Снв 3 договор

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов

Владимир Путин и Джордж Буш подписывают договор о СНП. Демонтаж ракет UGM-96A с американской подводной лодки Огайо, 2004 год. У этого термина существуют и другие значения, см. СНП.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП), более известный на Западе как Московский договор, был подписан в Москве 24 мая 2002 между Россией и США. Условия договора ограничивали количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700—2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу 1 июня 2003 после совместной ратификации Россией и США, срок его действия истекал 31 декабря 2012. В связи с тем, что 5 февраля 2011 года вступил в силу договор СНВ-III, то, согласно его положениям (статья ХIV пункт 4), Договор о СНП утратил силу.

Договор о СНП являлся одним из серии подписанных между СССР/Россией и США договоров по ядерному разоружению, к которым относятся договоры ОСВ-I (1972), по ПРО (1972), ОСВ-II (1979), РСМД (1987), СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993) и СНВ-III (2010).

Договор подвергался критике по следующим позициям:

  • Не были оговорены условия постоянных взаимных проверок;
  • Договор не требовал постоянного сокращения вооружений, боеголовки могли быть помещены в хранилище и позже восстановлены;
  • Договор требовал сокращения до оговоренного уровня не ранее срока истечения договора, 31 декабря 2012;
  • Каждая сторона была свободна в выборе любого количественного уровня стратегических ядерных боезарядов в составе своих сил, который она считала необходимым.

> См. также

  • Российское ядерное оружие

Ссылки

  • Текст договора о СНП на русском
  • Текст договора о СНП на английском
  • Ядерные вооружения и подходы Вашингтона
  • Вспомним Договор о СНП // Независимое военное обозрение, 15.06.2012
  • ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ СНП — НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ДОГОВОРНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ) // МИД РФ, 24.05.02
  • Вершинин В. И. Анализ аспектов Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов // ВИНИТИ, Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал», № 3/200

Многосторонние договоры О запрещении испытаний в трех сферах О нераспространении О всеобъемлющем запрещении испытаний О запрещении Советско-американские и российско-американские договоры ОСВ-I ПРО ОСВ-II РСМД СНВ-I (Лиссабонский протокол) СНВ-II СНП СНВ-III

  • 2-й и 4-й Президент России (2000—2008, 2012 — н. в.)
  • 5-й и 9-й Премьер-министр России (1999—2000, 2008—2012)

Политическая активность

  • Работа в органах власти Ленинграда и Санкт-Петербурга
    • кооператив «Озеро»
  • Президентские выборы
    • 2000
    • 2004
    • 2012
    • 2018
  • Первое правительство (1999—2000)
  • Второе правительство (2008—2012)
  • Программные статьи
  • Единая Россия
  • Общероссийский народный фронт

Президентство

  • План Путина
  • Речи
    • Мюнхенская (2007)
    • Крымская (2014)

Внутренняя политика

  • Законотворчество и программы
    • Национальные чемпионы
    • Национальные проекты
    • Стабилизационный фонд
  • Прямая линия с Владимиром Путиным

Внешняя политика

Публичный образ

  • Культ личности Путина
  • Путин в филателии
  • Фильмы
    • «Президент»
    • «Интервью с Путиным»
    • «Путин»
    • «Система Путина»
    • «55»
  • Сторонники
    • «Наши»
    • PutinTeam
    • «Идущие вместе»
  • Трибьют
    • «Такого, как Путин!»
    • Календарь для Путина
  • Награды

Семья и домашние питомцы

  • Людмила Путина (бывшая супруга)
  • Катерина Тихонова (дочь)
  • Мария Фаассен (дочь)
  • Питомцы
    • Конни Полгрейв
    • Юмэ
    • Верный

Прочее

  • Протесты
    • 2011—2013
    • 2017
    • 2018
  • Критика
    • Тандемократия
    • «Путин должен уйти»
    • «Путин — хуйло!»
    • «Путлер»
  • Путинизмы
    • «Мочить в сортире»

