Национальная индейская изба

Вигвам

Различные вигвамы оджибве, 1928 г.
Удлинённый конусный вигвам

Вигва́м — переносное и стационарное жилище лесных индейцев севера и северо-востока Северной Америки. Чаще это небольшой шалаш высотой 2,5—3 метра, куполообразной или конусной (типиподобной) формы. В вигвамах могло проживать от 3—8 до 10—12 человек. В больших — до 25—30 человек. В настоящее время вигвамы чаще используются как традиционные обрядовые помещения или коптильни. Название «вигвам», как наиболее известное, часто переносят на жилища конической формы индейцев Великих равнин — типи.

Конструкция

Каркас купольного вигвама изготовлен из изогнутых тонких гибких стволов. Он связан, например, еловыми корнями и покрыт берёзовой или вязовой корой; циновками из тростника, камыша, травы или листьев обвёртки кукурузы; шкурами или несшитыми кусками ткани. Покрытие может быть и комбинированное. Сверху оно дополнительно прижимается наружной рамой, шестами или стволами деревьев. Вход, который бывает высотой всего три фута или достаточно высоким, закрывается занавеской. Сверху имеется отверстие для выхода дыма, прикрывающееся, например, куском коры, который можно приподнимать с помощью шеста. Стены куполообразных вигвамов могут быть как наклонными, так и вертикальными. В плане вигвамы чаще круглые, но есть овальные и прямоугольные. Подобные жилища могут быть вытянуты в довольно длинный овал, иметь несколько дымовых отверстий и более сложное внутреннее устройство. Такие конструкции уже принято называть длинными домами.

Вигвамы конусной (пирамидальной) формы часто называют словом «типи», ставя на первое место не особенности конструкции и материал покрытия, а лишь форму строения. Их предпочитали племена крайнего северо-востока. Здесь же, благодаря близости побережья, стали часто применять покрытие из парусины. Конусные вигвамы имеют рамы из прямых шестов, связанных сверху. Причём такие вигвамы также бывают в плане не только круглыми, но и образуют длинную конструкцию (как, например, у племён Плато). Зимние маматеки исчезнувших беотуков отличались тем, что имели в нижней части вертикальную стенку из вкопанных в землю столбиков. Причём жилища и ещё отдельно спальные места несколько заглублялись в землю, которая перемещалась на обсыпку нижней части стен. У ирокезов также были небольшие шалаши, сооружённые из трёх жердей, крытые корой, имеющие дымовое отверстие. Их использовали как временные убежища, например, на охоте, или для нужд небольшой семьи.

Обрядовые вигвамы

Оджибве шаманского общества Мидевивин (Midewiwins или Greater Winnipeg) строят вигвамы длиной до 30 м и используют их для церемоний посвящения или обучения. Те же Мидевивин, а также в других алгонкинских племенах используют варианты вигвамов для различных целей. Маленький вигвам используется женщинами в период менструации. Самый маленький — дрожащая палатка используется одним шаманом для ночных камланий. Это круглая купольная конструкция без крыши, около 1,2 м в диаметре, похожая на бочку и обычно покрытая необработанной шкурой.

Парильня

Похожие маленькие или большие куполобразные или конусные палатки используются как парильня (Sweat lodge), где для получения пара на горячие камни брызгается вода. Парильня задействованна в обрядах очищения и возрождения у племён Вудленда и Великих равнин (у равнинных лакота церемония и сама палатка называется инипи — камень + палатка). При этом палатка представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар — видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое.

Терминология

Ставшее общеизвестным слово «вигвам» — американизм, зафиксированный с 1628 г. Было взято из алгонкинских языков, возможно, из языка восточных абенаков — wìkəwαm или wikewam. Другое объяснение — от алгонкинского wēkou-om-ut — «в его (их) доме». Термин восходит к протоалгонкинскому , — буквально «их дом». В различных алгонкинских языках имеются свои варианты произношения этого слова.

Параллельно в США известен термин алгонкинского племени вампаноагов Массачусетса — wetu (witu, wetuom), который, однако, не получил такого распространения в мире. В период его использования поселенцами, он стал произноситься как wekuwomut, а с 1666 г. был вытеснен «вигвамом».

В популярной культуре вигвамами называют также куполообразные жилища и более простые шалаши индейцев других регионов, хотя все они имеют свои национальные названия.

Вигвам у различных алгонкинских народов

Вигвам пенобскотов

  • wigwôm, wìkəwαm, wikewam, wīkwām — абенаки и массачусеты;
  • wiigiwaam, алгонкины (может варьироваться в miigiwaam с неопределённым префиксом m-, вместо определённого префикса третьего лица w-);
  • wiquoam — делавары;
  • wiikiaami — майами и иллинойсы;
  • wikuom — микмаки;
  • ȣichiȣam — в языке nipmuc;
  • wiigiwaam, waaginogaan, wiigwaam (сокр. вариант) — оджибве;
  • wikëwam — в языке унами.

Другие названия у алгонкинов

  • wetu (witu, wetuom) — вампаноаги;
  • ookóówa — черноногие (без притяжательного предметного суффикса -m);
  • mâhëö’o — шайенны (с неопределённым префиксом m-, вместо определённого префикса третьего лица w- и без притяжательного суффикса -m).
  • mamateek (маматек) — беотуки.

Викиап

Викиап апачей, 1903 г.
Чипотеки виннебаго

На Юго-Западе США «вигвамы» апачей, покрытые травой или кусками материи, называются викиапы (викапы) (wickiup ). Так же викиапами принято называть различные шалаши и временные убежища, крытые матами, травой или ветками, у различных племён Калифорнии и Большого Бассейна, хотя у них имеются собственные обозначения.

Схожие названия имеются и у ряда алгонкинских племён:

  • mekewāp — кри (с неопределённым префиксом m-, вместо определённого префикса третьего лицаа w-);
  • wikiop — меномини;
  • wiikiyaapi — месквоки;
  • mīciwāhp — монтанье (с неопределённым префиксом m-, вместо определённого префикса третьего лица w-);
  • wekeab — сауки.

У сиуязычных народов

  • chipoteke — виннебаго.

Другие шалаши

Также стационарные купольные жилища использовали и другие племёна на окраине степи: канза, оседжи. Подобные стационарные и переносные жилища были у атабасков Канады. Изредка встречались лёгкие купольные постройки и у кочевников равнин (кроу, шайенны). Подобную миниатюрную конструкцию использовали даже как кибитку для детей на волокуше.

Шалаши конусной формы, крытые травой или корой, были одним из видов жилищ в племенах Бассейна: шошонов и баннок. При необходимости и другие кочевники могли сооружать и шалаши конусной формы, покрывая их ветками (команчи, ассинибойны). Маленькие шалаши использовались в военных походах при непогоде и для маскировки огня.

Дальние аналоги

В литературе встречается использование термина «вигвам» для куполообразных жилищ индейцев Огненной Земли, которые очень похожие на североамериканские, но отличаются отсутствием горизонтальных связок в раме.

В Старом Свете подобные куполообразные жилища имеются у сойтов, эвенков и эскимосов (яранга), а также у некоторых народов Африки.

> См. также

  • Индейская землянка
  • Хоган

Примечания

  1. René R. Gadacz. Wigwam // L’Encyclopédie canadienne. — 2008, 2017.
  2. Ingeborg Marshall. Beothuk Housing // Heritage Newfoundland & Labrador. — 1998.
  3. Ralph T. Pastore. Beothuk Culture // Heritage Newfoundland & Labrador. — 1998.
  4. Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / Пер. с англ. — М.: Глав. ред. восточной лит. изд-ва «Наука», 1983. — С. 169. — (Серия «Этнографическая библиотека»).
  5. Edward Mills, Harold D. Kalman. Histoire de l’architecture des Autochtones au Canada // L’Encyclopédie canadienne. — 2007, 2016.
  6. Wigwam // Энциклопедия Британника. (англ.).
  7. Stoutenburgh J. Jr. Dictionary of the American Indian. — New York: Wings Books, 1990. — P. 245. — ISBN 0-517-69416-6.

Литература

Предлагаем самые крылатые и интересные цитаты из мультфильма Трое из Простоквашино

Непр-равильно ты, дядя Фёдор, бутер-рброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, м-м-м, так вкуснее получится…

Здравствуйте, возьмите меня к себе жить.

Что это мы все без молока и без молока… Так и умереть можно!

Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет.

Это я, почтальон Печкин! Принёс заметку про вашего мальчика!

— Кто там?
— Да никто!!!

С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют.

А я и не просил меня вытаскивать. А я, может, и не тонул вовсе. А я, может, подводным плаванием занимался!

А если бы твоя корова поумнее была, она бы не молоко давала, а воду газированную. Пепси-колу, например! Ну, или квас!

Да-а-а… Был бы у меня такой кот — я, может, и не женился бы никогда…

Шарик, по квитанции — корова рыжая одна! Да, брали мы ее одну по квитанции, сдавать будем одну, чтобы не нарушать отчетностей!

Усы, лапы и хвост — вот мои документы!

На документах всегда печать имеется… Есть у вас на хвосте печать? А усы и подделать можно!

Это я, почтальон Печкин! Принёс посылку! Только я вам её не отдам! Потому что у вас докУментов нету.

Это мой дядя прислал… Он у сторожа живёт на гуталиновой фабрике… У него этого гуталина — ну просто завались!… Вот и шлет, кому попало…

Гуталин там или не гуталин, а посылку я вам не отдам. Я вам не дурачок!

— Кто там? Кто к нам пришел?
— Никто не пришел, это наш папа с ума сошел…

А здоровье моё — не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается…

Надоело! Я на вас весь год со сковородкой работала!

Здравствуйте! Я почтальон Печкин, из Простоквашино! Это вы велосипеды за мальчиков даёте?

— Ой, а я и не знала, что коты такие умные бывают. Я думала, они только на деревьях кричать умеют.
— Подумаешь… Я ещё и вышивать могу. И на машинке, м-м-м… тоже…

Средства у нас есть. У нас ума не хватает. Говорил я этому охотнику — купи себе валенки! А он что? Пошел и кеды купил — они, говорит, красивее.

Это он не подумавши сделал. У нас зимой национальная деревенская одежна какая? Валенки, штаны ватные, тулуп и шапка — на меху. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят

А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил…

— Неправильно это. Если бланк поздравительный, адресата сначала поздравить надо.
— Ну, хорошо, хорошо… «Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес!»

— Я вот сейчас в него кочергу брошу, чтобы не обзывался!
— Зачем бросать, если почта есть? Сейчас мы её упакуем и коту передадим. Это же бандероль получается. Вам кочергу прислали бандеролью. Хотели в Вас запустить…
— Что-что-что-что?!? Да я за это в него утюгом запущу!
— Минуточку… Больше килограмма! Это посылка получается. Сейчас мы её доставим…
— …А если Вы на него бочку катите, то это уже контейнерная перевозка получается. Этим Трансагентство занимается в сельской местности.

— Наша квартира мне телевизионную передачу напоминает. «Что-где-когда» называется.
— Это почему же?
— А не поймёшь, что где валяется, и когда всё это кончится.

Это индейская национальная народная изба — «фиг вам» называется…

Дожили. Мы его, можно сказать, на помойке нашли, отмыли, очистили от очисток — а он нам фигвамы рисует!

Он о зайцах думает! А о нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?

Попрошу внимания! Сделайте, пожалуйста, умные лица! Я на вас фотоохоту начинаю!

Вот он, этот коварный тип гражданской наружности!

— Ой, какая радость! В телевизоре вашей маме один дядя с большими усами цветы подарил.
— Я бы этому дяде с большими ушами уши-то пооткрутил…

Я вас попрошу птичку нашу не обижать.

— А что это вы в лесу с сундуком делали?
— А это мы за грибами ходили. Ясно?
— Что ж неясного? Они б ещё и с чемоданом пошли…

Я к вам по делу пришёл, а вы бодаться!

Ах, вот до чего бывают люди до чужого добра жадные!

— Фу! До чего же дичь пошла бестолковая — я полдня за ней бегал, чтобы сфотографировать!
— Это еще мало, теперь ты еще за ним полдня бегать будешь.
— Это почему же?
— А чтоб фотографию отдать.

Уррааа! Дядя Фёдор приехал! Теперь мы вдвое больше сена для нашей коровки заготовим.

Погодите, гражданка, целоваться. Давайте сначала конфликт разберём.

— А какие у вас докУменты?
— Усы, лапы и хвост — вот мои документы!

А что я там буду делать, в вашем Простоквашине? В вечернем платье дрова рубить? Или быков очаровывать?

От этой картины на стене очень большая польза — она дырку на обоях загораживает!

На дворе конец двадцатого века… а у нас в доме одна пара валенок на двоих. Ну, как при царе Горохе!

Не надо меня из ружья… щёлкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…

— Ничего, и от кота будет польза. Он мышей ловить может.
— А у нас нет мышей!
— А мы заведем!

— Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок. И всякие там жмурки-пряталки. Вот тогда дети и не станут пропадать.
— Тогда родители пропадать начнут…

Извините! Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! А теперь я сразу добреть начну…