Вк 2500 двигатель

«Вопрос закрыт окончательно»: российский ОПК полностью отказался от украинских двигателей для кораблей и вертолётов

Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил журналистам, что российские предприятия решили вопрос замены украинских двигателей для вертолётов и кораблей Военно-морского флота. Теперь оборудование будут поставлять Объединённая двигателестроительная корпорация, НПО «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы») и ОАО «Климов» (Санкт-Петербург).

«Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые действительно мы ещё испытывали в 2014 году, пройдены. Это были в основном двигатели для вертолётов от компании «Мотор Сич» и турбинные установки, редукторы для кораблей классов «корвет» и «фрегат», — сказал Борисов.

Он добавил, что в настоящее время заканчиваются испытания и сертификация широкой номенклатуры силовых установок. Борисов уверен, что, отказавшись от поставок двигателей в РФ, Киев потерял объёмный рынок сбыта и понёс существенные экономические потери.

«Готовились заранее»

До 2014 года Россия была основным заказчиком продукции ПАО «Мотор Сич» (Запорожье), КБ «Ивченко-Прогресс» (Запорожье) и ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (Николаев). Данные предприятия ежегодно поставляли десятки двигателей для нужд российской армии.

В 2015 году Киев полностью разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой и тем самым уничтожил существовавшие со времён СССР связи. Украина выполнила контракты, заключённые с российскими коллегами до 2015 года, но отказалась подписывать новые соглашения даже на продукцию двойного назначения.

Негативный эффект от разрыва сотрудничества с РФ не заставил себя долго ждать. В сентябре 2018 года на прошедшем в Геленджике «Гидроавиасалоне» президент ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев констатировал, что поставки в РФ с 2014 года рухнули в десять раз. До «революции достоинства» российский рынок приносил около 50% чистого дохода.

Россия тоже столкнулась с затруднениями: украинские санкции сдвинули сроки строительства сторожевых кораблей дальней морской зоны (проекты 11356 и 22350) и корветов (проекты 20380 и 20385).

В июне 2015 года вице-премьер (сейчас — глава «Роскосмоса») Дмитрий Рогозин рассказал, что отечественная промышленность будет осваивать производство 186 газотурбинных агрегатов, которые ранее поставлял Киев. К 2017 году специалисты «Сатурна» смогли оперативно найти замену украинской продукции. В частности, в апреле прошлого года предприятие запустило производство морского газотурбинного двигателя (ГТД) М-70ФРУ-2 мощностью 14 тыс. лошадиных сил.

«Отказ Киева от поставок двигателей стал серьёзным стресс-тестом для нашей армии и оборонки. Однако у меня сложилось впечатление, что к выкрутасам Украины мы готовились заранее, задолго до 2014 года, потому что создать с нуля новый двигатель за 3—4 года абсолютно нереально», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Мнение эксперта подтверждается тем, что с 2000 года президент РФ Владимир Путин назначил «Сатурн» головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех морских ГТД. Ранее расположенное в Рыбинске предприятие специализировалось на выпуске авиационных силовых установок.

Также Россия подстраховалась в сфере вертолётных двигателей. В 2014 году ОАО «Климов» запустило серийное производство турбовального двигателя ВК-2500 мощностью 2700 лошадиных сил (на замену ТВЗ-117 ПАО «Мотор Сич»). В 2017 году предприятие выпустило 130 силовых установок. Семейство ВК-2500 может устанавливаться на большинство машин ОКБ Камова и Московского завода им. Миля.

  • Двигатель ВК-2500ПС и блок автоматического регулирования и контроля БАРК-6В
  • © Виталий Белоусов / РИА Новости

Как пояснил Тимошенко, по состоянию на 2014 год российские инженеры располагали необходимой научно-технологичной базой. По его словам, часть двигателей была создана во времена СССР, а в процессе кооперации и эксплуатации российские специалисты накопили достаточный опыт для развёртывания производства их более совершенных версий.

«Закупать у «Мотор Сича» двигатели было удобно по той причине, что там располагается гигантский производственный комплекс и испытательные стенды. Настало время развернуть собственное производство, и мы это сделали. Кроме того, на замену украинским двигателям наши инженеры разработали ряд перспективных опытных образцов, которые ожидают сертификации. Об этом, кстати, тоже говорил Борисов, но их производство начнётся через 1,5—2 года», — отметил Тимошенко.

Вопреки давлению Вашингтона

В беседе с журналистами Юрий Борисов не обошёл вниманием и ситуацию вокруг экспортных поставок зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» разработки концерна «Алмаз-Антей». Вице-премьер заявил, что Турция не поддалась на угрозы Соединённых Штатов и не отказалась от сделки. По его словам, контракт с Анкарой будет исполнен в 2019 году. Также, как добавил Борисов, концерн будет загружен заказами «на ближайшее десятилетие».

«Не только наши традиционные партнёры, но и, как вы знаете, страна — член НАТО, Турция, вопреки всем угрозам со стороны Соединённых Штатов, не отказывается от этого контракта. В срок, в 2019 году, Анкара получит всю технику в соответствии с нашими контрактными обязательствами», — сообщил Борисов.

  • Вице-премьер Юрий Борисов
  • © Виталий Белоусов / РИА Новости

Вице-премьер подчеркнул, что отечественные системы ПВО пользуются огромной популярностью во всём мире. Россия, как полагает Борисов, является признанным мировым лидером в этом сегменте вооружения. В 2015 году контракт на поставку С-400 подписал Китай, на финальной стадии находятся и переговоры с Индией о поставке российских ЗРК.

«Рынок сбыта С-400 и других средств ПВО чрезвычайно широк. Если говорить о «Триумфе», то его могут купить все государства, которые уделяют большое внимание воздушным угрозам и обладают соответствующими финансовыми ресурсами. Это в первую очередь Иран, Саудовская Аравия, из союзников США — Япония и Южная Корея», — пояснил RT военный эксперт Юрий Кнутов.

