Вертолеты ми 24

Ударный вертолет Ми-24 (Крокодил)

Россия
Практическая дальность 450 км
Максимальная взлётная масса 11500 кг
Экипаж 2-3 чел

Ми-24 (по НАТО: Hind — «Лань»)

Советский/российский армейский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.

Является первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийное производство вертолета стартовало в 1971 году и с тех пор он получил множество модификаций, которые поставлялись во многие страны мира. Активно эксплуатировался во время Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Выпускается на ОАО «Роствертол».

Неофициальное названия: «Крокодил», «Галя», «Галина», «Полосатый». Вертолёты ранних выпусков называли также «Веранда» или «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) стартовала сразу после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы уже через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж- лётчик и оператор. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вместимостью до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины расположены двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оснащены шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

Изначально в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было решено на первых машинах оборудовать комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания стартовали 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров) и практически сразу началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт оборудовали крылом с отрицательным V-12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), сконструированные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А производились заводом в городе Арсеньев. Было построено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была создана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оснащать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не применять… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и выпускался самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, приобретшего широкую известность во всём мире.

Конструкция Ми-24

Ми-24 выполнен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа расположена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может располагаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж размещается в герметизированных кабинах, оснащённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами размещена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, оборудованны стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут расположиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5 град., но и вправо на 2,5 град., это обеспечивает устойчивость при поступательном прямолинейном полёте.

Одной из основных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 кв.м. с отрицательным поперечным V — 12 град., которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Дополнительное вооружение

Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были созданы вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).

Также Ми-24 способен нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для отражения атак истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами монтировались на внутренних держателях.

Характеристики Ми-24

Размеры

-Диаметр несущего винта: 17,3 м
-Диаметр рулевого винта: 3,908 м
-Высота с вращ. винтами: 5,47 м
-Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
-Ширина фюзеляжа: 1,7 м
-Высота фюзеляжа: 3,9 м
-Размах крыла: 6,4 м

Основные массы

-Пустой: 7580 кг
-Нормальная взлётная: 10 500 кг
-Максимальная взлётная 11 500 кг
-Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
-Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
-Внутренний запас топлива: 2100 кг
-Запас топлива в ПТБ: до 3000 кг

Силовая установка

-Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
-Мощность: 2 х 2200 л. с.

Лётно-технические характеристики

-Экипаж: 2—3 чел.
-Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
-Крейсерская скорость: 270 км/ч
-Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч
-Дальность полёта практическая: 450 км
-Дальность полёта перегоночная: 1000 км
-Средний расход топлива: 780 л/час
-Статический потолок: 1400 м
-Динамический потолок: 4950 м
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: ?1,3/+3
-Допустимый угол крена: 50 град.
-Допустимый угол тангажа: 30 град.

Вооружение

-Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
-Число точек подвески: 6 (4)
-Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
-Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
-Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
-«Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
-Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Россия
Практическая дальность 450 км
Максимальная взлётная масса 11500 кг
Экипаж 2-3 чел

Гладко было на бумаге

Конструкторы, создававшие Ми-24 в далеком 1969 году, представляли этот ударный вертолёт в виде крылатой боевой машины пехоты. Вот он, скрываясь в складках местности, доставляет пехотинцев к месту назначения, затем прикрывает их высадку и, ловко уничтожив супостатов, уходит на недоступной другим вертолётам скорости. Увы, в реальности всё оказалось гораздо прозаичнее.

Ми-24 бросили в горнило новой войны абсолютно к ней неподготовленным. Чтобы выжить, ему пришлось эволюционировать — причём как можно быстрее. Менялась тактика применения, складывались наиболее эффективные варианты вооружения, а сам вертолёт «обрастал» новыми органами, необходимыми для выживания.

Первые изменения

Первоначально в составе ВВС 40-й армии в Афганистан отправили всего шесть вертолётов Ми-24. Предполагалось, что серьёзных боевых действий не будет, а для разведки и прикрытия высадки хватит и такого количества. Первые же месяцы войны показали, что это не так. Начались полноценные боевые действия, а сама война становилась всё более и более «вертолётной».

Для начала лётчики спешно переобучались и привыкали к новым условиям. Огромные ущелья с непредсказуемыми воздушными потоками, горная местность и высота полётов показали недостаток мощности и приёмистости двигателей. Ми-24 пришлось учиться водить по‑новому.

Если в обычных условиях он спокойно взлетал вертикально, то в Афганистане, особенно с полной загрузкой, вертолеты поднимались «по-самолётному» — совершая разбег по земле для увеличения скорости. Уже к концу 1980 года военные потеряли более 20 машин, по большей части из-за ошибок управления.

Первые же боевые столкновения показали — Ми-24, как впрочем и другие вертолёты, это не герой-одиночка, а стайный зверь.

Требуется минимум пара — а лучше четвёрка или восьмёрка. На начальном этапе войны пробовали применять смешанные звенья из пар Ми-8 и Ми-24, но чем дальше, тем больше использовались исключительно «крокодильи» звенья (скорость выше, манёвренность лучше).

Одной из проблем стала беззащитность вертолёта во время выхода из атаки. Пришлось Ми-24 отрастить себе не предполагавшийся по конструкции пулемёт. Для чего борттехник в десантном отделении, высунув ствол в окно, поливал из ручного пулемёта позиции душманов во время выхода из атаки, не давая тем поднять голову и атаковать «Крокодила» с хвоста. Иногда кроме борттехника на эту работу подряжали дополнительных стрелков с пулемётами, высунутыми в форточки. Понятно, что эффективность такой стрельбы была невысокой, ведь основная задача — напугать противника.

Отдельно стоит сказать и о тактике. Простое «лечу и стреляю» в условиях Афгана не работало — слишком большой шанс потерять машину. Только синхронная и эффективная работа в парах. Среди тактик штурмовки были атака с круга, успешно применявшаяся ещё штурмовиками Второй мировой, и «ромашка» — когда группа сходилась в одной точке, чтобы одновременно атаковать противника с разных сторон. В ходу были и противозенитные «ножницы», исполняемые двумя парами — когда верхняя прикрывает работающую по целям нижнюю.

Муки выбора

У Ми-24 был достаточно обширный арсенал вооружения, однако большинство вариантов из предлагавшихся к началу войны оказались далеко не самыми удачными.

Предполагалось использовать проверенные временем неуправляемые ракеты С-5, применявшиеся с 1955 года. Но они оказались недостаточно мощными для пробивания глиняных и каменных дувалов, а значит практически бесполезными при обстреле укреплённых позиций противника. Вертолётчики при возможности меняли их на более мощные С-8 или использовали подвесные контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ‑23Л.

Ми-24 запускает ракеты С-24

Был вариант суровых НАРов (неуправляемых авиационных ракет) С-24, но там открылась другая проблема — после их использования вертолёт окутывало облако густого чёрного дыма, что грозило помпажем двигателей.

Не слишком хорошо было и с носовой пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. В обычных условиях (стрельбы раз в неделю и недолго) всё было в порядке. А во время боевых действий и зашкаливающего использования пулемёты выходили из строя. Их снимали, так и летали — с отверстием для пулемёта, но без самого пулемёта. Жаль — поскольку, судя по отзывам о мощности и кучности, к ЯкБ-12,7 вопросов не было.

После проблем с ремонтом пулемёт ЯкБ-12,7 окрестили «ЯкоБы стреляет».

Оказалось также, что не всякая бомба — хорошая. Те же ФАБ-500 (весом 500 килограммов) делали Ми-24 малоуправляемым, и самой мощной бомбой стала ФАБ-250 — таких можно было подвесить до четырёх штук. Впрочем, чем дальше, тем меньше удавалось хорошенько отбомбиться по противнику — моджахеды получили американские «стингеры».

Защитный слой

Для защиты от управляемых ракет Ми-24 «обросли» ЭВУ (экранирующими вентиляционными устройствами). К сожалению, они уменьшили мощность двигателя, требующуюся в горах как воздух, и прижились не сразу. Однако в 1987 году, когда из-за каждой скалы мог вылететь «стингер», пришлось всё же установить их на все борта. Чуть раньше Ми-24 получили ещё и пылезащитные устройства (ПЗУ), которые также «отжирали» мощность. Проблему попытались решить, но времени уже не хватило.

Ми-24В, принимавший участие в боевых действиях в ДРА. На вертолёте установлены ПЗУ и ЭВУ

На вертолётах спешно выросли кассеты ИК-ловушек АСО-2В — для попыток обмануть вражеские ракеты. Сначала их ставили под хвостовую балку, затем на фюзеляж, сразу за крылом, чтобы создавать максимально широкий шлейф. Довершали изменения станции активных помех СОЭП-В1А «Липа», которые, по воспоминаниям лётчиков, очень эффективно сбивали ракету с цели.

Итоги

Это даже эволюцией не назвать — слишком быстро происходили изменения. Пришедшие в 1980 году вертолёты за шесть лет практически полностью модифицировались. Другие задачи, другие тактики, другое пилотирование. Несколько раз сменилось оружие, появилось множество жизненно важных компонентов.

Да, подобные изменения покупались жизнями вертолётчиков и разбитыми машинами — но без войны за эти шесть лет военные вряд ли бы сделали хоть что-то для улучшения.

«Меняйся или умри». Иначе никак.

Ми-24 в боевых действиях в Афганистане

Взято у коллеги kloch4. Гордые горцы

Уже почти тридцать лет, как весь «цивилизованный мир» празднует победу над Советским Союзом в афганской войне. Но опять придётся пойти против гольфстрима – ничего подобного. Проигравших оказалось намного больше, только за шумихой они прятали свои поражения, последствия которых сказываются до сих пор:
1. Китайская Народная Республика потерпела одно из самых сокрушительных поражений в своей истории.
Дело в том, что 80-90 процентов оружия и снаряжения предоставляла душманам именно она. Да и воевали последние отнюдь не бескорыстно.
При том, что само население поднебесной в это время почти голодало. Страна ещё не успела оправиться от последствий террора хунвейбинов, а оказалась втянутой в новую авантюру. Но, даже, не это главное – окончательно расстроились экономические отношения с СССР, который ранее очень серьёзно помогал. Прекратилось обучение специалистов, в которых Китай всегда испытывал жуткую нужду. Одновременное создание ядерного оружия тоже вылилось в копеечку. Без связей с СССР НОАК и военная промышленность превратились в полный шлак.
К середине 80-х годов всем стало ясно, что КНР пришла в полный упадок, в том числе и с помощью участия в злосчастных афганских событиях.
2. Пакистан был крайне истощён. Миллионы беженцев повисли на шее. Огромная армия «моджахеддинов» вытягивала все жилы. Даже миллиардная помощь от США и заливников уже мало спасала ситуацию. Одновременно продолжались гонка вооружений и противостояние с Индией. Оппонент в эти годы интенсивно развивался и перевооружался, пакистанцы же рисковали остаться у разбитого корыта – их армия в техническом отношении безнадёжно устарела. Там тоже решили сделать паузу и переключиться на другие проблемы.
3. Иран в восьмилетней войне с намного более слабым Ираком фактически потерпел поражение – от некогда могущественной армии не осталось и следа. В окопах сидели миллионы солдат, а танков, пушек и самолётов почти не было. Потери были просто ужасающие. В стране царила панихида. Этим тоже аукнулась их многолетняя помощь духам.
4. США вроде бы праздновали победу. На самом деле всё оказалось несколько хуже. Через 15 лет тысячи американских солдат заплатят своими жизнями и здоровьем, а заокеанская империя получит очередное поражение, только с отсрочкой.
5. Афганистан оказался отброшен фактически в средневековье. И дело не только в разрушениях и смертях. Была уничтожена прослойка людей, которая могла бы вывести страну к цивилизации. Но, увы.
6. Советский Союз и Российская Федерация. Конечно, пришлось «уйти с Востока». Но, несмотря на внутренне предательство, всё-таки удалось удержать от развала среднеазиатские бывшие союзные республики и создать определённый пояс безопасности.
Таким образом, к началу 1989 года к Афганистану охладели все соседи. Казалось бы, вот-вот душманы возьмут Кабул и воцарится царствие божие.
Матрасникам этого бы очень хотелось сразу, но помешал банальный бюрократизм — тайные фонды ЦРУ были пусты. А духи без вливаний извне сразу стали тем, кем и были на самом деле – никем. Банды мгновенно рассорились между собой, а центральная власть постепенно укреплялась. У страны появился шанс на окончание войны. Здравомыслящие люди в Москве это понимали и оказывали Кабулу небольшую помощь, многого и не требовалось. Всё шло к замирению.
Неожиданно беда пришла оттуда, откуда и не ждали. Агент Моссад/ЦРУ по фамилии Козырев, по совместительству министр иностранных дел в правительстве «младореформаторов» смог убедить вечно пьяного Борьку Ельцина и тот громогласно объявил, что прекращает, ту совсем небольшую, помощь ДРА. Причём афганские товарищи приехали не с протянутой рукой – они собирались КУПИТЬ топливо, запчасти и боеприпасы. Таким образом, клика Ельцина виновна перед народом России не только за злыдни 90-х, но на ней лежит и часть ответственности за продолжение кровавой бойни в Афганистане. И как следствие этого, гигантский поток наркоты, хлынувший в РФ, убивший и разрушивший жизнь миллионов людей.
Начало 1992 года Афганистан встретил без государства – оно вместе с армией просто разошлось по домам. Опомнившиеся душманы захватили вооружения армии и с новой силой схлестнулись между собой. Страна опять скатилась в бездну полномасштабной гражданской войны. И тут на арену цирка вышла новая, доселе никому неизвестная сила – движение Талибан. Пиндосы много лет очерняли это имя, но совершенно напрасно. Их бесило, что без их попечительства кто-то решил заявить о себе в голос.
Вообще Талибан – это молодёжное движение. Пацаны — сироты войны проходили обучение (в том числе военным наукам) в религиозных школах на территории Пакистана. Как и любая молодёжь, они были максималистами, остро принимающими к сердцу любую несправедливость. А тут на их глазах бывшие восхваляемые «воины ислама» убивают друг друга и других безвинных правоверных, разрушают и так очень бедную страну. Самоорганизовавшись они начали войну с духами, постепенно загнав тех на самый север Афганистана. Конечно, созданное ими государство было не без изъянов, но какой-никакой порядок и свою «законность» они восстановили, даже начали искоренять наркобизнес и запретили собачьи бои. В государство и в армию частично вернулись служащие ДРА, особых репрессий не было. Чудовищным было только убийство Наджиба и его брата. После этого, правда, Москва от них отвернулась.
Но опять пойти по пути умеренной исламизации Афганистану не дали. Монстр, созданный ЦРУ (Аль-Каида) вырвался из под контроля и 11 сентября 2001 года очень больно ужалил бывшего хозяина. Матрасники снова совершили чудовищную ошибку – предъявили ультиматум Талибану, который к самолёто-бомбам не имел никакого отношения. Но и выдавать единоверцев гяурам не в их правилах.
Началась новая, ещё более затяжная и кровавая бойня, которая не затихает до сих пор. Появление в Афганистане филиала «Исламского государства Ирака и Леванта» ничего хорошего не сулит – там опять безбашенная молодёжь под руководством опытных наставников.
В принципе, всю историю 40-летней афганской революции уже изложил, можно переходить и к основной теме доклада.
Прекращение закупок в России боевых вертолётов для воздушных сил Афганистана и замена их на малопригодные для этого театра боевых действий винтовые штурмовики, вертолёты-стрекозы и сильно б/у-шных ветеранов многих специалистов насторожило.



Но не буду углубляться в эту тему – как-нибудь в другой раз. Только замечу, что пиндосы, очевидно, планируют посадить за штурвалы аэропланов-камикадзе афганскую молодёжь – чего их, басурман, жалеть:
Опять же, косоглазая «политическая целесообразность» власть имущих в США вмешалась в военные дела. Понятно, что, кто платит, тот и музыку заказывает. Но тут дошло до откровенного маразма – ничего не покупать у клятых москалей. Предложить же свою альтернативу Ми-8 и Ми-24 они не в состоянии за неимением таковой.
Видимо, предыдущая эпопея с покупкой 20-ти единиц транспортных C-27J Spartan, которые обошлись почти в миллиард у.е. и которые в 2014 году почти все были распилены, ничему не научила:
Все современные перипетии подробно описаны в хорошей статье , нет особого смысла повторяться.
Одновременно это означает завершение целой эпохи – боевого применения ударного вертолёта Ми-24 и его модификаций в этой среднеазиатской стране.
Кроме авиации 40-й армии, такими машинами располагали и афганские воздушные силы. Точной цифры не нашёл – пишут, что было поставлено чуть менее 80 единиц. Много позднее ещё шесть бортов было получено из Чехии. А последними попали в боевой состав четыре вертолёта из Индии.
Обычно считается, что индусы редкостные жлобы, а тут такой царский подарок. Думаю, что здесь явно есть подводное течение — американцы при продаже Индии «Апачей» сделали приличную скидку, покрытием которой и стала эта транзакция с Ми-25.
Не ставил себе целью описание всей длительной эпопеи «крокодилов» в Афганской армии. Просто ретроспективные фотографии тех машин, которые смог накопать в Интернете. В известном списке боевых потерь до 1992 года всего 8 вертолётов Ми-24/25 (среди них три Ми-24А), ещё три в 1985 и 1989 годах были угнаны в Пакистан.
Ми-24А не исчезли бесследно. Один сейчас украшает музей:
Другой (б/н 344) на какой-то помойке в Кабуле, на заднем плане бывший королевский дворец:
Третий был сфотографирован на кладбище военной техники:
Вертолёты МИ-25/35 того периода имели характерный яркий «азиатский» камуфляж, аналогичный был у бортов из Индии, Сирии и Ирака. Первоначально нумерация трёхзначной и опознавательный знак был красного цвета:
Здесь номер разглядеть не удалось:
Позднее изменили знак и перешли к современной нумерации. Качественные фотографии вертолётов большая редкость, а что бы с номером – так вообще на уровне «чёрного пенни». Очень известный снимок с легендой:
«Афганский Ми-24 обеспечивает прикрытие советского конвоя с продовольствием и топливом 30 января 1989»
Фото времён ДРА:
Позднее духи приземлили этот борт:
Привет советским телезрителям:
Редкий кадр – наши технари на фоне туземнного борта:
По словам участников событий, афганские вояки больше надеялись на аллаха, чем на себя – их техника была в ужасном состоянии.
Без номеров, но с подписью – «Кабульский аэропорт 16 июня 1988»:
Там же, засветился б/н 77:
Удачное фото из дембельского альбома – б/н 78:
Другие менее удачные:
Качественные фото доступны за деньги, там будет и номер:
Фото с «Отваги» — б/н 70:
Вертолёт-памятник в кабульском аэропорту, 1988 год:
Техника явно чужая, но красную звезду нарисовали:
В Кундузе тоже был аналог. Пишут, что собрали из остатков списанных машин, но, как по мне, это бывший афганский борт:
Перелетевшие в Пакистан вертолёты то же засветились. Местной хунте очень хотелось включить их в боевой состав, один даже смог постоять где-то на стоянке:
Ввиду контрафактности получения запчасти и сервис им были недоступны, так, что чуркестанцы оказались в пролёте.
Одну машину переправили матрасникам, где она была включена в эскадрилью «учебных врагов»:
Третий в ужасном состоянии оказался на задворках музея пакистанской авиации, даже известен его заводской номер – 3532463615084:
В принципе, это и весь фотоматериал времён советско-афганской дружбы —
дальше начинается совсем другая история. В обнародованных описаниях боёв второй половины 1992 года и по 2001 год про боевое применение Ми-25/35 ничего не упоминается.
На фото, сделанном в декабре 1992 года в таджикском приграничном городе Пяндж явно бывший афганский вертолёт:
В январе 1995 года талибы возле брошенного духами вертолёта:
Номер вроде бы 113:
Ещё есть очень маленькая фотосессия из двух снимков от 10 октября 1996 года:
1998 год, на видео засветили борты 101 и 110 в «родной» расцветке:
Этот вертолёт (вроде 68-й) 13 октября 2001 года оказался свежекрашенным в Пандшерском ущелье:
После изгнания талибов из Кабула в апреле 2002 года на военном параде в Кабуле в кадр попали два борта в оригинальном камуфляже, но без номеров:
Снимок без истории – б/н 89:
Позднее его включили в состав антиталибской коалиции – 7 сентября 2006 года:
На начало 2000-х годов есть сведения о трёх авариях Ми-35, все в Кабуле:
67 — 2003 wreck at Kabul airport
Под это дело есть фото с подписью:
«Я и пиндосовский Хаммер. Кабул 2003 г.»
Автомобиль нам малоинтересен. Но борт, определённо, этот:
?? — 2005 wreck at Kabul airport (только заводской номер 520874)
б/н 113 — 2006 wreck at Kabul airport
Под эти два случая ничего нет. Ещё прозвучало про два живых борта б\н 64 и 70, но, опять же, без документальных подтверждений.
Без легенды пока остаётся и этот эпизод:
Ещё один вертолет (старой модификации Ми-25) сейчас находится в музее «борьбы с советской оккупацией» в Герате:
Камуфляж на нём афганских ВВС и виден кусочек номера – 43 или 45:
Таким образом, в середине 2000-х годов в воссозданной душманской армии остались только эти вертолёты, оставшиеся с советских времён (б/н 89 уже упоминался) — 68, 101, 110, 111 и 112:
110-го чуть позднее опять перекрасили:
На огромную страну это капля в море. Новые хозяева жизни это прекрасно понимали, поэтому напрягли вассалов и те поставили в 2008 году шесть машин.
Бывшие чешские Ми-24В б/н 113-118:
Странно, но афганцы очень полюбили цифру 113 — она встречается уже в третий раз.
116-й рядом с перекрашенным 101-м в 2010 году:
Чехи собирались поставить в 2014 году и вторую партию, но не срослось – вертолёты оказались более востребованы в Объединённых Арабских Эмиратах.
Последними на боевое дежурство заступили вертолёты из Индии. Издревле афганские пилоты вертолётов не применяли управляемое ракетное вооружение, по этому им, в принципе, без разницы, какая модификация – был бы пулемёт и блоки НУРС.
Пока прибыли борты 119 и 122:
В заключение хочется сказать, что Афганистан – это просто бездонная бочка. Советский Союз туда отправил бессчётное количество боевой авиатехники, теперь мучаются пиндосы и конца-краю этому у них и не просматривается. Можно определённо утверждать, что через несколько лет дикари опять поломают эти красивые заграничные игрушки и снова вопрос станет ребром о поставках Ми-8 и Ми-24.

Ударный вертолет Ми-24: история создания машины, ее модификации и технические характеристики

Среди огромного количества советского оружия и военной техники есть несколько образцов, которые без преувеличения можно назвать легендарными и знаковыми. Именно с ними у иностранцев ассоциировался образ Советской армии, которая способна за считаные дни дойти до берегов Ла-Манша. Кроме легендарного автомата Калашникова и знаменитых советских танков, в этот список можно включить и боевой вертолет Ми-24, который с начала 70-х годов находится на вооружении сначала советской, а потом и российской армии.

Ми-24 – советский ударный вертолет, гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты. Этот тяжеловооруженный, защищенный броней и невероятно живучий вертолет был участником множества конфликтов и прекрасно зарекомендовал себя в них. Изначально он был разработан для классической войны на европейском театре военных действий, но позже оказалось, что Ми-24 прекрасно подходит для локальных конфликтов и борьбы с партизанами. Вертолет Ми-24 (в армии его прозвали «крокодилом») – это настоящий символ афганской войны.

Ударный вертолет Ми-24 имеет множество модификаций, его производство продолжается и в наши дни. Этот вертолет является вторым по массовости после американского вертолета AH-64 Apache. В настоящий момент Ми-24 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира, всего было произведено 3,5 тыс. единиц этой машины.

Немного истории

История вертолетов началась почти сразу после окончания Второй мировой войны. Пионерами в этом деле стали американцы, впервые винтокрылые машины были использованы во время корейской войны. Первые вертолеты были поршневыми, их применяли для ведения разведки, целеуказания и эвакуации раненых.

Военные люди довольно консервативны, поэтому на первых порах у вертолетов было много противников. Американским генералам не нравилась их тихоходность, слабая защищенность и отсутствие вооружения. Однако опыт боевых действий показал высокую эффективность вертолетов. Так, например, использование вертолетов для эвакуации раненых в несколько раз повысило их выживаемость.

К концу корейского конфликта США стали самой «вертолетной» страной мира, созданием подобных летательных аппаратов занимались несколько десятков компаний.

В 60-е и 70-е годы крах колониальной системы вылился в десятки локальных конфликтов по всему миру, в которых обычно регулярные войска противостояли разным повстанческим группировкам, нередко базировавшимся в труднодоступной местности. И вот тогда и выяснилось, что вертолет – это великолепный инструмент противопартизанской войны.

В середине 60 годов в США возникло новое воинское подразделение – аэромобильная дивизия, в состав которой входило более 400 армейских вертолетов. Сразу после формирования дивизия была отправлена в джунгли южного Вьетнама. В 1966 году в небе этой страны появился первый в мире ударный вертолет — AH-1 «Кобра». Эта машина не должна была перевозить десант или вести разведку, основной ее миссией было уничтожение неприятеля.

Еще одним поворотным моментом в биографии боевых вертолетов стал октябрь 1973 года. Во время очередного арабо-израильского конфликта 18 ударных израильских вертолетов «Кобра» за один вылет уничтожили 90 египетских танков советского производства. На Западе поняли, что ударный вертолет – это лучшее противотанковое оружие.

В СССР не сразу разглядели потенциал новых летательных аппаратов, но затем азартно бросились догонять потенциальных противников. В 1965 году началось производство знаменитого многоцелевого вертолета Ми-8, который можно назвать военно-транспортным. На него устанавливались управляемые ракеты и пулемет калибра 12,7 мм. Кабина экипажа и двигатели были защищены броней. Кроме того, эта машина могла брать на борт более двадцати десантников.

Однако советским военным нужен был боевой вертолет с более мощным вооружением, способный не только перевозить десант, но и эффективно уничтожать живую силу и боевую технику противника. Разработка нового ударного вертолета началась в 1967 году. Советская концепция отличалась от американской. Конструкторам нужно было создать не просто ударный вертолет, а летающую БМП, которая могла бы не только высадить десант, но и при необходимости прикрыть его огнем.

Новый вертолет планировали оснастить авиационной пушкой ГШ-23, неуправляемыми ракетами (вплоть до 120 калибра), противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга», авиабомбами (до 500 кг).

В тендере на разработку новой машины участвовало КБ Миля и КБ Камова. Камовцы представили вертолет Ка-25Ш (модификация противолодочного вертолета), Миль пошел по несколько иному пути.

К моменту начала конкурса вертолет Ми-8 уже находился в серийном производстве, все его узлы были отработаны, а «детские» болезни устранены. Было заметно, что «восьмерка» обладает высоким модернизационным потенциалом. Поэтому было принято решение разрабатывать новый ударный вертолет на базе Ми-8.

Для будущего вертолета был разработан новый двигатель ТВЗ-117, начались работы по созданию ПТРК нового поколения «Штурм». В отличие от «Фаланги» он имел полуавтоматическое наведение и большую скорость полета ракеты. Корпус Ми-8 обжали с боков, установили на него крылья, полностью заменили редукторы, несущий винт и трансмиссию. Крылья создавали дополнительное аэродинамическое сопротивление, снижая скорость машины, но при этом разгружали винт, и на них можно было повесить вооружение. В центральной части фюзеляжа находился десантный отсек, в который вмещалось восемь бойцов.

Шасси нового армейского вертолета решили сделать убирающимися. Авиационную пушку заменили четырехствольным 12,7-мм пулеметом, что позволило значительно увеличить боекомплект.

Ка-25Ш получилась гораздо легче (на 7,5 т), но она могла либо нести ударное вооружение, либо перевозить десант. Однако это не слишком устраивало военных. «Летающая» БМП Миля пришлась им по душе гораздо больше: его машина могла не только доставить десант, но и подавить неприятеля огнем. ОКБ Миля стало победителем в этом конкурсе.

Существует легенда, что после победы Миль в частной беседе с Камовым договорился о своеобразном «разделении труда»: он пообещал не слишком усердствовать с заказами от ВМФ, а Камов согласился не «влазить» в сухопутные заказы.

Первый опытный Ми-24 был создан в 1969 году, начались испытания. Работами интересовались руководители самого высокого ранга, их держал на контроле лично Брежнев.

Испытания выявило целый ряд дефектов, которые касались и работы двигателя, и систем вооружения, и устойчивости машины в полете. У военных очень много нареканий вызывала общая компоновка вертолета. Больше всего критики перепало кабине экипажа, за которой сразу же закрепилось прозвище «веранда». Она имела очень много стекла, но, несмотря на это, обзор у членов экипажа оставлял желать лучшего. Кабина имела большое количество прямых граней, что давало многочисленные блики, сильно мешавшие летчикам. Автомобильные двери кабины также не слишком устраивали заказчиков.

Неудовлетворительно работала система управления вооружением, но, несмотря на все эти недоработки, вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство.

Модификации вертолета

Первой серийной модификацией вертолета стал Ми-24А. Его производство началось в 1971 году. Машина имела удлиненную кабину, боковые части которой были прикрыты стальной броней, также бронеспинку имел и командир экипажа. Броневым было и лобовое бронестекло, боковые стекла были выполнены из плексигласа. Члены экипажа в полете могли использовать бронежилеты и каски.

Рулевой винт вертолета располагался с правой стороны, было изменено крепление ПТУРов. Всего было изготовлено 250 единиц этой модификации.

Ми-24А имел весьма внушительный арсенал вооружения. На носу был установлен 12,7-мм пулемет в поворотной установке, также он мог нести четыре ПТУР «Фаланга», неуправляемые авиационные ракеты и авиационные бомбы (до 500 кг).

Ми-24Д. Эта первая модификация вертолета с кабиной привычного для нас вида, члены экипажа располагались в ней тандемом. Кабины были изолированы друг от друга, каждая из них имела свой бронированный фонарь, командир покидал свою кабину через дверь, а штурман – через люк. Выпуск машины начался в 1973 году, всего было изготовлено 600 единиц этой модификации. На Ми-24Д впервые применили устройства защиты двигателя от попадания пыли, что значительно повысило его ресурс, они устанавливали на воздухозаборники.

Ми-24В. Данная модификация стала знаковой, именно на ней был установлен новый противотанковый ракетный комплекс «Штурм» с системой наведения «Радуга». Теперь «крокодил» мог уверенно бороться с бронетехникой неприятеля. На вертолет можно было установить четыре противотанковые ракеты, в 1986 году их количество увеличили до шестнадцати.

Также были усилены некоторые элементы фюзеляжа и правая сторона хвостовой балки. Подверглась модернизации и топливная система вертолета, теперь дополнительные баки устанавливались на держателях, а не в грузовом отсеке. Следует сказать, что модификация Ми-24В стала наиболее массовой – всего было выпущено 1 тыс. машин, производство продолжалось до 1986 года.

В 1989 году начался выпуск модификации Ми-24ВП, эта машина имела более мощное вооружение, систему управления огнем и системы, позволяющие использовать вертолет ночью. Ми-24ВП был оснащен даже ракетами класса «воздух-воздух», позволявшие ему сбивать самолеты противника. Было выпущено около 30 подобных машин. По оценкам экспертов, данная модель вертолета превосходила американский вертолет «Апач» по всем характеристикам: скорости, защищенности, боевой мощи.

Ми-35 – это экспортная модификация Ми-24В.

Война в Афганистане стала суровым тестом для Ми-24. Слабостью этой машины являлся недостаточный КПД несущего винта. Это было очень важно для условий афганского высокогорья. Чтобы решить данную проблему следовало повышать мощность двигателя. Конструкторам удалось довести статическую высоту до 2,1 тыс. метров.

Еще одной серьезной проблемой стала недостаточная защита машины от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).

На вертолеты были установлены автоматы для отстрела тепловых ловушек, кроме того, на Ми-24 были установлены станции СОЭП «Липа». Нагреватели и система зеркал, находящиеся в ее вращающейся головке, создавали помехи для ГСН ракет и значительно снижали вероятность поражения вертолета.

Также были проведены работы по снижению температуры выхлопных газов двигателя. Специальная конструкция смешивала их с холодным воздухом, что уменьшало температуру на 60%.

Еще одним направлением модернизации стало повышение боевой эффективности применения вертолета. Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5 были заменены на НАР С-8, превосходящие их по всем характеристикам. Были разработаны подвесные контейнеры с пушками ГШ-23А. Появились подвесные кассетные контейнеры, снаряженные осколочными, фугасными бомбами или минами. Были разработаны держатели для восьми фугасных бомб ФАБ-100. На некоторые вертолеты был установлен ночной прицел, что расширило боевые возможности машины.

Вскоре после начала боевых действий в Афганистане появилась еще одна модификация вертолета – Ми-24П, у которой пулемет ЯкБ-12,7 в подвижной носовой установке, был заменен пушкой ГШ-30К. Пулемет ЯкБ-12,7 имел отличную боевую мощь, но его работа (особенно в сложных условиях Афганистана) была крайне ненадежной.

Это далеко не полный список модификаций знаменитого вертолета, их существует несколько десятков. Часть из них предназначалась для выполнения специальных задач (Ми-24Р – разведчик, Ми-24К – корректировщик огня), некоторые были экспериментальными моделями, которые так никогда и не пошли в серию. Часть модификаций было создано специально для экспортных поставок.

Интересной является модификация Ми-24ВМ, которая совершила первый полет в 1999 году. Этот вертолет не планировали выпускать серийно, скорее это была попытка капитальной модернизации существующих на тот момент машин. Ми-24ВМ получил новые несущие и рулевые винты из композитных материалов, новый редуктор без подшипников, его рулевой винт получил Х-образную форму. Шасси вертолета сделали неубирающимися, что уменьшало вес машины и повышало выживаемость экипажа.

Также была повышена мощность двигателя, уменьшена площадь крыла, значительно расширена номенклатура вооружения.

Южноафриканская компания АТЕ в сотрудничестве с КБ Миля и АО «Росвертол» создала модификацию вертолета Ми-24 Super Hind. Еще две модификации южноафриканцы создали вместе с украинским заводом «Авиакон». Эти машины поставлялись в Алжир и Азербайджан.

На этих вертолетах установлено западное навигационное оборудование, аппаратура связи и система управления огнем. Все это работает по стандартам НАТО.

Работы по улучшению Ми-24 ведутся и сегодня. АО «Росвертол» создали несколько машин, способных эффективно вести боевые действия в ночное время. 14 вертолетов были переданы российским ВС в 2004 году.

Однако, следует отметить, что на сегодняшний день армейский вертолет Ми-24 уже является устаревшей машиной. И дело здесь не в его техническом несовершенстве, а в концепции его применения. Тяжелый бронированный вертолет, слабо приспособленный для использования высокоточного вооружения, вряд ли будет востребован в будущем. Вертолет Ми-24 разрабатывался более сорока лет назад совсем для другой войны. Большинство недостатков этой машины решены на Ми-28Н, который, по сути, является эволюционным развитием «крокодила».

Описание конструкции

Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.

Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.

Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.

Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.

В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.

В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.

Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.

Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.

На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.

Крылья вертолета предназначены для создания дополнительной подъемной силы (до 30%), а также для установки подвесного вооружения. Они установлены под углом -19°.

Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.

К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.

Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.

Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.

Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.

Боевое применение

Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.

В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.

Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.

Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».

В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.

В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.

После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.

Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.

Использовался этот вертолет и в Приднестровье.

Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании. За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).

Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.

Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.

Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.

Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

На сегодняшний день устаревшей является концепция применения Ми-24. Грузовой отсек, в который должны были помещаться десантники, так никогда и не использовался по назначению, зато он здорово утяжелил машину.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Технические характеристики

Масса, кг:
пустого 8500
нормальная взлетная 11200
максимальная взлетная 11500
Длина полная, м 21,35
Размах крыла, м 6,66
Диаметр несущего винта, м 17,3
Диаметр рулевого винта, м 3,91
Мощность двигателя, л.с. 2х2225
Скорость, км/ч:
максимальная 320
крейсерская 264
Статический потолок без учета влияния земли, м 2000
Динамический потолок, м 4600
Дальность полета, км:
практическая 595
перегоночная 1000
Масса груза, кг:
нормальная 1500
максимальная 2400
на внешней подвеске 2000
Экипаж, чел 3
Число десантников, чел 8
Встроенное вооружение пулемет ЯкБ-12,7
ПТРК 9К113 «Штурм-В»

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

• На сегодняшний день основную часть вертолётного парка армейской авиации ВВС России составляют ударные вертолеты Ми-24П/В и средние транспортно-десантные вертолеты Ми-8МТ/МТВ.
• Эти вертолёты нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской Республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России.

