ВМФ каспийская флотилия

Каспийская флотилия ВМФ России

Каспийская флотилия ВМФ России


Большая эмблема Каспийской флотилии

Годы существования

1722 — н. в.

Страна

Россия

Подчинение

Министерство обороны Российской Федерации

Входит в

ВМФ России

Тип

флот

Функция

обеспечение военной безопасности южных рубежей России

Дислокация

Южный военный округ;
Астрахань, Махачкала, Каспийск

Участие в

Знаки отличия

Командиры

Действующий командир

контр-адмирал Сергей Пинчук

Известные командиры

Фёдор Апраксин
Марко Войнович
Николай Фёдоров
Фёдор Апраксин
Егор Веселаго
Фёдор Авёричкин
Арсений Головко
Фёдор Седельников
Фёдор Зозуля
Николай Абрамов
Георгий Холостяков
Владимир Масорин
Меняйло Сергей Иванович
Николаевич Геннадий Анатольевич
Кравчук Виктор Петрович
Старцев Юрий Владимирович
Решетов Максим Андреевич
Игорь Осипов

Внешние изображения

Каспийская флотилия ВМФ России в 2003 году (состав и размещение воинских частей и соединений)

Краснознамённая Каспийская флотилия — оперативное объединение ВМФ. Базируется в Астрахани и имеет зоной ответственности регион Каспийского моря. Является наиболее мощным военно-морским объединением в Каспийском регионе. В составе флотилии несколько бригад и дивизионов кораблей, авиация, береговые войска.

Бригада артиллерийских катеров на воздушной подушке имеет пункты базирования в Махачкале и Каспийске.

Флагман флотилии — ракетный корабль «Дагестан».

История

Основная статья: История Каспийской флотилии

История флотилии до 1917 года

Русские купцы и мореходы издавна знакомы были с Хвалынским (Хвалисским) морем, и совершали по нему торговые поездки в Персию и Ширван. Согласно сведениям арабского историка Ибн Мискавейха, ещё в 943 году древние русы совершили через Каспий опустошительный поход на богатый торговый город Бердаа (Партав) в Кавказской Албании (совр. Азербайджан).

В 1466 году по Каспийскому морю совершил путешествие русский купец Афанасий Никитин, сопровождавший посольство подьячего Василия Папина к правителю туркоманского государства Ак-Коюнлу Узун-Хасану, покорившему земли современного Азербайджана.

Русское государство получило возможность создать на Каспии собственную флотилию после ликвидации в 1556 году Астраханского ханства, но Смутное время начала XVII века затормозило этот процесс.

Такая возможность представилась только в 1634 году, когда ко двору царя Михаила Федоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III с просьбой о разрешении для его подданных проезжать через территорию России в Персию по торговым делам. Об этом сообщает немецкий путешественник Адам Олеарий в своей книге «Описание путешествия в Московию».

Посольство также должно было договориться с русскими властями о постройке на Волге десяти кораблей. Русское правительство благосклонно отнеслось к этой просьбе, рассчитывая перенять у голштинских мастеров саму технологию постройки больших кораблей.

В конце 1634 года из Москвы в Нижний Новгород отправились шесть голштинских специалистов-корабелов, и к июню 1636 года первый корабль, построенный под руководством мастера Кордеса из Любека и названный в честь герцога Фридриха III «Фредериком», был спущен на воду.

В марте 1636 года в Москву прибыло новое голштинское посольство, которое наняло в России команду для «Фредерика» из местных иностранцев и русских. 27 октября посольство отправилось из Москвы в Персию. По данным А. Олеария, всего на «Фредерике» в Персию плыло 126 человек.

12 ноября 1636 года, когда «Фредерик» был уже недалеко от Дербента, он попал в мощный шторм, получив серьёзные повреждения, и сел на мель. В результате от достройки остальных 9 кораблей голштинцы отказались; русские власти также потеряли к ним интерес.

В 1669 году во время царствования Алексея Михайловича возникла необходимость защиты торгового Волжского пути в связи с расширением торговых отношений России и Персии. C помощью голландских корабельных мастеров в селе Дединово Коломенского уезда был заложен первый российский военный трёхмачтовый корабль — 20-пушечный «Орёл», яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и прибыли в Астрахань, но в 1670 году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.

В начале XVIII века Петр I ставит перед собой цель — завоевать побережье Каспийского моря, но на его пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Поэтому в 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство 200 речных лодок и 45 ластовых судов — небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов.

По указу Петра I, капитан Преображенского полка Александр Бекович-Черкасский в 1715-1716 годах описал восточные берега Каспия, но в следующем 1717 году трагически погиб во время похода в Хиву.

18 июля 1722 года десант, которым командовал сам Петр I, вышел из Астрахани в Каспийское море. В ходе Персидского похода в августе 1722 года русские войска заняли город Дербент. А уже 4 ноября 1722 года указом Петра I был основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия.

После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены: в связи с обострением русско-турецких отношений, российское правительство, заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору (1732) и Гянджинскому трактату (1735) возвратило все прикаспийские области Персии.