Также по темеРеактивный ответ: как Россия нашла замену украинским авиационным двигателям Украинские двигатели Д-436 больше не будут поднимать в небо российские самолёты-амфибии Бе-200. Вместо них отечественные борты…

Специалист подчеркнул, что по боевым характеристикам «Триумф» превосходит новейший американский аналог Patriot Pac 3. Российский ЗРК является универсальной системой, способной сбивать практически весь спектр целей, включая малозаметные ракеты и самолёты-невидимки. Эффективность поражения С-400 составляет 90—95%.

Ещё одно достоинство «Триумфа», которое влияет на его экспортный потенциал, заключается в автономности, говорит Кнутов. Он пояснил, что Patriot работает только «в связке с американскими спутниками». По этой причине государство, которое приобретает заокеанский комплекс, обрекает себя на тотальную зависимость от США в сфере ПВО—ПРО.

«Сейчас единственным серьёзным препятствием на покупку С-400 зарубежными государствами является колоссальное давление со стороны Вашингтона. Конечно, это не новость: американцы всегда пытались помешать крупным сделкам с участием Москвы. Вряд ли С-400 купит Саудовская Аравия, но сломить волю Индии и ряда других государств Штатам точно не удастся», — считает Кнутов.

Ми-172А2

В России празднуют «День вертолетчика» Пострадавшего на железной дороге мужчину эвакуировали вертолетом «Русских Вертолетных Систем» На пожар в деревню Попово экстренно вылетел вертолет санавиации Вертолет санавиации эвакуировал упавшего с крыши в Московской области Craft Aviacenter и «Русские Вертолетные Системы» запустят центр для обслуживания и эксплуатации российских вертолетов в Латинской Америке В Тульской области прошли учения экстренных служб с участием санитарной авиации Авиамедицинские бригады из 8 регионов России провели тренинг в Хелипарке Подушкино Санитарная авиация эвакуировала 65 пациентов в Тульской области Кассовый разрыв и краткосрочные контракты оставят медицину без «поддержки с воздуха» Волгоградская санавиация с начала года спасла уже более 250 человек ВЦМК «Защита» провели совместный тренинг с «Русскими Вертолетными Системами» «Ансат» бьет рекорды Экономика и администрирование вертолетной индустрии: состояние, вызовы и решения «Русские Вертолетные Системы» эвакуировали свыше 100 пациентов в Московской области Вертолеты санитарной авиации эвакуировали 170 человек в Челябинской области Социальный проект по оказанию оперативной медицинской помощи в Челябинской области Около 200 вылетов выполнила санитарная авиация Подмосковья с начала 2019 года «Русские Вертолетные Системы» эвакуировали 145 пациентов в Магаданской области В Калмыкии санитарная авиация эвакуировала свыше 100 пациентов Медицинский вертолет «РВС» в разы ускорил доставку пациентов Тулячку доставили в больницу на вертолете «Русские Вертолетные Системы» эвакуировали 200 пациентов в Волгоградской области В Кыштыме построят вертолетную площадку для санавиации В Томской области с начала года эвакуировано более 500 пациентов Медицинский вертолет «РВС» с медиками центра медицины катастроф Московской области экстренно вылетел на место авиапроисшествия с А321 «Русские Вертолетные Системы» начали выполнять авиаработы в Греции В Северной Осетии начала работу санитарная авиация Как устроена санитарная авиация в Московской области Вертолет АНСАТ в Волгоградской области доставил в больницы 150 пациентов Началось круглосуточное дежурство в Туле В Коломне пострадал парашютист. В больницу его доставили вертолетом Из Ефремова санавиацией мужчину с серьезными переломами доставили в Тулу Тульские медики пересели на вертолет В Тульской области дан старт современной службе санитарной авиации Санавиация эвакуировала пострадавшего при пожаре на Северной ТЭЦ Ансат «Русских Вертолетных Систем» экстренно вылетел на пожар в районе Северной ТЭЦ В Московской области санитарная авиация за один день перевезла 2 детей Санитарная авиация в Магнитогорске «Русские Вертолетные Системы» перевезли 1000-го пациента в 2019 году Вертолеты санитарной авиации эвакуировали более 370 человек в Томской области с начала 2019 года Комплект мобильного светотехнического оборудования передан в Челябинскую область В первую неделю работы в Подмосковье «Русские Вертолетные Системы» эвакуировали 9 пациентов В Подмосковье экипаж «Русских Вертолетных Систем» выполнил два санитарных задания в свой первый вылет С 10 июня пациентов в Московской области эвакуируют вертолетами «Русских Вертолетных Систем» В регионе на вертолете санавиации эвакуировали 81 пациента В Челябинской области запустили санитарную авиацию Помощь с воздуха. Зачем Челябинской области санитарная авиация В Волгоградской области санитарная авиация работает круглосуточно Между больницами Челябинской области начали летать медицинские вертолёты Вертолетные площадки для санитарной авиации в регионе оснастят допоборудованием «Русские Вертолетные Системы» и южнокорейская «Sharp Aviation» подписали меморандум о намерениях Компания «Русские Вертолетные Системы» подписала соглашение с PBS AVIATION на HeliRussia 2019 «Русские Вертолетные Системы» заступили на дежурство в Калмыкии «Русские Вертолетные Системы» заступили на дежурство в Калмыкии В учебном центре «РВС» прошли очередные занятия ВЦМК «Защита» РВС: достижения и перспективы вертолетной компании «полного цикла» Санавиация с начала года эвакуировала более 500 жителей сел Томской области «РВС» приняли участие в Нефтегаз-2019 В Кургане отметили 75-летие санитарной авиации В России разработали автономную мобильную систему для ночного старта вертолетов Медицинский вертолет «Ансат» с 20 по 24 марта 4 раза вылетал в Великие Луки для осуществления медицинской эвакуации С начала сезона вертолет «Ансат» за 6 вылетов эвакуировал 7 пациентов Медицинский вертолет Ансат экстренно доставил ребенка в 25 ЦРБ в Волгограде «Русские Вертолетные Системы» эвакуировали 2000 пациентов Сходящие с небес Волгоградский вертолет санавиации совершил первый вылет в этом году «Русские Вертолетные Системы» заступили на дежурство в Магаданской области и эвакуировали первых пострадавших Крупнейший эксплуатант вертолетов «Ансат» выходит на рынок коммерческих авиаперевозок Вертолеты «РВС» в Томской области эвакуировали около 100 пациентов с начала 2019 года Экипаж вертолета «Ансат» экстренно эвакуировал грудного ребенка из Макушина Курганская санавиация: На переднем крае Санавиация спасла жизни 131 жителя Псковской области в 2018 году Санавиация Зауралья доставила в медицинские организации Кургана 280 тяжелобольных пациентов, в их числе 68 детей В 2018 году АО «Русские Вертолетные Системы» эвакуировали 1330 пациентов Вертолет «Ансат» компании АО «Русские Вертолетные Системы» приступит к эвакуации пациентов в Томской области в 2019 году За два года вертолет «Ансат» компании АО «Русские Вертолетные Системы» спас жизни 500 волгоградцев АО «Русские Вертолетные Системы» и «ГТЛК» подписали контракт на поставку 8 новых отечественных вертолетов в 2019 году «Вертолеты России» передали ГТЛК два медицинских Ансата для «Русских Вертолетных Системы» Специалисты «РВС» приняли участие в конференции посвященной санитарной авиации Нижегородской области Выживших в лобовом ДТП с КАМАЗом детей и женщину доставили в Волгоград вертолетом РВС На базе «Русских Вертолетных Систем» прошел очередной тренинг для региональных специалистов ВЦМК «Защита» Специалисты ФГБУ «ВЦМК «Защита» провели тренинг на базе АУЦ Русских Вертолетных Систем «Русские Вертолетные Системы» успешно провели эвакуацию 1000-го пациента в этом году Открыта регистрация участников на 11-й Вертолетный форум В ноябре будет вручена первая Всероссийская премия в области санитарной авиации «Золотой час» Отечественные авиационные медицинские модули: история и перспективы Представлен новый медицинский модуль для вертолета «Ансат» Приоритеты «РВС»: Развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и привлечение местных специалистов «Русские Вертолетные Системы» заступили на дежурство в Томской области В Волгограде вертолет санавиации перевез уже 259 пациентов Санавиация «РВС» доставила пострадавшего с сильными ожогами при взрыве газа в больницу Волгограда «Русские Вертолетные Системы» заступают на постоянное дежурство в Нижегородской области Экстренная медицина в действии «РВС» представили медицинский «Ансат» в Челябинской области В Челябинске, Уфе и Оренбурге представят новейший медицинский вертолет Санитарная авиация нижегородской области в период ЧМ18 Обновленной санавиации Курганской области исполнился год «Русские Вертолетные Системы» получили новый «Ансат» РВС направили еще один «Ансат» для выполнения авиационных работ в Волгоградской области В Курганской области санитарная авиация «РВС» эвакуировала 319 человек Итоги работы санитарной авиации «РВС» за первое полугодие 2018 Оренбургская область вошла в зону ответственности санитарной авиации компании «Русские Вертолетные Системы» Главная задача – навести медицинский мост Вертолет санитарной авиации Helimed дважды прилетал в Камышин за тяжелыми пациентами «Русские Вертолетные Системы» заступают на дежурство в Нижегородской области Helirussia 2018: Медицинский модуль модернизированного вертолета «Ансат» на стенде компании АО «Русские Вертолетные Системы» Более 50 вылетов произвела псковская санавиация в этом году В Волгоградской области вертолет санитарной авиации Helimed эвакуировал 61 пациента с начала года Эвакуированный из Камышина санавиацией Helimed сотрудник полиции награжден государственной наградой Вертолет санавиации Helimed доставил в Волгоград малышку, наглотавшуюся марганцовки Санитарную авиацию Курганской области высоко оценили специалисты Вертолет «Ансат» присмотрит за гостями чемпионата мира по футболу в Волгограде Фоторепортаж: санитарная авиация Псковской области 35-летнюю роженицу с осложнениями в Волгоград доставил вертолет санавиации Helimed В Волгоградской области продолжает работу вертолет санитарной авиации Вертолет санавиации Helimed доставил в Волгоград полуторагодовалую девочку с ожогом рта АО «Русские Вертолетные Системы» и ГБУЗ «ТЦМК Волгоградской области» подписали контракт на предоставление услуг санавиации Вертолет санавиации в Волгограде чаще всего спасает сердечников В 1 квартале 2018 года «Русские Вертолетные Системы» спасли 100 пациентов Вертолет санавиации Helimed доставил в Волгоград 11 летнего камышанина, страдающего диабетом Проекты компании «Русские Вертолетные Системы» на HeliRussia 2018 АО «Русские Вертолетные Системы» получили очередной вертолет «Ансат» «РВС» продолжают успешную эксплуатацию вертолётов «Ансат» Вертолеты санавиации «РВС» провели медицинскую эвакуацию 74 псковичей Вертолет санавиации за год совершил 200 вылетов в районы Волгоградской области ГТРК-Курган: В Зауралье открылся вертолетный центр оперативной медицины Состоялось открытие Курганского вертолетного центра оперативной медицины Открытие Курганского вертолетного центра оперативной медицины В 2017 году Русские Вертолетные Системы эвакуировали вертолетом 410 пациентов Будни санитарной авиации Курганской области Успешная эксплуатация «Ансата» в Курганской области привлекла внимание соседних областей С 1 августа 2017 санавиация Курганской области спасла 180 человек В АУЦ РВС подготовят очередную группу пилотов на вертолет «Ансат» В 2018 году 6 новых медицинских «Ансатов» пополнят парк «Русских Вертолетных Систем» Ночной старт для Псковской ОКБ В Зауралье второй вертолет санавиации совершил первый вылет Второй медицинский Ансат компании АО «Русские Вертолетные Системы» заступил на дежурство в Курганской области На X Вертолетном форуме представлена Единая Информационная Система Санитарной Авиации Суммарный налет вертолетов Ансат «ЗАО Русские Вертолетные Системы» превысил 1000 часов Русские Вертолетные Системы при поддержке Псковской городской больницы построили вертолетную площадку для санавиации области Михаил Ведерников назвал условия доставки пациентов в вертолете санавиации Helimed комфортными Новый вертолет — для медиков Волгограда Новый медицинский Ансат в парке Русских Вертолетных Систем В АУЦ РВС подготовят очередную группу пилотов на Ансат Воздушная скорая продолжает спасать волгоградцев Десятый Вертолетный форум состоится 24 ноября 2017 года Вертолет волгоградской санавиации облетел уже 24 района области Медицинский «АНСАТ» в Псковском небе Для вертолета Ансат санитарной авиации Волгограда самым посещаемым стал Камышин «Ансат»: простой и легкий на подъем В Волгограде санитарный вертолёт сократил время перевозки пациентов вчетверо Перспективы развития санитарной авиации в России: взгляд специалистов «Ансат» приходит на смену Ми-2

Будущего у «Мотор Сич» мы не видим: АО «ОДК-Климов» выпускает до 400 ВК-2500 в год

Без элементов фантазии и творчества начертить на бумаге конструкцию будущего мотора нельзя. Необходимо чувствовать тонкую грань между конструкцией и прочностными расчетами. Так считают на старейшем предприятии авиастроительной отрасли «ОДК-Климов», которое было основано в Санкт-Петербурге в 1914 году. Еще в начале прошлого века Владимир Климов, который заложил основы советской конструкторской школы и чье имя сейчас носит крупнейший российский разработчик авиадвигателей, придавал особую роль красоте и видел ее в каждом чертеже. В авиации хорошо известна фраза конструктора Андрея Туполева: «Не красиво – не полетит». Эти традиции создания мощных, надежных, красивых двигателей в «Климове» сохраняются до сих пор.
В настоящее время производственная программа предприятия заметно наращивается, а в последние годы – особенно быстрыми темпами. Сегодня серийное производство позволяет предприятию выпускать до 500 двигателей в год.
«Если говорить о том, чего мы достигли, то прежде всего мы отталкиваемся от тех задач, которые перед нами ставили ОДК, Ростех и государство. Я считаю, что все задачи успешно решены. Сегодня производственные мощности сосредоточены на одной площадке, есть концепция дальнейшего развития, которая поддерживается. Мы с оптимизмом смотрим в будущее! Сегодня молодежь активно идет работать к нам, кадрового голода нет. Желающих много. И люди нужны всегда», – рассказал в интервью ТАСС в преддверии 105-летия предприятия исполнительный директор «ОДК-Климов» Герой Советского Союза Александр Ватагин.
«Школа полностью должна уметь компоновать мотор. Коллективы школ – это самое главное. Только если есть коллектив и он с соответствующей квалификацией, можно создать отличный мотор», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
Это сегодня возможности компьютера шагнули далеко вперед – когда такой техники не было, наличие компетенции разработчика позволило построить до сих пор непревзойденный мотор: реактивный двигатель РД-33 для истребителя МиГ-29. Он создавался на предприятии еще в начале 1970-х. «Это лучший двигатель в своем классе, – говорит Ватагин. – Поэтому очень важно наличие школы разработки, а таких школ в СССР было несколько, и очень важно их сохранять и развивать. Они разные, но все они, находясь в ОДК, очень плотно взаимодействуют. И сейчас мы можем объединиться для решения любой сложной технической задачи».
«МЫ АБСОЛЮТНО НЕЗАВИСИМЫ»
Одна из важнейших задач, которую удалось решить за последние годы «Климову» и целому ряду других предприятий ОДК, – это импортозамещение. Причем были намного улучшены технические характеристики замещаемой продукции.
«Мы полностью ушли от зависимости от украинского предприятия «Мотор Сич». По всей номенклатуре разработки «Климова» и проектам, над которыми предприятие раньше работало совместно с Украиной, мы абсолютно независимы», – говорит Ватагин. Именно «Мотор Сич» в Советском Союзе и в Европе многие годы являлся флагманом моторостроения. Он создавал больше всех двигателей для военной, транспортной и гражданской авиации. Но с 2014 года (когда произошли известные события в Киеве) объем российских заказов для компании снизился в десять раз.

«На данный момент будущее у «Мотор Сич» мы не видим. Когда-то это был флагман среди моторостроительных предприятий, завод с лучшим оборудованием, на котором размещалось производство самых массовых двигателей. Но время идет. Оно беспощадно. Оборудование и технологии устаревают. Ограниченность рынка и произошедшие политические события однозначно губительно влияют на «Мотор Сич». Сегодня он далеко не флагман и с моторостроительной промышленностью России не сравним», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
«Но тем не менее мы отношения поддерживаем, потому что эти отношения между предприятиями и людьми, которые там работают, выстраивались десятилетиями, – рассказывает Ватагин. – Мы занимались одним и тем же продуктом, работали на одних и тех же рынках. Мы и сейчас там сталкиваемся, конкурируем. Поэтому мы находимся в тесном контакте. И они производят двигатели, разработанные у нас, мы сопровождаем и поддерживаем документацию в правильном состоянии. То есть мы продолжаем работать, но зависимость от «Мотор Сич» отсутствует».
Ватагин признает, что у украинского предприятия все же есть отдельные компетенции по большим двигателям – Д-18Т, Д-36 и Д-436, но это «не является чем-то уникальным и суперсовременным». «Исторически так сложилось, что все производство было там», – добавляет он.
«Сейчас перед нами стоит задача закрыть всю линейку по газотурбинным двигателям для вертолетов, за исключением больших моторов для вертолета Ми-26. Потому что размерность, на которую мы ориентированы, не позволяет заниматься таким двигателем, – говорит исполнительный директор «ОДК-Климов». – Мы понимаем принципы, готовы создавать, но у нас есть определенная производственная база, которая рассчитана на определенную размерность. Наша техническая и технологическая база позволяет создавать турбовинтовые и турбовальные двигатели в размерности до 6000 л.с., а в размерности тяги до 11 т – турбореактивные моторы».
«ЗДЕСЬ ВСЕ ДЕЛАЕТ ЭЛЕКТРОНИКА»
После разрыва с Украиной в 2014 году климовцы наладили серийное производство двигателей ВК-2500 из 100% российских комплектующих. И если в начале таких моторов было выпущено около десяти, то в последние годы – до 400 в год.
ВК-2500 создан на смену вертолетному двигателю ТВ3-117, выполнен в трех модификациях – мощностью 2000, 2200 и 2400 л.с. Он имеет низкую цену, а самое главное – низкую стоимость ремонта, что значительно уменьшает стоимость всего жизненного цикла изделия. В семействе этих моторов используется современная цифровая электронная система управления и контроля (БАРК-78), что позволяет обеспечивать более высокие эксплуатационные характеристики.
ВК-2500П – последняя разработка, считается лучшим мотором. В нем полностью цифровое управление. С этим мотором будут летать наши новые вертолеты Ми-28НМ, которые в скором времени начнут поступать в российские войска.
«На сегодняшний день начаты госиспытания, сертификация для Минобороны ВК-2500П. И одно из основных отличий двигателя – использование электронной системы автоматического управления типа FADEC. Преимущество, которое получает вертолет, – это то, что двигатель ВК-2500П может устанавливаться на все объекты, на которых штатно стоят двигатели ТВ3-117 и ВК-2500. Мы считаем, что очень целесообразно переходить на этот мотор, потому что он имеет совершенно другие ресурсы, облегчает процесс управления машиной. Ни у кого ничего подобного нет», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
Климовцы создали такой мотор, который даже в случае полного выхода из строя электроники не теряет управление над двигателем, и вертолет не падает. «То есть с точки зрения боевой живучести это уникальная вещь, такого еще никто не реализовал», – говорит Ватагин.
Кроме того, удалось добиться того, что характеристики российского ВК-2500 по сравнению с украинским стали значительно выше. К примеру, в лопатках, которые производятся на «Мотор Сич», применяется совсем другая технология изготовления, что в значительной степени снижает эффективность. Рассказывают на предприятии и еще об одном преимуществе мотора – когда раньше на вертолете требовался дополнительный отбор мощности для тех или иных потребностей, то пилот это сразу ощущал, ему приходилось выполнять определенные манипуляции, чтобы удержать машину и сохранить параметры полета. Здесь все это делает электроника.
«Если, к примеру, на Ми-8, где стоял двигатель ТВ3-117, поставить этот новый мотор ВК-2500, мы получим другой вертолет с отличными характеристиками», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
Еще одна модификация – ВК-2500ПС-03 – в серию пошла относительно недавно. В 2018 году эти двигатели в составе силовой установки вертолета Ми-171А2 принимали участие в демотуре по Юго-Восточной Азии. Версия ВК-2500ПС-02 будет ставиться на вертолет Ка-32. Технические решения, примененные в нем, позволяют точно определить реальное состояние двигателя, что в свою очередь исключает влияние человеческого фактора.
«Сегодня по ключевому нашему продукту – двигателям ВК-2500 и ТВ3-117 – у нас локализация порядка 35%, и мы не намерены ее увеличивать. Потому что есть предприятия, где мы можем получить ту же номенклатуру по меньшей цене. При этом мы однозначно ставим задачу иметь по каждой номенклатуре двух-трех поставщиков, чтобы была конкуренция», – говорит глава предприятия, отмечая, что такая модель работает во всем мире и именно за ней будущее. Такой же концепции придерживается и ОДК.
Однако именно климовцы были первыми в отстаивании такой позиции. Сначала никто не верил в возможности реализации именно этой модели. «Нам потребовалось пять лет, чтобы всех убедить, что необходимо строить предприятие по такой модели, – аутсорсинг, за ним будущее. С 2010 по 2019 год мы реализовали это и будем дальше развивать, сегодня в корпорации это поддерживают», – говорит Ватагин.
«БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ ВПЕРЕДИ»
Среди последних разработок предприятия – самолетный двигатель ТВ7-117СТ (мощностью 3100 л.с.) и вертолетный ТВ7-117В. Последний по характеристикам является лучшим в мире в своей размерности. «Мы очень рассчитываем на то, что вертолет Ми-38, который оснащается этим двигателем, станет популярным и массовым. У этого мотора большая история впереди», – говорит исполнительный директор завода.
Конструкция ТВ7-117В предусматривает возможность эксплуатации во всех климатических условиях на высоте до 6500 м.
Работоспособность обеспечивается в диапазоне от –60ºС до +50ºС.
Эта разработка никакого отношения к Украине не имеет, это чисто российский мотор. Яркий пример импортозамещения канадско-американского P&W127. «ТВ7-117В уже сертифицирован, и на сегодняшний день проходит испытания самолетная версия двигателя ТВ7-117СТ (для Ил-112В), а также ТВ7-117СТ-01 (для гражданского самолета)», – говорит Ватагин, отмечая, что создание линейки двигателей на базе одного газогенератора – перспективное направление, которое предполагает определенную унификацию и позволяет делать двигатели дешевле, а производство – более мобильным.

«Исторически в СССР было так: если что-то создавалось для Вооруженных сил, то в дальнейшем делалась версия гражданская. Здесь другой порядок: мы сертифицировали версию для народного хозяйства, и теперь стоит вопрос сделать ТВ7-117В в военной версии – на его базе сделать мотор для Минобороны. С самолетной версией мы идем параллельными курсами», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
Что касается ТВ7-117СТ, то 30 марта этого года он впервые поднял в небо новый отечественный самолет Ил-112В, также модификация этого двигателя будет работать на региональном самолете Ил-114, первый полет которого намечен на осень 2020-го.
ВРЕМЯ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ
В конце 1970-х на предприятии создали легендарный РД-33. Это самый массовый реактивный двигатель в своем классе, стоит на вооружении 25 стран мира в составе истребителей МиГ-29.
Для сверхманевренного самолета МиГ-29ОВТ была разработана модификация двигателя с отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Уникальная конструкция сопла обеспечивает возможность всеракурсного изменения вектора тяги, наибольшую угловую скорость его отклонения и наименьшее увеличение массы двигателя. С двигателями РД-33ОВТ самолет может совершать любые маневры, которые не под силу другим истребителям.
Имеется и еще одна модификация – РД-33МК, которая разработана специально для палубного истребителя МиГ-29К/КУБ, также устанавливается на МиГ-35. Этот мотор с повышенной тягой и ресурсом, которого нет больше ни у одного двигателя.
«ОВТ – это опция, которой может быть оборудован двигатель РД-33МК. В этом направлении мы не стоим на месте. Сейчас мы далеко ушли вперед по углу и по скорости перекладки, по ресурсу ОВТ, ведь там колоссальная нагрузка. Всеракурсное сопло уникально, такого нет ни у кого в мире», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
«Интерес со стороны инозаказчиков к этому мотору есть, и сейчас заявки на ОВТ отдельно рассматриваются. Есть определенная процедура. И если будет разрешение, то будем работать», – говорит Ватагин. По его словам, определенный интерес есть и у нашего Минобороны. По сути, самолет МиГ-29ОВТ летал с нарушением законов аэродинамики. «Если есть то, что выходит за пределы законов физики, то это то, к чему и нужно стремиться, – полагает он. – Когда воздушное судно (боевой самолет) нарушает те законы, по которым он создавался и по которым все летают, то это дорогого стоит».
Что касается РД-33МК, то для него разработаны коробки самолетных агрегатов КСА-33 (обеспечивает работу электрических, топливных и гидравлических систем самолета и является важнейшим элементом силовой установки – прим. ТАСС). «Это крайне сложное изделие. Продукт, который выдерживает самые тяжелые нагрузки. Если тяга двигателя больше 9 тонн, а с ней в паре работает эта коробка КСА, то представьте, какая точность расчетов и прочностей должна быть в ней», – рассказывает Ватагин.
Блок автоматического регулирования и контроля (БАРК-42), разработанный для РД-33МК, тоже уникальное изделие, которое позволяет адаптироваться к условиям работы двигателя. «Конечно, говорить, что это искусственный интеллект, – перебор, но это движение уже в данном направлении», – отмечает глава предприятия.

