Используя содержание текста заполните таблицу типы политиков

Содержание

Задание по теме: «Политика» Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некоем решении: оно «политически» обусловлено, – то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт. […] Можно заниматься политикой, т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые – по общему правилу –занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным «делом жизни» ни в материальном, ни в духовном отношении. […] Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живёт «для» политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого» –либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит «делу», и тем самым придаёт смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьёзный человек, живущий для какого-то дела, живёт также и этим делом. (М. Вебер) 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства? Какие формы их политического участия указаны в тексте? Назовите любые две другие формы политического участия этой категории граждан 3. Какие типы политиков названы автором? Укажите три типа и дайте краткую характеристику каждого из них. 4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой? В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения 5. Существует мнение, что жить «за счёт» политики аморально. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения. 6. Что автор называет политикой? Проиллюстрируйте примером это определение

Ответ оставил Гость

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

— Определение политики

— Что такое «политический»?

— Многообразия участия в политике

— Способы стать профессионалом в политике

К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства? Какие формы их политического участия указаны в тексте? Назовите любые две другие формы политического участия этой категории граждан

Поскольку рядовые граждане участвуют только в редких выборах и референдумах, то это политики «по случаю». «мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т.д.»

Какие типы политиков названы автором? Укажите три типа и дайте краткую характеристику каждого из них.

Политики «по случаю», политики «по совместительству», «дело жизни». Политики «по случаю» — ходят на митинги, голосуют на выборах; политики «по совместительству» — доверенные лица в ходе избирательных компаний, например; «дело жизни» — человек профессионально занимается политикой.

Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой? В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения

«либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой».» Опасность жизни «для политики» заключается в высокой вероятности злоупотребления властью, когда человек считает, что власть должна принадлежать исключительно ему и больше никому и он может сделать все, что вздумается.

Существует мнение, что жить «за счёт» политики аморально. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

«За счет» политики жить не аморально, потому что:

— человек может жить политикой, то бишь черпать энергию и жизненную силу из политики; буквально, политика в этом случае то, что вдохновляет человека.

— человек занят в какой-то деятельности, например, фонд, который помогает больным, и эта деятельность связана с политикой и без политики существовать не может. Если деятельность прозрачна, то здесь нет ничего аморального.

Что автор называет политикой? Проиллюстрируйте примером это определение

По мнению автора, политика — «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.» К примеру, политика включает желание и цель партии обладать властью и удовлетворять интересы тех, кто партии сочувствует.

Оцени ответ

Фанатизм

Фанати́зм (греч. Φανατισμός, лат. fanatismus — от fanaticus, исступлённый — от fanum «священное место», «храм») — слепое, безоговорочное следование убеждениям с обязательным навязыванием своей точки зрения другим, особенно в религиозной, национальной и политической областях; доведённая до радикальности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений.

Фана́тик — фанатичный человек (в прямом и фигуральном смыслах).

Фанатизм в области настроений — то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий, навязывающий другим подчинение чужой воле. Противоположность фанатизма — индифферентизм, а среднее положение между ними занимает терпимость. Лучшее средство против фанатизма — культура ума и воспитание в людях уважения к человеческой личности.

Терминология

Слово fanaticus (в связи с fanum — священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с терминами «святоша», «ханжа», а затем означало «исступлённый», «изуверский», «сумасбродный», «яростный», иногда «вдохновенный» (carmen fanaticum). Произведённым от прилагательного существительным вначале стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождалось готовностью ради неё жертвовать собой и одновременно требовать от других безусловного ей подчинения.

Понятие

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным). Объединяет поклонников и фанатиков их всепоглощающий интерес, любовь к той или иной сфере деятельности, занятию, увлечению, человеку.

Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей. Что же касается фанатиков, то объект их поклонения или увлечения сам по себе может считаться «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной».

Классификация

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

  • в зависимости от содержания (религиозный фанатизм — рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм — проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков — см., напр., футбольное хулиганство; театральный фанатизм)
  • в зависимости от степени овладения идеей — жёсткий и мягкий фанатизм;
  • в зависимости от степени вовлечённости — массовый и индивидуальный фанатизм;
  • по характеру мотиваций;
  • по личностной позиции.

Религиозный фанатизм

Основная статья: Религиозный фанатизм

В язычниках, остававшихся верными своей религии, христиане видели только упорных фанатиков, точно так же, как и сами христиане, шедшие на мучения во имя своей веры, были фанатиками в глазах римских властей. Священная инквизиция осуждала фанатиков-еретиков, в свою очередь заслужив, однако, славу одного из самых фанатических учреждений. Фанатизм может быть и не религиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствует его развитию в такой степени, как религия. Разные религии и секты в разное время в разной степени фанатизируют своих последователей.

Критика религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так, Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что «человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает».

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью…

Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.

Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие — католики, православные, марксисты, — и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни.

Анализируя причины религиозной нетерпимости, пресвитер Георгий Чистяков считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.

Источником религиозной нетерпимости Георгий Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».

Ссылаясь на мнение Александра Шмемана, пресвитер Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а Сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (от лат. inimicus — враг).

Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога.
  • На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из «Ассоциации обороны Ольстера», которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.
  • В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или «Arian nations» («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооружённые отряды по всей Америке.
  • Ассоциация обороны Ольстера
  • Ольстерские добровольческие силы
  • Господня армия сопротивления
  • 10 сентября 2009 религиозные фанатики захватили самолёт, угрожая взорвать его.
  • С 2008-го по 2010 год на территории США действовала христианская террористическая группировка, которая ставила своей целью развязывание войны с правительством США. Террористы практиковались в стрельбе из огнестрельного оружия, изготовлении и подрыве бомб. Один из преступников действовал под именем «Хутари», что означает «Христианский воин». Бандиты были пойманы и арестованы в марте 2010 года.
    • (см. также Движение ополчения в США.)
  • Мичиганская компания, поставляющая вооружённым силам США оптические прицелы для винтовок, снабжает свои изделия ссылками на цитаты из Библии. Прицелы стоят на вооружении у американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, что вызывает у некоторых людей представления о связи между радикальным христианством и убийством мусульман в Ираке и Афганистане. Факт вызвал довольно сильный общественный резонанс.

Политический фанатизм

Другая область, в которой с большой силой способен проявляться фанатизм, это политика. Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времён Французской революции, которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, — по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, якобы заведомо ложным и преступным.

Примечания

  1. Советская военная энциклопедия, 1980.
  2. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М: Русский язык, 1989. — С. 531. ISBN 5-200-00408-8 (ошибоч.)
  3. 1 2 3 4 Фанатизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner’s Sons)
  5. Thorne, Scott; Bruner, Gordon C. An exploratory investigation of the characteristics of consumer fanaticism (англ.) // Qualitative Market Research: An International Journal : journal. — 2006. — Vol. 9, no. 1. — P. 51—72. — ISSN 1352-2752. — DOI:10.1108/13522750610640558.
  6. 1 2 Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / «Человек», № 9, 1997.
  7. Бердяев Н. А. Судьба России: Самопознание / Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. С. 263.
  8. Г. П. Чистяков — филолог, историк, богослов. Был священником Храма Св. Космы и Дамиана в Москве и настоятелем храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом Правления Российского Библейского Общества и Международной Ассоциации по изучению отцов церкви, ректором Общедоступного Православного Университета, основанного протоиреем А. Менем, заведующим кафедрой истории культуры МФТИ. Лекции в МФТИ по истории христианства и богословской мысли читал с 1985 г.
  9. Чистяков Г. Откуда эта злоба?
  10. 1 2 Религиозный экстремизм
  11. Современный терроризм: мифы и реальность
  12. Мексиканские террористы захватили самолёт
  13. В США судят группу христианских террористов, готовившихся развязать войну с правительством
  14. Оптические прицелы для Пентагона «закодированы» Новым Заветом
  15. Морпехи США стреляют из винтовок с библейскими кодами (недоступная ссылка). Дата обращения 26 августа 2010. Архивировано 24 сентября 2010 года.

См. также

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике
  • Фанат | Фан-клуб
  • Энтузиазм
  • Экстремизм ► Погромы

► Геноцид

  • Терроризм

Литература

  • Беляев И. А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения / И. А. Беляев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 4 (28).— С. 68-71.
  • Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине/ «Человек», № 9, 1997 г.
  • В. Ким. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий // Международный сборник научных трудов. Вып 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2006, с. 29-35
  • Священник Георгий (Чистяков). Философские и психологические основы фанатизма
  • Хоффер Э. Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений
  • Фанатизм // Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 8. — С. 248—249. — 687 с.
  • Ким В.В. // Критерии фанатизма, 2012.
  • Кузнецова Марина Николаевна // Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления, 2003. С. 80

Словари и энциклопедии

Запрос «Фанатик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Фанати́зм (лат. fanatismus — от fanaticus «фанатик» — от fanum «храм») — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений. Фанатик — фанатичный человек (в прямом и фигуральном смыслах).

Факторы, способствующие формированию фанатизма

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Классификация фанатизма

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

  • в зависимости от содержания (религиозный фанатизм — рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм — проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков — см., напр., футбольное хулиганство; театральный фанатизм)
  • в зависимости от степени овладения идеей — жесткий и мягкий фанатизм;
  • в зависимости от степени вовлеченности — массовый и индивидуальный фанатизм;
  • по характеру мотиваций;
  • по личностной позиции.

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что

Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает.

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью…

Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник Георгий Чистяков считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.

Ссылаясь на мнение о. А. Шмемана, Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (производное от латинского слова inimicus — враг).

Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога

Источником религиозной нетерпимости О. Г. Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».

Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.

Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие – католики, православные, марксисты, — и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни.

Схожие мысли высказывает и отец Г. Чистяков:

Когда мы заявляем, что православие — это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жёсткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.

Современные христианские фанатики

  • На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из «Ассоциации обороны Ольстера», которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.
  • В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или «Arian nations» («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооруженные отряды по всей Америке.
  • Ассоциация обороны Ольстера
  • Господня армия сопротивления
  • 10 сентября 2009 религиозные фанатики захватили самолёт, угрожая взорвать его.
  • С 2008-го по 2010 год на территории США действовала христианская террористическая группировка, которая ставила своей целью развязывание войны с правительством США. Террористы практиковались в стрельбе из огнестрельного оружия, изготовлении и подрыве бомб. Один из преступников действовал под именем «Хутари», что означает «Христианский воин». Бандиты были пойманы и арестованы в марте 2010 года. (см. также Движение ополчения в США.)
  • Мичиганская компания, поставляющая вооруженным силам США оптические прицелы для винтовок, снабжает свои изделия ссылками на цитаты из Библии. Прицелы стоят на вооружении у американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, что вызывает у некоторых людей представления о связи между радикальным христианством и убийством мусульман в Ираке и Афганистане. Факт вызвал довольно сильный общественный резонанс.

фанатизм в Викисловаре

Фанатизм в Викицитатнике

  • Фанат
  • Энтузиазм
  • Фан-клуб
  • Экстремизм
  • Догматизм
  • Терроризм
  • В. Ким. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий // Международный сборник научных трудов. Вып 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2006, с. 29-35
  • Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине/ «Человек», № 9, 1997 г.
  • Священник Георгий (Чистяков). Философские и психологические основы фанатизма
  • Хоффер Э. Истинно верующий: Мысли о природе массовых движений

6.Основные виды политики

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);

• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;

• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

55. Структура и функции политической системы

Структуру политической системысоставляют: политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); средства массовой информации: политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.

Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и духовную сферу. Особую функцию имеют политические партии: они осуществляют взаимосвязь между разными уровнями и ветвями государственной власти, между государством и гражданским обществом. Главное их назначение — достижение власти.

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности — социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:

1)регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспе чивается исполнительной и судебной властью;

2)экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресур сах, политической поддержке;

3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределе ние политической системой благ, статусов, привилегий соци альным институтам, индивидам и группам. Так, централизо ванного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступаю щие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюд жетные сферы и содержать органы государства;

4)функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требова ний, которые предъявляют власти различные группы населе ния. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативность.

Виды политики

  • Экономическую. Это разновидность политики государства, направленная на изменение экономических процессов в нужную сторону. Субъектами такой политики (они же выступают её исполнителями) является само государство, органы власти всех уровней, а также различные союзы и объединения, не относящиеся к государственным структурам. Реализация экономической политики государства происходит различными ветвями власти. Вынесение на обсуждение и одобрение основных её направлений происходит в парламенте. В свою очередь, Правительство отвечает за её осуществление, распределяя определённые задачи по всем профильным органам.
  • Социальную. Этот вид направлен на регулирование всей совокупности взаимоотношений в обществе. На кого направлена социальная политика:

  1. Членов семьи.
  2. Представителей различных национальностей, классов и групп.
  3. На взаимодействие между семьями, национальностями, группами и классами.

Социальная политика «вытекает» из экономической. В условиях рыночной экономики она имеет цель – удовлетворить все насущные потребности представителей социума. Это позволяет обеспечивать мир в обществе. Без экономического роста не будет возможности для функционирования рыночного хозяйства, а также для сглаживания возникающих в обществе конфликтов.

  • Культурную. Является составляющей социальной политики. Направлена на то, чтобы работали те механизмы, которые обеспечивают преемственность определённых действий. Иными словами, эта специфический вид деятельности по воздействию на личность, который имеет целью формирование у неё определённого мировоззрения. Именно через призму последнего у человека происходит восприятие и оценка окружающей действительности.

Основные задачи культурной государственной политики:

  1. Разработать и внедрить в общество определённые идеалы и ценности, отражающие концепцию гуманизма.
  2. Развить у каждого гражданина критерии адекватной оценки происходящих вокруг него событий.
  3. Установить обратную связь, и на её основе корректировать уже принятые решения.
  4. Сохранить особенности и специфику национальной культуры.
  5. Обеспечить всем слоям социума гарантии широты выбора культурных ценностей, а также их доступность.
  • Демографическую. Представляет собой совокупность мер, реализуемых государственными институтами и некоммерческими организациями, направленных на контроль и/или изменение сложившейся ситуации в области демографии. Она реализуется в трёх основных направлениях:
  1. Укрепить здоровье, а следовательно, и продолжительность жизни население.
  2. Контролировать миграционные процессы и, в случае необходимости, урегулировать их.
  3. Поддержка и сохранение социального института семьи, стимулирование рождаемости.
  • Национальную. Особый вид государственной политики, которая представляет собой совокупность мер и инструментов по обеспечению диалога между представителями различных наций и этнических групп, учёта и реализации национальных интересов. Органы власти, реализующие этот вид политики, формируют у социума определённое отношение к расхождению национальных интересов. Также ведётся постоянный поиск новых решений по благоприятным способам взаимодействия между субъектами межнациональных отношений.
  • Военную. Эта область не является самостоятельной. Она напрямую зависит от курса внешней и внутренней политики. Задача государства тут состоит в обеспечении формирования и функционирования военной структуры. В случае необходимости – мобилизация средств для защиты населения и национальных интересов.
  • Молодёжную. Это совокупность мер различного характера (экономического, нормативно-правового, кадрового, информационного, научного и т. д.) по обеспечению возможности самореализации у молодёжи, а также повышения у неё уровня потенциала к достижению определённого социального статуса. Иными словами, эта область обеспечивает у молодых людей стремление к получению знаний, ведению здорового образа жизни, устройства на престижную работу и т. д. В процессе её реализации идёт непрерывное взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.
  • Экологическую. Эта область государственной деятельности направлена на установление понимания о сложившейся экологической обстановке на определённой территории и акватории, и связанных с этим эффектов и недостатков. В глобальном смысле – это совокупность мер и способов по воздействию на окружающую среду.
  • Кадровую. Она призвана обеспечить страну квалифицированными сотрудниками. Для этого разрабатывается целая стратегия работы государства с работниками на всех уровнях, чтобы в полной мере и рационально реализовать кадровый потенциал страны.

Топ-10 самых интересных мировых политиков наступившего года

Дональд Трамп

Jae C. Hong/AP

Пожалуй, инаугурация Дональда Трампа 20 января является одним из самых ожидаемых событий 2017 года. Официальное вступление в должность бизнесмена, как ожидается, должно привести к значительному изменению курса США как во внутренней, так и во внешней политике.

Трамп уже обозначил свои приоритеты — пересмотр отношений с Россией, в том числе с целью совместной борьбы с терроризмом. Однако параметры изменений двусторонних связей до сих пор четко не обозначены. Одним из самых важных считается вопрос санкционной политики.

Некоторые назначения избранного президента, например Рекса Тиллерсона главой Госдепа, намекают, что Трамп намерен смягчить санкционную риторику. Насколько это соответствует действительности, станет известно уже в первой половине 2017 года.

Реклама

Кроме того, Трамп в ходе предвыборной кампании неоднократно подчеркивал необходимость пересмотреть роль США в финансировании НАТО, что вызывало беспокойство у политиков стран Евросоюза, в особенности его восточноевропейских членов. От участия Вашингтона зависит достаточно много инфраструктурных проектов Североатлантического альянса, включая усиление его восточноевропейского фланга.

Также ожидаются и изменения во внутренней политике США. В конце декабря аналитики заявили, что Трамп может отменить до 70% указов своего предшественника Барака Обамы, к примеру, новый президент неоднократно заявлял об ошибочности действий предыдущей администрации в вопросах социальной и миграционной политики.

Рекс Тиллерсон

Evan Vucci/AP

В конце января – начале февраля решится судьба назначенного на пост госсекретаря США главы ExxonMobil Рекса Тиллерсона. Первый выходец из бизнеса, который может занять ключевой пост в администрации, Тиллерсон должен пройти утверждение своей кандидатуры в конгрессе. Его связи с Россией, личное знакомство с Путиным, а также российский орден Дружбы на лацкане пиджака могут вызвать вопросы у конгрессменов. Некоторые эксперты считают, что, в случае если эту кандидатуру не утвердят, Трамп может предложить на это место другого претендента — главу ЦРУ Дэвида Петреуса.

В случае если Тиллерсона все же утвердят, благодаря своему прежнему опыту он может стать более самостоятельной фигурой, чем его предшественник Джон Керри. Деловые интересы могут помочь потенциальному госсекретарю налаживать контакты с лидерами стран, многих из которых он знает лично.

Если госсекретарем США станет Тиллерсон, это может положительно сказаться на отношениях Вашингтона и Москвы. Глава ExxonMobil выступает за улучшение связей между Россией и США, а также за отмену экономических санкций.

Правда, как предпринимателя его больше беспокоят собственные интересы. Из-за экономических ограничений американского правительства против РФ Тиллерсон был вынужден заморозить 9 из 10 энергетических проектов в России. Хотя у ExxonMobil остался самый крупный нефтегазовый проект «Сахалин-1», сумма инвестиций в который составила $7,7 млрд.

Ангела Меркель

Канцлер Германии Ангела Меркель

Markus Schreiber/AP

Канцлер Германии Ангела Меркель встречает Новый год почти что в гордом одиночестве: свои посты покинули британский премьер Дэвид Кэмерон, премьер Италии Маттео Ренци, о своем желании не идти на новый президентский срок заявил и Франсуа Олланд.

Сама же Меркель объявила, что собирается выдвигаться на новый срок, и это делает ее надеждой политических сил, выступающих за единство Европейского союза. Бывший генсек НАТО Хавьер Солана считает, что именно Меркель должна вместо Дональда Трампа занять место главного мирового лидера.

Судьбоносные выборы в германский бундестаг пройдут в сентябре, и победа «большой коалиции» гарантирует то, что Меркель снова займет кресло канцлера. Несмотря на недовольство миграционной политикой Меркель, 56% немцев по-прежнему уверены, что действующий канцлер сможет победить на выборах.

Фрау Меркель активно готовится к выборной кампании. В минувшем году она избавилась от возможного конкурента — главы МИДа Франка Вальтера Штайнмайера, который должен занять пост федерального президента. Но главным залогом победы Меркель будет состояние немецкой экономики, которая является локомотивом ЕС.

Победа Меркель вряд ли приведет к существенным изменениям в отношениях Германии и России. Лидеры обоих государств, когда-то неплохо ладившие, сегодня испытывают раздражение друг от друга. К тому же Меркель в конце года призвала ввести новые санкции против России в связи с ее действиями в Сирии.

Тереза Мэй

Reuters

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сменила на этом посту Дэвида Кэмерона, объявившего об отставке летом 2016 года после референдума о Brexit. Она обещала исполнить волю народа и объявить о начале двухлетних переговоров с Евросоюзом о выходе страны из блока.

Переговоры должны начаться в конце марта наступившего года, однако до сих пор не ясно, какие условия «развода» станет выдвигать Лондон. В ближайшие дни Мэй должна раскрыть предложения британского правительства, хотя Brexit может быть осложнен позицией палаты общин.

В ноябре прошлого года Высокий суд Лондона постановил, что парламентарии должны принимать участие в формировании повестки предстоящих переговоров, но сами депутаты настроены к выходу страны из ЕС весьма скептически, поэтому есть предположения, что они могут заблокировать начало процесса.

Правительство уже заявило, что будет оспаривать это решение в Верховном суде. Поэтому от позиции Мэй будет зависеть судьба самого эмоционального решения британцев 2016 года.

Марин Ле Пен

Reuters

Лидер «Национального фронта», по версии наблюдателей, является одним из претендентов на пост президента Франции, выборы которого пройдут в мае 2017 года. По крайней мере, ее шансы пройти во второй тур оцениваются достаточно высоко. Радикальные идеи, еще буквально пару лет назад казавшиеся маргинальными, становятся важными для анализа возможных последствий. Правда, Ле Пен немного улучшила свой политический имидж — избавила партию от наиболее одиозных идей своего отца Жана Мари Ле Пена.

Одной из важных составляющих программы Ле Пен является вопрос членства Франции в Евросоюзе. О стремлении вынести этот вопрос на референдум политик заявила чуть ли не сразу после победы сторонников Brexit в Великобритании.

Ле Пен призывает дать французам возможность высказаться «за освобождение от рабства и шантажа со стороны технократов в Брюсселе». Кроме того, она заявляет о необходимости выйти из еврозоны, хотя эти планы она не рассматривает в качестве краткосрочных, потому что отказываться от евро, по ее мнению, необходимо массово, а не одной Франции.

Важной частью ее идей является отказ от санкционной политики в отношении России. При этом Ле Пен играет на достаточно актуальных мировых событиях — она давно заявляет, что симпатизирует и уважает российского президента Владимира Путина и избранного президента США Дональда Трампа.

Основная интрига предстоящих выборов во Франции — сумеют ли кандидаты правильно разыграть карту тенденций в развитии международных отношений.

Башар Асад

close Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Президент Сирии, вот уже более пяти лет охваченной гражданской войной, завершил 2016 год на волне военных успехов. Освобождение от боевиков Алеппо при поддержке российских ВКС существенно изменило стратегический расклад международных сил, участвующих в боевых действиях в этой стране. Теперь переговорные позиции сирийского лидера существенно сильнее, чем были до этого.

По мнению ряда экспертов, вопрос об отстранении Асада от власти фактически уже не стоит в повестке дня. Врач-офтальмолог, случайно попавший в кресло президента, демонстрирует удивительную политическую живучесть.

Тем не менее освобождение Алеппо не означает окончания боевых действий, на очереди — освобождение от террористов Идлиба, а после — продолжение борьбы с «Исламским государством» (ИГ, организация запрещена в России). Кроме того, готовность Асада участвовать в переговорном процессе также под вопросом, что делает его судьбу в 2017 году не такой очевидной.

Плюс ко всему смена политической власти в США может привести к изменению внешнеполитической стратегии этой страны на Ближнем Востоке, поэтому международные наблюдатели с интересом будут следить за тем, какую тональность диалога с новой американской администрацией сумеет настроить Асад.

Реджеп Эрдоган

Brendan McDermid/Reuters

Пережив за прошедший год несколько взлетов и падений и восстановив отношения с Россией, Эрдоган снова заявил о себе как об одном из ключевых игроков ближневосточной политики. Отказавшись от смещения Башара Асада, Эрдоган заключил тактический союз с Россией и Ираном, что помогло освобождению Алеппо.

Улучшение отношений с Москвой принесет Анкаре немалые экономические дивиденды в энергетике и торговле, однако в следующем году Эрдоган в основном будет занят внутренними проблемами.

Эрдоган занимает пост президента, менее влиятельный в Турции, чем в других странах, поэтому он не может спокойно почивать на нем, как на лаврах. Его главная задача — провести конституционную реформу, которая должна фактически превратить Турцию в президентскую республику.

В случае принятия поправок Эрдоган будет обладать иммунитетом от судебного преследования и сможет оставаться на президентском посту практически до 2029 года. Однако провести эту реформу Эрдогану будет сложно, так как его партия «Справедливость и развитие» не имеет парламентского большинства. Эрдоган будет продолжать давление на оппозицию и общественные круги в своей стране, подавляя инакомыслие, однако, вероятнее всего, США не будут обращать на это пристального внимания.

Роль Турции как члена НАТО достаточно велика, и вряд ли Вашингтон пожертвует своими интересами ради демократизации Турции. Однако нельзя исключать повторения выступлений против Эрдогана, которые могут привести к его уходу с поста, так как в Турции есть много тех, кто недоволен ревизией принципов «кемализма».

Надежда Савченко

Geert Vanden Wijngaert/AP

Депутат Верховной рады, бывшая военная летчица Надежда Савченко, еще недавно в представлении украинских властей была узницей российской тюрьмы. В России ее осудили за причастность к убийству журналистов в Донбассе. На Украине она стала «любимой дочерью» и после возвращения на родину пережила стремительный взлет политической популярности.

Однако к концу 2016-го ее независимость и переговоры с лидерами самопровозглашенных республик Донбасса сделали ее крайне противоречивой фигурой для официального Киева. Некоторые местные политики даже называют ее чуть ли не двойным агентом России.

Независимо от того, какие силы стоят за ее спиной, Савченко открыто говорит о том, что хочет добиться мира и готова разговаривать с кем угодно для прекращения конфликта. На востоке к ней относятся с уважением и готовы разговаривать, хотя официально Савченко никого не представляет.

В декабре Савченко представила проект своей партии РУНА, или даже не партии, а политической платформы, на основе которой она хочет объединить всех недовольных. Основная идея — децентрализация власти. «Мы хотим формирование и зависимость всех ветвей власти от громады, от низа, от вече, а не от модного заимствованного слова «референдум», — рассказала она «Газете.Ru».

Савченко не имеет политического опыта и вполне может стать «Трампом в юбке», в случае если на Украине возникнет потребность в народных лидерах, не связанных с элитой.

Рауль Кастро

Sven Creutzmann/AP

Несмотря на то что Рауль Кастро возглавляет Кубу с 2008 года, его политика в целом находилась под влиянием его старшего брата и вдохновителя кубинской революции Фиделя Кастро. После его смерти в ноябре прошлого года Рауль остался единственным идеологом кубинской политики.

За последние восемь лет Рауль Кастро последовательно придерживался внешнеполитической линии, направленной на нормализацию отношений с США, а также рационализацию отношений с Россией. Эта политика принесла свои плоды — в июле 2015 года были восстановлены дипломатические отношения с США после 54-летнего разрыва. В 2016 году Кубу даже посетил Барак Обама, что стало первым визитом американского президента на Остров свободы с 1928 года.

Однако Дональд Трамп настроен по отношению к кубинскому руководству не так дружелюбно. Возможно, причиной этому является продолжение миграционной риторики, которую использует избранный президент. Именно поэтому Трамп, по всей вероятности, вряд ли откажется от военной базы на Кубе и тюрьмы Гуантанамо, которые уже не имеют большого политического значения, но остаются весьма весомыми рычагами давления на политическое руководство страны.

Фигура Рауля Кастро привлекает международное политическое внимание, поскольку именно ему предстоит налаживать диалог с новым президентом США, чтобы не допустить сворачивания нормализации отношений с большим соседом.

Родриго Дутерте

Soe Zeya Tun/Reuters

Избранный в прошлом году президент Филиппин Родриго Дутерте прославился как самый «отвязный» политик. Его часто называют популистом, который пользуется приемами, схожими с теми, которые применял Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании.

Дутерте шокировал многих западных экспертов тем, с какой жестокостью он развернул национальную кампанию по борьбе с наркоманией и наркотрафиком. Дутерте не стеснялся говорить даже о необходимости прямых убийств тех, кто хотя бы подозревается в распространении наркотиков. Также он известен своими высказываниями в адрес президента Барака Обамы.

В одном из своих выступлений он назвал американского лидера «сукиным сыном». Однако с Трампом, который займет свой пост 20 января, Дутерте вряд ли будет говорить в столь жестких выражениях. Филиппинский президент уже «заверил» избранного руководителя Белого дома, что дорожит связями с США и считает, что новый американский президент поддержит его борьбу с наркотрафиком.

Главное, что может объединить эксцентричного филиппинца и не менее эксцентричного американца, — это желание сохранить баланс сил в регионе Юго-Восточной Азии. Оборонительный договор между США и Филиппинами заключен еще в 1951 году, и слишком тесные отношения между Вашингтоном и Манилой в оборонной сфере могут поставить крест на планах Дутерте приобрести российское оружие.


Политический бомонд современной России представляют люди самых разных профессий. Одни стали выдающимися политиками, достойно представляющими нашу страну как на внутренней, так и на международной арене. Другие прославились своими неоднозначными выступлениями. Пришло время узнать, кто входит в ТОП самых известных политиков на сегодняшний день.

10Роман Абрамович


Этот человек стал синонимом богатого гражданина Российской Федерации. Несмотря на свою предпринимательскую деятельность, он довольно продолжительное время занимал пост губернатора Чукотского автономного округа.

9Анатолий Чубайс


За время своей долгой политической карьеры он занимал многие политические должности Российской Федерации. Сейчас он занимает пост председателя правления Роснано, но несмотря на это участвует в политической жизни России.

8Иосиф Кобзон


Этот политический деятель известен в большей мере не как депутат Государственной Думы, сколько как певец, пользующийся огромной популярностью.

7Виталий Милонов


Этот эксцентричный депутат Государственной Думы весьма популярен в средствах массовой информации, благодаря своим крайне неоднозначным заявлениям и предложениям.

6Наталья Поклонская


Эта милая девушка, которая занимает место в Государственной Думе, известна во всем мире не столько своими политическими качествами, сколько своей милой внешностью. Благодаря присоединению Крыма в состав РФ, она стала весьма известным политиком Российской Федерации.

5Дмитрий Медведев


Этот представитель партии Единая Россия известен многим, ведь он занимает пост премьер-министра РФ, а также в течение четырех лет был во главе этого государства.

4Геннадий Зюганов


Лидер КПРФ Геннадий Зюганов обладает большим количеством сторонников, которые помнят о славном коммунистическом прошлом СССР. Благодаря тому, что его партия всегда занимает второе место в выборах, а также его постоянное второе место на выборах президента РФ, поставили его на четвертое место в нашем топе.

3Алексей Навальный

В последнее время Алексей Навальный стал весьма популярен. Все благодаря деятельности «Фонда по борьбе с коррупцией», руководителем которого он является, а в особенности благодаря фильму «Он вам не Димон», который наделал очень много шума.

2Владимир Жириновский

Владимир Жириновский стал весьма популярен среди оппозиционеров. Его смелые суждения и невозмутимость, с которой он отстаивает свою точку зрения, сделали его по-настоящему известным.

1Владимир Путин

Владимир Путин по праву занимает первое место среди политиков современной России. Он построил головокружительную карьеру и вот уже около двух десятилетий находиться на посту руководителя Российской Федерации.

Политика

У этого термина существуют и другие значения, см. Политика (значения). Эта статья о политике в значении деятельности государства; о политике как общем управленческом понятии см. Политика (управление). США. Белый дом

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц; а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Происхождение термина

В античности полисы (греч. πόλις) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности — эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империй политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления. Политика как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы), в которых формировалась будущая элита.

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: политика — искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события — хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль. Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  • Теологическое. В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  • Антропологическое. Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  • Биологическое. Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц, в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны, революции и другие конфликты, имеющие место в жизни общества.
  • Психологическое. Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики. В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд, ассоциировавший природу политики с бессознательным.
  • Социальное. Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего — по мере роста его сложности и развития социальной стратификации. В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция, которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    • Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности. Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики, её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности, обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    • Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    • Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий, находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами — посредством обычаев, моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого, понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти. В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти — анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья — как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским, военным, судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов, управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, глобальная или мировая политика).

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • Субстанциональный. Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Никколо Макиавелли, Макса Вебера и Карла Маркса.
  • Институционный. Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, Владимир Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
  • Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
  • Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска Компромиссов, и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов, областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия — с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения

  • Политика — борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес; (дословно — «множество интересов»). Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос);
  • Политика — искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика — управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства;
  • Политика — это управление распределением ресурсов;
  • Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
  • Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает;
  • Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика — это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;
  • Политика — всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем-либо или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика — форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них — партии и церковь;
  • Политика — это искусство объединения людей;
  • Политика — это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика — искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика — приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика — исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика — меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  • Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
  • Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
  • Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  • Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.
  • Постановка целей развития общества, определение связанных с ними задач управления и способов их достижения.
  • Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов в обществе через политические механизмы, такие как формирование государственного бюджета.
  • Поддержание политической коммуникации между различными социальными группами через средства массовой информации, посредническую деятельность в создании площадок для контактов власти и организаций гражданского общества, представителей конфликтующих сторон.
  • Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.

Структура

В политике выделяются субъекты, или акторы — свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты — общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему, политический режим и политические процессы.

Виды

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

  • По целевой сфере общества:
  • экономическая,
  • социальная,
  • научно-техническая,
  • военная

и т. п.

  • По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя.
  • По содержанию и характеру:
  • прогрессивная,
  • реакционная,
  • научно-обоснованная,
  • волюнтаристская.
  • По субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т. д.
  • Политические процессы и общество

    От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

    В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Политическая партия — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

    В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

    В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

    Как отмечается международной организацией Оксфэм, «во многих странах имущественное неравенство ведёт к дисбалансам в политической репрезентации отдельных групп общества. Политические и экономические правила и решения благоволят к богатым в ущерб всем остальным».

    Политические системы и идеологии

    См. также: Политическая система

    На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

    • Авторитаризм
    • Анархизм
    • Демократия
    • Диктатура
    • Коммунизм
    • Консерватизм
    • Космополитизм
    • Либерализм
    • Марксизм
    • Милитаризм
    • Нацизм
    • Национализм
    • Пацифизм
    • Плутократия
    • Самодержавие
    • Социализм
    • Теократия
    • Тоталитаризм
    • Тимократия
    • Фашизм

    Известные политические деятели

    • Лао-цзы
    • Платон
    • Аристотель
    • Кропоткин
    • Макиавелли
    • Монтескьё
    • Руссо
    • Гоббс
    • Локк
    • Ленин
    • Карл Маркс
    • Михаил Бакунин
    • Макс Вебер
    • Морис Дюверже
    • Юлиус Эвола

    Связанные определения

    • Политические отношения — формы взаимосвязи субъектов политики — согласие, партнёрство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
    • Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому.
    • Политические организации — совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
    • Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
    • Политическое сознание — политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
    • Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество, участвующие в процессе реализации государственной власти.
    1. Политическая наука Архивная копия от 25 июня 2011 на Wayback Machine Факультет политологии МГУ
    2. Мировая политика: Теория, методология, прикладной анализ / Под ред. А. А. Кокошина и А. Д. Богатурова. — М.: КомКнига / URSS, 2005. — 432с. — ISBN 5-484-00087-4.
    3. Steven Kreis. The Athenian Origins of Direct Democracy. Lecture 6
    4. Угроватов А. П. Политология: Словарь-справочник. — Новосибирск: ЮКЭА, 2006. — 486 с.
    5. Вебер М. Политика как признание и профессия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — Социологическая мысль Запада. — М.: Прогресс, 1990. — С. 644—706. — 808 с.
    6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений.
    7. Глобальное неравенство в доходах продолжает расти // Вести: Экономика. – 2014. – 20 января.
    • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: УРСС, 2007. — ISBN 5-484-01008-X.
    • Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 284 с. — 3000 экз. — ISBN 5-211-03326-4.
    • Штёкль К. Сообщество после субъекта: Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопросы философии. — 2007. — № 8. — С. 34—46.
    • Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа — Краснодар 2011. — 270 с. — ISBN 978-5-94945-030-7.
    • Политология. Политика как общественное явление (недоступная ссылка). rudn.ru. Дата обращения 24 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.

    Ссылки

    • Политика в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
    • ГРНТИ — Государственный рубрикатор научно-технической деятельности: Раздел 11 — Политика и политические науки

    Словари и энциклопедии

    Нормативный контроль

    GND: 4046514-7 · LCCN: sh2002011436 · NDL: 00570482 · NKC: ph115795

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить иллюстрации.
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

    Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

    Виды политики, ее структура и основные характеристики.

    Политика как социальное явление охватывает целую совокупность взаимосвязанных явлений и процессов:

    • — организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
    • — общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по вопросу о государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;
    • — политическая культура и сознание, составляющие существенную часть политической деятельности и политических отношений;
    • — совокупность политических организаций и норм, реализующих политические взгляды, цели, интересы, с помощью которых осуществляется политическая власть.

    Политика, как социальная реальность, может быть рассмотрена с точки зрения трех ее измерений.

    В институциональном измерении политика представляет собой совокупность институтов, осуществляющих властвующую и управляющую деятельность. В политических институтах оформляются и действуют властные отношения.

    В своем нормативном отношении политика есть совокупность ценностей, норм и задач политической деятельности, зависящих от интересов социальных групп.

    В процессуальном значении политика — это система действий, направленных на реализацию общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению государством.

    Стремясь классифицировать политику, выделить те или иные ее типы, политология с точки зрения сфер общественной жизни и государства рассматривает в качестве объекта своего изучения такие виды, как:

    • — экономическая политика. Она связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами. Экономическая и политическая сферы общества тесно взаимосвязаны системой законов, регулирующих экономические отношения и определяющих государственный строй;
    • — культурная политика направлена на регулирование отношений в сфере духовной жизни общества. Культура и политика как общественные сферы взаимосвязаны системой ценностей, норм, правил политической жизни и политических отношений;
    • — социальная политика связана с регулированием отношений между гражданами и их группами по вопросу об их статусах и ролях в обществе. От одобрения или неодобрения проводимой государственной политики со стороны общественных структур зависит направление ее дальнейшего развития;
    • — национальная политика направлена на регулирование отношений между национальными группами и нациями.

    Политическая сфера жизни общества имеет свою специфику. Ее образуют виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество не может существовать достаточно долго. В сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общими делами.

    Внутренняя политика характеризует связи и взаимодействия субъектов политики в рамках одного государства. В зависимости от того, какая область общественных отношений является объектом политического воздействия, можно выделять экономическую, национальную, социальную и другие направления внутренней политики, о которых было сказано выше.

    Внешняя политика характеризует весь комплекс отношений одного государства с другими. Стержнем этой политики являются защита национальных интересов и создание максимально выгодных условий для развития страны. Внешняя политика может быть реализована в форме партнерских отношений, взаимовыгодного сотрудничества, а также в форме конфликта и даже войны.

    Международная политика имеет определенную специфику, заключающуюся в том, что международные организации не имеют властных полномочий. Поэтому система международных отношений базируется на таких формах, как переговоры, соглашения и сотрудничество, достигаемое на основе компромиссов.

    По своему содержанию и характеру политика так же может быть профессиональной, реакционной, научно-обоснованной, ва- люнтаристской и др.

    Все направления политики связаны между собой, дополняют и зависят друг от друга. Причем все (внешняя и международная) системы политических отношений направлены на решение главной задачи — укрепление и развитие политической жизни внутри государства.

    Весь комплекс политических отношений характеризуется развитостью политической организации общества. Основным ее элементом является государство, которое, располагая властными полномочиями и материальными ресурсами, организует политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. В политическую организацию общества входят также политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации. В некоторых государствах сюда включаются религиозные организации, которые играют большую роль в нравственном и духовном воспитании народа.

    Одна из важных характеристик политики как целостного явления — это ее форма, содержание и понимание ее как процесса.

    Форма политики — эго ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях, группах интересов, а также в законах, политических нормах.

    Изучать форму политики в конкретном обществе — это значит рассматривать эти ее воплощения в обязательном единстве. Такой анализ позволяет дать оценку степени развитости общества, его культуры, цивилизованности, демократичности и т.д.

    Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. Так, политика государства может быть гуманной или антигуманной, миролюбивой или агрессивной. При анализе содержания политики важен и анализ механизма принятия решения. Как правило, по своей сути он может быть закрытым или открытым. Например, в тоталитарных государствах механизм принятия решений скрыт от народа, широкие слои населения не принимают участия в выработке и принятии решений. В демократическом (открытом) обществе основные решения принимаются с учетом общественного мнения и под контролем гражданского общества.

    В политическом процессе отражаются сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Характеристика политического процесса может дать ответ на вопросы, кто, по каким причинам и с какой целью участвует в политической деятельности, какие задачи участники этого процесса решают в настоящее время и каковы могут быть результаты этой политики. Таким образом, анализ структуры политики позволяет определить ее содержание, соответствие определенному этапу общественного развития.

    Политика как явление общественной жизни общества характеризуется структурированностью и системностью. Это значит, что политика, являясь цельным образованием, вместе с тем состоит из определенных элементов (структур), находящихся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, образуя тем самым устойчивую систему.

    Элементами политической структуры являются политические субъекты, политические объекты, политическая деятельность, политический интерес, политическая организация, политическое сознание, политические отношения.

    Субъектами и объектами политики выступают люди, социальные группы, реальные общности и организации в зависимости от занимаемой ими позиции в государстве — активной или пассивной. Объект политики — это социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическая власть является средством обеспечения согласованной деятельности социальных групп и организаций по осуществлению их общих интересов и потребностей. Политика объективно призвана сплачивать все существующие в обществе организации и группы.

    Социальные группы только тогда являются субъектами политики, когда обретают политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъектностью.

    Политическая субъектность — это качественная характеристика политического субъекта, это продукт развития общественных групп, отдельных личностей и их организаций. Это качество политических субъектов связано с объединением, защитой и реализацией общих интересов. Как правило, субъектами политики выступают правящие партии, господствующие классы, те социальные группы, в руках которых находится реальная власть. Политические субъекты разделяются по разным уровням в зависимости от масштабов развития свойств политической субъективности. Народ, нация — это первичные субъекты политики. Государство, партии, общественно-политические институты и организации — это вторичные субъекты политики. Политическая элита, политические лидеры, отдельные члены общества — третичные субъекты политики.

    Политическая деятельность — это управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей. Она неразрывно связана с политической властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а также борьба социальных групп и прочие виды отношений. Формы политической деятельности неотделимы от политических отношений.

    Политические отношения — это связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов. Политические отношения отличаются по следующим признакам: по политической власти, политическим институтам, политическим ценностям. Отношение людей к государственной власти характеризуется их принятием или непринятием господствующих ценностей, участием или неучастием в политике, конфронтацией или сотрудничеством между членами общества. Политические отношения определяют положение и роли социальных групп и индивидов в политике.

    Они проявляются в таких формах, как сотрудничество, конфликт, конкуренция, соперничество и др. Политические отношения протекают в трех направлениях: 1) внутриполитическом; 2) внешнеполитическом; 3) международном.

    Политические интересы — это обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Они показывают устойчивую ориентацию, направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Политический интерес сопряжен с осознанием человеком своего отношения к властям, к государству, к общим для всех ценностям. Он определяется положением субъекта в системе общественных отношений, его местом и ролью в них.

    Сфера политики — это социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей. Она представлена в форме политических организаций.

    Политическая организация — это различные политические объединения, непосредственно участвующие в политической жизни и оказывающие влияние на ее развитие. К политическим организациям относятся государство, политические партии, политические институты.

    Условием формирования политического субъекта является политическое сознание — это осознание субъектом политики своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий. Оно формируется под влиянием существующих в обществе политических норм, ценностей и правил.

    Политическая жизнь — очень динамичный процесс, которому свойственна определенная внутренняя противоречивость. Динамичность определяется тем, что в ней постоянно появляются новые субъекты, стремящиеся реализовать свои интересы и ценности. К числу субъектов политической жизни относятся политические партии, движения, группы давления и, наконец, личности, стремящиеся реализовать на практике свои политические устремления. Этим же определяется и ее конфликтность, поскольку здесь происходит состязание в различных формах (от демократических выборов до революций и гражданских войн) конкурирующих политических сил за влияние и лидерство.

    Существуют два способа разрешения конфликта в политической жизни общества. Первый — насильственный, характеризующийся жесткой конфронтацией политических соперников, и это, в конечном счете, ведет к революциям и войнам. Второй — консенсусный, который характеризуется тем, что стороны признают наличие разнообразных интересов внутри общества и стремятся на основе компромиссов найти целесообразные формы сосуществования.

    Источником политической жизни является политическая деятельность, обусловленная политическими интересами субъектов, участвующих в процессе борьбы за власть, реализующих властные полномочия или оказывающих определенное влияние на власть. Таким образом, стратегическим направлением политической деятельности является борьба за власть.

    Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т. п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты и т.д.

    Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, так называемый макроуровень, характеризует государство как публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

    Второй, так называемый микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций.

    Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.