Пронит топливо характеристики

pravdoiskatel77

В 2012 году Ракетные войска стратегического назначения завершат программу перевооружения на ракетные комплексы «Тополь-М», заявил официальный представитель управления пресс-службы Минобороны по РВСН Вадим Коваль.В дальнейшем РВСН будут получать комплексы «Ярс».Комплекс «Тополь М» оснащен моноблочной ракетой РС-12М2, «Ярс» — ракетой РС-24, оснащенной несколькими ядерными блоками индивидуального наведения.Последним соединением, которое получит на вооружение «Тополь М», станет Татищевская ракетная дивизия Ракетных войск стратегического назначения.В боевом составе РВСН к концу 2012 года будут находиться 78 межконтинентальных баллистических ракет комплекса «Тополь-М» мобильного и шахтного базирования.
ВВС

Характеристики ракетного комплекса «Тополь-М»

«Тополь-М» — стратегический мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой.

© РИА Новости, Инфографика. Станислав Сырецких | Купить иллюстрацию

Ракетный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь» был разработан Московским институтом теплотехники в конце 1980-х-начале 1990-х гг. Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты «Тополь» с полигона Плесецк. Так, очередной запуск был совершен 3 ноября 2011 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) РС-12М «Тополь», 20 лет стоявшая на боевом дежурстве в РВСН, 3 нобяря успешно запущена с космодрома Плесецк (Архангельская область), сообщил официальный представитель Минобороны РФ полковник Вадим Коваль.

«С космодрома Плесецк в 10.45 мск проведен учебно-боевой пуск МБР РС-12М «Тополь». Пуск проведен совместными боевыми расчетами йошкар-олинского соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и Космических войск», — сказал он. Учебно-боевая часть ракеты с высокой точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка.
ria.ru

РС-24 Ярс — SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B

DIMMI
Создана: 02.12.2010 12:54:24
Изменена: 28.12.2011 13:39:43
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / РС-24 Ярс — SS-X-29 / SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B (2007 г.) /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Комплекс РС-24 «Ярс» / «Универсал» — SS-X-29
Комплекс РС-24 «Ярс», ракета 15Ж55М (ШПУ) и 15Ж67 (АПУ) — SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом теплотехники (МИТ) на базе МБР РТ-2ПМ2 / «Тополь-М», главный конструктор — Ю.Соломонов. Разработка МБР «Тополь-М» / РТ-2ПМ2 с использованием только российских технологий начата в марте 1992 г. Указ Президента России Б.Н.Ельцина о создании ракетного комплекса «Тополь-М» (с вариантами развития) вышел 27 февраля 1993 г. Первый испытательный пуск произведен 29 мая 2007 г. с мобильной пусковой установки на полигоне Плесецк. Комплекс принят в «опытно-боевую эксплуатацию» в РВСН в декабре 2009 г. В январе 2010 г. было заявлено, что государственные испытания комплекса завершатся до конца 2010 г., либо после 4-го и 5-го пусков. Ракеты комплекса производятся на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск). По сообщениям СМИ (2010 г.) ракеты РС-24 будут заменять на дежурстве МБР РС-18 и РС-20 по мере исчерпания их гарантийных сроков. С 2012 г. в серийном производстве планируется оставить только МБР РС-24 «Ярс». В 2011 г. планируется произвести 3 испытательных пуска МБР «Ярс» (сообщения СМИ от декабря 2010 г.).

Все данные по комплексу носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается. Индексы ракеты 15Ж55М или 15Ж67 — предположительные.
АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс» с МБР 15Ж67, 54-я Тейковская дивизия РВСН, 30.11.2011г. (http://militaryphotos.net).
АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс» с МБР 15Ж67, 54-я Тейковская дивизия РВСН, 22.09.2011г. (http://muxel.aero).
АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс» с МБР 15Ж67 на показе МБР журналистам в Тейковской дивизии РВСН, 22.09.2011г. (автор фото — Андрей Смирнов, http://www.epochtimes.ru).
АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс» с МБР 15Ж67 на показе МБР журналистам в Тейковской дивизии 22.09.2011г. (http://www.mil.ru).
Одна из версий — ракета РС-24 является вариантом ракеты 15Ж65 комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М» с платформой разведения боевых блоков нового типа. Ракета 15Ж65 разрабатывалась совместно МИТ и КБ «Южное» по решению ВПК СССР №323 от 09.09.1989 г. по теме НИР «Универсал» до конца 1991 г. в двух вариантах — ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО разрабатывалась МИТ (мобильный ракетный комплекс), а аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО разрабатывалась КБ «Южное» (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головной обтекатель ракеты вело КБ «Южное», разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ «Южное» готов к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ «Южное» С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ «Южное» в разработке ракеты. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ «Южное» в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г.
Развертывание комплексов «Ярс» начато в декабре 2009 г. после принятия комплекса РВСН для «опытно-боевого дежурства» в составе одного ракетного дивизиона полка Тейковской 54-й гвардейской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии РВСН (базирование — Красные Сосенки, 3 комплекса). 30 ноября 2010 г. главкоком РВСН генерал С.Каракаев заявил, что РВСН постепенно будут перевооружаться с мобильных комплексов с моноблочными ракетами «Тополь-М» на мобильные комплексы с ракетами с РГЧ ИН «Ярс». В декабре 2010 г. на вооружение Тейковской ракетной дивизии поступил второй дивизион комплексов «Ярс» (3 СПУ). 4 марта 2011 г. объявлено, что первый ракетный полк с МБР РС-24 «Ярс» заступил на боевое дежурство в РВСН в составе Тейковской дивизии. В состав полка Тейковской ракетной дивизии вошли 2 ракетных дивизиона МБР РС-24, поставленных в РВСН в 2009-2010 г.г. Всего в составе полка 6 комплексов РС-24. 6 июля 2011 г. в интервью СМИ Юрий Соломонов заявил, что по состоянию на июль 2011 г. отсутствует контракт по гособоронзаказу на 2011 г. на производство ракет «Ярс» и каких-либо других МБР. Ранее в СМИ заявлялось о завершении комплектования первого полка МБР «Ярс» и начале подготовки персонала второго полка МБР «Ярс» Тейковского ракетного соединения. 3 августа 2011 г. третий дивизион комплексов «Ярс» заступил на боевое дежурство в составе полка комплексов «Ярс» Тейковской ракетной дивизии. Таким образом сформирован первый штатный трехдивизионный полк МБР «Ярс». 27 сентября 2011 г. на сайте Минобороны России появилась информация о том, что до конца 2011 г. в тейковской дивизии РВСН на боевое дежурство заступит второй полк МБР «Ярс». И, наконец, 7 декабря 2011 г. в Тейковской ракетной дивизии на опытно-боевое дежурство поставлен второй ракетный полк комплексов «Ярс» в составе подвижного командного пункта полка и одного ракетного дивизиона. Ожидается постановка на боевое дежурство до конца 2011 г. еще одного дивизиона этого полка (2 или 3 АПУ ?). Полностью перевооружение полка на комплексы «Ярс» завершится в 2012 г. В 2012 г. начнутся работы по перевооружению на этот же комплекс Новосибирского и Козельского ракетных соединений. Причем в последнем из них развертывание комплексов «Ярс» будет осуществляться в шахтном варианте. В дальнейшем на ракетный комплекс «Ярс» планируется перевооружить еще ряд ракетных соединений.
19 декабря 2011 г. объявлено, что до конца 2012 г. один полк ракетной дивизии РВСН в Пашино (г.Новосибирск) будет перевооружен на МБР комплексов «Ярс».
Пусковая установка:
Ракета 15Ж67 (предположительно) — мобильная АПУ (автономная) 15У175М на многоосном шасси МЗКТ-79221 (г.Минск, серия с 2000 г.), аналогичная АПУ комплекса «Тополь-М». Возможно будет разработана модификация комплекса шахтного базирования. Топопривязка АПУ осуществляется в любой точке маршрута патрулирования автоматически с использованием инерциальной навигационной системы со спутниковой коррекцией. Предположительно, система топопривязки АПУ «Ярс» отличается от аналогичной системы АПУ МБР «Тополь-М». В состав оборудования АПУ входят:
— система навигации с комплексом пересчета полетных заданий для обеспечения пуска с любой точки маршрута патрулирования;
— комплекс средств связи, обеспечивающий гарантированный прием сигналов боевого управления от ВЗУ и передачу донесений о состоянии АПУ;
— комплект аппаратуры боевого управления пуском;
— систему автономного энергоснабжения (дизель-генератор);
— артиллерийская часть (стрела) для размещения ТПК и приведения его в готовность к пуску;
— соответствующая система гидравлики для обеспечения горизонтирования АПУ и подъема стрелы;
— соответствующее оборудование (система) для обеспечения необходимого температурно-влажностного режима (ТВР) в ТПК и отсеках наземной аппаратуры;
— наземная СУ (аппаратура подготовки, пуска и контроля состояния оборудования АПУ);
— система прицеливания;
Двигатели: разработка смесевого твердого топлива — ФГУП ФЦДТ «Союз» (НПО, г.Дзержинск)
.
1 ступень — РДТТ на смесевом топливе. Разработка двигателя — НПО «Искра» (г.Пермь), главный конструктор соплового блока (предположительно по аналогии с МБР «Тополь-М») Соколовский М.И. Возможно, топливо типа Т-9БК-8Э или аналогичное разработки НПО «Союз» (г.Дзержинск).
2 ступень — РДТТ на смесевом топливе, вероятно, с раздвижным сопловым насадком. Разработки, вероятно, МИТ. Возможно, топливо типа «Старт» или аналогичное НПО «Союз» (г.Дзержинск).
3 ступень — РДТТ на смесевом топливе, вероятно, с раздвижным сопловым насадком. Разработки, вероятно, МИТ. Возможно, топливо типа АП-65 или аналогичное НПО «Союз» (г.Дзержинск).
Есть вероятность того, что для сокращения времени активного участка траектории (АУТ) раздвижение сопловых насадков 2-й и 3-й ступеней происходит в «горячем» режиме продуктами работы двигателей ступеней. Подобная технология отрабатывалась в 1980-е годы КБ «Южное» (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса «Кречет» и других систем.
Платформа разведения боевых блоков — возможно, двигатель на монотопливе или РДТТ или несколько ЖРД малой тяги. В СМИ была информация об использовании «уникального двигателя с регулируемой тягой». Разработка заряда топлива — НПО «Союз» (г.Дзержинск).
Есть вероятность того, что на ступени разведения боевых блоков используется жидкостная монотопливная двигательная установка, аналогичная разработанной в конце 1980-х годов КБ «Южное» (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса «Кречет», МБР «Тополь-М» (блок разведения боевых ступеней варианта ракеты 15Ж65 КБ «Южное). Подобная ДУ обеспечивает два режима работы основного двигателя ступени с глубоким дросселированием (в 30 раз) камеры двигателя большой тяги, чем снижается газодинамическое воздействие на отделяемые боевые блоки. Построение порядков боевых блоков выполняется двигателем малой тяги по «тянущей» схеме.

