Чаувай 1980 года

6-я армия ВВС и ПВО

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО

Годы существования

1.6.1998 — 1.12.2009
1.8.2015 — н.в.

Страна

Россия

Подчинение

Министерство обороны Российской Федерации

Входит в

Западный военный округ

Тип

армия

Дислокация

  • Санкт-Петербург

Участие в

Военная операция России в Сирии

Знаки отличия

почётное наименование «Ленинградская»

Командиры

Действующий командир

генерал-лейтенант
Александр Дуплинский

Известные командиры

см. список

У этого термина существуют и другие значения, см. 6-я воздушная армия (СССР).

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО (6-я А ВВС и ПВО) — армия Воздушно-космических сил Вооружённых Сил Российской Федерации.

История

Командующий 6-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Александр Дуплинский (на фото ещё генерал-майор)

Предыстория

Основные статьи: 6-я отдельная армия ПВО, 76-я воздушная армия и 16-я воздушная армия

6-я отдельная армия ПВО берет свое начало 5 апреля 1942 г., когда Постановлением Государственного комитета обороны была создана Ленинградская армия ПВО.

10 ноября 1942 г. ВВС Ленинградского фронта были преобразованы в 13-ю ВА (впоследствии 76 ВА).

Начало формированию 16 ВА было положено приказом Народного комиссара обороны СССР 8 августа 1942 г.

В период Великой Отечественной войны личный состав 6-й отдельной армии (ОА) ПВО и 13-й ВА принимал участие в обороне Ленинграда, а личный состав 16-й ВА — в битвах под Москвой, Курском, форсировании Днепра, освобождении Белоруссии и Польши и взятии Берлина.

С началом Великой Отечественной войны авиаторы и зенитчики ПВО вступили в смертельную схватку с немецко-фашистскими войсками, рвавшимися к Ленинграду. Уже в первые дни войны летчики-истребители и зенитчики открыли боевой счет сбитым вражеским самолетам. Воздушные бойцы, защищая небо над Ленинградом, применили невиданный для врага прием — воздушный таран. В сентябре 1941 г. силами ПВО Ленинградского фронта была сорвана попытка фашистской авиации уничтожить корабли Балтийского флота.

Вместе с мужчинами в объединении сражались 9 тыс. девушек-добровольцев. Многие из них служили в расчетах зенитных батарей. В 115-ом зенитном артиллерийском полку была 8-я батарея, где все расчеты орудий были женскими.

Задачей особой важности для авиации и сил ПВО Ленинградского фронта было прикрытие «Дороги жизни», игравшей исключительно важную роль в обороне блокадного Ленинграда. Благодаря мужеству и отваге летчиков и зенитчиков, «Дорога жизни» действовала непрерывно, несмотря на попытки фашистов ее уничтожить.

Летчики 16 ВА успешно справились с задачей уничтожения окруженной под Сталинградом крупной немецко-фашистской группировки. В боях под Курском им удалось измотать, ослабить авиацию противника, обеспечить завоевание господства в воздухе, что послужило одной из важных предпосылок полного краха немецкого наступления. В сентябре — октябре 1943 г. личный состав 16 ВА принял участие в боях по форсированию Днепра, знаменовавших собой начало освобождения Украины и Белоруссии.

В боях под Курском открыл счет сбитым самолетам врага прославленный ас, впоследствии трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, который к апрелю 1945 г. довел этот счет до 62. Совершив 330 боевых вылетов, он участвовал в 120 воздушных боях.

В течение последующих 10 месяцев (с 1 октября 1943 г. по август 1944 г.) части и соединения 16 ВА участвовали в операциях по освобождению Белоруссии. Особенно отличились летчики своими бесстрашными, сокрушительными ударами по «Бобруйскому котлу», в котором было окружено 8 дивизий противника. Вся операция была проведена в течение 2-х часов. В результате ударов авиации способность и воля противника к сопротивлению были сломлены.

Авиация 16 ВА в Берлинской наступательной операции сыграла большую роль в разгроме Вермахта. В ознаменование выдающейся победы в завершающей операции Великой Отечественной войны весь личный состав армии был награжден медалью «За взятие Берлина».

Около 28 тыс. воинов ПВО Северо-запада были награждены медалями «За оборону Ленинграда». За мужество и отвагу 377 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, 11 из них — дважды, а Иван Никитович Кожедуб — трижды.

Ритуал вручения Боевого знамени нового образца личному составу 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО. 22 декабря 2018 года.

Всего за годы войны соединения и воинские части объединения уничтожили 11 тыс. 151 самолет противника, 5435 танков и бронемашин, около 5 тыс. артиллерийских и зенитных орудий, более 1,5 тыс. железнодорожных составов, около 230 тыс. живой силы противника.

После Победы 16 ВА входила в состав Группы советских войск в Германии. В ВВС и войска ПВО поступает новое вооружение и боевая техника. Летный и инженерно-технический состав авиации переучивается на новые скоростные самолеты с мощным вооружением и современным бортовым оборудованием.

В конце 50-х годов в ВВС Северо-Запада проходили службу три летчика, ставшие в начале 60-х годов прошлого столетия первыми космонавтами СССР: Ю. Гагарин, Г. Титов и П. Попович.

Воины-авиаторы, ракетчики, связисты, представители других специальностей объединений в послевоенное время проводили боевые операции в Китае, Корее, Вьетнаме, Египте, Сирии, Кубе, Афганистане, Таджикистане и на Северном Кавказе. Сотни военнослужащих объединения участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

1-е Краснознамённое Командование ВВС и ПВО является продолжателем традиций 6-й ОА ПВО, 76-й и 16-й ВА. Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 1069 Краснознамённому объединению ВВС и ПВО за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом в годы Великой Отечественной войны по защите неба города-героя Ленинграда, и учитывая её заслуги в мирное время, присвоено почётное наименование «Ленинградское».

Формирование

Армия сформирована 1 июня 1998 года путём слияния формирований 76-й воздушной Краснознамённой армии и 6-й отдельной Краснознамённой армии ПВО. Все награды переданы во вновь сформированную армию.

Наименования

Ритуал вручения Боевого знамени нового образца личному составу 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО. 22 декабря 2018 года.

  • 2-й корпус ПВО (с 1937-го года)
  • Ленинградская армия ПВО (с 7.4.1942)
  • 6-я отдельная армия ПВО (с февраля 1961-го года)
  • 6-я отдельная Краснознамённая армия ПВО (с 22.2.1968)
  • Войсковая часть 20032 (до 15.3.1980)
  • Войска ПВО ордена Ленина Ленинградского военного округа (с 15.3.1980)
  • 6-я отдельная Краснознамённая армия ПВО (с апреля 1986-го года)
  • 6-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО (с 1.6.1998)
  • 6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО (с 13.9.2005)
  • 1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО (с 1.12.2009)
  • 6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО (с 1.8.2015)

Переформирование

  • 6-я армия ВВС и ПВО 1 декабря 2009 года в связи с продолжающимся реформированием Вооружённых Сил России переформирована в 1-е командование ВВС и ПВО, которому переданы все регалии. 1-е командование ВВС и ПВО получило наименование 1-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО Западного военного округа.
  • 1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО 1 августа 2015 года вновь переформировано в 6-ю Ленинградскую Краснознамённую армию ВВС и ПВО.

Почётные наименования

Указом Президента РФ от 13 сентября 2005 года за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом армии в годы Великой Отечественной войны по защите неба Ленинграда, и учитывая её заслуги в мирное время, армии присвоено почётное наименование «Ленинградская».

Командующие

  • генерал-лейтенант авиации Анатолий Иванович Басов (.07.1998 — .04.2000)
  • генерал-лейтенант Геннадий Андреевич Торбов (2004 — .06.2005)
  • генерал-лейтенант Владимир Георгиевич Свиридов (.06.2005 — .12.2009)
  • генерал-лейтенант Александр Васильевич Дуплинский (с .08.2015)

> Базирование

Армия располагается на территории Западного военного округа. Штаб — в Санкт-Петербурге.

Состав армии

  • Управление, в/ч 09436 (Санкт-Петербург);
  • 105-я гвардейская смешанная авиационная Борисовская Померанская дважды Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (г. Воронеж):
    • 14-й гвардейский Ленинградский Краснознаменный ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк, в/ч 23243 (Курская обл, Халино).
      техника: 24 ед. Су-30СМ (51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 77, 79 , 80 , 81, 82). В 2017-2018 годах полк был переоборудован на Су-30СМ. НА ХРАНЕНИИ: 24 ед. МиГ-29СМТ и 4 ед. МиГ-29УБМ. Возможна передача МиГ-29 в Астрахань.
    • 47-й отдельный смешанный авиационный полк (Воронеж): 24 ед. Су-34 (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32).
    • 159-й гвардейский истребительный авиационный Новороссийский Краснознамённый полк, в/ч 52906 (Петрозаводск, Бесовец).
      техника: 24 ед. Су-35 (21, 22, 23, 24, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 62, 63, 64, 67, 68, 70, 71, 72, 73), 2 ед. Су-27УБ (65,66)
    • 790-й истребительный ордена Кутузова III степени авиационный полк, в/ч 32926 (Тверская обл, Хотилово).
      техника: 19 ед. МиГ-31БСМ (30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 50, 52, 53, 55, 57, 59, 61, 62), 5 ед. МиГ-31БМ (32, 40, 51, 54. 56), 10 ед. Су-27СМ (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 27), 6 ед. Су-35 (11, 12, 14, 15, 16, 17), 1 ед. Су-27УБ (10), 1 ед. Су-27УБП (52).
    • 4-я отдельная разведывательная эскадрилья (аэр. Шаталово, Смоленская обл.): 12 ед. Су-24МР, 4 ед. Ан-30. До конца 2018г. планируется переформирование в смешанный авиационный полк с добавлением эскадрильи фронтовых бомбардировщиков Су-24М.
  • 899-й гвардейский штурмовой авиационный Оршанский дважды Краснознамённый, ордена Суворова III степени полк им. Ф. Э. Дзержинского (аэр. Бутурлиновка).
    Полк был расформирован в 2009 году. Было объявлено о планах восстановления в ближайшее время
  • 33-й отдельный транспортный смешанный авиационный полк в/ч 49719 (Санкт-Петербург, Выборгский район, аэродром Левашово).
    техника: 8 ед. Ан-12, 12 ед. Ан-26, 2 ед. Ан-30, 6 ед. Ан-72, 2 ед. Ан-148, 2 ед. Ту-134, 2 ед. L-410UVP-Е20, 16 ед. Ми-8 , 1 ед. Ми-26
    • смешанная авиационная эскадрилья 33-й отсап (Владимир, Семязино аэродром) Ранее 98-й осаэ войска РВСН, передан в ВВС в 2011 г.
      техника: 6 ед. Ан-26 (01, 02, 03, 04, 05, 07), 7 ед. Ми-8МТВ-5 (20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27)
    • авиационная комендатура 33-й отсап (Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Громово). Ранее 1080-я авиационная база.
  • 15-я бригада армейской авиации, в/ч 44440 (г. Остров Псковской области, аэр. Веретье).
    техника: 18 ед. Ка-52 (41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 69, 72, 73, 74, 75, 76), 16 ед. Ми-28Н (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 14, 15, 70, 71),
    10 ед. Ми-35М (16, 17, 18, 67, 68, 69, 83…), 20 ед. Ми-8МТВ-5, 6 ед. Ми-26 (53, 54, 55, 56, 79, 80)
  • 440-й отдельный вертолётный полк армейской авиации, в/ч 41687 (г. Вязьма Смоленской области, аэр. Двоевка).
    техника: 12 ед. Ка-52, 16 ед. Ми-24П, 20 ед. Ми-8МТВ-5, 3 ед. Ми-8МТПР-1.
  • 332-й отдельный вертолётный полк, в/ч 12633 (Санкт-Петербург,аэродром Пушкин). техника: 12 ед. Ми-28Н, 10 ед. Ми-35М, 12 ед. Ми-8МТВ-5
    • Миротворческая вертолетная эскадрилья 332-гл отдельного вертолётного полка, в/ч 12633-2 (Ленинградская обл, Выборгский р-н., пос. Глебычево, аэр. Прибылово).
      техника: 8 ед. Ми-24П, 12 ед. Ми-8МТ, 1 ед. Ми-8МТВ-5.
  • 83-й отдельный полк связи, в/ч 54164 (Московская обл., Кубинка).
  • 565-й центр обеспечения (г. Воронеж).
  • 15-й авиационный технический склад, в/ч 53963 (г. Санкт-Петербург).
  • 143-й авиационный технический склад, в/ч 83557 (Псковская обл, Порхов).
  • 99-я комендатура охраны и обслуживания, в/ч 23709 (г. Санкт-Петербург).
  • 2-я Краснознамённая дивизия ПВО, в/ч 10953 (п. Хвойный):
    • 500-й гвардейский зенитный ракетный Ленинградский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова полк, в/ч 90450 (Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Гостилицы): 2 дивизиона ЗРК С-300ПМ, 2 дивизиона С-400, батарея ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1»;
    • 1544-й зенитный ракетный полк, в/ч 55584 (Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Васкелово-1, фактически: Псковская область, п. Владимирский лагерь): 1 дивизион ЗРК 9К37М1 Бук и 2 дивизиона ЗРК С-300В;
    • 1488-й зенитный ракетный Краснознаменный полк, в/ч 03216 (г. Зеленогорск, Санкт-Петербург): 4 дивизиона ЗРК С-300ПС;
    • 1489-й гвардейский зенитный ракетный Речицко-Бранденбургского Краснознаменного орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Ваганово
    • 1490-й гвардейский зенитный ракетный Киевско-Лодзинский Краснознаменный орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого полк, в/ч 28037 (Ленинградская обл., Тосненский р-н, пгт Ульяновка): 4 дивизиона ЗРК С-300ПС;
    • 334-й радиотехнический Краснознаменный полк, в/ч 96848 (Республика Карелия, г. Петрозаводск);
    • 333-й радиотехнический полк, в/ч 17646 (Санкт-Петербург, Красносельский р-н, пос. Хвойный).
  • 32-я дивизия ПВО, в/ч 40963 (г. Ржев);
    • 42-й гвардейский Путиловско-Кировский зенитный ракетный полк — Валдай
    • 108-й Тульский зенитный ракетный полк — Шилово (Воронеж) — С-300ПС
    • 335 Краснознаменный радиотехнический полк — Ярославль
    • 336-й радиотехнический полк — Орел
    • 337-й радиотехнический полк — Ржев
  • 2488 отдельный инженерно-саперный батальон (д. Морье, Ленинградская область)

Примечания

  1. 6-я армия ВВС и ПВО. Дата обращения 23 июля 2018. (CC BY 4.0)
  2. Постановление. Государственный Комитет Обороны. № ГКО-1544сс от 5 апреля 1942 года. «О реорганизации Бакинского и Ленинградского корпусных районов ПВО».
  3. Кочетков, Олег. На западе России сформирована 6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО, RT на русском (10.08.2015, 10:30). Дата обращения 3 января 2016.
  4. с 1992 года
  5. Командующий 6-й армией ВВС и ПВО Архивировано 18 мая 2008 года.

Ссылки

  • Историческая справка.
  • Коммерсантъ-Власть. 6-я армия ВВС и ПВО.
  • Воздушно-Космические Силы. 6-я армия ВВС и ПВО. (недоступная ссылка)
  • МО РФ. 6-я армия ВВС и ПВО.
0000000Военно-воздушные силы Российской Федерации0000000
Командующий генерал-лейтенант Дронов Сергей Владимирович
Структура ВВС России
после 1 августа 2015 года
Структура ВВС России
до 1 августа 2015 года
  • Части центрального подчинения
  • Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны
  • Командование дальней авиации
  • Командование военно-транспортной авиации

Командования ВВС и ПВО (2009—2015) 1 2 3 4

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 6. ВВС ЮНА (1960-1980 гг.)

В начале 60-х состоялось примирение Тито с руководством СССР. С этого момента ВВС Югославии вновь стали ориентироваться на использование советской техники. До своего распада СССР оставался для Югославии основным поставщиком авиационной техники: на долю советских самолетов и вертолетов, состоявших на вооружении в Югославии, за период с 1945 по 1992 г.г. приходится 26%. Особое место в истории ВВС Югославии занимает принятие на вооружение истребителя-перехватчика МиГ-21, на котором (МиГ-21 Ф-13) 17 июля 1962 г., во время переучивания в СССР, Стеван Мандич стал первым югославским летчиком, превысившим скорость звука в два раза. Югославия закупила первую партию из 40 истребителей МиГ-21 Ф-13 в 1961 г., на вооружение ВВС Югославии МиГ-21 Ф- 13 поступил 14 сентября 1962 г., первые МиГи прибыли на авиабазу Батайница 25 декабря 1962 г. Всего было закуплено 45 МиГ-21 Ф-13 последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году.


Югославская модель Далиборка Стойшич, представлявшая Югославию на конкурсе красоты «Мисс Вселенная 68», на фоне истребителя МиГ-21 Ф-13 югославских ВВС
Белград пытался договориться с Москвой о лицензионном производстве МиГов и двигателей для них, но Советский Союз на организацию лицензионного производства новейших на тот момент истребителей в стране, которая еще недавно считалась вражеской, не пошел. Видимо, Югославия тоже не особенно настаивала, не желая раньше времени рвать связи с Западом.

Советские истребители МиГ-21 Ф-13 и американский учебно-тренировочный самолёт Т-33 Югославской народной армии; 1960-е годы
Даже покупка партии МиГ-21 была окутана пеленой секретности. В ВВС Югославии одноместные МиГ-21Ф-13 получили обозначение L-12, спарки МиГ-21У — NF-12 (в 1965 году поставлено 9 машин). Следом за фронтовыми истребителями «Ф-13» на вооружение ВВС и ПВО поступили перехватчики «ПФМ» (L-14).

МиГ-21ПФМ 117 ИАП ВВС ЮНА
На десятилетия истребители МиГ-21 стали главными защитниками югославского неба. Традиционно новейшую технику получал 204-й истребительный авиационный полк, который дислоцировался в Батайнице под Белградом. Истребительные авиационные полки ВВС Югославии имели в своем составе по две эскадрильи. Именно 204-й полк первым в 1962 г. получил истребители МиГ-21 Ф-13. В 1968 гг. было поставлено 36 МиГ-21 ПФМ. получивших югославское обозначение L-13 . Причем новые МиГ-21 ПФМ поступили в Батайницу, а «Ф-13-е» из 204-го иап передали во вновь сформированный 117-й иап (авиабаза Бихач). Авиабазу Бихач ввели в строй в мае 1968 г., а до этого здесь почти десять лет шли работы по сооружению укрытий в толще горы Пьечевица. База представляла собой четыре туннеля в толще горы и пять ВПП, две полосы располагались на склоне горы, а три выходили непосредственно из туннелей. В скальных туннелях разместилось 36 истребителей. Туннели закрывались дверями из армированного бетона, способного противостоять даже ядерному взрыву.

Югославский истребитель МиГ-21 Ф-13, выезжает из скального укрытия авиабазы Бихач
В том же 1962 г. в Югославию прибыли и первые 4 ЗРК СА-75М «Двина», а 24 ноября был сформирован 250-й ракетный полк, прикрывавший от нападения с воздуха столицу Белград. В дальнейшем было поставлено 4 модернизированных ЗРК С-75М «Волхов» (2 — 1966 г., 2 — 1967 г.). Всего в Югославию было поставлено 8 зенитных ракетных дивизионов С-75 (60 ПУ).

Также в период с 1960 по 1961 год из СССР в Югославию были поставлены 100 ЗСУ-57-2.

Также на вооружение поступали строенные 20-мм зенитные установки «Испано-Сюиза» М55В4 югославского производства.

На период ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию, 20-21 августа ВВС Югославии были приведены в состояние полной боевой готовности: в Белграде всерьез опасались, что «урок» проведут не только с Чехословакией. Вторжения Советской Армии не последовало. Помимо двух эскадрилий 117-го иап, в Бихаче базировалась 352-я разведывательная эскадрилья — 12 МиГ-21 Р (L-14).
Закупка очередной партии самолетов 25 МиГ-21 (в этот раз модификации «М», L-15) в 1970 году и 9 спарок МиГ-21УС (NL-14) в 1969 году позволило сформировать третий полк на МиГах — 83-й иап. Причем заодно с формированием нового полка опять произошла «рокировка» самолетов: 204-й полк получил МиГ-21М, соответственно «ПФМы» сдали в 117-й иап, а 83- й полк получил старые МиГ-21 Ф-13. Местом базирования 83-го иап стал аэродром Слатина под Приштиной, Косово. Здесь, так же как в Бихаче, в толще горы Голеш были сделаны туннели, предназначенные для базирования самолетов. В том же 1970 году югославы получили 12 разведчиков МиГ-21Р (L-14I). Таким образом, к началу 70-х годов на трех авиабазах насчитывалось шесть боевых и одна учебно-тренировочная эскадрилья самолетов МиГ-21.

Югославские истребители МиГ-21
На каждой базе в боевой готовности находились дежурные силы в составе пары МиГов с подвешенными ракетами. Истребители МиГ-21 решали задачи ПВО крупных промышленных центров Югославии. Экипажи тренировались на выполнение высотных сверхзвуковых перехватов воздушных целей ракетами, с 1975 г. пилотов стали тренировать нанесению ударов по наземным целям неуправляемым оружием. При осложнении международного положения в регионе вооруженные МиГами полки переводились в состояние повышенной боеготовности. Так, когда в 1974 г. обострилось внутриполитическое положение в соседней Италии, а вблизи югославской границы начались крупные маневры НАТО, истребители 204-го и 117-го иап периодически выполняли полеты с подвешенными ракетами над Адриатическим морем и вдоль югославско-итальянской границы, демонстрировали силу и решимость.

Пилоты югославских истребителей МиГ-21
В середине 70-х годов на вооружении ВВС Югославии состояло 700 самолетов и вертолетов, а личный состав насчитывал более 1000 летчиков. Практические пуски ракет летчики югославских МиГов обычно выполняли ежегодно на полигонах в Советском. Союзе по мишеням Ла-17, в Югославии не имелось дистанционно управляемых мишеней. В 1968 г. была попытка организовать пуски ракет над Адриатикой в районе черногорского побережья. В качестве мишени выступал окрашенный в желтый цвет пилотируемый «Сейбр». Летчик катапультировался из «Сейбра» после пуска ракеты МиГом. Стрельбы прошли удачно, но эксперимент так и остался экспериментом: слишком велика была опасность для пилота самолета-мишени. Уровень подготовки пилотов оценивался очень высоко. К примеру, ежегодный налет летчиков самолетов МиГ- 21 составлял 140-160 ч, больше чем летали их коллеги из ВВС стран Народной Демократии, в ВВС СССР средний налет также был меньше.
В 1975 году Югославия закупила 9 МиГ-21 МФ. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей МиГ-21 бис/бис-К (L- 17/L-17K) и 35 учебно-тренировочных самолётов МиГ-21 УМ (NL-16) . Эти самолеты сменили МиГи устаревших модификаций во всех трех полках, хотя отдельные истребители МиГ-21 Ф-13 продолжали летать до 1991 г.
Югославский истребитель МиГ-21 бис
В 1984 г. на вооружение 352- й истребительной авиационной эскадрильи поступили четыре самолета МиГ- 21 МФ, доработанных собственными силами в разведчики. На них установили американские аэрофотоаппараты К-112А, закупленные в США через третьи руки. В югославских ВВС имелись разведчики МиГ-21 Р, но установленная на них фотоаппаратура годилась только для выполнения задач тактической разведки. С американскими высотными фотокамерами самолеты МиГ-21 могли вести стратегическую и оперативно-тактическую разведку с высот 8000-15000 м на скорости М=1,5. Доработанные самолеты получили обозначение L-15M. К моменту распада Югославии, ВВС располагали шестью эскадрильями истребителей МиГ-21 бис и одной МиГ-21М. Всего до 1986 г. Югославия получила 261 МиГ-21 девяти модификаций и трех подмодификаций.
С мая 1968 по май 1969 гг. югославские ВВС получили первые 24 многоцелевых вертолета Ми-8Т. Этого количества хватило для вооружения двух транспортных эскадрилий 119-го транспортного полка, который базировался на аэродроме Ниш.
Транспортный вертолет Ми-8Т ВВС Югославии буксирует на внешней подвеске 105-мм гаубицу М56
С 1973 г. по начало 80-х годов Югославия получила еще партию Ми-8Т, что позволило перевооружить еще две эскадрильи 111-го полка в Плесо (около Загреба), а также 790-ю аэ на аэродроме Дивулье (около Сплита). Последняя эскадрилья была под оперативным командованием флота. Всего югославы получили из СССР 93 Ми-8Т (получили местное обозначение НТ-40). На месте часть машин была переоборудована в машины РЭБ под обозначением HT-40E. Около 40 машин несли противопожарную службу.
Транспортный вертолет Ми-8Т ВВС Югославии
С 1976 года на вооружение стал поступать легкий транспортный самолет АН-26, который заменил С-47 «Дакота». Всего в Югославию поставлено 15 Ан-26.

В общей сложности, из СССР поступили 261 истребитель МиГ-21 всех модификаций, 16 МиГ-29, несколько Ил-14, два Ан-12Б, 15 Ан-26, шесть Як-40, 24 вертолета Ми-4, 93 Ми-8Т, четыре Ми-14ПЛ, шесть Ка-25 и два Ка-28.
Многоцелевые вертолеты Ми-4 ВВС Югославии
Наряду с закупками советских самолетов осуществлялась разработка и производство собственных моделей. Еще в 1957-м году ВВС выдали задание на постройку новой двухместной реактивной многоцелевой машины. Согласно требованиям военных, члены экипажа сидели друг за другом, а самолёт должен был иметь возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. Машину планировали оснастить полным комплексом вооружения и, помимо учебной, использовать в качестве лёгкого штурмовика и разведчика. Работу над проектом с английским ТРД «Вайпер II» Мк.22-6 (тяга 1134кгс) завершили в Техническом институте в 1959-м. В июле 1961-го новый самолёт, получивший имя «Galeb» («Чайка»), поднял в воздух Любомир Зекавица. Машина получилась лёгкой в управлении, а испытательная программа показала, что «Чайка» практически по всем параметрам удовлетворяет требованиям военных. В 1963 году югославский самолёт с успехом дебютировал на салоне в Ле Бурже, а на заводе «Soko» стали готовить его серийный выпуск.
Фотомодель, позирующая на фоне SOKO G-2 GALEB ВВС Югославии
В серию пошёл доработанный вариант «Галеб 2» с усиленным шасси (для эксплуатации с грунта) и английским катапультным креслом фирмы «Фолланд». Первые двигатели «Вайпер» также поначалу импортировали из Великобритании, планируя в дальнейшем развернуть их лицензионный выпуск.
Многоцелевой самолет SOKO G-2 GALEB ВВС Югославии
Первые серийные «Галеб 2» поступили в ВВС к концу 1964-го, а конструкторы Технического института разработали к тому времени ещё и одноместный боевой вариант «Чайки», необходимый для замены устаревших F-84G «Тандерджет», полученных из США в 1953-м. Одноместный брат «Чайки» получил грозное имя «Ястреб» и отличался гермокабиной, усиленной конструкцией и более мощным ТРД «Вайпер 531» тягой 1361 кгс. Первые предсерийные «Ястребы» появились в 1968-м и выпускались в двух модификациях — штурмовика J-1 и разведчика RJ-1. В дальнейшем появилась и двухместная версия TJ-1, выпущенная небольшой серией, в основном, для отработки лётчиками стрельбы из всех видов оружия.
Штурмовик SOKO J-1 JASTREB ВВС Югославии
Встроенное вооружение штурмовика состояло из трех 12,7-мм пулеметов (с боезапасом 135 патронов на каждый), установленных в передней части фюзеляжа. Подвесное вооружение размещается на восьми узлах подвески, смонтированных под консолями крыла. Два внешних узла под каждой консолью могут быть использованы для подвески бомб калибром 250 кг, пусковых установок неуправляемых ракет, баков с напалмом и т.д. Остальные узлы предназначены для подвески неуправляемых ракет калибром 127 мм.
Номенклатура вооружения штурмовика SOKO J-1 JASTREB
Одним из вариантов штурмовика является разведывательный самолет RJ-1 с тремя фотоаппаратами и возможностью подвески под крылом осветительных авиабомб. Еще один вариант штурмовика, TJ-1, отличается от базовой модели наличием двухместной кабины. Выпускались также модификации J-5A и J-5B, на которых устанавливались более мощные двигатели Viper 522 и Viper 600 соответственно.

Для ВВС Югославии изготовлено около 150 штурмовиков Jastreb всех модификаций.
В 1970 году новыми югославскими самолётами заинтересовались зарубежные покупатели. Первым импортером стала Замбия, приобретя поначалу шесть «Галебов» G-2A, а затем шесть «Ястребов» — четыре J-1E и два RJ-1E. Довольно крупный контракт подписала Ливия, заказав 70 «Галебов» G-2AE и получив последний из них в 1983-м. Заказы «Галебов» и «Ястребов» для ВВС Югославии и экспорта надолго обеспечили работой цеха завода «Soko».
Ещё перед серийным выпуском этих машин, со стапелей сошла небольшая партия лёгких штурмовиков J-20 «Крагуй» (житель Крагуеваца, небольшого городка рядом с заводом), предназначенного для применения в условиях партизанской войны. В случае потенциального военного конфликта и возможного уничтожения аэродромов ВВС Югославии подобный самолёт мог бы взлетать с короткой импровизированной травяной ВПП. «Крагуй» представлял собой небольшой одноместный моноплан с поршневым двигателем «Лайкоминг» GSO-480-B1A6, вооруженный двумя пулемётами калибром 7,7 мм, на подвесках ставилось ракетно-бомбовое вооружение. В состав последнего могли входить две неуправляемые ракеты калибром 127 мм, 24 ракеты калибром 57 мм (две пусковые установки), две зажигательные бомбы массой 150 кг или многочисленные малые бомбы массами по 2, 4 или 16 кг.
Штурмовик SOKO J-20 KRAGUJ ВВС Югославии
Всего компания SOKO построила около 85 самолетов, которые после 20 лет службы в югославских ВВС были списаны в 1990 году.
Продолжились разработка и производство самолетов вспомогательной авиации. В 1965 году компания UTVA испытала сельскохозяйственный самолет UTVA-65 Privrednik, в котором к новому фюзеляжу крепились крылья, хвостовое оперение и шасси самолета UTVA-60. Самолет UTVA-65 имел варианты UTVA-65 Privrednik GO и UTVA-65 Privrednik IO с двигателями мощностью 295 л.с. и 300 л.с. соответственно. В 1973 году появилась модифицированная версия самолета получившая обозначение UTVA-65 Super Privrednik-350 с двигателем IGO-540-A1C мощностью 350 л.с.
UTVA-65 Privrednik
В конце 60-х гг. компания UTVA представила усовершенствованный вариант легкого многоцелевого самолета UTVA-60 получивший обозначение UTVA-66, в котором использовался шестицилиндровый двигатель с нагнетателем Lycoming GSO-480-B1J6 с трехлопастным пропеллером Hartzell HC-B3Z20-1/10151C-5 Первый полет самолета состоялся в 1968 году. Всего было произведено около 130 экземпляров самолета. Он имел модификации: санитарный UTVA-66-АМ, поплавковый гидросамолет UTVA-66Н и военный самолет вспомогательного назначения UTVA-66V.
Легкий многоцелевой самолет UTVA-66
На базе UTVA-66V, военного варианта гражданского самолета UTVA-66, был создан многоцелевой самолет UTVA-75. Первый полет прототипа состоялся в мае 1976 года. Серийное производство начато в 1977 году. До 1989 года было произведено 136 самолетов UTVA-75A21. Самолет использовался в ВВС Югославии как самолет целеуказания и как самолет начальной летной подготовки. На каждой консоли крыла имеется узел подвески, так что при подготовке военных летчиков самолет может нести вооружение небольшого веса. Самолет UTVA-75 может использоваться так же и для буксировки планеров. Модернизированный вариант UTVA-75A41 начал поставляться в войска с 1987 года. Построено 10 экземпляров. Всего произведено до 200 экземпляров самолета.
Легкий многоцелевой самолет UTVA-75
В 1969 году на вооружение ПВО ЮНА поступила чехословацкая 30-мм ЗСУ M53/59 «Прага», тогда же началось её производство силами югославской промышленности. Считается, что всего выпущено 800 подобных ЗСУ.
С 1975 года на вооружение ПВО Югославии стали поступать С-125 «Нева», всего поставлено 14 дивизионов — 60 ПУ.
В том же 1975 году на вооружение стали поступать ЗРК 2К12 «Куб». Всего до 1977 года было поставлено 17 комплексов (около 90 ПУ).
В 70-х годах на вооружение зенитных дивизионов бронетанковых и мотопехотных бригад ЮНА поступило 120 пусковых установок ЗРК 9К31 «Стрела́-1».
На фабрике «Крушик» в городе Вальево было налажено производство по лицензии ПЗРК 9K32 «Стрела-2», а затем их модернизированных югославскими инженерами версий, а впоследствии новых 9K38 «Игла». Всего на вооружение ЮНА к 1991 году состояло около 3 000 ПЗРК.
Солдаты ЮНА с ПЗРК 9K32 «Стрела-2»

Подборка редких фотографий со всего мира. Часть 11 (35 фото)

Продолжаем знакомить вас с историческими фотографиями, большинство из которых вы увидите впервые.
Metallica, 1981

Московский дворик. 1878 — 2015

Роберт Плант, 1973 год, Флорида, США

Джулия Робертс, 1990 год, Малибу

Второй набор астронавтов NASA (Новая Девятка), предположительно 1962 год
Первый пионерский парад, Москва, июнь 1924
Слонишка–шалунишка, 1971
Обладательница «золотого» приза Герцога Эдинбургского в Лондонском зоопарке.
Разгрузка подлодки Trout. Перл–Харбор, март 1942
3 февраля 1942 года подлодка Trout (Форель) покидала крепость Коррехидор. В качестве балласта ее нагрузили 20 тоннами серебряных и золотых слитков из 12 филиппинских банков. Золото и серебро вывозилось, чтобы не допустить его попадания в руки японцев. 6 мая Коррехидор пал. «Форель» была потоплена 29 февраля 1944 эсминцем «Асашимо».
Бульдозер Caterpillar D7 на расчистке руин паромного порта, 1944 год, Шербур, Франция
Далай–лама и Вернер Эрхард, 19 октября 1979 года, Бостон
Пожарный Стив, 1981, Нью–Йорк
Стив Бушеми 4 года проработал пожарным в Нью–Йорке, собирая деньги на обучение актерскому мастерству. Как только ему удалось накопить нужную сумму, он уехал в Голливуд. После событий 11 сентября 2001 года Стив вернулся на Манхэттен, где вместе с остальными пожарными своего участка разгребал завалы.
Астронавты Дональд Слейтон и Томас Стаффорд, участники программы «Союз–Аполлон», на занятиях по русскому языку с преподавательницей Ниной Хорнер, Космический центр имени Линдона Джонсона, июнь 1974–го года
Лесорубы, 1915, Портленд (Орегон)
Л.И.Брежнев с товарищами смотрит запись собственного выступления в Кремле, 70–е гг
Подготовка, 1973, Италия
Велосипедисты перед стартом 56–й супервеломногодневки Джиро д’Италия.
Французская девочка и ее кот, 1959
Фридрих Ницше в психиатрической клинике, 1899 г
В плен, 1969, Вьетнам
Жан–Поль Бельмондо на съёмках фильма «Безумный Пьеро», 1965
Заключенные у позорного столба во дворе суда графства Ньюкасл, Делавэр, 1900 г
Роллинг Стоунс, лето 1962
Командир бронепоезда «3–й Брянский», ~1919
Людмила Наумовна Мокиевская–Зубок — единственная известная женщина–командир бронепоезда, активная участница Гражданской войны.
Патруль на улице Литтл Патрик. Белфаст, 1973
Джими Хендрикс, Лондон, 1966
Top Gear — Начало
Гренадер, Санкт–Петербург, Россия, 1913
Группа KISS со своими родителями, 1976
Тренировка перед полетом «Аполлон 14». Флорида, 1971
Полиция штурмует баррикады в латинском квартале. Париж, май, 1968
Суд над Дмитрием Сигачевым, Владивосток, 2001
Молодого россиянина судят за то, что он был адептом запрещенной в России секты Аум Сенрике и планировал организацию терактов в Японии как акцию протеста, направленную на освобождение из тюрьмы основателя этой самой секты Cёко Асахары.
Ветеран Гражданской войны травит байки чистильщикам сапог, Пенсильвания, 1935
Покорительница мира, Югославия, 1968
Солнечное затмение. Будапешт, 30 июня 1954
Сержант Спано и Лобо. Дананг, Вьетнам, 1968
Киев 1931
Также смотрим:
Подборка редких фотографий со всего мира. Часть 7
Подборка редких фотографий со всего мира. Часть 8
Подборка редких фотографий со всего мира. Часть 9
Подборка редких фотографий со всего мира. Часть 10

Восстание в южнокорейском городе Кванджу, находящемся в провинции Южная Чолла, в мае 1980 года по праву считается самым трагическим (и «постыдным», как его называют корейцы) событием в современной истории РК. Центр восстания сообщает, что в ходе майских событий было убито более 150 и ранено более 3000 жителей; в настоящее время называют цифру в 606 человек убитых, а ВВС настаивает на цифре от тысячи до двух тысяч человек.

Долгое время в официальных источниках восстание называлось «бунтом», «делом Кванджу» и даже событием, «носящим коммунистический характер, чьей целью явилось свержение законного правительства», не признавалась его демократическая направленность. Но уже к июню 1988 года, когда состоялось слушание по делу восстания, корейский народ по-настоящему оценил всю судьбоносную роль майских событий, которые получили название «демократического восстания в Кванджу».

Что же стало причиной восстания? Почему оно играет такую важную роль в современной истории Южной Кореи?

После Корейской войны (1950-1953гг.) и создания американского военного правительства на территории РК население жаждало демократических перемен, но страна в течение 18 лет находилась под властью военного диктатора Пак Чон Хи. Пак Чон Хи (1917-1979 гг.) – одна из самых противоречивых фигур во всей истории Кореи. Несмотря на его успешную экономическую политику (развитие тяжелой и химической промышленности, контроль импорта), пренебрежение правами человека и установление диктатуры сделали его правление одной из самых трагичных страниц в корейской истории.

Система «Юсин», которую создал Пак, юридически оправдывала несменяемость президентской власти и отказывала гражданам в их правах и свободах. Военное правление объяснялось официальной пропагандой: на Севере существует «идеологический враг» в лице КНДР, который в любой момент может атаковать; это являлось и официальной причиной сохранения американских военных баз на территории РК.

Пак Чон Хи был застрелен в октябре 1979 г., и его убийство связывалось корейцами с либерализацией режима и проведением демократических реформ, но в декабре военным генералом Чон Ду Хваном (род. 1931) был совершен государственный переворот, и все надежды народа на смягчения режима канули в Лету. Логическим продолжением политики насилия стала реакция населения, которое, наблюдая за тем, как одно военное правительство сменяется другим, не могло больше сидеть сложа руки: по всей стране начали проходить студенческие митинги и демонстрации. Главным требованием протестующих стала отмена военного положения, которое было распространено почти на всю страну.

17 мая 1980 г. военное положение было объявлено на всей территории страны, а Декрет №10 запретил любые демонстрации и митинги, носящие политический характер, и установил жесткую цензуру СМИ; университетам было приказано приостановить работу, а неявка на работу жестоко каралась; было решено распустить Парламент и создать особую организацию – Экстренный комитет безопасности.

Более того, известный оппозиционер, ярый противник военной диктатуры Пак Чон Хи и борец за права человека, лауреат Нобелевской премии мира и в будущем президент Ким Дэ Чжун (1924 – 2009) был по приказу правительства арестован в своей резиденции по ложному обвинению в сотрудничестве с коммунистами с Севера.

Это, кажется, стало катализатором, ускорившим начало мощного восстания в Кванджу – столице провинции Южная Чолла, выходцем из которой был Ким Дэ Чжун. Почему именно этот фактор стал решающим? Потому что в Корее регионализм традиционно играл и играет определяющую роль в политике, и жители этой очень слабо развитой, в отличие от других, провинции связывали свое будущее и надежды на лучшую жизнь именно с Ким Дэ Чжуном, который был фактически единственным сильным политическим игроком из Южной Чолла.

Так, 18 мая студенты Национального университета Чоннам, находящегося в Кванджу, не смогли подойти к зданию библиотеки в кампусе, у которого договорились встретиться ранее. Полиция предупредила демонстрантов о том, что у них есть оружие и предложила им немедленно возвратиться домой, но студенты проигнорировали слова солдат, и около сотни из них двинулись к Главным воротам, где они начали демонстрацию. В городе можно было услышать, как скандировались лозунги: «Освободите Ким Дэ Чжуна!», «Отмените военное положение!», «Уходи, Чон Ду Хван!».

Правительство поставило перед собой задачу подавить восстание как можно скорее, чтобы оно не распространилось на соседние регионы; было принято решение провести операцию под кодовым названием «Великолепный отпуск»: к утру следующего дня в город были стянуты войска. Все магазины в центре были закрыты, а движение транспорта запрещено. В стране почти не осталось сопротивляющихся; повсеместно, где действовало военное положение, улицы были пустыми, только на тротуаре можно было заметить следы крови. Кванджу оставался единственным городом, где люди все еще надеялись на положительный исход своей борьбы.

Полиция использовала слезоточивый газ; прибыло подкрепление в 1140 военных. Все они начали атаковать демонстрантов и мирных жителей без разбора, не обращая внимания на пол и возраст. Многие из тех, кому удалось сбежать, образовали огромные очереди в местных больницах: на всех не хватало медикаментов и медсестер.

Те, кто не мог участвовать в демонстрации, сдавали свою кровь, и даже проститутки, встав у здания больницы Красного Креста, кричали: «Возьмите и нашу кровь! Она чистая!». Уже ко второй половине дня толпа перешла от защиты к наступлению и начала атаковать полицию и солдат. Несмотря на безумие, происходившее в Кванджу, правительство не сделало никаких официальных заявлений касательно сложившейся ситуации.

По всему городу маленькие группы людей, часто возглавляемые бывшими военными, продолжали демонстрацию. Несмотря на то, что у них не было надлежащего оружия, они использовали все, что могли найти. К концу дня даже таксисты и уличные торговцы, которые обычно равнодушны к социально-политическим движениям, начали столкновения с войсками.

Около 7 часов вечера таксисты двинулись по городу на машинах, включив фары в знак протеста. Полиция громила машины ружьями и била водителей. Толпа сожгла телестанции каналов MBC и KBS, потому что они не транслировали реально происходящие в городе события.

Беспорядки продолжались и ночью. Демонстранты перешли к более продуманным действиями: они подожгли здание налогового органа, так как было очевидно, что налоги населения идут не на удовлетворение социальных нужд, а на закупку оружия и стимулирование военного режима в стране.

Утром 21 мая солдаты были снабжены патронами. Тела двух убитых в Кванджу днем ранее были обернуты корейским флагом и положены на носилки, с которыми толпа медленно двигалась по центру города. 21 мая начала формироваться Народная армии, центром сбора которой стал парк Кванджу.

Горожане, имевшие за спиной военный опыт, организовали самые базовые физические тренировки, поскольку не могли больше смотреть, как неопытные студенты получают ранения или погибают в стачках с полицией. Были сформированы небольшие группы добровольцев, которых Народная армия расставила на ключевых позициях в городе.

К ночи 21 мая в городе почти не осталось военных. Конечно, жители города хотели верить, что причиной тому – их мужество, но на деле это оказалось тактическим ходом – сверху было принято решение блокировать город: все 7 магистралей, ведущих в Кванджу, были под контролем военных, которые стреляли в каждого, кто пытался сбежать.

В 4 утра 28 мая начали раздаваться звуки выстрелов, и, фактически, за полтора часа борьба горожан, продолжавшаяся около десяти дней, была подавлена с помощью оружия, у людей не было пути отступления. Мэрия была сдана 20-ой дивизии, а все, кто продолжал борьбу, были арестованы. Восстание было подавлено.

Особое внимание стоит уделить роли США в подавлении восстания. Участники восстания своим идеалом провозгласили американский вариант демократии, навязанный им пропагандой и идеализированным образом США, и поэтому верили, что Вашингтон как мировой гарант демократии сделает все возможное для поддержки движения и установления правового демократического режима. Во время восстания в Кванджу находилось до двухсот американских граждан, преимущественно военных, которые 21 мая уехали в Сеул, а военные самолеты были перевезены на базы подальше от города.

Командующий объединенными войсками РК и США генерал Дон Викхам разрешил корейскому правительству использовать солдат для подавления восстания, даже несмотря на заявление о том, что со стороны КНДР нет никаких движений.

Во время восстания корейские активисты узнали, что американский корабль «Coral Sea» вошел в корейскую акваторию, однако на самом деле он был послан Соединенными Штатами, чтобы оказать поддержку солдатам в тылу. Посол США в Корее назвал подавление восстания корейскими солдатами под командованием американских офицеров «поддерживанием порядка и законности», а 31 мая президент Картер в интервью CNN заявил, что «…для восстановления порядка иногда приходится жертвовать человеческими правами».

Причиной такой позиции Белого Дома специалисты считают «имперское стремление Вашингтона к мировому доминированию через установление неолиберальной системы управления» в странах-союзниках, что позволяло США активно вмешиваться в их экономику. Экономическая модель, созданная Пак Чон Хи, включала в себя систему семейных бизнес-конгломератов – чеболь (кор. 재벌, 財閥 ), которая не давала Белому Дому иметь желаемое влияние на капиталы в РК. Идейный смысл подавления восстания для США состоял в попытке таким образом легитимизировать власть Чон Ду Хвана и с его помощью разрушить систему чеболь, создать возможность для американских банков и страховых компаний занять ключевые позиции в экономике Южной Кореи.

Учитывая то, что Чон Ду Хваном события в Кванджу назывались «красными», подобные действия США в Кванджу с их стороны выглядели вполне очевидными и оправданными. Однако в июне 1989 года, когда в самом разгаре находилось расследование майских событий, в официальных документах Белого Дома было заявлено, что «США не располагали сведениями о планах правительства о подавлении восстания» и что они «не обладали властью, чтобы приказать корейским солдатам участвовать в нем».

В итоге, Кванджу стал переломным моментном для развития анти-американизма в РК, который приобрел широкое социальное и, в дальнейшем, политическое значение.

В 1989 году началось слушание по делу восстания в Кванджу, и Чон Ду Хван был приговорен к смертной казни, но помилован; он пожизненно находится под домашним арестом.

Несмотря на то, что с приходом к власти демократического правительства были предприняты активные меры, направленные на выяснение подлинных обстоятельств, произошедших в Кванджу, правда до сих пор остается для нас во многом загадкой.

Официальная позиция Памятной Организации имени 18 мая настаивает на том, что события 1980 года следует воспринимать не как печальную страницу в истории страны, а как отправную точку развития демократизационного движения, которое положило начало активной борьбе за права человека.

Копипаста с интернетов.