Войсковая часть Сокол Пермь

Содержание

Выяснились страшные подробности гибели солдата пермской в/ч «Сокол»

Жертва психического, физического и сексуального насилия.

Стали известны подробности смерти солдата-срочника из Магнитогорска в войсковой части посёлка Сокол (часть № 88503): рядовой А. подвергался психическому и физическому террору со стороны сослуживца из Дагестана. Помимо избиений со стороны рядового Магомедова имели место действия сексуального характера, в частности, попытка изнасилования. По версии следствия, не выдержавший издевательств 20-летний магнитогорец 5 января повесился в душевой.

Осмотр показал, что тело погибшего солдата покрыто большим количеством синяков. Военный следственный отдел Следственного комитета России по Пермскому гарнизону в настоящее время возбудил уголовное дело по ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Тело солдата по требованию семьи доставлено в Челябинск для проведения экспертизы. В минувшем году в этой войсковой части уже фиксировалась подобная солдатская смерть.

Во вторник 16 января группа возмущённых пермяков выходит пикетировать здание военного следкома по адресу Чернышевского, 41 в микрорайоне Красные Казармы. Требования пикета: проведение объективного расследования и строгое наказание всех виновных в смерти уральского рядового. Организаторы приглашают присоединиться к акции всех неравнодушных к трагедии пермяков. Начало пикетирования — в 12.30. Пикет согласован с администрацией г. Перми.

Агентство «Перископ»

Справки: орггруппа пикета 16 января — тел. 8-964-193-11-24.

Мероприятие по подготовке пикета в Контакте: https://vk.com/event160061021

Ранее сообщалось:

СК завел дело по факту самоубийства солдата-срочника в Перми

Устанавливаются обстоятельства произошедшего

МОСКВА, 11 января. /ТАСС/. Следственный комитет возбудил уголовное дело о доведении до самоубийства по факту смерти военнослужащего в Перми. Об этом сообщили в Главном военном следственном управлении (ГВСУ) СК РФ.

«В военном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому гарнизону по факту гибели рядового, проходившего военную службу по призыву в войсковой части №88503, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»)», — сообщили в ГВСУ.

5 января в казарме батальона аэродромно-технического обеспечения войсковой части было обнаружено тело военнослужащего.

Следователи устанавливают обстоятельства произошедшего, расследование взято на особый контроль в ГВСУ.

Дополнительная информация:

Поставили «смотрящих» и самоустранились

Авиабаза № 88503 в посёлке Сокол под Пермью печально известна своим бардаком. С указания и позволения младшего и среднего офицерского состава там царят скорее не военные, а тюремные порядки. Только за последний год здесь покончили с собой два призывника из Челябинской области. Так, в апреле нашли тело одного из солдат, и следователи возбудили уголовное дело по факту доведения до самоубийства. Однако, как пишет «Комсомольская правда», затем оно было прекращено за отсутствием состава преступления. Выяснилось, что этот солдат раньше уже якобы пытался свести счёты с жизнью. А 5 января здесь произошло самоубийство другого солдата.

По последнему случаю следователи пока не могут сделать окончательных выводов. А родственники и общественники добиваются объективного расследования. Ситуацию взяли на контроль уполномоченные по правам человека в Челябинской области и Пермском крае Маргарита Гордеева и Павел Миков, председатель Совета родителей военнослужащих Прикамья Александра Вракина.

В распоряжении Znak.com https://www.znak.com/ оказалась информация из служебного доклада, составленного от имени командующего 14-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенанта Александра Татаренко на имя командующего войсками Центрального военного округа. В докладе изложены результаты разбирательства по факту гибели на авиабазе Сокол 5 января 2018 года рядового А., призванного из Магнитогорска Челябинской области.

Выяснилось, что в подразделении с А. служил срочник из Дагестана по фамилии Магомедов, призванный на несколько месяцев раньше и имеющий наряду с еще двумя такими же срочниками привилегированное положение и неофициальный статус «старшего в подразделении». Причем таким неофициальным статусом солдат наделяли офицеры, в частности, командир роты Анатолий Дзюрбей.

«В их обязанности командир роты и командиры взводов вменили функцию подмены командиров отделений, которыми являются военнослужащие по контракту, — говорится в докладе Александра Татаренко. — А именно: следить за выполнением распорядка дня во взводе, чистотой в отделении, соблюдением воинской дисциплины военнослужащими…».

В результате, замещая должности штатных командиров, срочники фактически устроили в части беспредел. Магомедов изначально невзлюбил А., который не всегда был готов подчиняться по сути незаконным приказам южанина.

«…Тем самым он (Магомедов) пытался принизить А., в том числе при всем личном составе роты отдавал указания выполнять „непрестижные команды“, как то: охрана верхней одежды в период приема пищи личным составом, уборка спального помещения…» — сообщается в докладе.

Далее генерал армии делает акцент на том, что все это продолжалось длительное время при полном попустительстве командования роты и командиров взводов.

Ко всему прочему практически через день А. отправляли в караул, тогда как сами «смотрящие» вообще избегали этого. Вот как описывает сложившуюся ситуацию Александр Татаренко: «Из 40 военнослужащих роты к несению караульной службы допущены 27 человек. Реально выполняли задачи в карауле только 15 военнослужащих по призыву. Рядовые Гараев и Магомедов к выполнению задач в составе караула допущены не были, к выполнению задач в составе наряда привлекались эпизодически. Командир роты Дзюрбей самоустранился от исполнения служебных обязанностей…».

Далее генерал указал еще на массу нарушений со стороны офицеров. По итогам доклада Татаренко требует привлечь офицерский состав к дисциплинарной ответственности и принять жесткие кадровые решения.

На срочников даже не заполняли личные карточки, все они были предоставлены самим себе и неформальным лидерам.

Ситуация обострилась 26 декабря, когда в столовой после очередного приказа Магомедова между ним и А. произошла стычка, которую разнимал один из офицеров. На следующий день А. сам, добровольно пошел к штатному психологу части. Психолог констатировал, что тот пребывает в очень нестабильном состоянии: у парня выявлена тревожность, низкая самооценка, значительное эмоциональное напряжение и депрессия. Врач составил заключение и отпустил солдата, не рекомендовав в ближайшее время переводить его в другое подразделение, чтобы не усугубить нервное напряжение.

Однако офицерский состав части, вероятно, даже не читал то, что написал психолог, и решил развести конфликтующих солдат по разным подразделениям. Перевод по документам провели 27 декабря (задним числом), а официально — 30 декабря. А., невзирая на его желание служить водителем на транспортном средстве, обслуживающем аэродром, переводят водителем в группу газообеспечения, а Магомедова — в аэродромно-эксплуатационную роту. Этот одновременный перевод и стал ключевым моментом, потому что офицеры не обратили внимания на то, что оба подразделения находятся на одном этаже переполненной казармы.

«Тем самым межличностный конфликт не разрешился, а только усугубился… Пользуясь авторитетом неформального лидера, рядовой Магомедов в течение 4 дней создал в батальоне атмосферу изоляции вокруг рядового А. … Моральная изоляция оказала разрушительное влияние на психику военнослужащего… Таким образом, причиной суицида стал нервно-психический срыв, обусловленный затянувшимся моральным давлением со стороны Магомедова, наличие неуставных взаимоотношений и непринятие командованием роты мер по наведению уставного порядка», — написал в докладе Александр Татаренко.

Солдат покончил с собой 5 января 2018 года. Сомнений в том, что это было именно самоубийство — ни у кого нет. Военный следственный отдел СКР по Пермскому гарнизону возбудил уголовное дело по ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства».

Памятники военной техники. Истребитель-перехватчик МиГ-31 в Перми

Памятник самолету МиГ-31

Приветствую всех любителей военно-технической истории!

Продолжаю свой цикл небольших статей, посвященных образцам военной техники, установленных в нашем городе в качестве памятников. Сегодня речь пойдет о самом новом из таких сооружений. Знатоки уже догадались – это самолет МиГ-31, «взлетающий» на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Чкалова перед проходными ОАО «Пермские моторы».

Как он здесь очутился, что связывает наш город с мощными истребителями-перехватчиками – об этом и пойдет речь ниже.

Объект. Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31.

Местонахождение: г. Пермь, пересечение Комсомольского проспекта и улицы Чкалова.

Координаты: N 57°59’05,18 E 56°15’11,93.

Доступность: относительная. Припарковаться можно совсем рядом – на подъездах к проходным завода, но нужно учесть, что в рабочее время почти все парковки плотно заставлены машинами работников предприятия. К самолету подойти тоже можно – прямо под ним разбит скверик с лавочками. Но дотронуться – увы, не удастся. МиГ установлен на бетонных арках-опорах высотой восемь метров.

История типа

Полное наименование нашего самолета – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. По кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая.

Был разработан в ОКБ-155 (г. Москва) в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников (!).

Группа из четырех самолетов в состоянии контролировать воздушное пространство на протяжении фронта 800-900 километров.

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний — Г. Е. Лозино-Лозинский. На завершающем этапе работы возглавлял К. К. Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности, применяемой впервые РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой.

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим.

Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов.

22 апреля 1976 года начались государственные испытания МиГ-31, первый этап которых завершился в декабре 1978 года. Еще до окончания второго этапа испытаний 6 мая 1980 года самолет уже был официально принят на вооружение. В том же году началось его серийное производство в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Всего до 1994 года было собрано 514 боевых машин. К настоящему времени значительная их часть физически (но не морально!) устарела. Сейчас проводятся мероприятия по капитальному ремонту планера, двигателей, модернизации радио-электронного оборудования, которые позволят поддерживать не менее 100 машин в боеготовом состоянии. Кроме того, все чаще можно услышать предложения о необходимости возобновления производства самолетов данного типа.

Кабина самолета МиГ-31

В вооруженных конфликтах МиГ-31 не участвовали, однако избавили воздушные рубежи Родины от назойливого внимания ряда зарубежных самолетов-разведчиков, на которые до появления «тридцать первых» не было управы.

В целом, на истребителях марки МиГ-31 установлено 29 мировых рекордов, многие из которых не побиты и по сей день. Среди них абсолютный мировой рекорд высоты для некосмических летательных аппаратов: 37650 метров (летчик-испытатель Александр Федотов, 1977 год).

Какое же отношение этот замечательный во всех отношениях самолет имеет к Перми? Самое непосредственное. Сердце самолета – его двигательная установка, состоит из двух двигателей Д-30Ф, которые производились на Пермском мотростроительном заводе имени Я.М.Свердлова (ныне ОАО «Пермские моторы»).

Двигатель Д-30

Двигатель Д-30Ф в свою очередь был разработан на основе гражданского Д-30, которым оснащались с 1967 года пассажирские лайнеры Ту-134.

А вторая, не менее веская причина состоит в том, что 764-й истребительный полк, базирующийся в поселке Сокол около Большого Савино, оснащен полностью такими самолетами. Именно МиГ-31 мы чаще всего видим в небе, когда они пролетают над городом возвращаясь с учебно-боевых полетов.

Тактико-технические характеристики истребителя-перехватчика МиГ-31

  • Максимальная взлетная масса, т — 46,75
  • Длина, м — 22,69
  • Размах крыла, м — 13,46
  • Высота, м — 6,15
  • Максимальная допустимая скорость:

на малой высоте, км/ч — 1500,

на большой высоте, км/ч — 3000 (M=2,83).

  • Практическая дальность:

на высоте 10000 м, при M=0,8, км – 1450,

без дозаправки с 2 ПТБ, км — до 3000.

  • Вооружение:

Пушечное — 1×6-23мм ГШ-6-23, боекомплект 260 снарядов.

Ракетное — на 6 точках подвески: УР большой дальности Р-33, УР средней дальности Р-40Т, УР малой дальности Р-60.

Взлетающий Миг-31 на фоне заводских проходных

История экземпляра

МиГ-31, ставший основой монумента, реальная боевая машина. Самолет, которому судьба теперь вечно взлетать у проходных Пермского моторного завода, был произведен и поступил в Военно-воздушные силы СССР в 1985 году и первые тринадцать лет эксплуатировался на аэродроме Комсомольском (Тюменская область), в 1998-м перелетел под Пермь. За свою военную жизнь он совершил 1452 взлета и посадки, общий его налет — более 1320 часов. В 2013 году снят с вооружения и передан летчиками авиабазы «Сокол» под сооружение нынешнего монумента.

Вот так выглядела машина с бортовым номером «89» перед тем как отправилась на вечную стоянку:

МиГ-31 с авиабазы «Сокол»

История памятника

Монумент «МиГ на взлете» открыт 6 июня 2014 года в рамках торжеств к 80-летию производства авиационных двигателей в Перми. Завод № 19, позднее им. Сталина, позднее им. Свердлова, позднее «Пермские моторы», заработал в 1934 году. Ныне входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию».

Автор скульптурно-ландшафтного комплекса — архитектор Владимир Саркисов, конструкторы Сергей Глазырин и Сергей Худанин.

Та часть сквера Моторостроителей, что примыкает к проходным завода, преобразилась. На месте старого тенистого парка открылся широкий бульвар, вместо отживших свое тополей с их пухом высажены молодые яблони и ели. Наземные светильники по обе стороны центральной дорожки уподобляют ее взлетно-посадочной полосе, в конце которой на пилоне из двух скрещенных дуг установлен истребитель-перехватчик МиГ-31.

Установка памятника

Как всегда, немного интриги. Наши памятники, кажется, не обходятся без этого. Самолет, установленный на постаменте, не имеет никаких опознавательных знаков, а кроме того он оказался покрашенным сплошь в белый цвет.

Подобное видение самолета в качестве арт-объекта не нашло поддержки ни у ветеранов, ни у действующих офицеров-летчиков, которые единогласно высказались за необходимость придания самолету его достоверного облика. По словам полковника Ниязова: «Причина оскорбления — цвет самолёта МиГ-31. Он ярко-белый и блестящий, что лишает его боевого вида и придаёт неуместную гламурность. Самолёт сияет, как новый эмалированный тазик». Сослуживцы полковника высказываются ещё более заковыристо: предлагают налепить звёзды из стразов и посадить в кабину Кончиту Вурст.

Своё возмущение высказал и Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ Роман Таскаев — один из тех, кто испытывал МиГ-31: «Те, кто летал на МиГах, видят их только в боевой раскраске. Если мы делаем что-то в честь этого прекрасного самолёта, на котором мы установили столько рекордов, мы должны уважать его боевые цвета, его звёзды. Он должен быть таким, каким выходит из стен завода и отправляется на службу — в небо. Этому самолёту во всём мире нет равных, нужно его прославлять, именно его, а не безликий арт-объект».

Архитектор монумента Владимир Саркисов пояснил, что «МиГ на взлете», в первую очередь, арт-объект, символизирующий полет конструкторской и инженерной мысли, а не памятник боевому самолету. «Одним из основных условий разработки дизайн-проекта монумента было создание единого стилистического решения, в котором бы гармонично сочетались и памятник, и сквер, и фасад здания завода. Если встать у бюста Б.В. Коноплева на Комсомольском проспекте и смотреть на арку с самолетом, то мы как будто оказываемся зрителями и наблюдаем за действом, где фасад завода – днем серый, а ночью с разноцветной подсветкой – является фоном, задником сцены в театре. И необходимо было предложить такое решение, при котором самолет всегда оставался бы главным действующим лицом», – заявил архитектор.

После открытия памятника было решено вернуться к вопросу о его перекраске. На встрече с руководством «Пермского моторного завода» начальник воинской части «Сокол» полковник Нияз Мирзоев, представитель Минобороны РФ по Пермскому краю генерал Юрий Петров и глава аппарата Пермской городской думы Сергей Романюта настаивали на том, что самолёт нужно перекрасить в боевые цвета. А заместитель управляющего директора «Пермского моторного завода» Николай Андреев по-прежнему уверен, что белый самолёт — красивее. Заместитель директора подробно описал трудности, которые возникнут у предприятия, если оно согласится выполнить просьбу лётчиков: самолёт не просто выкрашен в белую краску, он покрыт особо стойкой эмалью, которую нельзя просто смыть. Необходимо будет полностью соскоблить эмаль, чтобы вернуть МиГу боевые цвета. На всю эту операцию, по утверждению Андреева, понадобится чуть ли не 1 млн руб.

Ему вторит заместитель начальника отдела информационной политики ОАО «Пермский моторный завод» Майя Горбунова. По её словам, памятник выглядит очень красиво: сделано благоустройство, светильники очертили дорожку, имитирующую взлётную полосу. По мнению представителей завода, перекраска МиГа в серый цвет нарушит всю архитектурную композицию.

Самолет МиГ-31. Памятник в Перми

Вопрос о раскраске самолёта-памятника так и остался, как и сам МиГ, в подвешенном состоянии.

Спустя два года мы можем видеть МиГ все в том же белом цвете. К Дню Победы в 2016 году арки-пилоны были опоясаны георгиевской лентой.

Статьи о других пермских памятниках военно-технической истории

Истребитель-перехватчик МиГ-31

Бронекатер проекта 1125

Танк Т-34 на Сибирской

122-мм пушка у цирка г. Пермь

Новости Перми за 06.06.2014

6 июня, 18:43

В Перми торжественно открыт памятник «МиГ на взлете»
Памятник «МИГ на взлете» установлен в честь 80-летия ОАО «Пермский моторный завод» у проходных предприятия на пересечении Комсомольского проспекта и ул. Чкалова. Сегодня, 6 июня, краевые и городские власти поздравили пермских моторостроителей со знаменательной датой.

Монумент «МиГ на взлете» представляет собой настоящий сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, расположенный на специальных дугах-опорах. Проходные «Пермского моторного завода» и мемориал связала «взлетно-посадочная полоса» — специальная дорожка, созданная с помощью садово-парковых светильников.

«МиГ на взлете» — это реальная боевая машина, которая была выпущена в 1985 году, до 1998 года использовалась в Тюменской области, затем была переведена на пермскую авиабазу «Сокол». Общий ее налет составляет 1322 часа.

Сегодня на торжественной церемонии открытия монумента пермские моторостроители принимали поздравления от директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Андрея Богинского, председателя правительства Пермского края Геннадия Тушнолобова, заместителя председателя Пермской городской Думы Юрия Уткина, временно исполняющего полномочия главы администрации Перми Дмитрия Самойлова и других гостей.

— Сегодня на предприятиях моторостроительного комплекса работают тысячи человек. Самое главное — они дают уверенность в будущем нашей молодежи, нашему городу и краю. Предприятие успешно развивается, реализуются инвестиционные и социальные программы. Желаю пермским моторостроителям успехов, благополучия и новых достижений, — подчеркнул в своем поздравлении Дмитрий Самойлов.

На церемонии с помощью символического рычага управления самолета был дан старт «взлету» «МиГ-31». Праздничный фейерверк создал ощущение работы мощного двигателя и полета боевой машины.

— Празднование 80-летия моторостроительного комплекса и открытие памятника — это, прежде всего, дань уважения людям, которые много лет создавали моторы для нашей страны. Хочется поблагодарить всех, кто помогал воплотить эту идею в жизнь. Это летчики авиабазы «Сокол», правительство Пермского края, администрация города Перми и все люди, принявшие участие в создании и установке этого памятника, — отметил управляющий директор ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Попов.

Пермь (аэропорт)

У этого термина существуют и другие значения, см. Большое Савино.

Пермь (Большое Савино)
ИАТА: PEE – ИКАО: USPP (УСПП)
Информация
Тип международный, совместного базирования
Страна Россия
Расположение Россия, 614515, Пермский край, Пермский район, аэропорт Большое Савино, корпус 12
Дата открытия 1952
Эксплуатант АО «Международный аэропорт Пермь», Аэрофлот, МО РФ, вертолётная компания «Геликс»
Высота НУМ +123 м
Часовой пояс UTC+5/+5
Время работы круглосуточно
Сайт aviaperm.ru
Карта
PEE Расположение аэропорта на карте Приволжского федерального округа
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
03/21 3204х49 Армобетон
Статистика (2018)
Годовой пассажиропоток ▲ 1 519 617
Медиафайлы на Викискладе

Аэродром Большое Савино.

Пермь (Большое Савино) — международный аэропорт федерального значения города Перми.

Аэропорт был открыт в 1965 году. Расположен в 17,6 км к юго-западу от центра города на территории Соколовского сельского поселения Пермского муниципального района, вблизи деревни Большое Савино. Официальное название аэропорта — «Пермь (Большое Савино)», название эксплуатанта аэропорта — АО «Международный аэропорт Пермь».

Общие сведения

Аэропорт является собственностью Пермского края и эксплуатируется совместно АО «Международный аэропорт Пермь» и Министерством обороны Российской Федерации (Минобороны России).

На аэродроме дислоцирована военная авиация (69806-2 авиационная группа «Сокол» Минобороны России — истребители МиГ-31). В 2013 году авиагруппа ЦВО «Большое Савино» пополнилась 3 истребителями-перехватчиками МиГ-31Б.

Международный аэропорт «Пермь» (Большое Савино) — единственный аэропорт на территории Пермского края, обслуживающий регулярные пассажирские перевозки. До осени 2001 года также работал аэропорт Березники (Пермский край), с тех пор он практически не эксплуатируется (хотя существуют планы восстановления регулярных рейсов Березники — Москва). В 2006 году был закрыт второй аэропорт города Перми — Бахаревка, откуда выполнялись рейсы по местным воздушным линиям.

История

С 1952 года аэродром существовал как военный. Место базирования 764-го истребительного авиационного полка «Сокол» (В/Ч № 31533). Некоторое время частью командовал полковник Вильямсон.

Военные лётчики 764 иап Борис Грайрович Айвазян и Сергей Иванович Сафронов 1 мая 1960 года участвовали в перехвате самолёта-разведчика U-2, пилотируемого Фрэнсисом Пауэрсом. Взлетев с аэродрома авиабазы «Сокол», МиГ-19, после дозаправки в Кольцово, попали под огонь советской ПВО и один из пилотов погиб.

В связи с ограниченными возможностями пермского аэропорта Бахаревка и отсутствием площади для расширения военный аэродром в середине 1960-х годов был дооборудован, 15 февраля 1965 года на его базе официально открыт новый аэропорт союзных линий — Большое Савино. Аэродром нового аэропорта получил статус совместного базирования.

Первым рейсом из аэропорта Большое Савино стал перелёт самолёта Ил-18 по маршруту Свердловск — Пермь — Москва и обратно. В ноябре 1965 года в Большом Савино было закончено строительство перрона и стоянок воздушных судов. 16 февраля 1967 года сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, судьба которого после открытия в 2017 году нового терминала остаётся неясной.

В 1993 году аэропорт Большое Савино получил статус международного.

В 2002 — 2003 годах в аэропорту Большое Савино НПО «Космос» была проведена реконструкция взлётно-посадочной полосы, её длину увеличили с 2500 до 3200 метров, что позволило аэропорту принимать воздушные суда всех типов, без ограничений.

С момента открытия аэропорта и до конца 2006 года основной объём пассажирских перевозок осуществляло ФГУП «Пермские авиалинии» (до 1992 года — Пермский авиаотряд Уральского управления гражданской авиации). В 1997 году начала полёты авиакомпания Lufthansa, с лета 2000 года — авиакомпания «Аэрофлот-Российские авиалинии».

30 ноября 2017 года был открыт новый терминал аэропорта. Общая площадь нового терминала составляет почти 30 тыс. м², он позволяет обслуживать до 2 млн пассажиров в год с пропускной способностью в часы пик 904 человека. Новый терминал может принимать до 9 самолетов одновременно, оснащён тремя переходными галереями, в нем расположено 20 стоек регистрации и 4 линии багажа. Обслуживание международных рейсов в новом терминале началось с 30 апреля 2018 года.

Техническая характеристика

Фасад нового аэропорта

Аэропорт имеет одну искусственную взлётно-посадочную полосу (ИВПП), класса Б. Размеры ВПП составляют 3204х49 (недоступная ссылка). Архивировано 27 августа 2013 года. метров, толщина армобетона 23 см. Полоса способна принимать любые типы воздушных судов. Классификационное число покрытия ВПП — PCN 55/R/С/W/T, светосистема — Siemens, ОВИ-1. Магнитные курсы взлёта/посадки — 211° (ВПП-21) и 31° (ВПП-03). Магнитное склонение места — +15°. Площадь перрона для стоянки воздушных судов — 31 200 м². В составе средств радиотехнического обеспечения полётов имеется вся современная аппаратура. Используется комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Альфа». Работают системы VOR/DME, ILS.

Метеорологические условия местности с точки зрения аэронавтики очень благоприятны.

Действует трубопровод для транспортировки авиационного керосина с нефтеперерабатывающего предприятия «Лукойл». Возможна любая заправка любых типов ВС авиационным топливом. Предоставляются такие типы топлива, как: TC-1, PT/ МC-8П, СМ-4.5., TS-1, RT (equivalent Jet A-1)/MS-8P, SM-4.5.

Аэропорт «Пермь» имеет грузовой терминал мощностью до 10000 тонн, склады временного хранения, осуществляет таможенное оформление. Грузовой терминал оснащён оборудованием для наземной обработки груза: автомобилями для перевозки грузов от/к ВС, дизельными погрузчиками, электронными и механическими весами, пневмотележками, досмотровым оборудованием, системой радиационного контроля. Пропускная способность действующих складских помещений составляет 45 тонн в сутки или 17 тысяч тонн в год.

Пассажиропоток

В 2017 году были перевезены рекордные за всю историю аэропорта 1 338 373 пассажира. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2014 году — было перевезено 1 319 000 пассажиров. Минимум за постсоветскую историю был зафиксирован в 2001 году — 214 000 пассажиров и всего 434 тонны грузов. В 2015 году был зафиксирован небольшой спад (2,3 %) пассажиропотока на фоне общероссийской тенденции из-за запрета полётов на многие популярные в России курорты, такие как Египет и Турция, а также сложной экономической обстановки.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Пассажирооборот (тыс. пассажиров) ↗371 ↗542 ↗686 ↘572 ↗749,5 ↗875 ↗994 ↗1151 ↗1319 ↘1288 ↘1124 ↗1338
Количество операций взлёт-посадка ↗4856 ↗5667 ↗6071 ↗9922 ↘5124 ↗6487 ↗6742 ↗8363 ↗9635 ↘8155 ↘7361 ↗7461

Маршрутная сеть (регулярные рейсы в расписании 2018 года)

Airbus A319-114 S7 Airlines в аэропорту «Пермь»

Авиакомпания Пункты назначения
Red Wings Анапа, Симферополь, Сочи
S7 Москва-Домодедово, Новосибирск-Толмачево, Санкт-Петербург
UTair Когалым, Сургут, Ханты-Мансийск
UVT-aero Геленджик, Казань, Калининград, Краснодар, Ноябрьск, Самара, Сочи, Усинск, Батуми
Аэрофлот Москва-Шереметьево
Комиавиатранс Сыктывкар
Оренбуржье Уфа
Победа Анапа, Москва-Внуково, Сочи, Минеральные Воды, Тбилиси
Россия Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи
Nordwind Airlines Москва-Шереметьево, Симферополь
Уральские авиалинии Душанбе, Дубай
Onur Air Анталья
Atlasglobal Анталья

География чартерных рейсов на летний период 2018 год включает в себя такие направления, как Анталья, Аланья, Бургас, Даламан, Ираклион, Ларнака, Монастир, Энфида. Традиционные зимние направления: Дубай, Бангкок, Паттайя , Гоа, Камрань, Пхукет. Выполняются вахтовые рейсы в Варандей, Нарьян-Мар, Ноябрьск, Усинск.

Базовая авиакомпания

Пермские авиалинии, которые долгие годы являлись базовой авиакомпанией в Перми, не осуществляют летную деятельность с 2009 года. С 2013 года предприятие сменило своё имя на «Международный аэропорт „Пермь“» и реорганизовано в акционерное общество.

Летом 2013 года в рамках соглашения между Пермским краем и Аэрофлотом региональное представительство авиакомпании было преобразовано в филиал, на баланс которого предполагалось поставить не менее четырёх авиалайнеров и производить их техобслуживание на базе пермского аэропорта. Срок действия договора — до 31 декабря 2018 года. Авиакомпании была предоставлена льгота по налогу на имущество — 0 % первые три года, 0,6 % — следующие три года и затем 1,1 %. Осенью 2013 года авиакомпания «Аэрофлот» перевела на баланс своего филиала в Пермском крае четыре самолёта Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100).

Также в аэропорту Перми базируется вертолётная авиакомпания «Геликс».

Происшествия

Крупнейшим авиационным происшествием на территории города Перми является катастрофа рейса SU821 авиакомпании Аэрофлот-Норд, которая произошла 14 сентября 2008 года в 05:09 (UTC+6). В результате падения на землю и полного разрушения Боинга-737-505 с бортовым номером VP-BKO погибли 88 человек — 82 пассажира и 6 членов экипажа.

Основная статья: Катастрофа Boeing 737 в Перми

Прочие авиационные происшествия:

  • 27 июля 2006 года при взлете разбился МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи». Пилоты катапультировались, один из них получил перелом голени.
  • 20 сентября 2007 года 15-летний житель деревни Частые Пермского края Андрей Щербаков незаконно проник на территорию аэропорта и, укрывшись в гондоле шасси лайнера Ту-154М компании «Атлант-Союз», совершил перелёт по маршруту Пермь — Москва. Подросток получил обморожения.
  • 13 марта 2009 года у самолёта Боинг-737-800 авиакомпании Оренбургские авиалинии, бортовой номер VP-BPG, во время посадки занесло переднюю опору шасси за пределы посадочной полосы. В самолете находилось 187 пассажиров и 9 членов экипажа. Люди и самолёт не пострадали.
  • 29 ноября 2009 года выполняя полет по маршруту Йошкар-Ола — Омск — Новокузнецк, самолёт С-182ТД (Cessna 182Q) с бортовым знаком RA-1018G запросил аварийную посадку в аэропорту Большое Савино в связи с отказом двигателя, однако, не дотянув до аэропорта несколько километров, совершил жесткую аварийную посадку вблизи Пермского порохового завода. Пилот и 2 пассажира получили травмы, один пассажир позже скончался в больнице.
  • 19 ноября 2010 года взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13:06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
  • 26 февраля 2011 года в Большом Савино в аэробус компании Lufthansa въехал тягач. Из людей никто не пострадал. Сам тягач наехал на водило и сорвал его.
  • 6 сентября 2011 года, в 06:52 через 4 минуты после взлёта с аэродрома Сокол потерпел крушение истребитель МиГ-31. Погибли оба пилота.
  • 18 мая 2018 года около 19:30 на аэродроме при движении по взлетно-посадочной полосе произошло возгорание правого двигателя у военного самолета МиГ-31. Никто не пострадал.

Обслуживание пассажиров

Из аэропорта «Большое Савино» до Перми можно добраться на городском автобусе маршрута № 42, который следует до центрального автовокзала. До Березников и Усолья ходит междугородный автобус «Аэробас».

Парковка для автотранспорта у нового терминала разделена на три зоны:

  • P1 — длительная парковка (до 10 минут бесплатно, далее — посуточная оплата);
  • P2 — краткосрочная парковка (до 15 минут бесплатно, далее — почасовая оплата);
  • P3 — служебная парковка.

Рядом со старым терминалом расположен трёхзвёздочный отель «Полёт» на 60 номеров различных категорий и бесплатная парковка.

В аэропорту распространяется ежемесячный бесплатный журнал «Аэропорт Пермь».

> См. также

  • Список аэропортов России
  • Список наиболее загруженных аэропортов России

Примечания

  1. Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»Правительство Российской Федерации Распоряжение от 20 апреля 2016 г. № 726-р. Дата обращения 23 апреля 2016.
  3. Сборник Аэронавигационной информации № 11. Европейская часть Российской Федерации. ФГУЦ ЦАИ ГА, 2013.
  4. Авиация ПВО — Авиабаза =KRoN=
  5. Без полку — Коммерсант Прикамье
  6. Для охраны военных объектов авиабаза Перми получила три истребителя МиГ-31Б, Properm.ru (27 января 2013).
  7. ВКО — На страже уральского неба (23 декабря 2005). Дата обращения 7 мая 2010. Архивировано 6 марта 2016 года.
  8. Как сбили Фрэнсиса Пауэрса. CombatAvia. Дата обращения 28 апреля 2010.
  9. Маталин, Андрей Старый терминал пермского аэропорта могут отдать ГИБДД. KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (4 декабря 2017). Дата обращения 4 декабря 2017.
  10. Распоряжение Совета министров от 16.11.1993 № 2055-р (недоступная ссылка). Дата обращения 27 мая 2010. Архивировано 2 декабря 2013 года.
  11. Транспортная прокуратура пытается принудить НПО «Космос» к исполнению обязательств в части взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Большое Савино» (15 июля 2010). Дата обращения 24 декабря 2016.
  12. Небесный тихоход (недоступная ссылка). Пермский обозреватель (9 февраля 2004). Дата обращения 15 декабря 2007. Архивировано 18 мая 2008 года.
  13. 1 2 В Перми открыли терминал пермского аэропорта «Большое Савино». Дата обращения 4 декабря 2017.
  14. В Перми началось строительство нового аэропорта. Дата обращения 4 декабря 2017.
  15. Технические характеристики аэропорта Большое Савино (недоступная ссылка). Дата обращения 17 декабря 2007. Архивировано 2 ноября 2007 года.
  16. 1 2 По итогам года пассажиропоток из Большого Савино сократился на 2%, Коммерсантъ (15 января 2016).
  17. Пермский аэропорт не стал «аэропортом-миллионником» (9 января 2013). Архивировано 18 января 2013 года. Дата обращения 9 января 2013.
  18. Пассажиропоток «Большого Савино» за 2007 год увеличился по сравнению с 2006 годом на 46% (16 января 2008). Дата обращения 15 января 2016.
  19. Подведены итоги производственной деятельности международного аэропорта «Большое Савино» ФГУП «Пермские авиалинии» за 12 месяцев 2008 года (19 января 2009).
  20. Пассажиропоток в аэропорту «Большое Савино» в 2009 году снизился на 20% (недоступная ссылка) (26 января 2010). Дата обращения 15 января 2016. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  21. 1 2 3 4 Годовой отчет ОАО «Международный аэропорт «Пермь» за 2013 год (PDF) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2015. Архивировано 23 июля 2015 года.
  22. Годовой отчет АО «Международный аэропорт «Пермь» за 2014 год.
  23. Международный аэропорт «Пермь» подвел итоги за 2017 год.
  24. Официальный сайт аэропорта
  25. Аэропорт Большое Савино в справочнике Aviapages.ru
  26. Страница аэропорта на «Яндексе»
  27. «Аэрофлот» перевел четыре лайнера SuperJet на баланс своего пермского филиала, РИА ФедералПресс.
  28. Официальный сайт авиакомпании «Геликс». Дата обращения 15 января 2016.
  29. «Стрижа» погубила чайка, Российская газета (29 июля 2006). Дата обращения 26 марта 2009.
  30. Беспосадочное дело. Ъ-Пермь. Коммерсантъ (4 апреля 2008). Дата обращения 24 декабря 2016.
  31. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ. Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом С-182ТД RA-1018G (PDF) (недоступная ссылка) (12 октября 2012). Дата обращения 10 октября 2015. Архивировано 26 января 2016 года.
  32. Крушение истребителя МиГ-31 в Пермском крае 19 ноября, РИА Новости. Дата обращения 24 декабря 2016.
  33. В Прикамье разбился МиГ-31, прокуратура ведет проверку (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 14 сентября 2011.
  34. Тягач протаранил самолет в пермском аэропорту (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 14 сентября 2011.
  35. При падении МиГ-31 погибли два пилота, Интерфакс (6 сентября 2011). Дата обращения 6 сентября 2011.
  36. В Пермском крае разбился истребитель МиГ-31, Lenta.ru (6 сентября 2011). Дата обращения 6 сентября 2011.
  37. В Пермском крае на аэродроме загорелся самолет Миг-31. РИА Новости (20180518T1842+0300Z). Дата обращения 19 мая 2018.
  38. 1 2 Официальный сайт аэропорта «Большое Савино». Схемы парковок.
  39. Об отеле «Полёт». Дата обращения 25 января 2016.
  40. Журнал «Аэропорт Пермь». Дата обращения 10 апреля 2013.
  41. Журнал «Аэропорт Пермь» — журнал для тех, кто любит летать (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 27 октября 2019.

Ссылки

  • Официальный сайт аэропорта
  • Аэропорт Большое Савино в справочнике Aviapages.ru
  • Страница аэропорта на «Яндексе»
  • Сообщество пермских любителей авиационной фотографии («споттинга»)
  • Блог «Пермская авиация глазами фотографов»
Более 10 млн
  • Шереметьево (Москва) 45,83
  • Домодедово (Москва) 29,40
  • Внуково (Москва) 21,48
  • Пулково (Санкт-Петербург) 18,12
От 3 до 10 млн
  • Сочи 6,34
  • Кольцово (Екатеринбург) 6,13
  • Толмачёво (Новосибирск) 5,91
  • Симферополь 5,15
  • Пашковский (Краснодар) 4,17
  • Уфа 3,24
  • Платов (Ростов-на-Дону) 3,24
  • Казань 3,14
  • Курумоч (Самара) 3,09
От 1 до 3 млн
  • Кневичи (Владивосток) 2,63
  • Красноярск 2,59
  • Минеральные Воды 2,41
  • Иркутск 2,21
  • Храброво (Калининград) 2,15
  • Новый (Хабаровск) 2,14
  • Рощино (Тюмень) 1,99
  • Сургут 1,76
  • Баландино (Челябинск) 1,66
  • Большое Савино (Пермь) 1,52
  • Витязево (Анапа) 1,50
  • Уйташ (Махачкала) 1,29
  • Жуковский (Москва) 1,16
  • Гумрак (Волгоград) 1,14
  • Стригино (Нижний Новгород) 1,14
  • Центральный (Омск) 1,11
  • Хомутово (Южно-Сахалинск) 1,07
От 500 тыс.
до 1 млн
  • Новый Уренгой 0,97
  • Талаги (Архангельск) 0,94
  • Мурманск 0,94
  • Якутск 0,91
  • Бегишево (Нижнекамск) 0,78
  • Чертовицкое (Воронеж) 0,77
  • Оренбург 0,75
  • Елизово (Петропавловск-Камчатский) 0,70
  • Нижневартовск 0,65
  • Богашёво (Томск) 0,63
  • Астрахань 0,60
  • Сыктывкар 0,56
  • Михайловка (Барнаул) 0,51
  1. На территории Крыма, присоединение которого к России не получило международного признания.

МиГи-31 на авиабазе Сокол в Перми

Много фотографий с тренировок и праздника «Крылья Пармы» и мало букв, потому что и так все понятно.


МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Создан на базе МиГ-25 в середине 70-х, с начала 80-х принят на вооружение в ВВС СССР.
Это первый советский боевой самолёт четвёртого поколения, который предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.
Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников.

27-го июня на пермской авиабазе «Сокол» в Большом Савино тренировались около десяти МиГ-31.

4. Техники готовят борт к вылету, а в это время на стоянку после тренировочных полетов заруливают МиГ-29 «Стрижи».

5. Что за процесс происходит на фото? Два шланга — и оба заправляют? Это кабели внешнего электропитания

6. Кабина штурмана
7. Кабина пилота.
8. Поднимаемся на спину МиГа.
9. При подготовке самолета на нем могут находиться одновременно с десяток техников, так что несколько блогеров никак не повлияют на целостность борта.
10. Главное — не становиться туда, где написано «Не вставать!»
11. Кира дорвалась до самолета и от радости не имеет сил подняться.
12. Тем временем другие машины готовы к вылету.
13. Рулят мимо нас.
14.
15.
16. Очередь на старт.
17. Полетели!
18. Одному из бортов на следующий день официально было присвоено название «Пермь Великая». НАТО, берегись!
19. Аэродром Большое Савино в Перми с одной стороны военный, а с другой — гражданский.
20. Добавил в июньский жареный воздух свежую струю.
21. Следующий!
22. Как вариант попробовала анти-проводку и вот что получилось. По-моему, движение вполне передано.
23. А матрицу пора чистить…
24. В воздухе одновременно находились восемь бортов, а всего в тот день летало как минимум девять — 06, 07, 09, 14, 16, 17, 24, 25, 26.
25. Не влез.
26. Посмотреть бы на эту струю в ночи с форсажем…
27. Красавчик!
28. Некоторые взлетали парами.
29. Проход четверки. 06, 08, 17 и 07.
30. Дубль два.
31. И так они летали почти час.
32.
33.
34. Садится.
35. Есть контакт. И парашют на вылете.
36.
37. Заруливают на стоянку.
38. Сурикаты наготове.
39. Снизу вид лучше.
40.
41.
42. Летчик подписывает полетное задание.
43. Свободен до завтра.
44. А на следующий день МиГи-31 уже работали на публику.
45. Взлетели и пару раз прошли перед зрителями.
46. Туда…
47. И обратно…
48. Удачно вписался в пермский пейзаж.
49. На стоянку…
50. К вечеру публика смотрела на МиГи вблизи, а кому-то было не до самолетов…
51. Пора спать.
52. «Сквозняк» сел на заднем плане.
53. Чей-то эшелон дополнил картинку диагональю.
54. Не могу выбрать, какой больше нравится — этот или предыдущий?
Вот такая красота.