Тип топлива — ПРОНИТ
Тяга двигателя большой тяги — 300 кг (в пустоте)
Тяга двигателя малой тяги — 3 / 6 кг (в пустоте)
ТТХ ракеты и комплекса:
Длина — 21,9 — 22.55 м (оценочно)
Длина без головной секции — 17 м
Длина 1-й ступени — 8.04 м
Диаметр корпуса — 1.81 / 1.86 м (по разным данным)
Диаметр 2-й и 3-й ступеней — 1.58 м (оценочно)
Масса стартовая — 46500-47200 кг (оценочно)
Масса забрасываемая — 1180-1250 кг (оценочно)
Дальность действия — до 11000-12000 км
КВО — 150 м (оценочно)
Время прохождения АУТ — 2.5-3.5 минуты (оценочно)
Гарантийный срок службы — не менее 10 лет
Типы БЧ:
— 3-4 РГЧ ИН мощностью по 150-300 кт;
— 6 РГЧ ИН единого типа (с БРПЛ «Булава») мощностью порядка 150 кт, предположительно и в перспективе.
— 6-10 РГЧ ИН мощностью по 150-300 кт — информация, муссировавшаяся в СМИ в 2007-2009 г.г. — вероятней всего не соответствует действительности.
— маневрирующий управляемый боевой блок (блоки) — в перспективе — возможно, ведутся разработки боевого блока аналогичного боевому блоку, разрабатывавшемуся в 1980-е годы НПО машиностроения по теме НИР «Альбатрос».
Комплекс средств преодоления (КСП) ПРО вероятно создан на базе КПС ПРО «Сура», который, в свою очередь, разработан с использованием наработок по НИР «Универсал» МИТ и КБ «Южное». В КСП включены активные и пассивные ложные цели, средства искажения характеристик ББ, возможно используются тяжелые ложные цели — имитаторы боевых блоков.
Организационная структура:
Ракетный дивизион включает в себя 3 СПУ комплекса и мобильный командный пункт на шасси МЗКТ.

Конструктивная противоторпедная защита

У этого термина существуют и другие значения, см. Противоторпедная защита.

Конструктивная противоторпедная защита корабля — специальные конструкции, предназначенные для обеспечения живучести корабля и его защиты от воздействия контактных и неконтактных взрывов торпед и мин, которые подразделяются на бортовую и днищевую.

Варианты конститутивной противоторпедной защиты

Английская система бортовой подводной защиты

На британских кораблях главную противоторпедную переборку составляла прямая и несколько разваленная обшивка. Буль образовывал широкий коффердам, служащий камерой взрыва, достигающей верхней кромки броневого пояса. К противоторпедному булю изнутри примыкал так называемый отсек плавучести (англ. buoyancy space), наполненный жидким топливом или пресной водой. Позади этого отсека располагался расширяющийся кверху бункер для жидкого топлива, защищённый лёгкой противоторпедной переборкой.

Американская система бортовой подводной защиты

Стандартная схема бронирования кораблей времён ПМВ. A — главный бронепояс, B — главная бронепалуба, C — карапасная бронепалуба, D — противоторпедная переборка

Американская «слоистая» система подводной защиты состояла из 4 тонких вертикальных переборок, накрытых сверху нижней противоосколочной палубой и деливших противоторпедный буль на 3 отсека. При взрыве торпеды внешний пустой отсек поглощал часть энергии взрыва, другая часть расходовалась на деформацию заполненных жидкостью отсеков, которые также улавливали все возникающие при взрыве осколки. Внутренний пустой отсек являлся последней преградой на пути затопления отделений энергетической установки и погребов боезапаса. Первое время считалось очень важным делать внешнюю обшивку и все противоторпедные переборки как можно тоньше для уменьшения размеров образующихся осколков.

Позже система получила широкое распространение, в том числе на крупных кораблях советского ВМФ. Она проектировалась исходно как часть корпуса, и потому не образовывала булей. Официальное советское название «Трёхкамерная система противоторпедной защиты». Три описанных отсека называются соответственно: камера расширения, камера поглощения, фильтрационная камера.

Итальянская система бортовой подводной защиты

Итальянская конструктивная подводная защита системы Пульезе была разработана итальянскими специалистами в период с 1921 по 1931 год. Натурные испытания системы Пульезе были проведены на специально переоборудованных танкерах «Бреннеро» и «Тарвисио». После завершения испытаний защитой Пульезе оборудовали проходившие модернизацию линейные корабли «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», и в дальнейшем оборудовали системой все вновь спроектированные крупные боевые корабли итальянского флота.

Конструктивная подводная защита системы Пульезе представляла собой два концентрических цилиндра, шедших в подводной части корабля на протяжении примерно 2/3 длины корпуса. Внутренний цилиндр диаметром 3 м изготовлялся из 7-мм стали повышенной сопротивляемости, содержался постоянно порожним и предназначался для поглощения энергии взрыва. Наружный цилиндр диаметром 5,48 м образовывали двойная обшивка борта толщиной от 10 до 15 мм и противоторпедная переборка толщиной от 28 до 40 мм. Пространство между цилиндрами (защитная камера) разделялось на 16 секций, заполнявшихся топливом и пресной водой, которые, по мере расходования, замещались забортной водой. Далее следовали две фильтрационные продольные переборки, одна толщиной 8—9 мм, а вторая — 7 мм. Ширина защиты на мидель-шпангоуте составляла 7,57 м с каждого борта.

Расчётная сопротивляемость подводному взрыву составляла 350 кг тротила, но на практике этого значения достичь не удалось из-за недостаточной прочности клёпаных соединений (в том числе в районе крепления внешней цилиндрической переборки к днищевым конструкциям). Помимо того, внутренний полый тонкостенный цилиндр показал прочность, значительно выше расчётной, в результате чего не происходила деформации цилиндра и энергия подводного взрыва цилиндром не поглощалась.. Затопление обширных полостей цилиндра при подводном взрыве также могло вызвать образования существенного крена.

