ТУ 214 характеристики

    • © russianplanes.net

    28 декабря в Казани совершил первый полёт очередной самолёт Ту-214 с регистрационным номером 64531, построенный Казанским авиационным заводом имени С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).Это уже 31-й построенный в Казани Ту-214 и одновременно 85-й самолёт семейства Ту-204/214.

    • sergey k
    • 06.01.2019 17:27
  • 29 декабря 2018 года в Казани совершил первый полет после переборудования самолет-летающая лаборатория Ту-214ЛМК (регистрационный номер 64507), переделанный на Казанском авиационном заводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» из пассажирского самолета Ту-214 (заводской номер 42305007, серийный номер 507, регистрационный номер RA-64507) постройки 2003 года. Самолет переоборудован в летающую лабораторию многофункционального летно-моделирующего комплекса ЛМК-214 ПАО «Туполев» для проведения испытаний нового радиолокационного комплекса модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 (а в перспективе — ПАК ДА), в связи с чем оснащен соответствующим носовым обтекателем.

    • © russianplanes.net

    Принадлежащий ПАО «Туполев» самолет-летающая лаборатория Ту-214ЛМК многофункционального летно-моделирующего комплекса ЛМК-214 (заводской номер 42305007, серийный номер 507, регистрационный номер 64507) в первом полете по завершении переоборудования на Казанском авиационном заводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова — филиале ПАО «Туполев». Казань, 29.12.2018 (с)

    • Юрген
    • 05.01.2019 15:34
  • Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, 24 сентября 2018 года в Вене на полях Консультативной комиссии по Договору по открытому небу, представитель США подписал итоговый протокол по освидетельствованию российского самолета наблюдения Ту-214ОН с цифровой камерой отечественного производства OSDCAM4060.Второй построенный самолет наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо» (регистрационный номер RF-64525, cерийный номер 525) ВКС России. Кубинка, 18.08.2018 © Алексей (другой) / russianplanes.net

    • Юрген
    • 26.09.2018 16:34
    • Самолёт специального назначения авиационного наблюдения Ту-214ОН
    • © vz.ru

    Новый самолет Ту-214ОН с цифровой аппаратурой наблюдения отечественного производства с успехом завершил первый этап освидетельствования, заявил начальник российского национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков.

    «В мероприятии по предварительному освидетельствованию, которое проходило на подмосковной авиабазе Кубинка, приняли участие 56 иностранных специалистов из 20 государств — участников Договора по открытому небу», — пояснил Сергей Рыжков.

    • Сергей Волошин
    • 29.05.2018 08:23
  • В марте на аэродром Чкаловский в Московской области из Казани прибыл самолёт Ту-214ПУ-СБУС с регистрационным номером RA-64529. Самолёт построен Казанским авиационным заводом имени С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») и совершил свой первый полёт 14 октября 2017 года.

    Это первый самолёт Ту-214, изготовленный КАЗ им. С.П. Горбунова в модификации воздушного пункта управления со специальным бортовым узлом связи, 2-й самолёт этой модификаци RA-64530 в настоящее время проходит испытания. Оба Ту-214ПУ-СБУС, изготовленные для Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с контрактом, подписанным в ноябре 2015 года, войдут в состав авиационной дивизии особого назначения, базирующейся в Чкаловском.

    Фото Руслана Боровика с сайта

    • A_SEVER
    • 02.04.2018 02:00

    Ту-214, Туполев, КАПО им. С.П. Горбунова, ОАК, ВВС

  • В прошедшем году производство существенно выросло по сравнению с 2016 г. и достигло 41 шт

    Итоговая таблица произведенных самолетов новой постройки:

    Пассажирские лайнеры:

    SSJ-100 — 34

    Ту-204 — 1

    Ан-148 — 2

    Спецназначения:

    Ту-214 СБУС- 2

    Бе-200 ЧС — 2

    Самолеты местных авиалиний

    L-410 — 9

    • vlTepes
    • 23.01.2018 09:46

    ОАК, SSJ, Ту-204, Ту-214, Ан-148, L-410

  • В Казани совершил первый полёт очередной самолёт Ту-214 с регистрационным номером 64530, построенный Казанским авиационным заводом имени С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

    Самолёт изготовлен в модификации воздушного пункта управления со специальным бортовым узлом связи (Ту-214СБУС) и предназначен для Министерства обороны Российской Федерации.

    RA-64530 стал 2-м самолётом модификации Ту-214ПУ-СБУС, построенным КАЗ им. С.П. Горбунова в рамках контракта, подписанного в ноябре 2015 года. Первый самолёт Ту-214ПУ-СБУС RA-64529 впервые 14 октября этого года.

    Это уже 30-й построенный в Казани Ту-214 и одновременно 84-й самолёт семейства Ту-204/214.

    На фото RA-64529, фото RA-64530 будет добавлено как только оно появится! 🙂

    • A_SEVER
    • 12.12.2017 20:00
  • В Казани совершил первый полёт очередной самолёт Ту-214 с регистрационным номером 64529, построенный Казанским авиационным заводом имени С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

    Самолёт изготовлен в модификации воздушного пункта управления со специальным бортовым узлом связи (Ту-214СБУС) и предназначен для Министерства обороны Российской Федерации.

