Самолет а 300

Airbus Beluga

Airbus A300-600ST Beluga Тип

грузовой самолёт

Разработчик

Airbus

Производитель

Первый полёт

13 сентября 1994 года

Начало эксплуатации

сентябрь 1995 года

Статус

эксплуатируется

Эксплуатанты

Airbus Transport International

Единиц произведено

Базовая модель

Airbus A300-600

Медиафайлы на Викискладе

Airbus A300-600ST Super Transporter, также известный как Airbus Beluga — широкофюзеляжный реактивный грузовой самолёт Airbus для транспортировки крупногабаритных грузов.

Разработка

В связи с децентрализованным расположением производств консорциуму Airbus потребовался мощный транспортный самолёт, который бы позволил, например, транспортировать части кабины Airbus A310 из Гамбурга в Тулузу. В начале деятельности фирмы было достаточным использование транспортного самолёта Super Guppy, но в связи с тем, что габариты деталей и готовых подсистем становились все больше и больше, был разработан транспортный самолёт на базе Airbus A300 — Airbus A300-600ST, — более известный под именем Beluga. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолёта, который напоминает кита белуху (beluga в англ. и некоторых других языках; не путать с белугой).

Рабочий объём транспортного отсека самолёта — около 1400 м³. Транспортный отсек имеет 37,7 м в длину и 5,43 м в ширину. Диаметр фюзеляжа составляет 7,40 м. С такими размерами Beluga берёт на борт пару крыльев Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319.

При полной загрузке (47 тонн) дальность полёта достигает около 1700 км на скорости до 750 км/ч (M 0,7). При половинной загрузке (26 т) дальность полёта увеличивается до 4600 км.

Всего были введены в эксплуатацию пять экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практически только на саму компанию Airbus. Для специальных транспортных операций возможно напрямую арендовать машину у дочернего предприятия Airbus Transport International, чем уже неоднократно пользовался Бундесвер.

Airbus проводит исследовательские работы по разработке следующей транспортной модели на базе Airbus A340. Так же, как и для Beluga, в круг задач самолёта также входит транспортировка компонентов A380 (хвостовая часть) из Испании. В настоящее время эти части транспортируются с большими трудностями кораблями и тяжёлыми тягачами в Тулузу для окончательного монтажа.

> Аэродинамическая схема

  • двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Технические данные

A300-600ST
Длина 56,15 м (184 ft. 3 in)
Размах 44,84 м (147 ft. 2 in)
Высота 17,24 м (56 ft. 7 in)
Площадь крыла 260,0 м² (2799 ft²)
Диаметр фюзеляжа 3,95 м (13 ft)
7,1 м (23 ft 4 in) грузовой отсек
Масса 86 т
Наибольшая взлетная масса 155 т
Дальность (груз 40 т) 2779 км (1500 nm)
Дальность (груз 26 т) 4632 км (2500 nm)
Двигатели General Electric CF6-80C2A8
Масса груза 47 т
Объем грузового отсека 1210 м³
Крейсерская скорость 750 км/ч
Разбег 1950 м
Пробег 1180 м

Airbus Beluga XL

Основная статья: Airbus Beluga XL

С 2016 года разрабатывается новое поколение грузовых самолётов Airbus — Beluga XL (A330-743L), основанное на лайнере A330-200. Выкатка готового самолёта состоялась 29 июня 2018 года, первый испытательный полёт состоялся 19 июля 2018 года.

Beluga XL на семь метров длиннее предшественника, имеет более широкий фюзеляж, а также увеличенную на 6 тонн грузоподъемность.

Галерея

  • Airbus Beluga на ВПП

  • Airbus Beluga (A300-600ST) в полете

  • Beluga во время выгрузки в Космическом центре Кеннеди

  • Airbus Beluga на авиашоу в Гамбурге

> См. также

  • Список самолётов
  • Ан-225 «Мрия»
  • Ан-124 «Руслан»
  • Boeing 747 LCF Dreamlifter

Примечания

  1. Airbus A300-600ST Beluga. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  2. Airbus Aircraft Family: Beluga — Freight. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. Первый самолет BelugaXL выкатили из покрасочного цеха

> Ссылки

Обзор аэробуса Белуга A300-600st Super Transporter

Самолет Airbus A300-600ST является крупным «транспортником», созданным для перевозки крупных деталей лайнеров концерна «Airbus». Большую известность лайнер получил под именем «Airbus Beluga». Такое название машина получила за свой неординарный внешний вид, который отдаленно напоминает белого кита или белуху. На данный момент построено всего лишь 5 машин данного типа, использующихся «Эйрбас» для перевозки деталей между тремя своими заводами в разных частях Европы.

Особенности конструкции

Конструкция A300-600ST представляет собой схему двухмоторного низкоплана с однокилевым оперением и стреловидным крылом. Неординарный транспортник создан на базе типового лайнера А300. Для этого лайнер был существенно доработан для осуществления перевозки габаритных грузов. Грузовая часть была доведена до диаметра в 7,1 метра. Передняя часть также была подвержена значительным изменениям. Носовой отсек сконструирован по новому принципу, где кабина пилотов откидывается в момент загрузки. Усилению подверглась хвостовая часть. Это было сделано для сохранения устойчивости в течение полета.

Необычная машина имеет огромный объем грузовой кабины — 1400 кубометров. Длина перевозимых компонентов составляет максимум 40 метров. После увеличения диаметра возможности перевозок намного возросли по сравнению с «Super Guppy». Скорость полета новой машины возросла в два раза. Кабина пилотов и носовая часть опущена вниз, чтобы не препятствовать выгрузке и загрузке авиакомпонентов. На «Аэробусе Белуга» установлена система погрузки, с помощью которой операции с негабаритными грузами не занимают время более 45 минут.

Когда концерн «Эйрбас» выпустил «Белугу», многие перевозчики получили машину с прекрасными транспортными возможностями. Это было отличной альтернативой российскому «Руслану» и «Гелекси» у американцев.

Идентично прототипу А-300-600, оснащена кабина пилотов. Носовой отсек оборудован всем, что нужно для нормальной работы экипажа в летных и наземных условиях. Здесь расположена каюта для отдыха, кухонный отсек и туалетная кабина.

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров компании «Эйрбас» перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.

