База подводных лодок

Содержание

Объект 825ГТС

Эту страницу предлагается переименовать в Объект 825 ГТС. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/10 июня 2017. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Эта статья — о военном объекте. О музее см. Военно-морской музейный комплекс «Балаклава».

Достопримечательность

Объект 825ГТС

Страна

  • Россия
  • Украина

Местоположение

Балаклава

Дата основания

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Объект 825 ГТС (или К-825) — бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный стратегический военный объект СССР времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте. Ныне «Музей холодной войны».

Описание и назначение

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

История

В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

В 2014 году объект перешёл под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации

> Возможность восстановления базы

Согласно сообщениям в прессе от марта 2014 года, Россия рассматривает возможность восстановления военной базы подводных лодок в Балаклаве

Галерея

  • Вход на объект 825 ГТС

  • Противоатомные двери на объекте

  • Одна из потерн на базе подводных лодок

  • Вагонетка для транспортировки боеголовок торпед внутри базы

  • Коридор ведущий в особо засекреченную исследовательскую часть секретной базы

  • Самый широкий коридор на базе подводных лодок (20 м)

  • Выплыв из объекта 825 ГТС

> Адрес

Адрес: г. Севастополь, Балаклава, ул. Таврическая набережная, д. 22

Аналоги

  • Подземная база ВМФ Швеции на острове Мускё; в отличие от советских аналогов, предназначена также для базирования ракетных катеров и небольших эскадренных миноносцев.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в бухте Павловского.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в Видяево.
  • Подземная база подводных лодок военно-морских сил Албании в Порто Палермо (нем.)русск..

> В популярной культуре

  • В июне 2012 года в кинопрокат вышел фильм «Солдаты удачи», который снимался на территории этого объекта.

> См. также

  • Анадырь-1
  • База флота Мускё
  • Олавсверн
  • Военно-исторический музей Черноморского флота Российской Федерации

Примечания

  • Военно исторический музей фортификационных сооружений
  • Виртуальный тур по военно-морскому музейному комплексу «Балаклава»
  • Подземные крепости Севастополя
  • Визит на базу. Видео 2006 г. с ru.youtube.org
  • Балаклава музей подводных лодок

Музеи Севастополя

Военно-исторические

Музеи-заповедники

Художественные

Мемориальные

Город Севастополь

Подземная база подводных лодок в Балаклаве, 70 фото Слайд-шоу

Главная / Фото в путешествиях / Крым / Севастополь / Балаклава /

Крымские пейзажи Балаклавы Подземная база подводных лодок в Балаклаве Бочка смерти в Балаклаве Морская прогулка с мыса Фиолент в Балаклавскую бухту

Дата фотосъемки: август 2011-го, сентябрь 2018 года

По этим ссылкам можно быстрее пройти к некоторым фотографиям подземной базы подводных лодок и ядерного арсенала:

● Схема подземного комплекса 825 ГТС и 820 РТБ ● Спасательный глубоководный аппарат АС-20 ● Памятные плиты у входа в музей ● Галерея подземного комплекса, 46 фото ● Подводные лодки в Балаклавской бухте, 17 фото 1960-1990 годы

В первый раз подземную базу подводных лодок я посетил летом 2011 года, прогуливаясь по Балаклаве. Всего я сделал около 100 фотографий этого музея под землей (а вернее — под скалой) от его входа и до выхода, из которых для этой фотогалереи выбрал 46 фото.

В самом начале я хочу заострить внимание читателей на том, что некоторые люди ожидают увидеть в этом музее подводные лодки. Об этом я случайно узнал в отзывах на Яндексе о музее. Мол, все его называют база подводной лодок, а подводных лодок на самом деле в музее нет. Да, здесь нет подводных лодок (в музее видел только макеты подлодок и фотографии подводных лодок в советское время), но этот момент не отменяет цель создания объекта 825 ГТС и громкое название. Однако организаторы музея, для корректности, официально называют его просто «Балаклавским подземным музейным комплексом». Так что официально в названии музея нет о подводных лодках ни слова.

Режим работы музея и информация для посетителей

Сейчас я бы назвал условия посещения подземного комплекса в Балаклаве строгими (в 2011-м можно было ходить в этот музей, как угодно, и делать там, что хочешь):

Понедельник и вторник — выходные.

  • Музей работает со среды по воскресенье с 9.30 до 16.00. Время работы кассы: с 9.20 до 15.50. Обеденный перерыв: с 12.55 до 13.25. Начало последней экскурсии: 16.00.
  • В летний сезон, на майские праздники и в новогодние каникулы билеты заканчиваются ориентировочно в 14.00.
  • Посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение музея без экскурсионной группы запрещено (в 2011-м я гулял по тоннелям этой подземной базы свободно).
  • Температура в замкнутом подземном пространстве +16°С, влажность 90 %.
  • Время обзорной экскурсии 1 час 20 минут. Протяженность маршрута 1 км. На территории музея туалетов нет.
  • Любительская фотосъемка осуществляется бесплатно, но без права публикации в печатных и электронных изданиях (я сделал свои фотографии до этого запрета).
  • Дети до 5-ти лет в музей не допускаются. Вход с животными запрещен. Видеосъемка запрещена. Вход в пляжной одежде запрещен.


Режим работы, правила посещения музея и другая информация для посетителей подземной базы подводных лодок

Схема подземного комплекса для укрытия подводных лодок (объект 825 ГТС) и приготовления ядерного оружия (объект 820 РТБ)


Схема подземного комплекса для укрытия подводных лодок и приготовления ядерного оружия:

  • объект 825 ГТС — укрытие и ремонт подводных лодок;
  • объект 820 РТБ — ядерный арсенал.


План военно-морского комплекса «Балаклава» на входе в музей, фото 2011 года (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Спасательный глубоководный аппарат АС-20 в Балаклаве

Сейчас перед входом в музей установлен спасательный глубоководный аппарат АС-20 или «Шмель», как его называли за его полосатость. АС-20 — это не батискаф. Батискаф предназначен для океанографических и других исследований на больших глубинах, а АС-20 предназначен именно для спасения и оказания помощи затонувшей подводной лодке.

В специализированных источниках такие изделия называют именно спасательными глубоководными аппаратами (СГА), спасательными подводными снарядами (СПС) или автономными подводными рабочими снарядами (АПС).


Спасательный глубоководный аппарат АС-20 у входа в подземный комплекс для укрытия подводных лодок в Балаклаве

Назначение автономного подводного спасательного аппарата заключается в следующем:

  • спасение личного состава затонувших подлодок с глубин до 500 метров путем приема подводников в спасательный аппарат и транспортировка их на спасательную подводную лодку или надводный корабль;
  • поиск и обследование затонувшей подлодки после ее обнаружения поисковыми спасательными силами;
  • оказание помощи личному составу затонувшей подлодки путем передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды.

Назначение автономного подводного рабочего снаряда:

  • спасение личного состава затонувших подлодок и проведение необходимых работ в выгородках аварийно-спасательных устройств совместно со спасательными подводными снарядами проекта 1837 и другими кораблями;
  • установка и закрепление средств обозначения местонахождения затонувшей подводной лодки и аппаратуры различного назначения;
  • остропка различных затопленных объектов для подъема грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг (за счет собственной плавучести);
  • уничтожение затонувших объектов или вывода из строя их оборудования;
  • допоиск затонувших подлодок или других объектов после обнаружения поисковыми силами и их обследование.

Ниже можно увидеть видео из программы «Вести-Севастополь», показывающее процесс доставки в Балаклавский музейный комплекс спасательного глубоководного аппарата АС-20 и спасательного колокола СК-64.

Памятные плиты у входа в музей

Рядом со входом в музей стоит памятная плита, на которой перечислены подводники-черноморцы, удостоенные звания Героя Советского союза, и краснознаменные и гвардейские поводные лодки Черноморского флота.

  • Краснознаменные подводные лодки Черноморского флота (ЧФ): Л-4, С-31, Щ-201, Щ-209, М-111, М-117, А-5.
  • Гвардейские подводные лодки ЧФ: С-33, Щ-205, Щ-215, М-35, М-62.


Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» перед входом в музей подземного военно-морского комплекса в Балаклаве (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Рядом с памятной плитой «Помни войну! 1941–1945» в Балаклаве стоит плита со списком подводных лодок Черноморского флота (с фамилиями командиров), завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ с 1967-го по 2010-й годы.


Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» и плита со списком подводных лодок Черноморского флота, завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

По подземному каналу музея можно прокатиться на лодке. Водные экскурсии по этому тоннелю для подводных лодок проходят раз в 30–40 минут.


Туристы забираются в лодку. На дальнем плане — Балаклавская бухта

Эта подземная гавань субмарин, которая во время холодной войны была секретным военным объектом с номером 825 ГТС (или К-825), является одной из главных достопримечательностей Балаклавы и Балаклавской бухты.

Туристу на заметку
По ссылке можно посмотреть 54 фото Балаклавы и Балаклавской бухты.

Начинается водная экскурсия по подземному коридору для подводных лодок

В этом подземном тоннеле могло поместиться около 7-ми небольших дизельных подводных лодок. Кстати, у меня появился знакомый, который служил в Балаклаве в то время. Если получится, то я разузнаю у него поподробнее об этом секретном объекте.

С другой стороны этого подземного канала можно увидеть каменные штольни
А это — вход в музей

Виртуальная интернет-экскурсия по залам и тоннелям внутри бывшего секретного объекта СССР

После входа как раз и начинается все самое интересное.

Итак, внимание!

Дамы и господа! Добро пожаловать на мою интернет-экскурсию по залам и тоннелям внутри бывшего секретного объекта СССР. Больше всего эти фотографии понравятся тем, кто любит смотреть на мины, торпеды, ракеты и подводные лодки.

В первом зале подземного музея можно увидеть фотографии Балаклавской бухты до строительства этой подземной базы подводных лодок и после ее создания.

В 1-м зале музея располагается фотогалерея
На фото Балаклавской бухты слева базы подводных лодок еще не видно

Подводные лодки в Балаклавской бухте, фотографии c 1960-х по 1990-е годы

После создания этой подземной базы Балаклавская бухта стала большой стоянкой для подводных лодок. Здесь можно увидеть 17 фотографий различных подлодок в районе этой военной базы.

Между прочим, фотографировать раньше в Балаклаве без специального разрешения было запрещено, так как объект был засекречен.

Подводные лодки в Балаклавской бухте, конец 1960-х
Подводная лодка С-70 613 проекта выходит из Балаклавской бухты
Дизельная подводная лодка Б-380 «Горьковский Комсомолец» проекта 641б в районе Балаклавской бухты, 1988 год. В Калининграде я был внутри подводной лодки проекта 641а
Две подводные лодки проекта 613 в Балаклавской бухте, конец 1980-х годов
Подводная лодка С-37 проекта 633 на ремонте в Балаклавской бухте, 1982 год
Две дизельные подводные лодки в Балаклавской бухте: подлодка проекта 613 на переднем плане и лодка проекта 651 — на заднем, 1980-е годы
Последняя российская подводная лодка ПЗС-63 выходит из Балаклавской бухты, 1995 год
На переднем плане — подводная лодка проекта 651, на заднем — подлодка СС-533 проекта 1710
Дизельная подводная лодка 644 проекта в районе Балаклавской бухты
Здесь идет погрузка крылатых ракет в подводную лодку Б-67, 1993 год
Подводная лодка БС-555 проекта 1840
Подводная лодка 644 проекта выходит из Балаклавской бухты
Дизельная подводная лодка проекта 613 на входе в Балаклавскую бухту
Дизельная подводная лодка проекта 651 на фоне горы Таврос
Дизельные подводные лодки в Балаклавской бухте, конец 1960-х годов
Опытная подводная лодка СС-533 проекта 1710
Дизельная подводная лодка Б-67 (К-67) проекта 651 Большой источник прекрасных фотографий подводных лодок — http://bellabs.ru/Balaklava/sub.html Лирическое отступление

Чтобы придать этому фоторассказу легкий лирический оттенок и упомянуть о героических судьбах всех подводников, цитирую заключительную сцену из кинофильма «Дас бот»:

«Ясным днём U-96 причаливает к пирсу в Ла-Рошель. На борту выстроились бородатые, усталые подводники в замасленных робах, со следами мазута на лицах и руках. Раненого Кричбаума загружают в санитарную машину, на лодку по трапу сходит Дёниц, который, как известно, старался встретить каждую лодку.

Внезапно раздается сирена воздушной тревоги. В небе появляется около двадцати английских самолетов. Персонал базы, встречающий генералитет и подводники с U-96 бросаются под защиту бетонных крыш. Не успевают подводники…

Убиты почти все: Йохан, второй помощник, молодой фенрих. U-96 получает пробоину и медленно тонет у пирса. За тонущей лодкой наблюдает раненый командир. Когда лодка окончательно погружается, командир падает. Корреспондент Вернер садится у его тела и смотрит на картину разрушения вокруг.

Камера удаляется. Конец.»

На фото — стоящие в Балаклавской бухте подводные лодки

Кстати, Балаклавская бухта так устроена, что с Черного моря подлодок видно не было.

В тоннелях музея расставлены торпеды

Скала, в которой была создана эта подземная база, образована из очень твердых каменных пород, поэтому при создании тоннелей их не бурили, а взрывали.

В этих вагонетках вывозили каменную породу при строительстве базы

Обидно, что объект этот после распада СССР разграбили. Можно предположить, что на его создание были потрачены миллиарды долларов.

Кстати, эта подземная база могла выдержать прямое попадание ядерной боеголовки мощностью 100 килотонн.

Такие двери могут противостоять взрывной волне ядерного удара
Туристы с радостью фотографируются рядом с этими мега-дверями
Далее переходим в зал, посвященный Великой Отечественной войне
Идем по подземным тоннелям Балаклавы все дальше
В подземных переходах музея расставлены глубинные мины

Впереди нас ждет сухой док этого подземного ремонтного завода.

В этот сухой док заходили подводные лодки для ремонта и обслуживания
В сухом доке сейчас стоит макет подводной лодки
Общий вид подземного сухого дока
По этому каналу из дока можно выйти к Черному морю

Проходим по потерне базы дальше.

Снова встречаем торпеды
В подземных тоннелях ремонтной базы расставлено различное оборудование
Снова встречаются макеты подводных лодок

Почти все эти макеты подводных лодок и кораблей были созданы курсантами Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища.

Макет подводной лодки проекта 877 «Варшавянка»

Кстати, этот макет «Варшавянки», созданный капитаном 1-го ранга В.П.Гуровым — действующий.

Фото и основные характеристики подлодки «Варшавянка»
На стенах — предупреждающие о секретности объекта транспаранты

Когда я учился в военном училище, наш преподаватель по тактике говорил: «Слово — не воробей, поймают — вылетишь».

Мы приблизились к экспозиции военно-морского вооружения
За секретной дверью старая надпись: «Осторожно. Радиоактивность»
Фотолюбители используют оборудование подводных лодок для создания своих аватаров и луков
У стен расставлены технические блоки подводных лодок
Здесь можно увидеть фигуры подводников в отсеке подводной лодки
Макет военного корабля
Макет дизельной подводной лодки 613 проекта в разрезе
Эти фигуры имитируют персонал, который занимался на заводе обслуживанием вооружения
Центр выставочного зала занимает огромная торпеда
По рельсам арсенала переходим в другой зал с вооружением
А вот и корабельная пушка
Полно здесь и другого морского вооружения
Это еще один выставочный зал с торпедами и глубинными минами

Идем по потерне подземных бункеров завода дальше.

Кажется, что вижу границу поста. Стоит тележка с техникой
Рядом видно шкаф для сушки силикагеля
Вверху надпись по-русски гласит: «Строго храни военную и государственную тайну»
Эта машина похожа на огромный насос

Дальше я увидел заброшенную часть подземной базы подводных лодок. Здесь, наверное, никто ничего не трогал еще со времен ее разграбления.

Сделал фото со вспышкой в огороженном лентой коридоре

Кстати, уже близко выход из музея.

На выходе в коридоре стоят якоря
За выходом из завода всё, как родное

По дороге к штольням для выхода подводных лодок из Балаклавской бухты стоит обелиск и памятник в форме рубки подводной лодки.

Обелиск в Балаклаве, посвященный мужеству и стойкости советских подводников
Памятник в Балаклаве в форме рубки подводной лодки, посвященный Гвардейским подводным лодкам М-38, М-62 и Краснознаменным подводным лодкам М-111, М-117

Туристу на заметку: адрес музея и ссылка на Яндекс.Карту

Этот музей находится по адресу: Россия, город Севастополь, Балаклава, улица Таврическая набережная, дом 22 («Подземная база подводных лодок в Балаклаве» на Яндекс.Картах).

Официальный сайт Балаклавского музейного комплекса

Для фотосъемки применялась следующая фототехника:

  • Nikon D70;
  • Nikon 18-35mm f/3.5-4.5D ED-IF AF Zoom-Nikkor;
  • Nikon D700;
  • Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor.

← Балаклава и Балаклавская бухта в Севастополе, фотографии Крымские пейзажи Балаклавы →

Ссылки на фотогалерии стран, городов, курортов и заповедников

На этом сайте собираются различные интересные и красивые фотографии природных заповедников, стран, курортов, городов и их достопримечательностей. Многие фотографии в представленных ниже галереях показаны в HD-качестве.

Павло-Очаковская коса Иваново Ижевск Лудорвай Белоруссия Гомель Сочи Волгодонск Ростов-на-Дону Шахты Новочеркасск Ростов Великий Московский Кремль Королёв Мытищи Одесса Ялта Крым Балаклава Севастополь Калининградская область Куршская коса Советск, Тильзит (Tilsit) Светлогорск, Раушен (Rauschen) Калининград Лаго-Наки Ашхабад Фирюза

Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир — в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Узкий извилистый пролив, ширина которого в самом узком месте не превышала ста метров, укрытый от всех штормов и недоступный для посторонних глаз (со стороны моря Балаклавская бухта не просматривается ни под каким углом) — всё это сыграло свою роль, и в 1953 году в Балаклаве началось масштабное строительство. Город с историей в несколько тысяч лет был лишён своего статуса, оперативно стёрт со всех карт, превращён в ЗАТО и включён в состав Севастополя. В последующие восемь лет под горой Таврос, расположенной на западном берегу Балаклавской бухты, в условиях тотальной секретности был создан подземный комплекс, включавший в себя два объекта: 825 ГТС — специальный цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок, и 820 РТБ — арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией №825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой №820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по крепости Чембало. База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её — уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать Чёрное море, нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

С противоположной от объекта 825 ГТС стороны канала располагался объект 820 РТБ — арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

Объект 820 РТБ имел высочайший статус секретности, и ни один человек, несший службу на соседнем с ним объекте 825 ГТС, даже и не подозревал о том, что с другой стороны канала находится ядерный арсенал. Всё-таки, умели в то время государственные тайны хранить (а болтунов прилюдно вешали за яйца на ржавые гвозди, и правильно, к слову, делали).

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.

Ядерные заряды для малых ракет перевозили на такой тележке. Её вес — почти 1000 килограмм, грузоподъёмность — 7 тонн. Перемещать её по арсеналу нужно было вручную.

Здравствуйте, это мой первый пост, в котором речь пойдёт о подземной базе подводных лодок в Балаклаве, более известной как объект 825 ГТС — сверхсекретный военный объект времён холодной войны в Балаклавской бухте.
Итак начну:
В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961

. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. Но потом, после постройки объекта и удачного его функционирования на протяжении 32 лет, а именно до 1993 года, как всем извстно распался Советский Союз, и база была частично заброшена. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. Согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“.

Объект 825 ГТС представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и общей площадью около 15 тысяч кв.м. Автономность жизнедеятельности — 30 суток, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Название объекта 825 ГТС — не случайно. Как говорилось ранее, Балаклава была засекречена и, номер 825 — это ничто иное, как перевёрнутый номер строительной бригады, а ГТС — гидротехническое сооружение или городская телефонная станция (в целях конспирации).
А теперь хватит истории и, пойдёмте, лучше посмотрим, что это из себя представляет:

1. Вход в канал со стороны бухты. Вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддува воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

2. Главная галерея, ведущая к сухому доку.
3. А, если, посмотреть направо от галереи, то можно увидеть ещё одну штольню, в которой лежит, всего лишь, корпус от старой торпеды, ведущую в «закрытую» часть музея, а именно в минно-торпедную часть.
Могу смело заявить, что таких «закрытых» штолен, там довольно-таки много и, попасть в них не составляет ни малейшего усилия)

4. А, вот, собственно, и одно из закрытых от посторонних глаз помещений. Это и есть минно-торпедная часть. Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

Пройдя далее по этому залу можно наткнуться на бассейн (в котором до сих пор плавает торпеда), который видимо и предназначался для проверки герметичности снарядов.
5. Выходим обратно и идём дальше по главной галерее.

6. А в этом месте когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок «Металлист».
7. Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док – бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и, после этого, закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами и, начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3–4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.
8. Температура пол землёй составляет примерно 12-15 градусов.
9. Собственно, карта самого объекта, точнее 2х объектов. Одна часть — это объект 825 (предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ), а вторая — это 820 (ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами.) Так же, в сети нашёл более точную карту, точнее дополнящую всю картину:http://www.bellabs.ru/Balaklava/Photos/Balaklava_Object-825_Scheme-2010.jpg

10. Водный канал, ведущий к северной стороне, где подлодки могли напрямую выйти в открытое море.
11. Собственно, сам выход. И, как я писал ранее, он тоже перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.
12. Идём обратно)
Знаете что за отверстия справа в стене, которые идут по всему водному каналу? Это самые что ни на есть «дыры для взрывчатки». Если вдруг враг захочет завладеть базой, то на готове всегда был динамит, который с лёгкостью можно было взорвать, предварительно законсервировавшишь в частях 825 и 820!
13. Всё ещё по-прежнему водный канал, но этот как раз ведёт в сторону выхода в бухту.
Видите эти жёлтые лампы по бокам? Так вот, охранник мне поведал о том, что здесь, оказывается, снимали фильм (множество фильмов, а один из них называется «Солдаты удачи») и эти лампы — это самый настоящий съёмочный реквизит. Да и ещё кучу чего интересного рассказал)
14. Малый батопорт сухого дока объекта 825 ГТС.
15. Слева погрузочная площадка объекта 825 ГТС.
16. Тот же самый малый батопорт.
17.
18. Пройдя дальше, мы попадаем в объект 820(РТБ) «Арсенал». Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора, склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность – 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.
Противоударные гермоворота объекта 820, сделанные из листовой стали и залитые бетоном М-500. Выдерживают нагрузку 60кг/см2. Общий вес каждой двери 10 тонн. Ворота имеют электрический привод.

19. Подводники)
20. Фрагмент подводной лодки проекта 690 «Кефаль» с прибором ВИПС.
21. Пульт управления системами гидравлики, напором воздуха и всплытием погружением с подлодки 690 «Кефаль».
22. Ещё один зал объекта 820, который отдали под экспонаты. Насколько помните, базу хорошенько разграбили в 1993-2002. И то, что, в принципе, показать народу, кроме самой постройки и экспонатов, напоминающих о том времени, нечего — это нормально.
23. *** *** вкл. лох)
** ** ** вода в отсеке!
24. Множество помещений и рельсы с поворотным стендом, ведущие к водному доку. Одна такая тележка весит 996 кг, грузоподъёмностью 7 тонн и перемещалась вручную!
25. Людской ходок. Проще говоря, полукруглый обход гермоворот)
26. Далее ничего интересного. До сих пор неотреставрированная часть.
27. Один из выходов с базы или объекта 820, который искусно прикрыт старой маскировочной сетью.
28. А во дворе… Целый склад — когда-то торпед, но уже металлолома.
29. Если пройти от главного входа в музей буквально метров 150 и, перелезть через забор, то можно наткнуться на такое вот чудо. Это непосредственно входы в объект 825, а именно через них вносили/ввозили ГСМ.
30. Вот такие вот туннельчики)
А на этом всё. Спасибо за внимание)

При написании данного фотоотчёта использовались следующие материалы:
travelworld
frantsouzov
wikipedia.org
bellabs.ru/Balaklava
virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html
vk.com/wall15571227_7761
Репост крайне одобрителен!)

База подводных лодок в Балаклаве: экскурсия по подземному музею

На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.

Балаклава — городок с многовековой историей

Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

Рекомендуем прочитать: какая средняя зарплата в Крыму?

История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.

Рекомендуем прочитать: работает ли Билайн в Крыму?

В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.

Читайте также: лучшие отели в Балаклаве в Крыму.

Военно-морской подземный музейный комплекс

Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.

  • С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
  • Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
  • Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
  • Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
  • Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.

В залах музеев выставлены макеты подводных лодок тех лет, примерно в соотношении 1:100. Например, лодка проекта 641. Во время «карибского кризиса» лодки этого типа несли службу у берегов Кубы. Есть макет лодки 4-го поколения: она имеет обтекаемую форму и специальное прорезиненное покрытие; ее очень сложно обнаружить под водой, поэтому она получила название «Черная дыра». Этот макет — радиоуправляемая модель, может выполнять погружение на глубину. Его также использовали при съемках российской киноленты «72 метра».

Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.

Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.

История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок

История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.

Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.

Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).

Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель. В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть). Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.

Рекомендуем прочитать: все о Северо-Крымском канале.

В 1957 году из-за секретного строительства Балаклава была переведена под юрисдикцию Севастополя, тем самым лишившись статуса города.

В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.

В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.

Как доехать до музея в Балаклаве

Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22

Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.

Рекомендуем прочитать: все о Большой Севастопольской тропе.

Стоимость экскурсий, время работы

Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:

  • Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
  • Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56

Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.

Стоимость экскурсий:

  • стоимость билета для взрослого — 200 руб.
  • для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
  • экскурсия на катере 275 руб.

Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.

Время работы музея:

  • Понедельник и вторник — санитарные дни.
  • Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.

Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:

Можно самому выбирать, какая экскурсия более предпочтительна — пешая или на лодке.

Полезные советы

  • желательно узнавать цену на экскурсии у нескольких экскурсоводов, так как обычно туристам называется самая дорогая цена прогулки по музею.
  • собираясь на экскурсию в музейный комплекс, не забудьте взять собой теплые вещи — кофты, ветровки. Так как комплекс находится под землей, то во время экскурсии там будет весьма прохладно (перепад температуры примерно 10−15 градусов).

Видео о базе подводных лодок в Балаклаве:

Завод по ремонту подводных лодок

В Балаклаве находится сверхсекретный завод — музей по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект из рассекреченных на планете — подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний крымский город Балаклава близ Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР.

Запись относится к месту: Балаклава

Прежде чем рассказывать непосредственно об объекте, несколько слов о самой Балаклаве. Когда находишься на набережной этого чудесного города, испытываешь чувство защищенности и уюта, бухта защищена со всех сторон. Здесь почти всегда спокойное море, вода прозрачная и тихая, мирно ютятся шикарные яхты и стоят на стоянке военные корабли:

На фото Балаклавская бухта, чуть выше на холме знаменитая крепость Чембало

Очень сложно представить, что когда-то Балаклава была одним из самых засекреченных мест Советского Союза. Именно здесь была неприступная база советских подводных лодок. Вот как выглядела бухта в те времена:

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) — сверхсекретный военный объект времен холодной войны. ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации. В настоящее время — самый крупный из всех рассекреченных военных объектов СССР. На фото схема некогда секретного объекта:

Для начала немного истории:

В период после войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожали друг другу ядерными ударами. Нужно было найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки в случае войны и откуда могли нанести ответный ядерный удар. После продолжительных поисков выбор пал на тихую Балаклаву. В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс, так называемый «Объект 825 ГТС», строился 4 года — с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Сооружение представляло собой объект противоатомной защиты первой категории, включающий в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта подводных лодок, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь помещений завода превышает 5000м. кв., площадь подземной водной поверхности равна 3000м.кв..

Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие.

Имел проект и недостатки. За время строительства на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты. По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично. Зато при спуске воды с сухом доке, рыбу можно было собирать лопатами, не зря, по одной из версий, название города происходит из турецкого и переводится как «рыбный мешок».

Поскольку завод по ремонту подводных лодок являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность. После закрытия в 90-х большая часть комплекса не охранялась и около семи лет разворовывалась. Сейчас часть завода является музеем. Экскурсии стали водить с 2003 года.

На фото ниже место откуда начинается экскурсия. На первом фото мост на пантонах, который приподнимался под огромным давлением, когда внутрь заходили лодки а также вход в тоннель длинной 600 метров. В правой части второго фото виден ботапорт, который наглухо закрывал вход в тоннель и защищал от взрывной волны.

На площадку у входа в музей выкатили огромную торпеду, выглядит массивно и внушительно

Далее мы входим в сам музей подводных лодок. В то время как на улице температура была +32 градуса, внутри примерно +15. Сразу попадаем в зал, откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище.Здесь же коридор, ведущий в глубь комплекса. В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери. В шлюзовой камере размещена небольшая экспозиция по второй мировой войне. На втором фото куртка заключенного немецкого концлагеря. На самой стройке объекта труд заключенных не использовался никогда

Далее идем ко второму залу, здесь тоже небольшая экспозиция – якоря, корпус мины, различная техника

На фото ниже выход в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий. Торпеда погружалась на тележку и тщательно проверялась, после чего доставлялась назад в зал, откуда по рельсам доставлялась на погрузочный причал к подводной лодке

Далее по основному коридору идем к сухому доку, где ремонтировались подводные лодки. Внизу под этим коридором нулевой уровень, где были проложены трубы для подачи топлива и воды. Вверху примерно 130 метров скального грунта, мы находимся внутри горы

Пройдя по коридору попадаем в ремонтный док, где непосредственно происходил ремонт лодок

### страница 2

По мосту через канал идем в следующий самый секретный отсек завода — Арсенал. Те, кто работал в остальных отсеках даже не подозревали о том что происходит здесь, т.к. в Арсенале находилось специальное оружие. К отсеку ведет второй коридор, его длина 280 метров. На арсенале работало 200 человек, из них 150 военнослужащие. Они находились в подчинении закрытого специального управления при министерстве обороны Совесткого Союза Снова массивные створки, приводившиеся в движение специальным мотором. Во время работы объекта створки были закрыты, чтобы обеспечить подходящие условия для ядерных ракет- температура от +10 до + 15 градусов и влажность 50-60%

Идем далее по коридору и видим макет подводной лодки проекта 641, дизель-электрической лодки третьего поколения. Модель в масштабе 1:100. Могла нести до 24 торпед, и находится в астономном плавании более 2х месяцев. В период карибского кризиса несли дежурство у берегов Кубы. В настоящий момент осталось только 3 таких лодки, и одна из них в составе украинского флота(лодка “Запорожье”). Главным недостатком является повышенная шумность при движении под водой

Далее по туннелю — видим сложное сплетение вентиляционных труб, а также запасной коридор

Имеется также модель подводной лодки четвертого поколения. Лодка имеет обтекаемую форму благодаря чему легко преодолевает сопротивление воды, в корме имеется особый электромотор на установках, смягчающих вибрацию. Поверх корпуса находится прорезиненное покрытие. Эти лодки очень сложно обнаружить под водой, поэтому в странах НАТО их называют “Черные Дыры”. Данный макет является радиоуправляемой моделью, выполняет около 40 команд, в том числе погружение на малую глубину. Данный макет участвовал в съемках российского фильма “72 метра”. В период холодной войны на таких лодках всерьез предполагалась установка ядерных боевых зарядов на случай боевых действий. Производились эти заряды в закрытой зоне отсека Арсенал

Далее находится вход в закрытую зону Арсенала (специальный сектор завода по ремонту подводных лодок)

На этой территории готовились специальные боевые заряды. На объекте их разрешалось перевозить только в закрытых контейнерах ручным способом на тележках. Тележка весит 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. Колеса покрыты специальным материалом, при движении не возникает скрипа. На фото ниже именно такая тележка – сохранился также поворотный круг и шифер на стенах для шумоизоляции

Здесь же вход в бывший сборочный цех, слева от входа находятся шкафы-кабины со спецодеждой рабочих рассчетов, с правой стороны в небольших кабинетах находятся сейфы с документами и комплектующими элементами

При работе рассчета готовились боеприпасы, каждый весом в 860 кг, при работе не допускалось ошибок. Каждая операция не только выполнялась в соответствии с командой начальника рассчета, военнослужащий озвучивал все свои действия, а специальный писарь записывал все это в журнал

### страница 3

В настоящее время в помещениях Арсенала находится самая значительная часть музея-завода по ремонту подводных лодок, здесь представлено большинство экспозиций

Далее мы видим контрольный пост и техническую зону завода по ремонту подводных лодок. Внизу, на нулевом этаже, находились холодильные установки, здесь же находятся электрокоммуникации, медицинский пункт и несколько вспомогательных участков. В частности, шкаф для сушки специального силикогеля, который распылялся для поддержки постоянной влажности в 50%

Здесь же сохранилась установка для подачи воздуха, т.н. кондиционер, откуда воздух подавался во все туннели завода. Также в правом нижнем углу находится электромотор, открывавший и закрывавший противоударные двери

Эти двери открывались только тогда, когда через проход ввозили или вывозили боеприпасы, в остальное время их обходили особым коридором, название которого “Людской Ход”

Далее мы выходим за пределы внутренних частей объекта, все здесь говорит о строгой секретности. Экскурсия позволяет осмотреть только 40% всей базы, тем не менее по времени это занимает почти 2 часа. На фото ниже заброшенный тоннель базы, и таких тоннелей там очень-очень много. Постепенно они будут восстанавливатся и становится частью музея

На выходе осталась часть маскировочной сетки тех времен, раньше этой сеткой были покрыты все входы и выходы стоянки подводных лодок

Несколько интерестных фактов из статьи Надежды Светлицкой (газета Сегодня):

Хочешь остаться на свободе — потеряй память
50 человек вооруженной охраны делали завод по ремонту подводных лодок недоступным для посторонних — въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю — не знаю, что делаю — не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали — хочешь оставаться на свободе — потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела. Сергей Перегородиев, сорокачетырехлетний слесарь-судоремонтник, проработал на заводе 11 лет, и все эти годы он не мог рассказать даже своим родным о том, какого рода ремонт выполняет.
— Каждый раз меня сопровождал вооруженный матрос, — рассказывает Сергей Перегородиев. — Он приводил к месту поломки и тщательно следил за моей работой, потом под дулом автомата, выводил из горы. Многие мои товарищи стали намного хуже видеть из-за того, что постоянно испытывали резкие перепады света при выходе из подземелья на яркое солнце.

Дымок, хранивший военную тайну
Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуск во все подразделения. Сергей был одним из них, поэтому за годы работы многое узнал. Сейчас он живет в одном из подсобных помещений при заводе, а в недалеком будущем рассчитывает подрабатывать экскурсоводом, чтобы рассказывать туристам то, о чем не могут знать работники музея. Одну из таких подробностей балаклавцы знают очень хорошо, а шпионы стран времен холодной войны дорого бы дали за такую специфическую информацию. Как только подводная лодка заходила в док, из которого выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в горе. Струящийся специфический дымок мог служить сигналом того, что очередная советская лодка встала на ремонт.

Некоторые секреты раскроют только через 50 лет
Большинство жителей Балаклавы отрицательно относятся к открытию музея. Многие из них работали на этом заводе, и привыкли воспринимать его как некоммерческий объект. Такая система ценностей идет еще из советских времен, когда Балаклава была военно-морской базой Черноморского флота. Здесь размещалась 155-я бригада подводных лодок. Проект носил кодовое название «Объект 825 ГТС», завод имел возможность проводить ремонт подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Несмотря на сверхсекретность, после закрытия предприятия, здесь побывали высокие гости из Китая, Израиля, Италии, Англии и других стран. Однако до сих пор остаются секретными документы о том, кто проектировал завод, сколько средств было потрачено на его строительство. По мнению сотрудников музея, вся информация станет доступной не ранее, чем через 50 лет.
Архитектурно-художественное решение экспозиции музейного комплекса планируется сохранить в первозданном виде: будут восстановлены цеха функциональной проверки торпед. Водолазы, видевшие ныне затопленный сухой док ремонта подводных лодок, говорят о прекрасно сохранившейся внутренней обстановке. На стенах висят грамоты, в углу можно заметить гирю для физических упражнений, в ряд стоят скамейки для отдыха.

Часть 4: База подводных лодок в Балаклаве

В этом обзоре я расскажу про одно из грандиознейших сооружений холодной войны, построенный в середине 20ого столетия — подземный комплекс по ремонту подводных лодок, расположенный в Балаклаве. Состоит он из базы, где производилось обслуживание субмарин (Объект 825 ГТС), а также Арсенала объекта «C» — ЦБХ (Центральная база хранения и эксплуатации ядерного оружия) (Обзор про аналогичный объект возле Судака). Более 40 лет, в случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течении месяца и мог вместить все население Балаклавы. Однако становление Украины отдельным государством, а затем принятие в стране «Безъядерного статуса», поставили крест на судьбе комплекса. Он просто стал не нужным. В период с 1993 по 2003 гг. бывшая база фактически была разграблена мародерами, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. Восстанавливать и содержать такое сооружения для ВС Украины было не по карману, да и необходимости в этом не было. В 2004 году часть комплекса переоборудована в музей. Стоит отметить, что к открытию реставрационные работы не проводились.
К осмотру открыта небольшая зона вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. За пределами экспозиции остается большая часть канала, минно- торпедная часть, генераторная с топливо — хранилищем, а также система недостроенных штолен.

Немного истории.
После Второй Мировой войны, СССР и США стали наращивать свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, курировавшему «ядерный проект» секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться атомные подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После долгих поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Сама природа сделала городскую бухту идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Большая глубина (до 17 м) позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия.
Еще в древние времена Балаклаву в качестве идеальной гавани использовали тавры, римляне, а в Cредние века – генуэзцы, османы и запорожские казаки. В наше время Балаклава является одой из популярнейших куруртных бухт Крыма. Часто здесь гостят яхты президентов России и Украины, а на причале всегда можно обнаружить судна иностранных гостей.

Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).

Подземный комплекс общей площадью около 15 000 м2 спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. В 1953-м началось строительство основной части комплекса — объекта 825 ГТС «Гидротехническое сооружение». Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

Строительство объекта №825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы.
В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.

Немного побезобразничаем и прогуляемся, куда не пускают — к противоположному порталу.

За стеной слева расположено несколько огромных залов складского назначения. Попытка оказаться с противоположной стороны не увенчалась успехом.

В 1962 году в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть. В этих помещениях проходила сборка и проверка торпед.

Уцелевшая схема «Кабельной сети боевой торпеды».

В 1963 были завершены строительные работы над объектом № 820 «Арсенал» — подземной ремонтно-технической базы для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.

Глубина залегания комплекса, к окончанию его возведения, относительно наивысшей точки горы, составила 126 метров. Степень прочности позвояла выдердать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Шкиперская (кладовая на для хранения тросов, брезентов, цепей и прочего палубного имущества).

Схема объекта. Не претендует на доскональную достоверность. Желтым цветом показана экскурсионная часть.

Но это еще не все! На небольшом отдалении от северного портала, расположено «Сердце объекта» — подземная автономная электростанция, а также недостроенные штольни неизвестного назначения.

1. Объект 825 ГТС
2. Объект 820 РТБ
3. Минно- торпедная часть
4. Подземная электростанция
5. Недостроенные штольни.

Именно здесь запитывались мощностями оба объекта. Однако и электростанцию можно смело назвать автономной. Связь между электростанцией и базой осуществляется через небольшой технологический коллектор.

В этих залах раньше располагались большие дизельные генераторы.

На стене остатки системы дымоотведения.

Самое захватывающее место этого объекта — огромный топливный резервуар.

Сразу отпадают вопросы о том, как такой комплекс мог существовать месяцами на автономном обеспечении. На стенах виден след от уровеня последнего заполнения резервуара.

Один из порталов в электростанцию. Слева в зарослях скрывается штольня, ведущая напрямую в минно- торпедную часть.
Здесь зачем- то поставили датчики.

Еще севернее, расположена небольшая система штректов. Возможно предполагалось расширение электростанции.
Судя по габаритам, в этой штольне должен был расположиться ходок.

Местами встречается кирпичная кладка. Выделяются отдельные помещения.

А еще здесь стоит просто невыносимая вонь и много мусора.

На этом все. Спасибо за внимание! В следующем обзоре я расскажу про ряд интересных мест, расположенных в окрестностях Балаклавы.

А теперь вопрос к знатокам. Какое назначение имеют штольни на противоположном берегу под Крепостной горой и как они использовались раньше? Из одного из порталов на наших глазах вышел военный офицер. Подойти непосредственно к самим выходам нам помешала быдло частная охрана частных домов, выстроенных на побережье.

Источники
http://www.popmech.ru/article/5561-podzemelya-holodnoy-voynyi/
http://pro-speleo.ru/blog/2007-08-23-7
http://ru.wikipedia.org/
См. также

  • Майский Крым 2013 (Краткий обзор маршрута)
  • Майский Крым 2013 (Часть 1: Центральная база сборки и хранения ядерного оружия
  • Майский Крым 2013 (Часть 2: Генуэзская крепость и фестиваль Мистерика)
  • Майский Крым 2013 (Часть 3: Алушта и Долгоруковская яйла)
  • Просторы Чатыр — Дага (Лето 2012)
  • Крымский вело- трип (Весна 2012) (Севастополь — Балаклава — Алушта — Чатыр-Даг — Симферополь): Часть первая и вторая.

Мой список посещенных бункеров холодной войны на территории Крыма
1. Запасной командный пункт черноморского флота. Объект №221 (Алсу)
2. Центральня база сборки и хранения ядерного оружия. Объект № 712 «С».
3. База подводных лодок (Объект №825) и ядерный арсенал (Объект № 820 «С»).
4. Запасной командный пункт (Севастополь).
5. Минная штольня (Севастополь).
Продолжение следует…
.

Балаклавский подземный музейный комплекс

Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.

На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.

Закрытый город

Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Маршруты экскурсий

Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Как добраться

Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть .

Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

Балаклавский музей холодной войны, музей подводных лодок, подземный военно-морской музей, объект 825 ГТС, объект РТБ 820 — военный музей и одна из самых популярных севастопольских достопримечательностей имеет множество названий. Пусть вас не смущает такое разнообразие — речь идет о том самом когда-то секретном объекте, который цепью тоннелей вонзился в горные склоны Балаклавы. Расскажем, как организована работа музея, как он возник и что вызывает особенный трепет туристов.

Балаклава, музей подводных лодок: засекреченная советская база

Крым, и особенно Севастополь, — это не только ласковое море и чистые пляжи. Это место дислокации Черноморского флота, который охраняет границы государства. Удобное географическое расположение Балаклавы, примостившейся в центре одноименной бухты, способствовало тому, что еще в 50-е годы прошлого века в одном из скальных массивов началось строительство сверхсекретной военной базы. Сеть глубоких туннелей изрезала всю гору. В результате на свет появились два мощных объекта: 825 ГТС (гидротехническое сооружение для приема атомных подлодок) и 820 РТБ (ремонтно-техническая база для них же).

Даже по советским меркам это было что-то невообразимое как в плане технологий, так и в плане секретности. Вход в канал закрывался понтонным мостом, а вход непосредственно в сооружение закрывал батопорт, морской затвор. Внутри был еще один корпус, полностью заполненный воздухом. Вся конструкция могла выдержать ударную волну, радиацию и давление до 55 кг на квадратный сантиметр. Объект целиком, вместе с десятью подлодками и обслуживающим их персоналом, мог автономно существовать до 30 дней.

В 90-е годы рухнул железный занавес, подлодки ушли из Балаклавы, одновременно лишив ее статуса закрытого города, секретная база осталась бесхозной. Позже администрация города решила превратить военный объект в музей. За относительно короткий срок он приобрел такую же популярность, как и другие достопримечательности Балаклавы, прежде недоступные туристам.