Рыцарский орден Сантьяго

Содержание

Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Этого хочет Бог!

Крестоносцы — европейские рыцари-участники восьми (девяти) крестовых походов на Святую землю (современная Сирия и Палестина), происходивших с 1095 по 1291 гг. В более широком смысле под крестоносцами понимается все войска, участвующие в данных походах, а не только рыцари.

Свое наименование (буквально — «несущие кресты») участники военных походов на Святую землю получили за то, что нашивали на свою одежду матерчатые кресты для того, чтобы лишний раз подчеркнуть свою христианскую веру.

История

Клермонский собор

Начало Крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову — место в раю.

Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что Крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» (лат. «Бог того хочет!» или «Этого хочет Бог!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.

1-й Крестовый поход

Схема 1-го Крестового похода.

Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Пётра Пустынника и Готье Неимущего, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники: они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.

Сам Первый Крестовый поход начался в 1096 г. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады.

Франкский воин (слева) и лучник из сирийских христиан, 1-й Крестовый поход.

Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню — копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099 г., после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.

2-й Крестовый поход

Когда в 1144 г. Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138 — 1152 гг.) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137 — 1180 гг.) предпринять новый Крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 г. специальную буллу о Крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод королю Сицилии Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.

3-й Крестовый поход

Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах ад-Дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. Третий Крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152 — 1190 гг.), французский король Филипп II Август (правил в 1180 — 1223 гг.) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189 — 1199 гг.). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.

Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем Крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акку и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и долговременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 г. Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489 г.

4-й Крестовый поход

В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» — первой пространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план — использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину — был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на христианский Задар и основательно его разграбила, в том числе находящиеся в нем христианские храмы.

После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204 г. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г., империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Крестовый поход детей

  • См. основную статью: Дети-крестоносцы

Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) в 1212 г. прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.

Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 000), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить Крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле имеется в виду движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

5-й Крестовый поход

На 4-м Латеранском соборе в 1215 г. папа Иннокентий III объявил новый Крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения Четвертого похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217 г., его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218 г., когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 г. крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

6-й Крестовый поход

Этот Крестовый поход, иногда его называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акки. В 1229 г. Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 г. город был вновь завоеван мусульманами.

7-й Крестовый поход

Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

8-й Крестовый поход

Не вняв предостережениям советников, Людовик IX в 1270 г. вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля. С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акку в 1291 г. Однако в Средние века понятие «Крестовый поход» и крестоносцы применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте — продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.

Итоги Крестовых походов

Хотя Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Организация

Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена — рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в Крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в XII — XIII веках по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.

Доспехи

Традиционная концепция неизменно упоминает об ужасающе тяжелом оборонительном снаряжении и оружии крестоносцев, в противовес «легкому и подвижному» противнику, однако это не соответствует истине, тем более в Первом Крестовом походе.

Участники Первого крестового похода, 1095 — 1099 гг.: лотарингский рыцарь (слева) и норманнский воин из Южной Италии.

Европейский доспех начала II тысячелетия обычно представлял собой платье из кожи или материи, покрытое для прочности чешуйками, бляхами, кружками из железа, нашивавшимися особым образом. Броня из дубленой кожи называлась»кюри» (cuirie), от cuir — кожа. Панцирь из железных блях — cotte maclee. Известен так называемый сетчатый панцирь, представлявший собой сеть тонких кожаных ремней, наложенную на платье из кожи или толстой материи. Пересечения этих ремней закреплялись гвоздиками с большими выпуклыми шляпками.

В XI столетии кроме этих двух видов панциря появляются и два других. Изображение их сохранилось на коврах в Байо, где мы видим норманнов в таком вооружении. Это кольчатый и чешуйчатый панцири. В первом случае железные кольца нашивались на кожу рядами, во втором кольца нашивались, перекрывая часть соседнего. Усовершенствованный вид последнего панциря представляют брони и кольчуга — главнейшие доспехи рыцарей до половины Средних веков, когда стали делать сплошные железные доспехи. Броня — все на ту же кожаную основу нашиваются ряды железных колец, нанизанные на ремни; каждое кольцо покрывает часть соседнего. Кольца крепко пришиваются к основе.

Кольчуга состоит из железных колец, скрепленных разными способами между собой. Основа отсутствует. Существует теория (ее, в частности, придерживается и П. П. фон Винклер, видный историк конца XIX века), что кольчуга имеет чисто восточное происхождение и появляется в Европе только в результате Крестовых походов, не ранее XII века. Русский же историк второй половины XX века утверждает, что на самом деле кольчугу в Европе знали и изготовляли еще со времен античности и на протяжении всего первого тысячелетия нашей эры.

