С в ильюшина

Ильюшин, Сергей Владимирович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ильюшин.

Сергей Владимирович Ильюшин

Генерал-майор Ильюшин, 1943 год
Дата рождения 18 (30) марта 1894
Место рождения дер. Дилялево, Вологодский уезд, Вологодская губерния, Российская империя
Дата смерти 9 февраля 1977 (82 года)
Место смерти
  • Москва, СССР
Страна
  • Российская империя
  • СССР
Научная сфера самолётостроение
Место работы
  • Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина
  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
Альма-матер Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского
Учёная степень доктор технических наук (1940)
Учёное звание академик АН СССР (1968)
Известные ученики Генрих Васильевич Новожилов
Известен как авиаконструктор
Награды и премии

Сайт ilyushin.org
Медиафайлы на Викискладе

Серге́й Влади́мирович Илью́шин (1894—1977) — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).

Биография

Детство

Родился 18 (30) марта 1894 в деревне Дилялево (ныне Вологодский район, Вологодская область) в семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны. В семье Ильюшиных было девять детей, из них выжили и выросли семь (два мальчика умерли в младенчестве). Сергей был самым младшим.

Ильюшин вспоминал о своём детстве:

Читать я научился рано — в шесть лет. Моими первыми книгами были «Ветхий завет» и «Новый завет», «Часослов», журнал «Вестник Европы», который каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню.

Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Нам преподавали несколько предметов. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно закон божий. …

Одним из учителей в земской начальной школе был Александр Владимирович Чевский. … Это был удивительный человек. Он привил мне любовь к чтению, к знаниям. …

Начало трудового пути

В пятнадцать лет (в 1909 году) Сергей по примеру старших братьев ушёл из родной деревни на заработки. Трудился чернорабочим на фабрике Яковлева под Костромой, затем на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, был землекопом на стройке дороги в имении «Осаново» вологодского купца Волкова, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить сено.

В 1910 году в Петербурге Сергей встретил земляков, которые сказали ему, что есть выгодная работа на Коломяжском ипподроме (который приспосабливался под аэродром для проведения первой в России международной авиационной недели). Сергей нанялся на ипподром землекопом. Выравнивал поле: засыпал ямки, срезал кочки; помогал выгружать ящики с частями аэропланов, собирать их. Осенью 1910 года на Комендантском аэродроме проходил первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских авиаторов: Михаила Ефимова, Сергея Уточкина, Владимира Лебедева, Льва Мациевича и других. Позднее Сергей Владимирович вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации».

В 1911 году Ильюшин вернулся в родную деревню, работал возчиком молока маслодельного завода деревни Березняки.

В конце 1911 года семья испытывала острую нужду, и Сергей решил уехать на заработки на строительство Амурской железной дороги, где (на станции Бурея) провёл практически весь 1912 год. Был чернорабочим, смазчиком букс. Затем стал табельщиком, потому как был грамотным.

Поздней осенью 1912 года вернулся в Дилялево, а весной 1913 года вновь отправился на заработки. Уехал в Ревель (сегодня — Таллин), где нанялся на строительство судостроительного завода Русско-Балтийского общества. Был разнорабочим, смазчиком, помощником машиниста экскаватора.

Служба в армии и работа в Вологде

Осенью 1914 года Ильюшин был мобилизован в армию. Сначала он служил в пехотной учебной команде, затем писарем в управлении воинского начальника города Вологды. Когда в управление пришёл запрос на семь человек для службы в авиации, Ильюшин по собственной просьбе был переведён в команду Северного района авиации в Петербург на Комендантский аэродром, где служил сначала ангарным, затем помощником авиамоториста, младшим и, наконец, старшим мотористом. Сергей входил в состав аэродромной команды, которая принимала, проверяла, готовила к полётам самолёты от авиационных заводов С. С. Щетинина и В. А. Лебедева.

Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота, окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба.

Сергей Ильюшин, 1918 г.

В марте 1918 года в связи с резким сокращением выпуска самолётов авиационными заводами аэродромную команду расформировали. Ильюшин уехал сначала в Дилялево, а затем в Вологду, где работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства: занимался налаживанием работы национализированных лесопилок, паровых мельниц, маслобойных заводов.

В октябре 1918 года вступил в РКП(б). В том же году Ильюшин и три его товарища — Александр Иванов, Владимир Фирулёв и Александр Бирилло — по заданию губкома партии основали партийную ячейку в Вологодском педагогическом институте.

В мае 1919 года был призван в РККА. Ильюшина направили в Серпухов, где находилось командование Красного Воздушного Флота. Там Сергей Владимирович встретил своих старых знакомых по аэродромной команде Комендантского аэродрома — начальника 6-го авиаремонтного поезда Воронца и комиссара поезда А. Ф. Раугевича. Они договорились о назначении Ильюшина авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта.

Осенью 1919 года механик Ильюшин получил приказ: выехать в район Петрозаводска, где, по донесению наземных войск, приземлился подбитый белогвардейский самолёт английского производства «Авро». Ильюшин и пять красноармейцев добрались до места вынужденной посадки самолёта, разобрали его, вытащили через непролазную грязь и увезли в Москву. Позднее на основе этого самолёта был разработан советский учебный биплан У-1.

Весной 1920 года Воронец и Раугевич получили назначение в авиационный парк Кавказского фронта в Саратов. Они добились перевода в Саратов Ильюшина. Сергей Владимирович стал старшим механиком и комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта. В авиапарке занимались ремонтом, восстановлением и испытанием самолётов перед отправкой на фронт.

Через некоторое время Ильюшин пишет рапорт с просьбой направить его во фронтовую часть Красной Армии. Вскоре Ильюшина вызвали в Москву, и в феврале 1921 года Сергей Владимирович был назначен начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

Осенью 1921 года авиапоезд Ильюшина был направлен в Москву, на усиление заново формирующихся частей. Перед отправлением в Москву Сергей Владимирович в беседе с начальником авиации Кавказского фронта Василием Владимировичем Хрипиным высказал желание поступить в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. В. В. Хрипин поддержал его стремление получить высшее авиационное образование.

