Су 57 истребитель

Истребитель пятого поколения Су-57 (ПАК ФА Т-50)

ПАК ФА Т-50 – многоцелевая машина нового поколения, полностью разработанная в современной России. Имеет ряд преимуществ, характерных как для ударного самолета, так и для истребителя.

Т-50 – хороший компромисс между отличными летными показателями и малозаметностью, что в совокупности с современными бортовыми средствами обнаружения (РЛС, ОЛС), комплексом обороны и новым ракетным оружием сделает возможным завоевание превосходства в небе над всей существующей в данный момент авиацией. Планируется, что Т-50 станет прямой заменой морально устаревшего Су-27 в российских ВВС.

История создания

Начальной точкой к появлению боевых машин пятого поколения явилось противостояние в небе СССР и Америки. В конце 70-х – начале 80-х годов были созданы по два истребителя четвертого поколения от каждой страны: тяжелые Су-27 и F-15 и легкие МиГ-29 и F-16. На основе полученного опыта в 1990 в США создаются и тестируются первые прототипы самолета нового поколения F-22. Доработка и постановка на серию займет почти 12 лет, позже данная машина получит обозначение Raptor.

В Советском Союзе разработку перспективного истребителя поручили РСК «МиГ». Команда конструкторов разработала самолет МиГ 1.44. Но из-за политического, а затем и экономического кризиса в стране все испытания прототипа отменили, проект заморозили на неопределенный срок.

Новая жизнь истребителя МиГ 1.44 началась в 2000 году уже в другой стране.

Серия летных испытаний показала, что машина перестала соответствовать современным требованиям по маневренности, малозаметности на радарах, способности поражать различные виды целей. Разработку МиГ 1.44 окончательно прекратили.

В 2001 году высшее военное руководство России сосредоточило все старания на выпуске совершенно нового перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Главным его создателем выступило ОКБ «Сухого».

С 2002 по 2005 гг. бюро создает эскизный проект под названием Т-50, на основе которого разрабатывается технологическая документация на сборку самолета. Внедрение новейшего метода конструирования позволило значительно ускорить выпуск первого прототипа машины. В январе 2010 года был создан истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

КОНСТРУКЦИЯ

Единый корпус образован фюзеляжем и крылом с передним наплывом. Внедрение данного решения позволило ощутимо увеличить маневренность самолета. Само крыло оборудовано отклоняемыми носками, элеронами и флапперонами. Фронтальная часть передних наплывов сделана поворотной для дополнительного управления. Вертикальное оперение машины составляют два цельноповоротных киля.

Горизонтальное оперение представляет собой цельноповоротный стабилизатор.

Теплообменники системы кондиционирования и воздухозаборники мотогондол расположены на фронтальной части пилонов. Воздухозаборники двигателей с мотогондолами разнесены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолёта, где располагаются несколько отсеков для скрытого размещения ракет и бомб. Связь всех органов управления самолета в одну систему обеспечивает высокую маневренность при всевозможных углах атаки, исключает как явление вхождение самолета в штопор.

Компоновка планера с почти полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композитных материалов снизили видимость Т-50 на радарах. Данный показатель улучшился в 20 раз в сравнении с 4 поколением. Превосходный обзор летчика истребителя обеспечивается продуманной конструкцией остекления фонаря. Также с левой стороны кабины, внизу от пилота, располагается выдвижная штанга для заправки топливом.

Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолетов четвертого поколения. Носовая стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, грязезащитного щитка и фар. Задние стойки – по одному колесу диаметром около 1 метра с тормозами. Все опоры шасси складываются вперед по направлению полета.

Одна из самых главных характеристик боевого самолета – соотношение тяги двигателя к массе самолета (тяговооруженность). Ее повышение увеличивает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей поколений 4 и 4+ этот показатель превышает 1, то есть суммарная тяга, создаваемая двигателем, выше снаряженной массы машины.

Основной установкой в настоящее время является турбореактивный двигатель с двумя контурами.

Его особенность состоит в том, что часть нагнетаемого воздуха направляется по второму контуру вокруг камеры сгорания. На создание тяги уходит меньше топлива, соответственно снижается расход и повышается экономичность установки.

Все это характерно для бесфорсажного режима. При включении форсажа в три раза увеличивается расход топлива, обеспечивая лишь 70% прирост тяги. Однако данный режим работы двигателя крайне полезен. С его помощью можно сократить длину разбега при взлете, быстрее выполнить опасные маневры во время боя.

Почти все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря о постоянном полете на скорости более одного Мах. Вот почему важнейшее требование к новому двигателю – способность крейсерского полета на сверхзвуке без использования режима форсажа, что также позволит уменьшить инфракрасный след от машины. Согласно заявленным требованиям на ПАК ФА Т-50 установили два двухконтурных турбореактивных двигателя.

Для начальных испытаний был выбран ТРДД АЛ-41Ф1 с тягой 9500 кгс в крейсерском режиме и 15000 кгс при форсаже, с изменяемым вектором тяги и системой зажигания на основе плазмы. Пара таких двигателей позволяет развить самолету максимальную скорость в 2400 км/ч.

Главным разработчиком силовой установки второго этапа является НПО «Сатурн».

Планируется, что двигатель этого поколения станет на 3-8% лучше АЛ-41Ф1 по основным параметрам, до 20% по вспомогательным. Установка изделия 30 (предварительное название) на Т-50 начнется в 2023-25 гг.

Основа системы управления вооружением самолета ПАК ФА Т-50 – радиолокационный комплекс Ш-121. В его состав входят: бортовая радиолокационная станция дальнего обнаружения Н036 Белка с пятью антеннами, оптиколокационная станция (ОЛС-50М), система Н036УВС. БРЛС Н036 Белка произведена в НИИП им. В.В. Тихомирова и оснащена локатором с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). На поверхности антенны равномерно распределены 1526 небольших приёмо-передающих модулей.

Конструкция такого типа позволила увеличить надежность станции.

Оптиколокационная станция (ОЛС-50М) расположена спереди от кабины. Она предназначена для нахождения цели по инфракрасному следу, а также для измерения расстояния до нее с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Возможна совместная работа с нашлемной системой целеуказания пилота во время ближнего боя.

Многофункциональная радиоэлектронная система самолета позволяет обнаруживать малозаметные объекты; осуществлять навигацию, разведку и выполнять радиоэлектронное противодействие самолетам противника.

Вооружение

Истребитель оснащается 30-мм встроенной пушкой 9А1-4071К. Она служит для атаки по земле или для ближнего боя. Предельная боевая нагрузка Т-50 составляет 10 тонн. Для снижения заметности весь боезапас располагается во внутренних контейнерах.


Ракетное (бомбовое) вооружение делится на несколько классов:

  1. Ракеты «воздух-воздух» малой дальности – РВВ-МД с ИК головкой наведения (К-73Э, К-74МЭ).
  2. Ракеты «воздух-воздух» средней дальности (РВВ-СД). В настоящее время на ракеты средней дальности (до 100 км) устанавливают головки с активной радиолокационной системой нового поколения. На первом этапе после пуска ракета определяет точку включения комплекса самонаведения, а затем сама себе начинает подсвечивать цель. Реализуется цель «пустил и забыл».
  3. Ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности (РВВ-БД). Данный тип вооружения используется на внешних точках подвески из-за больших габаритов. Примерами таких ракет – изделие 180-БД, КС-172. Дальность поражения – до 400 км.
  4. Противокорабельные ракеты/
  5. Различные модификации ракет «воздух-поверхность».
  6. Корректируемые авиабомбы.

Комплекс обороны

Главной задачей оборонного комплекса является предоставление полного контроля над ситуацией на ближнем и дальнем расстоянии от самолета. С его помощью возможно вывести из строя или повредить систему наведения противника, снизив до минимума шанс любой атаки.

Множество датчиков сигнализирует пилоту о пуске ракет, о лазерном или радиоэлектронном облучении. Система противодействия истребителя в автоматическом режиме запускает постановку помех при обнаружении какой-либо угрозы.

Прототипом кабины самолета ПАК ФА Т-50 стала кабина истребителя четвертого поколения Су-35.

В ней установлены два больших цветных экрана, на которые выводится вся информация. Была реализована возможность размещения нужных сведений индивидуально для каждого летчика. Основная прицельная информация находится на широкоформатном индикаторе лобового стекла машины.

С развитием авиации и вычислительной техники улучшалась и система управления самолетом. В настоящее время боевые операции подразумевают, что пилот истребителя должен обладать полной информацией о воздушной и наземной обстановке. Сведения поступают как от собственной станции обнаружения, так и от наземных средств.

Система «электронного пилота» Т-50 проводит анализ и предлагает летчику лучший вариант, с которым он может согласиться или ввести иные вводные данные и получить другие рекомендации.

Сравнение самолетов пятого поколения

Основные конкуренты ПАК ФА Т-50 – американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные представлены в таблице.

Т-50 ПАК ФА F-22 Raptor F-35 Lighting II
ЭПР, м2 0.005−0.5 0.005−0.3 0.001−0.1
Масса пустого, кг 18 500 19 700 13 300
Макс. взлетная масса, кг 37 000 38 000 31 800
Макс. скорость, км/ч 2500 2100 1900
Крейсерская скорость, км/ч 2100 1850 1300
Дальность полета, км 2700 1900 2200
Боевая нагрузка, кг 10 000 9000 7700
Точек подвески ракет, шт 10 внутренних 8 внутренних 4 внутренних
6 внешних 4 внешних
Дальность обнаружения целей
Истребители 4-го поколения 330 км 165 км 220 км
Истребители 5-го поколения 90 км 90 км 110 км

Тяговооруженность Т-50 при средней взлетной массе с двумя модернизированными двигателями на 10% больше, чем у F-22 и почти в 1,5 раза больше, чем у F-35. Дальность действия самолета ПАК ФА Т-50 при полной загрузке составляет 2700 км, у Раптора она не превышает 2500 км.

Эффективная площадь рассеивания (ЭРП) у Т-50 около 0,5м2, что несколько хуже, чем у американских истребителей. Но это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (60о в секунду при 20о у американцев).

По количеству вооружения преимущество на стороне истребителя ПАК ФА Т-50. С учетом внешних подвесок – максимальное количество ракет составляет 16 штук. У F-22 – 12 штук, F-35 – 4 штуки.

Гипотетически, воздушную битву Т-50 и F-22 Raptor можно представить так. На расстоянии в 60-70 км F-22 первый обнаружит самолет противника и выпустит по нему ракету. ПАК ФА сможет от нее уклониться за счет своей сверманевренности, а после заметит Raptor, выпустив по нему ракету в ответ. На дальнейший исход боя повлияет только подготовка пилотов и их опыт ведения боя. У F-35 практически нет шансов на победу из-за низкой скорости полета, плохой маневренности и небольшого количества ракет.

Т-50 ПАК ФА – прекрасное воплощение инженерной мысли российских ученых.

Несмотря на все препятствия (отсутствие финансирования, отток квалифицированных инженеров и конструкторов за рубеж) разработка, а затем и выпуск самолета на авиазаводе были выполнены в кратчайшие сроки. Как итог – Т-50 опередил время, задав тем самым вектор развития мировой авиации вперед на ближайшие годы.

С 2018 года началось серийное производство истребителя. Ему было присвоено новое название Су-57. Планируется, что поставки в российские войска начнутся в 2019 году с первой установочной партии в 12 машин.

Истребитель Су-57 прошел второй этап испытаний в Сирии

Истребитель пятого поколения Су-57 успешно прошел второй этап испытаний в Сирии. Об этом сообщил на брифинге с военными атташе начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов.

«Продолжаются испытания самолетов пятого поколения Су-57. Проведена их повторная апробация в Сирии, в ходе которой все запланированные задачи успешно выполнены», — заявил генерал армии.

Заместитель министра обороны также отметил, что в целом полученный в Сирии боевой опыт «дал новый импульс в совершенствовании системы огневого поражения противника».

Напомним, что ноябре 2018 года Минобороны РФ распространило видеоролик полета двух истребителей Су-57, приземлившихся и взлетевших с авиабазы Хмеймим в западной провинции Латакия. Сообщалось также, что самолеты пятого поколения совершили более десяти боевых вылетов по объектам террористов.

Эксперты отметили, что боевые действия более чем когда-либо дали военным возможность оценить основные летные характеристики Су — 57 и его систем, а также его пригодность к эксплуатации в условиях чрезвычайно жаркого или пустынного климата. Судя по опубликованным кадрам, российские Су-57, как и американские F-22, полностью полагались на оружие, размещенное во внутренних отсеках. Это было сделано для снижения их радиозаметности.

«По манёвренности ему нет равных»: какие задачи будет выполнять новейший истребитель Су-57

Истребитель пятого поколения Су-57 был запущен в серийное производство, сообщается в буклете, выпущенном в честь 80-летия ОКБ имени Сухого. В рамках государственной программы вооружения до 2028 года Воздушно-космические силы РФ получат 76 машин. Долгосрочный контракт с Минобороны России на поставку самолётов уже подписан.

«Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей, в 2019 году запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолётов», — говорится в тексте брошюры.

В мае 2019 года на совещании с руководством Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) президент РФ Владимир Путин заявил о том, что к 2028 году на Су-57 будут перевооружены три авиаполка. Глава государства пояснил, что ранее планировалось закупить 16 истребителей. Однако в связи со снижением себестоимости самолёта на 20% было решено значительно увеличить объём заказа.

«У нас появились возможности закупить гораздо больше боевых машин этого класса, этого, по сути, нового поколения. Договорились о том, что закупим за тот же период времени без увеличения стоимости 76 таких самолётов… На новой платформе мы не делали ничего подобного в последние 40 лет», — подчеркнул Путин.

«Дальность и боевая производительность»

Разработка Су-57 стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолёт нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.

Первый полёт этот уникальный самолёт совершил 29 января 2010 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Комсомольске-на–Амуре. В общей сложности было изготовлено 11 опытных образцов для проведения испытаний планера, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей и вооружения. В 2018 году несколько истребителей были переброшены в Сирию, где состоялось их боевое крещение.

  • Истребитель на аэродроме Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости
  • © Министерство обороны РФ

Как утверждает ОКБ Сухого, Су-57 является единственным в мире самолётом, который полностью соответствует всем требованиям пятого поколения. Речь идёт о низком уровне радиолокационной заметности (за счёт замены металлов и сплавов на композитные материалы), высокой автоматизации процессов управления, способности получать целеуказание и данные от беспилотников, спутников и наземных станций.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что в России и в Соединённых Штатах по-разному определяют требования к самолётам пятого поколения. Однако большая часть тактико-технических и эксплуатационных характеристик машин совпадает: малая заметность, «плоская» геометрия корпуса, отсутствие вооружения на узлах подвески, возможность полёта на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, который исключает перерасход топлива.

«Российская и американская конструкторские школы достаточно сильно отличаются. Например, в нашей стране традиционно уделяется большое внимание манёвренным характеристикам истребителя, его способности вести ближний бой. Штаты, наоборот, делают ставку на поражение противника на дальней дистанции. Естественно, что разные подходы отражаются на облике и возможностях самолётов пятого поколения двух стран», — отметил Корнев.

Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.

«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15—20%», — рассказал Попов.

Также по теме «На технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы Армия и флот России в скором времени получат военные системы, не имеющие аналогов в мире. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей…

В Минобороны убеждены, что Су-57 оставил позади «раскрученные западные аналоги». В интервью «Красной звезде» начальник Главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что секрет успеха российского истребителя заключается в новейшем внутрифюзеляжном вооружении.

Серийные Су-57 будут обеспечены 14 новыми боеприпасами. Из открытых данных известно, что в арсенал самолёта войдут перспективная противокорабельная ракета с возможностью полёта на гиперзвуковой скорости, управляемая авиабомба КАБ-250, семейство модульных ракет малой дальности серии Х-38М, крылатая ракета Х-59МК2 и противорадиолокационная ракета Х-58УШК.

Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60—62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).

Больше возможностей по сдерживанию

До недавнего времени недостатком Су-57 было отсутствие двигателя нового поколения («изделие 30»). Опытные образцы ПАК ФА оснащались силовым агрегатом «первого этапа» АЛ-41Ф-1 («изделие 117»). Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с управляемым вектором тяги выпускается для истребителя поколения 4++ Су-35С.

Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателем «второго этапа» в декабре 2017 года. «Изделие 30» призвано обеспечить возможность длительного полёта на сверхзвуковой скорости в крейсерском (бесфорсажном) режиме. Предположительно, скорость истребителя с новой силовой установкой составит 1300—1800 км/ч, максимальная — 2600 км/ч. В настоящее время продолжаются заводские испытания этого уникального агрегата.

  • Взлёт самолёта пятого поколения Су-57
  • РИА Новости
  • © Михаил Воскресенский

Как сообщил в интервью «Интерфаксу» в июле этого года вице-премьер Юрий Борисов, первые серийные истребители пятого поколения будут оснащены АЛ-41Ф-1. Однако в будущем Минобороны проведёт их ремоторизацию. Таким образом, все строевые Су-57 будут летать исключительно на новых двигателях.

Опрошенные RT эксперты сходятся во мнении, что ОКБ Сухого удалось выполнить поставленные Минобороны задачи. Вложения в проект Су-57 себя оправдали.

В скором времени ВКС получит относительно недорогую машину, которая способна выполнять широкий спектр боевых задач: завоевание господства в воздухе, перехват нарушителей госграницы, сопровождение бомбардировочной авиации, нанесение ударов по морским и наземным целям.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что с вводом в строй серийных Су-57 воздушно-космические силы РФ получат больше возможностей по сдерживанию вероятных оппонентов на важнейших стратегических направлениях.

«Страны — члены НАТО активно перевооружаются на поставляемый США F-35. С появлением Су-57 в составе ВКС можно однозначно говорить, что никакого преимущества американцы и их союзники по НАТО не получат», — подчеркнул Мураховский.