Устройство АПЛ акула

suro1975 ›
Блог ›
Подводная лодка проекта 941 — «Акула»

Наверняка многие из вас слышали о советской подводной лодке 941 проекта «Акула» (тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения). И некоторые даже знают, что это самая большая подлодка в мире. Но не все действительно понимают насколько же она огромна на самом деле:

Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Ohio с 24 баллистическими ракетами Trident I (в дальнейшем Trident II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор Сергей Ковалёв. Головная лодка вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии — в сентябре 1989 года.

При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок — высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.

Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19, превосходя «Трайденты» по основным параметрам, были значительно крупнее «американок». Это сразу увеличило габариты и самой лодки.

Поэтому «Акула» получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире — 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте «водовозом»), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.

Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах — по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3−28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13−14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.

Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы — в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже «живой уголок».

Основное вооружение атомохода — 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19, размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6М «Водопад» и РПК-2 «Вьюга».

Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве (решается вопрос об утилизации). Головной корабль серии ТК-208 («Дмитрий Донской») переоборудован по проекту 941УМ и несет 20 ракет Р-30 «Булава», использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты.

Проект 941 «Акула». Гордость отечественного подводного кораблестроения? Да!

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (трпк СН) проекта 941 стал самой крупной подводной лодкой в истории. Оценки этого проекта противоположны: от гордости за созданное до «победы техники над здравым смыслом». При этом попыток объективного анализа проекта с учетом всех условий его создания и применения не было, при том, что в публикациях и литературе по нашему кораблестроению и развитию морских стратегических ядерных сил (МСЯС) имеют широкое хождение необоснованные и несправедливые оценки этого проека.


Трпк СН проекта 941. Фото: https://vpk-news.ru
«Претензии к проекту»
1. «Большие вес и размерность» баллистических ракет» трпк СН проекта 941.
Да, именно значительные массогабаритные характеристики баллистических ракет подводной лодки (БРПЛ) комплекса ракетного оружия (КРО) определили и облик всего проекта 941. Однако на момент начала работ по системе «Тайфун» с трпк СН проекта 941 и БРПЛ Р-39 комплекса Д-19 (индекс 3М65, код по договору СНВ «РСМ-52», по классификации НАТО — SS-N-20 Sturgeon) возможность создания жидкотопливной БРПЛ с характеристиками РСМ-54 (с наивысшим энергомассовым совершенством) ясна не была, это случилось уже гораздо позже, когда создание системы «Тайфун» уже шло полным ходом. Перед глазами был «американский пример» с его твердотопливными БРПЛ ПЛАРБ, обеспечивавшими серьезные эксплуатационные и боевые преимущества. Выбор в пользу твердого топлива для Д-19 был подкреплен в 1973г. аварией КРО на боевой службе рпк СН К-219 (погибшей из-за новой аварии КРО в 1986 г.).
Кроме того, вопрос применения твердого топлива для БРПЛ системы «Тайфун» ставился на самом высоком уровне директивно, была
«большая уверенность руководства ВПК, прежде всего в лице секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Д. Ф. Устинова и председателя комиссии по военно-промышленным вопросам (ВПК) Л. В. Смирнова, что сможем создать твердотопливные ракеты не хуже американских»,

— писал заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирал Новоселов.
Как выяснилось в ходе разработки, эти надежды были «излишне оптимистичными», и проблема отставания нашего твердого топлива от американского (в первую очередь по важнейшей характеристике – удельному импульсу) так и не была решена до развала СССР. Соответственно, большая масса всех наших ракет на твердом топливе (существенно больше, чем у западных аналогов).
2. «Огромное водоизмещение» и большой запас плавучести трпк 941 проекта.

РПК СН проекта 941 и 667Б. Фото: https://ansokolov39.livejournal.com
С учетом исходных данных и высоких требований к проекту (в первую очередь по шумности и количеству БРПЛ и боеголовок), принятое уникальное конструктивное решение по проекту 941 – «катамаран» из прочных корпусов, с отдельными отсеками торпедного комплекса, управления и приводов рулей, и размещения БРПЛ в 20 шахтах между прочными корпусами, оказалось единственно возможным и верным.

Строительство трпк СН проекта 941. Фото: http://forums.airbase.ru
Более того, объем прочных корпусов (надводное водоизмещение) ненамного превышал таковое у американского конкурента (ПЛАРБ «Огайо»), Широко распространенные «сведения» о якобы 48000 т полного подводного водоизмещения проекта 941 ложны, и реальное полное подводное водоизмещение «Акул» много меньше этих 48000 тонн. При этом значительный запас плавучести обеспечивал возможность взлома толстого льда.
Кроме того, при сравнении водоизмещения, приходящегося на одну боеголовку средней мощности, 941-й проект, имевший 20 БРПЛ с 10 боеголовками (разумеется, с учетом фактического полного водоизмещения, а не «мифических» 48.000 тонн) оказывается даже более экономичным, чем проект 667БДРМ (имевший 16 БРПЛ с 4 боеголовками).
В дальнейшем на первоначальных проработках рпк СН проекта 955 с КРО «Барк» (с близкой размерностью и массой к БРПЛ комплекса Д-19) вернулись к «классической схеме» ПЛАРБ, с размещение шахт в одном прочном корпусе, однако, с учетом построечных ограничений (в т.ч. по глубине канала в Северодвинске), это оказалось возможно только при сокращении числа БРПЛ до 12.

РПК СН проекта 955 с 12 БРПЛ «Барк» КРО Д-19УТТХ. Фото: http://forums.airbase.ru
С учетом имевшихся объективных исходных данных и условий, стоявших перед разработчиками (в первую очередь генеральным конструктором рпк СН Ковалевым С.Н.) принятые конструктивные решения по 941 проекту были единственно возможными.

Ковалев Сергей Никитич, генеральный конструктор стратегических подводных лодок, главный конструктор трпк СН проекта 941
При этом в ЦМКБ «Рубин» смогли обеспечить хорошую управляемость новой подлодки очень большого водоизмещения.
3. Якобы «плохая управляемость» проекта 941.
Ряд высказываний о якобы «плохой управляемости» проекта 941 не имеют ничего общего с реальностью. Интересно, что на начальном этапе разработки действительно существовали серьезные сомнения и опасения на этот счет. Однако все они были успешно и красиво решены, в т.ч. за счет упреждающего к созданию корабля отработки вопросов его управляемости на крупномасштабной модели «Лоцман» (практически сверхмалой ПЛ – тяжелым автономным НПА с цифровой системой управления). Разработка эта для тех лет была просто уникальной, и смогли ее успешно осуществить только специалисты и преподаватели Ленинградского кораблестроительного института
4. Якобы «крайне высокая стоимость» проекта.
Безусловно, стоимость трпк СН проекта 941 была значительной. Однако она вполне соответствовала аналогам, и ничего «эксклюзивного» или «очень дорогого» для 941 проекта по этой части не было. На жесткое ограничение стоимости трпк СН работала и очень высокая унификация по оборудованию с другими подлодками 3-го поколения, а КРО – значительная унификация по первой ступени с МБР для железнодорожных комплексов РВСН (БЖРК).
При этом, получив более эффективное решение (по критерию «эффективность — стоимость») в виде модернизированных рпк СН проекта 667БДРМ с БРПЛ РСМ-54, серия 941 была ограничена 6 кораблями
«по настоятельной просьбе руководства Минсудпрома в начале 1980-х гг. министр обороны Д. Ф. Устинов принял решение о строительстве седьмого корабля, хотя главком ВМФ и Генеральный штаб не считали необходимым увеличение серии, в начале 1985 г. строительство этого седьмого корабля было прекращено».
5. Якобы «высокая шумность» проекта.
Реальный же уровень шумности 941 был много ниже не только всех наших рпк СН (до 955 проекта), последние корпуса проекта 941 стали фактически сами малошумными атомоходами 3 поколения (при движении на малошумных ходах). Здесь уместно процитировать (с форума РПФ) офицеров-гидроакустиков 941 проекта:
«Малошумность «Акул» — это не легенды. И это не попытка защитить «честь мундира», а опыт работы. «Акула» до «СиВульфа» или «Огайо», естественно, не дотягивает. До «Лос-Анжелеса» дотягивает, почти, если бы не некоторые дискретные составляющие. При замерах шумности на спектре у некоторых корпусов наблюдались 1-2 дискреты. На последнем моем «пароходе» дискреты наблюдались один раз. Из-за сорванного лючка легкого корпуса. Устранили. Спектр без дискретных оставляющих. Приведенная шумность выше, чем у «Огайо», ниже, чем у «Лос-Анжелеса».
В середине 90-х в Белом море РТМ Аликова уцепился за нас. В процессе его слежения начали выяснять: каким образом ему удаётся следить за нами?! Выяснилось: электрики забыли заменить щётки системы съема потенциала с линии вала. Держатель щетки щелкал по линии вала. После установки щеток РТМ потерял с нами контакт».
Что имеем в итоге? Большинство претензий по этому проекту просто несостоятельны. Да с «точки зрения военной экономики» лучше, если бы вместо 941 проекта «сразу начали делать» 667БДРМ с БРПЛ «Синева». С одним, но принципиальным уточнением: на момент начала работ по 941 проекту и генеральный конструктор КРО Макеев В.П., и генеральный конструктор рпк СН Ковалев С.Н. еще сами не знали, что значительное повышение ТТХ 667 проекта возможно, и в 80-х годах получится создать такой комплекс, как «Синева».
Т.е. некоторые «современные заявления» о том, что «лучше БДРМ вместо 941» основаны на «послезнании». Увы, но «машина времени не существует», и ответственные должностные лица (как в руководстве страны, так и организация ОПК и ВМФ), стоявшие у истоков проекта 941, принимали вполне обоснованные решения именно с учетом информации, имевшейся у них на тот момент:
• вставшей крайне остро проблеме малошумности;

