Китайские самолеты пассажирские

Comac C919

Comac C919


Самолёт Comac C919 в первом полёте

Тип

пассажирский самолёт

Разработчик

Comac

Производитель

Comac

Первый полёт

5 мая 2017 года

Начало эксплуатации

2021 год (план)

Статус

предсерийные лётные испытания

Единиц произведено

Медиафайлы на Викискладе

Comac C919 — разрабатываемое китайской компанией Commercial Aircraft Corporation of China (Comac) семейство узкофюзеляжных пассажирских самолётов, рассчитанных на 168—190 посадочных мест.

Это будет крупнейший авиалайнер, спроектированный и построенный в Китае после экспериментального Shanghai Y-10 и второй самолёт компании после регионального COMAC ARJ21 Xiangfeng. C919 является частью долгосрочной цели Китая разрушить дуополию Airbus и Boeing, соответственно, этот самолёт будет конкурировать с Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, а также с российским МС-21.

История

Первый самолёт C919, разработка которого велась по инициативе китайского правительства, был представлен в Шанхае 2 ноября 2015 года. На этой презентации компании COMAC присутствовали около 4 тыс. официальных лиц правительства Китая и других гостей. По словам представителя компании, уже получен предзаказ от 21 покупателя в общей сложности на 517 таких самолётов. Как отмечается, лайнер может стать серьёзным конкурентом на рынке крупных пассажирских самолётов, таких как Airbus и Boeing.

16 апреля 2017 года в шанхайском аэропорту Пудун состоялись испытания самолёта на так называемое скоростное руление. Испытания заняли 3 часа. Самолёт был разогнан до 248 км/ч, скорости, близкой к скорости взлёта.

Первый полёт совершил 5 мая 2017. Во время продлившегося 79 минут полёта самолёт, оснащённый двигателями CFM LEAP-1С (англ.)русск., набрал высоту 3000 м и максимальную скорость полёта 315 км/ч.

Второй испытательный полёт состоялся спустя почти пять месяцев, 28 сентября, а третий – 3 ноября 2017 года. В ходе четвертого полёта, который состоялся по маршруту Шанхай-Сиань 10 ноября 2017 года, самолёт за 2 часа 24 минуты преодолел дистанцию в 1,3 тысячи километров. Во время испытаний машина поднялась на высоту в 7,8 тысячи метров.

17 декабря 2017 года свой первый полёт совершил второй, 28 декабря 2018 года – третий, 1 августа 2019 года – четвертый, а 24 октября 2019 года – пятый лётный экземпляр. До конца 2019 года планируется собрать ещё один C-919. Получение сертификата типа ожидается в 2021 году, а первые поставки заказчикам в 2022 году. На конец 2019 года компания COMAC имеет 305 твердых заказов на C-919.

Цена

Пока официальных расценок на самолёт С919 не представлено. Называется цифра в 50 млн долларов, что вдвое меньше стоимости аналогичных Boeing и Airbus.

Лидирующие по продажам в сегменте узкофюзеляжных самолётов Airbus A320 и Boeing 737 имеют стоимость от 72 до 120 млн долларов и от 78 до 108 млн долларов соответственно (в зависимости от модификации).

Спецификация

Внешние видеофайлы

Comac C919

C919-Mixed C919-All ECO C919-High Density
Экипаж 2
Пассажировместимость 156 (2- класса обслуживания) 168 (1- класс обслуживания) 174 (1- класс обслуживания)
Расстановка кресел в базовом исполнении 12 pax (97 см) + 144 pax (81 см) 168 pax (81 см) 174 pax (76 см)
Длина 38,9 м
Размах крыла 35,8 м
Площадь крыльев 129,15 м2
Wing Sweepback
Высота 11,95
Ширина кабины 3,9 м
Высота кабины 2,25 м
Ширина прохода
Ширина сидения
Вес
Максимальный вес с грузом 77 310 килограммов (170 400 фунтов) расширенный диапазон
Максимальная дальность полёта 4075 км 5555 км
Максимальная крейсерская скорость 0,85 M / 900 километров (560 миль) (расширенный диапазон)
Крейсерская скорость в час 834 километра (518 миль)
Разбег при максимальной взлётной массе
Потолок высоты 12 100 метров (39 700 футов)
Двигатели (2x) CFM International LEAP 1C / Comac CJ-1000A
Тяга двигателя 110 000–130 000 Н

