Памятники войны 1812 года

Содержание

Образ Наполеона в культуре

Образ Наполеона, как великого полководца и государственного деятеля, получил широкое отражение в культуре. Благодаря отличительным особенностям во внешности и манере поведения Наполеон является узнаваемым культурным персонажем. Различные художники по-разному передают образ Наполеона (в классическом, романтическом, реалистическом и др. стилях) в зависимости от собственного понимания его роли и места в истории.

Причиной насмешливого прозвища «коротышка капрал» было то, что у Наполеона были очень высокие телохранители.

В живописи

В европейской живописи

В числе наиболее известных работ европейских живописцев, посвящённых Наполеону — произведения Жана Огюста Энгра, Жака-Луи Давида, Поля Делароша и других художников.

Картины Давида и Делароша изображают переход Наполеона через Альпы в ходе Итальянского похода 1800 года. На картине «Наполеон на перевале Сен-Бернар» Давид изображает молодого революционного генерала Наполеона Бонапарта во главе Итальянской армии высоко в Альпийских горах. Произведение писалось в те времена, когда Наполеон был у власти как Первый консул Французской республики. Композиция сильно театрализована, замысел картины состоит в возвеличивании Наполеона.

Картина Делароша «Переход Наполеона через Альпы» написана в 1848 году и, напротив, показывает то же самое событие в более реалистическом виде — Наполеон выглядит унывшем и замёрзшим после долгого перехода. Эта картина стала одним из первых образцов реализма и его типичным примером.

«Шах!» — картина французского художника Жана-Жоржа Вибера на сюжет эпизода из жизни Наполеона I Бонапарта. Он играет против своего дяди (кардинала Жозефа Феша), который ставит его в тяжёлое положение в партии и уже отказал ему в политической поддержке, перейдя на сторону папы римского.

  • Наполеон пересекает Альпы
  • Апологетическая версия Ж.-Л. Давида (1805)

  • Реалистическая версия П. Делароша (1848)

  • Жан-Жорж Вибер. «Шах!»

В русской живописи

В русской живописи среди произведений, посвящённых Наполеону, выделяется цикл полотен Василия Верещагина, о войне 1812 года.

В монументальном искусстве

Конные статуи

Местоположение Краткие сведения Изображение
Аяччо,
площадь Диамант
(фр. Place du Diamant)
41°55′03″ с. ш. 8°44′10″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I и четырём его братьям
Открыт 15 мая 1865 года; скульптуры из бронзы, пьедестал из розового корсиканского гранита.
Скульпторы: Антуан-Луи Бари — конная статуя Наполеона; Габриэль-Жюль Тома, Пти (фр. Petit) и Жак-Леонард Майе — ростовые статуи соответственно Люсьена, Жозефа и Луи, Жерома Бонапартов; архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк.
Фигуры Наполеона и братьев, стилизованные под римского императора и патрициев, отлиты из бронзы австрийских пушек, захваченных Наполеоном III в ходе итальянской кампании 1859 года. Монумент воздвигнут на средства, собранные по подписке.
Ла-Рош-сюр-Йон,
площадь Наполеона
(фр. Place Napoléon)
46°40′14″ с. ш. 1°25′35″ з. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I
1854 год, бронза.
Скульптор Эмильян де Ньеуверкерке.
Лаффре,
«Лужайка встречи»
фр. («Prairie de la Rencontre»)
45°01′11″ с. ш. 5°46′29″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I
1868 год, бронза.
Скульптор Эмманюэль Фремье.
До 1870 года скульптура стояла в Гренобле. С 1930 года в Лаффре. Здесь, на «Лужайке встречи», 7 марта 1815 года, после побега с Эльбы и высадки во Франции, путь двигавшемуся на Париж Наполеону преградил пятый линейный полк, которому Людовик XVIII приказал арестовать узурпатора. Никогда не отступавший перед лицом опасности, Наполеон без оружия и охраны выступил навстречу боевому построению и, приблизившись к строю, воскликнул: «Солдаты пятого полка! Вы меня узнаёте? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» После мига колебаний воины ответили ему громогласным Vive L’Emperor! — Да здравствует император! 20 марта 1815 года Наполеон без боя вступил в Париж.
Руан,
площадь Генерала де Голля
(фр. Place Général-de-Gaulle)
49°26′36″ с. ш. 1°05′56″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I
1865 год, бронза.
Скульптор Габриэль-Виталь Дюбре; автор пьедестала — архитектор Луи Демаре.
Шербур,
площадь Наполеона
(фр. Place Napoléon)
49°38′35″ с. ш. 1°37′27″ з. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I
1857 год, бронза.
Скульптор Арман Ле-Вейль.
Монумент запечатлел события 1803 года: Наполеон осматривает шербурский рейд и указывает на строящийся военный порт. На пьедестале памятника высечены его слова: «Я решил обновить Шербур в духе чудес Египта» (фр. «J’avais résolu de renouveler à Cherbourg les merveilles de l’Egypte»).

Ростовые статуи

В образе военачальника и государственного деятеля

Местоположение Краткие сведения Изображение
Аяччо,
Аустерлицкая площадь
(фр. Place d’Austerlitz)
41°54′59″ с. ш. 8°43′25″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I, Императору французов
Бриен-ле-Шато,
площадь Мэрии
(фр. Place Hôtel de Ville )
48°23′35″ с. ш. 4°31′35″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону Буонапарте — пятнадцатилетнему выпускнику военного училища в Бриене
1879 год, бронза.
Скульптор Луи Роше (фр. Louis Rochet).
Наполеон учился в военном училище в Бриен-ле-Шато с мая 1779 по октябрь 1784 года.
Ватерлоо,
близ заведения «Бивуак императора»
фр. («Le Bivouac de l’Empereur»)
50°40′48″ с. ш. 4°24′17″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону I, Императору французов
Бронза.
Вимиль (фр. Wimille),
у перекрестка улицы Наполеона
(фр. Rue Napoléon)
и авеню Колонны
(фр. Avenue de la Colonne)
50°44′28″ с. ш. 1°37′02″ в. д.HGЯOL
Колонна Великой Армии, или
Колонна Наполеона
Воздвигнута в период с 1804 по 1821 годы.
Архитектор Элой Лабарре (фр. Éloi Labarre).
Маренго,
перед зданием музея «Битва при Маренго»
44°53′43″ с. ш. 8°40′24″ в. д.HGЯOL
Памятник Первому консулу Бонапарту
1847 год, мрамор.
Скульптор Бенедетто Каччатори (итал. Benedetto Cacciatori).
Осон,
центральная площадь
(фр. Place d’Armes)
47°11′37″ с. ш. 5°23′18″ в. д.HGЯOL
Памятник лейтенанту Бонапарту
1857 год, бронза.
Скульптор Франсуа Жуффруа.
Наполеон служил в расквартированном в Осоне артиллерийском полку в чине лейтенанта с середины декабря 1787 по январь 1791 года.
Париж,
Двор почёта (фр. Cour d’Honneur)
Дома Инвалидов
48°51′21″ с. ш. 2°18′45″ в. д.HGЯOL
Скульптура Наполеона I в образе «Маленького капрала»
1833 год, бронза.
Скульптор Шарль-Эмиль Сёр (фр. Charles Emile Seurre).
Раньше эта скульптура была установлена на Вандомской колонне (вторая по счету скульптура Наполеона на указанной колонне; нынешняя, третья по счету, копирует в основных чертах первую скульптуру — работы Антуана-Дени Шоде, оригинал которой не сохранился до наших дней).

В образе богов, античных героев и императоров

Местоположение Краткие сведения Изображение
Аяччо,
площадь Фэш
(фр. Place Fesch),
или площадь Пальм
(фр. Place des Palmiers)
41°55′07″ с. ш. 8°44′17″ в. д.HGЯOL
Памятник Наполеону Бонапарту, Первому консулу
Белый мрамор.
Скульптор Франческо Массимилиано Лаборе
(Francesco Massimiliano Laboureur); автор фонтана «Четырёх львов» у подножия памятника — Жером Мальоли (Jérôme Maglioli).
Бастия,
площадь Св. Николая
(фр. Place Saint Nicolas)
42°41′59″ с. ш. 9°27′03″ в. д.HGЯOL
Памятник Императору Наполеону I
1810-1814 годы, мрамор.
Статуя первоначально предназначалась для Ливорно. В Бастии установлена в 1854 году.
Скульптор Лоренцо Бартолини (фр. Lorenzo Bartolini).
Компьень,
Компьенский замок
49°25′09″ с. ш. 2°49′51″ в. д.HGЯOL
Скульптура Наполеона I в облачении римского цезаря
Мрамор.
Скульптор Антуан-Дени Шоде (фр. Antoine-Denis Chaudet).
Статуя является копией знаменитой работы Шоде. В Компьенском замке находится с 1857 года, где её установил Наполеон III, который приобрёл скульптуру у принцессы Элизы Наполеоны (фр. Élisa Napoléone Baciocchi) — дочери Элизы Бонапарт, родной сестры Наполеона.
Лондон,
собрание Веллингтона
51°30′12″ с. ш. 0°09′06″ з. д.HGЯOL
Скульптура Наполеона в облике Марса-Миротворца
1802-1806 годы, белый мрамор.
Скульптор Антонио Канова.
Милан,
галерея Брера
45°28′19″ с. ш. 9°11′17″ в. д.HGЯOL
Скульптура Наполеона в облике Марса-Миротворца
1811 год, бронза.
Скульптор Антонио Канова.
Копия скульптуры, хранящейся в Лондоне в собрании Веллингтона.
Париж,
Вандомская площадь
48°52′03″ с. ш. 2°19′46″ в. д.HGЯOL
Скульптура Наполеона I в облачении римского цезаря на Вандомской колонне
1875 год, бронза.
Скульптор Огюст Дюмон (фр. Auguste Dumont).
Венчающая ныне колонну скульптура является третьей по счету и копирует в основном первую, работы Антуана-Дени Шоде, которая была удалена с колонны в 1814 году и не сохранилась. Вторая скульптура, водружённая на колонну в 1833 году, изображала Наполеона в образе «Маленького капрала» и была заменена на нынешнюю по пожеланию Наполеона III.