Примечания

  1. 1 2 Титушкин С. И. Линейные корабли типа «Витторио Венето». — СПб.: Корабли и сражения, 1995. — С. 7
  2. 1 2 Титушкин С. И. Линейные корабли типа «Витторио Венето». — СПб.: Корабли и сражения, 1995. — С. 8

Комплекс противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК»

Торпеды сохраняют свое место в номенклатуре вооружений военно-морских сил различных стран, а также остаются основным вооружением большого количества подводных лодок. Ввиду роста характеристик, связанного с использованием новых технологий, торпеды последних моделей по-прежнему представляют большую опасность для подлодок и надводных кораблей, из-за чего тем требуются специальные средства защиты от такого вооружения. В настоящее время на вооружении военно-морского флота России состоит комплекс противоторпедной защиты «Пакет-НК», задачей которого является оборона кораблей и уничтожение вражеских торпед или подводных лодок. Также этот комплекс предлагается для экспортных поставок.
Первые работы в направлении создания перспективного комплекса противоторпедной защиты стартовали еще в середине восьмидесятых годов. К этому времени появился ряд важнейших технологий, позволявших начинать работы над новыми сложными проектами. К предварительным работам были привлечены несколько предприятий советской оборонной промышленности. В девяностых годах стартовала разработка новых проектов и проверка технологий в рамках различных испытаний. К примеру, в 1998 году состоялись первые успешные испытания, в ходе которых прототип антиторпеды успешно перехватил учебную торпеду.

По имеющимся данным, к работам в рамках проекта, получившего обозначение «Пакет-Э/НК», были привлечены несколько научно-исследовательских и конструкторских организаций. Так, средства поражения разрабатывались на конкурсной основе ЦНИИ «Гидроприбор» и ГНПП «Регион» при содействии НИИ Мортеплотехники. В конечном итоге, военные выбрали вариант проекта ГНПП «Регион», который в дальнейшем был доработан и пошел в серию. В настоящее время предприятие «Регион» входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Корвет «Стерегущий» использует комплекс «Пакет-Э/НК». Фото Militaryrussia.ru / Forums.airbase.ru
Проект «Пакет-Э/НК» преследовал две основные цели. Требовалось создать систему, способную дополнить существующие средства противолодочной обороны кораблей, а также выполнять задачи защиты корабля от торпедного вооружения противника. Такие требования оказали большое влияние на состав перспективного комплекса. Так, помимо пусковой установки и другого оборудования, устанавливаемого на базовом корабле, в состав системы «Пакет-Э/НК» вошли тепловая торпеда типа МТТ и антиторпеда М-15. Это оружие предназначается для решения разных боевых задач.
В силу определенных причин количество информации о комплексе «Пакет-Э/НК» до определенного времени оставляло желать лучшего, хотя макеты отдельных его элементов демонстрировались на выставках с середины прошлого десятилетия. Подробные сведения об этой системе появились только в последние несколько лет. Сейчас известно, что в 2010 году комплекс противоторпедной защиты был принят на вооружение военно-морского флота. В дальнейшем появились сведения о грядущей поставке таких комплексов для установки на новые корабли, строящиеся для ВМФ России. Кроме того, публиковались данные о предложении комплекса «Пакет-Э/НК» зарубежным заказчикам.

Корабельные системы комплекса
По данным производителя, корабль-носитель комплекса «Пакет-Э/НК» комплектуется несколькими основными узлами. Это пусковая установка, набор систем управления, а также гидроакустическая станция (ГАС) целеуказания «Пакет-АЭ». Все это оборудование обеспечивает своевременное обнаружение подводных целей, таких как подлодки или торпеды, а также выдачу целеуказания средствам поражения с последующим их применением. Состав средств комплекса может изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

Гидроакустическая станция комплекса. Рисунок Bastion-karpenko.ru
Для поиска целей предлагается использовать гидроакустическую станцию «Пакет-АЭ», созданную в компании «Аквамарин» (г. Санкт-Петербург). В некоторых источниках ГАС именуется так же, как и весь комплекс – «Пакет-Э/НК». При помощи набора специальной аппаратуры станция должна производить поиск и обнаружение подводных объектов, как подлодок, так и торпед. При обнаружении цели автоматика ГАС способна самостоятельно определить ее тип и выдать целеуказание торпедам или антиторпедам.
Известно о существовании двух вариантов гидроакустической станции, отличающихся друг от друга количеством и конфигурацией антенн. Так, версия с цилиндрической антенной весит 352 кг и обеспечивает обзор сектора шириной 270°. При использовании двух плоских антенн вес станции сокращается до 127 кг, однако сектор обзора уменьшается до 90°.
По некоторым данным, для применения комплекса «Пакет-Э/НК» корабль-носитель может использовать как собственные гидроакустические средства обнаружения, так и приборы, входящие в состав этой системы. В обоих случаях система управления комплекса обрабатывает сигналы с ГАС и выдает данные на торпеду или антиторпеду. Далее при помощи пусковой установки производится запуск соответствующего средства поражения.
Запуск торпеды МТТ и антиторпеды М-15 осуществляется при помощи универсальной пусковой установки СМ-588 с пусковыми трубами диаметром 324 мм. В зависимости от типа корабля-носителя и других факторов пусковая установка может иметь 1, 2, 4 или 8 труб для боеприпасов. Во всех случаях трубы закрепляются на подвижном основании, обеспечивающем горизонтальную наводку в пределах небольшого сектора. Вертикальное наведение пусковой установки не предусматривается.

Компоновка торпеды МТТ. Рисунок Militaryrussa.ru
Выброс торпеды или антиторпеды производится при помощи порохового аккумулятора давления. Перед стрельбой корабль должен открыть соответствующий лацпорт, далее производится примерное наведение пусковой установки в направлении цели, после чего пиротехнический заряд выбрасывает боеприпас из пусковой трубы. Покинув пусковую установку, торпеда или антиторпеда падает в воду и начинает искать цель при помощи собственной аппаратуры.
Торпеды и антиторпеды комплекса «Пакет-Э/НК» могут использоваться в любых метеоусловиях при волнении моря не более 5 баллов. Имеются ограничения по скорости ветра – до 20 м/с. Во время запуска торпеды корабль-носитель может двигаться со скоростью до 20 узлов. Не допускается запуск торпеды или антиторпеды при глубине моря менее 40 м.
Торпеда МТТ
Комплекс «Пакет-Э/НК» способен бороться как с торпедами, так и с подлодками противника. Для уничтожения вражеских субмарин в его состав входит малогабаритная тепловая торпеда МТТ, также известная под названием «Малышка». Это оружие разрабатывалось специально для комплекса «Пакет-Э/НК», однако, согласно некоторым источникам, пока не стало штатным вооружением этой системы, устанавливаемой на отечественных кораблях. Тем не менее, некоторые сообщения о применении комплекса позволяют полагать, что изделие МТТ все же было принято на вооружение.

Рекламные материалы по торпеде МТТ. Фото Bastion-karpenko.ru
Разработка малогабаритной торпеды для комплекса «Пакет-Э/НК» стартовала в начале двухтысячных годов. Созданием этого оружия занимались несколько организаций: ГНПП «Регион», НИИ Мортеплотехники и завод «Дагдизель». Целью научно-исследовательской работы с шифром «Малышка» было создание торпеды, которая могла бы применяться против подлодок и надводных кораблей противника. Кроме того, авторам проекта следовало учитывать специфические требования заказчика относительно габаритов и веса изделия.
В результате работ появилась перспективная торпеда длиной 3,2 м калибра 324 мм. Вес изделия – 390 кг, из которых порядка 60 кг приходится на взрывчатое вещество боевой части. Несмотря на малые размеры, торпеда имеет классическую для такого вооружения компоновку. Головная часть корпуса отдается под аппаратурный отсек с автоматикой наведения, за ним располагается боевое зарядное отделение, центр корпуса отдан под баки для топлива, а хвостовая часть вмещает двигатель.
Изделие МТТ оснащается акустической системой наведения, разработанной ГНПП «Регион». Эта система позволяет засекать подводные объекты противника на расстояниях до 2,5 км. Максимальная дальность обнаружения достигается при глубине акватории до 200 м. При больших глубинах дальность сокращается до 1200 м. Акустическая система наведения работает совместно с инерциальной. Последняя обеспечивает выход в район цели при пуске на большое расстояние. После выхода в заданный район наведение производится при помощи акустической системы.

Схема антиторпеды М-15. Рисунок Bastion-karpenko.ru
В хвостовой части торпеды размещается тепловой аксиальный поршневой двигатель. Этот агрегат работает на унитарном топливе типа пронит и связан с водометным движителем. На кормовой оконечности корпуса крепится водомет с гребным винтом и кольцевым кожухом. По бокам от кожуха предусматриваются несколько рулей для управления по глубине и направлению.
Торпеда «Малышка» способна погружаться на глубину до 600 м и работать в двух режимах, отличающихся скоростью движения и некоторыми другими параметрами. Максимальная скорость хода (первый режим) – 50 узлов. Также имеется второй режим со скоростью хода до 30 узлов. Максимальная дальность хода – 20 км.
Малый вес и габариты позволяют использовать торпеду МТТ в качестве вооружения надводных кораблей, подводных лодок и самолетов. В случае с надводными кораблями применяются пусковые установки типа СМ-588. Кроме того, имеется возможность использования изделия МТТ в качестве боевой части ракетных противолодочных комплексов кораблей и подлодок. Авиационные носители должны применять соответствующие держатели и т.п. оборудование.

