Подводные лодки проекта 877

Содержание

Подводные лодки проекта 877 «Палтус»

У этого термина существуют и другие значения, см. Палтус (значения).

ДПЛ проекта 877 «Палтус»


ДЭПЛ «Владикавказ» проекта 877

Основные характеристики

Кодификация НАТО

«Kilo»

Скорость (надводная)

10 узлов

Скорость (подводная)

17 — 19 узлов

Рабочая глубина погружения

240 м

Предельная глубина погружения

300 м

Автономность плавания

45 суток

Экипаж

57 человек (в т. ч.12 офицеров)

Размеры

Водоизмещение надводное

2 300 (2 350) т

Водоизмещение подводное

3 040 (3 100) т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

72,6 (73,8) м

Ширина корпуса наиб.

9,9 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

6,2 м

Силовая установка

Дизель-электрическая с полным электродвижением:

  • 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт,
  • главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.,
  • электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.,
  • два резервных электродвигателя по 102 л.с.,
  • один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага,
  • 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины

Ракетное вооружение

Калибр напр. B-187, Club-S модификация 08773

ПВО

На лодках ВМФ России: «Стрела-3М», «Игла-1», «Верба»

Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 877 «Па́лтус» — серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», так как первоначально предполагалось оснащение ими ВМС стран Варшавского договора.

История

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю, и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения. В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия. Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.

В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде (Адмиралтейские верфи) и Горьком (Красное Сормово).

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба, на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин). Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6500 миль на 7 узлах.

Обитаемость

На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный).

877В

Схема проекта 877В Основная статья: Б-871 «Алроса»

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Сравнительная характеристика

Лодки проекта 877 являются самыми малошумными российскими субмаринами, что объясняется отсутствием как шумных турбозубчатых агрегатов и мощных насосов, характерных для АПЛ, так и весьма шумных дизельных двигателей надводного хода. Уменьшение шумности агрегатов дополнено выверенной обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. На западе «Варшавянка» получила уважительное прозвище «Чёрная дыра» за высокую скрытность. Шумность лодки на 2-5 узлах 80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м

Иностранные визиты

В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила деловой заход в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Второй мировой войны заход подводной лодки СССР и РФ в Великобританию.

В мае-июне 2001 года подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летии военно-морской базы Фаслейн.

В октябре 2002 года подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе отряда боевых кораблей находилась с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) участвовала в торжественных мероприятиях, посвящённых 100-летию подводных сил Норвегии.

Представители

Основная статья: Список подводных лодок проектов 877 и 636

До 2006 года было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт. По состоянию на 2016 год, строительство кораблей продолжается в модификации 636.3, заказано шесть лодок для Черноморского флота, столько же для Тихоокеанского флота, и ряд экспортных — для Вьетнама и Алжира. В марте 2014 года от покупки данных подлодок отказалась Индонезия.

В июне 2019 года Министерством обороны Российской Федерации объявлен тендер на проведение работ по утилизации нескольких подводных лодок проекта 877. О скольких кораблях идёт речь и о каких именно — в источниках информации не уточняется.

Примечания

  1. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  2. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  3. 1 2 Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232—233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  4. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  5. 1 2 3 4 Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Дата обращения 16 декабря 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  6. Подводная лодка «Калуга» прибыла в базу после дальнего похода : Министерство обороны Российской Федерации
  7. А. С. Николаев. Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Дата обращения 9 августа 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  8. 1 2 armstass.su
  9. пр.877 / пр.636 — KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
  10. What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  11. Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии, severnyflot.ru, 21.05.09
  12. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  13. Минобороны в 2019-2020 годах утилизирует несколько эсминцев и подлодок -. militarynews.ru. Дата обращения 20 июня 2019.
  14. Минобороны объявило тендер на утилизацию несколько эсминцев и подлодок | Еженедельник «Военно-промышленный курьер». vpk-news.ru. Дата обращения 20 июня 2019.

Ссылки

  • А. С. Николаев. Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).. «Штурм Глубины». deepstorm.ru (2002-2011). Дата обращения 9 августа 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  • «Взгляд» // Россия не угодила Индии

Подводные лодки семейства проектов 877/Э/ЭКМ + 636/06360 (Kilo class)

/ Проект 877

Проект 877Э

Проект 877ЭКМ

Проект 08773

/ Уникальные модификации

Б-800 «Калуга» (877ЛПМБ) • Б-871 «Алроса» (877В)

Проект 636

/ Проект 636М

Проект 636.1

Проект 636.3

курсивом обозначены строящиеся подлодки

Проекты многоцелевых дизельных подводных лодок ВМФ СССР и России

611 • 613 • А615 • 617* • 633 • 641 • 641Б «Сом» • 690 «Кефаль» • /877 «Палтус» • /636 «Варшавянка» • 677 «Лада/Амур» • «Калина» • /20120 «Сарган»

* — экспериментальный проект с ПГТУ

Экипаж подводной лодки «Калуга» сегодня торжественно встречали в Полярном

День за днём с «Арктик-ТВ» (12+)08.10.15 19:30

Вернулись с дальнего похода. Экипаж подводной лодки «Калуга» сегодня торжественно встречали в Полярном. Корабль почти полтора месяца находился в море, выполняя учебно-боевые задачи. Срок для подлодки такого типа — максимальный — на пределе возможностей. Насколько справилась команда с поставленными задачами, и кому достанется жареный поросенок, которого по традиции вручают командиру — наши корреспонденты — подробнее.

