Какую пушку ставить на ис 3

Класс тяжелой бронетехники является одним из популярнейших среди пользователей игры «Мир танков». Огромные, защищенные толстой сталью от верхних люков до нижнего бронелиста. Несущие на себе крупнокалиберное вооружение, способное несколькими попаданиями оставить от врага груду чадящего железа. Разнообразие машин таково, что можно запросто потеряться в их рядах. А выбрать для себя еще сложнее.

ИС-3 остроносый тяжёлый танк

Но есть экземпляры, которые притягивают к себе взгляд одним своим внешним видом. А их возможности в бою дают уверенность, что выбор был правильным. Одним из них является ИС-3, тяжелый танк 8 уровня советской ветки развития.

Ух ты! Есть динамика и маневренность

Глядя, с какой скоростью «Щука» (прозвище техники в игре «Мир танков») рассекает по широкому полю «Прохоровки», даже не верится, что это тяж. Максимальная скорость движения с топовым двигателем составляет 38 километров в час. Сразу становится понятным, что если вдруг во время схватки станет скучно, то всегда есть возможность развеяться.

Рвануть по флангу в обход основных сил неприятеля, проскочить мимо зазевавшихся пэтэшек врага, и выйти в его тыл, устроив полный разгром неповоротливой самоходной артиллерии. Маневренность машины чуть ниже. Но не критично. Тридцать градусов в секунду крутится корпус с установленной топовой ходовой. При желании всегда можно успеть встретить врага лобовой броней.

Броня крепка? Попробуем разобраться

Кстати, о защите. Толщина лобовой брони топовой башни составляет 249 миллиметров. Если сражаться с одноклассниками, техникой восьмого уровня, то можно смело выставлять ее, не боясь получить сильный урон. С танками высших уровней такой маневр может быть чреват большими повреждениями. А вот с броней корпуса все обстоит гораздо хуже. Жалкие 110 миллиметров подсказывают, что показывать даже лобовую проекцию не стоит. Себе дороже выйдет! Такое мнение может сложиться у людей, ни разу не видевших «тройку». Уникальный силуэт с клиновидным носом – визитная карточка этого танка.

Бронелисты лобовой брони корпуса расположены под углом друг к другу, создавая сильные наклонные плоскости. И получается, что большинство вражеских бронебойных снарядов будут попросту рикошетить, не причиняя машине никакого вреда. Даже нижний бронелист, который является слабым местом практически всей техники World of Tanks, поднят вверх, и также образует наклонную плоскость. Сделать в нем пробоину способно орудие очень большого калибра.

Щучий нос делает машину практически неуязвимой при одном условии. Если ИС-3 стоит лицом к врагу без малейший поворотов корпуса вправо или влево. Стоит игроку чуть довернуть танк, как неуязвимые плоскости поворачиваются к неприятелю под прямым углом. И тогда все, пиши пропало! Пробитие и повреждения гарантированы!

Как дела с пушкой? Все сложно

Уже выяснилось, что «Щука» — машина динамичная, со специфичной броней. Грамотно владея танком, геймер способен на многое. Осталось выяснить, чем вооружен этот тяж?

Ух ты, целых четыре орудия на выбор. Естественно, при условии, что они все открыты за боевой опыт. Но присмотревшись, можно испытать целую гамму самых противоречивых чувств. Например, выясняется, что все пушки, как на подбор, страдают низкой точностью. Лучшие показатели выдает топовый образец — БЛ-9. 122 миллиметровое орудие имеет разброс 0,4 метра на сотню. Цифры подсказывают, что стрелять со второй-третьей линии наступления или обороны будет очень сложно. Оптимальный вариант – бить неприятеля практически в упор.

Зато у этого же экземпляра лучшее пробитие среди остальных – 225 миллиметров. У остальных – 175 мм. БЛ-9 имеет еще несколько недочетов. Скорость сведения составляет 3,4 секунды. Без дополнительного оборудования, усиленных приводов наводки, в бою делать нечего. Заодно, в ангаре жизненно необходимо позаботиться об орудийном досылателе. 13 секунд с небольшим на подготовку одного выстрела чересчур долго. За это время можно и в ангар отправиться. После всей негативной информации возникает единственный вопрос: «В чем смысл использования такой пушки?» И на него есть ответ.

Орудие обладает мощнейшим уроном. Попадание бронебойного снаряда выбивает из противника 390 единиц жизненной силы. Если учесть, что большинство танков восьмого уровня имеют 1500 hp (плюс-минус), то два-три таких попадания могут оказаться смертельными для техники.

«Щука» в бою

Наличие специфических качеств не оставляет простора для воображения. ИС-3 игры «Мир танков» замечательный танк поддержки. Сопровождать более бронированных собратьев во время сражения, прикрывать их фланги от назойливых СТ и светляков врага. Вовремя прийти на помощь союзнику, подарив болванку неприятелю, стоящему со сбитой гусеницей.

Уже упоминалось выше, что можно устроить рейд по флангам и тылам противоборствующей команды. Вот только делать это в одиночку крайне не рекомендуется. Зато компания из двух-трех средних танков будет очень подходящий. В составе такой группы можно неплохо повоевать.

Все гайды по World of Tanks

Советский танк ИС-3 – не ко времени и не к месту

На эмблеме танковых войск России до сих пор изображён танк, который не может похвастаться ни выдающейся боевой карьерой, ни повсеместным распространением, ни революционной конструкцией (хотя новаторских решений там хватало). Однако символом рода войск стал именно он – тяжёлый танк ИС-3, иногда называемый «щука» за характерный внешний вид.

ИС-3 не удалось заменить своего предка ИС-2 в строевых частях даже после модернизаций. А они (модернизации) не смогли значительно повысить его качества. А ведь сама по себе «щука» был вовсе не плоха.

История создания

Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.

С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.
Летом того же года проект был одобрен, а к осени был собран первый прототип. Второй опытный образец имел внутризаводское обозначение «Кировец-1». От ИС-2 он отличался уже значительно – имел полностью новый корпус и вновь разработанную башню в виде приплюснутой полусферы. Трансмиссию «Кировца» усилили. Узнав о результатах испытаний будущего ИС-3, Жозеф Котин, возглавлявший тогда Опытный Завод при ЧКЗ, предложил свой вариант усиления брони.

Конструкторам Опытного Завода удалось разработать оригинальную схему бронирования носовой части танка, ставшую известной под прозвищем «щучий нос» – её и предложил использовать Котин.

Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.

Конструкция

Корпус танка ИС-3 отличался от корпуса ИС-2 не только расположением листов брони. Из его конструкции, например, полностью исключили литые детали. Знаменитый «щучий нос» представлял собой лобовую деталь из двух листов, расположенных под двойным углом, в виде клина, вытянутого вперёд. Листы имели толщину в 110мм. Нижняя часть бортов «щуки» толщиной 90мм – вертикальная, а верхняя выполнялась с обратным наклоном в 60⁰.

Надгусеничные ниши, образованные наклонённым бортом танка, снаружи закрывались бронированными бортами, фактически выполнявшими роль противокумулятивных экранов. Корытообразное днище «щуки»имеет толщину 20мм. Кормовые бронеплиты – толщиной в 60мм. Башня танка – литая, фактическая толщина её стенок колебалась от 255 до 110мм, но благодаря рационально подобранным углам наклона эквивалентная толщина брони была не ниже 160мм.

Внутри танка ИС-3 тоже произошли изменения. Пост механика-водителя остался на прежнем месте – в центре носовой части корпуса. Теперь вместо смотровой щели для наблюдения мехвод пользовался сдвижным люком в крыше, а в бою – смотровым перископом. Командир машины, наводчик орудия, и заряжающий размещались в башне «щуки». Контролировать обстановку каждый из них с помощью таких же перископов МК-4, как и у водителя.

Рациональное объяснение отсутствию у ИС-3 командирской башенки найти сложно – опыт войны доказал её незаменимость.

Однако, командирский перископ отличался возможностью управлять башней с помощью кнопки электропривода. Теперь командир, обнаружив цель, мог нажатием кнопки немедленно развернуть на неё башню. Связь на ИС-3 обеспечивалась радиостанцией 10РК-26. С ней соединялось переговорное устройство ТПУ-4 для переговоров экипажа.