Погрузка вертолета в Аэробус Белуга Super Transporter

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

Технические характеристики

Некоторые характеристики A300-600ST могут реально поразить воображение:

  • Длина — 56,15 метров
  • Высота — 17,24 метров
  • Размах крыльев — 44,84 метра
  • Площадь крыла — 122, 4 квадратных метра
  • Диаметр фюзеляжа — 7,1 метра
  • Масса без загрузки — 86 тонн
  • Максимальная взлетная масса — 155 тонн
  • Дальность полета при загрузке в 26 т — 4632 километра
  • Двигатели — 2хGeneral Electric CF6-80C2A8
  • Максимальная грузоподъемность — 47 тонн
  • Объем грузовой кабины — 1410 кубометров
  • Максимальная скорость — 750 километров в час
  • Практический потолок — 10,7 километра
  • Длина разбега по ВПП — 1,95 километра
  • Длина пробега по ВПП — 1,18 километра
  • Количество членов экипажа — 2 человека.

Именно эти данные выделяют модель от многих в классе транспортных и делают его уникальным в своем роде.

Место производства

Доставка на головной завод концерна в Тулузе различных компонентов производится з разных концов Европы — Англии, Германии, Испании.

В Англии фирма «AeroStructures» изготавливает для самолета основную дверь в грузовой отсек. В Германии производство компонентов осуществляется тремя заводами:

  1. «Deutsche Aerospace AG» производит элементы киля.
  2. «Dornier» выпускает гидравлику для «Белуги», а также надстройку между опускающимся носом и основной грузовой дверью.
  3. «Elbe Flugzeugwerke» изготавливает верхнюю часть фюзеляжа, форкиль.

В Испании фирма «КАСА» производило цилиндрическую часть фюзеляжа, а также оперение с шайбами.

Отделение «Deutsche Aerospace AG» в Голландии — фирма «Fokker» занималась монтажом дренажа, других систем и пола грузового отсека.

Французский этап сборки производился несколькими отделениям:

  1. «Латекёр» — изготовила носовую часть
  2. «Фижеак» — произвела системы управления лайнером
  3. «Потелье» — выпустила системы вентиляции, кондиционирования и отопления.
  4. «Согерма-Сосеа» осуществляет финишную сборку, а также проводит испытательные работы и контроль за соблюдением стандартов качества.

Модификации самолета, перспективы развития.

На сегодняшний день «Белуга» используется не только концерном Airbus. По соглашению с Airbus Transport International, самолетом пользуется Бундесвер для перевозки солдат и вертолетов типа Eurocopter, а также организация Международного Красного Креста.

Производители в космической отрасли используют самолет для транспортировки компонентов ракет и спутников. Для этого в грузовом отсеке соблюдается нужный температурный режим, который обеспечен системой отопления.

В настоящее время «Airbus» приступил к исследовательским работам по новому транспортному самолету на базе аэробуса A340. Задачи для новой модели будут стоять точно такие же, как и для Белуги, но компоненты будут транспортированы уже для пассажирских A380. Учитывая размеры пассажирского лайнера, его части очень тяжело транспортируются. Для этого применяются тяжелые тягачи и морские суда. Именно так сейчас компоненты А380 доставляются на окончательную сборку в Тулузу.

Европейцы создали уникальный транспортный самолет, но он так и не раскрыл полностью весь свой коммерческий потенциал. Дело в том, что инженеры европейского концерна боялись, что технология будет использована американскими конструкторами фирмы «Боинг». Этот факт изрядно тормозил распространение самолета на мировом рынке.

Эксплуатация модели А-300-600st предусматривается вплоть до 2025 года. В то же время новая модель транспортника планируется к выпуску на начало 2019 года.

В заключение отметим, что данный уникальный транспортник достойно служит на благо концерна «Airbus» и является передовым для своего времени. Многие его параметры оставляют транспортники того же класса позади. Внешний же вид машины настолько необычен и столь же хорош, что нельзя оторвать взгляд от легкого взлета, как кажется очень тяжелой «Белуги». Именно эти передовые технологии дают старт новым модификациям и разработкам для транспортировки негабаритных грузов в любой отрасли промышленности.

Видео о грузовом самолете Airbus Beluga A300 600st

Скидки и полезные ссылки для путешественников

✈ Скидка 2100 рублей от проекта AviaWiki на аренду жилья

masterok

Повторяю свой давний пост дня новых читателей …

За свой бульбообразный нос этот самолет-гигант получил имя одного из малых северных китов – «Белый кит», или «Белуха» (не путайте с белугой – обитающим на Волге и на Каспии представителем семейства осетровых).

Airbus A-300-600ST Beluga – самолет, который возит самолеты.

“Аэробус” построил 5 таких гигантов на базе широкофюзеляжного А-300 специально для перевозки частей фюзеляжей между своими заводами в Тулузе, Севилье и Гамбурге.

Первый полет новый супер-транспорт совершил осенью 1994, а осенью 1995 получил летный сертификат. С тех пор они без устали трудятся, перевозя различные крупногабаритные и деликатные грузы. За право использовать один из крупнейших в мире самолетов в качестве рекламной площадки велись нешуточные “войны”, но фирма твердо решила – пусть продукция Airbus рекламирует только Airbus.

Кстати, название “Beluga” изначально не является фирменным – его придумали летчики-испытатели, потому что самолет сильно напоминает добродушную морду кита-белухи, а уже потом принял Airbus.
Жаркий июнь 1995 года. Париж, Ле-Бурже. Десятки тысяч посетителей авиасалона, задрав голову в небо, следят за демонстрационными полетами.

На объявление директора, что к взлету готовится самолет «Белуга», почти никто не обратил внимания — еще не остыли эмоции после предыдущего самолета.

И вот когда самолет взлетел, толпа не смогла сдерживать возгласов изумления, смешанного с восторгом.

Горбатое чудовище, казавшееся таким неуклюжем на земле, легко и изящно взлетело, элегантно помахало крыльями и уверенно приземлилось. Шквал аплодисментов перекрыл шум двигателей.

Да, ни у кого не было ни малейшего сомнения — «Белуга» одна из бесспорных звезд салона.

Казалось бы, ну чем еще можно удивить в конструкции гражданского самолета? Все тот же конструктивный набор: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и двигатели. Все новые «Боинги» и «МакДоннелы Дугласы», «Фоккеры» и «Аэробусы» в чем-то очень похожи на своих предшественников, а зачастую и друг на друга. Иной раз сразу и не поймешь, кто мимо пролетел-то ли наш Ту-204, то ли его двойник Боинг-757.


«Белуга» не похожа ни на что, даже на своих предшественников «Супер Гуппи». Задачи лишь остались прежними, а возможности в новую машину вложили неизмеримо больше. Но мы немного забежали вперед.

С 1971 года все основные конструкционные компоненты аэробусов — секции фюзеляжа, крылья, горизонтальное и вертикальное оперения доставлялись по воздуху от основных субподрядчиков «Эрбас Индастри» в Тулузу на окончательную сборку(а с 1992 года — и в Гамбург)

Эту эффективную операцию «джаст-интайм» осуществлял флот из четырех самолетов «Супер Гуппи», о которых рассказано в предыдущей главе.

К 1991 году интенсивность «внутрезаводских» перевозок была такова, что «Гуппи» налетывали по 1 900 000 км ежегодно.

Надо ли говорить, что к началу 90-х годов эти машины подошли к практическому окончанию своей летной жизни — летный ресурс планеров был почти полностью исчерпан (двигателей тем более)

Новых «Супер Гуппи» уже невозможно было собрать, да и оставшиеся уже не соответствовали все возрастающим потребностям в перевозках.


Конструкторы «Эрбас Индастри» пришли к однозначному выводу: необходимо создавать новый самолет, в который следует заложить три основных параметра — скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции. Последнее, кстати сказать, на «Супер Гуппи» проводилось за 120 минут. Этот показатель необходимо было сократить вдвое.

После тщательного изучения мирового парка грузовых самолетов (в частности, Ан-124-100 «Руслан», Боинг-747, «Геркулес», «Белфаст») конструкторский отдел консорциума в 1990 году приступил к разработке собственного грузового самолета-гиганта.

За основу была взята конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя широкофюзеляжного аэробуса А-300-600. Программа получила наименование А-300-600ST (Спешиал Транспорт).


Под эту программу было создано, так называемое, «Объединение экономических интересов» — международная компания специального авиатранспорта — SATIK. Она была основана 20 октября и зарегистрирована 26 декабря 1991 года.

Основной задачей SATIK является руководство и координация всей программы ST и, в частности, разработка, производство, выпуск и послепродажное обслуживание самолетов этого типа.

(Что-то подобное этой компании было создано и в России — фирма «Авиаспецтранс», имела в своем распоряжении пару самолетов ВМ-Т «Атлант — прим. авт.)

SATIC была наделена весьма широкими полномочиями, в частности, ей дано право подписывать субконтракты с заказчиками «Эрбас Индастри» на транспортные перевозки.

Еще на стадии эскизного проектирования, самолет получил прозвище «Белуга». Всмотритесь в боковую проекцию — пожалуй, ни на каком другом самолете его прозвище не соответствует так точно его внешнему виду.


Богатый опыт «Эрбас Индастри» позволил создать один из самых замечательных самолетов мира.

Объем грузовой кабины доведен до 1400 м3 , а максимальная длина перевозимого груза может составлять без малого 40 метров. А максимальный диаметр (7,4м) и грузоподъемность в 40 тонн увеличивает возможности «Белуги» в сравнении с «Супер Гуппи». Да к тому же скорость возросла почти вдвое.

На новом самолете отказались от фюзеляжа «на застежках». Грузовую дверь сделали двухстворчатой и на одном уровне с полом. Кабину пилотов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не мешать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система погрузки позволяет провести все операции с массивными и крупногабаритными грузами всего за 45 минут.

Помимо основной грузовой кабины на «Белуге» имеется грузовой отсек, в который можно загрузить стандартные авиационные контейнеры.

Конечно, от прародителя А-300-600 новая машина сильно отличается, хотя и состоит на 80% из частей пассажирского аэробуса.

Естественно, значительной переделке был подвергнут фюзеляж, вследствие чего самолет и получил свою официальную «кличку».

Изменилось и хвостовое оперение — оно стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.

С появлением «Белуги» как гражданские, так и военные перевозчики получили прекрасную возможность доставки негабаритных и крупнотоннажных грузов по воздуху. К российскому АН-124-100 «Руслану» и американскому С-5 «Гэлакси» присоединился отличный партнер.

Кабина пилотов полностью идентична кабине на А-300-600. Носовая секция оборудована всем необходимым для работы экипажа в полете и на земле: здесь есть спальная каюта, установлены два дополнительные кресла для сопровождающих, небольшая кухня и туалет.

Внешний уровень шума соответствует нормам ИКАО параграф 16, глава 3, что позволяет эксплуатировать самолет в большинстве аэропортов мира.


С двигателем для «Белуги» тоже особых проблем не было — остановились на хорошо опробованном CF6-80C-2 фирмы «Дженерал Электрик». Взлетная мощность двигателя составляет 262kN.

Почему остановили выбор именно на этом двигателе, хотя были и другие варианты, в частности, PW-4000 фирмы «Прэтт энд Уитни»?

Доводы в пользу CF6-80C-2 были более чем убедительны, судите сами.

Парк аэробусов А-300 и А-310 на 70% оснащен именно этими двигателями, значит с его эксплуатацией не будет никаких проблем. Он легок в обслуживании, имеет выдающиеся характеристики. За 10 лет эксплуатации CF6-80C-2 «налетал» почти 20 000 000 летных часов или 400 000 часов ежемесячно.

Необходимо также упомянуть, что свыше 700 самолетов нового поколения типа А-300 и А-310, Боинг-747-400 и Боинг-767-300, МД-11 оснащены именно этими двигателями. Каждые 60 секунд по всему миру взлетает самолет CF-80C-2.

Если посмотреть список заказов на эти самолеты, то невозможно не заметить, что около ста авиакомпаний предпочитают свои самолеты с этими движками.

Но самое главное преимущество CF-80C-2 в другом. Коэффициент отказа на них составляет всего 0,008%, что означает один отказ или одну поломку на 125 000летных часов! пожалуй, такой надежности нет ни у какого другого двигателя.

Но и это еще не все. Представьте, на двух двигательном самолете неожиданно отказал один двигатель. Так вот, второй должен обеспечить устойчивый полет, согласно требованиям безопасности, не менее часа. У двигателя CF-80C-2 как и его предшественника CF6-80A, это время составляло 180 минут! Это выдающееся достижение в области двигателестроения и своеобразный рекорд CF6-80C-2.

Поэтому французы не долго ломали голову, чем оснастить «Белугу»: для выдающегося самолета — выдающийся двигатель!

Распределители роли — кто из субподрядчиков что строит. И началось строительство самолета.

Доставка в Тулузу различных частей для окончательной сборки осуществляется из Честра и Филтона в Англии, Гамбурга и Бремена в Германии, Мадрида в Испании и Сент-Назера во Франции.

Британская фирма «Аэростракчерз» делала для гиганта основную грузовую дверь.


Немецкая «Дойче Аэроспейс Эрбус» — киль и переднюю часть от киля к форкилю.

Фирма «Дорнье» (тоже, естественно, немецкая) монтировала для «Белуги» гидравлическую систему и делала надстройку между главной грузовой дверью и опущенным носом.

Испанская «КАСА» — монтировала верхнюю цилиндрическую часть фюзеляжа и горизонтальное оперение с шайбами.

Фирма «Эльбе Флюгцойгверке» — верхнюю коническую часть фюзеляжа, секцию 19.1 и форкиль.

Голандская «Фоккер» (уже отделение «Дойче Аэроспейс АГ») монтировала дренажную систему, другие системы и панели пола грузовой кабины.

Что осталось французам? Фирма «Латекер» сделала носовую секцию, «Потельер» — систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Фирма «Фижеак» — систему управления самолетом.


И наконец фирма «Согерма-Сосеа» (отделение «Аэроспосьяля») осуществляла окончательную сборку, проводила испытания и осуществляла контроль за соблюдением всех стандартов.

Служба доставки сборных частей была налажена настолько четко, что 24-х часовой график ни разу не был нарушен, как, впрочем, и годовой график проектирования, строительства, выкатки, первого полета и испытаний «Белуги».

Программа выпуска четырех самолетов была рассчитана до середины 1998 года. План строительства «Белуги» выглядел так:

  • Самолет ©1-сентябрь 1995 года;
  • Самолет ©2-март 1996 года;
  • Самолет ©3-апрель 1997 года;
  • Самолет ©4-июнь 1998 года.

11 января 1993 года в Тулузе началась окончательная сборка первого летного экземпляра. В марте 1994 года на собранный самолет установили двигатели и начали доводочные работы.


30 июня того же года «Белугу» торжественно выкатили из цеха. Еще не окрашенная, поблескивая желтизной дюраля, «Белуга» не оставляла равнодушным даже искушенных и много видавших авиационных специалистов.

И вот настал самый волнующий момент — после необходимого этапа наземных работ, опробования и проверок всех систем, 13 сентября 1994 самолет-гигант поднялся в воздух.

Первый полет любого самолета всегда большое событие, а такого вдвойне. Несомненно, этот уникальный во всех смыслах самолет, находится самом начале своей карьеры, ему еще предстоит перевезти части многих своих собратьев и различных других грузов. Родился самолет — труженик. Чистого неба тебе, «Белуга»!

Летная жизнь «Белуги» определена в 30 лет, при условии, что самолет будет совершать 1200 полетов в год при продолжительности полета 1,75 часов и при минимальном взлетном весе 153 тонны.

Международная кооперация дает свои плоды — всего за 6 лет программа А-300-600ST должна быть выполнена. В этом нет никакого сомнения, так как большая ее часть уже реализована.

По грузоподъемности «Белуха» уступает конкурентам – C-5 Galaxy компании Lockheed Martin или Ан-124 «Руслан» могут поднять в воздух больше 120 тонн груза, что почти втрое превышает возможности Airbus A300–600ST. Зато по габаритам грузового отсека (7,7х7,7х38 м) «Белухе» нет равных – даже исполинская Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью 250 тонн способна перевозить грузы габаритами не более чем 43х6,4х4,4 м. A300–600 Super Transport был разработан и построен консорциумом Airbus, объединяющим ведущие аэрокосмические компании четырех стран, в первую очередь для своих собственных задач.

Производство деталей и компонентов самолетов Airbus разбросано по всей Европе – крылья делают на заводах Великобритании, хвостовую часть – в Испании, фюзеляж в Германии, а носовую часть во Франции. Окончательная сборка проводится в Тулузе или Гамбурге, и раньше все эти громоздкие детали доставлялись по земле или на старых Super Guppy – модифицированных версиях Boeing Strato-cruiser.

А еще вон какая штуковина есть

Aero Spacelines Super Guppy — транспортный самолёт для перевозки негабаритных грузов. Разработчик — Aero Spacelines. Разработан на основе предыдущей модификации Pregnant Guppy, выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полёт — август 1965 г.

Про этот самолет — Aero Spacelines B-377 Guppy

Основным структурным изменениям подвергся именно фюзеляж. Верхняя часть фюзеляжа была сконструирована заново, она имеет большую загрузочную дверь высотой 7,23 м. Дверь в открытом положении отклоняется на 67 градусов и в верхнем положении достигает высоты 11,77 м.

Длина цилиндрической части фюзеляжа составляет 21,3 м, а максимальный диаметр — 7,4 м! Общий грузовой объем грузовой кабины составляет 1400 м3.

Длина перевозимого груза в фюзеляже «Белуги» может составлять 37,7 м. Из приведенной рядом схемы хорошо видны максимальные сечения грузовых кабин различных типов самолетов.

Для удобства погрузки и выгрузки груза кабина пилотов опущена вниз таким образом, что уровень пола имеет ровную поверхность и находится на высоте 5 метров от земли.

Вход в кабину пилотов осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа; крышка люка служит одновременно и лестницей.

Аварийная и грузовая двери расположены по правому борту фюзеляжа. Все грузовые операции занимают не более 45 минут.

Нижний грузовой объем позволяет принимать на борт стандартные паллеты или контейнеры: 10LD- 10 или пять LD- 1, либо пять LD- 6.

Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.

Как и на обычном лайнере, на «Белуге» предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине — на уровне стандарта.

Крыло на «Белуге» идентично крылу А-300-600R. Размах крыла — 44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически «чистым».

Разработанные фирмой «Эрбас Индастри» уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для «Белуги» следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы — самолет стал трехкилевым. Киль «подрос» до высоты 17,24 м, а размах горизонтального оперения стал 16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет 9,60 м.

На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы «Дженерал Электрик», либо PW-4000 фирмы «Прэтт энд Уитни». Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.

Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость — 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

(с) К.Г. Удалов, М.А. Белощук

ЛТХ:

Модификация A300-600ST
Размах крыла, м 44.84
Длина самолета, м 56.16
Высота самолета, м 17.25
Площадь крыла,м2 260.00
Масса, кг
пустого самолета 86500
максимальная взлетная 160000
топлива 46900- 55000
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric CF6-80C2A8
Тяга, кН 2 х 2262.40
Максимальная скорость, км/ч 820
Крейсерская скорость, км/ч 765
Практическая дальность, км 5200
Дальность действия, км 1666
Практический потолок, м 10700
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка стандартно 45000 кг груза или максимально 47600 кг груза

Кроме крупных деталей самолетов «Белуха» регулярно «глотает» и другие негабаритные грузы. Чего только не приходилось ей перевозить! И спутники, доставляемые из Европы на космодром во Французской Гвиане, и части Международной космической станции, построенные в Италии, на стартовую площадку шаттлов на мысе Канаверал в США, и даже, в одном из самых продолжительных полетов, полностью укомплектованные вертолеты из Франции в Австралию.

«Белуха» оказалась идеальным транспортным средством и сейчас, когда нужно как можно скорее доставить помощь в пострадавшие районы. За один рейс она перевезла массу снаряжения – от 22 тонн палаток и походных кроватей до цельной 15-тонной передвижной больницы – системы TransHospital – со всеми ее рентгеновскими аппаратами и стерильной операционной. A300-600ST Beluga был построен на базе самолета А-300. Единственное что, был увеличен корпус верхней его части. Такой корпус имеет объем около1.400 м?, также сам грузовой отсек в длину 37.7 метров и в ширину 5.43 метра. В A300-600ST Beluga грузы помещаются через специальный люк впереди самолета над кабиной пилотов, т. е. через лоб. Для того чтобы доставлять грузы на такую высоту, в Airbus был разработан специальный погрузчик. A300-600ST Beluga способен перевозить грузы весом до 47 тонн. А при полной нагрузке и со скоростью 750 км/ч Beluga может доставлять грузы на расстояние до1700 км.

На A300-600ST Beluga установлены два двигателя General Electric CF6-80C2A8. Которые позволяют развивать скорость 750 км/ч.

Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.

Как и на обычном лайнере, на “Белуге” предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине – на уровне стандарта.

Крыло на “Белуге” идентично крылу А-300-600R. Размах крыла -44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически “чистым”.

Разработанные фирмой “Эрбас Индастри” уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для “Белуги” следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы – самолет стал трехкилевым. Киль “подрос” до высоты17,24 м, а размах горизонтального оперения стал16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет9,60 м.

На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы “Дженерал Электрик”, либо PW-4000 фирмы “Прэтт энд Уитни”. Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.

Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость – 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

Самолет Airbus Beluga

Авиалайнер Airbus Beluga также называют A300-600ST или небесный кит. Такое название он получил благодаря своим невероятно большим габаритам. С самого начала перед конструкторами из компании Airbus была поставлена задача: создание самого большого грузового самолета, который смог бы перевозить не только особо тяжелый груз, но и преодолевать большие дистанции с ним.

Так и появился на свет Airbus Beluga. Когда первый раз видите этот самолет, в голове появляется одна единственная мысль – какие у него странные формы. Из-за большой вместительности на борту, было принято решение не стремиться за его эстетическим видом. Также при виде его форм закрадывается мысль о его полете, сможет ли он вообще взлететь.

Немного о Airbus A300-600ST (Beluga)

Свое название он получил как раз из своих форм, Beluga переводиться как кит-белуха. Не спутайте его с белугой. Если разбирать его серийное имя, то последние буквы ST расшифровываются как супер транспорт. Эти имена еще раз говорят о его огромных размерах.

A300-600ST является широкофюзеляжным реактивным лайнером, который способен перевозить крупногабаритные грузы, например, такие как части других самолетов. Авиалайнер оснащен двумя мощными моторами, из-за своих больших размеров и массы лайнеру больше подходит низкая высота полета.

Всего в мире было создано и выпущено пять лайнеров такого типа, также все эти самолеты эксплуатируются исключительно компанией Аэробус. Впервые мир познакомился с данным самолетом в 1995 году. В этом году проводился показ авиалайнеров в городе Ле-Будже. В один из жарких июльских дней Beluga продемонстрировала свой полет десяткам тысяч людей знаменитого авиасалона.

Когда был объявлен показ самолета, многие посетители салона даже не обратили внимания на этого гиганта, так как были не уверенны, что он вообще сможет летать со своими-то неуклюжими формами. Но когда этот гигант грациозно взмыл в небеса и показал там настоящий мастер класс пилотажа, то посетители авиасалона потеряли головы он удивления. Так как выглядел очень нелепо, пока находился на земле. Но в воздухе он смог продемонстрировать всю свою красоту.

В этот день его посадку встретили тысячи аплодирующих людей, после демонстрации паллета, посетители не могли думать не о чем другом кроме как о Airbus A300-600ST. Также этот день стал великим и для самого авиалайнера, так как его избрали лидером авиа показа в 1995 году.

Самолет необходим был в первую очередь для самой компании Airbus. Так как они собирались поставить его на перевозки частей фюзеляжа различных лайнеров. Такая востребованность появилась за счет того, что спрос на авиалайнеры значительно увеличился, и у компании появлялись все больше заказов на создания все новых самолетов.

Но из-за того что они не могли справляться с количеством заказов, компании необходимо было быстро расширятся. Так как новые заводы по авиалайнерам строить было долго, было принято решение организовать новые цеха по сборке самолетов.

Но для постройки нового лайнера необходимы были детали, так как цеха по сборки небыли предназначены для создания этих деталей их необходимо было доставлять из центральных заводов, которые располагались в различных уголках Европы. В этом и заключается роль нашего лайнера.

Самый первый лайнер, выпущенный в начале 90-х годов, попал на самый высокий уровень работ компании. В эти времена самолету необходимо было совершать до 60 перелетов в неделю, что является рекордным количеством полетов за такой короткий промежуток времени. В течение месяца курсирую между одиннадцатью заводами авиакомпании, самолет совершал до 250 полетов.

Возможности лайнера и его технические характеристики

Самолет способен разместить у себя на борту груз с массой до 47 тонн, это весьма внушительное число. Благодаря своему широкому фюзеляжу, который составляет почти сем с половиной метров, он может разместить у себя на борту, например два полностью собранных крыла самолета A330, также он может разместить у себя в салоне значительное количество частей от корпуса авиалайнера A319.

Также стоит упомянуть, что самолет способен преодолевать довольно большое расстояние при своем большом весе. Если авиалайнер загружен до самого максимума, то его максимально расстояние полета составляет 1700 километров, при этом на протяжении всего полета самолет поддерживает скорость в 570 километров в час.

Если использовать только половину транспортируемого веса, то дальность полета лайнера увеличивалась почти в три раза, и уже составляла 4600 километров. Но тогда на борту может находиться максимум груз весов в 26 тонн.

В длину самолет почти 57 метров, а его высота достигала почти 18 метров. Для примерного представления высоты самолета попробуйте представить семиэтажный дом. Объем грузового отсека составляет 1210 кубических метров. Вместе с грузом самолет поднимал в воздух и свой вес, если их суммировать то в небо поднималось почти 155 тонн, но при условии того что самолет был загружен по максимуму.

Несмотря на все свои превосходные характеристики, лайнер уступает первое место грузовых самолетов. Так как русский авиалайнер Ан-225 (спроектированный на остове Ан-124) способен перевозить груз массой в 250 тонн, такая грузоподъемность в три раза выше, чем у «Белуги».

Но компания Airbus не когда не стоит на месте, они объявили, что в 2014 году собираются заново выпускать грузовые самолеты, стоит приготовиться к чему-то масштабному. Стоит вспомнить только про их новый пассажирский самолет, который способен, поднят в воздух до 1000 пассажиров.

Французы идеально угадали с названием своего необычного самолета: он что габаритами, что внешне действительно похож на белого кита. На данный момент существует только пять таких лайнеров, все они эксплуатируются Airbus Transport International — дочерней авиакомпанией производителя.

Модель Beluga нужна сугубо для перевозки деталей к остальным самолетам Airbus. Сеть поставщиков обширна и разбросана по миру. Например, крылья некоторых моделей изготавливают в Великобритании, хвосты — в Испании и так далее. Все это превращают в один лайнер на заводе в Тулузе, Гамбурге или Тяньцзине (Китай). И это не говоря о множестве деталей помельче, которые все равно объемные — настолько, что в грузовые отсеки обычных грузовых самолетов они банально не помещаются.

Изображение: airbus.com

Казалось бы, решение очевидно: если деталь не помещается в самолет, ее придется доставлять по суше или воде. Частично так и делается. Например, для транспортировки крыла крупнейшего в мире пассажирского лайнера Airbus A380 производитель заказал три баржи. Каждая перевозит лишь по одному крылу за раз, и процесс получается недостаточно быстрым. С самолетами поменьше тоже хватает сложностей. В итоге в начале 1990-х Airbus представила модель Beluga.

За основу компания взяла самолет A300. Кабину пилотов немного опустили, а огромный кузов оснастили мощной системой обогрева, чтобы чувствительные детали находились в комфортной среде.

Экстерьером Beluga, в отличие от Concorde или Ту-144, восторгаться едва ли можно — лайнер откровенно некрасивый. Но это тот случай, когда об эстетике думали в последнюю очередь: главное, чтобы в грузовой отсек помещались компоненты других самолетов. После раздутия корпуса доступный объем багажного отделения увеличился до фантастических 1400 кубометров. Здесь можно разместить 36 легковушек, 671 человека или 7 слонов. Грузоподъемность при этом не рекордная: порядка 47 тонн. Задачей была перевозка не столько тяжелых, сколько больших деталей.

Изображение: wikipedia.org

Лайнеры Beluga совершают порядка 60 рейсов еженедельно: заводы Airbus, одного из ведущих авиапроизводителей мира, всегда загружены. С начала эксплуатации Beluga (1994 год) объемы производства увеличились примерно в пять раз. В самолет помещаются крылья A340 или часть фюзеляжа нового A350 XWB, но этого мало — к примеру, два крыла A350 уже не влезут. Это подтолкнуло Airbus к постройке еще более вместительного грузовика.

Увеличивать фюзеляж A300 было уже некуда. Возможно, идеальным решением стала бы спецверсия на базе грузового A380, но его просто нет — потенциальные заказчики (UPS и FedEx) устали от переноса сроков и отказались от закупок. Для своих нужд Airbus взялась за переделку A330. Результатом стала Beluga XL, которая уже с середины 2019 года примется за доставку деталей для A350 XWB. В новый кузов получится погрузить сразу два крыла. При этом флагманский A380 остается головной болью для Airbus: судя по всему, детали для него и дальше будут доставлять на баржах.

Изображение:

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

ВМ-Т Атлант

Своему появлению «Атлант» обязан все тому же «Бурану» и ракете-носителю «Энергия». В конце 1970-х, когда проект многоразового челнока одобрили, встал вопрос о транспортировке всех необходимых деталей на космодром Байконур. На тот момент еще не было ни Ан-124 «Руслан», ни тем более «Мрии».

Выдвигались самые разные варианты доставки компонентов, вплоть до подвешивания грузов на два вертолета. Этот вариант признали слишком опасным: при непогоде могла случиться катастрофа. Советскую космическую программу спас авиаконструктор Владимир Мясищев.

Изображение: wikipedia.org

В качестве решения он предложил переоборудовать бомбардировщик 3M, который уже давно эксплуатировался советскими ВВС. Самолет конструкторского бюро Мясищева хорошо подходил под новую задачу: он достаточно грузоподъемный и при этом обладает отличной аэродинамикой — даже закрепленный снаружи фюзеляжа «Буран» не сильно помешает полету. Большим чинам идея понравилась.

Для новой версии инженерам пришлось менять хвостовое оперение — «Атлант» получил два прямоугольных киля. Лайнер мог принимать груз весом около 40 тонн, взлетная масса равнялась 210 тоннам. Пустой ВМ-Т весил 74,5 тонны.

Изображение:

Из трех самолетов один предназначался для испытаний, а остальные два экземпляра применялись уже для доставки «Буранов» и прочего габаритного оборудования на космодром. Суммарно ВМ-Т совершили порядка 150 полетов. В 1989 году, когда появилась «Мрия», от «Атланта» отказались.

Ан-225 Мрия

В 1970-х руководство СССР волевым решением дало зеленый свет «нашему ответу шаттлам». Перспективный «Буран» в результате оказался, скажем так, слегка переоцененным. Он побывал в космосе лишь один раз — 15 ноября 1988 года, и то под управлением электроники, без людей на борту. Но у Союза явно были большие планы на космический корабль: не даром же для его транспортировки заложили новый самолет.

Изображение: aeronef.net

Говорить о колоссальной растрате бюджетных денег ради редких перевозок «Бурана» неуместно: в США для транспортировки шаттлов тоже использовали доработанные лайнеры. Но там были модифицированные Boeing 747 (версия SCA). Союз же решил превратить Ан-124 «Руслан» фактически в новый самолет.

«Мрия» получила два дополнительных двигателя — всего их стало шесть. Лайнер считается крупнейшим при длине 84 метра, высоте 18,2 метра и размахе крыльев 88,4 метра. По последнему показателю он уступает лишь летающей лодке H-4 Hercules (97,5 метра) — еще одному уникальному судну, которое тоже существует только в единственном экземпляре. Правда, детище изобретателя Говарда Хьюза совершило только один полет. «Мрии» повезло больше.

Несмотря на выдающиеся габариты, объем грузового отсека получился даже меньше, чем у Airbus Beluga — 1100 кубометров. В то же время французский самолет гораздо меньше: длина 56 метров, размах крыльев — всего 44,8 метра. Правда, в «Мрии» есть еще и салон для экспедиторов, сопровождающих груз.

Изображение: flightradar24.com

Ан-225 был готов уже после того, как «Буран» побывал в космосе. Больше кораблю выбраться за пределы планеты было не суждено, но в конце 1988 года об этом еще не знали. Лайнер несколько раз перевозил «Буран» на выставки и авиашоу, причем снаружи фюзеляжа — внутри корабль просто не помещался.

«Мрия» считается рекордсменом по грузоподъемности: она с грузом массой 253,8 тонны. Максимальная взлетная масса — 640 тонн, в то время как само судно весит 250 тонн. Более выносливого самолета пока что нет. Редчайший лайнер, как уже отмечалось, существует лишь в единственном экземпляре и числится за грузовой Antonov Airlines.

>Design

Unloading the Space Station Columbus module in 2006

The cargo space of Beluga, F-GSTC; AirExpo 2008, Toulouse Francazal Airport, France

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

>Specifications A300-600ST

Loading of NH90 helicopters onto a Beluga at Canberra Airport, 2003

Data from Airbus

General characteristics

Boeing 747 Dreamlifter

Модель 787 Dreamliner с обширным использованием композитных материалов приглянулась авиакомпаниям — число заказов приближается к полутора тысячам, очередь выстроилась на годы вперед. Дабы покупатели меньше томились в ожидании, Boeing сделала еще один новый самолет — специально для доставки частей 787-го.

Разрабатывать грузовой борт с нуля не было необходимости: у Boeing есть знаменитые 747-е, которые требовалось просто модернизировать. По своей уродливости 747-400 LCF, он же Dreamlifter, составляет серьезную конкуренцию Airbus Beluga. Но, как и в случае с французским лайнером, внешний вид абсолютно не важен.

Изображение: wikimedia.org

Собирают все Dreamliner в городе Эверетт (США). Детали лайнера изготавливают по всему миру, и их нужно оперативно привозить. Например, крылья делают в Японии, горизонтальные стабилизаторы — в Италии, наружные двери — во Франции. Как утверждает Boeing, с появлением Dreamlifter удалось ускорить доставку некоторых компонентов в 30 раз, сократив срок с месяца до одного дня.

Компания так спешила с вводом в эксплуатацию Dreamlifter ради ускорения производства Dreamliner, что даже не покрасила грузовой борт — некоторое время самолет перевозил детали для пассажирского лайнера в «голом» виде.

Изображение: wikimedia.org

Переоборудованный Boeing 747 впечатляющий объем грузового отсека — 1840 кубометров. По другим показателям Dreamlifter значительно уступает «Мрии»: он может принять лишь 113 тонн груза, взлетная масса меньше почти в два раза — 364 тонны.

Разработка первого самолёта компании Airbus была завершена к 1969 году. Тогда и началась сборка первого опытного образца аэробуса, получившая наименование A300B1. Спустя три года, в октябре 1972 года, самолёт совершил свой первый полёт. В это же время производилась сборка и другой модели лайнера – удлинённый почти на 3 метра Airbus A300B2, первый полёт которого был осуществлён в 1973 году.

Весной 1974 года аэробус A300 был сертифицирован, и с этого времени началась его коммерческая эксплуатация. Однако компания Airbus, возлагавшая большие надежды на самолёт, пошла ещё дальше: в декабре того же года совершил самолёт A300B4, обладавшая увеличенной дальностью полёта и улучшенными аэродинамическими характеристиками.

Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века предпринимались попытки разработки на основе модификации A300B4 грузопассажирского самолёта Airbus A300C4 и грузового самолёта Airbus A300F4. Однако, вопреки ожиданиям, эти модели широкого распространения не получили.

В начале 1980-х компания Airbus приступила к разработкам модификации A300-600, обладавшей повышенной пассажировместимостью и увеличенной дальностью полёта. В 1985 году началось её коммерческое использование. В том же году начались разработки варианта A300-600 с увеличенной дальностью полёта, получившего наименование A300-600R. Эксплуатация самолёта началась в 1989 году.

В свою очередь, в начале 90-х годов, уже на базе A300-600R, компанией SATIC началась разработка транспортного самолёта Airbus A300-600ST, получившего условное обозначение Beluga. Коммерческое использование модели было начато в 1995 году.

В 2007 году серийное производство Airbus A300 было завершено, продлившись, таким образом, 35 лет. Лишь в 2018 году A300 был почти повсеместно выведен из эксплуатации в мировых авиакомпаниях, и началась его замена на более современный .

военно-исторические журналы

Европейский консорциум Airbus включает множество компаний и предприятий, производящих крупные элементы конструкции самолетов почти по всей Европе. Затем эти узлы Дальше More необходимо доставлять на завод, осуществляющий конечную сборку самолета. Однако в конце 1980-х годов имевшиеся в распоряжении консорциума транспортные самолеты Aero Spacelines Super Guppy 201, занимавшиеся перевозкой таких грузов, практически выработали срок своей эксплуатации и к тому же уже не справлялись с перевозкой более тяжелых и крупногабаритных элементов конструкции авиалайнеров. Тогда Airbus Industrie разработала новый транспортный самолет, совместив планер A300-600 и силовую установку от A310.

Самолет получил обозначение A300-600ST Beluga, его разработка была начата в 1990 году, для чего была создана компания SATIC , а координацию работ осуществляла компания Latecoere, взявшая на себя задачу разработки и производства грузового отсека, пола, гермоперегородки и задних бортовых люков. В программе также приняли участие компании SOGERMA-SOCEA , Hurel-Dubois , SOCATA , CASA и Elbe Flugzeugwerke .

Самолет Beluga создан на базе модифицированного A300-600, носовая и верхняя части фюзеляжа которого были перепроектированы таким образом, чтобы создать большую негерметизированную верхнюю грузовую секцию, доступ к которой осуществляется через носовой грузовой люк высотой 7,23 м. Кроме того, было модифицировано хвостовое оперение — киль стал выше, а стабилизатор стал более прочным и получил дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.

Грузовой отсек имеет длину 37,70 м и максимальный диаметр 7,40 м, а его объем достигает 140 м3. Максимальная масса груза — 47 т. Наличие автоматической системы погрузки позволяет выполнять весь процесс всего за 45 минут.

Первый A300-608ST поднялся в воздух 13 сентября 1994 года, в сентябре 1995 года самолет поступил в эксплуатацию. Следом были собраны еще четыре самолета. Beluga привлекается не только к обслуживанию сборочной линии Airbus, но также выполняет работу и в интересах других заказчиков. В частности, они перевозили компоненты Международной космической станции, различные негабаритные грузы, вертолеты и пр.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

SATIC A300-600ST Beluga

Тип: транспортный самолет с экипажем из 2-3 человек

Силовая установка: два ТРДД General Electric CF6-80C2A8 тягой по 262,45 кН

Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; сертифицированный потолок 10 670 м; дальность полета с максимальном полезной нагрузкой 1666 км

Масса: пустого 86 500 кг; максимальная взлетная 155 000 кг

Размеры: размах крыла 44,84 м; длина 56,16 м; высота 17,24 м; площадь крыла 260 мг

Полезная нагрузка: груз массой до 47300 кг

Европейской геостационарной навигационной системы сочетает в себе геостационарные спутники с сетью наземных станций, что позволяет увеличить точность и целостность сигналов GPS по всей Европе.

Сегодня Франция является одним из европейских государств с наибольшим количеством взлетно-посадочных полос оборудованных системой посадки по приборам , но с течением времени цель будет заключаться в рационализации развертывания этого дорогостоящего оборудования, постепенно заменяя ILS с EGNOS.

Франция направлена на целевые региональные аэропорты и авиакомпании, обслуживающих меньше деловых путешественников первый. Пилотам не нужна дополнительная переподготовка, так как EGNOS работает так же, как и текущие ILS, добавил Mr Roturier.

Белуга будет первым крупным самолетом оборудованным EGNOS.

Ссылки

  • A300
  • A300 Beluga
  • A310
  • Airbus A320 (A318 / A319 / A320 / A321)
  • A330
  • A340
  • A350
  • A380

  • A310 MRTT
  • CC-150 Polaris
  • A330 MRTT
  • A400M
  • C-212 Aviocar
  • CN-235
  • C-295

  • A320neo
  • A330neo

  • NSR
  • KC-45

  • Sud Aviation Caravelle
  • Aérospatiale-BAC Concorde

Просмотр этого шаблона
22px Самолёты Airbus и Airbus Military

Гражданские Военные В разработке Закрытые проекты Другие типы

References

Citations

Bibliography

  • Moxon, Julian. Flight International, 31 May 1994. pp. 32–38.
  • Kingsley-Jones, Max. Flight International, 5 May 1998. pp. 46–47.

Operational history

Fuselage nose sections being unloaded at Hamburg Finkenwerder, 2013

Front view of an inflight Beluga showing its bulbous fuselage

Airbus A300 является первым самолётом концерна Airbus. Его появление пришлось на расцвет авиаперевозок в Европе и Америке, а новое конструкторское решение (широкофюзеляжный самолёт всего с двумя двигателями) принесло ему определённую популярность среди мировых авиакомпаний. Большое количество же модификаций показывает, что аэробус имел большой потенциал к усовершенствованиям, что и предопределило его «долгожительство» в серийном производстве (35 лет).

Редкие птицы: «Мрия», Airbus Beluga и другие уникальные модификации самолетов

Неделю назад Airbus представила свой новый грузовик в фирменной ливрее — Beluga XL (на фото выше). Сперва кажется, что постарались мастера Photoshop, но лайнер с такими формами вполне себе реален. Самолет начнут эксплуатировать не раньше следующего года, однако в любом случае увидеть его будет большой удачей для споттера — планируется построить лишь несколько экземпляров. Мы вспомнили другие редкие модификации лайнеров.

Ил-76 МДК

Транспортный Ил-76 сложно назвать уникальным лайнером, но версия МДК — исключение. Она представлена только тремя экземплярами. Самолет используется для подготовки космонавтов и развлечения туристов.

Изображение: sktur.ru

Ил-76 МДК предназначен для обеспечения невесомости в салоне — точно как в потрясающем клипе группы OK Go (к слову, у них и остальные видео фантастические по задумке):

Во время полета самолет сперва поднимается на высоту 6000 метров, после чего задирает нос на 45 градусов и карабкается до 9000 метров в течение примерно 15 секунд. За это время пассажиры с крепкими нервами и желудками испытывают перегрузку в 2g. Далее экипаж выравнивает лайнер, уменьшает тягу двигателей до минимально возможного значения, и Ил-76 МДК летит уже по инерции. В этот момент гравитация становится равна нулю. После пилоты наклоняют штурвал от себя, и самолет устремляется к земле. Затем его выравнивают, увеличивают тягу двигателей и готовятся к следующему подъему.

Аналогичную модификацию, специально для достижения условий невесомости, сделала американская Zero Gravity Corporation с купленным Boeing 727-200. Самолет тоже используется для туристических полетов.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Airbus Beluga XL

Airbus Beluga XL


Airbus Beluga XL во время своего первого полёта 19 июля 2018 года

Тип

широкофюзеляжный транспортный самолёт

Производитель

Первый полёт

19 июля 2018 года

Начало эксплуатации

ожидается на 2019 год

Статус

Лётные испытания

Единиц произведено

Стоимость программы разработки

1 миллиард €

Базовая модель

Airbus A330-200

Медиафайлы на Викискладе

Airbus Beluga XL ― широкофюзеляжный транспортный самолёт на базе авиалайнера A330-200, который призван прийти на смену Airbus Beluga. Модель XL имеет аналогичное предыдущей модели расширение фюзеляжа в верхней части. Разработка, конструирование и эксплуатация осуществляется компанией Airbus, для перевозки негабаритных частей самолётов.

Проект запущен в ноябре 2014 года в объёме 6 бортов, которые будут иметь на 30 % бо́льшую ёмкость, чем существующая модель. XL способна доставлять две консоли крыла A350 XWB вместо одного. О завершении проектных работ было сообщено 16 ноября 2015 года. Окончательная сборка началась в 2017 году, а эксплуатация — в 2019 году.

Первый полёт (тестовый) самолёт совершил 19 июля 2018, под управлением капитана Кристофа Келя, второго пилота Бернардо Саес-Бенито Эрнандеса и бортинженера Джина Мишеля Пена. Самолёт поднялся в воздух и в 14:21 по местному времени успешно совершил посадку на полосу аэродрома в Тулузе-Бланяк, Франция, полёт длился 4 часа 11 минут.

Сравнительная характеристика

Данные Airbus Beluga XL Airbus Beluga
Грузоподъёмность 53 т 47 т
Длина 63,10 м 56,15 м
Размах крыла 60,30 м 44,84 м
Высота 18,90 м 17,24 m
Диаметр фюзеляжа 8,80 м 7,10 м
Дальность полёта 4074 км 2779 км
Макс. взлётная масса 227 т 155 т
Макс. посадочная масса 187 т
Силовая установка 2 × Rolls-Royce Trent 700,
каждый тягой 316 кН
2 × General Electric CF6-80C2A8, 232—276 кН
  1. airbus.com
  2. «Beluga XL programme achieves design freeze» Airbus, 16 September 2015
  3. «Крупнейший грузовой самолёт Airbus совершил первый полет» // Бизнес Цензор, 19 июля 2018
  4. Самолет Airbus BelugaXL совершил первый полет // Популярная механика, 19 июля 2018
  5. «Flying whale: Airbus BelugaXL takes flight» New Atlas, July 20, 2018

Гражданские

Военные

В разработке

Закрытые проекты

Другие типы

Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.