Общий вид антиторпеды. Фото Bastion-karpenko.ru
По имеющимся данным, в конце прошлого десятилетия малогабаритная тепловая торпеда МТТ была предложена зарубежным заказчикам, однако сведения о поставках этого вооружения пока отсутствуют. В некоторых источниках упоминаются поставки торпед МТТ военно-морскому флоту России, однако подробности не приводятся.
Антиторпеда М-15
Изделие М-15 представляет собой специализированную торпеду, предназначенную для перехвата торпедного вооружения противника. С этим связаны некоторые особенности ее конструкции, обусловленные необходимостью повышения ряда характеристик. Так, по открытым данным, антиторпеда М-15 имеет большую максимальную глубину хода в сравнении с МТТ. При этом, однако, она отличается меньшей дальностью хода.
Антиторпеда М-15 по своим габаритам почти не отличается от торпеды МТТ. Ее длина не превышает 3,2 м, диаметр – 324 мм. Стартовый вес изделия – около 400 кг. По-видимому, также совпадает и общая компоновка двух торпед, но имеются заметные различия, связанные с примененными агрегатами. Таким образом, антиторпеда имеет головной аппаратный отсек, позади которого располагается боевая часть, а в хвосте находится двигатель. В хвостовой части корпуса предусматривается набор рулей для управления во время движения.
Торпеда МТТ и антиторпеда М-15 оснащаются акустическими системами наведения, активно-пассивного типа. Дальность действия системы наведения составляет 400 м.
С целью обеспечения быстрого разгона до максимальной скорости и быстрого уничтожения обнаруженной торпеды изделие М-15 оснащается реактивным двигателем. В корпусе двигателя находится заряд гидрореагирующего твердого топлива. Таким образом, при попадании антиторпеды в воду начинается реакция сгорания топлива, приводящая к образованию тяги. Это обеспечивает быстрый разгон, хотя и ограничивает максимальную дальность хода. По имеющимся данным, М-15 способна разгоняться до 50 узлов, дальность хода не превышает 1400 м. Эффективная дальность примерно вдвое меньше. Прочность конструкции позволяет погружаться на 800 м.

Хвостовая часть антиторпеды с соплом и рулями. Фото ABL22, Military.tomsk.ru/forum
Для уничтожения торпеды противника применяется фугасная боевая часть с зарядом весом 80 кг.
По способу применения антиторпеда М-15 не отличается от изделия МТТ в варианте вооружения надводных кораблей. При обнаружении торпеды противника автоматика комплекса «Пакет-Э/НК» должна вводить в антиторпеду необходимые данные, наводить пусковую установку и производить запуск. Выброс изделия из пусковой трубы осуществляется пороховым аккумулятором давления. После выхода из трубы антиторпеда падает в воду и начинает поиск цели.
Эксплуатация
Комплекс противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК» может использоваться на различных надводных кораблях, в конструкции которых имеется место для монтажа пусковой установки и прочего оборудования. Таким образом, носителями этого комплекса могут быть различные корабли отечественной и зарубежной постройки.
В 2010 году комплекс «Пакет-Э/НК» был принят на вооружение российского военно-морского флота. Вскоре стали известно о монтаже его оборудования на корабли нескольких типов. Так, на корветах проектов 20380 и 20385 предусматривается использование двух пусковых установок с четырьмя трубами на каждой. Фрегаты проекта 22350, в свою очередь, должны нести по две пусковые установки с шестью трубами.


Корвет «Сообразительный» выстреливает боеприпас комплекса «Пакет-Э/НК». Фото Eagle-rost.livejournal.com
Комплекс «Пакет-Э/НК» предлагается зарубежным заказчикам. В таком случае он может устанавливаться на кораблях зарубежной разработки. Кроме того, существуют отечественные проекты экспортных кораблей, в составе вооружения которых изначально предусматривается комплекс противоторпедной защиты. К примеру, несколько лет назад Северное ПКБ представило проект эсминца 21956, вооруженного системой «Пакет-Э/НК». Также упоминалась возможность использования такого вооружения в иных проектах кораблей, созданных специально для экспорта.
Корабли ВМФ России активно применяют новое противоторпедное вооружение в ходе учений. К примеру, в июне 2014 года корвет «Стерегущий» (пр. 20380) на одном из полигонов в акватории Балтийского моря принял участие в учебных мероприятиях по поиску и уничтожению подлодки условного противника, в роли которой выступила новейшая субмарина проекта 636.3. Экипаж корабля успешно обнаружил условного противника и произвел учебный пуск торпеды комплекса «Пакет-Э/НК». По-видимому, применялась торпеда МТТ в учебной конфигурации. Условный противник был уничтожен.
В дальнейшем российские корабли еще несколько раз участвовали в маневрах и применяли комплекс «Пакет-Э/НК». Так, в октябре 2015 года корвет «Бойкий» (пр. 20380) в ходе учений использовал антиторпеду М-15 и успешно защитился от атаки условного противника.
К настоящему времени комплексы противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК» были установлены на нескольких новых кораблях российского флота. Кроме того, ведется строительство нескольких других кораблей, в состав вооружения которых включены эти системы. Таким образом, основным средством защиты современных кораблей от торпед противника постепенно становится новейший комплекс, который приходит на смену старым реактивным бомбометным установкам. Подобная модернизация позволяет решить сразу несколько задач, в первую очередь повысить уровень защиты кораблей от торпедного вооружения.
По материалам сайтов:
>Пакет-НК

Паке́т-НК — малогабаритный противолодочный комплекс, предназначенный для поражения подводных лодок в ближней зоне корабля, а также для уничтожения торпед, атакующих корабль.

Разработка

Общая разработка комплекса осуществлена в ОАО ГНПП «Регион». Торпеда (МТТ) — совместной разработки ОАО ГНПП «Регион» и ОАО НИИ Мортеплотехники, входящего в концерн «Гидроприбор». Противоторпеда разработки ГНПП «Регион».

Испытания комплекса с пусковой установкой проходили на корвете пр.20380 «Стерегущий». По завершении испытаний принят на вооружение ВМФ России в 2008 году.

Противоторпеда М-15 комплекса «Пакет-Э/НК» впервые была показана на выставке МВМС-2007. Торпеда МТТ комплекса «Пакет» была показана на морском салоне IMDS-2009 в Санкт-Петербурге.

13 мая 2019 года информационное агентство ТАСС объявило, что комплекс «Пакет-НК» полностью завершил свой цикл испытаний и на производственных мощностях предприятия ГНПП «Регион» приступили к производству серийных образцов.

Комплекс

В автоматическом режиме комплекс «Пакет-НК» обнаруживает, следит, классифицирует, определяет параметры движения цели, на основе этих данных даёт целеуказание к применению АТЭ и (или) МТТ. Затем даёт предстартовую подготовку, ввод стрельбовых данных и осуществляет пуск боевых модулей.

В состав комплекса «Пакет-НК» входят:

  • Пусковая установка СМ-588
  • Система управления «Пакет-Э»
  • ГАС целеуказания «Пакет-АЭ»
  • Боевой модуль (МТТ и М-15)

Тактико-технические характеристики

  • калибр — 324 мм;
  • максимальная дальность стрельбы (по подлодкам) — до 20 км.
  • максимальная дальность стрельбы (по торпедам) — до 1,4 км.

Тепловая торпеда МТТ (малогабаритная тепловая торпеда). Система управления и самонаведения — акустическая двухплоскостная. Способна уничтожать подводные лодки на глубинах до 600 метров при удалении до 20 километров. Калибр торпеды 324 мм, масса ВВ боевой части 60 килограмм. Полная скорость хода до 50 узлов, а в режиме поиска цели до 30 узлов.

Реактивная противоторпеда М-15 (АТ) способна уничтожать торпеды атакующие корабль на дальности до 1400 метров и глубине до 800 метров. Оснащена акустической и инерциальной системой самонаведения. Калибр торпеды 324 мм, масса ВВ боевой части 80 килограмм. Движителем противоторпеды М-15 является реактивный двигатель на гидрореагирующем твёрдом топливе. Способна развить скорость хода до 50 узлов.

Пусковая установка СМ-588 может состоять из 1-го, 2-х, 4-х или 8-ми модулей. Пуск осуществляется с помощью ПАД.