Заказчики

На Август 2019 года, по данным FlightGlobal, имеются следующие заказы:

Авиакомпании

Дата Компания Заказ Опцион Примечание
15.11.2010 Air China 5 15
15.11.2010 China Eastern Airlines 5 15
15.11.2010 China Southern Airlines 5 15
15.11.2010 Hainan Airlines 15 5 Через Grand China Air
21.10.2011 Sichuan Airlines 20
13.11.2012 Joy Air 20
13.11.2012 Hebei Airlines 20
Всего 30 110

> Похожие самолёты

  • Airbus A320neo
  • Boeing 737 MAX
  • Bombardier CS300
  • MC-21
  • Ту-204СМ
  • Boeing 717

Примечания

  1. Greg Waldron. Comac C919 lands after uneventful maiden sortie (англ.), Flight Global (5 May 2017).
  2. Brenda Goh. China’s COMAC says first delivery of C919 jet planned for 2021 (англ.) (5 February 2018).
  3. Первый самолёт проекта С919 подымется в воздух через 8 лет, Xinhua News Agency (6 марта 2009). Дата обращения 8 сентября 2009.
  4. Lagorce, Aude Safran, подразделение GE выиграло контракт на поставку двигателей для будущих китайских самолётов. MarketWatch (21 декабря 2009). Дата обращения 20 марта 2010. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  5. China unveils jet at Asia’s biggest air show, Agence France-Presse (8 сентября 2009). Архивировано 12 сентября 2009 года. Дата обращения 8 сентября 2009.
  6. 1 2 Собств. корр. Самолёт C919 испытали на скоростное руление // www.ato.ru. — 2017. — 17 апр.
  7. Сайт «Комсомольской правды», Денис СУХОВ. Китайский авиалайнер С919 успешно завершил первый испытательный полёт (рус.), KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (5 мая 2017). Дата обращения 5 мая 2017.
  8. Собств. корр. Прошли лётные тесты второго прототипа самолёта C-919 // aircargonews.ru. — 2018. — 1 янв.
  9. Greg Waldron. Third C919 prototype operates first flight, Flightglobal (28 Dec 2018).
  10. Alfred Chua. The fourth prototype of the Comac C919 has completed its first test flight., Flightglobal (01 Aug 2019).
  11. 1 2 Alfred Chua. The fifth prototype of Comac’s C919 programme has completed its first test flight., Flightglobal (24 Oct 2019).
  12. (19 October 2011). ICBC Financial Leasing Co., Ltd. signs the agreement of 45 C919 orders with COMAC. Пресс-релиз.
  13. Toh, Mavis Bank of Communications’ leasing arm orders 30 C919s. Air Transport Intelligence. Flight Global (23 November 2011).
  14. Katie Cantle. China Aircraft Leasing orders 20 COMAC C919s, Air Transport World, Aviation Week (9 December 2011).
  15. BOC Aviation (14 February 2012). BOC Aviation Signs Launch Customer Agreement with Commercial Aircraft Corporation of China for 20 C919 Aircraft. Пресс-релиз.
  16. Katie Cantle. China’s ABC bank orders 45 C919s, Air Transport World, Aviation Week (29 June 2012).
  17. Hashim, Firdaus China’s ABC Leasing orders 45 C919s. Flight Global (2 July 2012).
  18. CCB Financial Leasing orders 50 C919 passenger aircraft (19 September 2012).
  19. 400 orders for C919 show sky-high confidence. chinadaily.com.cn (29 October 2013).
  20. Katie Cantle. COMAC wins more orders for C919, ARJ21, Air Transport World, Aviation Week (12 November 2014).
  21. Toh, Mavis Huaxia Financial Leasing signs LOI for 20 C919s. Flight Global (30 January 2015).
  22. 1 2 Toh, Mavis. Comac wins lessors’ orders for 23 C919s, Flight Global (1 November 2016).
  23. Mavis Toh. Everbright Financial Leasing s igns for 30 C919s, Flightglobal (13 June 2017).
  24. 1 2 3 4 Bradley Perret. Hainan, Gecas To Be Among First Customers For C919, Aviation Week (16 November 2010).
  25. Cantle, Katie. Sichuan Airlines inks firm order for 20 C919s, Air Transport World, Aviation Week (21 October 2011).
  26. 1 2 Comac (13 November 2012). COMAC signs C919 Aircraft Purchase Agreement and MOU with domestic and foreign customers, making total C919 orders hit 380. Пресс-релиз.

Новый китайский пассажирский самолет C919, крупнейший авиалайнер, спроектированный и построенный в Китае, 5 мая 2017 года совершил первый полет, сообщает «Синьхуа». Как уточняет Flightglobal, первый полет самолета состоялся в аэропорту Пудун в Шанхае в 14:00 по местному времени (9:00 по времени Москвы). Испытания лайнера признали успешными.

Первый полет является важнейшим этапом в разработке любой авиационной техники. Он позволяет проверить, насколько верными оказались те или иные решения, примененные конструкторами во время разработки. Во время первого полета специалисты обычно проверяют работу бортового оборудования и управляемость самолета.

Во время испытаний первого полета самолет поднялся на высоту трех тысяч метров. Летчики-испытатели проверяли работу систем управления, бортовое оборудование, двигатели, управляемость. В общей сложности проверки проходили по 15 параметрам. Все проведенные проверки на самолете признаны успешными. Перед первым полетом C919 прошел рулежные испытания.

В ближайшее время летные испытания нового китайского пассажирского продолжатся. По данным китайской корпорации COMAC, занимающейся разработкой лайнера, в ходе программы летных испытаний C919 должен провести в воздухе 4200 часов. Первый пассажирский рейс новый самолет должен совершить через три года. В общей сложности COMAC получила заказы на поставку 570 новых лайнеров.

C919 имеет в длину 38,9 метра и размах крыла 35,8 метра. Лайнер будет выпускаться в трех вариантах, рассчитанных на перевозку 156, 168 и 174 пассажиров соответственно. Максимальная взлетная масса самолета составляет 77 тонн. Лайнер рассчитан на полеты на скорости в 834 километров в час на расстояние до 5,5 тысячи километров.

Китайские разработчики намерены активно поставлять C919 на экспорт. По оценке COMAC, на мировом рынке новый лайнер будет конкурировать с европейским Airbus A320neo, американским Boeing 737 MAX, канадским Bombardier CS300 и российским МС-21. Первый полет последнего ожидается в мае текущего года.

В январе прошлого года COMAC открыла специальный аэродром, на котором будут проводиться опасные испытания авиационной техники. В первую очередь он предназначен для испытаний перспективного китайского узкофюзеляжного пассажирского самолета C919. Аэродром открылся в Дунъине провинции Шаньдун. Он расположен примерно в 750 километрах от аэропорта Пудун.

Изначально стрессовые испытания C919 планировалось проводить в Пудуне, однако затем его признали неподходящим для них. К опасным испытаниям авиационной техники, в частности, относятся проверки на аварийную безопасность. Например, все перспективные самолеты обязаны проходить испытания прерванным взлетом, прерванным заходом на посадку, сбросом топлива или сбоем силовых установок.

Василий Сычёв

Китай ускоряет работу по созданию своего магистрального лайнера C919

Китайский магистральный узкофюзеляжный самолет C919 еще не прошел сертификационные испытания, а уже становится одним из самых востребованных лайнеров в своем сегменте.

Реклама

В феврале Китайская корпорация коммерческих самолетов (COMAC), занимающаяся производством С919, сообщила, что уже получила свыше 800 заказов на новый самолет от 28 отечественных и иностранных покупателей.

Подписанием соглашения с китайской финансовой компанией «Хуажун» на 30 самолетов COMAC довела свой портфель заказов на С919 до 815 штук.

C919 — первая серьезная попытка китайских авиаконструкторов закрепиться в нише узкофюзеляжных самолетов и потеснить дуополию Airbus и Boeing на этом рынке. Руководство страны связывает с этим лайнером надежды уйти от жесткой зависимости от иностранных поставщиков авиатехники.

В долгосрочной перспективе и в случае успешной эксплуатации данных самолетов С919 может стать более дешевой заменой Airbus320 и Boeing 737, которые держат отпускную цену на уровне $70-120 млн по сравнению с $50 млн за китайский лайнер,

отмечает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

Разработкой и производством С919 COMAC занимается с 2008 года. Первый образец нового лайнера сошел с конвейера на сборочном предприятии в Шанхае в ноябре 2015 года. Первый испытательный полет он совершил в шанхайском международном аэропорту Пудун 5 мая 2017 года, всего на три недели опередив российского конкурента — МС-21. «Детище» отечественной корпорации «Иркут» поднялось в небо 28 мая 2017 года.

С919 и МС-21 часто сравнивают. Работы над обоими самолетами начались почти одновременно — в 2006 году, с той лишь разницей, что у российских конструкторов за плечами богатый опыт и советское наследие по созданию гражданских среднемагистральных лайнеров, в том числе узкофюзеляжных, а для китайских мастеров это во многом первая ласточка.

Китайский производитель неоднократно подчеркивал, что намерен создать самый надежный и безопасный самолет. И при этом дешевый.

Возможно, один из секретов успеха в том, что проект C919 не является собственно китайской разработкой. К нему привлечено несколько западных компаний. Так, часть авионики, включая системы коммуникации, навигации и контроля, поставляют Rockwell Collins из США и ее китайские партнеры. Двигатель LEAP-1C производит CFM International — совместное предприятие американской General Electric и французской Safran. Подобные установки используются также на некоторых самолетах Airbus и Boeing. Вычислительную систему, дисплеи для кабины пилотов и черные ящики поставляют GE Aviation и AVIC Systems, системы энергоснабжения — Hamilton Sundstrand и AVIC Systems.

В перспективе китайцы намерены оснастить самолет собственным двигателем. Так же как и МС-21, C919 будет производиться как с двигательной установкой PW-1400G производства компании Pratt & Whitney, так и с российским ПД-14, который уже прошел сертификацию Росавиации.

Несмотря на меньшую дальность полета на 1,5 тыс. км по сравнению с основными конкурентами Airbus320, Boeing 737 и MC-21, преимущество С919 заключается в максимальной крейсерской скорости — 901 км/ч, а также в меньшем расходе топлива по сравнению с конкурентами, отмечает Анастасия Соснова.

На данный момент С919 существует в количестве трех летных экземпляров: самолет прошел весь цикл наземных испытаний, а также совершил перелеты из Пекина в города Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Хайлар во Внутренней Монголии и Санья на острове Хайнань.

При этом недавно информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на пресс-службу COMAC сообщило, что планируется ускорить проведение летных испытаний самолетов С919. Так, в этом году количество лайнеров, задействованных в испытательных полетах, достигнет шести. COMAC также рассматривает возможность начать их серийное производство. Сами испытательные полеты в сложных погодных условиях будут проходить на нескольких базах страны.

В следующем году самолет должен пройти сертификацию, а первые коммерческие поставки С919 намечены на 2021 год.

Если не будет больших проблем в сертификации, то успеть до конца 2021 года — реально, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, первую поставку и более-менее интенсивные коммерческие продажи новых лайнеров разделит года три.

Учитывая, что предварительные работы над С919 начались еще в 2010 году, а также тот факт, что С919 был впервые представлен публике уже в 2015 году, а в 2017 начались первые летные испытания, Китай вполне может справиться с запуском самолета до 2021 года, соглашается первый вице президент Опоры России Павел Сигал.

Однако, считают эксперты, говорить о конкуренции этого лайнера на глобальном рынке пока преждевременно.

Кроме того,

конкурировать ему придется не только с Airbus320 и Boeing 737, но и с российским аналогом. В начале марта после второй катастрофы Boeing 737 MAX и временного отказа всех эксплуатантов от использования этого лайнера в ряде СМИ появилась информация, что Пекин проявляет интерес к МС-21.

С согласованием сертификационных процедур у МС-21 пока никаких проблем нет, запуск в серийное производство планируется с 2021 года, что идет бок о бок с китайским С919, обращает внимание Сигал.

Проблемы у МС-21 могли возникнуть из-за санкций: ранее из-за запрета американского регулятора производители из Японии и США отказались поставлять в Россию композитные материалы, необходимые для изготовления уникального крыла лайнера.

Однако 22 марта вице-премьер Юрий Борисов оценил потребность российского рынка в МС-21 в 860 единиц и заверил, что уже предприняты необходимые мероприятия для импортозамещения композитов.

«Мы уже убеждены в этом, что перепроектирования конструкции, крыла, не потребуется», — заверил вице-премьер.

Китайский рынок авиаперевозок очень большой и один из самых бурно растущих. По прогнозу Boeing, потребности Китая в гражданских самолетах на ближайшие 20 лет составят 7,24 тысяч новых лайнеров на $1,1 трлн. При этом на долю узкофюзеляжных воздушных судов придется три четверти поставок самолетов в КНР.