Государство си СЯ

Си Ся

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

империя

Си Ся

тангут. 𗴂𗹭𗂧𘜶, кит. 大白高國


Западное Ся в 1150 году

1038 — 1227

Столица

Иньчуань

Язык(и)

тангутский

Религия

буддизм

Форма правления

монархия

Западное Ся и государства Китая в 1142 году

Си Ся (кит. 西夏, пиньинь: Xī Xià), Западное Ся, Да Ся (кит. 大夏, пиньинь: Dà Xià), Великое Ся, Тангутское царство, Великое государство Высокой Белизны (официальное название Великое государство Белого и Высокого) — государство тангутов, существовавшее в 1038—1227 годах к северо-западу от китайского царства Сун и, позднее, чжурчжэньского Цзинь на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу. Контролировало восточный отрезок Великого шёлкового пути.

История

Тангуты были данниками Сунской империи до восстания 982 года, к 1006 году вынудившего китайских императоров фактически признать их независимость. Наиболее блистательный период тангутской истории совпал с правлением Юань-хао (1032—1048), который дал своему государству имя древнего хуннского царства Ся (буквально Си Ся — «Западное Ся», т. е. к западу от исторических земель хунну), принял титул императора и попытался распространить свою власть на весь Китай. В 1044 году сунские правители согласились выплачивать ему дань в обмен на прекращение набегов.

В течение последующих двухсот лет правители Западного Ся периодически вступали в борьбу с киданьской империей Ляо и сменившей её чжурчжэньской империей Цзинь. Система управления в Си Ся была выстроена по сунскому образцу, однако буддизм был возведён в ранг государственной религии. В качестве письменности была принята самобытная система, которую разработал Ели Жэньюн.

В 1227 году государство тангутов пало под ударами войск Чингисхана.

Изучение

Руины Хара-Хото

Начало исследованию их культуры, письменности и языка положила находка П. К. Козловым большой библиотеки тангутских текстов при раскопках мёртвого города Хара-Хото в 1909 году.

Определяющий вклад в изучение Си Ся в первой половине XX века сделал Н. А. Невский, также реконструировавший тангутский язык. Благодаря его работе тангутоведение началось в Японии, Германии и Китае. Во второй половине XX века крупнейшим специалистом мирового уровня стал Е. И. Кычанов, специализировавшийся на истории Си Ся и издавший ряд тангутских письменных памятников. В настоящее время развивается изучение Си Ся в Китае.

> Примечания

  1. Си Ся // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Литература

  • Кычанов Е. И. Государство Си Ся (982—1227). Автореф. дисс. … к. и. н. Л., ЛГУ, 1960. — 200 экз.
  • Кычанов Е. И. Звучат лишь письмена. (Очерк об исследователях тангутской цивилизации). — М.: Наука (ГРВЛ), 1965. — 139 с. — 17 000 экз. (По следам исчезнувших культур Востока).
  • Кычанов Е. И. Очерк истории тангутского государства. — М.: Наука (ГРВЛ), 1968. — 355 с. — 1600 экз.
  • Кычанов Е. И. Монголо-тангутские войны и гибель государства Си Ся // Татаро-монголы в Азии и Европе. Сборник статей. Изд. 2-е, пер. и доп. — М.: «Наука» (ГРВЛ), 1977. — С. 46—61.
  • Кепинг К. Б. «Великое государство Белого и Высокого» — официальное название тангутского государства // Петербургское востоковедение. Выпуск 7 = St.Petersburg Journal of Oriental Studies. Volume 7. — СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1995. — С. 172—192.
  • Кычанов Е. И. История тангутского государства / Факультет филологии и искусств СПбГУ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — 776 с. — (Исторические исследования). — 800 экз. — ISBN 978-5-8465-0652-7. (в пер.)
  • Dunnell R. W. Tanguts and the Tangut State of Ta Hsia / A thesis presented to Princeton University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in East Asian Studies. Princeton, NJ, 1983. 398 pp.
  • Dunnell R. W. Naming the Tangut Capital: Xingqing/Zhongxing and Related Matters // Bulletin of Sung-Yuan Studies (宋遼金元), Number 21, 1989. pp. 53–66.
  • The Cambridge History of China. Volume 6. Alien regimes and border states, 907—1368 / Edited by Herbert Franke and Denis Twitchett. Cambridge; New York, Cambridge University Press. 1994. xxx, 776 pp.
  • Kepping K. B. The Official Name of the Tangut Empire as Reflected in the Native Tangut Texts // Manuscripta Orientalia: International Journal for Oriental Manuscript Research, Vol.1, No.3, December 1995. SPb.-Helsinki, Thesa. 1995. pp. 22–32.
  • Dunnel R. W. The Great State of White and High: Buddhism and State Formation in Eleventh-Century Xia. Honolulu, University of Hawaii’s Press. 1996. xxv, 278 pp.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Тангутское царство
  • Подсайт по тангутоведению ИВР РАН

Великая Си Ся, растоптанная Чингисханом

С конца I тысячелетия до нашей эры Великий шелковый путь был основной и, по сути, единственной трансконтинентальной магистралью. По этой трассе, связывавшей юго-восточную Азию и западную Европу, со скоростью верблюжьего каравана перемещались товары, информация и научные знания. Путь был труден, далек и долог, дорога занимала несколько лет.

Одним из самых сложных участков являлась пустыня Гоби. Китайский автор VII века Сюаньцзан писал о ней: «Пески расстилаются на необозримое пространство; по прихоти ветра они то нагромождаются в одном месте, то вновь разметываются. Путники не находят там никаких следов человека, и многие из них сбиваются с пути… Поэтому странники отмечают дорогу, собирая в кучи кости животных. Там нет нигде ни воды, ни растительности и часто дуют жгучие ветры. Когда поднимаются эти ветры, люди и животные падают в изнеможении и заболевают. Временами слышатся то пение и свист, то болезненные стоны, но если прислушаться к этим звукам, то сознание помутится и потеряешь способность передвигаться. Вот почему там часто гибнут путники. Эти миражи — наваждение демона».

Существовали два маршрута для преодоления пустыни. Но оба чрезвычайно опасны. Китайский историк Сыма Цянь свидетельствовал: «Путешественники, которые выезжают из Китая, часто погибают в соляных болотах. Те, кто едет по северному пути, подвергаются нападению гуннов. На южном пути нет воды и пищи… и царит большая нужда». В конце I тысячелетия гуннов, откочевавших далеко на запад, сменили не менее воинственные тангуты.

Тангуты. Древнекитайская гравюра. (wikipedia.org)

Этот народ откочевал в район Гоби откуда-то из северо-восточного Тибета примерно в VII веке. Их переезд совпал с периодом похолодания в северном полушарии. Из-за этого пустыню пересекли несколько рек, не пересыхавших даже жарким летом. Среди песков раскинулись большие оазисы, отделенные друг от друга несколькими караванными переходами. Некоторые из этих оазисов были столь обширны, что могли дать пропитание нескольким тысячам человек. Они-то и стали основными прибежищами тангутов.

Вожди племени быстро поняли все выгоды того, что через их новые владения проходит караванный путь. Тангуты быстро создали транспортную инфраструктуру. Их проводники и вооруженные отряды сопровождали купеческие караваны между оазисами, охраняя их от набегов конкурирующих племен. В тангутских поселениях путники могли отдохнуть после долгих пустынных переходов, и набраться сил для дальнейшего пути. За эти удобства и сохранность своих товаров купцы охотно платили вождям племён. Караваны двигались через пустыню неиссякающим потоком, и вожди тангутов быстро разбогатели.

Китайские власти с неодобрением взирали на то, что какие-то пришельцы взимают подорожные с их соплеменников. Императоры Поднебесной считали пустыню Гоби (как, впрочем, и всю остальную Землю) своей собственностью, и отказывались понимать, почему за проход через пески купцы должны платить кому-то кроме них. Это непонимание привело к вооруженным стычкам между китайской армией и тангутами. В конце концов, тангуты признали себя данниками китайской империи, но эта зависимость была чисто формальной.

В IX веке благосостояние тангутов росло, их поселения превращались в настоящие города. В то же время в Китае постоянно вспыхивали восстания и гражданские войны, его раздирали внутренние противоречия. У императоров просто не доходили руки до пустынных северных территорий. В начале XI века тангутский князь Юань-Хао занимал пост губернатора Диннаньского военного округа Поднебесной, на территории которого жили его соплеменники. Посмотрев на то, что творится в Китае, князь подумал, что огромное государство одряхлело и вряд ли протянет долго. Юань-Хао решил основать собственную империю, тангутскую. Это произошло в 1038 году.

Чтобы новое государственное образование не казалось чересчур юным, его правитель взял название существовавшей в тех краях шесть веков назад страны гуннов. Она называлась Ся, а Юань-Хао свою империю решил назвать Си Ся. Эти два коротких слова можно перевести с тангутского языка как «Великое государство высокой белизны». Естественно, императору страны с таким красивым названием претило находиться в зависимости от какого-то там Китая, и Юань-Хао объявил, что теперь китайцы должны платить ему дань. Чтобы убедить в этом саму Поднебесную, тангуты несколько лет предпринимали опустошительные набеги на её северо-западные провинции. Для прекращения этих грабежей китайцы сочли за лучшее ежегодно выплачивать Си Ся солидные отступные.

Тангутская империя расцветала. Её территория простиралась с запада на восток на тысячу километров. Она была разделена на 12 округов, которые управлялись по китайскому образцу. Столицей империи являлся большой город Чжунсин. Земли Си Ся были изрыты множеством каналов, орошавших не очень плодородную почву. На их берегах теснились глинобитные хижины крестьян. Только за особые заслуги или за большие деньги правители округов выдавали разрешение покрывать крыши этих домишек черепицей.

Бодхисаттва Авалокитешвара. Фрагмент тангутской рукописи. (Можейко И. «1185 год. Восток»)

Официальной религией Си Ся был провозглашен буддизм. Монахи десятков монастырей занимались написанием манускриптов, в которых фиксировалась история и повседневная жизнь империи. Писали на тангутском языке, чьи иероглифы отдаленно напоминали китайские. Слава о могущественной Си Ся гремела далеко за пределами империи.

Так продолжалось почти 200 лет. Пока в конце XII века среди кочевых монголов, живших в степях к северу от Си Ся, не появился воин Темуджин. Он объединил разрозненные племена, взял себе имя Чингисхан и начал жадно поглядывать на сопредельные государства. Впервые тангуты и монголы схлестнулись в 1205 году, когда один из военачальников Чингисхана Елюй Ахай совершил внезапный набег на северный округ Си Ся. Вылазка оказалась удачной. Монголы разорили несколько небольших городов и, захватив богатую добычу, убрались восвояси.

Через два года в Си Ся вторгся уже сам Чингисхан. Он решил одним ударом уничтожить империю. И направил свои войска прямо к её столице. Однако тангуты смогли дать агрессорам достойный отпор и заперли их в горах Хэланьшань. Всю зиму 1207−1208 годов монголы не могли вырваться на оперативный простор и занимались грабежом окрестных поселений. Весной они вернулись в свои степи, уведя множество пленных. Тангутская империя смогла отстоять свою независимость.

В 1209 году Чингисхан вновь напал на Си Ся. Состоялись два больших сражения. В первом из них победили монголы, а во втором верх одержали тангуты. Тем не менее, они почему-то не стали развивать свой успех и пропустили врага к своей столице. Осенью монголы осадили Чжунсин. Император обратился за помощью к правителю соседнего чжурчженского государства Цзинь, но тот высокомерно отказался помочь тангутам. Пришлось надеяться только на собственные силы.

Припасов в столице имелось много, и город был готов к длительной осаде, но нетерпеливые монголы не любили ждать долго. Прослонявшись под городскими стенами несколько месяцев, они согнали крестьян с окрестных земель и заставили их строить плотину на реке, проходившей через город. Полноводная из-за осенних дождей река быстро затопила столицу. Людям пришлось спасаться от воды на крышах домов. Еще несколько дней, и город бы сдался. Однако наспех возведенная плотина не выдержала массы воды, прорвалась, и бурный поток хлынул прямо на монгольский лагерь. Захватчики в страхе бежали, Чжунсин был спасен.

Следующей весной начались переговоры. Мирный договор был заключен на весьма почетных для Си Ся условиях. Тангуты признавали зависимость от монголов, но, согласно тексту документа, император становился «правой рукой» Чингисхана. Принцесса Чахэ вошла в юрту правителя монголов на правах его младшей жены. Тангутская армия должна была участвовать в походах Чингисхана. Их первой совместной операцией стал поход против невежливого государства Цзинь, которое в 1214 году исчезло под совместным натиском монголов и тангутов.

Портрет Чингисхана. (wikipedia.org)

Чингисхан устремился на запад. В своем новом походе он рассчитывал на тангутские войска, но император Цзунь-сян в 1218 году внезапно отказал ему, причем в грубой форме: «Не имеешь силы — так незачем и ханом быть!». Придя в себя от такого хамства, хан вновь вторгся в Си Ся и вновь осадил её столицу. Император из города сбежал, доверив оборону своему сыну. Тот оказался неплохим военачальником, и осада опять грозила затянуться надолго. Не желая задерживаться у стен Чжунсина и рискуя пропустить подходящее для долгих переходов время года, Чингисхан плюнул на Си Ся и, пригрозив расправиться с ней позднее, двинулся в Среднюю Азию, Закавказье и Поволжье. Во взятии тамошних городов степнякам-монголам очень помогли тангутские пленники, имевшие опыт строительства и разрушения крепостных стен.

