Потхельм шлем

Топфхелм

Реконструктор рыцаря в сюрко, в турнирном горшковом шлеме (рекурсия) с нашлемной фигурой, бурлетом и намётом

Топфхельм (в оружиеведнии XIX—XX вв. нем. Topfhelm — «горшковый шлем» , англ. Great Helm — «Большой Шлем», фр. Heaume — «Шлем») — шлем для кавалерийского боя, появившийся примерно в конце XII века во времена крестовых походов. Состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника.

Конструкция шлема обеспечивала защиту головы спереди, с боков и сзади, обзор осуществлялся через узкие (шириной 9—12 мм) смотровые щели, и на ближних дистанциях являлся несколько ограниченным. Ниже прорезей для глаз располагались отверстия для вентиляции. Иногда они пробивались упорядоченно, формируя целые узоры или изображения (например в виде короны на шлеме Эдуарда Уэльского, известного как «Черный Принц»). На поздней разновидности топфхельма XIV века — кюбельхельме (Kübelhelm) — вентиляционные отверстия располагались, как правило, только с правой стороны шлема, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наиболее подверженной ударам вражеских копий.

Печать Людовика Блуаского, 1201 год. Хорошо виден потхельм с маской с крупными полукруглыми вырезами для обзора на стыке между нее и нижней гранью шлемаПечать сэра Роберта Фитцуолтера, 1198 год. Потхелм с защитой лица

Печать Иоганна I, графа Гольштейн-Киля (1247—1259)Печать Иоганна II, графа Гольштейн-Киля (1271—1302)Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из «Библии Мациевского», середина XIII века. Folio 39Печать Генри де Лейси, графа Линкольна (1251—1311)Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в БерлинеНемецкий топфхелм. Около 1300 г.

Топфхельм раннего типа

Изначально к появлению шлема типа «топфхельм» привело увеличение наносника, его разрастание в нижней части таким образом, что верхняя половина лица стала практически закрыта полумаской. Поводом для этого послужила возросшая роль таранного копейного удара, которая заставила всадников и мастеров оружейников искать пути снижения опасности от соскальзывания копья (ударившего в щит), в лицо обороняющегося. Так же, со временем, для упрощения изготовления и увеличения внутреннего объёма, призванного уменьшить воздействие ударов в голову (увеличенный объём позволял использовать стеганный подшлемник и исключал контакт стенок шлема с головой владельца), форма шлема изменилась — из конической она стала цилиндрической. Полумаска, к тому времени стала так же изготовляться проще — в железном листе пробивались отверстия для глаз, одновременно с этим появилась и защита нижней части лица — железный лист, в котором пробиты множество отверстий для притока воздуха. С добавлением назатыльника мы видим полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Изображения подобных шлемов известны с конца XII века — в рукописи «Энеиды» ок. 1200 года, на богатой отделке алтаря из собора в Аахене и т. д.

Следующим этапом конструктивного развития этого вида шлема можно считать появление на нём продольного ребра, проходившего от лба до подбородка по линии носа. Это новшество связано с тем, что, как только лицо воина стало в достаточной мере защищено от ударов, инженерная мысль пошла дальше, стараясь не только защитить лицо непосредственно от контакта с вражеским оружием, но и снизить кинетическую энергию удара, в первую очередь копейного. Появление продольного ребра способствовало тому, что наконечник копья соскальзывал в сторону, не способный пробить металл и не успевая передать энергию мощного удара в голову, защищенную шлемом. В это же время появилась и крестообразная накладка, вертикальными лучами креста проходящая от лба до подбородка, горизонтальными — обрамляя смотровые щели. Концы лучей креста могли быть оформлены в виде трилистника или лилии. Подобные шлемы нам прекрасно показаны на миниатюрах Библии Мациевского (середина XIII века) и многих других изображениях этого периода.

Топфхельм позднего типа

К началу XIV века форма топфхельма в очередной раз претерпела изменения. Он увеличился в размерах, так как общепринято стало надевать его поверх малого шлема — сервильера, а, впоследствии, бацинета. Это диктовалось как стремлением к абсолютной защите рыцаря, так и меняющимся характером войны — профессиональному воину (которым являлся рыцарь или тяжеловооруженный латник) требовалось находиться вооруженным долгое время, нежели раньше — когда вооружались непосредственно перед битвой.

Таким образом, воин в бацинете (или, чуть ранее, в сервильере) находился в достаточно снаряженном виде для боя. Но чисто гипотетически, как только он видел угрозу широкомасштабной схватки, он надевал поверх бацинета (сервильера) шлем-топфхельм и был готов к полевому сражению по максимуму, где ему отводилась главенствующая, «таранная» роль. Описанный выше умозрительный момент имеет отношение к периоду Столетней войны, с изменившимся характером боя, в частности, и войны, в целом. Хотя, английское рыцарство, вполне вероятно, столкнулось с этим несколько раньше, в шотландских походах начала XIV века. Такие увеличенные в размерах горшковые шлемы второй половины XIV века иногда называют кюбельхельмами (Kübelhelm).

«Вальдемар Аттердаг собирает „огненную дань“ c жителей Висбю» (1361). Картина К. Г. Хелльквиста (1882). По обе стороны от сидящего на помосте короля стоят рыцари с кюбельхельмами

В эту эпоху шла активная фаза поиска новых форм, что привело к появлению гибридов — шлемов с забралом, которые трудно отнести к определённой, «классической» классификации — они похожи на топфхельм и на бацинет одновременно.

Данный вопрос требует ещё выработки своей терминологии. Одна из таких попыток — введение термина «Сахарная голова» (Sugarloaf), родившегося в среде военных реконструкторов. Термин этот — поверхностный и абстрактный, совершенно не привязанный к морфологии шлемов в целом — призванный умозрительно обозначать «горшковые» шлемы с забралом. Вместе с тем, большинство топфхельмов XIV века демонстрируют сходство с настоящей сахарной головой, совершенно независимо от того, есть на них забрало или нет.

С начала XIV века, практически повсеместно, тулья шлема становится конической, либо цельнокованной, либо клепаной из двух-трех пластин. Предличная пластина и назатыльник опускаются практически до самого уровня плеч, клиновидно опускаясь на спину и на грудь. В предличной пластине, в самом низу, прорезались парные (реже только с одной стороны) крестообразные отверстия, предназначенные для крепления прочной цепи, второй конец которой был закреплен на груди пластинчатого доспеха.

Топфхелм из гробницы рыцаря Ханса фон Корнбурга. Нюрнберг, 1350 г.

Такое крепление шлема было обусловлено двумя задачами.

Первая — предотвратить срывание шлема с головы владельца в рукопашной схватке. Примеры подобных захватов за шлем — с целью его сорвать, или сместить его на голове, сдвинув смотровые щели (тем самым лишить владельца обзора) — многократно изображены в сценах средневековых битв.

Вторая причина — дополнительно снизить нагрузку при копейном ударе — не дать возможности сильно отклонить голову назад и травмировать шею — цепи удерживают шлем (и голову в нём) от резкого откидывания назад.

Миф о том, что цепи служили для того чтобы сбрасывать «тяжелый» и «неудобный» шлем при рукопашной схватке, не подтверждается ни средневековыми изображениями, ни нарративными источниками того периода, ни современными практическими экспериментами.

Надгробие сэра Риса ап Гриффидда, собор Св. Давида

Окончательный отказ от этого вида шлема произошел на рубеже XIV—XV веков, когда война окончательно стала не только полевым сражением, где все решала схватка конных латников, но и периодом длительных военных кампаний, где использовались набеги, засады и т. п., когда от всадника потребовалась большая мобильность и универсальность. Врагом тяжеловооруженной конницы все чаще выступала пехота, лучники и арбалетчики, а также отряды легкой кавалерии. Для такой войны больше подходил бацинет (хундсгугель) с подвижным забралом, поскольку позволял быстро менять поле обзора (открывая-закрывая забрало), для ориентации в изменяющихся условиях боя, не выпуская оружия из рук.

