Хренников Тихон Николаевич

>Тест по пьесе “гроза” островского в вопросах и ответах (викторина)

Тест с ответами: «Гроза» А.Н.Островский

1. По какой причине А. Н. Островский — «отец рус­ского национального театра»?
а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушки­на, Н. В. Гоголя
б) его перу принадлежит сорок семь пьес
в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской дра­матургии+

г) построил здание Малого театра

2. Как называется городок, в котором происходит действие пьесы?
а) Грачи
б) Калинов+

в) Малиновка

3. С помощью каких художественных средств передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
а) символическими деталями — калитка, забор
б) конкретными авторскими указаниями, ремар­ками
в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши+

4. Для чего А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?
а) чтобы подчеркнуть положительные черты в харак­тере Кулигина
б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
в) обозначить место действия и обстановку в городе+

г) описать волжский берег

5. Отметьте имена героев пьесы, которые с точки зрения классической драмы являются «лишни­ми персонажами».
а) Варвара
б) Кудряш
в) Кулигин .
г) Феклуша
д) полусумасшедшая барыня+
е) Шапкин+

ж) Глаша+

6. Основной конфликт пьесы ярко выражен в противостоянии этих героев:
а) Кабаниха — Дикой
б) Катерина — Варвара
в) Катерина — Кабаниха+

г) Катерина — Тихон

Обратите внимание

7. Кто из русских критиков следующим образом оценил Катерину: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она еже­минутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера…»?
а) Н. А. Добролюбов
б) Д. И. Писарев+
в) В. Г. Белинский

г) И. А. Гончаров

8. Основная кульмина­ция пьесы:
а) публичное признание Катерины в своей греховности
б) свидание с Борисом
в) в монологе Катерины в финале пьесы+

г) в пьесе отсутствует кульминация

9. Кто из перечисленных персонажей хвалит город за благолепие?
а) Борис
б) Кулигин

в) Странница Феклуша+

10. Кто так сказал о себе: «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю»?
а) Глаша
б) Варвара
в) Марфа Игнатьевна

г) Катерина +

11. Какой герой пьесы живёт по такому принципу: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?
а) Катерина
б) Тихон
в) Кудряш

г) Варвара+

12. Кого имеет ввиду Борис: «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел Какая у ней улыбка ангельская, а от лица–то как будто светится»?
а) Феклушу
б) Варвару
в) Катерину+
г) Марфу Игнатьевну

д) жену Дикого

13. Этот герой — второстепенный персонаж пьесы:
а) Кабаниха
б) Борис
в) Феклуша+

г) Тихон

14. Кто характеризует Кабаниху так: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»?
а) Борис
б) Кулигин+

в) Феклуша

15. Каким образом Варвара догадывается, что Катерина в кого-то влюблена?
а) Катерина все время смеется и улыбается, когда на нее никто не смотрит
б) Она тиха и задумчива, почти не слышит, что ей говорят люди

в) Катерина рассказывает ей о своем счастливом детстве, а затем признается, что с не происходит что-то неладное+

Тесты по драме А.Н.Островского «Гроза»

Поиск Лекций

1. «Гроза» Островского – это

1) комедия 4) трагикомедия

2) драма 5) фарс

3) трагедия 6) водевиль

2. «Грозу» написал

1) А.Н.Островский 3) А.Н.Толстой

2) Н.А.Островский 4) Л.Н.Толстой

3. «Гроза» – это драматическое произведение в

1) одном действии 4) четырёх действиях

2) двух действиях 5) пяти действиях

3) трёх действиях 6) шести действиях

4. Действие происходит в городе

1) Торжке 4) Кинешме

2) Твери 5) Калинове

3) Калязине 6) Костроме

5. Все лица, кроме … , одеты по-русски

1) Бориса 4) Кулигина

2) Катерины 5) барыни

3) Варвары 6) Дикого

6. Барыня (8), Борис (5), Варвара (6), Глаша (1), Дикой (2), Кабанова (3), Катерина (11), Кудряш (10), Кулигин (4), Тихон (9), Феклуша(12), Шапкин(7)

Богатая вдова (ж), девка в доме (л), её сын (з), жена его (в), контор-

щик (ё), купец (г), мещанин (б), племянник его (и), сестра Тихона (а), старуха

70-ти лет (к), странница (е), часовщик-самоучка (д).

Определите, кем является каждое действующее лицо.

1) 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё, 8ж, 9з, 10и, 11к, 12л

2) 7г, 9и, 8ж, 5з, 1в, 11а, 2д, 4ё, 10б, 3е, 12л, 6к

3) 8ж, 1а, 12л, 7г, 10и, 4ё, 6в, 11е, 9з, 3к, 5д, 2б

4) 2г, 5и, 3ж, 9з, 11в, 6а, 4д, 10ё, 7б, 12е, 1л, 8к

7. Действие происходит на берегу

1) Невы 4) Волги

2) Оки 5) Енисея

3) Камы 6) Иртыша

8. Кулигину

1) 33 года 4) 49 лет

2) 37 лет 5) 50 лет

3) 44 года 6) 57 лет

9. Бабушку Бориса Григорьевича звали

1) Пульхерия Александровна 4) Татьяна Юрьевна

2) Анна Сергеевна 5) Любовь Андреевна

3) Анфиса Михайловна 6) Марфа Игнатьевна

10. У Дикого

1) два сына 4) один сын

2) сын и дочь 5) дочери-подростки

3) сын и замужняя дочь 6) три сына

11. «Больно лих я на девок-то!» – заявляет

1) Борис 4) Дикой

2) Кудряш 5) Кулигин

3) Шапкин 6) Тихон

12. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле-

ба», – говорит

1) Борис 4) Шапкин

2) Катерина 5) Кудряш

3) Кулигин 6) Глаша

13. «У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать», – говорит

1) Феклуша 4) Кулигин

2) Глаша 5) Варвара

3) Борис 6) Кудряш

14. «Всю жизнь смолоду-то грешила… Вот умирать-то и боится. Чего са-

ма-то боится, тем и других пугает», – говорит

1) Варвара о Кабанихе 4) Кулигин о Варваре

2) Шапкин о Феклуше 5) Варвара о барыне

3) Кудряш о Кабановой 6) Тихон о Кабановой

15. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет,как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?

1) Катерине. Грозы и бога

2) Варваре. Гнева матери

3) Дикому. Громоотвода и бога

4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого

5) Феклуше. Людской молвы и бога

Важно

16. «Вас, простых людей, каждого один враг (нечистый дух) смущает, а к нам, к … людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено», – утвержда–

ет … .

