Бмп 2 вооружение

Содержание

Российская боевая машина пехоты БМП-2

Экипаж 3 чел
Десант 7 чел
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 550-600 км

Советская и российская гусеничная боевая машина пехоты БМП-2, до принятия на вооружение новой БМП-4, является основной и самой многочисленной боевой машиной пехоты РФ. Она предназначенна для переброски личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости во время боя, в условиях применения ядерного оружия, а так же для совместных действий с танками в бою.

БМП-2 (индекс ГБТУ — Объект 675)

Главное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оборудовании другим комплексом вооружения. Башня вмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Главное вооружение — автоматическая 30-мм пушка 2А42, производящаяся на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

История создания

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в данном направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода начиная с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 разрабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В 1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнут серийный выпуск БМП-2

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины размещено отделение управления, в котором оборудовано место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем оборудовано место стрелка, оснащённое амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение размещено в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины расположено боевое отделение, оно занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении размещены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве есть вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с боеприпасами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса оборудованы три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна расположена в подбашенном пространстве.

В десантном отделении, расположенном в кормовой части машины, размещены 6 рабочих мест для стрелков. Каждое оборудовано амбразурой для ведения огня из личного оружия. В корме есть две двери для выгрузки десанта. Левая дверь оборудована амбразурой для ведения огня из автомата. Также для высадки десанта во время движения на плаву или, например, аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса есть два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является новое вооружение. Причиной замены стал опыт применения вооружения БМП-1, которое с трудом выполняло задачу поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Так же большой проблемой являлась борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, довольно низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была практически не эффективна.

В качестве главного вооружения БМП-2 применяется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий боекомплект в 2000 патронов. Кроме того, специально для противоборства с танками БМП-2 оснащён ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были оборудованы 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оборудовано приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Расположенное сразу за ним место стрелка оснащено приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем производится наблюдение при помощи прибора ТВН-2 (для водителя), который монтируется непосредственно перед самим выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины для механика-водителя является «мёртвой зоной», наблюдение за данными секторами уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Данное оборудование поставляется в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора оснащены приборами наблюдения и прицеливания. Место командира оснащено радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора есть аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания оснащены приборами ТНПО-170А предназначенные для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении применяются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери оборудована радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик применяет комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину оборудован осветитель ОУ-5. Помимо прицела, у наводчика есть 3 перископических прибора ТНПО-170А оборудованные электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины оборудованы два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска и наблюдения воздушных и наземных целей и осуществления наводки на них оружия.

Двигатель и трансмиссия

В машине есть два блока. Первый блок силовой и осоединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём соединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний монтируется к балкам крыши корпуса.

Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210—221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат размещён условно в первом блоке (он же отсек), в самой её передней части машины под «ребристым». В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени подверженно ремонту в полевых условиях, так как к ним имеется прямой доступ. Двигатель же размещённый условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя практически полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему невозможен. Единственный путь к двигателю перегорожен бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться делать ремонт. Но всё же, создателями машины данная ситуация явно была продумана, если что-то происходит с двигателем значит машина не боеспособна и значит ей нужен капитальный ремонт, а он должным образом может быть сделан только в специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, а доступ через них происходит только для планового его обслуживания. Но вот особо часто ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрет, а температура в салоне такая же как и снаружи, хотя команда «по машинам!» уже прозвучала. Тут они и спасают, сначала порцию тепла получает механик-водитель и тот кто расположен сразу за ним, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, при условии, что поездка долгая и кормовые двери не часто открываются. Следует всё же заметить, что в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются как только будет достигнута комфортная температура для механика-водителя. После этого нагрев осуществляется за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы применяется шасси с шестиопорной ходовой частью, её конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчёта на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой.

По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, поэтому на неровностях машина начинает клевать, это само по себе замедляет движение. Передвижение змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая ещё нет, как бы объезжая её.

В машинах серии БМП применяется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», который представляет из себя две горизонтальные рукоятки. С такой же свободой вращения, что и у руля, что позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это разрешает не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в данный момент показывает, что машина передвигается по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.

ТТХ БМП-2

-Классификация: боевая машина пехоты
-Боевая масса, т: 14,0
-Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

-Длина корпуса, мм: 6735
-Ширина корпуса, мм: 3150
-Высота, мм: 2450 (по осветителю); 2250 (по приборам прицеливания)
-База, мм: 3600
-Колея, мм: 2550
-Клиренс, мм: 420

-Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

-Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 500 (бронебойные, осколочно-фугасные)
-Углы ВН, град.: ?5…+74 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: до 4 по наземным; до 2,5 по воздушным
-Прицелы: БПК-2-42 (БПК-1-42) — бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
-Другое вооружение: ПТРК 9К111 или 9К113

Подвижность

-Двигатель: Марка: УТД-20С1; Тип: дизельный; Объём: 15 900 куб.см.; Максимальная мощность: 221 кВт (300 л.с.), при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 1030 Н·м, при 1600 об/мин; Конфигурация: V6; Цилиндров: 6; Степень сжатия: 15,8; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1л-1п-2л-2п-3л-3п
-Скорость по шоссе, км/ч: 65
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—50 по грунтовой дороге; 7 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 550—600
-Удельная мощность, л. с./т: 20,3—21,74
-Тип подвески: независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,64—0,66
-Преодолеваемый подъём, град.: 35 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Как перевооружали БМП-2

В 1977 году на вооружение Советской армии поступила новейшая боевая машина пехоты БМП-2, призванная сначала дополнить, а затем заменить существующую технику своего класса. БМП-2 остаются на вооружении до сих пор и в настоящее время составляют основу парка защищенной техники для перевозки и огневой поддержки пехоты. Однако такая техника морально устарела и уже не в полной мере отвечает актуальным требованиям. Для повышения основных характеристик и боевых качеств она нуждается в определенной модернизации. В частности, необходима замена вооружения и сопутствующих систем.
Базовый образец и его недостатки

В базовой конфигурации БМП-2 оснащается башней с противопульным бронированием, на которой монтируются все системы вооружения. Основным оружием машины является 30-мм автоматическая пушка 2А42, смонтированная на стабилизированной установке. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибром 7,62 мм. Была обеспечена круговая наводка по горизонтали и вертикальная от -5° до +74°. Внутри боевого отделения размещаются ленты с боеприпасами: в них находится 500 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета. На случай столкновения с танками БМП-2 может нести пусковую установку из состава противотанкового комплекса 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с четырьмя ракетами. На бортах башни устанавливались два блока дымовых гранатометов.

БМП-2 в исходной конфигурации. Фото Vitalykuzmin.net
Рабочие места командира и оператора вооружений оснащены развитыми средствами наблюдения, соответствовавшими требованиям своего времени. Так, в распоряжении оператора-наводчика имеется комбинированный прицел типа БПК-1-42 или БПК-2-42, используемый для стрельбы днем и ночью. В последнем случае прицел применяется совместно с осветителем ОУ-5. Рабочее место командира оснащено смотровыми приборами и прицелом 1П3-3, обеспечивающим наведение оружия на наземные и воздушные цели.
По меркам конца семидесятых годов и ближайшего периода, БМП-2 располагала весьма мощным вооружением, позволявшим бороться с широким спектром целей на дальностях до нескольких километров. Максимальная дальность стрельбы ПТРК, в зависимости от его типа, достигала 2-4 км. Эффективная дальность автоматической пушки по живой силе определялась на уровне 4 км, по легкобронированной технике – до 1,5 км. Наклонная дальность до воздушной цели ограничивалась 2-2,5 км.
Однако техника и вооружение развивались, вследствие чего со временем потенциал БМП-2 заметно сократился. Некоторые черты этой машины, ранее считавшиеся приемлемыми, превратились в существенные недостатки, а имеющиеся возможности более не соответствовали требованиям времени. В результате понадобились различные доработки, затрагивавшие разные элементы машины. В первую очередь, дорабатывался комплекс вооружения.

Штатная башня. Фото Vitalykuzmin.net
Учитывая возможности советской легкой бронетехники, вероятный противник дорабатывал свои машины. В результате с определенного времени 30-мм автоматическая пушка 2А42 перестала представлять особую угрозу для противника. Имеющиеся ракеты с бронепробиваемостью до 700-800 мм уже не позволяли бороться с новыми танками. Наконец, для использования ПТРК экипажу приходилось вручную ставить контейнер с ракетой на пусковую установку, покидая защищенный объем и подвергаясь известным рискам.
БМП с автоматическим гранатометом
Еще в конце восьмидесятых годов был предложен вариант незначительной модернизации машин БМП-2, позволявший существенно повысить их потенциал в борьбе с живой силой. Имеющийся комплекс ствольного вооружения следовало дополнить автоматическим гранатометом АГ-17 «Пламя». Примечательно, что этот проект не требовал особой переработки базовой машины, и носителями гранатометов могли стать любые БМП.
В кормовой части башни, на заднем листе слева, предлагалось помещать несложную установку с креплениями для серийного гранатомета. Там же находился короб для ленты с 250 гранатометными выстрелами. Горизонтальное наведение оружия осуществлялось поворотом всей башни, фактически синхронно с основной орудийной установкой. Для вертикальной наводки гранатомет получил несложный привод в виде тяги, соединявшей качающийся блок и один из прицелов. Наводка контролировалась командиром или наводчиком
Схема установки для АГ-17, монтируемой на корме башни. 1 — броневой кожух; 2 — шарнирная опора; 3 — тяга; 4 — прицел ПЗУ-5. Рисунок Btvt.info
Башенный гранатомет мог вести огонь очередями и атаковать цели на дальностях до 1700 м. Выстрел ВОГ-17 при подрыве образовывал облако осколков со сплошным поражением живой силы в радиусе 7 м. Предполагалось, что на дистанциях до нескольких сотен метров гранатомет АГ-17 дополнит пулемет ПКТ, а на больших расстояниях будет помогать автоматической пушке 2А42.
В конце восьмидесятых годов новая модификация БМП-2 была принята на вооружение Советской армии. Вскоре Курганский машиностроительный завод, строивший такую технику, дооснастил некоторое количество серийных машин новыми установками и гранатометами. Согласно разным источникам, такое обновление прошло не более нескольких десятков БМП. В дальнейшем выпуск подобной модификации остановился.
«Бахча» для БМП
В самом конце девяностых годов был предложен новый вариант перевооружения БМП-2. С целью кардинального повышения огневой мощи при атаке различных объектов предлагалось унифицировать вооружение этой машины с БМП-3. Проект тульского Конструкторского бюро приборостроения подразумевал удаление штатной башни БМП-2 с ее заменой универсальным боевым модулем «Бахча-У». В свое время такой вариант боевой машины пехоты именовался БМП-2М.
Боевой модуль «Бахча-У». Фото КБП / kbptula.ru
Модуль «Бахча-У» представляет собой броневую башню с подбашенной корзиной, оснащенные набором ствольного и ракетного вооружения, а также средствами управления. Все вооружение модуля собрано единый блок оружия. Он включает в себя 100-мм орудие-пусковую установку 2А70, 30-мм автоматическую пушку и пулемет ПКТ. Башня выполнена полноповоротной; блок оружия качается в пределах от -6° до +60°. На скуловых листах купола башни имеются два блока дымовых гранатометов.
Блок оружия сопрягается с автоматом заряжания для 100-мм пушки и средствами подачи боеприпасов к прочему вооружению. В укладках «Бахчи-У» помещается 34 снаряда калибра 100 мм и 4 управляемые ракеты комплекса 9К116 «Кастет», запускаемые через ствол 2А70. Боекомплект пушки 2А72 состоит из 250 снарядов, пулемета ПКТ – из 2000 патронов.
«Бахча-У» комплектуется панорамным командирским прицелом с дневным и ночным каналом, а также лазерным дальномером. Наводчик располагает схожим оборудованием, но в его прицеле присутствует лазерный канал для управления противотанковыми ракетами. Управление вооружением облегчается за счет автоматизированных систем.
Используя ствольное вооружение, БМП-2 с «Бахчой-У» способна атаковать цели на расстояниях до 4 км. Применение современных ракет комплекса 9К116 позволяет увеличить зону обстрела до 5 км. Ракеты способны пробить до 800 мм гомогенной брони. Осколочно-фугасные снаряды двух пушек разного калибра эффективны против живой силы и различных построек.

Опытный образец БМП-2 с модулем «Бахча-У». Фото Otvaga.narod.ru
Боевой модуль «Бахча-У», в зависимости от конфигурации и некоторых особенностей конструкции, может весить от 3,6 до 3,98 т. Его установка на шасси БМП-2 приводит к некоторым неприятным последствиям. Так, «Бахча-У» сокращает объем десантного отделения и приводит к удалению пары мест для солдат. Кроме того, она утяжеляет машину в целом, вследствие чего та больше не может плавать.
В начале прошлого десятилетия отечественные предприятия построили опытную БМП-2М с модулем «Бахча-У». Такой прототип прошел испытания, а также принял участие в нескольких выставках. Тем не менее, все усилия разработчиков проекта оказались бесполезными. Несмотря на активное продвижение новой разработки, потенциальные заказчики не заинтересовались им. Опытная машина привлекала внимание посетителей выставок, но не более того. Российская армия не стала заказывать обновленную технику, продолжив эксплуатацию имеющейся.
БМП с «Бережком»
Почти одновременно с предыдущим проектом был предложен иной вариант модернизации серийных БМП-2. На этот раз повышать характеристики техники планировалось при помощи боевого модуля Б05Я01 «Бережок», так же разработанного Конструкторским бюро приборостроения. Любопытно, что этот вариант обновления бронемашин тоже обозначили как БМП-2М. При этом, в отличие от другого проекта, он сохранил такое название до нашего времени.
Боевой модуль Б05Я01 «Бережок». Фото КБП / kbptula.ru
Впервые модуль «Бережок» был представлен в середине двухтысячных годов, и вскоре стал предметом экспортного контракта. Российская армия до определенного времени не проявляла интереса к такому изделию. За прошедшее время существующий модуль Б05Я01 прошел некоторое обновление и после выполнения всех актуальных требований вновь был предложен министерству обороны России.
Как внешне, так и по части своего оснащения новый «Бережок» похож на штатную башню БМП-2. Он так же строится на основе конического купола и вмещает разнообразные системы. В лобовой амбразуре купола монтируется установка с автоматической пушкой 2А42 и пулеметом ПКТМ. Углы наведения, в целом, соответствуют базовым агрегатам БМП-2. На кормовой части крыши башни монтируется новая установка с автоматическим гранатометом АГ. Ее основой является крупный ящик для ленты с выстрелами, на котором имеется опора для качающейся части с гранатометом. На бортах купола располагаются две спаренные пусковые установки управляемых ракет комплекса «Корнет», прикрытые легкими броневыми щитками. На лбу – пара блоков дымовых гранатометов.
В боекомплект автоматической пушки входит 500 снарядов, для пулемета имеется 2000 патронов. В коробе под автоматическим гранатометом перевозится 300 гранат в ленте. ПТРК располагает четырьмя ракетами. В зависимости от типа используемых ракет, БМП-2М с «Бережком» способна поражать цели на дальностях до 8-10 км. Бронепробиваемость – 1200-1300 мм за динамической защитой. Дальность стрельбы из пушки и пулемета осталась прежней. Гранатомет поражает живую силу на расстояниях до 2100 м.
Опытная БМП-2 с «Бережком». Фото КБП / kbptula.ru
На крыше башни, вблизи кормы, находится панорамный прицел командира со всеми необходимыми каналами, включая лазерный дальномер. Так же на крыше, но спереди, помещается схожий прибор наводчика-оператора. Это устройство также имеет функцию управления летящей ракетой при помощи лазерного луча. В систему управления оружием входят стабилизатор вооружения, автомат сопровождения цели, баллистический вычислитель и другие приборы разного назначения. СУО обеспечивает применение всего доступного оружия. При этом возможен одновременный запуск двух ракет по одной цели.
Изделие Б05Я01 «Бережок», в зависимости от комплектации, весит от 2850 до 3250 кг. Таким образом, подобный боевой модуль не оказывает существенного влияния на общую массу модернизируемой БМП-2 и не лишает ее имеющихся качеств.
Выбор военных
Как уже упоминалось, еще в середине прошлого десятилетия модуль «Бережок» стал предметом экспортного контракта. Российская армия, однако, не торопилась заказывать подобное оборудование. Ситуация изменилась лишь несколько лет назад, в первой половине текущего десятилетия. Минобороны проявило интерес к «Бережку», и вскоре он получил реальные перспективы. Улучшенный модуль стали показывать на выставках, а в средствах массовой информации появились оптимистичные сообщения.
Наконец, был разработан полноценный новый проект модернизации техники. Нынешний проект БМП-2М в первую очередь предусматривает установку модуля Б05Я01 в его современной конфигурации. Кроме того, технику планируется оснастить двигателями УТД-23 повышенной мощности – 370 л.с. Для сравнения, базовый двигатель машины УТД-20С1 развивает лишь 300 л.с. Прирост мощности позволит компенсировать некоторое увеличение массы и сохранить желаемую подвижность.

Модуль Б05Я01 на выставочном образце БМП-2. Фото Wikimedia Commons
Не так давно стало известно, что армия заказала первую партию модернизированных БМП-2М. 16 машин с новыми двигателями и вооружением до конца года должны будут поступить в одну из танковых дивизий сухопутных войск. После всестороннего изучения в частях будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта. При получении положительных результатов армия продолжит обновление техники.
По разным данным, в настоящее время в вооруженных силах России эксплуатируется порядка 3,5 тыс. боевых машин пехоты типа БМП-2. Около 1500 единиц такой техники находится на хранении. Все эти машины относятся к базовой модификации, и потому далеко не в полной мере соответствуют актуальным требованиям. При этом армия пока не имеет возможности заменить весь этот парк современной техникой и будет вынуждена продолжать ее эксплуатацию. Для сокращения известных рисков армии, ожидающей совершенно новые машины, придется модернизировать уже имеющиеся.
После нескольких десятилетий поисков решений и разработки проектов российская армия выбрала наиболее интересный и выгодный способ модернизации имеющейся техники. В обозримом будущем может развернуться полномасштабная серийная модернизация существующих БМП-2, в результате которой парк такой техники получит новые боевые возможности и сможет более полно отвечать требованиям времени.

По материалам сайтов:

БМП-3 боевая машина пехоты

Экипаж 3 чел
Десант 7 чел
Максимальная скорость 70 км/ч
Запас хода по шоссе 600 км

БМП-3 (Боевая Mашина Пехоты-3)

Советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Создана курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения. БМП-3 выпускается на ОАО «Курганмашзавод». Впервые была публично показана в 1990 году на Параде в честь 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

КНР в 1997 году купила лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97

История

Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983—1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской Армии. Во время государственных испытаний (ГСИ) в районе мыса Опук 2 прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в итоге прицел и приборы наблюдения танка были уничтожены, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали образовались изломы с трещинами.

В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений и патентов специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.

БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оснащены тепловизорным прицелом французского производства — такой же прицел эксплуатируется на основном боевом танке (ОБТ) армии ОАЭ — «Леклерк-Тропик». Бронемашина также поставлялась на экспорт в ряд других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличии от британский и американских машин.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Лобовая броня гарантировано выдерживает попадания снарядов калибром 30 мм с дистанции 200 метров. Крыша и борта выдерживают пулю Б-3 калибром 12,7 мм с дистанции 100-200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,4 тонн, что никак не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При быстром десантировании дополнительной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша, возможен выход и без раскрытия частей корпуса только через двери. Имеются противорадиационные накладки, топливо спереди имеет защиту от пожаров в виде присадок. Топливные баки играют роль фальшборта для целого ряда средств поражения.

Вооружение и приборы

Пушка-пусковая установка 2А70 / 100 мм весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, ПТУР 9М117.

Автоматическая спаренная пушка 2А72 / 30 мм.

Пулеметы ПКТ 2-3х7,62 из них 2 курсовых в корпусе. Стабилизатор 2Э52-2. 2000 патронов к каждому,скорость пули 855 м/с. Боекомплект соответственно 40 (22 в автомате заряжания), ПТУР 6-8, 500-750, 6000. БМП-3 способна вести огонь с воды. Возможна стрельба из 100 мм орудия 3 снаряда подряд с минимальным интервалом времени. Дальность стрельбы 4 км для орудия 100 мм и ПТУР, 30 мм — 2 км (эффективная). Углы наводки -6+60(360) град. Максимальная дальность стрельбы 6,5 км, мощи 100мм орудия вполне достаточно, чтобы лишить танк хода. Есть БПС для поражения в лоб любых целей с защитой меньшей, чем современный ОБТ, либо поражения ОБТ в уязвимые участки. По бокам от мехвода расположены 2 стрелка. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются за борт. Газы от автопушки удаляются. СУО имеет авто и ручной режим и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, может вести огонь по низколетящим и зависшим вертолётам с использованием СУО.

Подвижность

Двигатель УТД-29 имеет малую высоту, для выхода десанта размещаемого в средней части корпуса, применяется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, смонтированы водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку 0,7 м, подъём 30 и крен 25 градусов. Двигатель дизельный. Натяжение гусениц управляется прямо с места механика-водителя. Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Способна плавать с минимальной подготовкой, в т.ч. сразу, есть функция заднего хода для плавания, в наличии помпа для откачки воды, в настоящее время это единственная в мире машина ведущая огонь с воды стоя и в движении в любом направлении. На суше может уверенно преодолевать уклон 35 градусов. Впервые в мире получила гидромеханическую подвеску. Плавает в шторм до 5 баллов.

Прицельный комплекс «Витязь»

Показан в 2015. Объединяет машины в единую боевую сеть, обеспечивает более быстрое обнаружение и поражение цели. Содержит автомат сопровождения цели. Командир и наводчик эксплуатируют панорамные всесуточные прицелы «Кречет». Они хорошо защищены от помех, с независимой стабилизацией поля зрения, с телевизионными, тепловизионными и дальномерными каналами.

Модификации

-БМП-3К

Боевая машина пехоты командирская, создана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Базовые тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина снабжена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приёмником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км.

-БМП-3Ф

Боевая машина морской пехоты, спроектирована на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и остойчивости машины, демонтировано оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, поставлены водоотражающие щитки на башне. Обладает высокой маневренностью на плаву, способна двигаться и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении воды силой до 3 и 2 баллов соответственно. При работающем двигателе может находиться в воде до 7 часов и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Способна выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР.

-БМП-3М

Усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л. с. и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения. Отличается повышенной защищенностью за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. СУО позволяет автоматически распознавать сопровождать и атаковать цели в движении. Дальность распознавания цели типа танк составляет 4500 м. Установленные бортовые экраны защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм, а также снижают воздействие кумулятивной струи. Десантирование солдат производится через кормовой люк, что несколько осложнено необходимостью переползания десанта через двигатель.

-БМП-3 c КОЭП «Штора-1»

Обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Его высокая эффективность была подтверждена после выставки IDEX-2003 на полигоне Макатра. При стрельбе по ней различными ПТУРами с дальности 3000 м ни одна из ракет так и не достигла своей цели.

-БМП-3 с ДЗ «Кактус»

Показана на выставке в Омске в 2001 году. Блоки ДЗ размещены на бортовых и лобовых частях корпуса и башни совместно с резинотканевыми и решетчатыми экранами. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП в условиях применения лёгких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями. Комплекс вооружения, система управления огнем, внутренняя компоновка, МТО аналогичны базовому образцу. В связи с увеличением массы БМП не может плавать. При снятии дополнительной защиты эта способность возвращается, так как водометные двигатели сохранились. Машина имеет большие габариты по ширине (до 3,97 м) и длине корпуса (до 7,16 м).

-БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У»

Отличается современной системой управления огнем и единым механизмом заряжания нового боекомплекта управляемых и неуправляемых 100-мм выстрелов. Управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» уверенно поражает современные танки с динамической защитой на дальности до 5500 м. Выстрел ЗУБК23-3 с ПТУР имеет массу 21,5 кг и длину 1185 мм. Новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 имеет дальность стрельбы 7000 м и по сравнению со штатным снарядом его эффективность и рассеивание в 2,5—3 и 2 раза лучше соответственно. Применение нового 30-мм бронебойно-подкалиберного снаряда «Кернер» существенно повышает эффективность стрельбы по легкобронированным целям.

-БМП-3М «Драгун»

Модернизация БМП-3М. МТО перенесено вперёд и перекомпоновано десантное отделение; десантирование происходит через аппарель. Силовую установку составляет вариант двигателя типа УТД-32 мощностью 816 л.с. с турбонаддувом, четырёхтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером. Имеется три типа боевых модулей, которыми может вооружаться «Драгун»: «БМ 100+30» со 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72 пушками; «БМ 57» с 57-мм пушкой; «БМ 125» с 125-мм пушкой 2А75.

-БМП-3 «Деривация»

Версия с необитаемым модулем АУ220М, включающим 57-мм автоматическую пушку.

Машины на базе

-БРМ-3К «Рысь»

Боевая разведывательная машина войсковой разведки.

-БРЭМ-Л «Беглянка»

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты, с крановой стрелой и тяговой лебедкой.

-2С18 «Пат-С»

Опытная 152-мм самоходная гаубица.

-2С31 «Вена»

Автоматизированное 120-мм самоходное артиллерийское орудие.

-Объект 699

Универсальное гусеничное шасси.

-УР-93

Установка разминирования на базе БМП-3. Впервые показана в 2007 году в Нижнем Тагиле на выставке RDE-2007.

-УР-07

Установка разминирования на базе БМП-3.

-9П157-2

Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»

-9П157-4

Машина управления батареей противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»

-9П162

Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Т»

-ТКБ-841

Российская опытная зенитная самоходная установка из состава зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 30Ю6 «Панцирь-С1-О»

-АДЗМ «Восторг-2»

Авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина на базе БМП-3

Оценка машины

Суворов Сергей Викторович, пресс-секретарь ЗАО «Военно-промышленная компания», эксперт в области бронетанковых вооружений, полковник танковых войск запаса, кандидат военных наук:

«До того, как мне самому пришлось поэксплуатировать БМП-3, я не раз слышал самые разные отзывы об данной машине, в большинстве своём отрицательные и, главным образом, от тех, кто её живьём даже не видел. В течение трёх лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Моё мнение — машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие. Подтверждением этих слов является контракт на приобретении БМП-3 армией ОАЭ. А ведь решение на закупку этих машин правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 Bradley и английской MCV80 Warrior.»

Страны-эксплуатанты

-Азербайджан — 88 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Алжир — 100 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Венесуэла — 123 БМП-3 и её модификаций, по состоянию на 2016 год
-Индонезия — 54 БМП-3Ф, по состоянию на 2016 год
-Кипр — 43 БМП-3, по состоянию на 2016 год. Контракт на поставку подписан в 1995 году, машины поставлялись в период с 1995 по 1996 годы. Общая стоимость контракта составляет $68 млн.
-Республика Корея — 40 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 30 машин передано в счёт долга СССР в 1995 году, поставки которых осуществлялись в период с 1996 по 1998 годы; ещё около 37 машин передано в 2002 году, поставки которых происходили в период с 2005 по 2006 годы.
-Кувейт — 120 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 142 машин куплено в 1994 году, поставки происходили в период с 1995 по 1997 годы, ещё 25 единиц БМП-3 поставлены в 2010 году.
-ОАЭ:
-Сухопутные войска ОАЭ — 390 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Президентская гвардия ОАЭ — 200 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Россия — 500 БМП-3; допольнительно 22 БМП-3 будут переданы в ЗВО, по состоянию на 2016 год
-Туркмения — 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Украина — 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Шри-Ланка — 45 БМП-3, по состоянию на 2007 год

-Греция: в 2008 году заказано 420 БМП-3 на сумму более 1,2 млрд евро. 22 июня 2009 года было заявлено о финальной стадии оформления контракта на 1000 машин. Но в связи с экономическим кризисом контракт был заморожен.
-США: 1 единица БМП-3 поставлена с Украины

ТТХ

Размеры

-Длина корпуса, мм: 6700
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7200
-Ширина корпуса, мм: 3300
-Высота, мм: 2300 (по крыше башни)

Бронирование

-Тип брони: алюминиевая катаная разнесённая со стальными экранами. Защита лобовой проекции от 30-мм БТ/2А42 с Д=300 м
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 18
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 10+12+60
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10+60
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 60..43/0
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 43/0
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (середина), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 13
-Днище, мм: 10
-Крыша корпуса, мм: 15
-Лоб башни, мм/град.: 16+50
-Корма башни, мм/град.: 43
-Крыша башни, мм: 18
-Активная защита: «Арена» и ТШУ-2 «Штора-1» на БМП-3М
-Динамическая защита: «Кактус» на БМП-3М-3

Вооружение

-Калибр и марка пушки: 100-мм 2А70; 30-мм 2А72
-Тип пушки: 100-мм нарезное полуавтоматическое орудие-пусковая установка; 30-мм нарезная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 40 х 100-мм; 8 х ПТУР; 500 х 30-мм
-Углы ВН, град.: от ?6 до +60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км ПТУР: 4,0
-Прицелы: комбинированный дневной / пассивный ночной, с лазерным дальномером
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм (1 спаренный, 2 курсовых) ПКТ
-Другое вооружение: ПТУР 9М117

-Двигатель:
-Производитель: Барнаултрансмаш
-Марка: УТД-29
-Тип: дизельный
-Максимальная мощность: 500 л.с. (331 кВт ), при 2600 об/мин
-Максимальный крутящий момент: 1460 Н·м, при 1600 об/мин
-Конфигурация: V10
-Цилиндров: 10
-Охлаждение: жидкостное
-Тактность (число тактов): 4
-Порядок работы цилиндров: 1п-4л-2п-5л-4п- -3л-5п-1л-3п-2л
-Рекомендованное топливо: многотопливный
-УТД-32 (БМП-3М)
-Скорость по шоссе, км/ч: 70
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Удельная мощность, л. с./т: 26,7
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,60
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,2
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Экипаж 3 чел
Десант 7 чел
Максимальная скорость 70 км/ч
Запас хода по шоссе 600 км

Боевая машина пехоты БМП-2

Мобильность пехотинца – это одна из наиболее важных составляющих в современной войне. Насколько быстро солдат сможет попасть на нужный участок театра боевых действий, во многом определяет результат всей операции. Ведь искусство войны – это умение концентрировать свои силы в определенном месте. Также имеет важное значение огневая мощь пехоты. Во многом эти функции в современном конфликте выполняет боевая машина пехоты. Сегодня эта бронемашина является одним из самых важных видов бронетехники.

В настоящий момент основной боевой машиной пехоты, которая стоит на вооружении российской армии является БМП-2, которая, по сути, является глубокой модернизацией БМП-1 – первой машины подобного класса в мире.

Технические характеристики БМП-2 образца 1980 года

  • Годы производства — 1980-1990гг.
  • Всего изготовлено — около 15000 шт. всех модификаций.
  • Боевое применение — военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 3 человека, десант — 7 человек.
  • Боевая масса — 14 т.
  • Длина — 6,74 м, ширина — 3,15 м, высота — 2,1 м, клиренс — 420 мм.
  • Вооружение: 30-мм пушка (боекомплект — 500 снарядов); четыре ПТРК «Фагот»/»Конкурс»; ПЗРК «Стрела-3″/гранатомет РМГ-7. 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2000 патронов).
  • Толщина брони — 6-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность — 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.

История создания БМП-2

Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.

Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.

Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.

В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.

Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка».

Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли», могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.

Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.

Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.

Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.

Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.

Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.

Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе. Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.

Устройство

БМП-2 – это, по сути, глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевых машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет такую же компоновку, как и ее предшественница. Двигатель и силовое отделение находятся спереди, там же расположено отделение управления, а боевое отделение – в самом центре машины. Сзади имеется десантный отсек, который вмещает шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десантирования пехотинцев.

Броня машины катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, легкого стрелкового оружия и оружия массового поражения. В десантном отсеке сделаны специальные амбразуры, снабженные шаровыми установками, которые позволяют вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.

Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является система вооружения. На новой машине установлена автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов. Благодаря этой пушке, которая имеет большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 – до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также был установлен пулемет, а для уничтожения бронетехники на машину могут быть использованы ПТРК «Фагот» или «Корнет».

Для установки нового вооружения на БМП-2 была оборудована новая более просторная башня. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет ей вести огонь на ходу. В башне оборудованы места для наводчика и командира машины. Благодаря новым, более совершенным прицельным приспособлениям и приборам наблюдения, теперь вести огонь могут и командир машины, и наводчик.

По сравнению с предыдущей машиной, количество десантников и их размещение изменились. В десантном отсеке может находиться шесть бойцов, еще одно место для пехотинца имеется за механиком-водителем.

На БМП-2 установлен более совершенный двигатель, с системой турбонаддува. Устройство ходовой части и трансмиссии остались прежними. Добавлена более совершенная система установки дымовой завесы, которая состоит из термодымовой аппаратуры и шести дымовых гранатометов «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.

Установка новой башни большего размера увеличила массу машины, однако, БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость передвижения на воде составляет 7 км/ч, движение происходит благодаря перематыванию гусениц.

Видео о БМП-2