В 1781 году капитан 2-го ранга граф Марко Войнович формирует в Астрахани отряд из трёх 20-пушечных фрегатов, бомбардирского судна и двух ботов, который перебазировался на полуостров Миян-Кале в Астрабадский залив на юго-востоке Каспия. Здесь создается русская колония, откуда корабли осуществляли перевозки, охраняли торговые суда, вели исследования побережья. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота.

В 1812-1818 годах на верфи Казанского адмиралтейства для флотилии строится серия 16-пушечных 3-мачтовых корветов, на одном из которых — «Казань» — капитан Н. Н. Муравьев совершил в 1819-1821 годах исследовательскую экспедицию к туркменским берегам.

С 1842 года по осень 1917 года российские корабли Каспийской флотилии постоянно базировались в Астрабадской станции на острове Ашур-Ада и в порту Энзели.

В связи с утверждением России на Кавказе и усилением британского проникновения в Среднюю Азию, с 1854 года начинается планомерная работа по исследованию берегов Каспийского моря, в результате которого в начале 1860-х годов составляется Атлас Каспийского моря. Одновременно с этим, с целью обеспечения безопасности плавания военных и торговых судов, проводится реконструкция маяков на Апшеронском полуострове и Бакинского порта. С упразднением астраханского порта в 1867 году основные силы Каспийской флотилии окончательно перебазировались из Астрахани в Баку. Большая часть каспийской флотилии вошла в состав Астрабадской станции на Ашур-Аде.

Продолжается строительство военных кораблей для Каспийской флотилии. Всего в течение XIX века для неё были построены четыре 16-пушечных корвета, 3 бомбардирских судна, вооруженные каждое 16 орудиями, 22 вооруженных парохода, 18 бригов, имевших по 8-12 орудий, 13 шхун, из которых 10 имели по 4-6 орудий, 4 люгера (8 орудий), 2 тендера (6-8 орудий), 26 транспортов (некоторые из них имели на вооружении от 2 до 10 орудий) и другие более мелкие суда.

В конце XIX века на Каспии началась промышленная добыча нефти. Именно тогда Каспийское море привлекло к себе внимание крупнейших держав мира. К этому времени (с 1867 г.) главной базой Каспийской флотилии стал город Баку.

В 1880—1885 годах на Каспии появляются первые танкеры — «Зороастр», «Норденшельд», «Будда». К 1 сентября 1899 года здесь курсировали 345 наливных судов (133 паровых и 212 парусных). Наличие мощного наливного флота в Бакинском нефтепромышленном районе значительно облегчало экспорт нефтепродуктов на российские и мировые рынки.

В начале XX века Каспийская военная флотилия состояла из 2 канонерских лодок, 4 пароходов, 2 баркасов, парусной морской баржи и 3 плавучих маяков, однако все они устарели и требовали замены. С этом целью на Новоадмиралтейском заводе в 1910 году были построены две однотипные примерно 700-тонные канонерские лодки — «Карс» и «Ардаган» — каждая из которых вооружена была двумя 120-мм и четырьмя 75-мм орудиями системы Канэ.

Основными задачами флотилии были охрана торговых и рыбных промыслов на Каспии, а также отстаивание русских торгово-промышленных интересов в Иране. Поскольку флотилия некоторое время входила в состав Черноморского флота (командующий Черноморским флотом занимал должность Главного командира флота и портов Чёрного и Каспийского морей), нижним чинам была присвоена (за оборону Севастополя — черноморцами) георгиевская лента, которую личный состав носил на бескозырках.

1917—1922 годы

В обстановке развернувшейся в стране Гражданской войны, 3 октября 1918 года по решению Военного совета Астраханского края, на основе Военного флота Астраханского края была создана Астрахано-Каспийская военная флотилия Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Основными целями её были оборона Астрахани, Нижней Волги и Каспия от интервентов, в первую очередь британского флота, а также борьба с контрреволюцией.

В октябре-ноябре 1918 года наличный состав флотилии был усилен кораблями Балтийского флота и отрядом Волжской военной флотилии. К концу 1918 года личный состав флотилии насчитывал 1170 человек.

Главной базой флотилии стала Астрахань. Силы флотилии делились сначала на 2 (речной и морской), а с весны 1919 года — на 3 отряда: Северный речной (боевые действия под Царицыном), Южный речной (операции на Ниж. Волге) и Морской (действия на Каспийском море).

Основные боевые действия, в которых участвовала Астрахано-Каспийская флотилия, начались уже в 1918 году — с приходом в Баку англичан часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск (ныне Махачкала). В годы Гражданской войны каспийцы воевали на Волге и Каме, совместно с Красной Армией участвовали в боях за Казань, Симбирск, Сызрань, Самару, Астрахань, Баку и другие города.

К лету 1919 года основу наличного корабельного состава Астрахано-Каспийской военной флотилии РККА составили переведенные в начале 1919 года с Балтики эсминцы:

  • «Туркменец-Ставропольский» («Альтфатер»), «Украйна» («Карл Маркс») и «Войсковой» («Фридрих Энгельс») — типа «Украйна» (1905 года постройки);
  • «Москвитянин» (потоплен англичанами в мае 1919 года), «Финн» («Карл Либкнехт») и «Эмир Бухарский» («Яков Свердлов») — типа «Финн» (1906 года постройки);
  • «Дельный», «Деятельный», «Достойный», «Расторопный», «Сторожевой» — типа «Деятельный» (1905-1906 годов постройки).

Их дополняли 3 канонерские лодки — «Терек», «Кубань», «Индигирка» — типа «Демосфен», переоборудованные из дизельных буксиров. В составе флотилии также находилось 17 вооружённых пароходов.

В то же время, часть Астрахано-Каспийской военной флотилии периодически входила в состав Белого флота Белой армии. Так, потопленный английскими вспомогательными крейсерами 21 мая 1919 года в Тюб-Караганском заливе эсминец «Москвитянин» 10 января 1920 года был поднят белыми, отбуксирован в Петровск (Махачкала) для ремонта, но затем, при наступлении красных, взорван.

31 июля 1919 года приказом Реввоенсовета (РВСР) Астрахано-Каспийская флотилия Рабоче-Крестьянской Красной армии объединялась с Волжской военной флотилией. Новое формирование получило название Волжско-Каспийская военная флотилия. Личный состав флотилии составил свыше 3500 человек.

В мае 1920 года во время Энзелийской операции силами Волжско-Каспийской военной флотилии РККА под командованием Ф. Ф. Раскольникова Каспийская Белая флотилия была захвачена, английские интервенты и белогвардейские части бежали вглубь Ирана, а корабли флотилии, а также угнанные белыми гражданские суда возвратились в Баку. В числе трофеев были английские торпедные катера и гидропланы, незадолго до этого переданные белогвардейцам.

1922—1945 годы

Основная статья: Каспийская военная флотилия

В 1931 году образовалась Каспийская военная флотилия СССР, в состав которых вошли корабли флотилий союзных республик, в частности, канонерские лодки «Карс» («Ленин») и «Ардаган» («Троцкий»), с 1919 года служившие в составе флотилии Азербайджанской Советской республики .

К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, поэтому каспийцы продолжали нести свою дозорную службу в морском секторе. В период с 24 по 26 августа 1941 года флотилия присоединилась к частям Закавказского военного округа и провела десантную операцию в Иране, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнём наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

С 1942 года Каспийская флотилия организовывала противоминную оборону и прикрывала своими кораблями грузоперевозки, прежде всего — нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, а также доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север. Канонерки и катера флотилии поддерживали огнём части Красной армии, защищавшие Сталинград.

За боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войны 27 августа 1945 года Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

1945—1991 годы

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. А ввиду удаленности от посторонних глаз, на полигонах флотилии регулярно проводили испытания новых видов вооружения.

1991 — н. в.

Большая эмблема Каспийской флотилии ВМФ России

После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую её главной базой.

Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Кроме того, уже более 15 лет обсуждается вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия и в этих условиях Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.

В настоящее время в состав флотилии входят ракетные сторожевые корабли (корветы УРО), малые ракетные и артиллерийские корабли, ракетные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.

В 2010 году Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.

В 2010 году был заложен малый ракетный корабль проекта 21631 «Град Свияжск» (шифр «Буян-М», ракетный аналог проекта «Буян», водоизмещение 949 тонн) и первый серийный малый ракетный корабль проекта 21631 «Углич», которые строятся для Каспийской флотилии. В августе 2011 года заложен «Великий Устюг» — второй серийный малый ракетный корабль проекта 21631 для Каспийской флотилии.

В декабре 2011 года вошёл в состав Каспийской флотилии малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Волгодонск».

В начале 2012 года планировалось передать флотилии второй сторожевой корабль проекта 11661 «Дагестан». Однако в январе 2012 года, находясь на швартовных испытаниях в Черном море в районе Новороссийска, сторожевой корабль «Дагестан» получил серьёзные повреждения во время шторма, сроком его вступления в строй после ремонта был установлен июль 2012 года. В июле 2012 года — после ремонта и проведения испытаний на Каспии (стрельбы) — сторожевой корабль «Дагестан» принял участие в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Также этот корабль активно задействовался в манёврах «Кавказ-2012».

Корабли Каспийской флотилии на параде в Астрахани, в 2012 году

В 2013 году МРК «Град Свияжск» с установленным ракетным комплексом «Калибр» начал ходовые испытания на Каспии с последующим базированием в Махачкале. 22 августа — 3 сентября 2013 года однотипный МРК «Углич» перешёл по внутренним водным путям для прохождения испытаний из Зеленодольска в Астрахань. В декабре МРК «Град Свияжск» прошёл все испытания, готовится к вхождению в состав флотилии, «Углич» закончит испытания во 2-й декаде декабря.

Для службы поисковых и аварийно-спасательных работ Каспийской флотилии предусмотрено строительство 3-х рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040. Первые 2 таких аварийно-спасательных катера прибудут на Каспийскую флотилию для проведения всех этапов государственных испытаний с июня по ноябрь 2014 года.

Во второй половине 2014 года на флотилию поступит МРК проекта 21631 «Буян-М» — «Великий Устюг», спасательно-буксирное судно «СБ-45», 3 рейдовых катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-933», «РВК-946», «РВК-1045».

Осенью 2014 года были выведены из состава и списаны ракетные катера проекта 206-МР: «Карачаево-Черкесия», «Боровск» и «Будённовск»

7 октября 2015 года флотилия приняла участие в военной операции России в Сирии: четыре ракетных корабля Каспийской флотилии выпустили по позициям ИГИЛ 26 ракет.