В литературе

В русской литературе

Тематику образа Наполеона первым поднял А.С.Пушкин в своих ранних лицейских стихотворениях «Воспоминания о Царском Селе», «Наполеон на Эльбе». Здесь Наполеон предстаёт «бичом Европы», коварным завоевателем (прошло немного времени с 1812 года). В «Евгении Онегине», Пушкин рассматривал его человеческие качества: эгоизм, гордость, чувство исключительности. В стихотворении «Наполеон» написанном поэтом при получении известия о смерти императора, Пушкин уже восхваляет усопшего как бессмертного и великого человека, завещателя свободы. Герой «Пиковой дамы» Германн имеет сходство с Наполеоном (VI;228), что призвано подчеркнуть основное его качество — погоню за несбыточной мечтой.

Если в раннем творчестве Лермонтова Наполеон является романтической роковой фигурой («Эпитафия Наполеона»); то позднее предстаёт символом западной культуры, борцом с судьбой, а не покорным исполнителем велений рока («Воздушный корабль», «Последнее новоселье»).

Образ Наполеона в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» отрицательный, Бонапарт предстаёт перед читателем в образе не великого человека, а неполноценного, ущербного «палача народов».

Ф. М. Достоевский приводит его имя как негативный идеал «сверхчеловека» в романе «Преступление и наказание», также упоминает в «Записках из подполья».

В зарубежной литературе

Одним из создателей романтического мифа о Наполеоне, так называемой «наполеоновской легенды» был Беранже. Стендаль, который служил интендантом в армии Наполеона, составил жизнеописание Наполеона, а в начале неоконченной книги «Воспоминаний о Наполеоне» (1837) отмечал: «Я испытываю нечто вроде благоговения, начиная писать первую фразу истории Наполеона». Александр Дюма создал собственный вариант жизнеописания императора. Наполеон является одним из героев романа «Мария Валевская» польского писателя М. Брандыса. Французский писатель Макс Галло посвятил ему свой одноименный роман, на основе которого был снят самый дорогой в истории европейский мини-сериал. Также образ Наполеона нашел отражение в творчестве Андре Моруа «Наполеон. Жизнеописание». Не стоит обходить вниманием и книгу Лас Каза «Записки узника Святой Елены».

Наполеон появляется в романе «Отверженные» Виктора Гюго: священник Мириэль становится епископом благодаря встрече с императором. Также Наполеон много раз упоминается в последующих главах романа, в том числе при описании битвы при Ватерлоо.

Анатоль Франс упоминает Наполеона в романе «Преступление Сильвестра Бонара»: в наполеоновской армии воевал Виктор Аристид Мальдан, дядя главного героя, а отец Сильвестра Бонара долго работал в наполеоновском правительстве. Именно на почве отношения к Наполеону в семье Бонара и в семье его возлюбленной Клементины их отношения оказываются обречены.

Каждый вечер господин де Лесе приходил к моему отцу пить кофе. Не знаю, что их связывало, ибо трудно встретить две натуры, до такой степени противоположные. Отец мой мало чему дивился и многое прощал. С годами он возненавидел всякие преувеличения. Своим мыслям он придавал множество оттенков и никогда не присоединялся к какому-либо мнению без всевозможных оговорок. Эти привычки осторожного ума выводили из себя старого дворянина, сухого и резкого; причем сдержанность противника нисколько не обезоруживала старика, совсем наоборот. Я чуял опасность. Этой опасностью был Бонапарт. Отец не питал к нему никакой нежности, но, послужив под его началом, не любил, когда его бранили, особенно к выгоде Бурбонам, за которыми он числил кровные обиды. Господин де Лесе, более чем когда-либо легитимист и вольтерьянец, возводил к Бонапарту начало всех зол, социальных, политических и религиозных. При таком положении вещей больше всего меня тревожил капитан Виктор. Мой грозный дядя после смерти своей сестры, умевшей сдерживать его, стал окончательно невыносим. Арфа Давида была разбита, и Саул предался своей ярости. Падение Карла Десятого придало дерзости старику бонапартисту, и он проделывал всякого рода вызывающие штуки. Наш дом, чересчур тихий для него, он посещал уже не так усердно. Но изредка, в часы обеда, он появлялся перед нами весь в цветах, как некий мавзолей. Садясь за стол, он, по обыкновению, ругался во все горло, а между кушаньями хвастался своими любовными успехами былого удальца. По окончании обеда он складывал салфетку епископскою митрой, выпивал полграфинчика водки и торопливо уходил, как человек, испуганный мыслью, что придется провести некоторое время без выпивки, с глазу на глаз со старым философом и молодым ученым. Я чувствовал, что если в один прекрасный день он встретится с господином де Лесе, то все пропало. Этот день настал!

На сей раз капитана было почти не видно под цветами; он до такой степени походил на памятник во славу подвигов империи, что хотелось надеть ему на каждую руку по венку из иммортелей. Он был необычайно доволен, и первой особой, осчастливленной его хорошим настроением, оказалась кухарка, которую он обнял за талию, когда она ставила на стол жаркое.

После обеда он отодвинул в сторону стоявший перед ним графинчик, сказав, что «прикончит» водку, когда подадут кофе. Я с трепетом спросил его, не угодно ли ему, чтобы кофе подали сейчас же. Дядя Виктор был очень недоверчив и совсем не глуп. Моя стремительность показалась ему подозрительной, ибо он как-то особенно глянул на меня и сказал:

– Терпение, племянничек! Не полковому мальчишке трубить отбой, черт побери! Вы, господин магистр, что-то очень торопитесь увидеть, есть ли у меня на сапогах шпоры.

Было ясно: капитан понял, что мне хотелось удалить его пораньше. Зная дядю, я был уверен, что он останется. Он и остался. В моей памяти запечатлелись малейшие обстоятельства этого вечера. Дядя был особенно весел. Одна мысль, что он здесь в тягость, поддерживала его прекрасное настроение. И, право же, он превосходным солдатским стилем рассказал какую-то историю о монашенке, трубаче и пяти бутылках шамбертена, имевшую, вероятно, большой успех по гарнизонам, но рассказать ее вам я бы не решился, даже если бы и помнил. Когда мы перешли в гостиную, он указал на запущенную каминную решетку и со знанием дела объяснил нам употребление трепеля для полировки меди. О политике ни слова. Он берег силы. Среди развалин Карфагена пробило восемь ударов. Это был час господина де Лесе. Несколько минут спустя господин де Лесе с дочерью вошли в гостиную. Вечер начался как обычно. Клементина села за вышивание у лампы с абажуром, который оставлял в легкой тени ее красивую головку и сосредоточивал освещение на ее пальчиках, отчего они почти светились. Господин де Лесе, заговорив о комете, предсказанной астрономами, развил по этому поводу свои теории, которые при всей своей рискованности свидетельствовали об известной умственной культуре. Мой отец, имевший познания в астрономии, высказал ряд здравых мыслей, закончив своим вечным: «А, впрочем, как знать?» Я, со своей стороны, привел мнение нашего соседа из обсерватории – великого Араго. Дядя Виктор утверждал, что кометы влияют на качество вин, в подтверждение чего рассказал одну веселую трактирную историю. Я был так доволен этим разговором, что с помощью недавно мной прочитанного изо всех сил старался поддержать его, пространно разбирая химический состав легких созвездий, которые рассеяны в небесном пространстве на миллиардах километров, но могли бы уместиться в одной бутылке. Отец, немного удивленный моим красноречием, поглядывал на меня с обычной благодушной иронией. Но нельзя же пребывать все время в небесах. Глядя на Клементину, я заговорил о комете из алмазов, которой я накануне любовался в витрине ювелира. На этот раз меня осенило невпопад.

– Племянник! – воскликнул капитан Виктор. – Твоя комета ничто в сравнении с кометой, сверкавшей в волосах императрицы Жозефины, когда императрица приехала в Страсбург раздавать армии кресты.

– Эта маленькая Жозефина весьма любила украшения, – сказал господин де Лесе между двумя глотками кофе. – Я не корю ее за это: невзирая на легкомыслие, в ней было кое-что хорошее. Она ведь из Ташеров и оказала Буонапарте большую честь, выйдя за него замуж. Ташеры – не бог весть что, но Буонапарте – совсем ничто.

– Что вы хотите этим сказать, маркиз? – спросил капитан Виктор.

– Я не маркиз, – сухо ответил де Лесе. – А хочу сказать, что Буонапарте было бы весьма под стать жениться на одной из людоедок, описанных капитаном Куком в своем «Путешествии», – голых, татуированных, с кольцом в ноздрях, с наслаждением пожирающих гнилое человеческое мясо.

«Я это предвидел», – подумал я и в этой мучительной тревоге (о, жалкое человеческое сердце!) прежде всего отметил верность моего предвидения. Должен сказать, что капитан ответил в высоком стиле. Он подбоченился, окинул господина де Лесе пренебрежительным взглядом и произнес:

– Кроме Жозефины и Марии-Луизы, господин видам, у Наполеона была еще одна жена. Эту подругу его вы не знаете, а я видал ее вблизи, – на ней лазурная, усеянная звездами мантия и венок из лавров, а на груди сверкает почетный крест: ей имя – Слава.

Господин де Лесе поставил свою чашку на камин и спокойно произнес:

– Ваш Буонапарте – потаскун.

Отец мой неторопливо встал, тихо поднял руку и очень мягко сказал господину де Лесе:

– Каков бы ни был человек, умерший на острове Святой Елены, я десять лет работал в его правительстве, а мой шурин трижды ранен под его орлами. Умоляю вас, милостивый государь и друг мой, впредь этого не забывать.

Что оказалось невозможным для выспренней и шутовской заносчивости капитана, то совершило вежливое увещание отца; оно повергло господина де Лесе в неистовую ярость.

– Я забыл, моя вина! – воскликнул он, бледный, стиснув зубы и с пеною у рта. – Селедочный бочонок всегда пахнет селедкой, и когда послужишь проходимцам…

При этих словах капитан схватил его за горло. Думаю, что он бы задушил его, не будь здесь дочери и не будь меня.

Отец мой, скрестивши руки и более бледный, чем обычно, смотрел на это зрелище с несказанным выражением жалости. То, что последовало, было еще плачевнее. Но к чему останавливаться на безумстве двух стариков? В конце концов мне удалось разнять их. Господин де Лесе сделал знак дочери и вышел. Когда она пошла за ним, я бросился по лестнице ей вслед.

– Мадемуазель, – сказал я, не помня себя и сжимая ее руку, – я люблю вас! Люблю!

На секунду она задержала мою руку в своей; рот ее чуть приоткрылся. Что собиралась она сказать? Но вдруг, подняв глаза на своего отца, всходившего на следующий этаж, она освободила свою руку и распрощалась, кивнув мне головой.

После этого я ее уже никогда больше не видел. Ее отец переехал к Пантеону, в квартиру, нанятую для продажи исторического атласа. Там он и умер несколько месяцев спустя от апоплексического удара. Дочь вернулась к родным в Невер. В Невере она вышла замуж за сына богатого крестьянина, Ашиля Алье.

В музыке

Титульный лист Симфонии № 3 Бетховена

Первоначально Бетховеном симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») была написана в честь Наполеона и посвящена ему, но в дальнейшем, из-за разочарования в политике Наполеона, композитор вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Г. Берлиоз в 1849 году его памяти посвятил своё монументальное хоровое сочинение Te Deum, Op. 22 / H118.

> В театре

  • «Наполеон Бонапарт» — балет Тихона Хренникова в постановке Андрея Петрова («Кремлёвский балет», 1995).

В кино

  • «1812 год» (немой, Россия, 1912) — Павел Кнорр
  • «Бог войны» / Bóg wojny (Польша, 1914) — Стефан Яраш
  • «Война и мир» (немой, Россия, 1915) — Владимир Гардин
  • «Графиня Валевская» / Gräfin Walewska (Германия, 1920) — Рудольф Леттингер
  • «Наполеон» (немой, Франция, 1927) — Альбер Дьедонне, Владимир Руденко (в детстве)
  • «Наполеон на острове Св. Елены» / Napoleon auf St. Helena, 1929; Hundert Tage, 1935 — Вернер Краус
  • «Энтони Несчастный» (1936) — Ролло Ллойд
  • «Завоевание» (1937 — Шарль Буайе
  • «Кутузов» (1943) — Семён Межинский
  • «Кольберг» (Германия, 1945) — Карл Шаутен
  • «Граф Монте-Кристо» (1953) — Жюльен Берто
  • «Корабли штурмуют бастионы» (1954) — Валерий Лекарев
  • «Дезире: Любовь императора Франции» (1954) — Марлон Брандо
  • «Наполеон» (1954) — Жан-Пьер Омон
  • «Наполеон: Путь к вершине» (1955) — Даниель Желин и Реймонд Пеллегрин
  • «Война и мир» (1956) — Герберт Лом.
  • «Мамлюк» (1958) — Тариэл Сакварелидзе
  • «Битва при Аустерлице» (1960) — Пьер Монди.
  • «Мадам Сан-Жен» (1961) — Жюльен Берто.
  • «Доктор Кто» (эпизод «Господство террора», 1964) — Тони Уолл.
  • «Пепел» (1965) — Януш Закженский
  • «Марыся и Наполеон» (1966) — Густав Холоубек
  • «Война и мир» (1968) — Владислав Стржельчик.
  • «Ватерлоо» (1970) — Род Стайгер.
  • «Война и мир» (1972) — Дэвид Свифт
  • «Орел в клетке» / Eagle in a Cage (США-Великобритания, 1972) — Кеннет Хейг
  • Shanks (1974) — Лерри Бишоп.
  • «Наполеон и любовь» (1974); Бандиты времени (1981) — Иен Холм.
  • «Любовь и смерть» (1975) — Джеймс Толкан.
  • «Багратион» (1985) — Жанри Лолашвили
  • «Наполеон и Жозефина: История любви» (1987) — Арманд Ассанте.
  • «Наполеон и Европа» / Napoléon et l’Europe (Франция-Бельгия-Канада, 1991) — Жан-Франсуа Стевенин
  • «Избранник судьбы» (1987) — Всеволод Шиловский
  • «Саботаж!» (2000) — Дэвид Суше
  • «Новое платье императора» (2001) — Иэн Холм
  • «Наполеон» (2002) — Кристиан Клавье
  • «Граф Монте-Кристо» (2002) — Алекс Нортон
  • «Золотой век» (2003) — Олег Лопухов
  • «Адъютанты любви» (2005); «Марго. Огненный крест» (2009), «Василиса» (2014) — Виталий Коваленко
  • «Я и Наполеон» (2006) — Даниэль Отёй.
  • «Война и мир» (2007) — Скали Дельперайт.
  • «Судьба повелителя» (2008) — Эвклид Кюрдзидис.
  • «Ночь в музее 2» (2009) — Ален Шаба.
  • «Ржевский против Наполеона» (2012) — Владимир Зеленский
  • «1812: Уланская баллада» (2012) — Эрик Фратичелли

Вещи Наполеона

В 2014 году в Париже на аукционе была продана треуголка за €1,8 млн. Обладателем головного убора стал южнокорейский миллионер.

В 2018 году был продан с аукциона во Франции за €350 тыс. один из многочисленных любимых головных уборов полководца — треуголка, потерянная им после битвы при Ватерлоо.

> См. также

  • Наполеон Бонапарт и шахматы
  • Наполеон I в России — серия картин В. В. Верещагина

Примечания

  1. ‘Napoleon Crossing the Alps’, Paul Delaroche (1797-1856). Дата обращения 11 августа 2007. Архивировано 22 ноября 2008 года.
  2. Казаков, Н. И. Наполеон глазами его русских современников. // Новая и новейшая история. 1970. № 3 С.31-47.№ 4 С.42-52
  3. Реизов, Б. Пушкин и Наполеон. // Русская литература. 1966. № 4. С.49-58
  4. Лотман Ю. М. «Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова» // Лермонтовский сборник. — Л., 1985. — С. 5-22
  5. Стендаль. «Жизнь Наполеона»
  6. Стендаль. Воспоминания о Наполеоне // Стендаль. Собр.соч.: В 15т. — Т. 11. — М: Правда, 1959. — С. 91—389.
  7. * Дюма, Александр «Наполеон»
  8. * Брандыс М. Мария Валевская // Исторические повести. — М.: Прогресс, 1974.
  9. * Галло Макс. Наполеон. — М.: «Захаров», 2009. — 704+784 с. — ISBN 978-5-8159-0845-1.
  10. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Франс не указан текст
  11. 1 2 Граф Монте-Кристо (фильм, 2002).
  12. Треуголку Наполеона продали с аукциона во Франции за €350 тыс. (рус.), ТАСС. Дата обращения 19 июня 2018.

Литература

  • Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы . — Москва : Ключ-С, 2011. — 640 с.
  • Булгаков Ф. Мейсонье и его произведения. СПб., 1907.
  • Верещагин В. В. Наполеон I в России. Составление, подготовка текста, вступительная статья В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993.

Военная карьера

Политическая карьера

Наполеон и культура

Семья и личная жизнь

  • Отец
  • Мать
  • братья (Жозеф
  • Люсьен
  • Луи
  • Жером)
  • сёстры
    • Элиза
    • Полина
    • Каролина
  • Браки и дети
    • 1-я супруга Жозефина Богарне
    • пасынок Евгений Богарне
    • падчерица Гортензия Богарне
    • 2-я супруга Мария-Луиза Австрийская
    • сын Наполеон II
  • Внебрачные связи и дети
    • Мария Валевская
    • сын Александр Валевский

Память о войне 1812 года

Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в сознании российского общества, во всех слоях общественно-политической жизни. В данной статье перечислены культурные достижения и наиболее значимые произведения искусства, связанные с памятью о разгроме Наполеона в России.

Память о войне 1812 года в Российской империи

См. также: 100-летие Отечественной войны 1812 года

После победного разгрома армии Наполеона, русская армия возвращалась в Россию. В Петербурге к её встрече были сооружены Нарвские триумфальные ворота, через которые войска торжественным маршем прошествовали в северную столицу России для празднования победы. Ворота были выполнены по проекту архитектора Д. Кваренги из дерева. Уже к 20-летнему юбилею они были переделаны В. П. Стасовым в каменные, с сохранением первоначального замысла. Арку ворот увенчала колесница победы, запряжённая шестеркой боевых коней; по обеим сторонам самой арки — между её колонн — статуи русских витязей.

Так же к 20-й годовщине победы, в 1834 году, на Дворцовой площади была воздвигнута величественная монументальная Александровская колонна. Она была выполнена по замыслу О. Монферрана из цельного колоссального гранитного монолита весом более 600 тонн. Фигура ангела, венчающая колонну, была исполнена Б. И. Орловским. Скульптор придал ангелу образ императора Александра I, и колонна получила название Александровской. Так как ангел с крестом находится на высоте 47,5 метров, черты лица его рассмотреть невозможно. В память об этом событии был отчеканен рубль с изображением колонны и с надписью — «Благодарная Россия 1834».

В Москве в честь победы русского народа в Отечественной войне были сооружены в 1829—1834 годах Московские Триумфальные ворота по проекту архитектора О. И. Бове. Арка была сооружена на площади Тверской Заставы, которая после этого стала называться площадью Новых Триумфальных Ворот.

В 1839 году, в новую годовщину, на Бородинском поле был сооружён в честь знаменитой битвы под деревней Бородино монумент. Это был чугунный памятник в виде пирамидальной колонны с рифлёным позолоченным куполом и венчающим его шестиконечным крестом. С западной стороны этого памятника, «…сияет икона Спаса Нерукотвореннаго» и под нею золотая надпись: «Тобою спасение наше». На других сторонах перечислены все воинские подразделения и даже неприятельские — французские, итальянские, баварские, вюртембергские, участвовавшие в этом кровавом сражении. Тут же, за оградой, находилась могила Багратиона. К открытию этого памятника были отчеканены памятные монеты крупного номинала достоинством в рубль и полтора рубля, на реверсе которых увековечено изображение «Бородинской колонны» (в 1932 году монумент был взорван вместе с могилой П. И. Багратиона).

Главное здание Бородинского музея

Тогда же, в 1839 году, был основан Бородинский музей, по волеизъявлению императора Николая I, который за два года до этого выкупил село Бородино для цесаревича Александра. Село стало царским имением, и тогда же был заложен главный монумент. У подножия памятника, в небольшой сторожке, поселили двух инвалидов Отечественной войны 1812 года, которые ухаживали за памятником и хранили в специально отведенной комнате первые экспонаты музея: находки с поля сражения, военные карты, предметы солдатского быта. В 1839 году в селе Бородино появился дворцово-парковый ансамбль. В этом же году впервые праздновалась годовщина Бородинского сражения с грандиозными маневрами, на которые было собрано 120 тысяч регулярного войска. На торжествах присутствовал сам император, который в течение двух недель жил в своём дворце.

В 70-ю годовщину изгнания Наполеона из России, в Москве было завершено строительство грандиознейшего храма Христа Спасителя. Он был возведён по замыслу императора Александра I в память об избавлении Москвы от нашествия французов.

К 50-летию и 60-летию Бородинской битвы Военно-топографическим депо были проведены съёмки бородинского поля. В 1909 г. была проведена масштабная и очень репрезентативная выставка, посвящённая предстоящему 100-летнего юбилею, в рамках планировавшегося к созданию Музея 1812 года. С 1813 по 1913 гг. в России проводились ежегодные концерты оркестров императорской гвардии в пользу ветеранов войны 1812 г. В рамках этих концертов были и зарубежные выступления русских военных музыкантов заграницей, в частности в Париже. И. Д. Сытин к юбилею приурочил многотомное издание «Отечественная война и русское общество. 1812—1912». О праздновании 100-летнего юбилея победы см. 100-летие Отечественной войны 1812 года.

Музеи

  • Москва — музей Отечественной войны 1812 года
  • Москва — музей-панорама «Бородинская битва»
  • Бородино — Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
  • Елабуга — единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой

Архитектура и скульптура

Архитектура

Памятник защитникам Смоленска 1812 года на фото 1912 годаПушки «великой армии» перед Кремлёвским арсеналомЗахваченная у французов пушка в СмоленскеПамятник донским казакам — участникам войны 1812 года Памятник в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в районе Зябликово Москвы Триумфальные арки

  • Триумфальная арка (Диканька)
  • Нарвские триумфальные ворота
  • Триумфальная арка (Москва)
  • Триумфальные арки в Новочеркасске

Памятные храмы

  • Александровская колокольня возле Успенского собора в Харькове
  • Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.
  • Спасо-Бородинский монастырь — на месте Бородинского сражения
  • Часовня памяти событий 1812 года в Павловском Посаде Воздвигнута на пересечении Дубровской и Купеческой улиц, напротив Воскресенского собора в 1912 году. Разрушена в 1932 году. Восстановлена в 2010 году.

Колонны и обелиски

  • Памятник Героям Отечественной войны 1812 года в с. Тарутино Калужской области (установлен в 1834 г., в 1855 г. отреставрирован)
  • Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
  • Памятник защитникам Смоленска 1812 года (установлен в 1841)
  • Обелиск на Каролинской площади в Мюнхене (в память о 28 тысячах баварских солдат, погибших во время Русского похода 1812 года).

В качестве памятника к 100-летию войны был оформлен Бородинский мост в Москве (1911—1912).

Скульптура

  • Толстой, Фёдор Петрович. Серия медальонов на темы Отечественной войны 1812 года.
  • 26 августа 1839 года, Бородино. Монумент в память доблестных защитников Отечества. Автор — А. Адамини
  • 8 сентября 1862, Великий Новгород — Памятник «Тысячелетие России»
  • 1912, Смоленск. Памятник Софийскому полку. Автор проекта — рядовой солдат 7 роты Софийского полка смолянин Б. Н. Цапенко.
  • 1912, Витебск. Памятник героям Отечественной войны 1812 г. Автор проекта — архитектор И. А. Фомин
  • 10 сентября 1913, Смоленск. Памятник Героям 1812 года. Авторы — скульптор С. Р. Надольский и инженер Н. С. Шуцман
  • 1912, деревня Ляды (Дубровенский район). Гранитный обелиск с надписью «В 1812 году войска императора Наполеона перешли здесь границу старой России 2 августа, наступая победоносно на Москву; 6 ноября отступая после тяжёлого поражения».
  • 1987 Смоленск. Аллея генералов участников обороны Смоленска в 1812 году
  • Памятник в городе Кобрин в честь победы в бою под Кобрином15 (27) июля 1812 года .
  • 1850 в Полоцке. Памятник-часовня. Разрушен в 1932 г., восстановлен в 2010.

Памятники М. И. Кутузову

  • 20 июня 1954, Смоленск. Памятник М. И. Кутузову. Скульптор — Г. И. Мотовилов и архитектор Л. М. Поляков.
  • 26 августа 1912, Смоленск. Бюст Кутузова. Скульптор — М. М. Страховская
  • 25 декабря 1837, Санкт-Петербург. У Казанского собора. Скульптор — Б. И. Орловский, литьё — В. П. Екимов, архитектор — К. А. Тон
  • 1973 Москва. Памятник М. И. Кутузову, Скульптор — Н. В. Томский, архитектор — Л. Г. Голубовский.

Памятники Барклаю де Толли

  • Первый памятник Барклаю-де-Толли был сооружен в Германии в 1818 году над местом захоронения сердца полководца, в трехстах метрах от дома на мызе Штилитцен (недалеко от Инстербурга в Восточной Пруссии) по инициативе короля Фридриха Вильгельма III. Автор — К. Ф. Шинкель.
  • 25 декабря 1837, Санкт-Петербург. У Казанского собора. Скульптор — Б. И. Орловский, литьё — В. П. Екимов, архитектор — К. А. Тон
  • 1849, Тарту. Памятник Барклаю де Толли. Скульптор В. И. Демут-Малиновский, архитектор — А. Ф. Щедрин
  • 1913, Рига — Памятник Барклаю-де-Толли. Автор В. Вандшнейдер-Шарлоттенбург. Восстановлен 22 декабря 2001 года Евгением Гомбергом.
  • 31 марта 2007, Черняховск, Калининградская область — Памятник Барклаю-де-Толли. Скульптор — Владимир Суровцев.

Памятники другим героям войны

  • Бюсты в смоленском Сквере памяти героев
  • 7 июля 1967 года на живописной поляне Ямского леса недалеко от села Успенское на участке Владимирского тракта из Богородска в Павловский Посад был установлен обелиск в честь Герасима Курина и партизан Отечественной войны 1812 года.
  • В 1990 году в Павловском Посаде установлен памятник Герасиму Курину.
  • Памятник Багратиону (Москва) и памятник Багратиону (Санкт-Петербург)

Памятные знаки и доски

  • Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров.
  • 1912 Смоленск. Мемориальные доски полков участников обороны Смоленска в 1812 г.
  • 1912, Москва. Мемориальные доски на пилонах Бородинского моста.
  • 1987 Смоленск. Памятник партизанам 1812 г.

Надгробья

  • 13 июня 1813 года в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов. Могила замурована гранитной плитой и обнесена тёмной бронзовой оградой, установленной в 1814 году по проекту А. Н. Воронихина.

Над мемориальной доской — икона Смоленской богоматери, находившаяся у гроба Кутузова перед погребением. Над ней огромная картина художника Ф. Я. Алексеева, помещённая здесь в 1810 году — «Крестный ход на Красной площади в 1612 году по случаю освобождения Москвы от польских интервентов». На пилястрах — шесть трофейных французских знамен и штандартов и шесть связок ключей.

  • Йыгевесте, Эстония — Мавзолей Барклая-де-Толли. Скульптор В. И. Демут-Малиновский, архитектор — А. Ф. Щедрин

Мавзолей, названный впоследствии «Великой гробницей Эстонии», стоит на правом берегу реки Эмбах, на высоком холме, где любил вечерами прогуливаться больной фельдмаршал и часто оставался в одиночестве, любуясь живописными далями. Здесь же, в кургане, по приказу Барклая-де-Толли был захоронен его боевой конь.

  • Старое Новодевичье кладбище, Москва — могила Дениса Давыдова. Бюст на могиле — скульптор Е. А. Рудаков, 1955.
  • Некрополь Донского монастыря.
  • Семёновское военное кладбище — на кладбище погребали умерших от ранений в Московском военном госпитале и лазаретах солдат, офицеров и ветеранов Отечественной войны 1812 года.
  • 5 августа 1912 Смоленск. Памятник на могиле генерала А. А. Скалона.

Живопись и графика

  • Военная галерея
  • Портреты многих героев войны 1812 года Соломона Карделли и им изданная коллекция (1813) двенадцати главных побед русских над французами, выгравированные им по картинкам Доменико Скотти при помощи русских мастеров Фёдорова и Беггрова (2-е изд., М. 1879).
  • Альберт (Альбрехт) Адам. Рисунки и литографии
  • В. В. Верещагин. Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года
  • Петер Гесс. Сражения 1812 года
  • Франсиско Гойя. Офорты из серии «Бедствия войны»
  • Франц Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва»
  • Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. Рисунки и литографии
  • Александр Юрьевич Аверьянов. Диорама «Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года»
  • Г. П. Данилевский. Сожженная Москва.
  • М. Н. Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году.
  • Л. Н. Толстой Война и мир.
  • М. Ю. Лермонтов. Бородино.
  • М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года.

Музыка

  • П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год» (op. 49 1880, издана в издательстве Юргенсона в 1882).

На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский»

По одним данным Премьера состоялась 8 августа 1882 года в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки (дирижёр И. К. Альтани) По другим — 22 октября 1883 года в Москве (дирижёр — М. К. Эрдмансдёрфер). Исполнялась неоднократно и имела большой успех в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, Праге, Берлине, Брюсселе, в том числе под управлением самого автора.

  • С. С. Прокофьев — опера «Война и мир». (op. 91, 1941—1943)
    • 16 октября 1944, Москва — первый показ оперы (под фортепиано и Ансамбль советской оперы ВТО)
    • 7 июня 1944, Москва — БЗК, Концертное исполнение. Дирижёр — Самуил Самосуд
    • 12 июня 1946, Ленинград — 2-я редакция, Малый оперный театр. Дирижёр — Самуил Самосуд, постановка Бориса Покровского
    • 15 декабря 1959, Москва — Большой театр. Дирижёр — А. Ш. Мелик-Пашаев, постановка Бориса Покровского
  • Военные песни и марши (победные — на взятие городов и траурные — на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, — хоры, куплеты на возвращение войск и императора.

Театр

  • 1941 — Александр Гладков «Давным-давно».
  • август 1941, Москва — Радиопостановка (Шурочка Азарова — Мария Бабанова).
  • 1942, Ташкент — Театр Революции (Шурочка Азарова — Мария Бабанова).
  • 7 ноября 1941 — осаждённый Ленинград (под названием «Питомцы славы») Театр Николая Акимова (Шурочка Азарова — Елена Юнгер).
  • эвакуация 1942, Свердловск — Театр Красной Армии режиссёр — Алексей Попов. Композитор — Тихон Хренников. Шурочка Азарова — Любовь Добржанская.
  • 1964 — Театр Советской Армии Режиссёр — Алексей Попов. Композитор — Тихон Хренников (в гл роли — Лариса Голубкина).
  • 3 апреля 1979, Ленинград — Балет «Гусарская баллада» состоялась Театре оперы и балета им. Киро, ва. (Хореографы — Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев).
  • 1980, Москва — Большой театр балет «Гусарская баллада» (Хореографы — Олег Виноградов и Дмитрий Брянцев).
  • 2005 — Театр Советской Армии Режиссёр-постановщик — Борис Морозов. Композитор — Тихон Хренников (в главной роли — Татьяна Морозова).

Кинематограф

  • 1912 — «1812 год» (Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой), режиссёры — Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. Фильм снят А. А. Ханжонковым
  • 1915 — «Война и мир», режиссёры — Яков Протазанов, Владимир Гардин
  • 1944 — «Кутузов», режиссёр — Владимир Петров
  • 1956 — «Война и мир», режиссёр — Кинг Видор
  • 1962 — «Гусарская баллада», режиссёр — Эльдар Рязанов
  • 1968 — «Война и мир», режиссёр — Сергей Бондарчук
  • 1980 — «Эскадрон гусар летучих», режиссёр — Станислав Ростоцкий
  • 2007 — «Война и мир», режиссёр — Роберт Дорнхельм
  • 2013 — «Василиса», режиссёр — Антон Сиверс

Топонимика

  • улицы 1812 года в различных городах России
  • Бородинская улица
  • Бородинская площадь (Тирасполь)
  • Бородинский мост
  • городские топонимы, носящие имена героев 1812 года:
    • улица Кутузова,
    • Кутузовский проспект,
    • улица Барклая,
    • Барклаевская улица,
    • улица Генерала Ермолова,
    • улица Багратиона,
    • мост Багратиона,
    • улица Дениса Давыдова,
    • улица Василисы Кожиной,
    • улица Надежды Дуровой

Монеты

1 рубль 1912 года

  • Лицевая сторона — уменьшенная копия малой государственной печати Александра I, на которой изображен государственный герб — двуглавый орел со скипетром, державой и большой Императорской короной в окружении гербов Великого Княжества Финляндского, Царства Казанского, Царства Сибирского, Киева, Новгорода и Астрахани и надпись: «АЛЕКСАНДРЪ I БОЖІИЮ МИЛОСТІЮ ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ BCEPOCCIИСКІЙ». На оборотной стороне — в обрамлении юбилейных дат «1812» и «1912» помещён текст, взятый из манифеста: «Славный годь сей минулъ, но не пройдутъ содъянные въ немъ подвиги». Автор штемпелей лицевой стороны монет М. А. Скуднов, штемпель оборотной стороны был исполнен резчиками Санкт-Петербургского Монетного двора с помощью пуансонов.
    Монета была отчеканена в количестве 26 тыс. 500 штук и так же, как юбилейная нагрудная медаль в честь этого события, была предназначена для раздачи нижним чинам, участвовавшим в юбилейном параде в Москве.

1 рубль 1987 года

Монета достоинством 1 рубль в честь 175-летия Бородинского сражения

  • Посвящён 175-летию со дня Бородинского сражения 1812 года. Монета выполнена из медно-никелевого сплава белого цвета. Диаметр 31 мм. С лицевой и оборотной сторон — выступающий кант по окружности. На лицевой стороне — государственный герб СССР, надписи: «СССР», «1 рубль», «1987». На оборотной стороне — рельефное изображение памятника фельдмаршалу М. И. Кутузову в районе его командного пункта на Бородинском поле, в верхней части по окружности — надпись: «175 ЛЕТ СО ДНЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ», внизу — дата: «1812».

1 рубль 1987 года

  • Посвящён 175-летию со дня Бородинского сражения 1812 года. Монета выполнена из медно-никелевого сплава белого цвета. Диаметр 31 мм. С лицевой и оборотной сторон — выступающий кант по окружности. На лицевой стороне — государственный герб СССР, надписи: «СССР», «1 рубль», «1987». На оборотной стороне — барельеф на фоне облаков, являющийся частью комплекса на Бородинском поле. Барельеф с группой участников бородинского сражения «ополчение» является фрагментом памятника фельдмаршалу М. И. Кутузову в Москве. В верхней части по окружности — надпись: «175 ЛЕТ СО ДНЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ», внизу — дата: «1812».

Серия монет 2012 года

  • В 2012 году ЦБ РФ выпустил серию монет, посвящённую победе России в войне 1812 года. Серия состоит из:
  • семнадцати монет номиналом 2 рубля (одна монета — «Эмблема празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» и 16 монет — «Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года»);
  • десяти монет номиналом 5 рублей («Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813—1814 годов»);
  • одной монеты номиналом 10 рублей (на реверсе монеты изображена Триумфальная арка).

Значки

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Подмазо А. А. Каталог значков, посвящённых Отечественной войне 1812 г

Филателия

Марки

В 1962 году была выпущена серия из четырёх почтовых марок СССР, посвящённых 150-летию Отечественной войны 1812 года:

  • Почта СССР, 1962 год, номинал 3 коп.

  • Почта СССР, 1962 год, номинал 4 коп.

  • Почта СССР, 1962 год, номинал 6 коп.

  • Почта СССР, 1962 год, номинал 10 коп.

Конверты

  • Почта СССР, 1970 год

> Шахматы

  • Бегство Наполеона из Москвы в Париж — шахматная задача, составленная А. Д. Петровым

> Игры

В честь двухсотлетия Отечественной войны 1812 года российские разработчики из компании Adequate Worlds создали игру «1812».

  1. 1 2 Кузнецов А., Чепурнов Н. Медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.». Ордена и медали России. Rusorden.ru (1992). Дата обращения 15 декабря 2010. Архивировано 7 июля 2012 года.
  2. Петерс Д.И. МЕДАЛЬ «В ПАМЯТЬ 100-ЛЕТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г.» (1996). Дата обращения 15 декабря 2010. Архивировано 7 июля 2012 года.
  3. Е.АЛИГОЖИНА. Музей, основанный Императором (недоступная ссылка). газ. «Новая жизнь» (2010). Дата обращения 15 декабря 2010. Архивировано 17 августа 2012 года.
  4. ОИРУ
  5. Культура и искусство в Татарстане
  6. Moutchnik, Alexander (2012): 1812 год в исторической памяти Мюнхена и Баварии. Обелиск на Каролинской площади в Мюнхене как место памяти. . International Conference «After the Storm. The Historical Memory upon 1812 in Russia and Europe», Deutsches Historisches Institut, Moskau, 28.-30. Mai 2012.
  7. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
  8. Чернатов В. М. Сынам Отчизны: Мемор. сооружения воин. славы на территории Белоруссии. — Мн.: Вышэйшая школа, 1980. — 136 с. — 15 000 экз.
  9. Памятники Смоленска (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2009. Архивировано 25 июля 2009 года.
  10. Подлипский А. М. Памятные места Витебщины. — Мн.: Беларусь, 1987. — 48 с. — 40 000 экз.
  11. Дединкина С. Памятник героям // Союзное вече. — 25 мая 2010. (недоступная ссылка)
  12. Выставка творчества художников Мотовиловых «ДИНАСТИЯ» (недоступная ссылка). Дата обращения 20 октября 2009. Архивировано 26 декабря 2004 года.
  13. 1 2 3 Георгий Таракановский Памятники фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли
  14. Барклай (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2009. Архивировано 12 февраля 2008 года.
  15. По Кремлю. Краткий путеводитель. М.: Московский рабочий, 1975
  16. фотография могилы Кутузова
  17. Государственный музей истории религии и атеизма
  18. Мавзолей Барклая-де-Толли в Йыгевесте, Эстония
  19. Александр Романов. Москва: память о войне 1812 года
  20. 1 2 Торжественная увертюра «1812» год
  21. Музыкальная энциклопедия, Т. 6, М.: «Советская энциклопедия», 1982
  22. Рыжкова Н. А. Музыка Отечественной войны 1812 года // старинная музыка 2002 № 3 (недоступная ссылка). Дата обращения 22 февраля 2012. Архивировано 16 декабря 2007 года.
  23. Тихон Хренников (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2009. Архивировано 31 июля 2009 года.
  24. «1812 год»
  25. О фильме «1812 год»
  26. Яков Протазанов
  27. О выпуске в обращение монеты из недрагоценного металла
  28. 1 2 3 О выпуске в обращение монет из драгоценных и недрагоценных металлов
  29. О выпуске в обращение монеты из недрагоценного металла
  30. О выпуске в обращение памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов
  31. Серия почтовых марок СССР «150-летие Отечественной войны 1812 года»
  32. Adequate Worlds

Библиография

  • 1812 год в истории России и русской литературы: материалы Всероссийской научной конференции (Смоленск, 15-17 ноября 2010 г.) / сост. и ред. Л. В. Павлова, И. В. Романова. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010.

Ссылки

  • 100-летний юбилей. Столичные торжества. Бородинские торжества. Государственная историческая библиотека (недоступная ссылка)
  • Герои Отечественной войны 1812 года
  • Памятники Бородинского поля. — Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Москва, 1972 г.
  • Военно-историческая on-line викторина «От Москвы до Парижа с русской армией», посвящённая 200-летию торжественного вступления русской армии в Париж.

LiveInternetLiveInternet

Журнал Знание-сила.- 2012.- № 11

В июне 1812 в Россию вторглась армия Наполеона, уже покорившая всю континентальную Европу. Лучший полководец своего времени вел более полумиллиона солдат, набранных во Франции и побежденных ею странах. Русская армия отступала перед сильнейшим противником. Дав генеральное сражение при Бородино, русские войска оставили Москву неприятелю. Наполеон оказался в западне, удаленный от своих баз, не разбивший противника и не заключивший мира. С наступлением холодов французы покинули Москву. Их отход превратился в бегство, почти вся армия погибла от морозов. Русские войска, преследуя противника, вошли в Польшу и Германию, а завершили войну в Париже. В честь Отечественной войны в России было поставлено около сотни памятников, большая их часть сохранилась. Кроме монументов Отечественной войны здесь описаны и немногочисленные памятники других войн с Наполеоном – кампании 1807 года и заграничных походов 1813-1815 годов.

Памятник первой победы над Наполеоном в Кобрине

Первая победа над вторгшимися в Россию войсками была одержана вдали от главного театра военных действий. 15 июля 1812 года в Белоруссии, близ города Кобрин, произошел бой между 3-й резервной армией Тормасова и саксонскими частями генерала Клейнгеля. Русская армия одержала победу, взяв много пленных и трофеев.

В столетнюю годовщину этого сражения, у кобринского собора на Бобруйской улице был заложен памятник в честь победы над французами. Ровно через год, 15 июля 1913 года памятник был открыт. Его соорудили на свои средства 38-я пехотная дивизия и 38-я артиллерийская бригада при помощи жителей Гродненской губернии и полков, участвовавших в том бою. Памятник представлял собой гранитную скалу с бронзовой фигурой двуглавого орла, разрывающего лавровый венок с вензелем Наполеона. На передней стороне скалы мраморная доска с надписью: «Русским воинам, одержавшим первую победу над войсками Наполеона в пределах России 15 июля 1812 года». На правой стороне памятника под вензелем Александра I были перечислены 11 полков и 4 роты, участвовавших в сражении, а также приведен список трофеев: «4 знамя, 8 орудий, 2 генерала, 76 офицеров и 2382 нижних чинов». С левой стороны под вензелем Николая II было написано: «Сооружен потомками героев Кобринской победы 15 июля 1912 года» и приведен список участвовавших в постройке памятника полков. Автором проекта был инженер Д.В.Марков, орла и доски выполнил скульптор С.Отто. Перед памятником были установлены четыре мортиры, он был окружен цепью.

В межвоенный период Кобрин принадлежал Польше. В 1920-х годах монумент был переделан в памятник Костюшко: доски сбили, а вместо орла поставили бюст генерала. Памятник был восстановлен в первоначальном виде по проекту скульптора М.А. Керзина в 1951 году.

Памятники Смоленского сражения

3 августа 1812 года в Смоленск вошли отступающие дивизии Неверовского и Раевского, чтобы удержать город до подхода главных сил русской армии. На следующий день французский авангард начал штурм города, стремясь отрезать русские войска от Москвы. К вечеру в город вошли армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Весь день 5 августа французы предпринимали жесточайшие бомбардировки и штурмы Смоленска, окончившиеся безрезультатно. Ночью русские оставили разрушенный город и отошли на восток.

Главный памятник

По утвержденному Николаем I плану, в Смоленске надлежало соорудить типовой памятник второго класса по проекту А.У.Адамини. Монумент был отлит на Александровском заводе в Петербурге из 26 тонн чугуна. Памятник по частям доставили в Смоленск, где его собрали петербургские рабочие. Открытие величественного 26-метрового монумента состоялось 5 ноября 1841 года на Плац-парадной площади у Королевского бастиона. Он представлял собой высокую восьмигранную чугунную пирамиду, увенчанную чешуйчатой церковной главкой с крестом. Пирамида была установлена на восьмигранной призме, стоящей на цилиндрическом постаменте. Ко всем граням призмы примыкали сдвоенные чугунные колонки, также завершенные чешуйчатыми главками с сидящими на них двуглавыми орлами. На передней грани призмы помещалась икона Смоленской Божьей матери, ниже, на постаменте – план смоленского сражения. Кроме того, на круглом постаменте находились семь надписей, разделенных накладными бронзовыми мечами в венках. Они гласили: «5 августа защищало Смоленск 62 батальона, 8 эскадронов, 144 орудия», «5 августа напало неприятеля 111 батальонов, 28 эскадронов, до 300 орудий», «Русских генералов убито 2, ранен 1. Воинов выбыло из строя до 9600», «Неприятельских генералов убито 1, ранено 3. Воинов выбыло из строя до 20000», «Сражение под Смоленском 4 и 5 августа 1812 года», «Главнокомандующие Барклай-де-Толли и Багратион», «Защищавшие Смоленск: Раевский, Дохтуров». Памятник был установлен на круглом ступенчатом основании и окружен цепью на столбиках. В 1851 году в Смоленске при земляных работах были найдены две французские пушки. Вскоре их установили на лафеты, отлитые в Брянске, и установили рядом с памятником. В 1874 году на месте Плац-парадной площади, вокруг монумента, был разбит сад, названный Лопатинским по имени тогдашнего губернатора города.

Смоленский памятник 1812 года – единственный из типовых памятников второго класса, благополучно сохранившийся до нашего времени.

Юбилейный памятник

К столетию Отечественной войны в Смоленске решено было воздвигнуть второй крупный памятник в честь тех тяжелых боев. Местом для его установки был выбран создаваемый к юбилею бульвар 1812 года, разбитый вдоль стены Смоленской крепости. Николай II, посетивший город 31 августа 1912 года, осмотрел модель памятника, выполненную инженер-подполковником Н.С.Шуцманом и одобрил ее. Памятник был сооружен за год и открыт 10 сентября 1913 года. Он представлял собой скалу высотой 8,5 метров, на которую карабкался галльский воин в доспехах и с мечом. На вершине скалы находилось гнездо, которое защищали два орла, символизирующие две русские армии. Все эти фигуры выполнил из бронзы скульптор С.Надольский. Скала, сложенная из каменных плит, была покрыта цементом с гранитной крошкой. На ее передней стороне помещалась бронзовая карта европейской части Российской империи со словами: «Благодарная Россия – героям 1812 года». На боковых сторонах в бронзовых венках находились гербы Смоленска и России, на задней стороне перечислялись руководители обороны города: Барклай-де-Толли, Багратион, Неверовский, Раевский и Дохтуров.

После революции памятник был разорен и лишился многих металлических деталей. В 1955 году он был отреставрирован и сейчас находится в первоначальном виде.

Памятник Софийскому полку

2-й пехотный Софийский полк принимал участие в обороне Смоленска в августе 1812. Спустя сто лет полк, расквартированный в Смоленске, на свои средства поставил памятник в честь своих предков. Он представлял собой четырехгранный бетонный обелиск на шестигранном постаменте, покоившемся на шести цилиндрических тумбах. Все это сооружение стояло на круглом основании из четырех ступеней. Венчал обелиск бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями. Памятник был богато украшен. На лицевой грани обелиска находился накладной крест, вензель шефа полка – Александра III и две доски с надписями. Одна из них гласила: «4 и 5 августа 1812 года под стенами Смоленска Софийский пехотный полк геройски отбивал атаки Великой армии Наполеона». На задней грани помещался вензель Александра I и карта Европы с боевым путем полка. На боковых гранях располагались вензеля Николая I и Александра II, Николая II, доски с текстом. Бронзовые доски с изложением истории и боевых подвигов полка находились также на всех шести тумбах и всех шести гранях постамента. Таким образом, количество бронзовых досок на памятнике достигало семнадцати. Работы над памятником начались на валу Королевского бастиона в августе 1912, а его открытие состоялось 30 мая 1914 года.

После революции орел, крест, вензеля и доски были уничтожены, но сам обелиск сохранился. В 1960 году его отреставрировали, наверху восстановили орла, почему-то – одноглавого. Но вместо многочисленных бронзовых досок были установлены только две новых, чугунных; одна повторяла старую надпись, другая гласила: «Памятник сооружен в 1912 году солдатами Софийского полка в память о геройских подвигах своих предков. Автор проекта – рядовой 7-й роты Софийского полка смолянин Борис Цапенко».

Памятники боев под Ригой

Кекау

В августе 1812 к Риге подошли французские и прусские войска маршала Макдональда. На подступах к городу они имели ряд боев с русской армией. Главные схватки состоялись 10 августа и 14 сентября на горе Одукалис, близ селения Кекау. Макдональд не добился успеха, и после ухода Наполеона из Москвы также отступил в Пруссию. К столетию сражения на горе Одукалис был поставлен памятник. Его установили местный помещик фон Лилиенфельдт и потомки участвовавших в сражении лифляндских дворян Берга, фон Эссена и Левис-оф-Менара. Памятник был сооружен из местного известняка по проекту рижского архитектора Бокслава. На нем находилось пять досок с пояснительными надписями. На передней значилось: «В память первой победы над войсками Наполеона 10 (22) августа 1812 года при Даленкирхе». Открытие памятника состоялось в юбилей второго сражения, 14 сентября 1912 года.

Памятник был уничтожен во время позиционных боев под Ригой, вновь проходивших в этих местах в 1915-1917 годах.

Рига

Русские войска, защищавшие Ригу, не позволили французам войти в богатый город и спасли его от разграбления. В благодарность за это рижское купечество решило поставить памятник на Дворцовой площади перед замком. Его проект разработал архитектор Д.Кваренги. Памятник был заложен в 1814 году, во вторую годовщину изгнания французов из Москвы, а открыт 15 сентября 1817 года. Он представлял собой колонну дорического ордера, увенчанную бронзовой крылатой фигурой победы с венком и оливковой ветвью в руках. Семиметровый ствол колонны вытесал из красного финского гранита каменотес С.Суханов, статую победы по модели скульптора С.С. Пименова отлил в Петербурге В.П. Якимов. Углы постамента украшали четыре бронзовых орла, соединенных гирляндой. На двух его гранях помещались накладные бронзовые гербы России и Риги, на двух других находилась надпись на русском, немецком и латыни: «Силы двадцати царств и народов с мечом и огнем вторглись в Россию и пали в смерть и плен. Россия, поразя губителя, расторгла узы Европы. Александр Первый победоносною десницею возвратил и утвердил царям царства, законы народам. Л. 1814». Пятнадцатиметровый памятник окружали массивные каменные тумбы, соединенные решеткой.

В 1915 году, при приближении немцев к Риге, памятник решено было эвакуировать. 30 июля бронзовые фигура, орлы с гирляндой, гербы и надписи были сняты и отправлены на интендантский склад в Москву. Дальнейшие их следы теряются. Сама же гранитная колонна была демонтирована в 1936 году. Ее фрагменты некоторое время лежали в рижском Парке праздника песни, в 1960-х годах их перевезли в более отдаленное место – Межапарк. Ныне русская община Латвии призывает к восстановлению памятника.

Памятники Бородинского сражения

Недалеко от города Можайска Кутузов решил дать французам генеральное сражение. На выгодной позиции у села Бородино был подготовлен ряд земляных укреплений. 24 августа на подступах к Бородину произошел бой за Шевардинский редут. На рассвете 26 августа началось главное сражение, в котором сошлось почти 300 тысяч человек. После кровопролитных схваток, шедших весь день, французам удалось занять главные русские укрепления, однако решающего успеха им добиться не удалось. Потери этого страшного дня превысили 100 тысяч человек. Ночью русская армия отошла с поля боя и продолжила отступление к Москве.

Главный монумент

По утвержденному Николаем I плану установки памятников 1812 года, единственный монумент первого класса должен был появиться на месте главного сражения войны – на Бородинском поле. В 1835 году император утвердил проект, представленный художником А.У.Адамини, а в следующем году сооруженная из досок модель памятника была выставлена на всеобщее обозрение на Марсовом поле в Петербурге. Памятник представлял собой высокую колонну, увенчанную церковной главкой с крестом. Адамини удалось создать принципиально новый и в то же время чисто русский тип памятника – нечто среднее между колонной и православной колокольней. В четвертьвековой юбилей Бородинского сражения, 26 августа 1837 года на месте главного бородинского укрепления, батареи Раевского, состоялась торжественная закладка памятника. На месте его сооружением руководил архитектор Шестаков. Через два года величественный двадцативосьмиметровый памятник был готов.

Он представлял собой восьмигранную чугунную колонну, увенчанную позолоченной чешуйчатой церковной главкой с крестом. Колонна стояла на восьмигранном постаменте, который поверху опоясывал ряд аркад, поддерживаемый восемью колонками. Постамент покоился на круглом основании. На всех восьми гранях постамента находились пояснительные надписи. На передней стороне помещался образ Христа Спасителя и слова: «В нем спасение. Бородинское сражение 26 августа 1812 года». На четырех гранях, ближних к передней, описывались действия русских войск: «Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион. Русских было в строю: пехоты 85000 человек, конницы 18200, казаков 7000, ополчения 10000, орудий 640», «Умерли за Отечество полководцы: Багратион, Тучков 1-й, Тучков 4-й, граф Кутайсов. Всем прочим слава!», «1838. Благодарное Отечество положившим живот на поле чести. Русских генералов убито 3, ранено 12, воинов убито до 15000, ранено 30000», «Отступили с честью, чтобы вернее победить. Вторгнулось в Россию 554000 человек, возвратилось 79000». На трех задних гранях описывались действия неприятеля: «Франция, Италия, Неаполь, Австрия, Бавария, Виртембергия, Саксония, Вестфалия, Пруссия, Голландия, Испания, Португалия, Польша, Швейцария и Германский союз. Всех 20 языков. Вывели в строй: пехоты 145000 человек, конницы 40000, орудий 1000», «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских. Неприятеля генералов убито 9, ранено 30, воинов убито до 20000, ранено 40000», «Властолюбие неограниченное изумило Европу и успокоилось посреди пустынь океана. Москва занята неприятелем 2 сентября 1812 года, Александр I вступил в Париж 19 марта 1814 года». Кроме того, на задней грани помещена надпись: «Открыт 26 августа 1839 года». Открытие памятника, действительно состоявшееся в этот день, было необычайно торжественным. На нем присутствовал Николай I, перед памятником прошли парадом 150 тысяч солдат и офицеров, был произведен салют из 792 выстрелов. В течение нескольких дней после открытия прибывшие войска проводили на Бородинском поле маневры, повторявшие ход сражения. В честь открытия памятника были отчеканены две памятные монеты.

Перед открытием монумента из села Симы Владимирской губернии был доставлен прах Багратиона. Он был торжественно перезахоронен у подножья памятника. Над склепом князя была положена гранитная плита с золотой надписью: «Генерал от инфантерии князь Петр Иванович Багратион, командовавший второй западной армией. Ранен в сражении под Бородиным 26 августа 1812 года. Скончался от ран 12 сентября 1812 года на 47-м году от рождения». У памятника было поставлено караульное помещение для двух солдат-ветеранов, охранявших его.

В 1932 году главный Бородинский памятник был взорван и разобран на металлолом. Заодно был разрушен склеп Багратиона, а его могила разграблена. В 1980-х началось восстановление главного монумента. Воссозданный в первоначальном виде он был вторично открыт в 175-ю годовщину сражения в 1987 году. Тогда же были воссозданы склеп и надгробие Багратиона.

Памятник на месте командного пункта Кутузова

Более 70 лет Главный монумент оставался единственным памятником на Бородинском поле. В преддверии столетнего юбилея битвы стали обсуждаться различные планы установки новых памятников. Идея сооружения еще одного грандиозного монумента была справедливо отвергнута. В конце концов, правительство разрешило всем воинским частям, участвовавшим в сражении, поставить на свои средства памятники предкам. Только два памятника были сооружены за счет государственной казны. Первый – памятник на месте командного пункта Кутузова – стал главным среди десятков памятников, появившихся к столетию сражения.

Этот памятник, сооруженный по проекту инженер-полковника П.А.Воронцова-Вельяминова, был установлен на холме у деревни Горки, откуда Кутузов наблюдал за ходом битвы. Он представлял собой высокий обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым парящим орлом с лавровым венком в когтях (орел парил в небе во время принятия Кутузовым командования над русской армией незадолго до Бородинского сражения). На передней стороне постамента в нише находится бронзовый барельеф, изображавший сидящего Кутузова в окружении Барклая-де-Толли, Ермолова, Платова и Толя. Выше барельефа значилось: «Неприятель отражен на всех пунктах», ниже – «Кутузов. 26 августа 1812 года». С задней стороны постамента в нише помещалась надпись: «Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при с.Бородине 26 августа 1812 года». Переднюю грань обелиска украшал бронзовый меч с датой «MDCCCXII» на эфесе. Памятник был окружен тумбами белого камня. Он был окончен уже в августе 1912, но церемония его освящения состоялась лишь 8 ноября 1913 года.

Памятник сохранился.

Французский памятник

При подготовке празднования столетия Бородинской битвы русское правительство разрешило французам поставить на поле боя памятник своим соотечественникам. Местом для него был выбран Шевардинский редут, где 26 августа находился командный пункт Наполеона. Французское правительство купило у местных крестьян участок в 50 квадратных саженей. Памятник изготавливался во Франции на собранные там пожертвования (свыше 30 тысяч франков) по проекту молодого архитектора Поля Бесенваля. Его открытие намечалось на 26 августа 1912 года. Везти в Россию по железной дороге 47-тонный монолит бургундского гранита было сложно, поэтому памятник решили перевозить морем. 13 августа монумент и его автор отплыли из Антверпена в Петербург на датском пароходе «Курск». С этого дня «Курск» никто больше не видел – он затонул во время шторма в Северном море.

Из-за этой неожиданной трагедии к торжествам на Бородинском поле вместо монумента была сооружена его временная модель в натуральную величину. Постамент был сколочен из досок, покрыт гипсом и выкрашен серой краской, венчала его гипсовая фигура орла. Эта модель была торжественно освящена в день юбилея в присутствии Николая II. Вскоре из Франции прибыли заново изготовленные части памятника – три гранитных блока для постамента и полуторатонный орел. Они были собраны, и в следующую годовщину боя, 26 августа 1913 года, состоялось повторное открытие памятника. Оно было скромным – присутствовали только французская колония и консул. Памятник представлял собой широкий гранитный обелиск, высотой около 6,5 метров, увенчанный бронзовым французским орлом с поднятыми крыльями. На передней грани памятника была вырезана надпись: «Aux morts de la Grande Armee. 5-7 septembre 1812» (мертвым Великой Армии). Памятник стоял на насыпном кургане.

Он благополучно сохранился.

Обелиск в память военного совета в Филях

1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет русской армии, на котором, по настоянию Кутузова, решено было оставить Москву. В 1868 году, во время пожара, изба, в которой проходил совет, сгорела. А в 1883 на ее месте появился памятник – четырехметровый обелиск серого гранита. Это был старый верстовой столб, перенесенный с проходившей рядом Смоленской дороги (отсюда и вырезанная на нем надпись: «1783 года»). На его постаменте укрепили две мраморные доски с надписями. На одной приводились слова Кутузова, сказанные на совете: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Поставляю первой обязанностью сберечь армию, сблизиться с подкреплениями и самим уступлением Москвы приготовить неприятелю неизбежную гибель, и потому намерен, пройдя Москву, отступить по рязанской дороге. Я вижу, что мне придется поплатиться за все, но жертвую собою и для блага отечества приказываю отступить». Другая доска содержала историю сооружения обелиска: «На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1-го сентября 1812 года был военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решившего участь Москвы и спасение России. Изба сгорела 7-го июня 1868 г. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной прогулке в 1883 г. в окрестностях Москвы, проникнувшись благословением к историческому месту, возымели желание увековечить это место камнем и обнести его оградой, что и исполнено заботами и усердием чинов Гренадерского корпуса. 1883 года, ноября 8 дня».

Спустя несколько лет, в 1888 году, рядом с обелиском была воссоздана копия исторической избы. И памятник, и изба сохранились до нашего времени.

Неудобные артефакты войны 1812 года

Posts from This Journal “фальсификация истории” Tag

  • Рим откопали 150 лет назад! Почему нам об этом не рассказывают?

    В этом Фильме вы узнаете: зачем диктатор Муссолини откопал Рим и почему у этого города всего 150 лет истории, а не 3000 как нам говорят историки.…

  • Настоящие лица Древней Руси

    Вся наша история переписана, подделаны и умышленно состарены иконы, летописи, документы. И мы как раз пытаемся в этом разобраться. В этом фильме на…

  • Наша история, написана под диктовку

    Вся наша история переписана, подделаны и умышленно состарены иконы, летописи, документы. И мы как раз пытаемся в этом разобраться. В этом фильме на…

  • Откопали дом, а там…Что от нас скрывают?

    Это Проспект Мира 12, тут ведутся раскопки, но археологов тут нет… Откопали дом, а целый этаж…высокие арки. ► ► reliablecounter.com

  • Подмена истории, как способ управления

    Поездка в Суздаль проявила и без того слабые утверждения историков. Вся история придумана, кем и для чего я попробую вам донести в своих фильмах.…

  • Израильский скандал — наш Мир ненастоящий

    ► ► reliablecounter.com

  • Иерусалим . Надписи и даты в Храме Воскресения .Энергетическая часовня ДОхристианских времён .

    Елена и Константин — Православные в древнем православном Храме . Архитектор — энергетик Николай Комнин предвосхитил Николу Тесла. ► ►…

  • Нам врут с самого рождения.Неизученные города в форме Звезды

    Первая часть. Вторая часть. Неизученные города в форме Звезды. ► ► reliablecounter.com

  • А было ли Крещение Руси ?

    Все существующие на данный момент русские летописи являются списками, то есть переписанные с других более старых рукописей. В этом видео я расскажу о…

7 главных памятников войны 1812 года

По указу императора Николая I в 1835 году начали разрабатываться проекты памятников на местах важнейших сражений Отечественной войны 1812 года. Автором проекта стал архитектор Антонио Адамини. Задумано было шестнадцать памятников, сооружено семь. Шесть из них, за исключением памятника в Смоленске, в советское время были уничтожены, четыре — восстановлены в конце 1980-х — 2010-х годах.

1. Бородинское поле. Монумент-часовня русским воинам — героям Бородинского сражения. Установлена на Бородинском поле на батарее Раевского. Первоначально была поставлена в 1839 году, в 1932 году снесена. Восстановлена в 1987 году.

2. Малоярославец, Калужская область. Монумент-часовня Малоярославецкому сражению, с надписью: «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов». Памятник установлен в 1844 году, разрушен в 1930-х. В 2010 году воссоздан заново.

3. Смоленск. Памятник-часовня «Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года» был открыт в 1841 году. Это единственный оригинальный памятник, сохранившийся от масштабного проекта Николая I.

4. Красный, Смоленская область. Памятник-часовня в честь победы под Красным. Открыт в 1847 году, разрушен в 1930-х. В 2012 году был восстановлен.

5. Полоцк, Беларусь. Памятник героям Отечественной войны 1812 года. Установлен в 1850 году, первоначально носил название «Памятник в воспоминание Отечественной войны 1812 года». В начале 1930-х разобран на металл. В 2010 году восстановлен.

6. Клястицы, Беларусь. Монумент в память о сражении под Клястицами был установлен в 1857 году, разрушен в 1930-х, однако сейчас планируется его восстановление. Полоцкие краеведы обнаружили плиту-основание памятника, так что точно известно место его установки.

7. Каунас, Литва. Памятник, поставленный в Ковно, не сохранился, восстановлен не был и пока не планируется.