Когда день военного водителя

День военного автомобилиста в России

К концу Первой мировой войны в ее составе было уже 22 отдельные автороты.

В годы гражданской войны автомобили использовали и белые, и красные, причем обе стороны испытывали значительные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений запчастями и ГСМ. В 1920 году парк Красной армии насчитывал семь с половиной тысяч автомобилей (в основном, иностранного производства).

В конце 1920-х годов началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, комплектуемых новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в РККА — уже 40 тысяч машин, советские военные теоретики стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танками в глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тысячи единиц всех типов, основу которых составляли легковые «эмки» ГАЗ-М1, знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5. В первые месяцы войны автотранспортные части понесли катастрофические потери, которые частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и, до некоторой степени, производством новых автомобилей. Но до конца войны промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года в РККА числилось 664 тысячи автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.

Опыт войны предполагал оснащение автотранспортных частей полноприводными грузовиками. Уже в конце 1940-х годов было организованно производство армейского ЗИС-151, затем появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-х годах им на смену пришли ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, вездеход УАЗ-469, начался выпуск дизельных КамАЗов.

Военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. Кроме того, автомобиль из простого средства подвоза стал носителем вооружения (как, например, в Ракетных войсках стратегического назначения), его составной частью.

В современной России автомобильные войска, относящиеся к специальным войскам, представляют собой объединение в Вооруженных силах.

Они предназначены для транспортировки личного состава, подвоза продовольствия, горючего, боеприпасов и прочих материальных средств обеспечения боевой и повседневной деятельности армии.

Военная автомобильная техника состоит на оснащении всех видов Вооруженных сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим звеном в системе вооружений и военной техники, оставаясь самым распространенным средством перевозки воинских грузов.

Структурно Автомобильные войска включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур.

Главное автобронетанковое управление МО РФ отвечает за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил, эксплуатацию и развитие бронетанковых вооружений и военной автомобильной техники.

Департамент транспортного обеспечения МО РФ ведает строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов Вооруженных сил, военных округов и флотов, родов войск и объединений.

Общий парк ВАТ в Вооруженных Силах России составляет более 410 тысяч единиц.

В 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Минобороны России прошли испытания 37 образцов ВАТ в интересах Вооруженных Сил. В настоящее время продолжаются более 30 научно-исследовательских и более 20 испытательных работ, связанных с современными образцами военной автомобильной техники для всех видов ВС и родов войск.

В городе Солнечногорске Московской области действует Учебный центр контраварийной подготовки водителей — единственный в Минобороны, где проходят специальный курс автомобильного вождения военнослужащие контрактной службы, имеющие опыт службы и вождения транспортных средств.

Знаком различия по функциональному предназначению военнослужащих автомобильных войск является изображение двух автомобильных колес с крыльями и руля.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

29 мая в России отмечают День военного автомобилиста.

29 мая Вооруженные Силы РФ отмечают День военного автомобилиста, учрежденный приказом № 100 Министра обороны РФ в 2000 году.

День военного автомобилиста — профессиональный праздник военнослужащих Автомобильных войск Российской Федерации, а также всех тех военных, кому по долгу службы приходится управлять теми или иными транспортными средствами.

Боевая машина 1-го автобоевого отряда

Автомобильная техника в русской армии впервые появилась в тяжёлые годы первой мировой войны. Несмотря на малочисленность механических транспортных средств, и их несовершенность в сравнении с современной техникой, уже тогда стало ясно, что будущее за автомобилем, а не подводой.

Согласно указу императора Николая Второго, 29 мая 1910 года в городе Санкт-Петербурге была образована первая в Российской империи учебная автомобильная рота. Основной задачей подразделения являлась подготовка механиков-водителей для автомобильных частей русской армии.

Процесс подготовки военных водителей

За короткий срок она фактически стала центром автотехнического обеспечения войск Российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил.

День военного автомобилиста — это дань заслугам военных автомобилистов, их огромному вкладу в укрепление оборонного потенциала России. Этот род войск входит в состав соединений, объединений, тыла армии и флота.

Современный военный автомобиль

Деятельность военных автомобилистов связана с эвакуацией раненых, больных, а также имущества, с доставкой материальных средств, перевозкой личного состава.

Военные автомобилисты перевезли свыше 101 миллиона тонн различных грузов в годы Великой Отечественной войны. Во время военных операций в Чечне они взяли на себя основную нагрузку по перевозке и снабжению военнослужащих.