20 ноября корабли флотилии (ракетный корабль «Дагестан» и малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи целям в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо. Согласно докладу министра обороны РФ Сергея Шойгу, все цели были поражены.

Основная статья: Военная операция России в Сирии

На начало 2016 года Каспийская флотилия была на 85% оснащена новыми кораблями и судами.

Совершенствование инфраструктуры с 2017 года

В августе 2017 года Минобороны России принято решение о совершенствовании инфраструктуры Каспийской флотилии. В апреле 2018 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что основной базой флотилии вместо Астрахани станет Каспийск. На 2018 год активно ведётся строительство береговой инфраструктуры и жилья, первый этап строительства мест базирования завершится в 2019 году, окончание строительства запланировано на 2020 год.

По мнению генерал-майора запаса, председателя совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил России Владимира Богатырева, передислокация флотилии вызвана преимущественно стратегическими соображениями, согласно которым Каспийск как место постоянного базирования расположен удобнее и ближе к оперативному театру военных действий в Ближневосточном регионе, чем Астрахань.

Другой вероятной причиной может быть прогнозируемое рядом специалистов падение уровня Каспийского моря в северной его части, затрудняющее эксплуатацию там относительно крупных ракетных кораблей проектов 11661 и 21631.

Количество офицеров и военнослужащих, проходящих службу на Каспийской флотилии, будет увеличено в несколько раз.

В 2018 году на базе 414-го и 727-го отдельных батальонов морской пехоты сформирован 177-й полк морской пехоты.

Корабельный состав

Тип
Название
Изготовитель
б/н
Ввод в строй
Состояние
Сторожевые корабли ближней морской зоны — 2
Сторожевые (ракетные) корабли проекта 11661 «Гепард»
По классификации НАТО — Gepard class corvette
«Татарстан» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 691 31.08.2003 В строю.
Флагман КФл
«Дагестан» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 693 28.11.2012 В строю.
Малые боевые корабли — 7
Ракетный катер проекта 12411Т
По классификации НАТО — Tarantul class corvette
Р-101 «Ступинец» Средне-Невский судостроительный завод 700 30.09.1985 В строю.
Малые артиллерийские корабли проекта 21630 «Буян»
По классификации НАТО — Buyan class corvette
«Астрахань» Приморский судостроительный завод 017 01.09.2006 В строю.
«Волгодонск» Приморский судостроительный завод 018 20.12.2011 В строю.
«Махачкала» Приморский судостроительный завод 020 04.12.2012 В строю.
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»
По классификации НАТО — Buyan class corvette
«Град Свияжск» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 652 27.07.2014 В строю.
«Углич» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 653 27.07.2014 В строю.
«Великий Устюг» Зеленодольский завод имени А. М. Горького 651 19.11.2014 В строю.
Боевые катера — 6
Артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель»
По классификации НАТО — Shmel class river gunboat
АК-223 ССЗ «Залив» 045 22.06.1969 В строю.
АК-248 ССЗ «Залив» 047 30.11.1971 В строю.
АК-201 ССЗ «Залив» 042 30.06.1972 В строю.
АК-209 ССЗ «Залив» 044 29.09.1972 В строю.
Артиллерийский катер проекта 1400М «Гриф»
По классификации НАТО — Zhuk class patrol boat
АК-326 Феодосийский ССЗ «Море» 050 1989 В строю.
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»
П-351 Зеленодольский завод имени А. М. Горького 930 15.10.2013 В строю.
Десантные катера — 8
Десантный катер проекта 1176 «Акула»
По классификации НАТО — Ondatra Class landing craft
Д-185 Азовская судоверфь 642 30.12.2000 В строю.
Десантные катера проекта 11770 «Серна»
По классификации НАТО — Serna class landing boat
Д-156 ССЗ «Волга» 631 29.12.1999 В строю.
Д-131 ССЗ «Волга» 630 30.12.2002 В строю.
Д-172 ССЗ «Волга» 645 27.12.2005 В строю.
Д-56 ССЗ «Волга» 634 30.12.2008 В строю.
Д-809 ССЗ «Волга» 646 29.05.2013 В строю.
Д-810 ССЗ «Волга» 29.05.2013 В строю.
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь»
По классификации НАТО — Dyugon class landing craft
Д-105
«Атаман Платов»
ССЗ «Волга» 2009 В строю.
Тральщики — 7
Рейдовые тральщики проекта 697ТБ
РТ-59 Астраханский судостроительный завод 200 26.10.1976 В строю.
РТ-181 Астраханский судостроительный завод 201 11.11.1980 В строю.
Рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд»
По классификации НАТО — Yevgenya class minesweeper
РТ-71 Средне-Невский судостроительный завод 361 30.06.1981 В строю.
Рейдовые тральщики проекта 10750
По классификации НАТО — Lida class minesweeper
РТ-233 Средне-Невский судостроительный завод 219 09.09.1994 В строю.
РТ-234 Средне-Невский судостроительный завод 215 28.08.1996 В строю.
Базовые тральщики проекта 12650 «Яхонт»
По классификации НАТО — Sonya class minesweeper
БТ-244
«Герман Угрюмов»
ССЗ «Авангард», Петрозаводск 500 25.10.1988 В строю.
БТ-116
«Магомед Гаджиев»
ССЗ «Авангард» 564 30.11.1997 В строю.
  • Ракетный корабль «Татарстан»

  • Ракетный корабль «Дагестан»

  • Малый артиллерийский корабль «Астрахань»

  • Малый артиллерийский корабль «Волгодонск»

  • Малый артиллерийский корабль МАК-160

  • Ракетный катер Р-32 (в 2013 г. перешёл на Балтийское море)

  • Ракетный катер «Будённовск»

  • Базовый тральщик «Магомед Гаджиев»

  • Рейдовый тральщик РТ-71

Основные задачи

  • Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом.
  • Борьба с браконьерами (незаконной добычей чёрной икры).
  • Обеспечение российских национальных интересов в зоне нефтяных месторождений.
  • Отслеживание и устранение чрезвычайных ситуаций в речном мореходстве.
  • Охрана торговых путей.

Береговые войска

  • 177-й полк морской пехоты (Каспийск).
  • 847-й отдельный береговой ракетный дивизион (Каспийск).
  • 727-й отдельный батальон морской пехоты (Астрахань), до 2018 года.
  • 414-й отдельный батальон морской пехоты (Каспийск), до 2018 года.

Боевое применение

7 октября 2015 года четыре корабля «Дагестан» (пр. 11661), «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич» (пр. 21631) выполнили суммарно 26 пусков из УКСК «Калибр-НК» крылатыми ракетами 3М14 по объектам на территории Сирии, контролируемой антиправительственными формированиями. В результате боевого применения ракет на дальности ~1500 км были успешно поражены 11 целей.

Командующие

СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Культура

Центральный печатный орган — газета «Каспиец». Астрахань, ул. Кабардинская, д. 40.

Дом офицеров Каспийской флотилии, образован в 1955 году. В Доме офицеров располагается Музей истории и боевой славы Каспийской флотилии. Астрахань, ул.Адмирала Нахимова, д. 58.

См. также

  • Военно-морские силы Азербайджана
  • Военно-морские силы Казахстана
  • Военно-морские силы Туркмении
  • Корабли и суда обеспечения ВМФ России и СССР
  • Волжско-Каспийская военная флотилия
  • Каспийская военная флотилия
  • Гардкоуты

Примечания

  1. Журнал «Коммерсантъ Власть», №18 (521), 12.05.2003 Карты
  2. Широкорад А. Б. Глава 4 Ашур-Аде и Энзели // Российские военные базы за рубежом. XVIII—XXI вв.. — Москва: Вече, 2013. — (Военные тайны XX века). — ISBN 978-5-4444-1236-7, 978-5-4444-8142-4.
  3. Астрабадская станция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. В Зеленодольске заложат новый ракетный корабль для ВМФ России
  5. Сторожевой корабль «Дагестан» выйдет на боевое дежурство (недоступная ссылка). Дата обращения 18 ноября 2011. Архивировано 24 сентября 2011 года.
  6. «Нижегородский теплоход» спустил на воду очередной катер проекта 23040. 29.4.2014
  7. «Нижегородский теплоход» спустил на воду шестой катер проекта 23040. 6.5.2014
  8. «Нижегородский теплоход» спустил на воду два катера проекта 23040. 17.6.2014
  9. Моряки Каспийской флотилии осваивают новые спасательные катера. 12.5.2014
  10. На Каспийской флотилии начались госиспытания спасательных катеров. 19.8.2014
  11. Моряки Каспийской флотилии подвели итоги зимнего обучения. 15.5.2014
  12. Второе дыхание службы (недоступная ссылка). Дата обращения 7 января 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  13. Ставрополье получило в подарок на Новый год ракетный катер
  14. Российские корабли обстреляли позиции ИГ в Сирии
  15. Каспийская флотилия начала наносить удары по ИГИЛ в Сирии. НТВ. Дата обращения 8 октября 2015.
  16. Ракетные удары Каспийской флотилии поразили боевиков ИГ в трех провинциях
  17. Каспийская флотилия на 85% оснащена новыми кораблями и судами : Министерство обороны Российской Федерации
  18. Военный эксперт назвал причины передислокации Каспийской флотилии.
  19. Людмила Николаева. Каспийская флотилия остается без моря.
  20. Военный эксперт назвал причины передислокации Каспийской флотилии
  21. Из Астрахани в Дагестан: почему Каспийская флотилия меняет прописку / RT
  22. В Каспийске завершено формирование 177-го полка морской пехоты
  23. В новом полку морской пехоты Каспийской флотилии прошло первое занятие по предметам боевой подготовки / mil.ru
  24. Каспийская флотилия начала наносить удары по ИГИЛ в Сирии
  25. Минобороны показало, как российский флот ударил по ИГИЛ в Сирии — Первый по срочным новостям — LIFE | NEWS
  26. Назначен новый командующий Каспийской флотилией

Ссылки

  • Каспийская военная флотилия
  • (доступ по ссылке заблокирован в России)
  • Флот закрытого моря — Lenta.ru
  • Каспийская флотилия на сайте ВМФ России

Рода сил ВМФ

Флоты и командующие

  • Северный
    • вице-адмирал Александр Моисеев
  • Балтийский
    • адмирал Александр Носатов
  • Черноморский
    • вице-адмирал Игорь Осипов
  • Тихоокеанский
    • адмирал Сергей Авакянц
  • Каспийская флотилия
    • контр-адмирал Сергей Пинчук

Межфлотское формирование за рубежом

  • Постоянное оперативное соединение ВМФ РФ в Средиземном море
    • капитан 1 ранга Павел Ясницкий

Главнокомандующий

Балтийского флота:

Северного флота:

Тихоокеанского флота:

Черноморского флота:

Каспийской флотилии:

За рубежом:

  1. 1 2 3 на территории Крыма, являющегося объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной
  2. на территории частично признанной Республики Абхазия
  3. пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Средиземном море

  • Жирным текстом выделены места дислокации штабов: Калининград (БФ), Североморск (СФ), Владивосток (ТФ), Севастополь (ЧФ) и Каспийск (КФ).

Военно-морской флот СССР (1951—1991)
Объединения Военно-морские базы

  • 16-я

Надводные силы
Дивизии и бригады крейсеров Дивизии ракетных кораблей Дивизии противолодочных кораблей Дивизии эскадренных миноносцев Дивизии морских десантных сил Дивизии ОВРа Дивизии торпедных катеров Дивизии и бригады
строящихся и ремонтируемых
кораблей
Бригады ракетных кораблей Бригады противолодочных кораблей Бригады эскадренных миноносцев Бригады ракетных катеров Бригады десантных кораблей Бригады ОВРа Бригады вспомогательных судов

Флотилии подводных лодок Эскадры подводных лодок Дивизии подводных лодок Бригады подводных лодок
  • См. также: {{Надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}

Каспийская флотилия: мощная и современная

Материал является первым из серии об оперативно-стратегических объединениях российского флота, которые будут публиковаться в течении нескольких недель на нашем портале.

Итоговые учения корабельных группировок Каспийской флотилии / Министерство обороны РФ

В апреле прошлого года в Рунете появилась информация о возможном переводе кораблей Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск (Республика Дагестан). Новость наделала много шума, и впоследствии ее подтверждение нашлось в словах командующего флотилией контр-адмирала Сергея Пинчука. Он заявил, что ведется активное строительство инфраструктуры военного городка в Каспийске, а также обозначил ее высокую готовность для базирования кораблей.
Для чего необходим этот перевод? Почему именно сейчас и какие корабли будут переведены? Попробуем разобраться, но для этого следует перенестись в начало 90-х годов.

Артиллерийский корабль «Махачкала» / Корабел.ру

Каспийская флотилия после распада Советского Союза
После распада Советского Союза и преобразования бывших республик в суверенные государства был начат раздел Каспийской флотилии. В тот момент вся флотилия базировалась в Баку — городе, ставшем столицей Азербайджана. По этой причине России пришлось доставшиеся ей корабли перебазировать в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой.
Кроме того, одной из главных причин экстренного перебазирования стали попытки нового руководства Азербайджана захватить все имущество и вооружение Советской армии и ВМФ. Провокации и нападения на караулы осуществлялись практически каждый день. Как пример, нападение на узел связи флотилии. Кроме того, на каждый выход в море корабля или вспомогательного судна требовалось запрашивать разрешение у оперативного дежурного минобороны Азербайджана.
В общем, наш бывший «друг» устраивал нам ад. А если вспомнить поведение официальной Москвы, в лице Ельцина, то становится понятно — властям было все равно. И здесь можно вспомнить сильных личностей, которые взяли все в свои руки и практически наперекор указаниям Москвы сделали все для спасения не только личного состава, но и кораблей. Если на Черноморском флоте таким человеком был адмирал Касатонов, который своей жесткой позицией и грамотными действиями сохранил Черноморский флот бывшего СССР, то на Каспийской флотилии таким человеком стал контр-адмирал Борис Зинин. Именно он, наперекор политическим обстоятельствам, организовал вывод основной части флотилии из Азербайджана и Туркмении в Россию.
Новый дом для кораблей стал неудачным во всех смыслах этого слова. Штаб флотилии расположился в старом здании бывшей гидрографии, остальные службы — тоже в неприспособленных строениях. Военнослужащим пришлось с нуля обживаться на новом месте. Почему сразу не выбрали Махачкалу и Каспийск? Ответ тоже прост — в те годы это был неспокойный регион, и руководство ВМФ опасалось повторения сценария. Тем более, что Чечня уже была неподкронтрольна России.

Проект 1204 / «Википедия»

Каспийская флотилия сегодня
Современная Каспийская флотилия — это одно из самых боеспособных оперативно-стратегических объединений ВМФ РФ, являющееся не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей, важнейшим инструментом внешней политики государства на Каспии. Практически весь боевой состав флотилии состоит из кораблей, построенных в 21 веке: ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.
Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Кроме того, уже более 15 лет обсуждается вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия и в этих условиях Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.
Одним из ярких эпизодов Каспийской флотилии стали ее стрельбы в октябре 2015 года по Сирии 26 крылатыми ракетами «Калибр». Пуски ракет производились со сторожевого корабля проекта 11661 «Дагестан» и малых артиллерийских кораблей проекта 21631 «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич». В результате боевого применения ракет на дальности ~1500 км. были успешно поражены 11 целей. Траектории ракет, пущенных из акватории Каспийского моря, пролегали над территорией Ирана и Ирака в обход Турции. Тот момент стал шоковым состоянием для государств Каспийского моря и для всего мира. По причине того, что практически все эксперты считали 300-400 км максимальной дальностью ракет «Калибр». Ну а в итоге оказалось, что корабли Каспийской флотилии могут решать вопросы не только в зоне своей ответственности, а на расстоянии 1500 км от нее.

15 ноября 2017 года исполнилось 295 лет со дня создания Каспийской военной флотилии — одного из старейших оперативных объединений российского флота. Каспийская флотилия является морской компонентой Южного военного округа. В настоящее время Каспийская флотилия является самым мощным военно-морским объединением на Каспии, где она обеспечивает соблюдение национально-государственных интересов Российской Федерации.

Флотилия принимает участие в антитеррористических мероприятиях, защите государственных интересов в зоне нефтяных месторождений, охране торговли. В ее состав входят несколько бригад и дивизионов надводных кораблей и части береговых войск. С сентября 2016 года флотилией командует контр-адмирал Сергей Пинчук.

Первая попытка создания на Каспийском море флотилии боевых кораблей была предпринята в России еще в XVII веке в годы царствования Алексея Михайловича. Это было связано с расширением торговых отношений России с Персией и необходимостью обеспечения защиты торговли в регионе. 14 ноября 1667 года в селе Дединово на слиянии рек Ока и Москва был заложен первый российский трехмачтовый военный корабль «Орел». Одновременно здесь строились яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду в 1669 году и успешно прибыли в Астрахань, однако уже в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина данные корабли были захвачены, а позднее сожжены.

Второй раз к созданию военной флотилии на Каспии вернулся уже Пётр I, это произошло после завершения Северной войны со Швецией. Начатый летом 1722 года Персидский поход продемонстрировал необходимость наличия на Каспии постоянного русского флота. Пребывание Петра I в Астрахани и Персидский поход изменили отношение к Каспийскому флоту, уже 4 ноября (15 ноября по новому стилю) 1722 года по указу Петра I в Астрахани был основан военный порт и образована военная флотилия, именно эта дата и считается днем основания Каспийской флотилии.

Флагман Каспийской флотилии РК «Дагестан» проекта 11661К

С тех пор Каспийская флотилия прошла долгий путь, но ее главной базой сегодня по-прежнему остается Астрахань, местами ее базирования являются также Махачкала и Каспийск в Дагестане и села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

В состав флотилии входят сторожевые корабли ближней морской зоны (2), малые боевые корабли (8), боевые катера (6), десантные катера (8), тральщики (7), всего порядка 70 боевых и вспомогательных судов. Береговые войска флотилии представлены 727-м отдельным батальоном морской пехоты (Астрахань), 414-м отдельным батальоном морской пехоты (Каспийск) и 847-м отдельным береговым ракетным дивизионом (Каспийск), вооруженным береговым ракетным комплексом «Бал».

В 2017 году на базе отряда противодиверсионных сил и средств (ПДСС) Каспийской флотилии началось формирование нового отряда специального назначения. Новая часть создается в рамках развития ВМФ России, подобные отряды уже созданы в составе Черноморского и Тихоокеанского флотов. «Прибрежный» спецназ получит на вооружение скоростные патрульные катера типа «Раптор», которые способны перевозить до 20 десантников, и малые беспилотные летательные аппараты «Тахион».

За последние три года боевой состав Каспийской флотилии серьезно обновился, в ее состав было принято 18 новых кораблей и вспомогательных судов флота. В частности в состав флотилии вошли три новых малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М»: «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг», вооруженных универсальным ракетным комплексом «Калибр», а также два десантных катера проекта 11770 типа «Серна».

Также в 2017 году в состав Каспийской флотилии были приняты два новых рейдовых буксира: «РБ-410» (построен по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода «Звездочка») и «РБ-937» (проект 90600, построен в Санкт-Петербурге на заводе «Пелла»). Также в 2017 году флотилией был получен и смонтирован новейший тренажерный комплекс для тренировок военных спасателей и водолазов, он расположен на базе флотилии в Каспийске.

Береговой ракетный комплекс «Бал»

Планируется, что в скором времени состав Каспийской флотилии пополнят также новые десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена». Помимо боевых кораблей идет обновление и вспомогательного флота. В соответствии с концепцией его развития от российских судостроительных заводов Каспийской флотилии было поставлено 7 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения, три рейдовых буксира, два модульных спасательно-буксирных судна и плавучее крановое судно.

По словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Королева, к 2020 году Каспийская флотилия на 76 % будет оснащена новейшим вооружением и боевой техникой. При этом уже на начало 2016 года доля новых кораблей и катеров в составе флотилии была доведена до 85 процентов, сообщала пресс-служба Минобороны России.

