Штучные оружейные мастера старой Германии

В мастерской средневекового оружейника. Создание боевого рыцарского снаряжения и оружия

В мастерской средневекового оружейника.

Косой сноп солнечных лучей, едва пробиваясь сквозь решётчатое окно, освещает мастерскую средневекового ремесленника-оружейника. Отблеск света ложится на закоптелые своды, на железные доспехи, которые примеряет заказчик-рыцарь. Хозяин-мастер рассказывает заказчику о достоинствах изготовленного им рыцарского снаряжения. Мастеру помогают ученики-подростки, один из которых, стоя на коленях, закрепляет “поножи” (железные накладки, охватывающие ногу рыцаря) и прилаживает наколенник, а другой держит в руках сверкающий шлем. Все доспехи от начала до конца изготовлены в этой мастерской.

У стены терпеливый подмастерье трудится нал отделкой нагрудного панциря для другого заказчика.

Картина рассказывает о том, как вооружались рыцари, и о том, как создавалось боевое рыцарское снаряжение и оружие.

В середине века железо и медь стоило дорого. В то время оставались ещё не разведанными многие богатейшие рудные месторождения. Техника добычи металлических руд была низкой. Железа и цветных металлов добывали мало, главным образом из открытых или неглубоко залегающих месторождений. Изделия из металла, как и все предметы средневекового обихода, изготовлялись вручную, они требовали долгого, кропотливого труда, большого умения и сноровки, которые приобретались длительной выучкой. Поэтому кузнечные и особенно оружейные изделия ценились высоко.

На картине видны небольшой кузнечный горн и точильный круг с рукояткой, на стене висят полки с универсальными ручными инструментами: свёрлами, клещами, напильниками, долотами. Подмастерье, изображённый на картине, вручную выгибает железо на деревянной болванке с помощью молотка. На взгляд современного человека, методы труда и ручные инструменты средневекового кузнеца-оружейника, как и мастеров других специальностей, были примитивными. Но ведь с их помощью создавались образцовые изделия, и сегодня изумляющие нас своей красотой и прочностью.

Изделия городского мастера были большим шагом вперёд по сравнению с грубыми поделками деревенских и поместных ремесленников.

В городе одни изделия создавал кузнец, другие – оружейник. Средневековый мастер никогда не брался за выделку предмета, который не относился к его узкой специальности. Ремесленник долго учился, постигая все приёмы и ухищрения ручного труда. Несовершенство простого инструмента приходилось восполнять сноровкой рук.

Соперничество между ремесленниками разных городов, их стремлений привлечь покупателей требовало высокого качества изделий. К этому стремится каждый мастер, входящий в цех оружейников. Того, кто изготовлял непрочные панцири и шлемы, цех изгонял из своих рядов и навсегда запрещал ему заниматься этим ремеслом. Такое отношение к труду как к делу и чести и долга вырабатывалось веками.

Мастер, изображённый на картине, гордится своей работой, уверен в её высоком качестве.

Около мастера – его ученики-подростки. Пройдут годы, и ученик станет подмастерьем, будет получать жалование от мастера. Первоначально в городах доступ к званию мастера был открыт для заслуживших его, позднее мастера стали создавать преграды, лишавшие подмастерьев всякой надежды обзавестись собственной мастерской, стать членами цеха. И постепенно подмастерья оказывались в положении наёмных рабочих.

Тема урока: «Металл,проволока,искусственные материалы»

Урок по теме » Металл, проволока, искусственные материалы»

5ГДЕ- 01.12,5Ж-6.12,5АБВ-11.12

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-игра, проблемно-поисковый.

Цель урока: изучить виды тонколистового металла и проволоки.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки, с особенностями изображения изделий из проволоки.

  • Развитие: познавательного интереса, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки.

  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.

Межпредметные связи: история, физика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (лабораторно-практическая) работа.

Оборудование урока:

  • наборы тонколистового металла и проволоки для лабораторной работы;

  • образцы тонколистового металла и проволоки и изделий из них, Экспонаты школьного краеведческого музея (пластины панцирной брони воинов государства чжурчжэней);

  • карточки-задания, проектор, экран, компьютер, картина “В мастерской средневекового оружейника”;

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к сознательному и активному усвоению нового материала.

Перед вами картина “В мастерской средневекового оружейника”. Что изображено на ней? А зачем они нужны рыцарю?. А как вы считаете, какими должны быть доспехи? Как вы думаете, из чего изготовлены доспехи?. Доспехи изготавливались из т/л металла. Именно “Тонколистовой металл и проволока” является темой нашего урока.

Не хотели бы вы совершить воображаемое путешествие во времена рыцарей?….. Представьте, что мы с вами находимся в средневековой мастерской оружейника. Я буду мастером, а вы – мои подмастерья. В мастерскую поступил заказ от рыцаря на изготовление доспехов. Сможем ли мы выполнить его сейчас? Знаете ли вы виды и свойства т/л металлов?…. Чтобы этот заказ выполнить мы с вами должны изучить виды тонколистового металла и проволоки, свойства металлов и сплавов, научится различать виды тонколистового металла, для того чтобы вы могли в будущем правильно подбирать материал для доспехов и других изделий.

III. Повторение.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

IV. Изучение нового материала

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими.

Физические свойства: электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов: пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу. На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).

В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов

Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.

Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.

Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.

Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколада, конфет, чая, в кулинарии.

Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.

Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.

Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Рабочие этих специальностей должны знать устройство оборудования, на котором работают, свойства металлов, уметь читать чертежи.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

V. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах)

Вводный инструктаж:

А вы не забыли о заказе от рыцаря? Нам необходимо правильно подобрать материал для доспехов. И для этого сейчас мы выполним с вами лабораторно-практическую работу

  1. Рассмотрите несколько образцов тонколистового металла (кровельная, черная и оцинкованная сталь, жесть черная и белая).

  2. Определите цвет каждого образца и название материала.

  3. Попытайтесь согнуть каждый образец.

  4. Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.

  5. Запишите в таблицу результаты своих наблюдения.

Заключительный инструктаж

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Из какого т/л металла лучше всего изготовить доспехи и почему?.

  2. Чем отличается черная жесть от белой?

  3. Каким образом получают тонколистовой металл?

  4. Где применяется фольга?

  5. Каким образом получают проволоку?

  6. Где применяется проволока, т/л металл?

VI. Изображение изделий из тонколистового металла.

Итак, мы с вами выбрали материал для доспехов и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление доспехов? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то вначале необходимо вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

Изделия из проволоки толщиной менее 2 мм. изображают одной сплошной толстой основной линией. Если толщина проволоки более 2-х мм. то изделие изображается двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями между которыми проводят штрихпунктирную линию.

На чертежах Вам часто будут встречаться различные условные обозначения.

  • S – толщина летали;

  • R – радиус дуги;

  • L – длина детали;

  • Ф – диаметр отверстия.

VII. Итог урока. Выставление оценок, их аргументация.

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам вам положено иметь свое клеймо, которое мастера ставили на свои изделия.


Рис. 1. Клеймо мастера.

Согласно данным коммерческого регистра Тюрингии в 30-х годах прошлого века закрылось множество оружейных компаний. Этот факт обычно связывают с мировым экономическим кризисом 1920-1930-х годов, но это не единственная причина. Статистика показывает, что немалую роль сыграла экономическая политика национал-социалистов. В 1936 году в Зуле было отстреляно 34492 ружей — в 2 раза меньше, чем в 1925 (68746). Компания J.P. Sauer & Sohn уже к 1933 году восстановила производство охотничьего оружия на уровне 5 тыс. единиц в год, но потом в течение трёх лет объём выпуска сократился приблизительно в 2,5 раза. Придя к власти в 1933 году, Гитлер получил депрессивную экономику и 6 млн. безработных. В числе первоочередных была поставлена задача максимально снизить разницу в уровне потребления между различными слоями германского общества. На первом этапе эта задача решалась путём нормирования и частичного изъятия доходов у среднего класса — основного потребителя охотничьего оружия, что, естественно, привело к падению спроса на него внутри страны. Полностью компенсировать эти потери за счёт увеличения экспорта не удалось из-за мирового кризиса. Некоторые оружейные фирмы закрылись в результате кампании борьбы с «еврейским капитализмом». Присутствие нацистского государства в экономике ограничивало экономическую свободу немецких предпринимателей, зато взамен они получали гарантированный кредит и сбыт, если выпускали то, что было нужно «народу и рейху». Охотничье оружие в этот перечень не входило, но подготовка к войне и милитаризация промышленности позволили во второй половине 30-х годов оживить сохранившиеся производства. К началу войны военные заказы были размещены на всех без исключения предприятиях, ранее выпускавших охотничье оружие. Успехи нацистов в экономике способствовали росту спроса и потребления. К 1937 году объём производства охотничьего оружия компании J.P. Sauer & Sohn стал сопоставимым с 1932 годом, но выше уже не поднимался.

Реклама компании J.P.Sauer & Sohn. Конец 20-х годов.

Как известно, Версальский договор предусматривал серьёзные ограничения для граждан Германии в плане владения огнестрельным оружием. Ещё до его заключения, в январе 1919 года Рейхстаг принял закон, требующий сдачи оружия гражданскими лицами. Этот закон вместе с законом о разоружении народа, принятым 7 августа 1920 года во исполнение Версальского договора, оставался в силе до тех пор, пока Рейхстаг 12 апреля 1928 года не принял закон об огнестрельном оружии и боеприпасах, установившим строгие нормы лицензирования вместо запретов. Система разрешений охватывала все вопросы, касающиеся оружия, включая короткоствольное: владение, передачу другому лицу, ношение, производство, ремонт, торговлю и тд. В законе 1928 года были изложены требования к тем, кто мог получать такие разрешения. Так, например, право приобретения или получения разрешения на огнестрельное оружие имели граждане, чья личность и «надёжность» были подтверждены, и только в случае доказанной необходимости, например, для занятия охотой или спортом. Закон запрещал выдавать разрешения «цыганам» или «лицам, которые являются странствующими, как цыгане». Разрешения на приобретение не требовались должностным лицам центрального правительства и земель, служащим немецкой железной дороги, а также должностным лицам общин, которым высший государственный орган разрешил приобретение огнестрельного оружия. 8 декабря и 28 марта 1931 года, а также 19 декабря 1932 года различными законодательными актами в закон об оружии были внесены изменения и дополнения, направленные на поддержание и защиту «внутреннего мира» в стране. 18 марта 1938 года Гитлер подписал новый закон об оружии (Waffengesetz). Был понижен до 18 лет возраст, с которого гражданин мог владеть любым видом оружия (с оговоркой, что «компетентный орган может разрешить исключения»).

Разрешение на охоту в III рейхе. Выдавалось сроком на год. Давало право на приобретение любого оружия.

В разделе IV нового закона «Приобретение, перевозка, владение и ввоз оружия и боеприпасов» упоминались три разрешения: на приобретение (Waffenerwerbscheins), владение (Waffenscheinen) и на охоту (Jahresjagdscheinen). Интересно, что тот, кто уже имел оружие или разрешение на охоту, мог приобрести, по сути, любое количество другого оружия, включая короткоствольное, без всяких разрешений на покупку. В Германии разрешение на охоту — серьёзный документ, получить который можно было только сдав соответствующий экзамен, состоявший из нескольких разделов. При этом нужно разбираться в оружии и иметь навыки практической стрельбы. Браконьеры (охотники или рыболовы), осуждённые на срок более 2-х недель (!), лишались права приобретения оружия на три года с момента отбытия наказания. Некоторая «либерализация» относительно законов об оружии Веймарской республики сопровождалась полным разоружением целой группы граждан Германии. 12 ноября 1938 года, через три дня после «хрустальной ночи», был принят закон, запрещавший евреям владение любым оружием, включая дубинки и ножи.

1925 год. Строительство новых корпусов оружейной фабрики компании Simson & Co. (слева). Та же фабрика в 1943 году (справа).

Историк д-р Фритце (Hans-Jürgen Fritze) разделил зульских производителей оружия 30-х годов на три условные группы. Крупные производители: BSW, C. G. Haenel, Heinrich Krieghoff/Sempert & Krieghoff, Gebrüder Merkel, J. P. Sauer & Sohn. Средние по величине фабрики: Emil Eckoldt, Greifelt & Co., Christoph Funk, Franz Jäger, Ernst Kerner & Co., Imm. (Immanuel) Meffert, Robert Pfeiffer, Schmidt & Habermann, August Schüler, Gebr. Rempt, V.C. (Valentin Christoph) Schilling. Небольшие мастерские и независимые ремесленники: Gebr. Adamy, Hermann Büttner, Oskar Debertshäuser, Emil Diemb, Karl Funk, Siegfried Günther, Franz Häußer, Hertlein & Co., Edgar Hübner, Emil Jopp, F. W. Kessler, Richard Knopf, Theokar Kummer, Bernhard Merkel, Oskar Merkel, Franz Neumann, Otto Pochert, Edgar Strempel, Fr. Chr. Triebel, Paul Schuch, Hugo Wackes, Bruno Weiß, Oskar Werner, Alfred Ziegenhahn, Robert Eyring, Hugo Fischer, Franz Götz, Hermann Just, Rudolf Kelber, Wilhelm Knopf, Wilhelm List, Alfred Maurer, Alfred Röhner, Ernst Roll, Hermann Schlegelmilch, Karl Werner, а также множество других, не имевших возможность выпускать готовые к продаже изделия и специализировавшихся на производстве какой-то детали или выполнении отдельной операции. Частные мастера и мелкие предприятия вынуждены были выживать в условиях слабого спроса, острой конкуренции между собой и с такими монстрами как BSW (Gustloff-Werke), дефицита деталей для сборки и цен, замороженных на уровне 1930 года. По мнению д-ра Фритце, национал-социалисты своей экономической политикой «умертвили» средний класс независимых оружейников. Они изменили систему управления ремесленным производством путём создания обязательных гильдий вместо добровольных объединений частных мастеров. В начале января 1935 года эта система была подчинена министерству экономики. В Тюрингии на 1 октября 1934 года существовало 16 обязательных гильдий, в том числе оружейников (202 члена) и гравёров. В 1936 году большое количество специалистов оружейного дела было мобилизовано на военные производства. В 1937 году в Зуле и окрестностях насчитывалось около 230 оружейных мастерских и небольших предприятий. В 1938 году их стало 187: 50 производителей и поставщиков, а также 137 лицензированных сборщиков. К началу войны их численность сократилась ещё больше. 1-2 апреля 1939 года в Зуле состоялась всегерманская конференция производителей огнестрельного и холодного оружия. 30 октября 1939 года был принят закон «О домашней работе», определивший понятие «надомник». Это было важно, поскольку ремесленники-надомники были освобождёны от налогов, а нацисты в преддверии большой войны занимались мобилизацией экономики, включая управление трудовыми ресурсами и налогообложение. Надомник мог работать только в пределах своего домовладения за счёт или от имени торговца (фабриканта), а также торгового или промышленного предприятия, привлекая не более 2-х неквалифицированных работников, которыми могли быть члены его семьи.

Интерьер павильона Германии на Всемирной выставке 1937 года. Фото: alamy.com

Каталог и реклама. Международная охотничья выставка. Берлин. 1937 год.

К 1937 году Германия имела серьёзные успехи во всех отраслях промышленности. Для пропаганды «преимуществ» национал-социализма их старались демонстрировать при каждом удобном случае, используя международные выставки и организуя собственные. На Всемирной выставке 1937 года, проходившей с 25 мая по 25 ноября в Париже, в экспозиции павильона Германии можно было наблюдать оружие компании Gebrüder Merkel, получившее по итогам Гран-При. 2-21 ноября 1937 года в Берлине состоялась международная охотничья выставка. Состав оружейной секции был относительно малочисленным: BSW, J.P. Sauer & Sohn, R. Bessel & Sohn, Wilhelm Brenneke, H. Burgsmuller & Sohne, Gustav Genschow & Co, Sempert & Kreighoff, Carl Walther и Mauser-Werke. В выставке не участвовали, но разместили свою рекламу в выставочном каталоге: Gebrüder Merkel, Greifelt & Co, Emil R.Martin & Sohn (Bonn), Heindrich Diem, Waffen Schmidt, J.G. Anschutz, REMO, Fr. Langenhan (Zella-Mehlis), Herm. Weihrauch (Zella-Mehlis). В разделе «Берлинские розничные магазины оружия», была размещена реклама Эмиля Адама (Еmil Adam), Людвига Шиви (Ludwig Schiwy), Отто Бока (Otto Bock), Эрнста Штейгледера (Ernst Steigleder), а также Waffen-Loesche и Waffen-Salbey. Все эти предприниматели-оружейники известны тем, что помимо торговли занимались ремонтом, переделкой под клиента, а также организовывали исполнение индивидуальных заказов. Возможно, кто-то из них работал сам, но это, скорее, было исключением. Как правило, за именами «фабрикантов» скрывались известные производители, а также частные оружейные мастера и гравёры, трудившиеся в домашних мастерских Зуля и Целла-Мелиса.

Берлин, 20-е годы. Члены охотничьего клуба «Диана». Первый слева — Отто Бок (?), второй слева — Людвиг Шиви, второй справа — Эрнст Штейгледер. Фото: germanhuntingguns.com

Людвиг Шиви. Тройник кал. 20/70+8х57IR+8x57IR. Фото: feine-jagdwaffen.de

Людвиг Шиви. Штуцер-вертикалка, кал. 9,3х74R. Принадлежал Герингу. Фото: feine-jagdwaffen.de

Людвиг Шиви. Штуцер-вертикалка, кал. 9,3х74R. Принадлежал Герингу. В белом виде изготовлен компанией J.P. Sauer & Sohn. Имеет патентованный целик самого Шиви (DRP 599722 от 18.11.1932) . Фото: jamesdjulia.com

Людвиг Шиви. Этот Маузер 98 со шнеллером тоже принадлежал Герингу. Фото: jamesdjulia.com

Эмиль Адам. Тройник кал. 16+16+7,8х57. Январь 1938 года.

Эмиль Адам. Комбинированное ружьё 16+6,5х57. Май 1936 года.

Лёше. Дриллинг. Фото: cheshiregunroom.com

Отто Бок. 12 калибр. Фото: dogsanddoubles.com

Эрнст Штейгледер. Дриллинг. Фото: mooir.ru

Эрнст Штейгледер, например, был весьма «плодовит». Сохранилось большое количество ружей с его именем, среди них много недорогих. На весьма качественных вещах можно наблюдать имена Отто Бока, Эмиля Адама и Лёше (фирма из Гановера ADOLF LOESCHE принадлежала Густаву Адольфу Лёше и Алвину Хельмутхаусеру; имела магазины в Берлине и Магдебурге), но, пожалуй, самое лучшее и дорогое оружие поставлял Людвиг Шиви. Именно ему отдавал предпочтение «главный охотник рейха» Герман Геринг. Здесь следует сделать небольшое отступление. Трофей, привезённый солдатом «с войны», обычно обрастал разными небылицами. Неудивительно, что легенда о «ружьях Геринга» до сих пор не даёт покоя не только рядовым владельцам трофейных ружей, но и некоторым коллекционерам. Давно пора поставить точку в этой истории.

Ружья Геринга. Фото: nramuseum.com и jamesdjulia.com

Геринг действительно имел некоторое количество высококлассного охотничьего оружия, в том числе от Gebrüder Merkel, BSW (Gustloff-Werke) и Людвига Шиви.Но рейхсмаршал авиации не собирал оружие. Он был коллекционером предметов искусства, если так можно назвать человека, не гнушавшегося пополнять свою коллекцию награбленным. В тылу Восточно-Прусской группировки немецких войск в 1944 году действовали 3 советских разведгруппы: «Орион», «Джек» и «Максим». Смешанный отряд из остатков 2-х последних в ночь с 19 на 20 октября 1944 года побывал в главной охотничьей резиденции Геринга «Роминтен» до её уничтожения гитлеровцами. Взять что-либо, даже если допустить, что охотничье оружие оставалось в резиденции, они не могли, поскольку шли по тылам, понесли тяжёлые потери, были крайне измотаны и планировали прорываться через Польшу. Основное «добро» Геринга хранилось в его резиденции «Каринхалл», находившейся в лесном массиве Шорфхайде на севере современной земли Бранденбург. До взрыва резиденции по приказу её хозяина хранившиеся там ценности были отправлены поездом в Берхтесгаден (Бавария), где их перехватили американцы. Ни одна из охотничьих резиденций 3-го рейха не была захвачена советскими войсками в целости и сохранности. Именно поэтому «ружья Геринга» всплывает в основном за океаном. Время от времени на аукционах появляется охотничье оружие, принадлежавшее другим нацистским главарям. Описывать оружие, например, Гиммлера не поднимается рука — не могу преодолеть отвращение к выродку. С точки зрения оружейного дела оно не представляет никакой ценности. Уверен, не на аукционах им нужно торговать, а уничтожить и забыть.

Так выглядел раздел «Оружие» на рекламной странице берлинской газеты в 1940 году.

К 1939 году объём производства товаров гражданского назначения в Германии превысил докризисный уровень, а количество безработных снизилось до 302 тыс. человек. Подъём уровня жизни сопровождался ростом спроса на оружие для охоты, в том числе на дорогое и качественное. Нацистская бюрократия, частично состоявшая из плохо образованных людей, поднявшихся по партийной лестнице, очень быстро почувствовала вкус к хорошим вещам, что давало работу тем, кто занимался штучным изготовлением оружия. Между тем, шла лихорадочная подготовка к войне, и производство недорогих охотничьих ружей к 1941 году было сокращено в разы, поскольку предприятия загружались военными заказами.

Ружья для авиационных школ компаний BSW (слева), J.P. Sauer & Sohn (в центре) и Gebrüder Merkel (справа). Фото: jamesdjulia.com и berdana.com.ua

Чертёж ружья, утверждённый министерством авиации (слева). Фото: germanhuntingguns.com Замок модели 33 компании J.P. Sauer & Sohn (справа). Фото: А. Базылев

Тренировки лётчиков люфтваффе на стрелковом стенде. Фото: germanhuntingguns.com

Luftwaffe Drilling выпускался в специальном металлическом ящике (слева). Подготовка комплекта для выживания экипажа штурмовика Ju-87. Африка. Сентябрь 1941 года. Фото: bundesarchiv.de

Примером конверсии гражданских моделей в военные стали ружья для военно-воздушных сил. Считается, что идея использования занятий на стрелковом стенде в программе подготовки военных лётчиков принадлежала будущему генерал-инспектору люфтваффе Эрнсту Удету. Для этого предполагалось выпускать вертикалку 12 калибра. Техническое задание на ружьё было утверждено в феврале 1938 года. Для его изготовления министерство авиации (RLM — Reichsluftfahrtministerium) привлекло компании BSW (Gustloff-Werke), J.P. Sauer & Sohn и Gebrüder Merkel. Когда начался выпуск и сколько единиц было собрано — этих данных у меня нет; вполне определённо можно говорить лишь о том, на базе каких моделей вышеназванных фирм выпускались ружья, призванные помогать будущим лётчикам осваивать стрельбу по движущейся мишени. Это были: модель 327 (BSW-Gustloff-Werke), модель 1933 (J.P. Sauer & Sohn) и модель 200 (Gebrüder Merkel) — все в самом простом исполнении без отделки с орлами люфтваффе на прикладе и стволах. Последние две модели имели замки системы «Блиц» на нижней личине, а ружьё от BSW (Gustloff-Werke) — замки Энсон-Дили. У всех трёх ружей для запирания использовался затвор Керстена; нижнее запирание отсутствовало. Другой пример — дриллинг модели 30 компании J.P. Sauer & Sohn. До войны его можно было приобрести в калибрах 12 или 16 с нарезным стволом от 7х57R до 9.3х74R. В начале 1941 года министерство авиации заказало 4 тыс. ружей этой модели в варианте 12+12+9.3х74R (Luftwaffe Drilling). Большинство предназначалась для экипажей штурмовиков Ju-87, принимавших участие в африканской кампании (июнь 1940 — май 1943), как часть оборудования для выживания в случае вынужденной посадки.

Изготовление этого Меркель 202Е началось в 1944 году, а закончилось в 1946.

Предметами военного производства, которые выпускались в кооперации предприятиями, входившими в объединение производителей оружия Зуля и Целла-Мелиса были: карабин Маузер 98, пулемёты MG 13 и MG 34, а в конце войны — автомат StG 44 (Sturmgewehr 44). Эта тема хорошо изучена и описана, чего не скажешь об охотничьем оружии. Его выпуск в Германии с началом войны резко снизился, но не прекратился. Несмотря на то, что многие оружейники, включая частных мастеров, были призваны в армию, заказы на изготовление охотничьего оружия принимались и даже осуществлялся его экспорт. Летом 1940 года произошла встреча Геринга и Адольфа Шаде (Adolf Schade), управляющего и совладельца компании Gebrüder Merkel. В октябре 1940 года на заседании комитета по профессиональной подготовке и качеству трудовых ресурсов Шаде представил проект требований к нескольким оружейным профессиям, в числе которых были: гравёр (Gewehrgraveur), шлифовщик (Gewehrpolierer), сборщик (Systemmacher) и ложейник (Schäfter). В состав комитета входили: Аншуц (J.G. Anschütz), Ремпт (Remo), Шаде (Gebrüder Merkel), Силл (J.P. Sauer & Sohn) и Ганц (Gustloff-Werke). Профессиональная пригодность подтверждалась на соответствующем экзамене.

Фабрика J.P. Sauer & Sohn. Изготовление ствольного блока (вверху слева), изготовление ложи (вверху справа), механическая обработка на оборудовании с ременным приводом (внизу слева), правка стволов, отстрел дриллинга. Фото: gettyimages.com

Первый такой экзамен состоялся 3 октября 1942 года. Председателем экзаменационной комиссии был Шаде, а его заместителем — Ланге (Gustloff-Werke). Член комиссии от отрасли — Бюринг (Mauser-Werke), профессиональные навыки оценивали мастера-оружейники Купфер из Дрездена и Кёниг из Целла-Мелиса, теоретическую подготовку — Бартольд из Зуля (автор известного учебника) и Меззадри из Ферлаха. Во время войны компания Gebrüder Merkel сократила производство охотничьих ружей до 30-40 в год, большая часть из которых предназначалась для фирм W. Glaser из Цюриха и Angelini & Benardon из Триеста. Даже осенью 1944 года, когда положение на фронтах и в тылу стало ухудшаться с каждым днём, возник острый дефицит материалов и потребовалось вооружать фольксштурм (ополчение), производство охотничьего оружия на фабрике братьев Меркель не было остановлено. На Gustloff-Werke охотничьи ружья выпускались также по 1944 год включительно.

Дриллинг J.P. Sauer & Sohn кал. 16+16+8х57JR был отстрелян в июне 1944 года. Заказ от компании Gustav Genschow & Co на несколько дриллингов модели 30L c разной комбинацией стволов поступил в марте 1944 года (справа). Фото: ar15.com и sauerfineguns.com

На заводе компании J.P. Sauer & Sohn последние 69 единиц Luftwaffe Drilling для министерства авиации были изготовлены в 1943 году, но производство модели 30 с разной комбинацией стволов продолжалось до самого конца 1944 года. Что касается двустволок, то самые поздние из тех, что я видел, были отстреляны в 1944 году. В государственном архиве Тюрингии хранится калькуляция на ружьё, датированная февралём 1945 года. Всего с 1941 по 1946 год компания J.P. Sauer & Sohn произвела около 5 тыс. единиц охотничьего оружия, большую часть которого составили дриллинги модели 30, включая Luftwaffe Drilling, при этом среднегодовой выпуск составил треть от довоенного. Планы использовать гладкоствольные ружья в военных целях (например, наладить выпуск специальных гранат для стрельбы из дробовиков 12 калибра) остались на бумаге. Стоит отметить, что на всех военных производствах в годы войны использовался труд заключённых концлагерей и иностранных рабочих, насильственно перемещённых в Германию. Оружейные фирмы Тюрингии не были исключением. 8 февраля 1943 года 10 оружейных компаний Тюрингии: I.P. Sauer & Sohn (Suhl), C.G. Haenel (Suhl), Venus-Waffenwerk Oskar Will (Zella-Mehlis), Remo-Gewehrfabrik Gebrüder Rempt (Suhl), Fr. Langenhan (Zella-Mehlis), I. G. Anschütz (Zella-Mehlis), Suhler Waffenwerk Gebrüder Merkel (Suhl), Greifelt & Co (Suhl), Schmidt & Habermann (Suhl), Christoph Funk (Suhl) — учредили товарищество по содержанию и эксплуатации «принудительного трудового лагеря» под названием «Радостный человек» (Fröhlicher Mann), затраты на создание которого были оценены в 400 тыс. рейхсмарок. Голоса в товариществе были распределены в соответствии с потребным количеством рабочих и, соответственно, затратами на их содержание: I. P. Sauer & Sohn — 220 голосов, C. G. Haenel — 165, Venus-Waffenwerk Oskar Will — 132, Remo-Gewehrfabrik Gebrüder Rempt — 100, Fr. Langenhan — 88, I. G. Anschütz — 77, Suhler-Waffenwerk Gebrüder Merkel — 55, Greifelt & Co — 44, Schmidt & Habermann — 11, Christoph Funk — 10. Всего 902 голоса. Известно, что на заводе компании Gebrüder Merkel подневольных рабочих было около 170 человек. Несложно вычислить, что всего на вышеперечисленных предприятиях Зуля и Целла-Мелиса работало около 2800 невольников. Содержались они в более-менее сносных условиях. Вероятно, поэтому впоследствии не было особых претензий со стороны военной юстиции союзников, например, к Меркелям и Шаде. Но были и другие примеры. В Тюрингии находился лагерь и завод Дора-Миттельбау, который выпускал ракеты ФАУ силами узников, трудившихся под землёй в нечеловеческих условиях. Из 60 тысяч человек, прошедших через этот ад, треть погибла. 1-го апреля начался печально известный «марш смерти» заключённых «Доры» в лагерь Берген-Бельзен. 3-го апреля Дору-Миттельбау разбомбили американцы. Война и отмщение были уже на пороге…

Краткое изложение статьи+дополнения.

Ссылаясь на приведенную ниже статью можно увидеть следующее: <Изначально немецкие ружья серийного производства в России популярностью не пользовались>.Но путем проведения рекламных компаний и <пускания пыли в глаза> такими вещами как например: <четверной замок>, а усиления системы запирания этот четвертый узел не давал, но производил внешний эффект. В довоенных каталогах компания «Зауэр» писала: «По своему высокому качеству и отличной конструкции наши ружья могут быть по меньшей мере поставлены рядом с наилучшими ружьями в мире». Но ни один специалист с такой оценкой не соглашался. Определенная часть охотников была убеждена, что немецкие ружья, как правило, имели какую-то особую форму дульных сужений. Что можно ответить на это? Большинство серийных немецких ружей довоенных выпусков при сверловке полный чок давали кучность боя 60-65%, а при сверловке получок — 50-55%. Что же предлагает нам отечественный производитель? <Российские производители охотничьих ружей в технических характеристиках гарантируют кучность стрельбы для стволов с дульным сужением 0,5 мм не менее 50% и для стволов с дульным сужением 1,0 мм — не менее 60%. Для штучных ружей эти показатели несколько выше и составляют соответственно 55% и 65%>. Источник: http://www.sportguns.ru/10-02/pristrelka-guns/pristrelka-guns.html Как видно из вышесказанного, ничего выдающегося в конструкции большинства серийных немецких ружей не было и нет.
Но есть то, что обещает будущему владельцу, если верить источнику, много <секса>, а именно, качество стали. Вот, что пишет по этому поводу Российская Охотничья газета:
<Несмотря на то, что и литая, и специальная стали Круппа в качестве ствольного материала были широко распространены в Германии и ряде европейских стран, они не нашли широкого применения в оружии высокого разбора. Одним из существенных недостатков крупповских сталей была сильная склонность их к коррозии>.

Плюсы

Немецким оружейникам удалось главное — удачно выдержать такой параметр, как «цена — качество». Серийные ружья обладали неплохим боем, имели хорошие массо-габаритные характеристики, баланс и посадистость.

Альтернатива сегодняшнего дня.

В последнее время немецкое гладкоствольное оружие в Европе и мире было серьезно потеснено итальянским оружием. Просто на современном этапе итальянским оружейникам лучше удается выдерживать параметр «цена-качество», чем немецким, что особенно чувствуется в области оружия среднего разбора. Внедрение в производство охотничьего оружия современных технологий и оборудования, как ни странно, в некоторых случаях не привело к повышению качества гладкоствольных немецких ружей. Одним словом, цена оружия не всегда соответствует его качеству.

Вот так!!!

Собственно сама статья.

Немецкое гладкоствольное охотничье оружие

Нет, пожалуй, в нашей стране ни одного охотника, который не слышал бы об охотничьих ружьях различных немецких оружейных компаний, таких как «Зауэр», «Зимсон», «Меркель», «Бюхаг», «Мефферт», «Вольф», «Кеттнер», «Грейфельт», «Хенель», «Хуберстус», «Вальтер», «Аншютц», «Маузер» и др. Удивительного в этом ничего нет. Дело в том, что начиная с конца XIX века многие из немецких оружейных компаний стремились к широкому проникновению на русский, а в дальнейшем и на советский рынок. Особенно в этом преуспели фирмы «Зауэр», «Зимсон», «Меркель», «Бюхаг», «Хенель», иногда «Грейфельт». У российских охотников немецкие ружья всегда пользовались успехом, зачастую им приписывались какие-то особенные качества. Довольно большая часть российских охотников склонна считать, что именно их немецкое ружье обязательно из коллекции рейхсмаршала Геринга. В чем же, собственно, заключается феномен немецкого оружия, почему оно почитаемо в кругу российских охотников до сих пор?

фото В. КиселеваДаже одно из самых удачных отечественных ружей, модель ИЖ-54, имеет своим прототипом ружье «Зауэр» модель 8. А знаменитые бокфлинты МЦ берут свое начало от ружей «Меркель» 200-й серии. Причин, которые могли бы объяснить сей феномен, конечно, достаточно, но есть совершенно определенные.

Большинство немецких оружейных компаний в конце XIX века перешли к машинному производству охотничьих ружей. Это снизило их себестоимость и повысило конкурентоспособность, а, следовательно, потребовало расширения рынка сбыта. Компании не стеснялись в затратах на рекламу и прилагали немалые усилия для проникновения в том числе и на русский рынок. Однако изначально немецкие ружья серийного производства в России популярностью не пользовались. В те времена на рынке России были гораздо лучше представлены недорогие бельгийские ружья серийного производства, которые по качеству превосходили немецкие. Немецкое оружие, представленное недорогими моделями, значительно уступало по качеству ружьям императорского Тульского оружейного завода той же стоимости.

Дорогие же ружья таких компаний, как «Зауэр» и «Зимсон», имели довольно грубый внешний вид по сравнению с изящными дорогими английскими и бельгийскими ружьями.

Конструктивные элементы для своих ружей многие немецкие оружейные компании заимствовали у известных оружейников и применяли их в своих моделях.

Система запирания курковых и бескурковых немецких ружей, как правило, состоит из двух подствольных крюков, запирающихся рамкой Перде, и поперечного болта Гринера, ключ управления — системы Уэстли-Ричардса. В бескурковых моделях преимущественно использовался простейший, самый распространенный в мире ударно-спусковой механизм системы «Энсон-Дилей», который был запатентован в Англии в 1875 г. Все вышеуказанное относится к моделям классическим, с горизонтальными стволами.

В ружьях с вертикально спаренными стволами, как правило, использовалось верхнее запирание двойным болтом Керстена.

Иногда на дорогих ружьях немецкие оружейники применяли так называемый четверной замок. Четвертый узел заключался в том, что продолжение прицельной планки, входящей в колодку ружья, имело грушевидную форму, так называемую кукольную головку. Подобную систему запирания, к примеру, имело ружье «Зауэр» модель 18E «Meisterwerk».

Усиления системы запирания этот четвертый узел не давал, но производил внешний эффект. В довоенных каталогах компания «Зауэр» писала: «По своему высокому качеству и отличной конструкции наши ружья могут быть по меньшей мере поставлены рядом с наилучшими ружьями в мире». Но ни один специалист с такой оценкой не соглашался.

Определенная часть охотников была убеждена, что немецкие ружья, как правило, имели какую-то особую форму дульных сужений. Что можно ответить на это? Большинство серийных немецких ружей довоенных выпусков при сверловке полный чок давали кучность боя 60-65%, а при сверловке получок — 50-55%. Исключение составляли разве что ружья компании «Меркель», стволы которых со сверловкой полный чок давали кучность боя до 85%.

Как видно из вышесказанного, ничего выдающегося в конструкции большинства серийных немецких ружей не было и нет. Очень много различных суждений было на тему материала (стали), из которого изготовлялись стволы большинства немецких ружей. Иногда охотники считают, что знак «три кольца» связан с тем, что если смотреть в хорошо протертые стволы, то можно увидеть именно три кольца. При желании в чистых стволах можно увидеть и три, и четыре, и пять колец, но это кольца никакого отношения к марке крупповских сталей не имеют, их можно увидеть в стволах любого ружья.

Несмотря на то, что и литая, и специальная стали Круппа в качестве ствольного материала были широко распространены в Германии и ряде европейских стран, они не нашли широкого применения в оружии высокого разбора.

Одним из существенных недостатков крупповских сталей была сильная склонность их к коррозии. Из-за того, что в этих сталях было повышенное содержание вредных примесей — серы и фосфора. Дело в том, что стали, содержащие серу и фосфор, лучше обрабатываются режущим инструментом и детали из них лучше полируются. Так что иногда эти примеси вводили в состав стальных сплавов специально. А популярность крупповских сталей объясняется во многом хорошо поставленной рекламой продукции Круппа и известностью этой фирмы.

Конечно, необходимо отметить, что создание в конце XIX века универсальной стали, которая получила название «специальная оружейная ствольная сталь» — SPECIAL-GEWEHR-LAUF-STAHL FRIED.KRUPP A.G. ESSEN, которая обладала высокой прочностью материала (предел текучести 47-56 кгс/мм2, временное сопротивление на разрыв 85-97 кгс/мм2 — в зависимости от режима термообработки), позволило делать стволы с тонкими стенками, а значит уменьшить вес ружей.

На развитие немецкого охотничьего оружия серьезно повлиял приход к власти в Германии фашистского режима в 1933 г. Это привело к сокращению производства охотничьего оружия, заводы в Зуле были переведены на выпуск военной продукции.

После окончания Великой Отечественной войны г. Зуль оказался в Советской зоне оккупации Германии. С лета 1945 г. возобновилось производство охотничьих ружей в Зуле. Качество оружия, выпущенного в этот период, было ниже, чем довоенное. К началу 1950 г. в ГДР было сформировано производственное объединение под названием VEB Ernst-Thaelmann-Werk Suhl, в его состав вошли оружейные фирмы: «Зауэр», «Зимсон», «Братья Меркель», «Хенель», «Грейфельт».

С образованием ФРГ (сентябрь 1949 г.), куда перебрались бывшие владельцы фирмы «Зауэр», в г.Эккернфорде начался выпуск охотничьего оружия «Зауэр». Производство ружей «Зауэр» в ФРГ было ориентировано на сбыт продукции в основном в США. Но «Зауэр» не выдержал конкуренции на внешнем рынке и в начале 1960-х годов был вынужден начать кооперацию с другими фирмами. Охотничьи ружья, производимые фирмой «Зауэр», стали поступать на рынок под различными наименованиями. Фирма «Зауэр» тесно сотрудничала с Бельгийской Национальной фабрикой (ФН), с итальянской «Беретта», с американскими фирмами «Кольт» и «Уэзерби». В ФРГ фирма «Зауэр» на свои изделия ставит марку «Зауэр-Оригиналь». Естественно, в это время меняются и маркировочные знаки, вводятся дополнительные обозначения.

Почему же немецкие ружья так популярны в России?

Немецким оружейникам удалось главное — удачно выдержать такой параметр, как «цена — качество». Серийные ружья обладали неплохим боем, имели хорошие массо-габаритные характеристики, баланс и посадистость, умеренную цену.

И если большинство серийных немецких ружей нельзя отнести к категории лучших, то это не означает, что они плохи. Большая часть немецких ружей — это ружья серийного производства, рассчитанные на массового покупателя. Выполнены эти ружья, как дорогие, так и дешевые, в основном; на довольно высоком уровне. В них вложен труд высококвалифицированного и добросовестного рабочего. В большинстве своем это добротно сделанные, хорошие рабочие ружья.

В последнее время немецкое гладкоствольное оружие в Европе и мире было серьезно потеснено итальянским оружием, в меньшей степени бельгийским. Просто на современном этапе итальянским оружейникам лучше удается выдерживать параметр «цена-качество», чем немецким, что особенно чувствуется в области оружия среднего разбора. Однако немецкое нарезное оружие традиционно занимает сильные позиции в мире оружия. Внедрение в производство охотничьего оружия современных технологий и оборудования, как ни странно, в некоторых случаях не привело к повышению качества гладкоствольных немецких ружей. Одним словом, цена оружия не всегда соответствует его качеству. Естественно, это не могло не отразиться на позициях немецкого гладкоствольного оружия на рынке не только европейском, но и на российском. Гладкоствольное импортное оружие в российских магазинах, как было сказано выше, представлено итальянским, бельгийским, иногда испанским оружием. Подобная картина наблюдается и в области спортивного гладкоствольного оружия. Рынок есть рынок: кто востребован, тот и лучше покупается. И если нарезное оружие компаний «Гейм» и «Зауэр» имеет высокое качество, то и высокие цены не отпугивают желающих его куить. Про оружие компании «Гейм» мод. SR-30; SR-21 или «Зауэр» мод. 200 и 202 сказать можно только похвальные слова.

Такие слова можно было бы сказать и про гладкоствольное немецкое оружие, но его образцы по большей части можно увидеть только в комиссионных магазинах, где оно до сих пор пользуется устойчивым спросом. Действительно «цена-качество» — жесткий параметр, и он все расставил на свои места. Поэтому большая часть охотников стреляет из импортного оружия итальянского производства, при этом всегда вспоминая хорошими словами добротные немецкие ружья прошлого времени.

Ссылка на источник: http://www.kaliningrad-fishing.ru/rog/pr-03-1/rpres-0018.html

А вот это уже начинает повторяться. Может пора задуматься? «однако, не удивляйтесь, если ваш «зауэр» или «зимсон» «зацветёт» в мартовском лесу ржавчиной от колодки до мушки». Взято отсюда: http://www.gun.ru/oxota0278.htm

Иногда с ужасом вспоминаю сколько усилий уходило на чистку МР-153 от ржавчины.

Кузнецы-оружейники России: Демьян Громов

«Нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя», — основатель мастерской традиционных ремесел «Северные Врата»1; Демьян Громов делится секретами изготовления булатной стали, развенчивает мифы и дает определение «хорошему мастеру».

Расскажите, как становятся кузнецами? Где этому можно научиться? Что движет людьми, которые хотят посвятить этому мастерству свою жизнь?

Первый нож я сделал из полотна мехпилы еще лет в 12, а ковать начал в 2008 г. в качестве хобби, когда учился в университете. Нужны были круглые стамески для резьбы по дереву, найти в продаже не получалось. Пришлось делать их самому. Получилось. Уже тогда я, изучая материаловедение, увлекся свойствами стали, было желание сделать самый острый, самый прочный инструмент.

В 2012 году я закончил физфак НГУ, в 2014 году мы с женой решили превратить семейное хобби в семейное дело. Подтянулись друзья — технари, появились первые заказы…

Чем лично Вас привлекает процесс ковки и кузнечное дело в целом?

Нужно понимать, что ремесло мастера-клиночника во многом отличается от профессии кузнеца-художника. Мы термомеханической обработкой не только образуем форму будущего изделия, но и формируем определенную кристаллическую структуру поковки; в горне и под молотом происходят механохимические превращения одних веществ в другие строго определенным образом.

Хороший мастер может сделать хороший клинок абсолютно из чего угодно, лишь бы оно содержало железо — достаточно иметь в неограниченном количестве древесный уголь, хорошие огнеупорные материалы, молоток и наковальню. Мы берем железную руду или окалину из-под молота и превращаем ее в красивую и очень прочную узорчатую булатную сталь или в сварной дамаск.

Фактически, за умение сделать острейший, сверкающий или матово поблескивающий клинок практически из куска грязи кузнеца в народной культуре и считали магом, шаманом… Ну представьте, живет поодаль ото всех угрюмый, бородатый дядька, круглый день что-то коптит, громыхает, ворожит чего-то… Что характерно, почти во всех дохристианских культах смертный кузнец так или иначе является помощником Бога Грома.

Представляете ли Вы всегда на начальном этапе работ как в точности должно выглядеть готовое изделие — или же все зависит от того «как оно себя поведет» в процессе? Правда ли, что на процесс ковки и свойства металла оказывают влияние самые разные факторы, включая погоду?

Процесс ковки для меня — не только создание изделия, но и начало начал, основа всего. Именно на наковальне мы закладываем механофизические свойства будущего изделия. Как физик и материаловед, могу сказать, что для любой стали, для любой задачи, которая ставится перед будущим инструментом, существует своя очень точная технологическая карта, в том числе и порядок действий при ковке.

Но даже в 21 веке, основным и самым точным прибором контроля, основным «диагностическим центром» являются личные ощущения мастера, а это — производная опыта. Поэтому, да, мифы о том, что существуют удачные и неудачные дни для ковки, более чем обоснованы. Кроме того, я добавил бы от себя, что инструментальная сталь — капризный материал, материал с очень непокладистым характером. Поэтому, нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя».

С какими материалами и над какими изделиями Вам больше нравится работать?

Мои любимые материалы? Люблю цитировать президента Союза Кузнецов России, Леонида Борисовича Архангельского: «Главное легирующее вещество в стали — углерод». Больше всего я люблю классическую, древнюю как само мое ремесло, углеродистую сталь, углеродистый булат или рафинированную (сварную) сталь без лигатуры. Любимые материалы для рукоятей и композиций — карельская береза, ясень, кость оленя, бивень мамонта, серебро, латунь, бронза.

Вообще, я предпочитаю работать с традиционными, аутентичными материалами для ремесленников Северной Европы, получаю от этого удовольствие. Самое интересное заключается в том, что совершенно архаичными методиками мы до сих пор получаем образцы, отвечающие самым современным требованиям к режущему инструменту. Не пренебрегаем мы и лучшими марками инструментальной стали нашей эпохи, а также композитными материалами, но это уже — совсем другая история.

Есть ли другие мифы, которые стоит развенчать или — наоборот — интересные наблюдения, которыми Вы бы хотели поделиться?

У нас есть чудная подборка перлов от подписчиков — это и «рубка гвоздей» и «утраченный секрет сварного дамаска» и «зонная закалка», которая делается «на зоне» (на самом деле, зонная закалка — это неравномерная закалка клинка, когда режущая кромка и обух имеют разную твердость) и, конечно, сказки про «ртутные ножи спецназа». Вот с этими мифами мы сталкиваемся, практически, каждый день. Вообще, считаю необходимым выкладывать как можно больше полезной технической и просто популярной информации по ножеделанию и пользованию ножами, чтобы каждый заинтересованный человек мог легко разобраться, где правда, а где вымысел.

1 Официальная группа мастерской традиционных ремесел «Северные Врата» http://vk.com/northerngate

УЧЕБНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ

Учебная историческая картина является также источником знаний учащихся. Обычно этой цели служит типологическая картина. Под руководством учителя учащиеся рассматривают картину художника В. В. Домогацкого «В мастерской средневекового оружейника». Она является исходным материалом для беседы. Объяснительный текст направляет внимание по этому пути.
«Косой сноп солнечных лучей, пробиваясь сквозь маленькое решетчатое оконце, едва может побороть полумрак, господствующий под низко нависшими, закоптелыми сводами тесной мастерской средневекового ремесленника-оружейника. Отблеск зыбкого, колеблющегося света ложится на железные доспехи, которые примеряет заказчик-рыцарь. Хозяин-мастер, вытянув вперед руку, убеждает заказчика в добротности изготовленного им рыцарского снаряжения. Мастеру помогают ученики-подростки; один из них, стоя на коленях, закрепляет на ноге рыцаря «поножи» (железные накладки, охватывающие ногу) и прилаживает наколенник, а другой держит в руках сверкающий шлем. У стены трудится над отделкой нагрудного панциря терпеливый подмастерье, искоса бросающий взгляд на хозяина и рыцаря».
Картина в целом рассмотрена, осмыслены фигуры изображенных людей и их взаимоотношения. Однако работа над ней еще не закончена, она только начинается.
Картина рассказывает о том, как были вооружены рыцари, как создавалось боевое рыцарское снаряжение и оружие, делавшее феодала опасным для соседа и страшным для безоружного крестьянина. По этим двум направлениям идет дальнейшая работа над содержанием картины.
Рыцарское вооружение
Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:
а) дороговизна железного снаряжения, которое делало ры
царя неуязвимым в сражениях. Труд крепостных крестьян — основной источник, обеспечивавший феодалу возможность приобретения оружия и доспехов;
б) рыцарские доспехи: шлем с забралом, кольчуга, позднее панцирь-нагрудник, налокотники, набедренники, поножи, оружие;
в) феодальное войско.
Мастерская оружейника
а) Внешний вид средневековой мастерской. Ручные инструменты;
б) долголетняя выучка ремесленному мастерству. Высокое искусство ремесленника;
в) цеховая организация ремесленников;
г) состав мастерской: мастер, подмастерье, ученики;
д) ограничение возможности стать мастером.
Рассматривая картину, мы анализируем ее содержание, сопоставляем мастера и заказчика, выясняем взаимоотношения мастера, подмастерья и учеников, выделяем простейшие инструменты и, наконец, синтезируем отдельные образы в целостную картину средневековой мастерской. Работа над наглядным материалом способствует развитию логического мышления учащихся, так как она требует выполнения ряда мыслительных действий — анализа и синтеза, процессов сравнения и обобщения. Она приводит в конечном счете к образованию у учащихся образных представлений и четких, хотя еще и элементарных понятий .
Экспериментальные исследования убедительно доказывают превосходство беседы по картине перед монологическим рассказом учителя, так как последний лишает учащихся полной интеллектуальной нагрузки и не содействует в достаточной мере развитию их познавательных способностей . Сравнение эффективности словесно-иллюстративного и наглядно-эвристического методов показывает, что дело здесь не только в самой наглядности, но и в способах организации активного восприятия наглядного материала, в умении направить умственные усилия учащихся на раскрытие существенных сторон изучаемого наглядного материала.

Рассмотрим с этой точки зрения опыт работы учительницы спецшколы № 5 Москвы И. Г. Щеголевой. На уроке, посвященном началу монголо-татарского нашествия, учительница должна была охарактеризовать учащимся VII класса высокую культуру народов Средней Азии и Закавказья, подвергшихся опустошительному набегу монголо-татарских полчищ. С этой целью она принесла в класс картины художника Э. Б. Бернштейна «В Бухаре в конце X века» и Б. А. Месропяна «Шота Руставели читает свои стихи»
После рассказа о разложении первобытнообщинного строя, образовании раннефеодального государства у монголов и первых завоевательных походах учительница показала одну за другой названные выше картины.
По первой картине были поставлены вопросы: — Что изображено на картине?
Вопрос поставлен в общей форме. Ответ дан в такой же общей форме: на картине видно много людей. Они торгуют. Базар. — Чем торгуют? Какие ремесла здесь представлены?
Справа видна мастерская. Старик выделывает кувшин. Слева — глиняная и медная посуда. Рядом купец держит в руках шелковую ткань. За ним видна кожаная обувь. Много разноцветных ковров.
Дети перебивают друг друга, рассматривая детали картины. Они видят верблюда, носильщика с тюком за спиной, мешки с зерном, продавца арбузов, еще какого-то торговца — в левой руке у него металлический кувшин, в правой — кружка.
— Чем он торгует?
Дети высказывают разные предположения, наконец сходятся на том, что он продает простую холодную воду: у кувшина узкое горлышко, значит, вода не согревается, а в Средней Азии очень жарко и холодную воду дорого ценят. После общего обзора можно делать обобщение: на картине представлены ремесла и торговля в Бухаре; так было и в других городах Средней Азии. — С кем вели торговлю города Средней Азии?
Повнимательнее присмотритесь к типу лица, к костюмам
изображенных на картине людей.
Дети узнают китайцев, индийцев, армян, среднеазиатских торговцев. Значит, города Средней Азии вели торговлю с Китаем, Индией, Арменией. — Посмотрите теперь на здания. О чем говорят нам памятники среднеазиатской архитектуры?
Дети обращают внимание на ступенчатый купол крытого базара на пересечении двух улиц, перекинутые через улицу полотнища и задают учительнице вопросы: почему базар крытый? Для чего перекинуты эти полотнища? Учительница ответила, что на юге дорожат тенью, а крытый базар, видимо, не вмещал всех продавцов и покупателей. Чтобы создать тень, перебрасывали с одной стороны улицы на другую плотные куски ткани. После этого дети продолжают рассматривать другие здания, видные 1 слева. С помощью учительницы они узнают глинобитные стены крепости с башней, минарет Калян, медресе Мир-Араб с голубым куполом. Медресе, — объясняет учительница, — высшая мусульманская школа, готовившая служителей церкви и чиновников суда. Эти здания — их архитектура — говорят о высокой культуре городов Средней Азии. Учительница добавляет, что в X в. Бухара была не только центром ремесла и торговли, но и центром культуры. Сюда шли строители, мастера резьбы по камню и дереву, красильщики тканей и землемеры, специалисты по выработке бумаги и переписчики книг, ювелиры и переплетчики, странствующие учителя и врачи. Она обращает внимание на две фигуры слева — молодого человека и пожилого с книгой в руках. Это ученые. Молодой человек — Авиценна (Ибн-Сина). Его внимание привлек рахитичный ребенок с искривленными ножками и вздутым животом. Ученый задумался над вопросом о происхождении болезни и о способах ее лечения. Авиценна — автор многих книг, которые принесли ему славу в средние века, а многие из них дошли и до нашего времени. Они свидетельствуют о высокой культуре народов Средней Азии.
Вслед за тем учительница предлагает рассмотреть картину художника Б. А. Месропяна. Дети видят какое-то собрание людей; многие на поясе носят кинжалы. К ним обращается какой-то грузин. Он что-то читает. Вдали виден храм. Что здесь происходит? Кто собрался, для чего?
Дети читают надпись под картиной. С помощью учительницы они приходят к выводу, что здесь собрались знатные грузинские феодалы; среди них на кресле сидит женщина. Может быть, это царица Тамара, упоминаемая в учебнике. Она жила в конце XII — в начале XIII в., т. е. незадолго до монголо-татарского нашествия.
Учащиеся рассматривают своеобразную архитектуру храма Свети-Цховели, построенного в XI в.
Шота Руставели читает строки из своей поэмы «Витязь в тигровой шкуре». На уроке нет времени даже для краткого изложения содержания поэмы, сообщается лишь ее основная идея — призыв феодалов к объединению, возбуждение чувства патриотизма.
Заканчивая работу над картиной, учительница подчеркнула, что вражда между феодалами ослабляла Грузию. Монголо-та- тары сломили сопротивление разрозненных сил, разрушили цветущие города, увели в рабство искусных грузинских и армянских мастеров, ремесленников, ученых, наложили тяжелую дань.
Так, картины явились источником знаний. Учащиеся получили ряд конкретных образов, характеризующих высокую культуру народов Средней Азии и Закавказья. Для них стали понятны строки учебника, в которых сообщается о походах полчищ Чин- гис-хана и о завоевании богатых городов и селений с высокой древней культурой. Урок, насыщенный большим материалом, оказалось возможным уложить в отведенное для него время.

Открытый урок по технологии «Резание заготовок из тонколистового металла», 5 класс

План урока по технологии

5 класс

Тема урока: «Резание заготовок из тонколистового металла».
Цели урока:
обучающая – ознакомление с процессом резания тонколистового металла и инструментами для его выполнения;

развивающая – развитие умений и навыков работы с ножницами по металлу и напильниками.
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении слесарных операций; формирование эстетического сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Планируемые результаты:

Личностные:
— проявление познавательных интересов и активности;
— развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметные:

— овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда с использованием распространенных инструментов;

-умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении данной темы;

Предметные:

-распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии металлообработки»;

— оценивание своей способности и готовности к труду;

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная;

Вид урока: рассказ, с элементами беседы, практическая работа

Результаты: Умение работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задач, довести решение задач до завершения, формировать навыки подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда.
Материально-техническое оснащение:

технологическая карта, ножницы по металлу, чертилка, заготовка из тонколистового металла, шаблон, канцелярские принадлежности, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения, столярный верстак; компьютер, мультимедийный проектор

План урока:

I. Организационный момент:
— Проверка явки учащихся по журналу.
— Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
— Проверка внешнего вида (спецодежды).
II. Мотивация учебной деятельности:

Перед вами картина “В мастерской средневекового оружейника”. Что изображено на ней? А зачем они нужны рыцарю? А как вы считаете, какими должны быть доспехи? Как вы думаете, из чего изготовлены доспехи? Доспехи изготавливались из т/л металла. (Слайд 1.)

Давайте совершим воображаемое путешествие во времена рыцарей? Представьте, что мы с вами находимся в средневековой мастерской. Я буду мастером, а вы – мои подмастерья. В мастерскую поступил заказ на изготовление изделия из тонколистового металла. Сможем ли мы выполнить его сейчас? (нет).

Что для этого мы должны сделать? Для того чтобы получить изделие из тонколистового металла, необходимо отделить часть металла от основного.

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? И так, тема нашего урока: «Резание заготовок из тонколистового металла. Записать тему урока в тетрадь. (Слайд 2.)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Слайд 3.)

III. Актуализация знаний:

Мы с вами уже изучили такие слесарные операции как: правка, гибка, разметка.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок? (чертилка, кернер, циркуль).

2.Что такое правка тонколистового металла? (операции по выравниванию поверхности металла, имеющих неровности).

3.Что представляет собой гибка металла?

4.Для какой цели применяют шаблоны? (специальная деталь, размеры и контур которой такие же, как и у нужного нам изделия).

IV. «Открытие» нового знания:

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

Для того чтобы получить изделие из тонколистового металла, необходимо разрезать или отделить полностью какую-либо часть металла. При этом используют различные ручные и механические слесарные инструменты. Операция по разделению заготовки на части с использованием режущего инструмента называется резка. (Слайд 4.)

Сегодня мы узнаем, что представляет собой технологическая операция резание?

Учащиеся записывают в тетради новые понятия: отрезание (отрезка), разрезание (разрезка), прорезание (прорезка).

Отрезание (отрезка) – процесс полного отделения одной части материала от целого с помощью режущего инструмента на металлорежущих станках или при помощи ручных слесарных инструментов.

Разрезание (разрезка) – процесс полного разделения целого на равные или неравные части с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.

Прорезание (прорезка) – процесс образования одного или несколько мерных узких пазов (прорезей, шлицев) в заготовке с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках. (Слайд 5.)

Тонколистовой металл разрезают слесарными ножницам. В зависимости от формы лезвия (ножей) ножницы бывают прямые и кривые. (Слайд 6.)

Ручные ножницы.

Слесарные ножницы с прямыми ножами предназначены резания заготовок по прямым и кривым линиям небольшой кривизны, а кривые для вырезания заготовок фасонных отверстий.

При резании лезвия ножниц направляют точно по риске разметки. При сжатии ручек ножниц сводить лезвия до конца не следует, так как это приводит к разрыву металла в конце разреза. При вырезании круглых заготовок резать металл целесообразнее против часовой стрелки, для чего заготовку следует поворачивать по часовой стрелке.

Если требуется разрезать на полосы лист, можно воспользоваться теми же ручными ножницами, но одну из рукояток необходимо зажать в тисках, а на другую надавливать рукой сверху.

Сталь толщиной свыше 0,7 мм обычными ножницами разрезать не удается. В этих случаях применяют ручные силовые или рычажные ножницы.

Приспособление для резки

Листовой металл после резания часто приходится править. Затем место реза опиливают, притупляют острые кромки и концы, сравнивают размеры заготовки с чертежными размерами с помощью линейки и угольника.

Тонколистовой металл можно разрезать двумя способами.

Первый способ — ножницы берут правой рукой, охватывая рукоятки четырьмя пальцами и прижимая их к ладони, большой палец располагают на верхней руч­ке, а мизинец помещают между рукоятками, им раздвигают ручки ножниц. Если ручки ножниц раздвигаются туго, то вместо мизинца можно использовать ука­зательный палец. В этом случае его помещают между ручками ножниц.

Удерживая лист левой рукой, подают его между режущими кромками, направляя верхнее лезвие точно посередине разметочной линии. Затем, сжимая рукоятку, осуществляют резание.

Второй способ разрезания тонколистового металла заклю­чается в том, что одну ручку ножниц (ту, которая снизу) за­жимают в тисках, а другую охватывают пальцами правой руки. Материал подают левой рукой. Этот способ позволяет значительно усилить давление между но­жами и резать более твердый материал.

Для резания листовой стали до 4 мм используют рычажные ножницы.

На заводах для резания листового проката используют механические ножницы. Они бывают гильотинного типа или дисковые. Процесс резания гильотинными ножницами такой же, как и при резании ручными ножницами. При резании металла с использованием дисковых ножниц процесс резания осуществляется за счет острых кромок вращающихся дисков.

Резание толстолистового металла механическими ножницами.

В настоящее время на производстве используют более современные способы резки металла.

(Слайд 7.), (Слайд 8.)

V. Правила безопасной работы с инструментом: (Слайд 9.)

Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку.

Слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков.

Не держи левую руку близко к ножницам , чтобы пальцы не попали под лезвие.

Подавай ножницы товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.

VI. Физкультминутка: (Слайд 10.)

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Наклонились вправо, влево,

И берёмся вновь за дело.

VII. Практическая работа и текущий инструктаж:

А вы не забыли о нашем заказе? Для этого сейчас мы выполним с вами практическую работу. В ходе выполнения практической работы, вы должны будете изготовить изделие из тонколистового металла ( подставка под карандаши). Обратите внимание, на рабочем месте имеется всё необходимое для выполнения заказа:

-заготовка из тонколистового металла;

-шаблон;

-набор слесарных инструментов (молоток, чертилка, ножницы по металлу);

-технологическая карта;

Ребята мы с вами будем работать по шаблону, поскольку он нам поможет сэкономит время.

Вводный инструктаж.

Ознакомьтесь с технологической картой “подставка для карандашей”

Выполните резку заготовок из тонколистового металла, согласно технологической карте изделия.

Правила техники безопасности: (Слайд 11.)

Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку.

Слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков.

Не держи левую руку близко к ножницам , чтобы пальцы не попали под лезвие.

Подавай ножницы товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.

Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения , контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки:

Ножницы раскрыты на максимально возможный угол и не режут, а выталкивают. (Затуплены ножи).

Ножницы мнут металл. (Большой зазор между ножами ножниц).

Линия реза получается рваной. (Не контролируется линия реза).

VIII. Закрепление полученных знаний:

Выполнение тестовых заданий (самооценка учащимися своих ответов). Приложение 1.

Побуждает учащихся к осмыслению нового материала. (Слайд 12.)

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке (выставление оценок).

IX. Рефлексия. (Слайд 13.)

Что вы узнали сегодня нового?

Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Что вам понравилось на уроке больше всего?

За что бы вы себя похвалили?

Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам вам положено иметь свой собственный герб, который мастера вывешивали над входом в свою мастерскую. Разработайте и изобразите в рабочей тетради свой герб мастера. (Слайд 14.)

Приложение 1. — Новые понятия и определения:

Приложение 2. – Тестовые задания.

Приложение 3. – Технологическая карта изготовления подставки для карандашей.

Приложение 4. – Презентация.

Приложение 1.

Новые понятия и определения:

Резка — операция по разделению заготовки на части с использованием режущего инструмента.

Отрезание (отрезка) – процесс полного отделения одной части материала от целого с помощью режущего инструмента на металлорежущих станках или при помощи ручных слесарных инструментов.
Разрезание (разрезка) – процесс полного разделения целого на равные или неравные части с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.
Прорезание (прорезка) – процесс образования одного или несколько мерных узких пазов (прорезей, шлицев) в заготовке с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.

Слесарные ножницы – инструмент используемый для резки тонколистового металла.

Приложение 2.

Тестовые задания

1.Какие инструменты используют при резке тонколистового металла:

А — слесарные ножницы

Б — ручные тиски

В – разметочный циркуль

2. Для правки проволоки и тонколистового металла используют:

А.- Пассатижи;

Б. -Круглогубцы;

В. -Слесарные молотки;

Г. -Кусачки.

3.Резку заготовок на предприятии выполняют…

А – резчики металла

Б – проектировщики

В – конструкторы

4. Что такое опиливание?

А — рубка зубилом

Б — обработка напильником

В — пиление ножовкой

5.Какие правила соблюдают при резании металла слесарными ножницами?

А – заготовки следует закреплять прочно, но плавным вращением рукоятки винта тисков

Б – нельзя касаться голыми руками отрезанных кромок заготовки

В – нельзя направлять режущее полотно пальцем. Используйте для этих целей деревянные бруски, специальные упоры

Приложение 3.

Технологическая карта изготовления

подставки для карандашей

№ п/п

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

Выбор заготовки тонколистового металла

140*60*0,5

Разметить контур изделия по шаблону

Шаблон, чертилка.

Вырезать изделие по разметке

Слесарные ножницы, верстак.

Выполнить правку изделия

Слесарный молоток, верстак.

Выполнить опиливание изделия, скруглить углы.

Напильник, верстак.

Сформировать подставку (согнуть части заготовки, для придания окончательной формы изделия).

Плоскогубцы.