1) святым, барыня 4) юродивым, Глаша

2) богатым, Кабанова 5) церковным, Катерина

3) странным, Феклуша 6) властным, Дикой

17. Назовите фамилию Бориса Григорьевича.

1) Кабанов 4) Шапкин

2) Дикой 5) Державин

3) Кулигин 6) Ломоносов

18. Где учился Борис Григорьевич?

1) в гимназии 4) в Коммерческой академии

2) в университете 5) в лицее

3) в реальном училище 6) в церковной школе

19. Сколько детей было у родителей Бориса Григорьевича?

1) один 4) четверо

2) двое 5) пятеро

3) трое 6) шестеро

20. Назовите фамилию, имя и отчество отца Бориса.

1) Ломоносов Григорий Васильевич

2) Державин Григорий Романович

3) Дикой Григорий Прокофьевич

4) Кабанов Григорий Петрович

5) Шапкин Григорий Дементьевич

21. Откуда приехал Борис в город Калинов?

1) из Твери 4) из Москвы

2) из Нижнего Новгорода 5) из Кяхты

3) из Петербурга 6) из Саратова

22. Родители Бориса

1) сгорели в своём доме 4) пропали за границей

2) утонули в реке 5) умерли от тифа

3) умерли в холеру 6) отравились грибами

23. Борис влюбился в

1) Варвару 4) Катерину

2) Глашу 5) Марфу

3) Феклушу 6) Анфису

24. «Один грех за мной есть», – заявляет Феклуша. Какой? Она

1) сладко поесть любит

2) любит прибрать к рукам, что плохо лежит

3) любит без причины грустить

4) любит посплетничать

5) ненавидит свою родню

25. «А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с … голо-

вами».

1) верблюжьими 4) козлиными

2) песьими 5) ослиными

3) змеиными 6) лошадиными

26. Обидели Катерину чем-то дома, уже было темно; она выбежала на Вол-

гу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять! Ей было тогда лет

1) пятнадцать 4) девять

2) тринадцать 5) шесть

3) одиннадцать 6) пять

27. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»,– заявляет

1) Варвара 4) Кулигин

2) Борис 5) Глаша

3) Катерина 6) Тихон

28. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,–

утверждает

1) Кудряш 4) Варвара

2) Дикой 5) Шапкин

3) Тихон 6) Глаша

29. «Точит она его теперь, как ржа железо»,- говорит Варвара. Кто кого точит?

1) жена своего мужа Дикого

2) старуха семидесяти лет своего старика

3) барыня своего супруга

4) Кабаниха своего сына

5) сестра своего брата Бориса

30. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не

знаю»,– рассуждает

1) Дикой 4) барыня

2) Кулигин 5) Кабанова

3) Шапкин 6) Тихон

31. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась…».

1) вкусно варить 4) выть

2) угождать свекрови 5) терпеть

3) молиться 6) вести хозяйство

32. «Бросить…! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь»,– решительно го –

ворит Катерина. Вместо многоточия напишите нужное слово.

1) Бориса 4) Тихона

2) конверт с письмом 5) ключ

3) нож 6) подарок

33. «Да чего, матушка Марфа Игнатьевна,– рассказывает Феклуша,– огнен-

ного змия стали запрягать: всё, видишь, для-ради скорости».

Огненный змий – это

1) комета 4) аэроплан

2) поезд 5) автомобиль

3) пароход 6) дракон

34. «На высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен,–

рассказывает Феклуша об увиденном в Москве.– И делает он руками, как

будто сыплет что, а ничего не сыплется».

Кто и что, по мнению Феклуши, сыплет с крыши?

1) Дворник сбрасывает с крыши снег.

2) Мальчишка сыплет крупу голубям.

3) Трубочист сыплет сажу.

4) Дьявол сыплет плевелы.

5) Маляр красит крышу.

35. «Изругал, так изругал, что чуть не прибил. После прощенья просил, в

ноги кланялся. Тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся».

Кто кому кланялся ?

1) Дикой Борису 4) Шапкин сыну

2) Кудряш Кулигину 5) Дикой мужику

3) Дикой Кулигину 6) Гусар Дикому

36. «Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки»,– утверждает

1) Катерина 4) Кулигин

2) Кудряш 5) Тихон

3) Варвара 6) Глаша

37. На каком музыкальном инструменте играет Кудряш ?

1) на гитаре 4) на мандолине

2) на балалайке 5) на скрипке

3) на гармошке 6) на свирели

38. Как донской-то казак, казак вёл коня поить,

Добрый молодец, уж он у ворот стоит.

У ворот стоит, сам он думу думает,

Думу думает, как будет жену губить.

Как жена-то, жена мужу возмолилася,

Во скоры-то ноги ему поклонилася:

Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!

Ты не бей, не губи ты меня…

Кто из действующих лиц драмы поёт эту песню и о чём просит же-

на своего мужа ?

1) Катерина. Не убивать её 4) Варвара. Простить её

2) Тихон. Побить её 5) Глаша. Запереть на замок

3) Кудряш. Убить её 6) Кулигин. Отправить домой

39. «Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я имен-

но сюда пришёл, сзади сада Кабановых, где тропинка»,– рассказывает Борис.

Как зовут эту незнакомку ?

1) Варвара 4) Анфиса

2) Глаша 5) Феклуша

3) Катерина 6) Марфа

40. Назовите отчество Катерины.

1) Ивановна 4) Петровна

2) Васильевна 5) Егоровна

3) Семёновна 6) Николаевна

41. «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с ма-

терью и дела нет»,– рассказывает

1) Кудряш 4) Варвара

2) Кулигин 5) Тихон

3) Шапкин 6) Глаша

42. «Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта»,– го-

ворит

1) Кулигин 4) Дикой

2) Борис 5) Шапкин

3) Кудряш 6) Феклуша

43. Варвара (зевая). Как бы это узнать, который час?

Кудряш. Первый.

Варвара. Почём ты знаешь?

Кудряш. …

Как Кудряш определил время? Что он ответил?

1) На колокольне уже ударили двенадцать

2) А вот посмотри на мои серебряные

3) Видишь, рыбаки вышли на берег, а они всегда в первом часу за-

кидывают сети

4) Сторож в доску бил

5) Дозорный крутил трещотку

6) Бакенщик прошёл с фонарём, а он всегда в первом часу выходит

на берег

44. 2-й. И едут туда всякого звания люди.

1-й. Так, так, понял теперь.

2-й. И всякого чину.

1-й. И арапы?

2-й. И арапы.

Куда едут эти люди?

1) в Иерусалим 4) в Москву

2) в рай 5) в страну, где все люди с песьими головами

3) в Рим 6) в геенну огненную

45. 1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

Что упало с неба?

1) манна небесная 4) Литва

2) кара Божья 5) чёрная саранча

3) кровавая туча 6) благодать Божья

46. Как величал Кулигин Дикого?

1) ваше степенство 4) ваше величество

2) ваше сиятельство 5) ваше благородие

3) ваше превосходительство 6) ваше святейство

47. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,– заявляет

1) Кабаниха Тихону 4) Дикой Кудряшу

2) Кабанова Катерине 5) Дикой Борису

3) Марфа Игнатьевна Глаше 6) Дикой Кулигину

48. Кулигин просит у Дикого рублей десять «для общей пользы» и согла–

сен «свои труды даром положить», чтобы на бульваре

1) поставить памятник Ломоносову 4) соорудить громоотвод

2) повесить колокол 5) построить пожарную вышку

3) установить часы 6) поставить урны

49. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает:

1) Гроза – это электричество

2) Гроза нам в наказание посылается

3) Гроза – это божья кара

4) Гроза – это напоминание о божьем величии

5) Гроза – это гнев божий

50. Кого Дикой называет «фальшивым мужичонкой»?

1) Бориса 4) Тихона

2) Кудряша 5) Шапкина

3) Кулигина 6) Савела Прокофьевича

51. На сколько дней уехал Тихон в Москву?

1) на пять дней 4) на двенадцать дней

2) на неделю 5) на две недели

3) на десять дней 6) на двадцать дней

52. Как долго встречались Борис и Катерина в отсутствие её мужа?

1) пять дней 4) десять дней

2) неделю 5) две недели

3) девять дней 6) семнадцать дней

53. «Кайся лучше, коли в чём грешна. Ведь от меня не скроешься; нет, ша-

лишь! Всё знаю!» – говорит Катерине

1) муж 4) золовка

2) свекровь 5) деверь

3) свекор 6) дядя

54. «Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весе-

ло!– говорит барыня.– Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на … !»

1) барышень 4) золото

2) красавиц 5) деньги

3) девиц 6) красоту

55. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её

1) сжечь на костре 4) живую в землю закопать

2) побить до смерти 5) уморить голодом

3) повесить вниз головой 6) голую выгнать из дому

56. Тихон за измену свою жену

1) побил немножко 4) таскал за волосы

2) утопил в Волге 5) чуть не убил

3) отхлестал чересседельником 6) бросил в подвал

57. После измены мужу Катерина

1) продолжала тайно встречаться с любовником

2) начала гулять с Кудряшом

3) призналась прилюдно в неверности

4) уехала с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) покаялась в церкви

58. Как предлагает Кулигин Тихону поступать с грешной Катериной?

1) Вы бы выгнали её из дому и забыли навсегда

2) Вы бы простили ей да и не поминали никогда

3) Вы бы без ругани отвезли её обратно в родительский дом

4) Вы бы помогли ей уехать с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) Вы бы сходили с женой в церковь и посоветовались со священ-

ником

59. После измены снохи Кабанова «стала на замок запирать»

1) Катерину 4) Варвару

2) Глашу 5) Феклушу

3) Тихона 6) всех служанок

60. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?

1) Кулигин 4) Варвара

2) Шапкин 5) Кудряш

3) Глаша 6) Тихон

61. Как поступила Варвара, когда «маменька точила, точила» её за тайную помощь Катерине?

1) обругала мать 4) обвинила во всём мать

2) попросила у матери прощения 5) убежала из дому с Ваней

3) извинилась перед ней и братом 6) подожгла мамин сундук

62. Как звали покойного мужа Кабанихи?

1) Петром 4) Кириллом

2) Сергеем 5) Василием

3) Иваном 6) Семёном

63. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

1) повесилась в спальне свекрови 4) бросилась в Волгу

2) выпила яду 5) отравила мужа и свекровь

3) подожгла дом и сгорела сама 6) сошла с ума

64. «Вы её погубили! Вы! Вы!» – отчаянно кричит Тихон, бросаясь к мёрт-

вой жене.

«Вы» – это

1) Борис Григорьевич 4) равнодушные калиновцы

2) Варвара 5) Марфа Игнатьевна

3) толпа на берегу Волги 6) Кудряш с Варварой

65. У мёртвой Катерины на виске обнаружили «маленькую ранку и капель-

ку крови», потому что

1) Борис ударил её камнем, и она упала в воду

2) она на якорь попала и ушиблась

3) Тихон за полчаса до смерти жены избил её

4) за час до смерти, запертая, она билась головой об стену и койку

5) Кулигин неосторожно вытащил утопленницу из воды

Ключи к тестам

1. 2) 14. 5) 27. 3) 40. 4) 53. 1)

2. 1) 15. 1) 28. 4) 41. 1) 54. 6)

3. 5) 16. 3) 29. 4) 42. 3) 55. 4)

4. 5) 17. 2) 30. 5) 43. 4) 56. 1)

5. 1) 18. 4) 31. 4) 44. 6) 57. 3)

6. 4) 19. 2) 32. 5) 45. 4) 58. 2)

7. 4) 20. 3) 33. 2) 46. 1) 59. 1),4)

8. 5) 21. 4) 34. 4) 47. 6) 60. 4)

9. 3) 22. 3) 35. 5) 48. 3) 61. 5)

10. 5) 23. 4) 36. 4) 49. 2) 62. 3)

11. 2) 24. 1) 37. 1) 50. 3) 63. 4)

12. 3) 25. 2) 38. 2) 51. 5) 64. 5)

13. 4) 26. 5) 39. 1) 52. 4) 65. 2)

Рекомендуемые страницы:

Школьный сайт – Итоговый тест по пьесе Н.А. Островского “Гроза”

Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Первый вариант.

  1. Что является объектом художественного изображения в драме «Гроза»?. Отметьте номера всех правильных ответов.
  1. жизнь провинциального волжского городка
  2. жизнь «третьего сословия»
  3. жизнь дворянства
  4. особенности социально-психологических типов, сформированных конкретными историческими условиями России 60-х годов XIX века.
  1. Постоянные жители Калинова и те, кто живет в нём временно, по-разному относятся к месту своего обитания. Установите соответствие между персонажами и характеристикой, которую они дают городу.

Персонаж Характеристика города

А) Кулигин 1) «трущоба»

Б) Борис 2) город с «жестокими нравами»

В) Феклуша 3) «обетованная земля»

3. В первом действии на сцене появляются «хозяева» города Калинова- Дикой и Кабаниха. На чём основана власть и могущество Дикого? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) на признании его заслуг в деле благоустройства и процветания Калинова

2) на искреннем уважении горожан

3) на деспотизме, произволе и жестокости

4) в его руках экономические рычаги управления безответным населением

5) на беспощадной эксплуатации народа

6) он богатейший человек Калинова.

4. Какие черты характера и поведения Дикого соответствуют его характеристике «Пронзительный мужик»? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) бесцеремонность

2) разнузданность

3) невежественность

4) алчность

5) рефлексия

6) властолюбие

7) грубость

8) системность мышления

5. В чём смысл «самодурства»- понятия, введённого в литературный обиход самим драматургом и тщательно исследованного русской революционно-демократической критикой?

Отметьте номера всех правильных ответов и приведите 2 примера «самодурства» Дикого.

6.Кто из героев пьесы «Гроза»…

А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?

Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

Совет

В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

Г)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

Д)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

Е)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ё)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З) приехал в Калинов из Москвы?

Соотнесите реплику с героем.

1) Катерина 2) Борис 3) Дикой 4) Тихон 5) Кабаниха 6) Кулигин 7) Феклуша

7. Что сближает Бориса с Тихоном, «классическим» калиновцем? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) готовность терпеть унижения самодуров

2) неспособность защитить собственные человеческие права и достоинство

3) нежелание взять ответственность за судьбу доверившегося ему человека.

4) приземлённость интересов, «бескрылость»

5) умение понимать красоту природы

6) умение почувствовать внутреннюю красоту женской души

7) расчетливость, стремление оправдать свои действия обстоятельствами жизни и несправедливостью общественных отношений.

8. Установите соответствие между персонажами и чертами их характера

Персонаж Черты характера

А) Тихон 1) разудалая бесшабашность

Б) Варвара 2) умение постоять за себя

В) Кудряш 3) жизненная пассивность

4) изворотливость

5) мягкость

6) доброта

7) лицемерие

8) трусость

9.Оказавшись в доме Кабановой, Катерина, по её выражению, «завяла». Чем это объясняется? Выведите номера всех ответов, в которых звучит голос самой героини:

1) в доме свекрови «всё как будто из-под неволи»

2) эта неволя «горька! Ох как горька!»

3) нереализованное женское начало: » Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет…»

4) этот дом «опостылел, стены противны», в нём «скука»

5) одиночество: «хоть умирай с тоски, пожалеют что ль тебя!»

10. Какое средство художественной выразительности позволяет драматургу сопоставить два явления ( «Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась»)?

Запишите номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Почему Катерина не видит другого исхода, кроме смерти?

С2. Как вы понимаете название пьесы «Гроза»?

Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Второй вариант.
1. Первое действие пьесы – развёрнутая экспозиция.

Какой контрастный смысловой ряд формирует драматург в этом действии? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) Прекрасная природа и безобразие общественных отношений
2) Антагонизм хозяев и работников
3) Культурный разрыв образованных классов и народа
4) Внутрисословный антагонизм
5) Конфликтность отношений между «старшими» и «младшими» членами семьи
6)Контраст грубого поведения хозяев города и их тщательно скрываемой душевной ранимости
6) Внутренняя конфликтность чувства долга и любви
2.Второе лицо города Калинова- Кабаниха. Какие мировоззренческие и поведенческие установки регламентируют её нормы жизни? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) следование «букве» патриархального закона миро-жизнеустройства
2) Неукоснительное исполнение всего комплекса патриархальных традиций
3) умение вести позитивный диалог с окружающими
4) готовность признать правоту альтернативного мнения
5) восприятие жизни как церемониальной формы
6) возведение деспотизма в систему, способную оказывать сокрушительное воздействие на окружающих и служить средством подавления чувства личности.
3.Каковы отличительные черты психологического портрета Кабанихи? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) гуманность
2) сострадательность
3) ханжество
4) хитрость
5) лицемерие
6) властолюбие
4.Что придает трагизм образу Кабанихи? Отметьте номера всех правильных ответов.
1) у неё нет сомнений в правоте патриархальных отношений и высокой нравственности законов, их регламентирующих
2) у неё нет уверенности в глубокой нравственности «старого порядка»
3) она чувствует себя последней хранительницей векового миропорядка и думает, что с её смертью наступят времена беззакония
4) у неё нет уверенности в правомочности многих своих поступков
5) она убеждена в том, что «греху» нет прощения
5. На основании приведенного в задании фрагмента установите соответствие между персонажами и мотивацией их поведения.
Персонаж Мотивация
А) Катерина 1) неспособность защитить собственные человеческие
Б) Борис
права, нежелание взять ответственность за судьбу
доверившегося ему человека, стремление оправдать
свои действия внешними обстоятельствами и не-
справедливостью общественных отношений
В) Тихон 2) умение взять на себя всю тяжесть ответственности
за грех, искренняя любовь к избраннику(-це), ярко
выраженное чувство собственного достоинства
3) стремление вступить в открытую борьбу с «тёмным
царством», решительными действиями добиться
торжества социальной справедливости
4) неспособность отстоять своё право на
самостоятельное разрешение возникшей
семейной проблемы, безволие и бесхарактерность.
6.Кто сказал следующие реплики. Соотнесите реплику с героем.
А) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»
Б) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной , не увидите…»
в) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»
г) «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»
д) «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»
е) «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»
ё) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»
ж) «…А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
1)Кудряш 2) Катерина 3) Кулигин 4) Кабаниха 5) Тихон 6)Варвара
7) Дикой
7.Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой.

Персонажи Дальнейшая судьба

Обратите внимание

А) Катерина 1) убегает из города
Б) Тихон 2) трагически погибает
В) Кабанова 3) открыто обвиняет Кабаниху в происшедшем
4) открыто обвиняет всю семью Кабановых в случившемся
5) считает, что оплакивать судьбу такой женщины, как
Катерина,- это » грех»

8. Назовите художественный тип, который стал открытием Островского в пьесе «Гроза» и к которому принадлежат Дикой и Кабаниха.

9. Назовите жанр пьесы Островского «Гроза».

10. Каким термином принято обозначать устойчивые сочетания слов, смысл которых может быть идентичен значению одного слова ( «Я-вольная птица»)?
Запишите номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Почему главная героиня пьесы «Гроза» – женщина?
С2. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

Биография Тихона Хренникова

В 1970-е годы Хренников работал над новыми произведениями. Он сочинил Второй концерт для фортепиано с оркестром, Третью симфонию, Второй концерт для скрипки с оркестром, а также балеты — «Любовью за любовь», «Гусарская баллада». В начале 1980-х годов были написаны Третий фортепианный и Второй виолончельный концерты. Затем последовала череда комических опер для театра Станиславского и Немировича-Данченко: «Доротея» (по комедии Шеридана «Дуэнья»), «Золотой теленок» (по Ильфу и Петрову) и для Малого театра оперы и балета в Ленинграде: «Голый король» (по сказке Шварца).

Осенью 1988 году он сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира. Следующим крупным произведением Хренникова стал балет «Наполеон Бонапарт», премьера которого состоялась 3 октября 1995 года на сцене Кремлевского Дворца съездов.

Тихон Хренников занимался общественной деятельностью. В 1948 году он был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту он оставался 43 года до 1991 года. Он также был депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС, заместителем председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, президентом Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, президентом Музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, руководил оргкомитетом конкурса имени Чайковского.

Начиная с 1960-х годов, на протяжении более 40 лет Хренников преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников — Максим Дунаевский, Александр Чайковский, Александр Градский, Михаил Броннер и многие другие.

Тихон Хренников являлся обладателем множества государственных и международных наград и званий, среди них Народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973), три Сталинских премии (1942, 1946, 1951), Государственная премия СССР (1967), Орден Почета (1998), премия президента РФ (2003), Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2003).

Скончался Хренников 14 августа 2007 года в Москве. Он был похоронен в Ельце.

Тихон Хренников был женат на журналистке Кларе Вакс, которая заведовала пресс-бюро Союза композиторов. 25 января 1940 года у них родилась дочь Наталья, ставшая актрисой.

Аудио:

Автор музыки – Тихон Хренников

1. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром До мажор, соч. 21: II Соната. Allegro con fuoco (фрагмент)
Исполняют: Тихон Хренников (фортепиано), Государственный академический симфонический оркестр, дирижер Евгений Светланов. Запись 1973 года. Звукорежиссер – В. Антоненко

2. «Что так сердце растревожено»– песня из к/ф «Верные друзья»
Исполняют: Иосиф Кобзон, ансамбль скрипачей ГАБТа, худ. руководитель Юлий Реентович. Запись 1981 года. Звукорежиссер – Ю. Стельник

3. «Но дело не в этом, друзья» (сл. В. Гусева) – песня из к/ф «В 6 часов вечера после войны» (фрагмент)

Исполняет Тихон Хренников. Уникальная запись с концерта в Берлине в 1945 году. Звукорежиссер — неизвестно

Предоставлено ФГУП «Фирма Мелодия»

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Главный композитор: яркие факты биографии Тихона Хренникова

Десятый сын провинциального купца, Тихон Хренников стал всемирно известным музыкантом, чьи произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. В день рождения композитора АиФ.ru вспоминает самые яркие факты его биографии

Хренников родился в Ельце, в семье купцов и был 10 ребенком в семье. В девять лет он научился играть на рояле, а свое первое музыкальное произведение написал в 13 лет.

Талант молодого музыканта лично отметил Михаил Гнесин, и пригласил Хренникова в Москву. После окончания школы будущий композитор уехал из родного города в столицу и поступил в музыкальных техникум имени Гнесиных. Это было началом его блестящей музыкальной карьеры.

После окончания техникума Хренников поступил в консерваторию. Выпускные экзамены он сдавал уже будучи довольно известным композитором, участником международных фестивалей и лауреатом музыкальных премий. Однако, Сергей Прокофьев, который входил в состав членов приемной комиссии, настоял на том, чтобы Хренникову по специальности поставили «хорошо», а не «отлично». Но Хренников с таким почтением относился к прославленному композитору, что признал его оценку справедливой.

За свою долгую творческую жизнь Хренников написал множество музыкальных произведений, в том числе и музыку к таким фильмам как «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны». Также он является создателем опер «Мать» и «Золотой телёнок», балетов «Любовью за любовь» и «Гусарская баллада».

Высокий пост генерального секретаря Союза композиторов СССР Хренников занимал более сорока лет. При этом композитор был известен своими проправительственными взглядами как до, так и после смены политического строя. Хренников — народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академик Национальной академии кинемато-графических искусств и наук России.

Сегодня в Ельце — родном городе Хренникова проходит музыкальный фестиваль его имени. Там же находится музей композитора. Похоронен Хренников на местном кладбище — по его собственному желанию. Скончался он 14 августа 2007 года в Москве, но после смерти был похоронен на родине.

Любимыми композиторами Хренникова были Иоганн Бах, Петр Чайковский и Сергей Прокофьев.

Хренников Тихон Николаевич

Родной край Тихона Николаевича Хренникова — исконно русская земля, город Елец, где он появился на свет 10 июня 1913 г. Отец — Николай Иванович, служил приказчиком у местных купцов, мать — Варвара Васильевна — была домохозяйкой. Тихон был младшим, десятым, ребенком в семье.

Семья жила дружно. Достатка большого не было, но тот, что был, весь определялся на образование детей. Старшие братья окончили Московский университет. Один из средних, Глеб имел красивый певческий голос — лирический тенор, учился в Московской консерватории и Московском университете. Ему прочили блестящее будущее в вокальном искусстве, но началась Первая мировая война, он ушел добровольцем и погиб на фронте в 1918 г. В доме постоянно звучала музыка. На таких инструментах, как гитара, мандолина играли все. Кроме того, Тихон пел в церковном хоре.

С девяти лет он начал учиться играть на рояле. Через два года из Москвы в Елец приехал В.Агарков. Ученик Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории, создателя одной из крупнейших пианистических школ России, он давал концерты, сочинял музыку, был даровитым и требовательным педагогом. Занятия с ним увлекли Тихона. Но едва ли не самой серьезной была для него встреча с Анной Федоровной Варгуниной, с которой Хренников начал заниматься после отъезда Агаркова из Ельца. Начав играть на рояле, он довольно скоро стал сочинять музыку. Свой первый опус — этюд для фортепиано — написал в тринадцать лет.

Зимой 1927-28 гг. Тихон приехал в Москву и показал свои сочинения М.Ф.Гнесину. Маэстро отнесся к мальчику с большой симпатией. Тихон увез к себе в Елец целую кипу нот, а через год, после окончания школы-девятилетки, поступил в техникум Гнесиных.

Перед отъездом в Москву, Тихона позвал к себе отец и дал два наказа. Первый: живи сам и давай жить другим. Второй: никогда не расстраивайся от неудач и не слишком радуйся своим успехам. Этим двум принципам Тихон Николаевич неотступно следует всю жизнь. Похоже, именно это отцовское наставление определило стиль отношения композитора к людям и позволило ему почти сразу стать всеобщим любимцем.

В техникуме Гнесиных Хренников занимался сразу по двум специальностям: в классе рояля у Э.Г. Гельмана, в классе композиции — у М.Ф. Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г.И. Литинского. К концу пребывания в техникуме решил написать фортепианный концерт. Почувствовав в себе уверенность, стал сочинять с невероятной легкостью.

В 1932 г. Хренников окончил Гнесинский техникум, после чего его приняли сразу на второй курс Московской консерватории, в класс В.Я.Шебалина. Педагогом по фортепиано у Т.Хренникова был великий Г.Нейгауз. Он очень хорошо относился к талантливому студенту, познакомил его со своим учителем — Леопольдом Годовским, который также хвалил и поддерживал Тихона Николаевича. К моменту перехода на третий курс Хренников завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. В том же году Тихона Хренникова пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Ильинична Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе «Мик», написанной для театра Николаем Шестаковым. На премьере музыку к спектаклю приняли хорошо. В 1933 г. состоялся его первый публичный концерт. Это было в Воронеже, куда Т.Хренникова пригласил известный дирижер Н.П. Аносов играть свой фортепианный концерт. Так состоялось боевое крещение, Тихон Хренников узнал, что такое успех. К великому сожалению, творчески продуктивный 1933 г. оказался отмеченным трагическим событием, — умер отец.

Дипломной работой молодого композитора стала его Первая симфония. Он приступил к работе над ней еще на 4-м курсе консерватории. К 1935 г. она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 г., в Большом зале Московской консерватории. Звучала ярко и имела большой успех. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Т.Н.Хренников исполнил свой концерт вместе с А.Мелик-Пашаевым. Это было первое международное крещение. Симфония же была включена в репертуар знаменитым Леопольдом Стоковским, исполнялась в Америке и имела большой успех. Вслед за Стоковским она вошла в репертуар Юджина Орманди.

После окончания Московской консерватории в 1936 г. Хренников продолжил образование в классе высшего мастерства у Шебалина. После премьеры симфонии ему позвонил В.И.Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра. На обеде, куда Тихон был приглашен Немировичем-Данченко (великая честь для юного музыканта), они договорились вместе искать сюжет для будущей работы, которая будет непременно посвящена современной теме. Хренников был счастлив знакомством и предложением Владимира Ивановича. В конце долгих поисков и раздумий, они остановились на на романе Николая Вирты «Одиночество». Либретто писал известный драматург А.М.Файко. Работа продвигалась неспешно. Тем временем, Хренников, которого после премьеры первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова — написать музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Эту музыку Хренников писал на стыке 1935-1936 гг. Осенью 1936 г. состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный. В спектакле принимали участие известные актеры — Р.Симонов, Ц.Мансурова, Д.Дорлиак. Режиссером был И.Раппопорт.

В том же 1936-м году Тихон Николаевич женится на журналистке Кларе Арнольдовне Вакс, которая заведовала пресс-бюро Союза композиторов. Будущих супругов познакомил на танцах Арам Ильич Хачатурян, который на протяжении всей своей жизни был близким другом семьи Хренниковых.

Однако следующий, 1937 год, вновь приносит помимо творческого успеха личную драму. Арест в Ельце двух братьев Хренниковых – Николая и Бориса – заставляет Тихона лихорадочно искать варианты их спасения. Он пишет во все инстанции и – о, чудо! – ему удается добиться того, чтобы одного из них судили в открытом суде. Привезенный Тихоном из Москвы известный адвокат Браудо камня на камне не оставил от ложных обвинений, и Николая освободили прямо в зале суда. Однако Бориса судила тройка, и он сгинул в ГУЛАГе.

К октябрю 1939 г. была завершена опера «В бурю» и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. В том же году на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было высшим знаком признания. Следующая работа Хренникова – музыка к фильму «Свинарка и пастух» — так же оказалась сверхпопулярной. Фильм появился на экранах страны спустя несколько месяцев после начала Великой отечественной войны и стал для народа окном в ту мирную жизнь, к которой теперь надо было вернуться сквозь невзгоды и лишения.

Как и большинство композиторов в то время, Хренников в своем творчестве делает акцент на песни, посвященные патриотической и военной тематике. Среди них наиболее популярными стали «Все за родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание». На сюжет песни «Прощание» был снят короткометражный фильм под названием «Возвращайся с победой». Пишет Хренников и свою «военную» симфонию. Симфония №2 задумывалась еще в довоенное время, и первая ее часть была закончена до 22 июня 1941 года. Композитор решил оставить ее, как она была, и поэтому новые, «военные» части словно бы олицетворяют саму войну, врывающуюся в мирную жизнь.

В том же 1941 году семья Хренниковых (у супругов только что родилась дочка, которую назвали Наташей в честь героини оперы «В бурю») отправляется в эвакуацию в Свердловск. Туда же был отправлен Центральный Театр Красной Армии, руководитель которого, Алексей Попов, предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» А.Гладкова о событиях героического 1812 года. Можно без малейшего преувеличения сказать, что эта удивительно оптимистичная музыка, написанная Т.Хренниковым, согревала и согревает сердца и души многих миллионов людей в течение десятилетий. Она остается любимой и сейчас.

Во время Великой отечественной войны композитор много работает (помимо песен и симфонии была написана музыка к фильму «В 6 часов вечера после войны»), выезжает в действующую армию, где дает концерты для солдат прямо на передовой. Вместе с армией Чуйкова вступает в Берлин в мае 1945 года и принимает участие в импровизированной трансляции из полуразрушенной берлинской радиостанции, которая доносит до всего мира звучание песен советской победы из самого фашистского логова. Хренников под собственный аккомпанемент на рояле поет свои самые популярные военные песни – «Прощание», «Марш артиллеристов» и другие.

После войны начинается поистине грандиозная общественная деятельность Тихона Хренникова, которую он непостижимым образом научился совмещать с творчеством. В 1948 г. Хренников был назначен (по личному распоряжению Сталина) генеральным секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту Тихон Хренников оставался 43 года до момента распада СССР в 1991 г., причем композиторы выбирали его своим руководителем и после начала горбачевской перестройки — на двух выборах 1986 и 1991 гг., когда никто давить на них сверху уже не мог. Он также был депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС, заместителем председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, президентом Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, президентом Музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.

Начало общественной деятельности Хренникова пришлось на 1-й съезд композиторов СССР, состоявшийся сразу же после его назначения на должность. Хренников с трибуны съезда прочитал основной доклад, написанный несколькими музыковедами в развитие решений ЦК партии о борьбе с проявлениями формализма в советской музыки. В докладе содержалась резкая критика авангардизма, отхода от мелодической основы музыки, западного упадничества и назывались конкретные фамилии советских композиторов, чьи произведения не соответствуют принципам социалистического реализма – Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Однако за громкими словами не последовало столь же громких «дел» — никто из советских композиторов не был подвергнут репрессиям. В этом видится прямая заслуга Тихона Хренникова, который не только никогда не использовал своей власти во вред кому-либо, а всегда стремился лишь помогать. Союз композиторов не выдал ни одной отрицательной характеристики на своих членов, что предотвращало аресты. А в 1958 году Хренников (единственный из руководителей творческих союзов в СССР) добился отмены Постановления ЦК КПСС 1948 года как ошибочного! Уникальное событие для советской компартии, которая практически никогда не признавала своих ошибок.

Более того, даже после 1-го съезда Союза композиторов СССР главные фигуранты доклада Хренникова продолжали получать звания и награды, как ни в чем не бывало. Дмитрий Шостакович в 1948 году получил звание народного артиста РСФСР, а в 1950 и 1952 — две Сталинские премии, Сергей Прокофьев – Сталинскую премию 1951 года и Ленинскую премию в 1957 году (посмертно). И здесь не обошлось без поддержки Союза композиторов. К тому же Хачатурян, Мурадели оставались личными друзьями Хренникова. Музыка их не только не была запрещена к исполнению, а наоборот зазвучала с новой силой. А вот сам Хренников неожиданно оказался в роли «запрещенного композитора». В 1950-м году запретили его новую оперу «Фрол Скобеев» на историческую тему как «несвоевременную», «чуждую народу» и т.д. Но Хренников отказался сдаваться. Он обратился напрямую к Сталину и добился разрешения. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась под названием «Безродный зять». Впоследствии опера неоднократно ставилась в Советском Союзе и за рубежом.

Несмотря на то, что в 1957 г. состоялась премьера следующей оперы Хренникова – «Мать» по одноименному роману М.Горького – почти все 1950-е были самыми малопродуктивными годами в биографии композитора. Неожиданно свалившийся груз ответственности за все происходящее в композиторском сообществе страны привел к нервному истощению и выбил Хренникова из творческой колеи. Лечение не помогало, дошло даже до того, что Тихон Николаевич, находясь в санатории Барвиха, не мог заснуть в течение двух недель. Его в буквальном смысле спасла жена Клара, организовавшая «побег» мужа из этого закрытого режимного медучреждения.

Только в конце 1950-х композитор вернулся к активной творческой работе. В 1959 он закончил партитуру Первого скрипичного концерта, в котором скрипичную партию отредактировал знаменитый Леонид Коган, он же и стал его первым исполнителем. Вслед за этим был написан виолончельный концерт, завершенный в 1964 г. Композитор посвятил его Мстиславу Ростроповичу, с которым был очень дружен в то время. Ростропович сыграл премьеру, а потом проехал с этим концертом по главным площадкам мира. После выступления в Карнеги-Холл Ростропович прислал телеграмму с сообщением о большом успехе концерта у американской публики.

В начале 1960-х Тихон Хренников стал преподавать в Московской консерватории. Произошло это практически вопреки его воли. Взвалить на себя новый груз преподавания при всей имевшейся творческой, общественной и административной занятости – эта идея не могла даже прийти ему в голову. Однако юный и талантливый Вячеслав Овчинников, лишившийся на 4-м курсе консерватории своего преподавателя, объявил ректору, что будет продолжать учебу только у Хренникова. Его напор и настойчивость, где-то даже граничившие с наглостью, привели к тому, что Хренников в итоге сдался и уже больше 40 лет преподает в главном музыкальном ВУЗе планеты.

Расцветом творчества Хренникова можно смело назвать 1970-е годы. Именно тогда появляются Вторые концерты для фортепиано и скрипки, Третья симфония, а также композитор открывает для себя новый жанр балетной музыки. По просьбе Большого театра он перерабатывает свою музыку к спектаклю «Много шума из ничего» в балет «Любовью за любовь». Знакомые мелодии становятся основой хореографических монологов, адажио, дуэтов. К ним прибавляется много новых музыкальных номеров.

Новая музыка, написанная уже зрелым мастером, отмечена теми же чертами, которые так привлекали в его раннем творении – чистотой и свежестью чувств, энергией и оптимизмом, добрым юмором и лукавством, а главное – лирическим чувством, которое Тихон Хренников пронес в своем творчестве через всю жизнь.

Премьера балета состоялась на сцене Большого театра 30 января 1976 года. «Любовью за любовь» оставался в репертуаре Большого почти 20 лет, пока его хореограф француженка Вера Боккадоро продолжала жить в России и постоянно работать с новыми артистами. «Школу» балета «Любовью за любовь» прошли такие известные танцоры, как Нина Тимофеева, Юрий Владимиров, Александр Годунов, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Андрис Лиепа, Марина Леонова и многие другие. За это время балет выдержал более 250 представлений, только на сцене Большого театра его увидели около миллиона зрителей. А ведь помимо Москвы, этот балет был поставлен в десятках городов СССР и за рубежом, в том числе в Исландии, Болгарии, Польше и Югославии.

Успех балета «Любовью за любовь» воодушевил композитора. Он горел желанием продолжить работу в этом же жанре. К счастью, Хренников во время вспомнил о либретто балета по пьесе А.Гладкова «Давным давно», которое ему прислал лет за 10 до этого ленинградский балетмейстер Олег Виноградов. Тогда идея балета не вдохновила его, но теперь прямо-таки увлекла.

Как вспоминает сам Тихон Хренников, сюжет «Давным давно» как нельзя лучше подходил к его балетным замыслам – «он продолжал линию «Много шума из ничего» («Любовью за любовь») в балетном театре, линию комедийного, лирического спектакля. Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием – я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».

Премьера балета «Гусарская баллада» состоялась 3 апреля 1979 года в Театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде. Спустя год «Гусарская баллада» пришла и в Большой театр, причем ее постановку на главной сцене страны по просьбе Хренникова осуществили те же хореографы, что и в Ленинграде – Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев.

В начале 1980-х гг. были написаны Третий фортепианный и Второй виолончельный концерты. Затем последовала целая череда комических опер для театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве: «Доротея» (по комедии Шеридана «Дуэнья»); «Золотой теленок» (по Ильфу и Петрову) и для Малого театра оперы и балета в Ленинграде: «Голый король» (по сказке Шварца).

После этого композитор как бы поставил точку в оперном репертуаре и решил заняться камерными жанрами. Осенью 1988 г. сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 г. написал музыку на Три сонета Шекспира. Следующим крупным произведением Хренникова стал балет «Наполеон Бонапарт».

Если второй большой балет Хренникова отделяют от первого всего несколько лет, то третий пришлось ждать целых 16 лет. «Наполеон Бонапарт» появился в непростое для России время. Демократические реформы превратились в разгул вседозволенности, приватизация стала символом воровства и стяжательства, десятки миллионов людей по всей стране вдруг оказались за чертой бедности. Тихон Хренников вместе с другими корифеями советской культуры – Максимом Горьким, Михаилом Шолоховым, Сергеем Бондарчуком, Исааком Дунаевским – попадает под каток хамства разгулявшегося либерализма. Советское искусство топчут, над покойными издеваются, живых придают общественно-политическому остракизму.

В 1991 году вместе с развалом СССР расформировывается и Союз Советских композиторов. Тихон Хренников слагает с себя полномочия его руководителя. Единственной его общественной нагрузкой остается руководство оргкомитетом конкурса имени Чайковского, которую он продолжал нести вплоть до 2004 года. За годы существования Союза композиторов СССР были открыты Дома творчества композиторов в Рузе, Иваново, Сухуми, Сортавале, во многих республиках, была отлажена система выплаты авторских гонораров, дивидендов, осуществлялась плановая покупка произведений за счет государства, действовала мощнейшая машина пропаганды советской музыки.После 1991 года все это планомерно разрушается, распродается.

Надо сказать, что Хренников переносит это как подобает человеку своей эпохи: спокойно, мужественно и с большим достоинством. Его любимая фраза тех лет: «Время все расставит на свои места. Пусть не скоро, но моя музыка вернется к слушателям». Он даже решает назло всем возобновить гастрольную деятельность и исполняет свой виртуозный Третий фортепианный концерт в нескольких городах России, но сердце восьмидесятилетнего композитора не выдерживает такой моральной и физической нагрузки, и после инфаркта он прекращает выступления на публике.

Как раз в 1993 году к Хренникову приходит бывший солист Большого театра, а ныне известный хореограф, руководитель Кремлевского балета, Андрей Петров, который танцевал в 1970-х гг. в балете «Любовью за любовь». Он увлекает композитора образом Наполеона, фигурой неоднозначной, вызывавшей у людей прямо противоположные чувства – его либо боготворили, либо ненавидели. В течение двух лет композитор пишет музыку, которая выходит из под его пера такой же полной контрастов, как и его герой: в балете есть не только чарующие адажио, которые всегда особенно удавались Хренникову, но и помпезные бальные сцены, эпизоды сражений и политической жизни, а также моменты философских размышлений и самой интимной лирики.

Премьера балета «Наполеон Бонапарт» состоялась 3 октября 1995 года на сцене Кремлевского Дворца съездов.

Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую жизнь. В его музыке — музыкальный портрет 20-го века. Эта музыка никогда не теряла молодости, духа, оптимизма. И сегодня она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой и заражает подлинным темпераментом. Он никогда не изменял себе, своим идеалам ни в жизни, ни в искусстве.

Его кумирами в музыке были и остаются — Бах, Чайковский и Прокофьев.

елец

родина Тихона Хренникова

Альтернативные описания

• город в России, Липецкая область, на реке Сосна

• российский «кружевной город», но не Вологда

• рыба семейства карповых

• центр древнерусского княжества

• этот город возник как укрепленный пункт Рязанского княжества

• какой город плавает?

• город на реке Ельчик

• рыба на карте России

• рыба, которая плавает на карте Липецкой области

• родной город писателя Михаила Пришвина

• родной город композитора Тихона Хренникова

• на гербе именно этого города было помещено изображение красного оленя в белом поле, стоящего под зеленой елью

• рыба, похожая на карпа

• город кружев в Липецкой области

• город в Липецкой области

• город с «рыбным» именем

• рыба из карповых

• «кружевной» город России

• из карповых

• карповый родственник

• город-рыба

• карповая рыба

• рыба на карте Липецкой области

• объект спортивного лова

• рыба с «хвойным» названием

• «рыбный» город в Липецкой области

• город на реке Сосна

• сибирская промысловая рыба

• объект спортивного рыболовства

• «рыбный» город России

• сородич карпа

• город

• рыбка из карповых

• рыба и город

• российский город с «рыбным» названием

• город кружевниц на реке Сосне

• обская плотва

• и рыба, и город

• город или рыба

• небольшая речная рыба

• речная рыбка

• пресноводная рыбка

• город и рыба из карпов

• город в Липецкой области славящийся кружевами

• пресноводная рыба

• каспийский карп

• мелкая речная рыба

• сородич карпа и российский город

• небольшая карповая рыба

• речная рыба

• карповая рыба, рифмующаяся с юнцом

• там музей Бунина

• город «тезка» президента

• Город в Липецкой области, славящийся кружевами

• Рыба семейства карповых

• «Рыбный» город России

• «Рыбный» город в Липецкой области

• «кружевной» город России

• город «тезка» президента

• какой город плавает

• м. перм. душка, дужка или грудная вилочка у птиц. Давай елец ломать. Возвышенная средина груди вообще у животных и человека. Рыба Cyprinus leuciscus, семейство карпиев. Черноморск. рыба кленек, Squalius busiscus. Тамб. собират. дубовая поросль? Не еловая ли либо ольховая? или можжевел? Вят. лентяй? Еловец м. стар. лоскут, вырезка, кисть, перяное украшенье верхушки шишака или шелома. Еловци ж шеломов их, аки поломя огняное, пашется

• российский «кружевной город», но не Вологда

• российский город с «рыбным» названием

• рыба с «хвойным» названием

• городрыба

• город «тёзка» президента

• российский город в рифму с концом