Огневая мощь ИС-2 нареканий не вызывала, поэтому на ИС-3 вооружение осталось прежним – 122мм орудие Д-25Т и спаренный с ним пулемёт ДТМ калибра 7,62мм. От курсового пулемёта и от пулемёта для обстрела задней полусферы отказались. У башенного люка «щуки» установили зенитный пулемёт ДШКМ калибра 12,7мм, снабжённый коллиматорным прицелом. Для наведения на цель пушки применялся прицел ТШ-17 четырёхкратного увеличения. Возможность стрелять с закрытых позиций обеспечивал уровень.

Размещение боекомплекта к пушке на ИС-3 рационализировали. Большинство снарядов укладывалось вертикально вдоль стенок башни, часть гильз находилась в носовой части корпуса, в укладках по обе стороны от водителя (на месте топливных баков). Новых снарядов «щука» не получила – использовались бронебойная «болванка» БР-471 и осколочный ОФ-471.

Интересно, что из-за большей длины осколочного снаряда его можно было помещать не во все укладки. Для самообороны в распоряжении экипажа «щуки» имелись пистолеты-пулемёты ППС и 25 гранат Ф-1 (либо РГ-42).

Поскольку подвижность ИС-2 тоже считалась удовлетворительной, то двигатель и ходовая часть ИС-3 остались в основном неизменными. Дизель В-11ИС-3 отличался от В-2ИС только повышенной надёжностью, а мощность развивал такую же – 520 л.с. Топливные баки, перенесённые из боевого отделения, находились у бортов моторного отсека. Четыре дополнительных бака, которые устанавливались снаружи на корпус, на «щуке» были включены в общую систему питания.

Сохранилась на ИС-3 четырёхступенчатая коробка передач, фактически имевшая восемь скоростей за счёт демультипликатора. Танк имел независимую торсионную подвеску. ЗИП хранился в надгусеничных нишах между внешним бортом и основным.

История службы

«Презентация», как бы сейчас сказали, ИС-3 произошла 7 сентября 1945 года во время парада в Берлине, посвящённого окончанию Второй Мировой Войны. Танк должным образом впечатлил представителей западных армий, да и советские маршалы считали, что именно «щуки» станут хребтом обновлённых танковых войск.

Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.

Танк, который должен был избавиться от «детских болезней» ИС-2 приобрёл новые, собственные. А качество сборки не повысилось. Как раз в военное время это можно было терпеть – танк, если и не погибал безвозвратно в первых боях, вскоре ушёл бы на восстановление, а за год мог вообще устареть и уйти на слом. А в мирное время «жить» с постоянно ломающимися «щуками» предстояло годами. У ИС-3 продолжались отказы двигателей и трансмиссии, а главное – корпус сложной формы не обладал нужной жёсткостью и легко повреждался.

В итоге с 1948 года все выпущенные «щуки» отправились на «устранение конструктивных недостатков» – фактически, на восстановление. У машин усиливали корпус, устанавливали более прочные фрикционы. Вносились и другие улучшения – например, заменили радиостанции. Танк в итоге потяжелел на три тонны – до 48800 кг. В середине 50-х годов «щуки» модернизировали до стандарта ИС-3М. Снова усилили жёсткость корпуса, двигатель В-11 заменили на В-54, а в конструкцию коробки передач ввели маслорадиатор.

В боекомплект вошёл снаряд БР-471Д с бронебойным наконечником. Этот наконечник из мягкой стали препятствовал рикошету снаряда при встрече с бронёй. Проще говоря – такие снаряды лучше действовали по броне с большими углами наклона. Перископ командира заменили прибором ТПК-1 с пятикратным увеличением, а водитель «щуки» получил прибор ночного видения и инфракрасную фару. Стал возможным запуск мотора от внешней сети, через розетку на корме. Оружие самообороны экипажа заменили автоматами АК.

Поучаствовать в военной операции советским танкам ИС-3 довелось только однажды – в 1956 году во время «подавления контрреволюционного мятежа» в Венгрии, народ которой требовал выхода страны из Организации Варшавского Договора. Достоверно известно об одном уничтоженном в той операции ИС-3 – фото танка с сорванной взрывом башней широко известно.

Позже, в период обострения отношений с Китаем «щуки», вместе с другими тяжёлыми танками – ИС-2 и ИС-4 задействовали для усиления дальневосточных границ – некоторые танки стояли на боевом дежурстве, а некоторые – зарывались в землю, как ДОТы.

Другие ИС-3 использовались, как мишени на полигонах – сохранился, например, отчёт об испытании неуправляемой ракеты С-25, попадание которой оставило от ИС-3 только днище и лобовые листы брони. При этом танки «ухитрились» пережить Советский Союз – с вооружения их официально сняли только в 90-е годы.

В странах ОВД ИС-3 энтузиазма не вызвал – Польша и Чехословакия, которым «щуки» направили на ознакомление, интереса не проявили. В КНДР из поставленных ИСов составили два полка тяжёлых танков, но об их судьбе с тех пор ничего не известно. Зато «щуки» активно поставлялись в Египет. Их применение ожидалось уже во время Суэцкого Кризиса, однако этого так и не произошло. На протяжении 60-х годов парк египетских ИСов продолжал пополняться, а в 1967 году наконец-то пошли в ход.

Оказалось, что 122мм пушка превосходит 90мм орудия израильских танков по дальности – её скорострельность и прицельное оборудование оказались уже ниже всякой критики. Броня защищала «щуки» от устаревших «Базук» израильской пехоты, и давала некоторую защиту от упомянутых 90мм орудий. Но даже танки с 90мм пушками превосходили ИС-3 по маневренности, а от 105мм пушки L7 броня «щук» вообще не защищала.

В ряде столкновений египетские ИС-3 были побеждены модернизированными «Шерманами». Эффективно «щуки» могли действовать только с большой дистанции или из засад.

Широко тиражируется эпизод, в ходе которого израильский десантник поразил ИС-3, атаковавший штаб батальона парашютистов, гранатой, попавшей в открытый люк. Якобы египтяне шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстро «эвакуироваться». В действительности же механик-водитель открыл свой люк, чтобы лучше сориентироваться. Точный тип гранаты уже не установить – разные источники называют либо винтовочную, либо выстрел от «базуки».

В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.

Хотя трофейные «щуки» несколько лет показывали на парадах, применение танкам в итоге нашлось только одно. Как и в СССР, ИС-3 сделали элементом укреплённых линий. Напомним, что трофейные машины Т-55 и Т-62 в Израиле перевооружались и активно использовались.

Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.

Но последняя глава в боевой карьере «щуки» оказалась, неожиданно, написана в 2014 году. Ополченцы Донецкой Республики привели в рабочее состояние стоявший на постаменте ИС-3 и использовали его в боях, применяя боеприпасы от 122мм гаубиц. После того, как весь боекомплект был израсходован, танк бросили, и он был захвачен силами Украины.

Тактико-технические характеристики

Прямого аналога у ИС-3 во время его производства не было. Производство танков в Германии после войны надолго встало, а британские и американские тяжёлые танки в то время не выходили из стадии разработки. Можно, однако, сопоставить параметры «щуки» с характеристиками как предыдущего советского тяжёлого танка, так и следующего.

ИС-2 ИС-3 ИС-3М Т-10М
Масса, тонн 46 46 46 51,5
Длина, м 6,7/9,8 6,9/9,8 6,9/9,8 7,2/9,7
Высота, м 2,63 2,4 2,4 2,5
Вооружение 122 мм пушка, 3х7,62мм пулемёта, 12,7мм пулемёт 122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт 122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт 122мм пушка, 2х14,5мм пулемёта
Максимальная толщина брони, мм (корпус/башня) 120/100 110/250 110/250 120/250
Максимальная скорость, км/ч 37 40 40 50
Запас хода, км 240 185 300 350
Преодолеваемые препятствия, м (высота стенки, глубина рва) 1,0/2,5 1,0/2,5 1,0/2,5 0,9/3

Очевидно, что ИС-3 сам по себе был удачной и уместной эволюцией предшественника. Конструкторам «щуки» удалось повысить защищённость танка, не получив при этом заметной прибавки к массе. Убранные в моторный отсек топливные баки повысили безопасность экипажа, а новое размещение боеукладки было удобнее.

А вот ИС-3М, «окончательная» модификация, отличался в «тактическом» плане только увеличившейся массой и водительским прибором ночного видения. Но в то же время, когда ещё шла модернизация «щук», на вооружение приняли танк Т-10М. Он оснащался полным комплектом приборов и прицелов ночного видения, имел новую пушку со стабилизатором, в боекомплект входили подкалиберные и кумулятивные снаряды. Он превосходил ИС-3 по всем качествам.

Если бы Вторая Мировая Война затянулась – ИС-3 наверняка нашёл бы достойное место и получил хорошую репутацию.

Если бы качество его сборки было выше – танков могли бы выпустить больше, и они не потребовали бы немедленной реконструкции. Но к концу 50-х годов «щука» уже устарела, и как показал опыт войны 1967 года, в современном бою большой пользы принести не могла. А отказ израильтян заниматься доработкой ИС-3 может служить подтверждением низкого потенциала для дальнейших модернизаций.

Советский исследуемый тяжёлый танк восьмого уровня World of Tanks — ИС 3. По своим тактико-техническим параметрам, ИС-3 считается тяжёлым танком прорыва.

Тактико-технические характеристики ИС 3

Для более углубленного понимания советского тяжа ИС-3 необходимо разобрать полностью обзор всех возможностей. ИС 3 имеет неплохую для тяжа динамику, сокрушительный урон за выстрел — 390 единиц, отличное бронирование и экранированные борта.

Эти особенности позволяют комфортно чувствовать себя в любых ситуациях на полях сражений. В зависимости от позиции в списке команды, танк можно использовать по-разному. С одноклассниками – ИС-3 может прорывать направление, уверенно вытанковывая урон.

С высокоуровневыми противниками танк может поддерживать атаку сокомандников. Кроме этого, тяж может быстро менять фланги, выполняя функцию среднего танка.

Разумеется, что даже знаменитый «щучий нос», который является визитной карточкой третьего ИСа, не лишён недостатков. При постановке ромбом, повышается риск пробития ВЛД. Кроме этого, нарекания вызывают запас прочности, небольшой радиус обзора — 350 метров и слабые углы вертикального наведения орудия.

Перки на ИС 3

Экипажа танка ИС 3 состоит из 4 человек. Выбор выкачиваемых перков для ИС-3, характерен для любого тяжёлого танка в игре. Из персональных навыков, можно использовать такой набор:

«Шестое чувство» — обязательный навык для командира.
«Плавное вращение башни» — пригодится наводчику.
«Король бездорожья» — поможет механику-водителю.
«Бесконтактная боеукладка» — идеально подходитзаряжающему.

Среди обязательных перков выкачиваются следующие умения: «Скорость ремонта», «Боевого братства», «Маскировки». Обратите внимание, что к выбору умений нужно относиться рекомендательно.

Например, вместо «Маскировки» для механика-водителя можно выкачать перк «Король бездорожья». Это сделает танк более заметным, зато повысит параметры проходимости по сложным грунтам.

Оборудование на ИС 3

Чтобы скрыть недостатки машины, необходимо правильно подобрать дополнительное оборудование. Основная задача игроков на ИС-3 – это максимально реализовать наносимый урон, который, кстати, составляет 390 единиц за выстрел.

Кроме этого, не нужно забывать о посредственной точности, не самом хорошем времени сведения и стабилизации. Поэтому оптимальный набор модулей будет выглядеть таким образом:

  • Досылатель.
  • Вентиляция.
  • Стабилизация вертикального наведения.

Нужно уточнить, что некоторые игроки предпочитают ставить усиление приводов наводки, сокращая время сведения, против улучшения всех характеристик машины. Однако такой выбор зачастую неоправдан.

Дело в том, что вентиляция даёт дополнительный бонус ко всем характеристикам, в том числе и скорости сведения. Если выкачать всем членам экипажа навык «Боевого братства», то получается полноценный бонус, равносильный использованию дополнительного пайка. Кроме того, это сокращает время перезарядки орудия, что позволяет уверенно ощущать себя в ближнем бою.

Выбор снаряжения

Здесь тоже всё выглядит довольно стандартно для этого класса техники. В частности, выбор для ИС-3 будет следующим:

  1. Огнетушитель (ручной).
  2. Ремкомплект (малый).
  3. Аптечка (малая).

Вместо огнетушителя можно сделать выбор в пользу доппайка, чтобы получить дополнительный бонус к навыкам танкистов.

Куда пробивать ИС 3

Самый главный вопрос новичков, куда проще всего пробить ИС 3 в бою. Всё очень просто, щучий нос легко пробивается если знать значения пробития своего ордуия, на изображении ниже представлено детальное обозначения зон пробития ИС 3.

Основные места, нижний броне лист, стрельба в ВЛД желательна только если пробитие больше 205 мм. И главное не попасть в закрепленный гусеничный трак, ведь он добавляет 20 мм бронирования.

Как играть на ИС 3

Для определения тактика ведения боя на ИС 3, начать следует с того, что машина очень легко осваивается даже неопытными игроками. Кроме того, не будем забывать, что «тройка» – это машина первой линии, поэтому не нужно настреливать дамаг по чужому засвету скрываясь в зелёнке.

Танк должен находиться впереди, максимально пользуясь мощью своего орудия. При этом, бросаться в гордом одиночестве в кучу врагов явно не стоит: светляки и ст запросто «заклюют» любого тяжа. Кроме этого, характерная для «советов» низкая точность и долгое сведение не способствуют перестрелкам на расстоянии. Поэтому идеальные условия для ИС-3 – это городские карты.

Чтобы полностью насладиться высоким потенциалом техники, необходимо научиться грамотно играть от брони: держаться в укрытии, подставлять башню и танковать бортовыми экранами. Кстати, экраны гасят попадания не только от одноклассников, но и высокоуровневых противников.

Если появляется необходимость покинуть укрытие, не стоит выезжать ромбом, надеясь на рикошет. В таком положении, ВЛД встаёт плоскостью, соответственно при попадании гарантированно будет пробитие.

ИС-3 один из немногих танков в игре, который ловит рикошеты под прямым углом: «щучий нос» выполняет свою функцию. При этом не нужно забывать о танце: отклонение корпуса из стороны в сторону под углами в 5-10 градусов. Этот приём затрудняет выцеливание слабых мест, повышает вероятность непробития и даёт время на перезарядку орудия.

ИС-3 хорошо чувствует себя в клинче, но только с противниками, равными по силуэту. Сходясь с высокими машинами, ИС подставляет крышу башни, где всего 20 мм брони. Всегда помните один важный нюанс: любой танк хорошо танкует с полным запасом прочности. Поэтому отсиживаться в кустах на такой машине со 100% здоровья будет просто верхом безумия.

Танк ИС-3

Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.

Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.

46,0 — 46,5 т
длина 6900 мм
ширина 3150 мм
высота 2450 мм
4 человека
1×122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ
28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм
лоб корпуса 120 мм
лоб башни 250 мм
В-11-ИСЗ
520 л.с.
40 км/час
340 км

Из истории создания

Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.

Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, «обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков «Тигр» и «Пантера» со всех дистанций». Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

В итогах отчета по испытаниям было сказано:
«Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».

При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный «щучий» нос.

На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.

Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении «по-походному» и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.

Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.

Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.

30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 («Объект 703») № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.
К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе — сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.

Рассказы об оружии. Танк ИС-3 снаружи и внутри


Разработка танка ИС-3, или танка проекта «Кировец-1», началась летом 1944 года, после тщательного изучения и анализа новых немецких танков. Работы начались сразу в двух ОКБ: Челябинского Кировского завода, где главным инженером и конструктором был М. Ф. Балжи, и опытного завода №100, которым руководил Ж. Я. Котин.
Оба проекта были представлены на утверждение наркому танковой промышленности В. А. Малышеву. Ознакомившись с проектами, Малышев принял нестандартное и довольно рискованное решение: башню взять из проекта М. Ф. Балжи, а корпус из проекта Ж. Я. Котина.
Испытания образца проходили под надзором маршала танковых войск СССР П. А. Ротмистрова. Маршал лично ознакомился с танком и произнес приговор: «Вот такая машина нужна армии!»
Тактико-технические характеристики ИС-3.

Полная масса: 45800 кг.
Экипаж: 4 чел.
Длина: 6,9 м.
Ширина: 3,15 м.
Высота: 2,45 м.
Бронирование:
— корпус: 20-110 мм;
— башня: 110-220 мм;
— маска и лоб башни: 250 мм.
Двигатель: В-11, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения. Мощность двигателя: 520 л.с.
Скорость по шоссе: 40 км/ч.
Запас хода по шоссе: 340 км.

Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, боекомплект 28 снарядов.
12,7-мм пулемет ДШК, б/к 250 патронов.
7,62-мм пулемет ДТМ, б/к 756 патронов.
25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.



Опыт войны сказывался: все меньше и меньше на броне ЗИПов, ящиков и прочего, что можно потерять под огнем.

Если проникнуть через люк, то впервые в отечественной бронетехнике можно увидеть вот это:

Речь идет, понятно, не о вытяжке или складном сиденье заряжающего. Лесенка! Хотя, если честно, там вдосталь от чего оттолкнуться можно, чтобы быстро свалить из башни.
Расклад простой. Пушка и снаряды к ней. Снаряды по верху располагаются, пороховые заряды внизу. Вообще, БК распихан всюду, где только место есть. Вроде бы небольшое количество, но 28 болванок и столько же баклажек с порохом…
Кстати, да, обратите внимание, куда ящики с брони перекочевали. На Т-26 все снаружи размещалось, если помните.
Вид слева от пушки. Тут рабочее место наводчика
Вид снизу, почти с пола башни
Далее пойдет электрика.
Рабочее место механика-водителя:
Чтобы попасть туда, надо уметь ужом вертеться. Но попал — намного удобнее, чем на ИСУ-152. Да плюс еще люк есть смотровой.
Место командира, с которого велась съемка:
Вот так выглядит ИС-3, если в него забраться. Боевая машина. И все довольно рационально расположено. В сравнении с ИС-2 места вроде даже и поболее будет.
Что еще можно сказать про ИС-3?
На танк устанавливали телескопические прицелы нового образца (ТПК-1), с ними дальность прицельной стрельбы могла составлять 5000 метров.
Скорострельность орудия составляла примерно 2 выстрела в минуту, а хорошо обученный экипаж мог делать до 3 выстрелов в минуту.
Боекомплект орудия состоял из 18 осколочно-фугасных снарядов и 10 бронебойных. На ИС-3 начали применять различную окраску для снарядов с целью облегчения работы заряжающим. Бронебойный снаряд окрашивался в черный цвет, а остальные в серо-стальной.
Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года, так что на Великую Отечественную войну танк не успел.
Зато успел к началу «холодной войны». Впервые ИС-3 показали на Берлинском параде союзных войск 7 сентября 1945 года. И сразу дал пищу для размышлений союзникам.
Повоевать танку все же удалось. В 1956 году ИС-3 активно потоптали гусеницами земли Венгрии, подавляя то ли мятеж, то ли восстание.
В Венгрии выяснилось, что если очень сильно постараться, то ИС-3 уничтожить можно. Насколько это затратно, судить венграм.
Целый полк был вооружен этими машинами в армии Египта. ИСы приняли участие в Шестидневной войне, и на первых порах весьма неплохо, хоть и уступали по ТТХ M48 и «Центурионам», тем не менее, выглядели весьма сложным соперником.
Но основные потери ИС-3 в той войне были не такими уж потерями. По крайней мере, израильтянам танки доставались весьма легко и в работоспособном состоянии. И довольно долгое время несли службу в армии Израиля в качестве тяжелых тягачей и дотов. Но тут явно вина не на танках лежит.
Последнее боевое применение ИС-3 датировано 2014 годом. Танк, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и использовался по назначению. Понятно, что из пушки не стреляли из-за отсутствия боеприпасов, но два установленных пулемета (один ДШК и один НСВ) вкупе с броней кое-что из себя представляли.
По сообщениям ополчения, 30 июня 2014 года танк принял участие в бою под Ульяновкой. В июле того же года танк достался ВСУ, после того, как украинская армия отбила Константиновку обратно.
Сейчас этот ИС-3 находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.
Несмотря на то, что танк производился всего один год, с 1945 по 1946 гг., было произведено 2 311 штук танков ИС-3 и его модификаций.
На базе ИС-3 разрабатывался «Объект 704», он же ИСУ-152 образца 1945 года, в серию проект не пошел.
Также на базе ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку, «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.
Множество технических новшеств, особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим предшественником ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, что для военного времени было нормально.
В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам, однако танк так и не довели до необходимого уровня эксплуатационных требований.
Сложился именно тот вариант, когда оказалось проще начать разработки новых моделей, чем доводить до ума имеющуюся. Что, собственно, и произошло. И в середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.