Политика князя Святослава величайшего полководца древней Руси

С.5. Ниже приведены 2 точки зрения на деятельность Свято-слава.

1. Политика князя Святослава, величайшего полководца Древней Руси, была направлена на решение крупных и важных госу-дарственных задач. 2. Князь Святослав больше заботился о воинской славе, чем о благе государства. Его походы носили авантюрный характер.

Ответ:

1 точка зрения: — князь подчинил себе восточнославянское племя вятичей. — под контролем Святослава оказалось Среднее Поволжье, он наложил дань на Волжскую Булгарию и буртасов. – князь разгромил Хазарский каганат – главного противника Руси. — Святослав усилил позиции Руси в Причерноморье, где его оплотом стала Тмутаракань. – в ходе первого похода на Балканы князь сумел утвердиться на Дунае. – князь отогнал от Киева печенегов, заключил с ними мир.

2 точка зрения: -из исторических источников ничего не известно о каких-либо действиях Святослава по внутреннему обустройству государства. — хотел перенести столицу на Дунай, что не способствовало бы укреплению государства. –не ценил важности принятия христианства, вопреки уговорам Ольги оставался Язычником. – необдуманно вступил в борьбу с Византией, потерпел в этой борьбе поражение. – во время походов Святослава в дальние страны на границах Руси активизировались печенеги ( 968г. осада ими Киева.)

А.1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится1) крещение Руси. 2) принятие «Русской Правды». 3) великое переселение народов. 4) необходимость отпора внешним врагам. А.2. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья»- было результатом 1) деятельность княгини Ольги. 2) принятие «Русской правды». 3) принятие «Устава» Владимира Мономаха. 4) походы князя Святослава.

А.3.одним из итогов княжения Владимира Мономаха было 1)восстановление единства Древнерусского государства. 2) принятие Русью христианства. 3) перенесение столицы государства в Москву. 4) введение патриаршества на Руси.

А.4. что из названного относится к причинам политической раздробленности Руси?1) распространение языческих верований. 2) установление вечевых порядков во всех русских землях. 3) стремление удельных князей к независимости от Киева. 4) установление власти Золотой Орды над Русью.

А.5. С каким событием в истории Руси связано начало динас-тии Рюриковичей? 1) призванием варягов. 2) походом на Киев Олега.3)крещением Руси. 4) государственной деятельностью Ярослава Мудрого.

А.5. В период Удельной Руси ( 12-14вв.) боярские республики существовали в1) Пскове и Новгороде. 2) Новгороде и Киеве 3) Владимире и Киеве. 4) Новгороде и Чернигове.

А.6. » Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за великое княжение, отдавая живот свой за право-славную веру» — так писал летописец о князе 1) Андрее Боголюбском. 2) Данииле Галицком. 3.) Александре Невском. 4) Владимире Мономахе.

Великий князь Святослав Игоревич

Великий князь Святослав Игоревич.

Давно канула в лету эпоха дохристианской Руси, однако в памяти народной до сих пор живут имена героев тех далеких лет и их ратные подвиги. Одним из выдающихся людей того времени и величайшим русским полководцем был Святослав Игоревич, Великий князь Киевский.

Конец I тысячелетия нашей эры в какой – то мере можно назвать переломным для русской земли. С запада уже началось распространение христианства, тогда как Русь до той поры все еще оставалась языческой, на востоке и юге русское государство постоянно находилось под угрозой хазарских и печенегских набегов. Вот в такое неспокойное время и появился на свет князь Святослав. Отцом его был Игорь, Великий князь Киевский и Новгородский, сын основателя династии Рюриков, матерью – княгиня Ольга. Согласно Ипатьевского списка, рождение князя Святослава Игоревича относится к 942 году, однако другие летописные источники называют 930 год.

На сегодняшний день память о Великом князе Святославе увековечена не только в художественных изображениях и скульптурах, но и в рисунках на различных предметах одежды и сувенирах, в частности, в нашем интернет военторге Военпро вы можете приобрести футболки с изображением Великого князя Святослава.

В 945 году древлянами был убит отец князя Святослава, Игорь, и формально Святослав становится Великим князем, однако в связи с малолетством князя Святослава фактической правительницей Руси становится его мать, княгиня Ольга. Впрочем, она продолжала управлять государством и после его совершеннолетия ввиду полного отсутствия у князя Святослава Игоревича интереса к хозяйственной и административной деятельности.

С малых лет Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал постигать азы воинского искусства. Его учителями становятся варяг Асмуд, по свидетельству некоторых летописцев приходившийся юному князю Святославу дядькой, и воевода Киева Свенельд. Вместе с Асмудом еще в детстве князь Святослав участвовал в экспедициях к эстам, самоедам, финнам, вероятно, принимал участие и в морских походах русичей. Стратегию и тактику ведения боев князь Святослав Игоревич изучал под руководством воеводы Свенельда.

Походы князя Святослава

Едва возмужав, начинает собирать князь Святослав дружину. В то же время мать князя Святослава, княгиня Ольга, принимает христианство, и пытается склонить к принятию православной веры и сына, который категорически отказывается от крещения. До конца жизни князь Святослав Игоревич поклонялся языческим богам, в частности, Перуну, покровителю князя и княжеской дружины, и Хорсу, олицетворению Солнца. Ввиду этого мы предлагаем вашему вниманию толстовки с изображением князя Святослава Великого на фоне символического изображения Солнца.

К двадцати годам князь Святослав Игоревич становится опытным и умелым воином, под стать ему подобралась и дружина, и с этого момента начинаются самостоятельные походы князя Святослава, причем целью их была отнюдь не нажива, что был редкий случай для того времени.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал успешным «собирателем земель», значительно расширив границы Древнерусского государства, которое за годы правления князя Святослава стало самым крупным в Европе и одним из самых больших в мире. Русским историком Н. Карамзиным князь Святослав Игоревич был охарактеризован как «Александр Македонский древнерусской истории».

Хазарский поход Святослава

В 964 году дружина князя Святослава выступила в восточном направлении с целью послабления влияния Хазарского каганата. Начало разгрома Хазарского каганата было положено в 964 году, 3 июля. Впоследствии эта дата стала считаться Днем памяти князя Святослава Храброго.

