2м 3м 25 мм

25-мм спаренное универсальное орудие 2М-3

2М-3

Морская зенитная установка 2М-ЗМ в Техническом музее Тольятти

История производства

Страна производства

СССР

Производитель

Тульский машиностроительный завод

Изготовлено, ед.

История службы

Состояло на вооружении

СССР Россия
Украина
Азербайджан
Казахстан

Характеристики орудия

Калибр, мм

Длина ствола, мм/калибров

Масса снаряда, кг

Начальная скорость снаряда,
м/с

Принцип заряжания

гидропривод/ручное

Скорострельность,
выстрелов в минуту

600 (всей установки)

Характеристики артустановки

Общая масса АУ, кг

Радиус обметания по стволам, мм

Угол подъёма ствола, °

+85°

Максимальная дальность стрельбы, м

3000 м (эффективная по воздушным -2000 м, по наземным-2500 м)

Расчёт установки, чел.

Медиафайлы на Викискладе

2М-3 — 25-мм двухствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения целей на наклонной дальности до 3000 м. Производство было освоено на Туламашзаводе.

Другие названия: КЗАУ «2м3» (корабельная зенитная автоматическая установка «2м3»).

История создания

Установки 2М-3

27 февраля 1945 года АНИМИ (Артиллерийский научно-исследовательский морской институт) выдал промышленности тактико-техническое задание на 25-мм спаренную палубную автоматическую установку «2М-3» (далее — АУ 2М-3), предназначенную для вооружения торпедных катеров пр.183 и 184. Уточненное тактико-техническое задание было утверждено зам. Главкома ВМФ СССР 14 марта 1947 года.

Проектирование АУ 2М-3 началось по постановлению Совета Министров СССР № 1523-549сс от 02 апреля 1949 года и велось в ОКБ-43 (главный конструктор А.С. Харыкин). Технический проект АУ 2М-3 был разработан в 1947 году и утвержден зам. Главкома ВМФ СССР 01 августа 1947 года. Рабочие чертежи АУ 2М-3 были утверждены 03 июля 1948 года.

Для новой АУ 2М-3 в ОКБ-16 (главный конструктор А. Э. Нудельман) на базе автомата 84-КМ был разработан новый автомат 110-ПМ. При этом баллистика и боеприпасы автомата 84-КМ были оставлены без изменений.. Эскизный проект автомата 110-ПМ был разработан в ОКБ-16 в 1945 году в соответствии с тактико-техническим заданием артиллерийского управления Военно-морского флота СССР. После его одобрения ОКБ-16 приступило к разработке рабочих чертежей и изготовлению опытного образца автомата 110-ПМ, минуя стадию технического проектирования. В период с 1946 года по 1948 год производилась отработка автомата 110-ПМ на трех изготовленных образцах. В ноябре 1948 года на полигонных испытаниях 3-го образца автомата 110-ПМ на 4521 выстреле произошел разрыв ствольной муфты. 4-й образец автомата 110-ПМ выдержал испытания в объеме 4789 выстрелов, которые проводились с 7 сентября 1949 года по 19 января 1950 года. В 1950 году ОКБ-16 изготовило 5-й образец автомата 110-ПМ с учетом всех замечаний и представило его на государственные полигонные испытания (с 8 августа по 13 декабря 1950 года) в объеме 7201 выстрела. Автомат 110-ПМ испытания выдержал, и был рекомендован для принятия на вооружение.

Гидропривод к АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 46 по чертежам ЦНИИ-173.

В 1949 году было изготовлено три опытных образца АУ 2М-3: два для катера и один для Ржевского полигона. Все они полигонные и корабельные испытания не выдержали, и АУ ВМФ СССР 14 декабря 1949 года приняло решение о переработке чертежей на изготовление нового образца АУ 2М-3 с соответствующими изменениями в его ТТЗ. Новые рабочие чертежи АУ 2М-3 были разработаны ОКБ-43 в феврале-мае 1950 года. Опытный образец АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 535 в октябре 1950 года. Этот образец АУ 2М-3 прошел объединенные заводские и полигонные испытания в ноябре-декабре 1950 года и выдержал их. Комиссия рекомендовала его на корабельные испытания. В том же 1950 году завод № 535 изготовил еще три опытных образца АУ 2М-3 (с автоматом 110-ПМ), которые прошли государственные корабельные испытания на торпедном катере пр.183 с 26 января по 5 марта 1952 года. Была отмечена ненадежность автомата 110-ПМ и ряд других недостатков. По решению государственной комиссии образец АУ 2М-3 следовало доработать и провести повторные государственные корабельные испытания, которые успешно были проведены с 20 октября по 5 ноября 1952 года, отчет о них был утвержден 25 ноября 1952 года.

АУ 2М-3 с автоматом 110-ПМ была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР № 659—336 от 27 февраля 1953 года и Приказом Военно-морского Министра СССР Н. Г. Кузнецова № 00159 от 05 марта 1953 года.

Принцип работы

Общий вид установки 2М-3

Ствол автомата 110-ПМ — моноблок, запирание канала поршневое. Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Основная конструктивная особенность — принудительный откат механизма запирания в заднее положение что было нужно для обеспечения надежности автомата. После окончания совместного отката ствола и механизма запирания, последний (вместе со стреляной гильзой) во время наката ствола принудительно продолжал откат в крайнее заднее положение. Тормоз отката гидравлический. Пружинный накатник надет на ствол.

Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее (но автоматы первых серий допускали и обойменное питание по 7 патронов). Лента металлическая рассыпная, помещается в круглом магазине с 65 патронами, общий вес которого — 55,07 кг. Качающаяся часть установки представляла собой 2 коробчатые люльки. Для осуществления вертикального наведения на нижней люльке имелся зубчатый сектор, входящий в зацепление с шестерней редуктора. Левая и правая связи соединяли задние концы верхней и нижней люлек и вместе с ними и станинами образовывали параллелограмм. Такая связь люлек обеспечивала равенство углов качания обеих люлек.

Вертикальное и горизонтальное наведение АУ 2М-3 производилось с помощью двух гидроприводов, один из которых связан с редуктором вертикального наведения, а другой — с редуктором горизонтального наведения. Гидроприводы предназначались для вертикального наведения и перезарядки (взведения подвижных частей) обоих автоматов. Угол вертикального наведения АУ 2М-3 был в пределах от −10 до +85°, а горизонтального до 120°. Дополнительно имелось и ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком.

