2с25м спрут сдм1

Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ1»

В рамках создания и развития техники для воздушно-десантных войск была разработана новая модификация самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». К настоящему времени обновленная машина под названием «Спрут-СДМ1» вышла на испытания и проходит все необходимые проверки. В обозримом будущем эта самоходка может быть принята на вооружение с последующим серийным строительством и поставками техники войсками.
Существующая бронемашина 2С25 «Спрут-СД» разрабатывалась с середины восьмидесятых годов, однако в силу различных причин была принята на вооружение только в 2006-м. Проект подразумевал использование существовавшего гусеничного шасси «Объект 934», на котором следовало монтировать новое боевое отделение. САУ/СПТП «Спрут-СД» оснащается гладкоствольным орудием 2А75 калибра 125 мм, что позволяет использовать те же боеприпасы, что и в случае с имеющимися на вооружении танками. Сравнительно малые габариты и вес позволяют осуществлять парашютное десантирование техники.

Серийное производство машин «Спрут-СД» велось с 2005 по 2010 год. После этого было решено приостановить сборку новой техники до появления нового проекта модернизированной самоходки. Новый проект обновленной самоходной пушки получил условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1». Его разработкой занимались специалисты нескольких предприятий из состава концерна «Тракторные заводы». Задачей этого проекта было повышение основных боевых характеристик за счет применения ряда нового оборудования, в первую очередь, иных прицельных устройств и средств управления огнем. Кроме того, была предложена доработка имеющегося шасси с широким применением существующих узлов и агрегатов, направленная на максимальную унификацию с другой техникой воздушно-десантных войск.

СПТП «Спрут-СДМ1» на выставке «Армия-2015». Фото Bmpd.livejournal.com
В рамках модернизации самоходки было решено сохранить имеющиеся броневые агрегаты. Корпус и башня исходной и модернизированной машиной почти не имеют отличий. Примененные доработки коснулись лишь некоторых деталей и связаны только с необходимостью применения новых узлов. Общая архитектура, компоновка и другие особенности машины, тем не менее, не изменялись.
Наиболее заметным внешним отличием СПТП «Спрут-СДМ1» от базового «Спрута-СД» является применение новой ходовой части. С целью упрощения и удешевления одновременного производства нескольких образцов техники для ВДВ было решено оснастить самоходку ходовой частью, основанной на агрегатах боевой машины десанта БМД-4М. Примечательно, что подобная унификация не оказывает значительного влияния на общие параметры ходовой новой машины. После обновления самоходка получает по семь опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена возможность изменения клиренса за счет регулировки параметров подвески.
Также в составе ходовой части имеются кормовые ведущие колеса цевочного зацепления, передние направляющие с механизмом натяжения и несколько поддерживающих роликов малого диаметра, предназначенные для удержания верхней ветви гусеницы в правильном положении.

Унификация новейшей техники для воздушно-десантных войск также сказалась на силовой установке и трансмиссии новой самоходной противотанковой пушки. Машина «Спрут-СДМ1» получает новый дизельный двигатель типа УТД-29 мощностью 500 л.с. вместо исходного 450-сильного 2В-06-2. Также самоходка получает трансмиссию, заимствованную у существующей боевой машины десанта. Подобные доработки в некоторой мере повышают удельную мощность самоходки и, как следствие, должны положительно сказываться на ее подвижности.
Заметным доработкам в рамках проекта модернизации подверглось боевое отделение. По имеющимся данным, САУ/СПТП «Спрут-СДМ1» получает обновленную систему управления огнем с рядом новых систем и прицельным оборудованием с повышенными характеристиками. Теперь машина имеет комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами, позволяющими применять вооружение в любое время суток. Также предусматривается автомат сопровождения целей, повышающий общие боевые характеристики.
Новое радиоэлектронное оборудование обновленной машины включает средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена, что позволяет экипажу передавать данные о различных целях другим машинам, а также получать целеуказание и другую информацию. Подобное оснащение призвано повысить эффективность совместной боевой работы нескольких самоходок.
За счет обновленной системы управления огнем «Спрут-СДМ1» сохраняет возможность применения уже существующей номенклатуры боеприпасов. Кроме того, обеспечивается совместимость с программируемыми взрывателями дистанционного подрыва на указанном участке траектории. Также самоходка может использовать управляемые ракеты нескольких типов, запускаемые из ствола основного орудия.
«Главный калибр» машины остался прежним – 125-мм орудие 2А75, представляющее собой развитие танковой системы 2А46. Пушка с длиной ствола 48 калибров устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости в любом направлении. Углы возвышения меняются в пределах от -5° до +15°. Орудие оснащается автоматом заряжания, самостоятельно подающим в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. Боекомплект «Спрута-СДМ1», как и у предшественника, состоит из 40 снарядов различных типов.

