Военная доктрина рк

В Республике Казахстан ухудшается военно-политическая обстановка и растут риски дестабилизации ситуации пророссийскими силами.
Виталий Соколенко специально для InformNapalm

Анализ активности пророссийских движений в Казахстане свидетельствует о существенном росте угроз для действующей власти этой страны, возникших за последние 1,5 года. На сегодняшний день на территории Казахстана сформированы условия для запуска сценариев, аналогичных крымскому. Их реализация может быть осуществлена в случае ухудшения внутриполитической ситуации в РФ либо резкого изменения режима в Казахстане (РК).

Рост угроз для РК обусловлен возвращением граждан Казахстана, получивших опыт ведения боевых действий на территории оккупированного Донбасса, а также ростом политической активности пророссийских казачьих объединений в Казахстане.

Данные о гражданах Казахстана, принимавших участие в боевых действиях в зоне АТО на стороне бандформирований, собранные InformNapalm, демонстрируют характерную географическую привязку: указанные лица, как правило, проживают в населенных пунктах вблизи границ с Российской Федерацией, где наблюдается высокая активность казачьих организаций и значительна доля этнических русских.

На фото: пророссийский террорист из Казахстана Нурлан Игенов

Из общего массива проанализированных данных об участниках бандформирований из числа граждан Казахстана следует, что около 26% из них являются выходцами из населенных пунктов Восточно-Казахстанской области (в основном из Усть-Каменогорска), 17% – жители Алматы. Также повышенная вовлеченность граждан Казахстана в боевые действия в Украине на стороне пророссийских бандформирований характерна для Астаны, Костаная, Караганды, Петропавловска.

На фото: террорист из Казахстана Тимур К. и один из главарей «ДНР» Денис Пушилин

Кроме казачьих организаций, вербовочная работа по комплектации групп для участия в боевых действиях на Донбассе на стороне бандформирований осуществляется на базе представительств Русского национального единства (РНЕ), а также страйкбольных клубов в крупных городах.

Обращает на себя внимание достаточно высокое участие эксвоеннослужащих Вооруженных сил Казахстана в НВФ на территории Донбасса. Среди этих вчерашних военных можно встретить бывших бойцов специальных подразделений ВС Казахстана, в частности горно-егерского батальона (в/ч 91678). По нашим оценкам, на сегодняшний день в рядах ВС Казахстана присутствует значительное (не менее 15%) количество пророссийских элементов, в том числе среди офицерского состава. Вероятность перехода целых частей под флаг РФ в случае начала активных действий со стороны Кремля в некоторых областях (например, в Восточно-Казахстанской области) достаточно высока.

Очевидной тенденцией является ставка российского военно-политического руководства на общественно-политические движения казаков на территориях вблизи казахстано-российских границ.

7 февраля прошел отчетно-выборный съезд Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана под руководством Юрия Захарова (Юрий Захаров и полковник Союза казаков Казахстана Асылхан Артыкпаев были в качестве наблюдателей-экспертов в Крыму и в Севастополе во время проведения «референдума». – Прим. ред.). На этом форуме был рассмотрен вопрос избрания депутатов Мажилиса Парламента от казаков. Делегаты съезда по завершении своего форума приняли резолюцию, состоящую из следующих пунктов:

  • Требование обеспечить реальное соблюдение конституционного статуса русского языка и неукоснительное соблюдение законодательства о языках, а также выработать меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения чиновников всех рангов за нарушение законов и Конституции Республики Казахстан. Данное требование провоцирует признание Астаной фактов дискриминации русскоязычного населения, а также направлено на подавление национального и патриотического движения в РК руками казахстанских властей.
  • Требование законодательно закрепить пропорциональное национальное представительство в органах всех ветвей государственной власти. Требование предусматривает внесение изменений в Конституцию РК, которые противоречат действующим нормам, не предоставляют преимущества по вероисповеданию, национальному, половому, социальному признакам и вводят квоты для пророссийских представителей в законодательном органе.
  • Передать русские драматические театры районов, областей и городов Алматы и Астаны в качестве культурных центров на баланс Координационного совета с сохранением бюджетного финансирования. Пункт отвечает положениям Стратегии национальной безопасности РФ об использовании культурного направления для экспансии РФ на постсоветском пространстве.
  • На государственных телеканалах выделить время организациям Координационного совета и всем национальным диаспорам Казахстана для популяризации общественной жизни, культуры, языка. Это время должно предоставляться с учетом национально-пропорционального представительства народов в тех или иных регионах государства.Выполнение данного пункта приведет к монополизации пророссийскими организациями телевещания и контента в ряде регионов, где существуют угрозы сепаратизма.
  • Увеличить квоту депутатов Парламента от Ассамблеи народа Казахстана до 30 мест с отведением одной трети от этого числа для представителей Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана. Из числа назначаемых президентом Республики Казахстан членов Сената Парламента закрепить 5 мест для активистов Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана.
  • Официально признать казаков народом в Республике Казахстан.

На фото: пророссийский террорист из Казахстана Святослав Голиков. Участвовал в захвате ВР Крыма.

Политика Астаны не препятствовала тому, что за последние 10 лет различные казачьи союзы, изначально созданные как культурно-этнографические общества, стали полувоенными организациями, имеющими четкую пророссийскую политическую направленность. Некоторые из таких казачьих организаций принимали участие в действиях РФ по аннексии Крыма в 2014 году. Эти организации подвергают сомнению суверенитет и национальную идентичность Казахстана. Так, на многочисленных информационных ресурсах казачества (например, «Казачья сеть») РК именуется как «так называемое государство Казахстан»), а риторика в отношении идентификации казахского народа близка к пророссийской риторике в период дестабилизации ситуации на Донбассе и попытки создать так называемую Новороссию.

В настоящее время Кремль предпринимает усилия для запугивания руководства Республики Казахстан, чтобы оно не предпринимало никаких действий для ликвидации потенциальных угроз. Это позволит пророссийским организациям в стране укрепить свои позиции. В то же время события в Крыму и на Донбассе продемонстрировали, что отсутствие сопротивления при первых признаках внешнего вмешательства не ведет к отказу от агрессии, а напротив, способствует ускоренной реализации негативного сценария.

Виталий Соколенко, InformNapalm

Указ Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года № 554 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан»

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 января 2005 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Республики Казахстан.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 161 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 56, ст. 791).

3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент

Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ

Астана, Акорда, 29 сентября 2017 года

№ 554

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Казахстан

от 29 сентября 2017 года № 554

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Астана, 2017 год

1. Введение

2. Анализ текущей ситуации

2.1. Основные условия и факторы, влияющие на военную безопасность и военные угрозы Республике Казахстан

2.2. Характер современных военных конфликтов

2.3. Текущее состояние в области военной безопасности Республики Казахстан

3. Основные положения 3.1. Цель и принципы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан

3.2. Направления деятельности Республики Казахстан в сферах обеспечения военной безопасности и обороны

3.3. Меры по обеспечению военной безопасности Республики Казахстан

4. Заключение

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. Введение

1. Военная доктрина Республики Казахстан (далее — Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на обеспечение военной безопасности и оборону Республики Казахстан.

В Военной доктрине с учетом возможных военных угроз Республике Казахстан определены основные направления государственной деятельности в военно-политической, военно-стратегической и военно-экономической сфере, по мобилизационной подготовке государства, а также основные меры по развитию военной организации Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Военная доктрина носит оборонительный характер и отражает приверженность Республики Казахстан к приоритетному использованию для защиты национальных интересов дипломатических, политических, правовых, экономических и других невоенных средств.

Применение военной силы Республикой Казахстан предусматривается при исчерпании возможностей невоенными средствами обеспечить военную безопасность государства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Нормативную и правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан и международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

>Указ Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года №554 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 29 сентября 2017 года №554

Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан

В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 января 2005 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Республики Казахстан.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 года №161 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., №56, ст. 791).

3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент Республики Казахстан

Н.Назарбаев

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года №554

Военная доктрина Республики Казахстан

Астана, 2017 год

1. Введение

1. Военная доктрина Республики Казахстан (далее — Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на обеспечение военной безопасности и оборону Республики Казахстан.

В Военной доктрине с учетом возможных военных угроз Республике Казахстан определены основные направления государственной деятельности в военно-политической, военно-стратегической и военно-экономической сфере, по мобилизационной подготовке государства, а также основные меры по развитию военной организации Республики Казахстан.

2. Военная доктрина носит оборонительный характер и отражает приверженность Республики Казахстан к приоритетному использованию для защиты национальных интересов дипломатических, политических, правовых, экономических и других невоенных средств.

Применение военной силы Республикой Казахстан предусматривается при исчерпании возможностей невоенными средствами обеспечить военную безопасность государства.

3. Нормативную и правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Республики Казахстан, законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан и международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

4. Разработка Военной доктрины обусловлена необходимостью определения основных направлений деятельности Республики Казахстан в сфере обеспечения военной безопасности и обороны государства с учетом влияния современных условий и факторов.

Положения Военной доктрины основываются на результатах оценок и прогнозов развития военно-политической обстановки в мире, изменениях характера военных конфликтов и содержания вооруженной борьбы.

5. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

1) боевой потенциал войск (сил) — обобщенный количественный показатель, характеризующий абсолютные или относительные боевые возможности войск (сил) по выполнению задач по предназначению;

2) военная организация государства — совокупность вооруженных сил, других войск и воинских формирований, государственных органов и организаций, оборонно-промышленного комплекса, совместная деятельность которых направлена на обеспечение военной безопасности и оборону государства;

3) военная сила — способность государств, народов, социальных групп прямо или косвенно воздействовать на противостоящую сторону военными, а также невоенными средствами и вести вооруженную борьбу;

4) военный потенциал государства — максимальные возможности государства, которые могут быть мобилизованы и использованы для формирования и наращивания его военной мощи, строительства и содержания военной организации, ведения вооруженной борьбы;

5) военная мощь — часть военного потенциала, которая может быть реализована к определенному моменту времени для обеспечения военной безопасности и обороны государства;

6) военный конфликт — форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы, при которой в государстве вводится военное положение (на части или всей территории);

7) военный конфликт низкой интенсивности — военный конфликт, для разрешения которого достаточно боевого потенциала войск (сил), содержащихся в постоянной готовности в государстве;

8) военный конфликт средней интенсивности — военный конфликт, для разрешения которого достаточно располагаемого военного потенциала государства;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Эволюция военной доктрины Казахстана

Военная доктрина — декларация о политике государства в области военной безопасности, система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооруженных сил к войне, способы и формы её ведения. Основные положения доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных достижений и характера ожидаемой войны.

Важнейшие из доктринальных вопросов аккумулируются в основах военной доктрины, например угрозы безопасности государства, и вытекающих оборонных задачах; политических и правовых основах военной доктрины; военно-стратегических основах военной доктрины; военноэкономических и военно-технических основах военной доктрины.

Как системы принятых в государстве официальных взглядов военная доктрина есть в любом государстве. Документы, где эти доктринальные взгляды излагаются, могут называться по-разному: в России, Белоруссии, Казахстане — «Военная доктрина», в США — «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегическая концепция НАТО», в КНР — «Оборонная доктрина».

С момента образования суверенного Казахстана обеспечение национальной безопасности является главным приоритетом государства. Важнейшим слагаемым ее является военная безопасность, которая, в свою очередь, немыслима без создания и строительства вооруженных сил, определения военной стратегии Республики Казахстан. Военная стратегия Республики Казахстан призвана определять реальные и эффективные пути и средства обеспечения военной безопасности Казахстана как независимого государства применительно к его геополитическому и геостратегическому положению в современном мире. Указ Президента Республики Казахстан «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан» от 7 мая 1992 г. положил начало строительству армии суверенного Казахстана .

В феврале 1997 г. была создана Военная академия Вооруженных Сил Республики Казахстан, впоследствии преобразованная в Национальный университет обороны. В настоящее время в Казахстане уже выстроена развитая сеть военных учебных заведений различного профиля.

В 1999 г. впервые была принята Государственная программа военного строительства Республики Казахстан на период до 2005 г., определившая этапы и направления развития военной организации государства.

Значительные изменения претерпела военная география. Военные округа, а затем региональные командования стали новым современным элементом военной безопасности Казахстана.

С 2002 г. установлено, что бюджетное финансирование армии Казахстана должно быть не менее 1 % от валового внутреннего продукта. Это позволило Вооруженным Силам Казахстана существенно повысить интенсивность боевой подготовки, решить проблемы с материально-техническим обеспечением, увеличить денежное довольствие военнослужащим.

В 2003 г. была утверждена трехвидовая структура Вооруженных Сил, выделены такие самостоятельные компоненты, как Аэромобильные войска, Ракетные войска и артиллерия, Тыл Вооруженных Сил.

В 2006 г. принята новая Государственная программа развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Казахстана на 2006–2010 гг.

В 2007 г. с целью переоснащения армии в соответствии с лучшими мировыми стандартами утверждена Госпрограмма развития вооружения и оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан.

С первых дней существования Вооруженных Сил Президент страны Н.А.Назарбаев отмечал, что Казахстан считает «поддержание своей обороноспособности одной из важнейших государственных функций и делом всего народа… Наша главная цель — защита суверенности и территориальной целостности Казахстана» . «Мы понимаем, что все возможные потенциальные угрозы национальной безопасности Казахстана в настоящее время не имеют и не будут иметь характера прямого военного вторжения и угрозы территориальной целостности государства… И хотя мы искренне надеемся на то, что мир осознал всю бесполезность вооруженных конфликтов, давайте не будем забывать: благоразумная держава полагается не только на обещания других государств, но и на мощь своей страны» .

Президент Республики Казахстан последовательно и целеустремленно развивает принципы миролюбивой политики Казахстана. Сугубо оборонительный характер предназначения Вооруженных Сил был изложен еще в 1992 г. в Законе Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», где записано, что Вооруженные Силы предназначены для защиты суверенитета, территориальной неприкосновенности границ Республики Казахстан, отражения нападения и нанесения поражения агрессору .

Для определения основных направлений и содержания военной стратегии, военного строительства в условиях резкого изменения международной обстановки и строительства независимого демократического государства в 1993 г. была принята первая военная доктрина Республики Казахстан.

В военной доктрине 1993 г. нашло отражение такое положение, что Казахстан никогда и ни при каких обстоятельствах не начнет первым военные действия против какого-либо государства, если сам или его союзники не станут объектом вооруженной агрессии. Более того, в доктрине отмечалось, что Казахстан никому не угрожает, готов со всеми государствами строить отношения на основе взаимного учета интересов безопасности, не стремится к военному превосходству и рассматривает сокращение ядерных и обычных вооруженных сил как задачу исторического значения. Было также отражено, что Казахстан признает за каждым государством, нацией равное право на участие в решении всех вопросов международной жизни; выступает против силовой политики и гонки вооружений .

Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, принявшим военную доктрину. Военная доктрина предусматривала как меры по предотвращению войны, так и способы защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

Военная доктрина 1993 г. сыграла положительную роль в формировании и становлении армии Казахстана, но вместе с тем многие положения к концу 90-х годов потеряли свою актуальность. В Казахстане произошло много изменений. Была принята новая Конституция Казахстана, утверждены Стратегия развития Казахстана до 2030 г. и Стратегия национальной безопасности на среднесрочный период, в которых определены приоритетные направления в сфере обеспечения военной безопасности.

Произошли кардинальные изменения и в мире. Возникшие потенциальные угрозы вблизи границ Казахстана, вероятность проникновения на территорию страны вооруженных формирований экстремистов и международных террористов вызвали необходимость адаптации военной политики, военной стратегии, военной организации Казахстана к изменившимся обстоятельствам.

В этих условиях 10 февраля 2000 г. была принята вторая военная доктрина Республики Казахстан. За семь лет, прошедших с момента принятия первой военной доктрины суверенного Казахстана, кардинально изменилась обстановка в мире и Центрально-Азиатском регионе. Эти изменения коснулись как политических, так и военных аспектов. Необходимость разработки и принятия второй военной доктрины была связана со следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимо было предусмотреть в вопросах военного строительства стремительные изменения в средствах, методах и характере военных действий, произошедшие за последние годы прошлого столетия. Наглядной иллюстрацией новых тенденций в военной области стали действия НАТО на Балканах. Анализ опыта современных войн показал, что в военном искусстве приоритет отдается применению средств информационного воздействия, автоматизированному управлению боем, авиационным ударам, новым видам оружия. Стремление нанести максимальный экономический ущерб противнику за короткое время делает уязвимыми в одинаковой степени как военные, так и гражданские объекты. Эти изменения необходимо было предусмотреть при реформировании Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Во-вторых, крайне важным представлялось учесть глобальные изменения геополитического характера, произошедшие в мире. С одной стороны, с окончанием противостояния двух главных военно-политических блоков исчезла явная угроза мировой войны. С другой стороны, напротив, наблюдался рост числа локальных конфликтов по всему миру. Особую опасность вызывал тот факт, что вооруженные конфликты все чаще происходят в непосредственной близости от границ Республики Казахстан. Были основания утверждать, что первое десятилетие нового века будет еще более «богатым» на конфликты. Поэтому в новых условиях все большее значение приобретала миротворческая функция Вооруженных Сил.

На уровень глобальных проблем, угрожающих всем без исключения странам, выходили вопросы распространения терроризма и экстремизма, а также тесно связанные с ними такие явления, как наркобизнес и незаконная торговля оружием. Несмотря на усилия мирового сообщества по нераспространению оружия массового уничтожения, в мире, вблизи границ Казахстана, появились новые ядерные государства, обладающие средствами доставки дальнего радиуса действия.

В третьих, остро встала задача адаптировать военную организацию государства к новым рыночным условиям. Предыдущая первая военная доктрина появилась в переходный период, когда новые экономические условия хозяйствования еще не сложились. В то же время вхождение в рыночные отношения поставило перед военной организацией страны множество непростых вопросов проведения мобилизационной подготовки, создания мобилизационных резервов, проведения стратегического развертывания и др. Кроме того, жизненно важным представлялось преодолеть в условиях сложной экономической ситуации хроническую недостаточность финансирования военных нужд государства, выработать новые подходы к экономическому обеспечению военной реформы. Отмеченные моменты были учтены Казахстаном при разработке второй военной доктрины. К тому же был тщательно обобщен и использован опыт военного строительства в ряде зарубежных стран.

Вторая военная доктрина явилась составной частью Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 1999–2005 гг. В ней впервые гармонично были связаны необходимость развития вооруженных сил с характером реальных военных угроз, основными тенденциями в военном искусстве и экономическими возможностями государства.

Значение второй военной доктрины Казахстана состоит и в том, что впервые в казахстанской военно-научной практике была дана новая классификация военных конфликтов на основе принципа их интенсивности и возможных последствий от участия в них страны. В частности, в доктрине выделялись конфликты малой, средней и высокой интенсивности и, соответственно, определялись необходимые качественные критерии использования в них Вооруженных Сил Казахстана.

Военная доктрина Казахстана 2000 г. была нацелена на совершенствование системы обеспечения военной безопасности на этапе строительства демократического и правового государства и рассчитана на среднесрочный период, имела сугубо оборонительный характер, опиралась на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки в мире и регионе, экономические реалии и ресурсные возможности государства.

В ней было отмечено, что «происходит возникновение новых рисков и угроз безопасности, среди которых наибольшую опасность представляет повышение вероятности возникновения различного рода военных конфликтов, распространения экстремизма, международного терроризма, организованной преступности, незаконного оборота оружия и наркотиков». Исходя из этого главной целью военного строительства в Республике Казахстан данная военная доктрина определила «создание хорошо оснащенных, высокомобильных вооруженных сил, способных обеспечить защиту жизненно важных национальных интересов государства от существующих и потенциальных военных угроз» .

Впервые за годы независимости Казахстана был открыто опубликован документ, в котором содержались основополагающие официальные взгляды на военную стратегию, обеспечение военной безопасности, предотвращение войн и вооружённых конфликтов, военное строительство, а также на применение вооруженных сил, других войск и воинских формирований государства. Открытое опубликование в Казахстане военной доктрины в 2000 г. способствовало созданию обстановки открытости в военной области, повышению доверия и демилитаризации отношений с соседними государствами.

В 2006 г. в своем Послании народу Казахстана Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев поручил разработать новую военную доктрину, предусматривающую создание профессиональной армии, соответствующей международным стандартам. Вооруженные Силы Республики Казахстан должны быть обеспечены современным вооружением и военной техникой, соответствующей угрозам, характерным как для условий Казахстана, так и для любой международной ситуации .

21 марта 2007 г. была принята третья военная доктрина в истории Республики Казахстан, которая существенно отличается от двух предыдущих: первая основывалась на наличии в стране ядерного оружия, а вторая предусматривала участие Казахстана в глобальных войнах с привлечением огромных мобилизационных и людских ресурсов. Содержание последней военной доктрины Казахстана отражает перемены, которые произошли в мире за прошедшие 7 лет, а также изменения во взглядах руководства страны на приоритеты в области обеспечения военной безопасности в контексте изменений характера мирового развития. По сравнению с прежней редакцией предыдущих военных доктрин изменилась и структура нового документа.

Новая Военная доктрина состоит из четырех взаимосвязанных частей. В первой части раскрываются военно-политические основы безопасности, дается прогноз развития военно-политической обстановки, излагается политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности, раскрывается сущность военной организации государства.

Во второй части документа рассматриваются военно-стратегические основы безопасности государства, определяются характер и типы военных конфликтов, раскрываются основы применения военной организации государства, а также сущность руководства обеспечением военной безопасности.

В третьей части документа рассматриваются военно-экономические и военно-технические основы обеспечения безопасности, определяются цели, принципы, задачи и направления военноэкономического и военно-технического обеспечения, мобилизационной подготовки экономики и создания системы резервов Республики Казахстан.

В четвертой части Военной доктрины рассматриваются вопросы международного военного сотрудничества, в том числе участие Казахстана в коалиционном военном строительстве, его миротворческая деятельность.

Внутренними факторами принятия третьей военной доктрины послужили социальноэкономическая и политическая модернизация казахстанского общества, что предопределило совершенствование и развитие военной организации государства.

Внешними предпосылками выступила современная международная ситуация, характеризуемая нестабильностью и порождающая опасность для стран, независимо от их экономического и военного потенциала. В документе сняты прежние указания на переход от однополярной к многополярной модели мирового развития, на угрозу со стороны «новых ядерных государств» (Индии и Пакистана) в регионе; в числе военно-политических партнеров Казахстана не указываются Турция и Германия; в раздел о международном сотрудничестве введена ОБСЕ и т.д.

С учетом политических реалий, с учетом миротворческой деятельности Казахстан не предусматривает участия своих вооруженных сил в конфликтах высокой интенсивности. А это, в свою очередь, предполагает изменение структуры, количества и качества Вооруженных Сил Казахстана.

Расширена правовая и концептуальная основа доктрины. Теперь она не просто конкретизирует задачи Стратегии национальной безопасности в военной сфере, как это было ранее, а опирается на более широкий круг директивных документов, включая Стратегию развития Казахстана до 2030 г., указы Президента РК, иные законодательные и нормативно-правовые акты, а также международные договоры, участником которых является Казахстан.

Новая военная доктрина отображает современные военно-политические реалии, дает ответы на вызовы последнего периода времени, связанные с борьбой с терроризмом и экстремизмом. В ней предполагается, что Казахстан готов обеспечить свою территориальную целостность и суверенитет военными средствами, вести борьбу с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями, а также оказывать посильную помощь, включая военную, своим союзникам, исходя из принятых им обязательств.

Действующая доктрина классифицирует возможные вызовы и угрозы безопасности страны, конкретизирует условия развития новых возможностей вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Выполнение этой задачи требует интеграции всех имеющихся в распоряжении государства ресурсов, взаимодействия с дружественными странами по обеспечению как национальной безопасности Казахстана, так и региональной стабильности. Определена оборонительная направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, что подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов, к которым в первую очередь относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные. Тем не менее военные меры по-прежнему остаются актуальным инструментом обеспечения безопасности государства.

Новая военная доктрина сохранила в качестве главного стержня оборонительный принцип. Казахстан не определяет в качестве противника ни одно государство. Но реалии современного мира таковы, что спектр угроз глобальной и региональной безопасности в начале нового века нисколько не уменьшился. Международное сообщество продолжает сталкиваться с методами силового давления в международных отношениях, в основе которых лежит применение непрямых действий, в том числе политическое и психологическое давление, информационная борьба, демонстрация силы, экономические санкции.

Выработка новой военной стратегии вызвана борьбой с терроризмом, экстремизмом и незаконными вооруженными формированиями, а также локальными конфликтами. Поэтому без адаптации оборонной политики государства и его военной организации к изменившимся реалиям вряд ли можно рассчитывать на эффективную защиту жизненно важных интересов Казахстана.

Сегодня перед Казахстаном стоит важнейшая задача системной модернизации и роста конкурентоспособности. Очевидно, что эта задача должна быть решена и в оборонной сфере. Это требует повышенного внимания к обеспечению обороноспособности страны и последовательной политики поддержки армии Казахстана.

На предстоящий период основной акцент должен быть сделан, как того требует новая военная доктрина, на улучшение качественных параметров вооруженных сил.

Во-первых, необходимо принять меры для повышения качества боевого дежурства, уровня боевой и мобилизационной готовности войск, поскольку это является основной составляющей повседневной деятельности армии. В повестке дня внедрение автоматизированной системы боевого управления войсками. Она должна охватывать общую вертикаль управления войсками и все сферы их возможного применения — на земле, в воздухе и на море.

Во-вторых, армии необходимы технологические изменения, которые предполагают внедрение новых систем вооружения и военной техники, овладение современными формами и способами ведения боевых действий. В этих целях в Казахстане уже предусмотрен ряд мер по укреплению системы противовоздушной обороны, обеспечению войск ракетной и бронетанковой техникой, современными системами коммуникации. Особое внимание уделено оснащению армии Казахстана высокоточным оружием, современными средствами радиоэлектронной борьбы.

Важное направление деятельности — формирование казахстанских Военно-морских сил и создание соответствующей инфраструктуры на Каспии. Учитывая растущие позиции Казахстана в освоении космоса, республика идет к ускоренному внедрению космических технологий. Комплекс проводимых мероприятий позволит достичь повышения мобильности и боевого потенциала соединений и частей, их способности к эффективным автономным действиям в условиях проведения миротворческих и антитеррористических операций.

В-третьих, должны быть повышены интенсивность и качество боевой подготовки — основного содержания деятельности Вооруженных Сил в мирное время. Для этого создаются региональные учебные центры, где наряду с войсками могли бы проходить подготовку резервисты в регионах.

В-четвертых, требует незамедлительного решения вопрос формирования прочного кадрового потенциала. В этих целях в Казахстане намечен ряд мер, среди которых совершенствование системы военного образования и подготовки казахстанских военнослужащих за рубежом, внесение корректив в механизм прохождения службы офицерским составом и сержантами.

В-пятых, поскольку успех в военной сфере в решающей степени зависит от человеческого фактора, одной из приоритетных задач Казахстана остается совершенствование системы социальной защиты. В настоящее время разрабатывается и будет реализован в Казахстане комплекс мер, условно называемый «социальным пакетом военнослужащего». Он призван повысить престиж воинской службы, обеспечить военнослужащим весомые социальные гарантии со стороны государства.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что принятая военная доктрина Казахстана 2007 г., разработанная с учетом существующих внутренних проблем, новых приоритетов развития республики и мирового сообщества, позволит обеспечить уверенное решение главного направления деятельности государства — военной безопасности Республики Казахстан. Введенная в действие военная доктрина Казахстана по-прежнему составляет главную идейную базу, на основе которой разрабатываются важнейшие положения современной казахстанской военной стратегии.

Список литературы

  1. О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 7 мая 1992 г. // Казахстанская правда. — 1992. — 8 мая.
  2. Назарбаев Н.А. Оборона коллективная. Армия народная // Қазақстан сарбазы. — 1992. — 11 дек.
  3. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz
  4. Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1992 г. http://www.pavlodar.com/zakon/? dok=03
  5. Серикбаев К.С. Военная безопасность страны. Проблемы и перспективы военной реформы. — Алматы: Военнонаучный центр,
  6. Военная доктрина Республики Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 г. // Казахстанская правда. — 2000. — 12 февр.
  7. Послание народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики // Казахстанская правда. — 2006. — № 45–46. 2 марта.
  8. Военная доктрина Республики Казахстан // Казахстанская правда. — 2007. — № 52. — 7 апр. — С. 8–9.

Военная доктрина Республики Казахстан

Военная доктрина Республики Казахстан

военный доктрина государство

Указом Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299 была утверждена новая Военная доктрина Республики Казахстан, которая представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, развитие и применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Новая Военная доктрина разработана в развитие Военной доктрины Республики Казахстан 2000 года, которая была ориентирована на совершенствование системы обеспечения военной безопасности на этапе строительства демократического и правового государства, в том числе и в военной области.

Основанием для принятия новой Военной доктрины послужила социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, а также изменения военно-политической обстановки в мире.

Как указано в Военной доктрине, Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов.

Военная доктрина конкретизирует основные положения Конституции Республики Казахстан, требований указов Главы государства, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, участницей которых является Казахстан.

Военная доктрина имеет оборонительный характер, определяет приверженность Республики Казахстан миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность страны, конкретизирует условия и новые направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом борьбы с асимметричными угрозами: терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, незаконным распространением оружия, нелегальной миграцией.

Реализация положений Военной доктрины будет обеспечиваться за счет дальнейшего совершенствования системы военного управления, проведения комплекса взаимоувязанных политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Казахстана.

Новая Военная доктрина состоит из четырех взаимосвязанных частей.

В первой части раскрываются военно-политические основы безопасности, дается прогноз развития военно-политической обстановки, излагается политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности, раскрывается сущность военной организации государства.

Прогнозируя развитие военно-политической обстановки, следует отметить, что геополитическое положение Казахстана, находящегося на пересечении торговых и транспортно-коммуникационных потоков Европы и Азии, богатейшие природные ресурсы страны дают ему значительные преимущества в области развития международного и регионального сотрудничества.

Ситуация вокруг Казахстана изменилась коренным образом. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности, что требует повышения эффективности системы постоянного мониторинга военных угроз.

Геополитическая обстановка характеризуется противоречиями социального, экономического и демографического характера, несет в себе угрозу дестабилизации.

В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

Приоритет в достижении этих целей отдается политическим мерам и превентивной дипломатии. Наряду с этим сохраняется востребованность военно-оборонительных компонентов и, следовательно, остается актуальной проблема адаптации Военной доктрины к новым условиям.

Анализ военно-политической обстановки предполагает, что основными угрозами военной безопасности Республики Казахстан могут быть:

внешние:

наличие вблизи границ Казахстана очагов вооруженных конфликтов;

осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки;

деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций религиозного экстремизма в сопредельных странах;

внутренние:

противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, нарушающая единство и территориальную целостность Республики Казахстан, внутриполитическую стабильность в стране;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение на территории страны оружия, боеприпасов, взрывчатых и других веществ, которые могут быть использованы для диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная преступность, контрабанда и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих экономической и политической стабильности.

Принятая новая Военная доктрина излагает политику Казахстана в области обеспечения военной безопасности как одно из важнейших направлений деятельности государства. В качестве основных приоритетов рассматриваются предотвращение агрессии или развязывания военных конфликтов, защита личности и общества, обеспечение благоприятных условий для реализации политических и экономических интересов страны.

Казахстан рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте развития демократического, правового государства, осуществления социально-экономических и политических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления мира в регионе.

Казахстан отдает предпочтение невоенным мерам обеспечения безопасности, к которым, в первую очередь, относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные.

Это определяет решение следующих задач:

усиление связей и интеграционных процессов на основе взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, осуществления мер доверия и открытости в военной области с дружественными государствами, в частности со странами Центральной Азии;

активизация деятельности по созданию международных механизмов предотвращения военных конфликтов и развязывания агрессии;

укрепление мер доверия, отказ от применения силы для разрешения межгосударственных противоречий, урегулирования международных споров;

расширение экономических связей и углубление отношений с демократическими и индустриально развитыми государствами мира;

использование помощи и содействия международных институтов и форумов для обеспечения поддержки страны со стороны международного сообщества;

всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля за вооружением.

Широко используя инструмент партнерства и сотрудничества, диалог и связи с другими государствами и международными организациями, Казахстан будет активно участвовать в формировании миропорядка и решении вопросов предотвращения военных конфликтов, а в случае их возникновения — разрядки конфликтных ситуаций на ранних стадиях их развития.

Доктрина отмечает, что в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности республики на основе норм международного права Казахстан сотрудничает с государствами в форматах Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Североатлантического договора (в рамках Индивидуального плана действий партнерства и программы «Партнерство во имя мира»), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В силу ряда объективных обстоятельств укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства. Поэтому наличие высокопрофессиональной армии, оснащенной современным вооружением и техникой по мировым стандартам, является одним из условий надежной защиты жизненно важных национальных интересов Республики Казахстан.

Исходя из этого, основными задачами обеспечения военной безопасности являются:

в мирное время — защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории государства, поддержание обороноспособности государства на уровне, обеспечивающем противодействие наиболее вероятным военным угрозам, оснащение современными образцами вооружения, военной и специальной техники, совершенствование подготовки кадров, выполнение международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, в том числе участие в миротворческой деятельности, коалиционном военном строительстве;

в угрожаемый период и с началом военного конфликта — использование потенциала международных организаций для предотвращения агрессии или принуждения агрессора к прекращению военного конфликта на ранней стадии для восстановления мира, организация и ведение всех видов борьбы, перевод экономики страны на работу в условиях военного положения, организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны, использование возможностей дружественных государств для локализации и прекращения военных конфликтов на основе договоров в военной сфере.

В Военной доктрине определены приоритетные направления обеспечения военной безопасности — оценка и классификация военных угроз, готовность военной организации государства к эффективному противодействию им, наличие сил и средств и всестороннее ресурсное обеспечение.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, предназначенные для выполнения задач военными методами.

Современная и эффективная военная организация является важным инструментом обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.

Государство принимает необходимые меры по развитию и всестороннему обеспечению своих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.

В этой связи определены основные принципы развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан:

научная обоснованность;

централизованное руководство организацией и проведением планируемых мероприятий;

заблаговременность, плановость и всесторонняя обеспеченность намечаемых мероприятий;

комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных мероприятий, постоянный контроль за их организацией и проведением;

единая государственная военно-техническая политика;

унификация системы обучения и подготовки кадров.

Развитие военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими ее деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам с учетом задач и особенностей боевого применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Задачи развития военной организации государства:

повышение эффективности государственного и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

сбалансированное и гармоничное развитие всех компонентов военной организации государства;

установление технологических и профессиональных требований к Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям на основе анализа опыта развития и применения армий ведущих стран мира;

приведение системы военного образования в соответствие с международными требованиями, совершенствование контрактной службы;

повышение эффективности систем тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

выведение системы резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на качественно новый уровень.

Основные направления развития военной организации государства:

совершенствование деятельности органов управления военной организации государства, форм и способов подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, повышение качества совместного планирования, межведомственной координации и взаимодействия;

обеспечение реальной самостоятельности региональных командований в вопросах решения задач военной безопасности, создание самодостаточных группировок войск;

планомерное техническое переоснащение органов управления, соединений и частей постоянной боевой готовности новыми образцами вооружения и военной техники;

широкое внедрение современных средств радиоэлектронной борьбы, связи и управления, в том числе с использованием космических компонентов;

качественное улучшение условий воинской службы, обеспечение социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, а также лицам, уволенным с воинской службы;

активизация идеологической работы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на основе Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006- 2009 годы;

обеспечение научно-технического прогресса в военной сфере, дальнейшее развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса;

интеграция системы территориальной обороны с общей системой обеспечения военной безопасности государства;

расширение международного военного сотрудничества в интересах модернизации армии, обеспечения международной и региональной безопасности, формирования военной инфраструктуры и подготовки военных кадров.

Развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мер военно-политического, военного и военно-технического характера, направленных на обеспечение готовности войск к нейтрализации угроз военной безопасности в конфликтах низкой и средней интенсивности.

Комплекс этих мер планируется осуществить поэтапно в соответствии с целями и задачами обеспечения военной безопасности государства.

При этом на первом этапе (2007-2008 годы) основные усилия будут направлены на завершение создания группировок войск, способных самостоятельно решать задачи обеспечения военной безопасности государства, развитие военной инфраструктуры, оснащение частей и подразделений, несущих боевое дежурство, современными вооружением, военной техникой и специальными средствами.

На втором этапе (2009-2010 годы) основные усилия будут направлены на повышение качественных параметров войск и их поэтапное техническое переоснащение современными образцами вооружения, военной техники, специальными средствами.

В последующем усилия будут направлены на завершение технического переоснащения армии, разработку совместно с ведущими производителями на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса современных образцов вооружения и военной техники, обеспечение их соответствия международным стандартам.

Исходя из положения Военной доктрины, комплексное развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предусматривает:

на первом этапе — создание региональных группировок войск, модернизацию структуры военной организации государства, переоснащение соединений и частей современным вооружением и техникой, создание военной инфраструктуры, улучшение межведомственной координации силовых структур, планомерный переход на контрактную основу, подготовку национальных кадров за рубежом по наукоемким военным специальностям, создание межведомственного потенциала для участия Казахстана в выполнении миротворческих, гуманитарных и иных международных обязательств;

на втором этапе — увеличение количества боеготовых соединений и частей, создание единой системы контроля воздушного пространства и управления, поэтапное переоснащение частей и соединений современными образцами вооружения и техники, профессионализацию армии и подготовку мобилизационных резервов, выведение системы военного образования на качественно новый уровень, участие Казахстана в миротворческих операциях.

Во второй части документа рассматриваются военно-стратегические основы безопасности государства, определен характер военных конфликтов, раскрываются основы применения военной организации государства, а также сущность руководства обеспечением военной безопасности.

Определяя характер военных конфликтов, Военная доктрина отмечает, что объективно существующие тенденции в системе международных отношений обязывают Республику Казахстан поддерживать готовность к участию в военных конфликтах в целях защиты жизненно важных интересов государства, а также выполнения обязательств в соответствии с международными договорами.

Военный конфликт — столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы.

Любому военному конфликту свойственны особые социально-политические, правовые и военно-стратегические черты, обусловленные политическими целями сторон, масштабами ведения, напряженностью военных действий, применяемыми средствами вооруженной борьбы, способами действий войск, которые в совокупности определяют его характер.

В документе обозначены основные черты, присущие современным военным конфликтам:

пространственный размах, высокая активность и интенсивность, скоротечность и предельная напряженность;

отсутствие четко обозначенных линий соприкосновения сторон и флангов, наличие больших промежутков и разрывов в оперативном построении войск;

использование неконтактных и других нетрадиционных форм и способов действий, создающих условия для широкого маневра, активного применения диверсионно-разведывательных групп и формирований;

применение непрямых стратегических действий, в том числе политического и психологического давления, демонстрации силы, экономических санкций, информационной борьбы;

широкое применение современных систем вооружения и военной техники;

катастрофические последствия вывода из строя предприятий энергетики, опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;

участие в вооруженных конфликтах нерегулярных вооруженных формирований.

В Военной доктрине раскрывается понятие вооруженного конфликта — одной из форм разрешения национальных, этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, когда государство не переходит в состояние войны.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной провокации, других вооруженных столкновений ограниченного масштаба. Особой формой вооруженного конфликта может стать приграничный конфликт.

Далее в документе отмечается, что военные конфликты по масштабу, длительности и напряженности подразделяются на конфликты низкой, средней и высокой интенсивности.

Военный конфликт низкой интенсивности — вооруженный конфликт, возникший в результате приграничных вооруженных инцидентов, деятельности незаконных вооруженных формирований и террористических организаций внутри страны.

Он характеризуется сложностью и неоднозначностью военно-политической обстановки, уязвимостью коммуникаций в районах действий войск, а также местного населения, участием иррегулярных вооруженных формирований, диверсионными и террористическими действиями.

Военный конфликт средней интенсивности — война между странами, не имеющими мощного экономического и военного потенциала.

Конфликт характеризуется применением противоборствующими сторонами ограниченных сил и средств, очаговыми боевыми действиями с широким использованием высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других современных видов вооружения и военной техники, ведением военных действий в границах конфликтующих государств, поражением войск, объектов тыла, экономики и коммуникаций на всей их территории.

В конфликте средней интенсивности стороны будут действовать в границах противоборствующих государств, преследовать ограниченные военно-политические цели.

Военный конфликт высокой интенсивности — война, в которой участвуют мощные в военном и экономическом отношении государства (коалиции государств). Он характеризуется радикальными военно-политическими целями противоборствующих сторон, достижение которых потребует полной мобилизации материальных и духовных ресурсов государств-участников.

В конфликте с участием ядерных государств будет постоянно сохраняться угроза применения ядерного оружия. Трансформация его в ядерную войну, даже с нанесением ограниченных ядерных ударов, может вызвать большие человеческие жертвы, крупные разрушения экономических и культурных центров, заражение огромной территории, что приведет к экологическим бедствиям в большинстве стран региона.

Казахстан в случае развязывания против него агрессии осуществляет вооруженную защиту, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, проведение мероприятий гражданской и территориальной обороны, совместные действия с вооруженными силами дружественных государств.

Боевой состав, укомплектованность и обеспеченность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан должны отвечать задаче обеспечения военной безопасности государства в конфликтах низкой и средней интенсивности.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан применяются для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета страны, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в строгом соответствии с Конституцией, действующим законодательством, указами Президента Республики Казахстан по вопросам военной безопасности, другими нормативными правовыми актами.

В военных конфликтах низкой интенсивности Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан будут применяться, как правило, для локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии с целью создания условий для урегулирования конфликтов мирными средствами, ликвидации незаконных вооруженных формирований, нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности, оказания населению необходимой помощи.

Приграничный конфликт, как правило, разрешается силами и средствами Пограничной службы Комитета национальной безопасности во взаимодействии с соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Военный конфликт средней интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с целью подрыва экономического и оборонного потенциала, захвата или установления контроля над определенными территориями, принуждения государства к значительным политическим, территориальным, экономическим и другим уступкам.

Участие в конфликте средней интенсивности может потребовать введения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее областях военного положения и объявления частичной или общей мобилизации, использования всего или значительной части оборонного и военно-экономического потенциала государства.

Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в военных конфликтах средней интенсивности будут применяться с целью локализации районов боевых действий и решительного пресечения агрессии, в том числе совместно с вооруженными силами государств — союзников.

Конфликт высокой интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с радикальными военно-политическими целями: смена политической власти в стране, дезорганизация системы государственного и военного управления, отторжение значительной части территории, полное уничтожение оборонного потенциала государства.

Благодаря выверенной внешней политике по созданию дружественных отношений с соседними государствами, ввиду отсутствия угрозы прямой военной агрессии, в среднесрочной перспективе возникновение такого конфликта с вовлечением в него Республики Казахстан маловероятно.

В Военной доктрине определены задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:

в мирное время:

поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности, степени подготовки органов управления и войск в штатах мирного времени

на уровне, обеспечивающем локализацию и пресечение военных конфликтов низкой интенсивности, любого противоправного вооруженного насилия на государственной границе или в пределах территории Республики Казахстан;

охрана воздушного пространства, а также прикрытие важных в оперативно-стратегическом отношении участков государственной границы;

защита национальных интересов Казахстана в территориальном море, на континентальном шельфе и в экономической зоне Республики Казахстан;

охрана важных военных и государственных объектов;

демонстрация готовности к решительным действиям по стабилизации обстановки в любом районе страны;

обеспечение готовности к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил в случае возникновения угрозы конфликта средней или высокой интенсивности;

предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;