Боевая машина индейцев

Цветочные войны

Ритуальная цветочная битва, кодекс Мальябекиано

Цветочные войны (аст. xochiyaoyotl, от xochitl цветок и yaoyotl война) — ритуальные войны, которые велись городами-государствами Мезоамерики (в частности, ацтекскими и майяскими городами-государствами), в том числе и с собственными вассалами, ради захвата пленников, которых приносили в жертву богам в ритуалах нештлауалли. По религиозным воззрениям индейцев, человеческая кровь и человеческие сердца («душа-сердце» и «душа-кровь») нужны для того, чтобы Солнце продолжало свой путь, Луна не упала на Землю и т. п.

Подобные столкновения происходили по договорённости как между противниками в эпоху мира, так и между союзными или вассальными городами.

Цветочные войны ацтеков

Цветочные войны проходили между городами Тройственного союза (Теночтитланом, Тлакопаном, Тескоко) против городов долины Пуэбла (Тласкала, Уэшоцинко и Чолула (Чололлан)). Ряд источников указывал, что сражения должны были повторяться раз в двадцать дней. Города сражались попарно, по очереди. Бои проходили в одном и том же месте. Противники не стремились захватить территорию, а в экстренных случаях битва прекращалась, и они могли оказать друг другу помощь.

Версии начала цветочных войн

По легендарной версии мешиков, инициатором войн выступил брат Монтесумы I Тлакаелель. Тлакаелель возражал против желания брата принести пленных в жертву богу Уицилопочтли в недостроенном храме. А чтобы «бог не пострадал», ему был открыт рынок. «Рынком» стали города Тласкала, Уэшоцинко, Чолула, Атлиско, Текоак и Тлильюквитепек.

По легендарной версии из Тескоко, инициатором был Несауалькойотль. После того как во время голода жрецы в очередной раз потребовали увеличить количество жертвоприношений, он решил, что это произойдет за счет пленников. Ради их получения были назначены регулярные поединки.

Теории причин мотивов ведения войн

  1. религиозная — обеспечить регулярный приток жертв в хорошей физической форме
  2. воинская тренировка
  3. ритуальный каннибализм, вызванный нехваткой протеина

Мишель Гролиш считал убедительной лишь первую. Также он пишет про версию Муньоса Камарго, считавшего, что Тройственный Союз вел цветочные войны, чтобы изолировать противников в долине Пуэбло (которая была плотно заселена) и покорить её после ослабления.

Хронология цветочных войн

  • 1324 война между Чалько и Тлакочкалько
  • 1376 между Теночтитланом и Чалько
  • 1386—1455 между Теночтитланом и Чалько

Примечания

  1. Гролиш, 1998, с. 52-53.
  2. Гролиш, 1998, с. 53-54.
  3. Гролиш, 1998, с. 56-57.
  4. Гролиш, 1998, с. 61-63.
  5. Гролиш, 1998, с. 54-56.

Литература

  • Мишель Гролиш. Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 480 с. — (След в истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5.

  • Теноч (? — ок. 1350)
  • Акамапичтли (1376—1395)
  • Уитцилиуитль (1395—1417)
  • Чимальпопока (1417—1427)
  • Ицкоатль (1427—1440)
  • Монтесума I (1440—1469)
  • Ашаякатль (1469—1481)
  • Тисок (1481—1486)
  • Ауисотль (1486—1502)
  • Монтесума II (1502—1520)
  • Куитлауак (1520)
  • Куаутемок (1520—1521)

Доацтекские культуры Города и регионы Правители Теночтитлана Соперники и соседи Войско, оружие Общество, семья, экономика Мифология и религия Язык, письменность, источники Науки, философия Культура, искусства, литература Разное (быт, личности, другое)

Конкиста и ранний колониальный период
Конкистадоры Хронисты, историки, лингвисты Губернаторы События
  • См. также: Доколумбовы цивилизации
  • Мезоамериканская хронология

  1. Мишель Гролиш Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 52 — 53. — 480 с. — (След в Истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5
  2. Мишель Гролиш Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 53 — 54. — 480 с. — (След в Истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5
  3. Мишель Гролиш Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 56 — 57. — 480 с. — (След в Истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5
  4. Мишель Гролиш Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 61 — 63. — 480 с. — (След в Истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5
  5. Мишель Гролиш Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 54 — 56. — 480 с. — (След в Истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5
  • Мишель Гролиш Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 51 — 63. — 480 с. — (След в Истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5
Ацтеки
Предыстория Акольхуа | Тольтеки | Чичимеки
Города и регионы Аскапоцалько | Коатлинчан | Теночтитлан | Тлателолько | Тескоко
Правители Теночтитлана Теноч (? — ок. 1350) | Акамапичтли (1376—1395) | Уицилиуитль (1395—1417) | Чимальпопока (1417—1427) | Ицкоатль (1427—1440) | Монтесума I (1440—1469) | Ашаякатль (1469—1481) | Тисок (1481—1486) | Ауисотль (1486—1502) | Монтесума II (1502—1520) | Куитлауак (1520) | Куаутемок (1520—1521)
Соперники и соседи Кускатлан | Миштеки | Отоми | Сапотеки | Тараски | Тлашкальтеки | Акольхуа
Войско, оружие Армия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Копьеметалка | Воины-орлы | Воины-ягуары
Общество, семья, экономика Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика
Мифология и религия Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | Тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Се Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Эхекатль | Ометеотль | Месоамериканская игра в мяч | Темпло Майор | День Мёртвых
Язык, письменность, источники Астекское письмо | Астекские языки | История народа чичимеков | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекки | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | кодекс Вейтия | кодекс Коскатцин | карта Куаутинчана | кодекс Тудела | кодекс Иштлильшочитль | кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | анналы Тлателолько | кодекс Уэшоцинко | Флорентийский кодекс | кодексе Чимальпопока | кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis
Науки, философия Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | Тональпоуалли | Система счёта, мер и весов ацтеков
Культура, искусства, литература Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуэ | Архитектура | Живопись | Ткачество
Разное (быт, личности, другое) Альтепетль | Кухня ацтеков | Одежда ацтеков |Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | Чинампы | Пульке | Шолоицкуинтли
Конкиста и ранний колониальный период
Конкистадоры Альварадо, Педро де | Эрнан Кортес | Грихальва, Хуан де | Васкес де Коронадо, Франсиско | Кабрильо, Хуан Родригес | Агильяр, Херонимо де | Сандоваль, Гонсало де
Хронисты, историки, лингвисты Акоста | Берналь Диас | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Иштлильшочитль | Кирога | Помар | Чимальпаин
Губернаторы Мендоса, Антонио де | Фуэнлеаль, Себастьян де
События Испанское завоевание ацтеков | Ночь печали | Осада Теночтитлана
См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология

Война и оружие

У человека двойственная натура. Едва ли найдется ситуация, в которой человек не проявит, по мнению Олдоса Хаксли, «одновременно или попеременно отталкивающие черты своего характера в соединении с героизмом»; эта дихотомия нигде не показана более отчетливо, чем в характере майя. Они были искусными строителями и архитекторами, резчиками по дереву и нефриту, гончарами, мастерами, изготавливавшими самую красивую и наполненную чувством керамику в Америке, если не во всем мире. Майя мастерски писали фрески и работали акварелью; они были скульпторами, создававшими небольшие портреты из глины, с необычайным мастерством передавая реалистичность формы и движения. Они были эстетами. Майя были далеко не посредственными астрономами, которые составляли карты движения планет и создали календарь, который по точности превосходил и греческий, и египетский. Они строили дороги, которые были самыми лучшими коммуникациями, которые знала Америка (за пределами Перу) до 1800 года. Они были необыкновенно смелыми мореходами, купцами с обширными интересами.

А еще майя были воинами: «они воевали по любой пустяковой причине». «Они не знали мира, – писал хронист, – особенно когда заканчивался сбор урожая кукурузы». Старый миф о миролюбивых людях, истово посвящавших себя лишь возведению датированных памятников, слежению за движением планет и занятых написанием сложных символов, полностью лопнул. На каждом повороте ученый сталкивается со скульптурными изображениями, на которых вожди майя сидят на шее рабов, захваченных в бою пленниках, которых они держат за волосы. Фрески Бонампака, кажется, полны звуками и яростью битвы. И все же снова и снова приходится читать о миролюбивых майя. Все это отдает совершеннейшим архаизмом.

Рис. 99. Земледелец был и крестьянином, и воином. Не было воинов-профессионалов, так как война длилась недолго. Военные доспехи были по– своему великолепными. С фресок Бонампака

Война шла постоянно. Иначе и быть не могло. Существовали соперничающие города-государства с неустановленными границами; крестьяне по самой природе своего сельского хозяйства перемещались туда– сюда, нарушая границы чужих владений. Торговля велась как тогда, так и теперь за счет либо друзей, либо врагов. Важную роль играли рабы, и единственным способом добыть их (помимо купли) была война, где людей противника брали в плен. Люди были нужны и для жертвоприношений, так как нельзя было предположить, что человек принесет себя в жертву богам, если для этого есть кто-то другой.

Рис. 100. Наком (справа) вершит суд над военнопленными. Таких военачальников было два: один был постоянным, а другого выбирали сроком на три года. С фресок Бонампака

Военачальник (наком) был профессионалом. Их было двое. Должность одного передавалась по наследству и имела отношение к жертвоприношениям. Другой был военачальником, которого избирали на три года и высоко почитали. На протяжении этого времени он не мог ни пить крепкие напитки, ни иметь отношений с женщинами. Наком должен был проводить военный праздник в месяце Паш (он начинался 12 мая). В это время «они везде носили накома в паланкине с большой помпой, окуривая его дымом копала, словно он идол». Армии собирались по деревням и городам. Каждый крепкий мужчина, умевший пользоваться луком со стрелами и копьем, подлежал военной службе. Войско собирал городской чиновник ах холпоп Существовала также обученная группа, в которую входили холканы, выступавшие в роли наемников. В бой их вели свои собственные командиры, и «вслед за знаменем на длинном древке они выступали в полном молчании… а на тех, на кого надо было напасть… они обрушивались с громкими криками и величайшей жестокостью… на неподготовленного врага».

Если следовать современной военной терминологии, то майя, особенно в Старой империи (Древнем царстве), были легковооруженными воинами. Их основным оружием были копье, боевая палица с обсидиановыми лезвиями (ацтеки ее называли макуауитль) и копьеметалка атль-атль, которая была очень эффективным оружием, как утверждает Берналь Диас («наш командир получил не менее двенадцати ранений от этих стрел»). Для ближнего боя майя использовали кремневый нож с широким лезвием и нож с тремя крючками, сделанный из большой раковины, которым можно было нанести серьезные ранения. Использовали и пращи (юнтун); сохранилась скульптура, изображающая воина, несущего в бой корзину камней размером с куриное яйцо.

Наком умирал во всем великолепии. Ни один воин, например рыцарь Западной Европы, не вступал в сражение более разодетым, чем он.

С деревянного шлема на плечи накома ниспадал великолепный каскад перьев птицы кецаль и попугаев, его лицо было ярко раскрашено, а его нефритовые браслеты и ожерелья вспыхивали, подобно изумрудам, под лучами солнца майя. Заметный в сражении, он был главной его целью. Когда наком попадал в плен, его воины обычно спасались бегством, а самого накома приносили в жертву.

Хотя война и была непрерывной, она происходила в сравнительно коротких сражениях. Бои часто велись в октябре, когда крестьянину– солдату не нужно было работать на своем кукурузном поле. Желаемой тактикой было умение застать противника врасплох. Где этого достичь было невозможно, как на широких травянистых саваннах Кампече, проводились тщательно разработанные ритуальные марши, призванные навести страх на врага. Если местность была покрыта кустарником или джунглями, применялась тактика внезапного нападения. Нападающие высылали вперед разведчиков – майя называли их «пронырами» – для прощупывания обороны вражеского города. Оборонительными сооружениями могли быть баррикады, деревянные частоколы и ямы, вырытые на тропах с кольями на дне, которые пронзали неосторожных. Строились и замаскировывались полукруглые заграждения. Крупные города иногда окружали глубоким рвом, как в Чампотоне, или обносили стеной, как Майяпан, Тулум, Шельху и другие. Доводам в пользу того, что древние майя не были воинственными, потому что их города не были окружены стенами, недостает исторической перспективы. Очень немногие города инков были обнесены стенами; в случае нападения инки прятались в крепости (пукара). Города ацтеков редко были укреплены или обнесены стеной, а многие города майя – были. Эрнан Кортес во время своего удивительного похода через Юкатан и Петен обнаружил селение сеачей, окруженное деревянным бастионом, поднимавшимся из не заполненного водой рва на манер первых американских фортов. В другом селении Кортес обнаружил, что индейцы ждут его за настоящей линией заграждения из кактусов.

Когда система обороны была раскрыта, воины майя нападали все вместе. Если защитники имели очень прочное положение, майя швыряли во врага гнезда шершней и поджигали крыши домов из пальмовых листьев. Затем в хаосе звуков, издаваемых барабанами, раковинами и свистками, они принимались за дело. Убийство не было главной целью войны. Как и ацтеки, майя нуждались в пленниках – в именитых для жертвоприношения и в менее достойных для обращения в рабство. После победы мертвых обезглавливали, а их челюсти очищали от плоти «и носили на руке». Военачальников противника приносили в жертву незамедлительно; они не хотели «оставлять в живых кого-либо, кто мог навредить им впоследствии».

Вторжение мексиканцев в IX веке придало этим войнам еще большую жестокость. Мотивы для начала войны остались теми же самыми: расширение торговли, рабы, племенные распри, но тольтеки заново ввели в обращение лук (чулул) и стрелы (халал), которые «они пускали с большим мастерством и силой». Копье делали более крепким, а пику (набте) снабжали заостренным кремнем. Копьеметалка атль-атль делала это оружие более смертоносным. Всему этому есть прекрасные иллюстрации на стенах площадки для игры в мяч в Чичен-Ице.

Средства защиты также улучшились; щиты (чима) стали тяжелее, и воины теперь надевали плотно простеганную хлопчатобумажную куртку (эуйуб), которая была вымочена для крепости в растворе соли. В действительности это было ацтекское изобретение: ичкау-ипилли. Позднее испанцы переняли эти доспехи, так как они лучше подходили для ведения войны в условиях тропического климата, чем их собственные стальные. Куртка закрывала грудь и всю левую руку, которая держала лук. Копейщик был одет в доспехи эуйуб от шеи до лодыжек.

Когда испанцы сошлись с майя в 1517 году в первом официальном сражении (до этого были столкновения в 1511 и, возможно, в 1502 гг.), они встретились с хорошо организованным противником. И хотя весь Юкатан столетиями раздирали междоусобные войны, майя объединились против иностранных захватчиков, и ни шок от звуков стрельбы или от зрелища разорванных огнестрельным оружием тел, ни удивление при виде лошадей не отпугнуло их при защите своей земли. Берналь Диас, которому в то время было двадцать пять лет, вспоминает тот день в 1517 году. Сражение началось на заре, когда «войска начали двигаться на нас с развевающимися знаменами». Приемы ведения боя майя были схожи с испанскими: разделить, окружить, обойти с фланга. Они «разделились на отдельные отряды; лучники, находясь в тылу, выпускали стрелы с расстояния около трехсот футов (90 м), которые играли роль заграждения для наступающих копейщиков и пращников; в ближнем бою они использовали двуручные мечи с обсидиановыми клинками». Диас признает эффективность наступления майя: «Пятнадцать наших людей было ранено в первой же атаке» (в этой же стычке было убито 15 воинов майя. – Ред.). Даже в бою с белыми людьми цель индейцев оставалась прежней – захватить живьем их военачальника. Поверх шума сражения слышалось «халач уиник», и воины указывали на капитана Кордову. В их практике сражение обычно прекращалось с убийством накома, и воины забрасывали щиты себе за спину и бросали копья. Это называлось куч чимал, слово, которым называли любого труса. Этот прием, который майя никогда не меняли, сыграл им во вред.

Рис. 101. Приемы ведения боя. Тольтекские захватчики из Мексики размахивают копьеметалками атль и щитами. Они нападают на деревню майя. С фресок в Чичен-Ице. Вооружения включают в себя (сверху вниз) щит, сплетенный из прутьев, другие типы щитов, деревянную палицу, утыканную кусками кремня или обсидиана, копьеметалки, стрелы с обсидиановыми наконечниками

На поле боя у майя были запасы пищи, воды, камней, копий и стрел. По словам испанцев, они демонстрировали хорошую воинскую дисциплину и разумную тактику.

Недостатки военных действий майя лежали в их церемониальных и ритуальных особенностях. Когда военачальник погибал, война заканчивалась; майя также не сражались ночью, так как крестьянский инстинкт был сильнее ведения войны. Восстание инков против испанцев в Куско в 1536 году могло бы быть успешным, если бы индейские воины не разбежались с наступлением посевной. Майя были одержимы тем же самым; уже в 1848 году во время «войны крепостей» индейцы, с которыми плохо обходились, окружили столицу Юкабана Мериду, пока не наступило время сажать кукурузу.

Плоха ли была война? Можно выразить это таким парадоксальным образом: всегда ли зло дурно? Не могло ли то, что началось как зло, закончиться, обратившись во благо? Так думали майя. Если зло не существует, не существует и добро. Война была злом в той мере, в какой все, что создали майя, оказывалось уничтоженным, но она была благом в той степени, в какой она вносила новые идеи в искусство, оружие, торговлю, управление; она по-своему способствовала развитию больших достижений майя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Военное дело майя

Военное дело майя — военное дело городов-государств майя.

Армия и тактика

Многие авторы, ссылаясь на данные Диего де Ланда о наличии в «селениях» хольканов — людей, специально предназначенных для того, чтобы идти на войну, делают особый упор на профессиональный состав войска. Также большое значение имело ополчение общинников. «А если их не хватало», продолжает хронист — «набирали еще людей». Известно, что в обязанности глав ах куч кабов (управляющих кварталами селений), входил также сбор людей со своего квартала для войны «на которую шли все или большинство из них». Видимо, ополчение общинников играло большое значение, так как войны велись с октября по февраль, «потому что это не была пора заботы о посевах».

Большой вопрос представляет собой возрастная структура войска.

Войско возглавляли два «капитана». Один из них скорее всего был правителем селения — батабом. Другой военачальник — наком — избирался на три года. В его обязанности входило отправление ритуалов в праздник «побед и войны» в месяц Паш. Он же командовал воинами в битве, и с его бегством или гибелью войско превращалось в толпу дезертиров.

Перед боем воинов делили на два крыла: правое и левое. В центре войска стоял отряд, в котором находились халач-виник и главный жрец. Батаб стоял во главе хольканов и знати, а наком — во главе ополчения. Главный отряд — хольканы под началом халач-виника — стоял в центре и был вооружен щитами и копьями, а также дротиками. Пехота с двуручными деревянными мечами, вероятно, находилась в этом же отряде. Фланги занимало ополчение с накомом, вооружённое луками. Вероятно, некоторым все же выдавали стеганные доспехи из многослойных хлопковых накидок, но большинство из них были в одних набедренных повязках. За лучниками стояли копейщики. Таким образом, тактика майя была построена на максимальном использовании возможностей лучников.

Оружие

Основная статья: Оружие майя

Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры, маканы и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных. На вооружении майя также были деревянные мечи со вставленными в них кремневыми лезвиями и приспособления, напоминающие пращу. Интересные приспособления, как правило, кожаные жгуты, которые зажимались пальцами или одевались на запястье руки. Работали они как вспомогательная катапульта, для более дальних бросков коротких копий (дротиков), с использованием этих приспособлений дальность полета увеличивалась в два раза.

> Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Диего де Ланда «Сообщения о делах в Юкатане». М. 1993.

> Литература

Ссылки

  • http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/u_tzucul_katun.html

Цивилизация майя

Предыстория

Веракрус | Исапа | Ольмеки | Теотиуакан | Эпиольмеки

Города, регионы, государства

Города майя (список) | Баакуль | Мутуль | Кануль

Правители

Пакаль Великий | Текун Уман

Другие персоналии

Соперники, соседи, завоевания

Пипили | Тотонаки

Войско, оружие

Военное дело майя | Оружие | Полководцы | Тактика

Общество, семья, экономика

Майяское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Костюм

Мифология и религия

Мифология майя | Кукулькан | Священный сенот | Сеноты | Священные пещеры майя | 2012

Язык, письменность

Майяские языки | Письмо майя | Цифры майя | Стелы майя | Надписи на керамике майя

Науки, философия

Философия | Математика | Астрономия | Астрология | Медицина | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов майя

Культура, искусства, литература

Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Пополь-Вух | Чилам-Балам | Дрезденский кодекс | Кодексы майя | Анналы Какчикелей | Скульптура | Архитектура | Пирамида Кукулькана | Живопись | Ткачество | Настольные игры | Коллективные игры | Месоамериканская игра в мяч

Разное (быт, личности, другое)

Кухня майя

Конкиста и ранний колониальный период

Конкистадоры

Педро де Альварадо | Франсиско де Монтехо

Хронисты, историки, лингвисты

Гомара | Диего де Ланда | Когольюдо

Губернаторы

Франсиско де Монтехо

События

Завоевание Мексики

См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология | Портал: Цивилизация Майя

Армия ацтеков

А́рмия ацте́ков — вооружённые силы империи ацтеков, существовавшей до XVI века на территории современной Мексики, имеющие собственную организацию и ряд специфических особенностей тактики. По своему потенциалу армия ацтеков намного превосходила армии соседних племён, таким образом, она считалась самой сильной в регионе. Постоянной численности не было: постоянно на службе находились воины, обеспечивающие порядок в городе, когда сама армия набиралась во время военных действий.

Военная организация

Обучение и служба

Военная одежда и украшения ацтеков

Война в представлении ацтеков — это естественная роль любого мужчины, поэтому мальчикам с детства внушалось, что храбрость всегда вознаграждается богами. Обучение военному делу подростки ацтеков проходили с 15 лет, постигая основы обращения с оружием, рукопашного боя, наблюдая за войнами. После прохождения обучения группы новобранцев должны были поймать одного врага, тем самым доказав своё умение. Знатные дети — выходцы из аристократии орденов Ягуара и Орла — также обучались военному делу с детства, но, в отличие от простолюдинов, имели доступ к высшим должностям в будущем.

Для начинающего воина первые бои являются своего рода испытанием на стойкость и выносливость. Если воину не удаётся взять пленника или он не зарекомендовал себя как смелый воин, то он выбирает другое дело — мирную профессию, ремесло.

Военачальники носили форменную одежду, украшенную перьями и золотом. Яркость и богатство украшения говорили о чине и заслугах ацтека. Возможность вступить в орден — прерогатива знати, но в редких случаях к этой должности допускались наиболее ярко себя проявившие на поле боя ацтеки. Воины Орла и Ягуара имели множество привилегий, включая право наследования титула, земли, расположение тлатоани и другое. На поле боя Орлы и Ягуары были неподражаемыми воинами, именно они подавали пример всей армии своим мужеством, тем самым придавая им уверенность.

Структура войск

Структура войска включала несколько тактических единиц: по 20, 200, 400, до 8000 человек в зависимости от единицы. Особым отрядом считаются куаучикке — несколько пар бойцов незнатного происхождения, задачей которых было ведение боя в тылу врага. Внешне эти войны заметно отличались от обычных солдат ацтекской армии: их головы были обриты налысо, над левым ухом оставалась одна небольшая прядь, лицо раскрашивалось в яркие цвета, внушающие врагам ужас.

Ведение боевых действий

Тактика ацтеков

Будучи окружёнными воинственными народами, ацтеки очень часто воевали. Ведение войны имело целый регламент: во-первых обязательным было объявление войны, следующее за попыткой мирного урегулирования конфликта; во-вторых, действовала разведка, которая докладывала о положении дел в лагере (городе) врага; в-третьих, жрецами предсказывался день, когда исход войны обещает быть наиболее благоприятным.

Следующим шагом была мобилизация сил и вооружение. Воины облачались в своё военное обмундирование и занимали боевые позиции вблизи города. Весь процесс войны в тактике ацтеков делился на три этапа. На первом этапе воины (обычно наёмники из чичимеков) обстреливали противника из луков и пращей на некотором расстоянии. На втором этапе происходит сближение армий, и первые шеренги производят прицельный обстрел врага из атлатлей, копьеметалок с эффективной дальностью около 50 метров. На третьем этапе происходит штурм, в котором принимают участие и куачике. Основным оружием здесь являются копьё с обсидиановыми наконечниками и деревянный щит. Ацтеки были одним из народов, применявших макуауитль — специфичное для Мезоамерики холодное оружие ближнего боя, напоминавшее уплощённую деревянную дубинку или весло с прикреплёнными по торцу острыми лезвиями обсидиана. Макуаитль позволял как нанести врагу глубокие рваные раны, так и просто оглушить или сбить его с ног (при ударе плоской стороной).

Цветочные войны, кодекс Мальябекиано

Одна из целей войн для ацтеков — пленение врагов для последующих жертвоприношений. Пленение являлось также способом «продвижения по службе», так как за каждого нового пленного воину сулил почёт, дары и новые привилегии. Это приводило к тому, что в ближнем бою часто отказывались от использования режущих и калечащих видов оружия, а переходили к рукопашному бою, чтобы сохранить потенциальному пленнику жизнь и не искалечить его. Если воин ацтеков сам попадал в плен, то обычно мирился с положением, так как побег являлся большим позором, особенно для знатного воина.

Война заканчивалась на том, что нападающая либо обороняющаяся сторона была разбита. Город считался захваченным, когда сдавался главный оплот города — храм. Вся операция по захвату города, как правило, планировалась на несколько дней, так как осадная война требовала больше ресурсов и не соответствовала воинственному духу ацтеков.

На полях сражений ацтеки часто прибегали к обманным тактикам, например, к обходу с флангов или ложному отступлению с последующим выходом засадных полков с тыла (так Монтесума I победил уастеков). Однако такая тактика, храбрость и внушающий страх вид воинов не спасли ацтеков во время войны с иноземными захватчиками, обладавшими более совершенным оружием и знаниями.

Война цветов

Основная статья: Цветочные войны

Цветочные войны — это особые ритуальные военные турниры, проводимые между воинами разных городов на особенных священных полях под Чолулой, Тлашкалой и в других местах. По правилам, проигравшая команда приносится в жертву. Такая практика служила показательными выступлениями, демонстрирующими свою военную мощь соседям, а также являлась прекрасной тренировкой и способом приобретения нового военного опыта от других городов.

> См. также

  • Ацтеки

> Примечания

  • Тюрин Е.А., Зубарев В.Г., Бутовский А.Ю. История древней Центральной и Южной Америки / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Под ред. В.Г. Зубарева, Е.А. Тюрина. – Изд. 3-е. – Москва: Директ-Медиа, 2013.
  • Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. — М.: Вече, 2006. — 320 с. — ISBN 5-9533-1458-2.

> См. также

  • Ацтеки

> Литература

  • Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. — М.: Вече, 2006. — 320 с. — ISBN 5-9533-1458-2
  • КРУГОСВЕТ: Ацтеки: Завоевательные войны и управление империей. Архивировано из первоисточника 14 мая 2012. Проверено 2 июля 2011.
  • Баглай В. Е. Социальная структура древнеацтекского общества. Архивировано из первоисточника 14 мая 2012. Проверено 2 июля 2011.
Ацтеки
Предыстория Акольхуа | Тольтеки | Чичимеки
Города и регионы Аскапоцалько | Коатлинчан | Теночтитлан | Тлателолько | Тескоко
Правители Теночтитлана Теноч (? — ок. 1350) | Акамапичтли (1376—1395) | Уицилиуитль (1395—1417) | Чимальпопока (1417—1427) | Ицкоатль (1427—1440) | Монтесума I (1440—1469) | Ашаякатль (1469—1481) | Тисок (1481—1486) | Ауисотль (1486—1502) | Монтесума II (1502—1520) | Куитлауак (1520) | Куаутемок (1520—1521)
Соперники и соседи Кускатлан | Миштеки | Отоми | Сапотеки | Тараски | Тлашкальтеки | Акольхуа
Войско, оружие Армия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Копьеметалка | Воины-орлы | Воины-ягуары
Общество, семья, экономика Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика
Мифология и религия Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | Тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Се Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Эхекатль | Ометеотль | Месоамериканская игра в мяч | Темпло Майор | День Мёртвых
Язык, письменность, источники Астекское письмо | Астекские языки | История народа чичимеков | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекки | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | кодекс Вейтия | кодекс Коскатцин | карта Куаутинчана | кодекс Тудела | кодекс Иштлильшочитль | кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | анналы Тлателолько | кодекс Уэшоцинко | Флорентийский кодекс | кодексе Чимальпопока | кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis
Науки, философия Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | Тональпоуалли | Система счёта, мер и весов ацтеков
Культура, искусства, литература Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуэ | Архитектура | Живопись | Ткачество
Разное (быт, личности, другое) Альтепетль | Кухня ацтеков | Одежда ацтеков |Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | Чинампы | Пульке | Шолоицкуинтли
Конкиста и ранний колониальный период
Конкистадоры Альварадо, Педро де | Эрнан Кортес | Грихальва, Хуан де | Васкес де Коронадо, Франсиско | Кабрильо, Хуан Родригес | Агильяр, Херонимо де | Сандоваль, Гонсало де
Хронисты, историки, лингвисты Акоста | Берналь Диас | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Иштлильшочитль | Кирога | Помар | Чимальпаин
Губернаторы Мендоса, Антонио де | Фуэнлеаль, Себастьян де
События Испанское завоевание ацтеков | Ночь печали | Осада Теночтитлана
См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология

Война и оружие

Война была направляющей силой этой религии. Как мы уже отмечали, она была напрямую связана с религией (пленники для жертвоприношений). Она была связана с экономикой (выплата дани государству– победителю). Война занимала мысли ацтеков; она была священной; она обладала мистической религиозной особенностью, которая делала ее еще более беспощадной. Каждый годный к военной службе мужчина был воином, входившим в крестьянское ополчение. Единственной профессиональной армией в конфедерации ацтеков был небольшой избранный круг родовитых воинов, которые составляли корпус телохранителей Говорящего Вождя. У ацтеков была всеобщая воинская повинность за сотни лет до того, как Наполеон вернулся к естественному ходу вещей и использовал массовую армию, не придавая особого значения потерям (вместо искусственных маневров с небольшими войсковыми группами, которым оказывали предпочтение в период расцвета барокко). Ацтекский воин был вынослив и стоек, как спартанец; таким его учили быть с детства. Его земля не изобиловала буйной растительностью, его жизнь не была легкой, у него был только один выбор: победа или смерть на жертвенном камне. Жизнь тяжела – такова была позиция ацтеков, и победе принадлежит победная жертва.

Война является основополагающим началом политики; она была таковой для ацтеков в те времена; она остается тем же самым и для нас, живущих сейчас. Политика – это способ, при помощи которого человек самоутверждается, и характер войны и политики один и тот же: тактика, уловки, применение силы в момент истины – все это одинаково в них обеих; «…рост своего собственного уровня жизни за счет уровня жизни других».

Война как отрасль политики начиналась со встречи: в какое-нибудь селение или племя отправлялись послы, которые назывались куаухакуаух ночцин, с целью заставить его присоединиться к «федерации» ацтеков; предлагалось покровительство торговле и защита на дорогах. Вместе с этим договором поступало требование поставить ацтекского национального бога Уицилопочтли рядом с их местным божеством. Местным жителям разрешалось одеваться по-своему, сохранять свои обычаи и вождей; от них требовалось платить дань каждые шесть месяцев. Переговоры были долгими и сложными; местным жителям давался лунный месяц на то, чтобы капитулировать.

Когда на совете принималось решение начать войну, вожди собирались перед камнем Тисока на огромной площади. Установленная во время правления Тисока (1481 или 1483–1486), эта большая глыба трахита цилиндрической формы диаметром около 2,5 м покрыта барельефами из резных фигур, изображающих ацтекских воинов, которые берут пленных в бою (это символизирует воин, схвативший за волосы своего врага). Она была установлена перед огромной теокалли; там или рядом с ней приводился в действие механизм войны.

Полководец занимал свой пост только на время конкретной военной кампании. Обычно он был связан кровными узами с Говорящим Вождем. Его военный наряд был сложным. До наших дней дошли фрески, которые изображают его облаченным в перья птицы кетцаль; часто на его голове красуется причудливый головной убор. Было невозможно не отличить его в сражении, и одной из главных целей было взятие его в плен. Воины элитного боевого подразделения, воинского ордена Орла, носили на головах подобие раскрытого орлиного клюва и украшения из орлиных перьев. Воины ордена Ягуара одевались в шкуры ягуаров; солдаты, обычные воины из общин, носили особые туники. На их щитах также были изображения тотема их общины. Прежде чем воины выступали в поход, жрецы должны были проконсультироваться с тоналаматлем, чтобы предсказать, благоприятен ли данный момент для победы. А почему бы и нет? Инки сверялись с легкими жертвенных лам, чтобы узнать, хороши ли знамения. Римляне гадали по куриной печени (римляне гадали по внутренностям жертвенных животных, а также по полету и поведению птиц. – Ред.). Ацтеками, советовавшимися со звездами на их орбитах, разум, видимо, управлял немного больше. Если наблюдения предполагали сомнительную победу, то ацтеки не вступали в войну, пока этот период не пройдет.

Ацтеки, по сравнению с европейскими стандартами 1519 года, имели легкое вооружение. Головные уборы, которые они надевали, носили больше декоративную функцию, чем защитную. Но ацтекские воины имели плотные стеганые туники из хлопка, вымоченного в соленой воде. По наблюдениям Берналя Диаса, они «носили доспехи, сделанные из хлопка и доходившие до колен». Для жаркого климата это было лучше, чем испанские стальные доспехи.

Рис. 48. Ацтекские воины с их оружием, замысловатыми головными уборами (чтобы внушить благоговейный страх врагам), щитами и боевой раскраской лиц – все это входило в военное снаряжение. Круглый предмет – это щит (чималли), на котором был изображен тотем клана. Самым страшным оружием был макуауитль, меч со вставленными в него обсидиановыми лезвиями. Был также и топорик (типа томагавка). Лук (тлауитолли) был оружием тольтеков, которое использовали ацтеки и которое тольтеки принесли в страну майя в X веке. Копье (митль) бросали при помощи копьеметалки, оно обладало большой ударной силой

У всех были щиты (чималли), чтобы отражать удары меча или стрел. Сделанные из дерева и обтянутые звериными шкурами с изображением тотема общины, многие из них выглядели очень эффектно. Оружие для ближнего боя называлось макуауитль; оно было сделано из твердой древесины с лезвиями из обсидиана, достаточно острыми для того, чтобы воин мог отрубить голову коню. Лук (тлауитолли) и стрелы с обсидиановыми наконечниками ацтеки использовали очень эффективно «и с большим мастерством», как признается Берналь Диас, который в свое время узнал это на своей шкуре; «первый залп стрел ранил пятнадцать солдат». В добавление ко всему этому у ацтеков была праща, при помощи которой метали камни размером с яйцо, и обладающие большой поражающей способностью дротики (митль) с обсидиановыми наконечниками. Дротик метали с большой силой при помощи копьеметалки атль-атль. Берналь Диас вспоминал, что в одном из сражений на побережье индейцы «выпустили такую тучу таких дротиков… что они ранили у нас семьдесят человек».

Природные условия определяли стратегию ацтеков. Войны должны были быть короткими. У ацтеков не было вьючных животных; все должны были нести на своих спинах люди. Не существовало никакой системы снабжения, какую организовали инки в Перу вдоль прекрасно проложенных дорог. Серьезные осады при таких условиях были почти невозможны, так как никакую армию ацтеков невозможно было держать на поле более нескольких дней. Кроме того, в план ацтеков не входила ненужная резня или уничтожение; смерть и разрушение поставили бы под вопрос выплату дани, которая была главной целью сражения наряду с захватом пленных для жертвоприношений.

У ацтеков вообще не существовало городов, обнесенных стеной, хотя у майя было несколько таких на Юкатане, а традиционные враги ацтеков тласкаланцы построили стену высотой 4,5 м, которая окружала их большие города.

Водная защита Мехико-Теночтитлана устрашила бы любого, только не испанцев, но в общем никаких укреплений не было. Сражение шло в открытую. Не было никакого «секретного оружия», у всех оно было одинаковым. Что имело самое большое значение в бою, так это захват врасплох, засада, боевой дух. Сражение начиналось с войны нервов: для устрашения врага проводилась демонстрация военной силы; воины выходили с барабанами, рожками из раковин (такие можно увидеть на фресках майя в Бонампаке). В первом бою с ацтеками испанцы столкнулись с точно таким же приемом. Индейцы «выстроились в боевой порядок, они свистели, трубили в трубы и били в барабаны».

Пока военная кампания не пошла полным ходом, в города и селения (подчиненные ацтекам или нет) рассылались послы, которые должны были организовать снабжение армии. Было почти невозможно скрыть намерение в таком важном деле. В каких-то случаях ацтеки сознательно воздерживались от применения такой уловки, как внезапное нападение, не только давая тем самым противнику время вооружиться, но иногда даже посылая ему оружие, чтобы создать условия, которые показали бы, что исход сражения на поле боя был на самом деле волей богов.

Когда противники оказывались на расстоянии полета стрелы друг от друга, воины с обеих сторон пускали стрелы через головы своих передних шеренг, затем они довольно точно метали камни, используя плетеные хлопчатобумажные пращи. За этим следовали копья, которые поистине сеяли опустошение в рядах врага, а потом в шумной сумятице, полной устрашающих криков, противники обрушивались друг на друга с макуауитлями, оружием ближнего боя. Целью было захватить в плен военачальника. Часто одно это решало исход боя и одного сражения могло оказаться достаточно; и снова вражда могла затянуться на годы. Резня происходила только тогда, когда нужно было вызвать беспорядочное бегство; когда это происходило, начинался захват пленных. Вслед за отступавшими ацтеки входили в главный город побежденных. Обычно жрецы противника с небольшим количеством воинов оказывали решительное сопротивление на ступенях их священной теокалли. В знак победы ацтеки сжигали этот храм, так как это было знаком завоевания в их символической письменности. Мир устанавливался так быстро, как только это было возможно, и возвращалось нормальное течение жизни. Затем специальный суд определял объем и качественный состав дани, которую следовало платить каждые шесть месяцев. Военнопленных отправляли в Теночтитлан, где их должны были принести в жертву. Если покоренное племя было ненадежным, то неподалеку размещали ацтекский гарнизон, а вождей племени отправляли в столицу ацтеков в качестве заложников. Не делалось никаких попыток ассимилировать вновь завоеванные племена. «Мысль о вливании завоеванных городов в состав победившего государства… никогда не приходила в голову мексиканцам, – пишет доктор Жорж Вайян, – и города, потерпевшие поражение, сохраняли свою автономию». Естественно, происходили восстания, и ополчение ацтеков должно было всегда находиться в состоянии боевой готовности. Этот единственный недостаток в политической системе ацтеков был их ахиллесовой пятой.

«Империи ацтеков» никогда не существовало. Они так и не смогли создать единое государство, объединенное сильной властью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >