Танки ленд лиза

Танки ленд-лиза. Объемы и модификации

Первые английские танки (20 машин) были доставлены в Архангельск караваном PQ-1 11 октября 1941 гола. В это же время для улучшения отбора и поставок бронетанковой техники, необходимой для нужд Красной Армии, в Лондон прибыли три офицера Автобронетанкового управления РККА. Они были направлены в центральное танковое депо в Чилвилле. Вместе с военспецами других областей танкисты вошли в состав Инженерного отдела Наркомата Внешней торговли, который возглавил капитан 1 ранга Соловьев. Аналогичная группа военных специалистов была направлена и в США, куда прибыла в январе 1942 года.
Направляемые в СССР танки МК.П «Матильда II» и MK.III «Валентайн И» в соответствии с британской концепцией относились к классу пехотных и поэтому были тихоходны, но зато хорошо бронированы.

Пехотный танк «Матильда И» англичане приняли на вооружение накануне Второй Мировой войны. Эта 27- тонная машина была защищена 78-мм броней, которую не пробивала ни одна немецкая танковая или противотанковая пушка (за исключением 88-мм зенитки ), и вооружалась 40-мм пушкой или 76-мм гаубицей. В качестве двигателя использовалась спарка дизелей ЛЕС или «Лейланд» общей мощностью 174 или 190 л.с, что позволяло танку развивать скорость до 25 км/ч.
Следует отметить, что система обозначений британской бронетанковой техники была довольно сложной и громоздкой. Сначала указывался индекс, присвоенный танку Военным министерством ( MK.II, МК.Ш, MK.IV и т.д.), затем шло название машины ( «Валентайн», «Матильда», «Черчилль» и т.д. ) и указывалась ее модификация ( римскими цифрами ). Таким образом, полное обозначение танка могло выглядеть следующим образом: МК.Ш «Валентайн IX», MK.IV «Черчилль III» и т.п. Для избежания путаницы в данной книге мы будем использовать обозначения английских танков, принятые в Красной Армии в годы войны: название с указанием модификации, например «Валентайн IV», «Валентайн IX» и т.п., или без указания, например MK.IV «Черчилль», МК.Ш «Валентайн», MK.II «Матильда» и т.п.
Всего до августа 1943 года в Великобритании было выпушено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки были отправлены, a 916 прибыли в СССР (остальные погибли в пути).

Английский танк мостоукладчик «Валентайн» (Valentine-Bridgelayer) проходит испытания на полигоне НИБТ Главного бронетанкового управления РККА. Кубинка, 1944 г.
МК.1П «Валентайн» ( по документам РККА «Валентин» или «Валентайн») был разработан фирмой «Виккерс» в 1938 году. Как и «Матильда», он относился к пехотным танкам, однако по массе -16 т- скорее являлся лёгким. Правда, при этом толщина брони «Валентайна» составляла 60-65 мм, а вооружение (в зависимости от модификации) состояло из 40-мм, 57-мм или 75-мм пушки. На «Ва-лентайне I» использовали карбюраторный двигатель АБС в 135 л.с, замененный на последующих модификациях дизелями АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с. Максимальная скорость танка составляла 34 км/ч.
«Валентайны» выпускались с 1940 до начала 1945 гола в 11 модификациях, различавшихся, главным образом, вооружением и типом двигателя. Всего тремя английскими и двумя канадскими фирмами было изготовлено 8275 танков ( 6855 шт. в Англии и 1420 шт. в Канаде). В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских «Валентайнов» (всего 3782 шт.), из которых до России дошло 3332 машины. В СССР поставлялись «Валентайны» семи модификаций:

«Валентайн II» — с 40-мм пушкой, дизельным двигателем АЕС мощностью 131 л.с. и дополнительным наружным топливным баком;
«Валентайн 111» — с трехместной башней и экипажем из четырех человек;
«Валентайн IV» — «Валентайн II» с дизелем GMC в 138 л.с;
«Валентайн V» — «Валентайн III» с дизелем GMC в 138 л.с;
«Валентайн VII» — канадский вариант «Валентайна IV» с цельнолитой лобовой деталью корпуса и спаренным 7,62-мм пулеметом «Браунинг» (вместо 7,92-мм пулемета BESA, устанавливавшегося на «Валентайнах» английского производства);
«Валентайн IX» — «Валентайн V» с 57-мм пушкой с длиной ствола в 42 калибра, установленной в двухместной башне без спаренного пулемета;
«Валентайн X» — «Валентайн IX» с 57-мм пушкой с длиной ствола в 50 калибров, спаренной с пулеметом, и двигателем GMC мощностью 165 л.с.
Кроме основных модификаций «Валентайна», в 1944 году Красная Армия получила и MK.II1 «Ва-лентайн-мостоукладчик» (Valcntine-Bridgelayer) -по советской терминологии «МК.ЗМ».
Пожалуй, канадский вариант «Валентайна» (модификации VII) был даже надежнее и технически совершеннее, чем его английский предшественник.
Канадские «Валентайны» поставлялись в Красную Армию с 1942 по 1944 годы, причем основная доля поставок пришлась на 1943 год.
Еще одной машиной, с которой начались поставки союзного вооружения в СССР, следует считать английский БТР «Универсал» (по советской терминологии MK.I «Универсал», или У-1, или «Брен»). Эта легкая гусеничная машина весом около 3,5 т была самым массовым бронетранспортёром Второй Мировой войны. С 1935 по 1945 годы в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и США было выпущено 89595 машин такого класса, из которых 2008 (английского и канадского производства) попали в СССР. БТР «Универсал» имел вооружение из пулеметов «Брен»и противотанкового ружья «Бойс», толщина брони составляла 7-11 мм. Двигатель «Форд» мощностью 85 л.с. позволял 3,5-тонной машине с экипажем из двух человек и тремя-четырьмя десантниками развивать скорость до 50 км/ч.
В первый год функционирования системы поставок Красная Армия получила 361 танк МК.П «Матильда» и MK.III «Валентайн», а также 330 БТР «Универсал». Правда, из этого количества в боях в 1941 году использовались единицы, поэтому роль британской бронетехники в боях под Москвой была более чем скромной.
Следует отметить, что система обозначений британской бронетанковой техники была довольно сложной и громоздкой. Сначала указывался индекс, присвоенный танку Военным министерством ( MK.II, МК.Ш, MK.IV и т.д.), затем шло название машины ( «Валентайн», «Матильда», «Черчилль» и т.д. ) и указывалась ее модификация ( римскими цифрами ). Таким образом, полное обозначение танка могло выглядеть следующим образом: МК.Ш «Валентайн IX», MK.IV «Черчилль III» и т.п. Для избежания путаницы в данной книге мы будем использовать обозначения английских танков, принятые в Красной Армии в годы войны: название с указанием модификации, например «Валентайн IV», «Валентайн IX» и т.п., или без указания, например MK.IV «Черчилль», МК.Ш «Валентайн», MK.II «Матильда» и т.п.

В январе 1942 года в СССР было поставлено 20 из 177 выпущенных танков MK.VII «Тетрарх» (советское обозначение «Виккерс VII» или МК. VII). Это были легкие разведывательные машины, весом 7,6 т , вооруженные 40-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом BESA и защищенные Ю…16-мм броней. 165 — сильный карбюраторный двигатель Meadows МАТ позволял танку развивать скорость 64 км/ч. Скорее всего, поставки этого типа танка обусловлены интересом к результатам его применения на советско-германском фронте.
С лета 1942 года в Советский Союз небольшими партиями стали поступать тяжелые британские танки МК. IV «Черчилль». Они производились в Великобритании с лета 1941 года до конца Второй Мировой войны в 16 модификациях. В СССР поступали только две, различавшиеся способом изготовления башен: «Черчилль III» — со сварной башней и «Черчилль IV» — с литой башней (в советских документах эти модификации никак не различались, и все танки обозначались MK.IV, MK.IV «Черчилль», или просто «Черчилль»). Защищенный 77…175-мм броней 40-тонный танк имел 350 — сильный карбюраторный двигатель Bedford и развивал скорость до 25 км/ч. Вооружение «Черчилля» состояло из 57-мм пушки и двух пулеметов BESA. Начиная с осени 1942 года эти машины направляли для укомплектования тяжелых танковых полков прорыва. Из 5640 выпушенных и 344 отправленных в СССР попало только 253 «Черчилля III и IV».
С начала 1942 года к организации поставок по ленд-лизу со свойственным им размахом подключились США, которые начали отправлять в нашу страну танки МЗ «Генерал Стюарт» ( по советской терминологии, МЗ легкий, или МЗл ) и МЗ «Генерал Ли» ( по советской терминологии, МЗ средний, или МЗс).
МЗ «Стюарт» являлся самым массовым легким танком Второй Мировой войны. С 1941 по 1944 год двумя американскими фирмами изготовлено 13859 машин трех модификаций. В СССР поступали модификации МЗ и МЗА1, различавшиеся формой башни, способом изготовления корпуса и количеством пулеметов. Это были 13-тонные машины, защищенные 13…45-мм броней и вооруженные 37-мм пушкой и тремя (на МЗА1) — пятью (на МЗ) 7,62-мм пулеметами Browning. Карбюраторный двигатель Continental мощностью 250 л.с. (или дизель Guiberson в 210 л.с.) разгоняли танки до 50 км/ч. В 1942-1943 годах в СССР было отправлено 340 МЗ и 1336 МЗА1, а попало 1232 танка (в том числе 211 дизельных).
МЗ «Ли», разработанный в 1941 году, представлял из себя довольно архаичную конструкцию с трехъярусным расположением вооружения. Производство этих трехметровых монстров развернулось на заводах пяти фирм, где в 1941-1942 годах было выпущено 6258 танков шести модификаций, отличавшихся, главным образом, технологией изготовления и типом двигателя. В СССР в основном поставлялись машины модификации МЗ, массой 29 т, имевшие броню 22-50 мм и вооружение, состоящее из 75-мм и 37-мм орудий и трех пулеметов Browning. Звездообразный карбюраторный двигатель Continental R-975-EC2 мощностью 340 л.с. (или дизель Guiberson ) разгонял эту машину до 42 км/ч.
В 1942-1943 годах из США в нашу страну было отправлено 1386 танков МЗс, а получено 976 машин, которые активно использовались в сражениях 1942 — 1943 годов.
Американский средний танк М2А1
Также, судя по советским документам, вместе с первыми партиями американских танков МЗ средний в 1942 году в СССР попало несколько его «предшественников» — танков М2А1 (советское обозначение М2 средний). При массе 17,2 тонны танк М2 вооружался 37-мм пушкой в башне и шестью 7,62-мм пулеметами Browning в корпусе. М2А1 имел броню толщиной 32 мм, двигатель мощностью 400 л.с. позволял ему разгоняться до 42 км/ч. В США было изготовлено всего 94 таких танка, использовавшихся в американской армии только в учебных целях.
Однако самым массовым зарубежным танком в Красной Армии стал М4 «Генерал Шерман» американского производства. Первые машины прибыли в СССР в конце 1942 года, но пик поставок пришелся на 1944 год, когда в нашу страну было отправлено 2345 танков М4А2, что составляло более 2/3 всех поставок иностранной бронетехники в этом году. А всего в США с февраля 1942 по август 1945 года было изготовлено 49234 «Шермана» 13 модификаций. В СССР поставляли модификации М4А2 (с 75-мм пушкой) и М4А2 (76)W (с 76-мм пушкой) с дизельным двигателем GMC мощностью 375 л.с. Масса танков составляла (в зависимости от вооружения) 31-33 т, бронирование — 50…100 мм, скорость — до 40 км/ч.
За годы войны на американских предприятиях было изготовлено 10960 танков М4А2, в СССР было отправлено 4063 машины (1990 с 75-мм пушкой, 2073 с 76-мм орудием), а получено военной приемкой 3664 машины, втом числе и небольшое количество М4А2 76(W) HVSS с новой горизонтальной подвеской в июне 1945 года, которые участвовали в войне с Японией.
Помимо линейных, Красная Армия получила 127 ремонтных танков М31 (советское обозначение Т-2), изготовленных на базе МЗ среднего, на котором демонтировали основное вооружение и установили крановое оборудование и лебедку.
В 1944 году из США были получены 52 самоходно-артиллерийские установки М10, которые были направлены на формирование двух самоходно-артиллерийских полков. Построенная на базе танка М4А2, САУ имела броню 25…57 мм и вооружалась мощной 76,2-мм пушкой во вращающейся открытой сверху башне. Дизель GMC мощностью 375 л.с. позволял самоходке массой 29,5 т развивать скорость 48 км/ч.
Кроме танков, в СССР из США в больших количествах поступали бронетранспортеры и различные машины на их базе.
Американские колесные бронетранспортеры были представлены в РККА машиной Scout Car МЗА1 фирмы White (в советских документах проходит как «бронетранспортер», бронемашина», или «полубронемашина» МЗА1, или «Скаут»). «Скаут» был прекрасно приспособлен для разведывательных целей. При массе 5,6 т машина имела толщину брони до 12,7 мм и могла перевозить 8 человек (2 -экипаж, 6 — десант). 110-сильный карбюраторный двигатель позволял бронетранспортеру развивать скорость до 105 км/ч. Штатное вооружение «Скаута» включало 12,7-мм крупнокалиберный и 7,62-мм пулеметы Browning, не считая личного оружия экипажа. В РККА бронетранспортеры «Скаут» использовались в составе разведывательных рот танковых и механизированных бригад, мотоциклетных батальонов корпусного подчинения и в отдельных мотоциклетных полках танковых армий. За годы войны в США было построено 20894 машины «Скаут», из них 3034 попали в бронетанковые и механизированные войска Красной Армии.

Американские полугусеничные бронетранспортеры М2, МЗ, М9 поступали в части, подчиненные ГБТУ, в небольших количествах (всего 118 единиц), так как основная масса этих машин — 1082 штуки направлялась в артиллерию (в основном, в истребительно-противотанковую), где они использовались для буксировки 76…100-мм орудий.
В танковых соединениях эти бронетранспортеры, способные перевозить от 10 до 13 человек, превращали в командирские машины бригад, корпусов, армий. 16-мм броня, двигатель мощностью 147 л.с, позволявший машине развивать скорость до 72 км/ч, и наличие тента позволяли штабной или оперативной группе механизированного соединения управлять боем с удовлетворительным комфортом. Оборонительное вооружение М2 состояло из двух пулеметов Browning и было идентично колесному «Скауту».

Ремонтно-эвакуационный танк М31 на базе МЗ «Ли» на испытаниях в Кубинке.
На базе полугусеничных бронетранспортеров семейства М2-М9 изготавливались различные САУ, также поставлявшиеся в нашу страну.
САУ Т-48 ( советское обозначение СУ-57) представляли из себя 57-мм пушку, установленную в боевом отделении американского полугусеничного бронетранспортера МЗ. Первоначально заказ на эту конструкцию был выдан Великобританией, но затем из-за относительной слабости вооружения и неопределенности с тактическим применением часть машин передали СССР. СУ-57 в количестве 650 штук поступила на вооружение легких самоход-но-артиллерийских бригад (сабр), а также подивизионно и побатарейно — в состав отдельных бронеавтомобильных разведывательных рот и мотоциклетных батальонов (полков).
Зенитная СУ М15 представляла из себя полугусеничный БТР МЗ с установленным на нем комбинированным пулемстно-пушечным вооружением, состоящим из 37-мм пушки М1А2 и двух пулеметов Browning М2 калибром 12, 7 мм. Это грозное оружие, способное уничтожать не только низколетящие воздушные, но и легкобронированные цели, поставлялось в СССР в незначительном количестве. Из 2332 выпущенных в США ЗСУ М15 в танковых частях РККА находилось всего 100 машин.
Зенитная СУ М17 была вооружена четырьмя 12,7-мм пулеметами Browning М2 в авиационной вращающейся установке, смонтированной на базе БТР М5. Все 1000 зенитных СУ Ml7, изготовленных в США, были поставлены в Советский Союз.
Все поставленные из Соединенных Штатов ЗСУ использовались в составе механизированных и танковых войск Красной Армии. Ими, наряду с советскими буксируемыми орудиями, укомплектовали отдельные зенитные полки, батальоны и роты корпусов и танковых армий. Например, в 7-й Гвардейский танковый корпус на январь 1945 года входил 287-й зенитно-артиллерийский полк в составе 16 37-мм зенитных пушек и десяти ЗСУ М17.
Особняком среди поставленной по ленд-лизу бронетехники стоит 13-тонный тяжелый бронированный скоростной трактор М5. Построенный на базе ходовой части легкого танка МЗ «Генерал Стюарт», тягач имел двигатель Continental R6572 мощностью 235 л.с. и был способен буксировать орудия калибром до 155 мм, одновременно перевозя 8-9 человек со скоростью 56 км/ч. Кабина была открытого типа, с брезентовой крышей. Водитель и расчет орудия располагались в передней части машины. Из 5290 машин, выпущенных фирмой International Harvester, в СССР в 1944-1945 годах попало 200 М5, которые направлялись исключительно в артиллерийские части РГК, где использовались для буксировки 122 и 152-мм корпусных пушек.
Кроме боевых машин, в Красную Армию в течение всего периода войны поставлялись различные ремонтно-эвакуационные средства. Наряду с уже упомянутым ремонтно-эвакуационным танком М31, Красная Армия получала колесные английские тягачи Scammel в двух модификациях и американские машины RE028XS, Diamond Т-980.
Тяжелый аварийный тягач Scammel был разработан для английской армии в вариантах буксировщика танков (Scammell TRMU/30) и эвакуационной машины (Scammell PIONEER SV/2S). Дизель Gardner GL мощностью 102 л.с. позволял с помощью прицепа буксировать по дорогам с твердым покрытием груз до 30 т. Однако в ходе боев в Северной Африке Scammel TRMU/30 подвозили к линии фронта даже 42-тонные «Черчилли». На эвакуационный PIONEER SV/2S была установлена мощная лебедка-кран для ремонтных работ.
Поставки Scammel в нашу страну начались с 1942 года и были крайне ограничены. Однако в самой Великобритании за весь период войны было выпущено 548 Scammell TRMU/30 и 768 Scammell SV/2S, поэтому несколько десятков этих тягачей, поставленных в РККА, в сравнении с общим объемом производства являлись внушительной цифрой. До начала массовых американских поставок эти машины распределялись по фронтам буквально поштучно. Так, на Ленинградском фронте в подчинении эвакороты фронта был всего один тягач Scammell (остальная техника была советского производства) и т.д.
Американский транспортер REO со специальным прицепом предназначался для перевозки танков и САУ весом до 20 тонн по дорогам с твердым покрытием и по сухим грунтовым дорогам. Конструкция прицепа позволяла погружать и разгружать технику своим ходом, при транспортировке неисправных танков погрузка на прицеп производилась лебедкой. Транспортер RE028XS имел шестици-липдровый дизель Cummings НВ-600 водяного охлаждения мощностью 150 л.с. Для безопасности транспортировки танков и самоходок имелся набор крепежных приспособлений (цепи, колодки, растяжки и т.д.). В течение 1943-1944 годов Красная Армия получила 190 таких машин, однако, в связи с общей тенденцией увеличения веса танков, требовался тягач, способный буксировать более тяжелые машины. Им стал новый американский балластный тягач Diamond Т-980. Транспортер состоял из трехосного 8-тонного тягача и трехосного колесного 45-тонного прицепа Roger Trailer. Он мог быть использован для перевозки грузов весом до 45 тонн по сухим грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием. Транспортер Diamond Т-980 для удобства разгрузки и погрузки танков был оборудован мощной лебедкой с приводом от двигателя. Кроме того, конструкция прицепа давала возможность грузить исправные танки своим ходом. Мощность двигателя Hercules DFXE достигала 200 л.с, что обеспечивало перевозку груза на прицепе со скоростью 26 км/ч. С 1943 по 1945 годы было получено 295 тягачей типа Diamond Т-980. Эти машины поступали в распоряжение эвакорот фронтов и армий. Так, в составе 1-й Гвардейской танковой армии находилась 67-я эвакорота, в которой, кроме «Ворошиловцев» и «Коминтернов», на январь 1945 года числились 2 Т-980. Обычно, в состав эвакосредств армии выделялось не более двух машин. На 5.08.1945 года для обеспечения эвакуации бронетанковой техники частей и соединений, подготовленных для удара по японским войскам в Маньчжурии, был создан 1-й бронетанковый ремонтно-эвакуационный центр, из состава которого для обеспечения армейских нужд выделялись смешанные эвакогруппы. 1-я Краснознаменная армия получила 3 тягача на базе Т-34 и 2 Т-980 Diamond, а 5-я армия — 6 Т-34 и 2 Diamond. К концу войны отчеты ремонтно-эвакуа-ционных служб пестрели предложениями об увеличении количества машин-тягачей до 4-5 штук на армию.

В РККА колесные тягачи с прицепами для перевозки танков к линии фронта использовались чрезвычайно редко. Из-за их относительной малочисленности и наличия лебедок тягачи Scammell, REO, Diamond прежде всего были необходимы для оперативной эвакуации тяжелых бронированных машин, особенно из районов с болотистой местностью.
Танки Т-2 (М31) в спарке буксируют тяжелый КВ-1. Полигон НИБТ, зима 1942-43гг.
С конца 1943 года в Советский Союз в больших количествах стали поступать автомобильные ремонтные мастерские американского и канадского производства.
Полный парк американских мастерских насчитывал до десяти различных ремонтных единиц и по существу являлся полевым танкоремонтным заводом. Он состоял из следующих машин:
1. Механическая мастерская М16А (на шасси Studebacker US-6).
2. Механическая мастерская М16В (на шасси US-6).
3. Слесарно-механическая мастерская М8А (на шасси US-6).
4. Кузнечно-сварочная мастерская М12 (на шасси US-6).
5. Электроремонтная мастерская М18 (на шасси US-6).
6. Мастерская по ремонту вооружения М7 (на шасси US-6).
7. Инструментальная мастерская (на шасси StudebekkerUS-6).
8. Складские машины М14 (на шасси US-6).
9. 10-тонный кран Ml или М1А1 (на шасси WARD LaFRANCE 1000 М1А1, реже на шасси KENWORTH 570 Ml).
10. Ремонтный танк М31 (Т-2).
Полный парк канадских мастерских был меньше американского и состоял из следующих машин:
1 Механическая мастерская A3 (на шасси GMC — 353 американского производства).
2. Механическая мастерская D3 (на шасси GMC -353 американского производства).
3. Подвижная зарядная станция (ПЗС) OFP-3 (на шасси Ford C298QF/F60L канадского производства).
4. Электросварочная мастерская KL-3 (на шасси Ford F15A канадского производства).
5. Электроремонтная мастерская (на шасси GMC — 353 американского производства).
6. Силовая установка на 9 КВТ на прицепе.
Американскими и канадскими парками комплектовались, в основном, ремонтные части армейского и фронтового подчинения (подвижные танкоремонтные заводы, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны и т.п.). Это позволяло производить не только средний, но и капитальный ремонт бронетанковой техники, в то время как советское оборудование подобного типа было рассчитано, главным образом, на текущий ремонт.
В СССР поставлялась также отдельная кузнечно-сварочная мастерская (на шасси GMC Chevrolet 7107 американского или Chevrolet канадского производства), которая шла на укомплектование ремонтных подразделений непосредственно в танковые части. Всего за 1944-1945 годы в СССР из Канады было поставлено 1590 поход-но-ремонтных мастерских всех типов (данными о количестве американских мастерских авторы не располагают).
ЗСУ М15А1, Кубинка, 1944г.
Таким образом, за весь период войны СССР получал не только боевые машины и запчасти к ним, но и современное ремонтное оборудование зарубежного производства, что обеспечивало весь цикл грамотной эксплуатации танкового парка РККА как отечественного, так и зарубежного производства.
В заключение следует отметить, что одной из проблем оценки объемов поставок по ленд-лизу является система подсчета. В большинстве отечественных и зарубежных работ, посвященных этой теме, авторы оперируют западными данными, которые превышают советские на 3-4 сотни единиц. Это обусловлено, во-первых, потерей части танков при транспортировке Северными конвоями (особенно в 1942-1943 гг.), во-вторых, тем, что заявки Советского Союза на тот или иной тип техники часто принимались за данные по отправке. Поэтому у различных авторов встречаются совершенно разные количественные данные.
Кроме того, большинство отечественных архивных материалов, касающихся ленд-лиза, до сих пор недоступны большинству исследователей. Поэтому оценить реальные объемы поставок пока не представляется возможным.
Приведенные здесь таблицы составлены по данным приемных комиссий ГБТУ Красной Армии и представляются авторам наиболее близкими к истине (таблица 3, 4 и 5).
Таблица 3. Поставки в СССР бронетанковой техники из Великобритании и Канады с 1941 по 1945 годы (по данным приемных комиссий ГБТУ КА)

1 Из них 27 из Канады. Из них все 16 из Канады.
2 С 1943 по 1945 годы в СССР из Великобритании для ознакомительных целей поставлялись английские крейсерские танки «Кромвель» (шесть штук), переоборудованные в минные тралы «Шерманы» под наименованием «Шерман-Краб» (три штуки), огнеметные машины «Черчилль-Крокодил» (пять штук), бронеавтомобили АЕС и «Дэймлер» (по одному экземпляру), огнеметный вариант БТР «Универсал» под названием «Оса», а также канадские снегоходы «Бомбардир» (шесть штук).
Таблица 4. Поставки в СССР бронетанковой техники из США с 1941 по 1945 годы (по данным приемных комиссий ГБТУ КА)

3 В 1943 году со дна Северного Ледовитого океана с борта затонувшего транспорта силами ремонтных частей Карельского фронта было поднято 12 танков МЗс из числа поставок за 1942 год. После включения 11 МЗс в состав частей Карельского фронта количество поставленных в СССР танков этого типа на 1943 год стало составлять 175 единиц.
2 В 1942 году под маркой МЗ средний в СССР было доставлено несколько американских средних танков М2А1.
3 3десь приведены данные только по БТР, поступившим в ведение ГБТУ КА. Кроме того, с 1942 по 1945 год 1082 бронетранспортера М2,МЗ,М9 было передано Главному артиллерийскому управлению для использования их в качестве артиллерийских тягачей. Таким образом, общее количество полугусеничных БТР, поставленных по ленд-лизу в Советский Союз, составляет 1200 штук.
Для испытаний и ознакомления в 1943-1945 годах из США в СССР были направлены один тяжелый танкТ26 «Генерал Першингу пять легких танков М5, два легких танка М24 «Генерал Чаффи» и пять САУ Т-70.
Таблица 5. Поставки в СССР колесных танковых транспортеров из США в 1941-1945 годах (по данным приемных комиссий ГБТУ КА)

Ленд-лиз

  • lend-lease (англ.). The Columbia Electronic Encyclopedia. Дата обращения 18 ноября 2015.
  • IWM (H 14786). British tanks 1939-45. Imperial War Museums. Дата обращения 14 октября 2019.
  • Пересчёт произведён на основе официальных данных по инфляции в США за 1913—2008 годы от Bureau of Labor Statistics (США)
  • Marcus R. Erlandson ‘The Big ‘L’ — Lend-Lease: An Assessment of a Government Bureaucracy — Alan Gropman, 1997, National Defense University Press, Washington DC
  • Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858—60; 1:520
  • Подробно методология составления данной таблицы освещена в статье Военное производство во время Второй мировой войны.
  • до 8 сентября 1944 года
  • до 25 августа 1944
  • О. Б. Рахманин. Архивная копия от 19 сентября 2007 на Wayback Machine)
  • Сократились ли поставки по ленд-лизу в 1943 г.?. Архивировано 25 февраля 2013 года.
  • The Reichstag speech of December 11, 1941: Hitler’s declaration of war against the United States.
  • Речь А. Гитлера об объявлении войны США 11 декабря 1941 г. (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2010. Архивировано 9 ноября 2011 года.
  • Куманёв Георгий Александрович. Говорят сталинские наркомы. — Смоленск : Русич, 2005. — 632 с. : ил. — ISBN 5–8138–0660–1.
  • 1 2 Sutton—Western-Technology-1945-1965.
  • Джонс Роберт. «Ленд-лиз». Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй Мировой войне. 1941—1945
  • Мягков М. Ю. Вермахт у ворот Москвы, 1941-1942. militera.lib.ru. Дата обращения 17 марта 2016.
  • Великая Отечественная Война Советского Союза 1941—1945. Краткая история.. — 2-е изд.. — М., 1970.
  • Паперно А. Л. Ленд-лиз. Тихий океан.. — М., 1998. — С. 10.
  • Kemp, Paul. Convoy! : drama in arctic waters. — Edison, NJ: Castle Books, 2004. — 256 pages, pages of plates с. — ISBN 0785816038, 9780785816034.
  • Заостровцев Г. А. Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. — Архангельск, 1991.
  • Юнгблюд В. Т., Воробьёва Т. А., Збоев А. В., Калинин А. А., Костин А. А., Смольняк И. В., Чучкалов А. В. Встречными курсами: политика СССР и США на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке в 1939—1947 гг.. — Киров, 2014. — С. 386.
  • Ярославцев В. А. Небо без границ. — Красноярск. — С. Глава: Воздушный мост Аляска-Сибирь.
  • Зимонин В. Ленд-лиз: как это было. газета «Красная Звезда». Дата обращения 25 июля 2016. Архивировано 9 сентября 2013 года.
  • http://www.kscnet.ru/ivs/bibl/paperno1/index_files/rasdel/13.doc
  • RUSSIA (BRITISH EMPIRE WAR ASSISTANCE.
  • Издательство имени Чехова Нью-Йорк, 1952. Проф. С. Н. Прокопович. Народное хозяйство СССР. в двух томах.
  • 257 723 498 пуговиц поставлено по ленд-лизу // Новая газета. — 2017. — № 47—48 (2624—2625) от 05.05.2017.
  • World War II The War Against Germany And Italy. — US Army Center Of Military History. — С. 158.
  • Рельсовые истории. Неизвестное об известном
  • 1 2 «Садовый шланг» Франклина Рузвельта
  • Sutton—Western-Technology-1930-1945.
  • Федеральное агентство по государственным резервам, «Резервы в годы Великой Отечественной войны»
  • 1 2 «Народное хозяйство СССР 1941—1945», с.18,61
  • Н. Вознесенский. Военная экономика СССР. — 1947. — С. 73.
  • World Gold Council: World Gold Council Statistics (англ.). Архивировано 14 октября 2012 года.
  • Motter, TH Vail (1952). The Persian Corridor and Aid to Russia . Center of Military History. pp. 4-6 .
  • Внешняя торговля СССР за 1918—1940 гг. (Статистический обзор). — М. : Внешторгиздат, 1960.
  • В. Гаков. Зелёная цена Победы // Деньги : журнал. — 2002. — № 6 (23).
  • Memorandum by the Assistant Secretary of State for European A fairs ( Perkins ) to the Secretary of State, August 4, 1949.
  • 1 2 Weeks, Albert L. Russia’s Life-Saver: Lend-Lease Aid to the U.S.S.R. in World War II. — New York: Lexington Books. — С. 186 pages. — ISBN 0739145630.
  • 1 2 Igor Lebedev. Aviation Lend-Lease to Russia: Historical Observations. — New York: Nova Science Pub Inc, 1997. — С. 16. — 254 с. — ISBN 156072417X.
  • Bad Debt // Time, 08.10.1960.
  • Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединённых Штатов Америки о торговле (Вместе с «Процедурой применения статьи 3», «Положением о Коммерческом бюро Соединённых Штатов Америки в СССР» и «Положением о Торговом представительстве СССР в Соединённых Штатах Америки») (Заключено в г. Вашингтоне 18.10.1972) // Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 года). — М.: Экономика, 1977, 1977. — С. 143—152. — P. 999.
  • «Соглашение в форме обмена Письмами относительно оплаты остатка, предусмотренного Соглашением между Правительством СССР и Правительством Соединённых Штатов Америки об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензии от 18 октября 1978 года». Заключено в г. Вашингтоне 01.06.1990. Соглашение вступило в силу 01.06.1990. Документ не был опубликован.
  • Соответствует согласованной в 1972 году сумме долга в 722 млн $ за вычетом 48 млн $ советских выплат
  • Договор «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР» от 4 декабря 1991 г.
  • «Распад СССР и международно-правовой статус Российской Федерации», Гавло Ю. Н., Известия АГУ, 2000, № 2 (16)
  • с Украиной, соглашение было подписано 09.12.1994, но так и не ратифицировано парламентом
  • «Международные обязательства и активы бывшего СССР: проблемы раздела и итоговое решение», д.ю.н. Шебанова Н. А., Журнал «NB: Международное право», № 3 за 2013 год
  • ‘RUSSIAN DEBT RESTRUCTURING OVERVIEW, STRUCTURE OF DEBT, LESSONS OF DEFAULT, SEIZURE PROBLEMS AND THE IMF SDRM PROPOSAL’ by Alexander Nadmitov, Harvard Law School, 2004
  • ‘Russia pays off Paris Club debts’, BBC, on 21 August 2006
  • Олег Будницкий. Ленд-лиз: факты и мифы. Forbes Russia (08.05.2015).
  • UK settles WWII debts to allies
  • Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 27 января 2007. Архивировано 18 февраля 2007 года.
  • «America Calls In Debts», Taiwan Jurnal, 03/09/1989 (недоступная ссылка). Дата обращения 14 января 2007. Архивировано 7 декабря 2007 года.
  • 1 2 Юнгблюд В. Т., Воробьёва Т. А., Збоев А. В., Калинин А. А., Костин А. А., Смольняк И. В., Чучкалов А. В. Встречными курсами: политика СССР и США на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке в 1939—1947 гг. — Киров, 2014. — С. 392
  • Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941—1945 (недоступная ссылка). Дата обращения 3 июня 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  • «Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943» — United States Government Printing Office, Washington, 1961
  • Тост за ленд-лиз
  • One War Won — Printout — TIME. www.time.com. Дата обращения 8 октября 2018.
  • Parker, Dana T., 1955-. Building victory : aircraft manufacturing in the Los Angeles area in World War II. — Cypress, CA: D.T. Parker, 2013. — 133 pages с. — ISBN 9780989790604, 0989790606.
  • Куманёв Г. А. А. И. Микоян // Говорят сталинские наркомы. — Смоленск: Русич, 2005. — С. 70. — 632 с., ил.. — ISBN 5–8138–0660–1.
  • Khrushchev, Nikita Sergeevich, 1894-1971. Memoirs of Nikita Khrushchev. Volume 1, Commissar, 1918-1945. — University Park, Pa.: Pennsylvania State University, 2005. — 1 online resource (1 volume) с. — ISBN 0271032170, 9780271032177.
  • Артём Кречетников. «Садовый шланг» Франклина Рузвельта // BBCRussian.com, 29 июня 2007
  • Меллентин Ф., Бронированный кулак вермахта- Смоленск: «Русич», 1999.-528 с.(«Мир в войнах»), стр. 316
  • Меллентин Ф., Бронированный кулак вермахта — Смоленск: «Русич», 1999.-528 с.(«Мир в войнах»), стр. 315
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне)
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне)( стр. 49)
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне), стр. 49
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне), стр. 58
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне) ( стр. 61)
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне)( стр. 55)
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне)( стр. 69)
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне)( стр. 72)
  • Джонс Р.Х. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941 — 1945″/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015- 350 с. — (На линии фронта. Правда о войне)( стр. 79)
  • U.S.State Department, Report on War Aid, 1-8, via Vail Motter
  • Литература

    • Барятинский М. Танки ленд-лиза в бою. — М.: Эксмо, 2009.
    • Бережной С. С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. — СПб., 1994
    • Бутенина Н. В. Ленд-лиз. Сделка века. — М.: Издательство Высшей Школы Экономики, 2004. — 312 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-7598-0239-6.
    • Великая Отечественная Война Советского Союза 1941—1945. Краткая история. 2-е изд. — М., 1970.
    • Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны. Т. 2. Документы и материалы 1 января — 31 декабря 1944. — М: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946 — С. 142—147.
    • Джонс Р. Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй Мировой войне. 1941-1945. — М.: Центрполиграф, 2015. — 252 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9524-5156-8.
    • Кащеев Л. Б., Реминский В. А. Автомобили ленд-лиза. — Харьков, 1998.
    • Комаров М. П. Ленд-лиз для Военно-морского флота СССР. — СПб.: Морское наследие, 2014. — 364 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-905795-10-7.
    • Косторниченко В. Н. Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны // Экономическая история. Обозрение. Вып. 11. — М., 2005. — С. 142—147.
    • Котельников В. Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Русские витязи, 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9906036-3-9.
    • Рыжков Н. И. Великая Отечественная. Ленд-лиз. — М.: Экономическая газета, 2012. — 440 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-4319-0028-0.
    • Стеттиниус Эдвард. Ленд-лиз − оружие победы // Загадки ленд-лиза. — М.: Вече, 2000. — С. 8−304. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7838-0696-X.
    • Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941—1945 гг.. — М.: Андреевский флаг, 1997. — 364 с. — ISBN 5-85608-081-5.
    • Ленд-лиз и Россия. Сост. М. Н. Супрун. — Архангельск, 2006.
    • Поставки Союзников по Лендлизу и другим путям во время Второй Мировой Войны. — М.: Воениздат, 1956.
    • Л. В. Поздеева. Англия и закон о ленд-лизе // журнал «Новая и новейшая история», № 4, 1961. стр. 46-60

    Ссылки

    • Закон о ленд-лизе
    • Восточный Фронт — ленд-лиз
    • Вокруг Ленд-Лиза
    • Ленд-лиз на hrono.ru
    • Проект «Ленд-Лиз» на airforce.ru
    • Симонов В. Когда солдаты шли к Эльбе
    • Вислых А. Спасительный ленд-лиз
    • Ленд-лиз. История трассы Алсиб (Аляска-Сибирь)
    • С. Монин Маршруты ленд-лиза // журнал «Обозреватель», № 6 за 2010 год
    • lend-lease.ru — Музей Ленд-лиза
    • Официальная история ленд-лиза в Англию (англ.)
    • Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941—1945. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1957 (англ.)
    • R. H. Jones «The Roads to Russia: United State Lend-Lease to the Soviet Union (недоступная ссылка)», University of Oklahoma, 1969
    • George C. Herring Lend-Lease to Russia and the Origins of the Cold War, 1944—1945 // The Journal of American History, Vol. 56, No. 1 (Jun), 1969, pp. 93-114
    • Complete List of Lend Lease to Russia including atomic materials{{{2}}}

    Словари и энциклопедии

    Нормативный контроль

    LCCN: sh85075974

    Небольшой обзор по боевому использованию американского танка М4А2 в Красной Армии в период май 1943- июнь 1944 гг.
    Рисунок из истории боевых действий 9-го гвардейского механизированного корпуса.
    Согласно данным . опубликованным Юрием Пашолок ака yuripasholok в статье «Лучший из «варягов» , с ноября 1942 г. по июнь 1943 г. в СССР поставлено 201 танк М4А2 «Генерал Шерман» с 75-мм миллиметровым орудием. После перерыва поставки возобновились в ноябре 1943 г. За 1942-1943 гг Советский Союз получил из США 505 танков «Шерман» и ещё 1065 танков доставлено в первом полугодии 1944 г.
    Выгрузка американских танков М4А2 в порту г.Мурманск, 1944 г.
    Стоит отметить , что в изученных мною отчетных документах строевых частей Красной Армии , выложенных на портале «Память народа» , ни разу не встречается название танка «Шерман» или «Генерал Шерман». Было принято называть его «М4А2», «М4», «М4-А2» , «иномарка» или «американский средний танк».
    В январе 1943 г. первые танки стали получать строевые части. Первый бой на советско-германском фронте с участием танков М4А2 состоялся 1 мая 1943 г. в районе станицы Крымская ( ныне г.Крымск) . 5-я гвардейская танковая бригада пыталась прорваться к Новороссийску вдоль дороги Краснодар-Новороссийск. Перед началом боев в бригаде числилось 22 танка М4А2 , из них 16 было потеряно в ходе боев с 1-е по 10-е мая 1943 г.. Ремонтники бригады творили сущие чудеса , несколько раз за короткий срок восстанавливали большую часть потерянных танков . 25 мая в строю числилось 16 М4А2 , из них в ходе боев с 1-го по 3-е июня потеряно 15 . На 5-е июня в строю 4 Шермана , а 22-го июля уже 12 , из них в ходе боев с 22-е по 27-е июля потеряно 10. На 3-е августа в строю 13 танка , из них с 6-го по 13-е августа потеряно 16 ( некоторые танки выходили из строя несколько раз) . К 13-му сентября удалось вернуть в строй 7 танков, из них в ходе боев с 13-е по 29-е сентября было потеряно 4 Шермана. К 13 октября в строй вернулось 5 танков. Стоит отметить , что большая часть потерь приходилась на подрыв на минах.
    2-го декабря бригада была выведена в тыл и сдала 6 танков М4А2 в 257-й танковый полк.
    Танки М4А2 5-й гвардейской танковой бригады в освобожденном Новороссийске , сентябрь 1943 г. На башне танка видна характерная эмблема бригады – профиль льва в прямоугольнике.
    11-го июля 1943 г. на северном фасе Курской Дуги в бой вступил 229-й танковый полк. В строю насчитывалось 39 танков М4А2 . На 18-е июля в строю числилось 8 танков, подбито 17 , сгорело 14. К 31-му июля полк потерял все свои танки.
    24-го июля 1943 г. 70-я танковая бригада 5-го танкового корпуса получила 29 танков М4А2 в качестве пополнения. Бригада веля бои на орловском направлении . К 31-му июля 17 танков сгорело и 12 – подбито.
    Разбитый Шерман , советско-германский фронт , лето 1943 г.
    24-го сентября 1943 г. на Букринский плацдарм через Днепр стал переправляться 53-й танковый полк 9-го механизированного корпуса. В составе полка среди прочих числилось 15 танков М4А2. К концу октября в ходе боев на плацдарме все танки были выведены из строя. При переброске на Лютежский плацдарм упоминаний про Шерманы уже нет. На 6-е ноября в ремонте числятся 5 танков М4А2 . К концу ноября все танки полка были списаны.
    Серия фотографий с подбитыми танками «Шерман». Некоторые источники подписывают их как «советско-германский фронт , 1943 г.» . Другие как потерянные американские танки у итальянского городка Цистерна в феврале 1944 г.
    11-го января 1944 г., на 1-й Украинский Фронт прибыли первые части 5-го механизированного корпуса. В составе 233-й танковой бригады насчитывалось 44 танка М4А2, в 252-м , 46-м и 156-м танковых полках — по 29 танков М4А2 в каждом. Ещё 32 танка М4А2 числилось в «резерве корпуса» ( запасной танковый батальон). Всего 163 Шермана. До 1-го июня , корпус в качестве пополнения получил 146 танков М4А2. В ходе боевых действий в составе 1-го и 2-го Украинского фронта с 17-го января по 8-е июня потери корпуса по разным причинам составили 287 танков М4А2. На 19 июня в строю оставалось 22 танка М4А2
    Танки М4А2 233-й танковой бригады , январь 1944 г.
    Сгоревший танк М4А2 5-го механизированного корпуса рядом с немецким танком Тигр , февраль 1944 г.
    Танк М4А2 156-й танкового полка 5-го механизированного корпуса, затонувший в феврале 1944 в пойме реки Гнилой Тикач у села Побойная (Черкасская область Украина) и поднятый 2 ноября 2004 . Ныне установлен на площадке бронетехнике Национальной Академии обороны Украины (г.Киев)
    Танки М4А2 5-го механизированного корпуса продвигаются по территории Молдавии и Румынии, апрель 1944 г.
    Останки танка М4А2 , затонувшего в реке Прут в апреле 1944 г. и поднятые румынскими поисковиками в 2000 г. Ныне выставлены в Национальном военном музее г.Бухарест Румыния
    Танки М4А2 5-го механизированного корпуса , потерянные в ходе отражения немецкого наступления ( операция «Соня» и «Катя» 31 мая-9 июня 1944 г.) июнь 1944 г. Румыния.
    Несколько снимков подбитых танков М4А2 , предположительно сделанных в Румынии в 1944 г.
    В конце 1943 г. было сформировано и начиная с января 1944 г. отправлено на фронт несколько полков «гибридной организации» — одна рота из 10 средних танков (танки Т-34 или М4А2) и одна рота из 10 легких танков ( танки Мк-3 или Мк-9) плюс один средний танк командира полка . Всего в каждом полку было одиннадцать средних танков.
    В январе 1944г. в состав 2-го Украинского фронта прибыли 57-й,60-й и 189-й танковые полки.
    В феврале 1944 г. в состав Волховского (с 15-го февраля Ленинградского) фронта прибыли 40-й , 82-й , 245-й и 258-й танковые полки. В состав 3-го Украинского фронта прибыл 212-й танковый полк.
    В марте 1944 г. в состав 2-го Белорусского фронта прибыли 223-й , 230-й и 259-й танковые полки. В состав 4-го гвардейского кавалерийского корпуса 3-го Украинского фронта прибыли 128-й и 134-й танковые полки.
    В апреле 1944 г. в состав 2-го Белорусского фронта прибыли 32-й , 57-й и 189-й танковые полки. 57-й и 189-й танковые полки после январских боев на 2-м Украинском Фронте , были заново укомплектованы танками Шерман. В составе 4-го гвардейского кавалерийского корпуса 3-го Украинского фронта , после боев в марте-апреле , были заново укомплектованы танками Шерман 128-й , 134-й и 151-й танковые полки.
    Всего на фронт в составе «смешанных» полков в январе-апреле 1944 г., с учетом повторного укомплектования , прибыло 231 танков М4А2. К 1-му июня 1944 г. в десяти полках осталось на ходу 57 танков Шерман. Всего из строя вышло 174 танков М4А2
    Танки М4А2 32-го и 223-го танковых полков , потерянные 5-6 апреля 1944 г. в окрестностях г. Ковель в ходе отражения немецкого удара .
    Танки М4А2 предположительно 258-го танкового полка на переправе через реку Волхов , февраль 1944 г.
    Подбитые танки М4А2 226-го танкового полка у деревни Панево, март 1944 г. 226-й танковый полк 27 февраля получил два танка Шерман из состава 245-го танкового полка.
    Танки М4А2 4-го гвардейского кавалерийского корпуса.
    Танк М4А2 57-го танкового полка 7-го гвардейского кавалерийского корпуса , 1-е мая 1944 г.
    11 апреля 1944 г. в бой на Крымском полуострове вступили танковые части Отдельной Приморской Армии. В составе 63-й танковой бригады насчитывалось 21 танк М4А2, в составе 244-го танкового полка – 15 , в 257-го танкового полка – 27 ( включая 6 оставшихся от 5-й гвардейской танковой бригады). К 13-му мая в строю осталось 8 танков Шерман. Общие потери составили 55 танков.
    В фотоальбоме результатов действий авиации 8-й Воздушной Армии в ходе Крымской наступательной операции есть снимок разрушенного танка Шерман, подписанный как вражеский танк уничтоженный советским штурмовиками.
    Танк М4А2 244-го танкового полка на улицах Ялты, апрель 1944 г.
    Танки М4А2 63-й танковой бригады , потерянные 23-24 апреля в ходе боев в районе Сапун-гора в окрестностях Севастополя , апрель 1944 г.
    29-го февраля 1944 г. в состав Ленинградского фронта прибыла без матчасти 19-я гвардейская танковая бригада. До 30 марта бригада получила 42 танка М4А2 для вооружения двух батальонов. 30 марта в результате бомбардировки вражеской авиации эшелона с танками 19-й гвардейской танковой бригады в районе 95-й километр железной дороги между станциями Вруда и Волосово (Ленинградская область) было потеряно 19 танков М4А2. До 1-го мая 1944 г. бригада получила пополнение в количестве 21 танк М4А2. На 1-е мая 1944 г. в строю было 44 танка Шерман.
    Донесение о потерях 19-й гвардейской танковой бригады. Источник
    19-я гвардейская танковая бригада 12-го апреля 1944 г. вошла в состав 5-й гвардейской Танковой Армии 2-го Украинского Фронта. В бой вступала лишь раз – 9 мая в ходе поддержки пехоты огнем с места. Потерь не имеет.
    Танки и танкисты 19-й гвардейской танковой бригады , май 1944 г.
    Всего в первой половине 1944 г. на фронт в составе вновь введенных частей и в качестве пополнения прибыло 666 танков М4А2 , из них потеряно по различным причинам – 535 танков.
    Основная причина потерь – поражение от артиллерийского огня противника. Бронезащита танка М4А2 была на одном уровне с советским средним танком Т-34 и больших отличий в показателях потерь не наблюдается. Антирекорд единовременных потерь Шерманов – 34 подбитых и сгоревших танков 233-й танковой бригады ( из 48 списочной численности ) в бою 31-го мая у деревни Стынка (Румыния) .
    Стоит отметить низкую подготовку экипажей танков, что приводило к излишним потерям.
    Донесение о состоянии пополнения 156-го танкового полка по результатам боев в июне 1944 г. источник
    Начальнику штаба 5 МДК
    Присланные на укомплектование 156 тп материальная часть и к ним экипажи, которые проходили сколачивание взвод-рота в 16 запасном танковом полку , показали следующее:
    1 В большинстве личный состав экипажей , за исключением офицерского состава, в боях не участвовал.
    2 В большинстве из них молодежь рождения 1926 года специальностями полностью не овладели.
    Как показали оборонительные бои полка с неоднократными контратаками с 31.5.44 по 5.6.44 личный состав недостаточно устойчив.
    3 Сколоченность боевых порядков, а так же выдерживание их низкое. Как например :
    Атака проводится смычками , неодновременно. Боевой порядок не выдерживается , интенсивность огня с быстрым ходом движения танка не сочетается . Дисциплина не весьма удовлетворительная.
    Вывод: 1. Придавая большое значение приказу т.Сталина №025, в котором обращено исключительное внимание на сочетание быстрого хода и огня всей мощью танкового оружия , при атаке переднего края обороны противника , проработан при сколачивание экипажей в 16 запасному танковому полку не весьма удовлетворительно.
    2. Не достаточно хорошо сколочены экипажи взвода роты.
    Начальник штаба 45 мдбр подполковник Аврамук.
    Неудовлетворительный уровень подготовки наблюдался и в других частях, оснащенных танками М4А2. Возможное объяснение – слабая подготовка инструкторов запасных учебных частей . Танки в большом количестве стали поступать только в конце 1943 г. , а на фронт уже в начале 1944 г. Времени для обучения инструкторов и строевых экипажей практически не было.
    Эксплуатационные характеристики танка были весьма удовлетворительные.. Многокилометровые марши в условиях бездорожья не приводили к массовым поломкам. Процент вышедших из строя машин по техническим неисправностям редко превышал двадцатой части списочной численности.
    Количество восстановленной после ремонта техники было мизерным. Фронтовые и армейские ремонтно-восстановительные службы в первую очередь обслуживали технику отечественного производства. Считанные единицы машин возвращались в строй после ремонта. Большинство машин из потерянных , в период май 1943-го – июнь 1944 г. , списывались в безвозвратные потери. Исключение составляет техника Северо-Кавказского Фронта , с 1944 г. переименованного в Отдельную Приморскую Армию. В 1943 г. все Шерманы 5-й гвардейской танковой бригады возвращались в строй после неоднократных ремонтов. Фактическая численность ходовой техники стала меньше половины первоначальной лишь после пяти месяцев напряженных боев. Это касалось не только Шерманов но и другой , часто экзотической техники. В сентябре-октябре 1943 г. в подчинении 5-й гвардейской танковой бригады находился 132-й отдельный танковый батальон , на вооружении которого были в боеготовом состоянии такие раритеты, как танки Т-50 , двухбашенные танки Т-26 и английские танки «Виккерс» ( скорее всего танки Тетрарх) . В ходе Крымской наступательной операции весной 1944 г. , численность ходовых Шерманов частей Отдельной Приморской Армии упала ниже половины первоначальной только после неудачной атаки на Сапун-горе 24-го апреля. И даже после этого , к середине мая часть потерянных танков была восстановлена.
    Эвакуация подорвавшегося на минах танка М4А2

    Михаил Барятинский

    Танки ленд-лиза в бою

    Ленд-лиз: мнения и оценки

    Прежде чем начать предметный разговор о ленд-лизе вообще и о танковом ленд-лизе в частности, хотелось бы остановиться на отношении к этой теме в нашей стране. Сразу надо оговориться, что даже в годы Второй мировой войны оценка ленд-лиза была неоднозначной. Это было вызвано главным образом противоречиями и взаимным недоверием между союзниками, каждый из которых отстаивал в этой войне прежде всего свои собственные интересы. В такой обстановке любая задержка в поставках, пусть и по самым объективным причинам, сразу вызывала всплеск раздражения и недоверия и приводила к замалчиванию или явному занижению роли этих поставок со стороны советского руководства. Так, например, в августе 1942 года во время встречи лидеров Великобритании и СССР в Москве Сталин заявил Черчиллю, что британцы оставляют себе самое необходимое из американских грузов, отправляя в СССР лишь остатки. Стоит только удивляться, как, выслушав это абсолютно наглое и несправедливое обвинение, Черчилль не подавился собственной сигарой.

    Впрочем, спустя полгода в традиционном первомайском приказе Сталин не пожалел комплиментов в адрес союзников. Дружелюбный тон вождя подхватила вся советская пресса. Но когда после встречи в Вашингтоне в мае 1943 года Рузвельт и Черчилль известили Сталина, что из-за высадки в Италии они решили перенести высадку в Нормандии на май 1944 года, советский вождь понял, что его опять обманули. Последовавший за этим отзыв послов из Лондона и Вашингтона поставил межсоюзнические отношения на грань разрыва. И дело здесь было, как сообщил Сталин в письме Черчиллю, «не просто в разочаровании советского правительства, а в сохранении его доверия к союзникам, подвергаемого тяжелым испытаниям».

    К этому времени в плане воздействия на союзников у Сталина появился веский аргумент – победы Красной армии и ее возраставшая с каждым днем мощь. Разгром немцев на Курской дуге и прорыв советских войск к Днепру заставили союзников пересмотреть свое отношение к СССР. В документе Объединенного комитета начальников штабов «Позиция России», подготовленном в конце июля 1943 года, говорилось: «Поскольку Россия является решающим фактором в войне, ей надо оказывать всяческую помощь и надо прилагать все усилия к тому, чтобы добиться ее дружбы».

    Апогеем сотрудничества союзников во Второй мировой войне стала Тегеранская конференция. В ходе нее удалось снять все или почти все спорные вопросы и в первую очередь вопрос о западных границах СССР, долгое время бывший камнем преткновения во взаимоотношениях союзников.

    Однако постепенно все стало меняться к худшему. «Медовый месяц» союзнических отношений подходил к концу. Некоторое время сдерживающим фактором нарастающей конфронтации выступал Рузвельт С приходом же к власти Трумэна «твердый курс» по отношению к СССР стал официальным, о чем новый президент заявил спустя сутки после вступления в должность. Советский Союз не оставался в долгу. Уже с марта 1945 года в советской прессе СССР стал преподноситься как главный и единственный победитель в войне.

    Все точки над «и» были расставлены в 1947 году в книге тогдашнего председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». О поставках по ленд-лизу в ней вообще не было сказано ни слова, а лишь сообщалось, что они составили 4 % от советского производства. При этом недавний союзник по антигитлеровской коалиции именовался как «ожиревший на народной крови в период Второй мировой войны монополистический капитализм Соединенных Штатов Америки», который «теперь стоит во главе империалистического и антидемократического лагеря и стал застрельщиком империалистической экспансии во всех частях света». Цифра в 4 % была опубликована без каких-либо комментариев и вызвала много вопросов. В частности, неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля. Если же счет шел на единицы продукции, то тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие – с алюминием.

    Все последующие годы помощь по ленд-лизу хотя и признавалась, но как бы вскользь, как нечто несущественное и незначительное. Подобное отношение нашло свое отражение и в исторических трудах, и в мемуарной литературе, и даже в кинематографе. В связи с этим будет не лишним вспомнить эпизод из художественного фильма «Выбор цели» (1975). В этом фильме, посвященном судьбе академика И.В. Курчатова, есть сцена беседы Сталина с Курчатовым, Иоффе и несколькими другими видными советскими физиками в 1942 году. Речь идет о разработке в США и Великобритании ядерного оружия, о чем стало известно советской разведке. На предложение одного из ученых попросить союзников поделиться результатами своих исследований Сталин раздраженно бросает: «Ничем они с нами делиться не станут. В то время как советские люди отдают свои жизни в борьбе с врагом, Черчилль торгуется из-за трех десятков «харрикейнов»! А их «харрикейны» – дрянь, наши летчики не любят эту машину».

    В этой фразе есть четыре примечательных момента, характерных для советского подхода к помощи союзников. Во-первых, это противопоставление пролитой крови и экономической помощи, а по сути – циничное бравирование миллионами человеческих жизней, загубленных по непосредственной вине советского же руководства. Англичане с американцами тут совсем ни при чем. Руководители этих стран предпочли, в основном, положить на алтарь общей победы материальные ценности, порой для сохранения жизней соотечественников, откровенно подставляя своих союзников, как это сделали, например, британцы по отношению к Франции в 1940 году. В России же, где человеческая жизнь никогда ни во что не ставилась (вспомним крылатую фразу фельдмаршала Апраксина, произнесенную еще в XVIII веке: «Мужиков бабы еще нарожают, а за лошадей золотом плачено!»), всегда предпочитали расплачиваться кровью. И винить в этом кого-либо кроме самих себя нечего!

    Второй характерный момент заключен в словах «Черчилль торгуется». То есть дело преподносится таким образом, что помощь от союзников приходилось как бы выбивать, преодолевая их сопротивление. Все это абсолютно не соответствует действительности. В течение всей войны союзники стремились выполнить все запрошенные Советским Союзом поставки. Срыв их по срокам в подавляющем большинстве случаев был связан только с проблемами транспортировки. Что же касается «торговли», то действительно союзники порой возражали советским представителям, особенно когда их заявки противоречили либо возможностям союзников, либо здравому смыслу. Так, например, в 1941 году некоторые недоразумения вызвала заявка на ежемесячную отправку в СССР 300 бомбардировщиков и 100 истребителей. Именно так, а не наоборот, несмотря на то что Красная армия вела оборонительные бои в условиях господства авиации противника. Кроме того, английские эксперты не могли понять, зачем русским дальние бомбардировщики, если их радиуса действия не хватит даже для того, чтобы долететь до румынских нефтепромыслов, не говоря уже о территории Германии, которую более успешно могут бомбить сами англичане. Тот факт, что буквально на следующий день русские легко согласились с английскими аргументами, породил первые сомнения в обоснованности советских заявок.

    Такие сомнения, кстати сказать, возникали постоянно. В 1944 году разразился скандал, вызванный советской заявкой на поставку дополнительно 50 дизелей для морских охотников. Эта заявка вызвала некоторое напряжение у американцев, так как эти дизеля устанавливались на десантные плашкоуты, необходимые для высадки в Нормандии. В связи с этим один из офицеров американской миссии посетил советские верфи, для которых ранее уже заказывались такие дизеля. Там он обнаружил, что лишь три двигателя были установлены на кораблях, а остальные 123 ржавели за ненадобностью. После этого американцы захотели изучить потребность СССР в алюминии, никеле, меди и спирте, которые также были включены в заявку на дополнительные поставки в 1944 году. Но нарком внешней торговли далеко не в дипломатической форме отказал как в инспекции, так и в предоставлении требуемых материалов. Однако из других источников американцам стало известно, например, об использовании ленд-лизовского алюминия в качестве настилов на причалах и в товарных складах и о продаже Советским Союзом ленд-лизовских грузов в третьи страны. Тут, как говорится, комментарии излишни.

    >Танки ленд-лиза в бою

    О книге «Танки ленд-лиза в бою»

    Эти танки незаслуженно оболганы и ославлены по идеологическим соображениям. Их принято считать жалкими «керосинками» с «картонной» броней и убогими «пукалками» вместо орудий, не идущими ни в какое сравнение с грозной советской бронетехникой. Но если это так – почему Красная Армия применяла ленд-лизовские танки до самого конца войны в составе гвардейских мехкорпусов на направлениях главных ударов?

    В своей новой книге ведущий специалист по истории бронетехники опровергает расхожие идеологические штампы, с цифрами и фактами доказывая, что «шерманы» и «валентайны», бок о бок с ИСами и «тридцатьчетверками» дошедшие до Берлина, также заслужили добрую память и право считаться символами нашей Победы.

    Произведение относится к жанру История. Исторические науки. Оно было опубликовано в 2009 году издательством Эксмо. Книга входит в серию «Танки в бою». На нашем сайте можно скачать книгу «Танки ленд-лиза в бою» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.59 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.