Министр иностранных дел СССР

Министры иностранных дел СССР

2 июля 1985 года в должность Министра иностранных дел СССР вступил Эдуард Шеварднадзе. «Дилетант» решил вспомнить некоторых советских коллег министра.
Вячеслав Михайлович Молотов (19 декабря 1930 — 6 мая 1941)

Вячеслав Михайлович Молотов (партийный псевдоним, настоящая фамилия — Скрябин) родился 25 февраля (9 марта) 1890 года в слободе Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии (ныне город Советск Кировской области) в семье Михаила Прохоровича Скрябина, приказчика торгового дома купца Якова Небогатикова.
Детские годы В. М. Молотова прошли в Вятке и в Нолинске. В 1902—1908 годах он учился в 1-м Казанском реальном училище. На волне событий 1905 года примкнул к революционному движению, в 1906 году вступил в РСДРП. В апреле 1909 года был впервые арестован и сослан в Вологодскую губернию.
Отбыв ссылку, в 1911 году В. М. Молотов приехал в Санкт-Петербург, сдал экстерном экзамены за реальное училище и поступил на экономическое отделение Политехнического института. С 1912 года сотрудничал в большевистской газете «Звезда», затем стал секретарем редакции газеты «Правда», членом Петербургского комитета РСДРП. Во время подготовки издания «Правды» познакомился с И. В. Сталиным.
После ареста фракции РСДРП в IV Государственной думе в 1914 году скрывался под фамилией Молотов. С осени 1914 года работал в Москве над воссозданием разгромленной охранкой парторганизации. В 1915 году В. М. Молотов был арестован и сослан на три года в Иркутскую губернию. В 1916 году из ссылки бежал, жил на нелегальном положении.
Февральскую революцию 1917 года В. М. Молотов встретил в Петрограде. Он являлся делегатом VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) (24−29 апреля 1917 года), делегатом VI съезда РСДРП (б) от Петроградской организации. Входил в состав Русского бюро ЦК РСДРП (б), Исполкома Петроградского совета и Военно-революционного комитета, руководившего свержением Временного правительства в октябре 1917 года.
После установления советской власти В. М. Молотов находился на руководящей партийной работе. В 1919 году он был председателем Нижегородского губисполкома, позднее стал секретарем Донецкого губкома РКП (б). В 1920 году был избран секретарем ЦК КП (б) Украины.
В 1921—1930 годах В. М. Молотов занимал должность секретаря ЦК ВКП (б). С 1921 года он был кандидатом в члены Политбюро ЦК партии, в 1926 году вошел в состав Политбюро. Активно участвовал в борьбе с внутрипартийной оппозицией, выдвинулся в число близких соратников И. В. Сталина.
В 1930—1941 годах В. М. Молотов возглавлял СНК СССР, одновременно с мая 1939 года являлся наркомом иностранных дел СССР. С его именем связана целая эпоха в советской внешней политике. Подпись В. М. Молотова стоит под договором о ненападении с гитлеровской Германией от 23 августа 1939 года (так называемый «пакт Риббентропа-Молотова»), оценки которого были и остаются неоднозначными.
На долю В. М. Молотова выпал удел известить советский народ о нападении нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Сказанные им тогда слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», — вошли в историю Великой Отечественной войны 1941−1945 годов.

Именно Молотова известил советский народ о нападении нацистской Германии

В военные годы В. М. Молотов занимал посты первого заместителя Председателя СНК СССР, заместителя Председателя Государственного комитета обороны СССР. В 1943 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда. В. М. Молотов принимал самое активное участи в организации и проведении Тегеранской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций глав правительств трех союзных держав — СССР, США и Великобритании, на которых были определены основные параметры послевоенного устройства Европы.
В. М. Молотов оставался на посту руководителя НКИД (с 1946 года — МИД СССР) до 1949 года, вновь возглавлял министерство в 1953—1957 годах. С 1941 и до 1957 года он одновременно занимал должность первого заместителя Председателя СНК (с 1946 года — Совета Министров) СССР.
На июньском пленуме ЦК КПСС 1957 года В. М. Молотов выступил против Н. С. Хрущева, примкнув к его противникам, которые были осуждены как «антипартийная группа». Вместе с другими ее членами он был выведен из состава руководящих органов партии и снят со всех государственных постов.
В 1957—1960 годах В. М. Молотов был послом СССР в Монгольской Народной Республике, в 1960—1962 годах возглавлял советское представительство в Международном агентстве по атомной энергии в Вене. В 1962 году был отозван из Вены и исключен из КПСС. Приказом по МИД СССР от 12 сентября 1963 года В. М. Молотов был освобожден от работы в министерстве в связи с уходом на пенсию.
В 1984 году с санкции К. У. Черненко В. М. Молотов был восстановлен в КПСС с сохранением партийного стажа.
В. М. Молотов скончался в Москве 8 ноября 1986 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Андрей Януарьевич Вышинский (4 марта 1949 − 5 марта 1953)
Андрей Януарьевич Вышинский, потомок старинного польского дворянского рода, бывший меньшевик, подписавший распоряжение об аресте Ленина, казалось бы, был обречен попасть в жернова системы. Удивительно, но вместо этого он сам пришел во власть, занимая посты: Прокурора СССР, Прокурора РСФСР, Министра иностранных дел, ректора МГУ.
Во многом он был обязан этим своим личностным качествам, ведь даже его противники нередко отмечают глубокую образованность и выдающиеся ораторские способности. Именно по этой причине и лекции, и судебные речи Вышинского всегда привлекали к себе внимание не только профессионального юридического сообщества, но и всего населения. Отмечали и его работоспособность. Уже на посту Министра иностранных дел он работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня.
Именно это способствовало его вкладу в юридическую науку. В свое время его труды по криминалистике, уголовному процессу, теории государства и права, международному праву считались классическими. Да и сейчас в фундаменте современной российской юриспруденции лежит разработанная А. Я. Вышинским концепция отраслевого деления системы права.

На посту Министра Вышинский работал с 11 часов утра до 4−5 часов утра следующего дня

Но все же в историю А. Я. Вышинский вошел как «главный советский обвинитель» на процессах 1930-х годов. По этой причине его имя почти всегда ассоциируется с периодом «Большого террора». «Московские процессы», несомненно, не соответствовали принципам справедливого суда. На основании косвенных доказательств невиновные были приговорены к расстрелу или длительным срокам заключения.
Как «инквизитора» его характеризовала и внесудебная форма назначения наказаний, в которой он участвовал — так называемая «двойка», официально — Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР. Обвиняемые в данном случае были лишены даже формального судебного процесса.
Однако позволю себе процитировать самого Вышинского: «Было бы большой ошибкой видеть в обвинительной работе прокуратуры основное ее содержание. Главная задача прокуратуры — быть проводником и стражем законности».
На посту Прокурора СССР основной его задачей была реформа прокурорского и следственного аппарата. Предстояло справиться со следующими проблемами: низкая образованность прокуроров и следователей, дефицит кадров, бюрократизм, халатность. В итоге была сформирована уникальная система надзора за соблюдением законности, какой прокуратура и остается в настоящее время.
Направленность действий Вышинского носила даже правозащитный характер, насколько это было возможно в условиях тоталитарной действительности. Так, например, в январе 1936 года им был инициирован пересмотр дел в отношении колхозников и представителей сельской власти, осужденных за хищения в начале 30-х годов. Десятки тысяч из них вышли на свободу.
Менее известна деятельность, направленная на поддержку советсткой защиты. В многочисленных выступлениях и трудах он отстаивал независимость и процессуальные полномочия адвокатов, нередко критикуя своих коллег за пренебрежение стороной защиты. Однако декларируемые идеалы не реализовывались на практике, если вспомнить, например, «тройки», являвшиеся противоположностью состязательного процесса.
Дипломатическая карьера А. Я. Вышинского вызывает не меньший интерес. В последние годы жизни он занимал пост постоянного представителя СССР при ООН. В своих выступлениях он высказывал авторитетное мнение по многим направлениям международной политики и международного права. Известна его речь по поводу принятия Всемирной декларации прав человека — Вышинский предвидел проблемы с реализацией провозглашенных прав, которые только сейчас замечены в научном и профессиональном сообществе.
Личность Андрея Януарьевича Вышинского неоднозначна. С одной стороны — участие в карательном правосудии. С другой — научные и профессиональные достижения, сильные личные качества, стремление к достижению идеала «социалистической законности». Именно они заставляют даже самого яростного противника Вышинского признать в нем того носителя высших ценностей — «человека своего дела».
Можно сделать вывод, что быть им в условиях тоталитаризма возможно. Это подтверждено А. Я. Вышинским.

Дмитрий Трофимович Шепилов (27 ферваля 1956 — 29 июня 1957)

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. После переезда семьи в Ташкент учился сначала в гимназии потом в средней школе.
В 1926 окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры.
С 1926 года — в органах юстиции, в 1926—1928 годах работал прокурором в Якутии. С 1929 года — на научной работе. В 1933—1935 годах работал в политотделе одного из сибирских совхозов. После публикации ряда заметных статей был приглашён в Институт экономики Академии наук СССР. С 1935 года — в аппарате ЦК ВКП (б) (Отдел науки). Как сообщает Леонид Млечин, на одном из совещаний по вопросам науки Шепилов «позволил себе возразить Сталину». Сталин предложил ему пойти на попятную, однако Шепилов стоял на своём, в результате чего был изгнан из ЦК и семь месяцев просидел без работы.
С 1938 года — учёный секретарь Института экономики АН СССР.
В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт в составе московского ополчения, хотя имел «бронь», как профессор, и возможность поехать в Казахстан директором Института экономики. С 1941 по 1946 год — в Советской Армии. Прошёл путь от рядового до генерал-майора, начальника Политотдела 4-й Гвардейской армии.
В 1956 году Хрущёв добился смещения Молотова с поста министра иностранных дел СССР, поставив на его место своего соратника Шепилова. 2 июня 1956 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Шепилов был назначен министром иностранных дел СССР, сменив на этом посту Вячеслава Михайловича Молотова.
В июне 1956 года советский министр иностранных дел впервые в истории совершил турне по Ближнему Востоку, посетив Египет, Сирию, Ливан, а также Грецию. Во время переговоров в Египте с президентом Насером в июне 1956 года дал секретное согласие СССР спонсировать строительство Асуанской плотины. При этом Шепилов, по роду своей предыдущей деятельности не будучи международником-профессионалом, оказался под впечатлением поистине «фараонского» приёма, который устроил ему тогдашний президент Египта Насер, и по возвращении в Москву сумел убедить Хрущёва в форсировании налаживания отношений с арабскими странами Ближнего Востока в противовес нормализации отношений с Израилем. При этом следует учесть, что во время Второй мировой войны практически вся политическая элита стран Ближнего Востока так или иначе сотрудничала с гитлеровской Германией, а сам Насер и его братья тогда учились в германских высших военно-учебных заведениях.
Представлял позицию СССР по Суэцкому кризису и по восстанию в Венгрии в 1956 году. Возглавил советскую делегацию на Лондонской конференции по Суэцкому каналу.
Способствовал нормализации советско-японских отношений: в октябре 1956 года была подписана совместная декларация с Японией, прекращающая состояние войны. СССР и Япония обменялись послами.
В своем выступлении на ХХ съезде КПСС призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР. В то же время участвовал в подготовке доклада Хрущёва «О культе личности и его последствиях», однако подготовленный вариант доклада был существенно изменён.

Шепилов призывал к насильственному экспорту социализма за пределы СССР

Когда Маленков, Молотов и Каганович в июне 1957 попытались сместить Хрущёва на заседании Президиума ЦК КПСС, предъявив ему целый список обвинений, Шепилов вдруг тоже начал критиковать Хрущева за установление собственного «культа личности», хотя в названную группу никогда не входил. В результате поражения группировки Молотова, Маленкова, Кагановича на последовавшем 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС родилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».
Существует и иное, менее литературно-зрелищное объяснение истоков формулировки с использованием слова «примкнувший»: группу, которая состояла бы из восьми участников, неловко было назвать «отколовшейся антипартийной группкой», так как она оказывалась явным большинством, и это было бы очевидно даже для читателей «Правды». Чтобы называться «фракционерами-раскольниками», членов группы должно было быть не больше семи; Шепилов же был восьмым.
Резоннее звучит предположение, что, в отличие от семи членов «антипартийной группы» — членов Президиума ЦК КПСС, Шепилов был определён как «примкнувший», поскольку, как кандидат в члены Президиума, не имел права решающего голоса при голосовании.
Шепилов был освобождён от всех партийных и государственных должностей. С 1957 года — директор, с 1959 года — заместитель директора Института экономики АН Киргизской ССР, в 1960—1982 годах — археограф, затем старший археограф в Главном архивном управлении при Совмине СССР.
Так как клише «и примкнувший к ним Шепилов» активно муссировалось в прессе, появился анекдот: «Самая длинная фамилия — Ипримкнувшийкнимшепилов»; когда пол-литровую бутылку водки делили «на троих», четвёртый собутыльник прозывался «Шепиловым» и т. п. Благодаря этой фразе имя партийного функционера узнали миллионы советских граждан. Собственные воспоминания Шепилова полемически озаглавлены «Непримкнувший»; они резко критичны по отношению к Хрущёву.
Сам Шепилов, согласно воспоминаниям, считал дело сфабрикованным. Он был исключён из партии в 1962 году, восстановлен в 1976 году, а в 1991 году восстановлен в Академии наук СССР. С 1982 года — на пенсии.
Умер 18 августа 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Андреевич Громыко (2 июля 1985 — 1 октября 1988)

