевое дежурство в таком подразделении, как воинская часть 52015, длится шесть часов. На протяжении этого времени командиры или главное управление сообщает наводчикам координаты для отслеживания оружия воздушного нападения. Также солдаты налаживают параметры пуска ракет. В закрытом военном городке «Парин» проводятся ежемесячные проверки 12 ГУМО. По этой причине, а также ввиду ежедневного медицинского и телесного осмотра солдат, неуставные отношения и дедовщина отсутствуют. Кроме этого, по всему периметру гарнизона и казарм установлено видеонаблюдение.
Присягу новобранцы в/ч 52015 принимают в воскресенье, в 10.00. На данное мероприятие пускают не всех, а только родителей и официальных жен бойцов. На КПП (лучше прибыть к 9.00) проверяют паспорта и свидетельства о браке. Для посещения территории Парина необходимо оформлять временный пропуск.
Поскольку Хабаровский край является пограничной зоной между Россией и Китаем сделать это можно:

  • Заполнив заявку на «Едином портале государственных услуг»;
  • Обратиться в администрацию Комсомольска-на-Амуре;
  • Обратиться в пограничное управление ФСБ в Хабаровском крае.

На территории воинской части

Все способы оформления пропуска занимают достаточно много времени. Распространенной практикой является передача солдату в/ч 51015 данных о визитерах. Разовый пропуск (действителен трое суток) выдает командир части. В пропуске указывается дата въезда и выезда.
После предъявления пропуска родственников записывают на КПП (ФИО, паспортные данные, к кому прибыли) и пропускают на территорию части. После присяги увольнительные разрешены только до 20.00, с ночевкой новобранцев не отпускают. Лицам, которые не относятся к родственникам, увидится с солдатом можно только на КПП, с 14.00 до 16.00 по выходным.
По поводу мобильной связи сообщают, что из-за секретности подразделения мобильными телефонами можно пользоваться только по воскресеньям и праздничным дням. Звонки солдаты осуществляют с 16.00 до 18.00. Из операторов связи работает Мегафон, с МТС бывают перебои из-за установок РЭБ. По этой же причине на территории в/ч 52015 не работает Билайн.
Денежное довольствие военнослужащие получают на карту Сбербанка России. Банкомат имеется на КПП. Пополнить карту Сбербанка можно следующими способами:

  • Через терминал самообслуживания. Нужно вставить карту отправителя, набрать пин-код и выбрать опцию «Зачисление средств на счет», ввести сумму и номер карты. Вставить купюры.
  • Через онлайн-систему. В личном кабинете выбрать опцию «Перевод средств», ввести сумму и номер карты получателя.
  • Через кассу. Нужны паспортные данные отправителя и номер его карты. Также указывается данные получателя, номер его карты и сумма перевода.

Информация для мамы

Посылки и письма

Адрес части: 681031, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре-31, войсковая часть 52015, ФИО солдата, литера подразделения (уточнить у него). Ввиду секретности подразделения письма от родственников и родственникам могут просматриваться.
Адрес почтового отделения: 681031, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре-31, ул. Прудная, 10. Отделение работает с 10.00 до 18.00 кроме воскресенья и понедельника. Список предметов, разрешенных для передач, нужно уточнять у бойца, т.к. посылки могут проверяться.

Контактные телефоны

Построение на строевом плацу в/ч

8 (421-7) 55-01-27 – коммутатор части. Просить дежурного офицера, сообщить ему ФИО солдата. Офицер даст разрешение на повторный звонок только через 10-15 минут.
8 (421-7) 54-52-77 – военная прокуратура Комсомольска-на-Амуре;
8 (421-2) 79-83-16 – пограничное управление ФМС Хабаровского края;
8(421-2) 31-66-31 – Комитет солдатских матерей в Хабаровском крае;
8 (421-2) 39-77-13 – информационный центр Восточного военного округа;
8 (421-7) 54-35-22 – коммутатор 320-го военного госпиталя;
8 (421-7) 54-42-35 – справочная 320-го военного госпиталя;
8 (421-7) 59-18-01 – телефон почтового отделения;
8 (963) 822-88-00; 8 (421-7) 555-555; 8 (421-7) 513-999 – такси в Комсомольске-на-Амуре.

Ваш визит

Как добраться

  • До части на автобусе из Хабаровска. До Комсомольска-на-Амуре доехать на автобусе № 304. Есть рейсы класса люкс, комфорт и эконом. В пути – около 5 часов. Из Комсомольска-на-Амуре до Парина отправляется автобус № 238 от Володарского (с обратной стороны автовокзала).
  • До части на своей машине. Проехав мост через реку Парин, свернуть налево и проехать около 500 метров. Там будет войсковая часть 52015. Машину можно оставить на бесплатной стоянке возле КПП.
  • До 320-го госпиталя. От остановки «Базовая» на трамвае № 5 или автобусе № 3, 14, 21, 33, 37, 31, 19, 23, следующим в сторону Горгаза.

Где остановиться

  1. Жилищно-гостиничный комплекс «Амурметалл». 16 номеров разной категории комфортности, имеется сауна и бильярд. Телефон для бронирования: 8 (421-7) 52-96-78;
  2. Гостиница «Бизнес-центр». Расположена рядом с автовокзалом. 54 одно- и двухместных номера, прачечная, бассейн и оздоровительный комплекс. Телефон для бронирования: 8 (421-7) 52-15-20;
  3. Гостиница «Визави». Находится недалеко от железнодорожного вокзала и состоит из 6 одноместных номеров. Телефон для бронирования: 8 (421-7) 28-40-59;
  4. Гостиница «Восход». 164 номера различной категории комфортности. Прачечная, доставка багажа в номер, подача такси, сувениры. Телефон для бронирования: 8 (421-7) 53-51-31.

Номера в гостиницах и билеты на самолет стоит бронировать заранее.

Аэродром Дзёмги


Среди жителей Комсомольска-на-Амуре, название «Дзёмги» в первую очередь ассоциируется с Ленинским городским округом, так между собой комсомольчане называют этот район города. Само же слово «Дзёмги» — нанайского происхождения и переводится как «Берёзовая роща». До начала строительства города в 1932 году в этом районе находилось стойбище коренных жителей Приамурья — нанайцев.
Целью строительства нового дальневосточного города на берегу Амура было создание крупного оборонно-промышленного центра и освоение малозаселённых территорий. Ещё на этапе проектирования, в районе села Пермское, на месте которого стал строиться город, было предусмотрено возведение авиационного, судостроительного и металлургического заводов (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина).
Первоначально место для строительства авиационного завода №126, несмотря на предупреждения местного населения, оказалось выбрано неудачно. Высокий осенний паводок 1932 года частично уничтожил складированные строительные материалы и затопил подготовленный для закладки фундамента главного корпуса котлован и взлётно-посадочную полосу строящегося аэродрома.
Руководством стройки были сделаны соответствующие выводы и новую заводскую площадку и взлётно-посадочную полосу перенесли на более возвышенное место на 5 км северней от прежнего места.
Большой вклад в дело строительства завода, да и всего Комсомольска-на-Амуре внесли военные строители. Они начали прибывать в конце 1934 года, часть из них при отсутствии транспортного сообщения в зимнее время добиралась до места строительства на лыжах по льду Амура. Тот, кто знаком с дальневосточным климатом, безусловно, оценит этот без преувеличения подвиг, притом, что расстояние между Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском составляет приблизительно 400 км.

К концу 1935 года строители возвели несколько основных и вспомогательных цехов, после чего начался монтаж оборудования. Одновременно велась подготовка к сборке самолётов. Первым, построенным в 1936 году в Комсомольске самолётом, стал дальний разведчик Р-6 (АНТ-7), спроектированный А.Н. Туполевым. Этот самолёт имел много общего с первым советским цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком-монопланом ТБ-1. По меркам конца 30-х годов Р-6, безусловно, считался устаревшим, но он позволил накопить дальневосточным авиастроителям необходимый опыт. К моменту готовности к вылету первого построенного Р-6 взлётная заводская полоса была ещё не закончена. Поэтому для проведения испытаний самолёт оснастили поплавками и произвели взлёт с водной поверхности реки Амур.

Разведчик Р-6
К сожалению точных данных относительно даты ввода в эксплуатацию заводской взлётно-посадочной полосы найти не удалось. Скорей всего это случилось во второй половине 1936 года. Во всяком случае, большая часть построенных в Комсомольске самолётов Р-6 имела колёсные шасси. В общей сложности до конца 1937 года на заводе было собрано 20 машин. Несколько оставшихся на заводе Р-6 в 1938 году использовались при выполнении регулярного авиасообщения между Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском. В конце 30-х на Дземгах начал действовал аэроклуб, в котором имелось четыре самолета По-2.
В мае 1936 года на завод пришло указание наладить производство дальних бомбардировщиков конструкции С.В. Ильюшина ДБ-3, по тем временам это был достаточно совершенный самолёт, соответствующий уровню зарубежных аналогов. Несмотря на многочисленные объективные и субъективные трудности в 1938 году коллектив завода сумел сдать военным 30 самолётов. В 1939 году на заводе построили уже 100 бомбардировщиков. В первые месяцы 1941 года началось строительство торпедоносцев ДБ-3Т и ДБ-3ПТ. В дальнейшем произошел постепенный переход на производство ДБ-3Ф (Ил-4).

Памятник Ил-4 на территории завода
За годы войны производственные мощности авиазавода и производительность труда на предприятии существенно увеличились. Годовой объем сданных самолётов за этот период возрос более чем в 2,5 раза, при этом численность рабочих осталась на довоенном уровне. Всего завод №126 в Комсомольске-на-Амуре поставил фронту 2757 бомбардировщиков Ил-4.
В середине 1945 года, в связи с переходом на «мирные рельсы» началась подготовка к освоению серийного выпуска самолета Ли-2. Этот самолёт представлял собой советскую лицензионную версию американского транспортно-пассажирского самолёта DC-3 (С-47) фирмы «Дуглас». Первая партия самолетов была выпущена в 1947 году. За два года в общей сложности построено 435 самолетов Ли-2, из которых 15 — в пассажирском варианте.
В конце 1947 года в воздух впервые поднялся реактивный истребитель МиГ-15. Этот самолет, получивший впоследствии широкую известность, создан в конструкторском бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича. В 1949 году на авиазаводе в Комсомольске началась подготовка к его строительству.
В 1952 году в серию запущен более совершенный МиГ-17. Налаживание производства реактивных истребителей потребовало качественного обновления производственных мощностей авиационного завода, масштабного строительства новых производственных мощностей и реконструкции существующих. Поставка истребителей МиГ-17Ф за рубеж стала экспортным дебютом завода.
К тому моменту заводская взлётно-посадочная полоса уже не соответствовала современным требованиям. Для испытаний и нормальной эксплуатации современных реактивных крылатых машин требовалась ВПП с твёрдым покрытием. Постройка бетонной ВПП совпала по времени с началом процесса освоения производства нового сверхзвукового самолёта ОКБ П.О. Сухого.
Весной 1958 года военной приёмке были переданы первые сверхзвуковые Су-7. Начало производства боевых машин марки «Су» шло с большими трудностями, которые коллектив завода с честью преодолел. За время серийного производства Су-7 разработано 15 модификаций этого самолёта. Наибольшее распространение получили истребители бомбардировщики Су-7Б и Су-7БМ. В 1964 году начались их экспортные поставки.
Эволюционной линией развития Су-7 стал истребитель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-17. Крыло изменяемой стреловидности позволяло улучшить взлётно-посадочные характеристики и выбирать оптимальную стреловидность в зависимости от профиля полёта, но в тоже время такая схема существенно усложняла конструкцию самолёта.

Линия сборки Су-17
Строительство различных модификаций Су-17 для ВВС СССР и экспортных вариантов Су-20, Су-22, Су-22М на заводе, который стал именоваться «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» продолжалось до начала 90-х. Параллельно с производством истребителей-бомбардировщиков на заводе велась сборка противокорабельных крылатых ракет П-6 и «Аметист» для вооружения подводных лодок. По кооперации в Новосибирск поставлялись хвостовые части фюзеляжа с оперением и поворотные части крыла для Су-24.
В 1984 году начались поставки серийных Су-27. Одними из первых истребители Су-27 начали осваивать пилоты 60-го иап. Этот истребительный авиаполк, прикрывавший Комсомольск-на-Амуре в течение длительного времени, делил ВПП с заводом.
Первые истребители И-16 появились на Дзёмгах в 1939 году, тогда эта истребительная авиационная часть входила в состав 31-й авиационной бригады. В начале 1945 года полк был полностью перевооружен на истребители Як-9. В ходе Советско-японской войны пилоты истребительного авиаполка с Дзёмог принимали участие в Сунгарийской наступательной операции и Южно-Сахалинской операции.
В 1951 году полк окончательно перешел с поршневых истребителей на реактивные МиГ-15. В первой половине 1955 года их сменили истребители МиГ-17, которые вскоре дополнили барражирующие истребители-перехватчики Як-25 с РЛС «Изумруд».
В 1969 году 60-й иап был перевооружен на сверхзвуковые перехватчики Су-15, летавшие с аэродрома Дземги около 20 лет. В 70-е годы на Дзёмгах некоторое время базировались перехватчики Як-28П, но принадлежали ли они 60-му иап или другой авиационной части, установить не удалось. Во всяком случае, в начале 90-х на базе хранения, расположенной на аэродроме Хурба под Комсомольском, Як-28П имелись.
Несмотря на то, что 60-й иап перешёл на Су-27 одним из первых, истребители-перехватчики Су-15 на Дзёмгах использовались ещё в 1990 году. Особенно большое впечатление производили ночные полёты, когда Су-15, взлетающие на форсаже со струями пламени, бьющими из реактивных двигателей, буквально вонзались в темное небо как ракеты. Незадолго до вывода Су-15 из эксплуатации можно было наблюдать весьма сложные фигуры высшего пилотажа, которые лётчики крутили на мало подходящих для ведения манёвренного воздушного боя машинах, неподалёку от аэродрома — над Старой площадкой и рекой Амур.

В августе 2001 года в ходе очередного реформирования вооруженных сил 60-й истребительный авиаполк был объединен с 404-м «Таллиннским» ордена Кутузова III степени истребительным авиационным полком. В результате объединения был образован 23-й «Таллиннский» истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк, базирующийся на аэродроме Дзёмги. 23-й иап стал головным для многих новых и модернизированных машин марки «Су».
Самолёт Су-27 стал базовым для целого семейства одноместных и двухместных истребителей, таких как: Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-27СМ, Су-30МК, Су-30МК2, Су-30М2, Су-35С. Машины, созданные на базе Су-27, широко поставлялись на экспорт и в настоящее время являются основным истребителем ВВС России. Специалисты Комсомольского авиазавода внесли большой вклад в дело налаживания производства Су-27СК в КНР, на авиазаводе в городе Шеньян.
В 90-е годы на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в рамках программы конверсии оборонной промышленности начались работы по гражданской авиационной тематике. До этого основной продукцией предприятия считались боевые самолёты, а для населения выпускались катера марки «Амур», велосипеды и стиральные машины.
В сентябре 2001 года совершил первый полёт Су-80. На этапе проектирования предполагалось, что в пассажирском варианте он заменит на местных авиалиниях Як-40 и Ан-24, а в грузовом Ан-26.

Су-80
Достоинствами турбовинтового Су-80 принято считать хорошие взлетно-посадочные характеристики и способность летать с необорудованных аэродромов. Это позволяло эксплуатировать Су-80 с неподготовленных аэродромов и коротких, в том числе грунтовых полос. В случае необходимости имелась возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой. Су-80 должен был обеспечить приемлемый по современным меркам уровень комфорта для пассажиров и высокую транспортную эффективность авиаперевозок при минимальных эксплуатационных расходах. При необходимости самолёт мог быть использован в качестве лёгкого военно-транспортного или патрульного. Наличие грузовой рампы на Су-80 позволяет осуществлять перевозку автомобильной техники и стандартных авиационных контейнеров.
Самолёт Су-80 прошел заводские приемосдаточные испытания на КнААПО и готовился к передаче в ОКБ на доводочные испытания, но вскоре программу остановили. По официальной версии это связано с использованием импортных узлов и агрегатов — двигателей американского производства и французских генераторов. Но как представляется, Су-80 стал неинтересен заводу и разработчику ввиду подготовки к производству, сулящего большие выгоды, ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100.

Бе-103
Та же участь постигла легкий самолёт-амфибию Бе-103. Его производство продолжалось с 1997 по 2004 год. Несколько машин этого типа было продано в США и Канаду. В данный момент выпуск Бе-103 прекращен, и все работы по нему свёрнуты. На территории завода до сих пор находится 16 амфибий, которые не нашли покупателя.
19 мая 2008 года с взлётной полосы аэродрома Дзёмги в воздух впервые поднялся ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Он разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) при участии иностранных компаний Thales, PowerJet и B/E Aerospace. Доля иностранных комплектующих в этом самолёте весьма велика.


Самолёт Sukhoi Superjet 100 на выставочной площадке аэродрома Дзёмги во время празднования 80-летнего юбилея авиационного завода (фото автора).
В 2011 году начались поставки авиалайнера российским и иностранным заказчикам. В настоящее время произведено более 100 единиц «Суперджет-100».
В январе 2013 года авиазавод в качестве филиала вошел в ОАО Компания «Сухой» и стал называться филиал ОАО Компании «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (КнААЗ). За годы работы завода на нём построено более 12 000 самолетов различного назначения. С начала 60-х годов предприятие является основным производителем боевых самолётов марки «Су». Наряду с производством новой техники на КнААЗ ведётся ремонт и модернизация ранее выпущенных машин, состоявших на вооружении истребительных авиационных полков ВВС и ВМС России.
За последние десять лет в войска передано несколько десятков капитально отремонтированных и модернизированных Су-27СМ. Истребители Су-27СМ3 строились на базе экспортного Су-27СК. В отличие от истребителей Су-27С и Су-27П, которые изначально поступали в наши ВВС, модернизированные истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 имеют более совершенную систему управления вооружением и новые радиолокационный прицельный комплекс и оптико-электронную прицельную систему. На этих самолётах установлены многофункциональные мониторы, система индикации на лобовом стекле и новая нашлемная система целеуказания. Модернизированные истребители способны применять управляемое вооружение класса «воздух-поверхность», в том числе и ПКР. Су-27СМ3 имеет усиленную конструкцию планера и новые двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13 500 кгс. До появления Су-35С истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 были самыми совершенными одноместными боевыми машинами в составе российских ВВС.

Истребитель Су-27СМ на аэродроме Дзёмги (фото автора)
Начиная с 2002 года, на КнААЗ прошли ремонт и модернизацию девятнадцать палубных истребителей Су-33, входящих в состав авиагруппы (279-й киап) единственного на данный момент российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В будущем запланирована модернизация ещё нескольких Су-33.
Путём глубокой модернизации на базе учебно-боевого Су-27УБ создан двухместный истребитель Су-30. Этот самолёт по сравнению с Су-27 имеет большую дальность полёта и более совершенное БРЭО. На КнААЗ строились следующие его модификации: Су-30МК, Су-30МК2, Су-30МКК, Су-30МКВ, Су-30МК2-V, Су-30М2. Все варианты, кроме последнего, являются экспортными. По состоянию на конец 2014 года в ВВС РФ поставлено 16 истребителей Су-30М2.
В октябре 2008 года с полосы аэродрома Дзёмги поднялся в воздух истребитель Су-35С, построенный на КнААЗ в Комсомольске-на-Амуре. В 2009 году Министерство обороны РФ заказало 48 многофункциональных истребителей Су-35С.
Во многом повторилась история тридцатилетней давности с вводом в строй и доводкой истребителя Су-27. Истребительный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Дзёмги, вновь стал головным при вводе в эксплуатацию нового истребителя. Это вполне оправданно, учитывая, что завод-производитель располагается в шаговой доступности. В случае необходимости это даёт возможность производить ремонт и доработку пока ещё «сырого» Су-35С в заводских условиях, с участием представителей КБ.


Истребители Су-35С на аэродроме Дзёмги (фото автора)
Истребители Су-35С постройки 2010- 2013 годов, состоящие на вооружении 23-го иап на Дзёмгах, имеют двухцветную схему окраски с голубым низом и темно-серым верхом. Су-35С представляет собой дальнейший вариант развития истребителя Су-27. При его создании учтён многолетний опыт эксплуатации Су-27 и существенно увеличены боевые возможности. Планер истребителя Су-35С по сравнению с Су-27 усилен и увеличен объём топливных баков. Новый истребитель имеет передовую информационно-командную систему, БРЛС с пассивной ФАР «Н035 Ирбис», а также новые двигатели АЛ-41Ф1 с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги.

В конце января 2010 года с Дзёмог впервые поднялся в воздух прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50, построенный на КнААЗ. В настоящее время для испытаний построено девять лётных прототипов и два образца для прохождения наземных и прочностных испытаний.

Спутниковый снимок Google earth: самолёт Т-50 на территории КнААЗ
Таким образом, взлетно-посадочная полоса и инфраструктура аэродрома Дзёмги активно используется как авиастроительным заводом, так и истребительным полком. В составе авиационного парка КнААЗ имеются самолёты: Ту-154, Ан-12, Су-80, Бе-103. До недавнего времени заводом эксплуатировались спарки Су-17УМ3, используемые в тренировочных целях. Примечательным фактом является то, что истребители-бомбардировщики Су-17 всех модификаций официально сняты с вооружения ВВС России в конце 90-х. Поддержание в лётном состоянии Су-17УМ3, производство которых завершилось на Комсомольском авиазаводе более 25 лет назад, было возможно благодаря наличию квалифицированного технического персонала и большого запаса запасных частей.
Спутниковый снимок Google earth: стоянка авиатехники на территории КнААЗ
В боевом составе 23-го иап имеются истребители: Су-27СМ, Су-30М2 и Су-35С. В ноябре 2015 года в рамках выполнения гособоронзаказа очередная партия Су-35С была передана военным. Согласно планам Минобороны РФ к началу 2016 года в 23-м иап на аэродроме Дземги должно быть: 16 Су-27СМ, 3 Су-30М2 и 24 Су-35С.
Спутниковый снимок Google earth: самолёты 23-го иап на аэродроме Дзёмги
На территории аэродрома регулярно проводятся авиационные праздники, на которых демонстрируются различные виды авиационной техники и проводятся показательные полёты.
Выставка авиационной техники во время празднования 80-летнего юбилея авиационного завода (фото автора)
Крайний из них посвящён празднованию 80-летнего юбилея Комсомольского-на-Амуре авиационного завода 16 августа 2014 года (Авиационный праздник, посвящённый 80-летнему юбилею Комсомольского-на-Амуре авиационного завода).
Во время показательных полётов случился инцидент, который вполне мог закончиться аварией или даже катастрофой. Су-35С, принадлежащий 23-му иап б/н 08 «красный», при посадке из-за ошибки пилота коснулся законцовкой крыла бетонной взлетно-посадочной полосы. К счастью всё обошлось без серьёзных последствий и многие зрители даже не поняли, что произошло.
К сожалению не все инциденты с авиационной техникой на аэродроме Дзёмги заканчивались столь благополучно. 19 октября 1987 года при попытке взлететь в сложных погодных условиях разбился принадлежавший КнААПО транспортный Ан-12БК. Как было установлено комиссией, проводившей расследование, основными причинами катастрофы стали некачественная очистка ВПП от снега и перегруз самолёта. При взлёте дул сильный попутный ветер, видимость из-за тёмного времени суток была ограниченной.
В результате самолет, оторвавшись от полосы в самом её конце задел стойками шасси за антенны радиотехнического оборудования аэродрома и, собрав забор ограждения, врезался в гараж, в котором находились автомобили-топливозаправщики, после чего взорвался. В катастрофе погибли 5 членов экипажа и 4 пассажира.
Относительно недавно 27 апреля 2009 года во время рулежки и скоростной пробежки сошел с полосы и столкнулся с препятствием опытный образец Су-35. В результате аварии самолёт полностью разрушился и сгорел. Лётчик-испытатель успел катапультироваться и не пострадал. К счастью существенного влияния этот инцидент на сроки прохождения испытаний и процесс запуска в серийное производство не оказал.
Аэродром Дзёмги согласно реестру Федерального агентства воздушного транспорта классифицируется как международный. Он оборудован двумя станциями ближней навигации (РСБН), курсо-глиссадной системой 1 категории, обзорными РЛС, светосигнальными системами. Размеры ВПП составляют 2480×80 м. Аэродром может принимать практически все типы воздушных судов до Ан-124 «Руслан» включительно.
Аэродром совместного базирования Дзёмги играл, и без сомнения будет в дальнейшем играть большую роль в обеспечении обороноспособности нашей страны. Его значение особенно возросло после того, как во время «реформирования» и «придания нового облика» вооруженным силам было «оптимизировано» значительное количество авиационных частей и ликвидировано около половины военных аэродромов на Дальнем востоке.
По материалам:

Дзёмги (аэропорт)

Аэродром Дземги
ИАТА: нет – ИКАО: УХКД– ИГА: ЬХКД
Информация
Тип Совместного базирования
Страна Россия
Эксплуатант КнААЗ
Высота НУМ +27 м
Часовой пояс UTC+10/+11
Карта
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
01/19 2480×80 бетон
Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Дзёмги.

Аэродром Дзёмги — аэродром совместного базирования государственной и экспериментальной авиации (КнААЗ) в городе Комсомольск-на-Амуре. Расположен на северо-востоке города, на территории Ленинского округа.

До 4 мая 2017 года имел статус аэропорта федерального значения.

История аэродрома

Слово «Дзёмги» произошло от нанайского словосочетания «Деревянный дом»; стойбище с таким названием находилось на берегу реки Амур. Вблизи этого стойбища в 1932 году было начато строительство авиационного завода № 126, который позже стал носить имя Юрия Гагарина (ныне «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина»).

Первоначально взлётную полосу строили заключённые Нижне-Амурского ИТЛ, после их сменили военные строители. В процессе строительства ВПП была удлинена по настоянию В. К. Блюхера на 1 км.

Взлётно-посадочная полоса этого аэродрома примечательна тем, что на ней имеется железнодорожный переезд, единственный в мире подобного рода.

ВПП оборудована курсо-глиссадной системой 1 категории, приводными радиомаяками, обзорным радиолокаторм, светосигнальными системами, светооборудование с обоими курсами: ОМИ «Светлячок».

Оборудован двумя станциями РСБН. Радиотехническая служба аэропорта сертифицирована в соответствии с требованиями, предъявляемым к аэропортам гражданской авиации.

  • РСБН 20к — в режиме «Катет» для обеспечения захода на посадку в СМУ с обоими курсами.
  • РСБН 18к («Дзёмги») для целей трассовой и внетрассовой навигации.

Федеральное агентство воздушного транспорта классифицирует аэропорт «Дзёмги» как международный.

В 2017 году распоряжением Правительства РФ исключён из перечня аэропортов федерального значения.

Дзёмги — аэродром совместного базирования в/ч 45010 в/ч 45011.

> Возможности

Способен принимать самолёты Ан-124, Ил-76, Ту-204, Sukhoi Superjet 100 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

Происшествия

  • 19 октября 1987 года — при взлёте потерпел катастрофу Ан-12. Погибли 9 человек.
  • 28 февраля 2012 года Су-30МК2 авиазавода КнААПО в ходе приемо-сдаточного полета потерпел аварию в 130 км от Комсомольска-на-Амуре. При выполнении разгона до максимальной приборной скорости открылась и отвалилась фара подсветки при дозаправке. Попав в воздухозаборник, эта деталь вызвала пожар правого двигателя. Пилоты — подполковник Валерий Кириллин и капитан Алексей Горшков — успели катапультироваться и выжили, Кириллин получил переломы бедер. Самолёт предназначался для ВВС Вьетнама.

> См. также

  • Список аэропортов России

Примечания

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»
  2. 1 2 Распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 N 860-р «Об исключении пункта 28 из перечня аэропортов федерального значения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 726-р»
  3. Список международных аэропортов РФ Архивировано 26 февраля 2013 года. на сайте favt.ru

Ссылки

  • Аэропорт Дзёмги в справочнике Aviapages.ru

Аэродром Дзёмги (Комсомольск-на-Амуре)

Аэропорт Дземги — экспериментальный аэродром, аэропорт города Комсомольска-на-Амуре.
Принимаемые воздушные суда: Ан-12,-24,-26,-74, Ил-76, Ту-134, Як-40. Максимальный взлётный вес 190 тонн.
Заводской аэродром КнААПО.
Слово «дзёмги» произошло от нанайского названия стойбища, которое находилось на берегу р. Амур. Вблизи этого стойбища в 1932 году было начато строительство авиационного завода, который позже стал носить имя Ю. А. Гагарина (ныне КнААПО). На сегодняшний день завод выпускает самолёты серии Су-27 и его модификации, а также региональный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Завод готовится к выпуску истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Завод имеет в своём лётном парке самолёт Ту-134.
ИВПП 01/19: 2480х80м (012*/192*)
Минимумы для посадки:
ВПП 01: 200х2500 ОСП (БПРМ 750кГц, ДПРМ 370кГц)
ВПП 19: 200х2500 ОСП (БПРМ 750кГц, ДПРМ 370кГц)
Раньше в работе были 2 РСБН станции.
РСБН 20к — в режиме «Катет» для обеспечения захода на посадку в СМУ с обоими курсами.
РСБН 18к («Дземги») для целей трассовой и внетрассовой навигации.
Светооборудование с обоими курсами: Луч-4М
Превышение аэродрома над уровнем моря: 27м


В далеком 1932г. вблизи нанайского стойбища в 5 дворов с названием Дземги начали строительство авиазавода №126. Ну какой авиазавод без аэродрома? Аэродром сначала строили заключенные а закончили военные строители. Стойбище постепенно ликвидировалось а на его месте разросся будущий Комсомольский-на-Амуре (КнААЗ) завод им. Гагарина. 1934г. считается его годом рождения.
В честь днюхи завода устроили грандиозное шоу с самолетами липецкой пилотажной группы «Соколы России», экспозицией техники ВВС и противовоздушными комплексами.
Это было не забываемо!
Смотрите сами…


в 11.00 группа блогеров добралась на место.

Была установлена летняя концертная площадка с которой выступали разные официальные люди и где проходил праздничный концерт, но нас интересует авиатехника.
Первыми самолетами в линейке представлен гидросамолет БЕ-103.
Разработка самолёта началась в начале 90-х годов. Данный проект был инициативным и преследовал две основные цели — отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов со взлетной массой более 500 тонн и создать многоцелевую амфибию для перевозок пассажиров и грузов на местных линиях страны. Бе-103 стал масштабной летающей моделью амфибии с необычной для машин такого класса аэрогидродинамической компоновкой. Первый полёт Бе-103 состоялся 15 июля 1997 года.
далее старенький СУ-17
Печально известный фронтовой бомбардировщик СУ-24… В реалии он ахреннено огромный! Взлетная масса около 40 тонн, весит примерно как танк Т-64..
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
На восьми точках подвески Су-24 способен доставить на место и обрушить на головы врагу 7,5 тонн различного добра: от неуправляемых ракет до полуторатонных корректируемых бомб. В ассортименте вооружения есть ракеты для уничтожения радаров противника — они управляются из подвешенного к бомбардировщику контейнера с чудным названием «Фантасмагория» и наводятся на цель по ее излучению.
У НАТО особую тревогу вызывала большая дальность самолета, о которой свидетельствовали огромные подвесные баки емкостью две и три тонны. На внешней подвеске Су-24 мог нести в трех баках 8000 литров топлива.
Самолет оснащен крыльями с изменяемой стреловидностью: от 16 до 69 градусов. Крылья поворачиваются с шагом 5 градусов, позволяя летчику подобрать оптимальный режим для конкретной задачи.
А это легендарный СУ-27 Символ эпохи.
Что он может:
Забраться за за минуту и 17сек на 15 000м.

Остановиться и зависнуть вертикально медленно разворачиваясь.
Научился садиться и взлетать с палубы авианесущего крейсера.
Дерзкий ответ Западу на завершающем этапе холодной войны. На рубеже 70—80-х годов в нашей стране был создан авиационный шедевр, призванный затмить собой американского «Орла». Замысел полностью удался: отечественный истребитель 4-го поколения задал новые стандарты в области боевой авиации. Конструкторскому коллективу ОКБ Сухого удалось найти ряд интересных решений, связанных с компоновкой и аэродинамикой будущего самолета.
«В 1995г. командующий тактической авиацией ВВС США генерал Джозеф Рэлстон, отстаивая перед Конгрессом острую необходимость для США в программе новейшего (и очень дорогого!) истребителя F-22, прямо заявил: «Не нужно никакой разведки для того, чтобы констатировать превосходство Су-27 над F-15 в маневренности и тяговооруженности». И это совсем не поза при «выколачивании» у Конгресса США дополнительных ассигнований на отдельные военные программы, а уже устоявшийся факт.» (от сюда)
Название «Flanker», присвоенное самолету Су-27 по класификации НАТО, в прямом переводе означает фланговый или боковой удар. Впрочем, переходя на лексику бокса, это не что иное, как хук — удар сбоку в челюсть. А еще в американском слэнге «Flanker» имеет значение «великан».
Устойчивость летящего самолета определяется положением аэродинамического фокуса (точки прироста подъемной силы при изменении угла атаки) относительно центра тяжести самолета. Истребитель Су-27 был спроектирован таким образом, что его аэродинамический фокус расположен впереди ЦТ. Самолет каждую секунду готов поднять нос и «кувыркнуться» назад, через хвост. Без всякого участия пилота. Он статически неустойчив.
Все завидуют наверно этому любопытствующему зрителю, пытающемуся что нибудь увидеть в этой черной клоаке… Его мир теперь не станет прежним…
Ну нате … смотрите!))
Это делает «Сушку» удивительно верткой машиной, но отрицательная устойчивость входит в противоречие с требованиями управляемости. Выручает электродистанционная система управления (Су-27 первым из отечественных боевых самолетов был оснащен ЭДСУ). В памяти компьютера заложены правильные коэффициенты управляющих усилий для каждого из режимов полета — в противном случае, человек не смог бы управлять Су-27.
Без спирта не летает…)
Имеются 10 точек подвесов различного вооружения, а некоторые модификации 12..
А это новенький, блестящий свежей красочкой СУ-35, один из тех что в декабре 2012 г. «Сухой» передал министерству обороны РФ 6 серийных многофункциональных истребителей Су-35С. Соответствующие документы о приемке самолетов подписаны на входящем в холдинг Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина (КнААПО). Таким образом, компания «Сухой» полностью выполнила гособоронзаказ 2012 г. по этому типу самолетов.
Вот так стоим и гордимся российским грозным самолетом…
Это монстр МиГ-31. Первый боевой самолет 4го поколения. Он перехватчик. Его очень похожий предшественник МиГ-25, был первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3000 км/ч. Он стал рекордсменом по числу установленных мировых рекордов , их-29, из них 3 — абсолютные. С такими рекордами невозможно было миновать его преследования, ни одному воздушному судну-нарушителю.
Ка-52 «Аллигатор». Российский ударный вертолет, продолжатель предыдущей модели К-50 «Черная акула».
ЗРК С-300 «Фаворит»
СУ-35 и СУ-27 готовые к взлету.
Сухой Суперджет -100 еще только загрунтован специальной краской.
Зрители, по некоторым данным их было 25-30тыс. человек, томятся в ожидании полетов пилотажной группы. Небо вводит свои коррективы и не торопится очиститься от туч.
Моё удивление вызвал тот факт, что невозможно было никуда дозвониться. МТС просто вырубился. Товарищ-абонент Билайн тоже жаловался на отсутствие связи. По всей видимости, из-за большого скопища людей в одном месте ближайшие базовые станции операторов Билайн и МТС вызвали коллапс, перегрузку. Сначала подумал, что это военный аэродром, глушилки и все такое.. но оказывается наш коллега Андрей Свичуков спокойно транслировал по сети 4G+ от МегаФон свой прямой эфир с 20-мегабитной скоростью… Дорогие МТС и Билайн посмотрите свои логи и протоколы на тот момент и убедитесь сами в перегрузке своего оборудования в период 16/08/2014 с 13.00- по 15-00.
На переднем плане группа хабаровских фотографов, которые специально приехали для съемки авиашоу.
Первый пошел!
Следующий пост про полеты, самолеты в воздухе, пилотажную группу, гул двигателей, голубое небо, взлеты и посадки и про одну внештатную ситуацию, которую, далеко не все заметили.
Френдю взаимно.