Учёба и работа в авиации

Сдав экзамены, 21 сентября 1921 года Сергей Владимирович был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 года — Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е. Жуковского).

Во время учёбы Ильюшин активно участвовал в работе кружка планеристов Мастерских тяжёлой и осадной артиллерии. В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал свой первый планёр «Мастяжарт» (АВФ-3). Построив его вместе с участниками кружка, принял участие в Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле в ноябре 1923 года. Позднее спроектировал и построил планёры «Рабфаковец» (АВФ-4) (1924), «Мастяжарт-2» (АВФ-5) (1924). Впоследствии содействовал созданию и участвовал в работе Высшей лётно-планерной школы Осавиахима в Коктебеле. А четвёртый планёр Сергея Владимировича «Москва» (АВФ-21) (1925) принял участие в Рёнских состязаниях планеристов в Германии в августе 1925 года (лётчик Константин Арцеулов), где получил первый приз за продолжительность полёта.

Окончив Академию и защитив дипломный проект (посвящённый разработке самолёта-истребителя), приказом Реввоенсовета СССР № 750 за 1926 год С. В. Ильюшину было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота.

С июня 1926 по ноябрь 1931 года Сергей Владимирович работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, где занимался изучением мирового опыта самолётостроения, разработкой тактико-технических требований к новым самолётам. Под руководством Ильюшина были составлены технические требования к некоторым самолётам Николая Поликарпова (в том числе к У-2), Андрея Туполева, Дмитрия Григоровича. Также в 1930—1931 годах Сергей Владимирович работал помощником начальника Научно-испытательного института ВВС по научно-технической части.

Работа в Научно-техническом комитете и Научно-испытательном институте ВВС была интересной, однако Ильюшин стремился начать собственную конструкторскую деятельность. Летом 1931 года Сергей Владимирович пишет рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность, предварительно обсудив этот вопрос с начальником Всесоюзного авиационного объединения Петром Барановым.

Рапорт Ильюшина был рассмотрен, и с ноября 1931 года по январь 1933 года Сергей Владимирович возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ.

В конце 1932 года Ильюшин предложил разделить конструкторское бюро ЦАГИ на две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского для строительства лёгких самолётов и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов. Предложение Сергея Владимировича было поддержано начальником Глававиапрома Петром Барановым и наркомом тяжёлой промышленности Григорием Орджоникидзе.

Приказом Глававиапрома от 13 января 1933 года было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого был назначен Ильюшин. Одновременно Сергей Владимирович руководил конструкторской бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ.

Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ).

21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолёта УТ-2, которым управлял Ильюшин, перегрелся и остановился мотор. На вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир — конструктор Воронежского завода Иван Васильевич Жуков — получили травмы. Вскоре после этого случая вышел приказ, запрещавший главным конструкторам летать самостоятельно.

В ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне.

10 января 1943 года в газете «Известия» было опубликовано обращение Ильюшина к Сталину:

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить и уничтожить немецко-фашистские банды, я внёс в Московскую областную контору Госбанка 75 000 рублей и 1 февраля 1943 года внесу ещё 35 000 рублей на строительство авиасоединения «Москва».
Желаю Вам, Иосиф Виссарионович, доброго здоровья.

— Авиаконструктор С. Ильюшин

С 1943 года ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

Летом 1970 года С. В. Ильюшин в связи с болезнью сложил с себя обязанности руководителя ОКБ (приказ министра авиационной промышленности СССР П. В. Дементьева № 378/К от 28.07.1970 года), однако он оставался членом Научно-технического совета и консультантом.

Преемником Сергея Владимировича стал Генрих Васильевич Новожилов.

Скончался Сергей Ильюшин 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 7, 13 ряд.