Из всех российских и советских министров иностранных дел только один Андрея Андреевича Громыко прослужил на этом посту легендарно длительный срок — двадцать восемь лет. Его имя было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Знаменитым на весь мир его сделала должность министра иностранных дел СССР.
Дипломатическая судьба А. А. Громыко сложилась так, что на протяжении без малого полувека он находился в центре мировой политики, снискал уважение даже своих политических оппонентов. В дипломатических кругах его называли «патриархом дипломатии», «самым информированным министром иностранных дел в мире». Его наследие, несмотря на то, что советская эпоха осталась далеко позади, и сегодня актуально.
А. А. Громыко родился 5 июля 1909 года в деревне Старые Громыки Ветковского района Гомельской области. В 1932 г. окончил Экономический институт, в 1936 г.— аспирантуру ВНИИ экономики сельского хозяйства, доктор экономических наук (с 1956 г.). В 1939 переведен в Наркомат иностранных дел (НКИД) СССР. К этому времени в результате репрессий были уничтожены практически все руководящие кадры советской дипломатии, и Громыко стал быстро делать карьеру. В свои неполные 30 лет выходец из белорусской глубинки с дипломом кандидата экономических наук почти сразу после прихода в НКИД получил ответственный пост заведующего Отделом американских стран. Это был необычайно крутой взлет даже по тем временам, когда карьеры создавались и рушились в одночасье. Не успел молодой дипломат обосноваться в своих новых апартаментах на Смоленской площади, как последовал вызов в Кремль. Сталин в присутствии Молотова сказал: «Товарищ Громыко, мы намерены послать вас на работу в посольство СССР в США в качестве советника». Так, А. Громыко на четыре года стал советником посольства в США и одновременно посланником на Кубе.
В 1946—1949 гг. зам. министра иностранных дел СССР и одновременно в 1946—1948 гг. пост. представитель СССР при ООН, в 1949—1952 гг. и 1953—1957 гг. первый зам. министра иностранных дел СССР, в 1952—1953 гг. посол СССР в Великобритании, в апреле 1957 года Громыко назначается министром иностранных дел СССР и работает на этом посту до июля 1985 года. С 1983 г. первый заместитель Председателя Совмина СССР. В 1985—1988 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Дипломатический талант Андрея Андреевича Громыко был замечен за рубежом быстро. Признанный Западом авторитет Андрея Громыко был высшей пробы. В августе 1947 года журнал «Таймс» писал: «Как постоянный представитель Советского Союза в Совете Безопасности Громыко делает свою работу на уровне умопомрачительной компетенции».
В то же время, с легкой руки западных журналистов, Андрей Громыко, как активнейший участник «холодной войны», стал обладателем целой серии нелестных кличек вроде «Андрей волк», «робот-мизантроп», «человек без лица», «современный неандерталец» и т. д. Громыко стал хорошо известен в международных кругах своим вечно недовольным и мрачным выражением лица, а также крайне неуступчивыми действиями, за что получил прозвище «Мистер Нет». По поводу этого прозвища А. А. Громыко отмечал: «Мои «нет» они слышали гораздо реже, чем я их «ноу», ведь мы выдвигали гораздо больше предложений. Меня в их газетах прозвали «господин Нет», потому что я собой манипулировать не позволял. Кто стремился к этому, хотел манипулировать Советским Союзом. Мы — великая держава, и никому этого делать не позволим!»

Благодаря своей неуступчивости Громыко получил прозвище «Мистер Нет»

Однако Вилли Брандт, канцлер ФРГ в воспоминаниях отметил: «Я нашел Громыко более приятным собеседником, чем представлял его себе по рассказам об этаком язвительном «мистере Нет». Он производил впечатление корректного и невозмутимого человека, сдержанного на приятный англосакский манер. Он умел в ненавязчивой форме дать понять, каким огромным опытом он обладает».
А. А. Громыко исключительно твердо придерживался утвержденной позиции. «Советский Союз на международной арене — это я, — думал Андрей Громыко. — Все наши успехи на переговорах, приведших к заключению важных международных договоров и соглашений, объясняются тем, что я был убежденно тверд и даже непреклонен в особенности когда видел, что со мной, а значит, и с Советским Союзом, разговаривают с позиции силы или играют в «кошки-мышки». Я никогда не лебезил перед западниками и после того, как меня били по одной щеке, вторую не подставлял. Более того, действовал так, чтобы и моему не в меру строптивому оппоненту было несладко».
Многие не знали, что А. А. Громыко обладал восхитительным чувством юмора. Его замечания могли включать в себя меткие комментарии, которые становились сюрпризом в напряженные моменты при приеме делегаций. Генри Киссинджер, приезжая в Москву, постоянно боялся прослушивания со стороны КГБ. Однажды он во время встречи указал на люстру, висевшую в комнате, и попросил, чтобы КГБ сделал ему копию американских документов, так как у американцев «вышла из строя» копировальная техника. Громыко в тон ему ответил, что люстры делались еще при царях и в них могут быть только микрофоны.
Среди важнейших достижений Андрей Громыко выделял четыре момента: создание ООН, выработку соглашений по ограничению ядерных вооружений, легализацию границ в Европе и, наконец, признание США за СССР роли великой державы.
Мало кто сегодня помнит, что ООН была задумана в Москве. Именно здесь в октябре 1943 года Советский Союз, США и Великобритания объявили, что мир нуждается в организации по международной безопасности. Это было легко декларировать, но трудно сделать. Громыко стоял у истоков ООН, под Уставом этой организации стоит его подпись. В 1946 году он стал первым советским представителем в ООН и одновременно заместителем, а затем первым заместителем министра иностранных дел. Громыко был участником, а впоследствии главой делегации нашей страны на 22 сессиях Генассамблеи ООН.
«Вопросом вопросов», «сверхзадачей», по выражению самого А. А. Громыко, был для него процесс переговоров по контролю над гонкой вооружений как обычных, так и ядерных. Он прошел все этапы послевоенной разоруженческой эпопеи. Уже в 1946 году от имени СССР А. А. Громыко выступил с предложением о всеобщем сокращении и регулировании вооружений и о запрещении военного использования атомной энергии. Предметом особой гордости Громыко считал подписанный 5 августа 1963 года Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, переговоры по которому тянулись с 1958 года.
Другим приоритетом внешней политики А. А. Громыко считал закрепление результатов Второй мировой войны. Это, прежде всего, урегулирование вокруг Западного Берлина, оформление статус-кво с двумя германскими государствами, ФРГ и ГДР, а затем и общеевропейские дела.
Огромных сил, настойчивости и гибкости потребовали от Москвы исторические соглашения СССР (а затем Польши и Чехословакии) с ФРГ в 1970—1971 годах, а также четырехстороннее соглашение 1971 года по Западному Берлину. Насколько велика личная роль А. А. Громыко в подготовке этих фундаментальных для мира в Европе документов видно хотя бы из того, что для выработки текста Московского договора 1970 года он провел 15 встреч с советником канцлера В. Брандта Э. Баром и столько же с министром иностранных дел В. Шеелем.
Именно они и предшествовавшие усилия расчистили путь к разрядке и созыву Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значение подписанного в августе 1975 года в Хельсинки Заключительного акта имело мировой масштаб. Это был, по существу, кодекс поведения государств в ключевых сферах взаимоотношений, включая военно-политическую. Была закреплена нерушимость послевоенных границ в Европе, чему А. А. Громыко придавал особое значение, созданы предпосылки для укрепления европейской стабильности и безопасности.
Именно благодаря усилиям А. А. Громыко были расставлены все точки над «i» между СССР и США в период «холодной войны». В сентябре 1984 года по инициативе американцев в Вашингтоне прошла встреча Андрея Громыко с Рональдом Рейганом. Это были первые переговоры Рейгана с представителем советского руководства. Рейган признал за Советским Союзом статус сверхдержавы. Но еще более значительным стало другое заявление. Напомню слова, сказанные глашатаем мифа об «империи зла» после окончания встречи в Белом доме: «Соединенные Штаты уважают статус Советского Союза как сверхдержавы… и у нас нет желания изменить его социальную систему». Таким образом, дипломатия Громыко добилась от США официального признания принципа невмешательства во внутренние дела Советского Союза.

Благодаря Громыко были стабилизированы отношения СССР и США

Андрей Громыко носил в памяти множество фактов, забытых широкими кругами международной общественности. «Ты представляешь, — рассказывал Андрей Громыко сыну, — выступает, да ни кто-либо, а лощеный Макмиллан, премьер-министр Великобритании. Так как это было в разгар «холодной войны», делает выпады в наш адрес. Ну, я бы сказал, работает обычная ооновская кухня, со всеми ее политическими, дипломатическими и пропагандистскими приемами. Я сижу и думаю, как на эти выпады при случае, в ходе дебатов, ответить. Неожиданно, сидевший рядом со мной Никита Сергеевич наклоняется и, как я сначала подумал, что-то ищет под столом. Я даже чуть отодвинулся, чтобы ему не мешать. И вдруг вижу — вытаскивает ботинок и начинает колотить им по поверхности стола. Откровенно говоря, первая мысль была, что Хрущёву дурно. Но через мгновение я понял, что наш лидер протестует таким образом, стремится поставить Макмиллана в неловкое положение. Я весь напрягся и против своей воли стал стучать по столу кулаками — ведь надо же было как-то поддержать главу советской делегации. В сторону Хрущёва не смотрел, мне было неловко. Ситуация складывалась действительно комическая. И ведь что удивительно, можно произнести десятки умных и даже блестящих речей, но оратора через десятилетия может никто и не вспомнит, башмак Хрущёва не забудут.
В результате почти полувековой практики А. А. Громыко выработал для себя «золотые правила» дипломатической работы, которые, впрочем, актуальны не только для дипломатов:
— абсолютно недопустимо сразу раскрывать другой стороне все карты, хотеть решить проблему одним махом;
— осторожное использование встреч в верхах; плохо подготовленные, они приносят больше вреда, чем пользы;
— нельзя позволять манипулировать собой ни с помощью грубых, ни с помощью изощренных средств;
— для успеха во внешней политике нужна реальная оценка обстановки. Еще более важно, чтобы эта реальность никуда не исчезла;
— самое трудное — закрепление реального положения дипломатическими договоренностями, международно-правовое оформление компромисса;
— постоянная борьба за инициативу. В дипломатии инициатива — лучший способ защиты государственных интересов.
А. А. Громыко считал, что дипломатическая деятельность — труд тяжелый, требующий от тех, кто им занимается, мобилизации всех своих знаний и способностей. Задача дипломата — «бороться до конца за интересы своей страны, без ущерба для других». «Работать по всему диапазону международных отношений, находить полезные связи между отдельными, казалось бы, процессами», — эта мысль была своеобразной константой его дипломатической деятельности. «Главное в дипломатии — компромисс, лад между государствами и их руководителями».
В октябре 1988 года Андрей Андреевич вышел на пенсию и работал над мемуарами. Он ушел из жизни 2 июля 1989 года. «Государство, Отечество — это мы, — любил говорить он. — Если не сделаем мы, не сделает никто».
Эдуар Амвросиевич Шеварнадзе (2 июля 1985 — 20 декабря 1990)


Родился 25 января 1928 г. в селе Мамати Ланчхутского района (Гурия).
Окончил Тбилисский медицинский техникум. В 1959 году окончил Кутаисский педагогический институт им. А. Цулукидзе.
С 1946 года на комсомольской и партийной работе. С 1961 по 1964 годы был первым секретарем райкома Компартии Грузии в Мцхете, а затем первым секретарем Первомайского райкома партии Тбилиси. В период с 1964 по 1972 — первый заместитель министра по охране общественного порядка, затем — министр внутренних дел Грузии. С 1972 по 1985 годы — первый секретарь Центрального Комитета Компартии Грузии. На этом посту проводил получившую большое паблисити кампанию по борьбе с теневым рынком и коррупцией, которая, однако, не привела к искоренению этих явлений.
В 1985—1990 годах — министр иностранных дел СССР, с 1985 по 1990 — член Политбюро ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9−11 созывов. В 1990—1991 годах — народный депутат СССР.
В декабре 1990 года ушел в отставку «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» и в тот же год вышел из рядов КПСС. В ноябре 1991 года по приглашению Горбачёва вновь возглавил МИД СССР (называвшийся в то время Министерством внешних сношений), но после распада СССР через месяц эта должность была упразднена.

Шеварднадзе являлся одним из соратников Горбачёва в проведении политики перестройки

В декабре 1991 Министр внешних сношений СССР Э. А. Шеварднадзе одним из первых среди руководителей СССР признал Беловежские соглашения и предстоящее прекращение существования СССР.
Э. А. Шеварднадзе являлся одним из соратников М. С. Горбачёва в проведении политики перестройки, гласности и разрядки международной напряженности.

Конец МИД СССР. Кто и как разрушил дипломатию великой державы

Кризис и распад Советского Союза имел сокрушительные последствия не только для его внешней политики, но и для внешней политики нашей страны как главного наследника СССР.
Советская страна была мировой сверхдержавой, обладавшей колоссальным политическим влиянием на десятки государств в самых разных частях света. У СССР было множество союзников в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии, на Арабском Востоке и в Северной Африке, в Тропической Африке и в Латинской Америке, и это если не говорить о многочисленных коммунистических и рабочих партиях, которые также являлись своего рода лоббистами и проводниками советских интересов в своих странах. Внешняя политика СССР была организована на высочайшем уровне, а формировалась она десятилетиями. И все эти десятилетия Советский Союз наращивал свое политическое влияние в мире, обзаводился все новыми и новыми союзниками.


В конце 1920-х годов в мире было лишь два «просоветских» государства – Монголия и Тува, которая впоследствии вошла в состав РСФСР, а к концу 1980-х годов в орбите влияния Советского Союза находились десятки стран. За внешнюю политику СССР отвечали, само собой, ЦК КПСС и Министерство иностранных дел СССР. Однако собственные внешнеполитические ведомства были и у союзных республик. Но поскольку решением «настоящих» внешнеполитических вопросов занимался союзный МИД, республиканские министерства иностранных дел отвечали за такие второстепенные вопросы как выезд советских граждан, проживавших в конкретных республиках за рубеж, и представительские функции, например – взаимодействие с национальными диаспорами, проживавшими за рубежом (особенно это касалось министерств иностранных дел закавказских союзных республик).
Собственными внешнеполитическими ведомствами, кстати, союзные республики обзавелись после Ялтинской конференции. Мудрый Сталин быстро понял, что СССР может серьезно увеличить свое влияние в мировой политике, если несколько «федерализует» свою внешнюю политику и представит союзные республики в качестве «государств» с собственными дипломатическими ведомствами. Так в Организации Объединенных Наций были зарезервированы места под Украинскую ССР и Белорусскую ССР, что давало Москве дополнительные преимущества в давлении на Запад.

Свое дипломатическое ведомство было создано и в РСФСР. Однако его функции были еще более эфемерными, чем у министерств иностранных дел союзных республик. Это было связано с тем, что союзные республики изначально пользовались куда большими правами и привилегиями, чем РСФСР. Но у последней все же были и собственные министерства, и свое руководство. И это обстоятельство, кстати, сыграло далеко не самую последнюю роль в дезорганизации советской внешней политики в последний год существования советского государства.
До осени 1991 года МИД РСФСР занимался практически лишь вопросами выезда советских граждан за рубеж. Не очень понятно, зачем для этой цели было держать целое министерство с министром во главе, но оно функционировало, были чиновники, получавшие неплохую по советским меркам зарплату и имевшие соответствующий статус. С 1982 года во главе МИД СССР находился Владимир Михайлович Виноградов (1921-1997). Профессиональный дипломат, Виноградов еще в 1948 году, в 27 лет, возглавил отдел торгового представительства СССР в Великобритании. Затем 12 лет он проработал в системе Министерства внешней торговли СССР, отвечая за торговые связи с западными странами и дослужившись до начальника Управления торговли с западными странами Министерства внешней торговли СССР. В 1962 году он перешел на сугубо дипломатическую работу, став чрезвычайным и полномочным послом СССР в Японии, затем в 1967-1970 гг. был заместителем министра иностранных дел СССР, позже – послом СССР в Египте (ОАР), послом по особым поручениям МИД СССР, послом СССР в Иране (1977-1982). С последней должности он и пришел в МИД РСФСР.
Вторая половина 1980-х гг. стала периодом открытого начала центробежных процессов в союзных республиках. В Прибалтике, затем в Грузии, Армении, на Украине, в Молдавии активизировались националистические силы, выступавшие за максимальную автономию и даже за политическую независимость республик. Начались массовые демонстрации, создавались соответствующие политические организации. В РСФСР, которая была самой большой по площади и численности населения союзной республикой, на первый взгляд никаких центробежных процессов не было и быть не могло, если не считать активизацию националистов в республиках Северного Кавказа. Но роль антисоветской разрушительной силы играло само руководство РСФСР.
12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. В ней провозглашался приоритет на территории РСФСР республиканских законов над законами Советского Союза. Сегодня 12 июня отмечается День независимости России. История сложилась так, как она сложилась. Тем более, что ко времени принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР уже несколько союзных республик приняли подобные документы. Так что РСФСР не была в этом плане «первопроходцем».
Но сам факт того, что РСФСР, считавшаяся «ядром», «стержнем» советского государства, также принимала документ о суверенитете, был сигналом для остальных союзных республик. Впрочем, союзное руководство до конца не осознавало последствий принимаемых деклараций. Ведь под контролем руководства СССР оставались главные столпы советской власти – Министерство обороны, Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности. Численность, подготовка, вооружение Советской Армии, Внутренних войск МВД и Пограничных войск КГБ позволяли без особого труда пресечь любые попытки силовой поддержки центробежных тенденций. Но этого не потребовалось. Одной из главных причин распада Советского Союза стали действия как раз руководства РСФСР.
Понятно, что ни одна из союзных республик всерьез не могла соперничать с центральным руководством. Соперничество генсека ЦК КПСС и лидеров, к примеру, Грузии, Литвы или Узбекистана выглядело бы просто комичным. Но другое дело – противостояние лидеров СССР и РСФСР. Борис Ельцин, избранный 29 мая 1990 года председателем Верховного Совета РСФСР, стал главным и единственным соперником Михаила Горбачева. После принятия Декларации о государственном суверенитете Ельцин и Иван Силаев, в то время занимавший пост председателя Совета министров РСФСР, приступили к созданию нового правительства РСФСР. В нем, как и полагалось, сохранялась должность министра иностранных дел.

12 июля на XXVIII съезде КПСС, ровно через месяц после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Борис Ельцин заявил о своем выходе из коммунистической партии. Это был подлинный плевок в лицо и всей советской системе власти в целом, и лично Михаилу Горбачеву. Тем самым Ельцин подчеркивал, что КПСС, коммунистическая идеология и генсек ЦК КПСС более не являются для него авторитетами. 19 февраля 1991 года, после известных событий в Риге и Вильнюсе, Борис Ельцин впервые потребовал отставки Михаила Горбачева и передачи всей полноты власти в союзном государстве Совету Федерации, в который вошли бы руководители всех союзных республик.
Чуть раньше Ельцин приступил и к выстраиванию самостоятельной внешней политики РСФСР. 11 октября 1990 года на пост министра иностранных дел РСФСР был назначен Андрей Козырев. Ему было всего 39 лет – юность для советского чиновника. При этом, несмотря на молодые годы, Андрей Козырев занимал довольно неплохую должность начальника Управления международных организаций Министерства иностранных дел СССР. Выпускник МГИМО, Козырев с 23 лет работал в системе МИД СССР, бывал в заграничных командировках.

Еще через два месяца после назначения Козырева министром иностранных дел РСФСР, МИД СССР поразила громкая отставка. 20 декабря 1990 года об уходе со своего поста заявил сам министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Надо сказать, что деятельность Эдуарда Амвросиевича на этом посту была отмечена целым рядом многочисленных ошибок и просчетов, которые очень дорого обходятся даже современной России. Кстати, Договор РСМД подписывал в свое время именно Шеварднадзе.

Во главе МИД СССР после отставки Шеварднадзе встал Александр Бессмертных – профессиональный дипломат, с 1957 года (после окончания МГИМО) работавший в системе дипломатического ведомства. До января 1991 года Бессмертных занимал очень серьезную для советского дипломата должность посла в Соединенных Штатах Америки. У Бессмертных была собственная концепция обновления советской внешней политики. Так, он выступил с идеей создания некоего пояса «дружбы и сотрудничества вокруг Советского Союза».
Концепция Бессмертных заключалась в том, чтобы нормализовать и сделать дружественными отношения со всеми государствами, являвшимися непосредственными соседями Советского Союза. Само это решение было несколько странным, учитывая, что СССР граничил с множеством совершенно разных государств, отношения с которыми исторически складывались также неоднозначно. Польша и Румыния, Финляндия и Турция, Иран и Афганистан, Китай и Монголия – все это были ближайшие соседи СССР. Но как могли быть выстроены со всеми этими разными странами одинаково дружественные отношения? На этот вопрос Бессмертных так и не дал внятного ответа.

Пока союзное дипломатическое ведомство «изобретало велосипед», выискивая некие новые парадигмы внешней политики, руководство РСФСР приступило к самостоятельным шагам во внешнеполитической сфере. И их инициатором стал Борис Ельцин, точнее – его непосредственное окружение. Так, 12 января 1991 года был подписан договор об основах межгосударственных отношений с Эстонией. В договоре Эстония и Россия признавали друг друга суверенными республиками. Таким образом, Ельцин сам пошел на то, чтобы признать независимость остальных союзных республик. Если бы он не хотел, он бы не подписывал такой договор и никто бы не заставил РСФСР признавать политический суверенитет Эстонии. Для союзной внешней политики договор РСФСР и Эстонии был очень тревожным знаком.
Вместе с тем, и союзное руководство, и руководство РСФСР на протяжении 1991 года не шибко задавалось вопросами внешней политики, поскольку было поглощено внутренними разборками. В конце концов, в августе 1991 года произошел т.н. «путч ГКЧП». Государственный комитет по чрезвычайному положению, в состав которого вошли важнейшие фигуры союзной политической элиты, включая вице-президента СССР Геннадия Янаева, министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ СССР Владимира Крючкова и министра внутренних дел СССР Бориса Пуго, передал полномочия президента Союза ССР Геннадию Янаеву как второму лицу в союзном государстве. Казалось, что смещение Горбачева – вопрос решенный, тем более, что в состав ГКЧП входили руководители всех силовых структур Советского Союза, в подчинении которых находились миллионы вооруженных людей – военнослужащие армии, внутренних и пограничных войск, милиционеры, контрразведчики и разведчики. Но история ГКЧП и путча закончилась столь же стремительно, сколь и началась.
Выступление ГКЧП лишь приблизило конец Советского Союза, сыграв роль самой настоящей провокации, приведшей к необратимым последствиям. 22 августа в Москву вернулся Михаил Горбачев, после чего руководители ГКЧП были арестованы (кроме погибшего Пуго). Поскольку под арестом оказалось практически все союзное руководство, фактически ситуация оказалась под контролем руководства РСФСР – Ельцина, Руцкого, Силаева. С этого момента Михаил Горбачев уже не мог играть никакой реальной роли в политике страны.
Стоит отметить, что министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных, который не решился ни поддержать ГКЧП, ни открыто выступить против него, был отправлен в отставку и заменен на руководящем посту послом СССР в Чехословакии Борисом Панкиным. Это была временная фигура, поэтому вряд ли стоит называть Панкина в числе «могильщиков» советского внешнеполитического ведомства. Что интересно, поскольку отставка Бессмертных не была санкционирована Верховным Советом СССР, до 18 ноября 1991 года в СССР формально было два министра иностранных дел – Панкин и Бессмертных. Однако 18 ноября Панкин был отправлен послом в Великобританию, а пост министра внешних сношений СССР на месяц занял Эдуард Шеварднадзе.
8 декабря 1991 года прошла знаменитая встреча в Беловежской пуще, среди непосредственных организаторов которой был и министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев. 18 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал Указ «О внешнеполитической службе РСФСР». В соответствии с этим указом, Министерство внешних сношений СССР и все его имущество были переданы под управление Министерства иностранных дел РСФСР. Таким образом, союзное дипломатическое ведомство окончательно прекратило свое существование.
В течение последующих нескольких постсоветских лет тогдашнему российскому руководству удалось полностью уничтожить всю внешнюю политику, доставшуюся «в наследство» от СССР. Бывшие союзники в Восточной Европе отреклись от России, от других союзников в Азии и Африке Россия, по большей части, отреклась сама. Потребовалось двадцать лет, чтобы наша страна уже в новую, современную эпоху, начала восстанавливать свои позиции в качестве мировой державы, которая может заставить с собой считаться.

Министерство иностранных дел СССР

Министерство иностранных дел СССР

сокращённо — МИД СССР


Печати всех министерств и ведомств СССР использовали Герб Советского Союза


Здание министерства иностранных дел

Общая информация

Страна

  • СССР

Юрисдикция

СССР

Дата создания

15 марта 1946

Предшественники

Народный комиссариат иностранных дел СССР (1923—1946)
Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР (1917—1923)
Министерство иностранных дел Российской империи (1802—1917)
Коллегия иностранных дел (1717—1802)
Посольский приказ (1549—1720)

Дата упразднения

26 декабря 1991

Заменено на

МИД России

Руководство

Подчинено

Совет Министров СССР
Кабинет министров СССР

Устройство

Штаб-квартира

Москва, Смоленская-Сенная площадь, д. 32-34

Медиафайлы на Викискладе

Министе́рство иностра́нных дел СССР — центральный орган государственного управления СССР в области внешней политики и международных отношений.

Союзно-республиканское Министерство создано 15 марта 1946 года путём преобразования из Народного комиссариата иностранных дел СССР.

В 1946—1952 годах Министерство размещалось в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Улица Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21).

14 ноября 1991 по решению не предусмотренного Конституцией Государственного Совета СССР на базе Министерства иностранных дел СССР было образовано Министерство внешних сношений СССР с приданием новообразованному ведомству части внешнеторговых функций. Однако, согласно п. 2 ст. 113 Конституции СССР принятие решения о реорганизации МИДа находилось в компетенции Верховного Совета СССР, который до распада СССР так и не внес соответствующие поправки в Закон СССР от 1 апреля 1991 года № 2073-I «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР».

Министры иностранных дел СССР

  • 19 марта 1946 — 4 марта 1949 — Молотов, Вячеслав Михайлович
  • 4 марта 1949 — 5 марта 1953 — Вышинский, Андрей Януарьевич
  • 5 марта 1953 — 1 июня 1956 — Молотов, Вячеслав Михайлович
  • 1 июня 1956 — 15 февраля 1957 — Шепилов, Дмитрий Трофимович
  • 15 февраля 1957 — 2 июля 1985 — Громыко, Андрей Андреевич
  • 2 июля 1985 — 20 декабря 1990 — Шеварднадзе, Эдуард Амвросиевич
  • 15 января — 28 августа 1991 — Бессмертных, Александр Александрович
  • 28 августа — 18 ноября 1991 — Панкин, Борис Дмитриевич (не был утвержден Верховным Советом СССР, но фактически исполнял обязанности министра)

1-е заместители

  • 1953—1957 — Громыко, Андрей Андреевич
  • 1955—1977 — Кузнецов Василий Васильевич
  • 1957—1958 — Патоличев, Николай Семёнович
  • 1977—1986 — Корниенко, Георгий Маркович
  • 1977—1986 — Мальцев, Виктор Фёдорович
  • 1986—1990 — Воронцов, Юлий Михайлович
  • 1986—1991 — Ковалев, Анатолий Гаврилович
  • 1988—1990 — Бессмертных, Александр Александрович
  • 12 мая — 21 сентября 1991 — Квицинский, Юлий Александрович
  • 21 сентября — 26 декабря 1991 — Петровский, Владимир Федорович

Заместители

  • 1946—1952 — Гусев, Фёдор Тарасович
  • 1949—1951 — Лаврентьев, Анатолий Иосифович
  • 1952—1953 — Подцероб, Борис Фёдорович
  • 1957—1983 — Фирюбин, Николай Павлович
  • 1960—1967 — Малик, Яков Александрович
  • 1962—1965 — Лапин, Сергей Георгиевич
  • 1966—1983 — Козырев, Семён Павлович
  • 1970—1978 — Родионов, Николай Николаевич
  • 1971—1986 — Ковалев, Анатолий Гаврилович
  • 1973—1982 — Земсков, Игорь Николаевич
  • 1980—1985 — Стукалин, Виктор Фёдорович
  • 1980—1986 — Рыжов, Никита Семёнович
  • 1982—1991 — Комплектов, Виктор Георгиевич
  • 1982—1987 — Капица, Михаил Степанович
  • 1985—1988 — Логинов, Вадим Петрович
  • 1985—1991 — Никифоров, Валентин Михайлович
  • 1986—1988 — Бессмертных, Александр Александрович
  • 1986—1990 — Адамишин, Анатолий Леонидович
  • 1986—1991 — Петровский, Владимир Федорович
  • 1986—1991 — Рогачёв, Игорь Алексеевич
  • 1986—1991 — Чаплин, Борис Николаевич
  • 1986—1991 — Обминский, Эрнест Евгеньевич
  • 1988—1990 — Абоимов, Иван Павлович

> Структура

  • 1-й отдел
  • 4-й Европейский отдел: Польша, Чехословакия.
  • 5-й Европейский отдел: Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Албания, Греция и Кипр.

Знаки различия

В Викитеке есть полный текст:
Постановление СНК СССР от 28 мая 1943 года № 600 «О введении форменной одежды для дипломатических работников Народного Комиссариата Иностранных Дел, Посольств и Миссий СССР за границей»

C 01.11.1943 г. началось ношение новой униформы Народного Комиссариата Иностранных Дел, Посольств и Миссий СССР за границей. Специальные погоны для министра Иностранных дел СССР с вышитым изображением государственного герба были установлены после преобразования НКИД в МИД СССР 15.03.1946 г. (до этого Народный Комиссар носил знаки различия Чрезвычайного и полномочного посла). После упразднения знаков различия и формы одежды министерства в 1954 г., для некоторых категорий дипломатических работников сохранилась особая униформа, фактически как церемониальная (в соответствии с международным дипломатическим протоколом).

Описание Знаки различия дипломатических работников Народного Комиссариата Иностранных Дел, Посольств и Миссий СССР за границей
СССР
Погоны
Ранг Чрезвычайный
и Полномочный Посол
в должности
Министра
Иностранных дел СССР
(с 1946 г.)
Чрезвычайный
и Полномочный Посол
Чрезвычайный
и Полномочный Посланник
1 класса
Чрезвычайный
и Полномочный Посланник
2 класса
Советник
1 класса
Советник
2 класса
Первый секретарь
1 класса
Первый секретарь
2 класса
Второй секретарь
1 класса
Второй секретарь
2 класса
Третий секретарь Атташе
Примечание Отменены в 1954 г.

См. также

  • Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР
  • Народный комиссариат иностранных дел СССР
  • Министерство иностранных дел России
  • Куценко, А. Первая форма советских дипломатов. 1943-1954 // Цейхгауз. — 1993. — № 1 (2). — С. 36—43. — ISSN X 0868-801 X.

Примечания

  1. Закон от 15 марта 1946 года. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. — 1946. — № 10.
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госсовета СССР от 14_11_1991 N ГС-13 (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  3. Постановление Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. N ГС-14 «О Министерстве внешних сношений СССР»
  4. Закон СССР от 01.04.1991 N 2073-I О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР
  5. Закон СССР от 1 апреля 1991 г. N 2073-I «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР» Архивная копия от 15 апреля 2015 на Wayback Machine c изменением и дополнением, внесенными неконституционным Советом Республик Верховного Совета СССР 3 декабря 1991 года
  6. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР № 35. 28 августа 1991 г.
  7. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР № 36. 4 сентября 1991 г.
  8. В постановлении Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. № 2370-I «О членах Кабинета Министров СССР», в котором говорится об утверждении назначения новых министров, имя Бориса Панкина отсутствует.
  9. «Б. Панкин о признании независимости Латвии, Литвы и Эстонии» // Известия, 7 сентября 1991 г., с.4
  10. Панкин дал чехам вольную
  11. Кузнецов Василий Васильевич
  12. Первая форма советских дипломатов, 1993, с. 39.
  13. Первая форма советских дипломатов, 1993, с. 42.
  14. Первая форма советских дипломатов, 1993, с. 42—43.

Ссылки

  • Наркомы (Министры) иностранных дел СССР
  • Россия требует радикального сокращения союзного МИДа
Институты государственной власти и управления СССР

  • Всесоюзный съезд советов (1922—1936)
  • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938)
  • Верховный Совет СССР (1936—1988)
  • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1988)

  • председатель Верховного совета СССР (1988—1990)
  • Президент СССР (1990—1991)

  • Совет обороны СССР (1955—1991)
  • Вице-президент СССР (1990—1991)
  • Президентский совет СССР (1990)
  • Совет безопасности СССР (1990—1991)
  • Совет федерации СССР (1990—1991)
  • Государственный Совет СССР (1991)
  • Политический консультативный совет при президенте СССР (1991)

Коллегиальный глава СССР Индивидуальный глава СССР Органы при главе СССР

  • Всесоюзный съезд советов (1922—1936)
  • Верховный Совет СССР (1936—1991)
  • Съезд народных депутатов СССР (1989—1991)

  • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938)
  • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1991)

  • центральный исполнительный комитет (цик) (1922—1938)
  • верховный совет (1937—1991)

  • президиум цик (1922—1938)
  • президиум верховного совета (1937—1991)

  • совет рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (1922—1936)
  • совет депутатов трудящихся (1936—1977)
  • совет народных депутатов (1977—1993)

Союзные органы Представительные Исполнительные
Республиканские органы† Представительные Исполнительные
Местные органы Представительные Исполнительные

Центральные органы Органы общей управленческой компетенции Отраслевые и функциональные органы
Республиканские органы†
Местные органы

  • Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

  • Верховный Суд СССР (1923—1992)
  • Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР

  • Военная коллегия Верховного суда СССР
  • Военный трибунал СССР
  • Высший Арбитражный Суд СССР (1990—1992)
  • Госарбитраж СССР (1974—1990)

Союзные органы Конституционный суд Суды общей юрисдикции Специализированные
Республиканские органы†
Местные органы

  • Прокуратура Верховного суда СССР (1923—1933)
  • Прокуратура СССР (1933—1946)
  • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

  • Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990)
  • группа народного контроля
  • пост народного контроля

  • Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945)
  • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991)
  • Специальный комитет по использованию атомной энергии

Прочие органы
Органы прокуратуры Органы народного контроля Чрезвычайные органы
†Включая республики Союза ССР и автономные республики в их составе.

Министерство иностранных дел (СССР) — Ministry of Foreign Affairs (Soviet Union)

Министерство внешних сношений СССР

Министерство иностранных дел СССР

Все министерства тюлени Советского Союза использовали советский герб

Обзор агентство

сформированный

16 июля 1923

растворенный

15 ноября 1991

, заменяющее агентство

  • Министерство иностранных дел в Российской Федерации (1992)

подсудность

Союз Советских Социалистических Республик

Штаб-квартира

Москва , Русский СФСР , Советский Союз

Министерство внешних связей ( MER ) из Союза Советских Социалистических Республик ( СССР ) ( русские : Министерство иностранных дел СССР ), формируется на 16 июле 1923 года , было одним из самых важных государственных учреждений в Советском Союзе . Он был известен как Наркомат иностранных дел ( русский : НАРОДНЫЙ комиссариата по иностранным делам ), или Наркоминдел , до 1946 года Министерство не было известно , как министерство иностранных дел ( Россия : Министерство иностранных дел ), или МИД , с 1946 по 1991. MER, на уровне общесоюзного, была создана 6 июля 1923 года , после подписания Договора о создании СССР , и был основан на Наркомата иностранных дел Российской советской Федеративной Социалистической Республики ( РСФСР), образованная в 1917 году Министерство возглавлялась наркома до 1946 г. министр иностранных дел до 1991 года, и министр иностранных дел в 1991 году Каждый руководитель министерства был выдвинут председателем этого Совета Министры и подтверждены Президиумом из Верховного Совета и был членом Совета министров.

Министерство иностранных дел переговоров дипломатических договоров, обращение советских иностранных дел вместе с Международным отделом ЦК и помогать в руководстве международного коммунизма и против империализма , как сильных тема советской политики. Перед тем как Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем , организационная структура ОВО в основном остались прежними. Как и многие другие советские учреждения, то MER имели группу внутренней политики , известной как Коллегия , состоящая из министра, два первых заместителей министров и девять заместителей министров, среди других. Каждый заместитель министра обычно возглавлял его собственный отдел.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Народный комиссариат иностранных дел СССР ← Министерство иностранных дел СССР → Министерство внешних сношений СССР

Министерство иностранных дел СССР
(МИД СССР)

Печати всех министерств и ведомств СССР использовали Герб Советского Союза

Здание министерства иностранных дел

Общая информация

Дата создания

15 марта 1946 год

Предшествующие ведомства

Народный комиссариат иностранных дел СССР (1917-1946)
Министерство иностранных дел Российской империи (1802-1917)
Коллегия иностранных дел (1717-1802)
Посольский приказ (1549-1720)

Дата упразднения

26 декабря 1991 года

Заменено на

МИД России

Руководство деятельностью осуществляет

Совет Министров СССР

Штаб-квартира

Москва, Смоленская-Сенная площадь, д. 32-34

Министе́рство иностра́нных дел СССР — центральный орган государственного управления СССР в области внешней политики и международных отношений.

Союзно-республиканское Министерство создано 15 марта 1946 года путём пребразования из Народного комиссариата иностранных дел СССР.

В 1946—1952 годах Министерство размещалось в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Улица Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21).

14 ноября 1991 Министерство иностранных дел СССР упразднено. На его базе образовано Министерство внешних сношений СССР (с приданием новообразованному ведомству части внешнеторговых функций).

> Структура

  • 4-м Европейский отдел: Польшей, Чехословакией.
  • 5-м Европейский отдел: Болгарией, Венгрией, Румынией, Югославией, Албанией, Грецией и Кипром.
  1. Закон от 15 марта 1946 года. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. — 1946. — № 10.
  2. Кузнецов Василий Васильевич
  • Народный комиссариат по иностранным делам
  • Министерство иностранных дел России
  1. Закон от 15 марта 1946 года. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. — 1946. — № 10.
  2. Кузнецов Василий Васильевич
Институты государственной власти и управления СССР
Глава государства
Коллегиальный глава СССР

Всесоюзный съезд Советов (1922—1936) • Центральный Исполнительный Комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1988) • Президиум Верховного Совета СССР (1936—1988)

Индивидуальный глава СССР

Председатель Верховного Совета СССР (1988—1990) • Президент СССР (1990—1991)

Органы при главе СССР

Вице-президент СССР (1990—1991) • Президентский совет СССР (1990) • Совет безопасности СССР (1990—1991) • Совет Федерации СССР (1990—1991) • Государственный Совет СССР (1991) • Политический консультативный совет при Президенте СССР (1991)

_
Советы
Союзные органы

Всесоюзный съезд Советов (1922—1936) • Центральный исполнительный комитет СССР (1922—1938) • Верховный Совет СССР (1936—1991) • Съезд народных депутатов СССР (1989—1991)

Республиканские органы
Местные органы

Краевой совет народных депутатов • Областной совет народных депутатов • Совет народных депутатов автономной области • Совет народных депутатов автономного округа • Районный совет народных депутатов • Городской совет народных депутатов • Поселковый совет народных депутатов • Сельский совет народных депутатов • Исполком

Правительство
Союзные органы
Высшие органы
Центральные органы

Народные комиссариаты СССР • Министерства СССР • Государственные комитеты СССР • Государственные агентства СССР

Ведомства при Правительстве СССР

Инспекции • Комиссии • Комитеты • Советы • Управления • Прочие органы

Республиканские органы

Правительство республики Союза ССР • Правительство автономной республики

Местные органы

Исполком • Совнархоз

Суды
Союзные органы
Конституционный суд

Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

Суды общей юридикции

Верховный Суд СССР (1923—1992) • Специальное судебное присутствие Верховного Суда СССР

Специализированные

Военная коллегия Верховного суда СССР • Военный трибунал • Высший Арбитражный Суд СССР (1990—1992) • Суд чести (СССР)

Республиканские органы

Верховный суд республики Союза ССР • Суд автономной республики

Местные органы

Краевой суд • Областной суд • Суд автономной области • Окружной суд • Народный суд • Народный судья • Товарищеский суд • Военный трибунал

Прочие органы
Органы прокуратуры

Прокуратура Верховного Суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

Органы народного контроля

Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • Группа народного контроля • Пост народного контроля

Чрезвычайные органы

Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945) • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991) • Специальный комитет по использованию атомной энергии

> Структура

  • 4-м Европейский отдел: Польшей, Чехословакией.
  • 5-м Европейский отдел: Болгарией, Венгрией, Румынией, Югославией, Албанией, Грецией и Кипром.

Министры иностранных дел РФ с 1990 года. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром иностранных дел (МИД) РФ Сергея Лаврова.

После распада СССР и подписания соглашения об образовании Союза Независимых Государств 8 декабря 1991 г., руководство внешней политикой России перешло от союзного министерства иностранных дел к МИД РСФСР (создано в 1944 г., до 1991 г. занималось вопросами выезда за границу жителей республики). С 1990 г. российский МИД возглавляли четыре министра. Дольше всех в должности по состоянию на 18 мая 2018 г. находился Сергей Лавров — 5 тыс. 183 дня. Самый короткий срок на посту министра был у Евгения Примакова — 976 дней.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о руководителях министерства с 1990 г.

Андрей Козырев (1990-1996)

Андрей Козырев (род. 1951), окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Кандидат исторических наук (1977). С 1974 г. работал в центральном аппарате МИД СССР, с 1986 г. — был советником, руководителем отдела, заместителем начальника, начальником управления международных организаций внешнеполитического ведомства. С 11 октября 1990 г. по 5 января 1996 г. — министр иностранных дел РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — РФ) в правительствах Ивана Силаева, Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В декабре 1991 г. вместе с Сергеем Шахраем, Егором Гайдаром и Геннадием Бурбулисом представлял РСФСР в рабочей группе, подготовившей Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. Принимал участие в создании предвыборного блока «Выбор России». В 1993-2000 гг. — депутат Госдумы РФ I — III созывов. Входил в президиум Российского еврейского конгресса, был членом совета директоров, вице-президентом американской корпорации IСN Рhаrmасеutiсаls, старшим партнером инвесткомпании Global Strategic Ventures, возглавлял совет директоров Инвестторгбанка. В настоящее время проживает в г. Майями (шт. Флорида, США).

Евгений Примаков (1996-1998)

Евгений Примаков (1929-2015), выпускник арабского отделения Московского института востоковедения. Доктор экономических наук (1969), академик Академии наук СССР (1979). С 1956 г. работал в арабской редакции Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, с 1965 г. был собственным корреспондентом газеты «Правда» на Ближнем Востоке. С 1970 г. был заместителем директора, в 1985-1989 г. — директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В конце 1980-х гг. Евгений Примаков начал политическую карьеру, стал одним из заметных деятелей горбачевской «перестройки». В 1989 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, являлся членом комиссии ЦК по международной политике. Одновременно возглавлял одну из палат Верховного Совета СССР, был академиком — секретарем отделения экономики АН СССР. С 1990 по 1991 г. входил в Президентский совет СССР, отвечал за внешнюю политику, вел переговоры с президентом Ирака Саддамом Хусейном по вопросу вывода иракских войск с территории Кувейта. Также был помощником президента СССР Михаила Горбачева в отношениях с «Большой семеркой». С сентября по декабрь 1991 г. возглавлял советскую внешнюю разведку — Первое Главное управление КГБ, затем Центральную службу разведки СССР. После распада СССР в 1991-1996 гг. был директором Службы внешней разведки РФ. 9 января 1996 г. был назначен министром иностранных дел, занимал этот пост в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Евгений Примаков первым выдвинул идею укрепления сотрудничества в формате тройки Россия-Индия-Китай, которая дала старт процессу оформления БРИКС, выступал против ужесточения санкций в отношении Югославии и планов интервенции НАТО в этой стране. 11 сентября 1998 г. покинул МИД и возглавил российское правительство. После отставки с поста премьера в мае 1999 г. стал лидером избирательного блока «Отечество — Вся Россия» (ОВР) вместе с Юрием Лужковым и экс-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы III созыва по списку ОВР. Тогда же официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000 г. Однако в феврале 2000 г. отказался от участия в выборах. В декабре 2001 г. стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ, досрочно прекратив депутатские полномочия. Занимал этот пост до 2011 г. Скончался 26 июня 2015 г. в Москве.

Игорь Иванов (1998-2004)

Игорь Иванов (род. 1945), окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза. Доктор исторических наук (2005). С 1969 г. был научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. С 1973 г. работал в центральном аппарате и зарубежных представительствах МИД СССР, в 1980-х гг. был советником в посольстве Советского Союза в Испании, помощником министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. После распада СССР руководил российским посольством в Испании, с декабря 1993 г. стал первым заместителем министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. был назначен главой МИД. Сохранял свой пост в составе правительств Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. Под руководством Иванова была разработана и принята Концепция внешней политики РФ (2000). В марте 2004 г. ушел с поста главы МИД. В 2004-2007 г. — секретарь Совета безопасности РФ. Затем возглавлял комитет по стратегии и инвестициям нефтегазовой компании «Лукойл». Был директором Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время — президент Российского совета по международным делам.

Сергей Лавров (2004 — н. в.)

Сергей Лавров (род. 1950), окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1972 г. работал в посольстве СССР в Шри-Ланке, затем в управлении международных организаций МИД. С 1981 по 1988 г. — первый секретарь, советник, старший советник в постоянном представительстве Советского Союза при ООН в Нью-Йорке. На момент распада СССР занимал должность начальника управления международных организаций, в апреле 1992 г. был назначен заместителем министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. С 1994 г. в течение десяти лет возглавлял постпредство России при ООН в Нью-Йорке. 9 марта 2004 г. сменил в должности министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Сохранял свой пост в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева..