От чего умер Невский?

Смерть Александра I

«ВСЮ ЖИЗНЬ СВОЮ ПРОВЕЛ В ДОРОГЕ, ПРОСТЫЛ И УМЕР В ТАГАНРОГЕ»

Эпитафия А.С. Пушкина

1 сентября 1825 г. Александр выехал на юг, намереваясь посетить там военные поселения, Крым и Кавказ (поездка предпринималась под предлогом поправления здоровья императрицы). 14 сентября царь был уже в Таганроге. Через 9 дней туда приехала Елизавета Алексеевна. С нею Александр посетил Азов и устье Дона, а 20 октября отправился в Крым, где посетил Симферополь, Алупку, Ливадию, Ялту, Балаклаву, Севастополь, Бахчисарай, Евпаторию. 27 октября на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь царь сильно простудился, ибо ехал верхом в одном мундире при сыром, пронизывающем ветре. 5 ноября он возвратился в Таганрог уже тяжелобольным, о чем написал своей матери в Петербург. Лейб-медики констатировали лихорадку. Ранее в Таганрог прибыл начальник южных военных поселений граф И.О. Витт с докладом о состоянии поселений и с новым доносом на тайное общество. Витт возглавлял также и систему политического сыска на юге России и через своего агента А.К. Бошняка получил сведения о существовании Южного общества декабристов. В доносе Витта значились имена некоторых из членов тайного общества, в том числе и его руководителя П.И. Пестеля. Еще до своей поездки в Крым Александр вызвал в Таганрог Аракчеева, но тот не приехал в виду постигшего его несчастья (убийства дворовыми людьми его любовницы Настасьи Минкиной).

7 ноября болезнь императора обострилась. В Петербург и Варшаву были отправлены тревожные бюллетени о состоянии его здоровья. 9 ноября наступило временное облегчение. 10 ноября Александр отдал приказ арестовать выявленных членов тайной организации. Это было последнее распоряжение Александра: вскоре он окончательно слег, и все дело по раскрытию тайной организации и аресту ее членов взял на себя начальник Главного штаба, находившийся при Александре в Таганроге, И.И. Дибич. Приступы болезни царя делались все сильнее и продолжительнее. 14 ноября царь впал в беспамятство. Врачебный консилиум установил, что надежд на выздоровление нет. В бреду Александр несколько раз повторял по адресу заговорщиков: «Чудовища! Неблагодарные!» 16 ноября царь «впал в летаргический сон», который сменился в последующие дни конвульсиями и агонией. 19 ноября в 11 часов утра он скончался.

Неожиданная смерть Александра I, ранее почти никогда не болевшего, отличавшегося отменным здоровьем, еще не старого (ему не было и 48 лет), породила слухи и легенды. Фантастические рассказы о таганрогских событиях появились в начале 1826 г. в зарубежных газетах. В дальнейшем среди многочисленных слухов наиболее широкое распространение получила легенда о «таинственном старце Федоре Кузьмиче», под именем которого долгие годы (до 1864 года) якобы скрывался император Александр I. Легенда породила обширную литературу, включая и известную повесть Л. Н. Толстого «Записки Федора Кузьмича».

Русская старина

ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ I

Памятник Александру I установлен в Таганроге в 1831 году, напротив Греческого монастыря, в котором проходило отпевание государя. Это единственный памятник Александру в России. Скульптор — некогда ученик Таганрогской гимназии Мартос, автор памятников Дюку де Ришелье в Одессе и Минину и Пожарскому на Красной площади. Бронзовая фигура императора во весь рост была задрапирована простым плащом, из-под которого был виден генеральский мундир. Одной рукой царь поддерживал эфес шпаги, в другой держал свиток — свод законов. Нога Александра Освободителя попирала извивающееся тело змеи, символизируя победу над Наполеоном. Портретным сходством отличалось лицо императора, а расположившиеся у его ног крылатые ангелы указывали на ангельский характер Александра I. В 20-м году памятник снесли как символ поверженного царизма. Некоторое время фигура стояла забитая досками на площади, а потом ее увезли в Ростов на переплавку. Памятник восстановлен к 300-летию Таганрога. Копию изготовили по сохранившимся в Санкт-Петербурге чертежам.

Таганрог онлайн

НЕ ПОКАЗАЛИ ТЕЛО

Огромная подборка материалов сосредоточилась в Станфордском архиве, дипломатических — в частности. К этим архивам нередко обращались историки, но выборочно, а здесь есть поразительные вещи. Вот, скажем, документ о смерти Александра I. Граф Ла Фероне, французский посол, пишет из Санкт-Петербурга 23 марта 1826 года, передавая о слухах, которые, как мы знаем, бывают куда более интересны чем официальные сообщения: «В народе был распущен слух, что в день прибытия тела императора Александра будет произведен бунт; предлогом к бунту послужило требование солдат, чтобы им показали тело Александра, которое, к сожалению, находится в таком состоянии, что показано быть не может. Ходят слухи, что в подвалах Казанского собора заложены бочки с порохом. Чтобы успокоить общество, полиции пришлось спуститься в подвалы, полиция выкатила оттуда бочки с водой… Наконец, используется общая всем русским склонность верить в чудесное и распускаются якобы предсказания о кратковременности нынешнего царствования. Высшее общество тоже разделяет эти страхи и при этом беспокойство наблюдается во всех классах. Император ежедневно получает анонимные письма с постоянной угрозой покушения на его жизнь в случае, если виновники заговора… будут приговорены к смертной казни».

Можно не сомневаться в справедливости сказанного — автор находился в постоянном контакте с Николаем. Когда мы размышляем, почему было казнено, по российским законам, так мало, не хочу сказать, что Николай испугался этих писем с угрозами, но все-таки их надо учитывать. «До сих пор не удалось еще обнаружить авторов этих преступных писем, из которых одно недавно было доставлено ему самому в тот момент, когда он садился на коня, — продолжает Ла Фероне. — Его величество не выказывает никакого страха и продолжает свои публичные выступления и обычные прогулки. Передают следующие его слова, делающие ему честь: «Они хотят сделать из меня тирана или труса. Им это не удастся, я не буду ни тем, ни другим». Императрица ни в малейшей степени не разделяет уверенности монарха. Каждый раз, когда он выходит, она впадает в большое беспокойство и успокаивается только тогда, когда император возвращается. Однако чрезвычайные меры, принятые для охраны дворца, только увеличивают тревоги. Многочисленные патрули ночью регулярно обходят дворец, и артиллерийские орудия до сих пор стоят в манеже, который около императорской резиденции. Тем не менее, господин барон, в день прибытия тела императора в Казанский собор все было совершенно спокойно, одна из больших тревог должна уже исчезнуть, и нет никаких данных предполагать, что процесс, который так важно было ускорить, близится к концу. Каждый день производятся новые важные открытия, которые усложняют это несчастное дело».

Я знал и ранее, что несколько ящиков коллекции Николаевского — документы Александра I, а один ящик посвящен его смерти. Что же там оказалось? Копии архивных материалов из разных мест Европы, а кроме того, масса газет. В частности меня поразил эмигрантский диспут, описанный в пражской газете «Возрождение» от 24 ноября 1929 года со ссылкой на «Письмо из Праги». Споры идут о том, умер ли государь император в Таганроге. Диспут описывается как спортивное соревнование. Деникинская молодежь кричит «Долой!». Им нужен таинственный император, нужен образ этого человека. В советской России эти чувства еще не волнуют публику. Но в шестидесятых годах, когда появится публикация Льва Дмитриевича Любимова, начнется гигантский сбор информации о том, умер император или ушел, и выяснится, что это захватывает очень многих людей. Однажды в серьезной научной аудитории я шутливо попросил проголосовать: кто за то, чтобы Александр I умер, а кто — за то, чтобы ушел. Девяносто пять процентов голосовали за то, чтобы ушел…

Н.Я. Эйдельман. Связь времен. Знание — сила. 1994, №3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

19 ноября 1825 г. в 10 часов 50 минут во время своего путешествия на юг, вдалеке от столицы, в заштатном маленьком городке Таганроге скончался император Александр I.

Эта смерть была полной неожиданностью не только для российских верхов, но и для простого люда, который порой безошибочно был осведомлен о событиях, происходящих в самых верхних эшелонах власти. Смерть буквально потрясла всю страну.

Государь умер на 48-м году жизни полный сил; до этого он никогда и ничем серьезно не болел и отличался отменным здоровьем. Смятение умов вызывалось и тем, что в последние годы Александр I поражал воображение окружавших его людей некими странностями: он все более и более уединялся, держался особняком, хотя сделать это в его положении и при его обязанностях было чрезвычайно сложно, близкие к нему люди все чаще слышали от него мрачные высказывания, пессимистические оценки. Он увлекся мистицизмом, практически перестал с прежней педантичностью вникать в дела управления государством, передоверив во многом эту важную часть своих дел всесильному временщику А.А. Аракчееву.

Его отъезд в Таганрог был неожиданным и стремительным, к тому же происходил в таинственной и неординарной обстановке, а болезнь, постигшая его в Крыму, была скоротечной и уничтожающей.

К моменту смерти выяснилось, что вопрос о престолонаследии Российской империи находится в неясном и противоречивом состоянии в связи с последними распоряжениями Александра, и это породило неразбериху во дворце и сумятицу в структурах власти.

Последующее воцарение императора Николая Павловича, бывшего третьим по старшинству из четырех сыновей Павла I и вступившего на престол в обход своего старшего брата Константина, восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, арест заговорщиков по всей России, среди которых были и представители самых титулованных русских дворянских фамилий, столь же неожиданная для многих и быстротечная кончина жены Александра, умершей через полгода после смерти супруга в Белеве по дороге из Таганрога в Петербург, дополнили тревожную череду событий, открывшихся смертью Александра I.

Гроб с телом императора находился еще в Таганроге, а слухи один тревожнее и удивительнее другого ползли от города к городу, от селения к селению. Как справедливо заметил историк Г. Василич, «молва бежала впереди гроба Александра».

Этому способствовало и то, что тело императора не было показано народу. Для прощания с покойным гроб был открыт царской семье глухой ночью. Такова была воля великого князя Николая Павловича, взявшего после смерти брата управление страной в свои руки.

При продвижении траурной процессии к Туле прошел слух, что фабричные рабочие намереваются вскрыть гроб. В Москве полиция приняла строгие меры для предупреждения беспорядков. К Кремлю, где в Архангельском соборе среди гробниц русских царей стоял гроб с телом Александра, были стянуты войска: пехотные части расположились в самом Кремле, а кавалерийская бригада была дислоцирована поблизости; вечером ворота Кремля запирались, у входов стояли заряженные орудия.

Сохранилась записка о слухах в связи со смертью Александра I, выдержки из которой помещены в труде Г. Василича («Император Александр I и старец Федор Кузьмич (по воспоминаниям современников и документам)»). В ней, с одной стороны, в различных вариациях говорится, что император был убит своими верноподданными «извергами» и «господами», близкими к нему людьми, с другой — что он чудесным образом избежал уготованной ему гибели, а вместо него был убит другой человек, который и был положен в гроб. Говорилось, что государь уехал в «шлюпке в море», что Александр жив, находится в России и будет сам встречать «свое тело» на 30-й версте от Москвы. Называли и людей, которые сознательно, спасая своего императора, пошли на подмену: некий его адъютант, солдат Семеновского полка. Среди тех, кто был похоронен вместо императора, упоминался и фельдъегерь Масков, доставивший императору в Таганрог депеши из Петербурга и погибший буквально у него на глазах 3 ноября, за 16 дней до смерти самого Александра, когда коляска, в которой ехал фельдъегерь вслед за экипажем царя, налетела на препятствие и вылетевший из нее Масков получил перелом позвоночника.

Затем слухи поутихли, но уже с 30-40-х годов XIX в. вновь стали циркулировать в России. На этот раз они шли из Сибири, где в 1836 г. появился некий таинственный бродяга Федор Кузьмич, которого молва стала связывать с личностью покойного императора Александра I.

В 1837 г. с партией ссыльнопоселенцев он был доставлен в Томскую губернию, где и поселился близ г. Ачинска, поражая современников своим величавым видом, прекрасным образованием, обширными знаниями, большой святостью. По описанию это был человек примерно одного возраста с Александром I, выше среднего роста, с ласковыми голубыми глазами, с необыкновенно чистым и белым лицом, с длинной седой бородой, выразительными чертами лица.

С течением времени, в 50-е — начале 60-х годов, молва стала все чаще отождествлять его с покойным императором; рассказывали, что находились люди, близко знавшие Александра I, которые прямо признавали его в облике старца Федора Кузьмича. Говорили о его переписке с Петербургом и Киевом. Были отмечены и попытки отдельных лиц вступить в контакт с царской семьей, с императором Александром II, а затем с Александром III с тем, чтобы донести до сведения царской семьи факты, связанные с жизнью старца.

В истории сохранились смутные данные о том, что эти сведения доходили до царского дворца и там затухали самым таинственным образом.

20 января 1864 г. в возрасте около 87 лет старец Федор Кузьмич скончался в своей келье на лесной заимке в нескольких верстах от Томска и был похоронен на кладбище томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря.

Сахаров А.Н. Александр I

Александр I – император и самодержец Всероссийский (с 1801 г.), протектор Мальтийского ордена (с 1801 г.), великий князь Финляндский (с 1809 г.), царь Польский (с 1815 г.), старший сын императора Павла I и Марии Федоровны. Историография дореволюционных времен именует его Благословенный.

Его биография непроста. На время его царствования пришлось много государственных преобразований и несколько войн.

Смерть Александра 1 случилась в Таганроге, куда он отправился с женой, поскольку врачи рекомендовали ей теплый климат для лечения. Хотя врачи говори, что неплохим местом для восстановления сил будет Крым, Александр Первый выбрал почему-то Таганрог. Он считал этот город вполне подходящим для отдыха, так как приезжал в него еще в 1818 году. Впоследствии в доме, где находилась императорская семья, сделали музей.

Дата и причины смерти

Официальной причиной смерти Александра 1 названа горячка и воспаление мозга. Известно, что император отличался крепким здоровьем, почти никогда не болел. Загадка внезапной кончины была изучена учеными, которые пришли к различным выводам.

Распространено мнение, что царь не умирал в 1.12.1825 г., а инсценировал свою смерть.

В рассказе «Тайна северного сфинкса, не разгаданного до гроба» автор, А. А. Возыка, написал, что праведник Павел Таганрогский и Александр I – это одно и то же лицо. Император скрылся в 1825 г. в Киево-Печерскую лавру, некоторое время оставался там, а затем возвратился в Таганрог как монах Павел. Скончался в возрасте 101 г. в 1879г.

Некоторые исследователи доказывают то, что царь фальсифицировал свою смерть и стал Федором Кузьмичом. Прошлое старца неизвестно, первые упоминания о нем относятся к 1836 г., спустя 11 лет после похорон императора. Легенда о старце была аргументирована в XIX в., хотя популярностью пользовалась еще при жизни монаха. Как оказалось, почерки Федора Кузьмича и Александра I были очень похожи, эксперты признали их идентичными. Также в настоящее время генетики создали реальный проект для экспертизы ДНК двух этих людей.

Где похоронен

Рисунок 1. Петропавловская усыпальница. Гробница императора.

Гробница императора находится в Петропавловской усыпальнице, где покоится прах многих представителей дома Романовых.

Незадолго до кончины правитель составил манифест, в котором передал право на престол и свое наследие младшему брату Николаю Павловичу. Свидетельство о его смерти было подписано лекарями Дж. Виллие и Штофрегеном, а также князем Волконским. Тело Александра Первого перевозили в столицу 2 месяца. Свидетели рассказывают: «Не смотря на то, что тело было бальзамировано, все оно почернело от сырого воздуха. Так, что нельзя было различить черты лица». После прибытия в Санкт-Петербург, гроб был открыт для опознания членам императорской семьи, затем пробыл в Казанском соборе неделю. И только после произошло погребение.

Легенда о том, что государь не умер, стала набирать силу в середине XIX в. Правитель все время думал о том, как ему пришлось убить своего отца, Павла Первого, чтобы взойти на престол. Угрызения совести не давали ему покоя. Тогда он и решил стать отшельником в лице Федора Кузьмича. Вместо него похоронили другого человека.

В 1921 г. появились упорные слухи, что гробницу с останками царя вскрывали, и она оказалось пустой, однако, никто не осмелился это засвидетельствовать. Были также высказывания, что тело выбросили из гроба. В дальнейшем вскрытие гробницы не проводили.

Краткая биография

Даты жизни императора: 23.12.1777 – 1.12.1825 гг. В раннем детстве его забрали у родителей и воспитывали в Царском Селе при Екатерине II, точно также, как и брата Константина.

Рисунок 2. Детство

Детство и юность, учеба

Бабушка Екатерина II очень любила своего внука и возлагала на него большие надежды. Именно она выбрала ему имя в честь Александров Невского и Македонского, хотя до этого момента Александром в семье Романовых называли ребенка лишь однажды.

Рос будущий император под постоянным надзором своей бабушки, которая считала недостойным престола своего сына Павла, желая короновать внука «через голову» отца.

Александр рос ласковым, умным, но несколько ленивым и самолюбивым. Имел страсть к военной науке, быстро увлекался новыми знаниями, но не мог долго сосредотачиваться на одном деле.

А.С. Пушкин описывал царя, как «арлекина», а Наполеон Бонапарт называл его хорошим актером.

Военную службу он прошел в гатчинских войсках, в результате которой стал глухим на левое ухо. Тем не менее, позже стал полковником гвардии в возрасте 19-и лет. Некоторое время спустя был председателем военного парламента, затем – заседателем в Сенате.

Восшествие на престол Александра 1

Рисунок 3. Император

В 1801 г. прошла коронация Александра I. На престоле он оказался после насильственной смерти отца. Будущий глава империи сам объявил о гибели отца спустя несколько минут после его кончины. По подтвержденным фактам, он знал о планах заговорщиков свергнуть Павла I, но не желал цареубийства.

После восхождения на престол император сразу решил ввести строгую законность, а также исправить все ошибки своего отца. Глава державы создал негласный комитет, который в шутку называли «Комитетом общественного спасения» (как в революционной Франции).

Были отпущены на свободу более сотни заключенных, в том числе поэт Радищев и подполковник Ермолов (в будущем генерал, выдающийся военачальник). Возвратились на службу ранее уволенные военные, наладились отношения с европейскими государствами. Был отменен запрет на ввоз книг и возобновлено финансирование Российской академии.

Личная жизнь (кратко)

Рисунок 4. Портрет супруги царя Елизаветы Алексеевны

Будучи юным, Александр I очень сильно дружил с сестрой Екатериной Павловной, которая была младше его на 11 лет. Некоторые источники и сейчас намекают на их более тесное общение, нежели сестринское или братское.

В 16 лет будущий правитель связал свою жизнь с Елизаветой Алексеевной. Такое имя немка Луиза Мария Август, дочь маркрграфа Карла Людвига Баденского получила поле принятия православной веры.

В их семье родились две дочери, Мария и Елизавета. Обе прожили только один год.

Как пишут историки, император сильно переживал, что жена так и не смогла ему родить сына. Отношения с женой у Александра 1 были прохладные, он заводил любовниц, ходили слухи о внебрачных детях.

Реформы, политика

Рисунок 5. Победитель Наполеона Бонапарта

Реформы государя очень ощутимо отражались на всей жизни страны. В начале своего правления он был окружен молодыми образованными соратниками, которые хотели преобразований в России, стремились сделать ее современным, прогрессивным государством.

Одна из важных реформ – это образование «Непременного совета», впоследствии преобразованного в Государственный Совет.

Позже были образованы министерства. За каждую отрасль в деятельности державы отвечал министра, который постоянно отчитывался главе империи.

Был затронут и крестьянский вопрос. Царь подумывал об отмене крепостного права. Однако решал, как сделать это последовательно. В результате определить шаги решения данного вопроса он не смог. Были приняты указ «О вольных хлебопашцах» и запрет на продажу крестьян без наличия земли.

Очень существенной оказался реформа образования. Заведения были разделены по уровню образования:

  • приходские школы;
  • гимназии;
  • университеты.

Открылись новые высшие и средние учебные заведения (лицеи), в том числе и знаменитый Царскосельский лицей.

На время царствования Александра Первого выпала Отечественная война с Францией. Наполеон со своей армией летом 1812 вторгся на территорию Российской империи. В результате этой воны Великая наполеоновская армия была практически полностью разбита, хотя ей и удалось войти в Москву.

Война с Наполеоном натолкнула на мысль, что необходимо заняться военным вопросом и начать преобразования в данной области. С подачи министра Аракчеева создавались военное поселение, где на постоянной основе находится армия. Число военных округов в дальнейшем продолжало расти и при Николае I, и при Александре II.

Видео

Загадка смерти Александра I

Древняя Русь

Действительно в книгах Л.Н. Гумилева сей посыл неоднократно читается:
К примеру, в книге «Древняя Русь и Великая степь» (СПб. Кристалл, 2001), на стр. 482 читаем: «В 1251 г. Александр приехал в орду Батыя, подружился, потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».
Схожая фраза зафиксирована в популярной книге «От Руси к России» (М., АСТ, 2002), где добавлено: «Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра» (стр. 159-160).
В книге «Поиски вымышленного царства» (М., АСТ, 2002) Л.Н. Гумилев предлагает несколько иную трактовку события: «Однако война продолжалась, и союзники Александру Невскому были нужны. Поэтому он побратался с сыном Бату, Сартаком, и получил монгольские войска для борьбы с немцами». Как видим, четко проскальзывает геополитический аспект нарождавшихся «родственных» связей.
Эпигоны Гумилева пошли еще дальше. Особенно стоит отметить некоего С. Баймухаметова, который в своей книге «Александр Невский. Спаситель русской земли» (М., Астрель, 2009) пошел еще дальше. На стр. 54 он безапелляционно заявляет: «То, что Александр Невский — приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях».
Господин Баймухаметов, ничтоже сумняшеся, даже предлагает нам некие «доказательства» этого факта: «И ни разу не встречал я дилетантского выпроса-возражения — а откуда вы взяли, что Невский был сыном Батыя? Где это написано? В каких летописях-документах?
Нигде не написано.
Прямых доказательства нет» (стр. 54-55)
Однако автор удосужился их придумать: «Одно из косвенных, но очень существенных доказательств побратимства Сартака и Александра я нашел в… «Житии» Александра Невского. То есть оно всегда было на виду».(стр. 55). Собственно дальше он цитирует само «Житие»:
«Решил князь Александр пойти к царю в Орду… И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему». (стр. 56)
Такая цитата действительно присутствует в «Житии», например, в книге «Слово Древней Руси». М., Панорама, 2000, с.292-293.
Из этой цитаты Баймухаметов делает потрясающий вывод: «Не мог Батый говорить такое. Он и не говорил. Говорил, скорее всего, Сартак» (стр. 57). Как говорится, no comment.
Но оставим в покое фрика Баймухаметова с его вялой попыткой анализа агиографической литературы, и вернемся к гипотезе побратимства. Р.Ю. Почекаев в книге «Батый. Хан, который не был ханом» (М.: АСТ, 2006), верно отмечает, что «ни один источник этого факта не подтверждает» (стр. 192), однако историк не прав в одном: Л.Н. Гумилев не был первым, кто высказал это сомнительное утверждение.
Дело в том, что советский писатель А.К. Югов в своем романе «Ратоборцы», написанном в 1944-1948 гг. и переизданном в серии «История Отечества в романах, повестях и документах» под названием «Александр Невский» (М.: «Молодая гвардия», 1983), буквально пишет следующее:
«Сартак был христианин, Сартак был ему побратим. Наконец — и это было важнее всего — сын Батыя главным образом на Александра и рассчитывал со времени опереться, если только возникнет кровавая распря между ним и Берке из-за престола, который вот-вот должен был опустеть». (стр. 198)
Любопытная деталь упоминута чуть дальше (стр. 202) во время разговора Бату и Александра: «И перед всеми ими то будет знак, что это ты, возлюбленный зять мой и нареченный сын, а не кто иной, приемлешь после меня и улус мой».
Таким образом, А.К. Югов еще в 1940-е гг. воспроизводит оба мифа — побратимство и якобы приемный сын хана Бату. При этом автора сложно обвинить в евразийстве. При том, вряд ли он использовал работы более ранних евразийцев Н.С. Трубецкого или Г.В. Вернадского, достать которые в СССР в то время было невозможно. «Вина» же Гумилева заключается в необоснованности утверждения гипотезы об анда, которой активно воспользовались дилетанты-публицисты, учитывая огромную популярность работ первого в последние пару десятилетий.

И еще раз о побратимстве Сартака и Невского

Миф о побратимстве Сартака и Невского стал не только твердым убеждением, который гуляет по книжным страницам, интернет-форумам и пабликам, но и по словам С.Т. Баймухаметова является аксиомой, то есть величиной, не требующей никакого доказательства. Попробуем разобрать данную «аксиому» и привести аргументы, опровергающие это утверждение и посмотреть на проблему с другой стороны.
История вопроса.
В 90-ые годы страна захлебываясь читала произведения Л.Н.Гумилева, талантливого ученого, эрудированного исследователя, сына А. Ахматовой и Н. Гумилёва. Многие положения, изложенные в его книгах, стали приниматься на веру. Одним из таких тезисов и стало утверждение о побратимстве Сартака с Александром Невским, правда в научных кругах это утверждение вызвало определенный скепсис, так как нигде в источниках нет упоминания о «братании» Невского и ордынского хана.
В.А.Кучкин считает, что корни мифа о побратимстве следует искать в художественном произведении А.К.Югова «Ратоборцы» написанного в 40-ых годах XX в. Историк пишет: «О желании Батыя сделать русского князя своим приемным сыном писал лишь А. А. Югов в своем романе «Ратоборцы». Однако придуманная писателем XX в. важная для его художественного изложения деталь не должна приниматься за исторический факт XIII в.»
Коснулся темы «братания» В.Л Егоров. Он отмечает: «Более того, русский православный князь не мог участвовать в языческом обряде братания, во время которого кровь двух участников ритуала смешивается в чаше с кумысом и затем ими выпивается. Самое большее, что мог позволить себе Александр в ханской ставке, это вручить правителю Золотой Орды и его окружению богатые дары, которые всегда являлись необходимым условием для успеха миссии»
Р.А. Соколов в работе «К вопросу о возможности побратимства русских князей и монгол», не ставя под сомнение утверждение В. Л. Егорова о недостаточной обоснованности выводов относительно конкретного события — братания Сартака и Александра Невского, замечает: «В то же время нам представляется недопустимым отметать с порога саму возможность побратимства монгола и русского, ведь оно, хотя и заключалось с помощью разных обрядов, было известно и татарам, и русским, в представлениях и тех, и других налагало одинаково серьезные обязанности на побратимов. А потому ставший христианином монгол вполне мог исполнить этот ритуал, как было принято на Руси.»
Строя свою версию, исследователь исходит из того, что Сартак был христианином несторианского толка, замечая, что вероятно он им был. О христианстве ордынского хана есть упоминания в восточных источниках, но тот же В.Рубрук пишет: «Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа, или нет. Знаю только, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан.»
А могло ли это быть?
Обычай побратимства известен с древности. Геродот писал о скифах: «Если скифы заключают с кем-либо клятвенный договор, то поступают при этом так: в большую глиняную чашу наливается вино, к нему примешивается кровь договаривающихся, причем этим последним делают уколы шилом или небольшие разрезы ножом на теле, потом погружают в чашу меч, стрелы, секиру и метательное копье. По совершении этого они долго молятся, затем пьют смесь как сами договаривающиеся, так и знатнейшие из присутствующих». Добавляет интересные подробности и Лукиан: «И когда какой-нибудь избранник сделается уже другом, тогда заключается договор с великой клятвой о том, что они и жить будут вместе и в случае надобности умрут один за другого»

Смысл побратимства у монгол описан в «Сокровенном сказании…». Тэмуджин, будущий Чингиз-хан и Джамуха, ставший впоследствии его противником, были андами. «Темучжинь и Чжамуха толковали промеж себя: «Старые люди говаривали, что когда делаются аньда, то оба друга имеют как бы одну жизнь; один другого не покидает, и бывают они охраной жизни друг другу. Таков закон взаимной нежной дружбы. Теперь мы снова скрепим нашу дружбу и крепче будем любить друг друга»
Из этого отрывка видно, что смысл побратимства, это не только выполнения определенного ритуала, но и принятие на себя дополнительных обязательств по отношению друг к другу. Само решение о братании не могла быть принято спонтанно, а для его осуществления требовалось время. В «Сокровенном сказании» написано: «Вначале, когда сделались они аньда, Темучжиню было 11 лет; раз, когда они играли в животные камешки на льду реки Онань, Чжамуха подарил Темучжиню животный камень от серны, а Темучжинь отдарил Чжамуху животным камнем, налитым медью; чрез то, они и сделались аньда. Потом, весной, когда Темучжинь и Чжамуха забавлялись вместе пусканием стрел из небольших деревянных луков, Чжамуха, из рога молодой коровы склеив гремучий наконечник на стрелу, подарил его Темучжиню, а Темучжинь отдарил Чжамуху наконечником стрелы из кипарисовой верхушки. Так-то случилось, что они дважды побратались.»
Правда, украинский мифотворец В. Белинский считает, что Александр воспитывался при ханском дворе, и уже с детства стал андой Сартака: «Александр, так называемый Невский, — анда Сартака, о чем свидетельствует история, не мог родиться в 1220–1221 годах» и далее следует: «Чужие деяния, ради возвеличения Московии, приписали князю Александру, воспитывавшемуся с 1238 по 1252 год при дворе Хана и преданно служившему своей родине — Золотой Орде.» «Исследователь» просто игнорирует источники, например, Новгородскую Первую Летопись: «Тъгда же Ярослав поиде съ княгынею из Новагорода Переяславлю, а НовЂгородЂ остави 2 сына своя, Феодора и Альксандра, съ Федоромь Даниловицемь съ тиуномь Якимомь.» Данное событие относится к 1228 году или сообщение о женитьбе Александра: «В лЂто 6747 . Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в НовЂгородЂ, поя в ПолотьскЂ у Брячьслава дчерь, и вЂнчася в Торопчи; ту кашю чини, а в НовЂгородЂ другую»
Из всего вышесказанного возникает вопрос, а когда Невский смог стать андой Сартака, андой в смысле: «что оба друга имеют как бы одну жизнь; один другого не покидает», то есть, когда между ними могла возникнуть духовная близость, переросшая в побратимство?
Александр посещал ставку хана четыре раза: в 1248 году, в 1252, в 1257, в 1262. На время жизни Сартака приходятся два посещения, в 1248 и в 1252 году. В 1248 году Лаврентьевская летопись пишет: «Поѣха Андрѣи кнѧз̑ Ӕрославич̑. в Татаръı к Батъıєви. и Ѡлександръ кнѧз̑ поѣха по братѣ же к Батъıѥви. Батъıи же почтивъ єю. и посла ӕ г Г Каневиче». Братья Александр и Андрей посетили Батыя и судя по контексту сообщения, недолго пробыли в его ставке, и оттуда отправились в Каракорум. Можно конечно пофантазировать и предположить, что Сартак вместе с братьями Ярославичами поехал в столицу империи или наоборот, встретил их уже в Каракоруме, но это выглядит весьма сомнительно, учитывая враждебные отношения Батыя и Гуюка, верховного каана империи в момент поездки братьев в Каракорум.
Второе посещение Орды Александром состоялось в 1252 году накануне Неврюевой рати, что и дало основание «противникам» Невского обвинять его в предательстве брата и наведения татар: «и ѿпустиша и с чс̑тью великою. давше ѥму старейшинство А во всеи братьи ѥго». Предположительно, новгородский князь прибыл к Сартаку в мае-июне, а где-то в августе выехал обратно во Владимир. Есть упоминание в летописи об этом событии: «Приде Ѡлександръ. кнѧз̑ великъıи. ис Татаръ. в град̑ Володимерь. и оусрѣтоша и со крс̑тъı оу Золотъıх̑ воротъ. митрополитъ и вси игумени. и гражане. и посадиша и на столѣ ѡц҃а ѥго Ӕрослава.» Получается, что за полтора-два месяца что Невский пробыл у Сартака, он, по словам Л.Н.Гумилева «подружился, а потом побратался» с сыном Батыя. С учетом ордынского церемониала, традиций встречи послов, а также самого смысла братания в средневековых понятиях, и особенно у степных народов, времени для принятия столь важного решения со стороны ордынского правителя, было явно недостаточно, поэтому версия Л.Н.Гумилева, выглядит малореальной.
На смысл побратимства Невского и Сартака можно посмотреть и, с другой стороны. А.С.Хазанов, рассматривая эволюцию самого понятия побратимства у скифов и упоминая при этом монгол Тэмуджина и Джамуху, замечает, что со временем принцип дружбы, осмысливающийся сквозь призму старых, кровнородственных связей стал заменятся на иерархический, то есть братание Невского с Сартаком могло означать признание вассальной зависимости русского князя от монгольского правителя, например, как в отношениях киевских правителей, бывшими старшими братьями к другим удельным владетелям Руси: «ѿпусти и реч̑ єму и. Ӕрославе буди тъı старѣи всѣм̑ кнѧзем̑ . в Русском̑ ӕзъıцѣ».
Но даже, и такая трактовка побратимства не совсем уместна, так как киевский князь рассматривался как «первый среди равных», а статус ордынского правителя был намного выше. «Ӕрославич̑. с своими боѧръı. бѣгати нежели цс̑рмъ служи» (Лавр.), «После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя» разорить землю Суздальскую.» (ЖАН), «не яшася новгородьци по то, даша дары цесареви, и отпустиша я с миромь;» (НПЛ). Современники событий это прекрасно осознавали, так как Сартрак, фактический соправитель огромной империи не мог стоять рядом по положению и значимости с владимирским князем, монгольский хан назван царем, как византийский император, тогда как русский князь «старѣи всѣм̑ кнѧзем», то есть даже если исходить из иерархического принципа побратимства, то ордынский правитель не может рассматриваться как один из старших братьев, кому Александр принес вассальную присягу и даже мнение о побратимстве как подчинения монгольскому правительства противоречит версии «евразийцев» о братании как союзе.

Причиной смерти Александра Невского стала болезнь, начавшаяся во время его пребывания в Золотой Орде. 14 ноября 1263 г, возвращаясь во Владимир, князь скончался. Сегодня большая часть его святых мощей находится в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Годы жизни князя

Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 г. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава. Когда отец отправился княжить в Киев, Александр был оставлен в Новгороде, где и началась его деятельность правителя. Было ему тогда 15 лет.

В 1249 г. Александр стал князем Киевским. В 32 года он получил золотой ярлык и стал великим князем Владимирским. Произошло это в 1252 г, после того как князь Андрей Ярославович, испугавшийся очередного нашествия татарских войск, бежал в Швецию.

Самым знаменательным событием в жизни Александра, по мнению современников, является победа над шведским войском на реке Неве в 1240 г., впоследствии давшая ему прозвище Невский. Второе важное сражение – Ледовое побоище 1242 г, в ходе которого на льду Чудского озера были разбиты и утоплены рыцари Ливонского ордена.

В 1238 году было нашествие Батыя на Русь, в результате чего многие русские княжества оказались под властью монголов, но Новгород они не захватили. Таким образом, Александр Ярославович оставался более-менее независимым, но вынужден был постоянно вести переговоры с ханом. За время своего княжения он неоднократно отправлялся в Орду, чтобы договариваться о разного рода делах, касающихся российских земель. Вел политику умиротворения, давая возможность русским землям отдохнуть от нашествий монгольских воск.

Во время очередной поездки он заболел и погиб в дороге. Произошло это14 ноября 1263 г.

Причина и место смерти

Кончина Александра Невского произошла в дороге из Орды во Владимир. В ходе длительного пути он заболел и умер в возрасте около 42 лет. Точное место его гибели сегодня неизвестно. Историки разделяются во мнении, выдвигая относительно этого 2 предположения:

  • Волжский Городец – сегодня город Городец Нижегородской области.
  • Мещерский Городец – сегодня город Касимов Рязанской области.

По сведениям из исторических хроник Александр почувствовал себя плохо, ещё находясь у татар. Поэтому не исключается вероятность, что он был отравлен.

Где находятся мощи

Натертое солью и воском тело Александра Невского было похоронено во Владимирском храме Рождества Богородицы. Ковчег (рака) с его мощами находился здесь до 1724 г, когда Пётр Великий издал указ, приказывающий перенести святые останки в новую столицу – Санкт-Петербург, в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.

Сегодня большая часть мощей Александра Невского находится на прежнем месте, но помимо этого их можно встретить и в других храмах:

  • Храм Александра Невского в столице Болгарии Софии.
  • Успенский собор в городе Владимир.
  • Александро-Невский храм в селе Шурала Невьянского городского округа Свердловской области.

Мемориальный комплекс раки, в которой они хранились, находится в Эрмитаже и является одной из главных достопримечательностей столицы, наравне с картинами великих художников. Сегодня экспозицию называют своеобразным чудом русского декоративно-прикладного искусства XVIII века.

Биография Александра Невского насыщена не только военными подвигами. Этот правитель был успешным политиком. Он с удивительным мастерством удерживал Русь от опасных нападок католического запада и монголо-татарских войск.

Первые военные походы

Первое боевое крещение Александра Ярославовича случилось во время похода со своим отцом против Ливонского ордена, осаждавшего Дерпт. Завершился этот поход разгромом противника и возвращением города в состав Руси. После этого была удачная битва с литовцами за осаждённый Смоленск.

Невская битва

Благодаря поражению шведов в 1240 г. Александр Ярославович стал именоваться Невским. Содержание летописей, восстанавливающих хронологию событий того дня, показывает важность победы князя. Заключается она в том, что поддержки основной части войска у Александра Ярославича не было.

Резко возросший авторитет молодого князя напугал новгородских бояр. С помощью лжи и обмана они добились того, что победитель уехал к отцу во Владимир. В это время с запада их земли начали занимать немецкие рыцари.

Ледовое побоище

Вернувшись в Новгород, Александр добирает своё войско местным людом и выдвигается навстречу Ливонскому ордену. Встреча происходит на берегу Чудского озера на западной окраине Псковских земель.

В ходе сражения, происходившего на льду замерзшего водоёма, Александр Невский применил следующую тактику. Заключалась она в заманивании рыцарей, облачённых в тяжёлые доспехи, на тонкий лёд, где они утонули. Оставшиеся на твёрдой поверхности были атакованы боковыми контрударами конницы и повергнуты в бегство.

Результатом этой битвы стал отказ Ордена от посягательств на все недавние завоевания и присоединение к новгородской земле части Латгалии.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стояла русская земля!, – широко известная фраза князя, адресованная поверженным шведским и немецким рыцарям Ливонского Ордена. На самом деле эта фраза не упоминается ни в одном историческом документе. Она была придумана литератором П. А. Павленко, писавшем сценарий для художественной картины «Александр Невский» (1938).

Отношения с татаро-монголами

Понимая, что противостоять мощному татаро-монгольскому войску он не может, Александр выбирает другой способ отношений. В отличие от своих братьев Андрея и Ярослава, выступивших против ига и разбитых, он отправляется в Орду на поклон к хану и просит его почтения.

За весь период правления Русью (1247 – 1263 гг.) он неоднократно посещает Золотую Орду и всячески поддерживает посланников хана, приезжающих в Русь за данью. Такая двухсторонняя политическая деятельность до сих пор вызывает споры между историками:

  • Одни утверждают, что его преклонение перед игом не позволяло Руси развиваться.
  • Другие одобряют его действия, характеризуя невозможность ведения войны одновременно против трёх противников с разных сторон. Особенно такого мощного противника, каким была в то время Монгольская империя.

Продолжение рода

В 19-летнем возрасте князь Александр Ярославович женится на дочери Витебского, а позже полоцкого князя Брячислава Полоцкого Александре. Произошло это в 1239 г, сразу после возвращения из похода, в результате которого был освобождён Смоленск.

Первым в этом браке родился сын Василий, ставший в дальнейшем князем Новгородским. Вторым ребёнком был Дмитрий, княживший в разные периоды в Новгороде, Костроме, Владимире, Городце.

Третьим стал Даниил, поставленный князем московским. Информации о дочери в исторических хрониках практически не имеется, поэтому кроме того, что Евдокия стала супругой Константина Смоленского, большие ничего не известно.

Значение святого облика в истории

После смерти Александра Невского он стал почитаться, как святой, хотя официальная канонизация его облика произошла только в 1547 г. Это произошло не из-за военных достижений князя, а потому, что для православных христиан он прославился искренней глубокой верой и добродетелями.

В частности, благодаря его стараниям христианская вера распространилась в земли северных поморов и была создана первая православная епархия в Золотой Орде.

Полководцы России. Александр Невский.

Тайна смерти Александра Невского. Кто мог отравить великого князя?

Смерть Великого князя Александра Невского 14 ноября 1263 года до сих пор вызывает многочисленные вопросы. Если говорить о том, что великий князь умер в результате не естественных причин, а отравления, то можно рассматривать две главные версии — ордынскую и римскую. И та, и другая не лишены противоречий.


«Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли»,
— с такими словами обратился к народу во Владимире митрополит Кирилл. Великий князь умер, приняв схиму под именем Алексия в Городце Волжском или в Городце Мещёрском, а похоронили его в Рождественском монастыре во Владимире. Александру Невскому было 42 года – даже по тем меркам не столь много для политического лидера (Андрей Боголюбский, например, был убит в 63-летнем возрасте, а если бы не убили, то может быть правил и еще годы, а то и лет десять).

Последняя поездка в Орду

В 60-е годы XIII века в Золотой Орде правил хан Берке (1209-1266) – третий сын хана Джучи и внук Чингисхана. Берке правил Ордой девять лет – с 1257 по 1266 годы. Это был умный и дальновидный политик, отметившийся не только войнами, но и созидательной деятельностью – хан старался развивать в Орде торговлю, строить города. Именно он был первым ордынским ханом, принявшим ислам.
Берке проводил особую политику в отношении русских княжеств. Например, именно при Берке появилась православная епархия в столице Золотой Орды Сарае. В то же время, у Берке складывались неприязненные отношения с собственным двоюродным братом ильханом Хулагу, который правил в улусе, включавшем территорию Ирана. На Кавказе между ордынскими и хулагуидскими войсками начались столкновения. И в 1262 году хан Берке потребовал от Великого князя Александра Невского произвести военный набор среди русских людей. Судя по всему, ордынский хан собирался бросить и русских воинов в далекий поход против Хулагу.
Кроме того, как раз в 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и ряде других городов русских произошли выступления против ненавистных ордынских сборщиков дани. Чиновников перебили, что также вызвало резко негативную реакцию хана. Восстания против сборщиков дани имели место и раньше, но тут Берке решил наказать русское население набором воинов для отправки на Кавказ, где разворачивались боевые действия с войсками его двоюродного брата Хулагу.
В Сарай с визитом направился Александр Невский, у которого до этого складывались неплохие отношения с Берке. Великий князь рассчитывал отговорить властителя Золотой Орды от набора русских воинов на войну с хулагуидами. Но поездка Александра Невского затянулась на целый год. И хотя князю удалось повлиять на хана и заставить его отказаться от своего требования, домой, на Русь, Александр Невский возвращался уже больным. Это обстоятельство и позволило выдвинуть версию о том, что «солнце Земли Русской» был отравлен в Золотой Орде.

Противоречия ордынской версии

Во второй половине XIII века поездка в Золотую Орду часто становилась последней точкой в жизненном пути русских князей. Но Александра Невского в Орде не убили и не казнили, а признаки болезни он почувствовал на обратном пути, когда возвращался домой.
У князя Александра Невского отношения с золотоордынскими ханами складывались непростые, но довольно неплохие, если сравнивать с отношениями других русских князей. По крайней мере, Александру удалось выстроить достаточно ровную схему взаимодействия Руси и Золотой Орды. В Орде Александр бывал несколько раз. И возвращался живым. Так, в 1247 году, после смерти своего отца Ярослава Всеволодовича, Александр Ярославич отправился в Орду, где предстал перед Бату-ханом (Батыем).

Бату-хан
Судя по всему, Батый проникся к Александру Невскому симпатией. Он был наслышан о воинских подвигах Александра во время сражений с немецкими рыцарями. Александр подружился с Сартаком – сыном хана Батыя, существует даже версия о том, что Александр и Сартак побратались и, тем самым, русский князь стал «названым сыном» Бату-хана (про Сартака, кстати, часто пишут о том, что он мог исповедовать христианство, скорее всего – несторианство, которое было весьма распространено в Центральной Азии в то время). В этом не было ничего удивительного, поскольку для Александра Невского в то время было характерно стремление установить мирные отношения с Золотой Ордой. В отличие от «Запада», представленного католическими рыцарскими орденами, базировавшимися в Прибалтике, Золотая Орда никогда не претендовала на изменение религии Руси. Да и вообще не стремилась вмешиваться во внутренние дела русских княжеств, ограничиваясь сбором дани.
В любом случае, о благорасположении Батыя к Александру свидетельствует тот факт, что хан Золотой Орды отправил Александра в Монголию, в Каракорум – к кагану Монгольской империи Гуюку. Из далекого странствия Александр вернулся в 1249 году, получив в Каракоруме золотой ярлык на великое княжение во «всей Русской земле». Однако реальный центр Руси – Владимирско-Суздальскую землю – получил брат Александра Невского Андрей Ярославич. Судя по всему, князя это не устраивало.

Александр Невский и его побратим царевич Сартак
В 1251 году Александр Невский вновь посещал Золотую Орду в связи с тем, что в Монгольской империи пришел к власти каган Мунке, бывший союзником хана Бату. По версии историка Татищева, Александр Невский имел встречу с ордынским царевичем Сартаком, во время которой он обвинил своего брата Андрея Ярославича в том, что тот удерживает часть дани и не отправляет ее в Золотую Орду. В итоге ордынцы направили на Русь карательное войско под командованием царевича Неврюя и темника Алабуги. «Неврюева рать» перешла Клязьму под Владимиром и разгромила войско Андрея, после чего тот бежал в Новгород и далее в Швецию.

Поход Неврюя на Русь был вторым после вторжения войск Батыя столь масштабным по своим последствиям появлением монгольских орд в русских княжествах. «Неврюева рать» устроила сильный разгром тех земель, где проходила, уведя в Орду бесчисленное количество людей и скота. Но Александр Невский после изгнания Андрея Ярославича получил и Владимиро-Суздальскую землю, став реальным властителем Руси.
Когда хан Бату умер, его должен был сменить во главе Золотой Орды старший сын Сартак, но он скончался при странных обстоятельствах по пути из Каракорума в Сарай. Распространена версия о том, что Сартака отравили люди его дяди Берке, который после смерти Сартака и стал правителем Золотой Орды. Если это так, то смерть великого князя Александра Невского очень напоминает по своему сценарию смерть Сартака.
Сторонники ордынской версии считают, что Александра Невского могли отравить в Сарае ядом замедленного действия. Но зачем это было нужно хану Берке, который вроде как и не ссорился с Александром? Вполне вероятно, что хан забеспокоился из-за появления на Руси активного и талантливого князя, который мог объединить под своим началом всю русскую землю. Такое объединение явно не входило в планы Берке и поэтому он и мог распорядиться устранить великого князя.

Хан Берке
Кроме того, Берке, устранив царевича Сартака – друга Александра Невского, мог стремиться и к тому, чтобы избавиться от великого князя как от союзника Сартака. Но ведь между смертью Сартака и смертью Александра Невского прошло семь лет – срок очень внушительный по тем временам.
Против ордынской версии говорит, во-первых, то, что у Александра Невского никогда не было проблем с ордынцами, он поддерживал ровные отношения и с Бату, и с Сартаком, и с Берке.
Во-вторых, русские отряды не были направлены на войну с Хулагуидами, а значит Берке выполнил просьбу русского князя. Соответственно, если он пошел на выполнение просьбы, зачем ему потребовалось бы устранять Александра Невского. Наконец, если Берке и решил бы расправиться с князем, то ему не обязательно было применять яд замедленного действия – закололи бы в самой Орде, да и все, и сошло бы это ордынцам с рук, как и другие многочисленные убийства русских князей.
Другое дело, что если Александр Невский был отравлен в Орде, то совершенно не обязательно, что именно Берке отдавал приказ об этом отравлении. Вполне вероятно, что князя могли отравить третьи лица, заинтересованные в его устранении, и все происходило без ведома хана Золотой Орды. Но кто были эти лица и почему им потребовалось убирать великого князя, да еще именно во время поездки в Орду, чтобы подозрение пало на Берке?

Мог ли быть причастен римский престол?

Если кто и имел все основания ненавидеть «солнце Земли Русской» лютой ненавистью, то это был католический Запад в лице как Папы Римского, так и подчиненных ему рыцарских орденов – квазигосударств в Прибалтике. С 1243 по 1254 гг. римский престол занимал папа Иннокентий IV (1195-1254), который вынашивал планы полного подчинения всех восточных церквей Риму и в этом плане хотел «работать» со всеми восточными христианами – греками, сирийцами, коптами, армянами, несторианами, русскими.

Как минимум дважды папа Иннокентий IV вступал в переписку с Александром Невским. В первом послании папа предлагал подчиниться римскому престолу, а также действовать совместно с Тевтонским орденом в случае, если на Русь нападут монголы. Второе послание посвящено идее строительства католического храма в Пскове, а также содержит просьбу о принятии на Руси папского посла архиепископа Прусского. В 1251 году Новгород посетили два кардинала католической церкви.
Такая активность римского папы была связана с тем, что на фоне монголо-татарского нашествия на Русь, на Западе не теряли надежды на обращение Руси в католическую веру. Папа Римский очень боялся вторжения монгольских орд в Европу и рассчитывал стравить Александра Невского с Золотой Ордой, превратив русского князя в послушное орудие своих интересов. Известно и то, что католики развернули бурную миссионерскую деятельность в самой Золотой Орде, рассчитывая обратить монгольскую элиту в католицизм, но это у них не удалось, более того сменивший Бату хан Берке принял ислам. Лояльный Золотой Орде великий князь представлял собой очень большой раздражающий фактор для римского престола. Тем более, что союз с монголами становился и серьезным препятствием для экспансии рыцарских орденов на восток.
Папский эмиссар в Золотой Орде Плано де Карпини сообщал понтифику о чрезвычайной приближенности князя Александра Невского к ханскому двору. Это обусловливалось очень дружескими отношениями между Александром и сыном Бату Сартаком. Но и после смерти Сартака отношения между Александром и Берке складывались неплохие – во внутренние ордынские разборки русский князь не вмешивался, будучи заинтересованным в мирных отношениях с любым ордынским правителем.
Папское окружение это не устраивало, а в Золотой Орде было представительство Папы Римского и, соответственно, у папского эмиссара могли быть свои люди и в окружении хана Берке. Они и могли подсыпать Александру Невскому яд. Ведь, по сути, кроме отравления князя у них и не было иного выхода – просто убить его они не могли, так как это навлекло бы страшный гнев хана.
Есть и еще один нюанс – римские папы, особенно Урбан IV, сменивший преемника Иннокентия Александра IV, находились во враждебных отношениях с Византией. Поэтому папы вынашивали планы союза против Византии с хулагуидским улусом в Иране. Как известно, Персия была историческим противником Византийской империи еще со времен Сасанидов, а до этого Парфия воевала с Римской империей, держава Ахеменидов – с греками. Поэтому вполне естественно, что и хулагуидское государство, возникшее на территории Ирана, сразу же оказалось геополитическим противником Константинополя.
Одновременно хулагуиды были в напряженных отношениях и с Золотой Ордой. Несмотря на родственные связи, Хулагу и Берке превратились в злейших врагов. И активность Золотой Орды в борьбе с хулагуидами могла помешать планам римского престола натравить хулагуидов на Константинополь. Требовалось «переключить» Золотую Орду на Русь, на что и могли рассчитывать противники Александра Невского.
Впрочем, версии об отравлении великого князя официально не подтверждены – ни ордынская, ни латинская. Минуло слишком много столетий, чтобы мы могли получить какие-то доскональные сведения о том, что в действительности за события разворачивались в ставке хана Золотой Орды в 1262 году.
Спустя три столетия после смерти, в 1549 году, Александр Невский был причислен к лику святых. Он один из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Навсегда осталось имя Александра Невского и в военной истории нашей страны.

Как погиб Александр Невский: версии

Автор Татьяна Питерякова 07.10.2019 17:44

Разговоры о смерти великого князя Александра Невского ходят и до сих пор, хотя умер он аж в 1263 году. Если рассматривать неестественные причины, то на ум приходят две основные версии — римская и ордынская. Каждая, хоть и логична, но довольно противоречива.

14 ноября митрополит Кирилл рассказал народу во Владимире, что князь Александр почил, приняв схиму с именем Алексий. Во владимирском Рождественском монастыре он и был похоронен. Тогда князю было всего 42 года — молодой возраст для смерти.

Последний визит в Орду

В середине XIII века Ордой правил хан Берке, внук Чингисхана. Он не ладил со своим двоюродным братом, ильханом Хулагу, который правил в Иране. На Кавказе между их воинами стали происходить столкновения.

Поэтому в 1262 году хан Берке потребовал от Александра Невского собрать на войну русских людей — скорее всего, он хотел, чтобы они отправились на Хулагу. Как раз в это время против ненавистных ордынцев стали проходить восстания в Суздале, Ростове и других русских городах.

До этого у князя Александра были неплохие отношения с ханом Берке. На этот раз Александр направился к хану с визитом, чтобы отговорить его использовать русских людей против ильхана. Поездка князя длилась целый год. В итоге Александр получил желаемое, однако домой возвращался уже больным. Так появилась первая версия об отравлении.

Причастие римского престола

Однако куда весомее были основания у католического Запада в лице Папы Римского который ненавидел Александра Невского. Тогда на римском престоле восседал папа Иннокентий IV. Планы у него были грандиозные — подчинить все восточные церкви.

Дважды он вел переписку с Александром Невским. Сначала папа склонял князя подчиниться римскому престолу, к тому же, в случае нападения монголов, действовать вместе с Тевтонским орденом.

Во втором письме было пожелание строительства католического храма во Пскове. Папа Римский тайно мечтал стравить Александра с Золотой Ордой. А еще он надеялся, что Россия станет католической. Но этого не выходило — на пути стоял князь Александр как раздражающий фактор для римского престола.

Когда Александр был в Золотой Орде, люди папского эмиссара, которые там находились, могли подсыпать князю яд. Просто так они его убить не могли — хан бы жутко разгневался.

Конечно, официально ни одна и этих версий не подтверждена. Кроме того, в современном понимании события того времени могут трактоваться неверно.

Прошло еще 300 лет со дня смерти князя, и он был причислен к лику святых. Сегодня Александр Невский — один из почитаемых русских святых, а его имя прочно увековечилось в истории России.