Сергей медников конструктор

Русский.
Уроженец с. Александровка (Воронежская область).

В рядах КА с 20.8.1939 г. Через Кагановичский РВК Воронежской области поступил в Ленинградское КВИУ им. А.А. Жданова. Курсант.
10.6.1941 – окончил Ленинградское КВИУ им. А.А. Жданова. Лейтенант.
Участник Великой Отечественной войны.
Воевал на Юго-Западном (22.6.-12.1941), Брянском (12.1941-3.1943), Центральном (3-10.1943), 1 Украинском (с 10.1943) фронтах.
В Действующей армии с 22.6.1941 г.
22.11.1941 – полковой инженер 654сп 148сд.
Умело руководил саперным взводом при минировании подходов к д. Скородомке. В ходе боя (26.1.1942) на установленных минах уничтожено 17 солдат и офицеров и танк противника. Командованием полка представлен к ордену Красной Звезды, награжден медалью «За боевые заслуги» (пр. № 3/н от 8.4.1942 г. 13А).
Старший лейтенант.
Получил тяжелое ранение (14.5.1942) на Брянском фронте.
Капитан. Беспартийный.
В период жесточайшего боя (5.7.1943) под сильным огнем организовал минирование переднего края. На минах подорвалось 38 танков, что сорвало продвижение танков. Командиром полка майором М.Р. Бурлаковым представлен (7.7.1943) и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 2/н от 8.7.1943 г. 15СК 13А Центрального фронта).
Член ВКП(б) с 6.9.1944 г.
В наступательных боях (1.1945) под огнем противника проделал до 10 проходов, обеспечивая продвижение полка. В боях за с. Едлин (28.1.1945) под интенсивным огнем противника навел переправу через Вислу, чем дал возможность развить наступление. Командиром полка полковником К.З. Федоровым представлен (16.2.1945) и награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. № 47/н от 14.3.1945 г. 60А 1 Украинского фронта).
Полковой инженер 133гв.сп 44гв.сд. Гвардии капитан.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (акт вручения от 16.12.1945 г. 133гв.сп 44гв.сд).

Михеев, Сергей Викторович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михеев; Михеев, Сергей.

Сергей Викторович Михеев
Дата рождения 22 декабря 1938 (80 лет)
Место рождения Хабаровск
Страна СССР→ Россия
Научная сфера авиастроение
Место работы ОАО «Камов»
Альма-матер МАИ
Учёная степень доктор технических наук (1984)
Учёное звание академик РАН (2011)
Известен как создатель Ка-50
Награды и премии

Серге́й Ви́кторович Михе́ев (род. 22 декабря 1938, Хабаровск) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОАО «Камов». Доктор технических наук (1984), академик РАН (2011). Герой Российской Федерации (1997), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009). Лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.

Биография

В 1956 году поступил в Московский авиационный институт (факультет авиационной техники). В 1962 году закончил МАИ и стал работать на Ухтомском вертолётном заводе (ныне ОАО «Камов») инженером-конструктором.

В 1974 году после смерти Н. И. Камова стал главным конструктором Ухтомского вертолётного завода, в 1987 году — генеральным конструктором ВНТК имени Н. И. Камова. В 1994 году стал президентом и генеральным конструктором ОАО «Камов».

Под руководством С. В. Михеева в КБ «Камов» были созданы лёгкие боевые вертолёты: противолодочный / поисково-спасательный Ка-27, транспортно-боевой Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31, боевые ударные вертолёты Ка-50 «Чёрная акула», Ка-52 «Аллигатор», многоцелевой армейской авиации Ка-60, а также гражданские — многоцелевой Ка-32 и его модификации, лёгкий многоцелевой Ка-226, беспилотные Ка-37 и Ка-137 и другие.

22 августа 1997 года Указом Президента РФ Сергею Викторовичу Михееву присвоено звание Героя Российской Федерации.

26 мая 2000 года избран членом-корреспондентом РАН (Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления).

22 декабря 2011 года избран действительным членом РАН (Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления).

Является членом Международной вертолётной ассоциации (англ.), вертолётных обществ России, Европы и США.

Общественная деятельность

В 1990—1993 — народный депутат РСФСР/РФ (депутатские группы «Коммунисты России», «Промышленный союз»), член Комиссии Верховного Совета по транспорту, связи и информатике.

В 1993—1994 — член Совета по промышленной политике при Правительстве РФ.

С 1997 — член Научного совета при Совете Безопасности РФ, член Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по проблемам оборонно-промышленного комплекса.

Награды

  • Герой Российской Федерации (1997)
  • Орден Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • Ленинская премия (1982)
  • Государственная премия РФ за создание и внедрение в серийное производство одноместного боевого вертолета Ка-50 (1996)
  • Премия имени А. Н. Туполева Российской академии наук (1997) — «За комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию боевых и гражданских вертолетов»

Примечания

  1. Михеев Сергей Викторович Архивная копия от 8 марта 2013 на Wayback Machine на сайте клуба выпускников МАИ
  2. Указ Президента РФ от 22 августа 1997 г. N 912 «О присвоении звания Героя Российской Федерации Михееву С. В.» (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2016. Архивировано 10 августа 2017 года.
  3. 1 2 Михеев Сергей Викторович на ИС АРАН
  4. Михеев, Сергей Викторович
  5. Премия имени А. Н. Туполева

Ссылки

  • Михеев, Сергей Викторович. Сайт «Герои страны».
  • Профиль Сергея Викторовича Михеева на официальном сайте РАН
  • Семёнов С. М., Терешкова Н. А. Михеев Сергей Викторович
  • Савинский Ю. Э. Очарованный хищником // Наследники инженера да Винчи. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. — 460 с. — ISBN 978-1475107234.
  • «Чёрный Призрак» д/ф о «Чёрной акуле» и её создателе С. В. Михееве

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Сергей Михеев: «Мы проигрываем войну конструкторов»

Возродить вертолетную славу страны поможет только жареный петух

У молодых инженеров «оборонки» наверняка есть ощущение, что заведенный в отрасли порядок существовал всегда. Но будь так 30–40–50 лет назад, никогда бы СССР не смог похвастаться победами во всех технических областях. Было совсем иначе, об этом «Военно-промышленному курьеру» рассказал Сергей Михеев, один из гигантов, которые создавали славу великой страны.

– Сейчас говорят о засилье «эффективных менеджеров», но и советская эпоха была ими знаменита. Правда, если бы такое словосочетание существовало в те времена, оно не носило бы нынешнего ироничного смысла. Взять ваш пример: в 35 лет главный конструктор – ответственный руководитель предприятия, в нынешней шкале – генеральный. Как такими становились?

– Должность генерального конструктора и тогда существовала, но на фирме Камова штатное расписание заканчивалось главным. И сам Николай Ильич был именно главным конструктором. В это КБ я пришел в 1961 году, еще будучи студентом, на преддипломную практику. И, наверное, именно дипломный проект, который я защищал в присутствии Николая Камова, стал поводом обратить на меня внимание. То, как студент относится к своей главной работе, дипломной, во многом дает понять, какой из него получится специалист. Моим дипломным руководителем назначили начальника отдела лопастей Александра Сатарова. Тогда уже начались первые полеты уникальной камовской машины – винтокрыла Ка-22. Поперечное крыло, на концах которого размещались мотогондолы, винты диаметром по 22 метра – машина выглядела внушительно, с ней связывали большие надежды, как с новым словом в вертолетостроении. И Сатаров предложил мне, используя для дипломного проекта уже созданные мотогондолы, включавшие двигатель, редуктор и винт, разработать принципиально новую машину – летающий кран уже не с двумя, а с четырьмя винтами.

Идея не имела аналогов или прототипов, подсмотреть было не у кого. На чертежах получилась огромная конструкция, причем абсолютно оригинальная. Защита всей нашей группы из пяти человек проходила в кабинете Николая Камова. Соответственно и большинство членов комиссии были из руководства отделов предприятия. Я защищался последним из группы. Вопросов оказалось много, но это был разговор, явно интересный не только мне, но и комиссии. Запомнилось, что когда я вывесил чертеж предлагаемой конструкции, один из членов комиссии заметил: «Видимо, ты легких путей не ищешь…»

“ Машину, вертикально взлетающую, грузоподъемную и имеющую скорость чуть меньшую, чем обычный Ил-76, можно было сделать несколько десятилетий назад ”

– Впервые придя к Камову, как вы ощущали – была ли конкуренция между милевцами и камовцами и как она выражалась?

– Отношения между двумя фирмами были абсолютно нормальными и корректными, хотя некоторая заносчивость у специалистов из КБ Михаила Миля была, и это понятно – они организовались раньше, дальше продвинулись с точки зрения типажа машин, получили определенное признание. Создав свое предприятие раньше, Миль занял здание в Сокольниках, где до этого находилось КБ Ивана Братухина, и собрал почти всех специалистов, работавших по вертолетному направлению, а Камов опаздывал, Камов догонял. Объективно говоря, под Милем оказался более авторитетный кадровый состав. Можно сказать, сливки вертолетных специалистов.

– Каким образом произошло разделение ниш – вот тут Миль, а тут Камов?

– Фактически направления разошлись с первых машин, поступивших в опытную эксплуатацию. Строго говоря, был еще и третий конкурент – Александр Яковлев. Я напомню, что правительственное задание на разработку двух-трехместного вертолета получили два КБ – Михаила Миля и Александра Яковлева. И если милевцы делали свою машину полностью оригинальной и, что называется, с нуля, то у их конкурентов дела обстояли иначе. Яковлев воспользовался технической документацией, добытой неведомыми нам путями, американского Sikorsky S-51. В результате их машина получилось вполне достойной, но… копией. На испытаниях оба вертолета показали близкие результаты, тем более что двигатели у них были одинаковые. Выбор сделали в пользу проекта Миля – тогда авиация во многом определяла престиж страны и повторение американского аналога сочли неуместным.

Николай Камов изначально работал над соосной схемой расположения несущих винтов, и то, что ему удалось доказать руководству авиапрома и страны перспективность такого технического решения, во многом заслуга Василия Сталина, командовавшего тогда авиацией Московского военного округа. Безусловно, компонуя воздушный парад 1948 года, он хотел показать все авиационные новинки.

Конструкция прототипа соосного вертолета Камову была ясна, но не было подходящего двигателя. Решили использовать трофейный мотоциклетный мотор мощностью около тридцати сил, создав на его базе легкую одноместную машину. Но мощности, как оказалось, катастрофически не хватало. Конструкцию облегчали всеми возможными методами, двигатель максимально форсировали и для демонстрационного полета даже решили отказаться от стартера. Запускали машину, соединив вал двигателя через переходник с ведущей осью поддомкраченной автомашины. Но не показывать же такое перед правительственной трибуной. И тогда придумали следующую схему – вертолет с уже работающим на малом газу двигателем выезжает на поле на грузовике с опущенными бортами и с этой платформы стартует. Идея понравилось и показ, хотя и с приключениями, состоялся. Уже сделав перед трибуной круг и зависнув на высоте 20 метров, перед посадкой на платформу летчик Гуров почувствовал, что двигатель начал сбоить. Паниковать он не стал и мягко посадил вертолет на платформу. Собственно, идея старта с маленькой платформы и подтолкнула главкома ВМФ Николая Кузнецова сказать: «Вот машина для Военно-морского флота». Через три месяца вышло правительственное постановление об образовании конструкторского бюро под руководством Николая Камова для создания палубного вертолета. И то, что вертолеты накрепко прописались в военном флоте и сегодня любой корабль получает вертолетную площадку, – заслуга адмирала Кузнецова. И судьба нашего КБ.

Фото: Алексей Песков

Фото: Алексей Песков– Но ведь и Николай Камов создавал гражданские вертолеты, покушаясь на угодья Миля, и Михаил Леонтьевич пристраивал свои машины на корабли…

– В этом нет ничего плохого. При этом Миль в своей работе шел за мировой авиационной модой, где-то повторяя западные достижения, где-то и предвосхищая их. У машин же Камова аналогов в мире не было. ВМФ проводил испытания Ми-1 как палубной машины, но наши вертолеты к корабельной службе оказались более приспособленными. Тем не менее на гражданских судах, тех же ледоколах, вертолеты Миля исправно работают. А наш Ка-26 со своей сверхманевренностью оказался очень кстати для сельхозработ, как и Ка-32 для борьбы с пожарами. В любом случае развитие обоих направлений только обогащает отечественную вертолетную школу.

– Сейчас стала модной тема скоростного вертолета…

– Еще Николай Ильич вынашивал идею, более того, пытался пробить ее в верхах. В те годы, конец 60-х, обострилась ситуация на китайской границе и стоял вопрос о возможности переброски большого количества людей и техники в местности, где нет аэродромов. И тогда Камов со товарищи взялись за проект совершенно невероятного летательного аппарата. За основу был взят только что созданный ОКБ Ильюшина самолет Ил-76, на края крыльев которого планировалось установить винтовые силовые установки, обеспечивающие вертикальный взлет. К тому времени в Рыбинске уже были разработаны двигатели для яковлевских «вертикалок» Як-36/Як-38, и они отлично подходили для такой цели. Проект долго обсуждался в ЦАГИ, был в конце концов одобрен, и Камов докладывал о нем министру авиационной промышленности Петру Дементьеву. То есть машину, вертикально взлетающую, грузоподъемную и имеющую скорость чуть меньшую, чем обычный Ил-76, можно было сделать еще несколько десятилетий назад. Конечно, инженерные проблемы существуют всегда, но технически это было выполнимо. ЦАГИ подтвердил это своим заключением.

– Ил-76 есть, вы тоже в здравии, что мешает реализовать такой проект сейчас? Не нужен?

– Нужен, но теперь сменились акценты. Американцы активно ведут и исследовательскую, и практическую работу в вертолетном направлении. И я уверен, что заявленных 480–550 километров в час они достигнут в те сроки, которые перед собой поставили.

– Гонки на вертолетах… Зачем?

– Американцы прямо говорят, что для боевого вертолета скорость едва ли не главный компонент его эффективности, в чем я с нашими «партнерами» абсолютно согласен. Да любая военная техника, будь то танк или крейсер, должна иметь характеристики выше, чем аналогичная у противника. Что такое скоростной боевой вертолет? Вошел в зону, отстрелялся и ушел – и чем быстрее ты это сделал, тем выше шансы успешно выполнить задачу и вернуться живым. Будешь ты делать это на скорости 200 или 500 километров в час – разница, согласитесь, принципиальная. Мы гордимся нашими боевыми вертолетами, но их скорость лишь чуть больше 300–400 километров в час. Вспомните опыт Второй мировой войны: перед противником нужно иметь преимущество по скорости. Да, массовых вертолетных воздушных боев история не знает, но это вовсе не означает, что к ним не надо быть готовыми, просто необходимости такой пока не возникало. И если против наших машин выйдут соперники, имеющие скорость в полтора раза выше, никаким мужеством и мастерством летчиков эту разницу не компенсировать. Обычно возражают, что-де вертолеты на войне – это в первую очередь десант перебросить. Но сегодня десять десантников возьмешь, а завтра под другую задачу – лишние полторы тонны боевой нагрузки.

– Допустим, услышали ваши слова те, кто надо. И вы получаете техзадание на создание боевого вертолета со скоростью 600 километров в час. Есть на этом пути пока неразрешимые проблемы?

– В истории авиации каждый новый шаг – проблема, но для ее преодоления существуем мы – авиационные инженеры.

– Завтра придут к вам из армейской авиации: Сергей Викторович, выручай, нас бьют. Сделай что-нибудь…

– Это в точку. Вот когда будут бить, тогда, по-видимому, нас и начнут слушать. И можно вспомнить, как действовали, когда шла Отечественная война. Чтобы эффективно делать дело, все должно быть в одном кулаке. На любом серийном авиазаводе тогда только два человека решали все вопросы – директор завода и военный представитель. Да и все, кто выше, должны работать над решением поставленной перед ними задачи. 6-й главк авиапрома, ведавший тяжелыми самолетами, имел численность всего 273 человека на 30 подчинявшихся им заводов. И каждый из них прошел школу авиационного производства, причем зачастую от простого инженера или даже станочника. Потому и знал, что можно требовать, а что необходимо сделать самому, чтобы приказ был выполнен. Нынешней молодежи неведомы пути карьерного роста, которыми шли их родители, напомнить будет нелишним. Приходит на завод молодой специалист. Поработал на каком-то участке, показал себя – его могут перевести на другое направление. Работает, не стонет, с людьми ладит, организовать процесс может – ага, повысим в должности, но не в своем подразделении: был замом главного механика в одном цеху, стал технологом в другом, и так далее. И такая ротация не от блажи, подобным образом человека и проверяют, и готовят к более серьезным задачам. Специалисты, знающие все этапы производства, – гарантия того, что на любую вакансию на предприятии найдется профессионал. Собственно, лучшие и дорастают до главных инженеров, директоров, а там уже и министерство себе кадровый резерв присматривает из этих же профессионалов.