Также в 2017 году на полигоне Аданык, расположенном в Дагестане, начались работы по постройке новых объектов, предназначенных для проведения тренировок подразделений морской пехоты Каспийской флотилии. Общая площадь обновляемого полигона составит порядка 40 квадратных километров. Планируется, что работы на полигоне будут закончены в конце 2019 года. К этому же времени планируется закончить первый этап строительства и модернизации новых мест базирования кораблей флотилии (в частности — причального фронта и различных наземных сооружений в Каспийске).

Флагманом Каспийской флотилии с 2017 года является ракетный корабль «Дагестан», построенный по проекту сторожевого корабля проекта 11661К (шифр «Гепард», по натовской классификации корабль относится к корветам). Корабли данного типа оснащены мощным артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением. Это достаточно крупные боевые корабли водоизмещением около 2000 тонн и длиной более 102 метров, осадка — 4,5 метра. Максимальная скорость хода 28 узлов. Экипаж — около 100 человек, автономность плавания — 15-20 суток.

МРК «Углич» проекта 21631 «Буян-М»

Именно ракетный корабль «Дагестан» стал первым кораблем в составе ВМФ России, вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК» (по кодификации НАТО SS-N-27 «Sizzler», англ. «испепелитель»), в состав которого входят несколько типов высокоточных крылатых ракет. Данные крылатые ракеты могут эффективно использоваться как против береговых, так и против надводных целей. В носовой части корабля находится 8 вертикальных пусковых установок для ракет «Калибр».

Ракетный корабль «Дагестан» и малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич», построенные по проекту 21631 «Буян-М», являются сегодня главной ударной силой Каспийской флотилии, существенно увеличившей ее боевые возможности.

Корабли проекта 21631 «Буян-М» — это многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения ближней морской зоны. Полное водоизмещение — 949 тонн, длина — 74 метра, осадка — 2,6 метра. Максимальная скорость хода — 25 узлов. Экипаж — 25-36 человек, автономность плавания — 10 суток. Несмотря на вдвое меньшее водоизмещение по сравнению со сторожевыми кораблями проекта 11661К, данные боевые корабли несут точно такой же набор крылатых ракет «Калибр» (8 вертикальных пусковых установок), как и флагман Каспийской флотилии РК «Дагестан».

Стоит отметить, что именно из акватории Каспийского моря 7 октября 2015 года впервые против террористов в Сирии были применены крылатые ракеты «Калибр», их пуск был осуществлен с РК «Дагестан» и МРК «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Всего корабли Каспийской флотилии произвели 26 пусков ракет по 11 целям в Сирии, расположенным на удалении примерно 1500 километров. По сообщениям Минобороны России, все объекты инфраструктуры боевиков, по которым наносились удары «Калибрами», были уничтожены.

20 ноября 2015 года корабли Каспийской флотилии выполнили еще 18 пусков ракет «Калибр» по 7 объектам террористов на территории Сирии. При этом вице-адмирал Виктор Бурсук отмечал, что высокую эффективность данных ракет не смогли спрогнозировать даже специалисты, а иностранные военные эксперты назвали военно-морскую базу в Каспийске «бассейном с «Калибрами».

К своему 295-летнему юбилею Каспийская флотилия подошла с высокими показателями в боевой подготовке. Только в 2017 году боевые корабли флотилии провели 400 упражнений с применением ракетного и артиллерийского вооружения по морским, береговым и воздушным целям. В частности кораблями флотилии были проведены ракетные стрельбы крылатыми ракетами, в том числе высокоточным оружием — ракетным комплексом «Калибр», более 200 артиллерийских стрельб, более 40 противоминных упражнений и практических минных постановок, также было выполнено около 160 противодиверсионных упражнений.

В настоящее время Каспийская флотилия по-прежнему является мощным, боеспособным военно-морским объединением, которое является не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей страны в данном регионе и очень важным инструментом внешней политики России на Каспии.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

Каспийскую флотилии на «Кубке моря-2018» в Баку представит малый артиллерийский корабль «Волгодонск»

Малый артиллерийский корабль (МАК) «Волгодонск» представит Каспийскую флотилию на международном конкурсе «Кубок моря-2018» в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2018). Об этом передает пресс-служба Минобороны.
Экипаж «Волгодонска» будет соревноваться с экипажами кораблей других стран-участниц в трех дисциплинах.
На первом этапе конкурса судьи оценят способность экипажа применить корабль по предназначению. Для этого каждая команда будет выполнять три упражнения: стрельба по плавающей мине, артиллерийская стрельба по малоразмерной морской цели, а также артиллерийская стрельба по воздушной цели.

Малый артиллерийский корабль «Волгодонск» / Министерство обороны России

На втором этапе экипажи будут бороться за живучесть корабля. Часть баллов в этом этапе конкурса принесут соревнования на учебно-тренировочном комплексе по борьбе с поступающей водой из условной пробоины. Другую часть баллов начислят за спасательную подготовку личного состава при борьбе за живучесть.
На третьем, заключительном этапе в рамках состязания по морской выучке и спасательной подготовке пройдут соревнования по постановке корабля на якорь и бочку, а также по спасанию и буксировке аварийного корабля.
Итоги конкурса будут объявлены 11 августа на церемонии закрытия соревнований.