> Использование

  • Корветы проекта 20380 и 20385
  • Фрегаты проекта 22350
  • ОАО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
  • Комплекс противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК»

Это заготовка статьи об оружии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Встречайте «Пакет»: новейшее вооружение для охоты на подлодки и торпеды

Новые образцы российского вооружения разного рода, в том числе системы для кораблей военно-морского флота, регулярно привлекают внимание зарубежной прессы. Некоторые образцы, имеющие те или иные преимущества, удостаиваются похвалы от зарубежных авторов. К примеру, на днях американское издание The National Interest отметило высокие характеристики и уникальность российского корабельного противолодочного комплекса «Пакет-НК».
Статья, посвященная российскому корабельному оружию, вышла 24 ноября в рубрике The Buzz. Автор Марк Эпископос дал своей публикации заметное название: «Meet Paket: The Russian Navy’s Latest Weapon (To Hunt Submarines and Torpedoes)» – «Встречайте «Пакет»: новейшее вооружение российского флота (чтобы охотиться на подлодки и торпеды)». Прямо под заголовком автор привел краткую информацию о составе комплекса: в состав «Пакета-НК» входят центральная система управления, гидроакустическая станция для поиска целей, а также пусковая установка с торпедами МТТ и М-15.


Автор указывает на события последнего времени. На фоне обострения военной напряженности между НАТО и Россией министерство обороны последней развивает свой военно-морской флот. Ссылаясь на сообщение российского военного ведомства от 30 октября, М. Эпископос пишет, что один из российских корветов проекта 20380 (Steregushchiy-class) в рамках будущих учений в Балтийском море должен был использовать новейший противолодочный / противоторпедный комплекс «Пакет-НК».
Речь идет о корабле «Бойкий». Это третий корвет проекта 20380 / Steregushchiy-class, введенный в состав российского флота. До него состав ВМФ пополнили корабли «Стерегущий» и «Сообразительный». В общей сложности, до 2021 года, российское командование намерено построить и принять на службу 13 кораблей этого типа.
Автор отмечает, что нет ничего удивительного в замене устаревших корветов Grisha-class (малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос»), строившихся с семидесятых годов прошлого века. Однако в этой кораблестроительной программе есть составляющая, способная вызвать беспокойство зарубежных специалистов. Это – быстрота оснащения новых корветов грозным противолодочным и противоторпедным комплексом «Пакет-Э» или «Пакет-НК».
Комплекс «Пакет» – это система вооружения для надводных кораблей, состоящая из нескольких компонентов. В нее входят центральная система управления, гидроакустическая станция-сонар для обнаружения подводных целей, а также пусковая установка. Последняя способна применять торпеды разных типов. Изделие МТТ предназначается для атаки подводных лодок противника, а торпеда М-15 отличается по своей конструкции и необходима для атаки приближающихся торпед. Торпеды МТТ и М-15 имеют одинаковые габариты, что позволяет совмещать их в боекомплекте в необходимых пропорциях. Дальность хода противолодочной торпеды достигает 10000 м, противоторпедной – от 100 до 800 м.
Автор напоминает заявления о системе «Пакет-НК», ранее опубликованные официальными источниками. Российская организация «Рособоронэкспорт» утверждает, что после установки комплекса «Пакет-НК» эффективность противоторпедной защиты надводного корабля вырастает в 3-3,5 раза. Стоимость полного комплекта средств остается неизвестной, но «Рособоронэкспорт» готов продавать новые комплексы зарубежным заказчикам. Очевидная готовность к экспорту может стать дополнительным преимуществом при переговорах с покупателями.
Прежде всего, в проекте «Пакет-НК» предусматриваются серьезные изменения в сравнении со старыми реактивными бомбометами семейства РБУ. Кроме того, имеется и более важное преимущество в виде модульной архитектуры. Таким образом, отдельные составляющие комплекса могут модернизироваться самостоятельно без необходимости всеобъемлющей переработки всех средств. М. Эпископос отмечает, что здесь наблюдается интересный каламбур: комплекс с такими возможностями назвали словом «Пакет», которое также может означать набор или связку.
Рассмотрев общие особенности комплекса «Пакет-НК», автор предлагает сравнить его с зарубежными системами аналогичного назначения. Он отмечает, что комплекс является универсальным; он способен решать задачи защиты корабля и атаки целей. Системы с такими возможностями у зарубежных стран отсутствуют. При этом существуют схожие концепции и комплексы, построенные на их основе.
В первую очередь, упоминается комплекс Surface Ship Torpedo Defence, состоящий на вооружении ВМС США. Комплекс SSTD может считаться наиболее близким аналогом «Пакета-НК». В его составе имеются акустические средства наблюдения и обнаружения, а также приборы для передачи данных на противолодочный ракетный комплекс Countermeasure Anti-Torpedo. При этом, однако, SSTD не включает в себя собственно пусковую установку и ракеты.
Для военно-морских сил Индии был разработан комплекс противоторпедной обороны Mareech Advanced Torpedo Defence System (Mareech ATDS). В этом комплексе имеются собственные средства обнаружения торпед, а также «непрямые» системы противодействия атаке. Уничтожение приближающейся торпеды специальным оружием не предусматривается. Немецкая промышленность разработала противоторпедный комплекс SeaSpider Anti-Torpedo Torpedo. Главным его элементом была специальная торпеда-перехватчик с усовершенствованными средствами самонаведения, совместимая с широким кругом торпедных аппаратов. Однако в 2016 году проект SeaSpider столкнулся с серьезными проблемами технического характера. Теперь инженеры перерабатывают проект с учетом выявленных проблем.

На данный момент, как напоминает автор, комплексом «Пакет-НК» оснащены все пять корветов проекта 20380, имеющихся в боевом составе ВМФ России. Возможно, российская промышленность будет продавать эти комплексы зарубежным странам, но кому и когда передадут оружие – неизвестно. Кроме того, российские специалисты могут сосредоточиться на развитии своего флота. В таком случае комплексами «Пакет-НК» сначала оснастят все оставшиеся корветы Steregushchiy-class, и только потом будут подписаны экспортные контракты. Предполагается, что противолодочный / противоторпедный комплекс может использоваться на кораблях разных типов, в том числе на фрегатах и авианосцах. Однако дальнейшие планы российского командования, предусматривающие монтаж «Пакетов» не только на корветах пр. 20380, до сих пор не оглашались.
Автор призывает пока не делать далеко идущие выводы и не рассматривать комплекс «Пакет-НК» в качестве единственного перспективного оружия своего класса, с которым будет связано дальнейшее развитие флота. Так, в прошлом году корпорация «Ростех» объявила о своих планах модернизировать один из существующих противолодочных систем. Обновлению подвергнется комплекс РПК-8 «Запад» с противолодочной ракетой 90Р1. Несмотря на это, очевиден тот факт, что российский военно-морской флот рассматривает «Пакет» как удачную платформу, пригодную для использования в будущем.
Противолодочный / противоторпедный комплекс «Пакет-НК» является эффективной и универсальной системой вооружения. М. Эпископос отмечает, что многофункциональная пусковая установка этого комплекса еще больше стирает грань между оборонительным и ударным вооружением. И все это происходит на фоне учений российского флота и сопровождает общее наращивание военного присутствия НАТО и России в Балтийском море.
***
Проект универсального корабельного комплекса «Пакет-НК» создавался в начале двухтысячных годов по заказу ВМФ России. Головным разработчиком проекта являлось ГНПП «Регион». В ходе разработки отдельных компонентов к проекту привлекались другие организации. В частности, торпеда М-15 создавалась при участии НИИ Мортеплотехники из состава концерна «Гидроприбор». Проектные работы были завершены в середине прошлого десятилетия
Отдельные составляющие перспективного комплекса открыто демонстрировались на выставках с 2007 года. Так, первой показали торпеду М-15, предназначенную для предотвращения торпедных атак. Двумя годами позже состоялся первый показ изделия МТТ – противолодочной торпеды. При этом испытания комплекса стартовали до первых показов его компонентов. Первым носителем «Пакета-НК», выполнявшим функции опытового судна, стал корвет «Стерегущий» – головной корабль проекта 20380. Испытания завершились в 2008 году, и вскоре комплекс «Пакет-НК» был принят на вооружение.
В состав комплекса входят несколько основных средств. На корабле-носителе монтируются система управления «Пакет-Э», гидроакустическая станция целеуказания «Пакет-АЭ» и пусковая установка-торпедный аппарат типа СМ-588. Антенное устройство изделия «Пакет-АЭ» располагается в подводной части корабля, пусковая установка – выше уровня воды. Для поражения целей разных типов используются торпеды двух видов – противолодочная МТТ и противоторпедная М-15. Торпеды имеют калибр 324 мм и используют общую пусковую установку.
Комплекс «Пакет-НК» работает в автоматическом режиме. Гидроакустическая станция ведет наблюдение за подводной обстановкой и ищет цели. При обнаружении подводного объекта система управления обрабатывает поступающие данные и по характерным признакам определяет класс цели – подлодка или торпеда. Далее эти данные используются для подготовки стрельбы соответствующим боеприпасом.
Поражение подводных лодок производится при помощи «Малогабаритной тепловой торпеды» МТТ. Это изделие калибром 324 мм и длиной 3,2 м имеет двухполосную акустическую систему самонаведения. Она развивает скорость до 50 узлов и погружается на глубину до 600 м. Максимальная дальность хода – 20 км. При массе 390 кг торпеда несет заряд весом 60 кг. Стрельба торпедой осуществляется из 324-мм торпедного аппарата с использованием порохового аккумулятора давления.
Торпеда М-15, предназначенная для поражения приближающихся торпед, внешне похожа на изделие МТТ, но отличается по своей конструкции и характеристикам. Вместо теплового двигателя на ней используется реактивный на твердом гидрореагирующем топливе. Торпеда имеет инерциальную систему управления и гидроакустическую головку наведения. Обеспечивается поражение целей на глубинах до 800 м. Максимальная дальность стрельбы такой торпедой – 1400 м.
Основными носителями противолодочного / противоторпедного комплекса «Пакет-НК» в ВМФ России являются малые сторожевые корабли (корветы) проекта 20380. Сейчас в составе флота имеется пять таких кораблей; ожидается достройка и сдача еще пяти. Комплекс сохраняется на двух модернизированных корветах пр. 20385. Также ведется строительство головного корабля пр. 20386, который тоже получит «Пакет-НК». Флот закажет не менее десятка таких кораблей. Комплекс «Пакет-НК» также используется на фрегатах проекта 22350. Головной корабль этого типа начал службу, еще три находятся на заводах-изготовителях. Позже ожидается появление четырех новых фрегатов.
Все перечисленные корабли получают комплекс с двумя пусковыми установками. В лацпортах в надводной части корабля-носителя устанавливаются унифицированные счетверенные торпедные аппараты. При этом проект «Пакет-НК» предусматривает возможность сокращения или увеличения готового к применению боекомплекта путем соответствующей перестройки пусковой установки.
Комплекс «Пакет-НК» является новейшей отечественной разработкой в своем классе и обеспечивает защиту надводных кораблей от двух основных угроз. Комплекс работает в автоматическом режиме и способен своевременно реагировать на возникающие угрозы. По своему составу и возможностям, как справедливо отмечает The National Interest, комплекс «Пакет-НК» не имеет прямых конкурентов.

Правила эксплуатации дизелей надводных кораблей ВМФ ПЭД-НК-76

Правила эксплуатации дизелей надводных кораблей ВМФ (ПЭД-НК-76) согласованы с заинтересованными организациями ВМФ и промышленности.
С выходом настоящих Правил Правила эксплуатации судовых дизелей (ПЭСД 57), изд. 1957 г. и 1963 г., утрачивают силу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие и организационно-технические положения
Глава 2. Приготовление дизельной установки к действию
2.1. Общие положения
2.2. Нормальное приготовление дизельной установки к действию
2.3. Нормальное приготовление к действию систем, обслуживающих дизель
Приготовление масляной системы
Приготовление системы охлаждения
Приготовление топливной системы
Приготовление системы пускового воздух
Приготовление системы электростартерного пуска
Приготовление воздухоприемных устройств
Приготовление газоотводов и глушителей
Приготовление валопроводов
Приготовление систем управления
Приготовление систем контроля и защиты дизеля
2.4. Экстренное приготовление дизельной установки к действию
2.5. Приготовление дизеля к пуску после продолжительного бездействия, после ремонта или регулировки
Глава 3. Пуск, прогрев дизеля и прием нагрузки
3.1. Общие положения
3.2. Пуск дизеля сжатым воздухом
3.3. Пуск дизеля электростартером
3.4. Пуск дизеля от вращающегося гребного вала
3.5. Прогрев и прием нагрузки
3.6. Экстренный пуск и вывод дизеля на полную мощность
3.7. Особенности работы дизеля на генератор
Глава 4. Обслуживание дизельной установки во время действия
4.1. Обслуживание дизеля
4.2. Обслуживание масляной системы
4.3. Обслуживание системы охлаждения
4.4. Обслуживание топливной системы
4.5. Обслуживание систем турбонаддува
4.6. Обслуживание системы пускового воздуха
4.7. Обслуживание системы контроля и защиты
4.8. Обслуживание валопроводов
Глава 5. Вывод дизельной установки из действия и содержание ее в постоянной готовности к действию
5.1. Нормальная остановка и вывод из действия дизеля.
5.2. Экстренная остановка дизеля
5.3. Остановка и осмотр дизеля после взрывов в воздушных ресиверах, картере и срабатывания предохранительных клапанов
5.4. Содержание дизельной установки в готовности к действию
Глава 6. Режимы работы дизелей. Градация мощностей
6.1. Установившиеся и неустановившиеся режимы
6.2. Мощность и частота вращения коленчатого вала дизеля на установившихся режимах работы
6.3. Контрольные показатели, характеризующие мощность, экономичность, тепловое состояние и механическую напряженность дизеля
6.4. Внешние и ограничительные характеристики
6.5. Нагрузочные и регуляторные характеристики
6.6. Винтовые характеристики
6.7. Характеристики дизелей по внешним условиям
Глава 7. Особенности использования главных дизелей на ходу корабля
7.1. Использование главных дизелей на основных ходовых режимах корабля
7.2. Использование главных дизелей при маневрировании корабля
7.3. Использование главных дизелей в многовальных и многоагрегатных установках
7.4. Использование главных дизелей на режимах малых нагрузок
Глава 8. Особенности использования главных дизелей в различных условиях и в особых случаях
8.1. Использование главных дизелей во время дальних походов корабля
8.2. Использование главных дизелей при плавании корабля в стесненных условиях
8.3. Использование главных дизелей при работе по утяжеленной винтовой характеристике
8.4. Использование главных дизелей при различных условиях окружающей среды
8.5. Использование дизелей при повреждении корпуса корабля
8.6. Использование дизелей при повреждениях и неисправностях отдельных узлов, агрегатов и обслуживающих систем
Глава 9, Особенности эксплуатации средств контроля, систем управления, регулирования и защиты дизелей
9.1. Средства контроля
Контрольно-измерительные приборы местного и дистанционного контроля
Общие особенности эксплуатации электрических и электронных дистанционных контрольно-измерительных приборов
9.2. Автоматические регуляторы
Системы автоматического регулирования скорости (САРС) главных дизелей и дизель-генераторов
9.3. Регуляторы температуры в системах охлаждения и смазки дизелей
9.4. Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты
9.5. Системы дистанционного и автоматического управления дизельной установкой (ДАУ ДУ)
Содержание системы ДАУ ДУ в готовности к действию
Приготовление и ввод в действие системы ДАУ ДУ
Обслуживание во время действия
Вывод из действия
Глава 10. Планово-предупредительные осмотры и ремонт дизельной установки
10.1. Общие положения
10.2. Основные рекомендации по проведению ППО и ППР технических средств при подготовке корабля к дальнему походу
10.3. ППО и ППР при нахождении корабля в дальнем походе
10.4. Организация вскрытия и закрытия механизмов дизельной установки
10.5. Разборка и осмотр деталей и узлов дизеля на корабле
10.6. Сборка дизеля на корабле
10.7. Демонтаж и отправка дизеля в заводской ремонт
10.8. Приемка дизеля из ремонта
Глава 11. Регулировка и обкатка дизеля
11.1. Общие положения
11.2. Предварительная регулировка дизеля
11.3. Окончательная регулировка дизеля
11.4. Подготовка дизеля к обкатке
11.5. Обкатка, швартовные и ходовые испытания дизеля
Глава 12. Топлива, смазочные масла и охлаждающая вода
12.1. Топлива и смазочные масла. Общие положения
12.2. Применение топлив
12.3. Хранение и расходование топлива, содержание топливных цистерн
12.4. Применение смазочных масел
12.5. Хранение и расходование масел. Содержание масляных цистерн
12.6. Способы продления срока службы масел
12.7. Эксплуатация масляных систем дизелей с аппаратами стабилизации масла (ACM)
Назначение и принцип действия ACM
Зарядка и перезарядка ACM
Эксплуатация дизелей с ACM
12.8. Правила приема топлива и масла на корабль
12.9. Организация контроля качества топлива и смазочных масел на корабле
12.10. Охлаждающая вода
Глава 13. Особенности содержания и использования запасных частей и инструмента
13.1. Виды, назначение и хранение ЗИП
Одиночный комплект
Групповой комплект
Ремонтный комплект
13.2. Порядок расходования и пополнения ЗИП
13.3. Хранение запасных частей, инструмента и приспособлений
Глава 14. Содержание дизельной установки в законсервированном состоянии
14.1. Мероприятия по предохранению от коррозии при бездействии дизельной установки от 1 до 6 месяцев (в том числе при постановке корабля в текущий ремонт)
14.2. Консервация дизеля перед отправкой его в заводской ремонт
14.3. Консервация дизелей и обслуживающих их систем при консервации корабля
14.4. Планово-предупредительные осмотры дизельной установки во время нахождения корабля в консервации
14.5. Расконсервация дизельной установки перед вводом ее в действие
14.6. Содержание запасных частей, инструмента и приспособлений на законсервированном корабле
Глава 15. Техническая документация и отчетность
15.1. Общие положения
15.2. Правила ведения технических формуляров
15.3. Правила ведения эксплуатационных журналов
15.4. Отчетность
15.5. Техническая документация и отчетность по дизельной установке на корабле, находящемся в консервации
Приложения
1. Правила техники безопасности при эксплуатации, ремонте и консервации дизелей
2. Командные слова
3. Показатели для оценки эффективности эксплуатации кораблей и их технических средств
4. Контрольный лист приготовления главного дизеля 61Вк пуску
5. Контрольный лист приготовления главного дизеля М507А к пуску
6. Инструкция о порядке оформления и предъявления рекламаций и исков к поставщикам по дефектам, выявленным на кораблях и судах, находящихся в эксплуатации
7. Претензия
8 Акт-рекламация
9. Акт о восстановлении
10. Инструкция по заполнению карточки учета неисправностей технических средств электромеханической установки корабля
11. Карточка учета неисправностей технических средств электромеханической установки корабля
12. Отличительная окраска и надписи на баллонах сжатого газа, принятые в СССР
13. Карточка с перечнем основных действий при осмотре дизеля типа 61 вахтенным мотористом
14. Методы определения мощности дизеля в корабельных условиях
15. Определение расхода топлива на корабле
16. Номограммы для определения изменения мощности и температуры выпускных газов перед турбинами дизелей типа М504Б и 61 в зависимости от изменения условий окружающей среды
17. Рекомендации по предупреждению аварий дизелей типа М503, М504, М507, М512
18. Рекомендации по предупреждению аварий дизелей типа Ч 15/18, Ч 12/14, Ч 10,5/13, Ч 9,5/11
19. Характерные неисправности дизелей, причины и методы устранения неисправностей
20. Некоторые понятия и термины, используемые в САРС, и их определение (по ГОСТ 10511-72)
21. Технические требования к САРС дизелей (по ГОСТ 10511—72)
22. Требования к САРТ по ГОСТ 12709—67
23. Требования к системам аварийно-предупредительной сигнализации и защиты (по ГОСТ 11928—66 и ГОСТ 11102-64)
24. План-график ППО и ППР технических средств электромеханической боевой части на год
25. План ППО и ППР технических средств электромеханической боевой части на месяц
26. Окраска наружных поверхностей дизелей
27. Акт на сдачу в заводской ремонт дизеля
28. Акт на выдачу из заводского ремонта дизеля
29. Свидетельство о консервации дизеля
30. Свидетельство об упаковке дизеля
31. Предварительная регулировка дизеля
32. Окончательная регулировка дизеля
33. Физико-химические показатели топлив для корабельных дизелей
34. Основные физико-химические показатели масел для корабельных дизелей
35. Физико-химические показатели для оценки качества и эксплуатационных свойств топлива
36. Требования к маслам и характеристика основных физикохимических, показателей масла
37. Допустимые отклонения качества топлива и масла от предельных значений ГОСТ (ТУ) при применении на дизелях
38. Форма выписки из руководящих документов по применению топлива, масел, смазок и их заменителей на технических средствах электромеханической боевой части
39. Классификация моторных масел
40. Перечень масел, применяемых в системах смазки корабельных дизелей
41. Сроки и объем анализов дизельного топлива, выполняемых на корабле
42. Сроки и объем анализов моторных (дизельных) масел, выполняемых на корабле
43. Сроки и объем анализов моторных масел, выполняемых в береговой лаборатории
44. Экспресс-методы анализа топлива и смазочных масел
45. Акт на отбор проб нефтепродуктов
46. Методика определения уровня отстоя воды в топливных, масляных цистернах и способ его удаления
47. Зависимость вязкости нефтепродуктов от температуры
48. Инструкция по применению присадки ВНИИ НП-117/Д в системе охлаждения дизеля
49. Инструкция по применению хромпика в системе охлаждения дизеля
50. Методика определения содержания двухромовокислого калия (хромпика) в воде по удельному весу
51. Упаковочный лист ЗИП дизеля
52. Лист проверки наличия и исправности ЗИП дизеля
53. Акт списания ЗИП, израсходованного в море
54. Перечень основных материалов, применяемых при консервации и расконсервации дизелей
55. Акт расследования аварии (поломки) дизеля
56. Акт технического состояния дизеля
57. Отчет по эксплуатации за месяц

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

УДК 623.827 (075.5)

С изданием настоящих Правил подготовки надводных кораблей, тактических групп, соединений кораблей ВМФ РФ к борьбе за живучесть (ПБЖ-НК-2012) утрачивают силу Правила подготовки надводных кораблей к борьбе за живучесть (ПБЖ-НК-75), изд. 1976 г.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АП АСГ – – аварийная партия аварийно-спасательная группа
АСИ БП – – аварийно-спасательное имущество боевой пост
БЖ БУ – – борьба за живучесть корабля боевое упражнение
ВКК ВМФ – – водолазная квалификационная комиссия военно-морской флот
ГКП главный командный пункт
ГЭУ главная энергетическая установка
ДСО ДШУ – – диаграмма статической остойчивости дымовая шашка универсальная
ЗКП ЗКПЭЖ ЗП – – – запасной командный пункт запасной командный пост энергетики и живучести запасной пункт
ЗКС по ЭМЧ ИП – – заместитель командира соединения по электромеханической части изолирующий противогаз
КП КПЭЖ – – командный пункт командный пост энергетики и живучести
МБУ методика проведения боевых учений
НК надводный корабль
ОМП ПЭВМ ПДА – – – оружие массового поражения портативная электронно-вычеслительная машина портативный дыхательный аппарат
ПСГ ПСО – – пожарно-спасательная группа поисково-спасательное обеспечение
РБИТС РБЖ – – руководство по боевому использованию технических средств руководство по борьбе за живучесть
РФ РХБЗ – – российская федерация радиационная, химическая и биологическая защита
СИЗОД средства индивидуальной защиты органов дыхания
СПК старший помощник командира
СПАСР УТК – – служба поисковых и аварийно спасательных работ учебно-тренировочный комплекс
УТС учебно-тренировочное судно

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила подготовки надводных кораблей, тактических групп, соединений кораблей ВМФ РФ к борьбе за живучесть (далее Правила) определяют содержание и организационно-методические указания по подготовке личного состава надводных кораблей ВМФ и штабов соединений к борьбе за живучесть. Они являются дополнением к Курсам подготовки надводных кораблей ВМФ к борьбе за живучесть.

Подготовка офицеров, старшин и матросов всех специальностей к борьбе за живучесть организуется и проводится в течение всего периода подготовки в соответствии с требованиями Корабельного устава Военно-морского флота Российской Федерации, Руководства по обеспечению живучести надводных кораблей, Руководства по организации, планированию и учету боевой подготовки в ВМФ РФ, Курса подготовки надводных кораблей ВМФ, настоящих Правил, Правил подготовки по специальности, Правил водолазной подготовки ВМФ, действующих Организационных указаний по боевой подготовке, а также с учетом рекомендаций руководств (наставлений) по боевому использованию оружия и технических средств (РБИТС, НБИТС)1.

Подготовка экипажа каждого надводного корабля2 должна быть направлена на выработку у всего личного состава твердых знаний организации, средств и порядка действий, способов и приёмов борьбы за живучесть, а также грамотных, уверенных и инициативных действий при авариях3 и боевых повреждениях, в том числе в условиях применения противником любых видов оружия, включая РХБ заражение.

При подготовке всего экипажа корабля к борьбе за его живучесть следует делать упор на практическое обучение борьбе за живучесть на каждом боевом посту, командном пункте, в каждом отсеке, а при подготовке офицеров и старшин, кроме того, на умение непосредственно руководить со своих командных пунктов, боевых постов действиями подчиненного личного состава при борьбе за живучесть корабля в соответствии с обязанностями по занимаемой должности.

Подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля, проходящего службу по контракту, предусматривает отработку по двухгодичному циклу следующих корабельных задач:

1. Первый год подготовки —

Задача Ж-1. Борьба за живучесть корабля на стоянке.

Задача Ж-2. Борьба за живучесть и управление поврежденным кораблем при ведении боевых действий.

Задача Ж-С. Оказание помощи поврежденному кораблю силами и средствами группы кораблей самостоятельно и во взаимодействии с силами и средствами ПСО флота (флотилии, объединения).

Задачи Ж-1, Ж-2 и Ж-С являются элементами соответствующих задач «К-1», «К‑2» и «С» Курса подготовки надводных кораблей ВМФ и отрабатываются экипажами кораблей в объёме настоящих Правил (Программ подготовки надводных кораблей, тактических групп, соединений кораблей ВМФ РФ к борьбе за живучесть (далее Программ)).

1 На боевых надводных кораблях ВМФ, построенных после 1991 года в соответствии с решением №702/51/01819 от 26.08.91г. вместо НБИТС (РБИТС) введена в действие «Инструкция по использованию оружия, вооружения и технических средств корабля на неспецификационных режимах».

2 Здесь и далее под словами «надводный корабль» или «корабль» подразумеваются боевые надводные корабли, корабли специального назначения ВМФ.

3 Под авариями (аварийными повреждениями) понимаются повреждения, происхождение которых не связано с воздействием боевых средств противника.

2. Второй год подготовки –

в сокращенном объеме с контрольной проверкой по элементам задачи Ж-1 (К-1).

в сокращенном объеме с контрольной проверкой по элементам задачи Ж-2 (К-2).

Задачи Ж-С в полном объеме.

Время, необходимое для отработки задач настоящих Правил, приведено в Курсе подготовки надводных кораблей и Программах подготовки надводных кораблей, тактических групп, соединений кораблей ВМФ РФ к борьбе за живучесть.

Подготовка экипажа надводного корабля к ведению борьбы за живучесть производится непрерывно путем последовательной отработки элементов задач «Ж» в соответствии с установленным порядком прохождения настоящих Правил. Методическая последовательность двухгодичного цикла подготовки экипажей надводных кораблей к борьбе за их живучесть предусматривает:

В первый год подготовки, на этапе отработки задач К-1, К-2 (первый этап) прохождение Программ начинают с отработки элементов задач Ж-1, Ж-2 в полном объеме. Прием задач Ж-1 и Ж-2 производит командир тактической группы (соединения). Подготовка штаба соединения (дивизиона, бригады, дивизии корабельного состава) начинается непосредственно с началом нового учебного года и проводится в течение первых четырех месяцев подготовки. В указанный период штаб соединения отрабатывает элемент 3 задачи Ж-С. В результате отработки элемента задачи штаб должен быть подготовлен к управлению силами тактической группы (соединения), силами и средствами оказания помощи в ходе проведения спасательных работ при получении кораблями тактической группы (соединения) тяжелых повреждений. Задача Ж-С принимается командиром вышестоящего объединения, в состав которого входит тактическая группа (соединение) кораблей, сдающих задачу.

На втором этапе первого года подготовки проводится отработка личного состава по борьбе за живучесть направленная на совершенствование наиболее слабо подготовленных элементов задач Ж-1, Ж-2. Командиром тактической группы (соединения) и штабом проводятся контрольные проверки кораблей по задачам Ж-1 и Ж-2. По результатам контрольных проверок командиры кораблей тактической группы (соединения) корректируют планы второго этапа подготовки, с последующей отработкой экипажем элементов задач «Ж», в сроки, назначенные командиром соединения. Элементы задачи Ж-С совершенствуются в полном объеме под руководством командира тактической группы (соединения).

Во второй год подготовки отработка задач Ж-1, Ж-2 проводится в сокращенном объеме по сравнению с первым годом, согласно Программ. Прием задач Ж-1 и Ж-2 производится в ходе контрольной проверки командиром тактической группы (соединения). Задача Ж-С отрабатывается в полном объеме Программ, в период отработки задач Ж-С кораблями первого года подготовки. Задача Ж-С принимается командиром вышестоящего объединения, в состав которого входит тактическая группа (соединение) кораблей, сдающих задачу. Сдачей задачи Ж-С закрывается третий этап двухгодичного периода подготовки к БЖ.

На четвертом этапе второго года подготовки экипаж корабля поддерживает достигнутый уровень. За месяц до начала очередного двухгодичного цикла проводится подготовительный период, включающий в себя организационные и методические мероприятия.

ТагАЗ Vortex Estina 2.0 климат ›
Бортжурнал ›
Гбо… Установка…Э-экономия

Всем снова привет. При продаже урурушки, я целенаправленно оставлял газовое оборудование, так как знал что бы я не купил оно будет на газу. Когда я покупал именно 2.0(129лс) я знал что кушать они будут хорошо, 👌 но брать 1,6 я не очень хотел по простой причине не было люксовых. Я подумал если 1,6 то только люкс со всем и в том числе с люком, я даже смотрел такую, но нет состояние было плачевное зато цена была как за хорошие 2.0 литра. Так же я знал что надо сразу поставить газ так как езжу каждый день, плюс студент и зп щас очень маленькая( собственно расход бензина пока загадка так как бортовой компьютер показывает только мгновенный расход а там бывают разные числа если давить то и 29.9 если ехать за город то на 5 передачи на скорости 💯 со светом печкой и обогревом зеркал и заднего стекла всего 8-8,3. Скажу сразу расход газа с такими же условиями составляет 9,3-9,7. Едет да по тупее на газе, думаю просто форсунки не вытягивают, к лету планирую разобраться и сделать. Но даже так мне хватает, колеса стоят шипы 195/55/15, но когда выезжаю первый из дворов всегда буксую(( даже на 2 передачи она начинает буксовать, пока не приноровился нажимать меньше.
Газовое оборудование поставил с нексии, баллон 42 литра лёг чётко в багажник( ищу докатку и продаю запаску) запарочный клапан в бампере, поставить его в лючок не получилось, но я и не расстроился. Газовые форсунки лежат под крышкой ( фото могу сделать). Мозги чётко вставали на АКБ.Поставил новые трубки, все новые шланги и хомуты так же Фильтра. Делал все в сервисе по установке гбо, у них же снимал гбо с нексии. Так же ставили у них 2 семейные машины очень хорошо объясняют что и почему и делают хорошо. Машина на газу работает хорошо, 👌. Единственное расход остаётся не понятен. Так же по случаю ищу бк на машину, что посоветуете)
Новости про машину:-( нашёл косяки по кузову, летом устраню. Все же без косяков сложно найти сами понимаете.
Сегодня планирую кое что сделать в машине, а пока просто езжу и не парюсь. Все работает чётко и хорошо.
Будут вопросы буду рад ответь. Всем пока 👋

>Установка Э-411М-220 для зарядки аккумуляторных батарей

Гарантийные обязательства:

Гарантийный срок на оборудование составляет тот срок, который прописан заводом-изготовителем или 12 месяцев со дня подписания товарно-транспортной накладной, если иное не предусмотрено. Гарантии производителя содержатся в инструкции по эксплуатации.

Гарантийные обязательства не распространяются на естественный износ, а также ущерб, возникший вследствие неправильного или небрежного хранения, обслуживания или чрезмерной нагрузки, применения Оборудования не по назначению, недостаточного и/или неправильного монтажа и пуска в эксплуатацию не по техническим инструкциям Поставщика по монтажу и/или сборке и пуску. Гарантийные обязательства Поставщика не распространяются на расходные материалы и части, срок службы которых меньше гарантийного срока, а также на повреждения механического, химического, термического или иного внешнего воздействия. Покупатель осуществляет транспортировку товара или неисправных запасных частей до сервисного центра Поставщика и обратно — за свой счет, если иное не прописано в договоре.

Возврат товара Поставщику:

Просьба обратить внимание на то, что все товары, которые поставляет компания Грантэк, относятся к категории «технически сложных товаров» и не относятся к товарам «народного потребления» а значит не подлежат безусловному возврату или обмену, если они по каким-то причинам не подошли покупателю и при этом не имеют недостатков. В течение 14 дней со дня покупки, если товар оказался бракованным или неисправным, Вам необходимо обратиться в нашу компанию. Отдел сервиса сделает заключение о невозможности ремонта Вашего товара, Вы можете вернуть этот товар нам, предъявив заключение. Когда неисправность очевидна, подозрений на скрытые повреждения и неправильную эксплуатацию товара нет, а ремонт товара невозможен, мы меняем товар на аналогичный или возвращаем деньги, после технического заключения специалиста или завода производителя, (о чем уведомляем в письменном виде) Товар у которого отсутствует упаковка, утрачен товарный вид и не хватает технических документов (инструкций или паспортов), не может быть принят Поставщиком или принят с уценкой на реализацию (по документам) и договоренности сторон.

По дополнительным вопросам звоните 8-800-222-81-13