– Но есть хорошие исполнители и есть хорошие организаторы – счастье, когда это сойдется в одном человеке, но чаще бывает так, что административный рост увязывают с профессиональным мастерством. Лучшего токаря скорее всего и сделают бригадиром.

– Я одно скажу – человек растет только в деле, и если он не будет расти, то просто законсервируется на какой-то стадии, окуклится и проживет жизнь неудачником. Не надо никого жалеть. Толковый человек он такой всегда, у него потребность – постоянно расширять свой кругозор. И если ему еще помогать на этом пути, постепенно увеличивая круг компетенций, тогда и будет рост как специалиста и как руководителя.

– Вы говорили о создании принципиально новых машин. Но есть ли сейчас питательная среда, в которой могут вырасти новые конструкторы с абсолютно свежими идеями? Пока все официальные поводы для гордости – модернизации чего-то из советского наследия…

– Да, чаще всего задача заказчиками ставится просто – добавьте скорость, улучшите навигацию, речь идет об уже серийно выпускаемой технике, и логика в постоянной модернизации, безусловно, есть. А вот выйти на принципиально новое конструктивное решение в своей области может только генеральный конструктор, и тут, сколько бы ни старались вышестоящие администраторы, у них оно не проявится.

– Напрашивается вывод: чтобы конструктор расцветал и главное – плодоносил, его нужно поливать, удобрять, ухаживать за ним… Как сейчас дела с возможностями появления новых туполевых и королевых?

– Беда в том, что те, от кого создание соответствующих условий зависит, считают: все нормально. Не дай бог завтра война, к сожалению, только тогда все закрутятся. Тогда и к тем, от кого зависит создание новой техники и как следствие – безопасность страны, начнут прислушиваться и спрашивать: что вам нужно для эффективной работы? Ведь вспоминая лихие годы и организацию авиапрома, не будем забывать – тогда руководителей уважали, их мнение ценили. Почему? Потому что все начальники росли в системе и доказали свою компетентность и право командовать другими.

– Говорите «случись война»… Но ведь война идет. Пусть конструкторская, но война – у кого техника лучше, тот имеет больше шансов. И если у противника оснащение армии в разы совершеннее, что его удержит от нападения, приди ему в голову такое желание…

– К сожалению, в области вертолетостроения мы отстаем, и я этим обеспокоен.

– Может, все-таки что-то оптимистичное скажете читателям?

– Хочу поздравить их с Новым 2020 годом! Хорошая цифра для новых надежд и новых свершений, не правда ли?

Справка «ВПК»

Сергей Викторович Михеев – генеральный конструктор АО «Камов».

Доктор технических наук, академик РАН, Герой Российской Федерации, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной и Ленинской премий.

Под его руководством созданы уникальные военные вертолеты Ка-27 в противолодочном и поисково-спасательном вариантах, транспортно-боевой Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31, многоцелевой Ка-60, а также гражданские: Ка-32, наиболее известный в противопожарном варианте, Ка-226 и беспилотные Ка-37 и Ка-137. Но в первую очередь сейчас имя Михеева связывают с созданием не имеющих аналогов в мире ударных вертолетов Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор».

Сергей Михеев

Беседовал Алексей Песков

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 48 (811) за 10 декабря 2019 года

Операция «Сатана»

Операция «Сатана»

Жанр

детектив

Сценарист

Алла Криницына

Режиссёр

Юрий Мороз

В ролях

Андрей Смоляков
Виктория Исакова
Марина Александрова
Владимир Ильин

Композитор

Антон Шварц

Страна

Россия

Язык

русский

Количество серий

Производство

Продюсер

Денис Евстигнеев
Константин Эрнст

Оператор

Борис Бегин

Место съёмок

Москва

Длительность серии

49 мин.

Студия

ООО «Студия Русский проект»
«Красный квадрат»
«Мосфильм»

Трансляция

Телеканал

Первый канал

На экранах

1 октября 2018 — 11 октября 2018

Формат видео

Ссылки

IMDb

ID 11128286

Опера́ция «Сатана́» — российский телесериал режиссёра Юрия Мороза, снятый в 2018 году. Премьера состоялась 1 октября 2018 года на Первом канале. Повторный показ с 28 октября 2019 года.

Сериал является пятым в серии фильмов о майоре Черкасове. Действие происходит в 1975 году. В новом сезоне главный герой поначалу работает участковым милиционером. Но обстоятельства возвращают его к работе в МУРе и даже к сотрудничеству с КГБ. Черкасову придётся принять участие в расследовании утечки секретной информации о ракете «Сатана».

Сюжет

1975 год. Холодная война между СССР и США, гонка вооружений. Напряжённо работают физики-ядерщики. В Советском Союзе становится очевидной утечка секретной информации о разработке ракеты «Сатана». Казалось бы, как может быть связан майор милиции с разведкой спецслужб? Однако именно он, Иван Петрович, уволенный из МУРа, трудящийся обычным участковым, оказывает неоценимую помощь КГБ в поимке американского шпиона.

В ролях

  • Андрей Смоляков — Иван Петрович Черкасов, майор милиции
  • Виктория Исакова — Ольга Кускова, лаборантка КБ «Север»
  • Игорь Гордин — Николай Андреевич Рыбаков (агент «Рыбак»)
  • Владимир Ильин — Сергей Петрович Медников, ведущий конструктор КБ «Север» (прототип — Адольф Толкачёв)
  • Сергей Колтаков — Анатолий Витальевич Десницкий, начальник отдела, ведущий конструктор КБ «Север»
  • Марина Александрова — Софья Борисовна Тимофеева, начальник отдела МУРа
  • Александр Голубев — Егор Осадчий, помощник Черкасова, сержант милиции
  • Яна Сексте — Лора Купер, резидент ЦРУ в Москве
  • Мартин Джон Кук — Алан Райт, шеф московского отдела ЦРУ
  • Даниэла Стоянович — Маргарита Семёновна Карпухина, жена Черкасова
  • Александра Ребенок — Анна Николаевна Макарова, начальник Первого отдела КБ «Север»
  • Владимир Юматов — Григорий Михайлович Чудовский, редактор газеты «Советская трибуна», фронтовой друг Черкасова
  • Сергей Угрюмов — Роберт Михайлович Лебедев, полковник КГБ
  • Дмитрий Куличков — Александр Сергеевич Коковкин, лейтенант КГБ
  • Владислав Павлов — секретарь Лебедева
  • Луиза Мосендз — Зинаида Васильевна Кац, судмедэксперт
  • Владимир Новиков — Леонид Брежнев (озвучивание Сергей Колтаков)
  • Вячеслав Жолобов — Юрий Андропов
  • Александр Домогаров — Савелий, бывший сожитель Ольги Кусковой
  • Светлана Колпакова — Рая, сожительница Савелия
  • Юрий Чурсин — Стас (Станислав Петрович) Шелест, художник
  • Михаил Филиппов — Борис Алексеевич Заболотный, генеральный конструктор КБ «Север»
  • Лариса Удовиченко — Нина Павловна Медникова
  • Софья Евстигнеева — Юля Медникова, дочь Медниковой и Десницкого, актриса ансамбля «Калинка»
  • Алексей Бардуков — Алексей Гаркуша, старший лейтенант милиции
  • Вадим Андреев — Фёдор Григорьевич Саблин, генерал-майор милиции
  • Юрий Тарасов — Никита Васильевич Пожидаев, подполковник милиции
  • Александр Дробитько — Слава Карпухин, сын Маргариты и Олега, пасынок Черкасова
  • Денис Бургазлиев — Олег Дмитриевич Карпухин, отец Славы
  • Олег Алмазов — Василий Фёдорович Горохов, проводник
  • Евгений Бакалов — патологоанатом
  • Леонид Громов — Сергей Борисович, директор ансамбля «Калинка»
  • Эдвард Опп — Джон Адамс, генерал ВВС США, член комитета по разведке США

  1. Сериал «Операция „Сатана“» // Вокруг ТВ
  2. Евгения Разумова. Сериал «Операция „Сатана“»: актёры и роли. // 24 СМИ (13 сентября 2018).
  3. Ольга Кузьмина. «Сатана» выходит в эфир. Громкая премьера на Первом. // Вечерняя Москва (27 сентября 2018).
  4. Дмитрий Кулько. Новое дело майора Черкасова на Первом канале в телесериале «Операция „Сатана“». // Первый канал (27 сентября 2018).
  5. Телесериал «Операция „Сатана“». Краткое описание всех серий. Премьера — 1 октября 2018 года. // Яндекс.Телепрограмма.
  6. Новые русские сериалы: главные премьеры осени-2018

Телесериалы о майоре Черкасове

  • Мосгаз (2012)
  • Палач (2014)
  • Паук (2015)
  • Шакал (2016)
  • Операция «Сатана» (2018)
  • Формула мести (2019)

Сериал Операция «Сатана»

Продолжение рейтинговых телепроектов Первого канала — сериалов «Мосгаз», «Палач» и «Паук».

Главную роль в пятом сезоне сериала о легендарном майоре Черкасове, который его создатели назвали «Операция «Сатана», вновь сыграл Андрей Смоляков. Его коллегами по съемочной площадке стали: Виктория Исакова, Владимир Ильин, Александр Домогаров, Марина Александрова, Сергей Колтаков, Игорь Гордин, Александр Голубев, Софья Евстигнеева, Лариса Удовиченко и др.

  • Продюсированием новой части «Мосгаза» сериала «Операция «Сатана» вновь занимались Денис Евстигнеев («Мама», «Лимита») и Константин Эрнст. Режиссером сериала выступил Юрий Мороз («Пелагия и белый бульдог», «Инквизитор», «Форт Росса», «Братья Карамазовы»).

Юрий Мороз, режиссер сериала «Операция «Сатана»: Я знаю, что зрители очень любят сериал и с нетерпением ждут новых серий. Моя задача была сделать так, чтобы нашу историю смотрели с не меньшим интересом, чем предыдущие четыре сезона».

  • Следующие сезоны сериала: «Формула мести»

Сюжет сериала Операция «Сатана»

В пятом сезоне сериала о легендарном майоре Иване Петровиче Черкасове (Андрей Смоляков) действие разворачивается в 1975 году — во времена холодной войны между СССР и США и печально известной гонки вооружения.

Режиссер сериала Юрий Мороз: «Сатаной» по классификации НАТО назывались советские межконтинентальные баллистические ракеты «Р-36М». Действие картины будет разворачиваться в середине1970-х годов. Американские спецслужбы пытаются всеми способами получить информацию о новом советском оружии. Параллельно майор Черкасов расследует убийство вокзальной проститутки. В ходе расследования он невольно оказывается в эпицентре, скажем так, шпионских «разборок».

Майор Черкасов, уволенный из МУРа, служит обычным участковым. Однако новая детективная история, в которую он оказывается вовлечен, не связана с бытовыми преступлениями. Расследование затронет странноватый мир ученых — физиков-ядерщиков, напряженно работающи над новым открытием.

«В новом сезоне будет сильная мелодраматическая линия. Это история американского агента (Игорь Гордин) и нашей простой лаборантки (Виктория Исакова), которая работает на ракетном предприятии. Героиня Исаковой невольно втянута в шпионские игры. Мне кажется, зрители будут следить за историей этой пары с повышенным вниманием», — уверен режиссер проекта Юрий Мороз.

КГБ становится очевидно, что каким-то образом американцам стала известна секретная информация о новом оружии. Более того, в Штатах знают чуть ли не каждый шаг в стратегически важных исследованиях, касающихся ракеты под названием «Сатана». На первый взгляд, с этим делом уж точно никак не может быть связан майор Черкасов. Однако именно обычный столичный участковый оказывает важную помощь КГБ и помогает поймать неуловимого американского шпиона.

Съемки сериала Операция «Сатана»

В сериале «Операция «Сатана» события разворачиваются в середине 70-х годов прошлого века, и создатели телепроекта сделали всё, чтобы эта историческая эпоха была достоверно воспроизведена в фильме. Так, все сцены в засекреченном научно-исследовательском институте снимались в действующем НИИ Электроники, который находится в Зеленограде, и в котором до сих пор присутствует атмосфера СССР.

Кинематографистов консультировал специалист по ракетно-космической технике и ракетному оружию, отвечавший за техническую часть и вопросы, которые поднимаются в сериале, чтобы избежать неточностей. За художественную составляющую отвечала Екатерина Кожевникова, с которой режиссер Юрий Мороз работает вместе на всех своих проектах, так как, со слов постановщика, она удивительно тонко чувствует время.

Интерьеры для МУРа времен 70-х кинематографисты нашли в офисном здании, расположенном в Москве на проспекте Мира, а мастерскую художника Стаса (Юрий Чурсин) — в доме живописца, проживающего на набережной Яузы.

Создатели сериала специально для крупных планов пригласили для съемок в проекте живописца: профессионал делал наброски картин, а оператор снимал руки одного из ключевых персонажей фильма — художника Стаса.

Марине Александрова об образе своей героини в сериале «Операция «Сатана»: «В фильме я с каре и челкой до бровей — а ля французская кинозвезда Анук Эме. Мне вообще очень нравятся такие женственные ретрообразы. А еще Соня Тимофеева работает под прикрытием в роли представительницы древнейшей профессии. Там я блондинка, и первый раз снималась в парике».

Марина Александрова также рассказала, что впечатлена работой в сериале «Операция «Сатана» с новым режиссером Юрием Морозом, так как благодаря этому в образ ее героини Сони Тимофеевой были привнесены новые интересные черты в образ.

Лариса Удовиченко сыграла в сериале «Операция «Сатана» маленькую роль, но, по словам актрисы, очень хорошо прописанную сценаристом Аллой Криницыной, которую, по словам Удовиченко, вообще отличает очень внимательный подход к каждому персонажу.

Лариса Удовиченко о сериале «Операция «Сатана»: «Почему сериал стоит смотреть? Во-первых, прекрасный актёрский ансамбль: Владимир Ильин, Соня Евстигнеева, которая играла мою дочку, Юрий Чурсин, и, конечно, великолепный Андрей Смоляков. Во-вторых, сериал отличает крепкая драматургия. В-третьих, это очень хорошая режиссура, что сегодня большая редкость. Мне импонирует манера Юрия Мороза: в сериале нет лишней «клиповости», которой так стараются удивить современные режиссёры. Интрига сохраняется до конца».

Актриса Яна Сексте, сыгравшая в телефильме шпионку американской разведки, призналась, что изначально эта роль писалась под актера-мужчину.

Яна Сексте: «В какой-то момент я даже встретила на съемках американского актера, который в шутку сказал, что я «украла» у него роль: он пробовался на нее, когда это был еще персонаж-мужчина».

Виктория Исакова воплотила на экране роль скромной лаборантки, работающей в закрытом НИИ. Героиня Исаковой ходит в строгих очках и белом халате, прихрамывая после автоаварии.

Юрий Мороз о персонаже, сыгранном Викторией Исаковой в сериале «Операция «Сатана»: «Я сделал Вику совсем другой, какой ее еще ни разу не видел зритель. Вначале я и продюсер Денис Евстигнеев сомневались, не прозвучит ли диссонансом этот необычный образ. Но после первой же сцены с ней стало ясно, что Вика оказалась абсолютно на своем месте — все сошлось!»

Съемочная группа сериала Операция «Сатана»

  • Режиссер: Юрий Мороз
  • Сценарист: Алла Криницына
  • Кастинг-директор: Татьяна Красинская
  • Продюсеры: Денис Евстигнеев, Константин Эрнст
  • Актеры: Андрей Смоляков, Виктория Исакова, Владимир Ильин, Александр Домогаров, Марина Александрова, Сергей Колтаков, Игорь Гордин, Александр Голубев, Софья Евстигнеева, Лариса Удовиченко, Даниэла Стоянович, Владимир Юматов, Сергей Угрюмов, Луиза Мосендз, Яна Сексте, Александра Ребенок, Юрий Чурсин, Алексей Бардуков, Филипп Гуревич, Дмитрий Куличков и др.