Однако здесь необходимо заметить, что вышеприведенные данные, описанные в «Повести временных лет», несколько отличаются от других летописных источников, авторы которых относят хазарский поход Святослава к более позднему времени (965 или 966 годы).

При подготовке наступления на хазаров, Святослав отказался от фронтального натиска через междуречье Волги и Дона, вместо этого он предпринял грандиозный для того времени обходной маневр. Для начала князем Святославом были покорены славянские племена вятичей, зависимые от хазар. Следующим ходом князь Святослав Игоревич разгромил буртасов и волжских булгар, так же подчинявшихся Хазарскому каганату, тем самым обеспечив безопасность северного фланга своего войска. Не ожидавшие нападения князя Святослава с севера, хазары были полностью дезорганизованы, что дало возможность князю Святославу Игоревичу взять их столицу – Итиль.

Далее наступая на хазар, Святослав разгромил их важнейший опорный пункт – крепость Семендер и поставил на ее месте русский форпост Белая Вежа. Так же во время похода князем Святославом были покорены племена касогов, поле чего на Таманском полуострове им было основано Тмутараканское княжество.

Разгром Хазарского каганата Святославом положил начало доминированию Киевской Руси на востоке Европы. Значимость победы Святослава над хазарами обусловлена еще и тем, что через земли хазар и волжских булгар в то время проходил важнейший торговый путь – Великий шелковый и после разгрома Святославом Хазарского каганата русские купцы получили возможность беспошлинно торговать с восточными государствами, что благоприятно сказывалось на экономике Киевской Руси.

Однако военная деятельность князя Святослава на этом не закончилась. После закрепления на восточном направлении устремления князя Святослава Игоревича обратились к Западу, в сторону Дуная. Летописи говорят, что с того времени перед началом нападения соперники князя получали послание от Святослава: «Иду на вы!».

На сайте нашего интернет военторга вы можете купить различные предметы с изображением князя Станислава Великого на фоне его оберега – символа Солнца, в частности, флягу и кружку с изречением «Солнце за нас!».

Болгарские походы князя Святослава

В 967 г. Византийская империя заключила с Киевом антиболгарский договор, и дружина князя Святослава выступила в поход к дунайским берегам. Однако не только союзный договор подстегивал устремления князя Святослава Игоревича в западную сторону. Во время хазарского похода Святослава многие хазары укрылись у болгар, бывших их союзниками, таким образом, и хазарский фактор сыграл немалую роль в болгарском походе князя Святослава Великого.

В одной битве князь Святослав добился господства над Восточной Болгарией и обосновался в Переяславце. Здесь следует отметить, что, по свидетельству летописцев, после разгрома болгарского войска дальнейшие отношения князя Святослава Игоревича с болгарами были самыми дружественными, по – видимому из-за того, что в Болгарии в то время еще не было распространено христианство и дружина князя Святослава видела в болгарах своих единоверцев и братьев по крови.

Однако мирная жизнь князя Святослава Великого продолжалась недолго. В скором времени из Киевской Руси Святославу пришло известие о нападении на Киев печенегов. В то время в столице Руси оставалась княгиня Ольга и сыновья князя Святослава, воспитанием которых она занималась.

Получив известие о нашествии печенегов, Святослав со своей личной дружиной поспешил на помощь Киеву, оставив в Переяславце воеводу Волка. По пути к дружине князя Святослава присоединилось большое количество «воев» (так во времена Киевской Руси называли всех лиц, владеющих оружием). При подходе князя Святослава Игоревича к Киеву печенеги бежали, но уйти им удалось недалеко.

После основательной трепки, заданной им Святославом, печенеги принесли извинения и запросили мира.

Тогда же князь Святослав Храбрый узнает от печенегов, что подстрекателем в этом набеге выступал уже сильно потрепанный Хазарский каганат, и тогда же он второй раз отправляется в поход на хазар. Второй хазарский поход князя Святослава завершился полным разгромом каганата, его столица была разрушена.

И, как и после любой своей победы, князь Святослав со дружиною благодарил своих богов, принесших им удачу, а у нас на сайте среди различных товаров с изображением князя Святослава Великого вы можете приобрести оригинальные зажигалки.

По возвращении князя Святослава Игоревича в Киев умирает его мать, Ольга, являвшаяся фактической правительницей Киевской Руси во время отсутствия сына. Государственное правление князь Святослав решил по-новому: княжить в Киеве он посадил сына Ярполка, на древлянское княжение был посажен сын Святослава Олег, на новгородское – Владимир. Сам же князь Святослав Храбрый в 969 году вновь пошел с войском на Болгарию, откуда поступали тревожные известия. Болгарский царь Петр, заключавший перемирие со Святославом Великим, отрекся от престола, новый царь Борис II разорвал мирное соглашение с русами и начал боевые действия против оставшихся в Болгарии русских гарнизонов. Воевода Волк, остававшийся в Переяславце, не смог противостоять превосходящему противнику и спустился на ладьях по Дунаю, где объединился с войском шедшего ему на подмогу князя Святослава Игоревича. Переяславец был взят вторично, но на этот раз битва была кровопролитной.

После взятия Переяславца князь Святослав Великий двинулся вглубь Болгарии и, практически не встретив сопротивления, вошел в ее столицу – Преслав, где болгарский царь Борис признал себя вассалом князя Святослава Великого.

В это же время в Византии, бывшей ранее союзником князя Святослава Великого, происходит смена власти, и новая большая война становится неизбежной.

Для тех, кому интересна история земли русской, наш военторг Военпро приготовил большое количество сувениров, в том числе и с изображением князя Святослава Игоревича. В частности, у нас можно приобрести подарочный брелок с портретом Святослава Великого на фоне солнечного Коловрата.

Война князя Святослава с Византией

Весной 970 г. князь Святослав Игоревич, заключив союз с болгарами, венграми и печенегами, начал наступление на византийские владения во Фракии. Генеральное сражение произошло в 120 км от столицы Византии — Константинополя. В этой битве князь Святослав понес большие потери, однако ему удалось подступить вплотную к городу, после чего Святослав Великий отступил, взяв при этом большую дань. После этого в течение года военные действия не предпринимались ни одной из сторон, пока в 971 году, в апреле, Иоанн I Цимисхий, ставший незадолго до этого византийским императором, не начал боевые действия против князя Святослава Игоревича. Практически сразу византийцам удалось захватить болгарскую столицу Преслав, после чего Иоанн I начал осаду Доростола, где находились основные силы русского войска во главе с князем Святославом.

В течение трех месяцев осады продолжались непрерывные стычки, пока 21 июля не состоялось еще одно генеральное сражение, в котором Святослав Храбрый был тяжело ранен. В ходе боя ни одна из сторон не достигла желаемых результатов, однако после него князь Святослав Игоревич вступил в мирные переговоры с византийцами.

В результате между князем Святославом Игоревичем и византийским императором был заключен почетный мир, согласно которому русичи получали огромные репатриации с условием отказа от болгарских владений.

После заключения мира Святослав Великий с войском покинул пределы Болгарии. Благополучно достигнув устья Днепра, князь Святослав Игоревич предпринял попытку подняться до порогов на ладьях, однако это ему не удалось, и войско князя Святослава осталось зимовать в устье реки. Весной 972 г. князь Святослав Игоревич вновь тронулся в путь, однако бывшие союзники – печенеги поджидали его возле днепровских порогов. Завязался бой, во время которого Святослав Великий погиб.

Древнерусский князь Святослав Игоревич

Уже в течение многих веков историки занимаются изучением личности Святослава Великого, и надо сказать, что мнения о нем неоднозначны, однако вклад этого талантливого полководца в историю развития русского государства несомненен, и не зря Святослав Храбрый входит в первую десятку великих полководцев мира.

Исследования продолжаются и по сей день – в 2011 на дне Днепра был найден старинный меч, предполагают даже, что владельцем меча был сам князь Святослав. В пользу этого предположения говорит богато отделанная рукоять меча. После реставрации «меч Святослава» хранится в музее г. Хортица.

Однако личность Святослава Великого интересует не только ученых мужей, память о князе Святославе живет и в сердцах простых людей, о чем говорят памятники Святославу Храброму. Их несколько – памятник князю Святославу установлен в Киеве, а на территории России скульптурное изображение Святослава Храброго можно увидеть на барельефе в Великом Новгороде, а близ Белгорода в память о Святославе Великом в 1040 летнюю годовщину победы над хазарами была установлена конная статуя князя Святослава работы скульптора Клыкова.

Жизни и подвигам князя Святослава Великого – последнего языческого князя Руси, посвящено множество художественных полотен, о нем снимаются фильмы и пишутся песни.

Наш же интернет военторг Военпро предлагает вам оригинальные сувениры с изображением легендарного князя, среди которых есть магнитики и наклейки «князь Святослав».

С полным ассортиментом товаров на тему Древних русичей, славян, родноверия и солнечного Коловрата вы можете ознакомиться, пройдя по .

← Части морской пехоты России →

Русско-печенежские войны (X – XI вв.)

Главная | Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников | Все войны России, российского государства и СССР | В период с IX века по XVI век. Русско-печенежские войны (X – XI вв.)

Печенеги были кочевым народом. В конце IX века им удалось стать главной военной силой на степных пространствах Восточной Европы. Именно тогда печенеги нанесли ряд серьезных поражений хазарскому каганату и вытеснили из Причерноморья венгров. Единственной реальной силой, способной противостоять им, стала Киевская Русь .

Первые столкновения русов с печенегами произошли при князе Игоре в 915 году. Этому способствовала Византия, умело натравливавшая на Русь воинственных кочевников. Однако на этот раз печенеги не стали орудием политической интриги Византии, благодаря заключенному в 915 году миру. Спустя пять лет Игорь сам организует поход на печенегов, но о его результатах летопись умалчивает. Войны с печенегами открыли первые страницы истории многовековой борьбы русского государства со степными набегами, конец которой был положен лишь в конце XVIII столетия.

Печенеги представляли собой боевую силу, главной целью которой была военная добыча, а не захват чужих земель. Поэтому они не угрожали независимости Руси, но серьезно ослабляли своими набегами Древнерусское государство. Военная тактика печенегов была в той или иной степени характерна для многих кочевых племен: битву они начинали, выпуская тучи стрел по противнику, а затем стремительно атаковали его. Если противник бился стойко, печенеги отступали, стремясь заманить неприятеля в засаду, окружить и уничтожить.

Набеги печенегов на Русь чередовались с заключением русско-печенежских союзов. Так, в 944 году печенеги согласились примкнуть к походу Игоря против Византии. Поддержали они и Святослава в его походах против хазар (в 865 году) и византийцев (в 970 году). Однако это были ненадежные союзники. В промежутке между этими походами Святослав был вынужден спасать Киев от их набегов, что помешало ему в тот момент закрепиться в Болгарии. Именно печенеги стали той силой, которая нанесла смертельный удар Святославу в битве у днепровских порогов.

Бой с печенегами у Днепровских порогов (972 г.)

После отступления Святослава из Болгарии его поредевшее войско двинулось домой в Киев. Не сумев расправиться с русскими, византийцы решили это сделать руками печенегов и сообщили кочевникам, что Святослав идет с большой добычей и малой дружиной. Печенеги засели у днепровских порогов, поджидая подхода войска князя. Дорога на Киев оказалась закрытой и Святослав решил зазимовать в устье Днепра. По одной из версий, он и не спешил в свою столицу, ожидая оттуда подкреплений. Зимовка была голодной, но главное — не подошла ожидаемая помощь. Тогда весной 972 года дружина Святослава выступила в путь, пытаясь пробиться к Киеву самостоятельно. Одна ее часть во главе с воеводой Свенельдом двинулась сухим путем, в обход днепровских порогов, у которых стояло войско печенегов. Ей повезло, и она благополучно добралась до своей столицы. Святослав же не устрашился опасности и отправился в Киев по Днепру. У днепровских порогов его небольшой отряд был атакован войском печенегов во главе с князем Курей. И киевский князь, и вся его дружина пали в неравном бою. Согласно легенде, предводитель печенегов Куря велел отрубить Святославу голову, а из черепа князя сделал окованную золотом чашу, чтобы воспринять из нее «великую воинскую мудрость и доблесть погибшего полководца».

Битва с печенегами у Трубежа (992 г.)

После гибели Святослава набеги печенегов на Русь участились. Этому способствовала междоусобица, вспыхнувшая между сыновьями погибшего князя. В конце концов, победу в ней одержал князь Владимир, с именем которого связано, в частности, строительство укреплений от набегов кочевников. Время правления Владимира отмечено наивысшей активностью печенежских набегов на Русь.

В 992 году печенеги подошли к реке Трубеж (левый приток Днепра, к югу от Киева) и встали на ее левом берегу. На другом выстроил свою дружину Владимир. Ни та, ни другая сторона не решалась первой начать бой. Тогда печенеги предложили Владимиру решить дело единоборством богатырей. Перед схваткой печенежский боец начал смеяться над русским, поскольку тот был значительно меньше его ростом. Однако во время поединка русский воин сжал печенега до смерти, поднял над собой и бросил бездыханного на землю. Русские, воодушевленные победой своего бойца, ринулись в атаку и разгромили печенежское войско. В честь этой победы князь Владимир основал город Переяславль. После этой победы целых три года печенеги не приходили на Русь.

Осада печенегами Белгорода (997 г.)

В 995 году произошел новый набег. На сей раз удача отвернулась от Владимира, и его дружина потерпела тяжелое поражение. Тогда киевский князь отправился в Новгород за новым войском. Пока князя не было в столице, печенеги грабили и разоряли юг страны. Обычно они намечали для набега какой-нибудь городок, захватывали его, грабили окрестности и отступали. Сохранилась интересная легенда об осаде печенегами Белгорода (древнего славянского городка на Днепре).

Когда там стали заканчиваться съестные припасы, то защитники крепости собрались на вече и порешили, что лучше будет отворить ворота, чем дожидаться голодной смерти. Однако один из старейшин отговорил их от этого. Старик велел женщинам наварить киселя и меда, затем слить варево в кадки и поставить те в колодцы. На следующий день в город для переговоров были приглашены печенежские послы. Заодно их подвели к колодцам с киселем и медом. Увидев наполненные едой колодцы, кочевники решили, что сама земля источает в Белгороде кисели и меды. Горожане обильно угостили их пищей из колодцев, а затем снабдили ей послов еще и в обратный путь. Возвратившись в свой стан, послы сообщили о чудесных колодцах и заявили, что сей город не может иметь недостатка в съестных припасах, а потому осада его бессмысленна. Разменяв с белгородцами пленных, печенеги сняли осаду и ушли в степи.

Вероятно, что после этих событий Владимиру удалось отразить кочевников, поскольку летопись до самой его смерти в 1015 году не сообщает о крупных набегах печенегов. Это было время активного строительства пояса небольших городков-крепостей, где князь Владимир размещал воинские гарнизоны, набранные из «храбрейших и лучших мужей». Видимо, эти меры оказались весьма эффективными против натиска печенегов с юга. То был первый опыт возведения пограничных укреплений на Руси, использовавшийся впоследствии в создании засечных черт Московского государства в XVI-XVII столетиях.

Битва с печенегами под Киевом

Новый всплеск активности печенегов пришелся на период междоусобной войны между сыновьями Владимира (1015-1019 гг.), в которую вмешались иноземные силы. В этот период печенеги активно участвовали в борьбе за киевский престол на стороне польского князя Болеслава Храброго и киевского князя Святополка Окаянного, пытавшихся уничтожить другого претендента на власть в Киеве — князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Решающая битва произошла на реке Альте в 1019 году, где Святополк и печенеги потерпели сокрушительное поражение. После этой битвы напор печенегов на южные районы Руси значительно ослаб.

В 1036 году печенеги вновь организовали крупный поход на Русь и осадили Киев. Ярослав, находившийся тогда в Новгороде, поспешил вернуться в столицу. Он собрал большое войско из варягов и новгородцев, а затем двинулся на помощь осажденным. Перед сражением Ярослав расположил свои полки следующим образом: варягов поставил в центре, новгородцев — на левом фланге, а киевлян — на правом. Ожесточенная битва длилась целый день. Лишь к вечеру чаша весов склонилась на сторону русских. Печенеги были разгромлены, в очередной раз потерпев сокрушительное поражение. Большая часть их войска погибла во время бегства.

Эта славная победа стала последней в истории русско-печенежских войн. После битвы под Киевом печенеги окончательно перестали угрожать русским землям и покинули Северное Причерноморье, откочевав на Балканы. На Руси установился 25-летний мир, нарушенный впоследствии приходом половцев. По преданию, в память об этой выдающейся победе Ярослав велел заложить в Киеве храм Святой Софии. По некоторым сведениям, храм был воздвигнут именно на месте битвы.

По материалам портала «Великие войны в истории России»

Гибель русского князя Святослава Игоревича в бою с печенегами.

По заключении мира с Византией после сражения при «Обороне Доростола», Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года он решил повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов.

Начиная с Н. М. Карамзина, многие историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» говорится о необходимости союза Византии с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги. На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени. Хотя «Повесть временных лет» называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает, что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

Поход Святослава на Дунай

И ОДОЛЕЛ СВЯТОСЛАВ, А ГРЕКИ БЕЖАЛИ

В году 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть: постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, сказав: «Это мой город!» И послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки мудры и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские и греки друг на друга. И сразились полки, и окружили греки русских, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и разрушая другие города, что стоят и доныне пусты.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

Слова Святослава в оригинале: «Да не посрамим земли Руские, но ляжемы костью ту, и мертьвы бо сорома не имаеть. Аще ли побѣгнемъ, то срамъ нам. И не имамъ убѣгнути, но станемъ крѣпко, азъ же предъ вами поиду: аще моя глава ляжеть, то промыслите о себѣ».

ОСТРОВ РУСОВ

Возросшее после побед могущество Киевской Руси, появление русских в Крыму и распродажа полюдья (накопившегося за годы похода) в Византии и ее малоазиатских владениях могли создать неизвестную нам конфликтную ситуацию, которая в очень неясных формах обозначалась в 967-968 годах, а к 969 году приняла характер большой войны русских и болгар с Византийской империей. Оценки этой войны тоже противоречивы, в чем повинна прежде всего неполнота сведений русской летописи и крайняя тенденциозность греческих источников, стремившихся изобразить русских как врагов Болгарии, а византийцев как Друзей и освободителей болгар. Но именно по поводу этих событий русский летописец и написал свою знаменитую фразу о лживости греков, часто вспоминаемую историками: «Суть бо грьци льстиви и до сего дьне». Все началось с того угла Черного моря, где, по предположению, помещался «остров русов», образованный излучиной и дельтой Дуная, морем и огромным «Траяновым валом» с полноводным рвом. В 943 году, когда Игорь Киевский принимал здесь, на Дунае, откупную дань Византии, эта область принадлежала Болгарии (в надписи 943 года упомянут жупан Димитрий), но по праву заселения русами-уличами на нее могла претендовать и Киевская Русь, владевшая здесь несколькими гаванями. Впрочем, этническая близость жителей «острова русов» к киевским русам еще не определяла политических симпатий — ведь уличи переселились на Дунай в результате трехлетней войны с Киевом. Греческое население приморских городков и обилие здесь римско-византийских крепостей и крепостиц давало некоторое основание и империи заявлять свои претензии на эту стратегически важную область. Стотысячное русское население «острова» могло, подобно позднейшим донским казакам, стремиться к независимости, но в силу разных внешних событий оно неизбежно должно было колебаться между двумя родственными странами — Киевской Русью и Болгарией.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК ЛЕВ ДИАКОН О СВЯТОСЛАВЕ

После утверждения мирного договора Сфендослав попросил у императора позволения встретиться с ним для беседы. Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них . Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами.

Лев Диакон. История

«ХОЧУ ЖИТИ НА ДУНАЕ»

В 968 г. киевская флотилия вошла в устье Дуная. По утверждению «Повести временных лет», Святослав занял 80 городов «по Дунаеви и седе княжа ту в (Малом) Переславце, емля дань на гръцех». В действительности киевский князь не помышлял о занятии всей Болгарии. Он основал княжество на первом отвоеванном у болгар клочке земли. Переяславец (ныне село) стал его новой столицей лишь потому, что этот городок был крупнее всех остальных занятых им поселений в устье Дуная. Владения Святослава тянулись узкой полосой от Переяславца до Доростолла в низовьях Дуная. Летом 969 г. Святослав получил известие о том, что печенеги разбили свои кочевья у стен Киева, где находилась его семья. Ему пришлось спешно прервать балканскую кампанию и вернуться на Русь.

Киевляне не скрывали негодования по поводу того, что их князь «ищет и блюдет» чужую землю, а свою губит. Но Святослав отверг их упреки и объявил о своем решении покинуть Русь. Согласно летописи, он сказал матери и боярам: «не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунае».

Имея в своем распоряжении киевское войско, Святослав добился в первой балканской кампании весьма скромных успехов. По возвращении на Балканы в 969 г. он, если верить летописи, принужден был вторично штурмовать свою столицу Переяславец. Кампания началась с поражения: «бысть сеча велика, и одоляху болъгаре». Святославу едва хватило сил, чтобы одолеть болгар. Тем не менее русы стразу вслед за тем развязали войну с более могущественной Византийской империей, и Святослав заговорил с греками языком ультиматумов. Очевидно, в ходе войны произошел перелом. Объяснить его можно только тем, что на помощь Святославу прибыли крупные подкрепления.

Киевский летописец с полной определенностью утверждал, что Святослав привел на Балканы 10 000 воинов. Тем не менее, при заключении мира у него, согласно византийским данным, осталось 22 000 воинов. Русское войско было заперто в Доростоле, где у императора было много соглядатаев. Русы неоднократно выходили из крепости и сражались с греками лицом к лицу. Вопрос о численности русского войска стал предметом особых переговоров, так как греки согласились выдать Святославу провиант на каждого воина. Если они и ошиблись, то не очень значительно. В ходе двухлетних боев норманны понесли огромные потери, вероятно, не менее одной трети, а может быть, и половины войска. Если при этом число воинов удвоилось в конце кампании, то это значит, что призванное Святославом скандинавское войско, по крайней мере, в полтора раза превосходило по численности десятитысячную киевскую дружину.

Завоевав Восточную Болгарию, русы заключили перемирие с императором Иоанном Цимисхием и, по-видимому, использовали длительную передышку для устройства своих «княжеств» на Балканах. Святослав имел резиденцию в Доростоле, к северо-востоку от Преслава. Видимо, он сохранил под своей властью Переяславец и прилегающую территорию Северной Болгарии, завоеванную в начале кампании. Доростол был второстепенной крепостью, но располагал лучшими укреплениями, чем Переяславец, и поэтому Святослав перенес туда свою ставку. Война с болгарами переросла в войну с Византийской империей, по-видимому, в тот момент, когда скандинавские викинги, разгромив Хазарию, явились в Рум. Скандинавское войско сыграло решающую роль в разгроме Хазарского каганата. На время норманны стали господами положения, что и позволило им вовлечь в войну с греками печенегов и венгров.

Разгромив Восточную Болгарию, русы заняли ее столицу Преслав Великий и навязали союз царю Борису. Из Преслава Великого открывался путь в глубь страны. Русы проникли во Фракию и захватили город Филипполь (Пловдив). За сопротивление жителям города было уготовано страшное наказание. 20 000 болгар были посажены на кол. Город полностью запустел.

В 970 г. русы вместе с отрядами восточных болгар, печенегов и венгров вторглись в пределы Византийской империи. Они заняли Адрианополь и начали наступление на Константинополь. Стянув силы со всех границ империи, греки преградили путь завоевателям. Весной 970 г полководец Варда Склир сумел нанести поражение тридцатитысячному войску русов под Аркадиополем вблизи Царьграда. Русы отступили в Восточную Болгарию. Кочевники отхлынули от границ империи. Лишившись помощи печенегов и венгров, норманны заключили перемирие с греками.

Император Иоанн потратил не менее года на то, чтобы покончить с мятежами и собрать силы для войны с норманнами. Весной 971 г. он направил огненоносный флот в устье Дуная, чтобы сковать силы Святослава и помешать ему прийти на помощь Преславу.

Русы привыкли воевать в летние месяцы. Весеннее наступление греков застало их врасплох. Трехдневный штурм завершился падением Преслава 14 апреля 971 г. Союзник русов царь Борис сдался в плен Цимисхию. Вскоре греки осадили Доростол с суши, а их флот блокировал крепость со стороны Дуная, отрезав русам пути к отступлению. В боях у стен Доростола русы пытались биться в конном строю, но, по свидетельству византийских очевидцев, это им плохо удавалось. Исход последнего боя решила атака императорской конницы, закованной в броню. Русы понесли огромные потери.

По условиям мирного договора 971 г. русы обязались не воевать против Византии, не нападать на Корсунь (Херсонес) в Крыму и на Болгарию, не наводить на империю «других языков». При любом вторжении в Византию князь должен был тотчас выступить с войском на ее защиту. Обязательство о военной помощи носило односторонний характер. Никаких статей о торговле, посольских и купеческих делах в договоре не было.

Вторжение киевского войска на Балканы причинило наибольший ущерб славянскому государству Болгарии. Болгары нашли случай отомстить недругам. Жители Переяславца предупредили печенегов о возвращении киевского войска на Русь, и те перенесли многочисленные кочевья к днепровским порогам. Святослав не смог пройти пороги, и вынужден был укрыться в днепровских лиманах. Запасы продовольствия, полученные от греков, кончились, в войске начался голод. После трудной зимовки Святослав вновь попытался прорваться через пороги, но попал в засаду и погиб. Его войско было истреблено. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу для вина.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

Великий полководец Киевский князь Святослав Игоревич после победоносного разгрома Хазарского каганата боевые действия перенес на восток. Вероятно, заключив с василевсом Никифором II Фокой договор об оказании военной помощи Византии, Святослав направил свой флот в устье Дуная. Никифор Фока не понаслышке знал об искусстве и отваге русских воинов, отряд русских наемников был в его армии, которая освобождала от арабов Сицилию и Крит. Только русские могли остановить болгарскую угрозу, в те годы Константинополь был вынужден платить болгарам дань. Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в городе Переяславце, этот город он считал серединой своей земли, и планировал в нем обустроить новую столицу великого славянского государства. Естественно, как и любой славянский правитель, он мечтал овладеть столицей всего мира Царьградом. Во время отсутствия Святослава, уезжавшего в Киев по смерти матери великой княгини Ольги, для решения вопросов государственного управления, болгары вернули себе Переяславец, но Святослав вновь завоевал его. Болгарский царь Борис II признал вассальную зависимость от русского князя. Не оставляя мечты о победе над императором ромеев, дружина Святослава заняла Филиппополь (ныне Пловдив в Болгарии) и через Адрианополь намеревалась двинуться на столицу Византии. Об этом Святослав в свойственной ему манере обратился к императору Иоанну Цимисхию: «Иду на вы!» В сражении, происшедшем у Аркадиополя (ныне Люлебургаз в Турции), много неясного, согласно греческим источникам объединенное войско русских, болгар и печенегов потерпело поражение, согласно русским – Святослав одержал победу и взял дань. Вероятно, это были две разные битвы, происшедшие в один год. Поход против русских, обосновавшихся во Фракии (Болгарии), и продолжавших набеги на Византию, в 971 году возглавил лично Иоанн Цимисхий. Сначала он захватил столицу Болгарского царства Преслав, и в апреле этого же года подошел к крепости на Дунае Доростол (ныне Силистра в Болгарии), где находились основные силы русских – около 20 тысяч человек. Ромеев было в два с лишним раза больше, 40-45 тысяч воинов, а вскоре пришел и византийский флот. Помощи Киевскому князю было ждать не откуда, «…Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть?», — такие слова вложил в уста князю Нестор Летописец. В конце апреля у Доростола произошло несколько сражений, которые приводили к тому, что русские вынуждены были укрываться за стенами крепости. Осада крепости длилась три месяца, во время нее осажденные совершали вылазки, во время одной из вылазок им удалось сжечь осадные орудия. Но положение осажденных оставалось незавидным, перспективы одолеть противника отсутствовали.

>Гибель князя Святослава: кто на самом деле убил Александра Македонского древнерусской истории

Одни вопросы

На нелогичность версии Нестора обратили внимание такие корифеи исторической науки, как Соловьев, Иловайский, Рыбаков, Фроянов. Почему Святослав не пошел в Киев со Свенельдом? Почему он оставил при себе только малую дружину и остался на Днепре? Почему Свенельд или сын Ярополк не привели князю подмогу?

Фото днепровских порогов до строительства ДнепроГЭС

Перед походом в Болгарию Святослав отдал старому Свенельду в кормление земли славянского племени уличей, которые жили в Среднем Поднепровье. Воевода мог собрать там ополчение и спасти правителя.

Святослав опытный мореход и понимал, что не успеет до наступления зимы доплыть до Киева. Тогда почему он выбрал опасный Днепр, а не ушел зимовать в завоеванную Белую Вежу или на Дон? Может его в Киеве уже не ждали? А главное, кто натравил на Святослава печенегов?

Свенельд – подозреваемый №1

От гибели Святослава больше всех выиграл Свенельд, которого многие исследователи и считают настоящим убийцей князя-завоевателя. После смерти правителя старый воевода стал самым влиятельным вельможей при сыне Святослава Ярополке. По факту варяг сам правил Киевской державой. По иронии судьбы с убийства сына Свенельда – Люта началась первая в истории Руси княжеская распря.

Когда Олег, средний из сыновей Святослава, узнал, что в его лесу охотится «Свенельдович», то он без промедления убил Люта. Возможно, в Киеве ходили слухи от том, кто настоящий виновник гибели великого князя, но выступить против всесильного Свенельда боялись. Таким образом, необдуманные действия молодого и вспыльчивого Олега становятся логичными.

Свенельд имел влияние на Ярополка и уговорил его покарать младшего брата. Летописец Нестор писал, что рядом с телом Олега Ярополк сказал воеводе: «Смотри, ты этого хотел».

Купцы и бояре – подозреваемые №2

Киевляне Святослава Игоревича не любили и не знали: он постоянно находился в походах и внутренними делами почти не занимался. Князь-завоеватель совершил множество великих деяний, однако, память о нем не сохранилась в народных преданиях и былинах.

Для простого народа Святослав был чужд, поскольку он не защищал границы Руси, а сражался в чужих странах. Вместо Святослава правила его престарелая мать Ольга, а после ее смерти — малолетний сын Ярополк. Отсутствие жесткой княжеской руки устраивало купцов и знать, которая укрепляла власть и благосостояние.

В «Повести временных лет» записано, что Святослав собирался перенести столицу в болгарский город Переясловец, а это было угрозой власти киевской правящей верхушки. На прямое выступление знать и купцы не решались, но через торговые каналы могли подкупить печенегов.

Христиане – подозреваемые №3

Еще до князя Владимира, который крестил Русь, в Киеве уже укрепилась сильная христианская партия. Христианкой была и княгиня Ольга, примеру которой последовало множество знатных русов. Ольга уговаривала Святослава принять Христа, но он отвечал, что в таком случае его дружина будет над ним насмехаться.

Княгиня Ольга — первый христианский правитель Руси

Когда княгиня умерла, позиции христианской общины ослабели, но все изменила война. Наиболее ярые приверженцы язычества ушли с князем завоевывать Болгарию, и киевские христиане снова набрались сил. Среди них было много купцов, которым вера в Христа помогала совершать торговые сделки в Европе. В Никоновской летописи записано, что сторонником христианской партии был и молодой князь Ярополк.

Во время Болгарской войны Святослав обвинил воинов-христиан в трусости и приказал казнить их. Он грозил, что вернется в Киев, сожжет все церкви и перебьет сторонников Христа, которым не нравилась, что он воюет с их единоверцами. Киевляне понимали, что Святослав слов на ветер не бросает, и боялись его возвращения. Возможно, Свенельд тоже был христианином, но из-за высокого статуса казни избежал.

Тогда все становится на свои места. Между Святославом и Свенельдом произошел раскол, и воевода увел большую часть воинов. Князь остался с немногочисленными выжившими сторонниками и понимал, что в Киеве его позиции слишком слабые. Святослав искал выход, которого не было. Весной он все-таки решился идти в столицу, но попал в засаду, организованную кочевниками, которых наняла киевская знать. Для простого народа вину перевалили на далеких ромеев.

Предполагаемое место гибели дружины князя Святослава Игоревича. Остров Хортица в окрестностях Запорожья

Конечно, это только версии, а правда навсегда затерялась в «тумане истории». Исследователи, которые занимались вопросом гибели Святослава, уверены, что внешние враги князя нанять печенегов не могли. Все ниточки шли из Руси, и сам Святослав это понимал, поэтому и не пошел в Киев со Свенельдом. Его там уже не ждали.

Смотрите также — Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: война • Европа • история • конфликт • лонгриды • мир • религия • Российская Федерация • Украина Теги: Болгария • Византия • завоевание • заговор • смерть • убийство • христиане

Куря (печенежский хан)

У этого термина существуют и другие значения, см. Куря (половецкий хан).

Куря (Х в.) — печенежский хан, известный тем, что убил киевского князя Святослава и сделал из его черепа чашу.

История

После заключения мирного договора между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием (июль 971 года), князь должен был возвращаться в Киев через враждебные территории, и об этом были оповещены печенеги.

В изложении русской летописи, описывающей мир с Византией как победный для Руси, печенеги были предупреждены болгарами (по мнению одних историков, это были византийцы, либо болгары и византийцы действовали совместно), сообщившими, что Святослав идёт с множеством добычи и пленных. Греческие источники описывают события как победу Византии: воины Святослава были выпущены из Доростола и получили по 2 меры хлеба на каждого. Согласно Иоанну Скилице, к печенегам было послано византийское посольство с мирными предложениями, включая беспрепятственный пропуск возвращающегося войска Святослава. Согласно традиционной точке зрения, византийское посольство предупредило печенегов о движении Святослава.

Хан Куря устроил засаду на Святослава у днепровских порогов. Киевский князь не стал сразу идти до порогов, а перезимовал в Белобережье. Ранней весной 972 года среди дружины случился голод и Святослав решил идти дальше. В районе днепровских порогов произошёл бой, в результате которого были перебиты русы и убит сам князь. Согласно Повести временных лет, Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из него вместе со своей женой. Такой обычай делать чаши из костей черепа убитых врагов был популярен у тюркских народов. Кочевое население верило, что таким образом силы и мужество врага переходили на пьющего. Сам хан Куря и его жена пили эту ритуальную чашу, чтобы рождённый у них сын был подобен Святославу.

В 1933 году при работах на Днепрострое в реке Днепр в районе порогов было найдено несколько стальных мечей X в., имевшие на рукоятях серебряные узоры. Предполагается, что эти мечи принадлежали воинам князя Святослава, погибших в бою с печенегами хана Кури.

> В кино

  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Курю озвучивает Юрий Беркун.

В беллетристике

  • Персонаж исторического романа Михаила Казовского «Дочка императрицы» («Интерхим», 1999, переиздан в сокр. варианте в двух книгах «Бич Божий» и «Храм-на-крови», «Вече», 2013) о предыстории крещения Руси. Автор полагает, что «Куря» — это русифицированное имя «Кирей» («Гирей»), и приписывает печенегам мусульманское вероисповедание — гипотеза, ничем не подтверждаемая.

Примечания

  1. 1 2 3 Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. — СПб.: Алетейя, 2003. — С. 52.
  2. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М.: Наука, 1982. — С. 382.
  3. Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Т. I. — С. 166.
  4. 1 2 Плетнёва С. А. Половцы. — М.: Наука, 1990. — С. 19.
  5. «Повесть временных лет»
  6. Лев Диакон. «От кончины Императора Константина до смерти Императора Иоанна Цимисхия»
  7. Иоанн Скилица. «О ВОЙНЕ С РУСЬЮ ИМПЕРАТОРОВ НИКИФОРА ФОКИ И ИОАННА ЦИМИСХИЯ»
  8. БСЭ «Святослав Игоревич»
  9. Равдоникас В. И. Надписи и знаки на мечах из Днепростроя // Из истории докапиталистических формаций. Сборник статей к 45-летию научной деятельности Н. Я. Марра. — М.—Л.: ОГИЗ, Государственное социально-экономическое издательство, 1933. — С. 615.
  10. Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. — М.: Наука, 1964. — С. 47.
  11. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. — СПб.: Евразия, 2005. — С. 574.

> Литература

  • Плахонін А. Г. Куря // Енциклопедія історії України. — К.: Наукова думка, 2008. — Т. 5. — С. 533.

Ссылки

  • «Повесть временных лет»

Сосуды смерти. Зачем скифы и другие народы Европы и Азии превращали черепа пленников в ритуальные чаши?

Традиция изготавливать из черепов врагов пиршественные чаши настолько древняя, что найти ее корни не представляется возможным. В русских летописях этот степной обычай нашел отражение в рассказе о гибели князя Святослава. Летописец, повествуя о неудачном исходе второго похода киевского князя на болгар и бое с печенегами, говорит, что степные ханы долгие десятилетия пользовались на пирах чашами из черепов Святослава и его дружинников.

Чаша из черепной коробки человека сделана в Монголии

Некоторые историки в 19 веке и позднее были склонны приписывать древний обычай исключительно жителям причерноморских степей. Однако черепа врагов приносили в жертву и племена, жившие в Италии. К примеру, римский историк Тит Ливий описывает гибель несостоявшегося консула Луция Постумия. Его отряд перебили галлы из племени бойев, напавшие на римлян из засады.

Победители внесли отрубленные головы римлян в свой храм, где ободрали кожу и мышцы, выварили черепа, высушили и затем оправили их в золото, которого у галлов было в достатке. Из такого священного сосуда, сообщает Тит Ливий, жрецы пили в священные дни, вознося хвалу богам, даровавшим победу.

Кочевник с чашей из черепа

Кстати, в ряде русских хроник, созданных гораздо позднее «Повести временных лет», также отмечается: черепа дружинников Святослава также были отделаны золотом. Похожие известия сообщал и миссионер-монах Юлиан в своей работе «О существовании Великой Венгрии, обнаруженном братом Рихардом во время господина Папы Григория Девятого». Он отмечал, что в царстве мордванов (в ареале расселения средневековой мордвы) также делались чаши из голов врагов, из которых пили. Обращались к этой древней традиции также буряты, тибетцы, гунны.

Китайцы отмечали, что народы хунну при заключении мирных соглашений обязательно устраивали пир с использованием чаш из черепов. Так, представители хунну в знак покорности императору китайцев убили белого скакуна. Потом вождь кочевников смешал лезвием меча и золотой ложкой кровб животного с вином в чаше из черепа правителя юэчжи. Участники мирной конференции пили по очереди из такого сосуда в знак нерушимости договора.

Фольклор адыгов сообщает, что воины поили женщину из чаши, сделанной из головы ее возлюбленного. Византийский историк Павел Диакон приводит похожую историю: якобы властитель лангобардов Альбоин сделал из черепа убитого короля гепидов Кунимунда сосуд и поднес его своей жене Розамунде, являвшейся дочкой жертвы.

В погребениях викингов находили чаши из черепов

У ламаистов была традиция создания ритуального сосуда габалы, который выпиливался из черепной кости. Считалось, что габала могла обеспечивать местности, в которой создавался сосуд, неизменные богатство и процветание. Культ ритуальных чаш, изготовленных их черепов, ученые соотносят у тюркских племен с почитанием бога подземного мира Эрлика. При шаманских заклинаниях чаша из черепа была непременным атрибутом. Считалось, что вкушать напитки из такой чаши угодно и самому божеству. Эрлик в представлении тюрков всегда имел при себе множество чаш из черепов.

Прибегали к таким устрашающим кубкам и викинги. Упоминание о чашах из вражеских голов есть в «Старшей Эдде», сохранившейся в рукописи второй половины XIII в. Северные народы соотносили ритуал использования зловещих кубков с актом мести. В Центральной Европе также очень долгое время существовал обычай ритуалов с черепами людей. Об этом свидетельствуют результаты археологических разысканий на территории Швейцарии. Чаша из черепной коробки была найдена в землях германцев в раскопках на месте римского поселения неподалеку от Рейна. Ареал распространения подобных ритуальных сосудов весьма широк – от Альп до Урала и далее, до Китая.

Чаши из черепов были не только ритуальными предметами, но и символами побед

Причем первые находки относятся археологами к эпохе раннего железного века. Среди костей животных в курганных раскопках на территории Украины находили части жертвенных чаш, выпиленных из черепных коробок. Из таких сосудов пили кумыс во время погребальных обрядов.

Не исключено, что традиция в первобытные времена была заимствована у племен каннибалов. Форма черепа была очень удобна для зачерпывания жидкостей. Головы врагов разбивали каменными топорами, а затем выскребали когтями броненосцев, медвежьими клыками.

Следом каннибализма историки считают черепа с искусственно выломанным основанием в области большого затылочного отверстия. Ведь в этой части отчлененного черепа лучше всего добраться до мозга. Подобный способ вскрытия черепа применялся еще неандертальцами и сохранился до XX века у горцев Новой Гвинеи. Иногда человеческие черепа и кости толкли в муку. Потом гончары добавляли ее в глину, из которых лепили ритуальные плошки и миски.