Самолёты Ильюшина

  • ЦКБ-26 — Экспериментальный дальний бомбардировщик. Первый полёт в 1935 году. В 1936 году ЦКБ-26 установил два мировых рекорда высоты полёта и первым из двухмоторных самолётов выполнил петлю Нестерова. Был построен в единственном экземпляре.
  • ДБ-3 — Двухмоторный дальний бомбардировщик. Первый полёт в 1935 году. Экипаж 3 человека. Серийное производство с 1937 по 1941 год. ДБ-3 строился на четырех заводах, всего было изготовлено 1528 самолётов. В качестве пДБ-3 эксплуатировались до начала 1942 года, а как учебные до 1943 года.
  • ДБ-4 — Скоростной дальний бомбардировщик. Первый полёт в 1940 году. Экипаж 3—4 человека. В серийное производство не запускался. Был изготовлен в единственном экземпляре.
  • Ил-2 — Тяжелый двухместный штурмовик. Первый полёт в 1939 году. Серийное производство с 1941 по 1945 год. Ил-2 самый массовый военный самолёт за всю историю, всего было выпущено 36 183 самолёта различных модификаций. Серийно Ил-2 производился на 4 заводах, наибольшее количество был выпущено в Куйбышеве — 26 888 штук.
  • Ил-4 — Двухмоторный дальний бомбардировщик. Первый полёт в 1939 году. Модернизация самолёта ДБ-3. Экипаж четыре человека. Серийное производство с 1939 по 1945 год. Всего было изготовлено 5256 самолётов. Самолёт эксплуатировался с 1940 по 1952 год.
  • Ил-6 — Дальний бомбардировщик-торпедоносец. Первый полёт в 1943 году. Экипаж шесть человек. На самолёте были установлены дизельные двигатели. Серийно самолёт не запускался, т. к. окончательная отработка пришлась на конец войны. Ил-6 был изготовлен в единственном экземпляре.
  • Ил-8 — Тяжелый штурмовик. Первый полёт в 1943 году. Экипаж два человека. Самолёт должен был стать усовершенствованной версией Ил-2, однако несмотря на хорошие лётные качества самолёта ненадежная работа двигателя не позволила запустить самолёт в серийное производство. Было изготовлено два экземпляра.
  • Ил-10 — Тяжелый штурмовик. Первый полёт в 1944 году. Серийное производство с 1944 по 1955 год. Ил-10 эксплуатировался с 1945 по 1962 год. Всего было изготовлено 6166 самолётов. В СССР Ил-10 начали списывать с 1956 года, после упразднения штурмовой авиации.
  • Ил-12 — Среднемагистральный двухмоторный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1945 году. Выпускался в двух вариантах: пассажирском и грузовом. Пассажирский вариант был рассчитан на перевозку от 16 до 32 пассажиров и багажа. Экипаж пять человек: два пилота, штурман, радист и бортмеханик. Серийное производство с 1946 по 1949 годы. Эксплуатация с 1947 по 1968 годы. Всего было изготовлено 663 самолёта.
  • Ил-14 — Ближнемагистральных двухмоторный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1950 году. Экипаж 2-5 человек. Максимальное число пассажиров 36. Серийное производство с 1953 по 1959 год. Эксплуатация с 1954 по 2005 год. Самолёт выпускался в различных модификациях: транспортный, транспортно-десантный, летающие лаборатории, самолёт для аэрофотосъемки, санитарный. В СССР было выпущен 1065 самолётов. Ил-14 также изготавливались по лицензии в ГДР, Чехословакии и Польше.
  • Ил-16 — Опытный тяжёлый штурмовик. Первый полёт в 1945 году. Проектировался под новый двигатель. Самолёт в серийное производства передан не был, так как не удалось довести двигатель до требуемых характеристик. В 1946 году работы по самолёту были прекращены.
  • Ил-18 — Дальнемагистральный четырехмоторный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1957 году. Экипаж пять человек. 120 пассажиров, или 13 500 кг груза. Ил-18 изначально проектировался как пассажирский самолёт. Серийно производился с 1957 по 1985 год. Самолёт долгое время был основным среднемагистральным лайнером в СССР. Всего было изготовлено более 700 самолётов Ил-18 различной модификации.
  • Ил — 20 — Самолёт радиоэлектронной разведки. Первый полёт в 1968 году. Создан на базе Ил-18. Экипаж 13 человек. Самолёт использовался для разведки вдоль государственной границы. Серийно производился с 1968 по 1976 год.
  • Ил-22 — Экспериментальный фронтовой бомбардировщик. Первый полёт в 1947 году. Первый советский реактивный бомбардировщик. Экипаж 5 человек. Четыре двигателя. Серийно самолёт не производился.
  • Ил-24 — Самолёт ледовой разведки. Первый полёт в 1980 году. Создан на базе Ил-18. Экипаж пять человек. Было произведено два экземпляра.
  • Ил-26 — Проект дальнего тяжёлого бомбардировщика. Шесть турбовинтовых двигателей. Экипаж 12 человек. Проектная дальность 11 560 км. В 1948 году проект был закрыт.
  • Ил-28 — Фронтовой бомбардировщик. Первый полёт в 1948 году. Экипаж три человека. Серийно производился с 1949 по 1955 год. Всего было изготовлено 6316 самолётов. Ил-28 первый советский реактивный бомбардировщик.
  • Ил-30 — Опытный фронтовой реактивный бомбардировщик. Был изготовлен в единственном экземпляре в 1949 году. Экипаж четыре человека. Во время испытаний самолёт выполнил несколько пробежек по взлётно-посадочной полосе, полёт так и не состоялся. В августе 1950 года все работы по Ил-30 были прекращены.
  • Ил-32 — Десантно-грузовой планер. Первый полёт в 1948 году. Предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 7000 кг, или 60 человек десанта. Взлётная масса 16 000 кг. Был изготовлен в единственном экземпляре.
  • Ил-38 — Патрульный противолодочный самолёт. Первый полёт в 1961 году. Экипаж 10 человек. Разработан на базе Ил-18. Серийно производился с 1967 по 1972 год. Поступил на вооружение в 1969 году. Всего изготовлено 65 самолётов Ил-38.
  • Ил-40 — Штурмовик. Первый полёт в 1953 году. Экипаж два человека. После проведения испытаний самолёт был рекомендован для серийного производства. Однако после изготовления пяти экземпляров проект был закрыт, так как армия отказывалась от штурмовой авиации в пользу истребительно-бомбардировочной.
  • Ил-46 — Опытный бомбардировщик дальнего радиуса действия. Первый полёт в 1952 году. Два турбореактивных двигателя. Экипаж три человека. Серийно не производился. Предпочтение было отдано Ту-16. Ил-46 был изготовлен в единственном экземпляре.
  • Ил-54 — Фронтовой бомбардировщик. Первый полёт в 1955 году. Экипаж три человека. Последний реактивный бомбардировщик спроектированный ОКБ Ильюшина. Было изготовлено два экземпляра.
  • Ил-62 — Дальнемагистральный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1963 году. Серийно производился с 1966 по 1995 год. 186 пассажирских мест. Экипаж 5 человек. Было изготовлено 289 самолётов, 75 было поставлено на экспорт. Последний самолёт спроектированный и построенный С. В. Ильюшиным.

Ильюшин Сергей Владимирович — памятник на Новодевичьем кладбище, 2017 г.

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Семья

Дом С. В. Ильюшина в Дилялево

  • Первая жена — Раиса Михайловна Жалковская (1897—1972).
  • Дочь от первого брака — Ирина Сергеевна Ильюшина (по мужу — Орехович, 1920—2007), была замужем за академиком Ореховичем.
  • Сын от первого брака — Ильюшин, Владимир Сергеевич (1927—2010) — лётчик-испытатель, Герой Советского Союза.
  • Вторая жена — Анастасия Васильевна Советова (1915—2008) — инженер-конструктор.
  • Сын от второго брака — Сергей Сергеевич Ильюшин (1947—1990) — инженер.
  • Сын от второго брака — Александр Сергеевич Ильюшин (род. 1955)

Историческое значение

Генеральный конструктор Ильюшин, по воспоминаниям его коллег, умел заражать своим энтузиазмом, увлекать своей идеей людей без всякой агитации. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолёта. В «Памятке» даётся не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и указывается на необходимость системного подхода к проектированию, назначение комплексного анализа всех факторов. В результате Ильюшин не только сам внёс вклад в развитие авиастроения, в обороноспособность страны, но и воспитал крупнейших специалистов, обладающих высокой квалификацией, работоспособностью и индивидуальным стилем.