Вместе с тем, весь опыт, наработанный за 200 лет существования данного типа шлема, был использован мастерами в дальнейшем — тяжелые турнирные шлемы типа «жабья голова» ведут свою родословную именно от топфхельма.

Шлем типа «сахарная голова» с «рогами» (наличие которых для сахарной головы нетипично). Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка

Геральдика

Так как топфхельмы были чисто кавалерийскими шлемами, с распространением нашлемных геральдических украшений и введением их в гербы неотъемлемой принадлежностью дворянского герба стал топфхельм — таким образом дворянские гербы выделялись среди прочих. Сперва, в первой половине XIV века, шлемы были введены в гербы дворян Германии, а оттуда эта тенденция распространилась по всей Европе. В поздней геральдике, когда сам топфхельм уже вышел из практического употребления, иногда использовалась цветовая дифференциация шлемов — наличие позолоты указывало на высокое дворянское звание и знатность владельца герба, полностью позолоченный шлем — на принадлежность к королевскому роду. В некоторых королевских, графских или баронских гербах шлем сверху увенчивался короной соответствующей формы, как например в этом гербе Англии.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год

Ниже представлены варианты нашлемных украшений XIII-XIV веков.

  • Миниатюра из «Энеиды» Генриха фон Фельдеке, 1215 г. Разнообразные виды нашлемных фигур

  • Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура — голова лебедя

  • Топфхелм XIV века, принадлежавший Альберту фон Пранкху. Сейчас находится в Художественно-историческом музее в Вене. Нашлемная фигура — рога, выполненные из кожи

  • Ульрих фон Лихтенштейн. Миниатюра Манесского кодекса. Нашлемная фигура — девушка со стрелой и факелом

  • Швейцарский рыцарь-миннезингер Генрих фон Фрауенберг (нем.)русск.. Миниатюра Манесского кодекса. Нашлемная фигура — орлиные лапы с когтями

  • Дама подаёт шлем коленопреклонённому рыцарю. Миниатюра из манускрипта «Романа об Александре» (1338-1344) Нашлемная фигура — изображение лебедя

Большой шлем XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка

Жаргонные названия

  • Топ-хелм — англ. top-helm (буквально «верхний шлем», искажённое нем. topfhelm) — жаргонное название большого шлема. (NB: название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.)
  • Андер-хелм — англ. under-helm (буквально «нижний шлем») — жаргонное название бацинета или черепника, надевавшегося под Большой Шлем. (NB: название не используется специалистами, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков..)
  • Пот-хелм- Pot-Helm придуманный термин, вероятно в американской Society for Creative Anachronism, в конце XX века, никогда не использовавшийся в оружиеведении, имеющий ограниченное обращение в среде реконструкторов и ролевиков.

См. также

  • «Жабья голова»
  • Цервельер
  • Норманнский шлем
  • Бацинет
  • Восточный бацинет
  • Хундсгугель
  • Салад
  • Капеллина
  • Кабассет
  • Морион
  • Армет
  • Барбют
  • Бургиньот

> Ссылки

  • Шлем «сахарная голова»

Литература

  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Окшотт Эварт. Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение / Пер. с англ. А. Н. Анваера. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 192 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2636-8.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.

Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм

Не так давно один из посетителей сайта ВО задал мне вопрос, какие доспехи сохранились от XII века, и разве тогда была нержавеющая сталь? Удивительно, не правда ли? Почему удивительно? Да просто потому, что в XII никаких доспехов, то есть защитного снаряжения из цельнокованых металлических пластин воины еще не носили, были только кольчуги и вот они-то, хотя и в малом числе, до нашего времени дошли, но очень и очень ржавые. Например, кольчуги из погребения в Гъермундбю или Гнездовских курганов, вернее то, что от них еще осталось. Изделия из металла выкованные в виде пластин – это шлемы. Но если мы обратимся к археологическим находкам этих шлемов, то увидим, как сильно они за минувшие века пострадали от коррозии. Тем не менее, шлемов XIII – XIV вв. Найдено довольно-таки много и все они, безусловно, очень ценные (а значит и дорогие!), хотя ни золота, ни драгоценных камней на них нет.

Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, на которой хорошо видны горшковидные шлемы всадников с усиливающими накладками в виде креста, середина XIII века. (Библиотека Пирпонта Моргана)
Речь пойдет о так называемом шлеме топфхельм (жаргонное название топхелм) – «горшковом шлеме», англ. Great Helm – «большом шлеме», – то есть сугубо рыцарском шлеме для боя верхом, появившемся примерно в конце XII века. Как правило, этот шлем собирался из нескольких, обычно пяти, металлических пластин, соединявшихся при помощи клепки.

Акваманила – сосуд для воды в виде всадника в шлеме топфхельм, 1250 г. Тронхейм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)

«Топхельм» середины XIV века. (Германский национальный музей, Нюрнберг)
Генезис этого шлема очень интересен и заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Начнем с того, что во времена Карла Великого и позднее вся Европа, включая и легендарных викингов, прикрывала голову сегментными шлемами, либо сфероконической, либо куполовидной формы, о чем нам лишний раз напоминает «вышитое полотно из Байё». Но этот шлем, даже с наносником в виде металлической пластинки, давал плохую защиту для лица. А тут начались крестовые походы, европейским рыцарям пришлось сражаться с конными лучниками мусульман и ранения в лицо стали обычным явлением. В результате уже в 1100 году в Германии, а затем и во Франции появляются шлемы с масками с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. То есть к старым по форме шлемам добавили новую деталь, не более.

Лунет дает Ивэйну волшебное кольцо. Роспись на стене в замке Роденег. «Ивэйн, или Рыцарь со львом» рыцарский роман Кретьена де Труа, 1170 г. На рыцаре типичный «шлем кастрюля с маской».
Однако около 1200 года в добавление к коническим шлемам появляется еще один, уже совершенно новый и ранее неизвестный тип шлема – «шлем кастрюля» или «шлем-таблетка». Выгода от его появления была немалая. Во-первых, он был намного технологичнее сегментных шлемов, так как собирался всего из двух деталей. Во-вторых, он не слишком плотно сидел на голове и хотя удары с него теперь не соскальзывали, в то же время они и цели не достигали, поскольку приходились на Г-образную кромку тульи «кастрюли», прорубить которую было сложнее, чем гладкую пластину толщиной 1,5-мм. Теперь оставались лишь усилить защитные свойства этого шлема с помощью лицевой маски, что и было сделано уже в том же 1200 году. Причем тогда же появились и нашлемные украшения в виде крепившихся на них флажков, поднятых кверху ладоней и орлиных лап.

Изображения воинов в закрытых шлемах из Speculum Virginum (Jungfrauenspiegel «Зеркало девственниц») — дидактического трактата XII века о женской монашеской жизни. Первоначальный текст датируется серединой XII века и, возможно, был составлен в Августинском аббатстве Андернах, основанном Ричардом, аббатом Спрингерсбаха, для его сестры в 1128 году.
Вторым поводом к появлению лицевых масок стала новая тактика боя копьем – куширование, при котором его уже не держали в руках, а зажимали под мышкой. Теперь оставалось только приклепать к этому шлему еще и назатыльник, чтобы получить совершенно закрытый со всех сторон шлем, что и было сделано уже к 1214 году, когда рыцари Англии и Германии в таких новомодных шлемах впервые появились в битве при Бувине. С добавлением назатыльника мы видим уже полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Но изображения подобных шлемов известны и ранее, а именно с конца XII века, в частности, в миниатюрах из «Энеиды» около 1200 года, на фигурах с алтаря в соборе в Аахене и т. д.