«Калуга» — дизель-электрическая подводная лодка на вооружении Северного флота с 1991 г. Два года назад прошла ремонт и модернизацию. После этого уже дважды выходила на боевые службы. Этот поход на полную автономность. 45 суток — предел возможностей.

— По запасам продовольствия, по некоторым другим запасам, генерации, которая обеспечивает кислород в отсеках подводной лодки, т.е. только по этим запасам, а экипаж, я считаю, мог выдержать и большее время, — говорит Сергей Пироженко, командир подводной лодки «Калуга».

Экипаж порядка 60 человек — относительно новый. Его сформировали в 2013 году, все подводники прошли полный курс подготовки. 1,5 месяца для них срок не маленький. На причале — в ожидании жены, дети, друзья и близкие.

Доклад, построение, гимн для Полярного — исторической базы Северного флота — картина привычная. Еще одна традиция — жареный поросенок, которого командующий флотилией вручает командиру подводной лодки.

Водоизмещение этой подлодки больше трех тысяч тонн, длина — 72 с половиной метра, под водой на глубине 300 метров она может развивать скорость в 17 узлов — это 32 километра в час. «Калуга» предназначена для борьбы с кораблями и подлодками минирования, разведки.

— Задачи, которые стояли перед экипажем – выполнены, — говорит Олег Голубев, командующий краснознаменной Кольской флотилией разнородных сил Северного флота. — Окончательный разбор будет проведен чуть позже — с оценкой действий, как экипажа, так и полученных данных, которые были получены в течение всего похода. Но уже сейчас можно сказать, что задача выполнена с оценкой не ниже, чем хорошо.

Пока на Северном флоте будут устраивать разбор полетов, подводники смогут отдохнуть, но недолго. Впереди — новые задачи. На военной базе в Полярном кораблей почти нет, все они находятся на боевых дежурствах в море.

Подводные лодки «Варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877

С появлением атомных подводных лодок (ПЛ) многие стали скептически высказываться о субмаринах, работающих на электро-дизельных двигателях. Несмотря на это такие подлодки до сих пор присутствуют на вооружении многих стран мира, включая ведущие державы.

Сохранение дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) как класса обусловлено несколькими недостатками атомоходов. Ключевыми выделяют излишний шум, радиационный фон и большие габариты, не позволяющие активно действовать на мелководье и в стесненных условиях.

«Варшавянка» — объединенное название двух проектов подводных лодок, работающих на дизельных генераторах (ДПЛ). Изначально такие субмарины производились на экспорт, позже стали поступать на вооружение российского флота.

История разработки

Подводная лодка «Варшавянка»

Разработку проекта 636 начали в СССР в 1970-х годах. Именно тогда оформлено техническое задание, новая лодка должна была противодействовать подводным и надводным кораблям противника. Субмарины данного проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отчего и получили названия «Варшавянка».

Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.

С 2010-ого начато строительство подлодок для ВМФ России, проект получил номер 636.3. В строй вступило уже 6 подлодок, седьмая будет принята в ноябре-декабре 2019, восьмая готовится к спуску на воду, еще две строятся.

Отдельно выделяют проект 877 «Палтус». Данные подлодки также называют «Варшавянкой», поскольку часть из них шла на экспорт в страны Варшавского договора. При рассмотрении технических характеристик ориентируются на оба проекта ввиду их сходства.

Основные цели и задания

Ключевое назначение дизель-электрической подводной лодки — поддержка флота. В боевые задачи проекта 636 ставится борьба с надводными и подводными кораблями противника и противодействие угрозам транспортных кораблей и авианосных групп. «Варшавянка» может применяться для защиты побережья, военно-морских баз, коммуникаций, границ и флота.

Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877

636.3 — модификация «Варшавянки», используемая для российского флота

Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.

Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий

Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.

Шесть отсеков

«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:

  • носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
  • второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
  • третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
  • в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
  • пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.

Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

Вооружение

«Варшавянка» 636.3 на стоянке

Вооружение подлодок «Варшавянка» делится на следующие категории:

  • торпедно-минные снаряды;
  • противокорабельные ракетные установки;
  • противовоздушная оборона.

Вооружение ПВО представлено ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Боекомплект — 8 зенитно-управляемых ракет.

Шесть торпедных аппаратов

«Варшавянка» имеет 6 торпедных аппаратов в носовой части. Калибр — 533 мм, система имеет автоматическую подачу снарядов. Боекомплект предусматривает 18 торпед.

Донные мины

Помимо запуска торпед подводная лодка может размещать донные мины. В боекомплекте их 24 штуки.

Противокорабельные ракеты «Калибр»

Для поражения надводных целей предусмотрено 4 установки для противокорабельных ракет «Калибр». Применяются ПКР ЗМ-54. Экспортные подлодки оснащались модификациями ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1.

Технические характеристики

ТТХ «Варшавянки» 636.3

Несмотря на сходства в конструкции и компоновке технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проектов 636 и 877 имеют определенные отличия. Большинство из них незначительные. К примеру, по данным Википедии, экипаж лодок 636 — 52 человека, у проекта 877 — 57 человек.