Ильюшин принадлежит к той плеяде выдающихся конструкторов, творческая деятельность которых выходит за рамки инженерного труда и становится деятельностью учёного. Как истинный инженер и учёный, он поддерживал любые творческие начинания, помогал авторам и изобретателям, ищущим новых решений. В результате чего сотрудники ОКБ опубликовали не одну сотню научно-технических работ. Конструкторы получили много авторских свидетельств и патентов самого различного характера.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолёты на каждом этапе развития авиации — новинки технической мысли.

Документальные фильмы о С. В. Ильюшине

  • «Конструктор легендарных ИЛов». ЦСДФ. 1972. 31 минута.
  • «Взлёт продолжается» (50-летию конструкторского бюро имени С. В. Ильюшина посвящается). «Экран». 1983. 56 минут.
  • «Ильюшин — человек и самолёт». «Крылья Медиа». 2004. 26 минут.

Память

Почтовая марка СССР, 1984 год

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения).

Примечания

  1. Encyclopædia Britannica
  2. Энциклопедия Брокгауз
  3. Store norske leksikon — 1978.
  4. Биография С. В. Ильюшина на сайте ОАО «Ил»
  5. Статья из газеты «Красный Север» от 11.06.2009 года: «Сергей и Степан Ильюшины в Вологде»
  6. Пономарёв, 1988, с. 13—14.
  7. Пономарёв, 1988, с. 16.
  8. Асташенков, 1970.
  9. А. Н. Пономарев Советские авиационные конструкторы. Сергей Владимирович Ильюшин Военное издательство Министерства Обороны СССР Москва-1980
  10. Мировые рекорды, установленные на самолётах ОКБ имени С. В. Ильюшина Архивная копия от 5 февраля 2010 на Wayback Machine
  11. Пономарёв, 1988, с. 123—128.
  12. Таликов, 2008, с. 206.
  13. Надгробный памятник на могиле С. В. Ильюшина
  14. Могила С. В. Ильюшина на Новодевичьем кладбище
  15. 1 2 Новожилов и др., 1990.
  16. www.airwar.ru Ильюшин ЦКБ-26
  17. www.airwar.ru Ильюшин ДБ-3
  18. arsenal-info.ru ДБ-4 (ЦКБ-56) / Авиация Красной армии
  19. oruzhie.info Штурмовик Ил-2
  20. avia.pro Ильюшин Ил-4
  21. www.airpages.ru Ил-6 Дальний бомбардировщик — Советская авиация в ВОВ
  22. www.airwar.ru Ильюшин Ил-8
  23. armedman.ru Штурмовик Ил-10 (СССР)
  24. www.airwar.ru Ильюшин Ил-12
  25. arsenal-info.ru Глава 12 Ил-14 — последний поршневой авиалайнер.
  26. www.airwar.ru Ильюшин Ил-16
  27. www.airwar.ru Ильюшин Ил-20.
  28. avia.pro Ильюшин Ил-22 (Бомбардировщик)
  29. www.airwar.ru Ильюшин Ил-24Н
  30. www.dogswar.ru Проект бомбардировщика Ил-26 (СССР)
  31. www.airwar.ru Ильюшин Ил-28
  32. www.airwar.ru Ильюшин Ил-30
  33. www.airwar.ru Ильюшин Ил-32
  34. www.airwar.ru Ильюшин Ил-38
  35. avia.pro Ильюшин Ил-40
  36. avia.pro Ильюшин Ил-46
  37. www/airwar.ru Ильюшин Ил-54
  38. avia.pro Ил-62
  39. ОРЕХОВИЧ Василий Николаевич (1905—1997)
  40. Ильюшин Сергей Владимирович // авиару.рф/.
  41. Дом-музей А. Ф. Можайского
  42. Таликов, 2008, с. 225.

Литература

  • Асташенков П. Т. Конструктор легендарных ИЛов. — М.: Политиздат, 1970. — 120 с.
  • Новожилов Г. В., Лещинер Д. В., Шейнин В. М. и др. Из истории советской авиации : Самолеты ОКБ имени С. В. Ильюшина / Под ред. Г. В. Новожилова. — 2-е изд., доп.. — М.: Машиностроение, 1990. — 381 с. — ISBN 5-217-01056-8.
  • Пономарёв А. Н. Конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Воениздат, 1988. — 400 с. — ISBN 5-203-00139-1.
  • Смирнов Г. Рассказы об оружии. — М.: Детлит, 1976.
  • Учёный и конструктор С. В. Ильюшин / Ред. коллегия: Кутепов А. Я., Макаревский А. И., Минаев А. В., Новожилов Г. В. и др.. — М.: Наука, 1978. — 208 с.
  • Чуев Ф. И. Ильюшин. — М.: Молодая гвардия, 1998. — (Жизнь замечательных людей).
  • Таликов Н. Д. Три четверти века «ильюшинского» неба…. — М.: Вестник воздушного флота, 2008.

Ссылки

  • Ильюшин Сергей Владимирович на сайте Минобороны России
  • Ильюшин Сергей Владимирович // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • ВОЛОГЖАНЕ — Ильюшин Сергей Владимирович
  • Ильюшин Сергей Владимирович. Жизнь. Иллюстрации. Видео
  • «Сергей Ильюшин» Документальный фильм студии «Крылья России» из цикла «Выдающиеся авиаконструкторы», 2011 год
  • «Конструктор легендарных «ИЛов» Документальный фильм о С. В. Ильюшине. ЦСДФ, 1972 год
  • «Взлёт продолжается». Документальный фильм, посвящённый 50-летию конструкторского бюро имени С. В. Ильюшина и творческому пути конструктора. ТО «Экран», 1983 год

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

GND: 11855543X · ISNI: 0000 0000 5533 3794 · LCCN: n88181313 · NKC: jn20000700774 · NTA: 13165148X · SUDOC: 168644703 · VIAF: 13099193 · WorldCat VIAF: 13099193

Самолёты ОКБ имени Ильюшина

Бомбардировщики

Штурмовики

Торпедоносцы
и противолодочные самолёты

Транспортные самолёты
или двойного назначения

Специальные самолёты
на базе транспортных

  • А-50 ¹
  • А-60 ¹
  • Ил-78
  • Ил-82
  • 976 СКИП ¹
  • А-100 ¹

Пассажирские самолёты

Специальные самолёты
на базе пассажирских

Текущие проекты

Нереализованные /
экспериментальные

Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, полужирным — серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут»

>Сергей Владимирович Ильюшин: краткая биография

Стартовые условия

Сергей Владимирович Ильюшин появился на свет 30 марта 1894 года в многодетной крестьянской семье. Родители проживали в деревне Дилялево на Вологодчине. Ребенок был самым младшим из девяти ребятишек. Ильюшины жили небогато. Сергей с раннего возраста оказывал посильную помощь по хозяйству. Пас гусей. Ходил в лес по грибы и ягоды. Участвовал в заготовке дров на зиму. Когда парню стукнуло пятнадцать лет, он по заведенной в деревне традиции, ушел на заработки в люди.

В 1914 году началась война, и Сергея призвали в армию. Служить Ильюшина определили в команду по обслуживанию аэродрома и летательных аппаратов. Два с лишним года он занимался ремонтом и подготовкой самолетов к полетам. Особый интерес у будущего конструктора вызывали двигатели и система управления. Параллельно с исполнением служебных обязанностей Ильюшин прошел обучение в солдатской школе летчиков и получил удостоверение пилота.

Армия и авиация

Весной 1919 года Сергея призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Через пару месяцев его назначили командиром авиационного поезда. Такие поезда курсировали по разным направлениям и проводили техническое обслуживание самолетов, которые принимали участие в военных действиях. В 1921 году Ильюшин вернулся в Москву и поступил в институт инженеров Красного Воздушного флота. Будучи студентом, сконструировал и собрал планер, который назвал «Рабфаковец». Этот планер принимал участие в международных соревнованиях.

После окончания института Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет ВВС. В этом комитете формулировались технические требования к каждому типу самолетов. Через несколько лет Сергей Владимирович возглавил специальное конструкторское бюро. Первым изделием, созданным в КБ, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. На этой машине летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый мировой рекорд, который зарегистрировала Международная авиационная федерация.

Летающий танк

Незадолго до начала войны КБ Ильюшина приступила к испытаниям фронтового бомбардировщика ИЛ-2. Этот самолет-штурмовик в войсках прозвали «летающий танк». Из-за бюрократических проволочек штурмовик попал на фронт с небольшой задержкой. По данным статистики, этот самолет оказался самым массовым в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч экземпляров. Этот рекорд до сих пор не побит.

В мирное время КБ Ильюшина разрабатывала пассажирские самолеты. Легендарный ИЛ-14 несколько десятилетий использовался в Заполярье. Турбовинтовой ИЛ-18 стал первым дальнемагистральным лайнером на линиях внутри страны. Лайнер ИЛ-62 использовался на международных линиях. Сергей Владимирович Ильюшин оставил достойное наследие родной стране. Гениальный конструктор скончался в феврале 1977 года.

«Составление комплексных задач на основе конструктора Л.С. Илюшина к учебнику физики 7, 8 классы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №108» г. Перми

«Рассмотрено»

«Утверждаю»

на заседании ШМО учителей

Директор МАОУ «СОШ №108»

естественного цикла

Протокол № 1 от 12.09.2017

Е.А. Звегинцева

Руководитель ШМО

Е.А.Шипкина

Методическая тема «Составление комплексных задач на основе конструктора Л.С. Илюшина

к учебнику физики 7, 8 классы»

Составитель: учитель физики Шипкина Елена Александровна

учебные года

Введение

Скажи мне, и я забуду, покажи мне,

И я запомню, дай мне действовать самому,

и я научусь.

Древняя мудрость

Работая над методической темой «составление комплексных задач на основе конструктора Л.С.Илюшина к учебнику физика 7 класс», использовала следующий план работы:

  1. Обоснование выбора темы.

  1. Цели и задачи работы над темой.

  1. Разработка комплексных задач

  1. Апробация заданий на уроках физики.

  1. Предполагаемый результат и форма его представления.

  1. Литература.

1. Обоснование выбора темы.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС, изменяет общую модель образования: «в переходе от цели как усвоения ЗУН к цели «учись учиться»

  • этих условиях повышается значимость индивидуально — дифференцированного подхода в обучении как способа развития мышления обучающихся и роста учебной мотивации.

Существует целый ряд технологий индивидуально-дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Р.Гроот, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов), который применяется в практике школ.

  • нашей школе в 2016 учебном году прошли курсы, на которых методист ГАУ ДПО ИРО ПК Клинова М.Н. познакомила нас с приѐмами работы на уроке с помощью «Конструктора задач» Л.С.Илюшина с опорой на индивидуально-дифференцированного подход и с учѐтом данных психолого-педагогического исследования и педагогического наблюдения.

Комплексная задача — это один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования.

Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов. Комплексные задачи позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в совокупности умений и навыков, основанных на знаниях за счѐт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией.

Категория

Их краткая характеристика

учебных целей

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая

черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до

теорий.

Понимание

Преобразование материала из одной формы в другую,

интерпретация

материала

учеником, предположение о

дальнейшем ходе событий.

Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях

и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий,

законов, принципов, теорий.

Анализ

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно

выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление

взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получился новый

продукт. Сообщение, план действий, схемы.

Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала по четким

критериям. Критерии могут определяться самими учениками или

задаваться ими извне.

  1. Цели и задачи работы над темой:

Работая над комплексными задачами у учащихся формируются УУД. А именно:

  • Личностные УУД — формирование смысла образования ученика путѐм установления связи между мотивом изучения и конкретной целью, то есть желаемым результатом. В ситуационной задаче — это личностно — значимый познавательный вопрос.

  • Регулятивные УУД — действие по плану или алгоритму.