Охлаждение стволов АУ 2М-3 при стрельбе было воздушным. Также при замене магазинов через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения стволов. Время охлаждения водой составляло не менее 15 сек.

Для ведения стрельбы по воздушным и надводным целям на АУ 2М-3 устанавливался коллиматорный кольцевой ракурсный прицел КМТ-25 (механический кольцевой визир, смонтированный на параллелограмном механизме).

Модификации

  • 2М-3М, дальнейшая модификация АУ 2М-3. Отличалась наличием нового автомата М-110, полученного в ходе переработки конструкции автомата 110-ПМ инженером ОКБ-43 К. И. Соколовым. Если в автомате 110-ПМ автоматика работала только за счет энергии отката при коротком ходе ствола, то в новом автомате М-110 дополнительно использовалась и энергия пороховых газов, отводимых из канала ствола. Эта энергия применялась при работе газового буфера, предназначенного для увеличения скорости наката подвижных частей. В результате на испытаниях автомата 110-ПМ был достигнут темп стрельбы 470—480 выстр./мин. Питание автомата М-110 только правое и только ленточное. Лента, магазин и патроны остались те же, что и у автомата 110-ПМ.

В 1949 году завод № 535 сдал 3 установки, в 1950 году — 4, в 1951 году — 46, в 1952 году — 173, в 1953 году — 177, в 1954 году — 275, в 1955 году — 406, в 1956 году — 305 и в 1957 году — 252 установки. Производство АУ 2М-3М было прекращено в 1984 году. Отпускная цена одной установки в 1951 году составляла 527 000 рублей, в 1954 году — 206 000 рублей, а в 1955 году — 151 780 рублей.

  • 2М-8, модификация 25-мм спаренной установки для вооружения подводных лодок разрабатывалась в ОКБ-43 с 1946 года. Особенностью установки было вертикальное размещение двух автоматов 110-ПМ в одной люльке. Вращающаяся часть АУ 2М-8 была также прикрыта обтекателем. Питание автоматов 110-ПМ производилось обоймами по 7 патронов. АУ 2М-8 была принята на вооружение в 1954 году и производилась, однако уже к концу 50-х годов они были сняты с подводных лодок.
  • 2М-10, улучшенный вариант 25-мм двухорудийной установки для подводных лодок, разработанный в ОКБ-43 в конце 50-х годов. Автоматы для АУ 2М-10 проектировало ОКБ-16. В марте 1954 года были закончены полигонные испытания опытного образца АУ 2М-10, который был отправлен во Владивосток для проведения корабельных испытаний, совместно с автономным гидроприводом, смонтированном на установке. В серийное производство АУ 2М-10 не запускалась.

Аналоги

ZU-23-2M WróbelMK-38 25-mm Machine Gun 25-мм зенитная пушка Тип 96 Орудие было разработано во Франции в начале 1930-х годов усилиями известной оружейной фирмы «Гочкисс». В 1934 году японский флот закупил небольшую партию этих орудий. Поскольку оно заметно превосходило устаревший зенитный автомат Vickers QF Mark II британской разработки, применявшийся тогда японским флотом для ближней ПВО кораблей, было принято решение о налаживании собственного производства французского орудия. Оно началось в 1936 году на морском арсенале в городе Йокосука. 4М-120 25-мм счетверенные корабельные установки БЛ-120-I и БЛ-120-II, предназначавшиеся для вооружения тяжелых крейсеров проекта 82. Первоначально разрабатывались в ОКБ-172, а затем — в ОКБ-43. Были переименованы в 4М-120-I и 4М-120-II. Характерной особенностью было наличие электрогидравлических приводов наведения установок. В серийное производство АУ 4М-120 не поступали. АУ 4М-120 был вооружен лишь эскадренный миноносец пр. 41 «Неустрашимый». БЛ-130 25-мм спаренная корабельная установка, запасной вариант в случае неудачи разработки АУ 2М-3. Разработана ОКБ-172 в 1950 году. Ведущим конструктором АУ БЛ-130 был А.Л. Константинов. В АУ БЛ-130 также были применены автоматы 110-ПМ, но они имели устройства для пневмозарядки и для амортизации. По ряду характеристик АУ БЛ-130 превосходила АУ 2М-3, но в серийное производство была запущена последняя, поскольку у неё степень готовности была выше. 25 mm/60 Type 61 Китайская копия АУ 2М3, состоящая на вооружении ВМС НОАК. Тип 61 представляет собой незначительно изменённую АУ 2М-3. Выпускалась по лицензии с 1966 года. Получила широкое распространение в ВМФ Китая, как и оригинал АУ 2М3. ZU-23-2M Wróbel 23-мм спаренная корабельная установка ZU-23-2М «Воробей», польский морской вариант ЗУ-23-2. Выпускалась с 1979 года. В ВМФ Польши устанавливалась на кораблях вместо АУ 2М3(М), а в дальнейшем — почти полностью заменила её. MK-38 25-mm Machine Gun 25-мм одноствольная корабельная установка Mark 38, разработанная на основе 25-мм пушки M242 Bushmaster. Принята на вооружение в 1988 году в качестве средства самообороны и нападения кораблей ВМС США против лёгких надводных и береговых целей.

Тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики АУ 2М-3, 2М-3М
Тип АУ 2М-3 АУ 2М-3М
Длина ствола, мм 2000 2000
Длина ствола, клб 79 79
Длина нарезной части, мм нет данных 1775
Угол ВН, град −10; +85 −10; +85
Угол ГН, град 360 360
Скорость начальная снаряда, м/с 890 890
Скорострельность одной пушки, выстр./мин 270—300 270—300
Длина автомата, мм 2845 (110-ПМ) 2810 (М-110)
Длина автомата, клб 112 (110-ПМ) 111 (М-110)
Радиус обметания по пламегасителю нижнего автомата, мм 2150 (110-ПМ) — (М-110)
Вес одного автомата, кг 101 (110-ПМ) 110 (М-110)
Длина отката, мм 204—206 нет данных
Длина установки, мм 2845 2845
Ширина установки, мм 1974 2150
Общий вес установки без ЗИП и боеприпаса, кг 1500 1515
Вес станка с кранцами, кг 260 нет данных
Высота брони, мм 900 973
Толщина брони, мм 4 4
Прицел рассчитан на максимальную скорость воздушных целей, м/с 150 150
Расчет, чел. 2 2

Боеприпасы

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс/УРАВ ВМФ Длина снаряда, клб Вес снаряда, г Вес ВВ, г Взрыватели
Бронебойно-трассирующий снаряд А3-БР-85 4,5 281 4,2 нет
Осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд А3-ОЗР-85 4,9 281 11,3 Б-23, Б-23У, А-23, МГ-25
Осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд А3-ОЗР-85М 5,1 281 20 Б-23, Б-23У, А-23, МГ-25

На вооружении

Установки 2М-3, 2М-3М входили в состав вооружения больших десантных кораблей пр. 1171, малых десантных кораблей пр. 450, артиллерийских катеров пр. 1204, противолодочных катеров пр. 201, торпедных катеров пр. 183 и пр.206М, ракетных катеров пр. 183-Р, тральщиков пр. 254м, пр. 264, пр. 266м, пр. 1258, пр. 1265, гражданских судов и вспомогательных судов ВМФ, в том числе проектов 431, 771, 562, 706, 437, 561, 433, 514, 560, 512, 770 и др. Фактически артсистемами «2М-3» и «2М-3М» во флоте СССР были вооружены более чем 30 проектов кораблей, судов и катеров. Вплоть до настоящего времени АУ 2М-3, 2М-3М были одним из основных средств самообороны и ПВО судов ВМФ СССР и России.

Боевое применение

В Арабо-израильской войне 1973 года приняли участие египетские и сирийские торпедные катера пр. 183 и ракетные катера пр. 183-Р. Однако в морских боях после израсходования катерами противокорабельных ракет выяснилась слабая эффективность АУ «2М-3» в качестве оружия самообороны против 40-мм/70 АУ «Breda-Bofors» Mod.58/11 и 76-мм АУ «OTO Melara» израильских ракетных катеров типа «Саар-2», «Саар-3», «Саар-4».

В Гражданская война в Сирии было замечано применение установки в виде гантрака на базее ЗИЛ-131. Данная артиллерийская установка, по всей видимости, была демонтирована со списанных из сирийских ВМС старых катеров или тральщиков. Машина, возможно, в принадлежит сирийской морской пехоте, которая вела боевые действия в горах Латакии.

> См. также

  • Тральщики пр. 1258
  • Артиллерийские катера пр. 1204
  • Кузнецов Н. Г.
  • ЗУ-23-2

Примечания

  1. История Туламашзавода Архивировано 5 мая 2012 года.
  2. Артиллерийский научно-исследовательский морской институт в 1945—1960 г.г.
  3. 1 2 25-мм спаренная палубная автоматическая установка 2М-3 Архивировано 5 сентября 2012 года.
  4. 25-мм спаренное универсальное орудие 2М-3
  5. 25-мм спаренные зенитные автоматические установки 2М-3 и 2М-ЗМ — ВМФ России
  6. 25-мм спаренная палубная автоматическая установка 2М-3 Архивировано 5 сентября 2012 года.
  7. 25-мм спаренное универсальное орудие 2М-3 Архивировано 16 октября 2012 года.
  8. Зенитные автоматы приходят на корабли (недоступная ссылка)
  9. ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» Проект 41
  10. Зенитные корабельные автоматы
  11. Type 61 25mm AAA guns Архивировано 22 мая 2010 года.
  12. TYPE 61 (DUAL-25MM) SHIPBOARD ANTIAIRCRAFT ARTILLERY Архивировано 11 июня 2008 года.
  13. MK-38 25-mm Machine Gun
  14. спаренная палубная автоматическая установка 2М-3 (недоступная ссылка)
  15. Малый десантный корабль проекта 450
  16. Пограничные сторожевые корабли и артиллерийские катера Проект 1204, шифр «Шмель» Архивировано 19 декабря 2011 года.
  17. Отечественная военная техника (после 1945 г.)
  18. Боевые действия на море в ходе арабо-израильской войны 1973 г.
  19. Сирийский 25-мм гантрак на базе русского ЗИЛ-131.

Ссылки

  • 25 mm/79 (1″) 110-PM (gun), 2M-3 and 2M-8 (mounting), navweaps.com
  • 2М-3 на информационом ресурсе Черноморского флота РФ
  • 25-мм спаренные зенитные автоматические установки 2М-3 и 2М-ЗМ на www.navy.su
  • 25-мм установка 2М3 на militaryrussia.ru
  • Универсальный 25 мм автомат «2М-3».Современная корабельная артиллерияна на russ-flot.narod.ru
  • Зенитные автоматы приходят на корабли. Энциклопедия вооружений на KM.RU (недоступная ссылка)

Литература

  • Широкорад А. Б. Тайны русской артиллерии: Последний довод царей и комиссаров. — Москва, Яуза: Эксмо, 2003. — 480 с. — ISBN 5-8153-0172-8.
  • Бунеев И.И., Васильев Е.М., Егоров А.Н., Клаутов Ю.П., Якушев Ю.И. Морская артиллерия отечественного Военно-Морского Флота. Справочник. — СПб:: Лель, 1995. — 108 с. — ISBN 5-1525-0771-9.

Автоматическая корабельная артиллерия СССР и России

Калибр 100, 130, 152 мм

Калибр 57, 76 мм

Калибр 37, 45 мм

Калибр 23 — 30 мм

News Directory World News Headlines

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 17 декабря 2018; проверки требует . Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 17 декабря 2018; проверки требует .

2М-3 — 25-мм двухствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения целей на наклонной дальности до 3000 м. Производство было освоено на Туламашзаводе.

Другие названия: КЗАУ «2м3» (корабельная зенитная автоматическая установка «2м3»).

27 февраля 1945 года АНИМИ (Артиллерийский научно-исследовательский морской институт) выдал промышленности тактико-техническое задание на 25-мм спаренную палубную автоматическую установку «2М-3» (далее — АУ 2М-3), предназначенную для вооружения торпедных катеров пр.183 и 184. Уточненное тактико-техническое задание было утверждено зам. Главкома ВМФ СССР 14 марта 1947 года.

Проектирование АУ 2М-3 началось по постановлению Совета Министров СССР № 1523-549сс от 02 апреля 1949 года и велось в ОКБ-43 (главный конструктор А.С. Харыкин). Технический проект АУ 2М-3 был разработан в 1947 году и утвержден зам. Главкома ВМФ СССР 01 августа 1947 года. Рабочие чертежи АУ 2М-3 были утверждены 03 июля 1948 года.

Для новой АУ 2М-3 в ОКБ-16 (главный конструктор А. Э. Нудельман) на базе автомата 84-КМ был разработан новый автомат 110-ПМ. При этом баллистика и боеприпасы автомата 84-КМ были оставлены без изменений.. Эскизный проект автомата 110-ПМ был разработан в ОКБ-16 в 1945 году в соответствии с тактико-техническим заданием артиллерийского управления Военно-морского флота СССР. После его одобрения ОКБ-16 приступило к разработке рабочих чертежей и изготовлению опытного образца автомата 110-ПМ, минуя стадию технического проектирования. В период с 1946 года по 1948 год производилась отработка автомата 110-ПМ на трех изготовленных образцах. В ноябре 1948 года на полигонных испытаниях 3-го образца автомата 110-ПМ на 4521 выстреле произошел разрыв ствольной муфты. 4-й образец автомата 110-ПМ выдержал испытания в объеме 4789 выстрелов, которые проводились с 7 сентября 1949 года по 19 января 1950 года. В 1950 году ОКБ-16 изготовило 5-й образец автомата 110-ПМ с учетом всех замечаний и представило его на государственные полигонные испытания (с 8 августа по 13 декабря 1950 года) в объеме 7201 выстрела. Автомат 110-ПМ испытания выдержал, и был рекомендован для принятия на вооружение.

Гидропривод к АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 46 по чертежам ЦНИИ-173.

В 1949 году было изготовлено три опытных образца АУ 2М-3: два для катера и один для Ржевского полигона. Все они полигонные и корабельные испытания не выдержали, и АУ ВМФ СССР 14 декабря 1949 года приняло решение о переработке чертежей на изготовление нового образца АУ 2М-3 с соответствующими изменениями в его ТТЗ. Новые рабочие чертежи АУ 2М-3 были разработаны ОКБ-43 в феврале-мае 1950 года. Опытный образец АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 535 в октябре 1950 года. Этот образец АУ 2М-3 прошел объединенные заводские и полигонные испытания в ноябре-декабре 1950 года и выдержал их. Комиссия рекомендовала его на корабельные испытания. В том же 1950 году завод № 535 изготовил еще три опытных образца АУ 2М-3 (с автоматом 110-ПМ), которые прошли государственные корабельные испытания на торпедном катере пр.183 с 26 января по 5 марта 1952 года. Была отмечена ненадежность автомата 110-ПМ и ряд других недостатков. По решению государственной комиссии образец АУ 2М-3 следовало доработать и провести повторные государственные корабельные испытания, которые успешно были проведены с 20 октября по 5 ноября 1952 года, отчет о них был утвержден 25 ноября 1952 года.

АУ 2М-3 с автоматом 110-ПМ была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР № 659—336 от 27 февраля 1953 года и Приказом Военно-морского Министра СССР Н. Г. Кузнецова № 00159 от 05 марта 1953 года.

Ствол автомата 110-ПМ — моноблок, запирание канала поршневое. Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Основная конструктивная особенность — принудительный откат механизма запирания в заднее положение что было нужно для обеспечения надежности автомата. После окончания совместного отката ствола и механизма запирания, последний (вместе со стреляной гильзой) во время наката ствола принудительно продолжал откат в крайнее заднее положение. Тормоз отката гидравлический. Пружинный накатник надет на ствол.

Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее (но автоматы первых серий допускали и обойменное питание по 7 патронов). Лента металлическая рассыпная, помещается в круглом магазине с 65 патронами, общий вес которого — 55,07 кг. Качающаяся часть установки представляла собой 2 коробчатые люльки. Для осуществления вертикального наведения на нижней люльке имелся зубчатый сектор, входящий в зацепление с шестерней редуктора. Левая и правая связи соединяли задние концы верхней и нижней люлек и вместе с ними и станинами образовывали параллелограмм. Такая связь люлек обеспечивала равенство углов качания обеих люлек.

Вертикальное и горизонтальное наведение АУ 2М-3 производилось с помощью двух гидроприводов, один из которых связан с редуктором вертикального наведения, а другой — с редуктором горизонтального наведения. Гидроприводы предназначались для вертикального наведения и перезарядки (взведения подвижных частей) обоих автоматов. Угол вертикального наведения АУ 2М-3 был в пределах от −10 до +85°, а горизонтального до 120°. Дополнительно имелось и ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком.

Охлаждение стволов АУ 2М-3 при стрельбе было воздушным. Также при замене магазинов через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения стволов. Время охлаждения водой составляло не менее 15 сек.

Для ведения стрельбы по воздушным и надводным целям на АУ 2М-3 устанавливался коллиматорный кольцевой ракурсный прицел КМТ-25 (механический кольцевой визир, смонтированный на параллелограмном механизме).

В 1949 году завод № 535 сдал 3 установки, в 1950 году — 4, в 1951 году — 46, в 1952 году — 173, в 1953 году — 177, в 1954 году — 275, в 1955 году — 406, в 1956 году — 305 и в 1957 году — 252 установки. Производство АУ 2М-3М было прекращено в 1984 году. Отпускная цена одной установки в 1951 году составляла 527 000 рублей, в 1954 году — 206 000 рублей, а в 1955 году — 151 780 рублей.

Установки 2М-3, 2М-3М входили в состав вооружения больших десантных кораблей пр. 1171, малых десантных кораблей пр. 450, артиллерийских катеров пр. 1204, противолодочных катеров пр. 201, торпедных катеров пр. 183 и пр.206М, ракетных катеров пр. 183-Р, тральщиков пр. 254м, пр. 264, пр. 266м, пр. 1258, пр. 1265, гражданских судов и вспомогательных судов ВМФ, в том числе проектов 431, 771, 562, 706, 437, 561, 433, 514, 560, 512, 770 и др. Фактически артсистемами «2М-3» и «2М-3М» во флоте СССР были вооружены более чем 30 проектов кораблей, судов и катеров. Вплоть до настоящего времени АУ 2М-3, 2М-3М были одним из основных средств самообороны и ПВО судов ВМФ СССР и России.

В Арабо-израильской войне 1973 года приняли участие египетские и сирийские торпедные катера пр. 183 и ракетные катера пр. 183-Р. Однако в морских боях после израсходования катерами противокорабельных ракет выяснилась слабая эффективность АУ «2М-3» в качестве оружия самообороны против 40-мм/70 АУ «Breda-Bofors» Mod.58/11 и 76-мм АУ «OTO Melara» израильских ракетных катеров типа «Саар-2», «Саар-3», «Саар-4».

В Гражданская война в Сирии было замечано применение установки в виде гантрака на базее ЗИЛ-131. Данная артиллерийская установка, по всей видимости, была демонтирована со списанных из сирийских ВМС старых катеров или тральщиков. Машина, возможно, в принадлежит сирийской морской пехоте, которая вела боевые действия в горах Латакии.

Метеорит (ракета)

3М25 «Метеорит»

«Метеорит-А» (Х-80), 3М25А, AS-X-19 Koala
«Метеорит-М» (П-750 Гром), 3М25М?, SS-N-24 Scorpion
«Метеорит-Н», 3М25Н, SSC-5 Scorpion


макет ракеты «Метеорит» на МАКС-2009

Тип

универсальная стратегическая крылатая ракета

Статус

не принята на вооружение

Разработчик

НПО Машиностроения

Главный конструктор

Челомей В. Н.

Годы разработки

1977—1989

Начало испытаний

20 мая 1980

Принятие на вооружение

не принималась

Производитель

НПО машиностроения

Основные технические характеристики

Максимальная дальность — 5500 км
Максимальная скорость — 3 М
Высота полёта — 22-24 км
Маршевый двигатель — турбореактивный КР-23

↓Все технические характеристики

Медиафайлы на Викискладе

Ракета 3М25 Метеорит — советская стратегическая крылатая ракета. Предназначалась для поражения стратегических объектов. Разработкой ракеты занималось НПО машиностроения. Ракета создавалась в трёх вариантах: корабельная («Метеорит-М»), которой была оснащена одна переоборудованная ПЛ проекта 667М с 12 пусковыми установками, авиационная («Метеорит-А») для вооружения самолётов Ту-95, ракета для наземных пусковых установок («Метеорит-Н»).

Разрабатывалась с конца 1970-х годов. В 1984 году работы по авиационному варианту были прекращены. Морской вариант ракеты разрабатывался до 1989 года. По наземному варианту практически весь объём испытаний, необходимый для принятия на вооружение и серийного производства, был выполнен, однако в силу сложившихся внешнеполитических и экономических условий начала 1990-х годов указанный ракетный комплекс не был принят на вооружение. При разработке комплекса был создан ряд уникальных систем, одна из которых отмечена премией Правительства Российской Федерации.

Конструкция

Эскиз ракеты П-750 в полётной конфигурацииКрылатая ракета 3М25 Метеорит-А в музее техники Вадима Задорожного

Основная компоновка ракеты была выполнена в проектном комплексе Александром Георгиевичем Леоновым, который позднее стал генеральным директором ОАО «ВПК НПО машиностроения».

В качестве двигателя разгонной ступени использован жидкостный ракетный двигатель РД0242 разработки КБХА. Система управления разрабатывалась НПО «Хартрон», г. Харьков, руководитель В. Г. Сергеев. Главный конструктор системы управления — В. А. Уралов.

Ракета размещались на переоборудованных атомных подводных лодках проекта 667А и самолётах-носителях Ту-95 МС и Ту-95МА.

Результаты лётно-конструкторских и государственных испытаний (61 пуск) показали возможность достижения заданных высоких лётно-технических характеристик ракеты, а в шести из семи последующих дополнительных экспериментальных пусках в 1990–1991 годах были подтверждены основные лётно-технические характеристики унифицированной ракеты «Метеорит».

Крылатая ракета «Метеорит» демонстрировалась в 2007 году на авиасалоне МАКС-2007.

  • Максимальная дальность: 5500 км
  • Максимальная скорость: 3 М
  • Длина: 12,8 м
  • Диаметр: 0,9 м
  • Масса: 6380 кг
  • Топливо — децилин
  • Масса БЧ: 1000 кг
  • Тип наведения: ИНС + АРЛ
  • Носитель ПУ = Самолёты, корабли, подводные лодки, наземные ПУ

Метеорит-А

Авиационный вариант ракеты Метеорит. Западное обозначение AS-X-19. Предположительный индекс — Х-80. Разработка велась по постановлению Совета Министров от 9 декабря 1976 года на конкурсной основе совместно с ракетой МКБ «Радуга» Х-55. В качестве носителя планировались стратегически бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. В связи с принятием на вооружение крылатой ракеты авиационного базирования Х-55 все работы по «Метеориту-А» были прекращены в 1984 году.

Метеорит-М

Морской вариант ракеты (обозначение П-750). Западное обозначение SS-N-24 Scorpion. Предназначались для вооружения подводных лодок проекта 949М. Под ракетный комплекс Метеорит была переоборудована лодка К-420 проекта 667А «Навага». Проект получил обозначение 667М «Андромеда».

Метеорит-Н

Наземный вариант. Западное обозначение SSC-5.

  1. Бодрихин, 2014: «Финансирование программы между тем стало спорадическим. Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ финансирование по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 года вовсе прекратили».
  2. Кардашев.
  3. Литовкин, Рамм.
  4. Бодрихин, 2014: «Основная компоновка ракеты “Метеорит” была выполнена в проектном комплексе Александром Георгиевичем Леоновым».
  5. «Конструкторское Бюро Химавтоматики» — Научно-технический комплекс
  6. Бодрихин, 2014: «КР «Метеорит» размещались на переоборудованных АПЛ проекта 667А и самолётах-носителях Ту-95 МС, получивших обозначение 667М и Ту-95МА».
  7. Бодрихин, 2014: «Результаты лётно-конструкторских и государственных испытаний (61 пуск) показали возможность достижения заданных высоких ЛТХ ракеты».
  8. Афанасьев И. Б. «Явление «Метеорита».
  9. Рамм, Литовкин, 2017: «Бицилин (топливо, получаемое из вакуумного газойля с применением гидрогенизационных процессов. — «Известия») как раз и был разработан по нашему заказу для «Метеорита». Это жидкое горючее имеет очень большую плотность, позволяющую делать бак меньшего объема».
  • Кардашев М. Полет рукотворного «Метеорита». Независимое военное обозрение. Независимая газета (12 апреля 2013). Дата обращения 14 апреля 2013. Архивировано 20 апреля 2013 года.
  • Ефремов Г., Киселев А. и др. Яркий след крылатого «Метеорита». — Bedretdinov i Ko, 2012. — 248 с. — ISBN 978-5-901668-36-8.
  • Бодрихин Н. Г. Яркий след крылатого метеорита // Челомей. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 490 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03718-2.
  • Алексей Рамм, Дмитрий Литовкин. Герберт Ефремов: в США не создано ни одного гиперзвукового аппарата // «Известия» : газета. — 2017. — 11 январь.
  • Литовкин Д., Рамм А. Россия рассекретила «плащ-невидимку» из плазмы для крылатых ракет. Плазменная пушка, обеспечивающая невидимость ракеты «Метеорит», станет учебным пособием для будущих конструкторов. Газета «Известия» (19 декабря 2016). Дата обращения 19 декабря 2016. Архивировано 14 октября 2018 года.
  • 3М-25 Метеорит (П-750)
  • Фрагмент передачи «Военный смотр» посвящённый ракете «Метеорит»

Крылатые ракеты разработки ОКБ-52 → ЦКБМ → НПО машиностроения

Самолёто-снаряды

Крылатые ракеты

Жирно выделены стоящие на вооружении, Курсивом выделены разрабатываемые

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Малой дальности Средней дальности Большой дальности

  • С-25ЛД
  • Х-24
  • Х-23 (Х-66)
  • Х-25
  • Х-29
  • Х-38
  • Х-36
  • Х-38М
  • Х-59МК2 (stealth)

  • КС-1 «Комета»
  • Х-28
  • Х-58
  • Х-59
  • Х-15
  • Х-31
  • Х-45
  • Х-41 (П-270)
  • Х-35
  • Х-50 Х-СД (Изделие 715 9-А-5015)
  • Х-61 («Оникс-А»)
  • БраМос

  • К-10С
  • КСР-11
  • Х-20
  • Х-22
  • КСР-2
  • КСР-5
  • Х-55 / Х-555
  • Х-101 / Х-102
  • Х-50М Х-БД
  • Х-32
  • Х-74М2 КТРВ «ГЗУР»
  • Х-76 ( Кинжал ?)
  • Х-72 ( Циркон ?)
  • Х-80
  • Х-90

Малой дальности Средней дальности Большой дальности

Неуправляемые ракеты Неуправляемые корректируемые ракеты
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

3М-25 Метеорит (П-750)
стратегическая универсальная ракета

В начале 70-х В.Н.Челомей возвращается к идее создания стратегической крылатой ракеты. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР «Метеорит» с 1973 г. В конце 50-х СССР и США уже отказались от этой затеи в пользу МБР, т.к. КР, летящая на большой высоте, не могла преодолеть ПВО противника.
После детального рассмотрения предложения в Институте вооружения и у Главнокомандующего ВМФ Горшкова было принято решение о разработке параллельно двух СКР: «Метеорит» для вооружения ПЛА в специальных пусковых установках и дозвуковой «Гранат» (разработчик КБ «Новатор», главный конструктор Л.В.Люльев), стартующей из торпедных аппаратов ПЛА. Необходимость создания РК «Метеорит» в Генштабе встретило возражение, однако настойчивость Главнокомандующего ВМФ и доказательность представленных материалов обеспечили поддержку министра обороны Устинова.
9 декабря 1976 г. вышло Постановление Совета Министров СССР (ПСМ) о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3М-25 Метеорит в ЦКБМ.
Создавался принципиально новый класс морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР с дальностью более 5000 км. Выбор дальности определялся стремлением избежать захода подводной лодки-носителя в зону активной противолодочной обороны США. Кроме того, требовалось поражать территорию противника на достаточно большую глубину.
Универсальная ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных подводных лодок пр. 949М и стратегических бомбардировщиков Ту-95.
Стратегическая КР «Метеорит» должна была иметь маршевую скорость и высоту полета практически ту же, что и КР 50-х — «Навахо», «Буря», «Буран». Но в отличие от них инерциальная система управления была дополнена радиолокационной системой коррекции по считываемому рельефу местности. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета имела комплекс преодоления ПРО. Большие размеры определяли значительную ЭПР, но защитой КР должны были стать не только скорость и высота, но и специальная аппаратура, создававшая за самолетом-снарядом длинный шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению зенитных ракет (плазменные стелс-технологии). Для этого использовался генератор пучка электронов.
Защита эскизного проекта комплекса морского базирования состоялась в декабре 1978 г., а авиационного базирования — в январе 1979 г. В качестве носителей предполагалось использовать подводные лодки пр.949, модернизируемые по пр. 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЛПМБ «Рубин» совместно с ЦКБМ, показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Попытки создания унифицированной аппаратуры для обоих комплексов успехом не увенчались.
Конструктивно ракета была выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела треугольное складывающееся крыло и складное вертикальное оперение. Оснащена турбореактивным двигателем КР-23 разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.
Стартовая-разгонная ступень морского и наземного вариантов ракеты «Метеорит» имела два жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Разработка ЖРД РД-0242 велась КБ Химавтоматики (КБХА; г.Воронеж) с 1977 г. по 1988 г. на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово. Воздушный вариант «Метеорит-А» имел твердотопливный ускоритель в хвостовой части.
Дальность стрельбы ракеты «Метеорит-А» составляла до 5000 км. Высота маршевого полета — 22-24 км при скорости около 3000 км/ч.
В ходе отработки РК «Метеорит» был решен ряд серьезных научно-технических проблем в ракетостроении: по конструкции планера ракеты, в средствах и способах снижения заметности ракеты в зоне системы ПВО противника, размещению на ракете радиолокатора для получения радиолокационной карты местности на участках коррекции, по обработке полученных снимков на борту ракеты с помощью высокопроизводительного вычислительного комплекса и доведению ракеты до цели с высокой точностью. ВМФ создал специальный вычислительный центр по подготовке на основе цифровых карт местности маршрута полета ракет «Метеорит» и «Гранат» и участков коррекции траектории их полета на территории противника.
Первый испытательный пуск «Метеорита» с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. Лишь 16 декабря 1981 г. (5-й пуск) ракета пролетела около 50 км.
Вот, что пишет о летных испытаниях крылатой ракеты средней дальности «Метеорит» Ю.Мозжорин — При первом же испытании, в момент отделения стартовых ускорителей, крылатая ракета перевернулась и упала. Все данные об аэродинамике ракеты выдавал ЦАГИ. Причина аварии — пренебрежение влиянием на поведение ракеты струй малых пороховых движков, отводящих от нее отработавшие ускорители. Струи движков искажали характер обтекания крыльев ракеты, вызывая сильный момент ее крена.
Корабельные испытания комплекса первоначально предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр.675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования выделили ПЛ К-420 (зав. №432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие.
Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М) ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно наклонно (45 град) вне прочного корпуса — в междубортном пространстве под углом 45°. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов.
Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами. Так, 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания. Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. в Баренцевом море были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (1 пуск в 1984 г. и 1 пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.
В результате совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 г. прекратили. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Всего с наземного стенда, ПСК и с подводной лодки было выполнено 50 пусков ракет.
Работы над авиационным вариантом велись достаточно долго. Всего из около 100 изготовленных летных экземпляров «Метеорита» в ЛКИ было использовано 70. Столь большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету. Но в 1992 г. работы по «Метеориту» были прекращены.
Наземный стратегический комплекс «Метеорит-Н» (SSC-X-5) находился в разработке.
Разработанные для комплекса «Метеорит» стелс-технологии получили дальнейшее развитие.
В августе 2007 СКР «Метеорит» была продемонстрирована на авиасалоне МАКС. Морской вариант ракеты (с узлами крепления ускорителя) был окрашен в фирменные цвета НПОМ и назван … «Метеорит-А».

  • Вариант СКР воздушного базирования — СКР «Метеорит-А»

Видео:

  • Смотр (10.11.07) — история создания СКР Метеорит

Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-750 «Метеорит-М» «Метеорит-Н»
ракета 3М25
Обозначение NATO SS-N-24 «Scorpion» SSC-X-5
Первый пуск 26 декабря 1983 20 мая 1980
Тип ГСН инерциальная и радиолокационная с системой коррекции по рельефу местности
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 12,5-13
Размах крыла, м 5,1
Площадь крыла, м2 22
Диаметр, м 0,9
Стартовый вес, кг с ускорителями 12650
без ускорителей 6380
Тип боеголовки моноблочная термоядерная
Масса БЧ, кг 1000
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-23 ТРД КР-23
Тяга, кгс (кН) 10000 10000
Стартовый ускоритель ЖРД РД-0242 ЖРД РД-0242
Тяга, кгс (кН) 2 х 12000 2 х 12000
Летные данные
Скорость, км/ч (V=) 3500
Дальность пуска, км 4500-5000
Продолжительность полета, ч 1
Маршевая высота полета, м 22000-24000


Помогали:

  • Michael Jerdev

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  2. «Ту-95» / С. Мороз /
  3. «Так это было…» / Ю.Мозжорин /
  4. «Ракетное оружие 1947-2000» / М.А.Первов /
  5. Крылатая ракета «Гром» / А.В.Карпенко, «Бастион» /
  6. Переоборудование атомных подводных ракетоносцев проекта 667А / Подводный флот СССР и России /
  7. РПКСН проект 667А, 667АУ, 667АМ («Навага», «Налим») и их модификации. ТТХ
  8. Проект 667М
  9. Подводной лодка К-420. историческая справка
  10. «Протон» от Челомея / Ф.И.Новоселов, Независимое военное обозрение (Москва), №25 9.07.2004 /
  11. МАКС 2007 — Явление «Метеорита» / Взлет №10 2007 /
  12. Полет рукотворного «Метеорита»

Даже в 1970-е годы, когда ядерный паритет между Советским Союзом и США вроде бы считался свершившимся фактом, проблема относительно большей уязвимости территории нашего государства перед ударами вероятного противника руководством СССР осознавалась и признавалась. Соединенные Штаты Америки сделали ставку на разработку компактных дозвуковых крылатых ракет типа Tomahawk («Томагавк»). Это сравнительно недорогое, достаточно дальнобойное (до 2500 км), малозаметное и не подпадающее под существовавшие ограничения оружие могло оказаться очень эффективным, даже несмотря на дозвуковую скорость. А все потому, что, имея множество союзных территорий и баз в непосредственной близости от советских границ, американцам всегда было легче достать нас, чем нам их. Таким образом, симметричный ответ в виде советского «Томагавка» не мог считаться адекватным.

Сравнительная таблица проектов СКР 1950-х годов и проекта «Метеорит»

Мечта о длинной руке

Компенсировать этот перекос с нашей стороны могла только скорость и большая даже по сравнению с Tomahawk дальность. Сделать ракету, которая соответствовала бы этим требованиям, предложил один из столпов советской ракетной техники Владимир Челомей. По его мнению, СССР была необходима сверхзвуковая стратегическая ракета преимущественно воздушного и морского базирования, которая, пока «Томагавк» летит со скоростью меньше, чем у Ту-154, пройдет на сверхзвуке североамериканскую ПВО и нанесет молниеносный удар. Челомей считал, и не без оснований, что именно возглавляемая им и базирующаяся в подмосковном Реутове «фирма» ЦКБМ (ранее — ОКБ-52, ныне — ОАО ВПК «НПО Машиностроение») имеет достаточный опыт создания сверхзвуковых крылатых ракет, чтобы справиться с этой задачей. Разработка комплекса «Метеорит» для базирования на подводных лодках и стратегических бомбардировщиках была определена постановлением ЦК КПСС и Совмина от 9 декабря 1976 года. Головной организацией по проекту было назначено ЦКБМ. В постановлении были сформулированы не просто высокие, но уникальные требования к новой системе вооружений: большая дальность полета, высокая (сверхзвуковая) скорость, низкая радиолокационная заметность и высокая (отклонение от цели — несколько сотен метров) точность.

В каком-то смысле идея крылатой стратегической ракеты на сверхзвуке была возвратом к проектам 1950-х: МКР «Буря», «Буран» (СССР), Navaho (США). Но о повторе нечего было и думать — то были громоздкие тяжелые системы, а Челомею предстояло создать компактное оружие для авиации («Метеорит-А») и существующих пусковых шахт на подводных лодках («Метеорит-М»). Рассматривался и вариант наземного базирования. Согласно техзаданию, необходимо было вписать ракету в габариты цилиндра длиной 10−12 м и диаметром 1,65. Масса не должна была превышать 6 т (монстры 1950-х имели стартовую массу около 150 т).

Снимков летных испытаний «Метеорита» история сохранила не так уж много. На фото — «Метеорит-М» стартует с наземного стенда.

Расправить крылья

Как же мыслилась траектория полета проектируемой ракеты? При старте из подводного, надводного и наземного положения для разгона до субзвуковой скорости (первоначально — до сверхзвуковой, но потом от такого варианта пришлось отказаться) предполагалось использование стартовой разгонной ступени (СРС). СРС, построенная на базе жидкостного ракетного двигателя, крепилась к нижней части ракеты, не нарушая установленные для системы габаритные ограничения. В варианте «Метеорит-А», то есть при воздушном базировании, разгонная ступень не использовалась. В обоих вариантах запускался турбостартер, обеспечивавший дополнительный разгон, а затем включался маршевый турбореактивный двигатель КР-23, который обеспечивал разгон и выход на маршевую высоту. Крейсерский полет проходил на высоте 24 000 м при коррекции траектории и маневрировании для обхода зон ПВО вероятного противника. На последнем этапе «Метеорит» должен был спикировать с маршевой высоты на цель.

Компоновка ракеты была выполнена по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом малого удлинения. На носовой части располагался поворотный дестабилизатор, на нижней поверхности хвостовой части — киль с рулем направления. В нижней части фюзеляжа ракеты — плоский регулируемый воздухозаборник маршевого двигателя. Для размещения ракеты в заданных габаритах киль и крылья пришлось сделать складными. В частности крылья были трехзвенными — они раскладывались с помощью штоков, которые приводились в действие пирозарядами.

Стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит» имела проектную скорость 3 Маха и радиус действия около 5500 км. Одним из важнейших средств, обеспечивающих точное движение по заданной траектории, стала система наведения по радиолокационным картам. Система, получившая название «Кадр» должна была осуществлять периодическую коррекцию траектории, сравнивая наблюдаемые в полете изображения с заранее подготовленными эталонами. С учетом значительной высоты полета и сезонных колебаний характеристик рельефа, пришлось провести серьезную работу по созданию цифрового алгоритма распознавания объектов с учетом изменчивости картинки и флуктуаций сигнала.

Капризное горло

В современных американских опытах с гиперзвуковыми ракетами и планерами главные трудности касаются сферы аэродинамики полета на скоростях, значительно превышающих 1 Мах. Из-за всевозможных процессов, носящих нелинейный характер, трудно достичь стабильного полета снаряда и не менее трудно добиться правильной и эффективной работы аэродинамических рулей. Разработчикам «Метеорита», создававшим свою ракету уже больше 30 лет назад, пришлось иметь дело ровно с теми же проблемами.

Например, конструктивная схема с крылом большой площади и аэродинамическими рулями, расположенными у задней кромки крыла, обладала, как оказалось, опасным свойством аэроупругости. Это означает, что при больших отклонениях рулей само крыло в ответ деформировалось. И этой деформацией нельзя было пренебречь, так как она создавала аэродинамический момент, противоположный управляющему, и порой сводила на нет результат движения элевонов. Готового решения проблемы не было: пришлось проводить эксперименты и двигаться по двум путям одновременно. С одной стороны, необходимо было увеличить прочность крыла, с другой — разработать с помощью ЭВМ более точную математическую модель процессов аэроупругости, чтобы на ее основе создать эффективную программу работы рулей.

Маршевая ступень: 1 — планер; 2- отсек боевого снаряжения; 3- приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления; 4 — блок системы корректировки траектории полета с наведением по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»); 5 — антенна СНРК; 6 — бортовой цифровой управляющий комплекс; 7 — допплеровский измеритель скорости; 8 — блок силовых коммуникаций; 9 — электрогидравлическая система управления воздухозаборником; 10 — вертикальное оперение; 11- агрегаты системы терморегулированияж 12- комплекс командных приборов; 13 — обтекатель донный; 14 — маршевый двигатель; 15 — твердотопливный турбостартер; 16 — электроразъем связи с носителем; 17 — топливный бак маршевой ступени; 18 — питательный бак; 19 — агрегаты пневмогидравлической системы; 20 — электрогенераторы Стартово-разгонная ступень: 21ё — передний блок СРС; 22 — бак «Г»; 23 — бак «0»; 24 — задний блок стартово-разгонной ступени; 25 — силовой цилиндр автомата раскрытия крыла; 26 — стартовый пороховой ракетный двигатель; 27 — жидкостный ракетный двигатель СРС; 28 — обтекатель воздухозаборника; 29 — обтекатель хвостовой.

Другая проблема из этой же области получила название «горло трансзвука». Суть ее в том, что при околозвуковых скоростях резко возрастает лобовое сопротивление. В этот момент ТРД должен иметь избыток тяги для преодоления «горла трансзвука» и дальнейшего разгона, однако, обладая этим избытком в теории, на практике маршевый ТРД «Метеорита» давал тягу, практически равную лобовому сопротивлению. Разгона не было. И опять же конструкторская мысль стала работать в двух направлениях. Необходимо было увеличить тягу двигателя и при этом снизить лобовое сопротивление. Увеличения тяги удалось добиться за счет так называемого чрезвычайного режима работы маршевого двигателя. При решении второй задачи пришлось задуматься о том, какое значение имеет для аэродинамики больших скоростей качество обработки поверхностей. Наличие заклепок, швов, да и просто шероховатостей оказывалось существенным фактором роста лобового сопротивления. Все неровности на поверхности опытных образцов были обмерены и обсчитаны. Разработчики с докторскими степенями самолично брали в руки шкурку и шлифовали окрашенные поверхности. Проводились и эксперименты с покрытием ракеты шпаклевкой. Так или иначе, но «горло трансзвука» было преодолено.

Муха спряталась

Уникальные решения были приняты и в сфере обеспечения радиолокационной незаметности и защиты ракеты от ПВО противника. Помимо использования радиопоглощающих материалов, например для маскировки одного из самых «светящих» элементов конструкции — воздухозаборника, для «Метеорита» была разработана в НИИ тепловых процессов АН СССР специальная установка для радиомаскировки ракеты. Она обеспечивала обтекание снаряда ионизированным воздухом, поглощавшим радиоволны. Известно, что во время наземных испытаний представители ПВО, ранее обещавшие «прихлопнуть «Метеорит» как муху», были поражены: на радарах им не удалось увидеть ровно ничего. Другим интересным решением стала буксируемая ложная цель. При угрозе обстрела ПВО противника ракета должна была выбрасывать эту цель из контейнера и буксировать на длинном тросе, изначально сложенном в бухту. Сложнее всего было добиться того, чтобы из-за высокой скорости ракеты трос при разматывании не обрывался. Для более плавной размотки использовались амортизаторы и вязкий герметик.

Испытательные и экспериментальные пуски «Метеорита» с наземной пусковой установки, с АПЛ (проект 667 М «Андромеда») и бомбардировщика (ракеты были подвешены к специально переоборудованному Ту-95, индекс МА) продолжались все 1980-е годы. Удачи и относительные удачи соседствовали с неудачами примерно в равных долях. В этом нет ничего удивительного, так как речь шла о новаторском продукте и о широчайшей кооперации: все это требовало длительной отработки и совершенствования технологий, в том числе улучшения качества сборки и материалов. Однако последующие политические события, как их ни оценивай, шансов на совершенствование не дали.

Статья «Пронзающая небо» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2013).