Водоизмещение

Надводное и подводное водоизмещение «Варшавянки» проекта 636 составляет 2350 и 3950 тонн. У подводных лодок проекта 877 данные показатели ниже — 2300 и 3040 тонн соответственно.

Дальность плавания

У обоих проектов автономность плавания составляет 45 суток. У «Варшавянки» дальность хода зависит от скорости. Экономичным ходом в 3 узла подлодка преодолевает до 400 миль. При работе двигателя под водой и скорости 7 узлов дальность хода составляет 7500 миль. Максимальная скорость над и под водой — 17 и 20 узлов.

Глубина погружения

У подводных лодок проекта 636 и 877 рабочая глубина погружения составляет 240 метров. Предельная глубина отличается, у «Варшавянки» — 300 м, у «Палтуса» — 350 м.

Движитель (дизельный)

Силовая установка подлодок «Варшавянка» и «Палтус» представлена следующими агрегатами:

  • два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
  • основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
  • электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
  • два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.

В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.

Габариты и вес

По габаритам «Варшавянка» имеет следующие показатели:

  • длина по ватерлинии — 72,6 м;
  • наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
  • осадка по ватерлинии — 6,2 м.

Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.

Достоинства и недостатки

Подводные лодки «Варшавянка» продолжают поступать на вооружение российского флота

Ключевое преимущество подводных лодок «Варшавянка» — их скрытность. Конструктивные особенности субмарины в сочетании с малошумными двигателями позволяет ей подходить к целям практически вплотную, оставаясь невидимой для большинства средств обнаружения.

Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.

Другое преимущество — противокорабельные ракеты «Калибр» способные поражать надводные цели из-под воды. Это в значительной степени расширяет спектр боевых возможностей подводной лодки. Дополнительно указывается и вероятность применения «Варшавянки» на любых широтах.

Прямых недостатков данного типа субмарин пока не выявлено. Есть определенные ограничения в огневой мощи, однако данные показатели не считаются критичными. Не выявлено недостатков и в ходе боевого применения подлодки.

Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства

Лодки проекта «Варшавянка» имеются на вооружении Китая, Вьетнама и Алжира. В последнее десятилетие 6 лодок поступило на вооружение российского флота, большая часть патрулирует Черное море. Седьмая лодка также заканчивает государственные испытания. Ожидается, что в 2017-22 годах шесть лодок войдут в состав Тихоокеанского флота.

Первое боевое применение подводной лодки зафиксировано 8 декабря 2015 года. Б-237 «Ростов-на-Дону» из Средиземного моря успешно выпустил ракеты «Калибр-ПЛ» по позициям сирийских террористов в провинции Ракка.

Подводные «Варшавянки» — быстро, недорого и с «Калибром»

Проект 636.3 «Варшавянка» (кодификация НАТО — «Improved Kilo») — многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка. Является улучшенным вариантом предназначенной на экспорт ДЭПЛ проекта 877ЭКМ.

Удар крылатыми ракетами по сирийской авиабазе «Шайрат», нанесенный США 7 апреля, привел к серьезному осложнению ситуации не только на Ближнем Востоке, но и в Восточном Средиземноморье. Иностранные СМИ заговорили о готовящейся переброске в регион новых российских средств ПВО и о возможном появлении в Средиземном море субмарин 4-ой отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота.

Такая информация вызвала серьезную озабоченность у западных военных аналитиков. И их можно понять. Ведь основу черноморской бригады подлодок составляют новейшие дизель-электрические подводные «калиброносцы» проекта 636.3…

В силу объективных обстоятельств, подводная составляющая отечественного ВМФ к концу XX века превратилась в главную ударную силу флота. Среди более семи десятков находящихся в строю российских субмарин имеются не только атомные гиганты с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту, но и куда более скромные по размерам дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ).

Последние многими непосвященными воспринимаются как нечто устаревшее и заведомо архаичное. Ведь всем хорошо известно, что в составе ВМФ США нет ни одной ДЭПЛ! Однако такое мнение глубоко ошибочно.

Да, ДЭПЛ не обладают такой же фантастической автономностью, как атомные подводные лодки (АПЛ). Но у каждой медали, как известно, две стороны.

Во-первых, постройка «дизелюх» обходится куда дешевле.

Во-вторых, ДЭПЛ лишены главного источника шума на атомных подводных лодках — системы охлаждения реактора и турбозубчатых агрегатов. А это существенно улучшает такой ключевой для подводной лодки параметр, как скрытность. Причем улучшает настолько, что самые массовые в современном российском флоте ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» получили у иностранных специалистов красноречивое прозвище «Черная дыра».

История «Черных дыр» началась в тот момент, когда советское военное руководство осознало три момента.

Первый — новейшие технологии не отменяют по целому ряду факторов, включая экономический, целесообразность использования в прибрежных районах Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также в «закрытых» Балтийском и Черном морях именно ДЭПЛ, а не АПЛ.

Второй — необходимости массовой и быстрой постройки в СССР для собственных нужд, нужд стран соцлагеря, а также на экспорт наиболее соответствуют, опять же, ДЭПЛ, а не АПЛ.

Третий — все существующие в советском флоте ДЭПЛ второго поколения (т.е. 1960–1975 годов постройки) не имеют гарантированного превосходства над иностранными лодками аналогичного класса ни по скрытности, ни по мощности вооружения.

На основании этих выводов конструкторскому бюро «Рубин» под руководством Юрия Кормилицына было выдано задание на разработку дизель-электрической подводной лодки третьего поколения, которая имела бы оптимальное сочетание небольших размеров, малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия, а также большие возможности для последующей модернизации.

«Восемьсот семьдесят седьмая» стала первой отечественной ДЭПЛ, получившей идеально обтекаемый «альбакоровский», т.е. веретенообразный легкий корпус. Это позволило повысить скорость подводного хода и снизить шумность, правда, за счет некоторого ухудшения мореходности в надводном положении. Еще больше повысили скрытность лодки установка корабельных устройств на специальных амортизаторах.

Специально для новых «дизелюх» были созданы боевая информационно-управляющая система (БИУС) МВУ-110 «Узел» и гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400 «Рубикон».

Комплекс вооружения «Палтуса» включал в себя 6 носовых 533-мм торпедных аппарата, оборудованных устройством автоматического заряжания 18 торпед или 24 донных мин, а также используемый в надводном положении для самообороны ЗРК «Стрела-3».

Имея подводное водоизмещение 3040 тонн, ДЕПЛ проекта 877 могли погружаться на глубину 350 метров, развивали под водой ход до 19 узлов и имели автономность плавания в 45 суток.

В декабре 1980 года первый «Палтус» вошел в строй. Его испытания полностью подтвердили все заложенные в проект характеристики и доказали, что «восемьсот семьдесят седьмые» являются самыми скрытными из числа всех отечественных и, скорее всего, почти всех (если не всех) иностранных субмарин.

На Западе первые достоверные данные о появлении в ВМФ СССР новых ДЭПЛ появились только летом 1982 года. В США и других странах НАТО советская «Черная дыра» стала именоваться лодкой типа «Kilo».

«Палтусы» превратились в настоящие «рабочие лошадки» российского подплава. Всего их было построено 53, причем 29 из них — для иностранных заказчиков. По мере необходимости проект модернизировался, что обеспечивало соответствие ТТХ лодок непрерывно растущим требованиям военных моряков.

Последние лодки модернизированного проекта 877ЭКМ получили не только специальное оборудование для действий в тропиках, но и ракетный комплекс Club-S, что превратило эти субмарины в ударные.

Отметим, что опыт создания на базе уже существующего проекта достаточно бюджетной боевой единицы со значительно расширенными боевыми возможностями забыт не был. В полной мере он оказался использован российскими кораблестроителями уже во втором десятилетии XXI века.

Изначально предполагалось, что со временем «восемьсот семьдесят седьмые» будут в составе отечественного ВМФ заменены «дизелюхами» проекта 677 «Лада», также разработанного в ЦКБ «Рубин». Однако, по итогам постройки и опытной эксплуатации в 1997–2011 годах головной «Лады», Б-585 «Санкт-Петербург», проект 677 был признан, мягко говоря, «сырым». Две заложенные в 2005–06 годах следом за Б-585 «Лады» так и остались недостроенными.

Тем временем морякам требовались новые ДЭПЛ. Чем дешевле и быстрее, тем лучше. Времени на «вылизывание» или перелицовку проекта 677 не было. По этой причине «Рубин» на основе экспортной версии проекта 877 создал ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка». Проект оказался настолько удачным, что за новыми ДЭПЛ сразу выстроилась очередь в виде заказчиков из Китая, Алжира, Вьетнама и Индии.

В 2010 году на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге по доработанному проекту 636.3 состоялась закладка головной ДЭПЛ из числа шести, предназначавшихся для усиления давно хиреющего без новых боевых кораблей Краснознаменного Черноморского флота. Сам факт того, что за четыре года до «Русской весны» военное руководство России внезапно и в большой спешке озаботилось постройкой субмарин для КЧФ, довольно примечателен, но мы не будем играть в конспирологию…

При всей паллиативности проекта 636.3, не стоит относиться к нему пренебрежительно. «Варшавянки» превосходят «Палтусы» по мощности дизель-генераторов, скорости полного подводного хода и дальности плавания в режиме работы дизелей под водой. Они имеют более современные БИУС и ГАК, а также гораздо меньший уровень подводного шума.

НАТОвцы назвали «Варшавянку» «Improved Kilo», хотя адекватнее было бы использовать название «Ультрачерная супердыра» или что-нибудь в этом духе…

Наконец, в дополнение к уже привычным на «Палтусах» торпедам и минам, «Варшавянки» получили четыре крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Кстати, именно ДЭПЛ проекта 636.3 Б-237 «Ростов-на-Дону» 8 декабря 2015 года отстрелялась «Калибром» по боевикам на территории Сирии, став тем самым первой отечественной субмариной, применившей свое оружие в боевых условиях после 1945 года.

8 апреля 2017 года другая «Варшавянка», Б-265 «Краснодар», осуществила успешный запуск крылатой ракеты по надводной мишени на Балтике. Это событие наделало немало шума в Прибалтике и Скандинавии, одновременно напомнив многим «горячим головам» в Западной Европе, что в случае необходимости Россия может «откалибровать» не только игиловцев…

Сочетание хорошо отработанных корпусных конструкций «Палтуса» и современных корабельных систем позволило отечественной промышленности в кратчайшие сроки освоить производство новых ДЭПЛ. За 2010–16 годы было построено шесть «Варшавянок» для Черноморского флота. После этого было объявлено о начале постройки еще такого же количества ДЭПЛ для Тихоокеанского флота.

Будет ли после этого построена серия «Варшавянок» для Дважды Краснознаменного Балтийского флота, вопрос пока риторический. Дело в том, что, с одной стороны, подобное усиление ДКБФ в свете осложнения геополитической обстановки в регионе давно напрашивается. С другой стороны, ЦКБ «Рубин» уже готовит полноценную замену «Палтусам» и «Варшавянкам» в виде ДЭПЛ пятого поколения.

В силу этого вряд ли имеет смысл тратить время и ресурсы на строительство еще полдюжины 636.3, если после окончания строительства тихоокеанских «Варшавянок» можно будет для Балтики сразу заложить новейшие ДЭПЛ пятого поколения.

В СМИ просочилось название шифра нового проекта ДЭПЛ — «Калина». Судя по всему, эта ДЭПЛ создается как с оглядкой на ошибки, допущенные в проекте «Лада», так и с учетом успешных наработок по проектам «Палтус» и «Варшавянка».

Принципиальной новинкой «Калины» станет ее оснащение воздухонезависимой энергетической установкой на основе электрохимического генератора. Это не только гарантирует «Калине» место среди самых малошумных субмарин мира, но и приблизит ее по автономности к атомаринам, позволив находиться под водой без всплытия на поверхность до 20 суток.

В комплекс вооружения, аналогичный таковому у проекта 636.3, может быть введена разработанная ВПК «НПО машиностроения» гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон».

15 апреля СМИ опубликовали сообщение о том, что во время испытаний «Циркон» достиг восьми скоростей звука. Вооруженная подобными ракетами «Калина» превратится в настоящую «убийцу авианосцев» и по своему боевому потенциалу практически сравняется с многоцелевой АПЛ пятого поколения проекта «Хаски», чьим эскизным проектированием сейчас занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».

>Живучий «Палтус»: почему Россия делает ставку на дизельные субмарины?

Вторая жизнь

«Алроса», долго остававшаяся единственной боеспособной подводной лодкой Черноморского флота, стоит теперь в Севастополе у стенки 13-го судоремонтного завода в ожидании модернизации. Как РИА Новости сообщили на днях в Оборонно-промышленном комплексе, на Балтику ее передадут не ранее 2020-го — впереди масштабный ремонт.

Окончательно вопрос выбора нового места службы все же решится после полного исследования корпуса на предмет усталости металла, состояния шумопоглощаемого покрытия и возможной коррозии. Судоремонтникам предстоит выполнить немалый объем работ, чтобы лодка соответствовала всем необходимым параметрам и требованиям современного подводного флота.

Что касается Балтийского флота, то сегодня в его составе числятся две субмарины проекта «Палтус» — «Выборг» и «Дмитров». Обе в почтенном возрасте. Первую планируется передать парку «Патриот» в Кронштадте вместе с эсминцем «Беспокойный» в качестве выставочных экспонатов. Второму кораблю уже более тридцати лет, и в настоящее время подлодка находится на ремонте на Кронштадтском морском заводе.

Тише воды

Главная особенность «Алросы» — водомет, установленный вместо лопастного гребного винта. Построенную по опытному проекту 877В субмарину спустили со стапелей завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1988-м. После испытаний лодка перешла внутренними водными путями на Черное море и в декабре 1990-го была включена в состав Черноморского флота.

Благодаря необычному движителю, «Алроса» — самая скрытная лодка из всех «Палтусов», и без того отличающихся предельно низким уровнем шумности. Водомет создает реактивную тягу за счет выталкиваемой струи воды и, в отличие от классического винта, производит существенно меньше шума. Такими устройствами оснащены, например, американские атомные субмарины Seawolf. Изначально планировалось, что ВМС США получат порядка тридцати таких лодок, но из-за дороговизны серию сократили до трех единиц.

«Лодке в 2004 году присвоили имя «Алроса», но названа она не в честь российской компании, которая взяла шефство над ней в начале нулевых, — на флоте не принято присваивать кораблям имена шефствующих организаций, — рассказал РИА Новости капитан 1-го ранга Михаил Славин, служивший на Черноморском флоте. — Ее назвали в честь небольшого поселка в Якутии. Компания действительно оказала большую помощь экипажу лодки и соединению подводных кораблей. Многие уроженцы Якутии проходили на ней службу. Но самое главное, «Алроса» в 1990-е помогла приобрести для субмарины новые дорогостоящие аккумуляторные батареи».

По его словам, судьба подлодки складывалась очень драматично, а проект водометного движителя, несмотря на все плюсы, продолжения так и не получил. Во многом потому, что подлодка вошла в состав флота в самые сложные для ВМФ России годы.

«Ее можно назвать символом тех кризисных лет — безвременья для русского флота и судостроительной отрасли. Причем «Алроса» была единственной на тот момент субмариной Черноморского флота. Ее эксплуатировали, что называется, в хвост и в гриву, в ходе многочисленных ремонтов толком не обслуживали, не проводили серьезной модернизации. Что касается возможного перебазирования, то для мелководной Балтики по характеристикам она подходит идеально. По-хорошему, ее изначально следовало туда отправить», — отмечает Славин.

В период раздела советского Черноморского флота между Россией и Украиной судьба «Алросы» решалась довольно болезненно. В 1992-м часть экипажа присягнула Украине и попыталась захватить корабль, но благодаря слаженным действиям остальных моряков уплыть «за бугор» ему не дали. В 1997-м лодка окончательно отошла Черноморскому флоту России.

Хищное семейство

Проект 877 «Палтус» зародился еще в начале 1970-х, когда конструкторам ЦКБ «Рубин» поставили задачу разработать новое семейство дизель-электрических подлодок со сниженным акустическим полем. Добиться высокого уровня скрытности кораблей удалось за счет применения малошумного оборудования, шумопоглощающего покрытия корпуса и целого комплекса технических решений для борьбы с возникновением и распространением акустических возмущений по корпусу. Андреевский флаг на борту первой лодки подняли в 1982-м.

«Палтусы» оснащены одновальной движительной установкой. Веретенообразный корпус практически идеален с точки зрения соотношения длины и диаметра. Система газоотвода при движении почти не оставляет следа за кормой. Большинство механизмов покрыты вибропоглощающими материалами и смонтированы на амортизаторах. Для снижения гидродинамического сопротивления носовые рули спрятаны внутри корпуса. Скорость — 17-19 узлов в подводном положении, запас хода — шесть тысяч миль, автономность плавания — 45 суток: для дизельных субмарин характеристики более чем достойные.

В итоге «Палтусы» получились компактными, живучими, глубоко автоматизированными и комфортными для экипажа, численность которого снизили до минимума — лодку обслуживают полсотни моряков. Всего по проекту 877 построили более четырех десятков кораблей, часть из которых пошла на экспорт.

Сегодня модернизированные «Палтусы» выпускаются под индексом 636.3. За бесшумность и скрытность в НАТО их прозвали «черными дырами». На вооружении ВМФ России стоят шесть таких лодок. Все базируются на Черном море.

Торжественная церемония спуска дизель-электрической подводной лодки проекта 636 «Варшавянка» «Колпино» на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге

Наряду с торпедами калибра 533 миллиметра главный ударный аргумент субмарин проекта 636.3 — новейшие крылатые ракеты «Калибр-ПЛ». Именно «Палтусы» стали первыми в истории современной России подводными кораблями, осуществившими боевые пуски крылатых ракет по реальным целям — в Сирии. Субмарины засекают цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник. «Палтусы» продолжают действовать в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Следующие шесть таких подлодок достанутся морякам Тихоокеанского флота. Первая поступит в 2019-м. При этом ранние модификации подлодок проекта 877 тоже в строю. В основном они сосредоточены на Тихоокеанском и Северном флотах.

О выдающихся характеристиках и высоком модернизационном потенциале подводных лодок проекта 877 «Палтус» говорит и то, что их охотно покупают на мировом рынке вооружений. Так, по десять подлодок приобрели Китай и Индия, шесть — Вьетнам, еще по несколько единиц — Иран и Алжир. Немало образцов осталось и в странах бывшего Варшавского блока.

Николай Протопопов, РИА Новости

  • Сегодня дизель-электрическая подводная лодка ВМС Индии S57 «Синдурадж» проекта 08773 прибыла в Северодвинск для 2-го среднего ремонта на ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка».

    Напомню — с июня прошлого года в Северодвинске ДЭПЛ S60 «Синдукесари».

    • A_SEVER
    • 14.09.2017 22:00

    Северодвинск, Звёздочка, ДЭПЛ, 877, Индия

    • Дизель-электрическая подводная лодка «Усть-Большерецк» после докового ремонта на приморском «Дальзаводе» успешно спущена на воду. Об этом сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту, капитан второго ранга Владимир Матвеев.

      «Доковая операция по выходу „Усть-Большерецка“ прошла в штатном режиме. Подводная лодка проекта „Варшавянка“ возвращена в состав флота, и экипаж приступил к отработке курсовых задач», — сообщает пресс-служба Тихоокеанского флота РФ.

      В процессе ремонта были проведены сложнейшие работы на прочном корпусе лодки, с гидроакустическом комплексом, водонепроницаемыми переборками и системой погружения и всплытия.

      «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта», является единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей Тихоокеанского флота. В 2016 году специалисты центра выполнили заказы по ремонту 250 кораблей и судов ТОФ.

      • Великоросс
      • 20.04.2017 11:34

      Министерство обороны, ТОФ, Дальзавод, ДЦСС, ДЭПЛ, 877, Палтус, Варшавянка

      • Проходящая модернизацию большая подводная лодка «Комсомольск-на-Амуре» завершила программу десятидневных ходовых испытаний и вернулась на сдаточную базу Амурского судостроительного завода.

        Как сообщили в пресс-службе предприятия, подлодка пришвартовалась у заводского пирса в городе Большой Камень в субботу, 10 декабря. «Благодаря профессионализму и четким действиям испытательной команды, а также усилиям экипажа субмарины, поставленные программой испытаний задачи выполнены. Экипаж и команда здоровы», — уточнили в пресс-службе.

        • Samboris
        • 12.12.2016 20:32
      • Дизель-электрическая подводная лодка Северного флот Б-177 «Липецк» проекта 877, прибывшая в Архангельск для участия в военно-морском параде в честь 75-летия союзного конвоя «Дервиш».

        ДЭПЛ Б-177 «Липецк» и пароход «Н.В. Гоголь» на Северной Двине:

        • A_SEVER
        • 31.08.2016 20:20

        Архангельск, ДЭПЛ, 877

      • В Северодвинске на ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» после реконструкции возобновил свою работу монтажно-сдаточный цех № 10. Во время произведён ремонт здания цеха с перестройкой ряда помещений, утеплением стен и заменой оконных блоков, выполнена замена стапельной плиты и стапельных путей цеха, а также произведена реконструкция систем вентиляции, электроснабжения и других инженерных систем.

        На фото в обновлённом цехе стоит дизель-электрическая подводная лодка ВМС Индии S60 «Синдукесари», в Северодвинске средний ремонт, а также одна из АПЛ ВМФ России.

        Фото

        • A_SEVER
        • 17.07.2016 20:00

        Северодвинск, Звёздочка, АПЛ, ДЭПЛ, 877, Индия

      • Сегодня в Северодвинск для прохождения среднего ремонта на ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» прибыла дизель-электрическая подводная лодка ВМС Индии S60 «Синдукесари» проекта 877ЭКМ, построенная в Ленинграде в 1988 году. Транспортировку выполнило судно-док «ROLLDOCK STAR», в начале этого года доставившее во Вьетнам ДЭПЛ HQ-186 «Дананг».

        Фото Олега Кулешова

        • A_SEVER
        • 15.06.2016 20:00

        Северодвинск, Звёздочка, ДЭПЛ, 877, Индия

      • 29 апреля на достроечно-сдаточной базе Амурского судостроительного завода (входит в ОСК) — заводе судового оборудования «Восток» (г. Большой Камень, Приморский край) — состоялся спуск на воду большой дизельной подводной лодки «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877 «Варшавянка», заводской № 473.

          Технологическая операция по постановке на воду подводной лодки прошла в полном соответствии с регламентом и без осложнений. Подводная лодка всплыла в наполненном водой транспортно-спусковом доке «Зея», а затем двумя буксирами была выведена из него и пришвартована к достроечному пирсу ЗСО «Восток». Задачу по швартовке немного осложнил усилившийся ветер, но всё прошло благополучно.

          Постановке заказа в ТСД «Зея» и последующему спуску его на воду предшествовали многочисленные испытания и проверки корпуса ДПЛ, помещений и систем корабля. Они были проведены в короткие сроки и с хорошими результатами. Заводская сдаточная команда совместно с представителями контрагентских организаций отработали на «отлично».

          • alex4spb
          • 05.05.2016 14:57
        • Оборонная судоверфь «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск) завершила работы по ремонту и модернизации дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) ВМС Индии «Синдукирти» на верфи в Вишакхапатнаме. Об этом сообщили корреспонденту ТАСС в пресс-службе завода.

            • d-tatarinov
            • 05.04.2016 13:04

            Звездочка, ДЭПЛ, 877ЭКМ, Палтус, Индия

          • Дизель-электрическая подводная лодка «Выборг» после окончания ремонтных работ покинула док Памяти трех эсминцев Кронштадтского морского завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). ДПЛ «Выборг» находилась на Морском заводе для проведения ремонта, который осуществлялся в период с 20 января по 25 марта 2016 года.

              • kostya251189
              • 29.03.2016 20:51

              877, Выборг, Балтийский флот, судоремонт

            • 14 октября АО «Центр судоремонта «Звездочка» /входит в состав Объединенной судостроительной корпорации/ заключило контракт с Министерством Обороны Республики Индия на средний ремонт с продлением срока службы дизель-электрической подводной лодки проекта 877ЭКМ «Синдукесари» (INS S-60 «Sindhukesari»).

            • Индийская большая дизель-электрическая подводная лодка S 60Sindhukesari проекта 877ЭКМ. Мумбай, 18.12.2011 (с) JerryE /www.shipspotting.com

            В соответствии с условиями контракта в 2016-2018 гг. северодвинская верфь выполнит средний ремонт индийской субмарины, предусматривающий, в том числе, установку на борту подводной лодки значительного количества модернизированного оборудования.

            Передача корабля в ремонт состоится летом 2016 года. Цикл ремонта займет 27 месяцев. Сведения о стоимости контракта не разглашаются.

            • gradimir grujic
            • 17.10.2015 04:36
          • Дизель-электрическая подводная лодка Черноморского флота Б-237 «Ростов-на-Дону» успешно выполнила стрельбу высокоточным ракетным комплексом «Калибр» по надводной цели, заявил начальник пресс-службы Северного флота капитан первого ранга Вадим Серга.

            «Пуск крылатой ракеты был произведен из подводного положения по морской цели в полигоне боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море. Морская мишень, находящаяся на удалении нескольких сот километров, была поражена с высокой точностью», — сказал он.

            Дизель-электрическая подводная лодка Северного флота Б-800 «Калуга» 8 октября вернулась в Полярный из дальнего похода, успешно выполнив все поставленные командованием задачи.

            • A_SEVER
            • 10.10.2015 01:00

            ВМФ, боевая служба, ДЭПЛ, 877, 06363, «Калуга», «Ростов-на-Дону», Северный флот, РК «Калибр»

          • Дизель-электрическая подводная лодка Б-187 (529) «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877 «Палтус» (заводской номер 473) выведена сегодня из цеха и поставлена в плавдок «Зея» на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре после среднего ремонта и глубокой модернизации.

              • d-tatarinov
              • 06.10.2015 12:23
            • 30 сентября дизель-электрическая подводная лодка Б-459 «Владикавказ» прибыла в постоянный пункт базирования г. Полярный Мурманской области.

                • kostya251189
                • 01.10.2015 18:20

                варшавянка, 877, северный флот

              • Сегодня дизель-электрическая подводная лодка Северного флота Б-459 «Владикавказ» вышла на ходовые испытания после ремонта и модернизации на ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка».

                • A_SEVER
                • 05.08.2015 17:00

                Северодвинск, Звёздочка, ДЭПЛ, 877, «Владикавказ»

              • Индийская компания Pipavav Defence & Offshore Engineering Co Ltd (PDOC) и Центр судоремонта «Звездочка» подписали соглашение о создании СП по ремонту подводных лодок проекта 877ЭКМ в Индии. Об этом во вторник сообщает агентство IANS со ссылкой на заявление индийской компании.

                Доля российского и индийского партнера в совместном предприятии составит 49% и 51% соответственно.

                «Впервые в Индии ремонт подводных лодок рассматривается как деятельность для компании из частного сектора. Опыт, который приобретет PDOC, в дальнейшем пригодится компании при выполнении большего объема работ по субмаринам этого класса, принадлежащим таким странам, как Алжир, Вьетнам и Иран с потенциальной дополнительной прибылью около 3,4 миллиарда долларов», — говорится в заявлении компании.

                Согласно условиям соглашения, «Звездочка» обеспечит полную техническую поддержку совместного предприятия, включая усиление инфраструктуры на объектах PDOC, обучение инженеров и т. д. При этом ремонт первой субмарины будет выполнен в России.

                • alex4spb
                • 21.07.2015 15:57
              • Швартовные испытания начались на дизель-электрической подлодке «Владикавказ», прошедшей модернизацию в Центре судоремонта «Звездочка».

                  Об этом ТАСС сообщили в понедельник 13 апреля в пресс-службе предприятия.

                  Ранее на «Звездочке» планировали начать швартовные испытания модернизированной субмарины в январе.

                  «В июне кораблю предстоит первый за семь лет выход в море. Срок сдачи подлодки, установленный государственным контрактом, — четвертый квартал 2015 года, однако корабелы „Звездочки“ прилагают все усилия для того, чтобы вернуть субмарину в боевой состав флота к Дню ВМФ», — сказали на заводе.

                  В пресс-службе рассказали, что ежедневно на борту субмарины работают свыше 300 рабочих и специалистов «Звездочки» и контрагентских организаций. «Они сосредоточены на проведении швартовных испытаний дизелей, линии вала, общекорабельных систем и систем управления маневрированием, гидроакустике, навигации», — сказали на предприятии.

                  Кроме того, на подлодку уже прибыл штатный экипаж, которому вместе со сдаточной командой предстоит вывести «Владикавказ» на испытания в море.

                  «Владикавказ» построен в 1989 году по проекту 877ЭКМ («Палтус», по классификации НАТО — Kilo). Водоизмещение подлодки достигает 2,3 тыс. тонн, скорость подводного хода — 17 узлов. Подлодка способна погружаться на глубину до 300 метров, а автономность автономного плавания составляет 45 суток. Для «Звездочки», специализирующейся на ремонте и модернизации атомных подлодок, «Владикавказ» станет второй дизель-электрической субмариной, прошедшей модернизацию для ВМФ России. Первой стала однотипная «Калуга», переданная морякам в 2013 году.

                  • Гвардеец
                  • 13.04.2015 11:13

                  Судостроение, испытания, ДЭПЛ, Владикавказ, проект, 877, Палтус

                • Спустя шесть лет с момента прихода на «Звёздочку» (входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация) большая дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» вновь на воде. В середине декабря водниками предприятия проведена операция по переводу корабля из заводской док-камеры к достроечной набережной. За три месяца после вывода из эллинга корабелами «Звёздочки» и контрагентскими организациями завершён доковый этап ремонта корабля. Причём заказ выведен из док-камеры на пять месяцев ранее запланированного срока.

                    • Максим Алпеев
                    • 26.12.2014 14:06

                    Северодвинск, Звездочка, ДЭПЛ, 877, «Владикавказ»

                  • Дизельная подводная лодка «Выборг» Балтийского флота прибыла в место постоянной дислокации — г. Кронштадт после восстановления технической готовности в ФГУП «КМЗ». Об этом сообщает пресс-служба ЗВО по Балтийскому флоту.

                      • Katamaran
                      • 24.10.2014 19:15
                    • 1. Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631 (2014):

                      2. Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (2012):

                      • A_SEVER
                      • 10.08.2014 22:00

                      ВМФ, Астрахань, Владивосток, Санкт-Петербург, Североморск, ПЕ-65, 677, 877, 885, 945, 955, 11770, 16609, 20380, 21270, 21630, 21631, 21820, 21980

                    • РПКСН «Екатеринбург» пр. 667БДРМ «Дельфин»

                        • Дмитрий Шапкин
                        • 12.01.2014 13:34

                        РПКСН, Екатеринбург, пр. 667БДРМ, Дельфин, Дэпл, Владикавказ, пр. 877, СРЗ, Звездочка, Северодвинск