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов

стремясь к установлению подлинного партнерства, основанного на принципах обоюдной безопасности, сотрудничества, доверия, открытости и предсказуемости,

будучи приверженными осуществлению значительных сокращений стратегических наступательных вооружений,

отталкиваясь от Совместных заявлений Президента Российской Федерации и Президента Соединенных Штатов Америки по стратегическим вопросам 22 июля 2001 года в Генуе и о новых отношениях между Россией и США 13 ноября 2001 года в Вашингтоне,

учитывая свои обязательства по Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 года, ниже именуемому Договором о СНВ,

учитывая свои обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, и

будучи убежденными, что настоящий Договор будет способствовать созданию более благоприятных условий для активного содействия безопасности и сотрудничеству и укрепления международной стабильности,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Каждая из Сторон сокращает и ограничивает стратегические ядерные боезаряды, как об этом заявил Президент Российской Федерации 13 ноября 2001 года и 13 декабря 2001 года, и как об этом заявил Президент Соединенных Штатов Америки 13 ноября 2001 года, соответственно, таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество таких боезарядов не превышало у каждой из Сторон количество в 1700-2200 единиц. Каждая из Сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов.

Статья II

Стороны согласны, что Договор о СНВ остается в силе в соответствии с его положениями.

Статья III

Для целей реализации настоящего Договора Стороны созывают Двустороннюю комиссию по выполнению не реже двух раз в год.

Статья IV

1. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон. Настоящий Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

2. Настоящий Договор остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию Сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением.

3. Каждая из Сторон в осуществление своего государственного суверенитета может выйти из настоящего Договора, письменно уведомив другую Сторону об этом за три месяца.

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений. Досье

Его официальное название — Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Впервые предложение о разработке СНВ-3 обсуждалось еще в марте 1997 года в ходе консультаций президентов РФ и США Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Хельсинки. В СНВ-3 по версии 1997 года планировалось установить «потолки» на уровне 2000-2500 стратегических ядерных боезарядов и придать договору бессрочный характер (переговоры по этому соглашению были безрезультатными). С инициативой начать новый переговорный процесс в июне 2006 года выступил президент РФ Владимир Путин. К разработке документа эксперты приступили после встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля 2009 года (в рамках саммита Группы 20). Переговоры завершились спустя 11 месяцев подписанием документа.

Основные положения

Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу (и в дальнейшем) их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ.

Договор впервые ввел понятия «неразвернутые» носители и ПУ, т. е. не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, не имеющие боеголовок (СНВ-1 и СНВ-2 охватывали ядерные боезаряды, размещенные на развернутых стратегических носителях).

Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором. В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.

Два положения документа касаются противоракетной обороны (ПРО): первое — о взаимосвязи стратегических наступательных (ядерное оружие) и стратегических оборонительных вооружений (системы противоракетной обороны), второе — о запрете на переоборудование пусковых установок МБР и БРПЛ в пусковые установки для перехватчиков ПРО, также как и их обратное переоборудование.

Ограничения в отношении противоракетной обороны отсутствуют. Неучтенным остался и так называемый «возвратный потенциал» — складированные ядерные боезаряды. Технически эта часть ядерного арсенала может быть развернута достаточно быстро, если какая-либо из сторон перестает выполнять Договор.

Верификационный механизм обеспечивает необратимость и транспарентность процесса сокращений СНВ. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по 5 пускам в год. Производить обмен информацией о количестве боеголовок и носителей стороны должны два раза в год.

Договор дополняют протокол и технические приложения к нему, имеющие равную с ним юридическую силу.

Ратификация

И в США, и в РФ документ был внесен на ратификацию в мае 2010 года. Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации РФ — 25 и 26 января 2011 года.

При ратификации стороны сделали ряд оговорок. В резолюции Конгресса США отмечалось, что «новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе». Россия оставила за собой право выйти из договора, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ. Отдельно было указано, что положения преамбулы, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами.

Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 года, президентом США — 2 февраля 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене. Тогда же документ вступил в силу и заменил Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24 мая 2002 года.

Консультативная комиссия

Для содействия осуществлению целей и положений договора была учреждена Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК). Ее заседания созываются на нерегулярной основе по запросу любой из сторон. В составе ДКК могут образовываться рабочие группы для обсуждения различных проблем. Повестка дня заседаний комиссии и ее работа, как правило, не предается огласке.

Срок действия

Действие договора рассчитано на 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении СНВ. Стороны могут договориться о продлении действия договора на период не более пяти лет. Договор включает положение о выходе из него.

Что такое СНВ-3?

Последнее обновление: 10 февраля 2017 г.

Президент США Дональд Трамп в ходе своего первого телефонного разговора с российским коллегой Владимиром Путиным 28 января раскритиковал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), назвав его неудачным соглашением для Соединенных Штатов.

В ходе беседы Путин поинтересовался у Трампа о возможности продления действующего договора. Глава Белого дома, посоветовавшись со своим советниками, сказал президенту РФ о том, что СНВ-3 является примером плохой сделки, которую заключила администрация бывшего главы государства Барака Обамы. Трамп подчеркнул, что действующий договор в первую очередь выгоден Москве, а не Вашингтону.

Что предусматривает СНВ-3?

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, Пражский договор) был подписан президентом России Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу после его ратификации Госдумой и Конгрессом 5 февраля 2011 года. Договор сменил истёкший в декабре 2009 года СНВ-I.

Срок действия договора составляет десять лет, он может быть продлён по согласию сторон ещё на пять лет.

Документ предусматривает сокращение развёрнутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Количество развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок БРПЛ и развёрнутых и неразвёрнутых тяжёлых бомбардировщиков не должно превышать 800 единиц.

Договор также распространяется на все транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) и пусковые установки указанных типов МБР и БРПЛ.

Согласно договору, каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором. В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.

На какие виды вооружений не распространяется действие СНВ-3?

Договор не распространяется на межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), на их транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) и пусковые установки, а также на тяжёлые бомбардировщики в случаях, если вооружение включено в стационарную экспозицию, используется для обучения личного состава или запуска космических объектов. Также документ не распространяется на боезаряды, находящиеся на долговременном хранении.

Вопрос-ответ Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана». Инфографика

Какие обоюдные действия предусмотрены договором?

Помимо ограничения количества ядерного оружия, договор подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, полученными в ходе испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по 5 пускам в год. Производить обмен информацией о количестве боеголовок и носителей стороны должны два раза в год.

Стороны также проводят инспекционную деятельность. В инспекции могут принимать участие не более 300 человек. Списки инспекторов согласуются в течение одного месяца, после этого инспекторам выдаются двухлетние визы, и инспектируемая сторона уже не может отвести того или иного инспектора. Для каждой стороны устанавливаются два пункта въезда инспекционных групп. Инспекторы, члены инспекционных делегаций и лётных экипажей, а также их самолёты пользуются на территории инспектируемой стороны полной неприкосновенностью.

Как выполняются условия СНВ-3?

Согласно данным Госдепа США о ходе выполнения СНВ-3 от 1 января 2016 года, на вооружении США находится 762 развёрнутых носителя ядерных боезарядов, у России — 526. Число боеголовок на развёрнутых носителях у США — 1538, у России — 1648. В целом, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, БРПЛ в США — 898, в России — 877. Ввиду того что у России носителей меньше, чем предусмотрено пороговыми значениями договора, она имеет право наращивать их количество, действуя в рамках СНВ-3.

Вспомним Договор о СНП

Америка в отличие от России не успела выполнить свои обязательства

24 мая 2012 года исполнилось 10 лет со дня подписания Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). К сожалению, это юбилейное событие в органах государственного и военного управления РФ, среди чиновников, аналитиков и «мудрецов» осталось незамеченным.

Договор о СНП был ратифицирован Государственной Думой 29 мая 2003 года и после обмена сторонами ратификационными грамотами вступил в силу со сроком действия до 31 декабря 2012 года. Поскольку 5 февраля 2011 года вступил в силу новый Договор о СНВ, то, согласно его положениям (статья ХIV пункт 4), Договор о СНП «приказал долго жить». При этом в Федеральном законе (ФЗ) от 29 мая 2003 года № 62-ФЗ «О ратификации Договора между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов» не отменены статьи с задачами органов управления РФ по поддержанию боевой готовности, строительству и приоритетному финансированию СЯС ВС РФ, ОПК и другим мероприятиям тех лет.

Следует признать, что подход российской стороны к судьбе Договора о СНП и уточнению содержания статьи ХIV на этапах подготовки, ведения переговоров, подписания и ратификации нового Договора о СНВ оказался формальным и недальновидным. Поэтому не удалось добиться действия Договора о СНП до 31 декабря 2012 года как этапа сокращения СНВ и принудить тем самым американцев к обвальному сокращению количества ядерных боезарядов до уровня 1700–2200 единиц.

Данные выводы подтверждаются следующими результатами анализа, которые отражают личную позицию автора. Однако вначале целесообразно обратиться к основным положениям Договора о СНП.

Договор не конь, меняется на переправе

Необходимость и целесообразность разработки Договора о СНП были обусловлены завершением семилетнего периода действия Договора о СНВ-1 (5 декабря 2001 года) и сокращением количества носителей (МБР, БРПЛ, ТБ) до 1600 единиц, а связанных с ними ядерных боезарядов – до 6000 единиц. Реально СЯС ВС РФ сократились до 1140 носителей и 5520 ядерных боезарядов; СНС США – до 1238 носителей и 5949 боезарядов. Поскольку дальнейших сокращений СНВ не предусматривалось, то в разоруженческом процессе обозначился застой.

В связи с этим и был экстренно подготовлен новый Договор о СНП. Его текст состоит из преамбулы и пяти статей. Преамбула к документу устанавливает намерения сторон. Однако механизмы, последовательность и сроки их реализации через содержание статей определены не были, и все намерения остались на бумаге.

В качестве главного недостатка договора отмечается отсутствие специальной главы, регламентирующей термины и их определения. Не были раскрыты значения терминов «стратегические наступательные потенциалы», «стратегические наступательные вооружения», «стратегические оборонительные силы», «оперативно-развернутые ядерные боеприпасы», «платформа головной части», «сокращения и ограничения СНВ» и др., что привело к их неоднозначному толкованию, которое американцами было использовано в своих интересах.

Основной являлась статья I, которая предусматривала, что каждая из сторон сокращает и ограничивает стратегические ядерные боезаряды таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года их суммарное количество не превышало у каждой из сторон 1700–2200 единиц. В этой же статье зафиксировано: «Каждая из Сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов».

В статье II определено: «Стороны согласны, что Договор о СНВ-1 остается в силе в соответствии с его положениями». Следует подчеркнуть, что данная ссылка оказалась некорректной, так как состав и структура стратегических наступательных вооружений сторон в Договоре о СНВ-1 были согласованы, хотя мобильная группировка МБР имелась только в российских СЯС и ее сокращение носило односторонний характер.

Статья III устанавливает: «Для целей реализации настоящего Договора Стороны созывают Двустороннюю комиссию (ДК) по выполнению не реже двух раз в год».

Необходимо подчеркнуть, что работа российских представителей в составе ДК отличалась низкой эффективностью, их персональный состав, порядок подбора и подготовки являлись закрытой информацией, а уровень профессиональной подготовки всегда вызывал большие сомнения. Ни одна договорная проблема российскими экспертами в составе ДК не была решена в нашу пользу.

Содержание статей IV и V носит шаблонный характер и устанавливает порядок регистрации договора в ООН, его ратификацию парламентами сторон, вступление в силу и различные обстоятельства для выхода из договора.

Безусловно, Договор о СНП имеет достоинства и недостатки. Прежде всего отмечается его важное место в системе взаимоотношений России и США и в стратегическом партнерстве. Стороны подтвердили курс на дальнейшее сокращение стратегических наступательных потенциалов, поддержание стратегической стабильности, обеспечение взаимопонимания, доверия и транспарентности. Заявленные уровни сокращения ядерных боезарядов стимулировали проведение исследований в части, касающейся минимальных уровней ядерного сдерживания.

Вместе с тем не были определены уровни сокращения СНВ по носителям. Отсутствовал понятийно-терминологический аппарат и правила засчета стратегических ракет и ядерных боезарядов, что допускало неоднозначное толкование порядка реализации договорных мероприятий, чем и пользовались американцы.

Обмен или обман?

Так, американская сторона в одностороннем порядке, без согласования с нами, ввела в разоруженческий процесс термин «оперативно развернутые ядерные боезаряды», под которыми понимались ядерные боезаряды на развернутых стратегических ракетах и ядерные вооружения на тяжелых бомбардировщиках, а также в хранилищах ядерного оружия на аэродромах базирования бомбардировщиков.

В результате американцы формировали так называемый возвратный ядерный потенциал за счет разгрузки платформ разведения головных частей МБР типа «Минитмэн-3» и БРПЛ «Трайдент-2»; вывода из эксплуатации группировки МБР «MX» и консервации объектов боевых стартовых позиций; переоборудования четырех ПЛАРБ типа «Огайо» в носители КРМБ «Томахок» бл. IV; «необратимого» перевода в неядерный статус стратегических бомбардировщиков В-1В; вывода из заcчета одной-двух ПЛАРБ типа «Огайо» с БРПЛ при их отправке в капитальный ремонт. Вполне закономерно, что МБР «МХ» и даже «Минитмэн-2» появились в новом Договоре о СНВ и заявлены в качестве «существующего» типа ракет.

Таким образом, достижение заявленных уровней стратегических наступательных потенциалов американцы проводили не за счет ликвидации носителей, а путем уменьшения количества боезарядов, засчитываемых за ними. Снимаемые боеголовки содержались на складском хранении с целью наращивания оперативных возможностей СНС при возникновении форс-мажорных обстоятельств в мире. Российская же сторона, исходя из принятых способов сокращений, существующих экономических и технических возможностей государства, вынуждена в одностороннем порядке проводить необратимые сокращения и ликвидацию уникальных СНВ.

Между тем 5 декабря 2009 года действие Договора о СНВ-1 завершилось окончательно, и в течение семи лет действовало два договора одновременно. Каковы же результаты? Из интервью начальника Национального центра уменьшения ядерной опасности РФ полковника Сергея Рыжкова в августе 2009 года известно, что Россия располагала 811 носителями и 3906 боезарядами; США – 1195 носителями и 5573 боезарядами, то есть о выходе на заявленные уровни СНП говорить не приходилось. Однако в преамбуле нового Договора о СНВ зафиксировано: «Приветствуем выполнение Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года». Кроме того, Госдепом США по согласованию с МИД РФ официально представлены обобщенные данные по СНВ по состоянию на март 2011 года.

Официальные данные по СНВ (по состоянию на март 2011 года)
Наименование СНВ Россия США
Развернутые МБР, развернутые БРПЛ и развернутые ТБ 521 882
Боезаряды на развернутых МБР, на развернутых БРПЛ, ядерные боезаряды, засчитываемые за развернутыми ТБ 1537 1800
Развернутые и неразвернутые ПУ МБР, развернутые и неразвернутые ПУ БРПЛ, развернутые и неразвернутые ТБ 865 1124

Из содержания преамбулы и таблицы видно, что американцы досрочно, реализуя ударные темпы сокращения СНВ, выполнили требования Договора о СНП, сократив количество ядерных боезарядов до уровня 1800 единиц, достоверность которых вызывает сомнения. Ведь контрольно-инспекционные и уведомленческие процедуры сторон не действовали, поскольку Договор о СНВ-1 утратил силу. Видимо, это и есть апофеоз открытости, транспарентности и успеха «перезагрузки» отношений между РФ и США.

Вместе с тем официальная информация о боевом составе СНС США опровергает госдеповские цифры: реально в СНС США находится 917 носителей и 5120 ядерных боезаряда в штатной комплектации платформ головных частей ракет. Достоверные данные представлены также в статье «Обман данными по СНВ».

Один из недостатков Договора о СНВ заключается в том, что десятилетний срок его действия не содержит этапов, графиков, сроков и уровней сокращения носителей и ядерных боезарядов, как это имело место в старом Договоре о СНВ-1. Поэтому американцы имеют возможность поддерживать боевой состав СНС и имитировать их сокращение, что сейчас и происходит. Выход на заявленные уровни СНВ могут провести в течение 2016 года.

Важно подчеркнуть, что «НВО» неоднократно предлагало органам управления РФ сохранить действие Договора о СНП до 31 декабря 2012 года. В этом случае американцы были бы вынуждены реализовать масштабные сокращения ядерных боезарядов, что технически оказалось проблематичным, но это их проблемы. Предстояло выполнить большое количество особо опасных работ по отстыковке, транспортированию ракет и головных частей, перекомплектации боеголовок, их отправке на предприятия ЯОК, а это – предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций на ядерном оружии и угрозы воздушных и наземных террористических атак. Тем более за последние шесть лет в американских СНС произошло три ядерных инцидента, получивших мировую известность. Кроме того, по оценкам зарубежных специалистов, объекты американского ЯОК к приему и надлежащему содержанию значительного количества ядерных боеприпасов не готовы (нет места). К сожалению, была сделана очередная уступка американцам, и Договор о СНП утратил силу 5 февраля 2011 года.

Таким образом, требования Договора о СНП не выполнены, фрагмент преамбулы Договора о СНВ не соответствует действительности, продолжается обман данными по СНВ американской стороной. Что касается цифры в 1800 ядерных боезарядов, то предлагается американским и российским сотрудникам внешнеполитических ведомств путем арифметического сложения трех составляющих доказать ее состоятельность, а результаты опубликовать.

Досрочное разоружение

Как уже отмечалось, несмотря на утрату силы Договора о СНП, Федеральный закон от 29 мая 2003 года № 62-ФЗ продолжает действовать. Выяснилось также, что на благо российских СЯС одновременно «работают» не отмененный Федеральный закон о ратификации Договора о СНВ-1 и Федеральный закон №1-ФЗ от 28 января 2011 года «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений».

Анализ показал, что данные законы содержат одинаковые по содержанию статьи, такие как: «поддержание потенциала СЯС; поддержание боевой готовности СЯС в любых условиях развития стратегической обстановки; сохранение и развитие лабораторно-испытательной базы и производственных мощностей; приоритетное финансирование СЯС; Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области развития СЯС, информирует палаты Федерального Собрания об основных параметрах программы развития СЯС, определяет направления международной деятельности РФ в области СНВ; Правительство РФ ежегодно информирует палаты Федерального Собрания о ходе выполнения Договора о СНП, финансовом обеспечении мероприятий по поддержанию боевой готовности СЯС и развитии производственных мощностей».

Вполне резонным является вопрос: какова же ответственность органов управления РФ и система контроля за исполнением федеральных законов в области стратегических наступательных вооружений и реализации договоров? Почему российские СЯС деградируют и постоянно сокращаются в связи с выводом из эксплуатации СНВ с истекшим сроком эксплуатационного ресурса, а темпы перевооружения явно недостаточны? В результате российская сторона по отдельным показателям уже находится в рамках Договора о СНВ. Так, министр обороны РФ Анатолий Сердюков подчеркнул: «Новый Договор не вынуждает Россию сокращать СНВ, а США придется это делать. Те параметры, которые заложены в Договоре, позволяют наращивать нашу группировку, и достаточно прилично, а американцам придется часть своих вооружений подрезать. Мы на все параметры, которые заложены в Договоре, выйдем к 2028 году, уровень в 1550 единиц будет достигнут к 2018 году». Вызывает тревогу техническое состояние объектов системы боевого управления войсками и ядерным оружием. Положение дел в ракетостроительной кооперации критическое, о чем неоднократно заявлял генеральный конструктор академик Юрий Соломонов.

В связи с этим исключительно важным является рассмотрение палатами Федерального собрания Российской Федерации (каждой в рамках своих полномочий) ежегодного доклада правительства РФ о состоянии стратегических ядерных сил Российской Федерации и ходе выполнения нового Договора о СНВ (статья 3, пункт 3 Федерального закона № 1-ФЗ от 28 января 2011 года).

Мидыхат Вильданов

Переговоры об ограничении стратегических вооружений

Запрос «ОСВ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Джимми Картер и Леонид Ильич Брежнев подписывают договор ОСВ-2. Вена, 18 июня 1979 года.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991), СНВ-II (1993) и СНВ-III (2010).

ОСВ-I

ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развёртывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставалось неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

ОСВ-II

Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I. Поскольку от исхода переговоров зависела судьба военной промышленности обеих стран, к обеспечению и подготовке содержательной части договора с американской стороны были привлечены на конкурсной основе крупнейшие компании и научные учреждения военно-промышленного комплекса (Air Force Security Service, Applied Physics Laboratory, Boeing, Charles Stark Drapers Laboratory, Inc., Douglas Aircraft, General Electric, General Research Corp., GTE-Sylvania, HRB Singer, Inc., Lockheed, Los Alamos Scientific Laboratory, Martin Marietta, McDonnell-Douglas, Naval Weapons Center, Stanford Research Institute, United Aircraft).

Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» президентом США Барак Обамой и президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Историческое значение

Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономику обеих стран.

> См. также

  • Российское ядерное оружие

> Примечания На русском языке

На английском языке

  • Текст временного соглашения и протокола по стратегическим наступательным ракетам в редакции 26 мая 1972 (англ.)
  • Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны от 22 июня 1973 (англ.)
  • Закон США № 92-448 от 30 сентября 1972 об утверждении временного соглашения между США и СССР о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений (англ.)
  • Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений (англ.)
  • Коммюнике по итогам советско-американского саммита от 29 May 1972 (англ.)
  • Совместно советско-американское коммюнике от 24 июня 1973 (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NKC: ko2017958609

Многосторонние договоры О запрещении испытаний в трех сферах О нераспространении О всеобъемлющем запрещении испытаний О запрещении Советско-американские и российско-американские договоры ОСВ-I ПРО ОСВ-II РСМД СНВ-I (Лиссабонский протокол) СНВ-II СНП СНВ-III

СНВ

Смотреть что такое «СНВ» в других словарях:

  • СНВ-2 — СНВ II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован … Википедия

  • СНВ — I подписан 30 31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 года через несколько лет после распада СССР СНВ II подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993 года. Был ратифицирован парламентами обоих государств, но так и не … Википедия

  • снв — сущ., кол во синонимов: 1 • вооружение (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • СНВ — , нескл., мн. ч. (сокр.: стратегические наступательные вооружения) … Русский орфографический словарь

  • СНВ-2 — Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. воен., РФ, США … Словарь сокращений и аббревиатур

  • СНВ-II — Президенты Джордж Буш и Борис Ельцин на подписании договора об «СНВ II» в Кремле … Википедия

  • СНВ-I — Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ 1) подписан 30 31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г.. Срок действия Договора СНВ 1 истек 5 декабря 2009 года. Согласно договору СССР и США должны… … Википедия

  • СНВ-1 — Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ 1) подписан 30 31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. через несколько лет после распада СССР. Срок действия Договора СНВ 1 истекает 5 декабря 2009 года … Википедия

  • СНВ — стратегические наступательные вооружения … Словарь сокращений русского языка

  • СНВ-III — / New START Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Treaty between the United States of America and the Russian Federation on… … Википедия