Мотоциклы 2 мировой войны

Мотоциклетная рота разведывательного батальона

Массовое внедрение мотоциклов с боковыми прицепами в качестве транспортного средства пехоты началось в Красной Армии еще в середине 1930-х годов, оно совпало с созданием крупных бронетанковых соединений – механизированных корпусов. На мотоциклистов тогда возлагались задачи, стоявшие в 19 веке перед легкой кавалерией: разведка, следование в авангарде основной группировки войск, захват важных объектов (мостов, переправ, дефиле). Основным соединением мотоциклетных войск (а в конце 1930-х они имели даже свою эмблему) был мотоциклетный полк – внушительных размеров подразделение, насчитывающее около 1500 человек личного состава, более 300 мотоциклов, десятки легких грузовиков, десяток пулеметных бронеавтомобилей и всего 6 45-миллиметровых противотанковых пушек

Не трудно представить, что в первых же приграничных сражениях 1941 года обнаружился главный недостаток мотоциклетных подразделений, о котором годом раньше писал германский военный теоретик Г.Гудериан: «из-за высокой уязвимости и отсутствия тяжелого вооружения чисто мотоциклетное подразделение не способно самостоятельно вести бой». В итоге, к осени 1941 года многие растерявшие в боях личный состав и матчасть мотоциклетные полки были расформированы, многие переформированы в стрелковые части. К началу битвы под Москвой начали создаваться мотоциклетные полки и батальоны новой организации и уменьшенной численности. Это были подразделения, где наряду с мотоциклами, количество которых сильно уменьшилось, входили легкие и даже средние танки, броневики и бронетранспортеры, орудия ПТО и МЗА. По своей структуре и задачам такие полки приблизительно соответствовали немецким разведывательным батальонам, а по огневой мощи значительно превосходили их. Доказав в боях свою эффективность, мотоциклетные подразделения приняли активное участие в освобождении нашей страны и государств Восточной Европы, двигаясь всегда впереди, в авангарде, на остриях советских бронетанковых клиньев.

В то же время после начала Великой Отечественной войны производство мотоциклов в СССР резко сократилось. Часть производственных мощностей мотоциклетных заводов переориентировали на выпуск другой продукции, часть эвакуировали на восток — в Ирбит, Тюмень, Горький. В итоге осенью 1941 года выпуск мотоциклов в Советском Союзе практически прекратился. Немногим лучше была ситуация и в 1942 году, когда цеха покинули только 3028 мотоциклов. В 1943 году советские заводы изготовили не намного больше — 3760 машин, в 1944-м — 5380, и, наконец, за 4 месяца 1945 года — 1595 мотоциклов. Таким образом, за четыре года войны было изготовлено 13 763 мотоцикла.

Ничего удивительного, что уже в 1942 году СССР запросил у союзников мотоциклы. При этом советскую сторону интересовали только мотоциклы с коляской, которых у союзников было очень мало. Дело в том, что для выполнения задач, которые в Вермахте и Красной армии решались с помощью мотоциклов, в армиях Великобритании и особенно США использовались джипы. Мотоциклы с коляской им были просто не нужны. В отличие от союзных армий в Красной армии джипы так и не стали солдатской машиной и, за исключением случаев применения в качестве арттягачей, использовались как командирские. Однако вернемся к мотоциклам.

С 1942 по май 1945 года в СССР поступили 29 944 мотоцикла пяти марок: английские «Велосетт», «Матчлесс», ВСА и американские «Индиан» и «Харлей-Девидсон». Причем два последних составляли большинство: 6759 и 21 572 соответственно. Поскольку поступали только мотоциклы-одиночки, то по заданию ГБТУ были изготовлены и испытаны узлы крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного мотоцикла М-72. Сборкой импортных мотоциклов с одновременным оборудованием их колясками М-72 с апреля 1943 года занимались Московский и Серпуховской мотозаводы и ремзавод № 20. Мотоциклы без колясок собирались на складах и в войсковых частях. До 1 мая 1945 года были оборудованы колясками 11 642 мотоцикла «Индиан» и «Харлей-Девидсон».

По оценке личного состава, лучшим мотоциклом с коляской считался американский «Харлей-Девидсон». Он был достаточно надежен, мог использовать советское горючее, но имел низкую посадку, и проходимость его оставляла желать лучшего. Английские мотоциклы ВС А и «Велосетт» тоже соответствовали предъявляемым к ним требованиям, а вот «Индиан» в некоторых советских военно-технических отчетах подвергался критике: тяжел, низкая посадка и плохая проходимость, плохо работает на советском топливе и главное — ненадежен.

Следует подчеркнуть, что выше речь шла только о мотоциклах, прошедших через военную приемку. Всего же в СССР по ленд-лизу прибыло 35 тыс. мотоциклов. Около 5 тыс. машин получили другие структуры, например войска НКВД, милиция и т.п.

К 1945 году основным чисто мотоциклетным боевым подразделением стала мотоциклетная рота, компактная, хорошо управляемая и мобильная, вооруженная только легким стрелковым оружием. В ходе послевоенных реорганизаций Советской Армии мотоциклетные роты были включены в состав разведывательных батальонов стрелковых (затем — мотострелковых) и танковых дивизий. Большой проблемой оставалась недостаточная проходимость состоящих на вооружении мотоциклов в условиях бездорожья и вязких грунтов, т.к. на вооружении Советской Армии состояла только одна модель мотоцикла – М-72, фактически гражданский тяжелый мотоцикл, лишь слегка приспособленный для военных нужд. После того, как Киевский мотоциклетный завод в 1964г разработал специальный военный мотоцикл повышенной проходимости МВ-750, положение исправилось. Новый мотоцикл был сконструирован специально для военных, он имел дифференциал и привод на колесо коляски, что в сочетании с тяговитым нижнеклапанным двигателем многократно повысило его проходимость. Хотя по своим ТТХ новый мотоцикл все же уступал главным оппонентам нашего М-72 во Второй Мировой войне – «зеленым слонам вермахта» BMW-R75 и Zundapp KS750 – он превосходил их в простоте конструкции, дешевизне, а главное – практически все его детали были взаимозаменяемы с деталями гражданских тяжелых мотоциклов, что в случае начала войны облегчало его обслуживание и ремонт.

К началу 1970-х мир снова находился на пороге глобального военного конфликта. Советская армия готовилась к крупномасштабным боевым действиям, ее организация и тактические приемы в целом соответствовали задачам, которые возникли бы в случае столкновения с войсками стран НАТО. После начала конфликта, мощные советские танковые группировки, дислоцированные в Восточной Европе, должны были стремительным ударом разгромить противостоящие им войска НАТО и оккупировать Западную Европу. Предусматривались наступательные операции невиданного в истории размаха и стремительности, поэтому большое значение уделялось повышению мобильности войск. В условиях Европы, с ее хорошо развитой дорожной сетью, допускающей возможность быстрого маневра, мотоциклистам отводилась роль боевого охранения, разведки, нарушения вражеских коммуникаций. В каждый разведывательный батальон мотострелковой или танковой дивизии входила одна мотоциклетная рота.

Рота насчитывала один командирский (оборудованный мощной радиостанцией) мотоцикл и 46 линейных мотоциклах в 4-х взводах. Как правило, на вооружении состояли армейские мотоциклы модели МВ750 или МВ750М, последние за характерную горбатую форму бензобака получили в войсках прозвище «верблюды». Это были практически однотипные машины, основным отличием которых было наличие на МВ750 механизма блокировки дифференциала, отсутствие которого на МВ750М «компенсировалось» добавленной передачей заднего хода. Известен случай, когда один из взводов роты, являющийся учебным, оснащался военными мотоциклами устаревшей конструкции – К-750В, не имевшими привода на колесо коляски. Считалось, что, поскольку такие мотоциклы легче в управлении, они лучше подходят для обучения молодых солдат. В экипаж каждого мотоцикла входило 2 человека – водитель и стрелок, все стрелки обучались вождению мотоцикла и могли в случае необходимости заменить выбывшего водителя. Водитель вооружался автоматом АКМ, на марше крепившимся на специальных зажимах внутри коляски. Стрелок вооружался пулеметом ПК калибром 7, 62 мм, устанавливающимся на специальном поворотном вертлюге, позволяющем на ходу вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад, а также закреплять оружие в походном положении. Питание пулемета ПК – лентами, по 100 патронов каждая. Таким образом, основным огневым средством мотоциклетной роты являлись 46 пулеметов ПК. Такая внушительная для роты огневая мощь в сочетании с высокой мобильностью давала шанс мотоциклетной роте избежать гибели при неожиданной встрече с превосходящими силами противника, а также не дать противнику, уступающему в численности, помешать выполнению ротой боевого задания. На случай встречи с вражеской бронетехникой в 1-м взводе имелся один гранатомет РПГ-7, а в боекомплекте каждого мотоцикла – противотанковые гранаты. Однако, грамотный командир роты, естественно, должен был свести вероятность таких встреч к минимуму – задачей мотоциклетной роты была, прежде всего, разведка, а не бой .

Начиная с середины 1970-х, моторазведывательные роты СА стали получать новую технику – колесные бронетранспортеры семейства БТР- 60 и взвод плавающих танков ПТ-76. Предполагалось, что это увеличит подвижность и огневую мощь роты. Подвижность и огневая мощь возросли, но, по мнению офицеров, служивших в это время в разведывательном батальоне, эффективность такой роты как разведывательного подразделения резко упала. (Естественно, такой вывод делался с учетом перспективы глобальной войны.) Фактически, получилась мотострелковая рота, усиленная плавающими танками с избыточной для разведподразделения огневой мощью. Рев мощных танковых двигателей облегчал противнику обнаружение такой роты, а хорошая, в теории, проходимость мощной боевой техники на практике не всегда соответствовала нуждам разведчиков. 8 бойцов легко перетаскивали мотоцикл через препятствие, непреодолимое для бронетранспортера. Малый вес мотоцикла – до 450 кг – позволял не беспокоиться о состоянии мостов, а в отдельных случаях, преодолевать препятствие по наспех брошенным доскам. В целом, бронетехника, имея хорошую защищенность и высокую огневую мощь, сделала моторазведывательную роту чрезмерно громоздким и шумным подразделением, плохо подходящим для нужд разведки. Однако, так перевооружены были, видимо, не все подразделения, так, как к середине 80-х чисто мотоциклетные роты еще сохранялись в составе разведывательных батальонов СА. К счастью, глобального военного конфликта так и не произошло. Наступила эпоха малых необъявленных войн и криминальных межнациональных столкновений. Для новых условий ведения боевых действий требовались новая техника и иная организация ВС, на полях новых сражений разведчикам-мотоциклистам уже не было места, и эти войска безвозвратно ушли в прошлое.

В 1972 году солдаты и офицеры боевых частей Советской Армии, усиленно занимающиеся боевой подготовкой, имели высокий уровень морального духа. По воспоминаниям ветеранов СА, служивших в этот период в мотоциклетной роте мотострелковой дивизии ГСВГ, никакие явления, называемые сейчас неуставными отношениями, в их подразделениях не имели места. Все силы солдат отнимали изнурительные тренировки, а без чувства товарищества, взаимовыручки, подразделение выполнить задачу просто не могло. В случае, если у неопытного водителя, застрявшего на бездорожье, глох мотор, вытаскивать его из грязи бросались все, без оглядки на срок службы и иные заслуги. Напряженная международная обстановка заставляла командный состав повышать боеготовность вверенных подразделений с помощью учений, приближенных к боевой обстановке. Обычный сценарий таких учений для одной из мотоциклетных рот, расположенной в Венгрии, выглядел следующим образом.

Через час после отбоя, раздавался сигнал тревоги, по которому рота, разобрав оружие, бежала в ангары, где хранились мотоциклы. В кратчайший срок, на максимальной скорости необходимо было вывести роту в район сосредоточения. Считалось правилом, что, после пуска двигателя, водитель включает 1-ю передачу в тот момент, когда становится левой ногой на левую подножку, затем, отрывая правую ногу от земли он отпускает сцепление, мотоцикл начинает разгон на 1-й передаче, момент, когда, водитель садится на сидение, совпадает с включением 2-й передачи. От быстроты, с какой подразделение, в случае начала войны, сумеет покинуть место дислокации, зависело само существование этого подразделения – считалось, что противнику известно расположение советских танковых парков и в первые же минуты войны наши объекты будут подвергнуты ракетно-артиллерийскому удару. Во время одной из таких тренировок лейтенант, командир мотоциклетной роты, при выезде из ангара, отвлекшись от управления на действия своих подчиненных, на скорости 60 км/ч врезался в ворота ангара, которые не успели полностью открыть. Мотоцикл после такой аварии подлежал списанию, а лейтенант получил тяжелые травмы. Вообще, синяки и ссадины были обыкновенными спутниками боевой учебы мотоциклистов. В результате каждодневных тренировок молодые люди, пришедшие с гражданки, вначале пугавшиеся даже звука мощного мотоциклетного двигателя, становились лихими наездниками и подготовленными бойцами. В 1972 году в боевом подразделении никому не приходило в голову, в отличие от современной армии, устраивать медосмотры для поиска следов побоев, оставленных сослуживцами. Если ссадины в наличии были – значит, это от боевой учебы, значит за Родину.

Для того, чтобы стать полноправным разведчиком-мотоциклистом, требовалось сдать особые нормативы. Вот некоторые из них: проезд, стоя на левой подножке согнувшись, укрываясь от обстрела за мотоциклом; стрельба на ходу из пулемета по внезапно появляющейся грудной мишени и, (невероятно!) замена колеса коляски на ходу. Этот поистине цирковой номер происходил следующим образом: водитель резким поворотом вправо поднимал коляску (использовался мотоцикл К750В) и, работая рулем в движении, удерживал мотоцикл на 2-х колесах. Тем временем стрелок доставал гаечный ключ и откручивал запасное колесо и колесо коляски, менял их местами и затягивал гайки. Все это время водитель выписывал циркуляции, удерживая мотоцикл на двух колесах с задранной вверх коляской. Мало кто из современных опытных байкеров рискнет повторить такой трюк.

Советские подразделения военных мотоциклистов традиционно относились к бронетанковым частям, а их мотоциклы числились как бронетехника. Поэтому военнослужащие мотоциклетных рот носили в 1972 году установленную приказом №250 1970 года форму бронетанковых частей. Летняя и зимняя парадная, парадно-выходная, повседневная и полевая форма мотоциклистов была общей со всеми Сухопутными войсками, особенностью бронетанковых частей был черный цвет околышей фуражек, погон, петлиц и особый нарукавный знак, носившийся на парадном кителе и шинели.

Нарукавный знак имел вид щита, на который сверху была наложена красная звезда (эмблема ВС СССР), снизу – изображение танка Т-60 (эмблема Бронетанковых войск). Полевое снаряжение использовалось единого для всех ВС типа. Кроме обычного набора предметов униформы и снаряжения мотоциклисту, как члену экипажа боевой машины полагался комплект рабочей формы одежды, а также танковые комбинезон, шлем и очки. По воспоминаниям ветеранов СА реальная боевая служба вносила свои коррективы во внешний вид мотоциклиста. Стальной шлем никогда не использовался, из снаряжения надевался только необходимый минимум, саперные лопатки, крайне неудобные для мотоциклиста, крепились не к поясному ремню, а к борту мотоцикла на зажимы, чаще всего вся система РПС с подсумками оставалась на складе. Танковые очки советского производства, ужасного качества, выдаваемые интендантами, заменялись лыжными очками, купленными в спортивном магазине военнослужащими за свои средства. Внешний вид советского военного мотоциклиста был бы не полным без кип газет «Красная звезда», засовываемых в пространство между униформой и танковым комбинезоном, а так же в шлемофон, для дополнительной защиты от ледяного, режущего встречного ветра.

Служба военного мотоциклиста была воистину «и опасна и трудна», тем более обидно, что информации об этих очень необычных войсках было и есть крайне мало. От посылаемых ГлавПУРом военных корреспондентов требовали демонстрации всесокрушающей мощи Советской армии, гигантских ракет, сверхзвуковых самолетов и танковых монстров, как спички ломающих огромные деревья. Тут было уже не до каких-то мотоциклов. Поэтому и приходится сейчас по крупицам отрывочных сведений, по воспоминаниям немногих ветеранов заново восстанавливать картину боевой службы этих интереснейших войск. Как и вся Советская армия, они были готовы в тяжелый час встать на защиту своей Родины и, если понадобится, отдать свои жизни за нее.

VI. Организация и боевое применение мотоциклетных частей

Боевые мотоциклетные части в иностранных армиях, по данным печати, приобретают все более широкое распространение. Этому способствуют: высокая подвижность мотоцикла, широкое его распространение и возможность использовать его для военных целей даже без всяких дополнительных устройств и оборудования.

Мотоцикл может пройти везде, где проходит человек и лошадь. Он весьма поворотлив, мал, его легко маскировать и хранить.

Мотоциклетные части имеют некоторые преимущества перед конницей. По хорошим шоссейным дорогам мотоциклетная часть может в 2–3 часа покрыть 60–80 км, а для конницы на это потребуются сутки. С другой стороны, конница обладает большей гибкостью маневрирования. Из-за привязанности бойцов к машинам мотоциклетная часть не может- вести длительного наступательного боя. В коннице же на 3–5 коней оставляется один коновод, который может подвести коней вперед к наступающим спешившимся всадникам. Правда, современные мотоциклы с колясками могут быть снабжены приспособлениями, позволяющими одному водителю везти на прицепе сзади и вторую машину.

Основными видами боевой деятельности мотоциклетных частей являются: служба обеспечения, разведка, охранение, подвижная оборона, преследование накоротке.

Вопросы применения мотоциклетных частей в оперативной (дальней) разведке и в подвижной обороне подробно обсуждаются в немецкой печати. В книге Неринга «Армия будущего» (автор — офицер военного министерства) обстоятельно доказывается необходимость и возможность придачи мотоциклетных частей дальней разведке, состоящей из бронеавтомобилей. Там, где пути для бронемашин будут преграждены противником и где по условиям местности бронемашины не смогут их обойти, спешенная с мотоциклов пехота сможет оказать им помощь и проложить дорогу для дальнейших действий. Благодаря большой быстроходности мотоциклетная часть не обязана следовать непосредственно за бронемашинами, а может быть по радио вызвана из авангарда и даже из расположения главных сил.

Чтобы избежать уничтожения сразу всей разведки огнем противника, мотоциклетная стрелковая часть всегда организует свой марш с распределением сил в глубину, со щупальцами впереди и по сторонам.

Быстроходная мотоциклетная разведка всегда может иметь более раннее соприкосновение с противником. А это обеспечит более раннее получение сведений о противнике. Для подробной и основательной разведки местности мотоциклист может уменьшать скорость хода или делать небольшие остановки.

Неринг придает мотоциклетным частям в дальней разведке вспомогательное значение, рассматривая их как средство усиления броневых разведывательных частей. Однако, другие авторы отводят мотоциклетным частям и более самостоятельную роль.

В журнале «Дейче Вер» (за 1935 г.) напечатан ряд задач на использование мелких мотоциклетных подразделений для замедления походного движения пехоты противника, захвата рубежей и т. д. Способ действий в этих случаях — подвижная оборона на широком фронте, без резервов, с быстрым отходом на новый рубеж и выжиданием здесь появления противника для вовлечения его в бой с обороняющимися мотоциклистами. Частые развертывания и свертывания противника дают выигрыш во времени другой стороне, что и является основной целью действий мотоциклетных подразделений.

Краткие наступательные действия, подвижная оборона на широком фронте и разведка, по мнению немецких авторов. — основные задачи мотоциклетных частей.

Вооружение мотоциклетных частей состоит из ручных и станковых пулеметов. Минометы, бомбометы и артиллерия в этих частях отсутствуют. В разных армиях в организации мотоциклетных частей существуют некоторые различия, обусловленные различными взглядами на необходимую огневую их мощь.

Артиллерия организационно не входит в состав мотоциклетных частей, но при выполнении некоторых задач практикуется придача мотоциклетным частям моторизованной артиллерии. Ниже убудет приведена задача на действия роты, которой придается моторизованная батарея.

Немецкий журнал «Дейче Вер» в своих задачах, на основе данных иностранных армий, приводит следующую организацию мотоциклетного взвода и роты.

Мотоциклетный стрелковый взвод имеет на своем вооружении 4 ручных пулемета и состоит из 4 отделений ручных пулеметов и разведывательной группы (отделения) в составе 8 разведчиков. Каждое отделение имеет 3 мотоцикла с колясками. В коляске первого мотоцикла возится ручной пулемет и огнеприпасы. На мотоцикле едут: водитель, пулеметчик и командир отделения (последний сидит на заднем сидении мотоцикла). На втором и третьем мотоциклах возятся огнеприпасы; на каждом из этих мотоциклов едут: водитель и 2 стрелка, вооруженных карабинами (подносчики патронов).

Разведчики снабжены мотоциклами-одиночками; командир взвода с одним стрелком едет в бронированной вездеходной машине.

Всего во взводе: 12 мотоциклов с колясками, 8 —без колясок, 1 бронированная машина; людей — 1 офицер, 47 рядовых, из них 21 водитель. Всего во взводе 26 активных бойцов при 4 ручных пулеметах.

Следует отметить, что во взводе, кроме обычных мотоциклов, имеется один бронеавтомобиль без вооружения.

Мотоциклетная рота состоит из трех взводов приведенного выше состава и группы (видимо, взвода) управления (связь и разведка), в составе 2 бронированных автомобилей и 8 мотоциклов-одиночек; для подвозки огнеприпасов и горюче-смазочных материалов в роте имеются два грузовых автомобиля. Итого в роте 12 ручных пулеметов при 90 бойцах; 36 мотоциклов с колясками, 36 без колясок, 5 бронеавтомобилей и 2 грузовика.

