Ефимов маршал авиации

Ефимов, Александр Николаевич

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефимов; Ефимов, Александр; Ефимов, Александр Николаевич (значения).

Иностранные награды

Александр Николаевич Ефимов
Дата рождения 6 февраля 1923
Место рождения село Кантемировка, Богучарский уезд, Воронежская губерния, РСФСР, СССР
Дата смерти 31 августа 2012 (89 лет)
Место смерти
  • Москва, Россия
Принадлежность СССР→
Россия
Род войск ВВС
Годы службы 1941—1993
Звание
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

В отставке общественный деятель, член Общественной палаты РФ (с 2006 года)
Автограф
Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Ефи́мов (6 февраля 1923, Кантемировка — 31 августа 2012, Москва) — участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР (1970), маршал авиации (1975), доктор военных наук, член Общественной палаты РФ. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9—11 созывов (1974—1989) от Киргизской ССР. Член ЦК КПСС (1986—1990).

Биография

Александр Николаевич Ефимов родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка Воронежской губернии (ныне посёлок городского типа Кантемировка Кантемировского района Воронежской области) в семье железнодорожника.

Детские и юношеские годы прошли в городе Миллерово.

В Рабоче-Крестьянской Красной Армии (Советской Армии) с мая 1941 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году оканчивает Луганскую военную авиационную школу лётчиков и с августа этого же года в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка на фронте. В наградном листе к первому ордену «Красного Знамени» говорится, что: «Командир звена 198-го штурмового авиационного полка, младший лейтенант Ефимов Александр Николаевич в Отечественной войне участвует с 14 ноября 1941 года по 5 мая 1943 года в должности пилота и с 5-го мая 1943 года в должности командира звена».

Капитан А. Н. Ефимов.
1944 год

В 1943 вступил в КПСС. К июлю 1944 года — командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта старший лейтенант А. Н. Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов.

26 октября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Ефимову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4845).

Всего за годы войны Ефимов совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолётов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских лётчиков всех родов авиации) и 8 самолётов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

18 августа 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях, капитан Ефимов Александр Николаевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 73/2), 21 мая 1951 года в Миллерово был установлен его бронзовый бюст.

Главком ВВС маршал авиации А. Н. Ефимов (в центре) с комдивом А. А. Дорофеевым и командующим войсками СКВО Л. С. Шустко, 1988 год

В мирное время А. Н. Ефимов занимал высокие командные должности в ВВС: в 1951 году по окончании Военно-воздушной академии в Монине командовал полком, дивизией; в 1957 году, окончив Военную академию Генштаба, назначается заместителем командующего 30-й воздушной армией в Прибалтийском военном округе; с октября 1964 по март 1969 год командовал 57-й (с 4 апреля 1968 года — 14-я) воздушной армией в Прикарпатском военном округе; с марта 1969 года на должности первого заместителя Главкома ВВС. В начале 1970-х годов воевал вместе с Хосни Мубараком.

С декабря 1984 года — исполняющий обязанности, а с февраля 1985 по июль 1990 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР; с 1990 по 1993 год председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. 29 апреля 1975 года Ефимову было присвоено звание «Маршал авиации». Он является заслуженным военным летчиком СССР (1970), доктором военных наук, профессором, академиком Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреатом Государственной премии СССР (1984).

А. Н. Ефимов (2-й справа) во время посещения В. В. Путиным компании «Сухой», 2002 год

С августа 1993 года маршал авиации А. Н. Ефимов — в отставке.

С 2006 года являлся председателем Российского комитета ветеранов войны и военной службы, членом Общественной палаты РФ. Также был председателем Комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ; заместителем председателя Российского организационного комитета «Победа», возглавляемого Президентом РФ; председателем Совета Международной ассоциации ветеранских организаций; членом Центрального совета по делам ветеранов Министерства обороны РФ. Поддержал инициативу, чтобы во время военного парада на Красной площади в Москве в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне промаршировали военнослужащие стран-членов НАТО, которые в годы Второй мировой войны были союзниками СССР по Антигитлеровской коалиции. Член Высшего совета «Единой России».

В 2011 году подписал Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации.

Скончался 31 августа 2012 года в Москве на 90-м году жизни от сердечного приступа, узнав о смерти в тот же день друга — Маршала Советского Союза Сергея Соколова. Похоронен 4 сентября на Новодевичьем кладбище. К празднику 9 мая 2015 года на могиле установлен памятник маршалу.

Награды

Владимир Путин вручает А. Н. Ефимову орден Мужества, 2000 год

Внешние изображения

Фотография с наградами

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4845 (26.10.1944).
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 73 (18.08.1945).
  • 3 ордена Ленина (26.10.1944, 31.10.1967, 4.09.1981).
  • Орден Октябрьской Революции (19.02.1988).
  • 5 орденов Красного Знамени (29.05.1943, 21.02.1944, 24.10.1944, 21.02.1969, 5.02.1973).
  • Орден Александра Невского (1.08.1944).
  • 2 ордена Отечественной войны I-й степени (5.11.1943, 11.03.1985).
  • Орден Красной Звезды (30.12.1956).
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени (17.02.1976).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II-й степени (21.02.2008).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III-й степени (6.02.2003).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV-й степени.
  • Орден Мужества.
  • Медали СССР и Российской Федерации.
  • Иностранные ордена и медали.

Память

  • Имя дважды Героя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы города Москвы.
  • Именем А. Н. Ефимова названы военный городок в Миллерово Ростовской области, лицей, школьный музей. В 1994 г. ему присвоено звание почётного гражданина г. Миллерово.

> Сочинения

  • Ефимов А. Н. Над полем боя. — М.: Воениздат, 1976.
  • Ефимов А. Н. Штурмовики идут на цель. — М.: Патриот, 2002.

Примечания

  1. Ефимов Александр Николаевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Ефимов Александр Николаевич (рус.) (неопр.) ?. Маршалы СССР (19 марта 2019). Дата обращения 19 марта 2019.
  3. Памятник А. Н. Ефимову в Миллерово Архивная копия от 24 октября 2015 на Wayback Machine.
  4. Вести. Ru: Советская история армии Египта. Специальный репортаж В. Акиньшина.
  5. В Москве скончался видный военачальник, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов
  6. Указ Президента Российской Федерации № 140 от 06 февраля 2003 года (недоступная ссылка).

Ссылки

  • Ефимов, Александр Николаевич. Сайт «Герои страны».
  • Слово о Министре — К 90-летию А. Н. Ефимова. Дата обращения 26 марта 2019.
  • Юрий Авдеев, Александр ЕФИМОВ: «Боем живёт штурмовик». ч. 1, ч. 2 интервью газете «Красная Звезда», 6 мая 2006 года.
  • Сайт Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы.
  • Герои Советского Союза, проживавшие на Дону до Великой Отечественной войны.
  • Всё о Ярцеве: Исторические личности — Александр Николаевич Ефимов.
  • Биография на сайте «Ассоциации почётных граждан, наставников и талантливой молодёжи».
Предшественник:
Кутахов, Павел Степанович
Главнокомандующие ВВС СССР и России
1984—1990
Преемник:
Шапошников, Евгений Иванович

  • Воронов1
  • Яковлев2
  • Чистяков
  • Варенцов1, 3
  • Казаков В. И.
  • Неделин1
  • Казаков К. П.
  • Бажанов
  • Кулешов
  • Одинцов
  • Передельский
  • Бойчук
  • Толубко4
  • Михалкин

1 Впоследствии получил звание Главного маршала артиллерии. 2 Лишён звания в 1952 году, восстановлен в 1953. 3 Разжалован до звания генерал-майор артиллерии в 1963 году. 4 Главный маршал артиллерии, ранее имел звание генерала армии.

  • Новиков2, 4
  • Голованов2
  • Астахов
  • Ворожейкин
  • Скрипко
  • Фалалеев
  • Худяков3
  • Жаворонков
  • Вершинин2
  • Жигарев2
  • Руденко
  • Судец
  • Красовский
  • Савицкий
  • Агальцов
  • Логинов
  • Кутахов2
  • Борзов
  • Покрышкин
  • Бугаев2, 5
  • Зимин
  • Ефимов
  • Пстыго
  • Силантьев
  • Колдунов2
  • Скориков
  • Скоморохов
  • Кирсанов
  • Константинов
  • Кожедуб
  • Волков
  • Шапошников1

1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала авиации. 3 Лишён звания и расстрелян в 1950 году, реабилитирован и восстановлен в звании Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1965. 4 Лишён звания в 1946 году, восстановлен в 1953. 5 Последний носитель звания Главный маршал из всех родов войск.

  • Ротмистров1
  • Федоренко
  • Богданов
  • Рыбалко
  • Катуков
  • Полубояров
  • Бабаджанян1
  • Лосик

1 Впоследствии получил звание Главного маршала бронетанковых войск.

Маршалы артиллерии
Маршалы авиации
Маршалы бронетанковых войск
Маршалы инженерных войск
Маршалы войск связи

Летчики Великой Отечественной войны

Наверное, самым важным фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне стал массовый героизм. Около 500 советских летчиков применили в воздушном бою таран. Десятки экипажей, как и капитан Н. Гастелло, направили свои горящие самолеты на скопления боевой силы противника. Сегодня мы расскажем о некоторых героях – летчиках Великой Отечественной войны, которые навечно вписали свое имя в этот героический список.

1. Попков Виталий Иванович (01.05.1922 – 06.02.2010)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии. Дважды Герой Советского Союза.

К февралю 1945 года совершил 325 боевых вылетов, в 83 воздушных боях лично сбил 41 и в группе 1 самолет противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.

Факты биографии Виталия Ивановича легли в основу фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».

2. Гулаев Николай Дмитриевич (26.02.1918 – 27.09.1985)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, генерал-полковник авиации. Дважды Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника и 5 – в группе.

3. Речкалов Григорий Андреевич (09.02.1918 (или 1920) – 20.12.1990)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам, сбито 56 самолетов лично и 6 – в группе.

4. Головачёв Павел Яковлевич (15.12.1917 – 02.07.1972)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

За время войны совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 31 и в группе – 1 самолет противника. Свою последнюю победу одержал 25 апреля 1945 года в небе над Берлином.

5. Боровых Андрей Егорович (30.10.1921 – 07.11.1989)

Участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969–1977), дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил более 470 боевых вылетов, провел свыше 130 воздушных боев, сбил лично 32 и в группе – 14 вражеских самолетов.

6. Евстигнеев Кирилл Алексеевич (04(17).02.1917 – 29.08.1996)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

К весне 1945 года совершил около 300 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, сбил 53 самолета противника лично, 3 – в группе; кроме того, один бомбардировщик ему не был засчитан.

7. Колдунов Александр Иванович (20.09.1923 – 07.06.1992)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза. Член ЦК КПСС, депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Всего за годы войны совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолетов и 1 – в составе группы.

8. Скоморохов Николай Михайлович (19.05.1920 – 14.10.1994)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР. Депутат Верховного Совета СССР.

Всего за время Великой Отечественной войны совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит. Имел позывной «Скоморох». О нахождении его в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьезной опасности.

9. Ефимов Александр Николаевич (06.02.1923 – 31.08.2012)

Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный военный летчик СССР, маршал авиации. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 8 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

10. Клубов Александр Фёдорович (18.01.1918 – 01.11.1944)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, советский ас, дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолет противника и еще 19 – в группе. Александр Клубов погиб 1 ноября 1944 года во время тренировочного полета на новейшем истребителе Ла-7.

11. Недбайло Анатолий Константинович (28.01.1923 – 13.05.2008)

Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 75-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза.

Капитан Анатолий Недбайло совершил 209 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике.

12. Сафонов Борис Феоктистович (13(26).08.1915 – 30.05.1942)

Участник Великой Отечественной войны, первый дважды Герой Советского Союза.

Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолетов.

30 мая 1942 года подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознаменного авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника Борис Сафонов погиб.

13. Ворожейкин Арсений Васильевич (15(28).10.1912 – 23.05.2001)

Участник боев на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР, генерал-майор авиации.

Всего на счету летчика-истребителя около 400 боевых вылетов, 52 лично сбитых самолета противника (6 – на Халхин-Голе) и 14 – в группе.

14. Гризодубова Валентина Степановна (14(27).04.1909 – 28.04.1993)

Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая женщина – Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Депутат Верховного Совета СССР.

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

15. Павлов Иван Фомич (25.06.1922 – 12.10.1950)

Участник Великой Отечественной войны, командир звена 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии Калининского фронта, дважды Герой Советского Союза, майор.

Всего за время войны совершил 237 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Великолукской и Смоленской операциях, в освобождении Белоруссии и Прибалтики.

16. Глинка Борис Борисович (14(27).09.1914 – 11.05.1967)

Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник.

Всего за время войны сбил 30 самолетов лично и 1 – в группе.

17. Одинцов Михаил Петрович (18.11.1921 – 12.12.2011)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик бомбардировочной и штурмовой авиации, военачальник. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза.

За время войны сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, что является наивысшим достижением среди летчиков-штурмовиков.

К концу войны совершил 215 боевых вылетов, завершил войну в звании гвардии майора.

18. Покрышев Пётр Афанасьевич (24.08.1914 – 22.08.1967)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

К августу 1943 года совершил 282 боевых вылета, участвовал в 50 воздушных боях и имел на личном счету 22 сбитых вражеских самолета и 7 – в группе.

19. Долина Мария Ивановна (18.12.1920 – 03.03.2010)

Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, Герой Советского Союза.

Выполнила 72 боевых вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 000 килограмм бомб. В шести воздушных боях ее экипаж сбил 3 истребителя противника в группе.

20. Маресьев Алексей Петрович (07(20).05.1916 – 18.05.2001)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик, Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага. 5 апреля 1942 года самолет Маресьева был сбит. 18 суток пробирался летчик к своим. В результате врачи были вынуждены ампутировать обе отмороженные ноги летчика.

Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.

В феврале 1943 года совершил первый пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизнь двум советским летчикам и сбил сразу 2 вражеских истребителя Fw-190, прикрывавших бомбардировщики Ju-87.

21. Покрышкин Александр Иванович (06(19).03.1913 – 13.11.1985)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат в члены ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР, Депутат Верховного Совета СССР.

В Советском Союзе официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.

22. Кожедуб Иван Никитович (08.06.1920 – 08.08.1991)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас. Трижды Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР, Народный депутат СССР.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника.

Ефимов Александр Николаевич

Над полем боя

Ефимов Александр Николаевич

Над полем боя

Аннотация издательства: Дважды Герой Советского Союза маршал авиации А. Н. Ефимов начал свой фронтовой путь в августе 1942 года. Защищая Родину, он сражался с врагом до победного окончания войны, громил фашистские полчища под Ржевом и Орлом, Брянском и Смоленском, в Белоруссии, Польше и Германии, совершил 222 боевых вылета, уничтожил немало живой силы и техники противника. О суровых фронтовых буднях, о подвигах боевых товарищей рассказывается в воспоминаниях бывшего командира эскадрильи 198-го штурмового полка 4-й воздушной армии. Ныне маршал авиации Александр Николаевич Ефимов — первый заместитель главнокомандующего ВВС СССР. Его мемуары рассчитаны на массового читателя.

Биографическая справка: ЕФИМОВ Александр Николаевич, родился 6.02.1923 в селе Кантемировка, ныне пгт Воронежской области в семье железнодорожника. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил школу No 2 в городе Миллерово Ростовской области в 1940. В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов в 1942. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942. Командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант Ефимов к июлю 1944 совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника. 26.10.44 ему присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны штурман 62-го штурмового авиационного полка капитан Ефимов совершил еще 122 боевых вылета. Всего им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях, много живой силы и техники противника. 18.8.45 награжден второй медалью «Золотая Звезда». В 1951 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 — Военную академию Генштаба, служил на командных должностях в ВВС. С 1969 первый заместитель главкома, с 1984 главком ВВС — заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный летчик. Маршал авиации (1975). Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 -11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1986. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Государственная премия СССР. Бронзовый бюст установлен в Миллерово. (Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва. Воениздат. 1987. Том 1. Стр. 490-491) \\\ Андриянов П.М.

Глава первая. Первая высота

Глава вторая. Счастье встречать самолеты

Глава третья. Курс на запад

Глава четвертая. Июль обещает грозу

Глава пятая. Над «смоленскими воротами»

Глава шестая. Здравствуй, край партизанский

Глава седьмая. Через Вислу

Глава восьмая. Суровый учитель — война

Глава девятая. Под солнцем победы

Глава первая. Первая высота.

В ту вторую военную осень 1942 года сентябрь в Подмосковье выдался капризным. Солнечная погода часто сменялась холодными дождями, небо хмурилось, блекли безвременно багряные краски осеннего леса.

Ненастная погода, неутешительные сводки Советского информбюро плохо действовали на настроение. Фашисты рвались к Сталинграду, стремились отрезать Кавказ. И на Западном фронте ничего утешительного.

Скорее бы в самолет — и в бой!.. Мы с Толей Украинцевым, товарищем по авиационному училищу, третий день месили грязь на фронтовых дорогах в войсках нужного нам аэродрома. След его отыскался неожиданно. Помог сержант-регулировщик. Он же пристроил нас на машину со снарядами, следовавшую в том направлении.

В кабине трехтонки мы почувствовали себя счастливыми: теперь-то уж наверняка доберемся. Прижавшись друг к другу, чтобы согреться, мы задремали и… проехали свой перекресток. Проснулись от близкого орудийного грохота. Куда это нас занесло? Оказывается, водитель привез нас прямо на огневую позицию батареи, искусно замаскированной на опушке леса. Она поддерживала атаку нашей пехоты на безымянную высоту, по гребню которой окопался враг.

Залпы наших орудий сливались с близкими разрывами фашистских снарядов. В артиллерийской канонаде нам, необстрелянным, трудно было определить, где наш выстрел и где разрыв чужого снаряда. Можно было запросто угодить под тугую волну взрыва или под разлетавшиеся веером осколки. Любопытный Толя поднял один такой, увесистый, с зазубринами, и тут же бросил:

— Горячий, сволочь!

В артиллерийскую дуэль вплетались пулеметные очереди. Время от времени над нами, задевая за верхушки деревьев, с надрывом крякали мины, осыпая осколками расчеты батареи. Среди артиллеристов уже были раненые. Но никто не отходил от орудий.

Трудная это была атака: местность впереди открытая, и лют свинцовый дождь с высоты. В ожидании команды прижалась к мокрой земле наша пехота. Вот цепь поднялась и устремилась вперед. С высоты зло залаяли пулеметы. Больно было видеть, как падали и оставались неподвижными фигурки наших солдат. Поредевшая цепь залегла. Атака захлебнулась. Словно поперхнувшись, разом замолчали пушки и пулеметы. На миг воцарилась тишина… Неподвижные фигурки солдат на раскисшем от дождя поле, и эта нелепая, зловещая тишина…

Потом на моем пути было много боев, но этот, первый, увиденный «со стороны», на всю жизнь врезался в память.

Растерянные и ошеломленные, мы не сразу сообразили, чего добивается от нас разгоряченный боем лейтенант-артиллерист с двумя кубиками на петлицах. После наших сбивчивых объяснений понял наконец, что мы, молодые летчики, направляемся в штурмовой авиационный полк, ищем аэродром.

— Там ищите! — резко махнул он рукой в тыл, а сам сорвался на крик: — И вообще, где она — ваша авиация? Где обещанная поддержка с воздуха? Кто ответит за них? — Лейтенант бросил гневный взгляд в сторону наших бойцов, оставшихся на склоне безымянной высоты.

Подавленные, возвращались мы с передовой. Зарядивший с утра дождь не переставал. Наши серые солдатские шинели промокли насквозь. В пудовых от налипшей грязи сапогах хлюпала вода.

Давно был съеден сухой паек — шесть черных сухарей. И все-таки больше голода и холода терзала нас обида. Мы так гордились нашей авиацией, а тут вдруг самолеты не прилетели, атака пехоты сорвалась. На наших глазах погибло столько бойцов!

Как ни мал был наш опыт, мы, конечно, догадывались, что авиация в тот день была обречена на бездействие из-за сложных метеорологических условий. При такой видимости даже с малой высоты трудно рассмотреть объект штурмовки. А зазеваешься — сам врежешься в какой-нибудь косогор. Нет, приходили мы к выводу, в такую погоду летать нельзя.

Но как только в памяти вставала картина боя за высоту и искаженное гневом лицо лейтенанта, логический ход наших рассуждений обрывался. Вроде бы и сознавали мы, что штурмовики и в дождь должны действовать в интересах наземных войск. Но в ту пору еще неведомо было нам, что скоро сами будем вести боевую работу в куда более трудных условиях.

За разговорами незаметно подошли к нужному нам повороту на деревню Чертаново. К одиноко стоящему высохшему тополю прибита фанерная указка с лаконичной надписью: «Хозяйство Тысячного».

Сомнений нет, идем правильно. Еще в отделе кадров Западного фронта нам сказали, что майор Тысячный — командир нашего штурмового авиационного полка.

Вот наконец и Чертаново. Единственную улицу перегораживал самодельный шлагбаум. Миновав его, тут же встретили офицера с красной повязкой на рукаве.

— Вам кого, товарищи военные?

В коротких замызганных шинелях и выцветших старых пилотках мы мало походили на выпускников известного в стране авиационного училища. Офицер прочитал наши предписания и тотчас оживился:

— Ну, давайте знакомиться. Я — лейтенант Васильев, командир звена. Милости просим в наш будущий гвардейский полк.