• Вертолет Ми-24, получивший в НАТО кодовое наименование «Хайнд» («Hind» — батрак), был разработан в середине 1960-х гг. в качестве многоцелевого боевого вертолета. Первый полет опытного образца состоялся в 1969 году, а в 1971 году начался серийный выпуск этой машины. Вертолет Ми-24 имеет несколько модификаций: Ми-24Д (1976 год), Ми-24В (1980 год) и Ми-24П (1982 год). Эти боевые машины выпускались на вертолетных заводах в Арсеньеве и Ростове с 1971 года по 1991 год.

• Более чем за 20 лет было построено 2300 вертолетов, которые успешно эксплуатировались и поддерживали боевую мощь более 20 стран мира. В 1993 году на вооружении армии России состояло около 1500 различных модификаций этих машин. К 1992 году серийный выпуск Ми-24 прекращен, но вертолет еще не одно десятилетие будет оставаться в строю.
• Данный вертолет появился из семейства машин Миля Ми-8/Ми-14, имеет внешнюю компоновку, как у своих предшественников, и динамическую систему от Ми-8, но более тонкий фюзеляж, подходящий для пушечного вертолета и вмещавший экипаж из двух человек и восемь экипированных солдат. Высокорасположенное свободнонесущее крыло имеет небольшой размах с большим отрицательным углом поперечного V. На каждой консоли этого крыла могут размещаться различные варианты вооружения.
• Введенный в эксплуатацию в 1973-74 годах, вертолет первоначально был развернут в Восточной Германии. В настоящее время порядка 1500 вертолетов Ми-24 «Хайнд», серийно выпускавшихся с начала 1970-х гг., находятся сейчас в составе авиации стран СНГ.

• Боевой вертолет огневой поддержки МИ-24 является основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил. Вертолет, главным образом, предназначен для авиационной поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника. Кроме этого, вертолет может выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи.
• За прекрасные лётные характеристики, высокую огневую мощь и хорошую защищенность экипажа этот вертолет в войсках прозвали «летающим танком».

• Ми-24 отлично зарекомендовал себя при ведении боевых действий в Афганистане, а также в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х годов и в военном конфликте на Северном Кавказе. Во время ирано-иракской войны иракские вертолеты Ми-24 успешно вели воздушные бои с иранскими боевыми вертолетами Bell АН-1J «Sea Cobra» и, обладая значительным преимуществом в вооружении, поражали их или заставляли удаляться и вызывать на помощь истребители.

• В одном из таких воздушных боев 27 октября 1982 года с вертолета Ми-24 на встречном курсе выпущенными НАР был сбит иранский истребитель F-4 «Phantom II», обладавший мощным вооружением и вдвое превосходивший Ми-24 по взлетной массе. Это был первый и единственный в мире случай в практике воздушных боев, когда вертолетом был сбит боевой самолет.

Основные лётно-технические характеристики:

экипаж — 2 человека;
длина — 17,5 м;
высота — 6,5 м;
максимальная взлетная масса — 11500 кг;
дальность полета- 1000 км;
практический потолок — 4500 м;
максимальная скорость — 335 км/ч;
боевая нагрузка — до 2500 кг на 6 узлах подвески.

В состав комплекса авиационного вооружения входит:

1. Неуправляемые авиационные ракеты различных типов и модификаций, предназначенные для поражения площадных целей:
С-8 (80 мм), дальность стрельбы до 1500 м;
С-13 (130 мм), дальность стрельбы до 3000 м;
С-24 (240 мм), дальность стрельбы до 3500 м.

2. Противотанковые управляемые ракеты «Скорпион» и «Штурм-В», которые с помощью оптико-электронного комплекса 9К113 позволяют с высокой точностью поражать бронированные цели противника с дальности до 5000 м.

3. Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, позволяющие вести воздушный бой против низколетящих воздушных целей на дальности до 20 км.

4. Авиационные бомбы, зажигательные баки и разовые бомбовые кассеты различных типов, калибрами 100, 250 и 500 кг.

5. Подвесные контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, а также контейнеры с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

6. Встроенная неподвижная двухствольная 30-мм пушка ГШ-30.
ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Изначально комплекс вооружения не предусматривал применение неуправляемых ракет С-24. Идея применения этих ракет родилась в вертолетном полку гарнизона Кандагар в 1983 году. Самое активное и непосредственное участие в воплощении идеи в «железо» принимали инженер полка по вооружению старший лейтенант А.Н.Новосад (впоследствии ставший преподавателем Тамбовского ВВАИУ) и начальник группы вооружения ТЭЧ капитан С.В.Кирюшин. После успешных испытаний в реальных боевых условиях в 1984 году данная доработка была запущена в серийное производство.

2. Первые серийные модификации вертолета Ми-24 комплектовались подвижной установкой с четырёхствольным пулемётом ЯКБ-12,7, имеющего скорострельность 9000 выстрелов в минуту. Однако опыт боевых действий в горно-пустынных регионах выявил его низкие эксплуатационные качества. Со средины 80-х годов вертолет стали комплектовать неподвижной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30.
———————————
• К сожалению, вертолеты Ми-24 имеют ограниченные остаточные сроки службы, не в полной мере удовлетворяют современным требованиям, прежде всего по всепогодности и круглосуточности боевого применения, что в свою очередь определяет необходимость переоснащения вертолетного парка Армейской авиации на новые перспективные образцы. В вооруженных силах России вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, Ми-28Н и Ка-52.

/Алекс Варламик/