Си Ся отнеслась к угрозе Чингисхана серьезно. Спешно укреплялись стены городов и крепостей, перевооружалась армия. Тангуты пытались заключить союз с враждебными монголам кочевыми племенами, но это закончилось неудачей. В 1224 году монголы захватили тангутский город Иньчжоу. А через год в родные края из западного похода вернулся сам Чингисхан. Отдохнув с годик, он приступил к наказанию вероломной империи.

Набравшаяся военного опыта непобедимая монгольская орда легко накрыла собой Си Ся. Один за другим сдавались города Хара-Хото, Сучжоу, Лянчжоу… Монголы не щадили сдавшихся, жестоко вырезая тангутов. Из Сучжоу удалось спастись всего лишь сотне семей. Пощадил Чингисхан лишь город Ганьчжоу, которым управлял отец командовавшего личным туменом Чингисхана Чагана. Этого Чагана Чингисхан любил как собственного сына, и по его просьбе пощадил население города, казнив лишь 36 руководителей обороны. Ужас поражения Си Ся усиливал и неурожай, ставший результатом разразившейся в тот несчастливый год засухи. Крестьяне, даже оставшиеся в стороне от монгольской армии, умирали от голода. К тому же в разгар нашествия скоропостижно скончался император.

Его наследнику лишь к концу осени удалось собрать силы для генерального сражения. Оно состоялось 23 ноября у Линчжоу, но тангуты потерпели в нём сокрушительное поражение. К декабрю вся территория империи была захвачена монголами. Единственным очагом сопротивления осталась столица. Её осада затянулась почти на год. Летом 1227 года Чингисхан предъявил императору, уже оставшемуся без империи, ультиматум, дав месяц на размышления, а сам отправился отдыхать в прохладные отроги гор Люпаньшань. Под стены Чжунсина он уже не вернулся. В августе великий хан тяжело заболел и вскоре умер. Существует легенда, что он приказал ежедневно за обедом напоминать себе о наказании тангутов словами «разорил дотла», но вряд ли так было на самом деле. Скорее всего, столица Си Ся пала уже после смерти Чингисхана.

Империя перестала существовать. Жалкие остатки тангутов, уцелевшие после геноцида, почти полностью растворились среди китайцев и монголов. Сегодня тангутами называют себя всего семь тысяч человек, живущих в Монголии. Большинство их городов исчезло под песками пустынь. Лишь те из них, что находились на перекрестках караванных путей, возродились, но уже под другими названиями и с другим населением, в основном китайским. Память о могущественной империи Си Ся сохранилась лишь в отрывочных упоминаниях китайских летописей да в туманных преданиях кочевых народов.

Пётр Козлов. (wikipedia.org)

В XVIII-XIX веках французские и английские ученые, посещавшие Китай, нашли несколько рукописей на неизвестном языке, не поддающиеся расшифровке. Предположение, что это тангутский язык, оставалось неподтвержденным до начала XX века. В 1908 году русский путешественник и археолог Пётр Козлов исследовал пустыню Гоби. От проводников он услышал легенду о таящемся в песках мертвом городе. Жившие в его окрестностях кочевники не подпускали чужих к руинам, так как надеялись найти в развалинах несметные сокровища, которые правитель города закопал, спасаясь от Чингисхана. Заинтересовавшись этой историей, Козлов вспомнил о своем знакомстве с монгольским князем Балдын‑цзасаком, и попросил его о протекции. Кочевники не смогли устоять перед авторитетом правителя, и согласились отвести русских на развалины города, который они называли Хара-Хото, то есть «Черным городом».

Развалины Хара-Хото. (Можейко И. «1185 год. Восток»)

«Наше волнение увеличивалось и увеличивалось, — записал в своём дневнике Козлов. — В особенности когда после 3−5 верст юго‑юго‑восточного движения нам стали попадаться черепки фарфоровой и глиняной посудной формы с закругленными краями, гранитные валы для молотьбы, наконец, монеты и пр… Наше желание попасть в Хара‑Хото дошло до крайней степени. Над песками показались крепостные шпицы субурганов… а вот и уголок самой крепости. Еще томительные полчаса, и мы, миновав бугры‑холмы из песка и тамариска, вышли на каменную равнину с запада, где мертвый город, весь на виду, вблизи еще больше манит к своим скрытым сокровищам…»

В Петербурге сообщение Козлова о находке вызвало живейший научный интерес. Сразу возникло предположение, что Пётр Кузьмич нашел следы империи Си Ся. В Хара-Хото начались раскопки, быстро доказавшие, что развалины действительно являются останками крупного города, столицы одного из округов исчезнувшей восемь веков назад империи.

Раскопки в Хара-Хото. (Можейко И. «1185 год. Восток»)

Археологические находки исчислялись тысячами, но главное сокровище ждало Козлова за чертой мертвого города. Чуть в стороне от его стен ученые обнаружили засыпанный песком субурган — буддийскую ступу, буквально доверху набитую книгами и рукописями. Видимо, при приближении монголов манускрипты свозили сюда из всех окрестных монастырей. Разбирая книжные завалы слой за слоем и дойдя до пола субургана, Козлов обнаружил там усаженные в круг буддийские скульптуры и скелет пожилой женщины.

Книгохранилище оказалось крупнейшим в мире собранием средневековых рукописей, сохранившихся в одном месте. Большинство из текстов было написано на тангутском языке. Его расшифровкой долго занимались российские ученые. Огромную помощь в этом им оказал найденный среди книг тангутско-китайский словарь, с помощью которого филолог-востоковед Николай Невский в конце 1920-х годов смог открыть все тайны мертвого уже несколько веков языка.

Тангутская рукопись, найденная в Хара-Хото. (Можейко И. «1185 год. Восток»)

Не все книги, найденные Козловым 110 лет назад, прочитаны учеными — собрание слишком велико. Однако изучение истории и наследия империи Си Ся идёт полным ходом. Благодаря манускриптам, спасенным в одиноком субургане, не сбылось легендарное заклинание Чингисхана: «Разорил дотла». Империю Си Ся он уничтожил, но память о ней сохранилась.

Александра Горчинская Разгар рабочего дня, где-то за окном буднично копошится город. Я вишу под потолком, связанная толстой веревкой по рукам и ногам, и слышу, как кто-то рядом предлагает подбавить мне горячего воску или пару ударов плеткой

Нет, меня не пытают. Я сама попросила сделать это со мной. Я пробую шибари – японское искусство связывания, одна из составляющих БДСМ.

Что такое шибари

В известном фильме Кавказская пленница простой советский студент Шурик спасает от тройки бандитов свою возлюбленную – такую же простую советскую студентку Нину. В одной из сцен Шурик пытается высвободить ее, плотно связанную веревками. Казалось бы, в этом нет ничего особенного. Однако некоторые люди уже давно заметили в этом особый смысл. Тело Нины не просто хаотично связано – оно аккуратно опоясано веревками и обвито узлами с узором, который входит в число «классических» для техники шибари.

Сегодня многие могли слышать о шибари из японских фильмов. Часто эту технику ассоциируют непосредственно с культурой БДСМ и предполагают, что «игры» с веревками не выходят куда-нибудь дальше спальни. На деле же это вовсе не игрушки, а серьезное и небезопасное занятие. И в последние пару лет оно приобретает широкую популярность в Украине.

Одна из гипотез гласит, что свое начало шибари берет от техники ходзё-дзюцу. В XV-XVI веках ее использовали для быстрого и надежного обездвиживания врага: применяли при конвоировании пленных, аресте преступников и даже в качестве пыток – узлы, расположенные в определенных точках, могли давить на нервные центры и причинять пленному особо сильную боль.

Позже техника стала приобретать эстетические смыслы. Слово «красиво» постепенно вышло на передний план. Оба понятия стоит разграничивать. Шибари – целью которого является получение удовольствия без причинения вреда партнеру. Ходзё – боевая техника, направленная на эффективное обездвиживание соперника. И о здоровье там не особо беспокоятся. Для этого всего существует широкое разнообразие узлов, специальные веревки, десятки способов связывания и отдельные техники – в зависимости от того, кого именно нужно связать и зачем.

В современном мире шибари популярно уже далеко за пределами Японии как искусство эстетически-эротического связывания и компонент БДСМ-культуры. Главные акценты делаются на красоте и сложности узоров, а также на эмоциональных и телесных ощущениях связываемого.

Шибари – не обязательно способ разнообразить сексуальную жизнь партнеров, как кажется многим. Это практика, за которой стоят гораздо более широкие смыслы. Более того, часто после связывания следует подвешивание. Если вы хотите испытать что-то подобное, идти за этим лучше к специально обученному человеку, но ни в коем случае не усердствовать дома. Важная составляющая – доверие. Отдавая себя в руки человека, нужно понимать, достаточно ли он компетентен в том, что делает и не навредит ли. Мастер, который занимается связываниями, называется риггер. В Украине их достаточно много.

Как это происходит

Конечно, объявление с предложением связать и подвесить вы не найдете на каждом столбе. Но вариантов – больше, чем может показаться вначале. К примеру, в Киеве и Харькове периодически проводятся мастер-классы и обучения для тех, кто хочет научиться этому мастерству, вечеринки с показательными выступлениями, а в конце этого месяца для любителей шибари даже запланирован двухдневный фестиваль. Проводятся и полузакрытые встречи, что-то вроде клуба по интересам – такого себе «кружка любителей макраме», только по живому. Опять-таки, попасть туда «с улицы» — непросто. Но если попадаете – вас с радостью свяжут и подвесят, расскажут, покажут и подарят новые впечатления.

Как правило, на подобных мероприятиях действует негласное правило – не производить фото- и видеосъемку без согласия всех участников, или так, чтобы другие не попадали в кадр. БДСМ – это не ромашки в поле собирать ведь, реакция окружающих может быть неоднозначной. Отвлекать мастера и модель от процесса также не стоит.

Кстати, о реакции. Обычно те, кто «мимопроходил», воспринимают связывания как что-то очень извращенное и изощренное. Потому вслух от многих можно услышать комментарии вроде: «Извращенцы» и «Делать больше нечего». Но когда я выставила в своем facebook фото с одной из таких встреч, в личные сообщения начали писать самые разные люди. «Где это попробовать?», «А это дорого?», «Неужели можно в Киеве? Я давно мечтаю» — вот что они спрашивали. То есть, оказалось, что желающих на собственной шкуре испытать одну из популярных БДСМ-практик довольно таки немало.

После общей встречи в «клубе по интересам» я «арендую» риггера для фотосессии в студии. Студия, кстати, здесь тоже подходит далеко не любая – для подвешиваний важно, чтобы в потолке были крючки. Потому отличный вариант – места, где занимаются, например, флай-йогой. Мы идем в студию Alpha Gravity School – комплекс «альфа гравити», который там практикуют, тоже построен на упражнениях в воздухе.

Риггер Иван практикует связывания уже два года. За это время успел поучиться у мастеров из Украины, Беларуси, России, Франции, Германии, Бельгии, Италии и даже повезло взять пару уроков у Японского Кинбакуши (в Японской терминологии так называют мастера, от слова Кинбаку – синоним шибари. Окончание «Ши» (Shi) означает в этом случае почтительное обращение к профессионалу).

Как и в любой другой БДСМ-практике, во время связываний обязательно придерживаются принципов Безопасности, Разумности и Добровольности. С вами не будут делать ничего без вашего согласия, ломать вам кости или намеренно стягивать веревками до невозможности дышать. Потому в процессе связываний Иван периодически задает мне вопросы: не немеют ли у меня руки, не слишком ли давят веревки, удобно ли мне. Кому-то это может показаться странным. Но, на самом деле, настоящий мастер способен связать партнера совершенно по-разному.

— Можно сделать жестко, так, чтобы веревки впивались – для любителей, можно поместить модель в веревки, будто в гамак, там будет мягко и комфортно, — рассказывает Иван.

Перед практикой он настраивается на волну второго человека – важно чувствовать настрой партнера, понимать, зачем он пришел и каких ощущений жаждет. Затем приступает к связыванию. Начинает с груди: закладывает мои руки за спину и набрасывает веревки. Затем делает «узор». Они тоже бывают разной сложности.

— Кто-то приходит за новыми эмоциональными состояниями. Некоторые просят связать для фотосессии – в таких случаях это больше картинка, чем эмоциональная практика. Кто-то просто любит испытывать боль или чувствовать контроль над своим телом, — объясняет мастер.

Ощущения

Именно с болью связано одно из ощущений, которое я получила во время связываний. Никто не говорил, что больно не будет. Весь смысл в том, что при правильном связывании не должно быть больно «как попало». Больно будет – но это приятная и регулируемая боль.

В то время как мастер затягивает тело в веревки, непривыкшая к такому воздействию кожа противится. В какие-то моменты кажется, что немеют сложенные за спиной руки. От давления в грудной клетке иногда трудно дышать. Вот здесь и выскакивает это пресловутое «больно». На самом деле это просто реакция тела на непривычные для него обстоятельства. Если переждать и переступить свой болевой порог, следующее ощущение, которое приходит – удивление. Потому что там, где только что казалось «больно», теперь уже совсем нет. И руки уже тоже не немеют. Это кажется странно-приятным: столкнуться с, казалось бы, болью и тут же преодолеть ее.

Когда мастер заканчивает связывать, он достает большие звенящие карабины и крепит их к веревочному корсету. Потом протягивает веревки и ловким движением поднимает наверх, подвешивая свое «произведение искусства» в воздухе, на специальном кольце под потолком. И вот, ты уже висишь, как муха, пойманная пауком в паутину. Как зверек, попавшийся в сеть-ловушку. Веревки снова начинают давить, потому что тело вообще не привыкло быть связанным и в подвешенном состоянии. Но потом уходит и эта боль.

Иван аккуратным движением раскачивает меня, и я болтаюсь из стороны в сторону. В этот момент в голове – полнейший вакуум. Ни одной мысли, ни одной эмоции. Только ощущение тела, вращающегося, как космонавт, в каких-то непонятных пространствах. Потом я думала о том, что вот бы уметь так отключать мозги по мере необходимости. В этот момент риггер, как истинный творец, наслаждается своим произведением. То отходит, чтобы глянуть на все издали, то снова подбирается ближе. Заглядывает в лицо, нежно перебирает волосы у меня на голове, что-то шепчет.

Издали может казаться, что обвяз – цельный, и распутывать его долго. На самом же деле, все части могут быть «собраны» по отдельности. К примеру, мастер может перевязать руки, если те затекли, при этом не развязывая остальную конструкцию. На случай, если модель нужно освободить от веревок очень быстро, у мастера есть ножницы. По технике безопасности, на все сессии с собой берут аптечку.

Ты никогда не знаешь, что он сделает с тобой сейчас: погладит по голове или возьмет за волосы, чтобы раскачать еще больше, опустит вниз головой, так, что лицо коснется пола, или стянет веревки еще туже. Такой себе метод кнута и пряника – ты полностью находишься во власти другого человека и доверяешься ему. А он – то «жалеет», то «мучит». У тебя могут спросить: «А теперь представь, что я сейчас уйду. Что ты будешь чувствовать?». Встать, и уйти из поля зрения. На самом деле, это интересный психологический тест на реакцию. Она – у каждого разная.

— Реакция бывает совершенно разная. Кто-то возбуждается, кто-то громко кричит или впадает в панику, могут смеяться, а другие, наоборот, успокаиваются и наступает умиротворение. Так выходят эмоции, которые накопились внутри, — рассказывает Иван.

К слову, у мастеров тоже может быть разная мотивация. Кому-то в удовольствие трудиться над мельчайшими деталями, вывязывать узелки и создавать красивые хитросплетения, другие же, наоборот, получают удовольствие от самого процесса обездвиживания. Так больше реализуются садистские наклонности, чем эстетические.

С другой точки зрения шибари можно даже считать телесно-ориентированной практикой, направленной на получение новых, острых телесных ощущений, на переживание необычных эмоциональных состояний. Те же, кто приходит именно за болью, иногда просят добавить в процесс «красок»: например, приносят плетку или используют воск из горящих свечей для остроты ощущений.

Мастер снимает с подвеса и ослабляет веревки, потихоньку разматывает их. На коже остаются следы. Они сойдут в течение часа. В момент, когда узлы развязались, а давление исчезло, ко мне пришло ощущение истощения. Как будто бы я только что вернулась с хорошей пробежки, плотно позанималась хатха-йогой или сделала зарядку. Или если бы пришла вечером после тяжелого дня, в течение которого бегала по городу и носила тяжелые сумки. Но эта усталость – приятная, такая, в которой даже хочется немножко побыть. И мастер дает такую возможность. Он может обнять, погладить, успокоить или просто посидеть рядом, чтобы выровнять эмоциональное состояние того, кто только что был в его власти. И отпускает только когда мир опять возвращается на круги своя.

Большой Хорасан — Greater Khorasan

Эта статья об исторической области , включающей северо-восточный Иран и Центральную Азию . Для иранской провинции Хорасан см провинции Хорасан . Для использования в других целях, см Хорасан (значения) . 1886 карты 10-го века Ближнего Востока показывает Хорасан к востоку от провинции Джибале Названия территорий во время халифата в 750

Хорасан ( среднеперсидский : Xwarāsān ; персидский : خراسان Xorāsān , персидское произношение: слушать ( помощь · информация ) ), который иногда называют Большой Хорасан , историческая область , лежащая на северо — востоке Большой Персии , в том числе части Центральной Азии и Афганистан , Название просто означает «Восток, Восток» (буквально «восход солнца») и свободно включает в себя территорию Сасанидов империи к северо-востоку от Персии правильной . Раннее исламское использование часто рассматривается везде к востоку от так называемой Джибале или то , что впоследствии было названо «Ирак Аджеми» (персидский Ирак) , как включаемые в обширной и свободно определенной области Хорасан, которые могли бы даже расширить до долины Инда и Синда , Во время исламского периода, Хорасан наряду с персидским Ираком были два важных территорий. Граница между этими двумя была область вокруг города Гургане и Гекатомпил (современный Дамгана ). В частности, Газневидов , сельджуки и Тимуридов разделить свои империи в Ираке и Хорасани регионах.

Главные города Хорасана в исламский период были Балх и Герат ( в настоящее время в Афганистане ), Мешхеде и Нишапура ( в настоящее время на северо — востоке Ирана ), Мерв и Ниса ( в настоящее время на юге Туркменистана ), а также Бухара и Самарканд (ныне на юге Узбекистана ). В городах Мерв и Ниса с тех пор были заброшены , но другие города остаются неотъемлемыми частями соответствующих государств. Термин Хорасан , как правило , для дальнейшего расширения этих городских центров в сельские районы их соответствующего запад, восток, север и юг. Источники из 10-го века и далее относятся к области , в южной части Гиндукуша , как в Хорасан марши , образуя пограничный регион между Хорасане и Индостана .

Большой Хорасан сегодня иногда используется , чтобы отличить большую историческую область от современной Хорасаной провинции в Иране (1906-2004), который грубо охваченной западную половину исторического Большого Хорасана.

То, что рукописи не горят, не раз подтверждалось историей. Уцелевшие древние тексты помогали вернуть из забытья давно исчезнувшие цивилизации, уничтоженные природой или жестокими завоевателями.

С конца I тысячелетия до нашей эры Великий шелковый путь был основной и, по сути, единственной трансконтинентальной магистралью. По этой трассе, связывавшей юго-восточную Азию и западную Европу, со скоростью верблюжьего каравана перемещались товары, информация и научные знания. Путь был труден, далек и долог, дорога занимала несколько лет.

Одним из самых сложных участков являлась пустыня Гоби. Китайский автор VII века Сюаньцзан писал о ней: «Пески расстилаются на необозримое пространство; по прихоти ветра они то нагромождаются в одном месте, то вновь разметываются. Путники не находят там никаких следов человека, и многие из них сбиваются с пути… Поэтому странники отмечают дорогу, собирая в кучи кости животных. Там нет нигде ни воды, ни растительности и часто дуют жгучие ветры. Когда поднимаются эти ветры, люди и животные падают в изнеможении и заболевают. Временами слышатся то пение и свист, то болезненные стоны, но если прислушаться к этим звукам, то сознание помутится и потеряешь способность передвигаться. Вот почему там часто гибнут путники. Эти миражи – наваждение демона».

Существовали два маршрута для преодоления пустыни. Но оба чрезвычайно опасны. Китайский историк Сыма Цянь свидетельствовал: «Путешественники, которые выезжают из Китая, часто погибают в соляных болотах. Те, кто едет по северному пути, подвергаются нападению гуннов. На южном пути нет воды и пищи… и царит большая нужда». В конце I тысячелетия гуннов, откочевавших далеко на запад, сменили не менее воинственные тангуты.

Тангуты (Древнекитайская гравюра). Источник: wikipedia.org

Этот народ откочевал в район Гоби откуда-то из северо-восточного Тибета примерно в VII веке. Их переезд совпал с периодом похолодания в северном полушарии. Из-за этого пустыню пересекли несколько рек, не пересыхавших даже жарким летом. Среди песков раскинулись большие оазисы, отделенные друг от друга несколькими караванными переходами. Некоторые из этих оазисов были столь обширны, что могли дать пропитание нескольким тысячам человек. Они-то и стали основными прибежищами тангутов.

Вожди племени быстро поняли все выгоды того, что через их новые владения проходит караванный путь. Тангуты быстро создали транспортную инфраструктуру. Их проводники и вооруженные отряды сопровождали купеческие караваны между оазисами, охраняя их от набегов конкурирующих племен. В тангутских поселениях путники могли отдохнуть после долгих пустынных переходов, и набраться сил для дальнейшего пути. За эти удобства и сохранность своих товаров купцы охотно платили вождям племён. Караваны двигались через пустыню неиссякающим потоком, и вожди тангутов быстро разбогатели.

Китайские власти с неодобрением взирали на то, что какие-то пришельцы взимают подорожные с их соплеменников. Императоры Поднебесной считали пустыню Гоби (как, впрочем, и всю остальную Землю) своей собственностью, и отказывались понимать, почему за проход через пески купцы должны платить кому-то кроме них. Это непонимание привело к вооруженным стычкам между китайской армией и тангутами. В конце концов, тангуты признали себя данниками китайской империи, но эта зависимость была чисто формальной.

В IX веке благосостояние тангутов росло, их поселения превращались в настоящие города. В то же время в Китае постоянно вспыхивали восстания и гражданские войны, его раздирали внутренние противоречия. У императоров просто не доходили руки до пустынных северных территорий. В начале XI века тангутский князь Юань-Хао занимал пост губернатора Диннаньского военного округа Поднебесной, на территории которого жили его соплеменники. Посмотрев на то, что творится в Китае, князь подумал, что огромное государство одряхлело и вряд ли протянет долго. Юань-Хао решил основать собственную империю, тангутскую. Это произошло в 1038 году.

Чтобы новое государственное образование не казалось чересчур юным, его правитель взял название существовавшей в тех краях шесть веков назад страны гуннов. Она называлась Ся, а Юань-Хао свою империю решил назвать Си Ся. Эти два коротких слова можно перевести с тангутского языка как «Великое государство высокой белизны». Естественно, императору страны с таким красивым названием претило находиться в зависимости от какого-то там Китая, и Юань-Хао объявил, что теперь китайцы должны платить ему дань. Чтобы убедить в этом саму Поднебесную, тангуты несколько лет предпринимали опустошительные набеги на её северо-западные провинции. Для прекращения этих грабежей китайцы сочли за лучшее ежегодно выплачивать Си Ся солидные отступные.

Тангутская империя расцветала. Её территория простиралась с запада на восток на тысячу километров. Она была разделена на 12 округов, которые управлялись по китайскому образцу. Столицей империи являлся большой город Чжунсин. Земли Си Ся были изрыты множеством каналов, орошавших не очень плодородную почву. На их берегах теснились глинобитные хижины крестьян. Только за особые заслуги или за большие деньги правители округов выдавали разрешение покрывать крыши этих домишек черепицей.

Продолжение

Шибари

Если думаете, что сейчас будет больно, то спешим вас удивить. Шибари – это не больно, не стыдно и не смертельно. Если парень предлагает веревки, это еще не значит, что он маньяк. Поддайтесь и узнаете многое о своем теле, ответственности и доверии. Все отношения завязаны на доверии. Шибари – не исключение. Шибари – это эротическое искусство связывания. Слово «шибари» (сибари) означает что-то вроде «переплетения».

Японии веревка – это символ связи человека с Богом. Богом в технике шибари выступает верхний – тот, кто вяжет. Судьба «нижнего» полностью в его руках: возможность двигаться, говорить и даже дышать. Смысл шибари в том, чтобы сплестись воедино, обрести гармонию и достичь состояния абсолютного доверия. Но телесные ощущения никто не отменял. На физическом уровне «нижний» испытывает состояние сладкого онемения. Веревки парализуют тело, и застывшие в одной позиции мышцы начинают издавать импульсы и вибрации, неведомые никогда раньше.

Во-первых, это красиво

Красота линий – прежде всего. Если партнер не эстет, ему даже не стоит браться за веревки. Узлы и узоры на теле должны быть симметричны, совершенны и вызывать визуальный оргазм.

Искусство шибари возникло в Японии как театральные представления, где главную роль играет красота и женственность. Процесс связывания – это ритуал. Все должно быть как полагается: сумерки, музыка, антураж. Лучше всего композиция плетется на нагом теле. Можно подчеркнуть форму груди, тонкость кистей, хрупкость плеч, растяжку ног, прогиб, ломкость, покорность. Красивые вечерние платья и шелковые одежды тоже придают некий лоск. Только не вздумайте надевать трусики (даже самые эротические). Вас заплетут так, что трусики (даже самые влажные) не смогут сползти вдоль коленок. А это может стать существенной преградой на пути к наслаждениям. Йоги поймут

Вы занимались когда-нибудь йогой? Все эти асаны – это тоже шибари. Тело быстро привыкает к боли, расслабляется, жилы наливаются кровью и дрожь пронзает каждую мышцу. Понимаете? Теперь представьте, что вместо строгих взглядов инструктора – любимый парень нежно и дерзко ласкает ваше тело. Пограничное чувство где-то между болью и наслаждением – это то, что романтики называют похотливым словом «сладострастие». Кстати, опыт показывает, что шибари не всегда заканчивается проникновением и сексом. Тело настолько возбужденное, что оргазм может возникнуть от любого прикосновения, вздоха, зажима. Как существует аэройога, так в шибари есть состояние zuri (подвес). Подвешенная на веревках девушка – это птица, парящая над землей. И это даже не метафора. Ощущение полета, невесомость, гравитация. Ну просто космос!

Мы в ответе за тех, кого привязали

Антуан де Сент-Экзюпери явно что-то знал. Вы – это целая планета. А ваш доминант – всего лишь Маленький (!) принц. Но он несет большую ответственность за каждую частицу тела и каждый рубец на коже. Если принц будет небрежным, то планета взорвется, разлетевшись на миллиарды осколков. Выбирайте принца, которому доверяете.

Типы обвязок

За сотни лет существования сибари были придуманы тысячи различных поз и обвязок. Приведем лишь наиболее популярные из них:

Текуби сибари (Связывание рук)
Это не сколько обвязка как таковая, а скорее начальный этап наложения множества других обвязок, впрочем проявив фантазию и одно только связывание рук, может стать основной для увлекательной сексуальной игры.
Матанава (Обвязка бёдер)

Данная обвязка активно стимулирует область промежности и гениталий. Стимуляцию можно значительно усилить, если добавить узел в области клитора. Если вы накладываете обвязку матанава мужчине, можно узел не использовать вовсе или обратите внимание, чтобы узел сдавливал область проекции предстательной железы (область между мошонкой и анусом), большой узел сдавливающий мошонку, доставит скорее неприятные ощущения мужчине. Эту обвязку можно сделать и использовать самостоятельно, без партнёра.

Теусиро сибари (Связывание рук за спиной)

Можно ограничиться только связыванием рук, тогда с девушкой можно заниматься сексом, если посадить её к себе на бёдра. Со связанными за спиной руками девушка не должна лежать на спине, руки быстро затекут, и ей будет некомфортно. Теусиро сибари можно совмещать со связыванием ног (в этом случае девушка сможет лежать только на боку) и матанава, с дополнительной стимуляцией промежности. Теусиро сибари прекрасно подходит для орального секса.

Асикуби сибари (связывание лодыжек)

Как и связывание рук, начальный этап наложения многих обвязок. В простейшем варианте игры можно ограничиться связыванием рук за спиной, ног и соединить верёвки между собой. Тогда девушка будет лежать на животе, а её половые органы и анус будут доступны для ласки. Заниматься сексом в такой позе неудобно.

Теасикуби сибари (связывание запястий с лодыжками)

Эта чрезвычайно простая обвязка, делает доступными анус и половые органы нижней и при этом полностью лишает её возможности двигаться или сопротивляться, поэтому относится к, так называемым, секс-обвязкам.

М-гата каикяку – Обвязка с раздвинутыми ногами в форме М

Чуть более сложная обвязка, в отличие от связывания рук за спиной не позволяет нижней свести ноги. Поскольку девушке будет некомфортно лежать на спине лучше всего усадить её или прислонить к стене. Как вариант можно привязать девушку в обвязке к стулу. Очень хорошо подходит для стимуляции различными секс игрушками, в обычной ситуации чрезмерная стимуляция приведёт к тому, что девушка просто сведёт ноги и прекратит игру, в данной обвязке она не сможет это сделать.

Карада (обвязка торса)

Особенность обвязки Карада (дословно – тело) в том, что она стимулирует самые разные эрогенные зоны. В данной обвязке остаются свободными ноги, поэтому девушка может ходить по комнате, с каждым шагом всё больше возбуждая сама себя давлением и трением узлов, при этом, если у неё связаны руки, освободиться она не сможет. Дополнительной стимуляции можно достичь, если потянуть за верёвку идущую к паху или подвесить девушку за неё. Карада можно носить часами, не развязывая (главное следить за кровообращением рук).

Дзи-Карада (Самостоятельная обвязка)
Наряду с обвязкой паха, карада доступна и к самостоятельному ношению. Её можно носить под одеждой и наслаждаться ощущениями незаметно для окружающих.
Агура сибари (Поза креветки)

Изначально использовалась в качестве пытки: отличается характерной вынужденной коленопреклонённой позой, поэтому данную обвязку ещё называют Эби сибари (обвязка креветки). Длинной верёвки между грудью и ногами можно контролировать интенсивность воздействия обвязки. В агура сибари давайте девушке отдохнуть, укладывая её на бок, иначе у неё быстро заболят мышцы, мы ведь играем, а не пытками занимаемся. Девушку можно перевернуть на живот и тогда её половые органы открываются для ласки сзади.

Цуру (подвешивание)

Большинство обвязок позволяют подвешивать нижних. При этом вес тела приходится на узлы, значительно усиливая ощущения. Например, если подвесить обвязку карада за верёвку на животе или груди, то вес тела нижней придётся на узел в области клитора. Ещё очень интересная поза Журавль (номер 5 на иллюстрации) , она пришла из пыток и унижения женщин в Японии в средние века. Журавль очень хорошо подходит для кунилингуса, ласк руками и секс-игрушками. Если подождать достаточно долго, то можно добиться от девушки “водопада”, когда моча потечёт по свободной ноге вниз, для чего собственно данная поза и была задумана. Не подвешивайте девушку за запястья если у неё когда-либо был вывих плечевого сустава, даже если это произошло много лет назад в детстве. Иначе рискуете провести увлекательный вечер в травмпункте.

В качестве иллюстраций приведены выдержки из манги “Karada mo Kokoro mo Boku no Mono ~ Hajimete no SM Guide ~” “Ты моя и телом и душой ~Инструкция по SM практикам для начинающих~”.

Меры предосторожности

Если вы решили попробовать описанные выше позы и обвязки на практике, запомните. Если девушка согласилась с вами на сибари, она вам явно доверяет. Не обманите это доверие и не превращайте увлекательную эротическую игру в кошмар.

Если вы решили попробовать описанные выше позы и обвязки на практике, запомните. Если девушка согласилась с вами на сибари, она вам явно доверяет. Не обманите это доверие и не превращайте увлекательную эротическую игру в кошмар.

1. Большинство обвязок делает девушку совершенно беспомощной, не оставляйте её без присмотра дольше чем на несколько минут, а лучше вообще не оставляйте.

2. Не превращайте фотосессию в секс (если договор был только о фотографиях), то же касается анального секса (если вы в норме его не практикуете), секс с кем-то третьим и всего остального, что может ей не понравиться. Не пробуйте новые практики, на которые девушка бы добровольно не пошла, не будь она связанной и беспомощной. Не превращайте игру в насилие.

3. Придумайте «стоп слово», которое будет означать безоговорочный конец игры, если вы используете кляп, вложите в ладонь девушке монетку или шарик. Если она его выронила, значит что-то пошло не так, ей больно, страшно, не комфортно, и игра должна прекратиться.

4. Ни одна из обвязок сибари не подразумевает сдавливания шеи. Если девушка чувствует дискомфорт или ей тяжело дышать, значит вы сделали обвязку неправильно. Прекратите игру и наложите обвязку заново, и ни в коем случае не подвешивайте девушку, не исправив обвязку.

5. Если вы используете импровизированный кляп, например её трусики в сочетании с липкой лентой, будьте осторожны, чтобы девушка свободно могла дышать носом. Банальный насморк или неудачная поза, может подвергнуть её жизнь опасности. Следите за поведением нижней (верхний это тот, кто связывает и подчиняет, нижний или нижняя, тот, кто подчиняется) и цветом ее губ. Если они начали синеть, немедленно уберите кляп и при необходимости прекратите игру.

6. Перед началом игры приготовьте ножницы или нож, которые позволят вам быстро освободить свою нижнюю. Верёвки стоят дешево, здоровье и жизнь бесценны.

7. Если пальцы, запястья или лодыжки девушки посинели, значит, вы слишком туго наложили узлы или узлы затянулись в процессе игры, у вас есть не более 10-15 минут на то чтобы закончить сессию и освободить девушку. 8. Не занимайтесь сибари пьяным или под воздействием наркотиков, алкоголь и препараты вообще плохо сочетается с SM практиками. Вам они помешают быть должным образом сосредоточенным на игре и безопасности нижней, а нижней на ощущениях от игры.

9. Не подвешивайте девушку дольше, чем на 15-20 минут, после окончания подвешивания развяжите обвязку и дайте ей отдохнуть. Подвешивание всегда должно быть заключительным этапом игры.

10. По возможности не используйте синтетические верёвки, они больше повреждают кожу, растягиваются и гораздо легче вызывают нарушение кровообращения.

11. Никогда не ложитесь спать, используя сибари, полежать в обнимку со связанной и беспомощной нижней и поласкать её, может быть приятно, но никогда не засыпайте. Тоже самое касается, если вы наложили обвязку себе. Легкий дискомфорт от узлов и верёвок не помешает нижней или вам заснуть, утро, однако, может встретить пролежнями и омертвевшими конечностями. Необходимость ампутации в лучшем случае нескольких пальцев, вряд ли поспособствует вашим отношениям.

СексСвяжи меня, если сможешь:
Эффектные аксессуары
для бондажа

Текст: Татьяна Никонова, автор секс-блога Nikonova.online

Связывание — очень распространённая сексуальная практика и ещё более распространённая сексуальная фантазия, о нём мечтают 46 % мужчин и 52 % женщин. Причём ограничение подвижности довольно безобидно, достаточно разрешить себе (или получить такое разрешение от партнёра) оставаться в пассивной роли и просто наслаждаться происходящим. Невозможность что-либо делать активно обостряет ощущения и расширяет опыт доверия — если, конечно, партнёр изначально доверия заслуживал. Что и как для связывания использовать?

Джутовая верёвка

60 рублей за метр

Верёвка — самая очевидная идея, но и самая сложная в реализации. Используйте верёвки только из натуральных волокон: синтетические способны обжечь кожу. Не берите грубые верёвки для людей с чувствительной кожей и с уже существующими раздражениями, лучше взять хлопковую. Не вяжите сложные узлы, если не уверены, что сможете распутать. Всегда держите рядом ножницы на всякий случай. Следите, чтобы между верёвкой и телом можно было легко засунуть палец или два, иначе не избежите следов и боли. Особенно это касается щиколоток и запястий: неумелый бондаж часто приводит к продолжительной потере чувствительности, и вообще это нередкий источник неврологических проблем.

Виниловая лента

800 рублей

Десять метров ленты, которая клеится сама к себе, — отличная штука, чтобы связывать что угодно, из неё даже платье или бельё можно слепить (к сожалению, одноразовое). Так же, как и с верёвкой, оставляете дополнительное пространство между лентой и телом. Ножницы берите с круглыми концами, чтобы не поранить случайно партнёра. Не пытайтесь фиксировать сложные фигуры из неподготовленного человека — всё моментально затекает. Просто представьте, сможете ли продержаться в этой позе хотя бы минут десять. Нет? Вот и партнёру не предлагайте. Кстати, из ленты можно даже маску на глаза сделать, к волосам она тоже не клеится.

Ремень-трансформер

Коллаборация знаменитого фетишистского секс-шопа The Stockroom и гитариста Дэйва Наварро, игравшего в Red Hot Chili Peppers и Nine Inch Nails. Собранный вручную кожаный ремень со стальными кольцами держит гитару, а при необходимости трансформируется в ошейник и устройство для «хог-тай» — зафиксированных вместе запястий и щиколоток. Потенциальная опасность — риск потерять крошечные ключики от навесных замков. Выход — заказать копии запасных и положить их куда-нибудь поближе. Для фанатов: первые 500 ремней подписываются лично Наварро, а The Stockroom начал доставлять в Россию.

Подушка с кляпом и наручниками

£750

Кожаная подушка-цилиндр используется так: ложитесь на спину, засуньте голову под кляп и возьмите его в рот, руки фиксируются в наручники, остальное пусть делает партнёр. Кляп закреплён на ремне, который отстёгивается, поэтому, если вам такие штуки не по душе, нет никаких проблем от него избавиться. Либо, наоборот, отстёгиваете и используете по прямому назначению отдельно от подушки. Правда, бюджетной многофункциональной штукой всё равно не назовёшь, производитель Fleet Ilya создаёт роскошные секс-девайсы и кожаное бельё отменного качества, чудесных форм и космических расценок.

Подвес к потолку

6610 рублей

Сложносочинённое устройство, для которого требуется крюк в потолке (крюк входит в набор). Если люстру ещё не повесили и место есть либо удалось выделить специальную комнату для разных интересных девайсов, закрепите крюк на потолке и подвесьте на него прилагающийся ремень с наручами. Последние без всяких там замков, застёгиваются на липучку, легко самостоятельно выбраться при необходимости. Важное: вам не придётся висеть с пережатыми запястьями, внутри находятся специальные перекладины, за которые можно держаться. А что с подвешенным партнёром делать, решать только вам.

Фиксатор рук к двери

7756 рублей

Бренд Fetish Fantasy компании Pipedream — самый заметный поставщик на российский рынок удобных устройств для фиксации и игр в лайтовый БДСМ. Их белые коробки с отчаянно веселящимися парами в чёрном и бесплатно приложенной маской на глаза стоят в каждом секс-шопе, и у них действительно есть много простых и эффективных продуктов. Например, эта штука — ремни с наручами на одном конце и утолщениями на другом. Перекидываете второй конец через дверь, закрываете её — и вуаля, у вас есть свисающие ремни с наручами. Фиксируйте руки партнёра и за считанные секунды снимайте и прячьте, если вдруг нагрянут родственники из Волгограда, о приезде которых вы совершенно забыли. Перед покупкой проинспектируйте дверь: если сверху между ней и косяком очень большой зазор, ремни будут ездить.

Универсальный фиксатор к двери

5856 рублей

Без «Пятидесяти оттенков серого» в таком обзоре никуда. Ещё один фиксатор для двери с кучей полезного. Во-первых, крепится к двери и сверху, и снизу. Во-вторых, манжеты есть и для рук, и для ног, так что, если вы всегда мечтали немного пораспинаться на деревянном кресте, а поставить его некуда, попробуйте ремневую имитацию на двери. В-третьих, длина ремней регулируется, поэтому можно вешать на двери разной высоты. В-четвёртых, всё отстёгивается и можно использовать отдельно от двери, если видеть её уже не можете, а также с другими наборами для фиксации той же серии.

Крепления к кровати

4420 рублей

К концу обзора и до кровати добрались. Сложный набор ремней и мягких манжет на липучках, позволяющих зафиксировать человека на кровати в позе звезды. Чёрный цвет, красная вышивка, а на коробке полуголая девица и мужчина в рубашке. Но, как мы знаем, в реальности всё бывает по-разному. Тот же опрос про 46 % мужчин и 52 % женщин показал, что женщины часто не хотят реализации собственных фантазий, а вот мужчины совсем наоборот. Поэтому ещё неизвестно, кто в действительности чаще окажется привязанным к кровати.