Бельгийский же журнал «Бюллетень Бельж де сианс милитэр» приводит несколько иную организацию мотоциклетных частей германской армии. Он указывает, что рота состоит из штаба с ячейкой управления, трех легко-пулеметных и одного станково-пулеметного взводов. Легко-пулеметный взвод состоит из звена связи, трех отделений по 12 человек в каждом, при 18 мотоциклах во взводе.

Отделение состоит из командира, 5 стрелков, 1 пулеметчика, 2 подносчиков патронов и 3 водителей. В отделении — 2 одиночных мотоцикла и 3 мотоцикла с колясками. В колонне отделение строится следующим образом: первый мотоцикл-одиночка — командир отделения; второй мотоцикл-одиночка — 2 стрелка; третий мотоцикл (первый с коляской) — водитель, подносчик патронов и пулеметчик с пулеметом; четвертый мотоцикл (второй с коляской) — водитель, стрелок, подносчик, огнеприпасы; пятый мотоцикл (третий с коляской) — водитель, 2 стрелка и огнеприпасы.

Взвод станковых пулеметов имеет 2 мотоцикла без колясок и 8 с колясками, из них на четырех возятся станковые пулеметы (водитель, пулеметчик и подносчик патронов) и на четырех — огнеприпасы и подносчики (водитель, 2 подносчика). Всего во взводе 25 бойцов при 1 офицере.

В роте всего 5 офицеров, 150 унтер офицеров и солдат при 60 мотоциклах. Кроме того, в роте имеется автотранспорт: 4 легковых и 6 грузовых автомобилей, 2 автомобиля связи и 1 радиостанция.

Следовательно, по бельгийским данным, рота германской армии имеет на вооружении 9 ручных и 4 станковых пулемета, т. е. обладает большей огневой силой, чем рота по данным «Дейче Вер», которая имеет только 12 ручных пулеметов.

В немецком журнале «Милитер Вохенблатт» приведена организация мотоциклетного батальона.

Батальон состоит из штаба со взводом связи, трех стрелковых и одной станково-пулеметной роты. Стрелковая рота имеет по 3 стрелковых взвода, во взводе 3 ручных пулемета или 3 пулеметных отделения. Каждое отделение имеет 2 мотоцикла: первая машина — водитель, стрелок и пулеметчик с пулеметом, вторая машина — водитель, 2 стрелка и огнеприпасы.

Рота станковых пулеметов состоит из четырех взводов, каждый из которых имеет по 3 станковых пулемета. В станково-пулеметном отделении столько же машин и людей, сколько и в легко-пулеметном.

Стрелковые роты такого батальона значительно слабее всех вышеприведенных рот: во взводе только 3 ручных пулемета (а не 4, как мы видели выше); в отделении всего только 2 мотоцикла с колясками, что уменьшает количество бойцов на 2 человека в каждом отделении.

Таким образом, наиболее мощной по своей огневой силе является стрелковая рота, приведенная в упомянутом выше бельгийском журнале.

На вооружении мотоциклетных частей германской армии состоят (не считая нескольких бронированных автомобилей) обыкновенные туристские и полевого типа мотоциклы, т. е. те машины, которыми широко снабжается население страны. Здесь нет ни специальных пулеметных мотоциклов (как, например, в итальянской армии), ни специальных мотоциклов с зенитным пулеметом, смонтированным над задним колесом. По-видимому, предполагается, что основная масса мотоциклетных частей будет сформирована во время войны из числа машин, находящихся у населения. Средства же государства следует тратить на более мощное вооружение. Мотоциклетные части мирного времени — это школы для подготовки высококвалифицированных кадров для развертывания новых частей в военное время.

На основе многочисленных полевых состязаний, проведенных во все времена года, в любых полевых условиях (вне дорог, по холмистой и гористой местности, по лесным и заболоченным участкам, по воде и сыпучим пескам), немцы доказали, что нет местности, где в любое время не мог бы работать мотоцикл.

Поэтому мотоциклетные части — это самые подвижные наземные войсковые части.

В немецких журналах часто сопоставляются маршевые (средние) скорости пехоты (4 км в час), конницы (6–8 км в час), моторизованной пехоты (на грузовых автомобилях — 20–30 км в час) и мотоциклетных частей (в зависимости от дороги 20–60 км в час).

Немцы говорят, что мотоциклист может преодолеть одно и то же пространство в 5—15 раз скорее пехотинца, в 3–8 раз скорее кавалериста и в 2–3 раза скорее моторизованной пехоты. Эта высокая подвижность мотоциклетных частей и является для немцев мерилом в использовании и применении мотоциклетных частей в бою. Она же определяет и характер (тактику) действий мотоциклетных частей.

Несомненный интерес представляют также германские взгляды на основы организации марша мотоциклетного батальона.

Германская тактика при организации марша моторизованных и механизированных частей требует строго соблюдать следующие правила.

«Никогда не измеряй глубину походных колонн в километрах, а измеряй ее во времени, ибо скорость движения сокращает глубины колонн (20-километровая колонна со скоростью движения 20 км/час пройдет перекресток в течение 1 часа, пехоте же для этого надо 5 часов).

Никогда не назначай средней скорости движения, так как последняя изменяется в зависимости от изменчивых условий (местности, погоды и т. п.)».

Чем большей подвижностью обладает соединение, тем ближе к голове его должен находиться командир. В этом случае он сможет отдавать свои приказы своевременно, и благодаря этому будет обеспечено хорошее качество руководства.

Походный порядок мотоциклетного батальона, усиленного моторизованной артиллерией, строится следующим образом.

Впереди — разведывательные дозоры (в общей сложности 1 взвод), затем головное отделение (с ручным пулеметом). На расстоянии 10 минут движется авангард: 1 рота (без выделенных в голову подразделений) и при ней командир батальона со штабом и взводом связи, а также командир моторизованной артбатареи. На расстоянии 5 минут от авангарда батальона следуют главные силы. Артбатарея идет за головной ротой колонны главных сил, а за батареей пулеметная рота. Если колонне главных сил предстоит бой, то боевой обоз находится в составе колонны главных сил. Прикрывает движение с тыла взвод стрелковой роты, идущий в хвосте главных сил (перед обозом).

Такой порядок батальон принимает, примерно, в 10 км от противника, в тыл которому он стремится зайти, действуя с одного из флангов.

Ни в одном из приведенных выше составов мотоциклетных частей нет артиллерии и противоброневых средств. Нам кажется, что это неправильно. В иностранных армиях предусматривают применение мотоциклетных частей в разведке и в наступлении накоротке. При выполнении задачи по захвату важного рубежа не всегда удается опередить противника.

В этом случае нужны хотя бы легкие минометы, которые можно перевозить на мотоциклах с колясками. Этим усилится и обороноспособность мотоциклетной части. Кроме того, при современном развитии танковых частей на вооружении мотоциклетной роты и батальона должны быть крупнокалиберные противотанковые пулеметы. Их также с успехом можно возить на мотоциклах с колясками.

Нам кажется, что огневые средства мотоциклетных роты и батальона должны быть усилены следующим образом. В каждую роту должен входить 1 взвод «пехотных орудий» в составе 3 минометов, а в батальон — рота из 9 минометов. В составе каждого взвода 4-е отделение должно иметь крупнокалиберные противотанковые пулеметы.

Современные противотанковые крупнокалиберные пулеметы (12–13 мм) весят до 120 кг. Мотоцикл с коляской легко поднимет такой пулемет. Противоброневые качества такого пулемета характеризуются следующими данными: на дальности в 500 м он пробивает броню толщиной в 25 мм при прямом попадании и броню в 21 мм — под углом в 60°.

Оснащение всех взводов роты противоброневыми огневыми средствами вызывается следующими соображениям. Прежде всего, в современной войне наибольшей опасности со стороны авто-бронетанковых частей подвергаются мотоциклетные части на походе, ввиду компактности их походного порядка. При глубине колонны взвода в 200–400 м, для надежного обеспечения взвода от нападения мехчастей необходим минимум 1 крупнокалиберный противотанковый пулемет. При наступлении взвод займет фронт около 300 м, а при обороне — около 500 м. Благодаря незначительной плотности боевых порядков мотоциклетных частей, они мало уязвимы для мехчастей противника. К тому же один пулемет обеспечит взвод даже в обороне на важнейшем (опаснейшем) направлении.

Возложив ПТО целиком на попечение командиров взводов, командир роты будет иметь больше времени на управление ротой.

Приведенные соображения, по нашему мнению, не только оправдывают, но даже обусловливают наличие в составе взводов крупнокалиберных противотанковых пулеметов, возимых на обыкновенных мотоциклах с коляской.

Несколько иначе разрешается вопрос о ПВО.

В походе особо опасна для мотоциклетной части штурмовая авиация, но в боевом порядке мотоциклетная часть мало уязвима для авиации. Поэтому, чтобы избежать перегрузки (перетяжеления) взвода, средства ПВО необходимо иметь в масштабе роты, а организацию ПВО возложить на командира роты.

В силу этого для борьбы с воздушным противником, особенно на походе, необходимо, чтобы в каждой роте имелись специальные зенитные пулеметы (взвод из трех ординарных станковых пулеметов). Тогда мотоциклетная часть будет иметь необходимое в походном порядке части прикрытие с воздуха.

В силу разреженности боевой порядок мотоциклетных частей в прикрытии с воздуха не нуждается.

Весьма часто для усиления огневой мощи мотоциклетным частям придется придавать моторизованную артиллерию, как это уже делается за границей (см. задачи).

Эти положения, по нашему мнению, и должны лечь в основу организации и применения мотоциклетных частей в современной войне, где они могут быть применены во всех видах наземного боя.

Необходимо также указать, что в настоящее время мотоцикл, особенно одиночка, является наиболее подвижным техническим средством связи и регулирования движения.

Мотоцикл, как боевое средство, может найти применение и в других родах войск. Снабженный зенитным пулеметом, он может быть использован в пехоте, коннице и даже в авто-бронетанковых частях. Быстроходный и подвижный, он легко может быть выдвинут для прикрытия колонны с воздуха при проходе ее через узкие места (мосты, гати и т. д.) и быстро переброшен из одного пункта обороны в другой.

С таким же успехом может быть использован всеми наземными войсками мотоцикл с крупнокалиберным противотанковым пулеметом. Он может служить в качестве противотанкового средства, при совершении марша пехотой, конницей и мото-мехчастями.

Мотоциклетное подразделение с противотанковыми пулеметами может задержать движение и даже атаку авто-бронетанковых частей. Вездеходная и подвижная мотоциклетная часть в короткий срок может быть выдвинута на далекое расстояние от охраняемого объекта. Авиация, действующая совместно с мотоциклетной частью, имеющей задачу задержать бронечасть противника, сообщает о ее передвижении и перемене маршрута. Пользуясь донесениями авиации, мотоциклетная часть немедленно выбрасывает в новом направлении резервное подразделение, а затем собирает остальные подразделения и быстро переходит на новый рубеж, в целях задержки дальнейшего продвижения изменившей свой маршрут бронечасти противника.

Из вышесказанного видно, что мотоциклетные части в своих действиях нуждаются в помощи авиации. Кроме того, они могут действовать совместно с авиацией и со всеми другими родами войск.

Так, для задержания бронечасти противника может быть использована непосредственно авиация, которая первой атакует колонну. После занятия мотоциклетной частью фронта обороны, в тот момент, когда броне-часть противника обрушится на мотоциклетную часть или повернет, чтобы обойти ее, авиация может провести вторичную атаку.

Итак, мотоциклетные части всех видов, как наиболее быстроходные наземные боевые средства, найдут самое широкое применение как для обеспечения действий других родов войск (разведка, охранение всех видов и т. д.), так и для совместных действий с ними.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Digestua ›
Блог ›
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

колонна Красной Армии в 1945 году

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами). К тому же тяжелый немецкий мотоцикл мог буксировать даже легкие артиллерийские орудия или везти прицеп с боеприпасами. Одним словом, мотоцикл у немцев был довольно серьезной боевой единицей.

Тяжелый мотоцикл Zundapp

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Немецкие мотоциклисты на учениях должны были поменять колесо на ходу

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Довоенный советский мотоцикл АМ-600 — двойник английского мотоцикла BSA модели Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем
Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.

ПМЗ-А-750 мощностью 15 л.с.

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Бойцы Красной Армии на мотоцикле ТИЗ АМ-600

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

BMW R71 — прародитель М-72
На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи. Боевые М-72

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

М-72 мог нести и противотанковое оружие

По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

М-72 едут на фронт

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Колонна М-72

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Экспериментальный внедорожный ТМЗ М-72 с приводом на коляску

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз

Indian 741- B

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Harley-Davidson WLA-42 был самым массовым мотоциклом Красной Армии в конце войны

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 был и истребителем танков

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Полный размерКопировали немецкие BMW не только в СССР. Сами американцы в 1942-м спешно выпустили оппозитный Harley-Davidson XA для армии. Но в США оппозит не пошел и считается довольно редким

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

КМЗ К1-Б Киевлянин — по сути тот же Wanderer

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской. И началась она тоже с М-72. К середине 50-х сформировалось два ключевых завода по производству тяжелых мотоциклов М-72 — ИМЗ и КМЗ. Эту специализацию они сохранили и в 2000-х.

М-72 выпускали на 7-ми заводах

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Всех с Днем Победы!

P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог. Есть еще много интересных моделей, о которых мне есть что рассказать.

«М-72»

История легендарного мотоцикла «М-72» началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.

Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным.
«М-72» был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.

Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование.

Первая партия мотоциклов была выпущена в феврале 1942 года. За год в Ирбите было выпущено 1587 мотоциклов, в Горьком — 1284 мотоцикла, в Тюмени – 187.
В 1943 году выпуск «М-72» увеличился, а в 1944 стал рекордным — 5380 штук.
Всего за годы войны ИМЗ выпустил 9800 мотоциклов.

На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами.
В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений.
Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).

Немецкие мотоциклы Второй Мировой войны

Производство мотоцикорв в Германии началось еще в довоенное время. После подписания мирного контракта немцам было запрещено выпускать различного рода оружие, однако мототехника в этот список не входила. Это послужило рассветом мотоиндустрии в Германии. В то время автомобиль считался предметом роскоши, а вот обычной мопед мог купить себе любой желающий. Активное участие в создании двухколесных агрегатов приняли такие компании как BMW и Zundapp.

Первое время оппозитный мотор ничем не выделялся на фоне зарубежных агрегатов. Однако уже в 24-ом году компанией самостоятельно был собран первый серийный байк BMW R32. Правда время мотоциклов для общего пользования быстро исчерпало свою надобность, и уже в 30-х года концерн стал выпускать военную мототехнику. Первым аппаратом, специализировавшимся на армейских потребностях, стал BMW R35. Это был первый немецкий военный мотоцикл баварской фирмы, имевший телескопическую вилку впереди и мотор объемом в 398 см.куб. Малый износ при эксплуатации сделал этот байк незаменимым для военных целей. Производство длилось порядка 10 лет, после чего уступило место узкой специализации.

Кроме 35-ой модели была также 12-я. Она представляла собой улучшенную версию с более объемным двигателем в 750 см.куб. и гидравлическую подвеску. Удаление одного карбюратора снизило мощность на 2 лошадиные силы. В 35-ом году с конвейера сошло 35 тысяч таких агрегатов. Небольшая стоимость и хорошие показатели обеспечили популярность этой модели. Кроме того, возможность установки коляски удовлетворяла потребностям многих владельцев. Помимо стандартных модификаций были установлены рессоры для перевозки людей, раненых в бою.

Затем вышла 71-я модель, ставшая основой для создания советских мотоциклов Урал и Днепр. Выпуск начался в 38-ом году и был активен пару лет, после чего неоправданность затрат вынудила владельцев закрыть проект.
Не менее популярная компания Zundapp создавала более дешевые байки с колясками. За счет своей цены и проходимости они стали основой вооружения немецкой армии. Самая популярная модель К800 была единственной моделью с двигателем, содержащим четыре цилиндра. Такая система была скорее проблемной, поскольку не обеспечивала достаточного охлаждения на последние два цилиндра. Это делало использование байка длительное время невозможным, кроме того свечи зажигания часто замасливались и заклинивали во время работы.

Великая Отечественная война и военные мотоциклы

Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.

На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.

Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.

Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.

BMW R75

Немецкий гусеничный мотоцикл являлся не самым ярким транспортом второй мировой. Это звание по праву досталось агрегату BMW R75. Оппозитный мотор с двумя цилиндрами и расположением клапанов в верхней части произвел фурор в моторопроизводстве. Система зажигания была оснащена автоматической стабилизацией угла опережения подачи искры. При своем немалом весе байк был достаточно маневренным и проходимым. Кроме того, отличные показатели характеристик, выдаваемые двигателем объемом в 750 см.куб. позволяли мотоциклу легко ускоряться и набирать скорость до 90 км/ч.

Причина легкости управления заключалась в приводе не только на заднюю часть мотоцикла, но и на колесо коляски. Более того, для комфортного передвижения в холодных климатических условиях, пол коляски был оборудован системой отопления. Водителя грела система подачи воздуха от мотора.

В то время мобильные операции, выполняемые немецкой армией, не представлялись без этого агрегата. BMW R75 стоял на вооружении у различных соединений вермахта. На них ездили все — от пехотных войск до десантуры.

Кроме отличной проходимости агрегат мог похвастаться хорошей грузоподъемностью. Даже с пассажирами аппарат мог тянуть за собой 450-ти килограммовый прицеп, например, противотанковые установки или минометы.
Можно сказать, что BMW R75 — универсальный немецкий мотоцикл 2-й мировой войны. Он служил не только для перевозки офицеров и техники, но также использовался как машина связи или разведки. Существовали мотоциклетные роты, состоявшие почти на 65% из таких агрегатов.

Аппарат весил порядка 660 килограмм с прицепленной коляской. Это делало его одним из самых тяжелых мотоциклов того времени. Как ни странно, такой вес мало влиял на проходимость. Кроме того, во время движения он был очень устойчивым и маневренным. Удивлял и расход топлива. В стандартной комплектации без установки дополнительного бензобака R75 мог проехать 340 километров без дозаправки.

В заключение можно сказать, что системы, установленные на военные немецкие мотоциклы, стали пользоваться огромным спросом. Советские аналоги Bmw R75 до сих пор используются в сельских районах нашей страны и даже на улицах города.

Рекомендуем прочитать:

Мотоциклы времен СССР

Первые модели, основные отечественные производители

Первые мотоциклы

История мототехники

Почему мотоцикл BMW R75 так пришелся по душе врагам Третьего рейха


Мотоцикл BMW R75 полной комплектации.

Дай немцу гаечный ключ с отверткой, и он соберет машину, на которой захочет ездить весь мир. Впрочем, мотоциклы у них тоже получаются отменными. Именно такой оказалась судьба одного из символов нацистской оккупации, мотоцикла BMW R75, который по иронии судьбы солдаты всех союзнических фронтов ценили больше, чем сами немцы.

Ездил BMW R75 очень резво.

Мотоцикл BMW R75 — настоящая легенда Второй мировой войны и определенно один из мрачных символов этого трагичного исторического события. Германский промышленный комплекс подарил миру в те годы большое количество ужасных орудий смертоубийства и разрушения, однако это и сделало их столь любимыми среди армий союзников, сражавшихся с вермахтом, ведь подобные вещи были отличными трофеями.

Этот мотоцикл был очень дорогим.

Итак, BMW R75 – это мотоцикл повышенной проходимости, который использовался подразделениями вермахта, когда требовалась относительная незаметность и скорость. Мотоцикл часто использовался для разведки и сопровождения. В большинстве случаев на фронт поставлялся с коляской, на которую ставился пулемет. Использовали его и в качестве штабного транспортного средства для транспортировки офицеров. Наконец, BMW R75 использовался военной полицией Германии. Мотоциклисты в брезентовых плащах и касках с очками и сегодня вспоминаются как один из символов скоропостижной оккупации Западной Европы.

Любили его в качестве трофея и союзники.

Конструкция BMW R75 была воистину совершенна. Стоит подержаться за руль этого мотоцикла, чтобы понять, что «баварцы» во все времена делали потрясающие вещи, жаль не всегда (как показывает история) они служили благим целям. Оборотной стороной надежности и качества мотоцикла была его дороговизна и сложность в производстве, даже по меркам педантичных немцев. За те же ресурсы, которые уходили на одну «Сахару», можно было бы собрать два автомобиля Фольксваген!

Вместе с тем BMW R75 один из символом агрессии.

На мотоцикле могло поместиться 3 человека, при условии, что он был оборудован коляской. Поднимал BMW R75 до 350 кг полезного веса. Габаритные размеры транспортного средства составляли 2400х1730х1000 мм. Длина колесной базы – 1444 мм. Ездил мотоцикл на двигателе BMW Type 275/2 с объемом 736 куб.см, мощностью 26 л.с при 4400 об/мин. Снаряжённая масса мотоцикла достигала 670 кг. Разогнать на шоссе такой можно было до 95 км/ч, а расход топлива составлял 9 литров на 100 км.


Что же касается прозвища «Сахара», то оно вполне официальное. Назвали так мотоцикл по причине того, что он поставлялся в Африку. Разработали R75 еще в 1938 году, однако производство началось только в 1941 году. Тогда же мотоцикл приняли на вооружение в германской армии. Повоевал мотоцикл на всех фронтах. Благодаря своему качеству, отличной проходимости и выносливости стал одним из любимых трофеев как советских военных, так и солдат союзников.

В продолжение темы еще 5 видов оружия, которые обязаны были изменить ход Второй мировой войны, но что-то пошло не так в самом конце.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: