Отто шмидт 1924 1937

Шмидт Отто Юльевич: биография, семья, вклад в науку

История советской и российской науки знает много имён выдающихся деятелей, посвятивших ей свои жизни. Благодаря им был поднят на должную высоту уровень технического прогресса в нашей стране и общего образования его граждан. Одним из них был Шмидт Отто Юльевич, биография которого легла в основу этой статьи.

Первые шаги в науку

Известный советский ученый Отто Юльевич Шмидт родился 30 сентября 1891 года в Могилёве. Его предками по отцовской линии были немцы-колонисты, поселившиеся в XVIII веке в Лифляндии, а по материнской – латыши. С раннего детства в нём проявились незаурядные способности, которые в сочетании с усидчивостью и любовью к знаниям принесли блестящие плоды.

Окончив с золотой медалью классическую гимназию, а затем в 1913 году — физико-математическое отделение Киевского университета, Шмидт Отто Юльевич получил право остаться в стенах учебного заведения и готовиться к получению профессорского звания. В тот период результатом его трудов в области математики стала монография, опубликованная в 1916 году.

Общественная деятельность, сочетавшаяся с наукой

Как человек исполненный чувством гражданского долга, молодой учёный не мог оставаться в стороне от событий, охвативших страну в 1917 году. Не прерывая научной деятельности, Шмидт включился в работу Министерства продовольствия, созданного Временным правительством, а после победы большевиков вошёл в состав Наркомпрода. Тогда же он вступил в ряды Российской социал-демократической партии.

В 20-е годы Шмидт Отто Юльевич преподавал в различных высших учебных заведениях страны, в 1929 году стал руководителем одной из кафедр Московского университета. Параллельно с этим он развернул широкую деятельность в сфере народного образования. При его участии создавались центры по подготовке квалифицированных кадров для предприятий страны, открывались техникумы и реформировалась система высшего образования. Плодом его многолетних трудов стало издание Большой советской энциклопедии, главным редактором которой он являлся.

От Памира до Арктики

Находясь в 1924 году в Австрии, куда его направили для лечения хронического туберкулёза, Шмидт Отто Юльевич получил уникальную возможность окончить школу альпинизма. В те годы она была единственной в мире. Навыки, полученные во время занятий, пригодились ему во время международной экспедиции на Памир, которую советский ученый возглавил в 1928 году. Участвуя в многочисленных восхождениях, он провёл большую работу по изучению ледников, покрывавших эту обширную горную страну.

Однако главным делом жизни Отто Юльевича было освоение Арктики. К нему он приступил в 1929 году, и посвятил этому занятию последующее десятилетие. Вся страна тогда, не отрываясь, следила за беспримерными, по тем временам, экспедициями трёх советских ледоколов – «Седов», «Челюскин» и «Сибиряков», также возглавляемых Шмидтом.

Три победные экспедиции в Арктику

В результате первой из них, осуществлённой в 1929 году на ледоколе «Седов», учёным удалось достичь земли Франса-Иосифа, где в бухте Тихой под руководством Отто Юльевича начала работу полярная геофизическая обсерватория, позволившая провести исследование проливов и островов архипелага.

Годом позже была совершена новая экспедиция. Отто Юльевич Шмидт и сопровождавшие его учёные нанесли тогда на карту пять ранее неизвестных островов, получивших затем названия – Домашний, Длинный, Исаченко, Воронин и Визе. Однако истинным триумфом исследователей Севера стал переход, совершённый ими в 1932 году. Впервые в истории экспедиции, руководимой Шмидтом, удалось на ледоколе «Сибиряков» пройти путь из Архангельска в Тихий океан в течение одной навигации.

Это достижение положило основу для последующего освоения Арктики в интересах народного хозяйства. Шмидт Отто Юльевич, возглавлявший с 1930 года Всесоюзный арктический институт, после беспримерного плаванья на «Сибирякове» был назначен начальником Главного управления, контролирующего судоходство по Северному морскому пути.

Трагедия и подвиг челюскинцев

Имя Отто Юльевича неразрывно связано со знаменитой эпопеей челюскинцев, приковавшей к себе в 1933 году внимание всего мира. Началась она с того, что вначале очередной навигации по маршруту, пройденному прежде «Сибиряковым», было отправлено судно «Челюскин» под командованием О. Ю. Шмидта и В. И. Воронина. Целью плаванья являлась проверка возможности использования транспортного флота в условиях Ледовитого океана.

В состав экипажа входили 104 человека, среди которых, кроме членов судовой команды, были учёные-полярники с семьями, которым предстояло высадиться на острове Врангеля, а также рабочие для строительства всех сооружений, необходимых в условиях полярной ночи. Это плаванье, начавшееся вполне благополучно, закончилось трагедией. На одном из участков пути судно, не сумев справиться с сильными ветрами и течением, было раздавлено льдами, и через короткий промежуток времени затонуло.

Спасение и возвращение на Родину

К счастью, никто из участников экспедиции не пострадал. Как рассказывали потом свидетели тех событий, последним обречённое судно покинул Отто Юльевич Шмидт. На льдине полярникам пришлось провести два месяца, прежде чем их обнаружили и переправили на материк лётчики полярной авиации. Все участники спасения челюскинцев были тогда представлены к высоким правительственным наградам.

Для Отто Юльевича результатом двухмесячного пребывания среди полярных льдов стала жесточайшая пневмония, лечить которую он отправился на Аляску. После возвращения на Родину, где он был встречен как герой, Шмидт неоднократно выступал с докладами, в которых научно обосновывал дальнейшие перспективы развития Севера. В 1937 году за освоение Арктики и создание дрейфующей научной станции ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Последние годы жизни

Во время Великой Отечественной войны Отто Юльевич руководил эвакуацией научных учреждений, налаживанием их работы в тылу. В этот период мучивший его с детства туберкулёз значительно обострился и вынуждал учёного подолгу проводить время в различных лечебных заведениях. Несмотря на все усилия врачей, состояние Шмидта необратимо ухудшалось. Последние годы он был практически прикован к больничной койке. 7 сентября 1956 года этот выдающийся человек ушёл из жизни, открыв путь в науку многим своим последователям и ученикам. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище столицы.

Жена и дети выдающегося учёного

После кончины Шмидта остались три его сына. Старший из них – Владимир, был рождён от брака Отто Юльевича с Верой Фёдоровной Яницкой, получившей известность как выдающийся педагог и психоаналитик. Их сын также внёс свой вклад в науку, став профессором, кандидатом технических наук.

Матерью второго сына Сигурда (фото есть в статье) стала Маргарита Эммануиловна Голосовкер. Литературовед по образованию, она занимала видный пост в Академии наук СССР. Сигурд Оттович стал известным советским и российским историком. Из жизни он ушёл сравнительно недавно – в 2013 году.

И, наконец, младший сын Шмидта – Александр, был рождён участницей экспедиции на «Челюскине» – Александрой Александровной Горской. Как и все участники той незабываемой эпопеи, она была представлена к правительственной награде – ордену Красной Звезды.

Краткая биография

О́тто Ю́льевич Шмидт (30 сентября 1891, Могилёв — 7 сентября 1956, Москва) — советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера.

Профессор (1924). Академик АН СССР (01.06.1935, член-корреспондент с 01.02.1933), АН УССР (27.05.1934), Герой Советского Союза (1937).

Предки по отцовской линии из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской — латыши по фамилии Эргле.

Интересно, что в семье Отто Юльевича Шмидта говорили на трех языках: русском, латышском и немецком. Сам он позднее заявлял, что относил себя к русской культуре.

В детстве работал в лавке письменных принадлежностей. Учился в классической Могилёвской мужской гимназии. Деньги на обучение одарённого мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле.

Окончил Киевскую 2-ю гимназию с золотой медалью (1909) и физико-математический факультет Киевского университета (1913). После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию и под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в теории групп. С 1916 — приват-доцент Киевского университета.

С октября 1917 — начальник управления по продуктообмену Наркомата продовольствия, в 1918—1920 — член коллегии Наркомпрода. В 1918 вступил в РСДРП (интернационалистов), в 1918—1919 — член ЦК. В 1919 вместе со всей партией принят в РКП(б), при этом в его партийный стаж зачли время пребывания в партии интернационалистов.

В 1928 году О. Ю. Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира.

Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924—1942).

В 1929 году основал кафедру высшей алгебры физико-математического факультета МГУ (с 1933 г. — механико-математический факультет МГУ), которой заведовал по 1949 год.

В 1930—1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». В 1930—1932 годах — директор Всесоюзного арктического института, в 1932—1938 годах — начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП).

С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года был вице-президентом АН СССР.

Студент Киевского университета (1912).О. Ю. Шмидт — начальник Главсевморпути (1936).Могила О. Ю. Шмидта на Новодевичьем кладбище.

Вклад в науку

Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. Труды по высшей алгебре (теории групп). Внёс вклад в изучение северных полярных территорий. В 1932 был начальником экспедиции на пароходе ледокольного типа «Сибиряков», совершившей первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Инициатор и идейный вдохновитель создания «Большой советской энциклопедии», являлся главным редактором по поручению правительства Советского Союза. Был инициатором создания академического института геофизики.

Семья

У Отто Шмидта три сына, Владимир, Сигурд и Александр:

  • Владимир Оттович Шмидт (2 марта 1920 — 25 декабря 2008) — кандидат технических наук, профессор. Мать — Вера Фёдоровна Шмидт; сестра библиотечного деятеля, книговеда, библиографа, историка, географа, статистика, доктора географических наук, профессора Николая Федоровича Яницкого.
    • Дочь — Вера Владимировна Шмидт (3 февраля 1944 — 7 ноября 2014) — педиатр.
    • Сын — Фёдор Владимирович Шмидт (р. 3 октября 1946) — врач-проктолог.
  • Сигурд Оттович Шмидт (15 апреля 1922 — 22 мая 2013) — советский и российский историк. Мать — Маргарита Эммануиловна Голосовкер (19 апреля 1889 — 8 ноября 1955), музеевед и литературовед, заведующая сектором художественной иллюстрации Института мировой литературы АН СССР (1935—1949), автор монографии «М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество» (М.: Искусство, 1941); сестра философа и переводчика Я. Э. Голосовкера.
  • Александр Оттович Шмидт (15 сентября 1934 — 11 июня 2010). Мать — Александра Александровна Горская (1906—1995), участница экспедиции на пароходе «Челюскин» (в списках значится как уборщица), награждена орденом Красной Звезды.

Память

  • 14 декабря 1956 года Постановлением Президиума Академии наук СССР № 681 Институту физики Земли Академии наук СССР присвоено имя О. Ю. Шмидта. 26 октября 2011 года открыт и установлен в холле института бронзовый бюст (скульптор А. Д. Казачок).
  • Научно-исследовательский ледокол проекта 97Н носил имя «Отто Шмидт» (период эксплуатации: с 1979 по 1991 год).
  • До 1938 г. имя Шмитда носил ледокол. В 1938 г. Шмидт был снят с должности начальника Севморпути, после чего ледокол был переименован в «Анастас Микоян».
  • Подлёдная равнина Шмидта в Антарктиде.
  • Мыс Отто Шмидта на побережье Чукотки.
  • Мыс Шмидта — посёлок городского типа в Иультинском районе Чукотского автономного округа
  • Остров Шмидта на архипелаге Северная Земля.
  • В 1973—2008 годах в Чукотском автономном округе существовал Шмидтовский район.
  • В 1995 году Российской академией наук учреждена премия имени О. Ю. Шмидта за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.
  • Проспект в Могилёве.
  • улицы во многих городах СНГ.
  • Имя О.Ю.Шмидта носит проспект поселка Николина Гора, где многие годы на даче жил Отто Юльевич.
  • В Мурманской гимназии № 4 именем Отто Юльевича Шмидта назван школьный музей освоения Арктики.
  • Именем О. Ю. Шмидта назван астероид (2108) Отто Шмидт.
  • Имена — Оюшминальд(а): «Отто Юльевич Шмидт на льдине», Лагшмина́льд(а): «лагерь Шмидта на льдине», Лагшмива́р(а), Лашмива́р(а): «Лагерь Шмидта в Арктике».

Бюст О. Ю. Шмидта в Государственном Северном морском музее в АрхангельскеПочтовая марка СССР, 1935 годПочтовая марка СССР, 1966 годПочтовая марка Беларуси, 2001 год

Библиография

  • Шмидт О. Ю. Исследование Арктики в Советском Союзе (серия «Доклады советской делегации на международном географическом конгрессе в Варшаве»). — М., 1934.
  • Шмидт О. Ю. Наши задачи в 1936 г. Доклад на Совещании хозяйственных работников системы Главсевморпути при СНК СССР 13 янв. 1936 г. — Л., 1936.
  • Шмидт О. Ю. Абстрактная теория групп. — 2-е изд. — М.-Л.: Государственное технико-теоретическое издательство, 1933.
  • Шмидт О. Ю. Четыре лекции о теории происхождения Земли. — М.: 1957.
  • Шмидт О. Ю. Избранные труды. Математика. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  • Глико А. О. (гл. ред.) Отто Юльевич Шмидт в истории России XX века и развитие его научных идей. — М.: Физматлит, 2011.

Шмидт, Отто Юльевич

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт; Шмидт, Отто (значения). Запрос «Шмидт, Отто» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Отто Юльевич Шмидт
рус. дореф. Отто-Фридрихъ-Юліусъ Юльевичъ Шмидтъ

Отто Шмидт, 1938 год
Имя при рождении Отто-Фридрихъ-Юліусъ Юльевичъ Шмидтъ
Дата рождения 18 (30) сентября 1891
Место рождения
  • Могилёв, Могилёвская губерния, Российская империя
Дата смерти 7 сентября 1956 (64 года)
Место смерти Москва, СССР
Страна Российская империя,
СССР
Научная сфера математика, география, геофизика, астрономия
Место работы Университет св. Владимира,
МГУ
Альма-матер Университет св. Владимира
Учёная степень магистр математики
Учёное звание профессор (1924),
академик АН УССР (1934),
академик АН СССР (1935)
Научный руководитель Д. А. Граве
Известен как исследователь Памира, исследователь Севера
Награды и премии

Цитаты в Викицитатнике
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

О́тто Ю́льевич Шмидт (18 сентября 1891, Могилёв — 7 сентября 1956, Москва) — советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера.

Профессор (1924). Академик АН СССР (01.06.1935, член-корреспондент с 01.02.1933), АН УССР (27.05.1934), Герой Советского Союза (1937).

Вклад в науку

Разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака.

Монография «Абстрактная теория групп» (1916, 2 изд. 1933) оказала значительное влияние на развитие этой теории. Основным достижением в этой области является теорема об изоморфизме прямых разложений бесконечных операторных групп с конечным главным рядом (1928). Шмидт является основателем московской алгебраической школы, руководителем которой он был в течение многих лет. Она выросла из семинара по теории групп, организованного им в 1930 и превратившегося в центр деятельности советских алгебраистов в этой области.

Внёс вклад в изучение северных полярных территорий. В 1932 был начальником экспедиции на пароходе ледокольного типа «Сибиряков», совершившей первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Инициатор и идейный вдохновитель создания «Большой советской энциклопедии», являлся главным редактором по поручению правительства Советского Союза. Был инициатором создания академического института геофизики.

Награды

  • Герой Советского Союза (27.06.1937) — за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1»
  • 3 ордена Ленина (27.11.1932; 27.06.1937; 19.09.1953)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (25.02.1937; 10.06.1945)
  • орден Красной Звезды (20.04.1934)

Примечания

  1. Государственный архив города Киева. Ф. 16. Оп. 465. Д. 4829. Л. 14об (Послужной список приват-доцента при кафедре математики Императорского Университета св. Владимира Отто-Фридриха-Юлиуса Юльевича Шмидта. Составлен 23 апреля 1917 года).
  2. 1 2 Шмидт Отто Юльевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Архив по истории математики Мактьютор
  4. Encyclopædia Britannica
  5. Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель. ardexpert.ru. Дата обращения 26 декабря 2018.
  6. Шмидт Отто Юльевич
  7. Мехмат МГУ 80. Математика и механика в Московском университете / Гл. ред. А. Т. Фоменко. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. — 372 с. — ISBN 978-5-19-010857-6. — С. 60.
  8. Математический энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров, Юрий Васильевич. — М.: БСЭ, 1988 — С. 764..
  9. 90 лет ГНЦ РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (пресс-релиз).
  10. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Прохоров, Юрий Васильевич. — М.: БСЭ.
  11. 1 2 Международный портал России Архивная копия от 24 февраля 2011 на Wayback Machine.
  12. Потаённое № 2/15, 2002 год.
  13. База данных MPC по малым телам Солнечной системы (2108) (англ.)
  14. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. . Толковый словарь языка Совдепии. — СПб: Фолио-Пресс, 1998. — ISBN 5-7627-0103-4.
  15. Лебедев, Артемий. Sokr.ru — словарь сокращений, акронимов, аббревиатур и сложносоставных слов русского языка (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2010. Архивировано 8 февраля 2010 года.

Литература

  • Визе В. Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. — Т. II. — М.: Paulsen, 2016. — 340 с.: ил. — Серия «Международный полярный год». — ISBN 978-5-98797-130-7.
  • Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. . Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • Корякин В. С. Отто Шмидт. — М.: Вече, 2011. — 416 с., ил. — (Великие исторические персоны). — 4 000 экз. — ISBN 978-5-9533-5770-8.

Ссылки

  • Шмидт, Отто Юльевич. Сайт «Герои страны».

В Викицитатнике есть страница по теме: Шмидт, Отто Юльевич

  • Биография.
  • Лаборатория Имени Отто Юльевича Шмидта.
  • Профиль Отто Шмидта на официальном сайте РАН
  • Фонд Шмидта Отто Юльевича на сайте Архива РАН.
  • Шмидт Отто Юльевич. Летопись Московского университета. Дата обращения 6 декабря 2017.
  • Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвящённый О. Ю. Шмидту.

Сочинить сказку о правах ребёнка. Темы: Каждый ребенок имеет право на жизнь ! Каждый ребенок имеет право на индивидуальность ! Каждый ребенок имеет п раво на достойную, счастливую жизнь ! Каждый ребенок имеет право на дом и семью ! 1. Назовите основные отрасли духовного производства и дайте им характеристику. 2. Назовите основные типы мировоззрения, определите их содержание. 3. О пределите цель заключения «общественного договора», раскройте последствия такого соглашения. Запишите имена известных вам авторов теории «общественного договора». 4. Назовите основные типы религиозных верований, приведите примеры. Раскройте структуру конституционного права свободы совести. 5. Выделите структуру морали. Дайте характеристику историческому типу морали по следующему плану: основные положения, сильные и слабые стороны.пожалуйста очень срочно​ Согласен/не согласен И почему 1)Природный ум может заменить любое образование но никакое образование не сможет заменить природного ума2)образование эт о то что остается у человека когда все выученное забыто ​ Согласен или несогласен, и объяснить почему1)Образование развивает способности, но не создаёт их2)Образование это постоянное открывание собственного невежества3)Лошадь умеющая считать до десяти, это замечательная лошадь, но не замечательный математик4)Человек образованный тот кто знает где найти то чего он не знает5)Образование делает хорошего человека лучше, а плохого хуже​ Что значит изменение своего сегодняшнего общественного положения?​ 1. Почему нередко добиваться изменения своего положения в обществе человеку приходится вопреки сложившимся обстоятельствам? 2. Приведи примеры решений ,которые могут привести к улучшению положения человека в обществе? ​ Сделайте мини-сообщение о любом животном, живущим на территории Карелии пожалуйста Признаки, характерные и для законов, и для обычаев:1. упорядочивают жизнь2. за несоблюдение их возможно наказание3. объединяют людейизвестно, что перв ые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. используя вышеперечисленные характеристики, объясни этот факт.​ Галина Григорьевна получила SMS-сообщение о переводе большой суммы денег с её бан- ковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этог о факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Марии Ивановне позвонили из банка, в котором у неё был открыт счёт, и сообщили о том, что удалось зарегистрировать попытку несанкционированного сняти я большой суммы де- нег. Для решения проблемы Марии Ивановне предложили сверить персональные данные и сообщить номер счета. Мария Ивановна поняла, что разговаривает с мошенником. Какое обстоятельство позволило сделать подобный вывод? Какие действия Вы посоветуете предпринять в данной ситуации?

Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики

В 1930 году в СССР была организована вторая арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов», которую снова возглавил Шмидт. В рамках проведения данной экспедиции были открыты острова Визе, Воронина, Длинный, Домашний, Исаченко, западные берега Северной Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане). Один из открытых во время экспедиции островов был назван в честь Шмидта. Любовь к северу и Арктике способствовала тому, что Шмидт стал начальником Главсемпорпути при СНК СССР, этот пост он занимал с 1932 по 1939 год. Именно экспедиция под руководством Отто Шмидта в 1932 году смогла в одну навигацию пройти весь Северный морской путь (СМП) на ледокольном пароходе «Сибиряков», положив тем самым начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири.
В 1933-1934 годах под руководством Отто Шмидта была проведена новая арктическая экспедиция, на этот раз на борту парохода «Челюскин»: целью экспедиции была проверка существования возможности плавания по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. Эта экспедиция стала одной из самых запоминающихся в истории исследований Арктики и жизни самого Шмидта, настоящим его звездным часом. В момент гибели парохода «Челюскин» во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа судна на льдине Отто Шмидт проявил твердую волю и мужество.
Пароход «Челюскин» водоизмещением 7,5 тыс. тонн был специально построен по заказу советских внешнеторговых организаций в Дании. Пароход изначально предназначался для плавания между устьем реки Лена (отсюда и первоначальное название парохода — Лена) и Владивостоком. Для своего времени это был наисовременнейший грузопассажирский корабль, что подтверждалось его техническими данными. 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта благополучно отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа того же года, взяв на борт 112 человек, «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, на практике отрабатывая схему доставки грузов по трассе СМП за одну летнюю навигацию. Предполагалось, что на трудных участках пути пароходу будут помогать специально высланные ледоколы.
Первые льдины экспедиции встретились уже в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола «Челюскин» сумел преодолеть сплошные льды и продолжил свое движение к Владивостоку. 1 сентября 1933 года пароход добрался до мыса Челюскин. В Чукотском море он снова встретился со сплошными льдами. 4 ноября того же года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами пароход «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались уже считанные мили, корабль был увлечен назад в северо-западном направлении. В итоге пароход дрейфовал вместе с экипажем на протяжении практически 5 месяцев — с 23 сентября 1933 года по 13 февраля 1934 года, когда он был раздавлен льдами, после чего затонул буквально за два часа. Благо экипаж корабля и руководство экспедиции своевременно подготовились к этому и предприняли необходимые меры, заранее выгрузив все необходимое на лед. Последними пароход «Челюскин» покинули Воронин, Шмидт, а также завхоз экспедиции Борис Могилевич.

Отто Юльевич Шмидт: Экспедиции в Арктику

Имя этого прославленного путешественника, математика, учёного, первопроходца давно стало олицетворением вечного поиска и неиссякаемого интереса к исследованиям. Глубокий живой ум и организаторский талант Отто Юльевича Шмидта позволили ему не только стать выдающимся математиком, сделавшим важные открытия, но и организатором науки и образования в послереволюционной России, главным редактором Большой советской энциклопедии, а затем и самым известным полярником в СССР, символом советского освоения Арктики. Экспедиция Отто Шмидта в Арктику позволила создать новую главу истории нашей страны.

Первая экспедиция Отто Шмидта в Арктику

Шмидт умел превращать препятствия на своём пути во благо, что судьба заставляла его подтверждать не раз. Будучи больным туберкулёзом, который периодически обострялся, в 1924 году Шмидт отправился в Австрию на лечение и там заодно окончил школу альпинизма, а в 1928 году стал участником экспедиции на Памир, которая была организована совместно Академией наук СССР и немецкой Notgemeinhaft der deutschen Wissenschaft. Экспедиция, кроме научных целей (ликвидация “белых пятен” в этом районе Земли), преследовала и цель укрепления контактов с западноевропейскими странами. Шмидт тогда был новичком и постоянно учился у профессионалов – географов-экспедиционников разных профессий. А навыки, приобретенные в Альпах, помогли ему преодолеть весь сложный путь наравне с остальными. Участники этого научного похода изучали структуру ледников, впервые полностью пройдя крупнейший из них — ледник Федченко, поднимались на вершины Западного Памира, давая им названия – пик Ленина, пик Дзержинского, мыс Свердлова.

Отсюда, с Памира, можно считать, и начался путь Шмидта в Арктику. В 1929 году начальник экспедиции на Памир и он же управделами СНК СССР Н.П.Горбунов предложил ему должность начальника экспедиции на Землю Франца-Иосифа. Там было решено построить научную станцию и таким образом приступить к научно-практическому освоению Арктики, одновременно ещё раз засвидетельствовав принадлежность архипелага СССР. О том, что Земля Франца-Иосифа принадлежит России впервые заявило в 1916 году царское правительство, что было затем подтверждено советской нотой в 1926-м. План экспедиции был разработан Институтом по изучению Севера под руководством Р.Л.Самойловича и В.Ю.Визе и утверждён созданной при Совете Народных Комиссаров Арктической комиссией. Для экспедиции выделили ледокольный пароход «Седов» под управлением капитана В.И.Воронина, который летом этого же года отправился на Север, к берегам архипелага Земля Франца-Иосифа.

Пока строилась станция, Шмидт на «Седове» сделал несколько вылазок для исследования берега и близлежащих островов с научными целями, в том числе предпринимал попытки отыскать могилу Седова. Однако найти её не удалось, зато была обнаружена зимовочная база американской экспедиции Фиала в бухте Теплиц. К началу сентября экспедиция Отто Шмидта закончила свою работу, результатом которой стала не только построенная в запланированных объёмах и в срок научная база (она отправила на Большую землю свою первую радиограмму 30 августа), но и важные научные данные: геологические, топографические, гидрологические, биологические.

На гребне этого успеха в следующем 1930 году было принято решение выполнить одним рейсом две задачи: вновь достичь Земли Франца-Иосифа, достроить станцию в бухте Тихой и оттуда отправиться на Северную землю, построить и там станцию, оставить на зимовку людей, а также получше изучить эту загадочную землю, случайно открытую в 1913 году Б.А.Вилькицким, осуществлявшим в то время свою гидрографическую экспедицию (1910-1915 гг.).

Дела в бухте Тихой шли хорошо, все задания были выполнены, наблюдения проводились регулярно, неприкосновенные запасы продовольствия были не тронуты, а радист Э.Кренкель сумел установить мировой рекорд, выйдя на связь с базой антарктической экспедиции Ричарда Бёрда. Из бухты Тихой «Седов» двинулся к Северной Земле и посреди Карского моря, на полпути между двумя архипелагами, как и предсказывал ранее В.Ю.Визе, наткнулся на сушу, названную впоследствии островом Визе. Когда судно достигло Северной Земли, после долгих поисков был выбран удобный остров, названный Домашним, и за шесть суток построена полярная база для команды из четырёх человек, после чего экспедиция повернула назад.

Эти успехи позволили вновь поднять вопрос о принципиальной возможности практического использования в будущем, когда возникнут новые технические средства, Северного морского пути на всем его протяжении, тем более, что экономика страны настоятельно требовала этого.

Создание «Главсеморпути» — значимое событие

В начале января 1932 года было опубликовано правительственное Постановление о проведении 2-го Международного полярного года, согласно которому в программе должна была участвовать 31 полярная станция на территории СССР. Реально существовали только 19. Вся работа Всесоюзного Арктического института на лето 1932 года, который занимался подготовкой северных экспедиций, была связана с этой задачей — планировалось, что ледоколы «Сибиряков» и «Русанов» подойдут в августе к Северной Земле, сменят зимовщиков, построят новую станцию на мысе Челюскина. В плавании предполагалось опираться на развитую сеть метеорологических станций, использовать самолёт для ледовых разведок и научных наблюдений. Лето 1932 года с точки зрения ледовой обстановки было удачным, поэтому оказавшись в районе Северной Земли, Шмидт принял решение обойти её с севера, что не делало ещё ни одно судно в мире. В дальнейшем это сказалось на исходе экспедиции, так как благоприятное для плавания время было упущено и в районе восточных берегов Северной Земли судно встретил тяжёлый лёд. С трудом 27 августа «Сибиряков» вошёл в бухту Тикси, где члены экспедиции помогли со строительством новой станции, затем посетил станцию на мысе Шалаурова острова Большой Ляховский. Последний участок «Сибиряков», дрейфуя, благодаря спасительному ветру, прошёл под парусами, сделанными из шести угольных брезентов, так как в борьбе со льдами обломился конец гребного вала и винт был потерян. 1 октября «Сибиряков» вышел на чистую воду и был взят на буксир, который потащил его на ремонт в Японию. Так впервые путь из Архангельска до Берингова пролива был пройден за два месяца и четыре дня в одно лето.

Этот поход стал отправной точкой создания в декабре 1932 года Главного управления Северного морского пути, во главе которого, конечно, был поставлен О.Ю.Шмидт. Теперь всё, что работало на Арктику – суда, полярные станции, гидрографическая служба, авиация, Институт по изучению Севера, преобразованный во Всесоюзный Арктический институт – подчинялось этой организации. Фактически ей поручалась вся территория за Полярным кругом со всем обеспечением жизнедеятельности людей на ней.

Трагедия «Челюскина»

Летом 1933 года в плавание отправляется сухогруз «Челюскин», чтобы сменить зимовщиков на острове Врангеля, но главное — укрепить и продолжить опыт «Сибирякова», проверив, по замыслу Шмидта, в каких пределах возможно плавание по Северному морскому пути обычных пароходов, не ледоколов. В Чукотском море «Челюскин» зажало льдами и он дрейфовал около пяти месяцев, пока его не вынесло к Беринговому проливу. И когда спасение было уже совсем близко, из-за образовавшейся трещины в корпусе судно затонуло. Почти все пассажиры и члены экипажа были спасены, а сам этот поход при всей его неоднозначности сыграл важную роль в развитии Северного морского пути и укреплении духа и веры в свои силы всего советского народа. Подробнее: http://будущее-арктики.рф/chelyuskinskaya-epopeya/

Первая в мире дрейфующая станция

Идея осуществить полет на Северный полюс и создать дрейфующую станцию в Центральной Арктике, которая могла бы давать лётчикам сведения о погоде и одновременно осуществлять научные исследования, несколько лет зрела в умах Шмидта и передовых полярных лётчиков – Леваневского, Водопьянова, Чкалова. Будущая трасса изучалась и осваивалась, а на куполе острова Рудольфа на земле Франца-Иосифа была создана база «подскока» для броска на полюс. В 1937 году был осуществлён ещё один эксперимент Шмидта –высадка первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1», которая продрейфовала 274 дня и была снята со льдины ледокольными пароходами. Полярники доставили на Большую землю весь комплекс научных результатов по изучению Северного Ледовитого океана, который им удалось собрать, и огромный материал, связанный с дрейфом самой «папанинской» льдины, и доказали, что человек может долгое время совершенно автономно жить на льду недалеко от полюса. После войны работа дрейфующих станций стала регулярной. Подробнее: http://будущее-арктики.рф/drejfuyushhaya-stanciya-severnyj-polyus-1/

За организацию дрейфующей станции «Северный полюс» Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина, а директором «Главсевморпути» вскоре вместо Шмидта стал её начальник Иван Папанин.

В 1937 году в Академии наук был организован Институт теоретической геофизики, директором которого до 1949 года оставался Отто Юльевич Шмидт. Он умер в 1956 году в Москве, в возрасте 64 лет. Его именем названы:

-остров в Карском море;

-полуостров Северного острова Новой Земли;

-мыс в Чукотском море;

-перевал и вершина в горах Памира;

-Институт физики Земли;

-ледокол;

-улицы и учебные заведения во многих городах Советского Союза.

От Добрыни Никитича до Отто Шмидта Ледоколы проекта 97 и их модификации (14 стр.)

Научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт»

В 1997 г. впервые в морпогранохра- не в течение 45 суток выполнял в Баренцевом море задачи пограничной боевой службы совместно с судном рыбоохраны «Мурена». Компьютерная система судна позволяла с помощью спутника принимать информацию об обстановке почти на всей акватории Баренцева моря.

В сентябре 2000 г. успешно совершил высокоширотный поход к Земле Франца- Иосифа. В задачу похода, являвшегося частью специальной пограничной операции «Путина-2000», входили охрана государственной границы и государственный контроль при осуществлении охраны морских биологических ресурсов Российской Федерации. За время похода была осуществлена учебная отработка системы спутниковой связи «Гонец» с передачей навигационной информации с использованием сети Интернет в Департамент морской охраны ФПС России.

С 1 по 20 июля 2002 г. совершил поход в Исландию. Целью похода были развитие сотрудничества и взаимодействия, налаживание обмена информацией в вопросах охраны морских биоресурсов, борьбы с международным терроризмом, нелегальной миграцией и контрабандой на море. Переход в Рейкьявик и обратно занял 397 ходовых часов. За это время пройдено 3900 морских миль. Из них в условиях сильного шторма корабль шёл около 36 часов, преодолев 359 морских миль. Во время похода в Баренцевом, Норвежском морях и северной части Атлантического океана экипаж выполнил ряд учебно-боевых задач.

В 2004 – 2008 гг. проходил капитальный ремонт.

Бортовые номера в период службы: 036 («Иртыш»), 018 («Мурманск»).

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 97Н «ОТТО ШМИДТ»

Единственный в мире научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт» был построен в 1977 – 1979 гг. по заказу Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды. Главный конструктор проекта – Б.А. Олигер.

Судно предназначено для автономного плавания в переходной зоне между чистой водой и полями многолетних паковых льдов. Эти области являются малоисследованными, поскольку здесь невозможно организовать дрейфующие научные полярные станции, а для обычных научно-исследовательских судов они практически недоступны.

Проект 97Н был разработан на базе портового ледокола типа «Василий Прончищев». На нём изменили форму надводной части носовой оконечности, расширили площадь верхней палубы в корме (для установки океанографического оборудования) и надстроек (для размещения лабораторий и жилых помещений), сняли носовой винт. Помещение носового гребного электродвигателя было использовано для устройства дополнительной электростанции.

Ледокол – двухпалубный, с удлинённым баком. Дизель-электрическая установка – двухвальная. Основное внимание при проектировании уделялось рациональному размещению лабораторного комплекса и научного оборудования, а также созданию возможно комфортных условий для проведения научной работы. Четырнадцать лабораторий общей площадью 320 м2 позволяли вести исследования широкого профиля по океанологии, гидрохимии, гидрологии, метеорологии.

Корпус ледокола имел поперечную систему набора со шпацией 600 – 680 мм; по всей его длине установлены промежуточные шпангоуты. Ледовый пояс, простиравшийся по высоте до верхней палубы, имел толщину 18 мм в носовой оконечности и 16 мм в средней и кормовой частях. Обшивка и набор корпуса изготавливались из стали, надстройка выполнялась по продольной системе набора из алюминиево-магниевого сплава.

При проектировании формы обводов корпуса основное внимание уделялось тому, чтобы придать судну, кроме ледокольных, хорошие мореходные качества. С этой целью форма надводной части корпуса разрабатывалась с учётом результатов серии модельных мореходных испытаний. На этих же испытаниях была отработана форма носовой оконечности, оптимальная с точки зрения наименьшей заливаемости открытой палубы бака. В период приёмо-сдаточных испытаний при волнении до 6 баллов заливания палубы бака не наблюдалось, что для ледоколов этого типа удалось достичь впервые.

При разработке проекта решалась также задача улучшения параметров качки. Известно, что качка небольших ледоколов характеризуется малым периодом и большой амплитудой, а при этом вести научные работы практически невозможно. Рациональное распределение масс с целью снижения величины начальной остойчивости при одновременном выборе такой формы надводных обводов, которая способствует увеличению остойчивости на больших углах крена, позволило не только выполнить все требования Регистра СССР к остойчивости, но и повысить период бортовой качки с 7 с, обычных для ледоколов этого класса, до 9 – 10 с. Дляу меньшения амплитуд бортовой качки на ледоколе устанавливался пассивный успокоитель в виде цистерны Фрама 1-го рода. Практически коэффициент умерения качки на нерегулярном волнении составлял примерно 1,5, а на регулярном – 2,0. Таким образом, ледокол «Отто Шмидт» мог даже в сложных погодных условиях выполнять заданную программу научных исследований.

Основные элементы и характеристики ледокола «Отто Шмидт»

Длина наибольшая, м 73,0

Ширина, м 18,6

Высота борта, м 8,3

Осадка, м (МЗ

Водоизмещение, т 3700

Мощность гребных электродвигателей, л.с. 4800

Скорость полного хода, уз. 15

Дальность плавания экономическим ходом, мили 11 000

Автономность, суток 55

Экипаж, чел. 54

Научный персонал, чел. 30

Научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт» (а – боковой вид; б – план III яруса надстройки; в – план II яруса надстройки; г – палуба бака; д – верхняя палуба):

1 – дифферентные цистерны; 2 – отделения вспомогательных дизель-генераторов; 3 – ЦПУ; 4 – отделение главных дизель- генераторов; 5 – помещение гребных электродвигателей; б – грузовое помещение; 7 – блок-каюты; 8 – каюты; 9 – метеорологическая лаборатория; 10 – синоптическая лаборатория; 11 – промерная лаборатория; 12 – тросовые лебёдки; 13 – ка- ют-компания и салон; 14 – батометрическая лаборатория; 15 – медицинские блоки; 16 – помещение гидрологической шахты; 17 столовая команды; 18 – гидрохимическая лаборатория; 19 – конференц-зал; 20 – помещение управляющего вычислительного комплекса; 21 – лаборатория физических исследований; 22 – океанографическая приборная лаборатория; 23 – океанографическая телеметрическая лаборатория; 24 – лёдоисследовательские лаборатории; 25 – лаборатория подводных исследований; 26 – кабельные лебёдки

Проекция «корпус» теоретического чертежа научно-исследовательского судна «Отто Шмидт»

Главная энергетическая установка ледокола состояла из трёх дизель-генераторов с генераторами постоянного тока общей мощностью 5100 л.с., напряжением 400 В при частоте вращения 810 об/мин и двух кормовых гребных электродвигателей постоянного тока общей мощностью 3530 кВт напряжением 1200 В и частотой вращения 150 – 210 об/мин. Предусматривались пять вспомогательных дизель-генерато- ров с генераторами переменного тока мощностью 200 кВт напряжением 400 В и один аварийный дизель-генератор с генератором переменного тока мощностью 100 кВт напряжением 400 В. Подача пара к потребителям производилась от двух вспомогательных автоматизированных котлов марки КВВА 2,5/5 производительностью 2,5 т/ч при давлении 490 кПа.

Схема передачи мощности к гребным винтам («генератор – электродвигатель») давала возможность использовать полную мощность главных дизелей во всём их рабочем диапазоне независимо от изменения сопротивления движению ледокола или моментов на гребных винтах. При этом гребной электродвигатель мог до двух минут стоять под током в случае заклинивания винта льдом. Принятая схема электродвижения обеспечивала судну хорошую маневренность, позволяя выполнять быстрые и частые реверсы, что необходимо в ледовых условиях. Управление энергетической установкой: местное – из центрального поста управления; дистанционное – из ходовой рубки.

В качестве движителей на ледоколе использовались два четырёхлопастных винта со съёмными лопастями. Диаметр винтов – по 3,5 м. На судне устанавливался простой пустотелый руль упрощённого профиля, приводимый в действие электрогидравлической рулевой машиной Р16. Имелся запасной агрегат рулевой машины. Система управления рулевой машиной – типа «Аист».

Ледокол снабжался двумя становыми якорями Холла массой по 2250 кг и ледовыми якорями: двумя – массой по 100 кг и двумя – по 150 кг. Отдача и подъём якорей осуществлялись двумя якорно-швартовными шпилями ШЭ 16М-2 и ШЭ 16М-3.

Для улучшения проходимости ледокола в тяжёлых льдах, а также освобождения его в случаях заклинивания служила дифферентная система, состоящая из носовой и кормовой цистерн, трубопроводов с арматурой и дифферентных насосов, обеспечивающих изменение дифферента на нос или корму на 1 м за 12 минут. Предусматривалось местное и дистанционное (из центрального поста) управление насосами и арматурой, обеспечивающей работу насосов на заполнение и осушение дифферентных цистерн.