В этот день хочется искренне поздравить военных автомобилистов с профессиональным праздником и пожелать, чтобы их труд, опыт и профессионализм были нужны всегда, и чтобы их всегда ждали только мирные дороги.

29 мая – День военного автомобилиста

Вчера в России отмечали День пограничника, а уже сегодня, 29 мая, в ВС Российской Федерации отмечают очередной профессиональный военный праздник – День военного автомобилиста. Несмотря на длительную историю использования автомобильной техники в армии, которая насчитывает более 100 лет, праздник является сравнительно молодым. Впервые в России его отметили только в 2000 году, после того как дата празднования была официально утверждена приказом министра обороны страны. 29 мая выбрали не случайно, именно в этот день 109 лет назад в Петербурге была сформирована первая в стране учебная автомобильная рота.

Распространение автомобильного транспорта в армии

Изобретение автомобиля навсегда изменило вооруженные силы разных стран, а также сам характер и темп ведения войны. Появление первых автомобилей в армии совпало с началом XX века. Российская империя не осталась в стороне от общемировых тенденций. Первая учебная автомобильная рота была образована еще до начала Первой мировой войны, это произошло в Петербурге 29 мая 1910 года. На несколько ближайших лет именно учебная рота взяла на себя роль центра автотехнического обеспечения русской императорской армии и кузницы кадров для автомобильных частей. При этом первые автомобили использовались в войсках уже в годы Русско-японской войны, когда для обеспечения работы штабов на фронт были отправлены 10 легковых машин. Однако столь малое количество автомобилей не делало погоды, армии нужны были сотни и тысячи автомобилей разных классов и грузоподъемности.
Уже в начале XX века военные понимали, что автомобилизация навсегда изменит армии мира, обеспечив своевременную доставку частям и подразделениям различных материальных средств, необходимых для ведения боевых действий: от патронов и снарядов до еды и медикаментов, а также мобильность войскам и возможность переброски частей и соединений на большие расстояния в сжатые сроки. Первая мировая война наглядно подтверждала обозначенные тезисы с самого начала. В историю навсегда вошли знаменитые французские «Марнские такси». В критический для обороны Парижа момент 1300 автомобилей городской службы такси использовались командованием для переброски на фронт к Марне военнослужащих французской армии. Всего такси перевезли более 6 тысяч солдат и офицеров, внеся свой вклад в остановку немецкого наступления. Сами немцы активно использовали автомобильный транспорт для маневра войсками во время сражения в Восточной Пруссии в августе 1914 года, которое закончилось серьезным поражением 2-й русской армии генерала Самсонова.


Образованная еще до начала войны учебная автомобильная рота стала полноценным учебным центром, выполняя также исследовательские и испытательные функции. Возглавляли роту энтузиасты своего дела и талантливые офицеры, в том числе Секретов Пётр Иванович, который многое сделал для автомобилизации российской армии. Уже в июле 1911 года бойцам учебной автомобильной роты удалось провести испытательный пробег грузовых автомобилей иностранного производства, в ходе пробега оценивалась их пригодность к службе в армии, а также выносливость отдельных агрегатов и узлов транспортных средств. По личной инициативе Секретова осенью 1912 года был организован и проведен второй пробег грузового автотранспорта. Результаты пробегов превратились в бесценный опыт обращения с лучшими образцами автомобильной техники крупных мировых производителей. Оценив результаты автопробегов, была составлена заявка на покупку 42 легковых и 354 грузовых автомобилей, которые распределялись во вновь формируемые автороты при железнодорожных батальонах.
К началу Первой мировой войны в составе Русской императорской армии (РИА) насчитывалось уже 711 автомобилей всех типов и 101 мотоцикл. Этого было явно недостаточно для обеспечения транспортных потребностей армии, которые после начала боевых действий выросли многократно. Но в то же время уровень автомобилизации РИА был достаточно большим. Для примера в армии Великобритании к началу Первой мировой войны имелось всего 80 грузовых машин и несколько тракторов, во Франции – 170 грузовых и легковых машин, в армии США, которая долгое время сохраняла нейтралитет, имелось всего 35 грузовых автомобилей. На этом фоне автомобилизация российской армии находилась на относительно высоком уровне, больше автомобилей имела только армия Германии. В ходе войны автомобилизация РИА существенно увеличилась, в том числе и за счет мобилизации техники из народного хозяйства. К концу Первой мировой войны в армии насчитывалось уже 22 автомобильных роты. На 1 июля 1917 года в составе вооруженных сил страны имелось 12 377 автомобилей всех типов.

Автомобили и водители в годы Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны Советский Союз получил собственную развитую автомобильную промышленность, которой не обладала царская Россия, получавшая практически всю автомобильную технику из-за границы. Это позволило довести автомобилизацию РККА до высокого уровня и насытить автотранспортом народное хозяйство страны. К 22 июня 1941 года в составе подразделений действующей армии имелось примерно 272 тысячи автомобилей всех типов, в том числе знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА, трехтонные ЗИС-5 и легковые «эмки» ГАЗ-М1. Несмотря на большие потери автотранспорта, особенно во время летних и осенних отступлений и котлов 1941 года, автопарк РККА серьезно просел по численности, но его удавалось поддерживать за счет мобилизации техники из народного хозяйства.
К лету 1945 года численность автомобилей в войсках выросла до 664 тысяч единиц. Примерно 10 процентов от этого числа составляли трофейные машины, до трети техника, поставленная союзниками в рамках программы ленд-лиза, остальные – машины советского производства. На завершающем этапе войны автомобилизация Красной Армии достигла своего пика, позволив войскам проводить крупные наступательные операции и серьезно повысив мобильность частей и подразделений.


В годы войны военные шоферы проделали большой объем работы по доставке войскам боеприпасов, горючего и других материальных средств, переброске личного состава, эвакуации в тыл больных и раненых, эвакуации заводов и фабрик. Согласно данным статистики за четыре года войны автомобильные части и подразделения Красной Армии сумели перевезти более 145 миллионов тонн грузов различного назначения. 11 военнослужащих-автомобилистов за проявленные боях с врагом героизм и мужество были представлены к званию Героя Советского Союза, несколько десятков тысяч были удостоены различных орденов и медалей.
Очень яркой страницей в истории Великой Отечественной войны является знаменитая «Дорога жизни», которая связала Ленинград с большой землей по льду Ладожского озера. Первая колонна прошла в блокированный противником город уже 22 ноября 1941 года. Водители, которые совершали рейсы по льду Ладожского озера, рисковали своей жизнью, большое количество автомобилей навсегда упокоилось на его дне. Помимо опасности провалиться под лёд осенью и весной, дорога подвергалась налетам вражеской авиации, обстреливалась артиллерией. Несмотря на это дорога функционировала в самое страшное для города время – зимой 1941/42 годов, когда навигация по Ладоге была невозможна. Всего с 1941 по 1943 год по Дороге жизни в Ленинград было доставлено более 1 миллиона 615 тысяч тонн различных грузов, эвакуировано из города на большую землю примерно 1 миллион 376 тысяч человек.

Современное состояние автомобильных войск

В XXI веке значение автомобилей в армии нисколько не уменьшилось, а скорее даже увеличилось. Согласно принятой Минобороны РФ терминологии на современном этапе своего развития автомобильные войска – это специальные войска, основные задачи которых связаны с переброской личного состава и разного рода материальных средств и ценностей частей и подразделений российской армии, а также эвакуация больных и раненных военнослужащих, транспортировка разного армейского имущества и захваченных у противника трофеев. Как правило, автомобильные подразделения и части включаются в состав сил и средств материально-технического обеспечения соединений, объединений, отдельных частей всех видов и родов войск. Сегодня в российской армии автомобильные войска представлены автомобильными отделениями, взводами, ротами и батальонами.

Роль автомобилей увеличилась и за счет того, что в реалиях сегодняшнего дня до 95 процентов образцов наземного вооружения Сухопутных войск, ВДВ, ВКС, ВМФ и РВСН установлено на колесном шасси. Всего различные образцы военной автомобильной техники выступают сегодня носителями полутора тысяч различных систем вооружений. По информации официального сайта Минобороны России, в нашей армии сегодня насчитывается более 410 тысяч единиц автомобилей военного назначения. Уровень автомобилизации современной армии лучше всего позволяет оценить следующий пример: в мотострелковой (общевойсковой) бригаде современного формирования количество автомобилей доходит до 20 процентов от общей численности личного состава бригады.
Сегодня автомобилисты в российской армии – это не только сами водители, но и начальники ремонтных служб, ремонтники, командиры автомобильных подразделений, а также сотрудники специальных научно-исследовательских организаций Минобороны Российской Федерации, занимающихся созданием и проектированием новых образцов военной автомобильной техники. Всех этих людей, а также тех, кто ранее служил в автомобильных войсках Советского Союза и России, «Военное обозрение» поздравляет с профессиональным праздником.>День военного автомобилиста

Когда отмечают День военного автомобилиста

Перемещение грузов и людей в военной сфере – это очень важная задача, от которой зависит исход любой операции. Она важна не только в военное, но и в мирное время. Специалисты перевозят боеприпасы, продукты, людей – они несут серьезную ответственность за то, чтобы работа была выполнена хорошо. Именно поэтому установление Дня военного автомобилиста – это закономерный процесс. Не отметить труд людей, имеющих отношение к такой работе, просто нельзя. День закреплен официально, но выходным в государстве не является.

Официально этот праздник был закреплен указом министра обороны Российской Федерации в 2000 году, то есть сравнительно недавно. Он имеет прямое отношение не только к водителям, которые непосредственно управляют транспортным средством. А еще в этот день принято поздравлять инженеров, механиков, обслуживающий персонал, всех, кто занимается ремонтом. Непосредственное отношение к направлению имеют и представители заводов, на которых производится специальная военная техника, запчасти, комплектующие и т. д.

Почему именно 29 мая? Эта дата выбрана не просто так. В 1910 году в Российской империи появилась первая автомобильная бригада для обучения персонала. С тех пор транспортная составляющая в армии стала более важной, что значительно улучшило процесс работы. Вот почему 29 мая считается днем, когда стоит чествовать военных автомобилистов.

День военного автомобилиста можно считать данью историческим традициям и безусловным заслугам военных автомобилистов как в мирное, так и в военное время, их большому вкладу в дело повышения и укрепления оборонного потенциала нашей необъятной Родины. Военные автомобилисты эвакуируют раненых, больных и имущество, а также доставляют материальные средства и перевозят личный состав.

День военного автомобилиста

День военного автомобилиста (День автомобильных войск) – профессиональный праздник служащих, имеющие отношение к автомобильному транспорту, вне зависимости от звания и занимаемой должности. В их числе механики, водители, обслуживающий, ремонтный персонал, инженеры, конструкторы автозаводов, сотрудники фабрик, изготавливающие соответствующую продукцию, запасные части и комплектующие. К мероприятиям имеют отношение их родственники, знакомые, друзья, близкие люди. День автомобильных войск считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений.

В 2020 году в России День военного автомобилиста отмечается 29 мая и проходит на официальном уровне 21 раз.

Значение: праздник приурочен к созданию 29.05.1910 первой в Российской империи учебной автомобильной роты.

Традиционно в этот день лучшим служащим вносят благодарности в личные дела, вручают грамоты, повышают в званиях и должностях.

История праздника

Событие берёт начало 24 февраля 2000 года. Министр обороны РФ Игорь Сергеев издал приказ об учреждении праздника. Выбранная дата имеет символическое значение: она приурочена к созданию в 1910 г. учебной автомобильной роты, ставшей первой в Российской империи. На неё возлагались функции обучения персонала для парка боевых соединений. Впоследствии учреждение стало играть важную роль в развитии данного вида транспорта в рамках армии.

Традиции праздника

Чествования военных автомобилистов подразумевают застолья в кругу офицеров, их друзей, родственников, знакомых, близких людей. В адрес виновников торжества собравшиеся произносят поздравления, пожелания здоровья и успеха в ответственном труде. Звучат тосты, сопровождаемые традиционными пожеланиями «ни гвоздя, ни жезла». Коллеги обмениваются подарками, обсуждают рабочие вопросы, делятся воспоминаниям и накопленным опытом.

В средствах массовой информации публикуются материалы, посвящённые памятной дате. Главными героями интервью становятся солдаты, командование частей, рассказывающие о своей жизни, истории из будней. День военного автомобилиста 2020 года знаменуется вручением из рук начальства почётных грамот, дипломов лучшим служащим. Проходят повышения в званиях и должностях. В личные дела вносятся благодарственные записи.

Событие имеет особое значение для жителей городов, в которых производится колёсная техника. Мероприятия в таких населённых пунктах приобретают широкий масштаб, вне зависимости от отношения к отрасли.

>Задание на день

Посетите выставку военных машин или посмотрите документальный фильм о работе военных автомобилистов.

Интересные факты

  • Прототипом автомобилей в Русской Армии стали два паровых тягача на колесном ходу, которые закупили в 1876 году в Англии.
  • Первый автомобиль внутреннего сгорания появился в отечественной армии в 1897 году. Им стал 6 местный автомобиль «Делаге», который был использован во время Белостокских маневров. После испытаний автомобиль получил высокие отзывы среди офицеров и министра путей сообщения.
  • В 1981 году на камском автомобильном заводе первый советский вездеход КамАЗ-4310, который проходил бездорожье и использовался в армейских целях.
  • На вооружении российской армии имеются бронированные автомобили, которые имеют повышенную защищенность и предназначены для выполнения транспортных функций в опасных зонах. На отечественных конструкторских бюро производятся машины серии «Тайфун», которые состоят из металла и керамики, обеспечивая четвертый класс защиты.
  • В 1986 году произошел военный конфликт между Чадом и Ливией. Это единственная в истории война, которая получила название от японской марки автомобилей — Toyota War. Чад одержал победу благодаря четыремстам внедорожникам этой марки, которые были оборудованы пулеметами и противотанковыми ракетными комплексами.
  • Военными инженерами активно разрабатываются автоматические системы боевой техники, которые управляются дистанционно. По прогнозам, в ближайшие десятилетия дроны станут наиболее распространенным видом боевой техники, как на небе, так и на земле.

Тосты

«Поздравляю с Днём военного автомобилиста и хочу от души пожелать всегда ехать в верном направлении. Пусть удаётся оставаться невидимым для врагов и завистников, пусть все дороги ведут к нужной цели, пусть в мрачную погоду жизни или непогожий день мощные фары всегда помогут проехать туда, куда зовёт твоё сердце».

«С праздником всех военных за рулем! Желаем стремительного карьерного роста, крепкого здоровья, верных друзей, отличного настроения и удовольствия от работы! Пусть все дороги будут легкими и ровными, задания – конкретными и четкими, возвращения – быстрыми и желанными. Пусть в дороге всегда сопутствует удача, ангел хранитель всегда будет рядом»!

«Звание автомобилиста звучит гордо, а если прибавить к этому военный чин, так просто – сплошной повод для гордости! С Днем военного автомобилиста, защитник Отечества! Держи руль крепко, смотри за дорогой и пусть каждый километр повышает твою ценность как незаменимого на военной службе специалиста»!

Подарки

Набор инструментов. Компактный набор инструментов станет практичным презентом и незаменимым предметом в дороге. Имея под рукой необходимые инструменты, водитель с легкостью сможет устранить возникшие неполадки.

Термокружка. Термокружка с функцией подогрева от прикуривателя станет полезной вещью, которая придет на выручку в длительных поездках и сделает их более комфортными.

Аксессуары для гаджетов. Аксессуары для гаджетов в автомобиль (держатель для мобильного телефона, портативное зарядное устройство) послужит приятным и практичным презентом для автомобилиста.

Массажный подголовник. Удобный массажный подголовник порадует водителя, который много времени проводит за рулем. Такое приспособление позволит разгрузить позвоночник, предотвратить боль в шее и спине.

Конкурсы

Собери волю в кулак
Каждому участнику конкурса выдается по листу А4, на которых большими буквами написано слово «ВОЛЯ». Конкурсанты должны по команде одной рукой смять лист и зажать его в кулаке, чтобы не было видно бумаги. Побеждает тот участник, который быстрее справится с заданием.

Военная техника
Участники конкурса делятся на две команды. Каждой команде выдается ватман и фломастер. По команде по очереди участники начинают рисовать военную технику. Ведущий засекает время, после истечения которого, подсчитывается, сколько единиц военной техники у каждой команды. Побеждает команда с более широким арсеналом.

Обезвредь гранату
Для конкурса необходимо заранее подготовить спелые плоды граната, миски и ножи, количество которых должно соответствовать числу участников. Каждому участнику выдается по гранату и дается задание очистить его. Побеждает тот конкурсант, который быстрее справится с заданием.

О профессии

Специалисты занимаются перевозкой людей и грузов, поддерживают исправность подвижного состава, ведут его ремонт и обслуживание. Они могут работать на легковом, грузовом транспорте.

Путь в профессию начинается с призыва в ряды Вооружённых сил, где получаются права на управление автомобилем. Ему предшествует обучение, включающее дневные и ночные марши протяжённостью несколько сотен километров в составе колонны. Осваивается материальная часть, устройство узлов и агрегатов.

После сдачи экзаменов водитель получает соответствующую категорию. Деятельность связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.

Офицерский состав руководит процессом перевозки, снабжения вверенных подразделений, обеспечивая и контролируя выполнение заявок на горюче-смазочные материалы, комплектующие, проведение регламентных работ. Военные автомобилисты востребованы в гражданской сфере, где им предлагают аналогичный труд.

>Этот праздник в других странах

В Украине в последнее воскресенье октября празднуется День автомобилиста и дорожника.

Похожие праздники в РФ

В последнее воскресенье октября в России проходит День автомобилиста.

В последнее воскресенье сентября празднуется День машиностроителя.

Не каждый человек знает об особых частях вооруженных сил – автомобильных войсках. А ведь это важное подразделение, сотрудники которого при помощи специализированных транспортных средств осуществляют перевозку военнослужащих, транспортировку боеприпасов.

Военные автомобилисты участвуют в эвакуации раненых и пострадавших, обеспечивают подвоз к частям различных материальных средств, необходимых для ведения боевых действий. Военный автомобилист не участвует в штурмовых операциях, не занимает «высоты». Его служба кажется неказистой и лишенной героизма. Тем не менее, от умелых действий военного автомобилиста, его надежности и храбрости зависит конечный успех боевой операции.

За огромный вклад в боеспособность действующей армии водители специальной техники получили личный профессиональный праздник – день военного автомобилиста. Торжество проходит ежегодно 29 мая.

История Автомобильных войск

В 2020 году исполнится 110 лет со дня появления автомобильных частей. Россия не была в этом отношении передовой страной, а переняла опыт у Франции, Англии и Германии, в которых автомобили были взяты на армейское вооружение еще в середине 19-го века. Потенциальные противники существенно обгоняли Российскую Империю по техническому обнажению армий.

Российское военное ведомство приняло решение испробовать полезность новой техники для боевых целей. Первые тягачи закупались в Англии. Это были паровые автомобили на колесном ходу. Новая техника прошла успешные испытания в полевых условиях. В 1877 году в российской армии появилось 14 подобных машин, при этом 2 автомобиля были изготовлены отечественными инженерами.

Первые испытания техники в боевых условиях произошли в разгар русско-турецкой войны (апрель 1877 года). Было создано особое подразделение «дорожных паровозов», то есть техники, способной передвигаться без рельс, но с паровым двигателем. Машины использовались для транспортировки тяжелого вооружения, например, осадных орудий. 1877 год можно считать временем появления первой моторизированной части.

Машины на бензиновом топливе были взяты на вооружение 20 лет спустя. В архивных документах описывается 6-местный автомобиль французского производства. О полезных характеристиках транспорта отзывался министр путей сообщения.

Первые испытания легковых и грузовых автомобилей произошли летом 1902 года. В войсковых учениях была задействована техника иностранного и отечественного производства. Военным было важно оценить маневренность техники. Поэтому испытания проводились в дневное и ночное время, по полному бездорожью с крутыми спусками и подъемами. Самым прочным и надежным оказался автомобиль российского инженера Луцкого. Он легко справлялся с подъемами, на ровной местности развивал скорость до 45 км в секунду.

Российское командование предприняло попытку использования автотранспорта в начале русско-японской войны (1904 год). Но сложность местности, погодных условий, а также несовершенство техники сделало ее применение неэффективным.

В 1909 году военное ведомство после анализа данных полученных после очередных автопробегов принимает решение о необходимости создания специальных автомобильных рот. Вначале специализированные части были прикреплены к инженерным батальонам. Планировалось расширение их численного состава, но это невозможно было сделать без новых единиц техники и обученных водителей. Если в первом случае задача легко решалась закупкой автомобилей заграницей, то набирать в армию иностранных специалистов считалось нецелесообразным.

Поэтому 29 мая 1910 года было принято решение о создании специализированной школы для подготовки личного состава для автомобильных частей. Эта дата впоследствии становится днем автомобильных войск.

Традиции праздника военного автомобилиста

В число профессиональных дней праздник военного автомобилиста был внесен в 2000 году по приказу Министра обороны. К этому дню имеют отношение все военнослужащие, чья работа связана с автомобильным транспортом – водители, механики, ремонтники. Этот день считают своим профессиональным праздником инженеры и конструкторы, специалисты, занимающиеся изготовлением автотранспорта для нужд армии. Торжественные мероприятия также проходят в специализированных учебных заведениях.

В традициях праздника – вручение военнослужащим ценных подарков и грамот, вынесение благодарностей. Весомым поощрением за отличную службу могут стать юбилейные медали и знаки отличия, которые можно приобрести в ТПП «Челзнак».

Наградная продукция к памятной дате

Дата в 2019 году: в мае 29 числа, среда.

У водителей военных автомобилей есть свой праздник, который отмечают в России 29 мая. Профессия военного автомобилиста появилась в начале прошлого века – более ста лет назад. В этот день поздравляют всех водителей, механиков, инженеров, создающих военный транспорт. Для них звучат песни и стихи.

Когда празднуется 29 мая
Когда был учрежден 24 февраля 2000 года, приказом Министра Обороны РФ № 100, подписанным И. Сергеевым
Традиции Благодарности в личные дела, вручаются дипломы и грамоты, повышение званий и должностей, торжественная церемония

Военный транспорт исключительно важен и незаменим в войсках. От него зависит успешность проведения операций, скорость доставки необходимого снабжения, боеприпасов и личного состава. Специалистам данной области посвящен профессиональный праздник. День военного автомобилиста возник как дань уважения Вооруженным Силам РФ и их заслугам в поддержании обороноспособности России.

Когда, как и кто отмечает этот день

Рисунок 1. Военный автомобиль

День военного автомобилиста в 2019 году отмечается 29 мая. Этот праздник не является государственным выходным. Торжество будут праздновать служащие, которые имеют отношение к автомобильной технике, независимо от должности и звания. К ним относятся:

  • механики;
  • водители;
  • обслуживающий персонал;
  • инженеры;
  • конструкторы автозаводов;
  • сотрудники фабрик, которые изготавливают соответствующие запчасти.

Праздник подразумевает застолье с друзьями, родственниками, близкими людьми. Виновников торжества поздравляют, произносят тосты, традиционные пожелания «ни жезла, ни гвоздя». СМИ публикует различные материалы с главными героями в статьях – солдатами. В 2019 г. планируются вручение дипломов, грамот, благодарственные записи в личные дела.

Этот день в особом формате празднуется жителями городов, в которых производится колесная техника. В таких населенных пунктах событие носит широкий масштаб, отмечает его все население.

29 мая 2016 г., торжественная церемония

Знаменательные события, связанные с этим днем

В 1912 г. произошло грандиозное мероприятие – автопробег, в котором принимали участие 52 грузовых автомобиля. Его устроило военное министерство России. Стартовали 19 сентября на Марсовом поле в Петербурге и преодолели около 2,5 тыс. километров. Мероприятие заняло 24 дня и позволило выбрать самые надежные автомобили, пригодные для плохих дорог. Для армии были закуплены грузовики марки Renault, которые впоследствии исправно служили в России в Первую мировую и Гражданскую войну.

Это интересно: О том, когда и как празднуют день пожарной охраны.

История Дня военного автомобилиста

Рисунок 3. 81-й Самарский полк, парк ГСМ-99, 2001 г.

Дата 29 мая берет начало в 1910 г. В это время была создана автомобильная рота для учебных целей. В ней проходила подготовка русской армии. Рота отлично выполнила свою задачу и впоследствии стала прообразом для основания автомобильной службы.

Праздник военного автомобилиста учрежден 24 февраля 2000 г. Указ подписал издал Игорь Сергеев – министр обороны Российской Федерации.

Во времена Великой Отечественной войны Советская армия насчитывала около 270 тыс. единиц разной автомобильной техники. В основном это были грузовики, которые выпустил завод им. Горького.

Как изменился военный автомобиль спустя век

Известные представители профессии

Героям-автомобилистам СССР был создан памятник под руководством профсоюза транспортников. Он расположен возле станции метро «Тропарево» в Москве. Монумент представляет собой фигуру водителя, который опирается на рулевое колесо. За его спиной находится гранитная стена, где высечены 17 фамилий со званиями «Герой СССР» и 53 – «Герой Социалистического труда».

Из списка можно выделить следующих за их большой вклад в развитие автомобильной техники и подвиги перед отечеством:

  • Артюх В.К.;
  • Перов Д.М.;
  • Гривцов А.И.;
  • Ефимов В.М.;
  • Земляных Ф.И.;
  • Назаренко П.И.;
  • Смирнов А.Т.;
  • Лютиков В.Н.;
  • Федюнин Е.П.;
  • Попов А.Е.

Рисунок 4. Памятник героям-автомобилистам

Фильмы, книги, песни, посвященные празднику

Про шоферов времен СССР снято множество фильмов. Подходящие к тематике праздника:

  • «Мировой парень» (1971 г.);
  • «Стервятники на дорогах» (1990 г.);
  • «Порожний рейс» (1963 г.).

Список книг:

  • А. Гайдар «Тайга»;
  • Ю. Мухин «Военная мысль в СССР и Германии»;
  • Дж. Макдевитт «Талант водителя»;
  • А. Рыбаков «Водители».

Список песен:

  • Л. Утесов «Песня военных корреспондентов»;
  • «Последний бой»;
  • «Священная война»;
  • Композиции И. Кобзона, А. Розенбаума, М. Гулько.

Песня военного автомобилиста (фронтового шофера) в исполнении Марка Бернеса:

https://etotprazdnik.ru/wp-content/uploads/2019/04/MBernesPesnyafrontovogoshofera.mp3

Песня водителя военного бензовоза. Наливник. (Голубые молнии):

https://etotprazdnik.ru/wp-content/uploads/2019/04/GolubyemolniiNalivnikpesnyavoditelyavoennogobenzovozaAfg_muzlishko.ru_.mp3

Поздравления военным автомобилистам в прозе и стихах

Поздравляю всех профессионалов водителей, а особенно тех, кто служит в вооруженных войсках! Пускай ваша жизнь движется в нужном направлении, и в России в любой непогожий день мощные фары всегда помогут попасть туда, куда зовет душа! Примите поздравления в ваш профессиональный праздник!

Да здравствуют профессионалы водители!

Счастливой нашей судьбы хранители!

Да здравствуют автомобилисты военные!

Вам мира и здоровья отменного!

Успехи пускай вас повсюду ждут,

Примите открытки, подарки, слова!

Дела пускай ваши прекрасно идут,

И будет прекрасен день торжества!

Александр, 16 апреля 2019.

29 мая — профессиональный праздник у тех, кто служит в автомобильных войсках. Без военных водителей не обходится, пожалуй, ни одно армейское подразделение: они перевозят солдат, вооружения, занимаются эвакуацией раненых. Как и в любом роде войск, в этом тоже есть своя элита: лучшие из лучших. Шофёры, которых в войсках ценят не меньше, чем снайперов. Их обучают в единственном стране специальном Центре подготовки.

Со стороны кажется, это просто песня «крепче за баранку держись шофер», но в центре контраварийной подготовки водителей, рассказывают, что даже спортсмены-разрядники после подобных упражнений такими выходят, что хоть выжимай. А ведь, что называется, «чайников» здесь нет — в центре учатся лучшие из лучших, водители из частей спецназа и ракетных войск стратегического назначения.

«Мы много слышим, сколько они лет за рулем, какой у них жизненный опыт, но это до первого контрольного упражнения, после него, как правило, все внимательно слушают и стараются выполнять указания инструкторов», — отмечает начальник учебного центра контраварийной подготовки водителей МО РФ Дмитрий Настоящий.

Указание инструктора — тот же приказ, подлежит немедленному исполнению. Все курсанты обязательно пристегнуты ремнями безопасности. Связь и координация — по рации. На полигоне смоделированы разные дорожные условия, с которыми могут столкнуться военные водители.

Здесь говорят: плохих дорог нет, есть дороги с разным покрытием, поэтому в учебном плане подготовки военных водителей есть и занятия на специальной трассе. Мостовая, рядом асфальт и, как говорят автолюбители, убитая бетонка, ее еще называют стиральной доской — настоящее испытания для людей и для техники.

Как преодолеть препятствие не снижая скорости? Приемы безаварийной езды пригодятся и обычным автолюбителям. Классическая ситуация — впереди «лежачий полицейский», но водитель заметил его слишком поздно. Многие в таких случаях спешат вдавить педаль тормоза в пол. Вот за это сразу двойка. Тормозить надо с умом.

«Перед препятствием за полметра резко отпускаем педаль тормоза и нажимаем на акселератор и получается, что автомобиль перескакивает препятствие», — поясняет начальник учебного центра конраварийной подготовки водителей МО РФ Дмитрий Настоящий.

Подполковник с полковничьей фамилией Настоящий пришел в этот центр из автоспорта. И таких энтузиастов своего дела здесь большинство. Названия для фигур высшего водительского пилотажа придуманы самими инструкторами. Например, «ель». Скорость небольшая — 60, максимум — 80 километров. Главное здесь — синхронность и слаженность действий. А построение «жук» используется при движении эскортом.

Занятия на скоростных трассах сменяют упражнения на пересеченной местности. Крутые спуски и подъемы. И гвоздь программы — водная преграда. При погружении в водоем глубиной два метра многотонный КамАЗ поднимает чуть ли не штормовую волну. Преодоление таких препятствий часто начинается с преодоления самого себя.

«Мы проводим определенный отбор и если видим, что водитель психологически не готов управлять автомобилем при создавшейся критической ситуации, то работаем в этом направлении. То есть на преодолении страха и нерешительности», — говорит заместитель начальника центра контраварийной подготовки МО РФ Анвар Асабаев.

Этот центр контраварийной подготовки военных водителей пока единственный в стране. Он существует всего один год. За это время здесь повысили квалификацию около полутора тысяч водителей от рядового до майора. Многие из них, вернувшись в части, стали инструкторами для новобранцев. Те, кто прошел такие водительские университеты, в глазах сослуживцев считаются уже асами.