Х 35 уран

Российский «Гарпун»: какую роль крылатая ракета X-35 сыграла в повышении боевой мощи ВМФ

16 апреля 1984 года Совет министров СССР опубликовал постановление о создании морского комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 (3М24). Головным разработчиком боеприпаса правительство СССР выбрало подмосковное ОКБ «Звезда» (сейчас — ГНПЦ «Звезда-Стрела», входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Предназначение новой ракеты заключалось в эффективном поражении катеров, корветов, фрегатов и эсминцев противника.

Разработка этого оружия стартовала в ответ на появление американской корабельной ракеты RGM-84 Harpoon и успешное боевое применение французской Exocet. 4 мая 1982 года во время англо-аргентинского конфликта вокруг Фолклендских островов малогабаритная ракета Exocet попала в британский эсминец Sheffield.

Французская ракета была выпущена аргентинским штурмовиком Super Etendard. Боеприпас поразил борт корабля, но не взорвался. Попадание Exocet спровоцировало крупный пожар, унёсший жизни 20 моряков. Несмотря на повреждения, Sheffield несколько дней оставался на плаву, но 10 мая всё же затонул.

Данное событие вызвало огромный резонанс в мире. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, гибель британского эсминца продемонстрировала, насколько грозным оружием могут быть малогабаритные противокорабельные ракеты.

  • Ракетный корабль «Татарстан» производит стрельбу из комплекса «Уран»
  • РИА Новости
  • © Денис Абрамов

«На тот момент у ОКБ «Звезда» уже были наработки по противокорабельной ракете нового поколения для вооружения корветов, катеров и самолётов. Однако инцидент с поражением эсминца послужил дополнительным стимулом для начала работ. Не осталось сомнений, что подобное оружие будет востребовано на флоте, особенно для обороны наших берегов и корабельных группировок», — пояснил Кнутов в беседе с RT.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Также по темеСерьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

  • Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
  • РИА Новости
  • © Игорь Зарембо

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35″, — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С
  • © Allocer / Wikipedia

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Большую часть пути Х-35 летит на высоте 4—15 м (в зависимости от волнения на море). Это затрудняет её обнаружение радиолокационными средствами и перехват противоракетами. Приближаясь к цели, Х-35 совершает подскок и атакует, выходя из пике. Скорость ракеты дозвуковая — 0,8—0,85 Маха. Х-35 может применяться практически в любых метеоусловиях и в шторм до 6 баллов.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по темеРусский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3» Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35.

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Противокорабельная ракета Х-35

Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35. В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.
Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного оружия была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.

Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.
ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.
Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.
В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.

Схема ракеты Х-35. Рисунок Rbase.new-factoria.ru
Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.
В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.
ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.
Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.
Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.
За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.
Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.
Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.
Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».
В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.

Пусковая установка 2С-24Э. Фото Rbase.new-factoria.ru
Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.
Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.

В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.
В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.
Береговой комплекс «Бал» состоит из нескольких основных компонентов, выполненных в виде самоходных машин на базе шасси МАЗ-7930. За слежение и поиск целей отвечает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС). В состав батареи комплекса может входить до двух таких машин. Также в каждую батарею входит до четырех самоходных пусковых установок (СПУ). Каждая такая боевая машина имеет крепления для восьми ТПК с ракетами. Обслуживание СПУ выполняется транспортно-перегрузочными машинами. Кроме того, батареи оснащаются собственными машинами связи.