    В соответствии с подписанным в ноябре 2015 года контрактом, КАЗ им. С.П. Горбунова должен изготовить 2 самолёта этой модификации.

    Это уже 29-й построенный в Казани Ту-214 и одновременно 83-й самолёт семейства Ту-204/214.

    • A_SEVER
    • 17.10.2017 01:00
  • В опубликованных на сервере раскрытия корпоративной информации 1 марта 2017 года решениях совета директоров (наблюдательного совета) ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) содержится информация об утверждении договоров между ОАК и Государственной корпорацией «Ростех» на поставку трех воздушных судов Ту-214 с заводскими номерами 44811031, 44912032 и 44912033.

Самолет-пункт управления Ту-214ПУ (регистрационный номер RA-64517, заводской номер 41709017, серийный номер 517) — первый из двух Ту-214ПУ, эксплуатируемых в Специальном летном отряде (СЛО) «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации. Пулково (Санкт-Петербург), июль 2015 года

  • Юрген
  • 11.03.2017 13:08
    • Опытное конструкторское бюро Туполева за 95 лет своей работы разработало более 300 летательных аппаратов. Около 50 из них вышли в серийное производство. Наиболее популярными стали стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95, легенда гражданской авиации Ту-144, самый массовый советский пассажирский самолёт Ту-154 и его современная замена Ту-204/214.

      • Gelio
      • 26.01.2017 11:09

      авиация, туполев, ту-160, ту-144, ту-204, ту-214, ту-95

    • Бортовое оборудование, узлы и механизмы российских самолетов пометят специальными радиочастотными метками, которые позволят контролировать техническое состояние, а также вовремя заменить вышедшие из строя детали летательного аппарата. Электронные RFID-чипы, разработанные Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем (ГосНИИАС), помогут удешевить обслуживание самолетов, а также обезопасить авиакомпании от использования контрафактных деталей.

      В 2016 году технологии радиочастотной идентификации начали использоваться компанией «Вертолеты России».

      • Samboris
      • 14.12.2016 19:43

      ГосНИИАС, ОАК, Ту-214, Вертолеты России

      • Машина «Судного дня», самолет с «красной кнопкой» на борту — Ил-80

      Только две страны в мире — Россия и США — имеют на вооружении подобные самолёты. Технические характеристики Ил-80 позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

      • Samboris
      • 04.12.2016 22:31

      Ил-80, Ту-214СР, Ил-96-300

    • Как казанский веб-ресурс «Реальное время» в материале Луизы Игнатьевой «Кадровый компромисс: глава ОАК Юрий Слюсарь поднял статус директора Казанского авиазавода», Министерство обороны России заключило контракт на постройку на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова (КАЗ, филиал ПАО «Туполев») третьего самолёта комплексной разведки Ту-214Р.

      • Второй построенный для ВКС России самолет комплексной разведки Ту-214Р (регистрационный номер RF-64514, заводской номер 42305014, серийный номер 514) над Латакией (Сирия), февраль 2016 года (с) Ahmad Rabiaa Al Khayer / twitter.com/MathieuMorant
      • Evgeny46
      • 05.07.2016 03:28
      • Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

        • Gelio
        • 30.05.2016 19:08

        Туполев, ОАК, Казань, Ту-160, Ту-22, Ту-214

      • В декабре прошлого года наш сайт уже о постройке этого самолёта, но качественное его фото появилось только сейчас. Автор Игорь Двуреков с сайта

        • A_SEVER
        • 31.03.2016 16:30
      • Как свидетельствуют данные ресурса Flightradar24, вечером 15 февраля 2016 года на используемый российской авиационной группировкой в Сирии аэродром Хмеймим близ Латакии прибыл самолет комплексной разведки Ту-214Р (регистрационный номер RF-64514, заводской номер 42305014, серийный номер 514) ВКС России. Судя по данным о полетном маршруте, самолет прибыл с заводского аэродрома Казанского авиационного завода (филиала ПАО «Туполев»).

        • Второй построенный самолет комплексной разведки Ту-214Р (регистрационный номер RF-64514, заводской номер 42305014, серийный номер 514). Казань, 31.10.2015 © Дмитрий Ромашко (russianplanes.net)
        • d-tatarinov
        • 16.02.2016 10:10

        Сирия, Хмеймим, авиабаза, Ту-214Р

      • Предлагаю Вашему вниманию фотообзор, посвящённый пассажирским и транспортным самолётам, а также специальным модификациям на их базе, совершившим свой первый полёт в 2015 году.

        • A_SEVER
        • 30.12.2015 20:00

        Итоги 2015, Ан-148, Ил-76МД-90А, Ил-96-300, Ту-214, SSJ100, Авиастар-СП, ВАСО, КАПО им. С.П. Горбунова, ГСС

      • В Казани совершил первый полёт очередной самолёт-ретранслятор Ту-214СР RA-64528, построенный Казанским авиационным заводом имени С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

        Новый самолёт изготовлен по заказу Управления делами Президента Российской Федерации и после завершения лётных испытаний будет передан специальному лётному отряду «Россия», который уже эксплуатирует 4 аналогичных самолёта-ретранслятора.

        Самолёт стал вторым Ту-214, изготовленным Казанским авиазаводом в этом году, и одновременно третьим, заключительным самолётом по контракту, подписанному в октябре 2012 года.

        Фото Павла Дерюгина с сайта

        • A_SEVER
        • 14.12.2015 01:00
      • Это сегодняшний испытательный полёт.

        Мне одному кажется, что этот набор элементов не случаен? 🙂

        Для сравнения — полёт 13 ноября:

        • A_SEVER
        • 27.11.2015 17:00
      • Специальный лётный отряд (СЛО) «Россия» получил четвёртый самолёт-ретранслятор Ту-214СР.

        Самолёт, имеющий регистрационный номер RA-64527, изготовлен по заказу Управления делами Президента Российской Федерации на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова и совершил первый полёт 25 июня этого года.

        Теперь СЛО «Россия» имеет в своём составе 13 Ту-214 разных модификаций:

        4 самолёта Ту-214 (RA-64504, RA-64505, RA-64506, RA-64521)

        4 самолёта-ретранслятора Ту-214СР (RA-64515, RA-64516, RA-64526, RA-64527)

        2 самолёта-салона с пунктом управления Ту-214ПУ (RA-64517, RA-64520)

        2 самолёта со «специальным узлом связи» Ту-214СУС (RA-64522, RA-64524)

        1 самолёт — воздушный пункт управления Ту-214ВПУ (RA-64523)

        • A_SEVER
        • 13.11.2015 15:00
      • Российский самолет спецназначения Ту-214Р

        ОКР «Фракция-4», «изделие 411», Ту-214Р — названия самолета для ведения комплексной оптической и радиотехнической разведки. Разрабатывается конструкторским бюро «Туполев» уже более 10 лет. Базой самолета спецназначения является самолет пассажирской серии Ту-214.


        Производство новых самолетов поручили казанскому ОАО «КАПО им.Горбунова». Пакет документов о создании одного макета и 2-х экземпляров Ту-214Р программы опытно-конструкторских работ «Фракция-4» с военным ведомством России подписан в конце 2002 года. Контракт предусматривал ввод в эксплуатацию 2-х первых экземпляров Ту-214Р до конца 2008 года. Но по ряду причин строительство разведчиков оказалось долгостроем. А поднялся в небо первый экземпляр только в конце 2009 года. 2-й разведчик до сих пор находится в цеху по окончательной сборке, насколько известно, на нем еще не установлена радиолокационная станция бокового обзора. В прошлом году, исходя из отчетов производителя, самолеты будут сданы в ВВС России в 2013/2014 годах. В январе 2012 года московская в/ч 45807 обратилась в арбитражный суд с иском к производителю Ту-214Р КАПО имени Горбунова с требованиями возмещения пени размером 1.24 миллиарда рублей за очередной срыв всех сроков полученного оборонного заказа на строительство самолетов спецназначения.

        Устройство, конструкция и оборудование Ту-214Р
        Самолет спецназначения Ту-214Р выполнен по нормальной аэродинамической схеме, используя базой планер Ту-214. На самолетах установлены два двигателя ТРДД ПС-90А. Взлетный вес Ту-214Р равен 111 тоннам. Конструктивно самолет поделен на 3 отсека:
        — операторский отсек;
        — бытовой отсек;
        — агрегатный отсек БРЭО.
        Разработчик оборудования – концерн «Вега». Состав комплекса бортового оборудования:
        — многочастотный РТК МРК-411. В него входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора;
        — электронно-оптическая система «Фракция» высокого разрешения. Основной разработчик — ТПК «Линкос». Система в обтекателе установлена снизу самолета. Оптическая система выдает в реальном времени изображение местности в различных диапазонах и сохраняет полученные результаты на внутренних магнитных накопителях.
        — дополнительное (нет данных) оборудование.
        По имеющейся информации, электронно-оптическая система, получившая название «Фракция», предназначается для:
        — управления визирной линией сканирования по заданным программой законам и сигналам, полученным от внешних целеуказателей;
        — формирования фото-видео изображений с высоким разрешением в различных диапазонах инфракрасного и видимого спектров;
        — вывода полученного фото-видео изображения со служебной информацией на дисплеи операторов;
        — дублирования и сохранения всего полученного объема данных на магнитных носителях;
        — привязки полученной информации к реальному времени;
        — выдачи необходимого потока данных конечному потребителю в доступном формате;
        — обработки зарегистрированной хранимой информации.
        Характеристики оптической системы «Фракция»:
        — рабочие диапазоны- 0.6-0.9 мкм, 3.7-4.8 мкм, 0.4-0.7 мкм;
        — угол обзора: по вертикали — ±15 градусов; по горизонтали — ±80 градусов;
        — фокус объектива: цифровой — 1750 мм; телевизионный – 373 мм; обзорный ТВ канал – 10-100 мм;
        — угловая погрешность выдачи координат — 1 «;
        — непрерывное время работы более 8 часов;
        — рабочие температуры: -50 — +60 градусов;
        — потребление около 2 Квт.
        Специальные модификации Ту-214:
        — самолет специального назначения или комплекса разведки — Ту-214Р;
        — специальный самолет пункта управления – Ту-214ПУ, два экземпляра построены для аппарата Президента РФ;
        — самолет-ретранслятор – Ту-214СР, пять экземпляров построены для аппарата Президента РФ;
        — летающий узел связи – Ту-214СУС, два экземпляра построены для аппарата Президента РФ;
        — президентский самолет – Ту-214-300, два экземпляра построены для аппарата Президента РФ;
        — самолет договора «Открытое небо» — Ту-214ОН. Обеспечен цифровым комплексом аэрофото-видео съемки, РЛС бокового обзора с дополнительной аппаратурой, построено два экземпляра для МО РФ.

        Данные по экземплярам Ту-214Р:
        — первый экземпляр самолета спецназначенияТу-214Р — серийный номер 05-11, заводской номер 43305011, бортовой номер RA-64511. Первый вылет – конец 2009 года;

        — второй экземпляр самолета спецназначения Ту Ту-214Р — серийный номер 05-14, заводской номер 43305014, бортовой номер RA-64514. Первый вылет – вероятно 2014 год.
        Источники информации:

        Ту-214Р

        Ту-214Р

        Тип

        самолёт-разведчик

        Разработчик

        ОАО «Туполев»

        Производитель

        КАПО имени С. П. Горбунова

        Первый полёт

        24 декабря 2009 года

        Статус

        На вооружении

        Единиц произведено

        Базовая модель

        Ту-214

        Медиафайлы на Викискладе

        Ту-214Р (изделие 411) — самолёт ДРЛО для радиотехнической и оптико-электронной разведки, разработанный в конце 2000-х годов на базе пассажирского Ту-214 для замены Ил-20. Принят на вооружение.

        Самолёт оборудован многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411 с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора разработки ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга, а также оптико-электронной системой высокого разрешения «Фракция».

        По состоянию на октябрь 2015 года проходят испытания 2 борта (RF-64511, RF-64514). Срыв сроков поставки самолётов явился причиной длительного судебного разбирательства между Главным разведывательным управлением Генштаба, являющимся заказчиком Ту-214Р, и Казанским авиационным производственным объединением.

        Конструкция

        В отличие от самолётов ДРЛО классической конструкции со вращающимися радарами как А-50 или E-3 (AWACS) на Ту-214Р применена РЛС конструкции АФАР состоящая из нескольких панелей. РЛС «бокового обзора» видны у кабины пилотов. Аналогичная компоновка применяется у израильского самолёта G-550, аналогично были скомпонованы РЛС бокового обзора и на Ил-20 хотя представляли собой обычные некогерентные РЛС. Дополнительно также заявляется РЛС «кругового» сканирования, она находится в фигурном обтекателе в задней части фюзеляжа.

        Дальность РЛС в активном режиме источники оценивают как 250 км, в пассивном режиме радиотехнической разведки дальность обнаружения объектов по их собственному радиоизлучению до 400 км (вероятно на такой дальности речь идёт об обнаружении вражеских РЛС и мощных радиостанций). Источники также заявляют для пассивного режима РЛС имеется режим прослушивания незащищённой радиосвязи. В целом поскольку официальных данных об ТТХ для МРК-411 от производителя нет данные оценки экспертов являются ориентировочными.

        В передней части снизу фюзеляжа находится комплекс оптической разведки «Фракция» предназначенная для получения изображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазоне в том числе как фотографий, так и видеопотока с обзорным и сфокусированным углами зрения. Станция «Фракция» может наводиться на цели согласно внешнему предварительному целеуказанию или по собственным алгоритмам, например по обнаружению примерного района цели по её радиоизлучению зафиксированному РЛС МРК-411. «Фракция» может уточнить угловые координаты цели с точностью 1 минуты, что при наличии 3D-карт позволяет получить очень точные координаты целей.

        Применение

        • В декабре 2012 года, Ту-214Р был замечен над нейтральными водами Японского моря.
        • В июне 2015 года Ту-214Р совершал полёты вдоль границы России и Украины.
        • 15 февраля 2016 года борт номер RF-64514 прибыл на используемый российской авиационной группировкой в Сирии аэродром Хмеймим близ Латакии, для проведения разведывательных операций. 2 марта Ту-214Р был возвращён, после двух недель пребывания в Сирии. 29 июля 2016 года один самолёт снова прибыл на авиабазу Хмеймим.

        История

        Контракт на первые 2 самолета был подписан в 2002 году. Первый полет 24 декабря 2009 года. С 2012 года в опытной эксплуатации.

        30 июня 2016 года Минобороны РФ заключило контракт на строительство третьего Ту-214Р.

        См. также

        • Ту-214ОН
        • Ту-214СР
        • Ил-20
        1. Ту-214Р
        2. Блогеры и споттеры раскрыли военную тайну Казанского авиазавода
        3. Разведывательный долгострой
        4. 1 2 БАСТИОН: военно-технический сборник. Сборник источников по Ту-214Р. bastion-karpenko.ru. Дата обращения 20 октября 2016.
        5. БАСТИОН: военно-технический сборник. Ил-20. bastion-karpenko.ru. Дата обращения 20 октября 2016.
        6. Туполев Ту-214Р. www.airwar.ru. Дата обращения 20 октября 2016.
        7. 1 2 Ту-214Р | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.). militaryrussia.ru. Дата обращения 20 октября 2016.
        8. 1 2 Prime, Optimus. Самолёт-разведчик Ту-214Р с бортовым номером RA-64514 просканировал всю границу Украины, Третья мировая война. Архивировано 21 октября 2016 года. Дата обращения 20 октября 2016.
        9. В Сирию прибыл российский самолёт-разведчик Ту-214Р. Дата обращения 20 октября 2016.
        10. В Сирию прибыл самолёт Ту-214Р (недоступная ссылка). Дата обращения 16 февраля 2016. Архивировано 17 февраля 2016 года.
        11. Ту-214Р
        12. Кадровый компромисс: глава ОАК Юрий Слюсарь поднял статус директора Казанского авиазавода

        > Литература

        • В. Щербаков. Российские «глаза и уши» над Сирией (рус.) // Авиация и космонавтика. — 2016. — № 4. — С. 6.

        Ссылки

        • Первая фотография Ту-214Р на сайте Russianplanes.net

        Самолёты Казанского авиационного завода

        Самолёты военного и специального назначения ДБ-А Пе-2 Пе-3 Пе-8 Ту-4 Ту-16 Ту-22 Ту-22М0 Ту-22М1 Ту-22М2 Ту-22М3 Ту-160 Ту-214Р Ту-214ОН Самолёты гражданской авиации КАИ-1 КАИ-2 ДКЛ ПС-124 Ли-2 Ту-104 Ту-110 Ил-62 Ту-214 Предсерийные самолёты или прототипы Ту-22М4 Ту-330 Ту-334 Перспективные авиационные комплексы и проекты глубокой модернизации ПАК ДА Ту-22М3М Ту-160М Ту-160М2 Ту-160П

        Ту-214Р убирает ранее невиданные грани воздушной разведки

        Наверное, вы знаете о арабо-израильских войнах, а также о появлении в те «горячие» времена в небе Ближнего Востока высотного разведывательного самолёта МиГ-25РБ, который на скорости свыше 3000 км/ч молниеносно проносился над позициями израильских войск на высоте до 23 км и делал превосходные фотоснимки тактической обстановки на театре военных действий в районе Суэца и Порт-Саида.

        Тогда были далёкие 60-е, и МиГ-25 являлся для Запада воистину грозной боевой машиной, которая была не только недосягаема для существующих ЗРК «Hawk» и стареньких «Фантомов», но и с ног на голову переворачивала тактическое преимущество в регионе на сторону египтян.

        Ту-214Р убирает ранее невиданные грани воздушной разведки

        Сейчас век двадцать первый, и методика ведения воздушной разведки разительно изменилась. Повлияло на это появление на Западе более совершенных систем ПВО, таких как «Patriot PAC-2», “SAMP-T”, «Standard-2/3», а у нас С-300 и С-400, а также более совершенных истребителей четвёртого и пятого поколений. За основу стала браться тяжёлая дозвуковая воздушная платформа на базе гражданских авиалайнеров «Боинга» и «Туполева», на которую должно было устанавливаться максимальное количество радиолокационных и оптико-электронных средств наблюдения и целеуказания.

        Действовать такие самолёты должны были с весьма солидного расстояния от разведываемой территории, подконтрольной противнику, вне радиусов поражения наземных и морских систем ПВО, а также при эскортировании звеном тактических истребителей для завоевания господства воздухе. Это потребовало от российских и американских инженеров использования принципиально новых высокоточных радиолокационных комплексов воздушного базирования, построенных на базе активных фазированных антенных решёток, а также создания передовой математической модели программного обеспечения для них.

        В ВВС США таким стратегическим разведчиком стал самолёт дальнего наземного наблюдения целеуказания E-8C “Joint—STARS”, который был разработан компаниями «Northrop Grumman» и «Boeing», в наших ВВС – разведывательный самолёт Ту-214Р, построенный в сборочных цехах ОАО «КАПО им. Горбунова».

        Американский самолёт E-8C был введён в эксплуатацию на целых 19 лет раньше нашего самолёта, и на тот момент являлся перспективной машиной, которая была способна не только на обнаружение радиоизлучающих и радиоконстрастных наземных целей в радиусе 250 км, но и на их идентификацию с чётким картографированием окружающего рельефа. Всё дело в том, что в первые в мировой практике военного авиастроения и радиолокации был применён принцип радиолокационной станции с синтезированной апертурой.

        «Сердцем» самолёта стала РЛС с активной фазированной антенной решёткой бокового обзора AN/APY-3 высокого потенциала излучения. Для данного радиолокатора было разработано специальное программное обеспечение синтезирования апертуры, представляющее собой математическую модель суммирования излучающих и приёмных радиолокационных импульсов за момент времени, когда самолёт пролетает дистанцию, равную длине антенной решётки AN/APY-3. Благодаря этому суммированию операторы самолёта «J-STARS» получали РЛС с огромным «виртуальным» зеркалом, чёткость радиолокационного изображения которого практически ничем не отличалась от цифровых фотоснимков высокого разрешения.

        Работает данная РЛС в сантиметровом диапазоне (Х) и позволяет до мелочей просматривать детали исследуемой территории. E-8 “J-STARS” получили «боевую обкатку» во время войны в Ираке, где успешно обнаруживали места дислокации и пуски иракских оперативно-тактических баллистических ракет «SCUD-B». Сейчас, в количестве 20 самолётов, «J—STARS» находятся на вооружении ВВС США и формируют разведывательный стратегический актив вместе с беспилотными разведчиками RQ-4 “Global Hawk”.

        Российские ВВС на момент появления у американцев E-8C подобного самолёта не имели, ответить можно было лишь самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, которые могли лишь обнаружить наземные цели в виде простых «маркеров» на круглых многофункциональных индикаторах без всякой возможности идентификации или картографирования, сказалось отсутствие синтезирования апертуры. А-50 – узконаправленный самолёт, возможности которого сосредоточены лишь вокруг поддержки операций по завоеванию превосходства воздухе. И ВВС продолжали остро нуждаться в принципиально новом самолёте, и в итоге работы по такому изделию были начаты в 2002 году.

        Пришло новое тысячелетие, где появились такие термины как «сетецентрическая война» и «системная увязка»; и именно на рассвет этой эпохи пришлось проектирование двух опытных образцов самолётов оптико-радиотехнической разведки Ту-214Р. Поскольку широкое понимание термина «сетецентрической войны» включает в себя объединение всех боевых элементов на поле боя в единый, оперативный и точный военный «организм», Ту-214Р по всем критериям соответствует данному понятию, а по некоторым уже и вырвался далеко вперёд. Утверждая это, я полагался на некоторые разглашённые данные о визирных системах нового разведчика.

        Первое, что нужно отметить, Ту-214Р имеет в составе наблюдательного оборудования телевизионный и инфракрасный комплекс оптико-электронной разведки «Фракция», который в хороших метеорологических условиях способен передать картинку наземной обстановки на территории противника за сотни километров от самого самолёта. E-3C подобной системой не обладает. Второе важное качество в том, что самолёт создавался гораздо позже американского аналога, а поэтому был учтён двадцатилетний опыт применения подобных систем за рубежом и использованы самые последние веяния российской радиолокации.

        «Центральный научно-исследовательский институт им. А. И. Берга» разработал для Ту-214Р совершенно новый широкоугольный радиолокатор, который помимо использования активных фазированных антенных решёток и антенн пассивного наблюдения использует многочастотные режимы сканирования земной поверхности. Напомню, что РЛС американского E-8C одночастотная (Х-диапазон). Данный диапазон эффективен лишь по отношению к воздушным и поверхностным наземным целям, где преградой распространения электромагнитных волн является лишь атмосфера. Атмосфера имеет низкий коэффициент затухания радиоволн.

        Но стратегические объекты на вражеской территории могут находится не только на поверхности, но и под водным, снежным, песчаным покровами определённой толщины, где сантиметровые волны абсолютно неэффективны. Этот момент требует более сложной и многочастотной радиолокационной станции, которая способна работать в декаметровом и метровом диапазонах (в среднем, от 20 до 300МГц). Такие волны имеют менее высокий коэффициент затухания в твёрдой среде и распространяются с достаточным потенциалом для отражения от цели, возврата и идентификации на борту разведывательного самолёта. Данный радиолокатор называется МРК-411. Многочастотный режим позволяет наблюдать цели, скрытые различными видами грунта, благодаря чему его ещё можно называть «подповерхностным радиолокатором».

        Исследования подповерхностной радиолокации проводились геологами и военными США и СССР ещё со времён далёких пятидесятых. Для такого режима работы чаще используется нижняя граница метрового диапазона волн с частотой от 50 до 250МГц, в некоторых случаях верхних границ декаметрового диапазона и сейчас в этом направлении достигнут определённый прогресс. Между тем такие частоты всё ещё остаются «экзотикой», которая только зарождается в военной отрасли. Наиболее чётко вопрос рассматривается в книге Финкельштейна М.И., Карпухина В.И., Кутева В.А., Метелкина В.Н. «Подповерхностная радиолокация», изданной в 1994 году.

        Как видим, отечественная инженерная мысль снова добилась огромных успехов в проектировании перспективных авиационных комплексов разведки нового века. А что же с началом испытаний и применением двух построенных бортов Ту-214Р. Эта история столь же интересна, как и недавняя уникальная операция российского ВМФ по сдерживания объединённых военно-морских сил НАТО перед планировавшемся массированным ракетно-авиационным ударом по правительственным войскам Сирии.

        О первом выходе Ту-214Р в международное воздушное пространство стало известно 17 декабря 2012 года, тогда перспективный российских разведчик наделал немало «шума» близ берегов Японии. Первый опытный экземпляр Ту-214Р (бортовой номер «RA-64511») неожиданно появился над Японским морем, что заставило ВВС Японии поднять в воздух истребители F-2A на сопровождение. Полёт вдоль японских территориальных вод мог вызвать удивление лишь у дилетанта, ведь именно на территории этого островного государства развёртывается современные системы ПРО на базе «Aegis», а также базируются подразделения ВВС США, оснащённые разведывательными «Global Hawk». Эти факты свидетельствуют об увеличении опасности с Тихоокеанского стратегического направления как для российской, так и для китайской сторон.

        Траектория Ту-214Р близ японских берегов

        Второй случай куда более интересный. Второй опытный экземпляр с номером «RA-64514» появился на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях, непосредственно на Европейском театре военных действий. Поздней ночью 17 июня 2015 года Ту-214Р, совершая испытательный полёт со взлётом и посадкой на ВПП ОАО «КАПО им. Горбунова», совершил «фигурный» облёт границы Северной Украины, а также границ Новороссии (ДНР и ЛНР). Траектория полёта проходила вдоль границы с Украиной и самопровозглашёнными республиками от Черниговской области до южного стратегически важного для ополчения и Киева города Мариуполь, находящегося на берегу Азовского моря.

        Данный полёт был обнародован известным интернет-сайтом «www.flightradar24.com». Ту-214Р пролетал вдоль границ Сумской и Харьковской областей, Луганской Народной Республики, затем пересёк Таганрогский залив и продолжил полёт над Ейском в сторону Крыма. Покинув воздушное пространство Крыма, Ту-214Р приблизился к Одесской области и Приднестровью (именно там украинская сторона проявляет агрессию, блокируя ОГРВ в ПМР системами ПВО С-300ПС).

        Как я считаю, такая траектория опытного самолёта разведки позволило наиболее чётко и оперативно осмотреть ситуацию в районе как Новоросси, где против русского нарда Юго-Восточной Украины киевская власть применила собственную и иностранную военную силу, так и Приднестровья, где ситуация с «блокадой» российских военных и миротворцев зашла в тупик и требует наиболее решительных действий со стороны России. Пролёт самолёта Ту-214Р близ города Мариуполь позволил достаточно правдоподобно оценить происходящее на линии разграничения между ополчением ДНР и украинской армией, ведь дальность действия радиолокационного комплекса МРК-411 превышает 250 км, а дальность до города составила чуть более 65 километров.

        Траектория испытательного полёта Ту-214Р близ украинской границы

        Начало испытаний Ту-214Р – очень хорошая новость для ВВС России. Отныне Россия имеет возможность наблюдения не только лишь за ограниченными оперативными и наиболее непредсказуемыми участками на ТВД, а и за всем театром военных действий: эффективность вскрытия намерений противника возрастает в несколько десятков раз. Но этот самолёт не является единственным воздушным командным пунктом в российской армии.

        Существует ещё один вариант «Тушки», разработанный непосредственно для администрации президента России. Данный самолёт можно по праву считать главным воздушным командным пунктом – или самолётом «глобального конфликта». Такая классификация для нового Ту-214СР подходит наиболее, ведь он является одним из самых перспективных воздушных ретрансляторов в мире. Данных об этом самолёте ещё меньше, чем о разведывательном Ту-214Р, так как назначение воздушного штаба Ту-214СР попадает в список наиболее секретных грядущих военных операций стратегического назначения, согласованных напрямую с Верховным главнокомандующим ВС России – президентом Российской Федерации.

        Аналогичными параметрами связного радиоэлектронного оборудования обладают ВКП Ил-87, которые разработаны для координации боевых действий на ТВД, где применяется ядерное оружие, только они были разработаны не для президентской администрации, а для Генштаба Вооружённых сил России. До 1997 года 4 Ил-87 находились в Отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции, после – были переведены 3-ю АЭ военной части 22737, базирующейся на аэродроме Чкаловский. Сейчас известно о 4 самолётах Ил-87, на первом из которых проводятся работы по ремонту силовых установок.

        Воздушный командный пункт Генштаба Ил-87

        Ил-86ВКП(Ил-87) можно считать побратимом Ту-214СР. На верхней поверхности фюзеляжа самолёты имеют кок-обтекатель из радиопрозрачного материала, в котором устанавливается оборудование тактической и стратегической связи с военными спутниками и любыми самолётами ВВС России. У Ил-87 также имеется специальный модуль с троссовой сверхдлинноволновой антенной, которая предназначена для связи с многоцелевыми АПЛ, а также ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. Ту-214СР такого оборудования не несёт. Но Ту-214СР имеет важное достоинство перед Ил-87, его радиус действия за счёт двух более экономных двигателей ПС-90А и дополнительных топливных составляет около 5000 км: самолёт может дольше находится в воздухе.

        Ту-214СР является самолётом-ретранслятором, который предназначен для обеспечения тактической и стратегической радиосвязи между различными родами войск ВС России с возможностью её корректировки в соответствии решениями администрации главы государства. Радиотехнический комплекс связи производится на Омском радиозаводе Попова и является наиболее секретной частью проекта ретранслятора. Система многоканальная и многочастотная, связывающая в единую боевую сеть юниты наземного/воздушного/космического базирования. В эксплуатацию первый «борт» серии был введен 1 июня 2009 года.

        Один из самых запоминающихся неофициальных полётов Ту-214СР был проведён в августе 2013 года. Самолёт с бортовым номером RA-64516 совершил полёт из аэропорта Внуково в Южный военный округ (Краснодарский край, акватория Чёрного моря). Самолёт вышел на круговую траекторию с центром радиуса над Анапой. Дежурство проводилось в окружности диаметром 80 км, на высоте от 7000 до 8200 м и при скорости 700 км/ч. Судя по всему, проводились определённые испытания комплекса спецсвязи для проверки системной увязки с подразделениями ЮВО.

        Данные об этом интригующем полёте были получены от всё того же web-ресурса «www.flightradar24.com». Применение ретранслятора в воздушном пространстве Европейского ТВД также указывает на большую важность этого стратегического направления, поскольку Чёрное море является совершенно непредсказуемым, в военном плане, регионом: сегодня там спокойно, а уже завтра может появится крупная корабельная ударная группировка ОВМС НАТО, а в акватории расположена стратегически важная инфраструктура Черноморского флота в Крыму и Новороссийске.

        Полёт ретранслятора Ту-214СР над Краснодарским краем

        Как видите, самолёты «Туполева» являются сегодня неотъемлемой частью стратегической компоненты ВВС. Ту-214Р и Ту-214СР – самолёты, которые полностью изменяют концепцию действий ВС России в XXI веке, и показывают, кто в действительности доминирует в воздушном пространстве Восточной Европы.

        Так, напряжённость и непредсказуемость ситуации на Донбассе и в Приднестровье заставляет российскую сторону действовать обдуманно, взвешенно, но и демонстративно. Применение самолёта стратегической разведки ТУ-214Р в этом регионе показывает всю решительность Генштаба ВС России по отношению к данному региону, где поддержка ощущалась ещё с незапамятных времён. В случае обострения ситуации в Приднестровье и на Донбассе можно ожидать дальнейших полётов этого самолёта по этой же траектории с целью дополнительной разведки и планирования ответных мер, ведь силовой акции со стороны Украины и Запада ещё никто не исключал.

        Самолет-ретранслятор Ту-214СР: летно-технические характеристики

        Его главное назначение – обеспечение президента России связью.

        Внешне Ту-214СР отличается от обычного Ту-214 обтекателем антенн в верхней части фюзеляжа.

        Этот воздушный корабль вмещает 62 человека, имеет дополнительные системы энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классике», а четырьмя летчиками, дальность полета увеличена с семи тысяч до 10 тысяч километров (за счет установки дополнительных топливных баков).

        Электропитание самолета усилено, добавлено четыре генератора, поскольку борт насыщен приборами и агрегатами.

        Ту-214СР оборудован радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для нее нужна система наземных радиостанций, самолетов-ретрансляторов и спутников.

        Неоспоримое преимущество такой системы – ее высокая защищенность. Информация идет по узкому лучу с большой скоростью и качеством. В отличие от обычной радиосвязи информацию, передаваемую радиорелейными комплексами, очень сложно перехватить, а также установить точки ее отправления и приема. Система дорогая, но максимально обеспечивает требования секретности.

        Комплексы спецсвязи изготовлены Омским радиозаводом имени Попова.

        Внутренности самолета также претерпели изменения. Вместо привычных рядов кресел – сплошные двери и перегородки. За кабиной пилотов размещен салон на 12 персон для охраны. Далее – три глухих отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. За ними расположены два пассажирских салона – для так называемой передовой группы и журналистов.

        Первый полет Ту-214СР с бортовым номером RA-64515 состоялся 27 апреля 2008 года, 10 декабря того же года взлетел лайнер RA-64516, а 1 июня 2009 года две машины в торжественной обстановке были переданы Управделами президента РФ.

        Стоимость Ту-214СР не раскрывается, серийный Ту-214 стоит чуть больше 1 миллиарда рублей.

        Новые Ту-214СР пришли на смену устаревшим ретрансляторам на базе самолетов Ил-18, эксплуатировавшимся спецотрядом более 40 лет.

        Летно-технические характеристики серийного Ту-214:

        Размах крыла – 42,00 м

        Длина самолета – 46,20 м

        Высота самолета – 13,90 м

        Площадь крыла – 182,40 кв. м

        Крейсерская скорость – 810-850 км/ч

        Практический потолок – 12100 м

        Масса взлетная максимальная – 110,75 т

        Максимальная коммерческая нагрузка – 25,2 т

        Масса максимальная посадочная – 93,0 т

        Масса топлива при полной заправке (с килевым баком), т — 35,71

        Потребная дистанция взлета, м — (t=150, P=760 мм. рт. ст.) — 2030

        Метеоминимумы для автоматической посадки Категория II ICAO

        Взлетная тяга: 2х16140 кгс

        Двигатели: ПС-90А

        ПС-90А – турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности, со смешением потока воздуха и газов, общим реактивным соплом и реверсом тяги.

        В конструкции двигателя применен ряд технических решений, направленных на обеспечение высокой экономичности и весового совершенства.

        Благодаря конструкции двигателей, а также подбору шумопоглощающих устройств самолет Ту-214 с двигателями ПС-90А полностью удовлетворяет требованиям Главы 3 Приложения 16 норм ICAO по уровню шума на местности и требованиям Приложения 16 (том 2) норм ICAO по эмиссии вредных веществ.

        Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников