Американские советники Ельцина

В число обязательных качеств разведчика помимо хладнокровия, знания языков, владения оружием должно входить и умение пить не напиваясь. Ведь трезвый спецагент непременно вызовет подозрения. Однако не все могут похвастаться столь полезным навыком.

На беседу за спиртным разведчик возлагает большие надежды. И неспроста: такая неформальная обстановка позволяет разговорить оппонента, выведать у него необходимую информацию или побудить к совершению желаемого действия. При этом важно чтобы собеседник был всегда пьянее агента – смена ролей грозит разоблачению.

Впрочем, главное здесь, по словам разведчиков со стажем, всегда соблюдать меру. Отечественные резиденты, которые следовали умеренности в выпивке как правило делали отличную карьеру. Достаточно называть имена Леонида Шебаршина и Вячеслава Трубникова, которые в свое время возглавляли соответственно советскую и российскую внешнюю разведку. По словам оперативников, это справедливо и по отношению к нынешнему главе СВР Михаилу Фрадкову.

Бывший резидент, полковник в отставке Алексей Иванов утверждает, что непьющих разведчиков не бывает в принципе, но отмечает, что хорошие разведчики пьют лишь в случае оперативной необходимости, ведь любое спиртное – это яд.

Правда, Леонид Шебаршин как-то приводил пример непьющего советского резидента, работавшего в Пакистане. Может поэтому дела у него шли из рук вон плохо. За весь период своей службы на его счету не было ни одной стоящей вербовки. «Трезвенника» отозвали на родину, а на его место прислали «пьющего». И вскоре тому удалось установить хорошие отношения практически со всеми пакистанскими генералами. Генерал Шебаршин любил повторять, что «должность оперативного работника резидентуры пора переименовывать в аперитивного».

Янки при дворе царя Бориса. Как тайные советники из США «помогали» Ельцину

3 июля 1996 года Борис Ельцин победил во втором туре президентских выборов. Ему удалось сделать почти невозможное, ведь до начала выборов его рейтинг не превышал 6%. Одержать эту победу ему помогала группа американских политтехнологов.

Американские советники в эпоху Ельцина имели беспрепятственный доступ в высокие кабинеты и обладали значительным влиянием на политиков. Далеко не всегда это приводило к положительному результату. Одни из них давали советы, обернувшиеся катастрофой, другие набивали свои карманы, пользуясь представившейся возможностью.

Экономика рухнула в бездну

Выходец из Гарварда Джеффри Сакс заслужил славу «укротителя инфляции» в Боливии и Польше и перед самым распадом СССР был приглашён в экономические советники президентом Горбачёвым. После распада страны приглашение было подтверждено Ельциным. Сакс ехал в Россию с лозунгом «Смогла Польша, сможет и Россия».

Ещё в последние годы существования в СССР было разработано несколько экономических программ поэтапного и безболезненного перехода к рыночной экономике. Однако все они были отринуты по политическим соображениям и ставка была сделана на советы Сакса.

Реформа американца завершилась провалом. Никаких плюсов от «шоковой терапии» российская экономика не получила, зато все минусы воплотились в двойном масштабе. Вместо сокращения инфляции за несколько месяцев гиперинфляция сохранялась почти пять лет. Экономика буквально рухнула в бездну, безработица увеличилась в десятки раз, 2/3 населения страны скатились в нищету, целые экономические отрасли умерли, не выдержав конкуренции с дешёвым импортом.

Безумие приватизации

На фоне всего этого началась массовая приватизация. В таких условиях она не позволяла пополнить государственный бюджет и сформировать средний класс. Получилась практически бесплатная раздача имущества узкому кругу приближённых. Активы с колоссальной стоимостью раздавались буквально за копейки. По сути, приватизация в России не принесла денег в бюджет и только сформировала узкую прослойку олигархов, а не многочисленный средний класс, как обещали учебники по экономике.

Сакс, видя катастрофический провал, отмежевался от реформ. Он стал всё реже появляться в Москве и с 1994 года прекратил сотрудничество с Кремлём. О том, кто конкретно виноват в экономической катастрофе, спорят до сих пор. Бывший помощник Ельцина Михаил Полторанин свидетельствовал, что президент выбрал максимально радикальный вариант под влиянием американцев, которые пугали его возвращением к власти коммунистов, если он быстро не проведёт радикальные реформы.

Сам Сакс в своих интервью винил в провале как русское руководство, так и американцев. Русские, по его словам, провели не «шоковую терапию», а «злостное перераспределение средств в интересах узкого круга олигархов». Американцев (как и другие развитые страны) он винил за то, что в критический момент они отказались помогать России так, как помогли Польше, которая получила финансовую помощь (в том числе списание огромного долга).

Кто руководил приватизацией?

Оставила след и группа экономических советников рангом пониже Сакса, которые приехали в Россию, чтобы научить русских «честному капитализму», но сами занялись такими махинациями, что были осуждены в США.

В 1992 году Гарвардский институт международного развития (HIIT) начал сотрудничество с Россией. Помогать проводить экономические реформы в России приехала целая партия специалистов во главе с талантливым молодым экономистом Андреем Шлейфером, в совершенстве владевшим русским языком (до 15 лет он жил в СССР). Но если Сакс ограничивался общими консультациями высшего руководства по вопросам глобальной экономики, то «гарвардские мальчики» фактически взяли в свои руки управление некоторыми важными реформами.

«Будь осторожен, в России много коррупции. Тщательно следи за русскими работниками», — напутствовал Шлейфера директор института Саммерс, покровительствовавший ему. По условиям контракта советникам строжайше запрещалось участвовать в какой-либо коммерческой деятельности, как и их близким родственникам. В Гарварде были уверены, что на их питомцев можно положиться, в отличие от русских.

Первым в Россию приехал Шлейфер, ставший советником главы Госкомимущества Чубайса. Он имел достаточно большое влияние на российских чиновников и вскоре сосредоточил в своих руках большую власть над проектом. Ему было доверено заниматься подбором персонала для проекта. Так в Москве оказался юрист Джонатан Хэй (согласно некоторым свидетельствам, сотрудник ЦРУ), ставший его правой рукой.

Американские советники настаивали на максимально быстрой приватизации, пусть и с некоторым ущербом для казны. Шлейфер вообще был инициатором идеи раздать самые крупные активы олигархам в обмен на предоставление ими льготных кредитов правительству (частично эта программа была реализована позднее).

Вскоре американцы познакомились со многими крупными бизнесменами и чиновниками и поняли, как устроен формирующийся рынок. В тот момент они и увидели для себя массу возможностей.

Шлейфер и Хэй начали инвестировать в российские акции (в основном из нефтегазового сектора) и краткосрочные облигации. Чтобы скрыть это, они привлекли к делу своих родственников. Жена Шлейфера Нэнси Циммерман инвестировала в ряд акций, ещё часть инвестиций была сделана от имени её отца.

Американцы располагали массой инсайдерской информации за счёт общения с высокопоставленными чиновниками и политиками (Шлейфер однажды даже привёз на обед в своём американском доме российского вице-премьера и министра финансов Лившица), поэтому прекрасно знали, что покупать и когда продавать.

Позднее американцы были привлечены к работе над созданием инвестиционных фондов. Они должны были создать открытую и прозрачную систему, но вместо этого начали выстраивать систему под себя. Если бы у них это получилось, они бы стали практически всесильны на рынке управляющих компаний.

Суть махинаций заключалась в следующем. Благодаря связям сладкой парочки любовница Хэя Элизабет Хеберт первой в стране получила лицензию для открытия паевого инвестиционного фонда («Паллада»). В свою очередь её помощник приобрёл первую компанию — специализированный регистратор. Таким образом они замыкали только зарождающийся рынок на себе. Имея широчайшие связи, американцы получили возможность прибегать ко всяческим ухищрениям, чтобы не допустить на инвестиционный рынок крупных игроков, пока не оторвут себе самый лакомый кусок.

Эта авантюра их и сгубила. На протяжении пяти лет они оставались неуязвимы, тесные связи с российским правительством надёжно прикрывали их, а от американских проверок они научились защищаться. Но попытка противодействовать крупным игрокам не осталась незамеченной. В 1997 году после нескольких жалоб началось расследование, инициированное Конгрессом. Оно привело к громкому скандалу и сворачиванию американо-российского сотрудничества в этой сфере. Серьёзный ущерб был нанесён репутации Гарварда, который получил на свои российские проекты многомиллионные гранты.

Благодаря громкому имени Шлейфера и серьёзной протекции (его покровитель Саммерс занимал пост заместителя министра финансов) «гарвардские мальчики» проходили не по уголовному делу, а по гражданскому. В суде они частично признали вину и были приговорены к штрафу в несколько миллионов долларов. Гарвард за махинации своих сотрудников заплатил почти 30-миллионный штраф, правда, не в России, а в США.

В России с обоих сдували пылинки. Когда сменщик Чубайса во главе Госкомимущества Полеванов попытался выгнать американцев (по его словам, американцы содействовали скупке иностранными компаниями предприятий ВПК, в том числе и секретных), выгнали самого Полеванова. На своём посту он продержался всего два месяца.

Предвыборная реанимация Бориса

Перед началом президентской кампании в 1996 году рейтинг Ельцина составлял всего 6%, что делало его одним из самых непопулярных политиков в истории страны. Поражение было почти неизбежным. В качестве последнего жеста отчаяния в Москву была привезена группа американских профессионалов. В её составе особенно выделялся Джордж Гортон — матёрый политтехнолог, за свою жизнь поработавший на множестве гонок — от кампаний Никсона и Рейгана до кампании Шварценеггера.

Пребывание американцев в Москве больше напоминало комедию (к слову, через несколько лет в США действительно сняли комедию по мотивам этой истории, фильм получил название «Раскручивая Бориса»).

Сам факт пребывания американцев являлся строжайшей государственной тайной. Российский штаб опасался, что если об этом узнают, то Зюганов получит несколько дополнительных процентов голосов. Поэтому американцы жили в «Президент-отеле», где занимали 11-й этаж, оцепленный охраной. Никого к ним не пропускали, кроме особо доверенных связных. Самих консультантов также не выпускали из номеров, чтобы избежать утечки информации. Только после месяца работы они получили возможность выбираться в город.

Американцы имели неограниченный бюджет на исследования, но при этом даже не имели связи с российским штабом, который возглавлял Чубайс, и работали сами по себе.

Итоговый вклад консультантов в победу Ельцина неочевиден до сих пор. Сотрудники российского штаба уверены, что победа — это их заслуга, а роль американцев была ничтожной, поскольку они совсем не ориентировались в местных реалиях и предлагали не работающие в России ходы. Что касается политтехнологов из Америки, то они придерживались другого мнения. Едва вернувшись на родину, они начали рассказывать прессе, как им удалось одержать одну из самых выдающихся побед в истории выборов и раскрутить кандидата с нулевым рейтингом.

С этого момента тесное сотрудничество с США прекратилось, советники больше не посещали высокие кабинеты и не становились правой рукой важных правительственных чинов. Можно долго спорить, с какими целями они приходили сюда. Факты однозначны: сделать лучше у них не получилось. Как можно учить «честному капитализму», когда ты и сам не можешь устоять перед махинациями в свою пользу? Как можно давать советы, от которых зависит жизнь десятков миллионов, если их важной составляющей является оказание финансовой помощи, которую никто и не думает давать?

Да, плановая экономика давно исчерпала себя. Но переход к рынку можно и нужно было осуществлять аккуратнее. Понятно, что свой интерес был и у американцев, желавших получить доступ к богатому рынку, и у бывшей номенклатуры, стремившейся обладать собственностью. Но попытка за одну ночь перекинуться из социализма в капитализм обернулась одной из крупнейших экономических катастроф в истории ХХ века.

При правительстве Ельцина работало около 100 американских консультантов (4 фото)

Возможно было также и остановить войну в Чечне.
«Ни одной жертвы бы там не было. Эта проблема выеденного яйца не стоила. Кого бы поставили? Да любой нормальный человек работал бы нормально — в пределах закона. Не было сложной проблемы, если бы ее искусственно не создавали безответственные лица», — утверждает бывший глава ВС.
Сепаратизм Дудаева, по мнению Хасбулатова, не имел поддержки среди населения, а сам он был ставленником спецслужб. Сепаратистов можно было просто задушить экономическими санкциями, однако этому активно мешал Ельцин и его правительство. При этом Хасбулатов отмечает, что есть вещи, о которых он до сих пор не может говорить публично, и приводит лишь несколько примеров противодействия национальной политике ВС со стороны Кремля.
«Мы договорились с Ельциным решить проблему с Дудаевым. В это были посвящены очень важные люди из трех ведомств. Утром мне докладывает один из руководителей этой трехведомственной группы, большой генерал, что, мол, все идет по плану, я, говорит, иду докладывать президенту. Об этой группе знали только Ельцин и я, больше никто не знал. Вечером ко мне забегает адъютант и говорит, что этот человек просится ко мне на прием. Это был высокий, статный человек, смуглый, но он зашел бледным и сказал, что сегодня должен вылететь в какую-то страну военным атташе, а группа расформирована. Я звоню Ельцину с вопросом, что происходит:
«Да вот, туда-сюда, узнал Гайдар, начал шум», — так Ельцин не дал решить эту проблему», — рассказал Хасбулатов.
Поясняя, какими мерами можно было бы избежать конфликта, Хасбулатов говорит, что Верховный Совет принял решение о том, что пока не будут урегулированы отношения с Чечней, закрыть финансирование, однако средства в республику все равно поступали. По его словам, «центральным банкирам выкручивали руки то премьер, то зампремьера, а то и президент», требуя средства на зарплаты и социальное обеспечение республики. Несмотря на требования Верховного Совета, действовал и нефтепровод, по которому в Чечню поставлялась нефть на нефтепереработку, этим активно пользовался Дудаев.
Говоря о якобы сложившейся с развалом СССР системы двоевластия в стране, что, как полагают некоторые, привело к расстрелу Белого дома, Хасбулатов не отрицает, что законодательная власть действительно полностью взяла на себя функции правительства.
«Мы подобрали власть и начали работать, чтобы страна не распалась. О чем вы говорите, у кого было перетягивать? Не у кого было перетягивать. Когда канат перетягивают, есть противодействующие силы. Не было никакой силы, солома гнилая была. Ельцин ничего не понимал, только командовал, сверху вызывал: одним ухом слышал, в другое вылетало. Спросить его, о чем там шла речь — он ничего не понимал, кроме кадровых дел, здесь по старой партийной привычке он держал все в своих руках, а в экономике и других делах он и не хотел разбираться», — заявляет Хасбулатов.
Правительство Гайдара Хасбулатов характеризует следующим образом:
«Гайдаровцы очень большие лгуны. Таких лгунов, политических оппонентов, в разные политические моменты, как гайдаровцев, я никогда не встречал».
Подводя итоги своей деятельности на посту ВС, Хасбулатов заявляет, что политика Верховного Совета, обладавшего в то время достаточно широкими полномочиями, была направлена на построение «нормального капитализма».
«Подлинный реформатор, который строил нормальный капитализм в интересах людей — это был Верховный Совет. Если бы нам не мешали эти люди, которые пришли и назвали себя какими-то «камикадзе», но вдруг они становятся миллионерами, эти «камикадзе», никто из них при этом не выбрасывается из окна, как вы понимаете… Если бы они не мешали, у нас была бы совсем другая обстановка. Почему Путину пришлось разгребать эти «авгиевы конюшни», почему он и сейчас сталкивается с проблемами, потому что первоначальное развитие капитализма было задано неправильно, паразитарное направление, когда можно не своим трудом и способностями обогащаться, а за счет «прихватизации», за счет государственной собственности и это, к сожалению, теперь заложено на генетическом уровне вот в этих первых капиталистах», — говорит Руслан Хасбулатов.

Россией управляют американские консалтинговые компании, правительство лишь исполняет их волю

Пришла пора более подробно исследовать роль и место консалтинговых компаний в России. Согласно статье 13, п.2 Конституции РФ, в России запрещена идеология. И мы сами не имеем права решать, как России развиваться. Это могут решить только западные консалтинговые компании. Именно эти организации пишут для наших министров план действий, именно они производят аудит — другими словами, иностранные компании требуют от министерств отчета по всем сделкам, даже представляющим государственный секрет.

На содержание этих компаний Россия ежегодно тратит 2 миллиарда долларов. Иностранные компании (якобы независимые) на законных основаниях копаются в наших государственных секретах. Сами министры — лишь исполнители американской воли.

Министры сами ничего не придумывают. Им это не положено делать. Министерствами руководят иностранцы. В эпоху Ельцина иностранцы были прямо в министерстах (все знают, что у Чубайса советники были из ЦРУ. Кто не знает, наберите в поисковике слова Путина о Чубайсе и его консультантах.).

Потом иностранцев вывели за штат министерств в виде частных компаний. Так, Центральным Банком руководит компания Оливер Вайман. Министерство финансов управляется компаниями КПМГ и Делойт Туш. Министерство строительства и ЖКХ — «Делойт Туш и СНГ» и «Прайс Вотерхаус Купер». Министерство транспорта — Прайс Вотерхаус Купер. Министерство экономического развития — КПМГ. Министерство промышленности и торговли — Прайс Вотерхаус Купер. Росимущество — Прайс Вотерхаус Купер. Министерство образования — Прайс Вотерхаус Купер. Росфиннадзор — Делойт Туш. Министерство спорта — КПМГ.

Теперь вы догадываетесь — кто придумывает объединение и сокращение больниц? Кто дает рекомендации, обязательные к исполнению о сокращении милиционеров на 10 тысяч и о повышении пенсионного возраста в России? Кто предлагает уже в этом году сократить на 110 тысяч число бесплатных мест в ВУЗах?

А всеми неудобствами, возникшими в Москве москвичи обязаны американской компании Мак Кензи — именно она руководит московской мэрией, именно эта компания занимается платными парковками в Москве и отвечает за безопасность московского метро.

Если на сайтах подавляющего числа западных корпораций мы обязательно можем быстро отыскать как состав руководителей, так и список совета директоров, то для русских (второсортных) людей это правило не действует. Попробуйте-ка сами отыскать фамилии и биографии руководителей российского отделенияPriceWaterhouseCoopers! Мы не смогли.

Лишь вот такие сведения. Наша команда 2600 cпециалистов работают в наших офисах в России. Мы гордимся тем, что нам доверяют акционеры и высшее руководство крупнейших российских государственных и частных компаний — 109 партнеров: 71 российских гражданина и 38 иностранных граждан. Зато в разделе „Участие PwC в бизнес-ассоциациях” мы видим, с кем работает компания.

Чьи интересы учитывает в своей работе PwC? США и Канады, Японии и Финляндии, Германии и Франции. Т.е. Америки и Европы, плюс Японии. Также присутствует „российский” банковский бизнес и куча разных НГО, вроде Аудиторской Палаты России или Американской торговой палаты в СПб.

Уже с трудом верится в то, что PwC будет защищать или хотя бы учитывать интересы российских граждан.

Поэтому нужно самим принимать меры, к примеру заняться самостоятельно воспитанием своего ребенка.

Советник президента Российской Федерации

Сове́тник президе́нта Росси́йской Федера́ции — должность в Администрации президента России, введенная президентом Б. Н. Ельциным 19 июля 1991 года. Положением о советнике президента Российской Федерации, утвержденным распоряжением президента от 25 сентября 1992 года № 542-рп (признано утратившим силу Указом президента от 28 июня 2005 года № 736) определено, что советник президента Российской Федерации — это лицо, уполномоченное президентом Российской Федерации оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности.

Число советников президента определяется президентом России.

Указом президента от 6 мая 1992 года № 465 должность Государственного советника Российской Федерации преобразована в должность советника президента Российской Федерации. Государственные советники Российской Федерации Ю. М. Воронцов, А. Г. Гранберг, Е. Ф. Лахова, М. Д. Малей, Н. Г. Малышев, С. Б. Станкевич и А. В. Яблоков были назначены советниками президента Российской Федерации.

Ниже приведен список лиц, занимавших должность советника президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — РСФСР) с 1991 года. После даты стоит номер указа или распоряжения президента Российской Федерации, которым было произведено назначение или освобождение от должности. Также приводится список советников вице-президента Российской Федерации.

Указом президента от 7 мая 2000 года № 835 (после вступления в должность президента В. В. Путина) были приняты заявления советников президента об освобождении от занимаемых должностей и поручено им впредь до сформирования Администрации президента и осуществления в установленном порядке назначений на данные должности исполнять свои обязанности.

В связи с реорганизацией Администрации президента Российской Федерации по Указу президента от 25 марта 2004 года № 400 были переназначены советники президента Российской Федерации А. Г. Бурутин, А. Н. Илларионов, А. И. Приставкин, С. Н. Самойлов, Г. Н. Трошев, В. Н. Шевченко (одним Указом освобождены от занимаемой должности и назначены на эту же должность).

Указом президента от 30 апреля 2008 года № 634 установлено, что замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Администрации президента Российской Федерации, назначение на которые производится президентом Российской Федерации, осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими в течение срока исполнения президентом Российской Федерации своих полномочий (таким образом, с момента вступления в должность президента Российской Федерации Д. А. Медведева 7 мая 2008 года советники президента освобождались от своих должностей без принятия каких-либо специальных правовых актов).

Указом президента от 7 мая 2008 года № 718 федеральным государственным гражданским служащим Администрации президента Российской Федерации, назначенным на должности президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, поручено временно исполнять обязанности по замещаемым ими должностям впредь до осуществления президентом Российской Федерации соответствующих назначений.

Функции советников президента Российской Федерации

(в соответствии с Положением об Администрации президента Российской Федерации, утверждённым Указом президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490)

  • подготавливают для президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесённым к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;
  • обеспечивают по поручению президента Российской Федерации или руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при президенте Российской Федерации;
  • исполняют отдельные поручения президента Российской Федерации.

Руководитель группы советников президента Российской Федерации

Эту должность краткое время занимал Бурбулис Геннадий Эдуардович (26 ноября 1992 г., № 1480 — 14 декабря 1992 г., № 1568)

Советники президента Российской Федерации

  1. Волкогонов Дмитрий Антонович, советник Президента РСФСР по оборонным вопросам (20 июля 1991 г., № 4-рп; распоряжение в части назначения Д. А. Волкогонова признано утратившим силу Указом президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1154), советник президента Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности (24 сентября 1992 г., № 1124 — 24 января 1994 г., № 177)
  2. Старовойтова Галина Васильевна, советник президента РСФСР по вопросам межнациональных отношений (20 июля 1991 г., № 4-рп — 4 ноября 1992 г., № 1331)
  3. Бурков Валерий Анатольевич, советник президента РСФСР по делам инвалидов (5 августа 1991 г., № 34 — 28 августа 1992 г., № 1006), советник президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья (28 августа 1992 г., № 1006 — 17 декабря 1993 г., № 2191)
  4. Ракитов Анатолий Ильич, советник президента РСФСР по вопросам научно-технологической политики и информатизации (7 октября 1991 г., № 60-рп — 7 июля 1992 г., № 758)
  5. Тарпищев Шамиль Анвярович, советник президента Российской Федерации по физической культуре и спорту (18 января 1992 г., № 24; Указ о назначении признан утратившим силу Указом президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1154), советник президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в области физического воспитания и спорта (24 сентября 1992 г., № 1123 — 12 июля 1994 г., № 1489)
  6. Воронцов Юлий Михайлович, советник президента Российской Федерации по вопросам внешней политики (8 августа 1992 г., № 837 — 7 мая 2000 г., № 835)
  7. Малей Михаил Дмитриевич, советник президента Российской Федерации по вопросам конверсии (8 августа 1992 г., № 838 — 28 сентября 1993 г., № 1502)
  8. Гранберг Александр Григорьевич, советник президента Российской Федерации по экономическим и социальным вопросам Содружества государств (8 августа 1992 г., № 839 — 17 декабря 1993 г., № 2182)
  9. Малышев Николай Григорьевич, советник президента Российской Федерации по вопросам науки и высшей школы (8 августа 1992 г., № 840 — 12 февраля 1998 г., № 166)
  10. Яблоков Алексей Владимирович, советник президента Российской Федерации по вопросам экологии и охраны здоровья (8 августа 1992 г., № 841 — 29 декабря 1993 г., № 2314)
  11. Лахова Екатерина Филипповна, советник президента Российской Федерации по вопросам семьи, материнства и детства (28 августа 1992 г., № 1005 — 31 декабря 1993 г., № 2328)
  12. Станкевич Сергей Борисович, советник президента Российской Федерации по политическим вопросам (2 сентября 1992 г., № 1043 — 14 декабря 1993 г., № 2136)
  13. Днепров Эдуард Дмитриевич, советник президента Российской Федерации по вопросам государственной политики в области образования и гуманитарных реформ (3 ноября 1992 г., № 1329 — 17 декабря 1993 г., № 2183)
  14. Красавченко Сергей Николаевич, советник президента Российской Федерации по культуре (7 августа 1996 г., № 1142 — 2 февраля 1999 г., № 173)
  15. Волков Вячеслав Васильевич (12 августа 1996 г., № 1154 — 12 февраля 1998 г., № 165)
  16. Юмашев Валентин Борисович, советник президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации (13 августа 1996 г., № 1162 — 11 марта 1997 г., № 212)
  17. Паин Эмиль Абрамович, советник президента Российской Федерации по национальным вопросам (19 сентября 1996 г., № 1380 — 2 февраля 1999 г., № 172)
  18. Дьяченко Татьяна Борисовна, советник президента Российской Федерации по имиджу (28 июня 1997 г., № 639 — 3 января 2000 г., № 7)
  19. Митина Виктория Александровна (28 мая 1998 г., № 188-рп — 2 февраля 1999 г., № 27-рп)
  20. Пихоя Людмила Григорьевна (28 мая 1998 г., № 189-рп — 2 февраля 1999 г., № 28-рп)
  21. Зурабов Михаил Юрьевич, советник президента Российской Федерации по социальным вопросам (28 октября 1998 г., № 1309 — 27 мая 1999 г., № 673); советник президента Российской Федерации по проблемам реформирования социальной сферы (7 октября 2007 г., № 1341 — 7 мая 2008 г.; 13 мая 2008 г., № 765 — 5 августа 2009 г., № 936)
  22. Шевченко Владимир Николаевич, советник президента Российской Федерации по протоколу (3 января 2000 г., № 2 — 7 мая 2000 г., № 835; 5 июня 2000 г., № 1035 — 30 марта 2004 г., № 452; 30 марта 2004 г., № 452 — 7 мая 2008 г.; 14 мая 2008 г., № 780 — 9 апреля 2011 г., № 426)
  23. Семенченко Валерий Павлович (3 января 2000 г., № 4 — 7 мая 2000 г., № 835)
  24. Илларионов Андрей Николаевич, советник президента Российской Федерации по экономическим вопросам (12 апреля 2000 г., № 668 — 7 мая 2000 г., № 835; 4 июня 2000, № 1027 — 30 марта 2004 г., № 454; 30 марта 2004 г., № 454 — 26 декабря 2005 г., № 1532)
  25. Самойлов Сергей Николаевич, советник президента Российской Федерации по вопросам федерализма и местного самоуправления (17 марта 2001 г., № 300 — 30 марта 2004 г., № 449); советник президента Российской Федерации по вопросам региональной политики (30 марта 2004 г., № 449 — 7 мая 2008 г.)
  26. Приставкин Анатолий Игнатьевич, советник президента Российской Федерации по правовым вопросам (29 декабря 2001 г., № 1512 — 30 марта 2004 г., № 448); советник президента Российской Федерации по вопросам амнистии и помилования (30 марта 2004 г., № 448 — 7 мая 2008 г.)
  27. Трошев Геннадий Николаевич, советник президента Российской Федерации по делам казачества (25 февраля 2003 г., № 98-рп — 30 марта 2004 г., № 450; 30 марта 2004 г., № 450 — 7 мая 2008 г.)
  28. Бурутин Александр Германович, советник президента Российской Федерации по вопросам военно-промышленного комплекса и государственного оборонного заказа (18 апреля 2003 г., № 445 — 30 марта 2004 г., № 453); советник президента Российской Федерации по военно-технической политике (30 марта 2004 г., № 453— 2007 г.)
  29. Аслаханов Асламбек Ахмедович, советник президента Российской Федерации по проблемам Северо-Кавказского региона (30 марта 2004 г., № 451 — 7 мая 2008 г.)
  30. Лесин Михаил Юрьевич, советник президента Российской Федерации по вопросам средств массовой информации (6 апреля 2004 г., № 491 — 7 мая 2008 г.; 14 мая 2008 г., № 781 — 18 ноября 2009 г., № 1298)
  31. Лаптев Юрий Константинович, советник президента Российской Федерации по вопросам развития культуры (16 апреля 2004 г., № 543 — 7 мая 2008 г.; 13 мая 2008 г., № 766 — 23 мая 2012 г., № 697)
  32. Яковлев Вениамин Фёдорович, советник президента Российской Федерации по правовым вопросам (31 января 2005 г., № 107 — 7 мая 2008 г.; 13 мая 2008 г., № 767 — 7 мая 2012 г., 25 мая 2012 г., № 726 — 7 мая 2018 г., 13 июня 2018 г., № 326 — скончался 24 июля 2018 г.)
  33. Ушаков Сергей Константинович, советник президента Российской Федерации — руководитель организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году (29 июля 2007 г., № 994 — 7 мая 2008 г.; 19 мая 2008 г., № 803 — 7 мая 2012 г., 25 мая 2012 г., № 727 — 13 декабря 2012 г., № 1635)
  34. Рейман Леонид Дододжонович, советник президента Российской Федерации по вопросам инновационного развития и высоких технологий (13 мая 2008 г., № 768 — 10 сентября 2010 г., № 1122)
  35. Тринога Михаил Иванович, советник президента Российской Федерации по вопросам регулирования документооборота и документационного обеспечения (13 мая 2008 г., № 769 — 23 мая 2012 г., № 699)
  36. Зязиков Мурат Магометович, советник президента Российской Федерации по вопросам казачества (31 октября 2008 г., № 1556 — 26 января 2012 г., № 109)
  37. Черномырдин Виктор Степанович, советник президента Российской Федерации — специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ (11 июня 2009 г., № 654 — скончался 3 ноября 2010 г.)
  38. Бедрицкий Александр Иванович, советник президента Российской Федерации по вопросам изменения климата (27 ноября 2009 г., № 1355 — 7 мая 2012 г., 25 мая 2012 г., № 725 — 22 июня 2018 г., № 358)
  39. Юрьев Евгений Леонидович, советник президента Российской Федерации по социальным вопросам (7 сентября 2010 г., № 1100 — 23 мая 2012 г., № 698)
  40. Федотов Михаил Александрович, советник президента Российской Федерации (12 октября 2010 г., № 1233 — 7 мая 2012 г., 25 мая 2012 г., № 729 — 7 мая 2018 г., 13 июня 2018 г., № 325 — 21 октября 2019 г., № 510) — председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (с 12 октября 2010 г., № 1234)
  41. Григоров Сергей Иванович, советник президента Российской Федерации по вопросам военно-промышленного комплекса (25 мая 2011 г., № 680 — 7 мая 2012 г., 25 мая 2012 г., № 728 — 13 июня 2018 г., № 331)
  42. Абызов Михаил Анатольевич, советник президента Российской Федерации по координации деятельности «открытого правительства» (18 января 2012 г., № 81 — 21 мая 2012 г., № 644)
  43. Левитин Игорь Евгеньевич, советник президента Российской Федерации по развитию транспортной инфраструктуры (21 мая 2012 г., № 681 — 2 сентября 2013 г., № 694)
  44. Абрамов Александр Сергеевич, советник президента Российской Федерации по вопросам развития спорта (23 мая 2012 г., № 701 — 2 декабря 2013 г., № 875)
  45. Толстой Владимир Ильич, советник президента Российской Федерации по вопросам культуры и искусства (23 мая 2012 г., № 702 — 7 мая 2018 г., с 13 июня 2018 г., № 324)
  46. Устинов Антон Алексеевич, советник президента Российской Федерации по развитию топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (14 июня 2012 г., № 823 — 30 марта 2016 г., № 141)
  47. Дубик Сергей Николаевич, советник президента Российской Федерации по противодействию коррупции и вопросам государственной службы и кадров (18 июня 2012 г., № 872 — 15 февраля 2015 г., № 73)
  48. Глазьев Сергей Юрьевич, советник президента Российской Федерации по развитию евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (28 июля 2012 г., № 1037 — 7 мая 2018 г., 13 июня 2018 г., № 321 — 7 октября 2019 г., № 484)
  49. Левицкая Александра Юрьевна, советник президента Российской Федерации по вопросам экономического развития и социальной сферы (2 августа 2013 г., № 666 — 7 мая 2018 г., с 13 июня 2018 г., № 323)
  50. Кобяков Антон Анатольевич, советник президента Российской Федерации по вопросам внешней политики и международных отношений (11 апреля 2014 г., № 227 — 7 мая 2018 г., с 13 июня 2018 г., № 322)
  51. Фёдоров Николай Васильевич, советник президента Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса (22 апреля 2015 г., № 205 — 28 сентября 2015 г., № 478)
  52. Клименко Герман Сергеевич, советник президента Российской Федерации по программам развития интернета (4 января 2016 г., № 4 — 13 июня 2018 г., № 333)
  53. Эдельгериев Руслан Сайд-Хусайнович, советник президента Российской Федерации по вопросам изменения климата (с 22 июня 2018 г., № 355)
  54. Фадеев Валерий Александрович, советник президента Российской Федерации (с 21 октября 2019 г., № 511)

Советники вице-президента Российской Федерации

Вице-президент РСФСР/Российской Федерации Александр Владимирович Руцкой (10 июля 1991 г. — 3 октября 1993 г.) своими распоряжениями назначал советников вице-президента РСФСР/Российской Федерации. Все советники вице-президента, кроме А. В. Федорова, выполняли обязанности советника безвозмездно.

  1. Перфильев Валентин Викторович (назначен 14 октября 1991 г., № 2-рв)
  2. Федоров Андрей Владимирович (назначен 21 октября 1991 г., № 3-рв)
  3. Подберёзкин Алексей Иванович (назначен 26 октября 1991 г., № 4-рв)
  4. Белкин Владимир Аркадьевич, советник вице-президента РСФСР по вопросам развития рыночных структур и предпринимательской деятельности (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  5. Веркопуло Владимир Глебович, советник вице-президента РСФСР по вопросам развития рыночных структур и предпринимательской деятельности (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  6. Конончук Юрий Николаевич, советник вице-президента РСФСР по вопросам развития рыночных структур и предпринимательской деятельности (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  7. Семигин Геннадий Юрьевич, советник вице-президента РСФСР по вопросам развития рыночных структур и предпринимательской деятельности (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  8. Скоморохов Николай Михайлович, советник вице-президента РСФСР по оборонным вопросам (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  9. Андронов Иона Ионович, советник вице-президента РСФСР по международным связям (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  10. Винокур Владимир Натанович, советник вице-президента РСФСР по делам культуры (назначен 26 ноября 1991 г., № 7-рв)
  11. Изгаршев Василий Филиппович (назначен 7 февраля 1992 г., № 3-рв)

Примечания

  1. Бывший министр Минздравсоцразвития назначен советником президента РФ (недоступная ссылка). Дата обращения 17 июля 2008. Архивировано 30 июня 2009 года.
  2. Указом президента Российской Федерации от 1 июля 2000 г. № 1216 назначен первым заместителем директора — начальником Управления обеспечения деятельности высших органов государственной власти Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.
  3. Назначен первым заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации
  4. Сергей Ушаков до мая 2008 года исполнял обязанности советника президента, курирующего организационные вопросы подготовки саммита АТЭС в России
  5. http://news.kremlin.ru/news/17138 (недоступная ссылка)

См. также

  • Государственный советник РСФСР
  • Помощник президента Российской Федерации
  • Референт президента Российской Федерации

Президенты

  • Борис Ельцин¹ (1991—1999)
  • Владимир Путин (2000—2008)
  • Дмитрий Медведев (2008—2012)
  • Владимир Путин (с 2012)

Исполняющие обязанности

  • Александр Руцкой² (1993)
  • Виктор Черномырдин (1996)
  • Владимир Путин (1999—2000)

Вице-президент (должность упразднена)

Александр Руцкой³ (1991—1993)

Выборы

Отрешение от должности

Отставки

Верховный
главнокомандующий ВС России

Администрация

Органы исполнительной власти
в ведении президента России

Консультативные и совещательные
органы при президенте России

Документы президента

Символы президентской власти

Формы поощрения президентом

  • Почётная грамота Президента Российской Федерации
  • Благодарность Президента Российской Федерации

Прочее

  • ¹ В 1991 году президент РСФСР
  • ² Глава альтернативного правительства
  • ³ В 1991 году вице-президент РСФСР