  • Познавательные УУД — а) общеучебные — метод ситуационного анализа; поиск и выделение необходимой информации; составление письменной или мыслительной модели; выбор эффективных способов и их реализация. В таких задачах они формируются при решении учебных целей: ознакомление, понимание, применение; б) логические (новшество) — переносим знания в новую жизненную, производственную и бытовую ситуацию.

    • ситуационной задаче они формируются при решении учебных целей: анализ, синтез,

оценка.

  • Коммуникативные УУД — учѐт позиций по изученным вопросам других учащихся; организация учебной коммуникации в познавательной деятельности; формирование умения самостоятельной оценки результатов учебной деятельности в группе.

Применение комплексных задач на уроках помогает решить следующие проблемы:

•мотивация учебной деятельности;

•актуализация предметных знаний и умений;

•интеграция знаний по различным предметам;

•интеграция школьных и внешкольных знаний;

•достижение метапредметных результатов;

•развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;

•»проблемное» планирование образовательного процесса;

•подготовка к профессиональному выбору;

• ориентация в ключевых проблемах современной жизни, умение активно и творчески пользоваться своими знаниями

Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек (ознакомление,

понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к усвоению знаний, причѐм усвоению не репродуктивному, а деятельностному. В Конструкторе задач, по моему мнению, заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся,

обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублѐнный. Название уровней мною взято у Г.К. Селевко.

Помогает учителю в конструировании заданий набор глаголов, причѐм для каждого компонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительным и интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

  1. Разработка комплексных задач

«Равнодействующая сил».

7 класс.

  • Вспомните на примерах сказок, литературных произведений ситуации, когда на тело действует несколько известных вам сил.

  • Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы представить ваш пример в виде схемы.

  • Начертите схему предложенной Вами ситуации.

  • Найдите в тексте параграфа 31 определение равнодействующей сил.

  • Найдите способ, позволяющий определить равнодействующую сил, если на тело действуют силы, направленные вдоль одной прямой, в одном направлении, если на тело действуют силы, направленные вдоль одной прямой, в противоположных направлениях? (запишите формулы, выполните чертёж).

  • Оцените значимость равнодействующей сил для решения физических задач.

Такие задания очень удобно оценивать –

«3» — 1,2,3

«4» — 3,4,5

«5» — 4,5,6.

4.Апробация заданий на уроках физики.

Рассмотрю применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока физики в 7-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход в обучении был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся был предложен единый текст учебника, с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту (им может быть и отдельный пункт параграфа) были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированности общеучебных умений.

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Вспомните на примерах сказок, литературных произведений ситуации, когда на тело действует несколько известных вам сил

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Вспомните на примерах сказок, литературных произведений ситуации, когда на тело действует несколько известных вам сил

Применение. Начертите схему предложенной Вами ситуации.

Задания для учащихся с углублѐнным уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Вспомните на примерах сказок, литературных произведений ситуации, когда на тело действует несколько известных вам сил

Применение. Начертите схему предложенной Вами ситуации.

Анализ. Найдите в тексте параграфа 31 определение Равнодействующей сил.

Синтез. Найдите способ, позволяющий определить равнодействующую сил, если на тело действуют силы, направленные вдоль одной прямой, в одном направлении, если на тело действуют силы, направленные вдоль одной прямой, в противоположных направлениях? (запишите формулы, выполните чертёж).

Оценка. Оцените значимость равнодействующей сил для решения физических задач.

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания. Учащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания. Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублѐнного уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.

  1. Какой предполагается результат и форма его представления.

Если в процессе обучения ученик проявляет интерес к учебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практика показывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вот личностные изменения будут налицо. Но для этого учебный процесс должен быть доступным для всех обучающихся. При разноуровневом обучении ученику предлагаются разные способы работы с информацией, и реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Эффективен ли Конструктор задач для индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися? Итоги сравнительной диагностики сформированности метапредметных (познавательных) умений на октябрь 2016-2017 учебного года и март 2017-2018 учебного года показали положительную динамику. Она проявилась в повышении процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических.

Таким образом, моя работа с использованием «Конструктора задач» Л.С.Илюшина

показала, что данные приѐмы работы можно применять и при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Но нужно отметить, что добиться большей результативности можно, если действовать в команде с другими учителями-предметниками, так как Конструктор задач – коллективный продукт, результат целенаправленных усилий всего школьного коллектива. На сегодняшний день могу точно утверждать, что элементы работы с конструктором внедряются в нашей школе и учителем биологии, который так же утверждает, что работа с учебником всегда западает, а этот ресурс позволяет эффективно решать такую проблему.

Кроме того, урок проходит в атмосфере погруженности в проблему, позволяет занять всех детей с учетом уровня их мотивации, дает возможность выбора заданий самим ученикам и приносит ощутимый результат – отмечено повышение процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических. Роль учителя сводится к тьюторству, самостоятельная работа учеников над новым материалом развивает навык самообразования. Учитель может построить свой ряд задач в зависимости от поставленных целей и на материале любого учебника, пособия или дополнительных источников.

В заключении хочу добавить, данная методика позволяет работать в рамках нескольких технологий: развитие критического мышления, дифференциация, технология группового

обучения, проблемное обучение, кейс-технология. При небольшом опыте подготовка к уроку занимает 10-15 минут, что тоже немаловажно при современной загруженности учителя. Я работаю с этим конструктором около двух лет и проводил мастер-класс для учителей школы. Задача учителя быть «в ногу со временем». «Сложно», — скажете Вы. Сложно, не спорю. Но учитель – это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Использованная литература:

  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-мето-дическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008 – 96 с.

  1. Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кн. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учите-лей средних школ / Сост. О. Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес-пресса», 2006

– 160 с.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под. ред. А. Г. Асмолова. – Просвещение, 2010 – 159 с.

Приложение 1

Конструктор задач Илюшина

«Конструктор задач» предполагает возможность оперативного конструирования

комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных

предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи

обеспечивает полноту еѐ дидактического наполнения по критерию таксономии познавательных

целей.

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

38.Оцените значимость…

для…

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Приложение 2

Смысловое чтение по теме

«Равнодействующая сил».

7 класс.

Инструкция к работе. Ознакомьтесь с информацией параграфа 31 учебника А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс» и выполните приведённые ниже задания. Работу необходимо выполнить в тетради.

1.Вспомните на примерах сказок, литературных произведений ситуации, когда на тело действует несколько известных вам сил.

2.Обсудите с соседом по парте этапы, необходимые для того, чтобы представить ваш пример в виде схемы.

3. Начертите схему предложенной Вами ситуации.

4. Найдите в тексте параграфа 31 определение равнодействующей сил.

5. Найдите способ, позволяющий определить равнодействующую сил, если на тело действуют силы, направленные вдоль одной прямой, в одном направлении, если на тело действуют силы, направленные вдоль одной прямой, в противоположных направлениях? (запишите формулы, выполните чертёж).

6.Оцените значимость равнодействующей сил для решения физических задач.

Приложение 3

Смысловое чтение по теме «Ток в металлах»

Инструкция к работе. Ознакомьтесь с информацией параграфа 33 учебника А.В.Пёрышкина Физика 8 класса и выполните приведённые ниже задания. Работу необходимо выполнить в тетради.

  1. Вспомните и запишите внутреннее строение металлов в твёрдом состоянии.

  2. Объясните причины того, что в обычном состоянии металлы электрически нейтральны

  3. Сделайте эскиз, рисунок, схему внутреннего строения металла.

  4. Найдите в тексте параграфа информацию о том, какие частицы обеспечивают электрический ток в металлах.

  5. Оцените скорость распространения электрического поля в проводнике, скорость движения электронов под действием поля.

  6. Проведите аналогию тока в проводнике с другим физическим явлением

ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА статья по литературе на тему

ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА

В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Вениаминова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы

Яковлева Юлия Вячеславовна, учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 им. А.С. Пушкина» города Волжска Республики Марий Эл

/ Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: современные парадигмы общего и дополнительного образования: Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2017./

Аннотация. В статье показан конкретный опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися. Даются примеры составления заданий по истории и литературе с использованием опорных глаголов для каждого компонента познавательной деятельности (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) на уроке с индивидуальным опросом и при групповой форме работы.

Метапредметный подход, заложенный в принципах нового ФГОС, изменяет общую модель образования: «в переходе от цели как усвоения ЗУН к цели «учись учиться»

В этих условиях повышается значимость индивидуально — дифференцированного подхода в обучении как способа развития мышления обучающихся и роста учебной мотивации.

Существует целый ряд технологий индивидуально-дифференцированного обучения (А.С. Границкая, Р.Гроот, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов), который применяется в практике школ.

В нашей школе с 2015-2016 учебного года проходит апробация приёмов работы на уроке с помощью «Конструктора задач» Л.С.Илюшина с опорой на индивидуально-дифференцированного подход и с учётом данных психолого-педагогического исследования и педагогического наблюдения.

Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) , которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к усвоению знаний, причём усвоению не репродуктивному, а деятельностному. В Конструкторе задач, по нашему мнению, заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый. Название уровней нами взято у Г.К. Селевко.

Помогает учителю в конструировании заданий набор глаголов, причём для каждого компонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительным и интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Рассмотрим применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока истории в 5-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход в обучении был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся был предложен единый текст «Из летописи Тутмоса 3, высеченный на стене храма Амона в Фивах» по разделу «Древний Египет», с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту (им может быть и отдельный пункт параграфа, и переработанный учителем текст энциклопедии) были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированности общеучебных умений.

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? Приведите пример из текста. Кому приносили награбленное?

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Задания для учащихся с углублённым уровнем.

Ознакомление. Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Анализ. Выявите принципы, лежащие в основе распределения завоеванного имущества.

Синтез. По пыльным дорогам в Египет гонят огромные стада овец, быков, коней, везут награбленное золото, ткани, черное дерево, но какова главная добыча воинов? Почему?

Оценка. Какой характер носили войны?

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания. Учащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания. Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублённого уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.

Если в процессе обучения ученик проявляет интерес к учебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практика показывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вот личностные изменения будут налицо. Но для этого учебный процесс должен быть доступным для всех обучающихся. При разноуровневом обучении ученику предлагаются разные способы работы с информацией, и реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся.

Приведём пример урока литературы по теме «Слово Пушкина» в 5 классе, на котором задания для обучающихся также составлялись с применением Конструктора задач Л.С. Илюшина.

Класс был поделен на группы, исходя из результатов психолого-педагогических диагностик: учащиеся с базовым уровнем (1группа), учащиеся с продвинутым уровнем (2 группа), учащиеся с углублённым уровнем (3 группа). Соответственно и задания группам были составлены разной степени сложности.

Задание 1. Какая картина, на ваш взгляд, созвучна настроению стихотворения Пушкина «Осень». Какие строчки стихотворения наиболее ярко это показывают, перекликаясь с образами картины?

Это задание для 1 группы, они также получили следующий алгоритм ответа: Среди представленных репродукций картин мы выбрали (автор, название). Эта картина, как нам кажется, созвучна настроению стихотворения (автор, название). А строчки из стихотворения (назвать эти строчки) наиболее ярко это показывают, перекликаясь с образами картины.

Учащиеся данной группы работали с ноутбуками, где была заранее размещена презентация с репродукциями русских художников на тему «Осень».

Задание 2. Найдите значения выделенных курсивом слов в толковом словаре. Что они обозначают в данном стихотворении? Очей очарованье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.

Это задание для 2 группы. Учащиеся данной группы работали с толковыми словарями и с текстом стихотворения.

Задание 3. Найдите рифмы в стихотворении, запишите их. Как они расположены?

Это задание также для 2 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задание 4. Какие выразительные слова подбирает поэт к следующим образам: осень, лес, зима? Что мы видим, слышим, чувствуем благодаря выразительным средствам?

Это задание для 3 группы. Учащиеся работали с текстом стихотворения.

Задания для групп составлялись с учётом рекомендаций действий учащихся на каждом этапе познавательной деятельности.

На этапе ознакомления и понимания учащиеся с базовым уровнем распознавали и доказывали.

Учащиеся с продвинутым уровнем интерпретировали и отбирали, решали новую задачу, опираясь на уже знакомые знания.

Учащиеся с углублённым уровнем анализировали и сопоставляли.

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Эффективен ли Конструктор задач для индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися? Итоги сравнительной диагностики сформированности метапредметных (познавательных) умений на октябрь 2015-2016 учебного года и март 2016-2017 учебного года показали положительную динамику. Она проявилась в повышении процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических.

Таким образом, апробация «Конструктора задач» Л.С.Илюшина показала, что данные приёмы работы можно использовать и при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Но нужно отметить, что добиться большей результативности можно, если действовать в команде с другими учителями-предметниками, так как Конструктор задач – коллективный продукт, результат целенаправленных усилий всего школьного коллектива.

Библиографический список

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков
  2. Илюшин Л.С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока // Школьные технологии. — 2013. — № 1.
  3. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост. Слобожанинов Ю.В. – Киров, 2012. – 72 с.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

Известный авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин родился в 1894 году в деревне Дилялево в Вологодской губернии в семье крестьян Владимира и Анны Ильюшиных. В семье было 9 детей, двое из которых умерло в детстве. Сергей был самым младшим.

Из воспоминаний Ильюшина — читать он научился самостоятельно в 6 лет. Правда из книг в семье были только «Ветхий Завет» и «Новый Завет». В 8 лет пошёл в школу, находившуюся в соседнем селе в 2,5 км от родной деревни. На весь класс был всего 1 учебник по русскому языку, также учили арифметику, географию и Закон Божий.

В 15 лет впервые ушёл из дома на заработки: был землекопом, разнорабочим на фабрике, косарем, чистил канавы. В 1910 году в Петербурге нанялся землекопом на ипподром, который нужно было подготовить для первой в России международной авиационной недели. Там он выравнивал поле, таскал ящики и помогал собирать детали аэропланов. Там он впервые увидел русских первопроходцев-авиаторов, и у подростка появилась любовь к авиации.

Позже Сергей Владимирович вновь занимался черновой работой, пока в 1914 году не был призван в армию. Большую роль в его службе сыграла грамотность, Сергея Ильюшина оценило начальство, и он стал служить писарем в управлении. А когда пришёл запрос на 7 человек для службы в авиации он по собственному желанию был переведён в Петербург на Комендантский аэродром, где служил помощником моториста, а потом и самим авиационным мотористом.

В 1917 году окончил школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба и стал полноправным пилотом.

Но уже в 1918 году его летную команду распустили из-за нехватки самолётов, и Ильюшину пришлось возвратиться домой.

В 1918 году вступил в Коммунистическую партию, и ему было поручено налаживать работу национализированных мельниц, маслобоен, лесопилок по Вологодской области.

В 1919 году вступил в Красную Армию, где его назначили авиамехаником на авиаремонтный поезд, который обслуживал ремонт авиационной техники Северного фронта. Его несколько раз повышали в должностях за ответственную работу, и к 1921 году Ильюшин дослужился до начальника авиационного поезда, колесившего по Кавказскому фронту.

В сентябре 1921 года Сергей Владимирович сдал экзамены и был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Вместе с учёбой занимался в кружке планеристов, и его 4 модель планера в 1925 году заняла в Германии первое место по продолжительности полёта.

В 1926 году Ильюшин получает диплом, и ему присваивают звание военного инженера-механика Воздушного Флота. В течение пяти лет работает в Научно-техническом комитете Военно-Воздушных Сил. Работа Ильюшину нравилась, но он мечтал начать самостоятельную конструкторскую деятельность.

Так в 1931 году Ильюшина по его просьбе назначили руководителем конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).

Именно по настоянию Сергея Владимировича для облегчения работы над новыми самолётами конструкторское бюро ЦАГИ разделили на 2 подразделения: Центральное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, которым руководил Ильюшин, и занималось лёгким самолётостроением; и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов, которым руководил Андрей Николаевич Туполев.

По воспоминаниям современников Сергей Владимирович Ильюшин был тактичным, скромным и простым в общении человеком. У него была способность увлекать идеей и заражать энтузиазмом своих сотрудников, с которыми работал и общался всегда на равных. Атмосфера в его коллективе была дружелюбная, творческая — его сотрудники не уходили в другие бюро, даже если им предлагали лучшие материальные условия.

Сергеем Владимировичем, а также под его руководством было разработано множество самолётов, в том числе военных, таких как штурмовик Ил-2 (в годы войны было выпущено более 36 тысяч самолётов) или бомбардировщик Ил-4 (с 1939 по 1945 гг. выпущено более 5 тысяч самолётов).

Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом в истории авиации

В послевоенные годы Сергей Ильюшин трудился над пассажирскими самолётами, например, Ил-14 на 36 пассажиров, с 1953 по 1959 годы было произведено более 1 тысячи (последний самолёт сняли с полётов аж в 2005 г.); Ил-18 на 120 пассажиров с 1957 по 1985 годы было произведено более 700 самолётов; и последний спроектированный самолёт Ил-62 на 186 пассажиров с 1966 по 1995 годы было произведено 289 самолётов.

В 1970 году Сергей Ильюшин по состоянию здоровья сложил с себя полномочия руководителя конструкторского бюро, но до самой смерти оставался консультантом.

Скончался великий советский авиаконструктор 9 февраля 1977 года в Москве.

Сергей Владимирович Ильюшин является абсолютным рекордсменом по получению Сталинских премий 1 и 2 степени — он получил целых 7 премий! Во время войны все деньги, полученные от премий (а это по 50 и 100 тысяч рублей за премию), вносил в Госбанк на нужды армии.

Также Ильюшин являлся обладателем Ленинской премии, 8 орденов Ленина, трижды получил звание Героя Социалистического Труда, орден Октябрьской Революции, 2 ордена Красного Знамени и множества других орденов и медалей.