СПУ комплекса «Бал»
Использование самоходной техники позволяет быстро перебросить все средства комплекса «Бал» в заданный район и начать там боевую работу со слежением за указанной акваторией. Допускается возможность развертывания комплекса на удалении до 10 км от береговой черты. Типовая батарея может произвести запуск до 32 ракет. Общий боекомплект при этом составляет 64 ракеты.
В середине двухтысячных годов завершилась работа над авиационной версией ракеты Х-35. Для применения в качестве вооружения вертолетов была предложена ПКР Х-35В. Основные ее отличия заключаются в ином стартовом ускорителе. Его характеристики соответствуют предполагаемому способу запуска с летательного аппарата, имеющему относительно малую скорость полета. Для самолетов была предложена ракета без стартового ускорителя. Такая ПКР должна была разгоняться до скорости включения маршевого двигателя за счет самолета-носителя.
В 2011 году был представлен оригинальный проект пусковой установки для ракет Х-35, замаскированный под стандартный 20-футовый контейнер. При этом внутри контейнера удалось разместить как четыре ТПК с ракетами, так и набор необходимой аппаратуры управления. Перспективы подобного проекта до конца не ясны. Информация о возможных контрактах на поставку такого оружия не поступала.
Дальнейшим развитием ракеты Х-35 стало изделие Х-35У. За счет внедрения некоторых новых узлов и агрегатов удалось удвоить максимальную дальность полета. Х-35У может поражать цели на дальностях до 260 км от точки пуска. Такие характеристики обеспечиваются новым двигателем и иной конструкцией канала воздухозаборника, благодаря которой удалось увеличить запас топлива.

В 2009 году была представлена модернизированная версия ракеты Х-35У под названием Х-35УЭ, предназначенная для поставок зарубежным заказчикам. После всех доработок стартовый вес ракеты достиг 670 кг. Габариты остались на прежнем уровне. Двигатель и топливный бак, взятые у Х-35У, обеспечивают новой ПКР дальность полета до 260 км. По некоторым данным, возможен пуск на дальность до 300 км. Важнейшим нововведением проекта стало обновление систем наведения. Инерциальная навигационная система была дополнена спутниковой, а активную радиолокационную АРГС-35 заменили активно-пассивной радиолокационной ГСН типа «Грань-К». Дальность обнаружения цели увеличена до 50 км.

Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э. Фото Ru.wikipedia.org
На данный момент основными эксплуатантами ракет Х-35 и ракетных комплексов семейства «Уран» являются Россия, Индия и Вьетнам. К настоящему времени собрано несколько сотен ракет, переданных ВВС и ВМФ России, а также ВМС Индии и Вьетнама. Зарубежные заказчики пока не проявляют интереса к авиационным ракетам, однако активно используют ракетные комплексы корабельного базирования.
В некоторых зарубежных источниках упоминается, что ракеты Х-35 российской разработки были скопированы конструкторами Северной Кореи. Копии Х-35 северокорейского производства предположительно эксплуатируются в КНДР и некоторых зарубежных государствах.
Как и другие противокорабельные ракеты, оружие семейства Х-35 имеет преимущества и недостатки. Основным преимуществом считается комбинированная траектория полета с маловысотным участком на подлете к цели. Такая особенность ракет Х-35 затрудняет их обнаружение и уничтожение на безопасном расстоянии от корабля-цели. Также следует отметить достойное соотношение веса ракеты и боевой части. Использованные радиолокационные ГСН способны работать в условиях постановки помех, что повышает вероятность поражения цели. 145-кг осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 тыс. т. Таким образом, ракеты Х-35 могут поражать широкий спектр боевых кораблей и вспомогательных судов.
Отдельного упоминание достойна гибкость применения ракет Х-35. Они могут использоваться в качестве ударного вооружения кораблей, самолетов, вертолетов и специализированных береговых комплексов. Таким образом, военные получают возможность использовать комплекс, наиболее полно отвечающий требованиям тактической обстановки.
Главный недостаток ПКР Х-35 и комплексов с их использованием заключается в узкой тактической нише. Ракеты этого семейства могут применяться только для поражения надводных целей. Специфическая траектория полета и характеристики радиолокационной ГСН не позволяют использовать такое оружие для атаки наземных объектов. В контексте корабельных ракетных комплексов это приводит к необходимости использования отдельных систем для поражения наземных целей. В определенных ситуациях минусом может быть дозвуковая скорость ракеты, способная повысить вероятность ее перехвата.
Ракеты первых версий имели дальность полета до 130 км, что накладывало некоторые ограничения на их использование. Существовал риск приблизиться к цели на расстояние ответного удара с соответствующими рисками. Особенно ярко эта особенность могла проявляться при запуске ракет с летательных аппаратов, вынужденных приближаться к цели и рисковать попасть под удар средств противовоздушной обороны.
Необходимо отметить, что советский/российский проект ПКР Х-35 в определенной мере похож на некоторые зарубежные разработки аналогичного назначения. Незадолго до начала работ по Х-35 и комплексу «Уран» во Франции была создана ракета Exocet, а в США появилось изделие AGM/RGM/UGM-84 Harpoon. Х-35, «Экзосет» и «Гарпун» являются дозвуковыми ракетами сравнительно малых габаритов, а также оснащены комбинированными системами наведения.
Зарубежные аналоги Х-35 неоднократно использовались в различных вооруженных конфликтах и показали свои возможности. На счету ракет Exocet и Harpoon имеются несколько крупных побед в нескольких боях. ПКР Х-35 и ее модификации пока не использовались в реальных вооруженных конфликтах. Тем не менее, сравнение характеристик различных ракет и опыт использования зарубежных аналогов позволяют предполагать, что ракеты Х-35 являются весьма эффективным оружием и могут считаться одними из лучших образцов своего класса в мире.
По материалам сайтов:

Ракета Х-35Э и ее модификация Х-35УЭ, созданные в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), не только не уступают зарубежным аналогам, но по многим параметрам превосходят их. Об этом заявил главный конструктор разработки Николай Васильев в интервью газете «Известия».

Х-35УЭ — это унифицированная противокорабельная ракета в экспортом исполнении. Причем, первая в стране унифицированная ракета, в равной мере ее носителями могут быть надводные корабли, вертолеты, самолеты, береговые ракетные комплексы. И даже подводные лодки, хоть такой вариант использования ракеты пока еще не рассматривался ни ВМФ России, ни ВМС стран, активно закупающих у нас вооружение и военную технику. Создание унифицированной ракеты позволило существенно снизить ее стоимость, поскольку сократило расходы на разработку. То есть не нужно было параллельно создавать корабельную, воздушную и береговую модификации.

Говоря о преимуществах российской унифицированной ракеты над иностранными аналогами, главный конструктор в первую очередь подразумевает ее успех на мировом рынке. Благодаря чему долгоживущий американский «Гарпун», хоть и проводились попытки при помощи модернизации существенно улучшить его характеристики, стремительно теряет авторитет у мировых заказчиков.

Существенный перевес качества Х-35УЭ над «Гарпуном» определяет, в частности более совершенная головка самонаведения (ГСН). У американцев она радиолокационная с инерциальным каналом. У нашей ракеты помимо РЛС в ГСН используется спутниковое наведение на цель. В связи с чем ГСН Х-35УЭ работает с сигналом низкого уровня. «Гарпун» же при подлете к цели врубает мощность в 6 кВт, из-за чего обнаруживает себя и подставляется под противоракетный удар.

Современные противокорабельные ракеты действуют «стаей». То есть при всех ухищрениях по части помехозащищенности ГСН и противодействия защитным мероприятиям атакуемых целей, в данном случае — кораблей, в среднем прорвать противоракетную оборону способна одна ракета из восьми. Однако конструкторам Х-35УЭ удалось настолько повысить защищенность ракеты, что цели достигает уже одна из четырех.

На создание уникальной ГСН у КТРВ ушло почти 10 лет. Когда вызрела окончательная идея принципа наведения ракеты на цель, и был готов опытный образец, компания «Локхид» попросила его с целью проведения испытаний. И в случае, если бы головка их устроила в техническом отношении, они могли бы ее купить. Было это в 90-е годы, когда отрасль страдала от безденежья. Однако легальным путем ничего у американцев не получилось. А через некоторое время при невыясненных обстоятельствах погиб главный конструктор ГСН, его убили в поезде «Москва — Петербург». Вскоре без вести пропал главный алгоритмист, который разрабатывал программное обеспечение для обработки информации в процессоре ГСН. Эти потери оказались невосполнимыми, они отбросили разработчиков ракеты года на четыре.

Базовая ракета Х-35 была принята на вооружение в 2003 году. Х-35УЭ моложе более чем на 10 лет. Конструкторскому коллективу, который возглавлял Николай Васильев, удалось совершить феноменальный рывок вперед по сравнению с базовым вариантом. Благодаря новой топливной системе и улучшенным характеристикам двигателя удалось вдвое увеличить дальность полета. Теперь она достигает 260 км вместо 130 км. И это при той же самой скорости полета, равной 0,8−0,85 М. Причем не пришлось даже жертвовать весом боевой части, который остался без изменения.

Как уже было сказано, существенно повысилась способность прорыва противоракетной обороны противника. При этом если прежде радиолокационная ГСН захватывала цель на удалении в 20 км, то теперь дистанция возросла до 50 км. При поиске цели ГСН сканирует пространство, отклоняя луч радара +/- 45 гр. по горизонтали и + 10 гр./- 20 гр. по вертикали. На маршевом участке полет осуществляется на высоте 10−15 метров, после захвата цели ракета снижается до 3−4 метров в зависимости от волнения моря.

Благодаря сравнительно небольшим размерам ракета имеет малую заметность для радаров корабельной ПВО противника. Еще более она снижена за счет частичного использования при производстве стелс-технологий. Затруднено для атакуемого противника обнаружение не только полета ракеты, но и ее старта. Поскольку запуск происходит за пределами радиогоризонта.

При сравнении характеристик Х-35УЭ и последней модификации «Гарпуна» можно предположить, что американская ракета способна нанести больший ущерб атакуемому кораблю. Поскольку вес ее боевой части равен 235 кг, в то время как у созданной в КРЭТ ракеты — 145 кг. Однако и 145 кг вполне достаточно для нанесения непоправимого ущерба кораблям с водоизмещением до 5000 тонн, то есть эсминцам и всем остальным, чей ранг пониже. У «Гарпуна» тот же самый диапазон уничтожаемых целей.

Но при этом необходимо учитывать, условно говоря, «коэффициент полезного действия» ракеты. Как было сказано выше, за счет уникальной способности преодолевать противоракетную оборону противника из четырех Х-35УЭ одна гарантированно достигает цели. У «Гарпуна» данный показатель примерно в два раза хуже. Следовательно, на 235 кг американского фугаса приходится 290 российского.

И хоть Х-35 еще не довелось потопить ни одного эсминца, но такая ее способность была косвенно доказана в 2000 году. Моторная лодка с террористом на борту в Аденском порту торпедировала эсминец «Коул». Взорвалось всего около 200 килограммов взрывчатки. Причем взрыв был не направленный, в отличие от поражающего действия противокорабельной торпеды. Этого хватило для того, чтобы в корпусе эсминца образовалась дыра размерами 9×12 метров. И «Коул» затонул бы, если бы находился в открытом море. В порту же ему на помощь были брошены все имевшиеся спасательные средства. Так что боевой части российской ракеты вполне достаточно для того, чтобы «разобраться» с натовскими эсминцами.

Дальность российской ракеты на 20 км меньше, чем у «Гарпуна» — 260 км против 280 км. Однако это не противоречит заявлению главного конструктора унифицированной ракеты. Превосходство над зарубежными аналогами существует по большинству характеристик, а не по всем. При этом, разумеется, по важнейшей из них, по способности преодолевать противоракетную оборону, у нас существенное превосходство.

Однако на мировом рынке вооружений и военной техники существенное значение имеет и стоимость продукта. «Гарпун» значительно дороже. То есть явное преимущество и в цене, и в качестве продукта. Но у производителей американских ракет существует громадное преимущество перед конкурентами. Есть определенные натовские стандарты, которыми обязаны руководствоваться все члены альянса. Решающее значение при их выработке принадлежит Пентагону и ВПК США. Именно поэтому американское оружие закупается в больших количествах.

Правда, руководствуясь этими стандартами, некоторые виды вооружения разрабатывают технологически развитые страны. Например, Германия, Франция, Великобритания. Кстати, среди конкурирующих с Х-35УЭ ракет Николай Васильев называет французскую противокорабельную ракету «Экзосет». Она была запущена в серийное производство в 1973 году. Сейчас выпускается ее пятая модификация. По возможностям приближается к американскому «Гарпуну», хоть и немного ему проигрывает.