Еще один мотор – РД-93 и коробки самолетных агрегатов КСА-54. «Это суперпродукт, и уже можно говорить, что это массовый двигатель», – говорит Ватагин.
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Ведутся работы по созданию линейки новых двигателей мощностью 500–650 л. с. и 1400–1800 л. с. В «ОДК-Климов» отмечают, что закладываемые в них характеристики призваны обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке существующих моторов. Эти проекты планируется реализовать в сжатые сроки.
«В этом году мы начали работу над двумя моторами – ВК-1600 (мощностью 1600 л. с., для вертолета Ка-62) и газотурбинным турбовальным двигателем ВК-650В для Ка-226Т, Ка-126 и для всех версий «Ансата». Поэтому мы закроем всю эту линейку», – говорит Ватагин.
Именно двигатели этой размерности, которых на сегодняшний день в стране нет, будут достаточно востребованы и с большой вероятностью, полагает глава предприятия, могут стать массовыми. «Потому что количество легких летательных аппаратов в нашей стране недостаточно, если сравнивать с авиационными державами мира. И еще целое направление – это беспилотники, где могут применяться эти двигатели. Поэтому задача предприятия и корпорации – иметь в свой продуктовой линейке двигатель такой размерности, – говорит он. – В этом году эскизные проекты по этим двум двигателям мы планируем завершить».
Еще одно перспективное направление – беспилотники. И к этой работе с учетом достижений предприятия (опыт работы с РСК «МиГ» по проекту «Скат») тоже готовы. «У нас 100-процентная уверенность, что если будет объект, которому наши двигатели будут соответствовать по тяге, то с точки зрения управляемости это будет идеально, – говорит Ватагин. – В БЛА основное – это управление. Главные сложности, которые при создании БЛА требуют решения, – это именно вопросы управления: взлет/посадка, заход на цель и так далее. Все остальные становятся вторичными. И в области системы управления, считаю, наше предприятие продвинулось достаточно далеко, и мы готовы к такой работе».
Еще одно интересное направление, о котором говорит Ватагин, – возврат к легким однодвигательным истребителям. Стоит только обратить внимание на зарубежную тенденцию: у множества стран есть однодвигательные истребители F-16, на смену которым идут самолеты пятого поколения F-35. Огромный потенциал РД-33 позволяет на его базе создать более современный мотор с тягой до 11 т.
«На наш взгляд, однозначно нужно создавать однодвигательный истребитель, дешевый. У него есть рынок. Предприятиям Ростеха это под силу. Мы рассчитываем на то, что руководство госкорпорации более внимательно посмотрит на это направление, и надеемся, что такая работа будет открыта», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
СИЛА БУДУЩЕГО
Что касается визионерского взгляда на двигатели будущего, то, как считает исполнительный директор «Климова», в них классическая схема применяться уже не будет. Они должны быть «сухими», чтобы применялись газодинамические подшипники, и электрическими, где исключена полностью гидравлика, – по-другому должен решаться вопрос генерации электричества.
Кроме того, при создании таких двигателей должны использоваться материалы и технологии нового уровня. Также если сейчас двигатель имеет примерно 5 тыс. деталей, то в перспективе он будет иметь в десятки, а то и в сотни раз меньше деталей. И конечно, моторы будущего – это гибридные двигатели. «Еще лучше, если смотреть дальше, – это широкое применение различных видов аддитивных технологий в изготовлении всех ДСЕ (детали и сборочные единицы) моторов с малой долей традиционных покупных комплектующих, таких как подшипники и агрегаты. Когда мы говорим, что можно «печатать» двигатели, возможно, это покажется утопией, но за этим может быть будущее», – заключает Ватагин.
Первым шагом к двигателям будущего может стать перспективный вертолетный двигатель, работы над которым на «Климове» уже ведутся.
«Мы не видим будущее нашей страны без вертолетов. Особенно отдаленные районы России, где не развита инфраструктура дорог, нуждаются в транспортировке грузов и людей, особенно во время ЧС. Очень хочется, чтобы это была современная техника. Считаем, что нужно создавать перспективный вертолетный двигатель», – Александр Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».
На предприятии рассчитывают, что с 2020 года эта работа возобновится более энергично и более масштабно.

ТВ3-117

ТВ3-117

ТВ3-117 — семейство авиационных турбовальных двигателей.

История

Разработаны в 1965-1972 годах в ОКБ имени В. Я. Климова (Ленинград) под руководством С. П. Изотова и С. В. Люневича. Выпускается серийно с 1972 года на ЗПОМ «Моторостроитель» ныне ПАО «Мотор Сич», г. Запорожье, Украина. С момента создания было выпущено более 25 000 двигателей ТВ3-117 различных модификаций, общая наработка которых составляет более 16 млн часов. Один из самых надёжных авиационных двигателей в мире.

После распада СССР производство вертолётов осталось в России, а производство двигателей к ним на Украине. Поставки двигателей для гражданской вертолётной промышленности России велись по долгосрочным контрактам. В начале 2000-х годов Россия предпринимала попытки купить украинское двигателестроение, но получила отказ. После этого в России приняли решение о создании собственного полностью независимого производства вертолётных двигателей на базе ОАО «Климов». Локализацию начали со сборки двигателей с применением украинских комплектующих. В 2009 году на ОАО «Климов» с использованием украинских комплектующих было собрано около 100 двигателей, в 2010 году — 198, в 2011 году — более 260. В 2011 году в Санкт-Петербурге заложен новый авиадвигательный завод — конструкторско-производственный комплекс «Петербургские моторы». В 2014 году сдана первая очередь нового завода. В кооперацию по полной локализации двигателя входят также НПЦ газотурбостроения «Салют», Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва и Уфимское моторостроительное производственное объединение.

В России полностью локализована версия двигателя ВК-2500, разработка которого велась на ОАО «Климов» в 1999—2001 годах. В 2012 году закончены испытания данного двигателя. В 2014 году «Климов» собрал первые 10 двигателей полностью из российских комплектующих. В 2015 году — 30. В 2016 году — 60 штук. В 2017 году — 100 штук.

Конструкция

ТВ3-117

  • пылезащитное устройство
  • осевой 12-ступенчатый компрессор с регулируемым входным направляющим аппаратом и направляющими аппаратами первых четырёх ступеней
  • кольцевая прямоточная камера сгорания
  • осевая 2-ступенчатая турбина компрессора
  • осевая 2-ступенчатая свободная турбина для отбора мощности

Носители

  • ТВ3-117В — Ми-24В
  • ТВ3-117ВК — Ка-27, Ка-31, Ка-32 (T,С)
  • ТВ3-117ВКР — Ка-28
  • ТВ3-117ВМ — Ми-8МТ (Ми-17)
  • ТВ3-117ВМ-02 — Ми-8МТ (Ми-17)
  • ТВ3-117ВМА — Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-32 (А), Ка-50, Ка-52
  • ТВ3-117ВМА-02 — Ка-32 (A-11BC)
  • ТВ3-117ВМА-СБМ1 — Ан-140
  • ТВ3-117ВМА-СБМ1В — вертолёты типа Ми-8 и вертолёты типа Ми-24
  • ТВ3-117ВМАР — Ка-28
  • ТВ3-117М — Ми-14

Технические характеристики

Технические характеристики двигателей ТВ3-117 и ВК-2500
Модификация ТВ3-117В ТВ3-117ВМА ТВ3-117ВМА-СБМ1В ВК-2500 ВК-2500П (ПС)
Мощность на чрезвычайном режиме: 2200 л. с. 2400 л. с. 2800 л. с. 2700 л. с. 2800 л. с.
Мощность на взлётном режиме: 2000 л. с. 2200 л. с. 2500 л. с. 2400 л. с. 2500 л. с.
Удельный расход топлива: 0,220 кг/л.с·час 0,215 кг/л.с·час 0,209 кг/л.с·час 0,210 кг/л.с·час 0,210 кг/л.с·час
Мощность на крейсерском режиме: 1500 л. с. 1750 л. с. 1750 л.с.
Длина: 2055 мм
Ширина: 660 мм
Высота: 728 мм
Сухая масса: 295 кг 300 кг
Назначенный ресурс: 7500 часов 12000 часов

Модификации

ТВ3-117

ТВ3-117 0-й серии — лидерная партия из 60 двигателей для Ми-24А (1972 г.)

ТВ3-117 1-й серии — партия порядка 200 двигателей для Ми-24А.

ТВ3-117 2-й серии — партия порядка 2000 двигателей.

ТВ3-117 3-й серии — одна из самых массовых серий. Серийный выпуск с 1977 г.

ТВ3-117М

ТВ3-117М («М» — морской) модификация для Ми-14 со специальными мероприятиями для эксплуатации на море. Серийно выпускается с 1976 года.

ТВ3-117МТ

ТВ3-117МТ («МТ» — модернизированный, транспортный) — модификация для вертолётов Ми-8МТ/Ми-17 и их модификаций. Серийный выпуск с 1977 года.

ТВ3-117КМ

ТВ3-117КМ («КМ» — камовский, морской) — модификация для вертолётов Ка-27/Ка-28.

ТВ3-117В

ТВ3-117В («В» — высотный) — модификация для вертолётов Ми-24, эксплуатируемых в горных районах (разработана по опыту войны в Афганистане); взлётная мощность поддерживается до высоты 3600 м. Серийный выпуск с 1980 года. Разработан на ЗПОМ «Моторостроитель» ныне ОАО «Мотор Сич», г. Запорожье., главный конструктор Красников А. С.

ТВ3-117ВК

ТВ3-117ВК («ВК» — высотный, камовский) — аналогичен ТВ3-117В, но для вертолётов Ка-27, Ка-29 и Ка-32. Серийный выпуск с 1985 года. На экспорт вертолёты Ка-28 выпускались с двигателями ТВ3-117ВКР (литера «Р» — режимный) с увеличенными мощностями на номинальном и крейсерском режимах.

ТВ3-117ВМ

ТВ3-117ВМ («ВМ» — высотный, модернизированный) — модификация, разработанная для Ми-28, устанавливалась на вертолёты Ми-8МТ/Ми-17. Отличается введением автоматического чрезвычайного режима. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Индии и КНР. Серийный выпуск с 1986 года. Максимальная мощность в 2000 л.с. поддерживается до высоты в 3600 м над уровнем моря

ТВ3-117ВМА

ТВ3-117ВМА («ВМА» — высотный, модернизированный, модификация «А») — двигатель, разработанный для боевого вертолёта Ка-50. В настоящее время устанавливается на вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ми-24, Ми-28А/Н, Ка-32. Имеет Сертификаты типа АР МАК и Транспорта Канады. Серийный выпуск с 1986 года. Для экспорта Ка-28 применяется модификация ТВ3-117ВМАР (литера «Р» — режимный) с номинальным и крейсерским режимами, аналогичными ТВ3-117ВКР.

ТВ3-117ВМ серии 02

Модификация ТВ3-117ВМ для гражданских вертолётов Ми-8МТ/Ми-17. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Индии и КНР. Серийный выпуск с 1993 года.

ТВ3-117ВМА серии 02

Модификация ТВ3-117ВМА для гражданских вертолётов Ка-32. Имеет Сертификаты типа АР МАК, Транспорта Канады и Швейцарии. Серийный выпуск с 1993 года.

ТВ3-117ВМА-СБМ1

Турбовинтовой двигатель для региональных самолётов Ан-140.

19 мая 2010 года в Конотопе прошли лётные испытания вертолёта Ми-8МТВ с двигателями новейшей модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Был установлен мировой рекорд, когда вертолёт за 13 минут поднялся на высоту в 8100 метров. При этом максимальная мощность двигателя — 2000 л.с. поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят многоцелевому вертолёту Ми-8, уверенно летать в горах на самых предельных высотах. Ранее в ходе испытаний боевого Ми-24 с такими же двигателями была зафиксирована рекордная для вертолётов скороподъёмность. На высоту 5000 метров вертолёт поднялся всего за девять минут.

15 августа 2013 установлен рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров

Двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В модернизирован из ТВЗ-117 украинским предприятием «Мотор Сич». Он прошёл полный цикл государственных испытаний и получил международный сертификат типа СТ267-АМД, который председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина лично вручила председателю совета директоров «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву. Украинский двигатель отвечает самым жестким международным требованиям, безотказен в условиях высокогорья, а значит разреженности воздуха, и перепадов высоких-низких температур.

ТР3-117

Турбореактивный двигатель для беспилотных разведчиков ОКБ Туполева «Рейс» («Рейс-Д»).

ВК-2500

Двигатель ВК-2500П для Ми-8/17/24/28/35 и Ка-52

Двигатель ВК-2500 является модификацией повышенной мощности широко известного двигателя ТВ3-117ВМА.

  • Создан в 2001 году
  • Чрезвычайный режим 2700л.с.
  • Ресурс
    • Межремонтный 2000—3000 часов
    • Назначенный 6000—9000 часов

ВК-2500П

Модернизация двигателя ВК-2500. Увеличен ресурс до первого капитального ремонта, повышена мощность на взлётном и чрезвычайном режимах,установлена новейшая система автоматического управления.

ВК-1500

В 1998—1999 годах на базе двигателей ТВ3-117ВМА и ВК-2500 создан турбовинтовой двигатель ВК-1500 (ВК-1500С) мощностью 1500 л. с. для установки на самолёты Ан-3, Бе-32 и другие. На базе ВК-1500 спроектирован турбовальный двигатель ВК-1500В для установки на вертолёты Ка-60, Ка-62 и другие.

Примечания

  1. 1 2 ТВ3-117 /airwar.ru/
  2. «Вертолёты России» заключают долгосрочные контракты с поставщиками двигателей
  3. Заложен новый завод по выпуску двигателей для вертолётов
  4. ОАО «Климов» — КПК
  5. ОАО «Климов» встретил столетний юбилей на новой площадке
  6. ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» (недоступная ссылка)
  7. «Климов» запланировал серийное производство двигателей без украинских деталей на 2016—2017 годы
  8. Импортозамещение в деталях
  9. В 2016 году Россия существенно увеличит производство вертолётных двигателей
  10. «Постоянно изыскиваем резервы, чтобы выполнить майские указы»
  11. Вся российская авиация в Сирии летала на уфимских моторах — Евгений Семивеличенко
  12. 1 2 3 4 5 При Н=0, V=0, Тн=+15°С
  13. 1 2 3 Матвей Ильяшенко. ТВ3-117ВМA-СБМ1В — «Мотор Сич». www.motorsich.com. Дата обращения 25 июля 2016.
  14. 1 2 3 4 ОАО «Климов» — ВК-2500. klimov.ru. Дата обращения 25 июля 2016.
  15. 1 2 3 4 ОАО «Климов» — ВК-2500ПС. klimov.ru. Дата обращения 25 июля 2016.
  16. На взлётном режиме
  17. http://engine.aviaport.ru/issues/09/page14.html
  18. АО «Авиаремонт»: Вертолёт Ми-8″
  19. В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта
  20. Сергей Птичкин. Российско-украинский вертолёт Ми-8МТВ с рекордной скоростью поднялся на рекордную высоту. Российская газета (19 мая 2010 г.).
  21. ВК-2500
  22. Климов :: Продукция :: Вертолётная программа :: ВК-2500
  23. ВЕНЕСУЭЛА ПОЛУЧИТ РОССИЙСКИЕ ВЕРТОЛЁТЫ С ВЫСОТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ ВК-2500 | Оборонпром
  24. Главные новости недели — — AVIA.RU (недоступная ссылка)
  25. Нет предела тяге: современные российские военные авиационные двигатели (рус.) // Крылья Родины. — М., 2019. — № 5-6. — С. 46.

Ссылки

  • ТВ3-117 на сайте ОАО «Климов»
  • ТВ3-117 /airwar.ru/

Поршневые
Турбореактивные
  • АЛ-7
  • АЛ-21(АЛ-21Ф-3)
  • АМ-3(РД-3)
  • ВД-7(РД-7)
  • ВК-1(РД-45)
  • РД-9(АМ-9)
  • РД-36
  • РД-41
  • РД-60
  • РД-500
  • Р-11-300
  • Р-13
  • Р-15
  • Р-25-300
  • Р27В-300
  • Р28В-300
  • Р-29-300
  • Р-35
  • Р-95Ш
  • Р-195
  • ТР-1
  • ТР3-117
Турбовентиляторные
(турбореактивные
двухконтурные)
ЗМКБ «Прогресс» ОАО «НПО „Сатурн“» ОАО «Авиадвигатель» ОАО «Климов» ОАО «ОМКБ» ОАО «Кузнецов» ОАО АМНТК «Союз»
Турбовинтовые,
турбовинтовентиляторные
и турбовальные
Вспомогательные ГТД