В XI веке лорика — это уже не просто обшитая металлическими бляхами суконная или кожаная куртка, а настоящая железная кольчуга длиной до самых колен, с рукавами и капюшоном. Это элитарный и дорогой вид воинской одежды. Не слишком пока еще распространенный — пластинчатый и чешуйчатый панцири не только дешевле, но и надежнее. Под кольчугой обычно носился гамбизон — толстое стеганное платье. Кроме того, кольчуге требовалась дополнительная защита, которой стали большие миндалевидные щиты. Деревянные, обтянутые обычно толстой бычьей кожей и усиленные железным навершием — умбоном. Особенно коварной деталью была кожа, упругая, плотная, гасящая удар, и часто намертво схватывающая пробившее ее оружие. С XI века хауберк — кольчуга, снабженная рукавами, рукавицами, капюшоном и чулками, действительно начинает входить в моду. Французы называли ее halberc, hauberc, haubert — скорее всего от германского halsberg, то есть «прикрывающий шею».

Шлемы до XI века по большей части делались из меди. Обычным был клепанный, куполообразный шлем, с заостренным верхом, без забрала, изобретенного позже, с широким наносником (норманнский шлем). К шлему прикреплялось покрывало, ниспадавшее на спину, назначение которого было предохранить шлем от солнечных лучей, а также и несколько ослабить силу удара.

Конская броня появилась в XII веке, будучи пока еще только плотной матерчатой или войлочной попоной. Железо, начиная с кольчуги, стало защищать лошадь уже в XIII веке. Сама идея бронирования лошади пришла в Европу с Востока — из мусульманских стран или от татаро-монголов — через посредство Руси.

Одежда

В первых Крестовых походах сформировался институт геральдики, долгие века игравшей в Европе важную роль. Это особый вид языка наглядных символов — языка международного, ставшего особенно необходимым в условиях Крестового похода, в который пускались жители разных стран. Геральдика помогала избежать проблемы Вавилонского столпотворения и всегда находить «своих». А уж ориентироваться среди боя без систематизированной эмблематики было бы практически невозможно, ведь одеты и экипированы все были по разному, кто как мог себе позволить. И что же можно было увидеть в сутолоке сражения, среди толпы исступленных людей, взбешенных, мечущихся лошадей, мелькания и блеска оружия — пожалуй, легче всего было увидеть знамена, особые значки и, конечно же, щиты, на поверхность которых было очень удобно нанести определенный герб — полосу, крест, иное подходящее изображение. Вообще, обычно чем древнее, тем более просты элементы герба.

Крестоносцы, рыцари и простолюдины, носили на своей одежде, в знак идейного союза, нашитый матерчатый крест. Значительное число рыцарей изображало разного вида кресты и на своих щитах. Так этот символ стал одним из самых распространенных геральдических знаков. Почти все гербы семей и городов Западной Европы, несущие в себе крест, происходят от эпохи Крестовых походов.

Орден Сантьяго

У этого термина существуют и другие значения, см. Сантьяго (значения). Знак ордена, XVII век Крест Ордена Св. Иакова

Орден Сантьяго (исп. Orden Militar de Santiago), точное название Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского — католический военный орден, основанный в Испании около 1160 года. Назван в честь святого — покровителя Испании. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании. В 1290 году от кастильского отделился португальский орден Сантьяго.

История

Орден возник около 1160 года для защиты паломников в Компостелу. Место возникновения оспаривается городами Леон (в одноимённом королевстве XII века) и Куэнка в Кастилии. Орден возник в обоих королевствах, однако соперничавшие короли Кастилии и Леона, каждый из которых желал поселить орден в своих владениях, примерно одновременно выдали им взаимно противоречащие хартии. Только в 1230 году Фердинанд III Кастильский, объединивший два королевства, разрешил эту проблему, «посадив» орден в Куэнке. Именно там восседал магистр ордена, проходили годовое послушание кандидаты в рыцари, и хранились архивы ордена (в 1689 году переведённые в Мадрид).

Первый устав ордена был утверждён кардиналом Хасинто — будущим папой Целестином III. В отличие от современного Ордена Калатравы, принявшего строгий бенедиктинский устав, орден Сантьяго действовал по более мягкому уставу августинцев. В XII веке орден совмещал и чисто монашеские обязанности (сопровождение и устройство на ночлег паломников, см.: госпитальеры), и — в меньшей степени — военные, связанные с охраной паломников и собственных владений. Тем не менее, существенная часть членов ордена изначально имела право на законный брак, подтверждённое папой.

Диего Веласкес. Автопортрет в орденских одеждах, 1656. По легенде, крест на портрете нарисовал сам король Филипп IV, который произвёл художника в рыцари в 1659

Благодаря этой вольности орден быстро рос, вскоре превзойдя в численности старшие ордена Калатравы и Алькантара (они освободились от целибата только в конце средневековья); в период расцвета, владения ордена Сантьяго превосходили вместе взятые владения упомянутых орденов. Только в Испании орден владел 83 командорствами, двумя городами, 178 деревнями, пятью монастырями. Орден мог выставить в поле 400 рыцарей и тысячу пехотинцев.

Орден Сантьяго, наравне с другими испанскими и португальскими орденами, принимал участие в войнах с мусульманами (см.: Реконкиста) и крестовых походах. Морские походы ордена, требовавшие гребцов на галеры, породили своеобразный обычай, просуществовавший до XVIII века: кандидаты в рыцари должны были отслужить полгода гребцами; большинство, однако, предпочитало откупаться от этой повинности. Кандидаты в члены ордена должны были подтвердить благородство происхождения всех своих дедов и бабок; на деле, дворянство отца было достаточным условием.

Орденом управлял магистр, которому помогал Совет Тринадцати, имевший право низложить магистра в исключительных обстоятельствах. В 1160—1499 годах сменилось 40 магистров (среди них принцы Кастильского дома), причём весь XV век прошёл в борьбе королевских домов Арагона и Кастилии за влияние на ордена. В 1499 году Фердинанд Католик, договорившись с папой, возложил руководство орденом на себя, а в 1522 году три больших военных ордена официально перешли под управление короля Кастилии (или даже королевы, если бы на престол взошла женщина). Карл V Габсбург учредил особое министерство для управления делами орденов.

Орден Сантьяго, в отличие от расформированного в XIX веке ордена Калатравы, действует по сей день; в 1931 году, году испанской революции, в нём было 30 рыцарей (в том числе наследник престола и члены королевской семьи) и 35 послушников. Орден пережил революцию и режим Франко; в 2008 году главным командором ордена является король Испании Фелипе VI, вступивший в орден в 1986 году.

Некоторые члены ордена

  • Эрнан Кортес (1485—1547) — испанский конкистадор, завоеватель Мексики.
  • Грегорио Лопеш (1490—1550) — португальский художник, один из наиболее выдающихся живописцев эпохи Возрождения в Португалии.
  • Хуан Франсиско де ла Бодега-и-Куадра (1744—1794) — испанский мореплаватель, исследователь северо-западного побережья Америки.
  • Жоржи Амаду (1912—2001) — бразильский писатель.
  • Бернардино де Ребольедо (1597—1676) — испанский военный и дипломатический деятель, поэт, теоретик искусства.

Ссылки

  • Католическая энциклопедия, 1911 (англ.)
  • Guy Stair Sainty. The Military Order of Santiago (англ.)

САНТЬЯГО, ОРДЕН (исп. Orden Militar de Santiago)

Испанский духовно-рыцарский орден, созданный около 1160 г. Полное название ордена — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского, присвоено в честь святого покровителя Испании.

Целью ордена была защита паломников, направляющихся в Компостелу. Место создания ордена доподлинно неизвестно, за право называться родиной ордена Сантьяго соперничают Кастилия и Леон. Устав ордена был составлен по примеру устава августинцев. Орден состоял из рыцарей-мирян и духовных лиц, таким образом, реализовывались не только монашеские обязанности, но и обеспечивалась безопасность орденских земель и паломников. Владения ордена были весьма обширны и располагались в центральной Кастилии, Эстремадуре, Леоне, Астурии и Галисии, имел недвижимую собственность в Португалии, Арагоне, Франции, Англии, Ломбардии, Риме и Антиохии. Численность членов ордена быстро росла, в периоды расцвета в нем насчитывалось несколько сотен рыцарей. Орден Сантьяго принимал активное участие в Реконкисте и Крестовых походах. Во время войны с Гранадой рыцари Сантьяго принимали участие практически во всех боях с маврами.

Главой ордена был магистр, который избирался Советом Тринадцати. Кроме того, в управлении орденом участвовали приоры, руководившие братьями, а также постоялыми дворами для паломников и больных. Командоры руководили филиалами ордена. В 1499 г. руководство орденом заполучил Фердинанд II Арагонский. В 1525 г. при Карле V Габсбурге орден Сантьяго, как и многие другие духовно-рыцарские ордена, был предан в управление специального органа, ведающего орденами.

Орден Сантьяго существует и по сей день, его рыцарями являются наследники короны и члены королевской семьи.

Символом ордена является крест в виде меча.

Иллюстрация:

Крест Ордена Св. Иакова.

Автор статьи: Медведь А.О.

Награды Испании

Король Испании Хуан Карлос Первый (справа) со знаком Ордена Золотого Руна (на красной шейной ленте) и звёздами испанских орденов Военных заслуг, Военно-морских заслуг, Военно-авиационных заслуг (все три — высшей степени, белого дивизиона) и ордена Карлоса III.

Награды Испании — совокупность наград, входящих или ранее входивших в наградную систему Испании. Основу наградной системы Испании составляют ордена. История испанских орденов отличается от истории орденов в России. Она начиналась с военизированных духовно-рыцарских орденов, которые постепенно преобразовывались в почётные корпорации. В дальнейшем к ним добавлялись ордена изначально светского характера.

За исключением недолгих периодов Наполеоновского вторжения (1808—1814, см. Пиренейские войны) когда королём Испании был назначен (фактически именно так) брат Наполеона, Жозеф Бонапарт, некоторых краткосрочных неурядиц 19 века, и (Второй) Испанской республики (1931—1939), Испания всегда оставалась либо монархией (которой является и сегодня) либо правой диктатурой (франкизм), благодаря чему её система орденов, как и её аристократия и церковь имеют, в определённом смысле, сплошную преемственность.

Духовно-Рыцарские ордены Испании

Были созданы в процессе Реконкисты. Претерпев многочисленные изменения и подвергнувшись секуляризации, четыре из них существуют до сих пор. Информация о них приведена в соответствующей статье.

Светские ордена Испании

Первый испанский изначально светский орден — орден Золотого руна, являлся (и является до сих пор) династической наградой испанского королевского дома.

Впоследствии к нему добавились многочисленные более современные по времени создания ордена.

Также следует упомянуть, что Жозеф Бонапарт и республиканское правительство также производили награждения — специально учреждёнными орденами.

Ниже приводится список орденов.

Династический орден (существующий)

Знак Орден Основан Примечание
Орден Золотого руна 1430 (герцогство Бургундия) Помимо испанской ветви ордена, имеется также австрийская.

Ордена (существующие)

Учреждённые до правления Хуана Карлоса.

Знак Орден Основан Примечание
Орден Карлоса III 1771 Высший гражданский орден.
Орден Королевы Марии Луизы 1792 Женский орден. Не вручается. Формально не упразднён.
Орден Святого Фердинанда (Королевский и военный орден Сан-Фернандо) 1811 Высшая награда за доблесть в бою.
Орден Святого Эрменегильдо (Королевский и военный орден Сан-Эрменегильдо) 1814 Военная награда.
Орден Изабеллы Католической 1815 Гражданский орден.
Крест Военных заслуг 1864 Военная награда, статус которой многократно менялся. В настоящее время имеет 2 степени и четыре разновидности (дивизиона).
Крест Морских заслуг 1864 Аналогично
Орден Альфонса X Мудрого 1902 Награда в области науки и искусства
Орден Гражданских заслуг 1926
Орден Заслуг полиции 1943
Орден Сиснероса 1944 Орден, популярный во времена Франко. Не вручается. Формально не упразднён.
Орден Святого Раймунда Пеньяфортского 1944 Награда предназначена для судей и юристов и названа в честь их святого покровителя.
Крест Военно-Воздушных заслуг 1945 Военная награда, статус которой многократно менялся. В настоящее время имеет 2 степени и четыре разновидности (дивизиона).
Гражданский орден почтовых заслуг (исп.) 1960

Ордена, учреждённые в годы правления Хуана Карлоса (1975—2014).

Знак Орден Основан Примечание
Гражданский орден Здоровья Учреждён в 1838 году как Эпидемический крест, в 1983 году переделан в орден. Награда в сфере здравоохранения.
Орден заслуг гражданской гвардии (исп.) 1976 Награда вручается военнослужащим Гражданской гвардии.
Орден Гражданский орден заслуг в области защиты окружающей среды (исп.) 1982
Орден Конституционных заслуг (исп.) 1988
Королевский орден Гражданского признания для жертв терроризма 1999 Вручается раненым в результате терактов а также посмертно.
Орден заслуг в области сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (исп.) 1987
Гражданский орден общественной солидарности (исп.) 1989 Вручается за заслуги в социальной сфере.
Орден заслуг при реализации национального плана по борьбе с наркотиками (исп.) 1995 Орден вручается за противодействие наркопреступности.
Гражданский орден заслуг в области телекоммуникаций и информационного общества (исп.) 1997
Орден искусств и литературы Испании (исп.) 2008
Королевский орден спортивных заслуг (исп.) 2009

Некоторые упразднённые ордена

Знак Орден Основан Примечание
Гражданский орден Благотворительности 1856
Гражданский орден Марии Виктории 1871
Военный орден Марии-Кристины 1890 Упразднён в 1931 году, в 1937 году заменён на Военный крест.
Военно-морской орден Марии-Кристины 1890
Гражданский орден Альфонса XII 1902
Имперский орден Ярма и Стрел 1937—1976 Главная награда франкистской Испании.
Гражданский орден Африки (исп.) 1933—1939 (республиканский), 1950—1977 (франкистский). Имел шесть степеней.