• пример ВМС США с твердотопливными БРПЛ с высокими ТТХ;
• необходимость обеспечения подледного применения рпк СН;
То, что в результате огромной работы удастся значительно снизить шумность рпк СН проекта 667, еще никто не предполагал, и те данные, которыми располагали руководители, однозначно требовали для реализации новых (современных) требований по малошумности нового проекта.
Кроме того, даже в глубоко модернизированном виде проект 667БДРМ значительно уступал по скрытности ПЛА «вероятного противника». Столкновение 20.03.1993 г. рпк СН К-407 и следившей за ним ПЛА «Грейлинг»: новейший рпк СН ВМФ отслеживался ПЛА ВМС США постройки 1968 г. (с учетом последующих модернизаций, с значительным снижением шумности, новой акустики и оружия, в ВМФ СССР этот тип имел «полуофициальное» название «Стерджен-М»).
Схема столкновения К-407 и ПЛА ВМС США «Грейлинг». Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3422645/post376110905/
Вывод: с учетом всех исходных непростых условий проект 941 получился, и он является, безусловно, гордостью отечественного кораблестроения
Здесь не стоит забывать еще и о «статусном факторе» — соперничества двух сверхдержав, и соперничество это было крайне острым не только в масштабе государств, но и должностных лиц в США и СССР разного масштаба.
На активный пиар новых ПЛАРБ «Огайо» был публичный и соответствующий ответ с трибуны XXVI съезда КПСС от Генерального секретаря Брежнева Л.И.:
«Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент». Аналогичная система, «Тайфун», имеется и у нас».
Азарт жесткого соревнования был не только у руководителей, но и непосредственных исполнителей, вплоть до того, что молодежь на строительстве головной «Акулы» в Северодвинске «втихаря» слушала «Голос Америки» (не в плане «диссидентства», а того, что соревнование шедших практически параллельно «команд» создателей головных корпусов «Акулы» и «Огайо» там активно обсуждалось).
Проблемные вопросы руководством решались быстро и решительно:
«Скандал был грандиозным. Удар на себя принял Р.П. Тихомиров как полномочный представитель руководства «Гидроприбора». Выйдя из кабинета после совещания, которое проводил министр судпрома, он позвонил в Ленинград генеральному директору НПО:
— Радий Васильевич! Тут требуют вас лично, но вы не приезжайте. Здесь можно войти в кабинет директором, а выйти самым младшим научным сотрудником.
— Может, нам следует потребовать, чтобы …? Я дал команду…
— Уже ничего этого не нужно. Нам дали один месяц, …приказано доработать. Я сказал, что это нереально. Ну, а мне дали ясно понять, что, если при нынешнем руководстве это нереально, придется его сменить.
Итак, 26-го июня 1981-го года Исаков собрал у себя в кабинете специалистов, которые, по его мнению, способны решить поставленную министром задачу…
И ведь сделали ! Не за месяц, конечно, за два. Может, чуть больше».
(Р.А. Гусев «Такова торпедная жизнь».)
Да, не все получилось, как хотели…
Наиболее серьезный «провал» произошел по торпедам и средствам противодействия (противоторпедной защиты). Положенных по атомоходам проекту торпед «Тапир» наше 3 поколение так и не получило, а торпеды УСТ-А (УСЭТ-80) имели целый ряд критических проблем, были не только ограниченно боеспособны, а самих торпед до второй половины 80-х годов практически не было.
«Акулы» пошли на флот с устаревшими и крайне малоэффективными средствами гидроакустического противодействия (СГПД) типа МГ-34М и ГИП-1…
Однако в этом не было вины разработчика – ЦКБ «Рубин». Более того, им закладывались в проекты применение самых перспективных комплексов защиты, не утративших актуальности и сегодня.
К некоторым «забытым в 80-х годах» разработкам есть очень большой смысл вернуться и сегодня — для оснащения ПЛАРБ «Борей» (и других ПЛ ВМФ).
Поступление на флот и служба 941
Головной трпк СН К-208 вступил в состав ВМФ 29.12.1981 г., и сразу же начал интенсивно эксплуатироваться, по фактически исследовательской программе (с выполнением в т.ч. и боевых служб), изучения возможностей нового проекта и разработки способов его эффективного применения.
Второй корпус, К-202, вступил в строй 28.12.1983, третий, ТК-12, — 26.12.1984, четвертый, ТК-13, — 26.12.1985. Пятый и шестой заказы проекта 941 строились по модернизированному проекту, в т.ч. с установкой нового цифрового ГАК «Скат-3» и вступили в строй ТК-17 15.12.1987, а последний корпус ТК-20, — 19.12.1989 г.
ТРПК СН проекта 941 в базе (губа Нерпичья). Фото: http://forums.airbase.ru
В процессе строительства всей серии внедрялись мероприятия по снижению шумности.
Особым направлением применения трпк СН проекта 941 было несение боевых служб подо льдами Арктики и Белого моря. В 1986 г. такую длительную боевую службу нес ТК-12 (причем с сменой в середине срока экипажей с ледокола). При этом обеспечивалась практически абсолютная неуязвимость нашего трпк СН («сверху» он был закрыт ледовым покровом, а прорыв ПЛА ВМС США в Белое море крайне затруднен малыми глубинами горла Белого моря).
Специфика применения КРО из-подо льда в Арктике хорошо описана в воспоминаниях командира рпк СН К-465 (проекта 667Б) капитана 1 ранга В.М. Батаева:
«Пуск ракет из-подо льда невозможен по определению. При плавании подо льдами приказ на пуск в срок выполнен быть не может, т.к. не всегда существует объективная возможность для пуска ракет — над РПКСН может не быть полыньи или слабого льда. Пуск можно производить только из надводного положения в полынье или взломав лед корпусом корабля, предварительно перед стартом очистив от него ракетную палубу. … перемножить длину ракетной палубы на ее ширину, принять толщину льда в 1,5 – 2,0 м, умножить на плотность льда хотя бы 0.8 — 0.9 и получить вес обломков льда на ракетной палубе. …тянет на 1000-1200 тонн… Усилием гидравлических приводов открытия крышек шахт лед не сдвинешь, обломаешь тяги приводов. Не позавидуешь никакому экипажу, если осколки льда попадут в открытую шахту».
В процессе освоения арктического театра были разработаны способы, обеспечивавшие резкое уменьшение остаточного количества льда на ракетной палубе, однако полностью эта проблема так решена и не была.
ТК-202 а Арктике, фото: https://vk.com/@submarineru-tk-202-vtoroi-korpus-akul-eksperimentalnyi-pohod-pervyi-i-po
В мае 1998 г. состоялся экспериментальный поход трпк СН К-202 по исследованию возможностей применения проекта 941 в тяжелых ледовых условиях. Вспоминает один из членов экипажа:

«…будем давить арктический лёд на максимально возможную толщину для этого проекта корабля. Начинали проламывать лед с 1 метра и так продвигались все ближе к полюсу. Находили подходящий лед, делали замеры и всплывали, проламывая лед корпусом. Всплывали, пополняли запас ВВД и шли дальше. Легко ломали лёд 2 метра, сплывали во льдах толщиной 2,5. Тем толще лёд, тем тратили больше запас ВВД, тем больше времени уходило на его пополнение. Лёд в Арктике очень прочный. Однажды всплывали долго, когда продували ЦГБ (цистерны главного балласта), лодка тряслась как в лихорадке, прочный корпус скрипел и трещал. Но всплыли. Некоторые выдвижные устройства не выдвигались из-за того, что повело конструкцию рубки. Много вмятин на корпусе лодки, замяло крышки ракетных шахт. Все пластиковые обтекатели были разбиты. После этого похода ТК-202 больше в море не ходил».

Повреждения корпуса ТК-202, фото: https://defence.ru
На переломе
Мы губим ядерный Отчизны меч
умрут «Тайфуны» скоро у причала,
не расстрелять нас, головы отсечь,
хоть этого наверно будет мало…
(Вице-адмирал Моцак, 1997 г.)

С принятием на вооружение КРО Д-19 сразу же была начата работа по его дальнейшему совершенствованию, КРО Д-19УТТХ.
Адмирал Новоселов:
«В процессе формирования облика этого комплекса была определена дальнейшая перспектива развития морских БР. Головной разработчик, КБ Машиностроения и Институт вооружения ВМФ, предложили создание к концу ХХ в. двух твердотопливных ракет, одна из которых оснащалась РГЧИН (шифр «Ост»), вторая — моноблочной, управляемой в полете головной частью (шифр «Вест»). Эти намерения нашли отражения в проекте Программы вооружения (ПВ) флота на 1991-2000 гг., в которой предусматривалось также проектирование и строительство новых ракетоносцев проекта 955… во второй половине 1980-х гг. было прекращено производство РСМ-52, т. к. ракетоносцы подлежали переоборудованию».
С учетом последовавших потрясений и развала страны прекращение производства БРПЛ имело фатальные последствия для 941 проекта. Надеялись на новый КРО Д-19УТТХ и перевооружение на него кораблей…
Капитан 1 ранга В.В. Заборский:
«…ставилась задача превзойти ракету США «Трайдент-2» по боевым свойствам. При необходимости сохранения габаритов ракеты и ракетной шахты, а также уровня стартового веса многократный рост боевой эффективности обеспечивался за счёт перехода на боевые блоки среднего класса мощности, повышения точности стрельбы в четыре раза, увеличения стойкости блока к поражающим факторам в 3–4 раза, а также оснащения средствами противодействия противоракетной обороне и реализации стрельбы по маневрирующим траекториям (настильным, навесным, со случайными уводами в произвольной плоскости и т.д.) с разведением боевых блоков в произвольной и увеличенной зоне… В 1992 г. завершены отработка маршевых и вспомогательных двигателей ракеты. Выполнена наземная экспериментальная отработка системы управления. До начала лётных испытаний с наземного стенда проведены: лётно-конструкторские испытания «бросковых» ракет с плавстенда, 7 пусков; отработка системы отделения амортизационной ракетной системы в 4 пусках на полномасштабных макетах; отработка процессов разделения ступеней; отработка боевых блоков среднего класса мощности 19 пусками носителя К65М-Р. Совместные лётные испытания пусками ракет с наземного стенда были начаты в 1993 г., в ноябре 1993, декабре 1994 и в ноябре 1997 гг. проведены три пуска, которые стали неуспешными… Техническая готовность комплекса на конец 1997 г. составляла 73%, готовность переоборудования ракетоносца по проекту 941У – 83,7%. Однако в сентябре 1998 г. на государственном уровне было принято предложение Министерств экономики и обороны о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ с ракетой Р-39УТТХ».
Сейчас очевидно, что это решение было ошибкой, формальным «основанием» для которого были:
• «неустранимая проблема размерности»;
• «унификация морской ракеты с сухопутными комплексами» («межвидовая межконтинентальная баллистическая ракета).
Тезис об «унификации» новый БРПЛ «Булава» с «Тополем» до сих пор встречается в наших СМИ, хотя он не только не имеет никаких технических оснований, но и просто не имел тогда смысла (по действовавшему договору СНВ мы могли иметь новые ракеты с разделяющимися головными частями только на морских носителях).
Проблемы «размерности» так же не существовало: старт Р-39 обеспечивался даже с модернизированной ДЭПЛ проекта 629 (на которой проводились бросковые испытания), первый вариант проекта 955 обеспечивал размещение 12 новых БРПЛ комплекса Д-19УТТХ. При этом для оценки различных вариантов правильно и объективно было сравнивать не количество ракет, а боеголовок (суммарный забрасываемый вес).
В результате решения 1998 г. разработка практически готового КРО Д-19УТТХ была прекращена, и начала разработка нового – «Булава», которая крайне затянулась.
В этой ситуации корабли 941 остались без боезапаса, сроки службы которого подходили к концу. Кроме того, возможности продления сроков имевшихся ракет Р-39 были использованы не в полной мере, что стало в 2004 г. предметом беспрецедентного конфликта:
Командующий Северным флотом адмирал Сучков Г.А.:
«Россия может лишиться целого класса ракетных подводных лодок стратегического назначения — проекта 941».
Главком ВМФ Куроедов В.И.:
«…совершенным вымыслом являются высказывания адмирала относительно боеготовности и перспектив соединений трпк СН Северного флота класса «Акула».
Последние годы (до полной ликвидации в 2012 г.) ракет Р-39 последние трпк СН проекта 941 несли с далеко не полным ракетным боезапасом последних оставшихся ракет.
И здесь возникает вопрос: а что мы вследствие этой ошибки потеряли?
Первое – это большие средства и время, на создание нового КРО.
Очевидно, что в случае продолжения работ по комплексу Р-19УТТХ он уже к концу 2000-х был бы в строю и принят на вооружение (на модернизированных трпк СН проекта 941 и далее на «Бореях»).
Второе – модернизация 941 проекта автоматически тянула за собой модернизацию всего 3 поколения атомоходов (ввиду очень высокой унификации по оборудованию), а экономия средств на «Булаве» обеспечивала начало такой модернизации еще в середине-конце 2000-х годов. Очевидно, что в этом случае сейчас мы бы имели в строю ВМФ не менее десятка прошедших средний ремонт и глубокую модернизацию атомоходов 3 поколения (проектов 949А, 971, 945(А)). Особо необходимо подчеркнуть, что «некоторые заявления» по огромной стоимости такой модернизации не имеют под собой оснований. По ГЭУ и общекорабельным системам 941 проект близок к 949А проекту (имея более мощный ракетный комплекс и более слабый торпедный).
Большое водоизмещение и запасы на модернизацию проекта 941 делали весьма эффективными варианты различных подлодок специального назначения на ее базе.
Увы, сегодня группировка трпк СН проекта 941 потеряна. Последний корабль в строю (он же первый по постройке), ТК-208 «Дмитрий Донской», сегодня не имеет боевого значения и применяется только для обеспечения испытаний новых подлодок. В 2017 г. «Дмитрий Донской» принял участие в Главном военно-морском параде.

Подводя итог
Создание кораблей проекта 941 не в коей мере не было «ошибкой» (как заявляется в ряде работ), это был достойный проект, созданный в жестких рамках объективных условий и возможностей своего времени (и сроков!). Жизнь кораблей этого проекта была короткой не из-за мнимых «недостатков», а тех потрясений, которые перенесла страна в эти годы.

Тяжелые крейсеры «Петр Великий» и «Дмитрий Донской» следуют на ГВМП-2017. Фото: https://dambiev.livejournal.com
И последнее. Сейчас в строю остался последний корабль – ТК-208 «Дмитрий Донской», и было бы справедливо и правильно после вывода его из состава ВМФ осуществить его буксировку в Кронштадт для размещения в составе парка «Патриот». При этом, с учетом нормальной радиационной обстановки на корабле, никакой необходимости в вырезке реакторных отсеков нет, вполне достаточно будет извлечения активных зон реакторов. «Дмитрий Донской» может и должен стать достойным памятником великой стране и своим создателям, а проект 941 по праву является предметом гордости отечественного кораблестроения.

Акула – это подводная лодка, не допустившая начало Третьей мировой войны

Самая большая подводная лодка «Акула», выпускавшаяся в Советском Союзе была гордостью ВМФ и ужасом для противников. Однако, прекращение холодной войны и подписание ряда соглашений привели к тому, что большая часть кораблей получила трагичное продолжение своей истории.

На сегодняшний момент гроза подводного мира осталась в одиночестве.

История создания

Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.

Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Конструкция подводной лодки «Акула»

Расположение энергетического блока на подводной лодке «Акула» произведено по уникальной схеме: она установлена в прочном корпусе с автоматизированной системой пожаротушения и отключения подачи электроэнергии.

Данный процесс происходит под надзором импульсного оборудования, предназначенного для осуществления контроля над работой и состоянием атомных реакторов.

Технические характеристики и конструкция машины сбыли созданы таким образом, что корабль имел потрясающий для того времени запас плавучести – больше 40%, так как после погружения на воду 50% водоизмещения приходилось на воду, использующуюся в качестве балласта.

Благодаря этому многие называли подлодку «водовоз».

Такие характеристики, касающиеся запаса плавучести и наличием рубки, собранной из специального сплава, позволяют впервые использовать корабль для несения боевых дежурств подо льдами Северного Ледовитого океана. Корабль способен проламывать глыбы толщиной более 250 см. без нанесения какого-либо ущерба корпусу.

Корпус

Одна из основных особенностей проекта «Акула 941″– это многослойный корпус, отличающийся своей уникальной прочностью. В нём располагаются 5 обитаемых камер диаметром 10 м, размещённых параллельно относительно друг друга. В носовой части вмещаются ракетные шахты, впервые построенные впереди рубки.

Рядом с ней ещё 3 отсека:

  1. Торпедный.
  2. Модульный, на котором расположен центральный пост.
  3. Кормовой механический.

Схема расположения внутренних отсеков позволила снизить пожароопасность и увеличить выживаемость корабля.

По словам конструктора Ковалёва: – «Авария, случившаяся с «Курском» не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвётся внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля – серьёзного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдёт».

Всего в «Акуле» имеется 19 водонепроницаемых и 2 спасательные камеры, предназначенные для эвакуации всего экипажа. Расположены они под основанием командного поста, рядом с оградой выдвижного устройства.

Силовая двигательная установка

Движение многотонной подлодки происходит с использованием ядерного энергетического комплекса, спроектированного блочным принципом.

Он и ещё ряд агрегатов, соединённых проектировщиками в одно целое делают «Акулу» подвижной:

  1. Водо-водяной реактор, мощностью 190 МВт – 2 шт.
  2. Паро-турбинная система, имеющаяся в каждом корпусе – 2 шт.
  3. Двухкаскадная установка – 1 шт.
  4. Семилопастной винт с фиксированным шагом с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) – 2 шт.

Кроме этого, есть 2 резервных двигателя на 190кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу подводной лодки в случае остановки главных агрегатов в течение нескольких часов.

Осуществление манёвров в закрытом пространстве имеются 2 отдельно расположенных мотора на 750 кВт, установленных в подруливающем механизме со своим поворотным винтом, размещённым с каждой стороны корабля.

Вооружение

Подводная лодка «Акула» укомплектована основным и второстепенным оружием, которое предназначено для уничтожения цели противника, расположенной в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.

Основное

Данная подводная лодка имеет установку Д-19 с баллистическими ракетами, имеющими стартовый вес 90 т и длину 17 м. Дальность полёта в боевом исполнении составляет 8 300 км с отделяющейся частью на 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.

За всю историю использования такого оружия, подводная лодка проекта 941 и её последующие модификации, являлись его единственным носителем, других аналогов, способных принять на себя такое количество взрывчатого вещества нет.

Запуск полного боекомплекта осуществляется единичным выстрелом или очередными залпами, как на поверхности, так и из погружённого состояния. Максимальная глубина погружения при старте Д-19 достигает 56 м, без ограничений по погодным условиям.

Всего подводная лодка «Акула» имеет на своём борту 20 единиц таких ракет, хотя изначально Ковалёв планировал установку 24 штук, однако главнокомандующий ВМС С. Г. Горшков принял решение остановиться на 20.

Второстепенное

Помимо стратегического оружия, подводный ракетоносец имеет на своём борту систему установки минного заграждения, 6 устройств торпедного цикла со стволом 533мм, использующихся для огневой поддержки ракетным торпедам, 8 ПЗРК «Игла 1» и целый ряд радиоэлектронного вооружения:

  1. «Омнибус», военизированный информационный комплекс управления.
  2. «Скат-КС», система гидроакустики.
  3. «Арфа МГ-519», гидроакустическая установка по поиску мин.
  4. «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льдов.
  5. «БуранМРКП-58», устройство радиолокации.
  6. «Симфония», блок навигации.
  7. «Молния Л-1», аппарат радиосвязи, оборудованный спутниковой системой «Цунами».
  8. МТК-100, ТВ блок.
  9. 2 антенны – буйка, которые при нахождении лодки на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигнал и информацию со спутника.

Начавшаяся после Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. холодная, продолжавшаяся длительной гонкой вооружений двух мировых держав, закончилась благодаря частичному вкладу подводных лодок серии «Акула».

Впечатляющие размеры корабля и имеющийся на его борту огромный арсенал, позволяющий в любой момент запустить залп из 20 ракет в любую точку земного шара, внёс свой вклад в многолетнее противостояние и прекратил его, подписанием мирного соглашения.

Тактико-технические характеристики

Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: – «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».

Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.

Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:

Наименование критерия Величина
Тип судна ТРПКСН
Скорость на поверхности, узел 13
Скорость при погружении, узел 26
Водоизмещение (над водой), т 23 100
Водоизмещение (под водой), т 49 000
Длина, м 172,9
Ширина, м 23,4
Высота, м 23,4
Рекомендуемая глубина погружения, м 400
Максимальная глубина погружения, м 500
Экипаж/ офицерский состав 160/ 52
Длительность автономного плавания, сутки 180

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договорённости о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введён в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещён в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Интересные факты

Поверхностное мнение о принадлежности подводных лодок проекта 971 к «Акуле» ошибочное. Данная модель является индивидуальной разработкой генеральных конструкторов Чернышёва и Фарафонтова с коллегами.

Маркировка разработки получила название «Щука-Б», основанная на ранних работах над проектом 941 «Барракуда». При этом НАТО назвало её преемницей советского гиганта и присвоило маркировку подводная лодка «Акула» (Acula).

Кроме этого есть ещё ряд любопытных нюансов, связанных с подлодкой:

  1. Технические характеристики 941 настолько впечатляющие, что аналогов на сегодняшний момент так и не создано.
  2. Длина корабля превышает размеры самого большого самолёта АН 225 ровно в 2 раза.
  3. В Северодвинске пришлось построить новый цех, ставший самым большим в мире производственным помещением.
  4. Члены экипажа одной из модификаций рассказывают, что после первого выхода в тёплые воды, произошёл интересный случай. В момент запуска двигателей, настоящая акула зависла рядом с рубкой. После полного набора мощности двигателей подводной лодки, лодка и акула начали двигаться одновременно. После этого моряки подводники были уверены в правильности названия их корабля.

Начавшаяся история строительства таких кораблей прекратилась внезапно также, как началась. По состоянию на сегодня, из 7 моделей подлодок, в строю остался только «Дмитрий Донской».

Корабль был модернизирован и подвергся капитальному ремонту, длившемуся несколько лет, в результате чего, он остаётся в ВМФ страны как минимум до 2020 г.

Дмитрий Донской (подводная лодка)

У этого термина существуют и другие значения, см. Дмитрий Донской.

ТК-208 «Дмитрий Донской»


«Дмитрий Донской» в Кольском заливе в 2018 году.

История корабля

Государство флага

Россия

Порт приписки

Западная Лица

Спуск на воду

10 января 2013 года

Современный статус

В составе СФ

Основные характеристики

Тип корабля

ТРПКСН

Обозначение проекта

941УМ «Акула»

Разработчик проекта

ЦКБМТ «Рубин»

Кодификация НАТО

SSBN «Typhoon»

Скорость (надводная)

12 узлов

Скорость (подводная)

27 узлов
(50 км/ч)

Рабочая глубина погружения

320 м

Предельная глубина погружения

Автономность плавания

120 суток (4 месяца)

Экипаж

165 человек (в том числе 51 офицер)

Размеры

Водоизмещение надводное

23 200 (28 500) т

Водоизмещение подводное

48 000 (49 800) т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

172 м

Ширина корпуса наиб.

23,3 м

Высота

Средняя осадка
(по КВЛ)

11 м

Силовая установка

Атомная, 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт
2 турбины по 45000 л/с
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды УСЭТ-80 и ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение

20 БРПЛ Булава

ПВО

8+8 ПЗРК «Игла»

Медиафайлы на Викискладе

ТК-208 «Дмитрий Донской» — советский и российский тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Первый корабль в серии. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. При модернизации под ракетный комплекс «Булава» в одну из шахт для ракет Р-39 со стартовой массой 90 т был вставлен новый пусковой стакан под существенно меньшую ракету «Булава». По сегодняшний день является самой крупной подводной лодкой в мире.

ТАРПКСН «Дмитрий Донской» — самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула».

История корабля

См. также: Булава (ракета)

16 марта 1976 года зачислен в списки кораблей ВМФ, 25 июля 1977 года отнесён к подклассу ТАРПКСН, 27 сентября 1980 года выведен из цеха в плавдок «Сухона», 29 сентября 1980 года спущен на воду. 29 декабря 1981 года вступил в строй ВМФ, В декабре 1982 года перешёл из Северодвинска к месту постоянного базирования в Западную Лицу.

В 1983—1984 на корабле производилась пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19. 2 февраля 1984 года командиру ТК-208 капитану 1 ранга А. В. Ольховикову за освоение корабля, новой техники и оружия, проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза

3 декабря 1986 года занесён на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. 18 января 1987 года занесён на Доску почёта передовых частей и кораблей Министерства обороны СССР.

В августе 1988 года на ТК-208 проходили испытания по программам «Грунт» и «Россыпь»

20 сентября 1989 года перешёл в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У, в 1991 году работы были остановлены, и возобновлены только в 1996 году по проекту 941УМ. Работы были закончены в 2002 году, 7 октября 2002 года присвоено наименование «Дмитрий Донской», 26 июля 2002 года повторно введён в состав Северного флота, служил для испытаний новейшей на тот момент баллистической ракеты подводных лодок «Булава». В 2008 году прошёл ремонт и модернизацию на ОАО «ПО „Севмаш“». В сентябре 2013 года сообщалось о планах пусков МБР Р-30 «Булава» с ТРПКСН «Дмитрий Донской» для подтверждения технических характеристик ракеты. Кроме того, были запланированы испытания новой АСУ пусками ракет по команде из Генштаба. Это объяснялось тем, что на то время ТАРПКСН «Дмитрий Донской» представлял собой наиболее отработанный испытательный комплекс, в отличие от штатных носителей «Булавы» атомных ракетных подводных крейсеров проекта 955 «Борей». В июле 2014 года участвовал в проведении государственных испытаний РПКСН проекта 955 «Борей» — К-551 «Владимир Мономах»

В июне 2016 года стало известно, что «Дмитрий Донской» останется в составе ВМФ минимум до 2020 года.

Летом 2017 года «Дмитрий Донской» с рядом других кораблей совершили переход с Северного на Балтийский флот. Поход приурочен к Международному военно-морскому салону (МВМС-2017) и празднованию Дня Военно-морского флота.. Для участия в главном военно-морском параде на Кронштадтском рейде в 2017 году крейсер впервые в истории отечественного ВМФ совершил надводный переход из Кольского залива в Финский залив через проливы Балтийского моря и обратно.

В 2018—2019 году проходил заводской ремонт с целью установки на нее ракет типа «Булава», которые раньше применялись только на атомных подводных лодках типа «Борей». В середине июня 2019 года прошла первые послеремонтные испытания в Белом море. В течение нескольких дней субмарина отрабатывала погружение на глубину 200 метров и маневрирование под водой; также замерялись скоростные характеристики корабля в подводном и надводном положении, проводилась комплексная проверка работа механизмов, систем и комплексов корабля. Экипаж в течение нескольких дней отрабатывал различные задачи боевой подготовки.

Со слов вице-адмирала Олега Бурцева стало известно, что АПЛ «Дмитрий Донской», возможно, будет довооружена 200 крылатыми ракетами «Калибр».

Командиры

Первый командир ТАРПКСН «Дмитрий Донской» (декабрь 1976, с момента закладки — январь 1985) Герой Советского Союза Ольховиков Александр Васильевич, впоследствии — контр-адмирал.

  • По состоянию на 2017 год — капитан 1-го ранга Олег Цыбин.

Интересные факты

  • На ТАРПКСН «Дмитрий Донской» в обряде посвящения в подводники булава заменила традиционную кувалду.
  • С осени 2007 года в кают-компании крейсера размещается экспозиция, посвящённая Куликовской битве.

Примечания

  1. Афанасьев И. «Булава» не подвела (рус.) // Новости космонавтики. — М., 2011. — Т. 21, № 10(345). — С. 50—51.
  2. 25.02.10 «Булаву» впервые испытают на АПЛ проекта «Борей» — Военный паритет
  3. Юбилей «Донского». Анастасия Никитинская, пресс-служба Севмаша, «Северная неделя». vdvsn.ru (19.12.2006). Дата обращения 22 марта 2008.
  4. ВМС России получают «Акулу». whiteworld.nsinfo.ru. Дата обращения 25 августа 2007.
  5. Ольховиков, Александр Васильевич. Сайт «Герои страны».
  6. Александр Емельяненков; Владимир Пискун. «Булава»: старт в 18.45. Резонанс. Российская газета (№4759 от 25 сентября 2008 г). Дата обращения 18 декабря 2009.
  7. «Севмаш» завершил испытания модернизированной подлодки, lenta.ru, 26.08.2008
  8. «Булаву» проверят с подводного крейсера «Дмитрий Донской». 10.9.2013
  9. Подводный ракетоносец «Дмитрий Донской» вернулся на Беломорскую базу. 21.7.2014
  10. Источник: «Дмитрий Донской» примет участие в испытаниях модернизированной «Булавы»
  11. Ко Дню ВМФ планируются переходы четырех кораблей 1-го ранга СФ в Кронштадт. РИА Новости (4 мая 2017). Дата обращения 4 июня 2017.
  12. Самая большая в мире АПЛ «Дмитрий Донской» прошла морские испытания после ремонта. Независимое интернет-издание «ДНИ24». Дата обращения 20 июня 2019.
  13. Северный флот испытал гигантскую подлодку. Российская газета. Дата обращения 20 июня 2019.
  14. Самая большая атомная подводная лодка прошла испытания в Белом море. Информационное агентство «Би-порт». Дата обращения 20 июня 2019.
  15. Самая большая АПЛ прошла морские испытания. severpost.ru. Дата обращения 20 июня 2019.
  16. Возвращение гиганта: в США заинтересовались ремонтом «Дмитрия Донского». Российская газета. Дата обращения 27 июня 2019.
  17. На самой большой подлодке в мире открылся музей «Куликово поле». Правда.Ру (26.01.2008). Дата обращения 29 января 2008. Архивировано 26 августа 2011 года.
  18. Шефы подлодки — лауреаты Госпремии, dvinainform.ru

Ссылки

  • Страничка подводной лодки «Дмитрий Донской» на интернет-портале «Корабел.ру»
  • New Soviet missile submarine launched. // Flight International : World’s first and only complete aeronautical weekly. — Sutton, Surrey: IPC Transport Press Ltd, 29 November 1980. — Vol. 118 — No. 3734 — P. 2026 — ISSN 0015-3710.
  • www.vif2.ru// Акуле-25!
  • deepstorm.ru // ТК-208,»Дмитрий Донской» Проект 941, 941У, 941УМ

Подводные лодки проекта 941 «Акула» (Typhoon class)

  • ТК-208 «Дмитрий Донской»
  • ТК-202
  • ТК-12
  • ТК-13
  • ТК-17 «Архангельск»
  • ТК-20 «Северсталь»
  • ТК-210 не достраивалась

Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской».

Субмарина «Дмитрий Донской» — самая быстрая и современная модель проекта 941 «Акула», которая впервые в истории морского флота выполнила 121-дневной, дальний поход без всплытия. Этот крейсер — настоящая гордость ВМФ РФ, он имеет колоссальные размеры, но вместе с этим, двигается под водой на огромной скорости и практически бесшумно.

Краткая история проекта

Разработка проекта 941″Акула», по которому была построена подлодка «Дмитрий Донской» началась в 1972 году, в ленинградском конструкторском бюро «Рубин. Это был ответ на строительство ракетного подводного крейсера «Огайо», правительством США. Субмарина изначально получила название «Тайфун», ведь его разработчики во всём стремились превзойти своего конкурента. Проектом руководил генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строительство первого судна, по этому проекту, началось в 1976 году, в городе Северодвинск на «Северном машиностроительном предприятии» («Севмаше»). Для этого даже был построен новый, крытый цех, ведь огромные размеры будущей подлодки не позволяли использовать уже готовые помещения. Такие огромные размеры были обусловлены, размещением на субмарине, на тот момент, самых современных многоступенчатых, работающих на твёрдом топливе, баллистических ракет — Р-39 (РСМ-52).

Первый спуск на воду «Дмитрия Донского» был произведён в 1980 году, после чего началась программа швартовых испытаний и пробный пуск баллистической ракеты. Так как крейсер все испытание прошёл успешно, уже в 1981 году он был зачислен в строй ВМФ.

С 1984 по 1988 год – «Дмитрий Донской» выполняет большое количество важных для страны задач, именно он совершил первый пролом глыбы льда корпусом подлодки. Но в 1988 году, в связи с запланированными работами по модернизации, субмарина была переведена в резерв первой категории.

1991 год – переломный в истории крейсера, так как все работы по обновлению проекта были свёрнуты, в связи с уменьшением финансирования. Они были возобновлены только в 1996 году. Был создан новый проект — 941УМ, предполагающий установку на подлодке, современного ракетного комплекса «Булава М».

В 2002 году крейсер был торжественно выведен из цеха, после чего были сразу начаты швартовые испытания, в том числе и стрельба ракетами «Булава», по движущей мишени, из подводного и надводного положения. Именно в этом году субмарине присвоили название «Дмитрий Донской», в честь великого князя.

После последней модернизации, «Дмитрий Донской» стал в основном использоваться для подтверждения технических характеристик баллистических ракет

2004 году подводная лодка была повторно переведена в состав Северного флота, после чего начались полноценные испытания.

2017 год — крейсер вместе с другими кораблями совершил переход, приуроченный дню ВМФ, со своего места базирования в Североморске на Балтийское море и обратно.

Общее описание, особенности внешнего вида

Субмарина «Дмитрий Донской » состоит из пяти корпусов, а не двух, как другие подводные лодки. Два основных корпуса и три дополнительных имеют катамаранное расположение, и именно эта особенность наделяет его очень хорошей плавучестью (более 40%). Благодаря этому субмарина может разбивать огромные глыбы льда, толщиной до 2,5 м. Поэтому, на данный момент, она одна из немногих, которые способных вести дежурство даже очень близко к Северному полюсу.

Внутри подводной лодки находятся два основных корпуса, они разделены на 8 отсеков и располагаются параллельно друг к другу. В промежутке между ними размещаются механический и торпедный отсек, а также модуль управления. Также внутри находится две всплывающие спасательных камеры, в которых, в экстренной ситуации, может разместиться весь экипаж. Торпедные аппараты располагаются в носовой части субмарины.

Длина подводной лодки – 172 м, ширина — 23 м, а высота субмарины – 26 м. Корпус изготовлен из титановых сплавов и покрыт специальной резиной, что обеспечивает высокий уровень звукоизоляции и противолокации — благодаря этому крейсер практически невозможно обнаружить. Подлодка способна погружаться на предельную глубину — на 400 м, а его рабочая глубина – 320 метров.

Ещё одна особенность этой подводной лодки – очень комфортные условия проживания для экипажа, так как она оснащена даже спортивным залом, бассейном, солярием и сауной. Также есть две кают-компании и кубрики для небольших групп матросов. Экипаж крейсера состоит из 165 человек, из которых 51 — это офицер. Первый капитан субмарины — герой Светского Союза – Ольховников Александр Васильевич.

Силовая установка

Субмарина «Дмитрий Донской», оснащена двумя ядерными реакторами ОК-650, которые работают на тепловых нейтронах. В роли топлива, используется высокообогащённая двуокись урана, благодаря этому субмарина разгоняется под водой со скоростью до 27 узлов (это почти 50 км/ч), а над водой – 12 узлов. Мощность этих реакторов – 2 450 000 л.с.

Дополнительную автономность подводной лодке обеспечивают паротурбинные установки по 40000 л.с. и 50000 л. с. Они усиливаются паротурбинными атомными энергетическими установками, по 32 МВт каждая. А в экстренных ситуациях резервными источниками питания выступают дизельные генераторы АСДГ-800 (2 шт.), а также свинцово-кислотный аккумулятор.

Ядерная установка способна работать в автономном режиме около 4 месяцев. Контролировать состояние субмарины под водой, при любом уровне мощности и даже критическом позволяет импульсная аппаратура. Это даёт возможность, даже при полном отсутствие электропитания, компенсирующим решёткам опускаться на нижние концевики, и выключать мотор.

Радиоэлектронное оборудование

  • БИУС «Омнибус» — информационная система, позволяющая автоматизировать управление оружием и техническими средствами соединений.
  • «Скат-КС» — гидроакустический комплекс, который обеспечивает обнаружение и классификацию целей с помощью эхопеленгования, а также обработку информации и выдачу торпедам исходных данных для попадания в цель.
  • Прецизионный эхоледомер МГ-518 «Север» — это совокупность гидроакустических средств, которые проводя подводную локацию способны вычислять толщину подводной части льда. Это так званный «ледомер», позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию о состоянии ледового покрытия.
  • МРКП-58 «Буран» — корабельная система, которая работает для обнаружения работающих радиолокационных станций.
  • Навигационный комплекс «Симфония» — быстро обрабатывает поступаемую информацию, из разных навигационных источников, используя фильтр Калмана.
  • Автоматизированный комплекс для радиоподавления, радиоразведки, а также для радиорелейной и спутниковой радиосвязи – «Молния Л1».
    Гидроакустическая станция миноискания МГ-519 — «Арфа».
  • Находясь на глубине до 150 м, у центра управления подводной лодки, есть возможность получать сигналы из спутника с помощью буя с антенной на длинном кабеле, которые выпускаются на поверхность моря.

Военный комплекс подводной лодки состоит из 6 торпедных аппарата, калибра 533 мм и боекомплекта из 22 торпед типа УСЭТ-80, а также ракето–торпедами «Водопад». Она может выпускать их залпом, даже находясь на глубине до 55 м.

Ракетное вооружение субмарины – баллистические ракеты (20 шт), оснащенные ядерным боезарядом — «Булава». Система управления пуском ракет продублированная и застрахована от несанкционированного запуска.

Противовоздушная оборона осуществляется 16 зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Технические характеристики в цифрах

Общая информация:

  • Кодификация НАТО – SSBN «Typhoon»
  • Тип корабля – тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН).
  • Название проекта – 941УМ «Акула».
  • Проект разработан – центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Основные характеристики:

  • Надводная скорость – 12 узлов (20 км/ч).
  • Подводная скорость – 27 узлов (50 км/ч).
  • Рабочая глубина погружения – 320 метров.
  • Предельная глубина погружения – 400 метров.
  • Автономность плавания – 120 суток.
  • Экипаж – 165 человек.

Размеры

  • длина — 172 м
  • ширина – 23,3 м и
  • высота – 26 м
  • Средняя осадка по КВЛ — 11 м.
  • Надводное водоизмещение – 28500 тонн.
  • Подводное водоизмещение – 49800 тонн.

Силовая установка

  • Энергетический комплекс– атомный, он включает в себя:
  • Ядерный реактор ОК-650 190 МВт – 2 шт.
  • 2 турбины, одна — 40000 л.с, а вторая – 50000 л.с.
  • Паротурбинные АЭУ по 3,2 МВ – 4 шт.
  • Резервный дизель генератор АСДГ-800 кВт – 2 шт.
  • Свинцово-кислотный аккумулятор.

Вооружение:

  • Торпедные аппараты, с калибром 533 мм – 6 шт.
  • Торпеды: УСЭТ-80 и «Водопад» — 22 шт.
  • Баллистические ракеты «Булава» — 20 шт.
  • Переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла » — 8 шт.

Субмарина «Дмитрий Донской» имеет повышенный уровень скрытности, ведь оснащена системой, делающей её практически незаметной для обнаружения, а мощность этого крейсера способна даже обеспечить электричеством небольшой город. С борта «Дмитрия Донского» проводились практически все испытания баллистических ракет, а также новейших проектов «Ясень» и «Борей». Эта подлодка не имеет аналогов по вооружению и боевым возможностям, а также она часто используется для представления мощи морского флота, при проведении общественно-политических мероприятий.