Морской охотник МО 4

Боевой катер

Шведский торпедный катер швед. NorrtäljeРакетный катер на подводных крыльях «Пегасус» (англ. Pegasus) (PHM-1)Ракетный катер на воздушной подушке «Скьольд»Бронекатер проекта 1125 в Благовещенске Высадка десанта морской пехоты с десантных катеров на воздушной подушке «Скат».

Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах.

В классификации ВМФ СССР (позже Российской Федерации — России) собственно боевых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей». Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании) и им подобные. Общим признаком при этом остается малое водоизмещение. Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом — корветами, — объединяя их в класс легких ударных судов (англ. Fast Attack Craft, или FAC).

История

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще — маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили для боевого применения. Уже в античных источниках (Диодор Сицилийский, Гомер) есть упоминания о боевом применении катеров. Причём античные авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра неустойчивы, часто были решающим фактором в контроле над морской акваторией. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806—1807 гг, Британский Королевский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике несмотря на разгром датского флота при Копенгагене.

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под командованием С. О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причём переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Наиболее известные типы катеров

Собственно боевые катера

  • ракетные
  • торпедные
  • противолодочные
  • бронекатера

Катера специального назначения

  • Противоминные (катерные тральщики)
  • Десантные

Морские суда обеспечения

  • Катера-торпедоловы

Рейдовые суда обеспечения

  • Рейдовые буксиры
  • Суда размагничивания

Катера пограничной охраны

  • сторожевые катера

Корабли Береговой охраны (ранее Морские части пограничных войск) Российской Федерации имеют собственную классификацию, в соответствии с которой пограничные корабли однотипные с кораблями ВМФ классифицируются на ранг выше. Так проект 205П «Тарантул» (классификация НАТО «Stenka»), по всем признакам соответствующий катеру, относился к пограничным сторожевым кораблям 3 ранга (ПСКР).

> См. также

  • Катер
  • Миноноска
  • Канонерка
  • Артиллерийские системы противокатерной обороны

Примечания

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4
  6. ФГУП ЦКБ «Алмаз». Каталог проектов http://www.almaz-kb.ru/almaz-100.htm Архивная копия от 31 мая 2010 на Wayback Machine

Литература

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 16 февраля 2012 года.

Ссылки

Классы и вооружение боевых катеров

Классы катеров по задачам

Общий перечень вооружения катеров

  • Противокорабельная ракета
  • Противолодочная ракета (Ракето-торпеда) (только у противолодочных катеров)
  • Зенитная управляемая ракета
  • Шестовая мина
  • Буксируемая мина
  • Метательная мина
  • Противокорабельная торпеда
  • Противолодочная торпеда
  • Универсальная торпеда
  • Заряд взрывчатого вещества
  • Донная мина
  • Якорная мина
  • Глубинная бомба (бомбосбрасыватель, бомбомёт)
  • Противолодочная граната (Противолодочный гранатомет)
  • Артиллерийское орудие
  • Безоткатное орудие
  • Миномёт
  • Газомёт (только у катеров поддержки десанта)
  • Неуправляемая ракета (Одиночная ракетная пусковая установка, Реактивная система залпового огня)
  • Автоматический гранатомёт
  • Митральеза
  • Пулемёт
  • Огнемёт (только у патрульных катеров)
  • Минный трал
  • Дистанционно управляемые катера-тральщики (только у универсальных катеров)

>Катер времён войны из Музея «Дорога жизни» нуждается в спонсорах

Сторожевой катер, участвовавший в Великой Отечественной войне, нуждается в реставрации

В Музее «Дорога жизни» на Ладоге есть уникальный павильон, где через стекло можно увидеть сторожевой катер типа МО-4. Он является единственным сохранившимся до наших дней «Малым охотником», который участвовал в Великой Отечественной войне. Однако его состояние настолько плачевное, что музейщики с тоской заговаривают об утилизации. Но всё ещё продолжают мечтать о спонсорах, которые оплатят восстановление.

Участник боевых действий
Катер действительно достоин внимания: деревянное судно имеет длину почти 27 метров и ширину 4 метра. Подобные катера МО-4 появились в период Первой мировой войны для поиска и уничтожения подводных лодок. На Ладоге «Малые охотники» охраняли транспорт и боевые корабли, несли дозорную службу и прикрывали береговые базы. Представленный в музее катер №215 входил в состав Ладожской военной флотилии. Наряду с охраной перевозок грузов через Ладогу он обеспечивал противовоздушную оборону и высаживал диверсионно-разведывательные группы на территориях, занятых врагом.

1941 – год постройки «Малого охотника» в Ленинграде

После выхода «на пенсию»
В ноябре 1977 года катер закончил боевую службу на Балтике и был установлен на место вечной стоянки. Долгое время он вообще хранился под открытым небом и медленно разрушался. Но в конце концов музейщики добились того, чтобы для «охотника» построили отдельный павильон.

– У нас было несколько вариантов его дальнейшей судьбы, – рассказал Metro директор филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» Виктор Березняцкий. – Так как он совсем ветхий и разваливается, мы думали, что нужно его утилизировать и построить такой же в оригинальную величину. Второй вариант – на чём настаивают историки и мы, музейные работники, – максимально сохранить то, что есть, и привести его в порядок. Этот вариант наилучший. Но для этого нужен хороший инвестор.

По предварительным оценкам, на восстановление катера нужно примерно 20 млн рублей. Пока о государственном финансировании работ речь не идёт – музей и так совсем недавно пережил глобальную реконструкцию за государственный счёт.

– Катер напоминает о мужестве и героизме моряков Ладожской военной флотилии, – продолжает Виктор Березняцкий. – И нам хотелось бы, чтобы катер спасли. Конечно, на воду его вряд ли поставишь. Но при удачной реконструкции можно было бы обеспечить доступ для посетителей и во внутренние помещения судна. Такой памятник будет интересен и взрослым, и детям.

«Так как корабль совсем ветхий, мы думали, что нужно утилизировать его и построить такой же в оригинальную величину».
Директор филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни»
Виктор Березняцкий

Малые охотники проекта МО-4

Малый охотник типа «МО-4»

Проект

Страна

  • СССР

Изготовители

  • Адмиралтейский завод

Операторы

Предшествующий тип

МО-2

Годы постройки

1936 — 1945 год

Построено

В строю

выведены из состава флота

Основные характеристики

Водоизмещение

56 (полное)

Длина

26,9 м

Ширина

4,0 м

Высота

2,9 м

Осадка

1,5 м

Двигатели

3 двигателя ГАМ-34

Мощность

2550 л. с.

Движитель

3 вала и 3 гребных винта

Скорость хода

27 узлов (максимальная)
16 узлов (экономическая)

Дальность плавания

800 морских миль (при 16 узлах)

Автономность плавания

3 суток

Экипаж

16 человек (2 офицера, 2 мичмана)

Вооружение

Навигационное вооружение

1 магнитный компас, лаг

Артиллерия

2×1 — 45 мм орудие 21-К

Зенитная артиллерия

2×1 × 12,7-мм ДШК

Противолодочное вооружение

1 шумопеленгатор «Посейдон», 2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы МБ-1

Минно-торпедное вооружение

4 мины КБ-3

Малый охотник «МО-4» — боевые катера ВМФ СССР. Принимали участие в Великой Отечественной войне.

История строительства

Спроектированы группой конструкторов под руководством инженера С. В. Пугавко, как дальнейшее развитие охотника типа МО-2. В отличие от МО-2 незначительно увеличили длину и ширину, а также убрали срез палубы в корме, борт уменьшили на 100 мм, к тому же катера получили более мощные главные двигатели, что способствовало увеличению полного хода. В мирное время охотники несли сторожевую службу в составе соединений морпогранохраны НКВД, а в военное время использовались для борьбы с подводными лодками противника в составе ВМФ, а также для охраны водного района (ОВР).

Серийное строительство катеров было развёрнуто на ленинградском заводе НКВД № 5. До начала войны на нём было построено 187 катеров: 75 МО пополнили состав флотов и флотилий, 113 вошли в состав Мор-погранохраны НКВД. Часть малых охотников, вошедших в состав Краснознамённого Балтийского Флота (КБФ), приняли участие в советско-финской «зимней» войне. Морским пограничникам пришлось осваивать морские границы Литвы, Латвии и Эстонии, вошедших в состав СССР в 1940 г. После начала войны с Германией серийное строительство типа МО-4 велось на нескольких заводах страны: № 5, № 345, № 640, астраханской судоверфи Наркомрыбпрома и московской судоверфи Наркомреч-флота. Несмотря на все трудности, в тяжёлые военные годы было построено 74 катера типа МО-4.

> Литература

С. В. Патянин, Корабли Второй мировой войны, ВМФ СССР 1941—1945, Москва, Журнал «Морская кампания» № 3(24) за 2009 г.

Справочник «Корабли и суда ВМФ СССР 1928—1945»

  • Малые охотники типа МО-4
  • Малый морской охотник типа «МО-4»
  • «Малые морские охотники» типа МО-2, МО-4. 1936 г.
  • морской охотник типа «МО — 4»