Орден Жозефа Бонапарта (короля Хосе)

Знак Орден Основан Примечание
Королевский орден Испании 1808—1813

Награды (Второй) испанской республики

Знак Орден Основан Примечание
Орден Республики 1932—1937
Мадридский знак (исп. Placa Laureada de Madrid) 1937—1939 Республиканский аналог ордена Сан-Фернандо, награждения которым производились Франко.

Колониальные награды

Знак Орден Основан Примечание
Орден Медауйя
(исп. Orden de la Medhauia)
1926—1956 колониальная награда Испанского Марокко

Кресты

Знак Крест Основан Примечание
Военный крест 1938 Награда за выдающиеся действия в бою
Крест За постоянство и службу 1958 Награда за беспорочную службу. Устав реформирован в 2002 году. В современном виде имеет три степени.
Крест Верности 2007 Награда для военных капелланов.
За Испанскую кампанию 2018— 2018

Награды автономных сообществ

Каждый регион — автономное сообщество Испании имеет право вручать собственные награды, как правило (хотя и не обязательно), носящие названия медалей. Их не следует путать с общегосударственными медалями, примеры которых приведены ниже.

Некоторые Медали

Золотая медаль Трудовых заслуг с бриллиантами Золотая медаль «За заслуги в изящных искусствах»

Военные

  • Армейская медаль (исп. Medalla del Ejército)
  • Военно-морская медаль (исп. Medalla Naval)
  • Военно-воздушная медаль (исп. Medalla Aérea)

Гражданские

  • Золотая медаль «За заслуги в изящных искусствах» (исп. Medalla de Oro al mérito en las Bellas Artes)
  • Заслуга Гражданской обороны (англ. Mérito de la Protección Civil)
  • Тюремная медаль (исп. Medalla Penitenciaria)
  • Трудовая медаль (исп. Medalla del Trabajo)
  • Туристическая заслуга (исп. Mérito Turístico)
  • Доноры крови (исп. Donantes de Sangre)

Военные (упразднённые)

  • Военная медаль (исп. Medalla Militar)
  • Медаль Страданий за Отечество(исп. Medalla de Sufrimientos por la Patria)
  • Медаль Мира в Марокко(исп. Medalla de la Paz de Marruecos)
  • Ифни-Сахарская медаль (исп. Medalla de Ifni-Sahara)
  • Сахарская медаль (исп. Medalla del Sahara)
  • Медаль «За Испанскую кампанию»
  • См. также Медаль «Голубая дивизия» которая вручалась испанским добровольцам руководством Третьего рейха.

Гражданские (упразднённые)

  • Медаль Спасения потерпевших кораблекрушение (исп. Medalla de Salvamento de Náufragos)
  • Медаль Старой гвардии (исп. Medalla de la Vieja Guardia)

Примечания

  1. Несмотря на существующую сегодня в России тенденцию строго разделять ордена как награды и рыцарские ордены, строго говоря, любой орден это почётная корпорация, тогда как то, что вручается награждённому является знаком ордена. Исключение составляют награды Советской России и стран соцлагеря, а также ряд более поздних, которые сводятся к орденскому знаку.
  2. Существует также вторая, австрийская ветвь ордена, династическая награда австрийских Габсбургов, ныне не занимающих престол, но продолжающих награждение орденом.
  3. 1 2 Отсортированы по времени учреждения.
  4. Все три — см. es:Medalla del Ejército, Naval y Aérea

Литература

  • Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года / Ил. художник В. Трофимов. — СПб.: Издательство «Дорваль» ТОО «Бриз» совместно с АО «Лига», 1993. — С. 52—54. — 196 с. — ISBN 5-8308-0042-x.

> Ссылки

Страны Европы: Награды

Независимые государства

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году. А в 1164 году, орден был официально закреплён папой Александром III. Cамо название «Калатрава» берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году. На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда, на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом. После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы, получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.

Позднее, после 1163 года влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.

В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость Калатраву в 1195 году. После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре. Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году. Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость. Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль. Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и Ависа.

В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть королевской знати и породить новые конфликты.