Обновленная башня самоходки. Фото Bastion-karpenko.ru
Новый проект подразумевает усиление дополнительного пулеметного вооружения. К спаренному с пушкой ПКТ калибра 7,62 мм добавляется еще одно подобное оружие, смонтированное на дистанционно управляемом боевом модуле. Модуль предлагается монтировать в кормовой части башни, управление им должно осуществляться с пультов боевого отделения. В коробах для боекомплекта боевого модуля помещается 1000 патронов. Наличие дополнительного пулемета позволяет улучшить возможности техники в деле самообороны от пехоты и незащищенных машин противника, а размещение такого оружия на дистанционно управляемом боевом модуле, в свою очередь, резко снижает риски для экипажа.
Модернизированная самоходка «Спрут-СДМ1» имеет боевую массу на уровне 18 т. Габариты машины в сравнении с базовой версией не изменились. Подвижность также осталась на имеющемся уровне. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч. При помощи кормовых водометов самоходка может пересекать водные преграды вплавь со скоростью до 7 км/ч. Управлять машиной должен экипаж из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика-оператора.

Первый опытный образец новой САУ/СПТП 2С25М «Спрут-СДМ1» был построен в прошлом году. Концерн «Тракторные заводы» впервые представил эту машину широкой публике в рамках выставки «Армия-2015». Тогда же были оглашены основные особенности нового проекта и названы некоторые характеристики обновленной машины. На тот момент модернизированные бронемашины рассматривались в качестве замены для существующей техники.
Несколько дней назад на полигоне Струги Красные (Псковская область) состоялся сбор руководящего состава артиллерии воздушно-десантных войск. Военачальники ВДВ смогли обменяться опытом и узнать последние новости в области артиллерии. Кроме того, в ходе сбора состоялся демонстрационный показ новой СПТП «Спрут-СДМ1» с проведением стрельб. Пресс-служба министерства сообщает, что в ходе показательных стрельб использовалась не только новая самоходка, но и некоторые вспомогательные средства. Так, в обеспечении стрельб при помощи целеуказания и корректировки огня участвовали беспилотные летательные аппараты «Орлан», а также радиолокационные станции «Аистенок» и «Соболятник».
По имеющимся данным, самоходная противотанковая пушка нового типа пока проходит испытания и еще не готова к началу серийного производства в интересах воздушно-десантных войск. Тем не менее, авторы проекта уже строят соответствующие планы. Как сообщает отечественная пресса, машины «Спрут-СДМ1» должны пойти в серию в 2018 году. Вскоре после этого войска смогут получить новые бронемашины с повышенными боевыми характеристиками. Согласно последним сообщениям, с новой самоходкой уже ознакомились представители ВДВ. Это событие, а также продолжение работ по новому проекту в той или иной мере ускоряют принятие новой техники на вооружение.
По материалам сайтов:

Истребитель танков «Спрут» подготовили к госипытаниям

Новейшая российская самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ-1» готова к проведению государственных испытаний. Как сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе, эта уникальная машина, что называется, «полностью доведена до ума» и в настоящее время соответствует всем требованиям российских воздушно-десантных войск.

Также изучается вопрос о продвижении «Спрута» на международных рынках. Дело в том, что многие страны в силу своего географического положения продолжают эксплуатировать давно уже устаревший советский ПТ-76. Ему давно необходима замена. Поэтому лучший вариант — это высокоманевренный, плавающий и вооруженный мощной пушкой 2С25М.

Внешне новая 18-тонная машина очень похожа на свою первоначальную версию. Она также вооружена 125-мм орудием, с которым спарен 7,62-мм пулемет. Однако у модернизированного варианта имеется дистанционно-управляемая пулеметная установка, новая ходовая часть, 500 — сильный двигатель — такой же, как у БМД-4М. Истребитель танков способен развивать по шоссе максимальную скорость до 70 км/ч, на плаву — 7 км/ч. Запас хода — 500 километров.

Полностью обновлен прицельный комплекс, который по своим характеристикам соответствует самым современным требованиям. Например, наводчик-оператор и командир машины благодаря тепловизионным каналам могут поражать цели ночью также эффективно, как днем — в том числе и управляемыми ракетами на дистанции в 5000 метров.

Как ожидается, 2С25М продемонстрируют на международном военно-техническом форуме «Армия-2018».

Стоит упомянуть, что сейчас к испытаниям готовят уже модернизированную версию 2С25М «Спрут-СДМ-1». Для советских/российских ВДВ уже строили «спрутов» под индексом 2С25 — с 80-х годов XX века до 2010-х годов в гомеопатических дозах (более 30 штук). А сама разработка и доводка машины растянулась на 17 лет.

СПТП «Спрут-СДМ1» (источник фото)

Вертикальный охват Ла-Манша

Что же такое «Спрут-СД»? Это противотанковая САУ (так, по крайней мере, его называют официально) со 125-мм танковым орудием. Происхождение она ведёт от опытного лёгкого танка «Судья». Объект 934 «Судья» разрабатывали на Волгоградском тракторном по заказу министра обороны СССР Гречко с начала 70-х. Лёгкий и прыгучий танк с защитой максимум от 23-мм снарядов и вооружённый 100-мм нарезной пушкой должен был поддерживать стратегические советские десанты на Вашингтон на учениях во имя мира.

Объект 934 «Судья» в Кубинском музее бронетехники (источник фото)

Славные семидесятые! Разрядки сменялись кризисами, а два враждебных лагеря планировали стереть друг друга в порошок с помощью тысяч мегатонн, прилетающих в виде межконтинентальных баллистических ракет. Попутно армии миролюбивого блока ОВД планировали на ордах танков Т-55 и Т-62 на фоне вырастающих ядерных грибов прорваться к Ла-Маншу, а не менее миролюбивый блок НАТО жаждал показать коммунистам, где Маркс зимует.

Советские ВДВ готовились «напрыгивать» сверху с новейших Ил-76 со всеми своими БМД (боевая машина десанта) и прочей десантируемой техникой. В итоге одна опытно-конструкторская разработка плавно перетекла в другую — то есть в прототип «Спрута», более совершенную машину с мощным вооружением. Но в советское время «летающий осьминог» так и не прошёл дальше предсерийных образцов.

Однако паратруперам требовалось хоть какое-то тяжёлое оружие для борьбы с бронетехникой противника, пока к десанту прорывались бы основные силы, — чтобы не оказаться в ситуации, когда «мост слишком далеко».

Если на клетке слона написано «буйвол» — не верь глазам своим

В случае со «Спрутом» мы сталкиваемся с тем, что машину со всеми признаками лёгкого танка называют САУ (самоходная артиллерийская установка). Но, несомненно, «Спрут» — именно лёгкий танк с противопульно-противоосколочной бронёй, с танковым орудием и спаренным пулемётом во вращающейся башне (в новой версии появился и дистанционно управляемый зенитный пулемёт на крыше). Тут можно вспомнить и американский «Стингрей», и французский AMX-13, и германскую танкетку «Визель», а если погрузиться поглубже в историю, то и малосерийный по меркам Второй мировой «Тетрарх».

(Фото: Imperial War Museum)

САУ «Спрут» стал, видимо, в силу определённых политических причин и озвученной потребности ВДВ именно в противотанковом самоходном средстве. Кстати в официальных релизах «Рособоронэкспорта» в августе этого года «Спрут» вдруг стали называть «лёгким плавающим танком» (вот это поворот!).

Самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» (источник фото)

Это связали с заявленным экспортным потенциалом машины. Действительно, кому из потенциальных клиентов российской оборонки нужна противотанковая авиадесантируемая САУ? А вот плавающая машина огневой поддержки, разведки и охранения вполне может сгодиться морпехам какой-нибудь Индонезии.

Комиссар Каттани изучает «Спрут»

Что можно записать в актив этой необычной бронемашине?

Авиадесантируемость. Танк вполне можно выбросить с рампы Ил-76 на грузовой десантной платформе. То есть «танкосау» может везде сопровождать «голубые береты» и поддерживать огнём БМД и БТРД (бронетранспортёр десантный).

Он (оно?) плавает. Было бы странно, если бы дитя советского танкопрома эпохи холодной войны массой меньше 20 тонн не плавало.

Часть узлов и агрегатов унифицирована с БМП-3 и БМД-4М.

Мощное 125-мм орудие (допиленная специально под «Спрут» танковая пушка) имеет все шансы поразить практически любой танк вероятного противника.

Ах, да — изменяемый клиренс. Эксзибит оценит! Правда, возможность лечь на грунт не очень сильно влияет на внушительные габариты машины.

На этом плюсы заканчиваются и плавно перетекают в минусы.

Мы уже поняли, что САУ эту машину можно назвать с изрядной натяжкой. Стрелять «Спрут» может только на прямой наводке (ракеты держим в уме), и тут всплывает недостаток в виде противопульной брони. А больше и не получается, потому что масса в 18 тонн напрямую увязана с максимально возможно массой десантируемого с Ил-76 груза.

Подбить танк врага «Спрут», конечно, может, но и сам он сильно уязвим для огня не только танковых орудий, но и автоматических пушек БМП и БТР, а также тяжёлого пехотного оружия. Если для САУ, стреляющих с закрытых позиций, это не так критично, то передовой срок жизни бодипозитивного «Спрута» окажется до обидного коротким — после того, как его засекут.

Кроме того, все навороты бронемашины ведут к неслабому ценнику на бирке. От количества новых моделей на вооружении российской армии уже рябит в глазах, и к этому «зоопарку» из старых советских и перспективных машин добавляются авиадесантируемые танки. Но так ли они нужны?

(Источник фото)

ВДВ наше минобороны уделяет очень большое значение. Но даже в самые кучерявые для крылатой пехоты советские времена военно-транспортная авиация с сотнями бортов могла с гарантией обеспечить высадку примерно одной (!) воздушно-десантной дивизии вместе с техникой. Теперь для высадки полка собирается практически весь строевой состав «илюш». Тут бы для БМД самолётов хватило… И лучше будет, если место танков займут «нормальные» САУ — вроде «Ноны» или «Хосты».

Кстати, современные БМД-4М вооружены 100-мм орудиями, которые также умеют пускать ракеты и несут на себе ПТУРы. То есть их огневая мощь ниже, чем у «Спрута», но не на порядки.

Погрузка БМД-4М в военно-транспортный самолёт Ил-76 (источник фото)

Логистика. Мы же помним, что «Спрут» должен уметь действовать в отрыве от тылов?
Боекомплект «танкосау» — 40 выстрелов. Дальше его как-то нужно снабжать. Да-да, мы в курсе, что на плацдарм нужно доставить 100-мм, 30-мм снаряды для БМД, 120-мм выстрелы для десантных САУ, ракеты для ПТРК, ракеты для ЗРК «Птицелов»… и ещё один калибр в номенклатуре. Хм, а что это заместитель командира по тылу на нас как-то недобро смотрит?..

На топливо у «Спрута» также очень хороший аппетит.

«Спрут» тянет щупальца к гособоронзаказу

Но самое главное — какие такие хотя бы тактические десанты в боевых условиях за последние лет 30 можно было наблюдать? Десантники прыгают на учениях, а на театры военных действий локальных конфликтов прибывают сразу на аэродром. Прыгать с парашютами (ок-ок, совершать прыжки) — удел ССО и других спецназов в определённых спецоперациях. А десантники в реальности пользуются бронетехникой и — иногда — вертолётами. То есть классические воины-парашютисты времён десанта на Крит, а также «Маркет-Гардена» и Вязьмы постепенно перековываются в аэромобильную пехоту.

Да, десантура перенесла на себе тяготы практически всех малых войн в новейшей истории. Личный состав ВДВ хорошо натренирован и показывает былинные примеры мужества и верности воинскому долгу. Но их стратегическая заточка оборачивается тем, что они платят кровью за тонкую броню «алюминиевых» БМД и авиадесантируемость своей техники, которую чаще применяют как линейную пехотную.

Руководство ВДВ и генштаб это осознают, поэтому в штат воздушно-десантных дивизий недавно ввели роты полноценных танков Т-72Б3, а затем расширили их до танковых батальонов.

Почему же ВДВ до сих пор хотят «Спрут»? Причин видится несколько. Первая — иметь под всякую задачу свой инструмент. А вдруг полноценная война с сильным противником? Или аэродром для посадки «илюш» с солдатами, танками и пушками нужно захватить у злобных террористов (мы же помним про вооружение БМД-4М)?

(Источник фото)

Желание похвальное, но нужно понимать, что тут вступает в силу безжалостная бухгалтерия. Недавно Владимир Путин озвучил разницу в военных бюджетах России и США — меньше 50 против 725 миллиардов долларов (и американцам этого ещё и не хватает!). Поэтому необходимо тщательно выбирать, что мы покупаем и в каких количествах, чтобы обеспечить максимальную боеспособность нашей армии не только по сценарию роликов из Red Alert, но и в реальных войнах будущего. Которые, скорее всего, Россию не обойдут стороной.

Мы видим, как радужные планы ГОЗа по закупкам Т-90, «армат», новейших «бумерангов» и «курганцев» постепенно усыхают в сторону бюджетных модернизаций Т-72, БМП-2 и БМП-1 — машин, устаревших в первую очередь морально, разработанных в реалиях холодной войны, а не череды контртеррористических операций. Именно сухопутчики вынесут на себе в случае чего основную тяжесть любого конфликта — от локального до глобального.

Не обойдётся и без десанта, но вся логика развития военного дела предопределяет ему превращение в аэромобильную лёгкую пехоту. Потому воздушно-десантного осетра стоит урезать для его же пользы. А бюджет и логистику пощадить в пользу большей унификации и хорошо защищённых полноценных танков и модульных бронемашин.

P. S. «Спрут», если отрезать лишнее и добавить комплекс активной защиты (КАЗ), вполне сгодится на роль плавающего танка для морпехов и других лёгких сил, причём даже на экспорт. Тем более, что для лёгких танков сейчас наступил настоящий ренессанс. Но пока — увы, получаются дорогостоящие «часы с кукушкой», которые не совсем понятно, как использовать.

Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» добавит огня российским десантникам

СПП «Спрут-СДМ-1» / Фото: volgasib.ru

В этом году модернизированная самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1» начнет поступать в Воздушно-десантные войска России. Об этом сообщил в интервью «Интерфаксу» председатель комитета Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов. В настоящий момент завершаются государственные испытания самоходки, и совсем скоро она будет принята на вооружение.

Модифицированный вариант самоходной пушки «Спрут-СД» был создан на предприятии концерна «Тракторные заводы». Первый опытный образец был построен в 2015 году. Тогда же он был показан широкой публике на форуме Минобороны России в 2015 году. «Спрут-СДМ-1» получил новое гусеничное шасси. Существенно усилена система управления огнем. Добавлен крупнокалиберный пулемет для отражения атак с воздуха. А также, что особенно важно в современных условиях, самоходка интегрирована в информационно-управляющую систему тактического звена. При этом, естественно, были сохранены такие важные функции, которые необходимы для военной техники ВДВ как десантирование с самолета, а также плавучесть. Благодаря плавучести самоходка на равных и с той же самой эффективностью используется как оружие морской пехоты.

БМД «Спрут-СДМ1» / Фото: army-news.ru

Хотя, конечно, «Спрут» — это никакая не самоходная пушка, а самый настоящий легкий танк. Потому что «Спрут-СД», обладая прекрасной подвижностью и сбалансированной огневой мощью, способен вести борьбу не только с танками противника, пребывая в относительно статичном положении, но и, с легкостью перемещаясь на поле боя, поражать живую силу, подавлять огневые точки, вести поддержку десанта, действовать непосредственно в боевых порядках БМД при атаке и при обороне. При этом десантники могут перемещаться на броне «Спрута».

Но, несмотря на все признаки легкого танка, такой статус получить он не мог. Потому что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковых индексов.

«Спрут-СД» создавался в 80-е годы, смело можно сказать, как класс нового оружия. И именно для ВДВ. У него есть предыстория. В конце 70-х годов был разработан легкий плавающий танк «Объект 934». Он также мог десантироваться с тяжелых транспортных самолетов «Антей» и Ил-76, которые могли взять на борт до двух или трех легких танков. И это стало бы серьезным прорывом по части усиления вооружения десантных подразделений. Однако в серию танк не пошел в силу ряда причин. Главная из них — недостаточная мощь пушки калибра 100 мм, которая была способна пробивать на расстоянии 2 километра подкалиберным снарядом лишь броню толщиной в 280 мм. В то время как командованию ВДВ хотелось, чтобы разрабатываемый легкий танк был бы способен вести борьбу с основными боевыми танками противника, имеющими более серьезное бронирование. Поэтому тему закрыли.

В 1980 году к разработке серьезного вооружения для ВДВ при низких весовых характеристиках приступил климовский ЦНИИ Точмаш. При этом был использован задел свернутой разработки — использовано гусеничное шасси от «Объекта 934». С целью повышения огневой мощи выбрали очень серьезную гладкоствольную пушку 2А75 — модификацию 2А46, которая используется в основных боевых танках. Таким образом, «Спрут-СД» приобрел такую же огневую мощь, что и ОБТ.

При этом, разумеется, конструкторам пришлось проявить массу изобретательности, чтобы скрестить пушку с мощной отдачей с легкой машиной весом всего лишь в 18 тонн. Весовая категория ОБТ начинается от 40 тонн и заканчивается на 70 тоннах. Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от этой идеи пришлось отказаться: при стрельбе противотанковыми управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой. Помимо этого возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне.

Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» — орудийного ствола и самой самоходки после выстрела.

В 1984 году уже были готовы опытные образцы самоходки, которые успешно прошли стрельбовые испытания на полигоне 38-го НИИ. Однако это было окончание не ОКР, а НИР. ОКР «Объект 952″ стартовала в 1985 году. В ней приняли участие ОКБ-9 Уралмашзавода, ЦКБ ПО „Красногорский завод им. С.А. Зверева“, ЦКБ „Пеленг“ (Минск), ВНИИ „Сигнал“ (Ковров), КБ Приборостроения (Тула), Волгоградский тракторный завод, НИМИ (Москва). Московскому агрегатному заводу „Универсал“» в 1986 году выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». ВДВ стали с нетерпением ждать появления столь необходимого вооружения.

И тут происходят какие-то совершенно непонятные, абсолютно чудовищные события. Всё намертво останавливается на целых 20 лет. Серийное производство начинается лишь в 2005 году. Тогда же самоходка и принимается на вооружение.

Понятно, что замораживанию проекта способствовала и перестройка, и разруха 90-х годов. Но что-то же из военной техники в этот период и разрабатывалось, и производилось. И куда более высокотехнологические вещи, как, например, ОТРК «Искандер». Видимо, Министерство обороны решило, что для ВДВ вполне достаточно и БМД. И расставило приоритеты таким образом, что «Спрут-СД» был засунут в самый долгий ящик.

В новом тысячелетии «Спрут-СД» до 2010 года производился на Волгоградском тракторном заводе.

По огневой мощи он не уступает отечественным ОБТ Т-72 и Т-90. И при этом используются те же самые боеприпасы — от осколочно-фугасных и тандемных кумулятивных до подкалиберных, противотанковых ракет и управляемых реактивных снарядов семейства «Краснополь», дальность которых больше 20 километров. Бронепробиваемость у наиболее мощных боеприпасов достигает 770 мм под динамической защитой брони. Короче, все как и у «взрослых», то есть у ОБТ.

И при этом имеется автомат заряжания пушки, чего нет в таких лучших иностранных ОБТ как американский «Абрамс», немецкий «Леопард-2», израильская «Меркава», японский «Тип 50». С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм.

Правда, по части управления вооружением «Спрут-СД» остался в далеких 80-х годах.

Вполне понятно, что снижение веса танка до 18 тонн достигнуто за счет уменьшения его бронированности, а также использования алюминия. Так что по защищенности он не превышает показателей БМД. Фронтальная броня способна противостоять пулям калибра 12,7 мм, боковая — 7,62 мм и снарядным осколкам.

При создании новой модификации Министерство обороны руководствовалось уже не только тактико-техническими, но и экономическими критериями, стремясь снизить стоимость разработки и производства новой машины, повысить ее главные характеристики и частично пожертвовать второстепенными. Прежде всего, этот принцип отразился на выборе шасси, которое позаимствовано у боевой машины десанта БМД-4М. Шасси налажено в серийном производстве, что сказывается на цене. Также это решение повышает степень унификации техники ВДВ. Правда, при этом незначительно снизилась мощность двигателя (500 л.с. против 510 л.с.) и, как следствие, скоростные и силовые качества. На шоссе новая самоходка развивает те же самые 70 км/ч, но на плаву 7 км/ч против 9 км/ч. Проигрыш незначительный при существенной экономической эффективности модернизации.

Одно же из главных свойств — эффективность ведения огня — возросло значительно. Новая система управления огнем имеет комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами, позволяющими применять вооружение в любое время суток. Также предусматривается автомат сопровождения целей, повышающий общие боевые характеристики. Бортовой компьютер с большой точностью просчитывает траекторию полета снаряда с учетом целого ряда внутренних и внешних параметров. Есть возможность работать со снарядами, имеющими программируемые взрыватели дистанционного подрыва в заданной точке траектории.

И, наконец, за счет использования современной электроники и связной аппаратуры самоходка интегрируется в единую систему управления тактического звена, что позволяет экипажу передавать данные о различных целях другим машинам, а также получать целеуказание и другую информацию. Более того, эта система имеет возможность пользоваться данными, получаемыми от беспилотных летательных аппаратов и радиолокационных станций. Такая возможность была недавно продемонстрирована на полигоне Струги Красные в Псковской области во время «показательных выступлений» группы «Спрутов-СДМ1» для руководящего состава артиллерии ВДВ.

Но нельзя забывать и про существенный недостаток. Он, можно сказать, «генетический», присущий всей военной технике данного профиля как в России, так и во всем мире. Жесткие требования уменьшения веса и габаритов для возможности десантирования с самолета неизбежно приводят к слабости бронезащиты. К тому же два члена экипажа из трех — командир и наводчик орудия — во время боя находятся в башне. Не самое лучшее место с точки зрения безопасности.

МОСКВА, материалы Интернет-журнала «Армейский вестник», Владимир Тучков

Государственные испытания модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», предназначенной для Воздушно-десантных войск, начнутся в ближайшее время. Об этом сообщил «Интерфаксу» генеральный директор концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков. Уже и утверждена программа испытаний, и техника подготовлена к их началу. А серийное производство новой машины предполагается развернуть в 2018 году. «Спрут-СДМ1» пойдет на замену базовой модификации «Спрут-СД», разработанной ЦНИИ точного машиностроения и Волгоградским тракторным заводом. «Спрут-СД» был принят на вооружение в 2005 году.

Надо сказать, что возможности «Спрута» существенно шире, чем у самоходного орудия. Он способен не только обстреливать танки противника, находясь в укрытии, но и вести бой как с бронетехникой, так и с живой силой, поддерживая наступление сухопутных войск. В данном случае — десантную операцию. То есть обладает точно такими же возможностями, как и танк. И основное орудие у него абсолютно танковое — гладкоствольная пушка калибра 125 мм с полным набором танковых боеприпасов. Подвижность и проходимость достаточные для активного маневрирования на поле боя, а скоростные качества позволят совершать прорывы и рейды для фланговых обходов. И десантники могут перемещаться на броне «Спрута», что невозможно при использовании самоходных орудий.

Однако легким танком, каковым он является в действительности, его назвать не могли по бюрократическим причинам. Дело в том, что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковые индексы.

На фото боевая машина десант БМД-4 «Бахча-У» с противотанковой пушкой «Спрут-СД»

«Спрут», смело можно сказать, революционное оружие. До него никто не делал легкий танк, способный десантироваться и обладающий огневой мощью, равной мощи основного боевого танка. Класс ОБТ начинается от 40 тонн и до 70 тонн, а «Спрут» весит всего лишь 18 тонн.

Работа по его созданию заняла еще больше времени, чем уходит на разработку и доведения до эксплуатации истребителей. НИР, а затем и ОКР начались в 70-е годы. К началу 80-х к испытаниям был подготовлен «Объект-934». Однако командование ВДВ забраковало его, поскольку пушка калибра 100 мм была способна пробивать лишь 280-мм броню. Для ОБТ стран НАТО это все равно, что слону дробина.

Для того, чтобы разместить на легком гусеничном шасси пушку калибра 125 мм, имеющую значительную отдачу, конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности. К тому же у «Спрута» есть возможность запускать через ствол пушки противотанковые управляемые ракеты, что привнесло дополнительные сложности при разработке.

Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от такого решения пришлось отказаться: при стрельбе управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой, то есть к ее «ослеплению». Также возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне.

Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» — орудийного ствола и самой самоходки после выстрела.

В середине 80-х годов «Спрут-СД» успешно прошел государственные испытания. И в 1986 году Волгоградскому тракторному заводу выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки, которая получила индекс 2С25. Однако на этом все и остановилось в связи с довольно странными обстоятельствами.

Принятие «Спрута» на вооружение затормозилось на 20 лет. В 1986 году на московском заводе «Универсал» началась разработка парашютно-реактивной системы десантирования самоходки. В 1991 году система не прошла испытания. Но забраковали ее лишь в 1994 году. Началась разработка новой системы. Ее испытания начались в 2001 году. Заодно решили еще раз испытать и «Спрут-СД». И лишь в 2005 году этот нелепый марафон завершился.

Главное достоинство «Спрута-СД», благодаря которому его называют «истребителем танков», огневая мощь. Она практически такая же, как и у ОБТ Т-72 и Т-90, благодаря пушке калибра 125 мм. И при этом используются те же самые боеприпасы — осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Бронепробиваемость снарядов достигает 770 мм брони под динамической защитой. В боекомплект также входят управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут» роднит с ОБТ и то, что у него есть автомат заряжания пушки, благодаря чему повышена скорострельность, а также исключены ошибки заряжающего члена экипажа. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. Есть мортиры, которые устанавливают дымовые завесы. Правда, в новой модификации завесы аэрозольные, отсекающие тепловое и радиоэлектронное излучение.

Необходимо сказать, что при создании «Спрута-СДМ1» было решено пойти на некоторое снижение не главных характеристик. Это относится к ходовой части. Вместо 510-сильного дизельного двигателя используется двигатель, имеющий мощность в 500 л.с. На шоссе самоходка развивает те же самые 70 км/ч, то же самое и на пересеченной местности — 45−50 км/ч у обеих машин. Но на плаву — 7 км/ч вместо 9/км/ч. Однако такое решение привело к существенному экономическому выигрышу. Волгоградский завод, выпускавший «Спрут-СД», закрыт. И концерну «Тракторные заводы» пришлось бы с нуля осваивать производство оригинального шасси. Вместо этого было решено воспользоваться шасси от БМД-4М, серийно выпускающимся на Курганском машиностроительном заводе.

Новая модификация получила дополнительный пулемет калибра 7,62 мм с дистанционным управлением, который интегрирован в боевой модуль, аналогичный модулю танка Т-90М.

Но основное усиление получили приборы и системы «истребителя танков», поскольку созданные, по сути, в 80-е годы, они явно устарели. В первую очередь это относится к системе управления огнем, которая доведена до уровня танка Т-90М. Она включает в себя панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оснащены автоматом сопровождения цели. Бортовой компьютер с высокой точностью вычисляет траекторию полета снаряда с учетом целого ряда факторов — как внешних, так и внутренних, зависящих от состояния систем самоходки. При запуске противотанковых ракет их наведение производится по лазерному лучу.

В соответствии с современными требованиями к вооружению «Спрут-СДМ1» интегрируется в единую систему управления тактического звена. Это позволяет, с одной стороны, экипажу передавать другим машинам данные о целях, которые необходимо атаковать. То есть выступать в роли командной машины. А с другой стороны, получать целеуказание от командных пунктов, а также от беспилотников и РЛС.

Жесткие ограничения на вес машины, поскольку она должна десантироваться, неизбежно привели к низкой защищенности. Поскольку конструкторы были вынуждены бронировать «Спрут» по минимуму, он имеет лишь противопульную и противоосколочную защиту. Однако в этом отношении не в лучшем положении оказываются БТР и БМП.

В заключение необходимо сказать, что российский «истребитель танков» — уникальное в мировой практике оружие. Ни одна легкая бронемашина на гусеничном или колесном шасси не имеет пушки такого калибра. Нечто подобное, десантный танк, в США сделали к середине 80-х годов. Он получил индекс М8. Однако Пентагон отказался от его закупки, поскольку тот обладал невысокой огневой мощью. 105 мм нарезная пушка с расстояния в 2 км была способна пробить лишь 340 мм брони. Он весил на 500 кг меньше «Спрута» и имел точно такое же противопульное бронирование. Попытки наладить экспорт М8 завершились безрезультатно.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/