Противокорабельная ракета Х-35 «Уран» предназначена для уничтожения надводных кораблей противника водоизмещением до 5000 тонн. Активно используется в ВМФ России. Ракета Х-35 «Уран» отличается малыми габаритами, массовостью применения, универсальностью.

Потребность в универсальной противокорабельной ракете возникла в СССР в конце 1970-х годов. Однако массовой эксплуатации универсальные ракеты не достигли, но наработки и опытные и мелкосерийные экземпляры все же достались России. Подавляющее большинство самолетов, кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов российского производства.

Ракету Х-35 «Уран» способны применять:

1. Авиация
— многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С;
— фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-34 «Утёнок»;
— многоцелевые лёгкие истребители Миг-29СМТ;
— вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-52К.

2. Корабли ВМФ
— фрегаты
— корветы проекта 22380;
— сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540;
— ракетные катера;
— атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень» и модернизированная версия 885М «Ясень-М».

3. Береговые ракетные комплексы «Бал».

ПКР Х-35 на истребителе Миг-29СМТ

Пуск Х-35 с корабля

Пуск ракеты из БРК «Бал»

Описание

Ракета имеет две ступени (авиационный вариант один) — стартовый ускоритель и маршевый двигатель.
Длина, м:
— корабельного/берегового/вертолётного базирования: 4,4
— самолётного базирования: 3,85
Размах крыла, м: 1,33
Диаметр ракеты, м: 0,42
Стартовая масса, кг:
— корабельного/берегового базирования: 600 (670)
— вертолётного базирования: 610 (650)
— самолётного базирования: 520 (550).
Боевая часть: осколочно-фугасная проникающего типа массой 145 кг.

Максимальная дальность пуска ракеты составляет 260 км. Ракета совершает полёт на дозвуковой скорости на сверхмалых высотах (на маршевом участке: 10-15 м, на конечном участке: 3-4 м). Скорость ракеты составляет порядка 0,8-0,85 Маха.

Х-35 имеет АРЛГСН (активную радиолокационную головку самонаведения с щелевой антенной решёткой) позволяющую ракете автономно производить поиск цели. Ракете при пуске на большую дальность нужно лишь внешнее целеуказание. ГСН ракеты предназначена для обнаружения малоразмерных целей.

Преимущества

Ракета Х-35 имеет малые габариты, небольшую массу. Данные качества позволяют приспосабливать ракету практически к любым кораблям, самолетам, береговым комплексам. Опыт предыдущих десятилетий показал, что тяжелые специализированные ракеты требуют строительства дорогостоящих носителей с большим тоннажом (корабль, субмарина) и большой взлетной массой (самолёт).

Американская AGM-84 «Harpoon»

Сравнение с ракетой AGM-84 «Harpoon»

Х-35 имеет большую дальность, большую боевую часть и большую универсальность.
Ракетный комплекс «Уран» имеет наземную модификацию — мобильный береговой ракетный комплекс «Бал». Пусковая установка комплекса имеет 12 ракет Х-35. Возможность использовать наземные носители значительно усиливает эффективность и актуальность ракеты Х-35. Береговые комплексы способны прикрывать побережье от вражеских десантных кораблей.

Если разместить комплекс на острове то получится «непотопляемый крейсер», так как при грамотном использовании комплекса «Бал» можно будет наносить серьезные ракетные удары по вражеским кораблям всех классов. Корабельные эскадры также будут уязвимы против ракет Х-35. Береговой комплекс «Бал» способен надежно закрыть пролив, залив или фьорд от атаки вражеских кораблей или десанта с моря. По данному показателю AGM-84 «Harpoon» серьезно уступает Х-35. Максимальная дальность «Harpoon» авиационного базирования 280 км, подводных лодок 90 км и кораблей 150 км.

Отличие от П-800 «Оникс»

Существует также универсальная сверхзвуковая ракета П-800 «Оникс». П-800 объединяет с Х-35 малые габариты, универсальность, наличие различных модификаций. На первый взгляд обе ракеты не имеют никаких отличительных особенностей кроме скорости полёта. Однако ракеты имеют несколько разные концепции применения.

Сверхзвуковая ПКР «Яхонт» — экспортная версия П-800 «Оникс»

Россия достигла наибольших успехов в развитии сверхзвуковых противокорабельных ракет. Большая скорость ракет затрудняет их перехват зенитными ракетами. Также высокая скорость позволяет долетать сверхзвуковой ракете за короткий промежуток времени: от двух-трёх минут до нескольких десятков минут. За такой короткий период времени надводная цель не успеет уйти на большой расстояние, что позволяет системам наведения ракеты не потерять цель.

Большая скорость ракеты затрудняет ее перехват. Однако по этой причине, при полёте на максимальную дальность 300 км ракета летит большую часть полёта на высоте 10-14 км, после этого опускаясь на высоту 15-20 метров, летит последние несколько десятков км. Ракета имеет и режим низковысотного полёта, пролетая 140 км на малой высоте.

Х-35 имеет преимущество в том, что ракета расходует значительно меньше топлива из-за того, что летит на дозвуковой скорости. Ракеты летящие на дозвуковой скорости расходуют топливо лишь немногим больше, чем если бы они летели на больших высотах. По данной причине ракета способна лететь весь полет на малой высоте, у Х-35 нету «укороченного» полёта как у П-800. Морская и береговая версия Х-35 имеет дальность 120 км, авиационная 300 км.

Перспективный истребитель Миг-35 с ракетой Х-35

Многоцелевой истребитель Су-35С с ракетой Х-35 «Уран»

Перспективы

Ракеты Х-35 «Уран» наряду с ракетами «Циркон» (3М22), П-800 «Оникс», «Калибр», Х-31, Х-59, Х-22, Х-55/555 и Х-101 будут основными средствами противодействия корабельным группам противника (в том числе и авианосным ударным группам).

Х-35 «Уран» будет активно использоваться в ВКС и Морской авиации. Х-35 — идеальная авиационная ракета для тактической авиации. Стартовая масса в 500-600 кг позволяет использовать ракету почти любыми самолетами тактической авиации.

ПКР Х-35 «Уран» имеет большие перспективы для экспорта. В настоящее время Алжир, Китай, Индия и Вьетнам уже закупили экспортные версии Х-35. Экспортные версии несколько уступают по ТТХ отечественным для превосходства Российских вооруженных сил.

Также планируется модернизировать стратегические бомбардировщики Ту-22М3, которые после модернизации смогут использовать ракеты Х-35 «Уран».

/Александр Растегин/

Статья №21. Корабельный ракетный комплекс «Уран».

Дата: 1 Март 2014 Рубрика: Вооружение надводных кораблей ВМФ СССР и РФ Комментарии: 42 коммент.

«Уран» — корабельный ракетный комплекс (КРК) с противокорабельной ракетой (ПКР) Х-35 на СКР «Сметливый»

Корабельный ракетный комплекс (КРК) «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», главный конструктор Г.И. Хохлов). Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.
В настоящее время головной разработчик и производитель ракетного комплекса Уран-Э — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Комплекс «Уран» состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Пуск противокорабельной крылатой ракеты Х-35 (3М24) ПКР «Уран»

Ракета 3М-24 противокорабельного ракетного комплекса «Уран» предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской противокорабельной ракете «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью действия до 50 км.

Крылатая ракета 3М-24, входящая в состав корабельного ракетного комплекса «Уран», по своим массогабаритным характеристикам превосходит лучшие мировые образцы ракетного оружия этого класса. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Планер ракеты изготовлен из алюминиевых сплавов. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс. Боевая часть – осколочно-фугасная, проникающая. Ракета оснащена комбинированной системой управления, в которую входит автопилот и активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех противника. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН. Радиолокационная ГСН ракеты обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Ракета Х-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели.

Противокарабельная ракета (ПКР) Х-35 «Уран»: 1— активная радиолокационная головка самонаведения; 2— фугасно-кумулятивная боевая часть; 3— инерциальная система управления; 4— топливный бак; 5— турбореактивный двигатель; 6— руль; 7 — стартовый двигатель; 8— стабилизатор; 9— рулевой привод; 10— механизм подачи топлива; 11— всасывающее устройство.

Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м над уровнем моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 м/сек снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км.
Наведение ракеты на цель на конечном участке осуществляется по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы наведения. Поражение цели обеспечивается проникающей осколочно-фугасной частью, подрыв которой происходит по сигналам контактного взрывательного устройства. На маршевом участке ракета движется на высоте 5-10 метров и благодаря высокой точности радиовысотомера может отслеживать волнение моря высотой до 3-5 метров. Полетный вес — 603 кг. При пуске с наземной или корабельной ПУ она запускается наклонно стартовым ускорителем и в это время ракета практически неуправляема. Её траектория не позволяет атаковать корабли на удалении менее 5 км. Для примера есть траектория гарпуна, траектория Х-35 на неё очень похожа.

Траектория полета ПКР Х-35 при пуске ракеты с надводного корабля или с наземной ПУ

Ракета 3М-24 помещается в транспортно-пусковой контейнер 3С-34 (завод-изготовитель ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог под контролем военных представителей), который представляет собой металлический цилиндр с внутренними направляющими. С торцов он закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В его центральной части имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения транспортно-пускового контейнера в пакеты и крепления их на пусковой установке.

Завод-изготовитель транспортно-пусковой контейнер 3С-34 ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. После использования ракеты возможно повторное использование контейнера при проведении восстановительных работ. Пусковая установка представляет собой металлическую конструкцию (раму), закрепленную на фундаменте под углом 35 градусов относительно горизонтальной плоскости корабля. Каждая пусковая установка рассчитана на размещение четырех ракет в транспортно-пусковых контейнерах. В состав установки может также входить приспособление для размещения на ней пакета с контейнерами. Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд. Важной особенностью ракеты 3М-24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массогабаритным характеристикам. Корабельный вариант ракеты существенно расширяет боевые возможности надводных кораблей Военно-морского флота. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев.

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
– ракетных катеров проектов: 1241 «Молния», 10411 «Светляк», 20970 «Катран»;
– корветов проектов: 20380 «Тигр» (Стерегущий), 25 «Курки» (Индия), 25А «Кора» (Индия);
– фрегатов (сторожевых кораблей) проектов: 11540 «Ястреб» (Неустрашимый), 11541 «Корсар», 11661 «Гепард» (Татарстан), 22460 «Рубин», 16 «Годвари» (Индия), 16А «Брахмапутра» (Индия);
– больших противолодочных кораблей проектов: 61 «Комсомолец Украины» (модернизированный по проекту 01090);
– эскадренных миноносцев проектов: 15 «Дели» (Индия).

Ракетный катер «Р-44″ с ПКР 3М-24 «Уран»

По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.Так, при замене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и более единиц без увеличения водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР «Сметливый». Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизации его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся двух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран».

Пусковые установки противокорабельного комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» (фото А.Бричевский, 24 октября 2008 г.).

На базе 3М-24 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы – береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов – ракета Х-35У и вертолетов – ракета Х-35В).

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э». Старт противокорабельной ракеты типа 3М-24Э (Х-35Э)

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельной ракетой типа 3М-24Э (Х-35Э) предназначен для контроля проливных зон и территориальных вод, а также для защиты военно-морских баз, береговых объектов и участков побережья.

Ракетный комплекс «Уран» авиационной модификации – самолетные ракеты Х-35У.

ПКР Х-35 под крылом корабельного истребителя МиГ-29К

Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-35 с самолёта-носителя

Ракета Х-35 оснащена двойной системой наведения. На начальном этапе полёта, после её пуска, работает инерциальная система наведения, координаты цели в которую закладываются до пуска с самолёта-носителя (можно используя данные самолётов ДРЛО). На конечном участке полёта ракета переходит на самонаведение от активной радарной системы. Боевая часть ракеты весом 145 кг позволяет уверенно атаковать морские цели классом до крейсера. Пуск ракеты, обычно, происходит с предельной дальности.

Вертолетный вариант ракеты Х-35В может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Дальность стрельбы всех вариантов ракеты до 130 км.

ПКР Х-35 на подвеске модифицированного вертолета Ка-27

Противокорабельный вертолет Ка-32А7 вооружен противокорабельными ракетами Х-35

Ка-32А7 — противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.