Практически все шлемы, о которых здесь рассказывается, можно увидеть в советском кинофильме 1982 года «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
Следующим шагом в развитии этого шлема стало появление на его лицевой части острого продольного ребра, так что она теперь приобрела форму острого угла. Это ребро вызывало соскальзывание наконечника копья в стороны, благодаря чему он не успевал передать всю энергию копейного удара в голову, покрытую таким шлемом. Ребро дополнительно укрепили крестообразной накладкой в форме креста, вертикальные лучи которого шли от лба и до подбородка, а горизонтальные – располагались там же, где и смотровые щели, и не давали наконечнику копья соскользнуть в них. Концы лучей креста было принято оформлять в виде трилистника либо цветка лилии. Подобные шлемы хорошо известны по миниатюрам из «Библии Мациевского» (середина XIII века) и многим другим изображениям этого времени.

Вот из таких кованых пластин и состоял «горшковый шлем».

«Шлем из Даргена». Едва ли не самый известный среди всех сохранившихся до наших дней «больших шлемов» и самый растиражированный в современной массовой культуре. Был найден в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от германской деревни Дарген в Померании, в честь которой и получил свое название. Относится ко второй половине XIII века. На средневековых миниатюрах похожие шлемы встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес около 2,25 кг. (Немецкий исторический музей, Берлин).
В жару поверх шлема можно было надеть и вот такую шляпу! Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
Удивительно, но уже в 1220 году в Англии появились шлемы топхельм с забралом, откидывающимся вертикально, а в 1240 году эти же шлемы во Франции и Германии снабдили забралом-дверцей, на петле с левой стороны и «замочком» на правой. Очень жаль, что такие шлемы никто не показал в кино. Это было бы очень забавно! Ну, а с 1250 года в моду вошел классический топхельм в форме слегка расширяющегося кверху цилиндра, и со спущенной на шею передней частью. Верх обычно был плоским. Отверстия для дыхания располагались равномерно по обе стороны. Для защиты от ржавчины шлемы окрашивались.
Шлем с забралом-дверцей. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
Шлемы с забралом. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
К 1290 году форма «большого шлема» изменилась. Теперь его верхняя часть приобрела конусовидные очертания, а верхнюю пластину стали делать выпуклой. Конструкция такого шлема давала защиту голове спереди, с боков и сзади, смотровые щели были шириной 9-12 мм, из-за чего на ближней дистанции обзор из него был ограниченным. Отверстия для вентиляции, находившиеся ниже смотровых щелей, могли иметь разную форму. Иногда их пробивали так, что получались узоры или изображения (как это было сделано, например, на шлеме Эдуарда Уэльского – «Черного Принца», где эти отверстия были сделаны в виде короны), но чаще просто в шахматном порядке. На поздней разновидности этого шлема – кюбельхельме эти вентиляционные отверстия уже в XIV веке стали располагать исключительно с правой стороны, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наибольшим образом подверженной ударам копий противника.
Топфхельм и его устройство. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
Затем к началу XIV века форма «большого шлема» вновь изменилась. Он стал еще больше, так как его стали надевать поверх еще одного, малого шлема — сервильера, а, затем и шлема бацинет. Дело в том, что находиться в полностью закрытом шлеме долгое время было очень тяжело и рыцари нашли выход: «на всякий случай» стали надевать полусферический сервильер и конический бацинет, а уже непосредственно перед атакой водружали себе на голову топхельм. Такие горшковые шлемы второй половины XIV века как раз и принято называть кюбельхельмами.
Самые распространенные шлемы XIV века. Рис. Грэхема Тёрнера.
С начала XIV века тулью шлема начинают делать конической, причем часто цельнокованой, и прикрепляют к нижнему основанию, собранному из пары пластин. При этом предличная пластина и назатыльник теперь опускаются спереди и сзади в форме клина на грудь и спину. На ней, в самом низу, появляются крестообразные отверстия для пуговицы на конце цепи, второй конец которой закреплялся на груди. О цепях в свое время на ВО был материал «Доспехи… и цепи» (https://topwar.ru/121635-dospehi-i-cepi.html), так что повторяться в данном случае смысла нет, но следует подчеркнуть, что, несомненно, цель эти цепи преследовали не только декоративную.
Реконструктор в шлеме топфхельм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)
Например, есть мнение, что они, например, не давали сорвать шлем с головы владельца в рукопашной хватке, хотя по мне, скорее уж, наоборот, помогали это сделать. Хотя, да, действительно, изображения подобного захвата одним рыцарем за шлем другого, чтобы сорвать или сместить его на голове в сторону, чтобы лишить его владельца обзора, неоднократно изображались в сценах средневековых сражений, включая и знаменитой «Манесский кодекс».
Айвенго из фильма 1982 года в типичном шлеме из книги Виолле ле Дюка. Интересно, какой смысл был в этом забрале, которое закрывало только… рот?!
Как всегда, находились… ну скажем так: «странные люди», заказывавшие мастерам шлемы с забралом, причем небольшим. Кстати, такой шлем с забралом, закрывавшем только рот, носит Айвенго в советской кинокартине 1982 года, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – фильме, где словно специально показаны все виды шлемов, названные в этой статье, так что есть смысл сразу же после ее прочтения этим же вечером его пересмотреть…
Воины в самых различных шлемах из Холкхемской библии, (ок.1320 – 1330). (Британская библиотека, Лондон)
Окончательно отказались от этого шлема на рубеже XIV – XV веков, когда исход войны решался уже не одним только полевым сражением и схваткой конных латников, а в ходе длительных военных кампаний, где от всадника потребовались высокая мобильность и возможность вести бой как конным, так и пешим. Главным противником тяжеловооруженной конницы теперь все чаще стала выступать пехота, лучники и арбалетчики, да и сами рыцари все чаще спешивались для боя с пехотой. В этих условиях бацинеты с подвижным забралом оказались удобнее, так как позволяли с легкостью обозревать поле боя, открывая и закрывая забрало, не выпуская при этом оружия из рук и не прибегая к помощи оруженосца.
Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура – голова лебедя.
А вот еще один «лебединый шлем», свидетельствующий о популярности именно этой геральдической фигуры. Миниатюра из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344г.) (Бодлеанская библиотека Оксфордского университета)
В таком шлеме в кинофильме про Айвенго разъезжал барон Реджинальд Фрон де Беф …
А это прямо-таки иллюстрация к одному из романов серии «Проклятые короли».
Так «большой шлем» исчерпал свои возможности и завершил свою эволюцию в качестве средства защиты на поле боя, но еще использовался на турнирах, и где в XVI веке его сменил так называемый «жабий шлем» или шлем «жабья голова», ставший завершающим итогом и результатом его развития.
«Большой шлем» XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
«Шлем сахарная голова» — название популярное среди реконструкторов, но не официальное. По сути тот же топфхельм, но с заостренной верхушкой. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
И его внутреннее устройство…

А это изображение подобных шлемов, причем в большом количестве, в миниатюре из «Хроники Колмариенса», 1298 г. (Британская библиотека, Лондон).
История «большого шлема» самым неразрывным образом связана со средневековой геральдикой. Сначала, а именно в первой половине XIV века, эти шлемы вместе с различными нашлемными украшениями были введены в рыцарские гербы в Германии, а затем мода на включение этих шлемов в свой герб распространилась уже по всей Европе.
Шлем с короной. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
Когда же сам топфхелм уже вышел из употребления, стали использовать цветовую дифференциацию этих шлемов в качестве еще одного средства опознавания. Так, позолота отдельных деталей указывала на высокое дворянское звание и знатность владельца этого герба, а вот если шлем был позолочен целиком, то это означало его принадлежность к королевскому роду. Шлем в верхней части щита имели многие королевские, графские и баронские гербы, причем как правило они увенчивались короной соответствующей формы, имели на нем шлемовой намет и украшались перьями и гербовой фигурой.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год. (Библиотека Цюриха, Швейцария)
Среди самых известных шлемов этого типа можно назвать «шлем из Больцано», найденный в башне города Больцано в Италии. Известен также под названием «шлем из города Бозен» (название города Больцано на немецком языке). Датируется началом XIV века. Вес – 2,5 кг. (Замок св. Ангела, Рим). Затем – «шлем из замка Аранас», Швеция. Датируется началом XIV века. Вес шлема составляет около 2,34 – 2,5 кг. (Государственный исторический музей, Стокгольм), ну и, конечно, шлем из собрания Тауэра в Лондоне. Датируется второй половиной XIV века. Примерный вес – 2,63 кг. (Королевский арсенал, Лидс). Все они представляют собой огромную ценность и потому, естественно, очень дороги.
Также очень известный шлем Альберта фон Пранка XIV века. (Художественно-исторический музей, Вена)
Продолжение следует…

> Как сделать Горошкообразный шлем

Ранний большой шлем — Потхельм

Представленый вариант выкройки уже давно бродит интернетами. По нему и делается большинство потхельмов. Выкройки рекомендуется распечатывать через Фотошоп и можно вырезать. Вот толь не спешите делать шлем, рекомендую изготовить бумажную модель шлема, а то вдруг он окажется вам не по размеру. Не забывайте что шлем одевается на подшлемник, поэтому необходимо к окружности головы добавлять 10 см – допустим окружность вашейголовы 57 см, то шлем делается как будто окружность головы 67 см.

1. Вырезать шаблоны из 2 мм стали, кроме затыльной части, которую можно сделать и из металла немного тоньше толщины, так как необходимо будет выполнить отбортовку.

2. Крышке шлема на металлической тарелке придать полусферическую форму, отрихтовать ее.

3. Боковые пластины согнуть с помощью трубы. Желательно на боковых частях разметить 4 отверстия под клепки, склепать эти части на 2 центральные клепки (рис.1). Ширина стыковки равна 1,5 см.

4. Крышку шлема можно соединить с боковыми частями с помощью сварки, потом зачистить наружный шов, и если к готовому шаблону предварительно добавить полукруглые лепестки (рис.2). Эти лепестки загнуть и приклепать их «в потай» изнутри боковых стенок (рис.3).

5. С помощью круглой болванки на декоративной планке выполнить загиб (рис.4), и приклепать ее к верхней части шлема. Для лучшего прилежания этой планки к верхней крышки, можно ее обстучать фторопластовым молотком (рис.5).

6. Лицевую часть шлема согнуть и выбить на ней вертикальное ребро.

7. Можно к лицевой части сделать дополнительную декоративную накладку, которая так же будет играть дополнительную защиту. Для этого соединить лицевую часть с боковыми стенками с помощью болтиков. Взять листок бумаги приложить к лицевой части и прорисовать шаблоны. Ширина накладок составляет 1,5 см (рис.6). Приклепать эти накладки.

8. На затыльной части выполнить отбортовку. На металлической болванке загнуть край (рис.7) и подогнать под форму шлема. Разметить и просверлить отверстия как на затыльной части, так и на боковых стенках.

9. Собрать шлем полностью на болтиках, и вынимая болтики через один, проклепать шлем заклепками.

10. Согнуть и подогнать носовую стрелку и приклепать ее (рис.8).

11. Приделать подшлемник к шлему, но это уже по усмотрению изготовителя.

Выкройки и изготовление Топфхельма

Вот так выглядит готовое изделие:

Выкройки:
Инструкция по изготвлению рыцарского шлема Топфхельм:

1) Вырежьте пластины, помня о том лобная и затылочная пластина одинаковы и их выкройка.
2) Обработайте края и углы пластин.
3) Сформируйте лобовую и затылочную пластины верхней части шлема и соедините их заклепками вместе, перехлест между ними 7-8 мм (3/10 дюйма).
4) Просверлите отверстия для заклепок 5 мм (3/16 дюйма) в соответствии с выкройкой.
5) Выгнете в наружу в верхнюю крышку шлема, края крышки загните во внутрь на дюйм (2,54 см). Это будет опора для крепления крышки к лобной и затылочной пластине.
6) Вставьте крышку шлема изнутри (если надо подгоните её чтоб прилегала плотно) . Сквозь отверстия в лобной и затылочной пластине отметьте фломастером места для отверстий для клепки.
7) Просверлите отверстия на крышке и соедините заклепками крышку и верхнюю часть шлема.
8) Сформируйте обратную пластину, чтобы соответствовать вершине шлема и расставьте отверстия для заклепок в соответствии с выкройкой.
9) Сквозь отверстия в нижней задней пластине отметьте фломастером нижний ряд отверстий в верхней задней пластине и просверлите их. Присоедините присоедините нижнюю заднюю пластину к верхней
10) Просверлите отверстия для дыхания и кресты на лицевой пластине.
11) Подгоните лицевую пластину под шлем и присоедините её к остальной части шлема аналогично способами описанными выше.
12) Отполируйте шлем и латунные пластины для креста.
13) Присоедините руки латунного креста над глазными прорезями.
14) Присоедините заклепками главную часть латунного креста. Не забудьте использовать полосу стального подкрепления под частью креста, которая проходит между глазами.
15) Заново отполируйте шлем и крест, если нужно.

LiveInternetLiveInternet

Шлемы являются одними из самых известных артефактов военного дела. Появившись на заре цивилизации, они практически никогда полностью не выходили из употребления, постоянно совершенствуясь и развиваясь.
Но, пожалуй, наибольшего расцвета шлемы достигли в средние века и в раннее Новое время — их существовали десятки видов. Именно этому интересному историческому периоду посвящена данная статья. Все шлемы, фотографии которых представлены в статье, являются подлинными артефактами своего времени, большинство — музейные экспонаты.

Спангенхельм. Северная Европа. VI в.



Спангенхельм, от нем. Spangenhelm — «заклепочный шлем», был популярным европейским боевым шлемом Раннего Средневековья. Спангенхельм, в отличие от назального, является сегментарным шлемом из металлических полос, которые формируют структуру шлема. Полосы соединяют на заклепках три-шесть стальных или бронзовых пластин. Структура имеет конический дизайн. Спангенхельм мог включать защиту носа (наносник) или полумаску, защищавшую верхнюю часть лица и, очень редко, полнолицевую маску. Более ранние спангенхельмы часто включают откидные створки для защиты щек, сделанные из металла или кожи. Первоначально шлемы типа спангенхельма появились в Средней Азии, точнее в Древней Персии, откуда еще во времена упадка Римской империи по южному пути, вдоль Черного моря, проникли в Европу.

Спангенхельм. Средняя Азия. VIII в.

Именно в таких шлемах в Европе в V веке появились воины из кочевых племен степей Евразии, такие как сарматы, которых приняла на службу разваливающаяся Римская империя. К VI веку это был уже наиболее распространенный шлем в Европе, в том числе и у германцев, а также всюду и на Ближнем Востоке.

Вендельский шлем. Скандинавия. VII в.


Шлем оставался в использовании по крайней мере до IX века. Спангенхельм был шлемом с эффективной защитой, который было относительно легко изготовить. Однако слабость конструкции из-за сегментарности в конце концов привела к его вытеснению в IX веке цельнометаллическими назальными шлемами.
Назальный шлем. Франция. Начало XIII в.

Назальный шлем (в русской традиции норманнский шлем), от анг. Nasal Helm — «носовой шлем» или «шлем с наносником», — тип боевого шлема, используемого от Раннего до Высокого Средневековья. Является дальнейшим развитием более раннего спангенхельма. Назальный шлем имеет куполообразную форму или поднятый заостренный центр, с единственной выдающейся металлической пластиной, которая простирается вниз по носу. Пластина обеспечивает дополнительную лицевую защиту.
Цельнокованный назальный шлем. Моравия. XI в.

Назальный шлем появляется всюду по Европе в конце IX века. Он становится преобладающей формой защиты головы, заменяя предыдущие спангенхельмы и шлемы вендельского типа. Он, а точнее одна из самых ранних его версий — васгард, стал самой популярной формой защиты головы в то время. Назальный шлем начал терять популярность в конце XII века, уступая шлемам, которые обеспечивали лучшую лицевую защиту. И хотя назальный шлем окончательно потерял популярность среди более высокого класса рыцарей к середине XIII века, они были все еще широко распространены среди лучников, для которых широкое поле зрения было крайне важно.
Норманн в назальном шлеме. Любительская реконструкция.

Топфхелм. Нюрнберг. Начало XIV в.

Большой шлем (от анг. Great Helm) или топфхелм, от нем. Topfhelm — «горшковый шлем», является самым распространенным западноевропейским рыцарским шлемом Высокого Средневековья. В Испании топфхелмы называли Yelmo de Zaragoza — «Сарагоский шлем», где они впервые появились у рыцарей на Пиренейском полуострове. Возник в конце XII века, в эпоху крестовых походов, и оставался в использовании до XIV века. Они массово использовались рыцарями и исключительно редко тяжелой пехотой приблизительно с 1220 по 1340 гг. В самой простой форме большой шлем представляет собой цилиндр с плоской вершиной, который полностью покрывает голову и имеет только очень узкие прорези для глаз и маленькие отверстия для дыхания. Поздние версии большого шлема получили более искривленную конструкцию к вершине, чтобы лучше отклонять и уменьшать воздействие ударов. Этот более поздний вариант, с более конической вершиной, известен как шлем «сахарная голова» (от анг. Sugarloaf Helm) или кюбельхелм, от нем. Kubelhelm — «ковшовый шлем».
Кюбельхелм. Англия. Около 1370 г.



Хотя большой шлем и предложил лучшую защиту, чем предыдущие шлемы, такие как назальный и спангенхельм, он имел большой недостаток: сильно ограниченное поле зрения владельца и очень плохую вентиляцию, которые из-за отсутствия забрала исправить было невозможно. Рыцари носили под большим шлемом войлочный подшлемник, а также могли носить плотно прилегающую стальную шапку (каску), известную как цервельер. К большому шлему мог быть также приделан кольчужный авентайл для защиты шеи, горла и плеч владельца. Постепенно цервельер развился из его ранней формы в самостоятельный шлем — бацинет, и заменил большой шлем на поле боя. Большой шлем постепенно вышел из употребления в течение XIV века, однако и после этого еще долго использовался на турнирах. На турнирах же появилась его новая тяжелая версия штеххелм, от нем. Stechhelm — шлем «жабья голова».
Штеххелм. Северная Италия. Вес 8,77 кг. Около 1475-1500 гг.

Штеххелм. Англия или Фландрия. Вес 7,4 кг. Около 1410-1450 гг.

Составной доспех со штеххелмом для турниров короля Испании Филиппа I Красивого. Начало XVI в.

Бацинет открытого типа. Вес 1,8 кг. Около 1370-1400 гг.

Самые ранние версии бацинета начала XIV века не имели никаких забрал и носились под топфхелмами. Во время жестокого рукопашного боя рыцари часто отказывались от большого шлема, поскольку он препятствовал дыханию и имел плохую обзорность. Таким образом, наличие дополнительного шлема меньшего размера под большим было реальным преимуществом в рукопашном бою. К середине XIV века большинство рыцарей отказалось от большого шлема в пользу бацинета. Бацинеты, по большей части открытого типа, активно использовались и пехотой. Самые ранние бацинеты были еще открытыми и даже могли иметь назальную пластину. Однако у них быстро появились забрала, по большей части конической формы, для лучшей вентиляции. Их стали называть хундсгугель, от нем. Hundsgugel — «собачья морда», а также «свиным рылом» (от анг. Pig Faced). Вторым типом был клапвизор — забрало с менее вытянутой вперед формой, крепившееся единственным стержнем спереди ко лбу и фиксируемое ремешками по бокам, который был наиболее распространен в Германии.
Бацинет с забралом хундсгугель. Германия. Около 1375-1400 гг.

Бацинет с забралом клапвизор. Германия. Около 1420-1430 гг.

Бацинет с поднятым забралом клапвизор. Германия. Около 1420-1430 гг.

У ранних версий иногда был кольчужный авентайл для защиты шеи, горла и плеч владельца, в то время как более поздние версии (с начала XV века) часто защищали шею отдельной пластиной — латным ожерельем. На бацинетах почти всегда проделаны маленькие отверстия вокруг краев шлема. Эти отверстия использовались для крепления обивки внутри шлема. Ношение бацинета уже не требует отдельного подшлемника, как у большого шлема. Обивка была сделана из полотна или льняной ткани и набита смесью из шерсти и конского волоса. Ремней под подбородок для фиксации шлема на голове тогда не использовали. Бацинет с забралом и без (часто рыцари носили с собой несколько сменных забрал — один для копейной сшибки, другой для рукопашного боя) был наиболее распространенным шлемом, который носили в Европе на протяжении всего XIV века и в начале XV века, включая почти всю Столетнюю войну. В Германии в начале XV века появилась более выпуклая версия бацинета с большими пластинами, чтобы лучше защищать горло. Забрало и сам шлем приобрели округлую форму со множеством отверстий. Такие шлемы получили название гранд-бацинеты, которые использовались рыцарями на турнирах, пока к концу XV века не развились в закрытые шлемы.
Гранд-бацинет. Возможно, Англия. Около 1510 г.

Составной кольчужно-латный боевой доспех с бацинетом хундскугель конца XIV-первой половины XV в.в. Музейная реконструкция

Салад открытого типа. Италия или Испания. Вес 1,51 кг. Около 1470-1490 гг.

Салад или целата был боевым шлемом, который заменил бацинет в Северной Европе и Венгрии в середине XV века. Большинство рыцарей побогаче носили салады с дополненными расширенными пластинами спереди, защищавшими нижнюю часть лица, челюсть и шею, называемые бевор.
Салад закрытого типа. Германия. Вес 3,62 кг. Около 1490 г.


Бевор может быть сделан из единственной пластины или сформирован из нескольких пластин вокруг шеи и подбородка. Бевор, как правило, носили вместе с саладом, а позже и с некоторыми бургундскими шлемами (бургиньотами), в который бевор был уже встроен в сам шлем, став по сути забралом. В обоих случаях две части брони объединялись, чтобы обеспечить защиту для всей головы и шеи. Большая часть саладов не нуждалась ни в каких вентиляционных отверстиях, поскольку имелся естественный промежуток между самим шлемом и бевором, как раз около рта и носа владельца. Отличительными чертами саладов являются округлая форма и сильно выступающий назад назатыльник шлема, который с течением времени все более удлинялся. Он мог представлять собой монолитную конструкцию со шлемом или прикрепляться отдельно и состоять из нескольких пластин. Забрало у некоторых саладов было подвижным — можно было при необходимости поднимать и опускать его. Активно использовался до 30-х годов XVI в. как рыцарями, так и пехотой, особенно в Германии, когда им на смену пришли бургиньоты и закрытые шлемы.
Салад с забралом и бевором. Южная Германия. Вес 3,79 кг. Около 1480-1490 гг.

Дизайн саладов контрастировал с итальянской разновидностью боевых шлемов — барбютами, которые были популярны в Италии в то же время.

Барбют. Брешиа. Вес 2,21 кг. Около 1470-1480 гг.

Итальянские мастера взяли за пример при его создании классические греческие шлемы, которые иногда случайно находили в древних развалинах на территории Италии. Отличительной чертой барбютов, как правило, является сформированная в форме букв «T» или «Y» открытая часть шлема для глаз и рта. Забрал не имеет. Существование барбютов ограничилось XV веком.
Бургиньот открытого типа с ремешком. Северная Италия. Вероятно, Милан. 1571 г.

Бургиньот, бургундский шлем или штурмхаубе, от нем. Sturmhaube — «штурмовая каска», впервые появился в Бургундии в первой половине XVI века. Шлем в форме чаши с латным воротником шеи и, как правило, с гребнем. Имеет большое количество разновидностей. Бывают открытого и закрытого типа. В любом случае имеют подвижный верхний щиток в форме козырька, поднимающийся вверх, и раскрывающиеся в стороны науши, которые крепятся на шарнирах к шлему. Если науши друг с другом не соединяются или соединяются только подбородочным ремешком, то это бургиньот открытого типа.
Бургиньот закрытого типа. Вес 2,4 кг. Около 1620-1630 гг.

Бургиньот закрытого типа. Франция. Вес 2,24 кг. 1610 г.

У закрытого типа науши образуют жесткую конструкцию и соединяются вместе спереди крючком, образуя подбородник. Имеют округлую форму и почти все имеют тонкий гребень разной высоты. В наиболее защищенном варианте может дополняться откидным книзу наподбородником вместо наушин — falling buffe, образующим подобие забрала.
Бургиньот с откидным наподбородником венгерского типа. Германия. Около 1550 г.

Бургиньот с поднятым козырьком и опущенным наподбородником венгерского типа. Германия. Около 1550 г.

Очень удобные в ношении шлемы, обеспечивающие хорошую защиту. Был боевым шлемом и очень активно использовался кавалерией, и реже пехотинцами. Имеет уникальную итальянскую разновидность — тяжелый штурмовой шлем савойяр, отличительной внешней чертой которого является гротескно-упрощённое подобие веселого лица с усмехающимся ртом
Бургиньот Савойяр. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Бургиньот Савойяр с поднятым козырьком и откинутыми наушами. Северная Италия. Вес 4,5 кг. Около 1600 г.

Составной боевой доспех с бургиньотом. Нюрнберг. Последняя четверть XVI в.

Морион трабантлейбгвардии курфюрста Саксонии Кристиана II. Около 1600 г.

Морион — всем известный цельнометаллический открытый шлем с очень большим гребнем и сильно загнутыми спереди и сзади полями. Появился в начале XVI века и был в употреблении еще в начале XVII века. Получил широкое распространение по всей Западной Европе, особенно в Испании и Англии. В массовой культуре неразрывно связан с образом конкистадоров. Использовался как кавалерией, так и пехотой.
Армэ. Милан. Вес 2,9 кг. Около 1490 г.

Армэ появились в конце XV века (хотя в Италии еще в первой половине XV века), просуществовали почти весь XVI век. Наряду с закрытыми шлемами являются самыми совершенными и одновременно защищенными шлемами в истории. Отличительной чертой армэ является наличие двух подвижных раскрывающихся частей — наушей, крепящихся на шарнирах и соединяющихся на подбородке штифтом и защищающих боковые части головы, щеки и подбородок. Всегда имеют поднимающееся назад и вверх забрало. Арме мог иметь встроенную защиту для шеи и ключиц.
Армэ со снятым забралом. Северная Италия. Вес 3,6 кг. Около 1470-1510 гг.

Армэ и закрытые шлемы имеют особую разновидность забрал в форме гротескной маски лица с большим горбатым носом.
Армэ с забралом-маской. Инсбрук или Нюрнберг. Вес 3,23 кг. Около 1520-1525 гг.

Закрытый шлем с забралом-маской. Около 1520-1530 гг.

Использовался рыцарями на турнирах и в бою. Армэ и закрытые шлемы были дороги и поэтому доступны далеко не всем рыцарям.

Закрытый шлем с сегментарным забралом. Милан. Вес 2,78 кг. 1590-1595 гг.

Закрытый шлем был боевым шлемом, который носили кавалеристы в позднесредневековую и в ренессансную эпоху — XVI век и первая половина XVII века. Как тип шлема, он появился ближе к концу XV века, хотя есть и более ранние экземпляры. Закрытый шлем очень похож на более ранний армэ, но имеет различный метод открытия и конструкцию. В то время как у армэ есть две подвижные раскрывающиеся науши, у закрытого шлема вместо этого есть своего рода встроенный бевор или нижнее забрало, которое прикреплено таким же образом к шлему, как и его верхнее забрало, часто на одних и тех же креплениях. Нижнее и верхнее забрало у закрытых шлемов подвижны.

Закрытый шлем. Аугсбург или Нюрнберг. Вес 2,8 кг. Около 1580 г.

Закрытый шлем. Северная Италия. Вес 3,86 кг. Около 1600-1620 гг.

Закрытый шлем полностью защищает голову, имеет характерную округлую форму и, как правило, массивный рифленый гребень. Часто имеет и встроенную защиту шеи, горла и ключиц.
Закрытый шлем штатгальтера Испанских Нидерландов Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбы. Милан. Около 1570 г.

Составной доспех с закрытым шлемом. Возможно рыцаря Мальтийского ордена. Милан. Около 1590 г.

На протяжении XVII века шлемы вместе с остальными доспехами постепенно вышли из употребления в военном деле: они стали просто бесполезны против все более совершенствующегося огнестрельного оружия, оставшись только у тяжелой кавалерии в Европе — кирасиров.
Ранний кирасирский шлем. Нюрнберг. Около 1610-1620 гг.

Аркебузерский шлем. Англия. Вес 2 кг. Около 1630-1640 гг.

Осадный шлем для эскалады (штурма крепостных стен с использованием приставных лестниц). Франция. Вес 10,17 кг. Около 1650-1670 гг.

Доспех с кирасирским шлемом короля Португалии Педро II. Вес (общий) 19,6 кг. 1683 г.

Подход к формированию армий существенно изменился: если в предыдущую эпоху для овладения холодным оружием рыцарям требовались годы обучения и уйма средств на снаряжение, то появление огнестрельного оружия все перевернуло с точностью до наоборот. Стоимость подготовки и снаряжения боевой единицы для эффективного боя кардинальным образом снизилась. Больше не было необходимости в дорогих доспехах. На несколько столетий шлемы практически выходят из употребления.

Самый известный шлем средневековья.

Вот еще одна из МЕЧТ. В детстве я любил рыцарей, богатыри мне не нравились. Не знаю почему, причем рыцари мне нравились по большей части, те которые были псы. Мне было жалко их когда они тонули на Чудском озере, вот шведов было не жаль. И естественно я хотел иметь рыцарский шлем, но к сожалению были только солдатики из набора Битва на Чудском озере-плоские(. Но этого сейчас не понять, что такое плоские солдатики. Причем шлем с забралом мне казался не настоящим, другое дело шлем-ведро. А еще лучше с рогами или крыльями. Детство незаметно прошло, шлема у меня не было. Я как то даже и забыл о этой мечте. Тем более ни в Рыцарском зале ни в музеях которые я посещал находясь заграницей я такого шлема не видел.
Наверное, так бы эта мечта и пылилась в глубине моего подсознания. НО как всегда случай ее вытащил наружу. Просматривая один из популярных сайтов по военному антиквариату, я наткнулся на шлем о котором я мечтал ребенком. Да это был шлем-ведро в удовлетворительном состоянии. Зная не по наслышке о поздних копиях XIX века Виоле-Ле-Дюка, я стал изучать этот вопрос. Изучив его я понял, что эта мечта смело может быть опять спрятана в дальний угол. И вот почему.
Шлем который нам всем хорошо известен и является одним из символов Псов-рыцарей называется Topfhelm. Другие его названия-Greathelm, Grandhelm, Pothelm, Kubelhelm и Sugar loaf. Шлем одевался поверх другого шлема-бацинета, или кольчужного капюшона на валик из ткани.
В последующем из топфельмов развились турнирные шлемы типа «жабья голова». В походном состоянии шлем на носился закинутым за спину всадника. Нашлемные фигуры использовались для турниров, или церемоний.
Существует целый ряд шлемов в музеях и частных коллекциях. НО теперь самое главное, количество этих предметов не превышает 20 шлемов сохранившихся частично или полностью. Имеется ввиду признанных оригиналов. Ситуация очень странная, изображение шлема можно встретить в манускриптах, скульптурах того периода (1200-1500гг) но к сожалению до наших дней дошли единицы! Причем большая часть это шлемы поздние после 1300года. За нашлемные фигуры я вообще не говорю, это уже из разряда уник. Существует множество находок античных шлемов, других средневековых шлемов из земли или замков, а вот с топфхельмами все очень печально. Есть правда реплики выполненные позже.
Среди этих реплик есть достаточно интересные и неплохо сделанные, до откровенно похабных. Для себя я объяснения пока не нашел, правда так же и остыл к этой мечте детства. Хотя кто знает.
Не претендуя на глубокое исследование немного поверхностной информации о топфхельмах признанных оригиналами. Для людей увлекающихся этой тематикой новой информации здесь не будет, но для общего развития думаю будет полезна.
Краткое описание шлемов, описанных в научной литературе а так же доступной для осмотра в музеях. Так же в обзоре присутствуют шлемы, которые доступны в интернете.
1. Шлем из Dargen. Наверное самый известный и самый тиражированный в современной поп-культуре (кинематограф, рисунки). На его основе есть масса повторов для реконструкций и предметов для интерьера. Шлем был найденн в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от деревни Дарген в Померании (Германия). Датируется второй половиной 13-го века. На изобразительных источниках подобные ему шлема встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес составляет примерно 2,25 кг. Запас веса – 0,45 кг (это означает, что вес мог быть 2,25 кг+-0,45 кг). (Berlin, Deutsches Historsches Museum).
2. Шлем из замка Madeln, тип 1. Шлем очень похож на шлем из Даргена, но имеет свои особенности. Этот шлем был найден при археологических раскопках Швейцарского замка Маделн. Замок был разрушен землетрясением в 1356 году. Ремешки и металлические детали, найденные рядом, считаются креплением нашлемной фигуры. Шлем использовался на турнире (на левой стороне отпечаток корончатого наконечника). Датируется началом 1300 годов. Найденный экземпляр сильно сплюснут по бокам. Вес составляет примерно 2,45. Запас веса – 0,5 кг. (Zurich, Schweizersches Landmuseum).
3. Шлем из замка Madeln, тип 2. Так же был найден при проведении археологических раскопок. Вопрос с датировкой разнится в диапазоне от первой половины до середины XIV века. Вес шлема составляет 2,4 кг. Запас веса – 0,8. (Liestal, Kantonsmuseum Baselland).
4. Шлем из Bozen, Tirol. Археологическая находка из города Больцано. Найден в башне г. Больцано (Bolzano) — Италия, в немецкой литературе оуказывается как шлем из г. Боцен (Bozen — так, на немецкий манер пишется название города Больцано).Датирован началом 14 века. Предположительно шлем Германской работы. Встречается так же под названием «шлем из города Боцен». Очень короткий шлем, возможно, обрезанный снизу, вероятно, также в древности. Существует предположение, что такие шлема делались на поток. Вес – 2,5 кг. Запас веса 0,5 кг. (Rome, Castel St. Angelo).
5. Шлем из замка Aranas, Westgotland, Швеция. Датирован началом 14 века. Имеются сходства с шлемом из Больцано. Вес шлема составляет примерно 2,34 – 2,5 кг. (Stockholm, Statens Historiska Museum).
6. Шлем из замка Tannenberg. Археологическая находка из замка Танненберг. Замок был разрушенн в 1399 году. Ряд исследователей связывает его датировку с последней обороной замка, в самом конце XIV века. Другая предполагаемая датировка — ок. 1350 г. Вес 3750 гр. Запас веса – 0,75 кг. (Darmstadt, Hessisches Landesmuseum).
7. Шлем из Linz. Подводная находка из реки Траун около Линца (Верхняя Австрия). Датирован серединой XIV века. Сохранился плохо. (Linz , Oberosterreichisches Landesmuseum).
8. Шлем из замка Treuchtlingen. Археологическая находка начала XIVв. Обнаружен в замке Treuchtlingen. На макушечной пластине пролом, возможно появившаяся в результате удара боевого молота, что, в прочем, вызывает споры. (Heimatmuseum Treuchtlingen).
9. Шлем из собрания Tower of London. Датирован 2-й половиной XIV века. Найден среди погребальных даров. Примерный вес – 2,63 кг. (Leeds, Royal Armouries).

10. Шлем Ричарда Пембриджа. Датирован 2-й половиной XIV в. Найден в соборе Hereford. Данный шлем лишь в мелочах расходится со шлемом из собрания Тауэра. Примерный вес- 2,6 кг. Запас веса – 1,3 кг. (Edinburgh, Scottish Museum).
11. Шлем из Kussnacht am Rigi. Археологическая находка из раскопок середины XIV века в Швейцарском кантоне Кюснахт-ам-Риги. Был найден вместе с фрагментами бригантных пластин. Имеет следы сильной реставрирации. Этот шлем уже несёт в себе черты больших шлемов XIVвека. Вес шлема 1,8 кг. Запас веса – 0,4 кг. (Zurich, Schweizerisches Landesmuseum).
12. Шлем из Lebus на р. Одер. Археологическая находка. Датирован 2-ой половиной XIV в. Так как шлем усилен с левой стороны, можно сделать вывод , что он использовался на турнирах. Вес — 4,5 кг. (Kopenhagen, Tojhusmuseet).
13. Шлем Принца Уэльского. Шлем из собора Canterbury . Датирован 2-й половиной 14 в. Шлем принадлежал Эдуарду Уэльскому, Чёрному Принцу. Что примечательно к шлему сохранилась нашлемная фигура. Вес- 3,6 кг. Запас веса – 1,2 кг. (Kent, Canterbury Cathedral).
14. Шлем Генриха V. Предположительно начало XV века. Является одной из финальных форм топфхельма. Нет точных данных, использовался ли этот шлем в бою или был только турнирным. В этом шлеме уже явственно проглядываются черты будущих турнирных шлемов-«жабья голова». (London. Westminster Abbey).
15. Шлем из Kornburg. Шлем из «погребальных даров» монастыря Kleinschwarzenlohe. Датирован ок. 1350 г. Поверх смотровой щели, по её центру наклепана вертикальная пластина. Шлем воронился, поверх первоначальной окраски позже произведена ещё одна. Как дополнительная защита (вероятно несущая более декораторскую функцию), кольчужная привесь приклепана к шлему. Вес — 3 кг. Запас веса – 1 кг. (Nurnberg, Germanisches Nationalmuseum). Украшение позолотой выполненно в XVII веке. Скорее всего что кольчуга, закреплённая непосредственно на шлеме, тоже плод позднейшей реставрации.
16. Шлем Николаса Хавберга. Обнаружен среди погребальных даров в церкви Кобхема графства Кент. Датируется концом XIV века. Начиная с этого времени форма топфхельма изменяется-появляется обтекаемый верх и выпирающая личинная пластина. (сер Николас Хавберг умер в 1407 году, а надгробие поставлено в 1408-м. На надгробной плите под головой Хавберга изображён похожий шлем. На английских надгробиях начала XV века (период 1400-1420 гг.) рыцари изображены с подложенными под голову именно такими шлемами. До этого на их месте изображались топфхельмы типа Дарген или Малден). Нельзя уверено говорить о том, что данный шлем применялся в бою, но так же нельзя определённо сказать о том, что это исключительно турнирный шлем. Некоторые аналогии можно провести и с немецкими надгробиями того же периода.
17. Шлем Рэджинальда Брайброка. Датирован Началом XV века. Происходит так же из погребальных даров церкви Кобхэма в Кенте. С надгробия Реджинальда Брайброка (+1408 г.)
18. Шлем рода Пранков. Родовой шлем семьи Пранков. Датирован концом XIV в Дополнительное усиление указывает на применение в качестве турнирного шлема. Шлем сохранился вместе с оригинальной нашлемной фигурой в виде оленьих рогов. На сегодняшний момент известно всего три нашлемной фигуры датированных до XV века. Вес — 5,2 кг. Запас веса – 0,9 (Wien, Kunsthistorisches Museum).

19. Шлем из замка Altena. Интересная археологическая находка. Датирован концом 13 в. Обнаружен в замке Altena. Широко расставленные прорези для глаз, и крестообразные отверстия на левой, наиболее подверженной копейному удару, стороне, объяснить сложно. Бытует мнение, что шлем является подделкой. (Sauerland, Музей графства Mark).
20. Шлем из частного собрания в Швейцарии. Принадлежал коллекции Боиссионаса. Информация из каталога «Толщина передней пластины 3-3,4 мм., затылочной 2,3-2,7 мм., макушки 1,7-22 мм. … На внутренней стороне и между стыками шлема сохранился черновато-коричневый материал, очевидно органической и минеральной компонент. Органический компонент брался на радиоуглеродный анализ, в ЕТН Цюриха получены следующие даты — вероятность от 28% для датировки 1306-1363 гг., и 72% ме 1376-1448 гг. Вес шлема 6,46 кг. В 1959 г. Галерея Фишера продала его как сомнительный в отношении подлинности экспонат. … Современный собственник
позволил провести анализы при EMPA и ETH…подтвердившие его подлинность…» И этот шлем на Западе считают поддельным, хотя, на конференции в Нюрнберге, в 2002 году о нем делали доклад как о подлинном. Но образец, присланный на анализ, брал не специалист, а владелец…
21. Шлем с аукциона Hermann Historica. Предположительно шлем из коллекции Гуттмана. Имеет множество схожих черт с шлемами из Аранаса и Боцена. Практически одинаковое строение лицевой пластины, включая дыхательные отверстия. Сохранившееся высота 28 см. Примерный вес 2,5кг.
22. Шлем из частного собрания. Шлем интересен тем, что имеет общий объем и форму, более характерную для ранних топфхельмов, за исключением отогнутых краев смотровых щелей встречающихся только у Шлемов, датированных XIV веком, и имеющих иную форму и конструктивный принцип. Происходит с аукциона Фишера, в научных публикациях не описан.
23. Большой шлем в стиле XIV-го века, XIX век,
скорее всего из мастерской Сэмюэла Люка Прэта
собран из четырех склёпаных пластин, с горизонтальной смотровой щелью,
разделенной длинной усиливающей полосой, перфорирована справа рядами
прямоугольных вентиляционных щелей,
снабжён сзади подвесным крюком и кольцом спереди, весь патинирован ‘состарен’ высота 39 см; 15 3/8 дюймов инвентарный № 98
Сэмюэл Люк Прэт работал на Нью Бонд Стрит 47 и продавал как подлинные старинные доспехи, так и декоративные репродукции.
В 1870-х он продал лорду Уорвику несколько вещей из коллекции Мэйрика
и, вне сомнений, помог с восстановлением Гэйт Холла после пожара 1871 года.
Два похожих шлема хранятся в Сэйнт Джёдж Холл, в Виндзоре.
(Собственность Уорвикского Замка, выставлялась в Грэйт Холле)
аукцион Thomas Delmar, Antique Arms, Armour & Militaria.
24. Шлем из г. Дельфт, Голландия. На взгляд ряда специалистов — подделка. Не отображен ни в одной научной публикации. Безобразная «волнистая» полоса, которая, исходя из всех изображений, должна составлять единое целое с макушечной частью, здесь дана отдельной деталью, к тому же, безобразно вклепанной со стыком на лбу. Сам шлем выполнен из слишком большого листа, не отображает реалий конструкции того времени, исходя из многих аутентичных изображений. Похоже, его «странность» очевидна всем, кроме сотрудников музея, хотя, весьма вероятно, им то она известна наиболее полно…
Большое спасибо Holger за информацию.

VinKen все записи автора Рыцарь средневековья часто представляется следующим образом —
воин в длиннополом сюрко, подпоясанный мечом, в кольчуге, и в высоком цилиндрическом шлеме с узкими прорезями.
Название этого вида защитного вооружения происходит от внешнего вида самого шлема.
Топфхелм (от нем. topfhelm — «горшковый шлем» или англ. Great Helm/англ. Grand Helm — большой, великий шлем) — европейский тип шлемов, появившийся в конце 12 века во время крестовых походов и остававшийся в использовании до 14 века.
Рыцарский шлем Топфхельм. Оригиналы с описанием.
1/) Topfhelm из Dargen
Археологическая находка; около в 1250-1280гг.;
Находится в Берлине в национальном музее(Aites Zeughaus, Berlin).
Это самый старый и самый интересный экземпляр, с крестообразной накладкой спереди, подобный тип многократно изображен на миниатюрах.
2/) Шлем рода Пранков.
2-я половина XIV в.; Находится в Художественно-историческом музее в Вене(Kunsthistorisches Museum, Wien)
Применялся в качестве турнирного шлема. Оригинальная нашлемная фигура с этого шлема, в форме оленьих рогов, так же сохранилась. Именно в таком шлеме почему-то любят изображать немецких рыцарей.
3/)Замок Madeln тип I
Археологическая находка; примерно 1300г.; в настоящее время находится в Цюрихе( Schweizersches Landmuseum, Zurich).
Этот шлем использовали на турнире. На его левой стороне отпечаток корончатого наконечника. Лицевая сторона несёт следы многократных ударов.Вес — 2,45 кг
4/) Замок Madeln тип II
Археологическая находка; серединаXIV в.; Kantonmuseum Baselland, Liestal.
Очень ценная находка. Склёпан из 5 массивных железных пластин, крестообразные дыхательные отверстия.
5/) Bozen, Tirol,Замок C.Angelo
Археологическая находка; начало XIV в.; Больцано (Южный Тироль) Найден в башне г. Больцано (Bolzano) — Италия, в немецкой литературе указывается как шлем из г. Боцен (Bozen, Tirol)
Очень короткий шлем, возможно, обрезанный снизу, вероятно, также в древности.вес 2.5 кг.
6/) Шлем Эдуарда Уэльского, Чёрного Принца (Edward, the Black Prince)
Датирован 1352 г. Он как бы сочетает в себе черты \\\»английской традиции\\\» — аркообразный вырез, общие формы и пропорции. вес- 3,6 кг. Находится в Кентербери(Canterbury Cathedral).
7/) Шлем из Leeds.
середина XIV в. Находится в Королевском Armouries Музее города Лидс, Западный Йоркшир.
Страница сэра Ричарда
http://budo-vld.by.ru/library.shtml?topfhelm