БТР мд ракушка

Летающий бронетранспортер: БТР-МДМ «Ракушка»


Российские десантники уже начали получать серийные бронемашины новой модели
Среди новых бронированных машин, продемонстрированных широкой публике на Параде Победы в Москве в 2015 году, были и небольшие, непривычно «безбашенные» транспортеры с эмблемой ВДВ на нижнем переднем броневом листе. Эти малютки — а на фоне новых танков и БМП на платформе «Армата» или тех же БМП и БТР на платформе «Курганец-25» они действительно смотрятся как младшие братья — носят официальное название БТР-МД «Ракушка». И это первый в истории постсоветской России гусеничный бронетранспортер, поступающий на вооружение крылатой пехоты. Именно поступающий: первая партия из 12 бронетранспортеров была передана ВДВ за два месяца до парада — в марте 2015 года. А всего до конца года в войска поступят 62 новые машины этой модели.
Затянувшееся рождение
Как и у многих современных образцов вооружения, поступающих или готовящихся к принятию на вооружение в последний десяток лет, у БТР «Ракушка» очень долгая и непростая история. Впрочем, с учетом того, какие проблемы переживал отечественный ВПК в 90-е, удивляться следует не давности этой истории, а тому, что машина все-таки была доведена до серии, при этом серьезно изменившись, чтобы соответствовать требованиям времени.
Первый гусеничный авиадесантируемый бронетранспортер — БТР-Д, выпускавшийся на базе боевой машины десанта БМД-1, поступил на вооружение советских ВДВ 40 лет назад, в 1974 году. Машина оказалась весьма удачной, отлично показав себя и в Афганистане, и позже в Чечне. Однако уже в начале 90-х стало понятно, что 20 лет беспорочной службы — это отлично, но машина явно морально устаревает. Поэтому в 1992 году военные выдали конструкторам КБ Волгоградского тракторного завода, который выпускал БТР-Д, техническое задание на машину нового поколения.
Как нетрудно догадаться, работы над созданием бронетранспортера по этому заданию сильно затянулись. Патент на БТР-МД, то есть бронетранспортер многоцелевой десантируемый, был выдан 15 марта 2007 года. Основой для него послужила недавно созданная и планировавшаяся к принятию на вооружение БМД-4. А уже через год командование ВДВ выдало новое техническое задание — на создание авиадесантируемого БТР на базе новой БМД-4М, фактически сильно модернизированной БМД-3: военным требовались унифицированные по многим узлам машины. Эта модель, созданная в Специальном КБ машиностроения при Курганском машиностроительном заводе, получила наименование БТР-МДМ, то есть модифицированная. Новая модель впервые была представлена широкой публике в 2013 году на российской выставке вооружений Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Незадолго до этого первые две машины этой модели поступили в войска на испытания, а уже после выставки к ним прибавились еще десять.

Боевая машина десанта БМД-4М во время учений десантников на полигоне Дубровичи в Рязанской области. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
На что способен крылатый бронетранспортер
Традиционно в советской, а потом и российской армии бронетранспортеры, предназначенные для перевозки личного состава, делались колесными, а боевые машины пехоты — гусеничными, поскольку фактически это были легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Исключением были только ВДВ: колесные БТР семейств БТР-60 можно было десантировать только посадочным способом или на специальной платформе. Поэтому и был создан гусеничный БТР-Д на базе БМД-1. Однако основное различие между БМП и БТР сохранилось и тут: за счет облегчения вооружения на машине, которая должна была прежде всего транспортировать личный состав, а не поддерживать его в наступлении, увеличивалось десантное отделение.

Такой подход сохранился и применительно к проектированию БТР и БМП/БМД для современной российской армии. А поскольку одним из основных требований современных вооруженных сил является многофункциональность каждого вида бронемашин, конструкторы пошли по пути унификации, а то и создания единых бронированных платформ. Классическим примером второго варианта являются платформы типа «Армата» и «Курганец-25». А первого — выбор БМД-4М, которая становится основной для российских ВДВ, в качестве платформы для БТР-МДМ.
От своей «старшей сестры» бронетранспортер отличается прежде всего более легким вооружением. БМД-4М вооружена боевым модулем «Бахча-У» с двумя пушками калибра 100 мм и 30 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Правда, за счет размещения модуля пришлось сократить число десантников на борту: всего пятеро, плюс трое членов экипажа. В новом БТР-МДМ все наоборот: он вооружен только двумя пулеметами ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов на каждый (один установлен в дистанционно управляемой установке над креслом командира, второй, курсовой — в лобовом броневом листе справа, почти у самого борта). За счет такого облегчения вооружения БТР-МДМ обслуживается всего двумя членами экипажа и берет в 2,5 раза больше десантников — 13 человек.
Еще одно принципиальное отличие БТР-МДМ от БМД-4М — большое количество люков, позволяющих десанту и экипажу садиться в машину и покидать ее в любых условиях. Над тремя передними сиденьями (в центре водительское, слева от него командирское, справа резервное) — три отдельных люка классической круглой формы. Еще два, прямоугольные, расположены над сиденьями для десанта и открываются вверх и вбок. Плюс кормовой люк, самый широкий, который может использоваться на ходу как бронированный щиток: он открывается вперед-вверх, и под его прикрытием десант может вести огонь из личного оружия.
БТР-МДМ «Ракушка» на 10-й международной выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 на территории Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники
БТР-МДМ «Ракушка» на 10-й международной выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 на территории Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники.
Одна машина — пять вариантов
Неопытному человеку, пожалуй, не отличить волгоградский БТР-МД от курганского БТР-МДМ. Численность экипажа и десанта у них одинаковые, общая компоновка и конструкция машин тоже не отличаются: спереди — отделение управления, в середине — десантный отсек, сзади — моторно-трансмиссионное отделение. Обе машины имеют одинаковый изменяемый клиренс от 100 мм (минимальный) до 500 мм (максимальный); при этом рабочий клиренс составляет 420 мм. Сходны и показатели движения: скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересеченной местности — 45–50 км/ч, по воде (бронетранспортер имеет два водометных движителя) — 10 км/ч.
А вот характеристики двигателя и гусеничного движителя наделяют их разными возможностями. Волгоградский БТР-МД имеет ходовую часть от БМД-4 и такой же двигатель мощностью 450 л.с., а курганский БТР-МДМ — стоящий на БМД-4М двигатель мощностью 500 «лошадок», что наделяет его большей удельной мощностью: 34 л.с. на тонну массы против 30 у БТР-МД. И хотя скорость у обеих машин одинаковая, курганский бронетранспортер способен, например, резче стартовать и резче разворачиваться, что в боевых условиях может иметь важное значение. Подвеска и гусеницы у БТР-МДМ тоже более надежны, чем у варианта МД. Есть и еще одно преимущество у машины производства Курганского машиностроительного завода: гораздо более существенная противоминная защита, что в последние несколько лет является решающим фактором.

Как говорят представители ВДВ, в общей сложности за ближайшие десять лет они должны получить не менее 250 БТР-МДМ различных модификаций. И далеко не все из них будут именно бронетранспортерами, предназначенными для перевозки личного состава. БТР-МДМ изначально разрабатывался как машина, на базе которой быстро и без особых хлопот можно оборудовать бронетранспортеры различного назначения. Уже сейчас известно, что, кроме собственно БТР-МДМ, воздушно-десантные войска получат также бронированный санитарный транспортер БММ-Д1, бронированную машину медицинского взвода БММ-Д2 и перевязочную медицинскую машину БММ-Д3 на удлиненном семикатковом шасси. Кроме того, на базе БТР-МД может быть смонтирован модуль разведки и управления (десантируемый вариант получил индекс МРУ-Д) из состава комплекта средств автоматизации ПВО тактического звена «Барнаул-Т».

Ракушка (бронетранспортёр)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ракушка.

Ракушка

Бронетранспортёр БТР-МДМ «Ракушка-М» на выставке «Russia Expo Arms 2013» в Нижнем Тагиле.

БТР-МД

Классификация

Бронетранспортёр

Боевая масса, т

13,2

Экипаж, чел.

Десант, чел.

История

Разработчик

БТР-МД — ВгТЗ
БТР-МДМ — СКБМ

Производитель

Курганмашзавод

Размеры

Длина корпуса, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

100…500

Бронирование

Тип брони

противопульная

Вооружение

Пулемёты

2 × 7,62-мм ПКТМ

Подвижность

Мощность двигателя, л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

Скорость по пересечённой местности, км/ч

45—50 средняя скорость по сухой грунтовой дороге
10 на плаву

Запас хода по шоссе, км

Запас хода по пересечённой местности, км

Удельная мощность, л. с./т

30,3

Тип подвески

гидропневматическая

Преодолеваемый подъём, град.

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

1,5

Преодолеваемый брод, м

плавает

Медиафайлы на Викискладе

БТР-МД «Ракушка» (Индекс ГБТУ — Объект 955) — российский десантируемый плавающий бронетранспортёр. Создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода. Иногда неофициально называется БТР-Д-3, БТРД-3.

Бронетранспортёр создан на базе боевой машины десанта БМД-4. Основным предназначением бронетранспортёра является замена в войсках БТР-Д.

Описание конструкции

Корпус машины выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом бронетранспортёра. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка, для выхода из машины.

В левой части корпуса машины на крыше установлена башенка, под башенкой в корпусе бронетранспортёра установлено кресло командира-наводчика. Башенная установка оборудована наружной системой питания, а также механизмом вертикального наведения. В средней части машины по бортам установлены двухместные кресла для десанта, по три кресла с каждого борта. Кроме того по бортам установлены кронштейны для установки носилок с раненными.

Габариты и масса машины обеспечивают авиатранспортабельность и быстрое преодоление водных преград.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка находится в задней части машины в моторно-трансмиссионном отделении. Двигатель машины оппозитный, оснащён турбонаддувом и эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем находится механизм передач и поворота. Механизм состоит из реверсивной двухвальной коробки передач, а также привода с реверсивным валом на водомётный движитель.

Ходовая часть

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный.

Приборы наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью в люке механика-водителя установлены три перископических прибора наблюдения. Имеется возможность замены центрального прибора наблюдения на прибор ночного видения. Перед правым люком в передней части машины установлен прицел для ведения огня из курсового пулемёта. В башенной установке также имеется прицельный комплекс командира-наводчика для наблюдения за местностью и ведения стрельбы.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт, установленный в башенную установку командира-наводчика. Дополнительно, в правой передней части рубки установлен ещё один 7,62-мм пулемёт.

> Модификации

  • БТР-МД — базовая модификация на базе боевой машины десанта БМД-4
  • БТР-МДМ — модернизированная версия на базе боевой машины десанта БМД-4М

> Машины на базе

  • БММ-Д — бронированная медицинская машина десантная (бронированный санитарный транспортер — БММ-Д1, бронированная машина медицинского взвода — БММ-Д2).

Операторы

  • Россия — 30 единиц БТР-МДМ, по состоянию на 2018 год (первые машины поступили в войска в марте 2015)

Ссылки

  • Бронетранспортёр БТР-МД «Ракушка» (объект 955) (БТРД-3) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 24 мая 2012 года.
  • Бронетранспортёр БТР-МД (недоступная ссылка). ООО Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Дата обращения 24 января 2013. Архивировано 3 февраля 2013 года.
  • Бронетранспортёр БТР-МДМ. ОАО СКБМ. Дата обращения 29 января 2014.
  • БТР-МДМ «Ракушка» и БМД-4М «Садовница»: чем опасны новейшие машины российских десантников // РИА, сен 2017; участвуют в Запад-2017

> Литература

  • Войсковая эксплуатация бронетранспортёров БТР-МДМ (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2015. — Февраль (№ 02). — С. 2-6.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Бронетранспортёр БТР-МД «Ракушка» (объект 955) (БТРД-3) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 24 мая 2012 года.
  2. The Military Balance 2017. — P. 217.

БТР-МДМ Ракушка-М

Десантируемый бронетранспортер

БТР-МДМ «Ракушка-М» разработан КБ Волгоградского тракторного завода на базе БМД-3 для замены в частях ВДВ БТР-Д. Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси БМД-4М начата в 2008 г. СКБМ Курганского машиностроительного завода (главный конструктор до октября 2014 г. — С.С.Сальников). Выпуск серии для войсковых испытаний велся в 2014 г. Курганским машиностроительным заводом (г.Курган).

В 2013 г. в ВДВ для проведения испытания поставлены первые два БТР-МДМ. Испытания планировалось завершить в 2015 г. Первая серийная партия в 12 БТР-МДМ «Ракушка» передана ВДВ Западного военного округа 03 марта 2015 г.

Ожидается, что до 2025 г. ВДВ получат более 2500 бронетранспортеров «Ракушка» различных модификаций.

БТР-МДМ «Ракушка-М» на выставке АrmsEXPO-2013 (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)

БТР-МДМ в ВС России

Первые БТР-МДМ «Ракушка-М» поставлены вооруженным силам России в 2015 г. По западным данным по состоянию на 2018 г. в ВДВ состоит не менее 30 БТР-МДМ.

Конструкция БТР

Корпус выполнен выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом БТРа. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка для выхода из машины.

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный.

Бронирование: противопульное. Броня корпуса и башни способна противостоять стрелковому оружию противника и осколкам мин и снарядов. Для дополнительной защиты экипажа и десанта в машине устанавливается комплект антиосколочной защиты.

Двигатель:
Дизельный УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный мощностью до 500 л.с.

ТТХ БТР-МДМ

Экипаж — 2 чел + до 13 чел десанта (в зависимости от компоновки) Длина — 6085 мм Ширина – 3150 мм Высота – 2700 мм Клиренс – 100-500 мм Масса боевая – до 13,2 т Скорость максимальная: — 70 км/ч (по шоссе) — 45-50 км/ч (по грунтовой дороге) — 10 км/ч (на плаву) Запас хода: — 500 км (шоссе) — 350 км (грунтовая дорога) Преодолеваемые препятствия: — ров — 1,5 м — стенка — 0,8 м — подъем — 35 град.

БТР-МДМ «Ракушка-М» на войсковых испытаниях в ВДВ, 2014 г. (фото — Александр Рюмин, http://itar-tass.com)

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТМ размещенный в башенной установке командира Боекомплект — 8 х 250 патронов Курсовой 7,62-мм пулемет ПКТМ установлен в левой передней части корпуса с прицельным прибором ТНП3ВЭ01-01 Боекомплект — 2 х 1000 патронов с общим трактом питания Мортиры дымовой завесы — 4 х 81-мм мортиры запуска дымовых гранат на лобовом листе корпуса БТР.

БТР-МДМ «Ракушка-М» на выставке АrmsEXPO-2013 (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)

Оборудование

БТР оборудован цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш. Прицельно-наблюдательное оборудование: три перископических прибора на люке механика-водителя (центральный может быть оснащен прибором ночного видения). Так же установлен Прицельный комплекс для ведения огня из пулемета и наблюдения за местностью.

«Ракушка» для РХБЗ: главное о новой спецмашине российской армии&nbsp

На днях в канун Дня войск радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ), российские СМИ сообщили о принятии на вооружение в Воздушно-десантные войска РФ разведывательной химической машины РХМ-5М. Первый образец РХМ-5М поступил в опытную эксплуатацию в Тульское соединение ВДВ. На сегодняшний день в российских ВДВ на вооружении войск РХБЗ стоит разведывательная химическая машина РХМ-5, принятая на вооружение всего пять лет назад. И та и другая машина предназначены для ведения радиационной, химической и биологической разведки местности, находясь в боевых порядках парашютно-десантных, десантно-штурмовых или разведывательно-десантных подразделений. Судя по всему, специальное оборудование РХМ-5М по составу мало чем отличается от оборудования РХМ-5. Оно позволяет экипажу машины дистанционно обнаруживать наличие отравляющих веществ в воздухе, вести радиационную химическую и биологическую разведку с последующим нанесением обстановки на электронную карту местности и передавать данные специальной разведки в вышестоящие органы управления в автоматизированной системе управления войсками. Так в чем же основные различия двух РХМ, принятых на вооружение войск РХБЗ ВДВ с промежутком всего 5 лет? Главное отличие это база. РХМ-5М для ВДВ создана на унифицированном базовом шасси БТР МДМ Ракушка-М, прежняя машина РХМ-5 была на базе боевой машины десанта БМД-3. Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в 1990-х годах в российском оборонно-промышленном комплексе, и на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) в частности, не позволила развернуть крупносерийное производство боевой машины десанта БМД-3, принятой на вооружение в 1990 году. В 1998 г. серийное производство БМД-3 прекратилось вовсе. Таким образом, поддерживать боеготовность машин, основная часть узлов и агрегатов которой больше не производится, стало проблематичным. К тому же, еще в ходе создания БМД-3 и машин на ее базе, таких как БТР-МД Ракушка, был выявлен серьезный недостаток недостаточная надежность силовой установки, а именно дизеля 2В-06-02. Кроме того, заводы изготовители шасси ВгТЗ и силовой установки ЧТЗ, никак не могли организовать их крупносерийное производство. В начале 2000-х в инициативном порядке под руководством главного конструктора курганского Специального конструкторского бюро машиностроения (СКБМ) Александра Никонова силами конструкторских коллективов СКБМ и ВМК Волгоградского тракторного завода были начаты работы по проработке базы БМД-3. Целью этого проекта конструкторы ставили максимально унифицировать системы, узлы и агрегаты боевых машин БМД-4 и БМП-3, прежде всего по силовой установке, трансмиссии и ходовой части. Параллельно с разработкой новой боевой машины десанта велась разработка нового десантируемого бронетранспортера на ее базе, который должен был заменить стоящий на вооружении ВДВ БТР-Д. Конструкторский коллектив курганского СКБМ на базе БМД-4М разработал новый бронетранспортер для ВДВ БТР-МДМ Ракушка-М. На БТР-МДМ Ракушка-М установлены заимствованные с боевой машины пехоты БМП-3 двигатель и трансмиссия, ходовая часть, водомётные движители, водооткачивающие средства, системы управления, электрооборудование, пневмооборудование, приборы наблюдения, средства коллективной защиты, противопожарное оборудование, средства маскировки, оборудование для установки средств десантирования. Еще одной особенностью бронетранспортера БТР-МДМ является наличие на машине современной информационно-управляющей системы шасси. БТР-МДМ имеет сварной корпус рубочного типа с высокими бортами и плоской крышей, выполненный из листов алюминиевой брони. Внутренний забронированный объем машины позволяет разместить и транспортировать в ней до 15 десантников, включая двух членов экипажа. Для этого в средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для десанта, по три с каждого борта. Кроме того по бортам закреплены кронштейны для размещения носилок с ранеными. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части машины. Над рабочим местом командира машины на крыше смонтирована командирская башенка с дистанционно управляемой пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Прицельный комплекс командира-наводчика обеспечивает наблюдение за местностью и ведение стрельбы из пулемета без выхода из машины. При массе 13,5 тонн машина остается авиатранспортабельной и амфибийной. Мощный дизель способен разогнать БТР-МДМ до максимальной скорости по шоссе до 70 км/ч, и видимо это не предел. Глядя, как машина носилась по пересеченной местности на полигоне, некоторые специалисты в шутку обозвали Ракушку-М бешеной улиткой. На плаву машина способна развить скорость до 10 км/ч, а запас хода по шоссе составляет 500 км. Такие высокие динамические характеристики машине обеспечивает безнаддувный многотопливный дизель УТД-29 с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей. Кстати, УТД-29 является, наверное, единственным в мире многотопливным двигателем, не имеющим наддува. Но именно внутренний забронированный объем БТР-МДМ и предопределил универсальность использования этой машины. Конструкция БТР-МДМ Ракушка-М обеспечивает возможность ее комплектации различным сменным оборудованием и использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов вооружения и военной техники ВДВ командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, самоходных противотанковых ракетных комплексов, разведывательных, тылового обеспечения и, естественно, машин специальной разведки, таких как РХМ, артиллерийской разведки, ПУ начальника ПВО, РЭБ и т.д. Как видим первая ласточка в виде РХМ-5М уже принята на вооружение. Как сообщили в МО РФ, серийная поставка машин химической и радиационной разведки РХМ-5М в войска начнется в 2018 году.

Статья про бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка-М»

Подборка фото с бронетранспортером «Ракушка»

В этой обзорной статье пойдет речь про две родственные модификации бронетранспортера БТР-МД «Ракушка» и БТР-МДМ «Ракушка-М». БМД-МД расшифровывается, как бронетранспортёр машина десанта, соответственно БТР-МДМ расшифровывается, как бронетранспортёр машина десанта модернизированный. Название «Ракушка» получила из-за своей формы и противопульной круговой брони. Иногда бронетранспортёр не официально называют БТР-Д-3 или БТРД-3. БТР-МДМ Разработкой нового БТР-4М для десантников началась в 2008 году на базе БТР-МД «Объекта 955». В свое время, ТТХ по созданию БТР-МД были даны в 1992 году, за базу нового БТР была взята база знаменитого БМД-Д. БТР-МД было выпущено мало, так как образец был «сырым» и за ним сразу в 2008 году последовала разработка БТР-МДМ. БТР-МДМ стал хорошо известен после своей премьеры на 9 мая 2015 года во время военного парада на Красной Пощаде в Москве. Так получилось, что буква М (модернизированный) в названии разные источники информации, то писали, то забывали и обе модели слились в одном названии «Ракушка», и тут снова буква М потерялась, а должно было получится БТР-МДМ «Ракушка». А сама «Ракушка» создана на базе БМД-4М. Производством БТР-МДМ занимается Курганмашзавод, главный конструктор-С.С.Сальников. Первые две «Ракушки-М» прошли испытания в 2013 году. Новый БТР должен заменить БТР-Д, который принят на вооружение в 1974 году. Характеристики нового БТР выросли практически в два раза.

Отличием «Ракушки» от БМД-4М является отсутствие башни увеличенная высота кабины, за счет чего увеличилось количество посадочных мест. Так в БМД-4М 3 места под экипаж и 5 мест для десантников, в то время, в как БМД-МДМ помещается 2 члена экипажа и 13 десантников. На практике на 1 место больше, 1 лишние места нужно командиру и механику-водителю, чтобы с помощи него занять свои штатные места. При этом «Ракушка» способна дать отпор и поддержать десантников из двух пулеметов ПКТ (курсовой у десантника и дистанционный у командира). По сути «Ракушка»-это бронированный автобус на гусеничном ходу, который можно оборудовать под медицинские, штабные, саперные задачи. БТР- МДМ во время боя не только подвезет десант, но также сможет вывести раненых, подвезти горючее или боеприпасы. Для посадки десанта и экипажа имеется 6 люков, десантный-кормовой люк в открытом виде делает очень удобную высадку и посадку десанта. Десантное и экипажные места имеют общее пространство. Меньше всего свободного пространства у командира, так как место окружено оптикой, различными приборами, пультом дистанционного управления пулеметом ПКТ, прожектерами подсветки. В передней части бронетранспортера находятся 4 гранатомета «Туча» для создания дымовых завес.

Внутри кабины у каждого борта расположены двухместные сидения в три ряда. Сидения имеют ремни безопасности. При необходимости перевозки крупногабаритного груза сидения можно сложить и пристегнуть к бортам. Крепление негабаритного груза обеспечивают специальные ремни. Кабину «Ракушки» можно быстро адаптировать для перевозки раненых на носилках с помощи специальных кронштейнов. Для комфорта десанта и экипажа в бронетранспортёре «Ракушка» предусмотрены электропечи, который греют и циркулируют воздух внутри машины. Для безопасности десанта и экипажа в машине предусмотрена система пожаротушения, система избыточного давления воздуха необходимая во время химической или радиационной опасности. Помимо фильтрации воздуха имеются полумаски для дыхания.
Бронетранспортёр имеет сварной корпус рубочного типа из алюминиевого сплава. Корпус состоит из отделения управления, моторно-трансмиссионного и десантного отделения. Двигатель располагается в задней части машины. БТР-МДМ имеет противопульную броню, что подразумевает выдерживание бронебойной пули 7,62 мм на дистанции 50 метров. В качестве двигателя на БТР-МДМ ставят атмосферный всеядный дизельный двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с., (на БТР-МД 450 л.с.), который способен «пожирать» бензин, дизель, керосин. Двигатель отлично работает на высокогорье до 4500 метров над уровнем моря, что уже заслуживает высокого внимания. Двигатель способен разгонять БТР-МДМ до 70 км/ч. Крейсерская скорость по пересеченной местности составляет 40-50 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 500 км, а по пересеченной местности 350 км. «Ракушка» может плавать со скоростью до 10 км/ч с помощи двух водомётов, десантировании с корабля можно производить при волнении 4-5 баллов. Двигатель хорошо изолирован от кабины экипажа, так что дым и шум от двигателя не проникает в кабину, плюс кабина имеет дополнительную систему фильтрации воздуха. Бронетранспортёр имеет автономный электрогенератор в задней части, за двигателем.

Место водителя-механика достаточно удобно, так как в качестве управления вместо рычагов используется штурвал, четырехступенчатая полуавтоматическая коробка передач. Имеется две педали: тормоз и газ. Для удобства управления на марше сидение можно быстро приподнять, чтобы высунуть голову в открытый люк. Во время боя водитель ориентируется по трем перископам, при этом центральный перископ ТНПТ-1 можно оснастить прибором ночного видения ТКН-ЗМБ. В «Ракушке» отсутствуют аналоговые приборы, вместо них ЖК-монитор с показанием всех нужных параметров.
Как и в БМД-Д у «Ракушки» изменяемый клиренс от 130 мм до 530 мм (обычный рабочий клиренс 450 мм), который нужен для уменьшения высоты бронетранспортёра, что бы его можно было «запихать» в самолет для последующего десантирования. На данный момент планируется, что машину можно десантировать с самолета вместе с экипажей и десантом внутри.
На 2017 год в армию поступило 30 БТР-МДМ «Ракушка-М». База «Ракушки-М» должна стать продолжением для других различных модификаций: противотанковые, медицинские, радарные и т.п. К 202 году российская армия планирует получить бронетранспортеров «Ракушка».

ТТХ БТР-МДМ «Ракушка-М»

Колесная формула Гусеничное шасси, тяга на передние звезды
Тип подвески Гидропневматическая
Двигатель УТД-29, дизельный
Объем двигателя нет данных
Мощность 450-500 л.с. 30-34 л.с./т.
Топливо многотопливный
Объем бака нет данных
КПП полуавтоматическая, четыреступенчатая
Габариты 6085х3150х2700 мм
Колея нет данных
Клиренс 130 мм «при десантировании», 450 мм»рабочая», 530 мм «максимальная»
Базовая масса 11 000 кг
Снаряженная масса 13 000 кг
Грузоподъемность 2000 кг
Масса буксируемого прицепа нет данных
Экипаж 2 человека+13 десантников
Скорость максимальная 60 км/час, крейсерская 30-40 км/час, 4,5 на плову
Запас хода 350 км по пересеченной местности и 500 км по шоссе
Расход топлива нет данных
Преодолеваемое препятствие подъем-35 гр., стенка 0,8 метра, ров 1,5 метра, плавает
Броня противопульная
Вооружение дистанционный пулемет ПКТ-1000 патронов+1000 патронов курсовой пулемет ПКТ, 4 дымовых гранатомета «Туча»